Что обозначает пословица волосом сед а совести нет

Опубликовано: 17.09.2024

Толкование пословицы "Волосом сед, а совести нет." по словарю Ожегова С.И. и Шведовой Н.Ю.

1. Соединяет предложения или члены предложения, выражая противопоставление, сопоставление. Он поехал, а я остался. Пиши ручкой, а не карандашом. Красив, а не умён.

2. Присоединяет предложения или члены предложения со значением добавления чего-н. при последовательном изложении, со значением пояснения, возражения, усиления, перехода к другой мысли. На горе дом, а под горой ручей. Было бы болото, а черти найдутся ( посл. ). Что ты сегодня делаешь? а завтра? Он не виноват. А кто же виноват, если не он?

3. употр. в начале вопросительных и восклицательных предложений, а также в начале речи для усиления выразительности, убедительности (часто в сочетании с местоимениями, наречиями, другими союзами). А как нам будет весело! А всё-таки я не согласен.

А также (и) , союз выражает присоединение, усилительное или сопоставительное добавление. Умелый водитель, а также и слесарь. Снимается в кино, а также и на телевидении.

А то 1) союз , в противном случае, иначе. Спеши, а то опоздаешь; 2) в действительности же, а на самом деле. Если бы было так, а то всё наоборот;

А то! (а то как же!) ( прост. ) в ответной реплике выражает: 1) уверенное согласие, подтверждение. Замёрз? А то! Мороз на дворе; 2) ироническое несогласие, отрицание. Он пойдёт? А то! Дожидайся!

А не то , союз то же, что а то (в 1 знач. ).

А то и , союз присоединяет сообщение о чёмн. нежелательном или неожиданном. Накричит, а то и побьёт.

А 2 , частица ( разг. ).

1. Обозначает вопрос или отклик на чьин. слова. Пойдём гулять, а? Почему ты не отвечаешь? А? Что такое?

2. Усиливает обращение. Ваня, а Ваня!

3. [ произносится с различной степенью длительности ]. Выражает уяснение, удовлетворенное понимание. А-а, так это были вы! Почему ты не звонил? Не работал телефон! А-а! А-а, так вот в чём дело!

А 3 [ произносится с различной степенью длительности ], межд. Выражает досаду, горечь, а также удивление, злорадство и другие подобные чувства. Что я наделал? А-а! А, попался!

ВОЛОС , а, мн. ы, ос, ам, м.

1. Тонкое роговое нитевидное образование, растущее на коже человека, млекопитающих; мн. также в знач. растительности на голове, на теле; ед. в этом знач. прост. и спец. Длинный в. Вьющиеся волосы. Схватиться за волосы или за волосы (также перен. за волосы: о выражении ужаса, крайнего удивления). Волосы рвать на себе (сильно досадовать на себя; разг. ). До седых волос (до старости). Притянуть за волосы что-н. (перен.: привлечь для объяснения какиен. неосновательные доводы). Снявши голову, по волосам не плачут (посл.).

2. ед. Растительность на теле животного, употр. на технические надобности. Конский в. Матрас из волоса.

• Ни на волос ( разг. ) нисколько, ничуть, совершенно нет. Ни на волос любви.

| уменьш. волосик , а, м. (к 1 знач. ), волосок , ска (к 1 знач. ) и (только мн.) волосёнки , нок (к 1 знач. ).

| прил. волосяной , ая, ое. В. покров. В. тюфяк.

НЕТ. 1. частица. употр. при отрицательном ответе на вопрос. Мы остаёмся? Н. Н., не согласен. Решительное, категорическое «нет» (решительный отказ).

2. в знач. сказ., кого-чего. Не имеется в наличии, отсутствует, не существует. Н. сомнений. Н. денег. Н. ничего невозможного.

3. в знач. сказ. При противопоставлении обозначает действие, состояние, противоположное тому, к-рое названо в первой части сообщения. Все устали, а я н. Тебе весело, а ему н. Идёшь или н.?

4. в знач. союза. Однако ж, при всём том ( разг. ). Три книги ему принёс, н., ему всё мало.

5. частица. Подчёркивает переход к какой-н. теме, мысли или перерыв в течение темы, мысли. Н., но каково же моё положение? Идите. Н., подождите, ещё надо подумать. Н., ты только посмотри, что делается!

6. частица. При вопросе выражает удивление, сомнение, недоверие. Я остаюсь. Н., в самом деле?

7. употр. в лозунгах, призывах в знач. отказ, категорическое несогласие. Н. шовинизму! Войне н.!

8. нет , а, м. употр. в поговорках и шутливых выражениях в знач. отсутствие, неимение. На н. и суда н. ( посл. : если нет чего-н., ничего не поделаешь, приходится примириться). Пироги с нетом (без начинки).

• А то нет? ( прост. ) употр. в репликах в знач. разве не так? Ты оказался прав. А то нет?

На нет свести уменьшая до конца, до края, до полного исчезновения.

На нет сойти ( разг. ) исчезнуть совсем, потерять всякое значение.

Нет как нет ( разг. ). совсем нет; исчез надолго или неизвестно куда. Вестей нет как нет. Его уже два дня нет как нет.

Нет-нет да (и)…(нет-нет и…) ( разг. ) изредка, иногда случается. Нет-нет да и вспомнится. Нет-нет да (и) позвонит.

Нет ничего лучше (хуже и др. ) как… самое лучшее (худшее). Нет ничего лучше как поговорить с другом.

Нет так нет ( разг. ) в реплике: если нет, если нельзя, то приходится согласиться, примириться. Ты не поедешь. Нет так нет.

Нет того чтобы… (нет чтобы…, нет бы…) , с неопр. ( разг. ) надо бы, но не сделано (не делается). Нет (того) чтобы (нет бы) помочь: сидит сложа руки.

Скажи нет ( разг. ) выражение уверенности, неоспоримости сказанного. Она красавица, скажи нет.

Нет числа кому-чему очень много.

Так нет же (так нет, нет же) , в знач. союза ( разг. ) то же, что нет (в 4 знач. ). Всё сделал, так нет же, ему мало.

Чего только нет! ( разг. ) всё есть, всего много. На ярмарке чего только нет!

Кого только нет! ( разг. , часто ирон. ) есть всякие, разные люди. В толпе кого только нет!

СЕДОЙ , ая, ое; сед, седа, седо.

1. Белый вследствие потери окраски (о волосах); с такими волосами. Седая борода. С. старик. До седых волос дожить (состариться; разг. ).

2. перен. Белёсый, тускло-серый. С. туман. Седая пена моря.

3. перен. О времени, эпохе: очень далёкий, давний. Седая старина. Седые времена.

4. С примесью белёсой шерсти, белёсых перьев. С. бобёр. С. орёл.

| сущ. седость , и, ж. (к 1 и 4 знач. ).

СОВЕСТИТЬ , ещу, естишь; несов., кого (что) ( устар. разг. ). То же, что стыдить.

| сов. усовестить , ещу, естишь; ещенный.

Толкование пословицы "Волосом сед, а совести нет." по словарю Даля В.И.

СЕДОЙ мешаной шерсти, с примесью белой, белесоватой. Седой бобер, седая соболья ость; но больше говорят о волосах человека, побелевших, поседевших от старости, болезни, горя. Иной сед в 30 лет. Иной седой стоит кудрявчика. Седая борода да лысая голова дружны. Седой арап странен на вид. Седой ребенок, выживший из лет старик. Седенький старичишка.
|| По цвету, или
|| по понятию о старости, применяется различно. Седая изморось, седой иней . Седой туман. Седая даль . Седая древность, старина .
|| Вор . вообще серый. Седая кобыла. Седое сукно. Седой, как лунь (птица — род ястреба), как ковыль, как иней . Сер волк, сед волк, а все ему волчья честь. Ты сер , а я сед! Седина в бороду, а бес в ребро. Дедушка сед, а смерти на него нет. Волосом сед, а совести нет . Седоватый седой, в меньшей степени. Седоватый старичек, с проседью, с подсединой, с сединкою, новг. седатый , церк. сединавый или седавый , подседый, седоватый. Седость, седоватость, седавость ж. свойство, состоянье по прилаг. При седости, да молодецкие шалости! Седина ж. седой волос. Седина в бобре, в соболе дорого ценится . Барин заставлял деньщика у себя седину продергивать, а этот, сдуру, вытеребил седину из бобрового воротника! Седина напала, и счастье пропало ( отпало ). Седина в бороду — ум в голову. Седина в бороду, а бес в ребро ( под ребро ). Детинка с сединкой везде пригодится. Ни сединочки нет на нем — весь плешив! Седина женатому почетна, холостому досадлива. Сединка ума дает. Седень м. седой, поседелый человек, старец. Не у детей, и седни вчесть, рассудительные люди уважают старость; смешивается с пословицей: Не у детей и сидни вчесть, бездетные рады и калеке. Седеть становиться седым, белеть волосом. Голова моя седеет, поседела немного.
|| Утрений туман седеет, вернее седеется , видится издали седым. Не годами, а горями седеют.
|| См. сидеть. Седенье состн. по глаг. Седун сев. трава белоус, сивец, усник (а не устник ), мычка южн. Nardus stricta. Седач растение, конская грива, Eupatorium cannabinum. Седник растение Teucrium polim. Седобородый козел. Седобровый арап. Седобурый, седорыжий чалый. Седовласый, седоволосый старик. седоусый гренадер . седоголовый или седоглавый старец, воин. седогузая лиса, исчерна-рудожелтая, с седою остью на крестце и по гачам. Седогривый конь.

Иерей Стефан Домусчи, кандидат философских наук

Все лекции цикла можно посмотреть здесь.

Если же обратиться к феномену совести на русской почве, мы увидим, что это слово и это понятие претерпело некоторые изменения. Оно развивалось с течением времени, и если мы обратимся к древним, в основном переводным, текстам Древней Руси, то увидим, что словом «совесть» переводили не только греческое «синилисис», но и некоторые другие слова. И, например, в словаре Срезневского, мы увидим как минимум пять значений слова «совесть», первое из которых совершенно не имеет отношения к нравственному миру. То есть слово «совесть» в Древней Руси не означало нравственного сознания, а означало волю, могло означать образ мыслей, знание, одобрение. Только в последнем пятом значении, то есть реже всего, оно употреблялось в нравственном смысле, как это ни удивительно.

В то же время, если мы откроем словарь Даля, то увидим, что за тысячу лет от значений слова «совести» осталось только одно – значение нравственное. Все остальные значения и смыслы ушли, и слово стало однозначным, стало означать нравственное сознание. Интересно, что даже латинское «conscientia» в европейских языках все же остается двузначным, то есть может означать совесть, а иногда может означать и сознание (в английском языке – consciousness). На русской почве такой многозначности не сохранилось, хотя первоначально она была, и мы видим, что в словаре Даля слово «совесть» уже означает нравственное сознание. Потом, правда, Даль добавляет, что также оно означает нравственные чувства.

Интересно, что во все эпохи: и в святоотеческом богословии, и даже в египетской культуре можно проследить, что в совести видят два компонента: с одной стороны, сознательный, с другой – чувственный. И сегодня мы тоже понимаем, что, с одной стороны, знаем, что такое хорошо и что такое плохо, а с другой стороны, когда совершили плохой поступок, мы можем не столько знать, что это плохо, сколько переживать чувство вины и недолжности. Поэтому у Даля значение одно – нравственное, но как бы двухкомпонентное. Интересно, что в современных словарях два этих компонента поменялись местами. И в первую очередь говорят о неком нравственном чувстве, а потом уже о нравственном сознании. Можно ли из этого сделать вывод, что совесть несколько релятивизируется? Может быть, действительно можно. Если нравственное сознание более или менее однозначно, то чувство подвижнее: один чувствует вину за какой-то поступок, другой не чувствует, то есть совесть становится несколько более подвижной, и сама совесть, и ее содержание, и содержания ее свидетельства.

Особенно интересно в этом контексте посмотреть на значение совести и на то, как ее представляли в народной культуре: в пословицах и поговорках. Например, особым образом представляли связь совести с Богом. Есть пословица «Добрая совесть – глас Божий». Наверное, она имеет даже какие-то богословские и философские аналоги, но в народе говорили так. С другой стороны, то ли сознательно, то ли это вышло случайно, но эта пословица имеет второй вариант, в котором слово «глас» заменено на слово «глаз», то есть око, и произносится так: «Совесть – глаз Божий». В таком случае совесть – это не только Бог, Который говорит тебе, но также и смотрит за тобой. Кроме того, совесть также оказывается связана с народом, потому что с точки зрения пословицы совесть – это и глас народа.

Интересно, что на уровне пословиц – совесть как бы оказывается двусоставна (сложность, которую, может быть, не так легко увидеть в богословской точке зрения). Ее источником является наша природа и голос Божий в нас, заповеди Божьи, но, с другой стороны, совесть также испытывает влияние народного сознания, народных представлений о добре и зле, о том, как правильно и неправильно. Оказывается, что совесть может претерпеть и некоторые изменения под влиянием народных представлений.

Совесть может повелевать человеку, как ему должно жить, например пословица «Работай не за страх, а за совесть» или «Служить не за страх, а за совесть». Очень напоминает представления апостола Павла, который тоже говорил, что нужно повиноваться не из страха наказания, а по совести. Но, кроме того, совесть связана с иными элементами нравственного сознания, например со стыдом: «В ком стыд, в том и совесть», «Есть совесть, есть и стыд, а стыда нет, и совести нет».

Совесть, оказывается, независима от внешнего вида. Скажем, есть пословица «Волосом сед, а совести нет» или «Бородка Минина, да совесть глиняна», то есть человек внешне похож на Минина, человека благородного, который мог жизнью пожертвовать ради Отечества, а вот совесть у этого человека оказывается глиняной, то есть неживой. И, например, такие пословицы, как: «Рубаха черна, да совесть бела», «Подпись судейская, а совесть лакейская» и т.д. показывают, что совесть не зависит от внешнего вида, бедности или богатства, не зависит от социального статуса. Даже есть такая пословица: «Божница домашняя, а совесть продажная», то есть человек может быть внешне благочестивым, но с нечестной совестью.

Кроме того, интересной оказывается связь совести с религиозностью. Например, есть пословица «Менять веру, менять и совесть». И, естественно, что наиболее подробно освящено в народной культуре, совесть оказывается источником нравственных мучений или, наоборот, какой-то внутренней радости. Например, есть пословицы, которые говорят: «Совесть спать не дает», или «У кого совесть нечиста, тому и тень кочерги – висилица», то есть человек видит только тень кочерги и уже беспокоится о возможном наказании, или «Злая совесть стоит палача».

В то же время есть представления и о доброй совести. Например, говорят так: «У кого совесть чиста, у того подушка под головой не вертится», то есть человек не мучается во сне представлениями о добре и зле, виноват он или не виноват.

В то же время удивительным образом в русских пословицах есть представления о том, что от совести можно отказаться, что человек может быть бессовестным. Например, поговорка говорит: «Совесть в прошлом году в бутылке задохлась», например, человек пропил свою совесть. Человек становится бессовестным оттого, что ему это не полезно, например: «Совесть нужна, да не всегда пользительна». Или: «С совестью жить хорошо, да умирать страшно», то есть от совести можно отказаться, если это выгодно. В то же время оказывается, что сделать этого до конца невозможно, потому что, как говорит народная мудрость: «Как ни мудри, а совести не перемудришь». Или например: «С совестью не разминуться».

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский союз ректоров»

Толкование пословицы "Волосом сед, а совести нет." по словарю Ожегова С.И. и Шведовой Н.Ю.

1. Соединяет предложения или члены предложения, выражая противопоставление, сопоставление. Он поехал, а я остался. Пиши ручкой, а не карандашом. Красив, а не умён.

2. Присоединяет предложения или члены предложения со значением добавления чего-н. при последовательном изложении, со значением пояснения, возражения, усиления, перехода к другой мысли. На горе дом, а под горой ручей. Было бы болото, а черти найдутся ( посл. ). Что ты сегодня делаешь? а завтра? Он не виноват. А кто же виноват, если не он?

3. употр. в начале вопросительных и восклицательных предложений, а также в начале речи для усиления выразительности, убедительности (часто в сочетании с местоимениями, наречиями, другими союзами). А как нам будет весело! А всё-таки я не согласен.

А также (и) , союз выражает присоединение, усилительное или сопоставительное добавление. Умелый водитель, а также и слесарь. Снимается в кино, а также и на телевидении.

А то 1) союз , в противном случае, иначе. Спеши, а то опоздаешь; 2) в действительности же, а на самом деле. Если бы было так, а то всё наоборот;

А то! (а то как же!) ( прост. ) в ответной реплике выражает: 1) уверенное согласие, подтверждение. Замёрз? А то! Мороз на дворе; 2) ироническое несогласие, отрицание. Он пойдёт? А то! Дожидайся!

А не то , союз то же, что а то (в 1 знач. ).

А то и , союз присоединяет сообщение о чёмн. нежелательном или неожиданном. Накричит, а то и побьёт.

А 2 , частица ( разг. ).

1. Обозначает вопрос или отклик на чьин. слова. Пойдём гулять, а? Почему ты не отвечаешь? А? Что такое?

2. Усиливает обращение. Ваня, а Ваня!

3. [ произносится с различной степенью длительности ]. Выражает уяснение, удовлетворенное понимание. А-а, так это были вы! Почему ты не звонил? Не работал телефон! А-а! А-а, так вот в чём дело!

А 3 [ произносится с различной степенью длительности ], межд. Выражает досаду, горечь, а также удивление, злорадство и другие подобные чувства. Что я наделал? А-а! А, попался!

ВОЛОС , а, мн. ы, ос, ам, м.

1. Тонкое роговое нитевидное образование, растущее на коже человека, млекопитающих; мн. также в знач. растительности на голове, на теле; ед. в этом знач. прост. и спец. Длинный в. Вьющиеся волосы. Схватиться за волосы или за волосы (также перен. за волосы: о выражении ужаса, крайнего удивления). Волосы рвать на себе (сильно досадовать на себя; разг. ). До седых волос (до старости). Притянуть за волосы что-н. (перен.: привлечь для объяснения какиен. неосновательные доводы). Снявши голову, по волосам не плачут (посл.).

2. ед. Растительность на теле животного, употр. на технические надобности. Конский в. Матрас из волоса.

• Ни на волос ( разг. ) нисколько, ничуть, совершенно нет. Ни на волос любви.

| уменьш. волосик , а, м. (к 1 знач. ), волосок , ска (к 1 знач. ) и (только мн.) волосёнки , нок (к 1 знач. ).

| прил. волосяной , ая, ое. В. покров. В. тюфяк.

НЕТ. 1. частица. употр. при отрицательном ответе на вопрос. Мы остаёмся? Н. Н., не согласен. Решительное, категорическое «нет» (решительный отказ).

2. в знач. сказ., кого-чего. Не имеется в наличии, отсутствует, не существует. Н. сомнений. Н. денег. Н. ничего невозможного.

3. в знач. сказ. При противопоставлении обозначает действие, состояние, противоположное тому, к-рое названо в первой части сообщения. Все устали, а я н. Тебе весело, а ему н. Идёшь или н.?

4. в знач. союза. Однако ж, при всём том ( разг. ). Три книги ему принёс, н., ему всё мало.

5. частица. Подчёркивает переход к какой-н. теме, мысли или перерыв в течение темы, мысли. Н., но каково же моё положение? Идите. Н., подождите, ещё надо подумать. Н., ты только посмотри, что делается!

6. частица. При вопросе выражает удивление, сомнение, недоверие. Я остаюсь. Н., в самом деле?

7. употр. в лозунгах, призывах в знач. отказ, категорическое несогласие. Н. шовинизму! Войне н.!

8. нет , а, м. употр. в поговорках и шутливых выражениях в знач. отсутствие, неимение. На н. и суда н. ( посл. : если нет чего-н., ничего не поделаешь, приходится примириться). Пироги с нетом (без начинки).

• А то нет? ( прост. ) употр. в репликах в знач. разве не так? Ты оказался прав. А то нет?

На нет свести уменьшая до конца, до края, до полного исчезновения.

На нет сойти ( разг. ) исчезнуть совсем, потерять всякое значение.

Нет как нет ( разг. ). совсем нет; исчез надолго или неизвестно куда. Вестей нет как нет. Его уже два дня нет как нет.

Нет-нет да (и)…(нет-нет и…) ( разг. ) изредка, иногда случается. Нет-нет да и вспомнится. Нет-нет да (и) позвонит.

Нет ничего лучше (хуже и др. ) как… самое лучшее (худшее). Нет ничего лучше как поговорить с другом.

Нет так нет ( разг. ) в реплике: если нет, если нельзя, то приходится согласиться, примириться. Ты не поедешь. Нет так нет.

Нет того чтобы… (нет чтобы…, нет бы…) , с неопр. ( разг. ) надо бы, но не сделано (не делается). Нет (того) чтобы (нет бы) помочь: сидит сложа руки.

Скажи нет ( разг. ) выражение уверенности, неоспоримости сказанного. Она красавица, скажи нет.

Нет числа кому-чему очень много.

Так нет же (так нет, нет же) , в знач. союза ( разг. ) то же, что нет (в 4 знач. ). Всё сделал, так нет же, ему мало.

Чего только нет! ( разг. ) всё есть, всего много. На ярмарке чего только нет!

Кого только нет! ( разг. , часто ирон. ) есть всякие, разные люди. В толпе кого только нет!

СЕДОЙ , ая, ое; сед, седа, седо.

1. Белый вследствие потери окраски (о волосах); с такими волосами. Седая борода. С. старик. До седых волос дожить (состариться; разг. ).

2. перен. Белёсый, тускло-серый. С. туман. Седая пена моря.

3. перен. О времени, эпохе: очень далёкий, давний. Седая старина. Седые времена.

4. С примесью белёсой шерсти, белёсых перьев. С. бобёр. С. орёл.

| сущ. седость , и, ж. (к 1 и 4 знач. ).

СОВЕСТИТЬ , ещу, естишь; несов., кого (что) ( устар. разг. ). То же, что стыдить.

| сов. усовестить , ещу, естишь; ещенный.

Толкование пословицы "Волосом сед, а совести нет." по словарю Даля В.И.

СЕДОЙ мешаной шерсти, с примесью белой, белесоватой. Седой бобер, седая соболья ость; но больше говорят о волосах человека, побелевших, поседевших от старости, болезни, горя. Иной сед в 30 лет. Иной седой стоит кудрявчика. Седая борода да лысая голова дружны. Седой арап странен на вид. Седой ребенок, выживший из лет старик. Седенький старичишка.
|| По цвету, или
|| по понятию о старости, применяется различно. Седая изморось, седой иней . Седой туман. Седая даль . Седая древность, старина .
|| Вор . вообще серый. Седая кобыла. Седое сукно. Седой, как лунь (птица — род ястреба), как ковыль, как иней . Сер волк, сед волк, а все ему волчья честь. Ты сер , а я сед! Седина в бороду, а бес в ребро. Дедушка сед, а смерти на него нет. Волосом сед, а совести нет . Седоватый седой, в меньшей степени. Седоватый старичек, с проседью, с подсединой, с сединкою, новг. седатый , церк. сединавый или седавый , подседый, седоватый. Седость, седоватость, седавость ж. свойство, состоянье по прилаг. При седости, да молодецкие шалости! Седина ж. седой волос. Седина в бобре, в соболе дорого ценится . Барин заставлял деньщика у себя седину продергивать, а этот, сдуру, вытеребил седину из бобрового воротника! Седина напала, и счастье пропало ( отпало ). Седина в бороду — ум в голову. Седина в бороду, а бес в ребро ( под ребро ). Детинка с сединкой везде пригодится. Ни сединочки нет на нем — весь плешив! Седина женатому почетна, холостому досадлива. Сединка ума дает. Седень м. седой, поседелый человек, старец. Не у детей, и седни вчесть, рассудительные люди уважают старость; смешивается с пословицей: Не у детей и сидни вчесть, бездетные рады и калеке. Седеть становиться седым, белеть волосом. Голова моя седеет, поседела немного.
|| Утрений туман седеет, вернее седеется , видится издали седым. Не годами, а горями седеют.
|| См. сидеть. Седенье состн. по глаг. Седун сев. трава белоус, сивец, усник (а не устник ), мычка южн. Nardus stricta. Седач растение, конская грива, Eupatorium cannabinum. Седник растение Teucrium polim. Седобородый козел. Седобровый арап. Седобурый, седорыжий чалый. Седовласый, седоволосый старик. седоусый гренадер . седоголовый или седоглавый старец, воин. седогузая лиса, исчерна-рудожелтая, с седою остью на крестце и по гачам. Седогривый конь.

Иерей Стефан Домусчи, кандидат философских наук

Все лекции цикла можно посмотреть здесь.

Если же обратиться к феномену совести на русской почве, мы увидим, что это слово и это понятие претерпело некоторые изменения. Оно развивалось с течением времени, и если мы обратимся к древним, в основном переводным, текстам Древней Руси, то увидим, что словом «совесть» переводили не только греческое «синилисис», но и некоторые другие слова. И, например, в словаре Срезневского, мы увидим как минимум пять значений слова «совесть», первое из которых совершенно не имеет отношения к нравственному миру. То есть слово «совесть» в Древней Руси не означало нравственного сознания, а означало волю, могло означать образ мыслей, знание, одобрение. Только в последнем пятом значении, то есть реже всего, оно употреблялось в нравственном смысле, как это ни удивительно.

В то же время, если мы откроем словарь Даля, то увидим, что за тысячу лет от значений слова «совести» осталось только одно – значение нравственное. Все остальные значения и смыслы ушли, и слово стало однозначным, стало означать нравственное сознание. Интересно, что даже латинское «conscientia» в европейских языках все же остается двузначным, то есть может означать совесть, а иногда может означать и сознание (в английском языке – consciousness). На русской почве такой многозначности не сохранилось, хотя первоначально она была, и мы видим, что в словаре Даля слово «совесть» уже означает нравственное сознание. Потом, правда, Даль добавляет, что также оно означает нравственные чувства.

Интересно, что во все эпохи: и в святоотеческом богословии, и даже в египетской культуре можно проследить, что в совести видят два компонента: с одной стороны, сознательный, с другой – чувственный. И сегодня мы тоже понимаем, что, с одной стороны, знаем, что такое хорошо и что такое плохо, а с другой стороны, когда совершили плохой поступок, мы можем не столько знать, что это плохо, сколько переживать чувство вины и недолжности. Поэтому у Даля значение одно – нравственное, но как бы двухкомпонентное. Интересно, что в современных словарях два этих компонента поменялись местами. И в первую очередь говорят о неком нравственном чувстве, а потом уже о нравственном сознании. Можно ли из этого сделать вывод, что совесть несколько релятивизируется? Может быть, действительно можно. Если нравственное сознание более или менее однозначно, то чувство подвижнее: один чувствует вину за какой-то поступок, другой не чувствует, то есть совесть становится несколько более подвижной, и сама совесть, и ее содержание, и содержания ее свидетельства.

Особенно интересно в этом контексте посмотреть на значение совести и на то, как ее представляли в народной культуре: в пословицах и поговорках. Например, особым образом представляли связь совести с Богом. Есть пословица «Добрая совесть – глас Божий». Наверное, она имеет даже какие-то богословские и философские аналоги, но в народе говорили так. С другой стороны, то ли сознательно, то ли это вышло случайно, но эта пословица имеет второй вариант, в котором слово «глас» заменено на слово «глаз», то есть око, и произносится так: «Совесть – глаз Божий». В таком случае совесть – это не только Бог, Который говорит тебе, но также и смотрит за тобой. Кроме того, совесть также оказывается связана с народом, потому что с точки зрения пословицы совесть – это и глас народа.

Интересно, что на уровне пословиц – совесть как бы оказывается двусоставна (сложность, которую, может быть, не так легко увидеть в богословской точке зрения). Ее источником является наша природа и голос Божий в нас, заповеди Божьи, но, с другой стороны, совесть также испытывает влияние народного сознания, народных представлений о добре и зле, о том, как правильно и неправильно. Оказывается, что совесть может претерпеть и некоторые изменения под влиянием народных представлений.

Совесть может повелевать человеку, как ему должно жить, например пословица «Работай не за страх, а за совесть» или «Служить не за страх, а за совесть». Очень напоминает представления апостола Павла, который тоже говорил, что нужно повиноваться не из страха наказания, а по совести. Но, кроме того, совесть связана с иными элементами нравственного сознания, например со стыдом: «В ком стыд, в том и совесть», «Есть совесть, есть и стыд, а стыда нет, и совести нет».

Совесть, оказывается, независима от внешнего вида. Скажем, есть пословица «Волосом сед, а совести нет» или «Бородка Минина, да совесть глиняна», то есть человек внешне похож на Минина, человека благородного, который мог жизнью пожертвовать ради Отечества, а вот совесть у этого человека оказывается глиняной, то есть неживой. И, например, такие пословицы, как: «Рубаха черна, да совесть бела», «Подпись судейская, а совесть лакейская» и т.д. показывают, что совесть не зависит от внешнего вида, бедности или богатства, не зависит от социального статуса. Даже есть такая пословица: «Божница домашняя, а совесть продажная», то есть человек может быть внешне благочестивым, но с нечестной совестью.

Кроме того, интересной оказывается связь совести с религиозностью. Например, есть пословица «Менять веру, менять и совесть». И, естественно, что наиболее подробно освящено в народной культуре, совесть оказывается источником нравственных мучений или, наоборот, какой-то внутренней радости. Например, есть пословицы, которые говорят: «Совесть спать не дает», или «У кого совесть нечиста, тому и тень кочерги – висилица», то есть человек видит только тень кочерги и уже беспокоится о возможном наказании, или «Злая совесть стоит палача».

В то же время есть представления и о доброй совести. Например, говорят так: «У кого совесть чиста, у того подушка под головой не вертится», то есть человек не мучается во сне представлениями о добре и зле, виноват он или не виноват.

В то же время удивительным образом в русских пословицах есть представления о том, что от совести можно отказаться, что человек может быть бессовестным. Например, поговорка говорит: «Совесть в прошлом году в бутылке задохлась», например, человек пропил свою совесть. Человек становится бессовестным оттого, что ему это не полезно, например: «Совесть нужна, да не всегда пользительна». Или: «С совестью жить хорошо, да умирать страшно», то есть от совести можно отказаться, если это выгодно. В то же время оказывается, что сделать этого до конца невозможно, потому что, как говорит народная мудрость: «Как ни мудри, а совести не перемудришь». Или например: «С совестью не разминуться».

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский союз ректоров»

Верите ли вы, что пословицы о совести помогают вырастить ребенка не законченным эгоистом, а нормальным человеком? Верьте! Ведь именно о этом говорит многолетний опыт педагогов и родителей.

«У тебя есть совесть?!» — как-то спросила я свою четырёхлетнюю дочку, когда она, разыгравшись, нечаянно разбудила младшего братика. Дочка удивлённо посмотрела на меня и выдала такой ответ: «Не знаю…»

Мы, такие взрослые и умные, думаем, что дети уже чуть ли не с рождения всё знают. А ведь все человеческие качества закладываются в детстве, и пословицы о совести как раз этому и поспособствуют.

Пословицы о совести

Без совести и при большом уме не проживёшь.

Без совести всё позволительно.

Волосом сед, а совести нет.

Говори по делу, живи по совести.

Деньги потеряешь – можно нажить, а совесть потеряешь – беду узнаешь.

пословицы о совести

Живи так, чтобы ни от бога – греха, ни от людей – стыда.

Есть совесть, есть и стыд, а стыда нет – и совести нет.

И – семьдесят лет, а совести нет.

Коня гонит кнут, а джигита – совесть.

Как ни мудри, а совесть не перемудришь.

Когда совесть раздавали – его дома не было.

Когда наелся, тогда и засовестился.

Кто чистую совесть имеет, тот спокойно спать ложится.

Ни бога не боится, ни людей не стыдится.

Стыдливый покраснеет, а бесстыжий побледнеет.

Стыдно сказать, а грех утаить.

Совесть – не сосед, от неё не уйдёшь.

Совесть – великое достоинство.

Что того совестить, у кого нет совести.

Без рук, без ног – калека, без совести – полчеловека.

Без зазрения совести.

Бородка Минина, а совесть глиняна.

Больная совесть, что больной зуб.

Бывает и палач с совестью, и судья без совести.

Водой смывают всё, кроме совести.

В богатстве – сыто брюхо, голодна душа.

Богатый совесть не купит, а свою погубит.

Если на базаре высокие цены – торговец теряет совесть.

Глаза – мера, душа – вера, совесть – порука.

Голос звенящий, а совесть — свинячья.

Добрая совесть не боится клеветы.

Добрая совесть злому ненавистна.

Если в верхах люди с совестью – низам живётся спокойно.

За совесть и за честь – хоть голову снесть!

Знает кошка, чьё мясо съела.

Заскорузлой совести не проймёшь.

Жнёт, где не сеял, берёт, где не клал.

К кафтану совесть не пришьёшь.

Лучше понести на гривну убытка, чем на алтын – два стыда.

Нечистая совесть спать не даёт.

Надо и совесть знать.

От человека утаишь, от совести не утаишь.

Платье черненько, да совесть беленька.

Про его совесть можно написать повесть.

Покоряйся совести, а овладей волей.

Подпись судейская, а совесть лакейская.

Перинка совести не замена.

Прислушаться к голосу совести.

Работать – так на совесть.

Рожа кривая, да совесть прямая.

Руки белые, а совесть чёрная.

С чистой совестью спокойно заснёшь.

Стыд – под каблук, а совесть – под подошву.

Совесть без зубов, а загрызёт.

Совесть в карман не положишь.

Совесть – половина веры, а может быть — и вся.

Совесть с молоточком: и постукивает, и послушивает.

Совесть – верный советчик.

Совесть дороже золота.

Сначала спроси у своей совести.

С его совестью жить хорошо, да умирать плохо.

С совестью не разминуться, она не сосед – не обойдёшь.

Соблазн велик – и совесть молчит.

Совесть – тысяча свидетелей.

У него ни на полушку совести нет.

У него совесть в рукавичках ходит.

У кого совесть чиста, у того подушка под головой не вертится.

У кого совесть нечиста, у того и тень кочерги – виселица.

У него совести мешок: что хочешь клади.

У него совесть, что розвальни — садись да катись.

У него совесть ещё в прошлом году в бутылке задохнулась.

Угрызение совести сильнее кнута.

У него совесть, как голенище, а рыло — в пуху.

У него совесть – дырявое решето.

Чистая совесть не тонет.

Человек с нечистой совестью всего боится.

Как бы ни парадоксально это выглядело, на самом деле это очень хорошо, когда «кошки на душе скребутся». Значит, не всё потеряно – есть у человека совесть. И пословицы о совести будут только помогать росту нормального человека. Так же, как и пословицы о труде или поговорки про труд, к примеру. Мои дети уже взрослые, и со своей совестью они живут в ладу. А все остальное – дело наживное!

Читайте также: