Кос 1 и кос 2 в чем разница
Опубликовано: 17.09.2024
В современном обществе психология занимает всё более устойчивое положение и популярность. Определение жизненного пути, расстановки и подбора кадров на предприятии зачастую связаны с определением склонностей человека, в том числе и организаторских, и коммуникативных. Определить, насколько у респондента развиты такие способности, специалистам помогает методика КОС, или диагностический метод.
Проективный метод - опросник
Область, в которой успешно используется эта психодиагностическая методика – это профориентационная, или определения склонности респондента к какой-либо сфере профессиональной деятельности. КОС – методика, относящаяся к разряду проективных методов, особенностью которых является то, что испытуемый проецирует собственный опыт на ситуации, предлагаемые исследователем. Именно поэтому методика рекомендуется для диагностического исследования лиц, достигших старшего школьного возраста и старше, так как респонденты должны иметь определённый жизненный опыт и модель поведения в определённых жизненных ситуациях.
Принцип работы диагностического метода
Методика КОС-1 разработана по принципу разнообразия предлагаемых респонденту жизненных ситуаций. Это поможет испытуемому примерить на себя различные моделируемые ситуации из жизни и определить собственную реальную модель поведения в них. Специалисты считают уровень валидности, или достоверности, полученных данных, достаточно высоким, что и позволяет получить устойчивые показатели коммуникативных и организаторских способностей. К тому же методика разработана с учётом достаточной широты спектра предлагаемых вопросов, учтено различное отношение опрашиваемых к тому, о чём говорится в вопросах методики. Этот метод считается достаточно ценным ещё и потому, что позволяет отдельно отследить уровень развития коммуникабельности человека, параллельно – уровень умения организовать коллектив. В некоторых случаях респонденты показывают достаточно развитый коммуникативный уровень при невысоком уровне развития способностей к организаторству. Встречаются и респонденты, результат диагностики у которых прямо противоположный. Все эти возможности учтены в достаточной степени в КОС. Методика «Коммуникативные и организаторские склонности» считается одной из базовых в блоке профориентационных, потому и проводится одной из первых.
Профориентационные возможности метода КОС
Профессиональная сфера деятельности человека подразделяется на отрасли по нескольким признакам. Одним из них является признак активного взаимодействия специалиста с людьми, уровень умения организовать коллектив. Ведущее содержание деятельности специалистов этой области – это руководство коллективом людей, разнообразных по количественному и качественному составу, преподавание, воспитание, просветительское и социально-бытовое обслуживание людей. К профессиям, требующим определённого уровня сформированности таких качеств, относят специальности педагога, доктора, руководителей подразделений, отделов. Успешность производственной деятельности представителей таких профессий обеспечивается достаточным уровнем коммуникабельности и организаторских склонностей, способности контактировать с людьми, организовывать конструктивно их взаимодействие для достижения поставленных производственных задач. Методика КОС-2 позволит человеку понять, имеются ли у него способности, необходимые для построения успешной карьеры в определённой сфере деятельности, связанной с профессиональной областью «человек-человек». Ведь именно в общении и совместной деятельности с людьми необходимы способности к коммуникации и организаторству.
Принцип построения коммуникативной составляющей методики
Многие современные методики позволяют выявить у испытуемых сразу несколько аспектов и характеристик. Одной из таких является и методика КОС. Коммуникативные и организаторские способности респондента отслеживаются параллельно, что и позволяет получить одновременно два результата: уровень коммуникабельности и уровень умения организовать коллектив. В программу исследования включены два десятка вопросов следующей направленности:
- проявляет ли человек стремление к общению, установлению дружеских контактов;
- предпочитает ли одиночество проведению времени в кругу друзей;
- быстро ли адаптируется в незнакомом социуме;
- охотно ли реагирует на просьбы, пожелания окружающих;
- относится ли позитивно к общественной деятельности, публичным выступлениям;
- комфортно ли ему в кругу малознакомых и незнакомых людей;
- легко ли даются выступления перед публичной аудиторией.
Сами вопросы разработаны с учётом реального поведения и опыта респондента.
Принцип построения организаторской части опросника
Со своей стороны, программа построения исследования организаторских склонностей включает несколько иную направленность вопросов. КОС – методика, которая позволяет охарактеризовать и организаторские способности человека, потому вопросы этого направления имеют следующее содержание:
- скорость и умение ориентироваться в нестандартных ситуациях;
- находчивость, настойчивость и требовательность;
- склонность к организаторской деятельности;
- самостоятельность в суждениях и поступках, самокритичность;
- отношение к общественной деятельности, общительность.
Опросник включает также два десятка вопросов организаторской направленности, что делает его достаточно информативным для этой области исследования.
Широкие возможности популярной методики
В последнее время стало достаточно популярным использование метода не только в профориентационной области. Широкие возможности применения для правильной расстановки кадров и формирования эффективных производственных подгрупп также продемонстрировал диагностический метод КОС. Методика активно стала применяться специалистами кадровой службы и штатными психологами предприятий для конструктивной расстановки кадров с целью профилактики производственных конфликтов и повышения уровня производительности труда. С этой целью метод КОС был модифицирован под старшую категорию респондентов, с сохранением принципа действия и количества вопросов опросника. Сами вопросы несут такую же смысловую направленность с несколько другой текстовой формулировкой. Специалисты указывают на ещё один метод с похожим названием «Кубики Коса». Методика эта не имеет идентичной направленности, помогает определить уровень сформированности у респондента пространственного мышления. Модифицированный метод назван КОС-2, наряду с КОС-1 он получил активное распространение и применение в производственных сферах и студенческих исследованиях.
Методика для студентов и работников организаций
При формировании студенческих и производственных коллективов и групп широко применяется диагностический метод КОС-2. Методика "Коммуникативные и организаторские склонности" для старшей категории респондентов отличается от КОС-1 формулировкой вопросов при идентичной направленности тематики. Интерпретация результатов проведённого исследования проводится одинаково в обеих методиках. Показатели, полученные при обработке, находятся в том же числовом диапазоне. Набранные респондентами баллы распределяются по пяти уровням в разрезе от «очень низкий» до «высший», что и помогает объективно оценить степень коммуникабельности и организованности человека.
Полученные показатели при низком уровне
После обработки полученных данных результат может быть от 0,2 до 1,0 по обоим критериям. Баллы сопоставляются с оценкой от 1 до 5, классификатор при этом поможет понять и определить качественную характеристику показателей. Респонденты, имеющие оценку «1» и, соответственно, «низкий уровень», отличаются крайне неудовлетворительной степенью проявления коммуникативных и организаторских способностей. Такие люди эффективны в индивидуальной деятельности, но в коллективе не следует делать ставку на таких сотрудников при выполнении совместного группового задания. Испытуемые, у которых определился уровень «ниже среднего» и балл «2», как правило, практически не обладают инициативой, неохотно вступают в контакты, с трудом ориентируются в нестандартной ситуации, не обладают достаточной скоростью мышления при принятии решений. Те, у кого определился «средний» уровень и балл «3», имеют устойчивый потенциал к коммуникации и умению организовать группу. Такие люди, как правило, достаточно общительны, стремятся к установлению контактов, но могут быстро потерять интерес к совместной деятельности, решению производственных и общественных задач. Имеющийся потенциал таких людей следует целенаправленно развивать, повышая мотивацию к работе в группе. В классификатор проективного опросника «Методика КОС» автор Подмазин ввёл также характерологическое описание коммуникативных и организаторских склонностей респондентов, имеющих «высокий» уровень.
Интерпретация показателей высокого уровня
«Высокий» уровень у испытуемых, получивших балл «4», говорит об умении человека работать эффективно в коллективе, правильно организовывать сотрудничество членов коллектива между собой, обладать достаточной инициативой при принятии решений. «Очень высокий» уровень респондентов с баллом «5» говорит о лидерских качествах испытуемого, его желании и стремлении к установлению контактов, в том числе и производственных. Эти люди прекрасно справляются с решением производственных задач, охотно принимают на себя инициативу в нестандартных ситуациях. Специалисты при этом предостерегают, что при достаточной валидности и надёжности полученных результатов следует учитывать степень ситуативности метода КОС. Методика показывает достоверный результат на момент исследования. При планомерной работе с человеком по развитию коммуникативности и организаторских способностей результат может существенно измениться.
Многие современные профессии связаны с взаимодействием с людьми. Если в ваших планах сделать своим призванием помощь, обучение или воспитание, обслуживание или, наоборот, руководство, необходимо здраво оценить свои возможности в областях общения и лидерства. Опросник - В.В. Синявский, В.А. Федоришин.
Инструкция
На каждый вопрос следует ответить «да» или «нет». Если вы затрудняетесь в выборе ответа, необходимо все-таки склониться к соответствующей альтернативе (+) или (-).
Текст опросника
Обработка результатов и интерпретация
Коммуникативные способности — ответы «да» на следующие вопросы: 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37; и «нет» на вопросы: 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39.
Организаторские способности — ответы «да» на следующие вопросы: 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38; и «нет» на вопросы: 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40.
Коммуникативные умения
II — ниже среднего
V — очень высокий
Организаторские умения
II — ниже среднего
V — очень высокий
Анализ полученных результатов
Испытуемые, получившие оценку 1, характеризуются низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Им нужно развивать необходимые качества до уровня, позволяющего комфортно чувствовать себя в обществе, а в профессиональном плане рассматривать возможности труда в качестве исполнителя, в сферах, где не понадобится принимать самостоятельные решения или отвечать за результат труда и безопасность группы людей.
Испытуемым, получившим оценку 2, коммуникативные и организаторские склонности присущи на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, чувствуют себя сковано в новой компании, коллективе; предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства; испытывают трудности в установлении контактов с людьми и при выступлении перед аудиторией; плохо ориентируются в незнакомой ситуации; не отстаивают свои мнения, тяжело переживают обиды; проявления инициативы в общественной деятельности крайне снижено, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.
Для испытуемых, получивших оценку 3, характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они стремятся контактам с людьми, не ограничиваю круг своих знакомств, отстаивают своё мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Коммуникативные и организаторские склонности необходимо развивать и совершенствовать.
Испытуемые, получившие оценку 4, относятся к группе с высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким и друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Всё это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.
Испытуемые, получившие высшую оценку — 5, обладают очень высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они испытывают потребность в коммуникативной и организаторской деятельности, и могут активно стремиться к ней, быстро ориентироваться в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, инициативны, предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают своё мнение и добиваются, чтобы оно было принято товарищами, могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать разные игры, мероприятия. Настойчивы в деятельности, которая их привлекает. Они сами ищут такие дела, которые бы удовлетворяли их потребность в коммуникации и организаторской деятельности.
Вложение | Размер |
---|---|
kos.doc | 113.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ КОММУНИКАТИВНЫХ И ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ
Методика КОС предназначена для изучения коммуникативных и организаторских склонностей. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14 – 17 лет. Исследование проводит педагог-психолог 1 раз в год. Результаты исследования предназначены для заместителей руководителей по учебно-воспитательной работе, преподавателей, воспитателей, кураторов учебных групп, классных руководителей, мастеров производственного обучения, социального педагога. Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (возможна групповая и индивидуальная формы тестирования). Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования.
В аббревиатуре методики отражены ее функциональное назначение (исследование коммуникативных и организаторских склонностей) в номер варианта (I).
Авторы: В. Синявский и Б. А. Федоришин.
Описание методики: учитывая, что способности тесно связаны с потребностями личности, ее интересами и избирательным эмоционально-волевым отношением к деятельности, была разработана психодиагностическая методика опосредованного выявления коммуникативных и организаторских способностей - через выявление и оценку соответствующих склонностей (методика "КОС-I"). Диагностике подвергаются потенциальные возможности личности в развитии ей коммуникативных и организаторских способностей.
Методика "КОС-I" базируется на принципе отражения и оценки испытуемым некоторых особенностей своего поведения в различных ситуациях. Избраны ситуации, знакомые испытуемому по его личному опыту. Поэтому оценка ситуации и поведения в ее условиях основывается на воспроизведении испытуемым своего реального поведения и реального, пережитого в его опыте, отношения. Данный проективный опросник позволяет выявить устойчивые показатели коммуникативных и организаторских склонностей,
При построении опросника были учтены различные формы отношения опрашиваемых к вопросам. Дело в том, что одни испытуемые могут быть более склонны к утвердительным ответам, другие - к отрицательным. Поэтому вопросы в бланке построены так, чтобы утвердительный ответ на один вопрос имел такое же смысловое значение, что и отрицательный ответ на другой вопрос.
В программу изучения коммуникативных склонностей введены вопросы следующего содержания; а) проявляет ли личность стремление к общению, много ли у нее друзой; б) любит ли находиться в кругу друзей или предпочитает одиночество; в) быстро ли привыкает к новым людям, к новому коллективу; г) насколько быстро реагирует на просьбы друзей, знакомых; д) любит ли общественную работу, выступает ли на собраниях; е) легко ли устанавливает контакты с незнакомыми людьми; ж) легко ли ему даются выступления в аудитории слушателей, В соответствии с этим было разработано 20 специальных вопросов.
Программа изучения организаторских склонностей включает вопросы иного содержания: а) быстрота ориентации в сложных ситуациях; б) находчивость, инициативность, настойчивость, требовательность; в) склонность к организаторской деятельности; г) самостоятельность, самокритичность; д) выдержка; е) отношение к общественной работе. На этой основе были разработаны 20 вопросов, каждый из которых в какой-то мере характеризует организаторские склонности учащихся.
Поэтому, учитывая, что способности тесно связаны с потребностями личности, ее интересами и избирательным эмоционально-волевым отношением к деятельности, была разработана психодиагностическая методика опосредованного выявления коммуникативных и организаторских способностей - через выявление и оценку соответствующих склонностей (методика "КОС-I"). Диагностике подвергаются потенциальные возможности личности в развитии ей коммуникативных и организаторских способностей.
Методика "КОС-I" базируется на принципе отражения и оценки испытуемым некоторых особенностей своего поведения в различных ситуациях. Избраны ситуации, знакомые испытуемому по его личному опыту. Поэтому оценка ситуации и поведения в ее условиях основывается на воспроизведении испытуемым своего реального поведения и реального, пережитого в его опыте, отношения. Данный проективный опросник позволяет выявить устойчивые показатели коммуникативных и организаторских склонностей,
При построении опросника были учтены различные формы отношения опрашиваемых к вопросам. Дело в том, что одни испытуемые могут быть более склонны к утвердительным ответам, другие - к отрицательным. Поэтому вопросы в бланке построены так, чтобы утвердительный ответ на один вопрос имел такое же смысловое значение, что и отрицательный ответ на другой вопрос.
В программу изучения коммуникативных склонностей введены вопросы следующего содержания; а) проявляет ли личность стремление к общению, много ли у нее друзой; б) любит ли находиться в кругу друзей или предпочитает одиночество; в) быстро ли привыкает к новым людям, к новому коллективу; г) насколько быстро реагирует на просьбы друзей, знакомых; д) любит ли общественную работу, выступает ли на собраниях; е) легко ли устанавливает контакты с незнакомыми людьми; ж) легко ли ему даются выступления в аудитории слушателей, В соответствии с этим было разработано 20 специальных вопросов. Программа изучения организаторских склонностей включает вопросы иного содержания: а) быстрота ориентации в сложных ситуациях; б) находчивость, инициативность, настойчивость, требовательность; в) склонность к организаторской деятельности; г) самостоятельность, самокритичность; д) выдержка; е) отношение к общественной работе. На этой основе были разработаны 20 вопросов, каждый из которых в какой-то мере характеризует организаторские склонности учащихся.
Литература: 1. Профконсультационная работа со старшеклассниками (Под ред. Федоришина Б.А. – Киев: Радиньска школа. 1980. -- - 158 с.
Компьютерный вариант: ОПТАНТ-7
Анкетная часть методики "КОС-I" предлагает испытуемому вопросы, ответы на которые могут быть только положительными или отрицательными, то есть «да» или «нет». Ответы испытуемого строятся на основе самоанализа опыта своего поведения в той или иной ситуации.
Опросник включает 40 вопросов, 20 из которых направлены на изучение коммуникативных склонностей, а 20 характеризуют организаторские.
Для количественной обработки данных консультант использует «Дешифраторы», в которых поставлены идеальные ответы, в которых поставлены идеальные ответы, в максимальной степени отражающие, коммуникативные и организаторские склонности.
Оценка коммуникативных и организаторских склонностей в процессе первичной профконсультации (методика КОС В.В.Синявского и Б.А. Федоришина)
Цель : исследование коммуникативных и организаторских склонностей.
Опросник
- Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?
- Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего решения?
- Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причинённое Вам кем-то из Ваших товарищей?
- Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
- Есть ли у Вас стремление к установлению новых знакомств с разными людьми?
- Нравиться ли Вам заниматься общественно работой?
- Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами или за каким-либо другим занятием, чем с людьми?
- Если возникли какие-то помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от них?
- Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше Вас по возрасту?
- Любите ли Вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
- Трудно ли Вам включиться в новую для Вас компанию?
- Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?
- Легко ли Вам удаётся устанавливать контакты с незнакомыми людьми?
- Стремитесь ли Вы добиваться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?
- Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?
- Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязанностей, обязательств?
- Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?
- Часто ли в решении важных дел Вы принимаете инициативу на себя?
- Раздражают ли Вас окружающие люди и хочется ли Вам побыть одному?
- Правда ли что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?
- Нравится ли Вам постоянно находиться среди людей?
- Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?
- Испытываете ли Вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
- Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
- Любите ли Вы участвовать в коллективных играх?
- Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?
- Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди мало знакомых для Вас людей?
- Верно ли, что Вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?
- Полагаете ли Вы, что Вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую для Вас компанию?
- Принимали ли Вы участие в общественной работе в школе?
- Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?
- Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?
- Чувствуете ли Вы себя непринужденно, попав в незнакомую для Вас компанию?
- Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
- Правда ли что Вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?
- Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
- Верно ли, что у Вас много друзей?
- Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания у своих товарищей?
- Часто ли Вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
- Правда, ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?
Обработка результатов
1 | 5 | 9 | 13 | 17 | 21 | 25 | 29 | 33 | 37 |
2 | 6 | 10 | 14 | 18 | 22 | 26 | 30 | 34 | 38 |
3 | 7 | 11 | 15 | 19 | 23 | 27 | 31 | 35 | 39 |
4 | 8 | 12 | 16 | 20 | 24 | 28 | 32 | 36 | 40 |
Дешифратор
Склонности | Ответы | |
положительные | отрицательные | |
Коммуникативные | номера вопросов 1-й строки | номера вопросов 3-й строки |
Организаторские | номера вопросов 2-й строки | номера вопросов 4-й строки |
Кк – коэффициент коммуникативных склонностей;
Ко – коэффициент организаторских склонностей;
Анализ результатов
В ходе анализа результатов сначала дают оценку уровня коммуникативных и организаторских склонностей. Для этого пользуются шкалой оценок.
Шкала оценок коммуникативных и организаторских склонностей
Кк | КО | Шкала оценки |
0,10 – 0,45 | 0,2 – 0,55 | 1 |
0,46 – 0,55 | 0,56 – 0,65 | 2 |
0,56 – 0,65 | 0,66 – 0,70 | 3 |
0,66 – 0,75 | 0,71 – 0,80 | 4 |
0,75 – 1,00 | 0,81 – 1,00 | 5 |
Уровень развития коммуникативных и организаторских склонностей характеризуется с помощью оценок по шкале следующим образом. Учащиеся, получившие оценку 1, – это люди с низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей.
Учащиеся, получившие оценку 2, имеют коммуникативные и организаторские склонности ниже среднего уровня. Они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды. Во многих делах они предпочитают избегать проявления самостоятельных решений и инициативы.
Для учащихся, получивших оценку 3, характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Эти люди нуждаются в дальнейшей серьезной и планомерной воспитательной работе по формированию и развитию коммуникативных и организаторских склонностей.
Учащиеся, получившие оценку 4, относятся к группе с высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принимать самостоятельное решение в трудной ситуации. Все это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.
Учащиеся, получившие высшую оценку 5, обладают очень высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они испытывают, потребность в коммуникативной и организаторской деятельности и активно стремятся к ней, быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, это инициативные люди, которые предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято другими. Они могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать разные игры, мероприятия, настойчивы в деятельности, которая их привлекает, и сами ищут такие дела, которые бы удовлетворяли их потребность в коммуникации и организаторской деятельности.
Коммуникативные и организаторские склонности представляют собой важный компонент и предпосылку развития способностей в тех видах деятельности, которые связаны с общением с людьми, с организацией коллективной работы. Они являются важным звеном в развитии педагогических способностей.
Желание заниматься организаторской деятельностью и общаться с людьми зависит и от содержания соответствующих форм активности, и от типологических особенностей самой личности. Во многом они определяются субъективной ценностью и значимостью для человека будущих результатов его активности и отношением к лицам, с которыми он взаимодействует. Это следует учесть, составляя рекомендации для испытуемых с низким уровнем развития исследуемых склонностей. Достаточно часто склонности появляются в ходе таких видов деятельности и общения, которые вначале человеку безразличны, но по мере включения в них становятся значимыми. Здесь важны собственные усилия и преодоление коммуникативных барьеров, которые возможны, если человек ставит себе сознательную цель саморазвития.
Инструкция: на каждый вопрос следует ответить «да» или «нет». Если вы затрудняетесь в выборе ответа, необходимо все-таки склониться к соответствующей альтернативе (+) или (-).
Текст опросника
- Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?
- Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?
- Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причиненное Вам кем-то из Ваших товарищей?
- Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
- Есть ли у Вас стремление к установлению новых знакомств с разными людьми?
- Нравится ли Вам заниматься общественной работой?
- Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами или за каким-либо другим занятием, чем с людьми?
- Если возникли какие-либо помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от них?
- Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше Вас по возрасту?
- Любите ли Вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
- Трудно ли Вы включаетесь в новую для Вас компанию?
- Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?
- Легко ли Вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?
- Стремитесь ли Вы добиваться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?
- Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?
- Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обязанностей, обязательств?
- Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?
- Часто ли в решении важных дел Вы принимаете инициативу на себя?
- Раздражают ли Вас окружающие люди и хочется ли Вам побыть одному?
- Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?
- Нравится ли Вам постоянно находиться среди людей?
- Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?
- Испытываете ли Вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
- Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
- Любите ли Вы участвовать в коллективных играх?
- Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?
- Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых Вам людей?
- Верно ли, что Вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?
- Полагаете ли Вы, что Вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую Вам компанию?
- Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе?
- Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?
- Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?
- Чувствуете ли Вы себя непринужденно, попав в незнакомую Вам компанию?
- Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
- Правда ли, что Вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?
- Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
- Верно ли, что у Вас много друзей?
- Часто ли Вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
- Правда ли, что Вас пугает перспектива оказаться в новом коллективе?
- Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?
Обработка результатов и интерпретация
Анализ полученных результатов. Испытуемые, получившие оценку 1, характеризуются низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Испытуемым, получившим оценку 2, коммуникативные и организаторские склонности присущи на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, чувствуют себя сковано в новой компании, коллективе; предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства; испытывают трудности в установлении контактов с людьми и при выступлении перед аудиторией; плохо ориентируются в незнакомой ситуации; не отстаивают свои мнения, тяжело переживают обиды; проявления инициативы в общественной деятельности крайне снижено, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений. Для испытуемых, получивших оценку 3, характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они стремятся контактам с людьми, не ограничиваю круг своих знакомств, отстаивают своё мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Коммуникативные и организаторские склонности необходимо развивать и совершенствовать. Испытуемые, получившие оценку 4, относятся к группе с высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они не теряться в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким. Друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Всё это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям. Испытуемые, получившие высшую оценку - 5, обладают очень высоким уровнем проявления коммуникативности и организаторских склонностей. Они испытывают потребность в коммуникативности и организаторской и активно стремиться к ней, быстро ориентироваться в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, инициативны, предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают своё мнение и добиваются, Чтобы оно было принято товарищами, могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать разные игры, мероприятия. Настойчивы в деятельности, которая их привлекает. Они сами ищут такие дела, которые бы удовлетворяли их потребность в коммуникации и организаторской деятельности.
Читайте также: