Что в израиле называют бабушкины волосы

Опубликовано: 17.05.2024

search

mamtakim-israeliim

Как известно, наш народ отличается чрезвычайной изобретательностью. Это касается, в том числе, создания новых блюд и продуктов питания, иногда весьма необычных. Анна Файн предлагает вашему вниманию обзор странных сладостей, которые популярны в Израиле.

1. “Дедушкина палочка”

mamtak-1

Тонюсенькая трубочка из твердого прозрачного нейлона, заполненная маленькими конфетками-драже. Упаковка может быть прямой или изогнутой на конце, как настоящая дедушкина палочка. Отчего-то дети любят это странное изделие, особенно неприхотливые детишки из многодетных религиозных семей. Видимо, оттого, что крошечными драже легко поделиться с младшими братьями и сестрами. Кончик дедушкиной палочки откусывают, и сладкое счастье ссыпается в рот. Если съесть только половину, другую половину можно насыпать в ладошку младшей сестренки. При этом от десяти до тридцати процентов упадет на пол, только что вымытый усталой мамой.

Опасности дедушкиной палочки

Откусанный кусочек нейлона обычно съедается вместе с конфетами. Сами конфеты состоят из сахара и пищевого красителя, что вызывает аллергическую реакцию. Маленькие конфетки, которые дитя, задрав голову, ссыпает себе в глотку, могут попасть в дыхательное горло. Просто счастье, что от этого ужаса никто еще не умер. Ну что же, Б-г Израиля хранит Свой народ.

2. «Бабушкины волосы»

mamtak-2

Не пугайтесь, это не настоящие волосы. Это всем хорошо известная сахарная вата. Бабушкины волосы и дедушкина палочка – сладкая парочка. Белые, как бы седые “бабушкины волосы” продают летом возле аттракционов, где веселятся детишки. У израильской сахарной ваты две особенности. Во-первых, она быстро тает на жарком солнце, превращаясь в слипшийся ком. Во-вторых, она иногда продается в порционных упаковках, и превращается в сладкий ком в нейлоне.

Опасности бабушкиных волос

Опасность у них одна – они на сто процентов состоят из сахара. Если вам попалась бабушка-панк, и волосы у нее розовые, то ваш ребенок, помимо сахара, съест еще и пищевой краситель (см. пункт “аллергическая реакция”).

3. Кархон – сладкий лед

mamtak-3

Трубочка из нейлона, толщиной примерно в два взрослых пальца, заполненная сахарным сиропом, перемешанным с искрошенным льдом и пищевыми красителями ярких химических оттенков. Хранится это счастье в морозильной камере, извлекается по мере необходимости и вручается детям в жаркие дни как дешевый заменитель мороженого. Если проглотить сразу много, начинает ныть под ложечкой от резкого удара холодом. Но, если рассасывать кархон постепенно, он хорошо освежает в сорокоградусную летнюю жару.

Подавиться искрошенным льдом очень неприятно. Утешение одно – если вдруг попадет в дыхательное горло – сразу растает. В кархоне огромная концентрация пищевых красителей, и, по моему разумению, его вообще нельзя давать детям. Хороший и дешевый заменитель мороженого в жаркие дни – замороженные кусочки апельсина, мандарина или грейпфрута. Кстати, мороженое из фруктов – традиционная еврейская сладость в Песах. Конечно, наши бабушки замораживают кусочки цитрусов, обваляв их в сахаре, но, по крайней мере, в таких сладостях нет вредных красителей.

4. «Сладкие змеи»

mamtak-4

Не пугайтесь – речь не о змеях из серпентария. Эти змеи водятся в мармеладном отделе магазина сладостей. Мармеладки, оформленные в виде длинных тянучек и выкрашенные все в те же карнавальные тона – лучший друг израильского солдата. Особенно, если это пехотинец, которому приходится совершать продолжительные марш-броски. На двадцать пятом километре, в неудобных новых ботинках, с вещмешком, автоматом, в бронежилете и каске, с тридцатикилограммовой рацией, или с носилками на плече, или со стрелковой частью пулемета весом в пятьдесят килограммов… Ну, в общем, болит все тело. И сладкая змея, положенная под язык, каким-то чудесным образом помогает заглушить боль.

Опасности сладких змей

Они все те же – пищевой краситель и сахар. Утешение одно – некоторые виды желе полезны для печени.

5. «Взрывные шоколадки»

mamtak-5

Опять я вас напугала? Нет, этот молочный шоколад не произведен в Секторе Газы, и не содержит тротила. А содержит конфетки-драже со странным эффектом карнавала во рту. Когда прижимаешь их языком к небу, они не рассасываются, а как бы взрываются, точно старинные хлопушки с конфетти. Это одновременно вкусно и смешно.

Опасности взрывных шоколадок

Они те же самые, что у шоколада вообще. Шоколад вызывает привыкание. Но, если горький шоколад хотя бы содержит полезные для здоровья вещества, то молочный шоколад – типичные “пустые калории”.

6. «Голова негра»

mamtak-6

Еще один вкусный кошмар израильской пищевой промышленности. Правда, с введением политкорректности, этот продукт больше не называется “головой негра”, а зовется “крембо” – крем в нем. Проще говоря, кремовая горка на печенье, облитая шоколадом.

Опасности головы негра

Основная опасность – калории. Другая опасность – детские драки из-за справедливого распределения “крембо” между всеми членами семьи. (Крембо часто продается в больших упаковках). Кремовая внутренность “головы негра” имеет свойство хорошо прилипать к одежде и не очень легко отстирываться.

7. «Бамба»

mamtak-7

Это самый легендарный израильский продукт. Говорят, что три первых слова израильского ребенка – мама, папа и Бамба. Она представляет собой хрустелки типа “воздушной кукурузы”, только сделаны они не из кукурузы, а из арахисовой муки. Бамба – не сладость, а соленость. Эта ее особенность, а также обогащение Бамбы искусственными витаминами, заставляет израильских мам думать, будто Бамба полезна.

Основная опасность Бамбы – вред, который наносит арахисовая пыль детям, страдающим от болезней дыхательных путей и различных пищевых аллергий. Если у ребенка астма, бронхит, атопический нейродермит – бамба не для него.

8. «Бисли»

mamtak-8

Это хрусткие изделия из теста, как и Бамба, соленого, а не сладкого. Они хороши для взрослых как закусь к пиву. Дети тоже их обожают, но Бисли таят в себе некоторые опасности.

Бисли бывают со вкусом копченостей, соленостей и прочих разносолов. Достигается этот вкусовой эффект при помощи химических веществ, вызывающих привыкание и весьма небезопасных для здоровья.

9. Апропо

mamtak-9

Апропо – изящные “кулечки”, похожие на колпачки гномов, сделанные из кукурузной муки. Апропо – приятный сопроводитель пивного вечера в кругу друзей.

В целом они те же, что и у Бисли – химические добавки.

10. Маца в шоколаде

mamtak-10

Маца в шоколаде – сладость для любителей черного юмора. «А вот кому маца, покрытая гематогеном из крови таких-то младенцев», – обычно возглашает мастер шуток на грани фола. Впрочем, шутки быстро прекращаются, потому что маца в шоколаде – это вкусное, традиционное в то же время оригинальное блюдо.

Опасности мацы в шоколаде

Маца и сама по себе очень калорийна, а уж в шоколаде… Съесть можно сразу много, употребив при этом за вечер трехдневную норму калорий. А главная опасность – вашу шутку подслушает человек, не понимающий еврейского черного юмора.

И в заключение – пусть не только маца, но и мы все тоже будем в шоколаде!

Сегодня в Израиле день пожертвования волос.
Как известно, онкологические больные теряют волосы после химиотерапии. И все вынуждены носить в этот период парики.

Особенно страдают дети, когда теряют волосы.

Нынче день, когда девочки отрезают свои длинные волосы и передают их в специальный фонд для изготовления париков больным детям.

Мне есть кем гордиться, моя двенадцатилетняя девочка отрезала свои красивые, длинные русые волосы и отдала их в фонд.

Детям в школах рассказывают о проблемах онкологически больных детей, и школьницы специально отращивают длинные волосы для пожертвования.

Я считаю это очень правильным воспитанием. Вот это и есть патриотизм, когда даже дети думают о тех согражданах, которым нужна та или иная помощь.

А еще детям с детского сада рассказывают о природе Израиля и объясняют, что в лесу нельзя рвать дико растущие цветы. Любуйся ими, фотографируй, но не рви.

Я специально сделала вид на прогулке в лесу, что хочу сорвать в лесу цветок, но мои маленькие леди устроили мне целую лекцию о вреде моих поползновений!
О том, что я могу получить штраф и вообще, нужно хранить нашу природу.
Я внимательно и благодарно выслушала, покаялась в своих плохих намерениях к огромному удовольствию тогда семи и четырехлетних моих воспитателей!

Никаких выводов, просто информация.

Диким, пещерным людям не понравится такое воспитание.

Пани Галя, интересная информация. О дне пожертвования волос слышу впервые.
Абсолютно согласна, ребёнка с самого раннего детства надо учить доброте,
сопереживанию, бережливому отношению к окружающему нас миру.
А вот фраза:
Диким, пещерным людям не понравится такое воспитание. (С)
здесь ни к чему и портит впечатление.
На этом сайте нет диких, пещерных и необразованных.

В Израиле в одной семье умерла дочь, от онкологического заболевания. Ее лечили, но, к сожалению, не надолго продлили ее жизнь.
В честь памяти дочери родители организовали фонд, который собирает у добровольцев волосы на парики для онкологических больных.

Несколько дней в году в специальных, объявленных парикмахерских, куда приходят пожертвователи, проверяют длину и отрезают косу, а потом делают стрижку пожертвователю. Я видела ролик, как отрезали заплетенную косу у моей девочки. Потом ей дают специальный пакет, в котором она сама отправит косу в фонд по почте. И дают что-то типа грамоты, удостоверяющей ее имя, время пожертвования волос. Делают фотографию: в одной руке коса отрезанная, в другой - "грамота". Эти фотографии собираются в фонде.
Вот описала всю процедуру. )

А насчет диких и пещерных - Вы ошибаетесь! ))) Они есть! Пройдитесь по написанным рецензиям! )))

Такой день должен быть в каждой стране.
У вас замечательная девочка. Передайте ей мое восхищение. Доброта возвращается сторицей.
Всегда буду защищать тех русских, которых люблю. У меня их много! :=))
Сама, специально, к 9 мая мою машину, поедем на кладбище к своим ветеранам. Все в этот день для них должно сверкать чистотой, накроем стол и расскажем детям и внукам о предках, которыми можно и должно гордиться, о безмерной благодарности.

Вы будете защищать ТОЛЬКО русских?
А мне чихать на национальность. НИКАКОГО значения она не имеет, поскольку это данность, не зависящая от человека.
А вот какой это человек - зависит от него, если он психически нормален.
Тем более, что русский - это такая условность! )))

Все нации - условность. )

Не согласна. Национальные традиции есть и играют огромную роль в воспитании ребенка.

Ага. Особенно русские! ))) Русские Урала не поймут толком речь русских Поморья. Традиции южнорусских сравните с сибиряками! ))
Да что там русские, возьмите евреев. Маленькая нация, а единая традиция - только религия. Практически все остальное - разнится хотя бы потому, что жили тысячелетиями в разных странах. )

Возьмите немцев, прикалываются над своими же из других земель!
Нации - условность. Традиции вырабатываются комьюнити данной местности. Какая нация - одесситы? ))) А у них свои традиции, общие почти для всех.

У евреев есть черта, которая свойственна им всем,
независимо от страны проживания.
На сайте есть автор ИльЯХам, он с удивительным
постоянством оскорбляет Леду Шаталову. Все знают, что она инвалид.
Никто и никогда не заступился за неё.
Леда очень порядочный и доброжелательный человек, всегда
оставляет положительный отзыв. Никогда и никого не оскорбила.
Написал ИльЯХам отрицательный отзыв Евгению Говсиевичу.
Посмотрите сколько авторов его поддержали.

Не поняла связи евреев с Ильхамом, который всего-навсего одна из масок нашего плясуна.
Это его манера оскорблять людей, особенно женщин.
Никогда не знала госпожу Шаталову, не знала о ее состоянии.
Напишите мне, если увидите, что ЭТО обижает ее. Приду непременно.

И Говсиевича увидела только вчера, тоже не знакома с этим автором.
Вы хотите сказать, что евреи защищают только своих?
За всех не ручаюсь, но я не разделяю людей по национальностям.
Пишите мне, справимся вместе с негодяями.

Пани Галю, вот насмешили. :=))
Впереди 9 мая, вы нападёте на ветеранов, а я на вас. Обещаю! :=))
Вы собираетесь меня от себя защищать? :=))

Да Ваши-то нападения мне ниже плинтуса. Тоже мне опасность! ))))

Нападать на ветеранов? Каких и зачем?
Я всегда нападаю на власть, а не на несчастных людей возрастом под сто лет.
Даже ряженных под ветеранов я не трогаю особо. В стране, построенной на лжи, и ветераны могут быть клоунами. Сколько раз разоблачали аферистов, увешанных купленными или украденными орденами.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Не часто приходится быть свидетелем тысячелетних ритуалов, тех, которые не рассчитаны на показуху. Их не демонстрируют туристам и любопытным. Эти традиции имеют глубокий сакральный смысл и не поддаются течению времени. Один из них праздник Лаг ба Омер на горе Мерон в Израиле.

Полмиллиона на Мероне

Всю ночь и на утро в воздухе стоял запах дыма, копоти и жаренного мяса. Ночь, когда по всему Израилю жгут костры называют Лаг ба Омер. В этом году жар костров усугубил зной из пустыни. Шараф накрыл Израиль 45-ти градусной жарой. На следующий день после праздника начались пожары. Горели религиозные мошавы — деревни на юге, на севере, в центре страны.

Ведь говорили евреям: «Не жгите костры!» Так ведь нет. Древняя традиция разжигать костры незыблема уже около двух тысяч лет. И центр ее это гора Мерон на севере Израиля. Сотни тысяч религиозных евреев собираются здесь каждый год, чтобы зажечь самый большой костер. С каждым разом людей становится все больше. В этом году на Мероне собралось полмиллиона паломников.

В еврейском местечке

Это была не просто толпа, а огромная масса, потоки людей, стекавшиеся от подножия горы и на самый верх, к могиле основоположника каббалы Шимона Бар Йохая Рашби. Оказавшись внутри этой человеческой массы, ощущаешь, что попал в особый поток энергии. Это концентрация молитв, пения, возгласов радости и стремления вверх к месту, где будет гореть огонь.

В начале подъема действие больше похоже на фольклорный фестиваль. Такое ощущение, что актеры переоделись, и мы очутились в еврейском местечке начала века. Люди в белом, в черном, в цветном. В костюмах, в лапсердаках, в белых рубашках. Играет музыка, с огромных экранов вещают еврейские мудрецы. Тут же на улице трехлетним мальчикам стригут длинные волосы, оставляя по бокам пейсы. Огромное количество детей везде. Малышей везут к колясках. Те, кто постарше с воздушными шариками, на которых написано «Мошиях», бегут за родителями. В такой толпе дети могут потеряться. Для того чтобы найденного ребенка вернуть в семью, на запястье каждому надевают бумажный браслет с именем, адресом и телефоном родителей. И взрослые, и дети — все спешат, и почти бегут на верх, к огню.

Возлюби ближнего своего…

Но чем дальше мы продвигаемся вверх, тем яснее мы понимаем, что это не театр, а еврейский мир во всем его многообразии, разноголосице, шуме и балагане. И чем сильнее нарастает этот хаос, чем ближе мы к огню, тем больше хочется вглядываться в лица, наблюдать сцены и понять суть происходящего.

-Лаг ба Омер, — рассказывает нам проводник, — тридцать третий день от счета омера и после Пейсаха, то есть выхода из Египта. Омер это мера веса зерна. В Храме в течение 49 дней после Пейсаха приносили жертву ячменем. И лишь на 50 день приносили жертву новым урожаем пшеницы. В 33 день от счета омера остановилась эпидемия, унесшая жизни 24 тысячи учеников великого законоучителя раби Акивы.

-Почему их поразила эпидемия?

-В пятикнижии, которое получил Моше на горе Синай было 613 заповедей. И среди них одна самая трудная: «Возлюби ближнего как самого себя.» Все остальные заповеди ты можешь исполнить на физическом уровне — не ешь, не пей, не кради… А эта не работает на физическом уровне. Ученики достигли высокого духовного уровня, но не смогли исполнить заповедь — возлюби ближнего как самого себя. Поэтому они стали умирать.

Мои слова как пламя

Чтобы не потеряться, мы передвигаемся мелкими перебежками. Через каждые 50 метров сбиваемся в кучу, пересчитываем, все ли на месте. Шумная толпа уплотняется. Все говорят, кричат, поют одновременно. Слышим английский, французский, иврит. Два хасида в черных шляпах протискиваются вперед: «Разрешите пройти.» На русском! Они просачиваются сквозь толпу. А мы делаем очередную остановку.

-В Лаг ба Омер умер ученик раби Аккивы раби Шимон Бар Йохай. Он является мудрецом, который раскрыл глубочайшие тайны Торы. И с его слов его ученики написали книгу Зоар.

-Почему зажигают костры?

-В момент самой смерти Шимона Бар Йохая время остановилось, день был чуть длиннее. Солнце палило очень сильно. И место, где он лежал, вспыхнуло огнем. Слава Торы воспламенились. Так сказано в Торе: «Все мои слова — как пламя.»

Жестокие времена

На огромном экране, который висит над толпой, начинается трансляция церемонии. Мы видим сооружения в виде амфитеатра, сотни молящихся мужчин в черных лапсердаках и широкополых шляпах. Главный раввин на специальном возвышении читает Тору повернувшись в сторону могилы раби Шимона Бар Йохая. Здесь будет зажжен огонь. Сюда пропускают только учеников ешив, цадиков, раввинов. И только мужчин.

-В Лаг ба Омер чтут память одной из самых трагических страниц истории еврейского народа — восстании Бар Кохбы. Это были самые ужасные времена правления римского императора Адриана, когда был разрушен Иерусалим и на месте Храма построена Элия Капитолийская. После падения Храма был зверски казнен раби Аккива. У римлян Адриан считается самым прогрессивным императором, потому что он строил театры, мосты, акведуки. Но для иудеев это были самые жесткие времена. Адриан уничтожил всю возможность еврейства на земле Израиль. Начался период Вавилонского талмуда.

Мошиях придет

Поток людей разделяется на две половины — мужскую и женскую. Женская половина шумная, разноцветная. По наряду и головным уборам можно понять из каких общин каждая женщина. Парики и шапочки в стиле 30-х — выходцы из Европы, ашкеназы. Чалма — сефарды, Африка, Ближний Восток. Женщины с упорством лезут в толпу, где уже практически нет свободного пространства. Они тащат за собой детей, толкают вперед коляски, прокладывая ими путь. В какой— момент понимаешь, что давка становится нереальной — или раздавят тебя, или ты ненароком наступишь на какого-нибудь младенца.

Ривка живет в Иерусалиме. У нее 9 детей и она каждый приезжает на Мерон в Лаг Ба Омер. Ее семья эмигрировала из Европы еще в сороковых годах.

-Невозможно описать радость, которую испытываешь находясь здесь. Я счастлива, что мы вместе. Это дает нам надежду, что Мошиях придет.

Проверка самого себя

Раввин на экране произносит последние благословения и поджигает костер. Толпа радостно ликует. У некоторых на глазах слезы. Женщины молятся, прикрыв лица молитвенниками и ритмично раскачиваясь взад вперед. Дальше идти невозможно. Понятно, что плотность такая, что пробраться наверх и увидеть хоть что-то не удастся.

Становится немного страшно, что если вдруг в этой толпе возникнет паника или кто-то с силой рванет, начнется давка. И мы поворачиваем назад. Выбираемся на свободное место и переводим дух. На Мероне жарко из-за погоды, из-за костра, из-за зашкаливающих эмоций.

Потом узнаем, что несколько сотен человек обратились за медицинской помощью. Кто-то обжегся, кто-то напился, кто-то ушибся, кого-то укусил скорпион. Сотни полицейских, парамедиков и пожарников дежурили на месте. Разбивали и направляли потоки людей, следили, чтобы не было провокаций. Но в толпе, которая верит в приход Мошияха не было ни агрессии, ни истерики, ни всего того, что сопровождает слепой фанатизм. Было много странного, смешного, трогательного. Там были фрики и искренне верующие, полоумные мамашки и еврейские красавицы с библейскими лицами, каббалисты с отстраненными взглядами и пьяные ешибоники. Это все наши современники, евреи, которые живут в Израиле, поднимаются на гору Мерон, жгут костры и верят в чудо.

– Для меня, – говорит Зеев, который каждый год приезжает на Мерон в Лаг ба Омер, – Мерон – это проверка себя самого.

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Волосы занимают промежуточное положение между телом человека и его одеждой. С одной стороны, волосы оказывают духовное влияние на мир, будучи воплощением меры суда. С другой стороны — волосы украшают и придают достоинства. Замужние женщины обязаны покрывать волосы. Скорбящие — не стригутся. Тора обязала назира, левита и человека, излечившегося от мецора, сбривать волосы. Существуют особые законы по поводу окрашивания волос, подстригания бороды, бритья волос на теле и обращения с волосами в субботу.

Оглавление

Духовная сила волос [↑]

В Торе о создании Хавы написано: «И отстроил Господь Б-г сторону, которую взял у человека, (чтобы ему быть) женой, и привел ее к человеку». (Берешит 2:22). То есть недостаточно было отделить от человека сторону, грань, её нужно было достроить, то есть придать ей соответствующую форму и суть. Но если женщина была образована путём отделения готового образа от общего тела, какая надобность в таком существенном преобразовании?

На этот вопрос Гемара отвечает, что «строительство» относится не к телу женщины, а к ее волосам. Вс-вышний, словно желая придать Хаве привлекательность, заплёл ей волосы. Но, спрашивает Бен Йеоядо, зачем для создания прически Хавы понадобилось вмешательство Вс-вышнего?

Дело в том, что в волосах, впрочем, как и в любом человеческом органе, заключено средство, которым человек влияет на духовное состояние мира.

Известно, что мужчина стрижёт волосы на голове. Этим самым, считают мудрецы, он ослабляет действие сил, ответственных за воплощение меры суда, с которой волосы имеют мистическую связь. Пейсы на висках оставляются намеренно, ибо не годится полностью лишать силы меру суда — без этой меры мир не мог бы существовать.

Но женщина, являясь конечным итогом Творения, основой основ практического исполнения Закона — а мера правосудия зиждется на этом исполнении, — сняв волосы, способна привести к полной отмене меры суда. Более того, для укоренения этой меры, женщина не только не стрижёт волос, она отращивает их.

С другой стороны, по этой же причине женщине надлежит заплетать косы. Заплетая волосы, женщина как бы упорядочивает меру правосудия (Бен Йеоядо, Брахот, 61,1; Китвей Аризаль, Шаар а-Мицвот, глава Кдошим). Таким образом, создавая тело Хавы, Вс-вышний заплел ей волосы, тем самым усмирив и подчинив меру суда, ибо подчинение и усмирение необузданных сил является одним из признаков полного исправления человека.

Женские волосы [↑]

Известно, что замужние женщины никому не показывают своих волос, кроме мужа — и то, только в разрешенные дни. Обязанность женщины покрывать волосы является законом Торы. В Книге Бемидбар приводятся законы Сота. Сота — женщина, которую муж начал подозревать в связи с другим мужчиной и предупредил, чтобы она не уединялась с ним. Если же она, несмотря на это, уединилась с тем мужчиной и нет доказательств, что между ними произошло что-то более серьезное, ее приводят в Храм. Там коэн проверяет, вступила ли она в связь с тем мужчиной, давая ей выпить специальную воду (подробнее см. Бемидбар 5:12-31).

Сказано, что при этом коэн распускает ее волосы, это один из элементов процедуры проверки. Отсюда мы делаем вывод, что волосы еврейской женщины обычно были собраны и покрыты. Раши добавляет: коэн распускает волосы этой женщины, чтобы унизить ее — в наказание за то, что она распустила их, чтобы привлечь того человека, с которым уединилась, несмотря на предостережение мужа. Отсюда следует: если волосы женщины не покрыты, это унижает ее. Появляться на людях с непокрытыми волосами — нарушение законов скромности, упомянутых в Торе.

Замужняя женщина должна покрывать волосы, так как с момента замужества волосы становятся одной из тех «частей тела», которые должны быть закрыты. Кроме того, головное покрытие показывает, что женщина замужем.

Мишна Брура (75:14) приводит высказывание книги Зоар о том, что тщательное соблюдение женщиной законов покрытия волос положительно влияет на обстановку в доме и на судьбу её сыновей.

Устная Тора разъясняет, что волосы женщины — ее украшение, они привлекают (на подсознательном уровне) особое внимание мужчин. «Волосы женщины имеют потенциал возбуждения» (трактат Брахот, лист 24). Важно подчеркнуть, что речь идет не о красоте прически, но в первую очередь — о духовных явлениях.

В принципе, и девушки тоже должны были бы ходить с покрытой головой. Однако такое требование к ним не предъявляется, так как в жизни девушки (молодой женщины, которая еще не вышла замуж) действуют в «высших мирах» принципы, о которых говорится в книге Шир а-Ширим («Песнь песней»): «Закрытый сад, сестра моя, невеста; источник сокрытый, родник запечатанный» (Шир а-Ширим, 4:12).

Эта закрытость «женского центра» девушки — ощущается, но после того, как она выходит замуж, ее «сад», «источник» и «родник» открываются и остаются открытыми. Поэтому женщина должна ходить в головном уборе, даже если она — разведенная или вдова.

Хазон Иш пишет, что незамужним разрешили не покрывать волосы из-за того, что мудрецы не хотели сильно утруждать людей. Достаточно, чтобы замужние женщины покрывали волосы.

Хатам Софер (к Недарим 30 б), дает еще одно объяснение тому, что незамужние женщины не обязаны покрывать волосы. Мужчины обязаны покрывать голову, в том числе, из-за запрета следовать обычаям неевреев (Таз на Эвен а-Эзер 8). Ведь у неевреев принято заходить в молельные дома без головного убора. А обычай нееврейских женщин, наоборот, заходить туда именно в головном уборе. Поэтому наши мудрецы постановили: незамужние еврейские девушки не обязаны покрывать волосы. Тогда это не будет похоже на следование чужим обычаям.

Среди законов чтения молитвы Шма (Шулхан Арух 72:2) есть запрет читать Шма, если напротив — замужняя женщина с непокрытыми волосами, даже если это собственная жена, т.к. это вызывает недолжные мысли. Но если это незамужняя девушка, то запрета нет, ведь они обычно не покрывают волосы.

Существует мнение, что даже незамужним девушкам всё же не следует ходить с распущенными волосами; надо собирать их в косу или в хвост (Маген Авраам75:3, Мишна Брура 75:12). Так обычно и поступает большинство еврейских девушек. Однако есть мнение, которое «облегчает» закон в этом вопросе (Махацит а-Шекель, Маген Гиборим).

В книге рава Песаха-Элияу Фалька «Оз вэ-адар левуша» («Могущество и великолепие — облачение её») указывается: «Прическа должна быть аккуратной и скромной, девушке надо стараться придерживаться “золотой середины”. С одной стороны, чтобы прическа была тщательно уложенной и изящной, но не вызывающей, не бросалась в глаза… С другой стороны, девушке запрещено пренебрегать своим внешним видом, а волосы, их конфигурация играют очень важную роль в общем облике.

Поэтому волосы должны быть аккуратно уложены, не выглядеть чересчур длинными или объёмными, а также нечесаными, с эффектом “небрежности”. Следует, не впадая в ту или иную крайность, следить, чтобы прическа была приятной, даже красивой и производила достойное впечатление. Ведь еврейская девушка — Царская дочь, и её внешний вид должен об этом свидетельствовать».

Борода [↑]

По мнению мудрецов, волосы в чем-то схожи с одеждой, поэтому они, как и одежда, выполняют двойную функцию: служат «оболочкой» для человека, «защитным слоем», а также — его «визитной карточкой», «фасадом» и «лицом». Достойного человека одежда и борода должны украшать и придавать ему достоинство. Талмуд называет бороду адрат паним — «великолепием лица» (Шабат 152а).

Поэтому царь Моава, захотев унизить послов царя Давида, обрезал каждому половину одежды и половину бороды. После этого Давид велел им оставаться в Йерихо, пока вновь не отрастет борода (Шмуэль II 10:4-5). Комментаторы отмечают: обрить оставшуюся половину бороды и так восстановить симметрию — не помогло бы, потому что, как объясняет Мальбим, борода и длинная одежда были в те времена «великолепием лица». Появление на людях без бороды было подобно появлению без одежды: даже если формально никакой запрет не нарушался, на практике это был невыносимый позор.

Известно, что, хотя, согласно Талмуду (Бава Мециа 84а), раби Йоханан был необычайно красив, его имя не появляется в списке людей, чья красота была подобна красоте созданного Самим Б-гом Адама, поскольку у него не было бороды. Красота была, но не хватало определенной доли «великолепия», и это был уже не совсем идеальный образ.

А Адам был идеальным потому, что человек был создан по образу и подобию Б-га. Волосы бороды, как сообщают мудрецы, символизируют тринадцать «тикунэй дикна» — «атрибутов бороды». Что это значит? Борода удлиняет лицо. Слово «апаим» (или арамейское «анпин»), которым в этом контексте мудрецы называют лицо, может также означать «ноздри». А слова «короткое» и «длинное» в этом случае обозначают дыхание. Короткое, учащенное дыхание — признак возбуждения и нетерпения. Медленное дыхание, глубокие вдохи и выдохи — признак терпения и успокоения.

То есть борода символизирует терпение Б-га и, в целом, — переход от строгого суда, на котором с подсудимым «короткий разговор», к милосердию и жалости. Поэтому тринадцать «атрибутов бороды» соответствуют тринадцати «мидот рахамим» — атрибутам милосердия Б-га, один из которых «эрех апаим» — Долготерпеливый, Готовый ждать, пока человек раскается и исправит свои дела. А поскольку этот мир ограничен и неспособен вместить безграничное терпение и милосердие Б-га, оно ограничено здесь тем, что представлено бородой — не частью тела, а тонкими волосами.

Таким образом, борода является одним из неотъемлемых атрибутов образа человека, который уподобляет его Б-гу, она символизирует милосердие и терпение. А отсутствие бороды — неполнота этого образа, слишком «короткий разговор».

Написано в Торе (Ваикра, 19:27): «Не стригите краёв волос вокруг головы вашей (пеат рошхэм), и не порти края бороды твоей (пеат зканэха)». Строго по закону, запрещено только «уничтожать» («лё ташхит») бороду посредством «сбривания» («лё йегалеху»), срезая волосы лезвием бритвы под корень. Запрещено обстригать по кругу голову, удаляя полностью волосы на висках. Главное — не удалять волосы на висках, стрижка по кругу упомянута потому, что так было принято стричься у языческих священников.

Можно срезать бороду ножницами, которые оставляют нижнюю часть волоса, или электрической бритвой, если ее лезвия действуют, как ножницы (в этом плане отнюдь не все бритвы кошерны). Такое срезание не определяется как «уничтожение». Также разрешено удалять волосы с помощью мазей и кремов, т. к. это не является «сбриванием».

Большинство евреев не ограничивается простым исполнением Закона. Они специально отпускают на висках волосы подлиннее. У йеменских евреев даже принято называть пейсы симаним — признаки. По этим признакам еврея видно издалека, и это тоже очень важно для нас — чтобы еврей не боялся быть евреем.

Первая заповедь Торы, относящаяся к телу, которую ребенок «выполняет» (кроме обрезания), — запрет остригать «край головы». При первой стрижке мальчику оставляют пейсы — «края». Источник обычая не стричь мальчика находим в книге Каванот (Каванат Корбан Песах) раби Хаима Виталя. Там раби Хаим Виталь рассказывает о том, что его учитель Аризаль (Ари аКадош) подстриг своего сына в день Лаг баОмер на могиле раби Шимона бар-Йохая.

Волосы и траур [↑]

Когда умирает близкий человек, в соответствии с законами траура, нельзя в течение всего первого года бриться и стричься. В те дни, что мы скорбим по разрушенному Храму (бейн амецарим: с 17 тамуза по 9 ава), мы также не стрижем волосы. В данный запрет входят волосы на голове и теле, борода. Разрешено подрезать усы, если они мешают человеку есть. Скорбящий, чей 30-дневный период траура окончился в ходе бейн амецарим, может побриться или подстричься до рош ходеш ав. Человек, который обычно бреется каждый день и вынужден продолжать бриться в течение этого периода по причине деловых или денежных потерь, тем не менее должен прекратить бриться с рош ходеш ав или, как минимум, с начала той недели, на которую приходится 9 ава.

Многие алахические авторитеты считают, что этот закон о стрижке волос касается и мужчин, и женщин. Если у женщины избыток волос на висках, то ей, возможно, разрешено удалить их, чтобы они не выбивались из-под головного убора. Замужняя женщина или такая, которая находится в брачном возрасте, может удалять волосы на ногах даже с рош ходеш ав вплоть по 9 ава.

В честь обрезания, проводящегося в бейн амецарим, моэль, сандак и отец младенца могут подстричь волосы и побриться, но только до начала той недели, на которую приходится 9 ава.

В знак памяти о трагическом исходе восстания Бар-Кохбы, а также о 24000 учениках раби Акивы, погибших в дни между праздниками Песах и Шавуот, принято соблюдать некоторые законы траура в этот период. В дни счета омера не играют свадеб, не устраивают никаких веселий, а также не стригутся и не бреются. Парик в этот период подстричь разрешено. Девушки и женщины, которые обычно удаляют волосы в косметических целях, могут делать это и в дни сфират а-омер.

Не стригут волосы также и в холь-амоэд, но совсем по другой причине. Стражам (сменам) коаним и левиим, а также специальным людям, которые наблюдают за ними, запрещено стричься и бриться в ту неделю, когда их очередь работать в Храме, — чтобы они заранее позаботились об этом и не появились на службе в неопрятном виде. По той же причине нельзя стричься и бриться в холь а-моэд — чтобы человек нашел время подстричься и побриться до холь а-моэда и не выглядел неопрятным в праздничные дни. Усы, впрочем, подстригать можно.

Есть несколько категорий людей, которым разрешено бриться и стричься в холь а-моэд, в частности, тому, кто освободился из заключения, вернулся из путешествия, где не было возможности подстричься и побриться и т.п.

Кто и когда обязан сбривать волосы? [↑]

Сказано в Сифре (Мецора): «Трое обязаны сбривать волосы, и это обривание — заповедь: назир, человек, излечившийся от цараат, и левиты». И если левиты были обязаны обрить волосы только в Синайской пустыне, и это повеление не распространялось на последующие поколения, то для назира и излечившегося от цараат бритье волос остается обязательным в последующих поколениях.

Назиром называется человек, который дал обет в течение 30 дней не пить вино и виноградный сок, есть виноград, изюм и другие продукты из винограда. Он не должен стричь весь этот период волосы головы, а также прикасаться к умершему или находиться с ним под одной крышей. По истечении срока своего обета назир обязан обривать голову и приносить соответствующие жертвы.

Еврейский богатырь Шимшон был назиром и понимал, что источник его силы — в святости назирута: «Бритва не касалась моей головы, ибо я — назир Б-га от чрева моей матери. Если бы я был обрит, то покинула бы меня сила, и я бы обессилел, и стал бы как все люди».

Какая связь между волосами и мэцора? Рав Шимшон-Рефаэль Гирш (Ваикра 14:8) объясняет процедуру очищения мэцора — человека, пораженного язвой цараат. Он злословил и сплетничал, разжигая вражду, за что был поражен язвой, изгнан за пределы лагеря и отлучен от общества. Это значит, что он неправильно построил отношения с обществом, слишком замкнулся в себе. Поэтому ему следует омыть свою одежду и обрить все волосы — снять оболочки, явно ставшие слишком плотными, стать в большей мере частью общества и заново выстроить с ним отношения.

По той же причине обривались, начиная службу, левиты (Бемидбар 8:7). Начиная служить Б-гу и народу, они должны были в особой мере отдать себя обществу и пожертвовать частной жизнью, снять все оболочки, освободившись от «лишнего», «добавленного». Ведь волосы, растущие на человеческом теле, символизируют некое «дополнение» к тому, что являет собой человек.

Окрашивание волос [↑]

Окрашивание волос — известное косметическое средство, к которому очень часто прибегают женщины, которые хотят выглядеть моложе своих лет или думают, что другой цвет волос сделает их более привлекательными. Не существует запрета для женщины украшать себя, и, в том числе, можно красить волосы — как девушкам, так и замужним женщинам — чтобы быть красивой в глазах мужа.

Иногда мужчины делают то же самое: некоторые мужчины седеют раньше времени и стесняются этого, иногда они думают, что седина может повредить им при трудоустройстве или женитьбе.

Многие авторитеты разрешили мужчинам красить волосы при определенных условиях, и не только в том случае, если седеет половина головы: мужчине, поседевшему слишком рано, если он хочет покраситься не для красоты — разрешают это сделать.

Рав Мордехай Эпштейн («Левуш Мордехай» пар. 24) разрешает красить волосы человеку, желающему поступить на работу в молодежный коллектив, но лишь в том случае, если он действительно молод, физически активен, и красится не для красоты. Проблемы обмана (утаивания настоящего возраста) в наше время нет, так как сегодня все заполняют анкету, в которой указывается настоящий возраст.

Волосы на теле [↑]

Женщине не запрещено убирать волосы на любых частях тела. Это называется дэрех нашим — «женский обычай». Именно как «женский обычай» это запрещено мужчинам. Женщине же это разрешено и не считается вмешательством в волю Творца, в отличие, например, от пластических операций. И если женщине приятней удалять волосы в определённых местах, то изначально желательно делать это каждый раз перед окунанием в микву — т.к. она воспринимает отросшие волосы как помеху, т.е. как инородное тело.

Волосы в субботу [↑]

Срезание волос относится к одной из 39 запрещенных в субботу работ — гозез («стрижка»). Поэтому запрещается не только стричь, но и вырывать любые волосы из тела человека. Необходимо проявлять осторожность, когда какой-либо предмет запутался в волосах, и не вытаскивать его, чтобы не вырвать волос. Аналогично, прочищая глаза, нос или уши, снимая пластырь с тела, надо стараться не совершить запрещенного действия.

Мудрецы запретили причёсываться в шабат обычной расчёской: при пользовании такой расчёской часто вырываются волосы, и это является псик рейша. Поэтому принято использовать мягкую щетку, предназначенную специально для шабата, которая при причёсывании не вырывает волос. Принято не делать пробора в волосах с помощью какого-либо предмета, но разрешается сделать пробор пальцем.

Есть авторитеты, разрешающие опрыскивать уже сделанную причёску в шабат различными парфюмерными средствами, например, лаком для волос, только когда причёска полностью готова и больше не требует никакого вмешательства — даже пригладить волосы рукой. Но все время, пока волосы окончательно не уложены, это запрещено по всем мнениям. Таков же закон относительно парика, но, в отличие от обычных волос, парик не следует опрыскивать ароматной парфюмерией. Поскольку парик — не часть тела, а одежда, ему, как и остальной одежде, запрещается придавать в шабат запах.

Происхождение

В Торе есть специальное писание-запрет: «Углы волос головных не должны быть закруглены». Рабби Шломо Ицхаки объясняет такой запрет: «Состригать виски важно к одному уровню с кончиками волос за линией ушей и лба, так, чтобы край волос во всех кругах создал круг. Просто за уровнем ушей корни расположились в разы выше, чем на висках».

Другими словами, височную область им брить запрещено.

В результате этого в общинах есть обычай, который пользуется авторитетом с древности. Только так удается выделить особенный «заповеданный» статус. В некоторых старинных культурах вообще запрещено трогать локоны, что растут на висках.

На иврите слово «пейсы» значит «края».

Отращивать пейсы стало обязательной частью уникальной еврейской культуры. По ним они могли идентифицировать себя среди других представителей разных культур. Вот зачем все евреи носят пейсы.

Моше бен Маймон считал, что культ образования длинных локонов на височной доле — результат безграмотного чтения божественной литературы. По его мнению, правильная трактовка Торы запрещает только брить волосы, а состригать их можно, даже на висках.

Обратим внимание на йеменских евреев (они отличаются характерными косичками в виде антенн, что нередко называют симаним –— «отличительные особенности»).

Существует знамение, по которому длинные неподстриженные пряди волос начали отращиваться в начале 17 века.

Первоначально — по нормативам правящей элиты — евреев пейсы должны были унижать. Но самая богатая нация мира превратила персональные «особенности» в элемент восхищения и тщательного ухода.

Назначение

Сегодня евреи гордятся своими длинными неподстриженными прядями волос.

Эта прядь символизирует классическую причёску ортодоксальной и ультраортодоксальной общины. Согласно мировым традициям, мужчины должны носить неподстриженные пряди. Также не стоит пренебрегать бородой и головными уборами.

Какая длина локонов допустима? Первоначально это не имеет значения, оптимальным считается даже минимум волос. Но в некоторых общинах из уважения к данному предписанию и желания существенно отличиться от других наций было принято решение отращивать длинные локоны в височной доле.

Длина локона зависит от традиции общины и местности, поскольку заповеди Торы распространяются на всех евреев, и только они решают каким следовать. Чаще всего это случается традиционно: каким заповедям и нормам следует община, таким следует и сам верующий.

В писании указано не состригать даже край волос на голове: «Не уничтожайте краев своей бороды». Потом старцы объяснили что имеется в виду локоны на височной доле, сбривать их запрещено. Правда никто не сказал, что их нужно сильно отпускать. Но, чтобы отдать дать канонам, традициям, местные взяли на себя право реализации данного обычая.

С годами локоны, что растут на висках, стали характерным символом нации. Любопытно, что ношение пейсов во многих странах было запрещено, наряду с Еврейской символикой или одеждой.

Например, в России до XIX веке было запрещено носить еврейскую одежду, тем более коренным жителям. Вся она обязательно уничтожалась, а идентификации не проводилась вообще.

Строго запрещалось употребления символики слов и языка, говорить на иврите разрешали только во время богослужения в синагоге. Также это распространялось на законы польского королевства, евреям было запрещено носить шелковые одежды, лапсердак, удлиненный капот и пояса, шапки из меха, короткие панталоны и башмачки. Евреям было запрещено ходить с удлиненными локонами у висков. Но, как мы можем увидеть, евреи верны своим обычаям.

Согласно канонам Торы, иудеям запрещается бриться опасной, острой бритвой, но допускается использование электрических приборов и современных ножниц. Однако борода тоже может укоротиться ножницами или электрической бритвой, но никак не сбиваться.

Как их делают

Многие современные жители Израиля с уважением относятся к этой норме. Для создания пейсов молодые люди часто записываются в парикмахерскую, чтобы был идеально ровный срез. В домашних условиях сделать такой не всегда получается. Носить нужный атрибут в виде пейсов готов практически каждый еврей.

Длинные локоны нередко накручивают или заплетают в косички.

Шляпа с пейсами

Это большая еврейская шляпа с пейсами, которая покрывает верхнюю часть головы евреем. Нередко искусственные волосы прикалываются к шляпе заколками.

Черная шляпа — своего рода символ еврейской религии, но этот обычай он не закреплен на законодательном уровне. Нигде в Таре или Талмуде не написано надевать ее голову.

В западных странах человек демонстрирует дань уважения снимая шляпу, еврей наоборот выказывают его, надевая ее. По всем еврейским канонам, покрытая голова — символ того, что у человека есть могущественная сила. Евреи всегда носят шляпу, консерваторы только в синагоге, во время трапезы или вечерней прогулки.

В центре города можно все чаще встретить молодых и старых мужчин в шляпах с локонами. Большие меховые изделия покупают исключительно хасиды, надевая головной убор только в дни праздника. Это их своеобразная мода. Ношение шляпы — это не закон, а скорее рекомендация.

Тора строго запрещает священникам проводить богослужения с непокрытой головой, а весь народ должен быть подобен священникам. В Талмуде сказано, что сын рабы никогда не будет ходить на расстоянии 4 рук с лысой головой. Объясняется это тем, что над волосами еврея пребывает Всевышний.

В Талмуде также рассказывается еще одна история о женщине. Ей рассказали, что ее сын начнет воровать, если сейчас не покроет голову. Женщина попросила сына надеть шляпу, потому что на него обрушится страх небес. И вот однажды, сидя под пальмой, которая принадлежала другому хозяину, мальчик читал книгу. Внезапно накидка, которая покрыла его волосы, соскользнула, и мальчик увидел спелые плоды. Они лежали и висели перед ним и соблазняли отведать чужое. Голод выиграл, парень вылез на пальму и начал перекусывать финиками.

Тора прямо не указывает, что важно покрывать волосы, такой нормы нет. Известный польский старейшина говорит, что читать важную заповедь Торы или текста ШМА может человек с непокрытой головой. Но некоторые мудрецы наоборот утверждают, что при чтении Торы голова должна быть покрыта.

Современные дизайнеры придумали уникальную шляпу с пейсами, которая позволяет не отращивать специально длинные локоны модным евреям, если они не хотят этого делать. Единственное главное правило для них остается неизменным: они не могут брить висок.

Шляпа это не принципиальный элемент, но религиозные евреи часто носят кипу и шляпу, главные отличительные головные уборы. Кипа в свою очередь символизирует о принадлежности к еврейству и определённой касте общества.

Многие называют шляпу с пейсами символом еврейского народа, без которого Бог не слышит молитву. Некоторые благочестивые даже во время ночного сна не снимают кипу. Детям покрывают волосы, чтобы приучить их к национальным традициям. Пейсы у евреев —символ самой нации.

Читайте также: