Если как вы утверждаете за вами нет никакой вины волосы отпустим с миром

Опубликовано: 17.09.2024

Фото: Ian Keefe/Unsplash

Чувство вины (негативные установки, при которых нам кажется, что совершенные нами поступки — а в некоторых случаях и мы сами — являются причиной бед других людей) имеет разнообразные проявления и не всегда напрямую относится к «вине» или «виновности». Это чувство может появиться не только там, где человек мог бы быть виноватым. Оно может возникнуть в любой ситуации, где был сильный стресс (на языке психологии — травма).

Возникнув в психике человека, это неприятное чувство исполняет важную функцию — помогает приспособиться к тяжелой ситуации, чтобы пережить ее с меньшим ущербом: вместо того чтобы фокусироваться на травмирующей ситуации, мы смотрим на чувство вины, потому что это не так больно и требует меньше внутренней работы. Можно сказать, что само по себе чувство вины почти случайно и на его месте могла образоваться любая другая негативная установка. Но почему же именно чувство вины так популярно и мы так часто говорим о нем?

Как зарождается чувство вины

Считается, что на бессознательном уровне самообвинения могут случиться уже у младенца, то есть этот механизм знаком нам с тех времен, когда мы не могли ни выразить что-то словами, ни в полной мере осознать происходящее. С появлением зрелого мышления инструментом «чувство вины» становится еще удобнее пользоваться.

Для маленького ребенка родители являются оплотом безопасности, силы и стабильности. Они обеспечивают его выживание и развитие. Бессознательно младенцы и маленькие дети безоговорочно доверяют авторитету родителей. Но если по какой-то причине ребенок страдает от поведения родителей, он оказывается перед дилеммой: кто не прав? Его всемогущие родители, которых он пока безусловно обожает и почитает, либо проблема в нем самом? Чтобы не пошатнуть стабильность своего существования, ребенок бессознательно оборачивает на себя вину за то, что между ним и его родителем что-то пошло не так. В некоторых ситуациях эта установка остается с человеком на долгие годы вперед и может диктовать его линию поведения.

Хорошая новость заключается в том, что психотерапия помогает проработать эту проблему и перестать жить по схеме травмирующего события, осевшего в бессознании. Вопреки слухам, психотерапия не призвана проникнуть в каждый уголок подсознания и добраться до воспоминания младенческого периода. Часто достаточно обратить внимание на внешние проявления проблемы, чтобы приблизиться к пониманию причин чувства вины, проработать их и изменить поведение на благополучное и продуктивное.

Работа с чувством вины — это воспитание новых, здоровых привычек в восприятии реальности и поведении.

Фото: Caleb Woods/Unsplash

Как распознать чувство вины

Чувство вины многолико и, кроме непосредственного ощущения «своей вины», принимает разные формы.

  • Извинения

В первую очередь обратите внимание, есть ли у вас привычка чрезмерно извиняться. «Извините, можно войти?», «Простите, пожалуйста, если отнимаю ваше время». В таких ситуациях, используя извинение, мы пытаемся смягчить свое вмешательство, хотя это можно сделать и другими проявлениями вежливости.

Если вам знакомо такое поведение, попробуйте поразмышлять, за что вы на самом деле извиняетесь. За себя, который побеспокоил кого-то важнее, чем вы сами, или, может быть, за себя, который не имеет права на что-то рассчитывать?

Механизм неуместных извинений, несоразмерных ситуации, также может использоваться людьми, которые склонны к самообвинениям.

  • Установка «я не заслуживаю счастья»

Хроническое чувство своей «плохости», несоответствие идеалам (придуманным самим же или привитым другими людьми) могут свидетельствовать о том, что вами управляет чувство вины. Оно заставляет думать, что вы не достойны ни похвалы, ни счастливой жизни и вообще ничего из того, чего вам хотелось бы на самом деле.

Пример — продолжение несчастливых отношений или брака «ради детей» («чтобы не расстроить маму», «чтобы сохранить союз»), «положительного образа в глазах окружающих». Для таких людей мысль о том, что можно отстаивать свои интересы и быть счастливыми, почти греховна, ведь собственное благополучие занимает последнее место среди всех других «более важных» мотивов.

Существование рядом с нелюбимым человеком ради некой высшей цели является явным отражением внутренней установки «я недостоин счастья», которая напрямую относится к чувству вины.

  • Агрессия

Другим полюсом чувства вины является агрессия, направленная как на других людей, так и на самого себя.

Агрессия в чувстве вины — это оставшаяся невыраженной претензия обидчику, который когда-то нанес урон вашей самооценке, самоуважению и положительному восприятию себя. Здесь речь идет о бессознательном восприятии, и если вы наверняка не можете сказать, в чем же проблема, то в вашей психике конфликт остался и все его участники с их ролями увековечены на бессознательном уровне.

Если после конфликта не случилось «отмщения» (например, конструктивного выяснения отношений), вероятно, подсознательное желание наказать врага будет идти по пятам, пока не найдет выхода.

Из явных примеров неприкрытой агрессии можно назвать привычку критиковать других и стремление быть правым, иметь последнее слово в любой ситуации. Такое поведение свойственно тем людям, кто внутри себя презирает право на ошибку, кто считает слабостью даже самое незначительное свое несовершенство. Критикуя других, люди часто отводят от себя опасность того, что кто-то, по их мнению, может увидеть их несовершенство. Они как бы нападают первыми. Или же они предъявляют к себе завышенные требования, строго им следуют и не могут простить всем остальным другого поведения.

Поэтому если вы замечаете у себя привычку критиковать других (про себя или вслух), вспомните ощущение, которое испытываете, когда делаете это. Попробуйте понять, чем это чувство полезно вам, что оно дает, по какой причине раз за разом вам необходимо испытывать его.

Довольно часто чувство вины сопровождается невыраженной агрессией. Если в случае с привычкой критиковать мы видим ее явное проявление, то подавленная агрессия не так прямолинейна. Она может принимать форму легкой враждебности (например, некоторые люди в стрессовой ситуации как бы «ощетиниваются»), конфликтности на работе, агрессивного стиля вождения — то есть тех проявлений, о которых человек обычно знает и научился контролировать. Но иногда подавленные эмоции могут проявляться парадоксальным образом.

Например, чрезмерным дружелюбием или страхом выражать свое недовольство, страхом отстаивать свои нужды, добиваться своего, вести конструктивный спор. Страх выразить агрессию (и, возможно, получить ее в свой адрес) и неумение ее выражать приводят к тому, что человек ищет способы слияния с другими людьми, быть удобным другим. Страх быть отверженным приводит к страху отстаивать свои интересы.

Фото: Anthony Tran/Unsplash

  • Тревожность

Другим не самым очевидным образом чувство вины находит свой выход через высокую тревожность.

В некоторые периоды жизни мы все испытываем тревогу: из-за болезней близких, на работе в конфликте с коллегами, когда слышим грустные новости и тому подобное. Но тревога здорового человека соразмерна ситуации и проходит со временем.

Высокая тревожность — это большой спектр мучительных состояний, которые сложно контролировать и порой сложно отследить («Меня что-то мучает, хотя объективно в жизни все хорошо»).

Высокая тревожность может оборачиваться плохим самочувствием, причину которого не могут найти врачи, проблемным сном, «беспричинными» резкими перепадами настроения, перееданием или, наоборот, одержимостью диетой, переработкой или упадком сил. У тревожности много симптомов, и если что-то из перечисленного вам знакомо, то это повод обдумать причины.

Тревожность может быть выбрана подсознанием как канал, через который выходит напряжение от основной проблемы — чувства вины. Это происходит тогда, когда оно настолько непереносимо или с ним связано настолько тяжелое переживание, что психика отказывается даже смотреть в ту сторону и пытается контролировать хотя бы то, что ей под силу. Так появляется тревожность: выбирается объект тревожности и на борьбу с ним направляются все силы.

Это действительно непростая конструкция, и для того, чтобы искоренить тревожность, нужно устранить первопричину. Сделать это в паре с психологом намного легче. Поэтому если вы знакомы с тревожностью, но не знаете, чем она вызвана, расскажите об этом специалисту. Ему этот механизм знаком, и вы быстрее придете к разгадке своего мучительного состояния. Плюс терапевт свободен от вашего чувства вины, не играет по его правилам, а контакт с тем, кто не играет по правилам вины, уже сам по себе очень полезен.

Почему стоит избавиться от чувства вины

Чувство вины пожирает ресурс человека, ведь ему приходится отдавать жизненные силы на «обслуживание» этой проблемы.

Жить с чувством вины крайне затратно, и в один момент это может привести к коллапсу, поэтому очень важно разбираться с тревожащими симптомами и прорабатывать их самостоятельно или на психотерапии. Среди этих симптомов: срывы на нервной почве, злоупотребление алкоголем и наркотиками, хронические болезни и многие другие проявления, которые делают жизнь тяжелой, бедной и несчастливой.

Фото: Anthony Tran/Unsplash

Чем «лечить» чувство вины

Поскольку речь идет о бессознательных процессах, изменения должны происходить там же. Самый действенный способ — это, безусловно, психотерапия: долгосрочная или краткосрочная, индивидуальная или в группе — ваши пожелания можно обговорить с психологом или терапевтом, который, поняв ваш запрос и собрав анамнез, предложит схему лечения.

Для того чтобы самому разобраться в проблеме, можно использовать несколько подходов из когнитивистской психологии.

  • Отмечайте, при каких обстоятельствах и с какими людьми чаще всего вас накрывает чувство вины. Запишите и проанализируйте: есть ли в этих ситуациях и людях сходные черты? А затем вспомните, была ли похожая ситуация с вами до этого. Возможно, в вашем детстве или отрочестве.
  • Когда вас затягивает это переживание, постарайтесь отслеживать, что с вами происходит телесно и психологически. Отмечайте реакции тела и ума. Развивать такую чувствительность полезно для того, чтобы научиться отделять себя от своих реакций, а в конечном итоге — управлять ими.
  • Проводите с собой аутотренинг. Напоминайте себе, что ситуация была в прошлом и, хоть она имеет протяжение в настоящее, вам необязательно следовать этому сценарию. Почаще говорите себе, что не существует идеального мира, идеальных ситуаций и уж тем более идеальных людей. Стремление быть идеальным доводит до невроза. Оптимально стремиться быть достаточно хорошим и давать себе право на ошибку. Напоминайте себе, что в ваших руках есть контроль и вы можете разными способами перебороть свое страдание.


Важно внимательно и последовательно заниматься этими практиками, чтобы со временем заметить положительные изменения.

Напоследок хочется сказать об очень распространенном механизме, которым пользуются почти все люди, пытающиеся разобраться с тем, что происходит внутри них. Это интеллектуализация и рационализация своего состояния, попытки жить не чувствами и эмоциями, а «головой».

Безусловно, рефлексия — это хорошо. Способность осознавать и размышлять над внутренними процессами — это отличный навык, который помогает в очень многих жизненных ситуациях. Но важно отмечать момент, когда мыслительный процесс превратился в рутину и не приносит реального облегчения. Думать о проблеме много и долго еще не значит решать ее, а зачастую и вовсе означает обратное («Лучше я буду об этом думать, чем на самом деле действовать»).

Наш мыслительный аппарат не имеет отношения к чувственной сфере, и его «прокачанность» хороша для осознания проблемы и для выработки стратегии ее решения. Но само решение всегда лежит в области чувств и эмоций. Именно на это делает упор психолог или психотерапевт: он приглашает вас вместе исследовать другую сторону вашей личности — бессознательные чувственные процессы, которые когда-то были повреждены травмой и до сих пор не получили должного внимания.

Часто мы не замечаем когнитивных ошибок, которые совершаем, рассуждая о своей ответственности за неприятные события прошлого. Насколько велика ваша вина, если друг попросил о помощи, а вы отказали, потому что не были готовы помочь? Правильно ли ставить свои интересы выше интересов других людей? Чему должны учить нас ошибки и почему нам мешают жить уроки нравственности от наших родителей? Американский психолог Леон Зельцер ответил на эти вопросы и дал 9 советов о том, как справляться с чувством вины. Пересказываем их.

1. Скажите себе, что насколько ошибочными ни были рассуждения, подтолкнувшие вас к поступку, о котором вы сейчас жалеете, тем не менее в тот момент вы не могли рассуждать никак иначе. Возможно, вы были просто слишком сердиты, встревожены, подавлены, невнимательны или утомлены и просто не могли в достаточной мере проконтролировать свои поступки. Попробуйте поверить, что в тех обстоятельствах вы просто не могли повести себя как-то иначе. Самопрощение невозможно без самопонимания. Так что, если вы хотите оценить свое поведение в менее негативном ключе, важно проанализировать условия, в которых вы совершили поступок, за который вините себя.

2. Учтите, что, совершая неправильный поступок, вы не знали того, что знаете сейчас. Обвинять себя прежнего за то, что вам не хватало той осознанности, которой вы обладаете сейчас, несправедливо и даже жестоко. В ретроспективе способы предотвращения неприятного события кажутся очевидными, но мы ошибочно приписываем себе прошлым опыт и знания, которых у нас просто не могло быть.

3. Если вы выжили в трагедии, которую не пережил ваш близкий человек, напомните себе, что вы не виноваты. Когда человек выживает в автокатастрофе, а его близкий погибает, спасшийся часто испытывает вину, которой на нем, разумеется, нет. Этот феномен называют «виной выжившего», и мы все, так или иначе, подвержены ему. Однако в такой ситуации необходимо повторять себе, что гибель любимого человека была просто случайностью. А то, что вы выжили, ни в коем случае не делает виновником вас. Постарайтесь перестать думать о своей вине и позвольте себе сосредоточиться на гораздо более оправданном чувстве горя и скорби.

4. Помните, что когда вы вините себя за ошибку или несчастный случай, вы можете приписывать себе прежнему намерения, которых у вас не было. Скажем, вы разбили свою или чужую машину. Насколько реалистично было предотвратить этот несчастный случай? Авария не была вашим намерением, она была случайностью — иначе ее не называли бы несчастным случаем. Помимо вашей водительской ошибки, к столкновению могло привести множество других факторов: опасный участок дороги, запутавший вас дорожный знак, внезапно остановившийся водитель другой машины, заводской дефект в вашем автомобиле, и так далее. Возможно, вы были участником ситуации, вызвавшей чужую эмоциональную или физическую боль, но это вовсе не значит, что вы — виновник произошедшего. Впрочем, даже, если вы понимаете, что за случившееся ответственны по большей части именно вы, подумайте, сколь многим удается избежать жизненных ошибок? У всех нас порой случаются провалы. Если же вы уверены в своей вине, то спросите себя: «Какой урок я могу извлечь из произошедшего, чтобы такое больше не повторилось?», а еще «Что стоит за моим нежеланием простить себя?»

5. Имейте в виду, что стандарты, которых вы стараетесь придерживаться в своем поведении, могут быть завышены или навязаны вашей семьей. Возможно, вы вините себя за то, что не можете следовать нормам, к соблюдению которых вы внутренне и не стремитесь. Такие навязанные стандарты могут заставлять нас эмоционально наказывать себя за то, что мы якобы недостаточно старались, чтобы преуспеть. Это компульсивное стремление к совершенству может обернуться низкой самооценкой.

6. Признайте свое право защищать свои интересы и уважайте его. Некоторым из нас сложно говорить другим «нет», потому что, отказав, они чувствуют себя виноватыми. Щедрость и готовность помогать — это качества, заслуживающие уважения. Однако важно ценить свои потребности не меньше нужд других людей. Если вы регулярно ставите свои интересы ниже интересов других, стоит подумать о причинах такого поведения. Например, возможно, когда-то давно вам внушили, что вы не будете нравиться людям, если не будете давать им то, что они просят. Отыщите это негативное предубеждение и начните преодолевать тревогу, возникающую, когда вы поступаете вразрез с ним.

7. Поймите, что отстаивать свои права — нормально. Этот совет тесно связан с предыдущим. Не стесняйтесь защищать себя, когда кто-то намеревается воспользоваться вами. Например, если вам звонят с незнакомого номера, чтобы что-нибудь продать, не беспокойтесь о том, что покажетесь грубым, просто бросив трубку. К сожалению, людей, которые будут не против получить выгоду, используя вас, немало. Поэтому важно напоминать себе, что вы должны проявлять твердость, когда ваша интуиция подсказывает вам, что иначе ваши права будут нарушены.

8. Объясните себе, что даже если ваши цели противоречат чьим-то еще, нет ничего постыдного в том, чтобы стремиться к их достижению. Важно понимать, что, хотя вы, может быть, и не хотели бы вступать в конфликтные или соревновательные ситуации, время от времени они неизбежно будут возникать. Наверняка, когда вы были ребенком, родители не желали, чтобы вы им перечили. Из-за этого они невольно научили вас тому, что идти против желаний других, чтобы достичь собственных целей, — это эгоизм. Но теперь вы — взрослый человек, и было бы несправедливо отказываться от своих целей просто потому, что они противоречат чьим-то еще интересам.

9. Обращайтесь к своему «внутреннему ребенку» с состраданием, но решительно. В детстве родители часто указывают нам на наше «плохое» поведение, которое якобы должно вызывать у нас чувство вины. Поскольку нам не хватало самостоятельности, чтобы поставить навязываемые правила под сомнение, нам приходилось принимать их и винить себя, когда мы им не соответствовали. Когда человек становится взрослым, он наконец может посмотреть на «уроки», которые нам преподали, по-новому. Больше нет нужды считать себя эгоистом, когда отдаешь предпочтение собственным желаниям в ущерб желаниям других. Теперь ясно, что выбор профессии — личное дело каждого, а секс до брака не грех. Попробуйте представить перед собой этого обеспокоенного ребенка, верившего в справедливость навязанных ему правил. Со всей серьезностью объясните этому ребенку, что он вырос и ему больше не нужно защищать себя от родительской критики, вызывая в себе чувство вины. Продумайте собственные моральные стандарты, которыми будете руководствоваться, чтобы жить более свободной и полноценной жизнью.

Основная мысль, которая объединяет все эти девять правил, полностью и безоговорочно принять себя. Да, вы совершали ошибки и, будьте уверены, продолжите совершать их. Но пока их причина не в вашей нескрываемой порочности (а если бы было так, вы бы не читали эту статью), вы определенно заслуживаете собственного сочувствия. А чем более добры по отношению к себе вы будете, тем меньше вы будете задумываться о своей вине за что-либо.

Все самое важное и интересное собираем в нашем Facebook

« Цех » — медиа о непрерывном образовании взрослых людей. Мы целиком захвачены идеей постоянного развития личности — профессионального, интеллектуального, эмоционального и даже духовного. Мы исследуем, как, чему и где лучше всего учиться и, главное, зачем. Если вам понравился этот материал, подпишитесь, пожалуйста, на нашу почтовую рассылку.

Мы не привыкли видеть хорошее, нам оно скучно и неинтересно. Хорошо — и хорошо, чего еще? А вот если плохо — это дело, это мероприятие, есть чем себя за нять, есть на что свои силы потратить, есть, что назы вается, за что бороться! Вот и боремся — то с ветряны ми мельницами, то с сотрудниками по работе, то с роди телями, детьми и супругами, то, что уж и вовсе ни в какие ворота, с самими собой. И в результате оказыва емся у разбитого корыта своей депрессии.
Нужно срочно менять тактику! Продолжать в том же духе — значит обрекать себя на постоянную тревогу и, по итогу, на хроническую депрессию. Психика наша устроена в каком-то смысле очень примитивно, она занята проблемой вы живания, постоянно нацелена на поиск по тенциальной угрозы и на попытки от нее пре дохраниться. В результате получается, что мы по самой природе своей как бы нацелены на негатив, именно он для нас актуален. А пози тивное, напротив, наше внимание к себе не приковывает.Что ж, если это не происходит само по себе, это придется сделать в каком-то смысле даже насильственными мерами.
Задумаемся о том, что у нас хорошо. Руки-ноги есть? Хорошо! Глаза видят, уши слышат, сердце стучит? Замечательно! Семья есть, друзья есть, работа есть (какая-никакая)? Прекрасно! Впрочем, это мы по большому счету, а если еще и мелочи к этому присовокупить. Вот вы читаете газету — это возможность получить информацию. Скажете, плохо? Неправда, хорошо. Вот вы сидите сейчас, лежите или стоите — это что, тоже плохо? Отнюдь! У вас еще сегодня дела есть? Хорошо. Нет дел, можете отдыхать? Еще лучше!
Иными словами, если провести инвентаризацию всего, что есть в вашей жизни, то получится, что вы просто наисчастливейший человек! Вы этого не замечаете? В этом-то и беда. Вы не считаете это существенным? Что ж, когда отнимется это «несущественное», тогда узнаете, что способность ходить, видеть, слышать и т. п. — это самое существенное, что вообще может у человека быть. Хотите проверить? Завяжите себе глаза, посидите так часок-другой, а потом представьте, что это навсегда.
В слове «довольно», которое нам всем имело бы смысл заучить, удивительным образом ощущается звучание достатка и одновременно благоденствия. Когда вы говорите: «Довольно!» — вы автоматически утверждаете свой достаток, вы сообщаете о том, что у вас нет недостатка, вы сообщаете, что выбрались из затягивавшей вас долговой ямы. Прежде все, что происходило в вашей жизни, воспринималось вами как погашение неких долгов, как возможность устранения недостатка, но не как прибыток. Вы жили, выплачивали долги и ничего не обретали.
Теперь, когда вы сказали: «Довольно!» — все новое и хорошее, что будет приходить в вашу жизнь, будет приходить к вам как бы сверх того, что у вас уже есть. Вы окажетесь в ситуации постоянного обретения, ваша жизнь будет шириться и разрастаться. Вы почув ствуете, наконец, что такое счастье.Икогда почувствуете, то не забудьте использовать — для себя и других [17] .

Изменим отношение

«А кому сейчас легко?!» — фраза, глубоко укоренившаяся в нашем сознании. Отчасти это действительно так. Проблем — завались! Хвост вытаскиваем, так непременно нос увязает. Хотели, что называется, как лучше. Впрочем, одно дело — трудные жизненные ситуации, которые можно и нужно разрешать, другое дело — трудная жизненная ситуация, ставшая психологической проблемой. Мало того, что беда какая-то приключилась — семейная, профессиональная, здоровье подкачало — еще и душа то ли в пятки ушла, то ли вообще отправлена в бессрочный отпуск в неизвестном направлении. Так, дорогие мои, дела не делаются!
Помните знаменитую присказку: «Борщ — отдельно, мухи — отдельно». Не надо такие вещи смешивать! — это мы хорошо понимаем. Но когда дело касается нашей жизни, мы эту простую истину почему-то забываем совершенно. Вот приключилось у нас какое-то несчастье (с кем не бывает?), очевидно, нужно предпринимать какие-то меры, причем срочно и рассудочно. А как мы с вами реагируем — экстренной мобилизацией и ударной работой по устранению последствий случившейся катастрофы? Нет! Любое нормальное животное, конечно, именно так бы и реагировало, но нас, видите ли, сильно разбаловали. Если зверь какой-нибудь сам о себе не позаботится, то о нем никто не позаботится. В человеческом же стаде дело обстоит иначе: кто-то да поспособствует. По крайней мере так было в нашем раннем детстве, и подсознательно мы ожидаем этой помощи до глубокой старости.
Обычно, если только что-то случится, у нас наготове три способа реакции: тревога, раздражение или тоска. Но, как известно, слезами горю не поможешь, от страха, нетрудно догадаться, тоже проку никакого, а о раздражении и говорить не приходится, только жару добавим, вместо того чтобы остыть для дел праведных. Эти наши реакции не только делу не способствуют, но, напротив, создают дополнительную, вторую к первой, проблему. Впрочем, мы могли бы и не реагировать таким образом, а просто взяться за дело, если жизнь от нас этого требует. Могли бы. если бы умели. А так все силы уходят на борьбу с собственным эмоциональным дефолтом.
Психическое здоровье, умение использовать свой психологический потенциал для собственных нужд — это не забава какая-то, а экономический фактор. На Западе это хорошо понимают и к психотерапевту ходят (все подряд — от мала до велика) не потому, что у них психологических проблем больше, а потому, что они и жить хотят лучше, и зарабатывать больше. На здоровую голову это, знаете ли, легче.
Любое наше ощущение, любое чувство, вклю чая и самое негативное, — это не объективное отражение действительности, это результат ра боты нашего психического аппарата. Где га рантия, что если ситуация изменится, то уйдут и эти «психические феномены»? Конечно, та кой гарантии нет и быть не может.Даже напротив, вероятность того, что эти ощущения не только не уменьшатся, но даже увеличатся при улучшении ситуации, как это ни парадоксально, больше. Все это, кстати сказать, подтверждается в большом числе специальных экспериментов, проведенных социальными психологами.
«Вещи не бывают хорошими или плохими, таковыми их делает наше восприятие их», так говорил Эпиктет и был тысячу раз прав. Одно и то же жизненное событие — для одного радость, а для другого — катастрофа. У одного кошка умерла, так он плачет, остановиться не может, другой пребывает в счастье: «Наконец-то, больше корм не надо покупать!» И так любое событие, какое ни возьми. И дело не в отношении к этому событию, дело в том, как мы его воспринимаем: положительно, нейтрально или отрицательно.

Сами по себе события нейтральны, хотя мы зачастую воспринимаем их как пугающие, как раздражающие или как расстраивающие. И это наше восприятие этих собы тий, но мы могли бы воспринимать их и по-другому. Только очень мы верим своему восприятию, а потому корректировать собственное поведение не можем, потому и тревожимся, расстраиваемся или сердимся. Но нам же ведь от этого и хуже! Смысла в этих негативных реакци ях нет никакого. Событие, происшествие и т. п. должно восприниматься как руководство к действию.

Если что-то стряслось, то уже стряслось; надо думать, что с этим делать, как правильно поступить, Как снизить издержки происшедшей неприятности. Если уволили нас с работы, абсолютно бессмысленно горевать, тревожиться за свое будущее или раздражаться на тупое начальство. Произошло уже, поздно, проехали! Теперь дело за делом: надо думать, где искать новую работу, куда устроиться. А если мы дадим волю своим негативным эмоциональным реакциям, то уже через пару дней будем так выглядеть, что нас не только на работу, нас и в больницу-то побоятся брать!
Реагируя негативно, переживая, мы прояв ляем чудеса безответственности перед самими собой! Мы фактически прожигаем собствен ные возможности и не предпринимаем мер для спасения собственного положения.А коли так, то количество проблем возрастает, причем в геометрической прогрессии: вас уволили, но вы не только зарплаты лишились, вы еще и душевное здоровье свое потеряли. И это наша расплата за то, что мы позволяем себе негативно реагировать на происшедшие события. Поэтому и получается, что наша безответственность призовет нас к ответственности, и ух как призовет! Не расплатимся! Жизнь-то наша, тут пенять не на кого.
Вот, собственно, все правила, которые необходимо помнить и реализовывать, когда мы сталкиваемся с жизненными трудностями. Во-первых, не делать из нейтральных по своей сути событий проблемы. Во-вторых, воспринимать событие, которое обычно воспринимается нами в негативном ключе, как руководство к действию: стряслось что-то, значит, надо мобилизоваться и работать. В-третьих, необходимо помнить о собственной ответственности за собственную жизнь: конечно, можно переживать и плакать, но дело от этого двигаться не будет, а потому нам же и придется расплачиваться за этот простой.
Конечно, всему этому нужно учиться. Так сразу не получится. Но почему бы и не поучиться? Тем более что результат явно превзойдет затраты на это обучение.

Я все больше и больше утверждаюсь в мысли о том, что наше счастье зависит куда более от того, как мы встречаем события нашей жизни, чем от природы самих событий.
Александр фон Гумбольдт

Надкусив яблоко, всегда приятнее увидеть в нем целого червяка, чем половинку.
Мартти Ларни

НЕ ВРАТЬ САМИМ СЕБЕ
(как избавиться от чувства вины)

Теперь остается разобрать два чувства, которые вполне способны испортить нашу жизнь и которые обязательно включены в картину нашей депрессии. Без них, а это вина и агрессия, депрессивного состояния у нас не возникнет. Впрочем, тут как всегда — чувства эти мы испытываем, вгоняем себя ими в депрессию, но, по большому счету, понять и оценить их не удосуживаемся. Что ж, результат соответствующий.
Когда мы испытываем чувство вины, нам кажется, что это вполне оправданно, потому что мы провинились. И ведь нам даже в голову не придет: никому легче от нашей вины не становится, напротив, будет только хуже. Если мы действительно где-то напортачили, нам нужно с этим что-то делать, а не мучиться чувством вины, которое неизбежно приведет нас в состояние полной утраты какой-либо трудоспособности.
С агрессией дела обстоят еще хуже. Поскольку испытывать гнев — «нехорошо», а не испытывать нельзя (если уж возникли соответствующие обстоятельства), мы собственное раздражение прячем и этим сами себя травмируем, причем самым гнусным образом. Спрятать свою агрессию — дело не хитрое, только вот последствия у этого дела катастрофические!

Если вы не научитесь смеяться над неприятностями, то, когда постареете, у вас не будет возможности посмеяться.
Эдгар Уотсон Хоу

Изобличим манию величия

Если принять в рассуждение все добродетели, которых требуют от слуги, то много ли найдется господ, способных быть слугами?
Пьер Огюстен Бомарше

Жизнь — нечто такое, что каждый должен отведать хотя бы однажды.
Генри Дж. Тиллман

Называть себя в печатных выступлениях «мы» имеют право только президенты, редакторы и. больные солитером.
Марк Твен

Для мании величия не требуется величия, а вполне хватает мании.
Л. Л. Крайнов-Рытов

Если тень человека идет впереди его, это не значит еще, что человек идет за своей тенью.
В. О. Ключевский

Случай из психотерапевтической практики:
«Грехи молодости»
Теперь, когда мы рассказали о вине и средстве борьбы с нею, мне бы хотелось уточнить одну существенную деталь. Вина, на самом-то деле, бывает двух видов: невротическая и собственно депрессивная. Выше мы говорили о второй, которая чаще встречается у людей с генетической депрессией, а вот невротическую вину мы стороной обошли. Что ж, устраним эту недоработку.
Невротическая вина значительно ближе к стыду, чем вина депрессивная. В целом, здесь тоже прослеживается какая-то тень страха, страха перед наказанием. Но все-таки невротическая вина от стыда отличается, и отличие это состоит в том, что стыд требует для себя некоей объективной угрозы, некоего более или менее осязаемого наказания. Человек, испытывающий невротическую вину, тоже (хотя часто и подсознательно) опасается именно наказания, но странного, надуманного, часто просто нелепого.
Это хорошо видно на следующем примере. Молодая женщина обращается ко мне по поводу самых разнообразных страхов. Ей постоянно кажется, что с ней что-то должно случиться, мерещатся самые разнообразные опасности: то ей кажется, что она в лифте застрянет и задохнется, то что она с лестницы упадет и шею себе сломает, то что на нее нападет кто-то в подъезде, то что она отравится, то что она заболеет и т. д. Короче говоря, вагон и маленькая тележка всяческих страхов. Другие врачи, консультировавшие ее до меня, недоумевали: ну не должно такого быть! не может быть у человека, даже абсолютного невротика, столько разных страхов!

Если вы ищете лучшую подборку цитат Алана Уоттса, то вам понравится этот пост.

Я лично рыскал в Интернете и нашел его 50 самых мудрых и сильных цитат.

И вы можете фильтровать список, чтобы найти темы, которые вас больше всего интересуют.

О страдании

«Человек страдает только потому, что серьезно относится к тому, что боги сделали для развлечения».

«Ваше тело не избавляется от ядов, зная их названия. Пытаться контролировать страх, депрессию или скуку, называя их именами, означает прибегать к суеверию доверия к проклятиям и заклинаниям. Так легко понять, почему это не работает. Очевидно, мы пытаемся знать, называть и определять страх, чтобы сделать его «объективным», то есть отделенным от «я» ».

На уме

«Мутную воду лучше всего очистить, оставив ее в покое».

В настоящий момент

«Это настоящий секрет жизни — быть полностью вовлеченным в то, что вы делаете здесь и сейчас. И вместо того, чтобы называть это работой, поймите, что это игра ».

«Искусство жить… это не беззаботное плавание, с одной стороны, и не страшное цепляние за прошлое, с другой. Оно состоит в том, чтобы быть чутким к каждому моменту, рассматривать его как совершенно новый и уникальный, в том, чтобы ум был открытым и полностью восприимчивым ».

«Мы живем в культуре, полностью загипнотизированной иллюзией времени, в которой так называемый настоящий момент ощущается как ничто иное, как бесконечно малая линия волос между чрезвычайно причинным прошлым и чрезвычайно важным будущим. У нас нет подарка. Наше сознание почти полностью занято памятью и ожиданиями. Мы не осознаем, что никогда не было, не было и не будет никакого другого опыта, кроме настоящего. Таким образом, мы оторваны от реальности. Мы путаем мир, о котором говорят, описывают и измеряют, с миром, который есть на самом деле. Мы устали от восхищения полезными инструментами имен и чисел, символов, знаков, концепций и идей ».

«Те, кто неспособен жить сейчас, не могут строить никаких реальных планов на будущее».

«Я понял, что прошлое и будущее — настоящие иллюзии, что они существуют в настоящем, а это то, что есть и все, что есть».

«… Завтра и планы на завтра не могут иметь никакого значения, если вы не находитесь в полном контакте с реальностью настоящего, поскольку вы живете в настоящем и только в настоящем».

«Дзен — это освобождение от времени. Ведь если мы откроем глаза и ясно увидим, станет очевидно, что нет другого времени, кроме этого мгновения, и что прошлое и будущее — абстракции без какой-либо конкретной реальности ».

«Мы должны полностью отказаться от идеи обвинять прошлое в любой ситуации, в которой мы находимся, и полностью изменить свое мышление и увидеть, что прошлое всегда течет обратно из настоящего. Это творческий момент жизни. Так что вы видите, что это похоже на идею простить кого-то, вы меняете смысл прошлого, делая это … Также наблюдайте за течением музыки. Мелодия в том виде, в котором она выражена, заменяется нотами, которые идут позже. Точно так же, как значение предложения … вы ждете позже, чтобы узнать, что означает предложение … Настоящее всегда меняет прошлое ».

«Потому что, если человек не может полностью жить настоящим, будущее будет обманом. Нет никакого смысла строить планы на будущее, которым вы никогда не сможете наслаждаться. Когда ваши планы созреют, вы все равно будете жить каким-то другим будущим. Вы никогда, никогда не сможете сесть с полным удовлетворением и сказать: «Теперь я прибыл!» Все ваше образование лишило вас этой способности, потому что оно готовило вас к будущему, вместо того, чтобы показывать, как жить сейчас ».

О смысле жизни

«Смысл жизни — просто быть живым. Это так ясно, так очевидно и так просто. И тем не менее, все носятся в панике, как будто это необходимо для достижения чего-то сверх себя ».

О вере

«Верить — значит доверять воде. Когда вы плаваете, вы не держитесь за воду, потому что в этом случае вы утонете и утонете. Вместо этого вы расслабляетесь и плывете ».

Слова мудрости для начинающих художников

«Совет? У меня нет совета. Прекратите стремиться и начните писать. Если вы пишете, вы писатель. Пишите так, будто вы — проклятый заключенный, приговоренный к смертной казни, а губернатор уехал из страны и нет никаких шансов на помилование. Пишите, как будто вы цепляетесь за край обрыва, белые костяшки пальцев на последнем вздохе, и вам нужно сказать только одно последнее, как будто вы птица, летящая над нами, и вы можете все видеть, и пожалуйста , ради бога, скажите нам что-нибудь, что спасет нас от самих себя. Сделайте глубокий вдох и расскажите нам свой самый глубокий, самый темный секрет, чтобы мы могли вытереть лоб и знать, что мы не одни. Пишите, как будто у вас есть послание от короля. Или не надо. Кто знает, может быть, ты один из тех счастливчиков, которым это не обязательно ».

По изменению

«Чем больше вещь имеет тенденцию быть постоянной, тем более безжизненной».

«Единственный способ понять смысл перемен — это погрузиться в них, двигаться вместе с ними и присоединиться к танцу».

«Мы с вами все так же непрерывны с физической вселенной, как волна непрерывна с океаном».

«Нет никого более опасно сумасшедшего, чем тот, кто все время находится в здравом уме: он подобен стальному мосту без гибкости, и порядок его жизни жесткий и хрупкий».

«Без рождения и смерти и без постоянного преобразования всех форм жизни мир был бы статичен, лишен ритма, не танцует, мумифицирован».

Влюблен

Никогда не притворяйтесь любовью, которую вы на самом деле не чувствуете, потому что мы не можем повелевать любовью.

На тебе

«Я действительно говорю, что вам не нужно ничего делать, потому что, если вы видите себя правильным образом, вы все являетесь таким же необычным явлением природы, как деревья, облака, узоры в проточной воде, мерцание воды. огонь, расположение звезд и форма галактики. Вы все такие же, и с вами все в порядке ».

«Пытаться определить себя — все равно что прикусить собственные зубы».

«Но я вам скажу, что понимают отшельники. Если вы уйдете в далекий лес и притихнете, вы поймете, что связаны со всем ».

«Источник всего света находится в глазу».

«Вы видели, что вселенная — это, по сути,
волшебная иллюзия и сказочная игра, и что нет отдельного
« вас », чтобы получить от нее что-то, как если бы жизнь была банком, который нужно ограбить.
Единственным реальный «вы» это тот , который приходит и уходит, манифесты и уходят
сам вечно и как каждый сознательные существо. Ведь «вы» — это
вселенная, смотрящая на себя с миллиардов точек зрения, точек, которые
приходят и уходят, так что видение всегда новое ».

«Вы — то огромное существо, которое видите далеко-далеко в большие телескопы».

«Естественно, что для человека, который находит свою идентичность в чем-то отличном от своего полноценного организма, меньше половины человека. Он отрезан от полного участия в природе. Вместо того чтобы быть телом, у него «есть» тело. Вместо того, чтобы жить и любить, у него есть инстинкты выживания и совокупления ».

О технологии

«Технологии разрушительны только в руках людей, которые не осознают, что являются одним и тем же процессом, что и Вселенная».

«Человек стремится управлять природой, но чем больше человек изучает экологию, тем
более абсурдным кажется говорить о какой-либо одной особенности организма или поля
организма / окружающей среды как управляющих или управляющих другими».

Во Вселенной

«Мы не« приходим »в этот мир; мы выходим из него, как листья с дерева ».

«Только слова и условности могут изолировать нас от совершенно неопределимого чего-то, что есть все».

«Нет никого более опасно сумасшедшего, чем тот, кто все время находится в здравом уме: он подобен стальному мосту без гибкости, и порядок его жизни жесткий и хрупкий».

«Смотрите, вот дерево в саду, и каждое лето приносит яблоки, и мы называем его яблоней, потому что это дерево« яблоки ». Вот что он делает. Хорошо, теперь здесь солнечная система внутри галактики, и одна из особенностей этой солнечной системы заключается в том, что, по крайней мере, на планете Земля люди живут! Точно так же, как яблоки яблоки! »

«По мере того, как вы создаете все более мощные микроскопические инструменты, Вселенная должна становиться все меньше и меньше, чтобы избежать расследования. Так же, как когда телескопы становятся все более мощными, галактики должны отступать, чтобы уйти от телескопов. Потому что во всех этих исследованиях происходит следующее: через нас, через наши глаза и чувства вселенная смотрит на себя. И когда вы пытаетесь обернуться, чтобы увидеть свою голову, что происходит? Он убегает. Вы не можете этого добиться. Это принцип. Шанкара прекрасно объясняет это в своем комментарии к «Кенопанишад», где он говорит: «То, что есть Знающий, основа всего знания, никогда не является само по себе объектом знания».

[В этой цитате 1973 года Уоттс, как ни странно, по существу предвосхищает открытие (в конце 1990-х годов) ускорения расширения Вселенной.] »
— Алан Уоттс

О проблемах

«Проблемы, которые остаются постоянно неразрешимыми, всегда следует подозревать как вопросы, заданные неправильно.

О решениях

«Мы чувствуем, что наши действия являются добровольными, когда они следуют за решением, и непроизвольными, когда они происходят без решения. Но если бы само решение было добровольным, каждому решению должно было бы предшествовать решение о принятии решения — бесконечный регресс, которого, к счастью, не происходит. Как ни странно, если бы нам пришлось решать, мы не были бы свободны решать »

О наслаждении жизнью

«Ведь если вы знаете, чего хотите, и будете этим довольны, вам можно доверять. Но если вы не знаете, ваши желания безграничны, и никто не может сказать, как с вами поступить. Ничто не удовлетворяет человека, неспособного получать удовольствие ».

О проблеме человека

«В этом и заключается человеческая проблема: за каждое увеличение сознания приходится платить. Мы не можем быть более чувствительными к удовольствиям, не будучи более чувствительными к боли. Помня прошлое, мы можем планировать будущее. Но способность планировать будущее компенсируется «способностью» бояться боли и страха перед неизвестным. Более того, рост острого ощущения прошлого и будущего дает нам соответствующее смутное ощущение настоящего. Другими словами, мы, кажется, достигаем точки, в которой преимущества осознанности перевешиваются ее недостатками, когда чрезвычайная чувствительность делает нас неприспособленными ».

На эго

«Ваше тело не избавляется от ядов, зная их названия. Пытаться контролировать страх, депрессию или скуку, называя их именами, означает прибегать к суеверию доверия к проклятиям и заклинаниям. Так легко понять, почему это не работает. Очевидно, мы пытаемся узнать, назвать и определить страх, чтобы сделать его «объективным», то есть отделенным от «я».

О знаниях

«Был молодой человек, который сказал:« Кажется, я знаю, что знаю, но я хотел бы видеть то «я», которое знает меня, когда я знаю, что я знаю, что я знаю ».

При отпускании

«Но вы не можете понять жизнь и ее тайны, пока пытаетесь постичь ее. В самом деле, вы не можете понять это, как вы не можете уйти с рекой в ​​ведре. Если вы попытаетесь поймать проточную воду в ведре, ясно, что вы этого не понимаете и всегда будете разочарованы, потому что в ведре вода не течет. Чтобы «иметь» проточную воду, вы должны отпустить ее и дать ей течь ».

О мире

«Мир может быть достигнут только теми, кто миролюбив, а любовь может быть проявлена ​​только теми, кто любит. Никакая работа любви не будет процветать из-за вины, страха или пустоты сердца, так же как никакие действительные планы на будущее не могут быть составлены теми, кто не способен жить сейчас ».

О медитации

«Когда мы танцуем, главное — это путешествие, а когда мы играем музыку, главное — сама игра. То же самое и с медитацией. Медитация — это открытие, что смысл жизни всегда достигается в непосредственный момент ».

«Искусство медитации — это способ соприкоснуться с реальностью, и причина этого в том, что большинство цивилизованных людей оторваны от реальности, потому что они путают мир как таковой с миром, когда думают о нем и говорят о нем. и опишите это. Ибо, с одной стороны, есть реальный мир, а с другой — целая система символов, относящихся к тому миру, который у нас в уме. Это очень полезные символы, вся цивилизация зависит от них, но, как и все хорошее, у них есть свои недостатки, и главный недостаток символов состоит в том, что мы путаем их с реальностью, как мы путаем деньги с реальным богатством ».

О цели жизни

«Никто не думает, что симфония должна улучшаться по мере ее развития или что вся цель игры — дойти до финала. Смысл музыки раскрывается в каждом моменте игры и прослушивания. Я чувствую, что то же самое и с большей частью нашей жизни, и если мы чрезмерно поглощены ее улучшением, мы можем вообще забыть прожить их ».

«Вот порочный круг: если вы чувствуете себя отделенным от своей органической жизни, вы чувствуете стремление выжить; выживание — стремление к жизни — становится, таким образом, обязанностью, а также обузой, потому что вы не полностью с этим; поскольку это не совсем соответствует ожиданиям, вы продолжаете надеяться, что это произойдет, жаждете больше времени, чувствуете, что еще больше побуждаете идти дальше ».

О вере

«Вера… это настойчивое утверждение, что истина — это то, чем можно« поверить »или (пожелать или) пожелать быть… Вера — это безоговорочное открытие разума истине, чем бы она ни оказалась. Вера не имеет предубеждений; это окунуться в неизведанное. Вера цепляется, но вера пойдем… вера — важнейшая добродетель науки, а также любой религии, которая не является самообманом ».

«Вера цепляется, но вера уходит».

В путешествии

«Путешествовать — значит быть живым, но попасть куда-то — значит умереть, потому что, как гласит наша собственная пословица,« лучше путешествовать, чем приехать».

Глава девятнадцатая

1–7. Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его. И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу, и говорили: радуйся, Царь Иудейский! и били Его по ланитам. Пилат опять вышел и сказал им: вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины. Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: се, Человек! Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины. Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим.

Смотри, в каких размерах выказывается злоба иудеев: Варавву, известного разбойника, выпрашивают на свободу, а Господа предают. Пилат бичует Его, желая по крайней мере этим утишить и укротить ярость их. Поскольку словами не мог он освободить Его из рук их, то бичует, надеясь этим ограничить неистовство их; позволяет надеть на Него хламиду и возложить венец, также с целью утолить гнев их. Но воины делают все из угождения иудеям. Они слышали, как Пилат говорил: "Я отпущу Царя Иудейского"; посему насмехаются над Ним как над царем. Ибо не по приказанию же Пилата делали это и те, которые ночью пошли на Иисуса без ведома правителя, но в угождение иудеям, из-за денег. Пилат слабодушен и немстителен в отношении к иудеям. Он выводит Иисуса, еще раз желая погасить ярость их. Но они и этим не укротились, а кричат: Распни, распни Его! Пилат же, видя, что все делаемое им остается напрасным, говорит: Возьмите… и распните; ибо я не нахожу в Нем вины. Говорит же это, побуждая их к делу, им не позволенному, для того, чтобы Иисус был отпущен. Я, говорит, имеющий власть распять, не нахожу в Нем никакой вины, а вы, не имеющие власти распинать, говорите, что Он виновен. Итак, возьмите Его вы и распните. Но вы не имеете власти, так что человек сей должен быть отпущен. Такова была цель Пилата. Он милостивее, однако же не настаивает на истине.

А они, посрамленные этим, говорят: По закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим. Смотри, как злоба несогласна сама с собой. Прежде Пилат говорил им, чтобы они взяли Его и по их закону судили, – они на это не согласились. Теперь же говорят, что по закону нашему Он должен умереть. Прежде они обвиняли Его в том, что Он выдает Себя за царя, а теперь, когда эта ложь изобличена, обвиняют Его в том, что Он сделал Себя Сыном Божиим. И в чем тут вина? Если Он творит дела Божии, то что препятствует Ему быть Сыном Божиим?

Не нахожу в Нем вины. Смотри на Божественное домостроительство. Они предавали Господа многим судилищам, чтобы опорочить Его и помрачить славу Его, но это бесчестие обращается на главу их, ибо при точнейшем исследовании дела невинность Его еще более доказана. Сколько раз даже Пилат объявлял, что он не находит в Нем ничего, достойного смерти!

8-11. Пилат, услышав это слово, больше убоялся. И опять вошел в преторию и сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа. Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя? Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе.

Пилат, услышав одно только слово, что Он есть Сын Божий, убоялся. А они видели Божеские дела Его, однако умерщвляют Его за то самое, за что нужно было поклоняться Ему. Спрашивает Его не так, как прежде: Что Ты сделал? (Ин. 18, 35), – но: Откуда Ты? Тогда обвиняли Его как царя, потому Пилат естественно и спрашивал: Что Ты сделал? А теперь, когда клевещут, что Он Сам Себя выдает за Сына Божия, спрашивает: откуда Ты? Иисус молчит, ибо Он объявлял уже Пилату: Я на то родился (там же, 37) и Царство Мое не отсюда (там же, 36), однако же Пилат нисколько не воспользовался этим и не стал за истину, но уступил требованию народа. Посему Господь, презирая вопросы его как предлагаемые напрасно, не отвечает ничего. Оказывается, что Пилат нисколько не имеет твердости, но всякая случайная опасность может поколебать его: он боялся иудеев; трепетал и Иисуса как Сына Божия.

Посмотри, как он сам себя осуждает своими словами я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя. Если все зависело от тебя, почему же ты не отпустил того, кого нашел невинным? Господь, низлагая его высокомерие, говорит: "Ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше. Ибо Я не просто так умираю, но совершаю нечто таинственное, и это свыше предопределено для общего спасения". А чтобы ты, услышав дано свыше, не подумал, что Пилат не подлежит ответственности перед Богом, прибавляет: Более греха на том, кто предал Меня тебе. Этим показывает, что и Пилат повинен в грехе, хотя и меньшем, ибо от того, что умереть Христу дано свыше, то есть попущено, Пилат и иудеи не становятся невинными, но свободная воля их выбрала злое, а Бог попустил и дозволил привести это в дело. Итак, от того, что Бог попускает злобе приходить в дело, злые не свободны от вины, но за то, что избирают и совершают злое, достойны всякого осуждения.

12–14. С этого времени Пилат искал отпустить Его. Иудеи же кричали: если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю. Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа. Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый.

Господь устрашил Пилата этими словами и представил ясное о Себе оправдание: "Если бы Я не предал Сам Себя добровольно и если бы Отец не допустил сего, то ты не имел бы власти надо Мною; грех и на тебе, а еще больший – на предавшем Меня Иуде или и на народе иудейском, потому что он приложил к болезни ран Моих болезнь новую и не вспомнил долга сотворить милость, но, найдя Меня безответным и беспомощным, предал на крест; не постыдился даже и того, что Я из столь многих судилищ вышел невинным, но кричал: Распни, распни Его!"

Итак, когда Господь этими словами устрашил Пилата, он с этого времени еще более искал отпустить Его. Иудеи же, поскольку уличены были в клевете, что Он Сам Себя выдает за царя, не успели и в том, что сослались на свой закон (ибо Пилат с этого времени еще более убоялся и пожелал отпустить Его, чтобы не прогневить Бога), опять прибегают к чужим законам и Пилата, как боязливого, устрашают. Ибо как увидели, что он с благоговением опасается, как бы, осуждая Иисуса, Сына Божия, не согрешить, они наводят на него страх от кесаря и, оговорив Господа в похищении царской власти, угрожают Пилату, что он оскорбит кесаря, если отпустит восстающего против него. И где Он пойман в похищении царской власти? Чем вы это докажете: порфирой, диадемой, воинами? Но не все ли у Него бедно – и одежда, и пища, и дом? Дома даже нет. Но как мало мужества в Пилате, когда он счел опасным для себя оставить такое обвинение без расследования! Он выходит как бы с намерением расследовать дело, ибо это означают слова сел на судилище; между тем, не сделав никакого исследования, предает Его, думая тем преклонить их.

Читайте также: