Может быть робкий свист пичужки или легкий шум ветра в вершинах бородатых сосен

Опубликовано: 17.09.2024

Всё замерло в ожидании первого утреннего звука. Что это будет за звук — неизвестно. Может быть, робкий свист пичужки или лёгкий шум ветра в вершинах бородатых елей и корявых лиственниц, может быть, застучит по дереву дятел или протрубит дикий олень. Что-то должно родиться из этой тишины, кто-то должен разбудить сонную тайгу. Васютка зябко поежился, придвинулся ближе к костру и крепко заснул, так и не дождавшись утренней весточки.

Солнце уже было высоко. Туман росою пал на деревья, на землю, мелкая пыль искрилась всюду.

«Где это я?» — изумлённо подумал Васютка, окончательно проснувшись, услышал ожившую тайгу.

По всему лесу озабоченно кричали кедровки на манер базарных торговок. Где-то по-детски заплакала желна. Над головой Васютки, хлопотливо попискивая, потрошили синички старое дерево. Васютка встал, потянулся и спугнул кормившуюся белку. Она, всполошённо цокая, пронеслась вверх по стволу ели, села на сучок и, не переставая цокать, уставилась на Васютку.

— Ну, чего смотришь? Не узнала? — с улыбкой обратился к ней Васютка.

Белка пошевелила пушистым хвостиком.

— А я вот заблудился. Понёсся сдуру за глухарём и заблудился. Теперь меня по всему лесу ищут, мамка ревёт… Не понимаешь ты ничего, толкуй с тобой! А то бы сбегала, сказала нашим, где я. Ты вон какая проворная! — Он помолчал и махнул рукой: — Убирайся давай, рыжая, стрелять буду!

Васютка вскинул ружьё и выстрелил в воздух. Белка, будто пушинка, подхваченная ветром, метнулась и пошла считать деревья. Проводив её взглядом, Васютка выстрелил ещё раз и долго ждал ответа. Тайга не откликалась. По-прежнему надоедливо, вразнобой горланили кедровки, неподалёку трудился дятел да пощёлкивали капли росы, осыпаясь с деревьев.

Патронов осталось десять штук. Стрелять Васютка больше не решился. Он снял телогрейку, бросил на неё кепку и, поплевав на руки, полез на дерево.

Тайга… Тайга… Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная. С высоты она казалась огромным тёмным морем. Небо не обрывалось сразу, как это бывает в горах, а тянулось далеко-далеко, всё ближе прижимаясь к вершинам леса. Облака над головой были редкие, но чем дальше смотрел Васютка, тем они делались гуще, и наконец голубые проёмы исчезли совсем. Облака спрессованной ватой ложились на тайгу, и она растворялась в них.

Долго Васютка отыскивал глазами жёлтую полоску лиственника среди неподвижного зелёного моря (лиственный лec обычно тянется по берегам реки), но кругом темнел сплошной хвойник. Видно, Енисей и тот затерялся в глухой, угрюмой тайге. Маленьким-маленьким почувствовал себя Васютка и закричал с тоской и отчаянием:

— Э-эй, мамка! Папка! Дедушка! Заблудился я.

Голос его пролетел немного над тайгой и упал невесомо — кедровой шишкой в мох.

Медленно спустился Васютка с дерева, задумался, да так и просидел с полчаса. Потом встряхнулся, отрезал мяса и, стараясь не смотреть на маленькую краюшку хлеба, принялся жевать. Подкрепившись, он собрал кучу кедровых шишек, размял их и стал насыпать в карманы орехи. Руки делали своё дело, а в голове решался вопрос, один-единственный вопрос: «Куда идти?» Вот уж и карманы полны орехов, патроны проверены, к мешку вместо лямки приделан ремень, а вопрос всё ещё не решён. Наконец Васютка забросил мешок за плечо, постоял с минуту, как бы прощаясь с обжитым местом, и пошёл строго на север. Рассудил он просто: в южную сторону тайга тянется на тысячи километров, в ней вовсе затеряешься. А если идти на север, то километров через сто лес кончится, начнётся тундра. Васютка понимал, что выйти в тундру — это ещё не спасение. Поселения там очень редки, и едва ли скоро наткнёшься на людей. Но ему хотя бы выбраться из лесу, который загораживает свет и давит своей угрюмостью.

Погода держалась все ещё хорошая. Васютка боялся и подумать о том, что с ним будет, если разбушуется осень. По всем признакам ждать этого осталось недолго.

Солнце пошло на закат, когда Васюткa заметил среди однообразного мха тощие стебли травы. Он прибавил шагу. Трава стала попадаться чаще и уже не отдельными былинками, а пучками. Васютка заволновался: трава растет обычно вблизи больших водоёмов. «Неужели впереди Енисей?» — с наплывающей радостью думал Васютка. Заметив меж хвойных деревьев берёзки, осинки, а дальше мелкий кустарник, он не сдержался, побежал и скоро ворвался в густые заросли черёмушника, ползучего тальника, смородинника. Лицо и руки жалила высокая крапива, но Васютка не обращал на это внимания и, защищая рукой глаза от гибких ветвей, с треском продирался вперёд. Меж кустов мелькнул просвет.

Впереди берег… Вода! Не веря своим глазам, Васютка остановился. Так он простоял некоторое время и почувствовал, что ноги его вязнут. Болото! Болота чаще всего бывают у берегов озёр. Губы Васютки задрожали: «Нет, неправда! Бывают болота возле Енисея тоже». Несколько прыжков через чащу, крапиву, кусты — и вот он на берегу.

Нет, это не Енисей. Перед глазами Васютки небольшое унылое озеро, подёрнутое у берега ряской.

Васютка лёг на живот, отгрёб рукою зелёную кашицу ряски и жадно припал губами к воде. Потом он сел, усталым движением снял мешок, начал было вытирать кепкой лицо и вдруг, вцепившись в неё зубами, навзрыд расплакался.

Заночевать решил Васютка на берегу озера. Он выбрал посуше место, натаскал дров, развёл огонь. С огоньком всегда веселее, а в одиночестве — тем более. Обжарив в костре шишки, Васютка одну за другой выкатил их из золы палочкой, как печёную картошку. От орехов уже болел язык, но он решил: пока хватит терпения, не трогать хлеб, а питаться орехами, мясом, чем придётся.

Опускался вечер. Сквозь густые прибрежные заросли на воду падали отблески заката, тянулись живыми струями в глубину и терялись там, не достигая дна. Прощаясь со днем, кое-где с грустью тинькали синички, плакала сойка, стонали гагары. И всё таки у озера было куда веселее, чем в гуще тайги. Но здесь ещё сохранилось много комаров. Они начали донимать Васютку. Отмахиваясь от них, мальчик внимательно следил за ныряющими на озеро утками. Они были совсем не пуганы и плавали возле самого берега с хозяйским покрякиванием. Уток было множество. Стрелять по одной не было никакого расчёта. Васюткa, прихватив ружьё, отправился на мысок, вдававшийся в озеро, и сел на траву. Рядом с осокой, на гладкой поверхности воды, то и дело расплывались круги. Это привлекло внимание мальчика. Васютка взглянул в воду и замер: около травы, плотно, одна к другой, пошевеливая жабрами и хвостами, копошились рыбы. Рыбы было так много, что Васютку взяло сомнение: «Водоросли, наверно?» Он потрогал траву палкой. Косяки рыбы подались от берега и снова остановились, лениво работая плавниками.

Столько рыбы Васютка ещё никогда не видел. И не просто какой-нибудь озёрной рыбы: щуки там, сороги или окуня. Нет, но широким спинам и белым бокам он узнал пелядей, чиров, сигов. Это было удивительнее всего. В озере — белая рыба!

Васютка сдвинул свои густые брови, силясь что-то припомнить. Но в этот момент табун уток-свиязей отвлёк его от размышлений. Он подождал, пока утки поравняются с мысом, выцелил пару и выстрелил. Две нарядные свиязи опрокинулись кверху брюшками и часто-часто задвигали лапками. Ещё одна утка, оттопырив крыло, боком уплывала от берега. Остальные всполошились и с шумом полетели на другую сторону озера. Минут десять над водой носились табуны перепуганных птиц.

Пару подбитых уток мальчик достал длинной палкой, а третья успела уплыть далеко.

— Ладно, завтра достану, — махнул рукой Васютка.

Небо уже потемнело, в лес опускались сумерки. Середина озера напоминала сейчас раскалённую печку. Казалось, положи на гладкую поверхность воды ломтики картошки, они мигом испекутся, запахнет горелым и вкусным. Васютка проглотил слюну, ещё раз поглядел на озеро, на кровянистое небо и с тревогой проговорил:

— Ветер завтра будет. А вдруг ещё с дождём?

Он ощипал уток, зарыл их в горячие угли костра, лёг на пихтовые ветки и начал щёлкать орехи.

Заря догорала. В потемневшем небе стыли редкие неподвижные облака. Начали прорезаться звёзды. Показался маленький, похожий на ноготок, месяц. Стало светлее. Васютка вспомнил слова дедушки: «Вызвездило — к холоду!» — и на душе у него сделалось ещё тревожнее.

Чтобы отогнать худые мысли, Васютка старался думать сначала о доме, а потом ему вспомнилась школа, товарищи.

Васютка дальше Енисея ещё никогда не бывал и видел только один город — Игарку.

371. 1. Мы, верно, уж поладим, коль рядом сядем. (И. Крылов.) 2. Видно, Борзов любил птиц и животных. (В. Овечкин.) 3. Я, разумеется, охотно согласился. (С. Аксаков.) 4. Правду сказать, Евсеич только и делал, что снимал рыбу с моей удочки, сажал её в ведро с водой или насаживал червяков на мой крючок. (С. Аксаков.) 5. Вероятно, рыба была испугана шумом и движением подъехавшей лодки: клёв прекратился, и мы долго сидели, напрасно ожидая новой добычи. (С. Аксаков.)

К — [К] — согл., глух., тв.

Л — [Л’] — согл., зв., мягк.

Ё — [О] — гласн., удар.

В — [Ф] — согл., глух., тв.

В слове 4 буквы, 4 звука.

372. Никто, конечно, (уверенность) не подозревал, что Суок — живая девочка. По всей вероятности, (предположение) настоящая кукла наследника Тутти, находящаяся теперь во власти учителя танцев Раздватриса, вела себя с не меньшей непринуждённостью. Должно быть, (предположение) очень искусный мастер сделал ту куклу. Правда, (возражение самому себе) она не ела пирожных. Но, может быть, (предположение) наследник Тутти прав: итак, (оформление мыслей) действительно, (уверенность) у неё просто не было аппетита.

373. 1. Всё замерло в ожидании первого утреннего звука. Что это будет за звук — неизвестно. Может быть, (вероятность) робкий свист пичужки или лёгкий шум ветра в вершинах бородатых елей и корявых лиственниц, может быть, (вероятность) застучит по дереву дятел или протрубит дикий олень. (В. Астафьев.) 2. Убыль рек, в целой России замечаемая, происходит, по общему мнению, от истребления лесов. (С. Аксаков.) 3. Тут мне следует, вероятно, (предположение) сделать маленькое отступление и познакомить читателя со своей особой, ввести его, так сказать, в круг своей жизни и своих семейных отношений. (Л. Пантелеев.) 4. Приехала из Тбилиси бабушка Люба. Машка её, разумеется, (уверенность) не узнала. За три месяца разлуки образ бабушки начисто стёрся в её памяти. Впрочем, (возражение самому себе) и бабушка Люба ревниво поглядывает на Машкину няню. (Л. Пантелеев.) 5. Весело насвистывая, шёл Васютка по тайге, следил за пометками на деревьях и думал о том, что, наверное, (предположение) всякая таёжная дорога начинается с затеей. (В. Астафьев.) 6. Казалось, (неуверенность) кругом всё вымерло; деревянные домишки сладко дремали во тьме, — лишь на обширной площади белели каменные казённые здания. Безмолвно, глухо и грустно. (Е. Фёдоров.)

377.


I. Указывает направление.

378. 1. Вкуснее винограда, как я считаю, фруктов нет. 2. Цитрусовые в недалёком будущем, предполагают учёные, продвинутся далеко на север. 3. За улучшение здоровья бабушка, считает папа, должна благодарить целебный воздух Алтайских гор. 4. На Кавказе, как многие утверждают, и небо самое красивое. 5. На Кавказе, близ Эльбруса, по рассказам специалистов-горнолыжников, круглый год прекрасные условия для тренировок. 6. В Колхиде, я думаю, совсем недавно было много болот.

(способ образования — суффиксальный).

(способ образования — приставочный).

379. По-моему, ты не прав. Это, по моему мнению, речевая ошибка. Сегодня, как я думаю, никаких народных гуляний не будет. Известно, что итогом переговоров явился новый контракт на пять лет. Как известно, все едут в Египет смотреть пирамиды. Как нам стало известно, это не последняя благотворительная акция оператора сотовой связи. Вероятно, наш аэропорт перенесут в Сабуровку. Вполне вероятно, что ты не сдашь экзамен по химии, если не начнёшь заниматься. Как предполагаем мы, наш поход в горы вряд ли состоится.

380. Вдруг отключили свет, и его не было в течение трёх часов. Никогда не говори “никогда”. Эти туфли тебе будут как раз. Всё-таки мы опоздали на поезд. Диктор будто забыл текст, но так только казалось. Как будто дождь собирается, надо взять с собой зонт. Это ведь не ошибка, а просто опечатка. Собака даже есть отказывается из новой миски, сделанной в Китае.

381. Вводные слова: по-моему, очевидно, разумеется, к счастью, по- видимому, конечно.

382. Лишние слова, которые не являются вводными: по-летнему, всё-таки, как раз.

383. Экскурсия в Третьяковскую галерею, к счастью, удалась.

Экскурсия в Третьяковскую галерею, бесспорно, удалась.

Таким образом, экскурсия в Третьяковскую галерею удалась.

Итак, экскурсия в Третьяковскую галерею удалась.

Следовательно, экскурсия в Третьяковскую галерею удалась.

По мнению учителя, экскурсия в Третьяковскую галерею удалась.

По-видимому, экскурсия в Третьяковскую галерею удалась.

384. Я, по всей видимости, задержусь в гостях у товарища; к слову сказать, хочется послушать музыку, возможно, посмотреть новые фотографии и просто поговорить с друзьями.

Литературная игра по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро»

(план – конспект урока литературы в 5 классе)

Тип урок а: урок обобщения и систематизации знаний

Цели деятельности учителя : систематизировать знания учащихся по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро»; оказать помощь в подготовке материалов для письменного развёрнутого ответа на вопрос: «Почему взрослые рыбаки решили назвать озеро Васюткиным именем?».

Планируемые результаты изучения темы :

Предметные умения : знать содержание прочитанного произведения; уметь определять значение картин природы в рассказе, дать характеристику герою, объяснить смысл названия рассказа.

Метапредметные УУД:

Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознаёт себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные : принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные : понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения учебных задач.

Коммуникативные : задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает собственную точку зрения.

Методы обучения : познавательная игра; самостоятельная работа (работа с книгой); творческого чтения (анализ эпизодов, составление словаря, формулировка вопросов), частично-поисковый, проблемный.

Формулировка темы, целей урока.

Конкурс «Разминка». Команды по очереди отвечают на вопросы викторины, которую составили сами.

Откуда родом В. П. Астафьев? (Красноярский край)

Как называется первый рассказ В. П. Астафьева («Гражданский человек»)

Как называлось сочинение В. П. Астафьева, которое напечатали в школьном рукописном журнале? («Жив»)

Как звали отца Васютки? (Григорий Афанасьевич Шадрин)

Как звали мать Васютки? (Анна)

Что обещали купить Васютке «на будущий год»? (ружьё)

В каком городе провёл детство В. П. Астафьев? (Игарка)

Что, по словам В. П. Астафьева, заставило его писать? («Книги и жизнь»)

Как называется первый сборник рассказов В. П. Астафьева? («До будущей весны»)

Как звали деда Васютки? (Афанасий)

Как звали собаку Шадриных? (Дружок)

Сколько дней путешествовал Васютка? (пять)

Конкурс «Узнай героя»:

«Он бросился было к трапу, но тут же круто повернул и засеменил вверх, к избушке:

- Анна! Анна! Нашёлся пескаришко-то!» (Дед Афанасий)

«Он перелетел через мшистую поляну, вильнул между деревьями и сел на сухостоину. Попробуй подкрадись!

Мальчик стоял неподвижно и не спускал глаз с огромной птицы». (Глухарь)

«Он зашёл в избу, поставил в угол ружьё, снял дождевик. Васютка, высунув голову из-под одеяла, выжидательно и робко следил за ним. (Отец – Григорий Афанасьевич)

«И когда в тёмном кубрике, уплетая за обе щёки хлеб с вяленой осетриной, Васютка рассказал о своих похождениях, он хлопал себя по коленям и восклицал:

- Ах, скаженный хлопец. » ( Коляда).

Прочитай описание природы. Определи, какое из описаний не относится к рассказу «Васюткино озеро» (Дополнительный балл учащиеся получают, если назовут произведение, которому принадлежит это описание):

«Только что наступившая летняя ночь была тиха и тепла; с одной стороны, там, где солнце закатилось, край неба ещё белел и слабо румянился последним отблеском исчезавшего дня, - с другой стороны уже вздымался синий, седой сумрак. Ночь шла оттуда. Перепела сотнями гремели кругом, взапуски перекликались коростели…» (И. С. Тургенев «Муму»)

«Опускался вечер. Сквозь густые прибрежные заросли на воду падали отблески заката, тянулись живыми струями в глубину и терялись там, не достигая дна. Прощаясь с днём, кое-где с грустью тенькали синички, плакала сойка, стонали гагары. И всё-таки у озера было куда веселее, чем в гуще тайги»

«Всё замерло в ожидании первого утреннего звука. Что это будет за звук – неизвестно. Может быть, робкий свист пичужки или лёгкий шум ветра в вершинах бородатых елей и корявых лиственниц, может, застучит по дереву дятел или протрубит дикий олень. Что-то должно родиться из этой тишины, кто-то должен разбудить сонную тайгу»

«Деревья ничем не отличались от тех, на которых были сделаны зарубки. Лес стоял неподвижно в своей унылой задумчивости, такой же редкий, полуголый, сплошь хвойный. Лишь кое-где виднелись хилые берёзки с редкими жёлтыми листьями. Да, лес был такой же. И всё же от него веяло чем-то чужим».

«Литературоведческий» конкурс. Определите, какие изобразительно-выразительные средства использованы автором в отрывках:

1 команда: «Коротка августовская ночь в Заполярье. Пока Васютка управился с дровами, густая, как смоль, темнота начала редеть, прятаться в глубь леса. Не успела она ещё совсем рассеяться, а на смену ей уже выполз туман, стало холоднее. Костёр от сырости зашипел, защёлкал, принялся чихать, будто сердился на волглую пелену, окутавшую всё вокруг. Комары, надоедавшие всю ночь, куда-то исчезли. Ни дуновения, ни шороха».

2 команда: «Всё замерло в ожидании первого утреннего звука. Что это будет за звук – неизвестно. Может быть, робкий свист пичужки или лёгкий шум ветра в вершинах бородатых елей и корявых лиственниц, может, застучит по дереву дятел или протрубит дикий олень. Что-то должно родиться из этой тишины, кто-то должен разбудить сонную тайгу. Васютка зябко поёжился, придвинулся ближе к костру и крепко заснул, так и не дождавшись утренней весточки».

По каким приметам Васютка определял, где находится север, юг? («Почти голая сосна у ели – значит, в ту сторону север, а где ветве й больше – юг»)

По какой примете Васютка определил, что «впереди Енисей»? («Трава стала попадаться чаще, и уже не отдельными былинками, а пучками… трава растёт обычно вблизи больших водоёмов»)

По какой примете Васютка определил, что «ветер завтра будет»? («по кровянистому небу»).

По какой примете Васютка определил, что «холодно будет»? (Вс помнил слова дедушки: «Вызвездило – к холоду»)

Конкурс лингвистов: составь толковый словарь. Задание было дано заранее двум командам: выписать редкие, малопонятные слова и выражения, объяснить их смысл путём подбора синонимов и обращения к толковым словарям. Например: «спокон веку» - издавна, «хлопец» - мальчик, парень (укр.), «сгинешь» - пропадёшь, заблудишься, «нет нынче фарту» - сейчас не везёт нам, удачи нет нам, «моторки» - моторные лодки, «хилые берёзки» - тонкие берёзки, «затеси» - зарубки, отметки на стволах деревьев, сделанные топором, чтобы не потерять дорогу в тайге. Слушаем ответы учащихся о значении редких слов. За каждый ответ – балл.

Конкурс иллюстраторов. Задание было дано заранее: приготовить рисунки, иллюстрирующие эпизоды пребывания Васютки в тайге, подобрать цитату из рассказа к рисунку. На уроке учащиеся комментируют свою иллюстрацию (1 балл – за рисунок и 1 балл – за комментарий)

- Почему к этому рассказу можно сделать много различных иллюстраций? (В рассказе много действия, которое сочетается с описанием природы)

- Судя по пейзажным зарисовкам, что вы можете сказать о характере таёжной природы? (Она сурова. Нужно быть к ней внимательным, знать её законы)

- Итак, что помогло Васютке выйти из столь трудного положения в тайге? (Знание законов тайги, внимание к природе, смелость, смекалка, терпение, упорство).

- Значит, правы были рыбаки, назвавшие озеро Васюткиным именем?

Д/З: письменный ответ на вопрос: «Почему взрослые рыбаки назвали озеро Васюткиным имен ем?»

Вводные слова и вводные сочетания слов на письме выделяются запятыми.

371. Спишите, расставляя запятые при вводных словах. При проверке прочитайте предложения вслух с интонацией вводности.

1. Мы верно уж поладим, коль рядом сядем. (И. Крылов) 2. Видно Борзов любил птиц и животных. (В. Овечкин) 3. Я разумеется охотно согласился. 4. Правду сказать Евсеич только и делал, что снимал рыбу с моей удочки, сажал её в ведро с водой или насаживал червяков на мой крючок. 5. Вероятно рыба была испугана шумом и движением подъехавшей лодки: клёв прекратился и мы долго сидели, напрасно ожидая новой добычи. (С. Аксаков)

372. Вставьте вводные слова в отрывок из сказки Ю. Олеши «Три толстяка», используя материал для справок. Поставьте при вводных словах запятые. Укажите значение вводных слов.

Никто . не подозревал, что Суок — живая девочка. По . настоящая кукла наследника Тутти, находящаяся теперь во власти учителя танцев Раздватриса, вела себя с не меньшей непринуждённостью. . очень искусный мастер сделал ту куклу. . она не ела пирожных. Но . наследник Тутти прав: . действительно у неё просто не было аппетита.

Материал для справок: конечно, по всей вероятности, должно быть, правда, может быть, итак.

373. Запишите предложения, выделяя запятыми вводные слова. Определите значение вводных слов. Выполните взаимопроверку.

1. Всё замерло в ожидании первого утреннего звука. Что это будет за звук — неизвестно. Может быть робкий свист пичужки или лёгкий шум ветра в вершинах бородатых елей и корявых лиственниц, может быть застучит по дереву дятел или протрубит дикий олень. (В. Астафьев) 2. Тут мне следует вероятно сделать маленькое отступление и познакомить читателя со своей особой, ввести его так сказать в круг своей жизни и своих семейных отношений. (Л. Пантелеев) 3. Приехала из Тбилиси бабушка Люба. Машка её разумеется не узнала. За три месяца разлуки образ бабушки начисто стёрся в её памяти. Впрочем и бабушка Люба ревниво поглядывает на Машкину няню. (Л. Пантелеев) 4. Весело насвистывая, шёл Васютка по тайге, следил за пометками на деревьях и думал о том, что наверное всякая таёжная дорога начинается с затесей. (В. Астафьев) 5. Казалось кругом всё вымерло; деревянные домишки сладко дремали во тьме, — лишь на обширной площади белели каменные казённые здания. (Е. Фёдоров)

374. Прочитайте текст Н. Акимова. Кратко перескажите его, используя вводные слова во-первых, во-вторых, таким образом. Согласны ли вы с точкой зрения автора?

Два очень важных соображения положены в основу дальнейших рассуждений о правилах поведения человека.

Первое: любезное отношение к окружающим не вызывает никаких дополнительных расходов, не нарушает бюджета человека, не изнуряет его непосильным трудом. Это в полном смысле слова бесплатное приложение к жизни, причём позже, когда оно входит в привычку, оно производится уже автоматически, не теряя при этом своего благотворного воздействия.

Второе: человек, научившийся хорошо обращаться со своими ближними, не только доставляет им радость, но и сам получает от своего поведения громадное удовольствие.

Таким образом, правильно выработанное поведение не только является большим вкладом отдельного человека в общество, но этот вклад немедленно начинает приносить самому вкладчику ценнейший в мире доход — хорошее расположение духа и оптимистическое настроение.

375. Подготовьте высказывание типа рассуждения о культуре поведения. Оформите последовательность изложения аргументов с помощью вводных слов во-первых, во-вторых и т. д.

376. Диктант. Проанализируйте постановку знаков препинания. Укажите вводные слова и их значение.

Но, может быть, вы хотите знать окончание истории Бэлы? Во-первых, я пишу не повесть, а путевые записки; следовательно, не могу заставить штабс-капитана рассказывать прежде, нежели он начал рассказывать в самом деле. Итак, погодите, если хотите, переверните несколько страниц, только я вам этого не советую, потому что переезд через Крестовую гору достоин вашего любопытства.

(По М. Лермонтову)


Вводные предложения бывают двусоставные и односоставные.


В начале вводного предложения возможны союзы как или что.

Новый сорт яблок, как считают специалисты, принесёт по осени богатый урожай. Влаги, что для нас особенно важно, этой весной на полях вполне достаточно.

Если же оно стоит в середине предложения и на него обращается особое внимание, то вместо запятых употребляется тире.

377. Вводные предложения, выделенные с помощью тире, имеют особую интонацию: паузы становятся более продолжительными, сила голоса увеличивается. Прочитайте данные предложения, учитывая эти особенности. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. В вводных предложениях подчеркните грамматическую основу.

1. В доме ты говоришь (ни)кого нет? (И. Тургенев) 2. Тебе я знаю не понять мою тоску, мою печаль. (М. Лермонтов) 3. Дни, недели, два месяца уед..нённой деревенской жизни прошли (не)заметно как к..залось тогда. (Л. Толстой) 4. Как выр..жаются моряки ветер крепчал. (А. Чехов) 5. При ра(с, сс)тавании слёз не было пролито из родительских глаз; дана была полтина меди на расход и лакомства и что гораздо важнее умное наставление. (Н. Гоголь) 6. Дальше как вы сами можете легко дог..даться наш отряд направился к реке. 7. Жучка шла (на)встречу (не)знакомому человеку и что мне показалось странным не лаяла.

378. Перепишите, заменяя вводные слова и вводные сочетания слов вводными предложениями с тем же значением. В качестве сказуемых вводных предложений используйте глаголы полагать, предполагать, говорить, считать, утверждать, думать, рассказать.

1. Вкуснее винограда, по-моему, фруктов нет. 2. Ц..трусовые в (не)далёком будущем, по словам учёных, продвинутся далеко на север. 3. За улучшение здоровья бабушка, по мнению папы, должна благодарить целебный воздух Алтайских гор. 4. На Кавказе, кажется, небо самое красивое. 5. На Кавказе, близ Эльбруса, по словам специалистов-горн..лыжников, круглый год прекрасные условия для тренировок. 6. В Колхиде, по рассказам местных жителей, совсем недавно было много болот.

379. Составьте предложения, включив в них следующие вводные слова, вводные сочетания слов и вводные предложения.

      по-моему.
      по моему мнению.
      как я думаю.

    известно.
    как известно.
    как нам стало известно..

    вероятно.
    вполне вероятно.
    как мы предполагали.


Не следует смешивать с вводными словами наречия и частицы, которые запятыми не выделяются: вдруг, никогда, как раз, всё-таки, будто, как будто, ведь, даже.

380. Запишите предложения, включив в них слова будто, как будто, ведь, как раз, всё-таки, вдруг, никогда, даже.

Образец. Перед выходом на сцену актёры всё-таки сильно волнуются. Шутка была не совсем уместной, и поэтому никто даже не улыбнулся.

381. Определите, какие из данных слов являются вводными, а какие нет.

По-моему, однажды, очевидно, вдруг, разумеется, к счастью, по-видимому, иногда, в самом деле, конечно, естественно.

382. Найдите лишнее слово, не являющееся вводным.

По-летнему, бесспорно, конечно, к сожалению.
Во-вторых, итак, всё-таки, возможно.
Несомненно, наконец, следовательно, как раз.

383. Вставьте в предложение вводные слова, вводные сочетания слов с различными значениями.

Экскурсия в Третьяковскую галерею удалась.

Материал для справок: к счастью, бесспорно, таким образом, итак, следовательно, по мнению учителя, по-видимому.

384. Запишите предложение, высказывая предположение и вводя аргументы с помощью вводных слов. Поставьте нужные знаки препинания.

Я - - задержусь в г..стях у товарища; - - хочется послушать музыку, - - посмотреть новые фотографии и - - просто поговорить с друзьями.

Составьте 3-4 предложения, в которых с помощью вводных конструкций указываются важные даты и события в истории отечественной космической авиации. Используйте материалы из энциклопедий, справочных пособий и Интернета. Познакомьте с этой информацией своих одноклассников.

Вводные слова и вводные сочетания слов на письме выделяются запятыми.

371. Спишите, расставляя запятые при вводных словах. При проверке прочитайте предложения вслух с интонацией вводности.

1. Мы верно уж поладим, коль рядом сядем. (И. Крылов) 2. Видно Борзов любил птиц и животных. (В. Овечкин) 3. Я разумеется охотно согласился. 4. Правду сказать Евсеич только и делал, что снимал рыбу с моей удочки, сажал её в ведро с водой или насаживал червяков на мой крючок. 5. Вероятно рыба была испугана шумом и движением подъехавшей лодки: клёв прекратился и мы долго сидели, напрасно ожидая новой добычи. (С. Аксаков)

372. Вставьте вводные слова в отрывок из сказки Ю. Олеши «Три толстяка», используя материал для справок. Поставьте при вводных словах запятые. Укажите значение вводных слов.

Никто . не подозревал, что Суок — живая девочка. По . настоящая кукла наследника Тутти, находящаяся теперь во власти учителя танцев Раздватриса, вела себя с не меньшей непринуждённостью. . очень искусный мастер сделал ту куклу. . она не ела пирожных. Но . наследник Тутти прав: . действительно у неё просто не было аппетита.

Материал для справок: конечно, по всей вероятности, должно быть, правда, может быть, итак.

373. Запишите предложения, выделяя запятыми вводные слова. Определите значение вводных слов. Выполните взаимопроверку.

1. Всё замерло в ожидании первого утреннего звука. Что это будет за звук — неизвестно. Может быть робкий свист пичужки или лёгкий шум ветра в вершинах бородатых елей и корявых лиственниц, может быть застучит по дереву дятел или протрубит дикий олень. (В. Астафьев) 2. Тут мне следует вероятно сделать маленькое отступление и познакомить читателя со своей особой, ввести его так сказать в круг своей жизни и своих семейных отношений. (Л. Пантелеев) 3. Приехала из Тбилиси бабушка Люба. Машка её разумеется не узнала. За три месяца разлуки образ бабушки начисто стёрся в её памяти. Впрочем и бабушка Люба ревниво поглядывает на Машкину няню. (Л. Пантелеев) 4. Весело насвистывая, шёл Васютка по тайге, следил за пометками на деревьях и думал о том, что наверное всякая таёжная дорога начинается с затесей. (В. Астафьев) 5. Казалось кругом всё вымерло; деревянные домишки сладко дремали во тьме, — лишь на обширной площади белели каменные казённые здания. (Е. Фёдоров)

374. Прочитайте текст Н. Акимова. Кратко перескажите его, используя вводные слова во-первых, во-вторых, таким образом. Согласны ли вы с точкой зрения автора?

Два очень важных соображения положены в основу дальнейших рассуждений о правилах поведения человека.

Первое: любезное отношение к окружающим не вызывает никаких дополнительных расходов, не нарушает бюджета человека, не изнуряет его непосильным трудом. Это в полном смысле слова бесплатное приложение к жизни, причём позже, когда оно входит в привычку, оно производится уже автоматически, не теряя при этом своего благотворного воздействия.

Второе: человек, научившийся хорошо обращаться со своими ближними, не только доставляет им радость, но и сам получает от своего поведения громадное удовольствие.

Таким образом, правильно выработанное поведение не только является большим вкладом отдельного человека в общество, но этот вклад немедленно начинает приносить самому вкладчику ценнейший в мире доход — хорошее расположение духа и оптимистическое настроение.

375. Подготовьте высказывание типа рассуждения о культуре поведения. Оформите последовательность изложения аргументов с помощью вводных слов во-первых, во-вторых и т. д.

376. Диктант. Проанализируйте постановку знаков препинания. Укажите вводные слова и их значение.

Но, может быть, вы хотите знать окончание истории Бэлы? Во-первых, я пишу не повесть, а путевые записки; следовательно, не могу заставить штабс-капитана рассказывать прежде, нежели он начал рассказывать в самом деле. Итак, погодите, если хотите, переверните несколько страниц, только я вам этого не советую, потому что переезд через Крестовую гору достоин вашего любопытства.

(По М. Лермонтову)


Вводные предложения бывают двусоставные и односоставные.


В начале вводного предложения возможны союзы как или что.

Новый сорт яблок, как считают специалисты, принесёт по осени богатый урожай. Влаги, что для нас особенно важно, этой весной на полях вполне достаточно.

Если же оно стоит в середине предложения и на него обращается особое внимание, то вместо запятых употребляется тире.

377. Вводные предложения, выделенные с помощью тире, имеют особую интонацию: паузы становятся более продолжительными, сила голоса увеличивается. Прочитайте данные предложения, учитывая эти особенности. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. В вводных предложениях подчеркните грамматическую основу.

1. В доме ты говоришь (ни)кого нет? (И. Тургенев) 2. Тебе я знаю не понять мою тоску, мою печаль. (М. Лермонтов) 3. Дни, недели, два месяца уед..нённой деревенской жизни прошли (не)заметно как к..залось тогда. (Л. Толстой) 4. Как выр..жаются моряки ветер крепчал. (А. Чехов) 5. При ра(с, сс)тавании слёз не было пролито из родительских глаз; дана была полтина меди на расход и лакомства и что гораздо важнее умное наставление. (Н. Гоголь) 6. Дальше как вы сами можете легко дог..даться наш отряд направился к реке. 7. Жучка шла (на)встречу (не)знакомому человеку и что мне показалось странным не лаяла.

378. Перепишите, заменяя вводные слова и вводные сочетания слов вводными предложениями с тем же значением. В качестве сказуемых вводных предложений используйте глаголы полагать, предполагать, говорить, считать, утверждать, думать, рассказать.

1. Вкуснее винограда, по-моему, фруктов нет. 2. Ц..трусовые в (не)далёком будущем, по словам учёных, продвинутся далеко на север. 3. За улучшение здоровья бабушка, по мнению папы, должна благодарить целебный воздух Алтайских гор. 4. На Кавказе, кажется, небо самое красивое. 5. На Кавказе, близ Эльбруса, по словам специалистов-горн..лыжников, круглый год прекрасные условия для тренировок. 6. В Колхиде, по рассказам местных жителей, совсем недавно было много болот.

379. Составьте предложения, включив в них следующие вводные слова, вводные сочетания слов и вводные предложения.

      по-моему.
      по моему мнению.
      как я думаю.

    известно.
    как известно.
    как нам стало известно..

    вероятно.
    вполне вероятно.
    как мы предполагали.


Не следует смешивать с вводными словами наречия и частицы, которые запятыми не выделяются: вдруг, никогда, как раз, всё-таки, будто, как будто, ведь, даже.

380. Запишите предложения, включив в них слова будто, как будто, ведь, как раз, всё-таки, вдруг, никогда, даже.

Образец. Перед выходом на сцену актёры всё-таки сильно волнуются. Шутка была не совсем уместной, и поэтому никто даже не улыбнулся.

381. Определите, какие из данных слов являются вводными, а какие нет.

По-моему, однажды, очевидно, вдруг, разумеется, к счастью, по-видимому, иногда, в самом деле, конечно, естественно.

382. Найдите лишнее слово, не являющееся вводным.

По-летнему, бесспорно, конечно, к сожалению.
Во-вторых, итак, всё-таки, возможно.
Несомненно, наконец, следовательно, как раз.

383. Вставьте в предложение вводные слова, вводные сочетания слов с различными значениями.

Экскурсия в Третьяковскую галерею удалась.

Материал для справок: к счастью, бесспорно, таким образом, итак, следовательно, по мнению учителя, по-видимому.

384. Запишите предложение, высказывая предположение и вводя аргументы с помощью вводных слов. Поставьте нужные знаки препинания.

Я - - задержусь в г..стях у товарища; - - хочется послушать музыку, - - посмотреть новые фотографии и - - просто поговорить с друзьями.

Составьте 3-4 предложения, в которых с помощью вводных конструкций указываются важные даты и события в истории отечественной космической авиации. Используйте материалы из энциклопедий, справочных пособий и Интернета. Познакомьте с этой информацией своих одноклассников.

Читайте также: