Сколько кос у незамужней девушки

Опубликовано: 17.09.2024

Как можно было легко и быстро понять статус незнакомой девушки во времена, когда общение противоположных полов было строго регламентировано.


Головной убор на Руси был не только защитой от солнца, холода и всего остального, но и служил индикатором статуса. Незамужние девицы могли ходить с непокрытой головой или же с головным убором, оставлявшим открытой макушку (порой, даже в церкви). Поскольку все у девушки было скрыто многослойной одеждой, открытая «макушка» была призвана подчеркнуть ее красоту, на радость добрым молодцам. После того как девица выходила замуж, голову покрывали женским убором. В X-XI веке убор замужней женщины назывался «повойником», напоминал головное полотенце. В XV-XVI вв. женщины стали носить «убрус» - вышитое белое или красное полотно, концы которого богато украшались жемчугом и спускались на плечи, грудь и спину.


Венцы на Руси носили исключительно девушки, поэтому венец - символ девичества. Венец представлял из себя обруч из кожи или бересты, обтянутый тканью и богато украшенный (бусами, косточками, пластинками, вышивкой, речным жемчугом и каменьями). Иногда венец мог иметь три или четыре зубца и съемную переднюю часть, которая называлась очельем. Выходя замуж, девица прощалась со своим венцом или его похищал жених. Само слово "венец" происходит от русского "венить", то есть "заниматься жатвой". Жатва - вечная забота хлеборобов, а потому брачащийся получал помощницу "на вено" ("на жатву"), за что и должен был заплатить родителям выкуп, так как они своей помощницы лишались. Отсюда же и участие венка в обряде венчания.


На Руси была традиция, связанная с ношением сережек: у девиц и замужних они отличались по форме и размеру. Первые серьги дочь получала от отца в подарок в пять лет, эти серьги женщины хранили всю жизнь. Незамужние носили вытянутые серьги простой формы, практически без декора. Серьги замужней женщины были дороже, сложнее, богаче – по статусу.


Как только девочка на Руси достигала определенного возраста, она начинала носить строго определенную прическу - косу, сплетенную обычно из трех прядей. Первая коса – новая взрослая жизнь. Вместе с косой полагалась другая, не детская, а женская одежда. Коса – девичья краса, считалась главным внешним достоинством девицы. Хорошие, густые волосы высоко ценились, поскольку говорили о силе и здоровье. Те, у кого не получалось отрастить толстую косу, прибегали к гнусному обману - вплетали в свои косы волосы из конских хвостов. Если девушка носила одну косу – означало, что она в «активном поиске». Если в косе у девицы появлялась лента, то статус девицы означал – «на выданье». Как только у нее появлялся жених, и уже было получено благословение на брак со стороны родителей, то вместо одной ленты появлялись две, и они были вплетены не от основания косы, а от ее середины.

Это был сигнал для остальных ухажеров, что их дальнейшие усилия напрасны, поскольку девушка и ее семья уже определились с кандидатом в мужья.

В торжественных случаях девушки на выданье носили волосы распущенными. К причастию в церковь, на праздник, под венец девушка шла «космачом». В таких случаях в богатых семьях приветствовалась завивка волос.

Перед свадьбой подруги с плачем расплетали невесте волосы, и она прощалась с привычной прической как с символом беззаботного девичества. По вступлении в замужество девушке заплетали две косы, которые потом укладывали вокруг головы, как корону, - намек на ее новый, более высокий семейный статус. Покрытая голова – документ о замужестве. Теперь никто, кроме мужа, не мог видеть её волосы и снять с неё головной убор.

Если девушка обрезала косу самостоятельно, то, скорее всего, она оплакивала погибшего жениха, и обрезание волос было для нее выражением глубокой скорби и нежелания выходить замуж.

Старые девы не имели права на ношение одежды замужних женщин. Они плели косу как девушки, покрывали голову платком. Им запрещалось надевать кокошник, сороку, повойник, носить понёву. Ходить они могли лишь в белой рубахе, темном сарафане, нагруднике.


Орнамент на одежде многое мог рассказать о его владельце. Так, например, в Вологодской области, дерево изображалось на рубашках беременных женщин. Курицу вышивали на одежде замужних, белых лебедей — у незамужних девушек. Сарафан синего цвета носили незамужние девушки, готовящиеся к свадьбе или старушки. А вот, например, красный сарафан надевали те, кто только что вышел замуж. Чем больше времени прошло после свадьбы, тем меньше красного цвета женщина использовала в своей одежде. Что значила рогатая лягушка на рисунке передника? Рога — это символ плодовитости, подтверждение того, что эта девушка может родить. А лягушка — это символ роженицы, в состояние которой стремилась попасть каждая уважающая себя девушка того времени. Так что, рогатая лягушка указывала, что перед тобой девушка, желающая первенца.


Основой женского костюма являлась рубаха. От мужской она отличалась только длиной - до ступней. Но в одной рубахе ходить считалось неприлично – поверх нее надевали более плотные одежды. Незамужние девицы носили запону — холщевый прямоугольный кусок ткани, сложенный пополам и имевший на сгибе отверстие для головы. Запона по бокам не сшивалась, была короче рубахи и на¬девалась поверх нее. Запону всегда подпоясывали.
Замужние женщины носили поверх рубахи паневу (или поньку) — юбку, не сшитую, а запахнутую вокруг фигуры и закрепленную вокруг талии шнуром — гашником. Куда лучше спрятать? – за гашник! - это с тех пор еще. Впервые поньку надевали в день венчания или сразу после. Девушка символично прыгала с лавки в панёву - это символизировало ее согласие на брак. Завязывали на ней панёву родители, или брат. Если девушка не выходила замуж, она всю жизнь ходила в запоне, панёву надеть не могла.


Если была возможность приблизиться к женщине настолько близко, чтобы рассмотреть, есть ли у нее кольцо на пальце - то пользовались и этим проверенным способом. У православных обручальное кольцо надевали на безымянный палец правой руки. Оно было гладкое и простое, по-классике.

Наши предки крайне серьёзно относились к выбору одежды, украшений и головных уборов — на сей счет существовали неписанные правила, нарушать которые считалось неприличным, да и в принципе никому не приходило в голову — ведь если задуматься, в каждом атрибуте нашей внешности есть определенная символика, сакральный смысл и послание во Вселенную. Очевидно, наши мудрые предшественники хорошо знали эти законы — может, стоит вспомнить о них и нам?

Предлагаем взглянуть на основные отличия незамужней девушки от замужней женщины на Руси (с оговоркой, что ниже приведены лишь общие правила — детали же могли различаться в разных регионах страны, в разное время и для разных сословий):


Головной убор

Молодые девушки имели право быть простоволосыми и не прикрывать голову — им позволялся убор, не скрывающий макушку. Чисто девичьим головным убором является венец — берестяной или кожаный ободок, затянутый полотном и украшенный стеклянными бусами, шитьем или драгоценными камнями. При бракосочетании существовала традиция прощания с венцом.

Замужним полагался «женский» головной убор. Так, в столетиях замужние женщины носили повойник, напоминавший полотенце. Спустя 500 лет его заменил убрус: этот убор представлял собой полотно красного или белого цвета, роскошно расшитое по краям. Концы его ниспадали, призванные скрыть от посторонних глаз верхнюю часть тела.


Серьги

Замужние женщины и девицы красовались в совершенно разных по форме, размеру и материалу сережках. Самые первые украшения девочка получала в качестве дара от родного отца, когда ей исполнялось 5 лет. Их бережно хранили на протяжении всей жизни.

Украшения девицы отличала простота и вытянутая форма, минимум декора или вовсе его отсутствие. Замужняя женщина обладала более дорогими серьгами: статус позволял ей драгоценности с камнями и чем роскошнее они были, тем богаче считалась семья.


Незамужние девушки носили одну косу. Наличие в ней ленты символизировало, что девушка пребывает в статусе «на выданье», две ленты говорили о том, что у нее уже есть жених.

В день свадьбы подруги невесты расплетали ее косу надвое. Теперь она будет носить две косы и укладывать их на голове короной. Сверху мужняя жена должна была прикрыть свои косы головным убором замужней женщины.


Цвета и орнаменты

Орнаментальная символика Руси имела особое значение по ней узнавали очень многое: например, беременная женщина часто носила на рубахе вышитое дерево, курочка присутствовала на вещах мужних, у свободных девиц — белые лебеди. Иногда можно было встретить символичное изображение лягушки с рогами — это означало, что женщина мечтает о первенце.

Невеста или старуха могла носить темный сарафан. Красный — только мужняя жена. И чем больший срок проходил с момента свадьбы, тем меньше красного наблюдалось в ее одежде.


Женская нательная рубашка являлась традиционной основой костюма. Она была длиннее мужского аналога, доставала до пят. Однако, ходить так считалось откровенно срамным. Рубаху «покрывали» одеяньем более плотным. Для девушек — запоной, холщовым сложенным прямоугольником. По линии сгиба имелась горловина. Эту деталь не сшивали, она была короче рубашки, подпоясывалась кушаком.

Женщины замужние носили вместо запоны паневу (поньку). Она имела вид запахивающейся юбки, закрепленной гашником (шнуром). Отсюда известное выражение «загашник». Буквально оно означает: «Куда можно надежно спрятать? За гашник!».


Кольцо

Проверенный способ убедиться, что девушка замужем — посмотреть есть на ее руке кольцо. Сделать это можно с расстояния достаточно далекого, чтобы не нарушить правила приличия. Православие отводит венчальному кольцу правый безымянный палец. По русской традиции оно должно быть абсолютно гладким и простым, без камней и прочих украшений.

Девушка

Сегодня любой мужчина может с лёгкостью определить, замужем девушка или нет. Для этого достаточно посмотреть есть ли у неё кольцо, открыть профиль в социальной сети или при возможности заглянуть в паспорт. А вот на Руси были свои отличительные признаки незамужней девушки. Благодаря им юноши быстро узнавали статус понравившейся незнакомки.

Головной убор

Девушки могли ходить без головного убора, т. к. считалось, что только так они смогут привлечь внимание молодых людей. После свадьбы все женщины были обязаны покрывать голову. В X-XI вв. они носили «повойник», который шили наподобие шапочки. А в XV-XVI вв. замужние женщины надевали «убрус» – вышитое полотно, богато украшенное жемчугом.

Девушки

Незамужней девушке разрешалось ходить с непокрытой головой, но после свадьбы надо было надеть головной убор

Венок

Венок на Руси считали символом девичества. Изготавливали его из кожи или бересты, обтягивали тканью и украшали. Носить венок девушки могли только до свадьбы. Когда они выходили замуж, им приходилось прощаться с венком или же его по традиции похищал жених.

Девушки с венцами

Венцы на Руси носили исключительно девушки, поэтому венец — символ девичества

Серьги

На Руси у незамужних девушек были серьги, которые отличались от тех, что носили замужние. По традиции первые серёжки девочке дарил отец в её пятый день рождения. Этот подарок они должны были хранить на протяжении всей жизни. А носили девицы вытянутые серьги, на которых практически отсутствовал декор. Что касается замужних женщин, они носили более дорогие украшения, т. к. им было положено по статусу.

Незамужняя девушка

Незамужние девушки носили вытянутые серьги простой формы, практически без декора

Коса на Руси всегда была главным достоинством девушки. Если у неё были красивые густые волосы, то это значило, что девица сильна и здорова. А вот тем, у кого не получалось отрастить косу, приходилось хитрить — вплетать в неё конские волосы. Одна коса говорила о том, что девушка не замужем. Коса с одной лентой означала, что девица находится в статусе «на выданье», а с двумя лентами, что у девушки есть жених и они обручены. Иногда незамужним разрешалось распускать волосы, но после свадьбы из них надо было заплетать две косы и укладывать вокруг головы. Право видеть волосы жены отныне было только у мужа.

Девушка с косой

Коса на Руси считалась главным внешним достоинством девицы

Орнамент и цвет одежды

Орнамент на женской одежде многое говорил о статусе её обладательницы. Так, изображение курицы можно было увидеть на одежде замужних женщин, а белых лебедей вышивали незамужние девушки. Синий сарафан надевали девицы, которые готовились к свадьбе, а красный — только вышедшие замуж. Если же на переднике был рисунок лягушки с рогами, то это значило, что девушка хочет родить первенца.

Две девушки

Орнамент на одежде многое мог рассказать о его владельце

На Руси основой костюма служила рубаха, но поскольку ходить в ней было неприлично, девушки надевали поверх другую одежду. Незамужние девицы носили запону, которая представляла собой прямоугольный кусок ткани с вырезом для головы. А вот замужние женщины надевали паневу. Это юбка, которую не сшивали, а обматывали вокруг талии и закрепляли шнуром. Если же девушка так и не вышла замуж, то она должна была носить только запону.

Девушка в запоне

Незамужние девицы носили запону –прямоугольный кусок ткани, сложенный пополам и имевший на сгибе отверстие для головы

Обручальное кольцо

Если молодому человеку удавалось подойти близко, то он мог точно определить, замужем незнакомка или нет. Если на безымянном пальце правой руки было кольцо, то это говорило о том, что у девушки есть муж.

Кольцо

У православных обручальное кольцо надевали на безымянный палец правой руки

На Руси было множество отличительных признаков, с помощью которых молодые люди могли легко и быстро определить, замужем девушка или нет. Мужчинам было достаточно увидеть девицу лишь раз, ведь её причёска, одежда и украшения сразу говорили о том, в каком статусе она находится.

Наши предки крайне серьёзно относились к выбору одежды, украшений и головных уборов — на сей счет существовали неписанные правила, нарушать которые считалось неприличным, да и в принципе никому не приходило в голову — ведь если задуматься, в каждом атрибуте нашей внешности есть определенная символика, сакральный смысл и послание во Вселенную. Очевидно, наши мудрые предшественники хорошо знали эти законы — может, стоит вспомнить о них и нам?

Предлагаем взглянуть на основные отличия незамужней девушки от замужней женщины на Руси (с оговоркой, что ниже приведены лишь общие правила — детали же могли различаться в разных регионах страны, в разное время и для разных сословий):


Головной убор

Молодые девушки имели право быть простоволосыми и не прикрывать голову — им позволялся убор, не скрывающий макушку. Чисто девичьим головным убором является венец — берестяной или кожаный ободок, затянутый полотном и украшенный стеклянными бусами, шитьем или драгоценными камнями. При бракосочетании существовала традиция прощания с венцом.

Замужним полагался «женский» головной убор. Так, в столетиях замужние женщины носили повойник, напоминавший полотенце. Спустя 500 лет его заменил убрус: этот убор представлял собой полотно красного или белого цвета, роскошно расшитое по краям. Концы его ниспадали, призванные скрыть от посторонних глаз верхнюю часть тела.


Серьги

Замужние женщины и девицы красовались в совершенно разных по форме, размеру и материалу сережках. Самые первые украшения девочка получала в качестве дара от родного отца, когда ей исполнялось 5 лет. Их бережно хранили на протяжении всей жизни.

Украшения девицы отличала простота и вытянутая форма, минимум декора или вовсе его отсутствие. Замужняя женщина обладала более дорогими серьгами: статус позволял ей драгоценности с камнями и чем роскошнее они были, тем богаче считалась семья.


Незамужние девушки носили одну косу. Наличие в ней ленты символизировало, что девушка пребывает в статусе «на выданье», две ленты говорили о том, что у нее уже есть жених.

В день свадьбы подруги невесты расплетали ее косу надвое. Теперь она будет носить две косы и укладывать их на голове короной. Сверху мужняя жена должна была прикрыть свои косы головным убором замужней женщины.


Цвета и орнаменты

Орнаментальная символика Руси имела особое значение по ней узнавали очень многое: например, беременная женщина часто носила на рубахе вышитое дерево, курочка присутствовала на вещах мужних, у свободных девиц — белые лебеди. Иногда можно было встретить символичное изображение лягушки с рогами — это означало, что женщина мечтает о первенце.

Невеста или старуха могла носить темный сарафан. Красный — только мужняя жена. И чем больший срок проходил с момента свадьбы, тем меньше красного наблюдалось в ее одежде.


Женская нательная рубашка являлась традиционной основой костюма. Она была длиннее мужского аналога, доставала до пят. Однако, ходить так считалось откровенно срамным. Рубаху «покрывали» одеяньем более плотным. Для девушек — запоной, холщовым сложенным прямоугольником. По линии сгиба имелась горловина. Эту деталь не сшивали, она была короче рубашки, подпоясывалась кушаком.

Женщины замужние носили вместо запоны паневу (поньку). Она имела вид запахивающейся юбки, закрепленной гашником (шнуром). Отсюда известное выражение «загашник». Буквально оно означает: «Куда можно надежно спрятать? За гашник!».


Кольцо

Проверенный способ убедиться, что девушка замужем — посмотреть есть на ее руке кольцо. Сделать это можно с расстояния достаточно далекого, чтобы не нарушить правила приличия. Православие отводит венчальному кольцу правый безымянный палец. По русской традиции оно должно быть абсолютно гладким и простым, без камней и прочих украшений.


Николай Малышев; Владимир Смирнов/TASS

Увидеть на голове русской женщины короткую стрижку еще какое-то столетие назад было практически невозможно. С распущенными волосами ходить в обществе тоже было не принято - сегодня это можно сравнить с появлением в офисе в ночной рубашке. Женщины всех возрастов носили длинные волосы, заплетенные в косы.

Косы - это статус

Одна из самых простых на первый взгляд причесок - длинная коса - имела сакральное значение для женщин на Руси. Во-первых, так было понятно, свободна ли женщина или в отношениях. Незамужняя девушка носила одну косу, а когда у нее появлялся жених, вплетала в косу яркую ленту.

Вплетая в косы ленту, девушка показывала, что у нее уже есть жених.

Вплетая в косы ленту, девушка показывала, что у нее уже есть жених.

Две ленты означали, что родители девушки уже дали согласие на брак.

А вот две косы могли носить только замужние женщины. На Руси существовал обряд расплетания косы накануне бракосочетания, который символизировал прощание с девичьей жизнью. В некоторых регионах в обряде участвовал брат невесты, в других - сам жених, в третьих - подружки.

Константин Маковский. Под венец. 1890.

Константин Маковский. Под венец. 1890.

Серпуховский историко-художественный музей

Так как семейный статус обязывал женщину всегда покрывать голову, то обе косы укладывались в хитрую прическу под головной убор. И никто кроме семьи не мог видеть ее волос. Если замуж женщина не выходила (такие случаи, разумеется, тоже были), то так до самой старости и носила одну косу.

Коса для женщины - как борода для мужчины

Коса для женщины считалась символом чести, как и борода для мужчины: дернуть за косу считалось большим оскорблением. На Руси насильственное обрезание косы у крестьянки было наказанием за серьезные проступки - прелюбодеяние, например. И наказание определял крестьянский суд.

При этом девушка могла сама обрезать косу в знак скорби, если у нее погибал жених. Так она выражала окружающим свое нежелание выходить замуж. В некоторых регионах существовал обычай дарения косы: девушка дарила ее будущему мужу, как бы отдавая свою жизнь в его руки. Если на деревню нападали враги, муж мог взять на бой косу жены как оберег.

Вся сила в волосах

У славян было довольно много поверий, связанных с волосами. Главным образом, они считали, что в них находится жизненная сила, а потому обращаться с волосами нужно бережно.

Маленьких детей не стригли до определенного возраста (где-то это было 3 года, где-то даже 5) и старались не расчесывать. А обряд первой стрижки был одним из главных событий в жизни молодого славянина.

Филипп Будкин. Девушка перед зеркалом. 1848.

Филипп Будкин. Девушка перед зеркалом. 1848.

Национальный художественный музей Республики Беларусь

Девочки с ранних лет учились ухаживать за своими волосами и доверяли расчесывать себя и заплетать косы только близким людям. Чем толще коса (лучше до пояса и толщиною в руку), тем завиднее была невеста. Девушки старательно расчесывали волосы по вечерам, восстанавливая потраченную за день энергию. Заплетая косу, можно было читать заговоры на любовь или от сглаза.

Если одна коса наполняла жизненной силой только одну девушку, то две косы символизировали жизни как их владелицы, так и ее будущих детей. Еще с древних времен существуют поверья, что беременным женщинам нельзя стричь волосы. Но это не значит, что на Руси волосы не стригли совсем.

Чтобы волосы быстрее росли и были гуще, начиная с 16 лет, девушкам подравнивали кончики волос, причем делать это можно было только на растущую луну. Остриженные волосы нельзя было просто выкинуть, чтобы на человека не навели колдовство - их сжигали. Кстати, до сих пор в России девушки нередко сверяются с лунным календарем, выбирая день для стрижки.

Девушки во время праздника Ивана Купалы.

Девушки во время праздника Ивана Купалы.

Распущенные волосы было носить не только неприлично, но еще и опасно - ведь девушка могла подвергнуться негативному воздействию злых сил. Правда, на языческий праздник Ивана Купалы девушки могли распускать волосы, и именно для “контакта” с миром духов.

Ведьм славяне также представляли с распущенными волосами - от русалок до Бабы Яги.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Вий".

Константин Ершов, Георгий Кропачев/Мосфильм, 1967

Читайте также: