Как рисовать волосы гипсовой головы

Опубликовано: 17.09.2024

Используйте настоящую гипсовую голову

Используйте карандаш F или HB (ТМ)

Твердый карандаш хуже смазывается, это позволяет вам смелее искать нужные пропорции и линии от общего к частному. Не бойтесь пачкать бумагу, ищите форму и уточняйте ее в течение работы.

Сколько отступать от краев листа

Сверху 3-5 см. Антиной довольно широкий и рисуется без прямоугольного постамента, поэтому сверху отступ больше чем у других голов.
По бокам 2-3 см/3-4 см: с одного края должно быть больше в зависимости от того, куда смотрит голова. Взгляд смотрит на больший отступ. В противном случае будет ощущение, что Антиноя поставили носом к стене.





Намечаем примерно контур головы

Не нажимая на карандаш, опять же штриховыми движениями делаем набросок, вписывая его в засечки из предыдущего пункта. Оцениваем композицию, как голова вписалась в лист.


Находим центральную точку переносицы

Отсюда будет идти осевая линия лица. Это очень важный этап, поэтому лучше измерить и перепроверить себя несколько раз.


Намечаем положение волос, шеи, подбородка и челюсти

Правильно найденная точка переносицы становится нашей опорой – в зависимости от ее нахождения намечаем примерно расположение волос, шеи, подбородка, челюсти.

Находим точку подбородка (2). Используя отвес* как строгую вертикальную линию, находим горизонтальное расстояние между точкой переносицы и точкой подбородка. Проводим соединяющую прямую 1-2 .
*Отвес – нитка или шнурок, с подвешенным снизу грузом, неважно каким. Вытягиваем руку и ждем пока отвес прекратит болтаться из стороны в сторону и образует идеальную вертикаль.



Находим основание носа (3). Мы отмеряем по высоте отношение носа 1-3 к нижней части лица 3-2 . У Антиноя размер нижней части лица 3-2 , носа 1-3 и надбровных дуг по горизонтали 1-4 почти со всех ракурсов примерно одинаков. То есть основание носа 3 находится ровно посередине маски лица по высоте. Делаем небольшой отступ влево, так как человеческое лицо не плоско, но имеет форму эллипсоида.



Основная линия перспективы - это линия надбровных дуг 1-2 от нее строятся все остальные линии. Чтобы точнее определить ее наклон надо найти насколько 1 выше 2 и спроецировать это расстояние на точку 3 . Для этого на рисунке сначала уточняем относительно переносицы абрис лица в районе глаз. Далее на натуре прикладываем карандаш горизонтально к точкам 2-3 и замеряем высоту 1-3 - откладываем ее на рисунке. Получается треугольник 1-2-3 , и он должен совпадать по пропорциям на натуре и рисунке. Относительно этой линии перспективы проводим остальные линии перспективы, помня о том, что все они должны иметь общую точку схода.



Отмечаем крайние точки надбровных дуг

Как было сказано выше, почти всегда это размер примерно одинаков с высотой носа и нижней части лица.

Опять же почти всегда у Антиноя ширина основания носа укладывается два раза в его высоту. Отмечаем две крайние точки основания с учетом перспективы. Далее рисуем трапецию и соединяем верхние точки с крайними точками переносицы.

Мы закончили общий эскиз будущей головы. Если Вы повторяли этот урок дома, внимательно проверьте все соотношения, это очень важно, так как эскиз это скелет будущего готового рисунка!

Проверка работ преподавателем

Присылайте выполненные домашние задания в группу Вконтакте или Фейсбук и получайте советы от преподавателя. Или приносите их на очное занятие в Москве.

Рисование гипсовой модели головы античной скульптуры - обязательная практика в обучении рисунку.

Рисуя гипсовую голову, художник учится уделять внимание не блеску глаз натуры и не ресницам и локонам, а выявлению объема, формы, пропорций. Тем умениям, без которых создание портретов останется лишь срисовыванием, а не профессиональной работой.

Гипс - белый, без окрашенных деталей. В глазах скульптуры, к примеру, легко рассмотреть их шарообразную форму, обрамленную веками, и передать эти объемы. Кроме того, на гипсовом объеме четко прочитываются рефлексы, что помогает понять закономерности светотени.

Перспективное построение и умелая штриховка тоже воспитываются работой над изображением гипсовой модели.

По своей сложности головы, конечно, разные.

Если вы впервые приступаете к рисованию головы, то, пожалуй, не стоит сразу выбирать моделью слепок головы Лаокоона.

Лаокоон

А лучше всего, наверное, выбрать для начала "обрубовку" - обобщенную копию экорше Гудона, модель, как бы вырубленную плоскостями, без сглаженных переходов между ними.

Её не сложно рисовать. Есть точки, за которые можно "зацепиться", легко найти парные им в перспективе и понять пространственную конструкцию.

Обрубовка. Конечно, только что из магазина она побелее будет :)

Фото

Зарисовки обрубовки, учебные рисунки.

Обрубовка, начало работы

Обрубовка, рисунок

О рисунках гипсовой головы

Несколько более сложными для рисовальщика являются головы - копии греческих скульптур. Обычно голова Гермеса, Антиноя, Афродиты, и
другие.

У меня - голова Афродиты, она же Венера. Простота модели в том, что лицо симметрично, ракурс прямой, пропорции правильные, мимика спокойная. Сложность для рисовальщика - в сглаженности черт, где сразу не всегда видны опорные точки выступающих костей на скулах, челюстях. Нужно суметь определиться с ними, и не срисовывать гладкие очертания, а строить рисунок в пространстве.

Афродита Милосская, гипсовая голова, учебное пособие

Учебные рисунки с этой головы разных авторов.

Голова Афродиты, учебный рисунок

О рисунках гипсовой головы

О рисунках гипсовой головы

О рисунках гипсовой головы

И третья голова, которая имеется в моём распоряжении, это портрет Никколо да Уццано (или Удзано).

Её рисовать ещё сложнее, но, по опыту, интереснее.

Сложный ракурс. Характерность и узнаваемость. Острые резкие черты лица. Эта модель уже довольно близка к живой модели, и, нарисовав её, хочется скорее перейти к портретам с натуры.

Никколо да Уццано

Пара учебных рисунков:

Учебный рисунок головы Никколо да Уццано

О рисунках гипсовой головы

Обязательно нужно рисовать голову, это задание есть во всех учебных программах по рисунку. Успехов вам.

Систематизация статей канала по темам - на моём сайте, по ссылке .

Рисунок головы с гипсовых моделей. Поэтапное рисование.

Желающий серьезно заняться рисунком головы должен иметь предварительное знакомство с правилами учебного рисунка вообще. Без знания некоторого опыта в рисовании самая упорная работа не даст положительных результатов, так как успех ее зависит не только от количества нарисованных моделей, а главным образом от правильного понимания и изучения натуры и способов ее изображения.

Поэтому рисующему голову следует прежде всего обратить внимание на ее строение, то есть на сочетание и характер поверхностей, образующих ее объем. Отсюда происходит профессиональное выражение «строить голову».

Рисующий также должен иметь в виду, что голова человека является одним из наиболее сложных объектов изображения, поэтому предварительная подготовка к рисованию головы должна быть постепенной.

Рисование голов с гипсовых моделей является не самоцелью, а лишь подготовкой к рисованию живой натуры.

В этой работе так необходимо соблюдать последовательность, причем эта последовательность зависит от задач, поставленных перед рисующими. Вначале для освоения основных форм следует рисовать головы наиболее обобщенного монументального характера; к ним можно отнести слепки произведений греческой скульптуры, например, таких, как «Дорифор» Поликлета, «Гера», «Диадумен». Усложняя задания, связанные с передачей формы и светотени, можно переходить к рисованию «Зевса», «Геркулеса», «Лаокоона», «Гомера»; для передачи более точной характеристики полезно нарисовать головы «Гермеса», «Апоксиомена», «Аполлона».

Следующим, более сложным этапом рисования, который ближе подводит учащегося к рисованию живой головы, могут послужить римские скульптурные портреты — Люция Вера, Сенеки и других.

В качестве модели для рисования головы в сильном повороте и с обнаженной шеей можно взять головы умирающего Александра Македонского, Лаокоона или другие эллинистические скульптуры, например, некоторые головы рельефа алтаря Зевса в Пергаме.

Для изучения отдельных частей очень полезна голова известной скульптуры Микеланджело «Давид» — его глаз, нос, губы, ухо.

Рисование гипсовых голов целесообразно и необходимо потому, что в произведениях великих мастеров уже найдены и обобщены взятые из действительности формы, и рисующий имеет перед собой готовую характеристику натуры. Это упрощает задачу для начинающего, давая ему возможность сосредоточить все внимание на построении основных частей модели. Кроме того, ее неподвижность и ясно выраженная светотень облегчают решение задач, стоящих перед начинающим художником.

Начиная рисовать голову, нужно прежде всего позаботиться о ее постановке и освещении.

Голова Аполлона и Лаокоона. Гипсовая голова

1. Голова Аполлона. Фрагмент копии римского оригинала. 340 г. до н. э.

2. Голова Лаокоона. Фрагмент копии греческого оригинала 27 г. до н. э.

Образующие голову поверхности и характер ее объема лучше всего выявляет искусственный источник света, освещающий голову сверху под углом в 45°. При отсутствии искусственного света модель можно приблизить к окну, затемнив его нижнюю часть, и таким образом также получить верхний свет. Слишком темные тени на голове модели следует смягчить, поместив вблизи белую бумагу или драпировку, которая даст необходимые рефлексы.

В зависимости от поставленных задач источник света можно перемещать, освещая модель с различных сторон и расстояний.

Фон для гипсовой головы необходимо брать темнее освещенных ее частей и светлее частей, находящихся в тени. Для ярко освещенной головы лучше всего ровный серый фон: около ее светлых поверхностей он будет казаться темнее, а у темных мест высветляться. Этот оптический закон контрастности играет большую роль при передаче формы в пространстве.

Для первых рисунков голову принято помещать на такой высоте, чтобы уровень глаз рисующего находился на линии глаз модели.

Одним из главных условий работы является сохранение в процессе рисования положения натуры и постоянной точки зрения на нее. Поэтому следите за тем, чтобы от движения головы или туловища рисующего не изменилась точка зрения или линия горизонта.

Не следует садиться ни слишком близко, ни слишком далеко от модели. Наилучшим является расстояние, равное тройной величине модели по вертикали. Такое расстояние позволит следить за общим построением и хорошо видеть детали.

Приступая к рисунку гипсовой головы, нужно иметь в виду, что, изображаемая условно без торса, она не имеет тех внешних точек опоры, при помощи которых обычно строятся предметы, непосредственно расположенные на плоскости (как, например, на столе, подставке, земле). Табуретка,стоящая на полу, ваза на столе рисуются от нижнего основания, то есть от внешних точек опоры на плоскости. Голова, изображаемая в пространстве, не соприкасающаяся ни с какой поверхностью, нуждается в особом приеме построения — в использовании собственных внутренних точек опоры. Эти опорные точки дают возможность строить голову в любом повороте и наклоне.

Вначале положение головы и шеи в фас при отсутствии внешних опорных точек определяется с помощью вертикали и горизонтали; намечается линия от середины лба до середины подбородка, проводятся также линии, определяющие направления глаз и других размещающихся параллельно им форм (ил. 3).

Рисование гипсовой головы

3. Первая стадия рисования гипсовой головы

Определив соотношение высоты и ширины модели, следует обозначить ее общий овал и положение шеи, затем наметить основной объем головы, отделяя для этого лицевую поверхность головы от поверхностей, идущих к затылку. На этом общем объеме головы можно более точно определить положение и пропорции отдельных частей (ил. 4).

Стадии рисования гипсовой головы

4. Вторая стадия рисования гипсовой головы

Намечая основные части лица — расположение глаз, лба, носа, рта, подбородка, — сравнивайте их размеры по отношению не только друг к другу, но и ко всей форме головы. В противном случае, даже если найдены правильные пропорции отдельных частей, общая форма головы может оказаться неверной. С каждой вновь вводимой деталью увеличивается количество сравниваемых величин, и поэтому очень важно, чтобы первоначальные пропорции больших форм не были нарушены. Неточности в основных пропорциях повлекут за собой бесчисленное количество ошибок, которые заставят рисовальщика переделывать рисунок заново. Так, например, если приуменьшить нижнюю половину головы по отношению к верхней, то на ней невозможно будет правильно разместить соответствующие части, нельзя определить расстояние между носом, губами, подбородком, установить их пропорции. Переносица, рас-положенная в центре всех форм, является наиболее устойчивой точкой, по отношению к которой определяются места для глазничных впадин, передних и боковых поверхностей носа, надбровных дуг.

Форма головы ограничивается прямыми и изогнутыми поверхностями. Перспективно сокращаясь и соприкасаясь друг с другом, они являются объемной основой рисунка, без которой всякая, даже отлично оттушеванная голова, несмотря на правильно взятые светотеневые отношения, будет казаться пухлой и плоской. Задача рисующего заключается в том, чтобы найти эти поверхности, из которых каждая занимает только ей свойственное положение. Определение их в натуре и последующее воспроизведение на бумаге — это и есть построение объема на плоскости листа (ил. 5).

Стадии рисования гипсовой головы

5. Третья стадия рисования гипсовой головы

Выявляя основные поверхности, не следует опасаться некоторой на первых порах упрощенности и резкости в их трактовке. Правильное понимание объема головы, характера ее основной формы, умение увидеть взаимосвязь всех ее частей несравненно важнее преждевременного вырисовывания мелких деталей бровей, зрачков, ноздрей, к которому так склонны малоопытные рисовальщики. Необходимо помнить, что в объемном построении головы нужно идти таким же путем, каким идет скульптор, который не имеет возможности начать свою работу ни с контура, ни с деталей, а начинает непременно с больших поверхностей, образующих данный объем. Совокупность этих поверхностей даже в своем предельно упрощенном виде представляет уже реальную объемность, являющуюся основой для дальнейшей разработки деталей. Эти поверхности и их взаимное расположение убедительно показаны на рисунках головы Аполлона, выполненных В. Е. Савинским (ил. 6,7).

В. Е. Савинский. Голова Аполлона. 1878.

6. В. Е. Савинский. Голова Аполлона. 1878. Итальянский карандаш

 В. Е. Савинский. Голова Аполлона. 1880-е гг.

7. В. Е. Савинский. Голова Аполлона. 1880-е гг. Итальянский карандаш

Резкими определенными плоскостями пролеплен весь объем головы, показаны лицевые и боковые ее поверхности, овальные формы глаз, крепко вставленных в глазницы. На рисунках Савинского можно наблюдать отношение размеров ближайших боковых поверхностей головы к боковым, более перспективно сокращенным. То же самое можно видеть в соотношении боковых поверхностей носа, лба, в расположении глаз.

Когда вы намечаете поверхность формы, вводите легкую светотень, оставляя для светлых мест чистую бумагу и покрывая штрихом тени. Это придаст рисунку первоначальное объемное выражение.

Следующей стадией рисунка головы является передача ее пластической формы. Для этого нужно проследить переход одной поверхности в другую, причем он может быть или постепенным, или резким. На (ил.7) видна граница, отделяющая лицевую, освещенную поверхность головы от боковых, затемненных, а также более резкие переходы от тени к свету на выдающихся скулах и сравнительно мягкие в нижней, округлой части лица.

Подходя к наружным краям рисунка головы, особенно внимательно следите за сокращающимися поверхностями, правильное перспективное и тональное построение которых имеет решающее значение в передаче объемности головы.

Базовый курс рисования

Идеальный курс для новичков!

Учимся работать сразу с 5-ю художественными материалами,

Для того чтобы не разделять рисование головы на отдельные искусственные этапы и сохранить непрерывную последовательность в решении возникающих в процессе работы задач, переход к рисованию деталей должен быть постепенным и почти незаметным.

Уточняя, например, обобщенную первоначальную форму носа, наблюдая его в деталях, рисующий должен отметить и показать на рисунке, что различные по тону и характеру ее поверхности являются местом расположения более мелких форм (крыльев носа, ноздрей, кончика носа), весьма разнообразных по форме: округлых, тупых, острых.

Рассматривая поверхность лба, рисующий дол¬жен заметить в натуре и показать на рисунке, что нижняя часть лба лепится пятью различными по тону поверхностями: средней (фронтальной), двумя соприкасающимися с ней и двумя идущими от последних височными или боковыми поверхностями, на которых располагаются ушные раковины (ил. 6).

Нужно также показать на рисунке, что намеченная пятигранная схема лобного отдела лица вверху переходит в овальную форму лобных костей. Такое же постепенное уточнение первоначально намеченных форм и наполнение их формами соподчиненными должно иметь место и в рисовании всех частей: глаз, губ, подбородка. Детали, вводимые в первоначальную форму, в своей совокупности являются как бы ее проверкой и могут способствовать взаимному уточнению. Например, боковая поверхность носа определяет расположение его крыла, а детально проработанные крылья носа могут внести поправку в построение всей его поверхности. Необходимо помнить, что все парные формы головы следует намечать и рисовать одновременно: так легче определить степень их перспективного сокращения в данном повороте.

Исполнение рисунка не должно резко делиться на рисование контура и последующую тушевку. Рисуя линиями, с самого начала помните о форме, которую они обозначают, намечайте легкой светотенью поверхности, образующие объем, оставляя для освещенных мест чистую бумагу и закрывая однотонной тушевкой тени. Затем, придавая тени должную глубину, осторожно вводите в нее рефлексы и в область света — полутона и блики. Беспрестанно сравнивая и соподчиняя их тональные отношения, добивайтесь передачи освещенной формы.

Чтобы не перечернить рисунок (что очень часто бывает у малоопытных рисовальщиков), нужно прежде всего найти предельную силу тени на гипсе, по отношению к которой и выдерживать общий тон рисунка; при этом хорошо иметь перед глазами кусочек черного бархата или зачерненной бумаги, сравнительно с которыми самую глубокую тень на гипсе придется взять более легкой и прозрачной.

И. Е. Репин. Рисунок головы Севера.1864.

8. И. Е. Репин. Рисунок головы Севера.1864. Графитный карандаш

На академическом рисунке головы Александра Севера, выполненном И. Е. Репиным, можно наблюдать четко отработанные детали, объединенные тоном в единое целое. Падающий сверху свет книзу постепенно слабеет, утрачивая свою силу и контрастность. Боковые поверхности лица, сокращаясь в глубину, выделяют переднюю его часть, чему способствуют подчеркнутые глубокой тенью формы глазниц, губ и основания носа. Взятый правильно фон помогает передавать освещенную форму в пространстве.

Несмотря на то, что формы античных голов являются более обобщенными, чем живой натуры, изображение гипсовых слепков, передача цельности формы, деталей, освещения и материала требуют большого количества тональных оттенков, что обычно представляет для неопытных рисовальщиков затруднения, является причиной невыдержанности тона и раздробленности рисунка. В результате появляются ошибки: рефлексы оказываются в одной силе со светом, перечерненные тени «проваливаются», резкие контрасты дальних планов «лезут» вперед. Прежде всего эти погрешности объясняются излишней поспешностью, отсутствием должной последовательности и внимательности в работе.

Умение сравнивать изображение с натурой, находить и исправлять ошибки является необходимым условием для успешного выполнения рисунка. Для того чтобы легче сопоставлять рисунок с натурой, следует постараться воспринять их как однородные явления, то есть представить реальную гипсовую голову как бы нарисованной. Тогда, быстро переводя взгляд с натуры на рисунок, можно сразу почувствовать разницу между ними — или в построении, или в освещении. При виде спокойного тона натуры очень часто бросается в глаза тональная пестрота в рисунке. Правильно построенный, но «замученный» и сбитый с тона рисунок при известном опыте поддается исправлению. Прикосновением к такому рисунку резинкой, снимкой или тряпкой восстанавливаются основные светотеневые отношения, облегчаются, но не убираются «выпадающие из тона» детали, а если требуется — подчеркиваются контрасты ближайших планов.

Хорошо продуманный, правильно построенный и выдержанный в тоне рисунок прекрасно передает форму, освещение, материал и окружающую среду.

Рисунок гипсовой головы Сократа от студии Олега Торопыгина

Изображение головы – один из наиболее сложных видов рисования. Прежде чем приступить к работе, вы уже должны обладать достаточным опытом и знаниями в области академического рисунка. Знать и понимать способы изображения, особенности строения головы, уметь обращать внимание на сочетание деталей, которые образуют ее объем.

Начинать лучше с гипсовых голов греческого наследия. После успешного овладениями приемами передачи базовых форм гипсовых моделей, можно приступать к более сложным образам, изображая Зевса или Геркулеса.
Любой академический рисунок строится по определенным законам. Процесс состоит из взаимосвязанных шагов, и чтобы добиться результата, нужно выполнять все этапы в определенной последовательности. Далее мы разберем как рисовать гипсовую модель, изображающую фаворита императора Адриана — Антиноя.

Подготовительный этап и анализ характера формы головы

Работайте карандашом слегка нажимая, без усилий и схематично. На этом этапе не требуется вырисовывания деталей, только общие черты. У нашей головы височная часть широкая, и линии сужаются к основанию подбородка. Форма головы напоминает треугольник (линия волос шире скул, которые шире подбородка).
После анализа характера формы объекта, рассматриваем каждую деталь лицевой части. Далее намечаем их месторасположение на бумаге. Уточняем наклон и разворот головы.

Линейно-конструктивная основа

Нужно наметить профильную линию, разделяющую лицо на две части. Если есть небольшой поворот головы, то профильная линия делит лицо не пополам – ближняя будет больше, а дальняя – меньше. Очень важно правильно определить местоположение профильной линии, т.к. она является главным ориентиром для художника и от нее зависит правильное расположение составляющих частей рисунка. Следующий этап – разделить эту линию на 3 равные доли: от начала волос до надбровья, от надбровья до основания носа, и далее вниз до подбородка. Отрезки от надбровных дуг до носа и от носа до подбородка тоже будут состоять каждый на 3 частей. Намечаем место для глаз, носа и губ.

Следите, чтобы конструктивные линии были параллельны друг другу, иначе исказится перспектива рисунка. Линии будут немного изогнуты, а концы приподняты. При рисовании основных деталей исходите от основы геометрической формы каждого элемента (например, глаза – шар). Не вырисовывайте детали, сейчас главное – это соблюдение пропорции и место размещения на рисунке.
Следите за расположением парных и симметричных объектов. Их лучше рисовать сразу один за другим (например, два глаза) и проводить параллельные линии от края до края формы, чтобы элементы не смещались в сторону. Рисуя глаз, веки только наметьте. Располагая нос, не смещайте его относительно профильной линии, которая должна проходить четко посередине переносицы. Она же разделяет бантик губ четко посередине, но, учитывая поворот головы, один край губы будет меньше.

гипсовая голова антиноя


Пока наметьте размер губ и сверьте их месторасположение. Для этого нарисуйте вспомогательные линии, чтобы проверить как соотносятся уголки губ и крылья носа, а также расстояние от основания носа до верхней губы. Проверьте месторасположение конца волос в соотношении с горизонтальной линией губ.

Конкретизация рисунка

После того, как была намечена конструктивная основа головы и ее составляющих, можно корректировать получившейся рисунок. Теперь заменяем геометрические тела реальными формами, какие они есть в реальности. Еще раз проверьте расположение деталей. Например, нос должен быть под прямым угол относительно лицевой поверхности.

Они не должны получиться плоскими, поэтому сразу передавайте толщину при помощи нескольких линий. При детализации губ, не забудьте про ложбинку между верхней губой и носом и проверьте их расстояние между собой.

голова антиноя рисунок

Вначале намечаем общую форму волосяного покрова, после чего переходим к детализации каждого из них. Выявляем трехмерность формы, создавая объем легкими линиями. Не спешите наносить тон, пока не будут уточнены все детали рисунка.

Создание объема при помощи света и тени

Переходим к созданию объема при помощи светотеневых отношений. Следите за взаимосвязью линии и тона. Вначале накладываем тени, чтобы увидеть общий характер форм элементов. Затем переходим к градации светотени, делая рисунок более конкретным. Те детали, которые находятся на свету, остаются нетронутыми. Плоскости, уходящие от света, обозначаем полутенью. А те, что находятся вдали от света, прокладываются тоном.

На каждом из описанных шагов работы над рисунком не стоит нажимать на карандаш, движения должны быть легкими и быстрыми, чтобы всегда можно было внести коррективы, не используя ластик. Рисовать нужно в темпе. На выполнение не должно уйти более 50 минут. Не стоит уделять много времени анализу и построению, и ни в коем случае не начинайте детально чертить геометрические фигуры.

Чтобы добиться легкости в движении и умения быстро анализировать конструктивные особенности головы, нужно постоянно и регулярно тренироваться. Чем меньше вы тратите времени на этапы правильного построения изображения, тем выше становится уровень вашего мастерства.

Детализация и завершающий этап

На заключительном этапе переходим к детализации изображения, постепенно насыщая его. Но сначала нужно проанализировать небольшие детали, соотнося их с общей массой головы.

После того, как проделана первоначальная работа над объемом при помощи наложения светотени, нужно вызвать рефлекс, усиливая тон. Чтобы смоделировать детали при помощи тона, на переходах от одной детали к другой необходимо сильнее накладывать тон, резко отделяя одну плоскость от другой. Но рисунок не должен получиться слишком черным. Чтобы разработать руку, используйте мягкие карандаши.

гипсовая голова антиноя рисунок

Создание изображения головы – важный экзамен при поступлении в творческий вуз. Владение этим видом рисунка является и одним из основных элементом художественной подготовки архитектора. На наших курсах академического рисунка для абитуриентов, вы с помощью опытного педагога сможете научиться рисовать гипсовую голову на уровне, достаточном для поступления.

Рисунок гипсовой головы - одно из самых распространённых заданий на вступительных испытаниях в художественный вуз. Именно в рисунке гипсовой головы хорошо видно, владеет ли художник азами изобразительной грамоты, может ли передавать и анализировать форму в пространстве, понимает ли законы перспективы и светотени. Обычно на экзамене ставят голову Сократа или Гаттамелаты, так как они наиболее характерны и просты для передачи формы и объёма, но имеют характерные особенности, исследуя которые, передаётся характер модели и её индивидуальные особенности (похожесть в портрете). А это важный шаг к рисованию портрета - правильно выстроить конструкцию головы человека, изображать голову человека объёмно, передавать в рисунке её характерные черты, органично выстраивать тональные отношения, моделировать формы головы штрихами и т.д.

1). Находим положение головы в листе выбранного формата. Данный рисунок выполнен на формате А3 карандашами разной мягкости - Н, НВ, В, 2В, 3В. Не буду писать какой карандаш где конкретно применялся - это усложнит и сделает излишне описание. Тем более, что ученик, взявшийся за такую серьёзную задачу, как рисунок гипсовой головы, уже должен владеть основными приёмами и средствами для рисования карандашом.
Сопоставляем пропорции ширины и высоты всей головы, располагаем объект нужной пропорции в листе с учётом поворота головы - перед лицевой частью расстояние между головой и краем листа делаем чуть крупнее, чем с затылочной части. Обозначаем основные объёмы модели - яйцеобразную форму головы, цилиндрический объём шеи, подставку в виде коробки.

В самой голове отделяем лицевую часть от боковой (находим границу - линию, идущую от боковой части лба вниз к скулам, по щеке к подбородку). Таким образом большой объём головы сразу разделится на 2 крупных массива: лицевой и боковой+затылочный. Линией отделяем теменную часть головы от лобной и височной.
Находим линии "крестовины" - осевая серединная линия лица (от темени до подбородка) и линия глаз. Напомню, что линия глаз и все параллельные ей линии в рисунке будут стремиться в точку схода на линии горизонта. Линия горизонта, в нашем случае, выше макушки головы, поэтому все параллельные горизонтальные линии лица будут наклонены вверх влево и навстречу друг другу.

2). Намечаем линии скул, бровей, рта и основания носа. Выстраиваем переносье (трапецевидная плоскость между передней плоскостью носа и лбом. От переносья выводим серединную линию передней площадки носа - это угол носа. Он отличается от угла лицевой части головы (серединной линии лица). Определяем ширину передней плоскости носа и рисуем эту плоскость в виде вытянутого прямоугольника. К ней приставляем боковые плоскости носа и нижнюю (если её видно - в нашем случае её не видно, но в рисунке она отмечена для понимания формы носа).Боковые плоскости носа разворачиваются под углом к лицевой части головы. Они достаточно широки, обратите на это внимание: ширина носа в ноздрях и боковых сторонах носа равна расстоянию между глазами и самому глазу в среднем. У нашей модели глаза укрупнённые, поэтому и ширина носа тоже не маленькая.
Условно грубо показываем профильные линии (отделяющие боковую часть лица от фронтальной) с учётом изменения формы у глазниц (западание внутрь) и бровей (выход вперёд и наружу). Отделяем друг от друга плоскости висков, верхнюю плоскость скуловой кости, плоскости щёк. Обратите внимание на то, что дальняя половина лица будет выглядеть меньше и в сокращении по сравнению с ближайшей, поэтому все парные формы рисуем сразу вместе, но с учётом пространственных сокращений.

3). Кругами намечаем глазные яблоки (глаз человека имеет шарообразную форму), сверху на них попозже наложим веки. Намечаем ухо, оно приближено по размеру к длине носа. Крупные лобные бугры показываем пока плоскостями - это будет смягчённый переход от висков ко лбу.
Рот по ширине обычно равен расстоянию между зрачками, поэтому от условного центра глазных яблок спускаем вертикальные направляющие до линии рта - это углы губ. Ширину верхней и нижней губ пока намечаем лёгкими штрихами. Переднюю плоскость подбородка строим в соответствии с поворотом головы, относительно носа и рта. Обозначим раскрытие боковых частей подбородка и рубленой формой покажем провисающую часть мышц под подбородком.
Покажем линию роста волос в соответствии с большими формами головы. Верхнюю часть головы, там где волосы, прорисуем чуть подробнее рублеными формами. Отдельные кудряшки рисовать не нужно - только большую, общую форму.

4). Разбираем подробнее большие плоскости и формы. Например, плоскость лба разделяем на 2 зоны: надбровную и лобную. Надбровная зона представляет собой своеобразный козырёк, состоящий из 3 плоскостей: передней прямоугольной и двух треугольных боковых. Лобная часть, таким образом, будет выглядеть отдельным объёмом. Проложим осевую линию середины лица по вновь образовавшимся формам более внимательно.
Объём волос покажем единой большой формой - оденем их на голову как каску.
Нос разделим по передней плоскости на 3 отдельных части - от надбровья до переносицы, от переносицы до кончика носа и переднюю площадку кончика носа. Намечаем размер и характер ноздрей. В соответствии с носом, рисуем основные объёмы в ухе: ушное отверстие, мочку, верхний гребень.
Находим движение формы общего массива нижней части лица - от ноздрей в стороны и вниз к свисающим у краёв рта мышцам. Отделяем сами эти мышцы от плоскости лица и намечаем их объём (переднюю и боковую плоскости). Рисуем едва касаясь карандашом бумаги носогубную мышцу.
Определяем форму подбородка (квадрат со скруглёнными углами), разбираем его по форме на основные плоскости - верхняя, фронтальная, боковые, рисуем их в соответствии с перспективными сокращениями.

5). В скулах находим саму скуловую кость, её толщину и направление по движению от лицевой части головы к уху, отделяем жевательную мышцу от плоскости щеки (мышца у угла нижней челюсти).
Находим разрез глаз, определяем какого типа из существующих 3 разрез глаз у нашей модели: кошачий (внутренний угол глаза ниже внешнего), классический (оба угла глаза находятся на одной высоте) или европейский (внешний угол глаза ниже внутреннего). Обозначаем ромбовидное раскрытие глаза модели, характер верхнего и нижнего века и видимую толщину века. Форму век и разреза глаз тоже лучше рисовать более угловатыми формами, а потом скруглить там, где нужно, иначе можно не попасть в характер и модель будет выглядеть не конкретным персонажем, а среднестатистическим лицом.

Укладываем по лицевой части разрез губ (м-образная линия рта), для этого отделяем площадку носогубного фильтра (под носом) от боковых поверхностей всей верхнечелюстной массы. Намечаем форму мышцы под нижней губой. Соответственно им, укладываем верхнюю и нижнюю губы. Верхняя губа значительно тоньше нижней, на ней покажем 2 плоскости у углов губ и 2 плоскости, сходящиеся в выступающей вперёд части. В нижней губе обозначим 2 небольших округлых мышечных "подушки".
Лёгким тоном начинаем отделять теневые части головы от освещённых.

6). Внимательнее разбираемся с объёмами лицевой части. Скулу дробим на небольшие плоскости, укладывающиеся по её форме и движению, подчёркиваем движением этих плоскостей основные лицевые направления. Это нужно для понимания, какие из частей лица как будут выглядеть в сокращении, как они будут освещены и для передачи основных особенностей строениям формы данной головы.
Чуть плавнее по форме и точнее рисуем глазные веки, отделяем слёзную железу от движения век, проверяем сокращение дальнего глаза в повороте относительно ближайшего. Вспоминаем, что верхнее века должно накрывать нижнее, иначе человек не сможет моргать))).
Обозначаем перегиб передней плоскости носа в переносице и боковую часть ноздри - усложняем форму. В ухе находим толщину хрящей и глубину ушного отверстия.
Большой яйцеобразной формой показываем шишки надбровных дуг и их передние площадки. На эти объёмы сверху накладываем брови. Помните, что брови у человека не лежат на одной плоскости, а перетекают с одной плоскости на другую - благодаря этому они и имеют характерный изгиб. Прорисовываем головку, тело и хвост брови, обозначаем объём брови, разделяя общую форму на фронтальные и боковые маленькие плоскости. Хвостик брови, сокращаясь, немного заходит на височную кость - брови достаточно длинные.
Основной объём мышц, находящихся под подбородком разбиваем по форме на более мелкие плоскости, в соответствии с особенностями модели, намечаем объём гортани.

7). Чтобы не запутаться в линиях и сохранить эстетику линейного рисунка, лучше сразу разбирать все линии по толщине и нажиму в пространстве. Ни одна линия не должна повторять другую - все разной темноты, толщины, резкости. Самая ближайшая к нам часть - кончик носа - самые тёмные и широкие линии, по мере удаления формы в пространстве, все линии бледнеют и становятся тоньше. Парные формы, например, глаза, губы, скулы и т.д., следует рисовать одновременно, чтобы не допустить лишних ошибок.
Можно начать чуть подробный тональный разбор: глубокие тени и отвёрнутые от света плоскости штрихуем по форме чуть более тёмным серым. На границе формы - на переломе плоскости - тень более тёмная, по мере удаления от слома формы - светлее. Таким образом, линии построения постепенно начнут растворяться в тоне. Это первый шаг к грамотной тональной моделировке гипсовой головы.

8). Постепенно, по мере прорисовки ослабляем ластиком все линии построения и распределяем тональные отношения в рисунке. Сразу определяемся, что в рисунке гипсовой головы будет самым тёмным, а что самым светлым. Зная это, можно смело распределять разнообразные серые оттенки по всей поверхности головы. Каждую плоскость штрихуем по форме, то есть по движению плоскости. Лучше наносить штрихи не слишком энергично, держа карандаш верхним хватом и поворачивая почти параллельно листу бумаги. В мягкую тушёвку лучше не уходить, чтобы сохранить направление и лёгкую фактуру штриха, так отдельные формы и объёмы головы будут выглядеть убедительнее и рисунок будет стремиться к академической трактовке.
Все плоскости формы головы решаем в разной тональности, в зависимости от их положения в пространстве и степени освещения. Большие части формы, например, боковую часть щеки, можно объединить единым движением штрихов.
Обратите внимание на то, что в голове есть как собственные, так и падающие тени, которые отличаются по тону. Также гипс имеет характерные признаки материальности, например, сильные светлые рефлексы - он как-будто светится изнутри. Это тоже влияет на качество тона в тенях. Также у гипса проявляется характерное сгущение тени на границе света и тени в теневой части. Это стоит передать в рисунке.

9). Штриховку наносим мелкой сеточкой под острым углом, движение штрихов по форме. Тени, собственные и падающие, лучше рисовать параллельно, а полутени сравнивать с тенями и тональностью гипса в свету. Несмотря на то, что гипс белый, белой бумаги в рисунке не останется: определитель, где будет самый светлый блик (например, на кончике носа), всё остальное, в сравнении с ним - серое. Так и штрихуем.
Границу слома формы можно слегка смягчить, "соштопывая" 2 плоскости поперечной штриховкой.
Самые контрастные отношения и плоскости лучше подчеркнуть в лицевой части, особенно в выступающих на нас частях лица, под носом, например. По мере удаления от зрителя, тональные контрасты смягчаем.

10). Добавляем тональные отношения предмета и фона. Определяемся, что темнее в целом, фон или предмет. Закладываем общий тон фона вокруг гипса, прорисовываем слегка падающие тени от гипса, отделяем вертикальную предметную плоскость от горизонтальной. Лучше соблюдать единое направление штриховки фона в рисунке или распределить 2 основных направления штриховки по основным плоскостям - предметной и вертикальной плоскости за гипсом. В таком случае, вертикальную плоскость за гипсовой головой можно штриховать вертикально, а горизонтальную под слепком - по диагонали, по движению плоскости.

11). Штрихи наносятся сеточкой по движению формы. Не торопитесь во время штриховки, анализируйте каждый блок формы. Попытайтесь понять, на какую из простейших форм похожа каждая часть головы: мочка уха и глаз - на шар; нос - на половинку шестигранника; шея - на цилиндр и т.д. Штрихуем в соответствии с этими базовыми поверхностями.

12). На последнем этапе рисования сравниваем тональные отношения внутри рисунка с тонами в натуре. Определяем, какие плоскости в самом гипсе светлее или темнее друг относительно друга. Списываем края гипсовой модели: в тени за счёт ухода собственных теней на гипсе в падающие тени от гипса на фон, в лицевой части - за счёт чуть более тёмных оттенков тона на переходе формы от лицевой поверхности в боковую.
Избавляемся от последних не нужных линий. Смягчаем штриховку на дальнем плане и обостряем резкость штриха на передних частях постановки.
Прорисовываем мелкие детали - несколько вихров волос в самых важных для образования формы и контрастных по освещению частях головы, тени от верхних век на глаза, блик на стыке плоскостей подставки под гипсом и другие.
Анализируем, что темнее - гипс или фон - по всему силуэту головы. Это стоит проследить особо внимательно, потому что в рисунке важны не только локальные оттенки, но и качество освещения. Возможно, что в некоторых тенях на гипсе тон будет более тёмный по сравнению с освещёнными частями драпировки на дальнем плане.

Сеточка штрихов покрывает весь лист. Самый яркий белый блик один, остальные блики чуть более серые по сравнению с ним. Не увлекайтесь бликами (рисуем только блики от основного источника свет, без случайных пятен), избавляйтесь от ненужных деталей. Детализация ослабевает по мере удаления от первого плана в глубину - это даст пространство в рисунке.
Убедитесь, что большая форма головы хорошо читается, то есть вся гипсовая болванка не плоская, у гипса есть объёмная крупная затылочная часть, а от головы до вертикальной поверхности фона есть воздушное пространство. Если этого не случилось, ещё раз проверьте по силуэту места касания гипса и фона в соответствии с заданным освещением.

Также рекомендую почаще проверять рисунок на ошибки в построении и пропорциях - это поможет не сбиваться с выбранного курса на всём протяжении работы над рисунком.
Вот и всё!

Если вам понравился этот поэтапный урок, сделайте следующее:

1. Поставьте «лайк».

2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.

3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже :)

Читайте также: