Кос 1 и кос 2 в чем разница

Опубликовано: 17.09.2024

В современном обществе психология занимает всё более устойчивое положение и популярность. Определение жизненного пути, расстановки и подбора кадров на предприятии зачастую связаны с определением склонностей человека, в том числе и организаторских, и коммуникативных. Определить, насколько у респондента развиты такие способности, специалистам помогает методика КОС, или диагностический метод.

КОС методика

Проективный метод - опросник

Область, в которой успешно используется эта психодиагностическая методика – это профориентационная, или определения склонности респондента к какой-либо сфере профессиональной деятельности. КОС – методика, относящаяся к разряду проективных методов, особенностью которых является то, что испытуемый проецирует собственный опыт на ситуации, предлагаемые исследователем. Именно поэтому методика рекомендуется для диагностического исследования лиц, достигших старшего школьного возраста и старше, так как респонденты должны иметь определённый жизненный опыт и модель поведения в определённых жизненных ситуациях.

Принцип работы диагностического метода

Методика КОС-1 разработана по принципу разнообразия предлагаемых респонденту жизненных ситуаций. Это поможет испытуемому примерить на себя различные моделируемые ситуации из жизни и определить собственную реальную модель поведения в них. Специалисты считают уровень валидности, или достоверности, полученных данных, достаточно высоким, что и позволяет получить устойчивые показатели коммуникативных и организаторских способностей. К тому же методика разработана с учётом достаточной широты спектра предлагаемых вопросов, учтено различное отношение опрашиваемых к тому, о чём говорится в вопросах методики. Этот метод считается достаточно ценным ещё и потому, что позволяет отдельно отследить уровень развития коммуникабельности человека, параллельно – уровень умения организовать коллектив. В некоторых случаях респонденты показывают достаточно развитый коммуникативный уровень при невысоком уровне развития способностей к организаторству. Встречаются и респонденты, результат диагностики у которых прямо противоположный. Все эти возможности учтены в достаточной степени в КОС. Методика «Коммуникативные и организаторские склонности» считается одной из базовых в блоке профориентационных, потому и проводится одной из первых.

методика КОС 2

Профориентационные возможности метода КОС

Профессиональная сфера деятельности человека подразделяется на отрасли по нескольким признакам. Одним из них является признак активного взаимодействия специалиста с людьми, уровень умения организовать коллектив. Ведущее содержание деятельности специалистов этой области – это руководство коллективом людей, разнообразных по количественному и качественному составу, преподавание, воспитание, просветительское и социально-бытовое обслуживание людей. К профессиям, требующим определённого уровня сформированности таких качеств, относят специальности педагога, доктора, руководителей подразделений, отделов. Успешность производственной деятельности представителей таких профессий обеспечивается достаточным уровнем коммуникабельности и организаторских склонностей, способности контактировать с людьми, организовывать конструктивно их взаимодействие для достижения поставленных производственных задач. Методика КОС-2 позволит человеку понять, имеются ли у него способности, необходимые для построения успешной карьеры в определённой сфере деятельности, связанной с профессиональной областью «человек-человек». Ведь именно в общении и совместной деятельности с людьми необходимы способности к коммуникации и организаторству.

методика КОС 1

Принцип построения коммуникативной составляющей методики

Многие современные методики позволяют выявить у испытуемых сразу несколько аспектов и характеристик. Одной из таких является и методика КОС. Коммуникативные и организаторские способности респондента отслеживаются параллельно, что и позволяет получить одновременно два результата: уровень коммуникабельности и уровень умения организовать коллектив. В программу исследования включены два десятка вопросов следующей направленности:

- проявляет ли человек стремление к общению, установлению дружеских контактов;

- предпочитает ли одиночество проведению времени в кругу друзей;

- быстро ли адаптируется в незнакомом социуме;

- охотно ли реагирует на просьбы, пожелания окружающих;

- относится ли позитивно к общественной деятельности, публичным выступлениям;

- комфортно ли ему в кругу малознакомых и незнакомых людей;

- легко ли даются выступления перед публичной аудиторией.

Сами вопросы разработаны с учётом реального поведения и опыта респондента.

методика КОС автор

Принцип построения организаторской части опросника

Со своей стороны, программа построения исследования организаторских склонностей включает несколько иную направленность вопросов. КОС – методика, которая позволяет охарактеризовать и организаторские способности человека, потому вопросы этого направления имеют следующее содержание:

- скорость и умение ориентироваться в нестандартных ситуациях;

- находчивость, настойчивость и требовательность;

- склонность к организаторской деятельности;

- самостоятельность в суждениях и поступках, самокритичность;

- отношение к общественной деятельности, общительность.

Опросник включает также два десятка вопросов организаторской направленности, что делает его достаточно информативным для этой области исследования.

КОС методика коммуникативные и организаторские склонности

Широкие возможности популярной методики

В последнее время стало достаточно популярным использование метода не только в профориентационной области. Широкие возможности применения для правильной расстановки кадров и формирования эффективных производственных подгрупп также продемонстрировал диагностический метод КОС. Методика активно стала применяться специалистами кадровой службы и штатными психологами предприятий для конструктивной расстановки кадров с целью профилактики производственных конфликтов и повышения уровня производительности труда. С этой целью метод КОС был модифицирован под старшую категорию респондентов, с сохранением принципа действия и количества вопросов опросника. Сами вопросы несут такую же смысловую направленность с несколько другой текстовой формулировкой. Специалисты указывают на ещё один метод с похожим названием «Кубики Коса». Методика эта не имеет идентичной направленности, помогает определить уровень сформированности у респондента пространственного мышления. Модифицированный метод назван КОС-2, наряду с КОС-1 он получил активное распространение и применение в производственных сферах и студенческих исследованиях.

кубики Коса методика

Методика для студентов и работников организаций

При формировании студенческих и производственных коллективов и групп широко применяется диагностический метод КОС-2. Методика "Коммуникативные и организаторские склонности" для старшей категории респондентов отличается от КОС-1 формулировкой вопросов при идентичной направленности тематики. Интерпретация результатов проведённого исследования проводится одинаково в обеих методиках. Показатели, полученные при обработке, находятся в том же числовом диапазоне. Набранные респондентами баллы распределяются по пяти уровням в разрезе от «очень низкий» до «высший», что и помогает объективно оценить степень коммуникабельности и организованности человека.

Полученные показатели при низком уровне

После обработки полученных данных результат может быть от 0,2 до 1,0 по обоим критериям. Баллы сопоставляются с оценкой от 1 до 5, классификатор при этом поможет понять и определить качественную характеристику показателей. Респонденты, имеющие оценку «1» и, соответственно, «низкий уровень», отличаются крайне неудовлетворительной степенью проявления коммуникативных и организаторских способностей. Такие люди эффективны в индивидуальной деятельности, но в коллективе не следует делать ставку на таких сотрудников при выполнении совместного группового задания. Испытуемые, у которых определился уровень «ниже среднего» и балл «2», как правило, практически не обладают инициативой, неохотно вступают в контакты, с трудом ориентируются в нестандартной ситуации, не обладают достаточной скоростью мышления при принятии решений. Те, у кого определился «средний» уровень и балл «3», имеют устойчивый потенциал к коммуникации и умению организовать группу. Такие люди, как правило, достаточно общительны, стремятся к установлению контактов, но могут быстро потерять интерес к совместной деятельности, решению производственных и общественных задач. Имеющийся потенциал таких людей следует целенаправленно развивать, повышая мотивацию к работе в группе. В классификатор проективного опросника «Методика КОС» автор Подмазин ввёл также характерологическое описание коммуникативных и организаторских склонностей респондентов, имеющих «высокий» уровень.

методика КОС коммуникативные и организаторские способности

Интерпретация показателей высокого уровня

«Высокий» уровень у испытуемых, получивших балл «4», говорит об умении человека работать эффективно в коллективе, правильно организовывать сотрудничество членов коллектива между собой, обладать достаточной инициативой при принятии решений. «Очень высокий» уровень респондентов с баллом «5» говорит о лидерских качествах испытуемого, его желании и стремлении к установлению контактов, в том числе и производственных. Эти люди прекрасно справляются с решением производственных задач, охотно принимают на себя инициативу в нестандартных ситуациях. Специалисты при этом предостерегают, что при достаточной валидности и надёжности полученных результатов следует учитывать степень ситуативности метода КОС. Методика показывает достоверный результат на момент исследования. При планомерной работе с человеком по развитию коммуникативности и организаторских способностей результат может существенно измениться.

Опросник «Коммуникативные и организаторские способности» (КОС)
Многие современные профессии связаны с взаимодействием с людьми. Если в ваших планах сделать своим призванием помощь, обучение или воспитание, обслуживание или, наоборот, руководство, необходимо здраво оценить свои возможности в областях общения и лидерства. Опросник - В.В. Синявский, В.А. Федоришин.

Инструкция

На каждый вопрос следует ответить «да» или «нет». Если вы затрудняетесь в выборе ответа, необходимо все-таки склониться к соответствующей альтернативе (+) или (-).

Текст опросника

Обработка результатов и интерпретация

Коммуникативные способности — ответы «да» на следующие вопросы: 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37; и «нет» на вопросы: 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39.

Организаторские способности — ответы «да» на следующие вопросы: 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38; и «нет» на вопросы: 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40.

Коммуникативные умения

II — ниже среднего

V — очень высокий

Организаторские умения

II — ниже среднего

V — очень высокий

Анализ полученных результатов

Испытуемые, получившие оценку 1, характеризуются низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Им нужно развивать необходимые качества до уровня, позволяющего комфортно чувствовать себя в обществе, а в профессиональном плане рассматривать возможности труда в качестве исполнителя, в сферах, где не понадобится принимать самостоятельные решения или отвечать за результат труда и безопасность группы людей.

Испытуемым, получившим оценку 2, коммуникативные и организаторские склонности присущи на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, чувствуют себя сковано в новой компании, коллективе; предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства; испытывают трудности в установлении контактов с людьми и при выступлении перед аудиторией; плохо ориентируются в незнакомой ситуации; не отстаивают свои мнения, тяжело переживают обиды; проявления инициативы в общественной деятельности крайне снижено, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.

Для испытуемых, получивших оценку 3, характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они стремятся контактам с людьми, не ограничиваю круг своих знакомств, отстаивают своё мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Коммуникативные и организаторские склонности необходимо развивать и совершенствовать.

Испытуемые, получившие оценку 4, относятся к группе с высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким и друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Всё это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.

Испытуемые, получившие высшую оценку — 5, обладают очень высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они испытывают потребность в коммуникативной и организаторской деятельности, и могут активно стремиться к ней, быстро ориентироваться в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, инициативны, предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают своё мнение и добиваются, чтобы оно было принято товарищами, могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать разные игры, мероприятия. Настойчивы в деятельности, которая их привлекает. Они сами ищут такие дела, которые бы удовлетворяли их потребность в коммуникации и организаторской деятельности.

ВложениеРазмер
kos.doc 113.5 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ КОММУНИКАТИВНЫХ И ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ

Методика КОС предназначена для изучения коммуникативных и организаторских склонностей. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14 – 17 лет. Исследование проводит педагог-психолог 1 раз в год. Результаты исследования предназначены для заместителей руководителей по учебно-воспитательной работе, преподавателей, воспитателей, кураторов учебных групп, классных руководителей, мастеров производственного обучения, социального педагога. Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (возможна групповая и индивидуальная формы тестирования). Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования.


В аббревиатуре методики отражены ее функциональное назначение (исследование коммуникативных и организаторских склонностей) в номер варианта (I).

Авторы: В. Синявский и Б. А. Федоришин.

Описание методики: учитывая, что способности тесно связаны с потребностями личности, ее интересами и избирательным эмоционально-волевым отношением к деятельности, была разработана психодиагностическая методика опосредованного выявления коммуникативных и организаторских способностей - через выявление и оценку соответствующих склонностей (методика "КОС-I"). Диагностике подвергаются потенциальные возможности личности в развитии ей коммуникативных и организаторских способностей.

Методика "КОС-I" базируется на принципе отражения и оценки испытуемым некоторых особенностей своего поведения в различных ситуациях. Избраны ситуации, знакомые испытуемому по его личному опыту. Поэтому оценка ситуации и поведения в ее условиях основывается на воспроизведении испытуемым своего реального поведения и реального, пережитого в его опыте, отношения. Данный проективный опросник позволяет выявить устойчивые показатели коммуникативных и организаторских склонностей,

При построении опросника были учтены различные формы отношения опрашиваемых к вопросам. Дело в том, что одни испытуемые могут быть более склонны к утвердительным ответам, другие - к отрицательным. Поэтому вопросы в бланке построены так, чтобы утвердительный ответ на один вопрос имел такое же смысловое значение, что и отрицательный ответ на другой вопрос.

В программу изучения коммуникативных склонностей введены вопросы следующего содержания; а) проявляет ли личность стремление к общению, много ли у нее друзой; б) любит ли находиться в кругу друзей или предпочитает одиночество; в) быстро ли привыкает к новым людям, к новому коллективу; г) насколько быстро реагирует на просьбы друзей, знакомых; д) любит ли общественную работу, выступает ли на собраниях; е) легко ли устанавливает контакты с незнакомыми людьми; ж) легко ли ему даются выступления в аудитории слушателей, В соответствии с этим было разработано 20 специальных вопросов.

Программа изучения организаторских склонностей включает вопросы иного содержания: а) быстрота ориентации в сложных ситуациях; б) находчивость, инициативность, настойчивость, требовательность; в) склонность к организаторской деятельности; г) самостоятельность, самокритичность; д) выдержка; е) отношение к общественной работе. На этой основе были разработаны 20 вопросов, каждый из которых в какой-то мере характеризует организаторские склонности учащихся.

Поэтому, учитывая, что способности тесно связаны с потребностями личности, ее интересами и избирательным эмоционально-волевым отношением к деятельности, была разработана психодиагностическая методика опосредованного выявления коммуникативных и организаторских способностей - через выявление и оценку соответствующих склонностей (методика "КОС-I"). Диагностике подвергаются потенциальные возможности личности в развитии ей коммуникативных и организаторских способностей.

Методика "КОС-I" базируется на принципе отражения и оценки испытуемым некоторых особенностей своего поведения в различных ситуациях. Избраны ситуации, знакомые испытуемому по его личному опыту. Поэтому оценка ситуации и поведения в ее условиях основывается на воспроизведении испытуемым своего реального поведения и реального, пережитого в его опыте, отношения. Данный проективный опросник позволяет выявить устойчивые показатели коммуникативных и организаторских склонностей,

При построении опросника были учтены различные формы отношения опрашиваемых к вопросам. Дело в том, что одни испытуемые могут быть более склонны к утвердительным ответам, другие - к отрицательным. Поэтому вопросы в бланке построены так, чтобы утвердительный ответ на один вопрос имел такое же смысловое значение, что и отрицательный ответ на другой вопрос.

В программу изучения коммуникативных склонностей введены вопросы следующего содержания; а) проявляет ли личность стремление к общению, много ли у нее друзой; б) любит ли находиться в кругу друзей или предпочитает одиночество; в) быстро ли привыкает к новым людям, к новому коллективу; г) насколько быстро реагирует на просьбы друзей, знакомых; д) любит ли общественную работу, выступает ли на собраниях; е) легко ли устанавливает контакты с незнакомыми людьми; ж) легко ли ему даются выступления в аудитории слушателей, В соответствии с этим было разработано 20 специальных вопросов. Программа изучения организаторских склонностей включает вопросы иного содержания: а) быстрота ориентации в сложных ситуациях; б) находчивость, инициативность, настойчивость, требовательность; в) склонность к организаторской деятельности; г) самостоятельность, самокритичность; д) выдержка; е) отношение к общественной работе. На этой основе были разработаны 20 вопросов, каждый из которых в какой-то мере характеризует организаторские склонности учащихся.

Литература: 1. Профконсультационная работа со старшеклассниками (Под ред. Федоришина Б.А. – Киев: Радиньска школа. 1980. -- - 158 с.

Компьютерный вариант: ОПТАНТ-7



Анкетная часть методики "КОС-I" предлагает испытуемому вопросы, ответы на которые могут быть только положительными или отрицательными, то есть «да» или «нет». Ответы испытуемого строятся на основе самоанализа опыта своего поведения в той или иной ситуации.

Опросник включает 40 вопросов, 20 из которых направлены на изучение коммуникативных склонностей, а 20 характеризуют организаторские.




Для количественной обработки данных консультант использует «Дешифраторы», в которых поставлены идеальные ответы, в которых поставлены идеальные ответы, в максимальной степени отражающие, коммуникативные и организаторские склонности.


Оценка коммуникативных и организаторских склонностей в процессе первичной профконсультации (методика КОС В.В.Синявского и Б.А. Федоришина)

Цель : исследование коммуникативных и организаторских склонностей.

Опросник

  1. Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?
  2. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего решения?
  3. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причинённое Вам кем-то из Ваших товарищей?
  4. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
  5. Есть ли у Вас стремление к установлению новых знакомств с разными людьми?
  6. Нравиться ли Вам заниматься общественно работой?
  7. Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами или за каким-либо другим занятием, чем с людьми?
  8. Если возникли какие-то помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от них?
  9. Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше Вас по возрасту?
  10. Любите ли Вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
  11. Трудно ли Вам включиться в новую для Вас компанию?
  12. Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?
  13. Легко ли Вам удаётся устанавливать контакты с незнакомыми людьми?
  14. Стремитесь ли Вы добиваться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?
  15. Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?
  16. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязанностей, обязательств?
  17. Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?
  18. Часто ли в решении важных дел Вы принимаете инициативу на себя?
  19. Раздражают ли Вас окружающие люди и хочется ли Вам побыть одному?
  20. Правда ли что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?
  21. Нравится ли Вам постоянно находиться среди людей?
  22. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?
  23. Испытываете ли Вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
  24. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
  25. Любите ли Вы участвовать в коллективных играх?
  26. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?
  27. Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди мало знакомых для Вас людей?
  28. Верно ли, что Вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?
  29. Полагаете ли Вы, что Вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую для Вас компанию?
  30. Принимали ли Вы участие в общественной работе в школе?
  31. Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?
  32. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?
  33. Чувствуете ли Вы себя непринужденно, попав в незнакомую для Вас компанию?
  34. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
  35. Правда ли что Вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?
  36. Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
  37. Верно ли, что у Вас много друзей?
  38. Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания у своих товарищей?
  39. Часто ли Вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
  40. Правда, ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

Обработка результатов

1 5 9 13 17 21 25 29 33 37
2 6 10 14 18 22 26 30 34 38
3 7 11 15 19 23 27 31 35 39
4 8 12 16 20 24 28 32 36 40

Дешифратор

Склонности Ответы
положительные отрицательные
Коммуникативные номера вопросов 1-й строки номера вопросов 3-й строки
Организаторские номера вопросов 2-й строки номера вопросов 4-й строки

Кк – коэффициент коммуникативных склонностей;

Ко – коэффициент организаторских склонностей;

Анализ результатов

В ходе анализа результатов сначала дают оценку уровня коммуникативных и организаторских склонностей. Для этого пользуются шкалой оценок.

Шкала оценок коммуникативных и организаторских склонностей

Кк КО Шкала оценки
0,10 – 0,45 0,2 – 0,55 1
0,46 – 0,55 0,56 – 0,65 2
0,56 – 0,65 0,66 – 0,70 3
0,66 – 0,75 0,71 – 0,80 4
0,75 – 1,00 0,81 – 1,00 5

Уровень развития коммуникативных и организаторских склонностей характеризуется с помощью оценок по шкале следующим образом. Учащиеся, получившие оценку 1, – это люди с низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей.

Учащиеся, получившие оценку 2, имеют коммуникативные и организаторские склонности ниже среднего уровня. Они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды. Во многих делах они предпочитают избегать проявления самостоятельных решений и инициативы.

Для учащихся, получивших оценку 3, характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Эти люди нуждаются в дальнейшей серьезной и планомерной воспитательной работе по формированию и развитию коммуникативных и организаторских склонностей.

Учащиеся, получившие оценку 4, относятся к группе с высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принимать самостоятельное решение в трудной ситуации. Все это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.

Учащиеся, получившие высшую оценку 5, обладают очень высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они испытывают, потребность в коммуникативной и организаторской деятельности и активно стремятся к ней, быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, это инициативные люди, которые предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято другими. Они могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать разные игры, мероприятия, настойчивы в деятельности, которая их привлекает, и сами ищут такие дела, которые бы удовлетворяли их потребность в коммуникации и организаторской деятельности.

Коммуникативные и организаторские склонности представляют собой важный компонент и предпосылку развития способностей в тех видах деятельности, которые связаны с общением с людьми, с организацией коллективной работы. Они являются важным звеном в развитии педагогических способностей.

Желание заниматься организаторской деятельностью и общаться с людьми зависит и от содержания соответствующих форм активности, и от типологических особенностей самой личности. Во многом они определяются субъективной ценностью и значимостью для человека будущих результатов его активности и отношением к лицам, с которыми он взаимодействует. Это следует учесть, составляя рекомендации для испытуемых с низким уровнем развития исследуемых склонностей. Достаточно часто склонности появляются в ходе таких видов деятельности и общения, которые вначале человеку безразличны, но по мере включения в них становятся значимыми. Здесь важны собственные усилия и преодоление коммуникативных барьеров, которые возможны, если человек ставит себе сознательную цель саморазвития.

Инструкция: на каждый вопрос следует ответить «да» или «нет». Если вы затрудняетесь в выборе ответа, необходимо все-таки склониться к соответствующей альтернативе (+) или (-).

Текст опросника

  1. Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?
  2. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?
  3. Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причиненное Вам кем-то из Ваших товарищей?
  4. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
  5. Есть ли у Вас стремление к установлению новых знакомств с разными людьми?
  6. Нравится ли Вам заниматься общественной работой?
  7. Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами или за каким-либо другим занятием, чем с людьми?
  8. Если возникли какие-либо помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от них?
  9. Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше Вас по возрасту?
  10. Любите ли Вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
  11. Трудно ли Вы включаетесь в новую для Вас компанию?
  12. Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?
  13. Легко ли Вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?
  14. Стремитесь ли Вы добиваться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?
  15. Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?
  16. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обязанностей, обязательств?
  17. Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?
  18. Часто ли в решении важных дел Вы принимаете инициативу на себя?
  19. Раздражают ли Вас окружающие люди и хочется ли Вам побыть одному?
  20. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?
  21. Нравится ли Вам постоянно находиться среди людей?
  22. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?
  23. Испытываете ли Вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
  24. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
  25. Любите ли Вы участвовать в коллективных играх?
  26. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?
  27. Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых Вам людей?
  28. Верно ли, что Вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?
  29. Полагаете ли Вы, что Вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую Вам компанию?
  30. Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе?
  31. Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?
  32. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?
  33. Чувствуете ли Вы себя непринужденно, попав в незнакомую Вам компанию?
  34. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
  35. Правда ли, что Вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?
  36. Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
  37. Верно ли, что у Вас много друзей?
  38. Часто ли Вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
  39. Правда ли, что Вас пугает перспектива оказаться в новом коллективе?
  40. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

Обработка результатов и интерпретация

Анализ полученных результатов. Испытуемые, получившие оценку 1, характеризуются низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Испытуемым, получившим оценку 2, коммуникативные и организаторские склонности присущи на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, чувствуют себя сковано в новой компании, коллективе; предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства; испытывают трудности в установлении контактов с людьми и при выступлении перед аудиторией; плохо ориентируются в незнакомой ситуации; не отстаивают свои мнения, тяжело переживают обиды; проявления инициативы в общественной деятельности крайне снижено, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений. Для испытуемых, получивших оценку 3, характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они стремятся контактам с людьми, не ограничиваю круг своих знакомств, отстаивают своё мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Коммуникативные и организаторские склонности необходимо развивать и совершенствовать. Испытуемые, получившие оценку 4, относятся к группе с высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они не теряться в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким. Друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Всё это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям. Испытуемые, получившие высшую оценку - 5, обладают очень высоким уровнем проявления коммуникативности и организаторских склонностей. Они испытывают потребность в коммуникативности и организаторской и активно стремиться к ней, быстро ориентироваться в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, инициативны, предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают своё мнение и добиваются, Чтобы оно было принято товарищами, могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать разные игры, мероприятия. Настойчивы в деятельности, которая их привлекает. Они сами ищут такие дела, которые бы удовлетворяли их потребность в коммуникации и организаторской деятельности.

Читайте также: