Голубые волосы огромные глаза она в театре кукол гордость и краса кто это

Опубликовано: 17.09.2024

Классный час в 3 классе «Куклы в нашей жизни»

Разработка классного часа для 3 класса

Цель: познакомить с интересными сведениями из истории кукол; развивать внимание, память, мышление, воображение, пространственную ориентацию, речь; расширять кругозор.

Учитель. Все мы родом из детства, а детство немыслимо без кукол. Вспомните: НЕВАЛЯШКА, МАТРЕШКА, БУРАТИНО, МАЛЬВИНА, БАРБИ, — разве не были они вашими лучшими друзьями? Пусть вы уже подросли, и теперь вас интересуют вещи посерьезней кукол, но все же о них, наверное, у вас остались самые теплые воспоминания. «Куклы в нашей жизни» — тема сегодняшнего занятия.

Что такое «кукла»? Исходя из определения В. Даля, это «сделанное из тряпья, кожи. дерева и прочего подобие человека, а иногда и животного».

Давайте начертим по клеточкам предмет нашего раз говора.

Поставьте точку в уголке клетки, затем проведите линию на

1 клетку вниз наискосок справа налево;

1 клетка вниз наискосок слева направо;

1 клетка вниз наискосок справа налево;

1 клетка вниз наискосок слева направо;

2 клетки вправо;

1 клетка вправо;

1 клетка вниз наискосок справа налево;

1 клетка вправо;

1 клетка вверх наискосок слева направо.


Учитель. Дочертите самостоятельно правую половину куклы. Дорисуйте необходимые, на ваш взгляд, детали. Какая кукла у вас получилась? Расскажите. А сейчас блиц-опрос на кукольную тему.

➢ Деревянная кукла, в которую вставляются куклы меньшего размера. (Матрешка)

➢ Материал, из которого папа Карло изготовил куклу Буратино. (Дерево)

➢ Детская игра в куклы. (Дочки-матери)

➢ Брат куклы Неваляшки. (Ванька-встанька)

➢ Самый знаменитый герой кукольного театра на Руси. (Петрушка)

➢ «Доктор кукольных наук». (Карабас Барабас)

➢ Кукольная фамилия известного дрессировщика кошек. (Куклачев)

➢ Кукла в человеческий рост, предназначенная для демонстрации одежды. (Манекен)

➢ Самая популярная американская кукла наших дней. (Барби)

➢ Хит группы «Иванушки International» на данную тему. («Куклы»)

Учитель. Невозможно определить, когда возникли на земле первые куклы. Наверно, они были всегда, потому что всегда были дети, а значит, были и куклы, пусть даже самодельные: вылепленные из глины, изготовленные из тряпок или сделанные из куска полена.

На Руси их называли ласково так:

Расшифруйте старое название куклы, выписывая из таблицы только те буквы, которые в данной строке ни разу не повторяются. (Живуля)

Куклы служили людям не только в качестве забавы. Известно, что первобытные люди вырезали из камня или дерева фигурки богов и поклонялись им, просили у них защиты и верили, что те им обязательно помогут.

У нас на Руси были куклы-обереги. Считалось, что если такую куклу взять в руки, три раза повернуть против часовой стрелки и сказать: «Отвернись злом, повернись добром», то она избавит своего хозяина от хворей, бед и напастей. Таких кукол любили, берегли, передавали по наследству.

Конечно же, кукла — прежде всего, любимая игрушка девочек. В романе французского писателя Виктора Гюго есть глава, в которой рассказывается, какое впечатление произвела на маленькую бедную девочку роскошная кукла в витрине лавки.

Послушайте отрывок, после которого вас ждут вопросы на внимательность.

«В первом ряду витрины, на самом видном месте, на фоне белых салфеток, торговец поместил огромную куклу, наряженную в розовое креповое платье, с золотыми колосьями на голове, с настоящими волосами и эмалевыми глазами. Весь день это чудо красовалось в витрине, поражая прохожих не старше десяти лет, но во всем Монфермейле не нашлось столь богатой или расточительной матери, которая купила бы эту куклу своему ребенку.

. Козетта. не могла удержаться, чтобы не посмотреть на дивную куклу, на эту «даму», как она называла ее. Бедное дитя замерла на месте. Козетта еще не видала этой куклы вблизи. Лавочка показалась ей дворцом, а кукла — сказочным видением. Это был восторг, великолепие, богатство, счастье, возникшее в призрачном сиянии перед маленьким жалким существом, поверженным в бездонную, черную, леденящую нужду. Она говорила себе, что надо быть королевой или по меньшей мере принцессой, чтобы играть с такою «вещью». Она любовалась чудесным розовым платьем, роскошными блестящими волосами и думала: «Какая счастливица эта кукла!» И девочка не могла отвести глаза от волшебной лавки. Чем дольше она смотрела, тем сильнее изумлялась. Ей казалось, что она видит рай. За большой куклой сидели куклы поменьше, и ей представлялось, что это феи и ангелы. Торговец, который прохаживался в глубине лавочки, казался ей чуть ли не самим богом».

Вопросы

➢ В каком по счету ряду витрины находилась кукла? (В первом.)

➢ Какого цвета платье у куклы? (Розовое)

➢ Чем украшена голова куклы? (Золотыми колосьями.)

➢ Как называла Козетта эту дивную куклу? (Дамой.)

➢ Кем представлялись Козетте куклы, сидевшие поодаль? (Феями и ангелами.)

➢ Кем казался девочке торговец? (Чуть ли не самим богом.)

А теперь попробуйте узнать по описанию известные куклы.

➢ Больше всего на свете он любит приключения. Его называют «веселым плутишкой». Миндальные пирожные он глотает не жуя, а в варенье залезает прямо пальцами и с удовольствием их облизывает. Он лучше умрет, чем выпьет касторку, терпеть не может умываться, чистить зубы и мыть руки перед едой. (Буратино из сказки А. Толстого «Золотой ключик. ».)

➢ Это уродливая деревянная кукла, предназначенная для колки орехов: у него большая голова и огромный зубастый рот. (Щелкунчик из сказки Гофмана «Щелкунчик и мышиный король».)

➢ Голубые волосы, огромные глаза: она в театре кукол гордость и краса. (Мальвина из сказки А. Толстого «Золотой ключик. ».)

➢ В наборе, подаренном маленькому мальчику, было 25 игрушек. 24 — совершенно одинаковые, а на двадцать пятого не хватило олова, поэтому у него оказалась только одна нога. (Стойкий оловянный солдатик из одноименной сказки Андерсена.)

➢ На маленькой сцене справа и слева стояли картонные деревья. Под ними висел фонарь в виде луны и отражался в кусочке зеркала, на котором плавали два лебедя, сделанные из ваты, с золотыми носами. Из-за картонного дерева появился маленький человечек в длинной белой рубашке с длинными рукавами. Его лицо было обсыпано пудрой, белой, как зубной порошок. (Пьеро из сказки А. Толстого «Золотой ключик. »)

➢ Но лучше всех игрушек был чудесный картонный дворец. Через его окошки можно было заглянуть внутрь и увидеть все комнаты. Перед самым дворцом лежало круглое зеркальце. Оно было совсем как настоящее озеро, и вокруг этого зеркального озера стояли маленькие зеленые деревья. По озеру плавали восковые лебеди и, выгнув длинные шеи, любовались своим отражением.

Все это было прекрасно, но самой красивой была хозяйка дворца, стоявшая на пороге, в широко раскрытых дверях. Она тоже была вырезана из картона; на ней была юбочка из тонкого батиста, на плечах — голубой шарф, а на груди — блестящая брошка, почти такая же большая, как голова ее владелицы, и такая же красивая.

Красавица стояла на одной ножке, протянув вперед обе руки. Другую ножку она подняла так высоко, что наш оловянный солдатик сначала даже решил, что красавица тоже одноногая, как и он сам. (Танцовщица из сказки Х.-К. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик».)

➢ Кукла имела вид девочки. Она была такого же роста, как и Тутти, — дорогая, искусно сделанная кукла, ничем по виду не отличающаяся от маленькой живой девочки. Теперь ее платье было разорвано, и на груди чернели дыры от сабельных ударов. Еще час тому назад она умела сидеть, стоять, улыбаться, танцевать. Теперь же она стала простым чучелом, тряпкой. (Кукла наследника Тутти из произведения Ю. Олеши «Три толстяка».)

➢ Он был главным героем кукольного театра. От его острого языка доставалось всем: и доктору, плохо лечившему больных, и воришке, и обманщику-торговцу, и полицейскому, и попу. То, что не решались произнести вслух рабочие люди, громко выкрикивали на площадях и ярмарках куклы во главе с ним. (Петрушка)

Кстати, мало кто знает, что помимо имени у этого персонажа имелись отчество и фамилия. Ниже они зашифрованы. Подберите ключик и назовите их.

Ответ: Петр Иванович Уксусов.

Учитель. Не правда ли, говорящая фамилия?

А теперь задание на логическое мышление. Среди групп кукол найдите «лишнюю».

➢ Буратино, Мальвина, Петрушка, Пьеро.

➢ Стойкий оловянный солдатик, Щелкунчик, Матрешка, Буратино.

Ответ: Стойкий оловянный солдатик, т. к. он сделан не из дерева, как другие.

Наверное, каждый ребенок хоть раз в жизни видел кукольный спектакль. Существуют даже целые театры кукол, в которых действуют куклы, управляемые актерами-кукловодами. Куклы бывают разные: марионетки, перчаточные, тростевые, куклы для театра теней.

Одним из ведущих в нашей стране является Центральный Московский театр кукол имени Сергея Владимировича Образцова.

Но настоящая популярность пришла к куклам, когда была придумана кукольная мультипликация. Благодаря художникам-кукловодам маленькие человечки ожили, начали двигаться, разговаривать и даже испытывать человеческие чувства.

Современные куклы невероятно разнообразны: они ходят, говорят, кричат, закрывают глаза. И все-таки каждому из нас подчас мила не самая дорогая, а кукла, сделанная своими руками, полученная в подарок или та, с которой связаны яркие воспоминания.

Расскажите о своей любимой кукле. (Отклик детей.)

На этом занятие окончено. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями.

Выбранный для просмотра документ Умники и умницы.docx

Умники и умницы.

Игра-конкурс для учащихся 1-х классов.

Цель и задачи: привлечь школьников к участию в увлекательной и полезной игре, проверить свой интеллект и сообразительность, повысить интерес к литературному чтению, словесности, культуре общения и развитию смекалки через детские сказки и их героев, приобрести новые знания, друзей, расширить свой кругозор.

Ход мероприятия.

Ведущий:

Мы рады видеть вас, друзья,

Не будем унывать!

На встречу с нами вы пришли

Играть и побеждать!

Тот победить из вас сумеет,

Кто в сердце робость одолеет,

И кто с открытою душой,

В игре задор проявит свой.

И кругозор и интеллект

Не будут лишними, нет, нет!

Прочитанные книг страницы

Помогут вам найти ответ.

А ваши мысли, словно птицы,

Дадут вам правильный совет

Как выбрать верное решенье,

К победе подогреть стремленье,

Добраться до вершин побед!

Я ж вам желаю всем удачи!

Но, время! Начинать пора.

И пусть сегодня всех подружит

Наша веселая игра.

2. Организационный момент:

Вопросы задаются всем детям, за правильный ответ вручается «орден», в первом туре выбирают трёх «умников». Они продолжают борьбу на дорожках. Оставшиеся дети «теоретики» отвечают на те вопросы, которые вызывают затруднения у «умников», за каждый правильный ответ вручается «орден», в конце игры подводятся итоги - самый умный «умник» и лучший «теоретик».

Соревноваться агонисты. Греческое слово «агон» означает «соревнование». Если «агонисты» не смогут дать ответа на вопрос это право предоставляется остальным ребятам, которых мы назовём «теоретиками». Это слово произошло от слова «Цеория» - «праздник». За верный ответ теоретик получает орден умника. Теоретик, который завоевывал наибольшее число орденов, становится участником игры.

Красная дорожка — самая короткая. На ней ошибаться нельзя. На желтой дорожке можно ошибиться один раз. Зеленая дорожка — самая длинная, на ней можно ошибиться два раза. Игроки, не прошедшие дорожку, занимают места среди «теоретиков». Неиспользованные вопросы адресуются «теоретикам» и дают им возможность получить «орден».

Реквизиты: изображение трех дорожек (красная, желтая, зеленая), ордена «Умник» и «Умница».

1 тур « Отборочный». Жюри – ореопаг (греческое название) из теоретиков выбирает «умников».

1. Как зовут почтальона из Простоквашино? (Успенский)
2.Чего больше всего на свете хотел Крокодил Гена? (Найти друга)

3. Любимые грибы Бабы Яги. (Мухоморы)
4. Умывальников начальник. (Мойдодыр)
5. Кто ехал на печи, уплетая калачи? (Емеля)
6. Вредная старушка, в сказочной повести Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья» (Шапокляк)
7. Лакомство, которое просил для своего сына слон из стихотворения К. Чуковского «Телефон» (Шоколад)
8. Большой плетёный ящик (корзина с крышкой), где пряталась находчивая девочка из русской народной сказки «Маша и медведь» (Короб)
9. Многоглавый огнедышащий дракон. (Змей Горыныч)

10. Сестрица братца Иванушки из русской народной сказки (Алёнушка)
11. Злой разбойник из книги К.И. Чуковского «Айболит» (Бармалей)
12. Место, где купила самовар героиня стихотворения – сказки К. Чуковского « Муха – Цокотуха» ( Базар)
13. Лопнувший от хохота спутник лаптя и соломинки в русской народной сказке ( Пузырь)
14. Дом Бабы – Яги в русских народных сказках ( Избушка на курьих ножках)
15. Цветок в котором родилась Дюймовочка ( Тюльпан )
16. Русская народная сказка об огромном овоще, выращенном дедом ( Репка)
17. Стихотворение К.И. Чуковского, где свинки замяукали, кошечки захрюкали, курочки закрякали ( Путаница)
18. Настоящее имя Царевны – Лягушки (Василиса Премудрая)
19. Автор сказки «Колобок» ( Русский народ)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Представление участников.

Загадки для розыгрыша дорожек

♦ Голубые волосы, огромные глаза —

Она в театре кукол гордость и краса. (Мальвина)

♦ Эту героиню жаба украдет,

Но не упрячет в нору старый крот. (Дюймовочка)

♦ По известной всем причине

Не спалось мне на перине. («Принцесса на горошине»)

♦ Уж теперь-то всякий знает,

Кто в старой лампе обитает. (Джинн)

Вопрос игроку на красной дорожке (литература)

Используя антонимы (слова с противоположным значением), догадаться, какая сказка скрывается под выражением «Бодрствующая дурнушка». («Спящая красавица»)

Назвать не менее трех героев сказок, отличающихся от своих сородичей маленьким ростом. (Дюймовочка, Мальчик-с-пальчик, конек- горбунок, Карлсон)

Вопрос игроку на жёлтой дорожке (литература)

1. Название сказки, в которой девушке удалось разрушить злые чары, наложенные на прекрасного принца, превращенного в чудовище. («Аленький цветочек»)

2. Дерево, украшенное золотой цепью. (Дуб)

3. Перечислить не менее трех сказок, в названиях которых встречаются цвета. («Красная Шапочка», «Аленький цветочек», «Синяя Борода», «Курочка Ряба»)

Вопросы игроку на зеленой дорожке (литература)

Как называется поле, на котором Буратино посадил денежку? (Поле Дураков)

Узнать сказку по нескольким словам из нее: «война», «петух», «звездочет», «царь», «девица». («Сказка о золотом петушке» А. Пушкина)

Назвать не менее трех героев сказок, обитателей водоемов. (Кикимора болотная, водяной, русалка, золотая рыбка, щука)

Лопнувший от хохота спутник лаптя и соломинки в русской народной сказке (Пузырь)

Подведение жюри итогов агона.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Второй агон

Представление первой тройки участников.

Загадки для розыгрыша дорожек

Герой с морской фамилией каждому знаком,

К тому же, он является хозяйственным котом. (Матроскин )

Назвать не менее трех золотых предметов, действующих в сказках. (Золотое руно, золотой петушок, золотой ключик, златая цепь, золотое яйцо)

Перечислить не менее трех сказок, в названии которых встречаются числа. («Али-Баба и сорок разбойников», «12 месяцев», «Три поросенка», «Цветик-семицветик» . )

Вопрос игроку на красной дорожке (литература)

Сейчас эти предметы называются: компас, роликовые коньки, самолет. А как они назывались в старых сказках? (Волшебный клубочек, сапоги-скороходы, ковер-самолет)

Какое произведение так начинается «Жил – был на свете старый шарманщик. Звали его Карло» (А.Толстой «Приключение Буратино»)

Вопрос игроку на жёлтой дорожке (литература)

Еловая награда, обещанная Гиппопотамом тому, кто одолеет злодея из сказки К.Чуковского «Тараканище» (Шишка)

Сказка Ш. Перро о падчерице, которая, окончив работу, забиралась в уголок возле камина и сидела там на ящике с золой (Золушка).

Любимое выражение Карлсона? («Пустяки, - дело житейское»).

Вопросы игроку на зеленой дорожке (литература)

Мучная масса, которой вымазала себе голову плутовка из русской народной сказки «Лиса и волк» (Тесто).

Стихотворение К.И. Чуковского, где свинки замяукали, кошечки захрюкали, курочки закрякали (Путаница)

«Снежная принцесса» («Снежная королева»);

«Волк и пятеро козлят» («Волк и семеро козлят»);

«Мальчик и Карлсон» («Малыш и Карлсон»).

Имя крокодильчика, который вместе с братом Тотошей «по аллее проходил» в стихотворении – сказки К.И.Чуковского « Мойдодыр» (Кокоша).

Подведение жюри итогов второго агона.

Игра закончена. Подводятся итоги. Награждаются победители. Организаторам игры выносится благодарность.

Заключительное слова ведущего:

Мы завершили конкурс наш!

Не скрою, вы мои друзья,

Весьма порадовали нас

Ответами своими, я

Вас поздравляю! Вы отныне

Зоветесь «умниками». Что ж,

Вам пригодится это званье,

Поможет страх преодолеть

И в школе получить признанье.

Но не забудьте: только труд,

Учеба и к наукам рвенье

Позволять всем вам сохранить

И знанья ваши, и уменья!

НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ И УЧАСТНИКОВ.

Задание для зрителей:

1. Ведущий викторины раздает детям заранее подготовленные материалы, в виде листочков с разбросанными по ним слогами и предлагает составить слоги в слова. Варианты данной работы могут быть следующими:

1. К, па, ни, па, га;

2. Мо, о, ре, зе, ро;

3. Зе, ш, р, ка, но, ф;

4. О, д, к, но, ве, рь;

5. Ко, ку, ро, ри, ца, ва;

2. Найти среди букв каждой строчки спрятавшиеся слова — названия животных.

Ответ: волк, лиса, белка, кошка, рысь, собака, слон, крот, крокодил, уж.

3. «Как животным служат носы?» Соединить стрелками высказывание с названием животного.

Комар. Добывают носом-клювом пищу.

Свинья. Своим страшным носом протыкают сородичей.

В предисловии к сказке «Золотой ключик, или Приключения Буратино» Алексей Толстой пишет, что, когда был маленьким, читал книжку Карло Коллоди, которая называлась «Пиноккио, или Похождения деревянной куклы». Он много раз рассказывал о похождениях деревянной куклы своим товарищам, а поскольку книжка потерялась, он всякий раз пересказывал её по-новому. Это неправда.

«Пиноккио» перевели на русский язык, когда Толстому было уже 23 года. Итальянского языка он не знал, и читать «Пиноккио» в детстве не мог. (Во французском переводе тоже не читал, – в доме по его собственному признанию, не держали детской литературы.) Он прочёл «Пиноккио» уже взрослым, и эта сказка тронула его сердце совсем по другой причине.

Дело в том, что Алексей Толстой не был любимым сыном своего отца, графа Николая Толстого. Он даже родным его сыном, по мнению многих, не был и не случайно до 16 лет носил другую фамилию – Бостром. Воспитывался Алёша не в отцовском доме, а у дяди. Николай Толстой с трудом согласился дать юному Алексею свою фамилию и графский титул.

Вот почему история о деревянной кукле, мечтавшей стать человеком, тронула сердце писателя. Ведь он сам был «непонятного происхождения» – как Пиноккио. И тоже мечтал «стать человеком» – законным сыном знатного отца. И переписал он эту историю по-другому не потому, что забыл, как было на самом деле, а… Впрочем, об этом позже.

Это просто кошмар какой-то.

В сказке Карло Коллоди Мальвины не было. Там была фея с голубыми волосами. Но феей она стала не сразу. Вначале она была… привидением. В первом варианте сказки Коллоди собирался умертвить Пиноккио. Сказка заканчивалась так: Пиноккио убегает от разбойников через лес, силы оставляют его, он видит впереди белый домик и думает: «Если у меня хватит сил добежать до этого дома, я, пожалуй, спасён». Он изо всех сил стучит в дверь, ему долго не открывают, а потом…

Отчего у Мальвины волосы голубые?

«В окне появилась красивая девочка. У неё были волосы цвета небесной лазури, бледное словно восковое лицо, глаза закрыты, а руки скрещены на груди. Даже не шевеля губами, она сказала голосом, который шёл, казалось, с того света: – В этом доме никого нет. Все умерли. – Открой мне хотя бы ты! — взмолился Пиноккио, рыдая. – Я тоже умерла. – Умерла? Но что тогда ты делаешь тут, у окна? – Жду, когда прибудет гроб, чтобы забрать меня отсюда, — и с этими словами девочка исчезла, а окно бесшумно закрылось». После этого разбойники настигали Пиноккио и убивали его. Ничего себе сказочка?

Отчего у Мальвины волосы голубые?

В прежние времена сказочники не очень-то заботились о том, чтобы не травмировать детей. Несмотря на это история про деревянного мальчика понравилась читателям, издатели потребовали продолжения, и вот тогда-то Коллоди превратил привидение в фею и заставил её оживить Пиноккио. А голубые волосы, которые были придуманы, чтобы подчеркнуть потустороннюю бледность зловещей девочки, так и остались голубыми.

Победительница мужчин

Распространено мнение, что имя Мальвина означает «нежная». Ничего подобного! Жил в 18 веке в Шотландии поэт Джеймс Макферсон. Он сочинил произведение под названием «Поэмы Оссиана». Оссиан – это легендарный бард (вроде скандинавского скальда), живший в Британии в 3 веке. Вот Макферсон и сочинял поэмы от его имени. У Оссиана была невестка (жена сына) по имени Мальвина. Сын Оссиана погиб, и Мальвина осталась самым близким ему человеком, вроде родной дочери.

Оссиан и Мальвина

«Поэмы Оссиана» были хорошо известны в России. Оттуда имя Мальвина перешло в произведения Жуковского, Батюшкова, Пушкина. О происхождении имени спорят. Одни считают, что оно происходит от древнегерманских корней «male» (мужчина) «win» (победа) – «победительница мужчин». Подходит такое имя тому, кто посадил Буратино в чулан? Вполне подходит!

Избушка, избушка…

После того, как мёртвая девочка из сказки «Пиноккио» превратилась в фею, ей всё равно пришлось умереть, – повторно, от огорчения, что Пиноккио её оставил. И снова воскреснуть: в следующий раз Пиноккио встречает голубоволосую фею уже взрослой женщиной.

Карло Коллоди вообще обожал умерщвлять и воскрешать персонажей. Например, сверчка, которого Пиноккио убил молотком. Или… Да ладно. Ну его.

Отчего у Мальвины волосы голубые?

В сказке про Буратино нет всех этих ужасов, однако, если присмотреться, в нашей Мальвине тоже можно разглядеть нечто зловещее. Она живёт одна в домике посреди леса. Ей подчиняются насекомые, птицы и звери, в том числе и такие малоприятные, как лягушка и жаба. Вам это ничего не напоминает? Подумайте. Живёт в лесу… Повелевает лягушками…

Иллюстрация к

Кстати чёрный пудель, который служит девочке с голубыми волосами, тоже непрост. Вспомним одно из величайших и знаменитейших произведений мировой литературы – драму «Фауст» великого Гёте. Там в образе чёрного пуделя Фаусту является Мефистофель – то есть сам сатана. Вот и выходит, что Мальвина – это Баба Яга в молодости! Так ведь и фея – это та же колдунья, просто симпатичная.

Тайна золотого ключика

Конечно, придумывая свою Мальвину, Алексей Толстой вдохновлялся не Бабой Ягой. Но и не девочкой-волшебницей, которая зачем-то без конца умирает. А кем же? Может быть, красоткой Коломбиной, в которую в старинных итальянских и французских комедиях бывает влюблён доверчивый добряк и растяпа Пьеро? Тоже нет. Ведь Коломбина служанка, а Мальвина маленькая госпожа. Коломбина деревенская простушка, а Мальвина – строгая девочка «с воспитанием».

Коломбина, Пьеро и Арлекин

Откуда же она такая взялась? Разгадать эту загадку нам поможет… ключ к ней. А точнее – золотой ключик. В сказке Карло Коллоди золотого ключика нет. Нет и дверцы, которую он открывает. А для Алексея Толстого эта дверца была очень важна! И вот почему.

Он начинал работу над сказкой, когда жил в эмиграции, но уже мечтал вернуться в Россию. В сказке дверца пропускает героев из мира обмана и насилия в справедливый мир, где кукольный театр будет принадлежать не эксплуататору Карабасу-Барабасу, а самим куклам. Проще говоря, через эту дверцу они попадают в Советскую Россию. В тот мир, который в Советской России мечтали построить. Куда и сам Толстой мечтал попасть!

Отчего у Мальвины волосы голубые?

Но почему туда попадают именно с помощью потайной дверцы и золотого ключика, а не как-нибудь по-другому? О, это интереснейшая история!

Откуда взялся золотой ключик?

Прежде чем мы расскажем, откуда в сказке взялись дверца и золотой ключик, обратите внимание: у Карло Коллоди очаг в каморке старика Джеппетто нарисован прямо на стене. А в сказке Толстого – на куске холста. Дверца как бы ЗАНАВЕШЕНА этим холстом. Запомним это.

В 1909 году Алексей Толстой регулярно публиковал рассказы для детей в детском журнале «Тропинка». И в том же году в журнале «Тропинка» публиковали русский перевод «Алисы в стране чудес», сделанный Поликсеной Соловьёвой, дочерью историка Сергея Соловьёва и сестрой философа Владимира Соловьёва. Вот отрывок из этого перевода:

«На столе ничего не было, кроме маленького золотого ключика , и Алисе тотчас пришло в голову, что это ключик от одной из дверей. Но увы! Или замочные скважины были слишком велики, или ключик был слишком мал, только им нельзя было открыть ни одной из дверей. Но, обходя двери вторично, Алиса обратила внимание на маленькую занавесочку , которой не заметила раньше, и за этой занавесочкой нашла маленькую дверку , около пятнадцати дюймов высоты. Она попробовала отпереть дверцу золотым ключиком , и к её великой радости, ключик подошёл».

Отчего у Мальвины волосы голубые?

Читал ли Алексей Толстой «Алису» в журнале, в котором сам публиковался? Конечно! А если у кого-то остаются сомнения, вот ещё доказательство. Помните облако в виде кошачьей головы над домиком Мальвины? Облако, которое так похоже на кошачью голову, что Артемон рычит на него? Взгляните на иллюстрацию к «Алисе в стране чудес» из журнала «Тропинка». Кошачья голова в небе. Чеширский кот.

Отчего у Мальвины волосы голубые?

В том номере журнала, где Чеширский кот появляется на страницах «Алисы в стране чудес» впервые, был опубликован рассказ Алексея Толстого «Полкан». Так состоялась первая встреча кошачьей головы и собаки, описанная потом в «Приключениях Буратино»

Всё чудесатее и чудесатее.

Они в самом деле похожи. Алису утомляет путаница, творящаяся в стране чудес, она всё время пытается навести там порядок, – и Мальвина тоже любит порядок, дисциплину и чистоту. Алиса прилежная ученица, и Мальвина учит «глупенького Буратино». Алиса участвует в безумном чаепитии, – Мальвина устраивает чаепитие для Буратино…

Вот сколько всего должно было соединиться в голове писателя, чтобы на свет появилась сказка про Буратино! Воспоминания детства, мечты о будущем, картинка из журнала, прочитанного много лет назад… А ведь мы рассмотрели только один образ. А кто такой Карабас-Барабас и почему его так зовут? Или почему нос растёт от вранья?

Литература – это такой удивительный мир, по которому сколько раз путешествуешь, столько раз находишь что-нибудь новое.

Сколько в лошади лошадиных сил? Что подвязывает орден Подвязки? Может ли муха съесть паука? Как готовят картошку на её родине – в Южной Америке? Подписывайтесь на наш канал и читайте!

Отчего у Мальвины волосы голубые?

Всё это журнал "Лучик" – познавательный семейный журнал для детей и родителей. Перейдите по ссылке , чтобы полистать номера журнала.

Приобрести журнал можно заполнив форму и оплатив стоимость его доставки в ваш почтовый ящик картой прямо на сайте. В журнале 80 страниц. Стоимость 230 рублей, выходит ежемесячно. Возможна пробная подписка на 1 месяц.

За ветвями дуба, где висел Буратино, разлилась утренняя заря.

Трава на поляне стала сизой, лазоревые цветы покрылись капельками росы.

Девочка с кудрявыми голубыми волосами опять высунулась в окошко, протерла и широко открыла заспанные хорошенькие глаза.

Эта девочка была самой красивой куклой из кукольного театра синьора Карабаса Барабаса.

Не в силах выносить грубых выходок хозяина, она убежала из театра и поселилась в уединенном домике на сизой поляне.

Звери, птицы и некоторые из насекомых очень полюбили ее, — должно быть, потому что она была воспитанная и кроткая девочка.

Звери снабжали ее всем необходимым для жизни.

Крот приносил питательные коренья.

Мыши — сахар, сыр и кусочки колбасы.

Благородная собака — пудель Артемон — приносил булки.

Сорока воровала для нее на базаре шоколадные конфеты в серебряных бумажках.

Лягушки приносили в ореховых скорлупках лимонад.

Ястреб — жареную дичь.

Майские жуки — разные ягоды.

Бабочки — пыльцу с цветов — пудриться.

Гусеницы выдавливали из себя пасту для чистки зубов и смазывания скрипящих дверей.

Ласточки уничтожали вблизи дома ос и комаров…

Итак, открыв глаза, девочка с голубыми волосами сейчас же увидела Буратино, висящего вниз головой.

Открыв глаза, девочка с голубыми волосами сейчас же увидела Буратино, висящего вниз головой. Иллюстрация Л. Владимирского к сказке «Золотой ключик или приключения Буратино»

Она приложила ладони к щекам и вскрикнула:

Под окном, трепля ушами, появился благородный пудель Артемон. Он только что выстриг себе заднюю половину туловища, что делал каждый день. Кудрявая шерсть на передней половине туловища была расчесана, кисточка на конце хвоста перевязана черным бантом. На передней лапе — серебряные часы.

Артемон свернул в сторону нос и приподнял верхнюю губу над белыми зубами.

— Позови кого-нибудь, Артемон! — сказала девочка. — Надо снять бедняжку Буратино, отнести в дом и пригласить доктора…

Артемон от готовности так завертелся, что сырой песок полетел из-под его задних лап…

Он кинулся к муравейнику, лаем разбудил все население и послал четыреста муравьев — перегрызть веревку, на которой висел Буратино.

Четыреста серьезных муравьев поползли гуськом по узенькой тропинке, влезли на дуб и перегрызли веревку.

Артемон подхватил передними лапами падающего Буратино и отнес его в дом…

Артемон подхватил передними лапами падающего Буратино и отнес его в дом… Иллюстрация Л. Владимирского к сказке «Золотой ключик или приключения Буратино»

Положив Буратино на кровать, собачьим галопом помчался в лесную заросль и тотчас привел оттуда знаменитого доктора Сову, фельдшерицу Жабу и народного знахаря Богомола, похожего на сухой сучок.

Положив Буратино на кровать, собачьим галопом помчался в лесную заросль и тотчас привел оттуда знаменитого доктора Сову, фельдшерицу Жабу и народного знахаря Богомола, похожего на сухой сучок. Иллюстрация Л. Владимирского к сказке «Золотой ключик или приключения Буратино»

Сова приложила ухо к груди Буратино.

— Пациент скорее мертв, чем жив, — прошептала она и отвернула голову назад на сто восемьдесят градусов.

Жаба долго мяла влажной лапой Буратино. Раздумывая, глядела выпученными глазами в разные стороны.

Прошлепала большим ртом:

— Пациент скорее жив, чем мертв…

Народный лекарь Богомол сухими, как травинки, руками начал дотрагиваться до Буратино:

— Одно из двух, — прошелестел он, — или пациент жив, или он умер. Если он жив, — он останется жив, или он не останется жив. Если он мертв, — его можно оживить или нельзя оживить.

— Шшшарлатанство, — сказала Сова, взмахнула мягкими крыльями и улетела на темный чердак.

У Жабы от злости вздулись все бородавки.

— Какакокое отвррратительное невежество! — квакнула она и, шлепая животом, запрыгала в сырой подвал.

Лекарь Богомол на всякий случай притворился высохшим сучком и вывалился за окошко.

Девочка всплеснула хорошенькими руками.

— Ну как же мне его лечить, граждане?

— Касторкой, — квакнула Жаба из подполья.

— Касторкой! — презрительно захохотала Сова на чердаке.

— Или касторкой, или не касторкой, — проскрежетал за окном Богомол.

Тогда ободранный, в синяках, несчастный Буратино простонал:

— Не нужно касторки, я очень хорошо себя чувствую.

— Не нужно касторки, я очень хорошо себя чувствую. Иллюстрация Л. Владимирского к сказке «Золотой ключик или приключения Буратино»

Девочка с голубыми волосами заботливо наклонилась над ним:

— Буратино, умоляю тебя — зажмурься, зажми нос и выпей.

— Не хочу, не хочу, не хочу…

— Я тебе дам кусочек сахару…

Тотчас же по одеялу на кровать взобралась белая мышь, она держала кусочек сахару…

— Ты его получишь, если будешь меня слушаться, — сказала девочка.

— Один сааааахар дайте…

— Да пойми же — если не выпьешь лекарства, ты можешь умереть…

— Лучше умру, чем пить касторку…

Тогда девочка сказала строго, взрослым голосом:

— Зажми нос и гляди в потолок… Раз, два, три.

Она влила касторку в рот Буратино, сейчас же сунула ему кусочек сахару и поцеловала.

Благородный Артемон, любивший все благополучное, схватил зубами свой хвост, вертелся под окном, как вихрь из тысячи лап, тысячи ушей, тысячи блестящих глаз.

Класс: 2

Цель: способствовать сплочению детско-взрослых коллективов.

  1. Включение родителей и учащихся в совместную деятельность.
  2. Развитие коммуникативных, творческих способностей учащихся.
  3. Создание благоприятного психологического микроклимата.
  4. Формирование положительного эмоционального отношения учащихся к лицею, участникам педагогического процесса.

В нашем царстве-государстве
Под названием Лицей
Пир горой – спеши скорей!
Что за праздник! Что за диво!
Все так веселы, красивы!

Что случилось, что такое?
Отчего же все кругом
Завертелось, закружилось
И помчалось кувырком?
Может, страшный ураган?
Извергается вулкан?
Может это наводненье?
Отчего столпотворенье?

Просто в день рожденья классов
Мы не можем без затей,
Потому зовем на праздник всех:
И взрослых и детей!
В этот праздник необычный,
Вас желая удивить,
Мы решили всем на радость
День рождения открыть.

Учитель 2 А:

С днем рождения, 2 А,
Я желаю вам добра
И любви к родному слову.

Учитель 2 Б:

2 Б, желаю быть здоровым,
Не грустить, не скучать
И “пятерки” получать.

День рождения сегодня
Отмечают оба класса.
И какими они стали,
Мы узнаем из рассказа.

Дело было вечером,
Делать было нечего.
Кто на улице гулял,
Кто у фонтана отдыхал.

А у меня в кармане гвоздь.
Вот! А у вас?

А из нашего окна
Школа 19 почти полностью видна!

А из нашего окошка –
Лишь стена совсем немножко!

А у нас веселый класс– это раз!
Мы нашли противогаз-это два.
Ну а в-третьих, наш учитель
Приходил ко мне домой,
Потому что в коридоре
Я носился как шальной!

А вот к “бэшкам”, например,
Приходил милиционер!

В классе-то сосед соседа
Книжкой бил после обеда.

Книжкой? Это ерунда!
Вот портфелем – это да!

Тише, тише! Не шумите!
И тихонько говорите!

Нам сказали, что сегодня,
Что сегодня наш Лицей
Отмечает юбилей!

Юбилей! Вот это слово!
Не учили мы такого!

Тихо мы должны сидеть!
Не кричать и не шуметь!

Дневниками не кидаться –
Так учитель нам сказал.
А не то министры свыше
Не спонсируют бассейн
Нам на новый юбилей!

Юбилей, ребята, это
В ярких фантиках конфеты!

Наградят, наверно, нас,
Как хороший, умный класс!

В лицее нашем юбилей –
Это праздник для друзей!

К нам в лицей приедут дяди,
И на классы наши глядя,
Будут дружно нас хвалить
И подарки нам дарить!

Песни, танцы и награды!
Юбилею все мы рады!

Образцово – показательные,
Словом, просто –

Все: Замечательные!

Дело было вечером,
Спорить было нечего!

Учитель 2 Б:

Год назад дети клятву давали.
Проверим, как они ее сдержали.
Вы мне дружно отвечайте,
Только руку поднимайте.

Учитель 2 А:

Все домашние задания буду четко выполнять
На урок без опозданья буду утром прибегать.

Учитель 2 Б:

Кто из вас, кто из вас
Не опаздывает в класс?

Учитель 2 А:

Дома ручку не забуду,
И тетрадь, и карандаш,
А забыл – реветь не буду
На весь класс и весь этаж!

Учитель 2 Б:

Кто из вас, кто из вас
Позабыл тетрадь хоть раз?

Учитель 2 А:

На уроках обещаю не шуметь и не болтать,
Если и ответ не знаю,
Буду руку поднимать!

Учитель 2 Б:

Кто из вас, кто из вас
Слово не сдержал хоть раз?
Сейчас игра кончается,
И праздник продолжается!

Нам на праздник наш учитель
Передал портфель, смотрите.
А в портфеле том секрет!
Ну чего там только нет:
В нем картинки и тетрадки,
Где записаны загадки,
И задачки интересные,
Игры, песенки чудесные.
В эти игры поиграем
И загадки отгадаем.

Почтальон Печкин принес поздравительные телеграммы, но вот какая беда – забыл проставить обратные адреса. Попробуйте сами отгадать, от кого эти телеграммы.

– “Дорогие ребята. Поздравляю с днем рождения! Прилететь не могу, объелся варенья на дне рождения у Малыша”. (Карлсон)
– “Поздравляю с днем рождения! Ребята, давайте жить дружно”. (Кот Леопольд)
– “Поздравляю с днем рождения! Ну, именинник, погоди!” (Волк)
– “Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, я от волка ушел, от медведя ушел, чтобы прийти к ребятам на день рождения! (Колобок)

Ведущий 1: Карлсон, кот Леопольд, Волк и Колобок прислали телеграммы, а другие сказочные герои, зная, как вы любите решать задачи, приготовили интересные задачи к нашему празднику.

– Вымолвил словечко – покатилась печка
Прямо из деревни к царю и царевне.

(1 задачу приготовил Емеля).

Однажды рыбаки пошли на рыбалку, а за ними увязались 4 кошки. Рыбаки скормили им 18 рыбок. И что вы думаете? На следующий день за рыбаками увязалось 14 кошек! Сколько рыб придется отдать кошкам, чтобы накормить их так же, как вчерашних кошек? (18)

– Голубые волосы, огромные глаза –
Она в театре кукол – гордость и краса.

(2 задачу приготовила Мальвина).

Мальвина организовала школу для лесных обитателей. В класс уже записалось 23 ученика. Сколько потребовалось двухместных парт, чтобы усадить всех учеников? (12)

– Девушка – загадка во дворец явилась,
И с тех пор ночами принцу она снилась.
Потеряла туфельку она, спеша домой,
Принц в поисках любимой потерял покой.

(3 задачу приготовила Золушка для гостей).

Кто может точно сказать, какую туфельку – левую или правую потеряла Золушка на балу? (В то время, когда жил Шарль Перро, автор сказки “Золушка”, обувь просто подтачивали, подгоняя по ноге, поэтому туфельки на правую и левую ногу были совершенно одинаковые.)

На балу Золушка танцевала старинные танцы. Отыщите названия старинных танцев в каждой строчке. Приложение 1.

БВОМАЗУРКАИЖЕ (мазурка)
ДЕССКАДРИЛЬСМ (кадриль)
ПЫШКНВАЛЬСМ (вальс)
МЕНУЭТДБТРС (менуэт)

Молодцы, не оплошали!
А родители едва ли
На вопросы нам ответить смогут сразу,
Смотрим, дети!

  1. Грибоедов написал “Горе от…”
    А) ума
    Б) изжоги
    В) нечего делать
  2. Есть формула
    А) Исаева – Штирлица
    Б) Ньютона – Лейбница
    В) какая вам разница
  3. “Быть или не быть – вот в чем…”
    А) ответ
    Б) ответа нету, гони монету
    В) мать родила
    Г) вопрос

Игра “Подарки” (для девочек).

Ведущий читает текст, а дети все показывают с помощью жестов.

На день рождения мама подарила дочке мяч. Все правой рукой показываем, как девочка играет в мяч. Дедушка подарил ей расческу. Не переставая играть в мяч, левой рукой показываем, как она расчесывается. Папа подарил дочке лыжи. Не прекращая движение руками, показываем, как она идет на лыжах. Бабушка подарила ей куклу, которая хлопает глазами, качает головой – все повторяем. А девочка всем говорила: “Спасибо!”

Игра “Дракон, самурай и принцесса” (для мальчиков).

Играют две команды. Дети договариваются, какими жестами будут показывать героев. Выигрывает команда, показавшая одновременно нужный жест.

Дракон может съесть принцессу.

Самурай может убить дракона.

В принцессу влюбляется самурай.

Игра “Три подарка” (для родителей)

Если бы у вас была волшебная палочка, то что бы вы подарили

Всем, кто в классе, всем известно.
Что в лицее интересно!
Мы считаем, мы читаем,
Стать учеными мечтаем!

Умишки развиваем, силенки прилагаем!
Старшие ребята нас не обижают,
Скажем даже больше – учиться не мешают.

Ладошка в ладошку руки сожмем!

Мы дружной семьею в лицее живем!

Учитель 2 А:

Вот и пришел расставания час
Классы получат новый наказ.

Учитель 2 Б:

Должны вы знать на “отлично” –
Не учиться – неприлично!
Чтоб усвоили программу,
Не расстраивали маму!

Учитель 2 А:

Всем о лицее расскажите,
Честью лицея дорожите.
Учитесь писать, стремитесь все знать,
Чтоб получить отметку “пять”!

Учитель 2 Б:

Если выполните наказ
Успешно перейдете в 3 класс!

Учитель 2 А:

  1. Я иду на урок в начальную школу: Внеклассная работа: Сценарии школьных праздников: Книга для учителя. – М.: Издательство “Первое сентября”, 2001. – 256 с.: ил.
  2. Я иду на урок в начальную школу: Сценарии школьных праздников: Книга 2: Книга для учителя. – М.: Издательство “Первое сентября”, 2001. – 256 с.
  3. Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”.
  4. Детские электронные книги и презентации.

Читайте также: