Когда расплетали косу невесты

Опубликовано: 17.09.2024

МЫ КАЗАЧКИ

МЫ КАЗАЧКИ запись закреплена

СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД РАСПЛЕТАНИЯ КОСЫ 😌

Практически каждая традиционная казачья свадьба сопровождалась интересным обрядом расплетания невесте девичьей косы. Обряд этот имеет символическое значение перехода девушки в статус замужней женщины. В разных регионах именовали его по-своему и проводили по-особенному, но во всех случаях заключался он в распускании девичьей косы и одевании женского головного убора.

По описаниям Евлампия Кательникова в станице Верхне-Кумоярской на Дону, косу невесте расплетали после венчания, не выходя из церкви. С невесты скидывали девичью перевязку, расплетали косу на две, завязывали на голове и одевали кичку, на которую накидывали сальник так, что он завешивал и лицо молодой. Так невесту вели в дом вместе с новобрачным. Венчать без перевязки и кички считалось великим грехом. Кичка употреблялась до 1785 года, потом сменилась повойником, а впоследствии колпаком и простым платком.

На Кубани в станице Бесленеевской косу невесте расплетали дома перед венчанием. С расплетенной косой невеста венчалась и участвовала в свадебном обеде. Вечером жених выкупал невесту и ее постели (приданое), после чего увозил ее к себе домой. Тут невесту свашки одевали в замужнюю. Сначала старались одеть ей на голову шлычку, которую невеста срывала и бросала под ноги, но свахи, перехватив его, одевали снова, а потом завязывали наметку из коленкора длинной около 2,5 метров.

В традициях некрасовских казаков голошение невесты расценивалось как момент «смерти девичьей души» и подчеркивался он головным убором невесты: на распущенных волосах — связка и девичий кокошник-сорока, что указывало на неопределенность ее социально-возрастного статуса. После "выкупа косы" женихом, в дом входила свашка жениха, которая передавала свашка невесты женский — «бабичий» — головной убор. Он состоял из «каука», поверх которого надевали шлычку, потом повязывали широкую, без украшений связку и покрывали уруминским платком. В церкви сваха и сват со стороны жениха снимали с молодой головной убор и заплетали две косы, которые закручивали вокруг головы, одевали шлычку и накрывали покрывалом — фатой. Венчали невесту в специальном покрывале с крестиком, поверх которого надевали венец. По прибытии в дом жениха свашка снимала с молодой венец и фату, одевала рогатую кичку. Затем свекровь трижды производила покрывание невесты «бабичьим» платком, которое называется «окручивание». Производилось оно так: платок снимался трижды и трижды прикладывался сзади к головному убору, чтобы ложился поперек. После окручивания свашка закидывала платок на рога кички и сзади привязывала его к мутозокам.

В гребенских станицах обряд расплетания косы называли "преобразиться в бабу". К венцу невесту одевали подружки и свашка, которая заплетала ей косы. В станице Новогладковской невеста шла к венцу с непокрытой головой, покрытой вместе с лицом тюлью или шалью. Косу невесте развивали в часовне, из одной косы плели две, укладывали на голове "букли" и одевали женский головной убор "сорочку", который состоял из "подкоска" ("калпака"), сорочки и шелковой алой "ширинки" (платка). На ногах у невесты были козловые сапоги с голенищами, которые дарил ей жених. Это было обязательным условием для того, чтобы невеста оделась к венцу.

Обряд «расплетания косы» невест Урала и Оренбурга совершался накануне венчания . Посмотреть обряд приходили все желающие девушки. Родственники невесты распускали косу по очереди — каждый по прядке. После расплетения косы, мать невесты накрывала ей голову шалью. С этого момента девушка навсегда теряла право носить косу - символ девичества.

Внимание ⚠
копирование материалов запрещено. Только репост!

При упоминании русских красавиц перед взором сразу предстаёт стройная изящная девушка со здоровым румянцем на щеках и длинной толстой косой. На протяжении многих столетий именно таким образом женщины заплетали волосы. Тугая коса была главным украшением и гордостью девушки, её долго отращивали и очень берегли. Причёска и способ плетения могли многое рассказать о красавице.

Коса — главный символ девичества

Символика плетения кос была тесно связана с тогдашними верованиями и традициями. Маленькие девочки плели трехлучевую косу, которая должна была располагаться строго вдоль позвоночника. По мнению древних славян она дарила жизненную силу и здоровье маленькой хозяйке. Косу носили девушки до самого замужества, и это правило оставалось нерушимым даже для старых дев. Такие женщины до самой старости не покрывали голову и носили одну косу.

Количество и способ плетения кос также определял социальный статус женщины того времени. Традиционно молодые незамужние девушки украшали волосы цветами и лентами.

Кадр из кинофильма

Внести какое-то разнообразие в причёску можно было только после свадьбы. Накануне этого важного дня в девич-вечер невеста с подружками собирались в отчем доме и проводили обряд расплетания косы. Девушки с жалобными песнями и слезами провожали подругу во взрослую замужнюю жизнь, меняя ей причёску и заплетая уже две косы. Здесь прослеживается чёткий символизм: одна коса — это жизненные силы женщины, вторая — символ её плодовитости. В день свадьбы волосы невесты укладывали в форме короны и надевали специальный головной убор.

Женщины в браке носили специальную узнаваемую причёску — низкую однорогую кичку, а после рождения первого ребёнка кичка изменялась на высокую.

Женская коса: ритуалы и символизм

Славянские народности очень строго соблюдали все ритуалы, связанные с женскими волосами. В культуре расчёсывания и плетения косы выделяются несколько важных догм.

Строго регламентировалось, кто именно должен ухаживать за волосами. К примеру, пока девочка была маленькая, прикасаться к волосам могли только родители. При вхождении в девичество волосами занималась сама хозяйка, а в косу вплеталась одна лента, что символизировало ожидание сватовства и готовность к семейной жизни. Когда девушка находила суженого и готовилась к свадьбе, лент в волосах становилось больше.

Традиции плетения кос на Руси

Символы на лентах также носили различное значение. Расшитые ленты назывались косники и изготовлялись самостоятельно каждой мастерицей. Они были ярких цветов, расшивались золотом, серебром, жемчугом или бахромой, и часто украшались ещё и объёмными подвесками в виде треугольников, сердечек. Каждый узор имел своё значение, а весь рисунок давал цельный осмысленный рассказ-пожелание.

Во время венчания косу девушки украшала широкая лента, повязка с прикреплённой по нижнему краю сеткой из жемчуга или бисера. Она также создавалась индивидуально невестой и наглядно показывала статус и благосостояние семьи невесты.

Приметы, связанные с волосами

Русская коса - гордость и честь

Некоторые поверья, касающиеся волос, были созданы в глубокой древности и дошли до нас без изменений. К примеру:

  • Женщины не стригутся во время беременности, чтобы не потерять свою красоту и здоровье будущего малыша;
  • Запрещается обрезать волосы ребёнку до годика, а после первой стрижки нужно хранить их всю жизнь;
  • Существует примета, что посещать парикмахера лучше в новолуние — так волосы растут быстрее и будут гуще;
  • Нельзя самостоятельно подстригать себе волосы — это может привести к длительной болезни.

Символ девичьей чести

Коса девушки обладала огромным символизмом во все времена. Прежде всего она олицетворяла женскую честь и непорочность. Считалось недопустимым дёргать девушек и девочек за волосы — это приравнивалось к сильному оскорблению, и наказывалось строгим публичным порицанием или даже поркой. Запрещалось срывать головные уборы с замужних женщин — такой поступок наказывался огромным штрафом.

Русская коса

Женщина, находящаяся в браке, могла снимать головной убор и расплетать косу исключительно в присутствии мужа, так как это служило своеобразным приглашением к интимной близости. Именно отсюда произошло слово «распутница», то есть буквально женщина, предложившая себя другому мужчине. Нельзя было появляться в обществе с непокрытой головой — это был позор как для жены, так и для мужа.

Потеря косы: причины и следствия

Источник: pixabay.com

Коса девушки выступала гарантом честности и женской непорочности. Выйти замуж без неё было практически невозможно. Поэтому потеря волос становилась в большинстве случаев трагедией. На Руси косы не стригли практически никогда, за исключением нескольких возможных жизненных ситуаций:

  • Волосы обрезались после смерти мужа как символ женского горя и тоски;
  • Перед свадьбой в некоторых регионах девушке отрезали косу и дарили супругу как знак верности и невинности. После замужества женщина снова отращивала волосы, но под головным убором, а когда появлялась достаточная длина, заплетала две косы;
  • Обрезать волосы могли насильно как наказание за блуд. Это было страшным позором для женщины. Её запирали в доме, и выходить на улицу запрещалось, пока волосы не отрастут;
  • Если девушка решила принять монашеский постриг.

Волосы и здоровье

Существовало поверье, что причёсывание напрямую связано со здоровьем и жизненной энергией человека. По традиции необходимо было делать от сорока до ста движений гребнем для духовного и телесного восстановления.

Внешний вид волос девушки как в древние времена, так и сейчас был отображением внутреннего состояния и здоровья женщины. Густые, блестящие, длинные волосы — главное украшение, деталь, привлекающая внимание. В древности жених оценивал избранницу по толщине косы: чем она грубее и туже, тем добрее и здоровее будет будущая жена.

Девушки, которым повезло меньше, чтобы сделать волосы краше шли на различные ухищрения. Для придания объёма дополнительно вплетались тонкие косички из конского волоса, тем самым делая косу более толстой и тугой.

Корни многих русских свадебных традиций берут начало в языческих ритуалах, на которые позже наложились христианские обряды. Выполняя их, мы не всегда понимаем их потаенный изначальный смысл. Попробуем разобраться, откуда берут начало сохранившиеся по сей день свадебные обычаи, понять, чем отличаются современные свадебные торжества от свадебных гуляний наших праотцов, что в этих традициях исконно русское, а что привнесенное.

У вас товар – у нас купец

Русский традиционный свадебный обряд сформировался в своих основных чертах к концу XVI века. Исследователи называют русскую свадьбу сложным и красивым спектаклем, в котором ничто не делается «просто так». Этот факт нашел отражение даже в языке в выражении «сыграть свадьбу». В основу обряда легло языческое действо, богатое на всяческого рода приметы и ритуалы, освящение же брака стало привилегией церкви. Безусловно, в разных концах России традиции отличались в деталях. Так, например, в северных районах свадебные обряды изобиловали причитаниями, а на юге – свадебные песни в большинстве своем были веселыми. Но на протяжении веков основа сценария оставалась неизменной и включала в себя: сватовство, смотрины, рукобитие или помолвку, девичник/молодечник, свадебный поезд, свадебный выкуп, венчание и свадебный пир.

Итак, браки на Руси в своем большинстве заключались по договоренности между родителями молодых. В расчет брались довольно приземленные факторы: положение семей в общине, достаток, здоровье. Согласия потенциальных молодоженов часто никто не спрашивал.


Первым этапом свадебного обряда было сватовство. Родители жениха выбирали семью, с которой желали породниться, и засылали сватов. Предложение всегда происходило в иносказательной форме – «У вас – товар, у нас – купец», – в надежде, что злые духи не помешают задуманному. Если во время сватовства было заключено предварительное соглашение, то наступала очередь невестиных родственников идти на смотрины.

Во время смотрин родители девушки приходили в дом жениха «осматривать» его хозяйство. Главной задачей было убедиться в том, что будущая жена не будет бедствовать. Нередко после такой «инспекции» хозяйства родители невесты отказывали жениху. В случае положительного исхода смотрин «заключалась сделка»: происходил обряд рукобития или помолвка. В этот день о свадьбе объявлялось публично, и девушка с парнем официально звались женихом и невестой. В этот момент жених делает свой первый подарок невесте – кольцо, которое по традиции носится до дня свадьбы, а потом хранится в шкатулке и передается по наследству. Сразу после помолвки назначается день свадьбы, происходит выбор «дружки» (свадебного распорядителя) и начинаются приготовления к ней.

Согласно христианским традициям лучшем временем сыграть свадьбу была Красная горка во время Фоминой недели (неделя после Пасхи). Также свадебным периодом считалась осень, время после уборки урожая, с Покрова и до Филипповского (Рождественского) поста, и зима, после Крещения и до самой Масленичной недели.


Накануне свадьбы в девичьем доме осуществлялось несколько важных ритуалов, среди которых был девичник. На девичнике невеста прощалась со своей незамужней жизнью, со своими подругами. Это была самая печальная часть свадебного обряда, сопровождающаяся грустными песнопениями или причитаниями даже в том случае, если жених был желанным. Объясняется это тем, что в древних языческих традициях дети принадлежали к роду родителей, и дочь-девушка, выходя замуж, переходила в род мужа. Именно поэтому замуж «выходят» – в смысле, выходят из своего рода, покидают его. Символически этот переход означал, что девушка должна была «умереть» в прежнем роду и «снова родиться» в другом, уже замужней женщиной. Покинув свою родительскую семью, она как бы отказывалась от духов-покровителей прежнего рода и вручала себя новым. Но и былых незачем обижать и сердить. Вот и плакала девушка, слушая жалобные песни и изо всех сил стараясь показать свою преданность родительскому дому, прежней родне и ее сверхъестественным покровителям. Из этих ритуалов и происходит обычай брать фамилию мужа, ведь фамилия – знак рода, а также сохранившееся кое-где обыкновение звать родителей мужа «матушкой» и «батюшкой». Мужской же вариант последней холостяцкой вечеринки – молодечник – был не так распространен и не имел такого большого значения, как девичник.

Одним из самых веселых моментов свадебной традиции был приезд жениха в дом невесты. Жених с дружкой, друзьями и родственниками составляли свадебный поезд. Повозки были празднично украшены, а на упряжку лошадей обязательно вешались бубенцы, звук которых должен был отпугивать всякую нечисть. Во время того, как поезд движется к дому невесты, его участники – «поезжане» – пели специальные «поезжанские» песни. Приезд жениха сопровождался одним или несколькими выкупами. В большинстве региональных традиций – это выкуп входа в дом. А далее — непосредственный выкуп невесты. Выкупать невесту могут или у подружек, или у родителей. Иногда имел место ритуальный обман жениха. Невесту выводили к нему, закрытую платком. В первый раз могли вывести не настоящую невесту, а другую женщину или даже старуху. В таком случае жених либо должен был идти искать невесту, или выкупать ее еще раз.

Перед отправкой в церковь родители невесты благословляли молодых иконой и хлебом. На венчание в церковь жених и невеста едут раздельно. Сам обряд проходит в соответствии с православными канонами и состоит из обручения и возложения брачных венцов. Во время обручения священник спрашивал у жениха и невесты об их обоюдном и добровольном согласии вступить в брак и надевал кольца. Церковное венчание давало браку юридическую силу. Однако брак с венчанием, но без свадебного пира не поощрялся.


После венчания в церковной сторожке или ближайшем доме невесте расплетали ее девичью косу и заплетали две, укладывая вокруг головы, — «окручивали молодую по бабьи». Свахи жениха и невесты, заплетавшие косы, плели на перегонки, — чья сваха первая заплетет косу, такого пола будет первенец. После этого молодой надевали женский головной убор — повойник. Этот обряд знаменовался переходом невесты в группу замужних женщин.

У дома жениха со свитой встречала мать и посыпала сына с невесткой овсом, пшеном – все это должно было оберегать молодую пару и принести богатство. Выходил и отец жениха, они вдвоем с матерью благословляли молодых, провожали за свадебные столы. В дом жених невесту вносит на руках. И это не просто джентльменский поступок, а способ обмануть домового, заставить его принять девушку как новорожденного члена семьи, который в дом не входил, а в доме оказался.

Первыми за праздничным столом занимали места невеста и жених. На пиру в основном пелись величальные и корильные песни; величали невесту с женихом, родню. За величание полагалось одаривать поющих, угощать. Задержка угощения – и певицы сейчас же заводили корилку тому, кого только что расписывали всеми красками. Помимо веселых песен устраивались и свадебные танцы. Обычно жених отплясывал вприсядку, танец же невесты, напротив, был спокойным и нежным. Иногда девушка просто стояла и взмахивала вверх платочком. Жених и невеста не ели во время ужина: перед ними ставилась пустая миска, ложки связывались лентой, а стаканы переворачивались вверх дном. Молодоженам не следовало есть вместе с замужними мужчинами и женщинами – ведь по-настоящему мужем и женой они станут только после первой брачной ночи.

Вечером осуществлялось «укладывание молодых» — сваха или постельница готовила брачную постель, которую жених должен был выкупить. Пир в это время часто продолжался. На следующее утро дружка, сваха или свекровь «будили» молодых. Часто после «пробуждения» гостям демонстрировали признаки чести невесты, и гуляния продолжались с новой силой.

Свадьба игралась несколько дней подряд. Начинали в доме у жениха, на второй день вся родня и гости перемещались в дом к родителям невесты. Ну, и на третий день все возвращались обратно туда, откуда начали. Свадебные гуляния старались разнообразить всякого рода играми и забавами. Распространенным обычаем второго дня было ряженье. Ряженые одевались в вывернутые шкуры, в костюмы разных зверей, цыган, солдат. Иногда мужчины одевались в женскую одежду, а женщины в мужскую. Третий день обычно был заключительным. Нередко в этот день устраивали испытания молодой. Заставляли ее разжигать печь, готовить, мести пол, но при этом всячески мешали, — разливали воду, опрокидывали тесто, испытывая ее терпение. Избавить молодую от всех испытаний мог только муж, угостив всех водкой.


Таков традиционный русский свадебный обряд, какие же изменения претерпело свадебное торжество в наши дни?


Свадьба в наши дни

В эпоху общинного строя от того, насколько крепкой и плодовитой будет новая семья, зависело процветание окружающих. Именно поэтому свадьбы были больше праздником всенародным, организованным на публику и для нее. Отсюда вся эта театрализованность действа. Сейчас же во времена всеобщей заботы об индивидуальности свадебные торжества имеют глубоко интимный характер, начиная с желания пожениться, исходящего исключительно от молодых, заканчивая организацией праздника: от шикарного – с вывозом всех гостей на тропические острова или скромного – в кругу семьи.

Итак, какие традиции продолжают чтить современные брачующиеся:

Помолвка. Главное отличие современной помолвки от старинной заключается в том, что теперь не родители объявляют детям об их решении породниться, а молодые сообщают о своем добровольном намерении создать семью.

Выкуп невесты. В стародавние времена желание удачно жениться измерялось размером выкупа. Семья жениха должна была убедить новых родственников в том, что новобрачная не будет ни в чем нуждаться. Сегодня же этот обычай скорее призван проверить сообразительность и находчивость мужской половины, чем толщину кошелька.

Похищение невесты. Сейчас эта веселая игра состоит в том, что родственники со стороны невесты прячут ее во время свадебного торжества в надежде получить еще один выкуп за молодую. Изначально же смысл в игре в «прятки» был другой. Обряд этот назывался «поиск ярочки». Родственники молодой приходили к ее мужу и заявляли о пропаже девушки. Начинались поиски. К ним выводили новобрачную. Они признавали ее за свою, но после осмотра находили много изменений и отказывались от своих прав. Так закреплялся ее новый статус замужней женщины.

Встреча с караваем и родительское благословение. Как и три столетия назад традиция встречать молодых караваем и благословением со стороны родителей жениха является одной из ключевых в свадебном обряде. Каравай по-прежнему олицетворяет собой зажиточную, богатую жизнь. Изменилось только место действия. Сегодня молодые стремятся жить отдельно и поэтому все действо происходит не на пороге дома жениха, а в ресторане, где проходит свадебное торжество. В ходу и все приметы, связанные с караваем, например, тот, кто откусит больший кусок, будет главенствовать в семье.


Первый танец молодоженов. Эта традиция является сравнительно новой. На Руси было принято на свадьбе водить хороводы, в которых молодые участия не принимали. В петровской России высшее общество познакомилось с европейским обычаем первого танца молодоженов. Со свадебных балов знати обычай постепенно пришел и в народ, заменив коллективное действо на «разговор» между молодыми посредством танцевальных движений. Сегодня традиционным русским свадебным танцем считается вальс, который идеально подчеркивает и воздушность невесты, и галантность кавалера.

Подвенечный наряд

Традиция белого подвенечного платья пришла в Россию с Запада в середине XIX века. Исконно русский свадебный наряд был выполнен с преобладанием красного цвета.

С момента помолвки невеста несколько раз меняла свое облачение, что подчеркивало изменение ее статуса. Например, весь период до венчания девушка одевалась скромно с преобладанием черной и белой траурной гаммы, украсить которую можно было только красным поясом или лентами. На девичник же она в последний раз представала перед подругами в своем лучшем девичьем одеянии. Венчальный же наряд был праздничным. Обычно в нем преобладали красный и белый цвет. Красный цвет – цвет солнца, красоты. Он же является знаком грядущего превращения девушки в женщину. В свадебный наряд входили венчальная рубаха – «целошница», сарафан либо понева, передник, пояс, головной убор. И рубаха, и сарафан, и передник украшались изящной вышивкой, которая не только придавала одежде праздничный вид, но и имела символическое значение. Чаще всего в ней присутствовали мотивы, связанные с плодородием.

На второй день свадебного пира молодая жена облачалась в новый наряд, лучшее свое женское платье, обычно изготовленное из дорогой ткани ярких цветов: оранжевого, синего, лилового, – богато украшенное орнаментами, что должно было подчеркнуть солидность ее теперешнего положения.


До платиновой свадьбы

Установить достоверно, откуда появилась традиция отмечать годовщины свадеб, к сожалению, невозможно. Хотя корни ее ведут в Средневековую Европу, точнее – в Германию. Формирование обычая отмечать очередную годовщину свадьбы произошло, вероятно, из широко распространенной традиции праздновать бракосочетание в несколько приемов. Например, если на самом официальном торжестве присутствовали исключительно родственники, то через некоторое время обязательно организовывалось застолье, на которое приглашали друзей. Еще через какое-то время радостное событие нужно было отметить в кругу знакомых и дальних родственников. Конечно же, приглашенные должны были чем-нибудь одарить «новобрачных». Эта череда отмечаний со временем получила собственное название и «обросла» индивидуальными традициями. К примеру, сейчас довольно четко регламентировано, что и на какую дату принято дарить.

Традиция празднования свадебных годовщин достаточно широко распространена в странах Западной и Северной Европы. Важные семейные даты отмечают в Германии, Великобритании, Франции, Нидерландах и в странах Скандинавии. Вероятно, с эмигрантами из Европы традиция «переехала» в Новый Свет и стала довольно популярной в США. Сведения о распространении этой традиции в России появляются только в конце 19 века, хотя нельзя утверждать, что прежде ничего такого не было. На Востоке – Японии и Китае – подобный обычай привязан к нумерологии. Так, согласно этому учению, кратные четырем даты следует отмечать шумно, с гостями. А свадебные юбилеи, посвященные 11, 22 и 33 годам супружества, должны проводиться наедине. Интересно, что названия самых круглых дат в списках годовщин, принятых в разных странах, совпадают: 25 лет – серебряная свадьба, 30 лет – жемчужная свадьба, 50 лет – золотая свадьба, 60 лет – алмазная свадьба.

Даты расписаны в календаре вплоть до 100 лет совместной жизни (в русской традиции, это платиновая свадьба). Казалось бы, это просто забавное недоразумение, но оказывается есть и такие люди. Известно, что ее праздновали 126-летний Нифтулла Агаев из села Зувуч в Азербайджане со своей 116-летней супругой Балабеим Агаевой.

В Великобритании пары, празднующие Золотую свадьбу могут получить персональное поздравление от самой королевы. Подобные поздравления им будут присылать и каждые пять лет после 50-летия совместной жизни.


Свадьба – это событие, которое невозможно забыть, событие память о котором бережно хранятся в самом сердце. Была она таковой и в стародавние времена, остается такой и сегодня. Дошедшие до нас свадебные традиции хранят народную мудрость и напоминание о том, каким важным этапом в жизни молодых людей является этот шаг.

Традиционный обряд плетения косы невесте запечатлен в малобыковской свадебной песне:

У Ивана на дворе стояла там горенка,
Новая хорошенька.
В этой во горенке сидели там девушки:
Головы приглажены, косы поплетенаи.
У одной Авдотьюшки голова не глажена,
Коса не плетеная.
Как на нашу Авдотьюшку
Белая кайма пала.
Белая покрывала,
Вечная повивала.

Весьма оригинальна песня «Русая коса», бытующая в селе Двулучное Валуйского района и приуроченная к обряду плетения косы:

Русая коса Маринушкина,
Русая коса-то Ивановны.
То белая развернулася,
Разверну лася, раскохалася.
Развернулася, раскохалася,
Добрым жемчугом рассыпалася.
Что калинушка, что малинушка,
Развернулася, раскохалася.

С особой тщательностью «убиралась» голова невесты. В последний раз подружки плетут ей косу «волосок к волоску». Во время традиционного расплетания девичьей косы, сопровождающегося горькими причитаниями невесты, звучала ритуальная песня с характерным для данного жанра припевом: «Ладо, ой, душель моя»:

Дубровушка, эх, зеленая,
Что ты рано зашумела?
Не сама я зашумела,
Зашумели, ох, буйны ветры,
Будни ветры, ох, люты морозы.
Мариюшка Степановна,
Что ты рано замуж идешь?
Не сама я замуж иду —
Отдавая меня родный батюшка,
Отдавая меня родна матушка.

Свашка «снаряжает» молодую к венцу. Наряд невесты скромен и строго определен в каждом районе. Примечательно то, что в ряде сел Белгородско-Воронежского региона наряд невесты исключал «подпояску» (пояс) и «завеску» (фартук), дабы обеспечить ей в замужестве «вольную и роскошную жизнь».

Одетая к венцу, невеста рассаживает подружек за столом в определенном порядке. Под святым углом — самая близкая подруга и незамужняя сестра жениха, остальные девушки — рядом. В ряде регионов области самое главное место за столом называлось «вышкой», «подвышкой».

Следует подчеркнуть, что чем крепче были взаимоотношения девушек с невестой, тем ближе к себе она их усаживала. Каждой из них вручался каравай, который надлежало украсить желтыми цветками бессмертника или веточками калины (иногда — ленточками . Для свадебного обряда Прохоровского района характерен ритуал прощания невесты с родительским караваем:

Вот черная галка
По полю летая,
К горке припадая,
У горки ума пытая:
«Ты скажи, скажи, горка,
Какая зима будет?
Да какие морозы?»
Вот Олъгушка за столом сидит,
У хлеба ума пытая:
«Ты скажи, скажи, хлеб-соль,
Какая семеюшка будет?»

Невеста-сирота, плача, в очередной раз вспоминала умерших родителей:

Да поднимися, моя родная мамушка,
Погляди на свое дитятко родное:
Как твое дитятко наряжено,
За дубовый стол посажено.
Снарядили меня саму,
Благословитъ-то — некому!

В ряде сел Белгородско-Оскольского и Белгородско-Курского регионов невесту до приезда «поезжан» укрывали большим платком или полотнушком — «кисеёй», «дымкой» — и «держали» в «закутку».

Родители «обносили» гостей чарочкой три раза. Однако «за первым, вторым и третьим заходом» те выпивали лишь по одной, ибо характер звучащих песен пока не давал повода для веселья:

Скуковала кукушечка за селом, За селом и за зеленым садом! Заплакала Натальюшка за столом, За столом и за зеленым вином.

Поэтические образы величальных песен являют собой горькое предчуствие женской участи и доли:

Былка-чернобылка,
А в поле стояла.
А в поле стояла,
К горе припадала.
К горе припадала,
У горушки пытала:
«Скажи, моя горушка,
Какова зима будя?
Чи люты морозы?
Чи буйнаи ветры?
Глубокиеснеги?»
Прекрасная вот Марьюшка,
За столом сидела,
К столу припадала.
К столу припадала,
У матушки пытала:
«Скажи, моя матушка,
Каково в чужих людях?
Каково в чужих людях,
У

Лютого свекра,
У лютой свекрови?»

Лит.: М.С. Жиров. Народная художественная культура Белгородчины

В древности по тому, каким образом была сплетена коса, судили о намерениях и нраве племени. На протяжении веков косы носили народы разных стран, чаще других — в Африке, в Египте, но в наши дни они вызывают ассоциацию именно с Древней Русью. У славян коса исконно считалась самой удобной и распространенной прической, но традиционной она стала не только поэтому. В языческие времена косе приписывали защитные функции и она играла роль оберега.


Таинство плетения косы начиналось после того, как руками делили волосы на равномерные прядки. В процессе заплетания приговаривали определенные заговоры на любовь, от порчи или от сглаза: «Волосы заплетаю, путаю, путаю мысли чужие, недобрые, не распутать моих волос, не сглазить меня, не обидеть меня, не лишить меня воли. Гребень в косу втыкаю, тыкаю гребнем врага и обидчика, пусть мысли дурные к нему вернутся, а меня не коснутся. Слово мое крепкое».

Символ девичьей красы. Плетение кос на Руси_3

Символ девичьей красы. Плетение кос на Руси_3

Поверья гласят, что именно в волосах людей сконцентрирована жизненная сила, а в косе заключена мудрость и сила женщины. Чем длиннее волосы, тем большей силой можно наполниться. Для восстановления затраченных за день жизненных сил при расчесывании волос проводили гребнем не менее 40 раз.

Женихи при выборе невесты смотрели не только на ее белоснежное лицо и точеный стан — важным критерием выбора была красота волос и толщина косы красавицы. Люди верили: чем коса длиннее и толще, тем девушка здоровее. Обещая быть верным и любящим суженым, жених выкупал косу у семьи своей избранницы.

В день проведения свадьбы подруги собирались вокруг новобрачной, пели протяжные песни и совершали обряд расплетания косы. Невеста частенько в этот момент причитала и плакала, прощаясь таким образом с девичеством. Подружки заплетали ее волосы в две косы и укладывали их вокруг головы. Новую прическу покрывали повойником (полотняной шапочкой, украшенной галуном); также замужние женщины носили волосник, кичку или сороку. Такие головные уборы полностью закрывали волосы, чтобы посторонние мужчины не могли их увидеть. Находясь в статусе жены, открывать волосы было можно только на женской половине дома или при муже. Снять головной убор на людях означало покрыть позором себя и свою семью. Именно от этого появилось понятие «опростоволоситься».

Символ девичьей красы. Плетение кос на Руси_1

Символ девичьей красы. Плетение кос на Руси_1

Символ девичьей красы. Плетение кос на Руси_2

Символ девичьей красы. Плетение кос на Руси_2

  • Что почитать летом: 10 классических книг
  • Вопросы к нечистой силе: как гадали крестьяне
  • Убийственная красота: что делали с женщинами румяна и кринолины

Незамужние девушки любили вплетать в косы атласные ленты или прикреплять накосник — небольшую берестяную дощечку, украшенную бусинками. Если в косу вплетались две ленты с середины косы, это означало, что у девушки есть жених, на брак с которым благословили ее родители. Юные особы могли выходить из дома с непокрытыми волосами. Они повязывали на голову атласную ленту, надевали кокошник или сплетенный венок. У славян было не принято ходить с распущенными волосами. Девушкам позволялось распускать волосы только в бане или на некоторых языческих праздниках. По поверьям, ходить с распущенными волосами означало подвергать себя воздействию негативных сил.

Символ девичьей красы. Плетение кос на Руси_2

Символ девичьей красы. Плетение кос на Руси_2

Раньше считалось, что через состриженные волосы на человека можно навести любое колдовство. Поэтому их никогда не выкидывали, а обычно сразу сжигали или использовали при создании обрядовых кукол. Лишиться косы считалось настоящим позором. Такой девушке приходилось запираться дома и ждать, когда волосы вновь отрастут, ведь без косы и замуж никто не брал.

Символ девичьей красы. Плетение кос на Руси_4

Символ девичьей красы. Плетение кос на Руси_4

Особое значение на Руси имели и волосы на голове мужчин. Люди, посвятившие себя духовной практике, ходили с бородой и длинными волосами. По поверьям, избавившись от растительности на голове, можно было лишиться не только энергетической силы, но и потерять взаимодействие с духовным миром.

В древности русские воины выбривали голову, оставляя небольшой клок волос, из которого плели косу. Язычники верили, что за эту косу бог Сварог вытаскивает и спасает своих сыновей с поля брани, а в вирий, в мир иной, забирает павших героев.

В отличие от женщин в мирное время мужчины ходили с распущенными волосами, перехваченными бечевкой на лбу.

Читайте также: