Кто автор жемчуга в волосах

Опубликовано: 17.09.2024

В начале 60-ых гг. в столице Венгрии, в Будапеште, появилась рок-группа с названием Omega. Она была сформирована из двух студенческих групп и сначала играла в обработке популярные рок-н-ролльные хиты. В 1968 году у "пионера венгерского рока" существенно обновился состав: часть музыкантов покинуло коллектив, но в группу пришёл композитор и клавишник Габор Прессер , автор музыки многих будущих песен группы, а также Анна Адамиш , студентка, которая стала автором текстов песен.

Популярность к группе пришла неожиданно. В Венгрии с концертами в 1968 году были британские группы The Spencer Davis Group и Traffic, главным менеджером которых был Джон Мартин. Услышав своеобразный венгерский психоделический рок "Омеги", Мартин предложил им поехать на гастроли в Англию. Надо заметить, что хотя Венгрия была частью "социалистического лагеря", режим генсека Яноша Кадара достаточно лояльно относился к рок-музыке. Группа дала успешные концерты в Лондоне и других городах, поздравить участников пришли даже Джордж Харрисон и Эрик Клэптон. Здесь же венгры записали свой первый альбом на английском языке с символичным названием Omega Red Star from Hungary (Омега - красная звезда из Венгрии). Успехи венгерской группы в капиталистической стране переполнили "чашу терпения" руководства Венгрии - для записи второго альбома "красных рокеров" уже не пустили в Великобритании.

История красивой песни. Gyöngyhajú Lány (1969) - White Dove (1994).

Но музыканты не унывали и в 1969 году выпустили второй альбом с названием 10000 lepes (1000 шагов). Именно на нём появилась легендарная рок-баллада Gyöngyhaju lаny , в переводе с венгерского "девушка с жемчугом волосах/с жемчужными волосами". Исполнял песню на родном венгерском языке Янош Кобор . Композиция имела гимнообразный припев, психоделическое исполнение и мистическим образ "девушки с волосами цвета жемчуга" в тексте придавали ей особую таинственность и в то же самое время определённую торжественность, она идеально подходила для массового исполнения на концертах.

История красивой песни. Gyöngyhajú Lány (1969) - White Dove (1994).

Композиция вышла на сингле в 1970 году и ворвалась в хит-парад Венгрии. Целых 60 недель она возглавляла национальные чарты. На волне популярности были записаны английская и немецкая версии - Pearls in her hair и Perlen im Haar.

Год для венгерской группы был очень успешным. На фестивале Yamaha в Токио группа заняла 3 место, участникам даже подарили мотоциклы, в некоторых странах Европы стали выходить кавер-версии в исполнении местных коллективов на национальном языке. Баллада начала путешествие и по странам Восточной Европы, докатившись и до Советского Союза, где стала очень популярной. Omega приезжала с гастролями в ГДР, Польшу, но в Советский Союз так и не доехала - всё заканчивалось на стадии переговоров. Руководство Госконцерта постоянно "кормило завтраками", обещая через-какое то время и с другой программой.Тем не менее в СССР песню слушали и любили, даже придумывали тексты на русском языке. Вот один из некоторых:

История красивой песни. Gyöngyhajú Lány (1969) - White Dove (1994).

Уже в 1994 году группа Omega давала большой концерт в Будапеште, на стадионе Nepstadion. Среди приглашённых VIP-гостей были участники немецкой группы Scorpions Клаус Майне и Рудольф Шенкер. Под впечатлением от исполнения пронзительной баллады и реакции стадиона немцы прошли после концерта в гримёрку и попросили венгров записать свою версию этой песни, в ответ они разрешили им исполнять свою рок-балладу Wind of Change . Появилась песня White Dove (1994) в исполнении Scorpions, которая вошла в третий концертный альбом Live Bites (1995).

Сингл входил в Топ-20 в хит-парадах Швейцарии и Германия. Композиция "Белый голубь" вышла на благотворительном сингле, средства от продаж которого пошли на помощь беженцам из африканской Руанды.

На сборниках баллад немецкой группы SCORPIONS, выпущенных с 1994 года можно встретить композицию под названием «White Dove» («Белая голубка»), посвящённую, как не трудно догадаться, «миру во всём мире». Многие рок-меломаны старшего поколения прекрасно знают, откуда «растут ноги» у этой красивой песни. А вот молодых, возможно, надо и просветить.

Для этого надо вернуться на 25 лет назад во времена существования восточно-европейского социалистического блока, куда входила и Венгрия. Именно в Венгрии возникла одна из самых известных рок-групп соцлагеря под названием OMEGA.

Карьера мадьярских рокеров начиналась довольно успешно. В 1968 году их заметил британский менеджер Джон Мартин и пригласил совершить тур по Туманному Альбиону. Там же был выпущен и дебютный альбом OMEGA под характерным названием «Omega Red Star from Hungary» — «ОМЕГА — красная звезда из Венгрии» (на родине пластинка называлась «Trombitas Fredi es a rettenetes emberek»).

Группа хотела записать в Британии и второй альбом, но руководству Венгрии визиты ОМЕГИ к капиталистам не нравилась, и поездки в Британию им запретили. А зря. Именно пластинка 1969 года — «10000 lepes» («10000 шагов») — вышла у группы очень удачной. Именно на ней был записан крупнейший хит ОМЕГИ «Gyongyhaju Lany» («Волосы девушки») — прекрасная баллада с модным психоделическим оттенком и пронзительным гимнообразным припевом, который можно было распевать вместе с публикой. В духе времени был и романтически-мистический текст о загадочной красавице с жемчужными волосами, вселяющей в души людей свет и надежду.

Однажды Солнце так устало,
что заснуло глубоким сном в объятиях зеленого озера.
И на людей опустилась тьма.
А ОНА пожалела — и пришла к ним.
Да, пришла Девушка с жемчужными волосами,
был ли это сон, или явь была?
И стали земля с небом
зеленая и синее, как в былое время…

Музыку к песне написал клавишник ОМЕГИ — Габор Прессер, текст — студентка Анна Адамиш, а спел её главный вокал группы Янош Кобор.

В 1970 году «Gyongyhaju Lany» была выпущена на сингле и 60 недель возглавляла венгерский хит-парад.

Чувствуя большой потенциал песни, группа записала ещё две версии под названием «Жемчуг в её волосах»: англоязычную («Pearls in her hair») и немецкоязычную («Perlen im Haar»). Песня быстро преодолела границу Советского Союза и породила множество русскоязычных версий, зачастую далёких от оригинального текста. Например,

Один цветок, и тот увял,
Тебя лишь взглядом я провожал.
Коснулся ветер твоих волос,
И таял вечер в дыханье роз.

Постой, не уходи,
С собой солнце не уноси.
Я тебе отдаю
Всю любовь свою…

Глаза твои с озёр вода,
А в глубине частицы льда.
Глаза твои жемчуг морской,
А в глубине полны тоской

Словно россыпи звёзд —
Цвет твоих жемчужных волос.
Словно неба простор —
Твой прекрасный взор…

Однажды Солнце светить так устало,
Что в небе уснуло и в море упало,
И всё потемнело, ненастье настало,
В долине бездонной Солнце лежало.

И я не знаю — правда это иль нет?
Может, сказку придумал поэт?
На мой вопрос опять
Солнце будет молчать…

1970 год вообще выдался для ОМЕГИ удачным. Благодаря песне «Gyongyhaju Lany», группа выиграла приз на фестивале «Барбарелла», проходившем на Пальма-де-Майорка, а на фестивале Yamaha в Японии даже отхватила каждому участнику по мотоциклу. Тогда же вышел и третий альбом группы «Ejszakai orszagut» («Ночное шоссе»), заглавная композиция которого по структуре весьма напоминала предыдущий хит о жемчужных волосах.

К сожалению, в 1971-м — через год после записи 3-го альбома — OMEGA понесла серьёзные потери: группу покинули основной композитор и основная поэтесса — Прессер и Адамиш (вместе с последней ушёл и её муж — ударник Джозеф Лаукс). Троица тут же основала другой успешный коллектив LOCOMOTIV GT.

Спустя много лет — в 1994 году — Прессер и OMEGA снова выступили вместе на большом концерте группы, состоявшемся в Будапеште на стадионе Nepstadion. В качестве приглашённых гостей были и члены SCORPIONS — Клаус Майне и Рудольф Шенкер. Немцы подарили венграм исполнение своего «Ветра перемен», но уехали тоже не с пустыми руками. Услышав, как воодушевлённо толпа распевала в конце концерта «Gyongyhaju Lany», Майне зашёл после шоу в гримёрку к ОМЕГЕ и попросил у группы разрешение записать свою версию песни.

Те разрешили — и на свет родился тот самый «White Dove», выпущенный как благотворительный сингл для беженцев из Руанды. Конечно, красота мелодии трогает и в этом исполнении. Но лично мне версия SCORPIONS кажется более прямолобой и банальной, нежели загадочный и призрачный оригинал.

Янош Кобор:
— Поскольку SCORPIONS гораздо более широко известны, чем мы, мы были этому рады, потому что рассчитывали, что это сделает и нас немного более известными, позволит продать больше дисков. Когда Клаус Майне сказал, что они хотят ее сделать, мы согласились — почему нет? Мне их версия не кажется неудачной, но некоторым участникам группы, в особенности Габору Прессеру, она не понравилась.

: Многое из того, о чём писалось, и кое-что ещё вы можете послушать, заглянув в 1-й комментарий к этой статье — в традиционное приложение «Для пытливых и любознательных».

Любовь к жемчугу: перлы в русском искусстве

«Жемчуг в России употреблялся более, нежели во всей Европе», — писал с удивлением в XVII веке шведский путешественник Иоганн Филипп Кильбургер. Действительно, дошедшие до наших дней россыпи перлов в церковном искусстве — на окладах икон, лицевом шитье, священных сосудах — потрясают своей роскошью. А что творилось в светском искусстве, в том числе в последующие века? Нам поможет история моды и торговли.

Русское царство

Известно, что в Москву стекалось огромное количество морского жемчуга с Востока. Импортом занимались даже англичане: например, огромную нить подарил царю Борису посол Джером Горсей в 1586 году. Другой иностранец, Жак Маржерет, записал, что видел в казне по меньшей мере полсотни царских нарядов, расшитых по краям драгоценностями, видел платья, полностью вышитые жемчугом, а также «платья, покрытые жемчужной вышивкой на фут, на полфута, на четыре пальца»! Поразили его и полдюжины царских покрывал, вышитых жемчугом полностью.

«Жемчуг бывал мелкий, средний, крупный; различались зерна гурмыдкие, кафимские, зерно раковинное, зерно не алмазное; жемчуг считался по зернам, половинкам и золотникам».

Количество жемчуга в казне легче всего представить по хроникам разгрома: в 1611 году, взяв Кремль, кичливые поляки от безделья стреляли крупными жемчужинами из мушкетов, а во время Соляного бунта 1648 года бунтовщики-грабители жемчуг мерили пригоршнями и продавали желающим полными шапками.

Жемчуг в русском искусстве, фото № 1

Жемчуг в русском искусстве, фото № 2

Жемчуг в русском искусстве, фото № 3

Жемчуг шел на отделку шапок, обуви, каймы, рукавов… список бесконечен. Эти костюмы можно представить по портретам-парсунам XVII века, изображающим царей и цариц. Картины анонимных мастеров вряд ли достоверно изображают своих моделей. Зато богатые наряды выписаны с необыкновенной тщательностью — это наследие иконописной традиции, где «доличному» (всё, кроме лиц и рук) уделялось особое внимание.

Разумеется, без воссоздания драгоценных уборов из крупных круглых жемчужин невозможно представить и историческую живопись второй половины XIX века на тему Руси. Вспомним таких живописцев, как Константин Маковский, Александр Литовченко, Григорий Седов, Николай Неврев, Сергей Соломко и т. д.

Речной промысел

Еще больше было пресноводного жемчуга, ведь его добывали в наших реках — в особенности в Архангельской губернии, по берегам Белого моря. Именно там обильно водилась европейская жемчужница. Колонии в реках были так обильны, что все попытки государства хоть как-то взять добычу под контроль, давать на нее лицензии, были безуспешны — например, указ Петра I с запретом ловли от 1721 года пришлось отменить через десять лет. Благодаря этому народный костюм северных губерний особенно наряден: позволить отделку речным жемчугом в этом регионе могли себе очень многие.

«Как только услышал я шум и увидел, что проходят в городские ворота, я схватил на всякий случай с собой нитку жемчуга, потому что в городе есть красавицы и дворянки, а коли есть красавицы и дворянки, сказал я себе, то хоть им и есть нечего, а жемчуг все-таки купят».

Николай Гоголь. «Тарас Бульба»

Столетиями речной жемчуг промышляли самыми примитивными способами, но к концу XIX века этому пришел конец — не только из-за хищнической добычи, но и из-за изменения экологии (заболоченность берегов, сплавление лесов, замутнение воды минеральными взвесями). Падение было резким — в 1860 году его экспортировали из России на 182 тысячи рублей, а спустя десять лет — всего на 1,5 тысячи.

Жемчуг в русском искусстве, фото № 4

Жемчуг в русском искусстве, фото № 5

Жемчуг в русском искусстве, фото № 6

Лучше всего речной жемчуг разглядывать на провинциальных «примитивных» портретах, изображающих купчих и богатых крестьянок XIX века. Как правило, они происходят из Архангельской, Олонецкой, Тверской, Новгородской и Псковской губерний — северных земель, где головные уборы роскошно отделывали речным жемчугом. В основном они написаны анонимными мастерами, хотя сохранилось имя художника-крестьянина — Абрама Клюквина.

Дресс-код высшего света

В наш век искусственного жемчуга, который стоит копейки, трудно представить, насколько дорог жемчуг настоящий. Вспомним, например, что Мэри Морстен (будущая миссис Ватсон) могла бы достойно прожить год, продав одну-единственную индийскую жемчужину из ожерелья. А Жак Картье в 1917 году купил здание своего магазина на 5-й авеню в Нью-Йорке, отдав две нитки бус. Часто жемчужное ожерелье было непременной частью приданого, самой дорогой вещью в шкатулке и крайним способом получить деньги в случае острой необходимости.

Дело в том, что в Новое время жемчуг все дорожал и дорожал — например, за первую половину XVII века он утроился в цене, а по стоимости оборота на рубеже XIX–XX веков он даже стоял на первом месте среди драгоценностей. Так, пара серег-жечужин, которые в 1821 году купил великий князь Николай Павлович (будущий император), стоила 29 тысяч рублей — колоссальная по тем временам сумма.

Дамы носили на шее состояние, а мода на нити жемчуга, элегантные сами по себе, практически не менялась, хотя можно было играть с их длиной и количеством рядов. Иногда, впрочем, ожерелье дополнялось фермуаром — крупной застежкой с драгоценным камнем. Популярности украшения способствовала и любовь к жемчугу скромной вдовы из Виндзора по имени Виктория.

«Самое распространенное драгоценное украшение сезона — жемчуг в виде отдельных ниток или колье. Дамы высшего общества носят жемчужные нитки в неотделанном виде. Нитка обматывается свободно вокруг талии, образует род кушака со свободно связанными концами, конец нитки делается в форме английской булавки, украшенной квадратными бриллиантами».

Журнал «Ювелир», 1912, № 9

Жемчуг в русском искусстве, фото № 7

Жемчуг в русском искусстве, фото № 8

Жемчуг в русском искусстве, фото № 9

Жемчуг на шее, в ушах, в волосах можно увидеть на огромном количестве женских портретов XVIII–XIX веков. Возможно, по той же причине, по которой он и сегодня необходимый аксессуар гардероба стильной женщины: ведь жемчуг не выглядит вызывающе; украшая, не перетягивает внимание на себя. А для живописной картины это крайне важное качество. Вглядимся в женские портреты Рокотова, Боровиковского, Кипренского, Брюллова, Репина, Серова — удивительно, насколько жемчуг одинаков, но не однообразен.

Аристократические излишества

Немного другая история — портреты богатейших женщин Российской империи. На них так много крупного жемчуга, что это уже не элегантность, а кичливость. В первую очередь это дамы из рода Юсуповых — Зинаида Николаевна и ее мать Татьяна Александровна. Эту страсть они унаследовали от княгини XVII века — Татьяны Васильевны Юсуповой, племянницы Потемкина. Ее потомок Феликс в своих воспоминаниях писал о прапрабабушке:

«Она была страстной ценительницей драгоценностей и основала коллекцию, ставшую знаменитой. Она купила алмаз «Полярная звезда» и множество украшений с французской короны, украшения неполитанской королевы и, наконец, уникальную и великолепную «Перегрину», знаменитую жемчужину, принадлежавшую Филиппу II Испанскому и, говорят, в древности — царице Клеопатре. Жемчужина была парной той, которую царица Египта растворила в уксусе, чтобы превзойти Антония в застольных безумствах».

Феликс Юсупов. «Перед изгнанием»

Характерно, что на портретах самой Татьяны Васильевны, созданных в эпоху классицизма и ампира, переизбытка драгоценностей мы не найдем: вкус времени не дозволял подобные излишества в живописи. А вот представительницы следующих поколений жили во вторую половину ХIХ века — более эклектичную эпоху, и поэтому их портреты ослепляют блеском драгоценностей.

Жемчуг в русском искусстве, фото № 10

Жемчуг в русском искусстве, фото № 11

Жемчуг в русском искусстве, фото № 12

Татьяну и Зинаиду Юсуповых писали Винтерхальтер, Маковский, Серов и многие другие. Для истории искусства ценнее всего, конечно, работа Валентина Серова — а для истории драгоценностей произведение Франсуа Фламенга. Здесь княгиня Зинаида изображена с гигантской жемчужиной «Пелегриной», которую ее сын продал в 1953 году.

Романовские жемчуга

Со второй половины XIX века своим блеском начинают ослеплять и портреты императриц. Если на портретах Александры Федоровны (жены Николая I) и Марии Александровны жемчуга просто много, то их преемницы Мария Федоровна и Александра Федоровна (жена Николая II) практически закованы в него, как в броню. Драгоценности покрывают их тела, как оклад — иконы.

Теперь это позволяла мода, вдобавок монархии требовалось поражать богатством и величием. Да и сами императрицы обожали украшения. Разглядывая царские портреты кисти Робертсон, Винтерхальтера, Репина, Крамского и других живописцев, мы узнаем о вкусах каждой императрицы. Жена Николая I жемчуга обожала: она изображена в жемчужных кордильерах — длинных бусах, которые крепились к предплечьям, соединяя обе руки. Мария Александровна предпочитала вплетать нити в волосы. Шею Марии Федоровны обхватывает тугой ошейник чокер — подобные ожерелья ввела в моду ее сестра Александра, королева английская (по слухам, чтобы скрыть небольшой шрам).

Жемчуг в русском искусстве, фото № 13

Жемчуг в русском искусстве, фото № 14

Жемчуг в русском искусстве, фото № 15

Но особенно любила жемчуг супруга Николая II. Мы помним о семейной традиции подарков Ники и Алекс — яйца Фаберже на Пасху; была и другая традиция — жемчуг «от Болина» каждый апрель (в годовщину помолвки и на тезоименитство императрицы). На покупки в ювелирной фирме «Карл Эдуард Болин» последний император тратил огромные суммы — как-то за 8 лет вышло полмиллиона рублей. Увы, все эти драгоценности сгинули, когда после революции большевики занялись распродажей ценностей. И даже диадема «Русская красавица» работы Болина в Алмазном фонде — это реплика, созданная советскими ювелирами в 1987 году.


3b1a3e52b67ab358902b3fd76d215650--pearl-blonde-hair-balayage-silver-highlights-blonde

Жемчужный светлый

Жемчужный цвет волос это дорогой и роскошный оттенок. Волосы сияют, блестят и переливаются, выглядят благородно и богато. Не так давно считалось, что жемчужным оттенком волос могут обладать только блондинки, но сейчас это стало возможно и для каштановых, и для темных волос. Цветовых вариаций жемчужного оттенка может быть множество: от сероватого до розового или сиреневого, к тому же на разной длине волос оттенок выглядит по разному.

Pearl-Hair-Color-Trend

Многоцветный жемчужный

Идеально жемчужный цвет подходит для блондинок и русых волос, собственного говоря так и появился этот оттенок, а в 2017 году его сделал трендом для всех цветов волос Кевин Мерфи, он впервые продемонстрировал этот вариант окрашивания в рекламе color.me.

17596688_196187587549887_5116260309664792576_n

Каштановый жемчужный

Кевин Мерфи (Kevin Murphy) — австралийский бренд профессиональной косметики для волос (средства ухода, восстановления и окраски). Он известный стилист и парикмахер. Работал главным стилистом на подиумах, работал для многих глянцевых журналов. Предложенное им жемчужное окрашивание — это не только цвет, но и особая техника окрашивания. Благодаря данной технике волосы как жемчужина переливаются на солнце. Подобное окрашивание должен делать профессиональный колорист и конечно же в салоне. Самостоятельные попытки сделать что-нибудь подобное в домашних условиях могут привести к длительному и дорогостоящему восстановлению волос.

18298507_672084699664979_6304327639028989952_n_0

Темный жемчужный

Серебряный оттенок волос

Парикмахер-колорист из Калифорнии Джек Мартин ввел новую моду на серебряный оттенок волос. Не хочется писать на «седой оттенок волос.» Седые волосы это приговор, это неотвратимо, это старость. Однако не все так безнадежно, если за дело берется профессионал.
Все началось в 2017 году, когда в салон Джека Мартина зашла женщина и сказала, что вот она отошла от дел, не надо каждый день ходить на работу, а еще она устала от бесконечной окраски волос. Сейчас у нее нет необходимость каждые две-три недели подкрашивать волосы, но с сединой надо что-то делать. Джек Мартин предложил женщине подобрать оттенок волос под цвет её седины и клиентка решилась на эксперимент. Результат работы понравился и женщине и Мартину. Он был так доволен своей работой, что опубликован фото до и после окраски волос на своей странице в Инстаграм.

colorist_jack_martin

До и после окраски

Работу мастера оценили конечно же те, кому седые волосы создают огромное количество проблем, ведь седые корни волос это неопрятность и неухоженность.
Сегодня его клиентура расписана на три месяца вперед. Процесс подбора цвета и окраски волос длится от 9 до 12 часов. Также необходимо, чтобы перед окрашиванием у клиентки было 8-12 сантиметров своих неокрашенных волос, зато после процедуры можно месяца три не посещать парикмахерскую.
На своей странице в Инстаграм Джек Мартин рассказывает, как ему удается добиться таких потрясающих результатов с окраской волос и конечно же там выложены фото его клиенток.


Жемчуг с древних времен считается камнем знати и аристократии. Его носили королевы и придворные, деятельницы культуры и вершительницы истории. В России любовь к жемчужным украшениям достигла своего пика в 19 веке. Любой иностранец, появляющийся при дворе русских императоров в то время, был поражен тем количеством жемчуга, которым осыпали себя знатные русские дамы. Перламутровый камень вставляли в серьги, кольца и бусы, им обшивали платья и головные уборы, некоторые особо рьяные любительницы роскоши украшали россыпями жемчуга даже обувь, носовые платочки и веера.


Если сегодня законодательницами моды являются актрисы, дизайнеры, медийные красавицы и инста-дивы, то в далеком 19 веке тренды диктовали представители императорской семьи. Модницы того времени собирали жемчуг в тяжелые массивные ожерелья так, как это делала императрица Александра Федоровна.

Александра Федоровна Романова

Грозди жемчужных бус вплетали в волосы по примеру Марии Александровны Романовой. Страшно представить, сколько времени и сил тратилось на создание такой драгоценной прически.

Мария Александровна Романовоа

Известно, что мода циклична. Доказательством этого служит пример супруги Александра 3 – Марии Федоровны, которая ввела среди русской знати моду на драгоценные жемчужные ошейники, прообразы современных чокеров, которую радостно переняли многие модницы того времени.

Мария Федоровна

Глядя на все эти портреты, волей-неволей возникают мысли о кладовых, полных сокровищ, таинственных кладах и несметных богатствах императорской семьи. Где сейчас эти исторические реликвии? Кто сейчас держит в руках творения великих старых ювелиров?

Судьба драгоценного наследия великого императорского дома Романовых сложна и неоднозначна. Часть царских украшений была утеряна безвозвратно во время революции, часть разлетелась по частным коллекциям в разных уголках мира, а часть до сих пор можно увидеть, посетив Алмазный Фонд в Кремле.

 Сокровищница Романовых.

1920 год. Оценка советскими специалистами сокровищницы Романовых.

Об одной из прекрасных драгоценностей семьи Романовых мы расскажем Вам сегодня.

Платиновая тиара с бриллиантам и подвесными молочно-белыми каплевидными натуральными жемчужинами

«Русская красавица» - тонкой работы платиновая тиара с бриллиантам и подвесными молочно-белыми каплевидными натуральными жемчужинами, колыхающимися от любого движения воздуха. Красивейшая легкая тиара является воплощением грации, нежности и утонченной женственности, но имеет долгую и запутанную судьбу.

Небольшая предыстория. Император Николай 1 Романов славился любовью к русскому колориту. В один прекрасный момент он решил привести придворную моду к единообразию и повелел знати появляться в свет в исконно русских нарядах. При чем, император не поленился регламентировать внешний вид своих подданных согласно их чинам и рангам. Кокошники и сарафаны вновь появились в шкафах знатных дам.

Один из самых страшных кошмаров современной девушки – придти на вечеринку и встретить там женщину в таком же наряде. Аристократки 19 века, в сущности, мало чем отличались от нас, им тоже не хотелось попадать в подобные казусные ситуации и они начали украшать свои, в сущности однотипные, предметы обязательного русского народного гардероба кто во что горазд. Дорогостоящие ткани и меха, драгоценные камни и металлы – все шло на попытку преобразовать обязательную придворную униформу.

То ли Александра Федоровна – жена Николая 1 хотела утереть нос знатным завистникам, то император Николай 1 сам решил выделить свою супругу, но в 1841 году самодержец заказал у придворного ювелира Карла Болина роскошную диадему-кокошник в русском стиле. Так «русская красавица» увидела свет.
Александра Федоровна – жена Николая 1

Россыпь бриллиантов и 25 крупных свободно закрепленных жемчужин поразили воображение не только русской знати, но даже искушенных иностранных ювелиров. Диадема Болина стала излюбленным украшением русских цариц. Некоторые искусствоведы утверждают, что дизайнеры модного дома Cartier, создавая в начале 20 века свою знаменитую диадему вдохновлялись именно «русской красавицей» - уж очень у них схожая форма и выделка.

Россыпь бриллиантов и 25 крупных свободно закрепленных жемчужин

Но наступил 20 век. В 1919 году Мария Федоровна Романова – тогдашняя владелица драгоценной тиары, бежит из объятой огнем революции России. Жемчужная диадема, попавшая в руки большевикам вместе с другими сокровищами Романовых, была продана с аукциона. По слухам, ей завладела компания Holmes & Co., в последствии перепродавшая ее герцогу Мальборо. Герцог подарил русскую драгоценность своей второй жене Глэдис Мэри Дикон.

Мария Федоровна Романова - фото 2

Но на этом история «русской красавицы» не кончилась. Уже в 1970-х годах драгоценное наследие Романовых вновь выставили на торги. На сей раз, покупательницей стала сама Имельда Маркос, вдова президента Филиппин и известный политический деятель. Тут след тиары теряется. Ходят слухи, что Имельда, не зная истории купленной ею драгоценности, просто приказала разобрать «русскую красавицу» и продать по частям. Но, есть мнение, что тиара до сих пор лежит в банке Филиппин и может еще появится на каком-нибудь престижном закрытом аукционе.

«Стоп, а как же тиара «русская красавица», которая лежит в русском Алмазном фонде?!» - спросите Вы. Действительно, в Оружейной палате Московского Кремля лежит жемчужный кокошник «русская красавица» - реплика знаменитого украшения, созданная в советские времена ювелирами В.Николаевым, Г. Алексахиным и В. Ситниковым. Авторы украшения старались в своей работе полностью воссоздать оригинал и даже закрепили жемчужины точно так же, как и на царском украшении – подвижно.

Царское украшение с подвижными жемчужинами

Стоит заметить, что в утерянной тиаре Романовых использовалось 25 натуральных жемчужин, тогда как в украшении, лежащем в Алмазном фонде – 25 искусственно выращенных камней.

Читайте также: