Какому народу свойственны прически скальповая прядь

Опубликовано: 26.04.2024

исторические, дневные, модные

авангардные, дневные, исторические

37. Что такое асунта?

инструмент для накрутки волос

название головного убора

Часть мелко завитых волос

38. Что такое маскировка прически?

Делать некоторые элементы прически менее заметными

мелкие повторяющие линии

изменение направлении линий

делать некоторые линии более заметными

39. Понятие жесткости в прическе:

заметный начес волос

очень высокие прически

изменение направления линий в прическе

прическа, имеющая пышность

Тяжелые неуравновешенные линии в прическе

40. Что такое ультрамодные прически?

прически, которые были модны несколько лет тому назад

прически, получившие признание большинства и отвечающие направлению моды, которые становятся самыми распространенными

Прически, выражающие остромодные направления в моделировании

41. Какому народу свойственны прически «скальповая прядь»?

Древним индейцам

42. Что такое кок?

украшение древних японцев

Верхняя часть прически, взбитая надо лбом в виде гребешка

верхняя часть прически в виде валика

43. Какой парикмахер и в каком году изобрел завивку горячим способом?

в 1905 году немецкий парикмахер Фишер

в 1875 году французский парикмахер Марсель

В 1901 году немецкий парикмахер Нестлер

в 1810 году французский парикмахер Видал Сэссун

в 1910 году английский парикмахер Рене Рамбо

44. Что такое кутикула?

средний слой волоса

Внешний слой волоса

45. Какая прическа рекомендуется для лица с маленьким носом?

легкие прически, рекомендуется завивка волос

все виды причесок

объем на теменной зоне

Резко подчеркивающая профиль, волосы убирать от лица

46. Какая прическа рекомендуется для лица с тяжелым подбородком?

волосы на височной зоне должны прикрывать лицо

очень короткие стрижки

длинные, распущенные волосы

прически с объемом в области фронтально-теменной зоне, щек, челка играют отвлекающую роль

объем на затылочной зоне

47. Какая прическа рекомендуется для лица со старообразной линией подбородка?

длинная, все волосы собраны на затылке

волосы направляются на затылочную зону, без челки

все виды причесок

волосы височной зоны должны прикрывать дефект подбородка

Прически элементами, которых являются идущие вверх волосы, детали строгие, челка заметная

48. Какая прическа рекомендуется для треугольного типа липа?

очень короткие стрижки

высокие прически, имеющие объем в области висков

прически, подчеркивающие форму головы в области затылка

объем в области щек на лобной зоне, полупроборы, косые прямые и обязательная челка, полуоткрытые уши

очень объемные прически

49. Какая прическа рекомендуется для квадратного типа лица?

прямая густая и длинная челка, волосы зачесаны от лица

объем ФТЗ, пропорционально увеличивающий височно-боковые зоны и макушечные зоны, а также полудлинные каскадные стрижки, асимметрия

прямая линия окантовки, совершенно открытые уши

стрижки спортивного стиля

без челки, длина волос на уровне плеч

50. Колорист - это

Мастер по окраске волос

метод окраски волос

51. Какие прически рекомендуются при низкой худой фигуре?

большой объем в области теменной зоны и затылка

прически с объемом в области затылка

собранные прически без челки

Объем в области макушки полудлинные и короткие стрижки

распущенные и длинные волосы

52. Дайте определение пудреным прическам:

распущенная очень пышная прическа, волосы обесцвечены добела

прически, выполненные из блондированных волос

прически, выполненные из искусственных волос

волосы теменной зоны очень объемной прически

вариант исторической прически на волосы, которые смазаны жиром, наносилась цветная пудра

53. Прическа для коктейля:


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Продолжаем рассказ о непростых отношениях индейцев и скальпов . И сегодня от теории перейдем к практике — как правильно снять скальп (если вам повезло), как выжить после скальпирования (если вам не повезло) и что же потом со всем этим делать.

Классическим скальпом считались волосы с макушки, которые заплетались в одну или несколько косичек. Несмотря на большое разнообразие причесок, даже выбривая голову, индейцы всегда оставляли небольшую прядь волос, называемую «скальповой». Вокруг образованного косичкой круга выщипывали волосы и выкрашивали кожу красной краской. Благодаря этим ухищрениям любой человек мог сказать, насколько «правильным» был захваченный воином скальп. Белые современники особо отмечали, что индейцы никогда не выбривают голову полностью, всегда оставляя скальповую прядь, служившую признаком мужества и вызовом врагу.

Классический скальп по размеру обычно был не более серебряного доллара, но затем растягивался, как и всякая сырая кожа. Если ситуация позволяла, индейцы могли отрезать у трупа голову, чтобы позднее снять полноценный, «красивый» скальп. Дэвид Томпсон описал поведение оджибвеев, атаковавших шайенов незадолго до 1799 года. Полторы сотни пеших воинов укрылись в роще и наблюдали за лагерем, пока большинство мужчин не уехало на бизонью охоту. Оджибвеи бегом пересекли почти милю по открытой равнине и напали на лагерь. Они убили двенадцать мужчин и захватили трех женщин и ребенка. После этого они сожгли палатки, расчленили трупы и забрали с собой отрезанные головы врагов. Опасаясь конных шайенов, оджибвеи бегом бросились прочь. Сиу в прошлом, если имели достаточно времени, тоже отрезали головы у своих жертв и брали их с собой на первый привал после боя, где снимали с головы полный скальп. Чтобы скальп был «красивым», они снимали кожу вместе с ушами, оставляя в них кольца и другие украшения. В Коллекции Пола Дика хранится весьма необычный скальп, снятый с прославленного воина оджибвеев по имени Вороньи Перья, убитого индейцами сиу в 1836 году. Он представляет собой практически всю кожу головы и лица с щеками и ушами.

Скальпом могли служить не только волосы с головы, но и бороды, и даже татуированные куски кожи с тела. У сержанта Фредерика Вильямса, убитого во время нападения на форт Уоллес, на груди была татуировка – лев и единорог в обрамлении британских флагов. Позднее овальный кусок кожи с этой татуировкой был обнаружен в шайенском селении – он был снят как скальп. В качестве скальпа мог сойти любой интересный для индейца кусок кожи, даже чрезмерно волосатая кожа подмышки. А Ричард Додж однажды видел кожу, снятую со всей верхней части туловища – от головы до промежности. Ее бывший владелец имел слишком волосатое тело! Кожа была хорошо обработана, и этот «скальп» индейцы считали «большим колдовством».

Татуировка на коже солдата, снятая индейцами, как скальп

Техника снятия скальпа достаточно проста. Левой рукой воин хватал волосы на темени врага, немного приподнимал голову от земли и ножом, который он держал в правой руке, одним круговым движением отделял кожу от черепа. Как правило, к тому моменту скальпируемый был уже мертв, хотя случаи скальпирования живых противников также не были редкостью. Джефферсон утверждал, что равнинные кри отрывали скальп, вцепившись в него зубами, но это скорее преувеличение.

Берландье так описал, метод команчей: «Чтобы снять скальп, они переворачивают труп на живот, хватают его за волосы и режут кожу головы по кругу. Затем они наступают на шею и коротким, резким движением отрывают скальп» . Во время одной из стычек старый солдат предложил некоему французу скальпировать убитого выстрелом в голову индейца. Француз, посчитав, что это установившаяся процедура, полоснул ножом по краям скальпа, ухватился за волосы и потянул, но скальп, к его удивлению, держался крепко. «Дергай сильнее» , – поучал новоявленный инструктор. После сильного рывка скальп оказался у него в руке с прилипшими к нему кусочками раздробленного черепа, а кровь и мозги перепачкали лицо. «Больше никогда не стану скальпировать ни одного индейца» , – воскликнул француз. Вильям Томпсон, скальпированный шайенами в августе 1867 года, отмечал характерный звук при снятии скальпа – своеобразный хлопок, похожий на хлопок лопающегося пузыря.

Скальповый нож сиу и прядь скальпа белой женщины из коллекции Готшэлла

Индейцы были мастерами скальпирования. У шайенов самой храброй формой скальпирования считалось снять скальп с живого врага. Командир скаутов пауни Лютер Норт рассказал о случае, свидетелем которого он стал 18 июня 1862 года во время нападения отряда сиу на поселение пауни. Один из воинов погнался за женщиной пауни, пытавшейся убежать к находившемуся неподалеку торговому посту, где укрылось несколько белых людей. Не обращая внимания на ружейный огонь со стороны бледнолицых, сиу подскакал к бегущей женщине, левой рукой схватил ее за волосы и, не слезая с коня, скальпировал несчастную ножом, который держал в правой руке. Издав военный клич, дикий воин повернул скакуна и помчался прочь. Возможно, эта несчастная женщина осталась жива, поскольку индейцы зачастую в пылу сражения не теряли времени на то, чтобы добить скальпированного противника, а устремлялись дальше.

Иногда случались казусы. В одной из ранних стычек с белыми воин осейджей ранил офицера. Когда тот упал, юноша бросился к нему, схватил его за белые волосы и выхватил нож, намереваясь скальпировать. Ему было невдомек, что роскошные волосы офицера были всего лишь париком! Прежде чем осейдж успел воспользоваться ножом, раненый вскочил на ноги и бросился наутек, оставив молодого индейца стоять разинув рот, крепко сжимая в руке белый парик. Юноша был настолько поражен необычайным спасением офицера, что даже забыл выстрелить вслед удаляющейся фигуре, а парик сразу стал, его «вакон» (магическим талисманом). С тех пор воин всегда прикреплял этот белый парик к своему роучу и считал, что, пока носит его в битвах, с ним не может случиться ничего плохого. Впоследствии он стал вождем осейджей и был известен под именем Белые Волосы (Пахуска). Умер он в 1808 году.

Многие современники отмечали, что индейцы никогда не скальпировали людей, покончивших жизнь самоубийством. Они даже старались не касаться их тел. Также не снимали скальпов с чернокожих солдат, говоря, что скальп негра представляет собой «слишком дурное колдовство».

Может сложиться неверное впечатление, что снятие скальпа с поверженного врага было настолько привычной для индейцев процедурой, что они переносили ее легко и непринужденно. В отношении бывалых воинов, это, несомненно, верно. Но новички не всегда могли оставаться хладнокровными. Ле Форж отмечал, что несколько раз видел, как после скальпирования воин начинал себя странно вести, казался нервозным. Дважды он был свидетелем того, как снимавших скальп воинов рвало. Во всех племенах будущих воинов готовили к этому процессу с юных лет. Мальчики манданов во время детских военных игр под присмотром взрослых воинов прикрепляли к голове пучки травы. По правилам игры «убитый» противник падал, а победитель ставил на его тело ногу, выхватывал из-за пояса безопасный деревянный нож и одним движением «срезал» травяной «скальп».

Щит сиу с прикрепленным к нему скальпом

Что чувствовал человек, подвергшийся скальпированию, описал Делос Санбертсон, лишившийся скальпа во время нападения солдат на лагерь шайенов вождя Черного Котла на р. Вашита в 1868 году: «Индеец наступил мне одной ногой на грудь, а рукой собрал в горсть мои волосы у макушки. Он не особо деликатничал, а дергал мою голову и так и сяк, сжимая, как Сатана. Мои глаза были приоткрыты, и я видел бисерные орнаменты и бахрому его ноговиц. Неожиданно я почувствовал ужасающую боль от острия, режущего плоть вокруг головы, а затем мне показалось, что голову оторвали. Никогда в жизни не чувствовал такой боли – будто вырвали мозги. Я провалялся без чувств два или три дня, а затем пришел в себя и обнаружил, что теперь у меня самая болезненная голова во всем человечестве» . Но едва ли стоит жалеть этого негодяя, который так описывал само нападение: «Эти твари забирались в ямы и прятались за скалами – везде, где могли найти место (для укрытия. – Авт.)Мы стреляли каждый раз, когда могли узреть макушку, и стреляли в женщин – там их было множество – также легко, как и в мужчин. Мы же пришли, чтобы стереть с лица земли всю эту банду» . Индейцы «банды» были мирными, и лишь наличие поблизости лагерей других племен предотвратило всеобщую резню. Санбертсон забыл упомянуть, что среди убитых солдатами было еще и много детей.

Спустя некоторое время после того, как Санбертсон лишился скальпа, он отправился в Ларами и попытался вырастить волосы на своем черепе, однако, как он жаловался: «Никакое лечение не помогает пока сделать так, чтобы волосы на этом месте снова выросли» .

Количество переживших скальпирование белых людей на Фронтире было так велико, что Джеймс Робертсон из Нэшвилла, штат Теннеси, опубликовал в «Philadelphia Medical and Physical Journal» статью «Заметки о лечении скальпированной головы», в которой ссылался на многочисленные случаи успешного лечения.

Отношение к скальпированию у представителей разных племен не было однозначным. К примеру, у команчей скальп не приносил большого почета, поскольку кто угодно мог снять его с уже убитого врага. Но если врага скальпировали при особо опасных обстоятельствах, он ценился очень высоко. Скальп был трофеем, доказательством успеха в Пляске Победы. У воинов племени ото правом на скальп обладал тот воин, который убил этого врага. В большинстве других племен скальпировать павшего мог любой. У ассинибойнов скальпирование лично убитого врага оценивалось высоко, но сам скальп, как таковой, ценился мало. Кроу вообще не считали снятие скальпа делом, заслуживающим упоминания. Для них скальп был лишь свидетельством убийства врага, но никак не подвигом. Как сказал один из них: «Вы никогда не услышите, чтобы кроу хвалился снятыми им скальпами, когда перечисляет свои подвиги» . Если в схватке погиб кто-то из соплеменников, вражеские скальпы выбрасывались. Впрочем, как и во многом другом, отношение к скальпированию у индейцев было делом сугубо индивидуальным и во многом, как и у команчей, зависело от ситуации. У кроу по имени Скальповое Ожерелье в битве было настолько обезображено лицо, что он носил полоску из оленьей кожи, скрывавшую от взоров его подбородок. Каждый снятый им скальп он подвешивал к этой полоске, пока на ней не осталось свободного места. Но даже после этого Скальповое Ожерелье постоянно искал возможности добыть их еще.

«Индейцу проще снять скальп, чем сделать парик». Снова о скальпах: от теории к практике

Племена южных атапасков – апачеязычные кайова-апачи, липаны, мескалеро и хикарийя – вообще практически не снимали скальпы, а редкие случаи скальпирования объясняли равнозначным ответом на подобные оскорбления со стороны врагов. Это было связано с апачским страхом перед порчей, которую несли мертвецы живым существам.

Как отмечалось выше, иногда скальпированные люди оставались в живых. Хуже всего приходилось представителям двух племен – пауни и арикара. Таких несчастных называли привидениями. По поверьям этих племен, скальпированный утрачивал человеческую сущность, хотя его облик продолжал оставаться человеческим. Их считали живыми мертвецами, всячески избегая с ними любых контактов. Им запрещалось не только жить в селениях племени, но даже входить в них. Бедняги становились отщепенцами и были вынуждены сами заботиться о себе, не рассчитывая на помощь соплеменников. Говорят, что некоторые из них объединялись в группы, пытаясь таким образом выжить в суровых условиях. Как правило, «привидениями» становились женщины, работавшие на полях у племенных поселений. Они были легкой добычей для небольших вражеских отрядов, которые молниеносно атаковали их и, довольствуясь несколькими скальпами, старались быстрее унести ноги, дабы не подвергать себя опасности.

В отличие от пауни, скальпированный шайен, сиу или юта, если оставался в живых, не терял ни чести, ни престижа, к нему относились как к обычному человеку.

«Индейцу проще снять скальп, чем сделать парик». Снова о скальпах: от теории к практике

Отношение индейцев к скальпированию является одним из существующих мифов. Широко распространенное мнение о ценности скальпа для индейца возникло в результате неверной оценки действий воинов в бою многочисленными белыми современниками. Проследить, почему евро-американец делал подобные выводы, достаточно легко. Он видел, как после падения врага к нему всегда галопом неслось несколько всадников. Они сбивались вокруг него, после чего труп оказывался скальпированным. Понять, что отчаянные воины, рискуя жизнью, старались лишь первыми прикоснуться к врагу (посчитать «ку»), белому американцу было сложно, поскольку такой военной традиции у европейцев не существовало.

О странном воинском обычае считать «ку» мы расскажем в следующем материале …

Почему черкесы как многие войны брили голову и носили хвост


Почему черкесы как многие войны брили голову и носили хвост

Ак1э (оседелец) у черкесов. В разные периоды, во многих военизированных обществах, бытовала мужская прическа с вариациями - бритая голова и хвост, оставленный на темени.

Кшатрии-воины брили голову, оставляя небольшой пучок волос в центре головы. Возможно, поэтому их называли шикханди, от «шикханда» — «пучок волос».

У некоторых коренных народов Америки бытовала так называемая "скальповая прядь". Классическим скальпом считались волосы с макушки, которые заплетались в одну или несколько косичек. Мальчику впервые заплетали скальповую прядь в возрасте приблизительно пяти лет. Несмотря на большое разнообразие причесок, даже выбривая голову, индейцы всегда оставляли небольшую прядь волос, называемую «скальповой». "Белые" современники особо отмечали, что индейцы никогда не выбривают голову полностью, всегда оставляя скальповую прядь, служившую признаком мужества и вызовом врагу.
У польско-литовской шляхты XVI-XVII вв. чуб волос на выстриженной голове был проявлением сарматской моды. Для запорожских казаков такой чуб являлся своего рода отличительной чертой зрелого воина, ибо молодым бойцам (джу́рам) его носить не позволялось.
Бянь-фа (кит. 辮髪 «косички») — традиционная мужская причёска кочевых народов Великой евразийской степи, в XIX столетии в странах Запада и России ошибочно принимаемая за китайскую традицию. Представляла собой чуб или косичку, которая заплеталась на затылке, макушке или висках.

Известна причёска маньчжуров, которые заплетали косу из трех пучков на затылке, оголяя лоб и виски.
О. Гёрни в своей книге "Хетты" также отмечает :
"Вообще говоря, волосы оставляли нестрижеными и они, зачесанные назад, свисали с затылка; иногда они схватывались лентой; лоб порой подбривали. "

Есть ряд упоминаний о бытовании такой прически и относительно черкесов:
"Отношение черкесов к мертвым.
Самые суровые ветераны, сгрудившиеся вокруг убитого, были полны сочувствия. Единственная прядь волос, длинная, черная и блестящая, росшая на его голове, обритой по мусульманскому обычаю, была еще одним свидетельством его юности, которое станет меланхолическим украшением на могиле погибшего, чья безрассудная храбрость была главной причиной столь безвременной кончины. "

[Дж. Лонгворт ,"Год среди черкесов."]

Джамбулат Болотоков тоже носил оселедец. Г. В. Новицкий, описывает его : "..небольшого роста, широкогрудый, с оселедцем за ухом князь Болотоков .."

"Черкесов много разных племен: так горские, что означает люди с гор, большая часть которых язычники, и басеащенки, что означает бритые головы, так как они бреют волосы на голове, оставляя их на макушке. "[Николаас Витсен. "Северная и Восточная Тартария"]

"Мужское одеяние черкесов весьма красиво. Голову бреют, оставляя наверху небольшой хохолок; бороду также бреют, но усы отращивают."

[ Георги, Иоганн Готлиб. Описание всех обитающих в Российском государстве народов : их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, упражнений, забав, вероисповеданий и других достопамятностей / [Иоганн Готлиб, Георги]. - СПб., 1799. - 4 т. ]

"Мужчины бреют голову или очень коротко стригут волосы, оставляя на макушке клок волос длиною в палец.Раньше черкесы носили только усы, теперь нередко можно встретить черкесов, которые отпускают и бороду" [Историческое топографическое статистическое этнографическое и военное описание Кавказа. 1834 г. Иоганн Бларамберг]

А. Олеарий о черкесах в XVII в. : «Мужчины, у себя вверху на макушке дают свисать вниз небольшой изящно сплетенной косе. Этот пучок волос на макушке назывался черкесами «акIэ». Ача отращивался юношей после того, как он становился воином.»

"Через 33 дня прибыли в страну, что зовется Сихия, в город, что именуется Матрика (Народ Zich или Sich — черкесы, адыгэ, некогда занимали западные склоны Кавказа, но им же принадлежала и равнина р. Кубани и большая часть Кабардии. ), где вождь и народ называют себя христианами, имея греческое писание и греческих священников. Все мужчины наголо бреют головы и тщательно растят бороды, кроме знатных людей, которые, в знак знатности, оставляют над левым ухом немного волос, выбривая всю остальную голову."

[О существовании Великой Венгрии, обнаруженной братом Рихардом // Исторический архив. — 1940. — Т. 3.]

"Черкесы брили голову, а на макушке оставляли длинный пучок волос, по тому же обычаю, который известен и у Запорожцев и отличал их "Войсковых товарищей".

[Казачий словарь-справочник. — Сан. Ансельмо, Калифорния, С.Ш.А.. Составитель словаря Г.В.Губарев, редактор - издатель А.И.Скрылов. 1966-1970.]

"Прическа с оселедцем была заимствована украинцами у восточных народов. . в 1504 г. генуэзец Джорджи указал на ее бытование среди черкесов на Кавказе".

[Dmitrij Zelenin. Russische (Ostslavische) Volkskunde. Berlin, 1927. S. 245.]

" Типичный портрет кабардинского князя и по отцу и по матери, ибо только такой князь в Кабарде считался полноправным.
Как полагалось для этого сословия он до 16 лет воспитывался на стороне у аталыка и рос и бегал босиком (для закалки, вместе с аульскими мальчиками, ничем от них не отличаясь, кроме длинного чуба, который висел у него из-под папахи. "А для чего ?"- спросил я его как-то, как-бы не понимая смыла этого старого обычая. "Не писать же мне на лбу, что я княжеский сын"-коротко ответил он. "

[Проф. Пожидаев, "Прикавказские анты и Киевская династия" ,1940 г]

"Мужчины бреют голову или очень коротко стригут волосы, оставляя на макушке клок волос длиною в палец. "

[Иоганн Бларамберг. Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа.]

"Они (черкесы) стригут волосы на голове, кроме одного кончика на темени, который они носят очень длинным и заплетенным. " [И.Тунман.Путешествие в Крымское ханство.]

« Усы носят длиннейшие. Имеют также при себе . бритву и оселок для того, чтобы ее оттачивать, так как они бреют голову, оставляя на макушке пучок волос, длинный и спутанный . для того, чтобы было за что ухватить голову, в случае, если ее отрубят, не марая лица окровавленными руками, оскверненными и загрязненными человекоубийством».

[Джорджио Интериано. Быт и страна зихов, именуемых черкесами. Достопримечательное повествование. Венеция, 1502 г.]

"Черкесы бреют голову ,оставляя на верхушке небольшой хохолок ; также бреют и бороду ,но усы отращивают ,для воинственного вида" [Н.В.Данилевский, "Кавказ и его горские жители".]

Этот обычай посещения раненых женщинами повсеместен. Я много раз видел двух девушек, одна из которых являлась сестрой Хасан-Бея, приходивших посидеть у кровати моего больного пациента, занимаясь тем, что обмахивали его и оказывали иные деликатные знаки внимания, в частности расчесывали и чистили пряди конских волос, что молодые люди обычно носят на макушке головы.
[Д. БЭЛЛ ДНЕВНИК ПРЕБЫВАНИЯ В ЧЕРКЕСИИ В ТЕЧЕНИИ 1837-1839 ГОДОВ]

Они бреют голову, как турки, оставляя лишь прядь волос на макушке 21. Старики бреют бороду, но молодежь обычно только подрезает ее ножницами, и так делает большинство из них, что означает вступление в зрелый возраст. Все они носят длинные усы.
[ЖАК-ВИКТОР-ЭДУАРД ТЭБУ ДЕ МАРИНЬИ ПУТЕШЕСТВИЯ В ЧЕРКЕСИЮ 1818]

Поддержите канал:

Другие статьи:

Были ли адыги христианами?

Первая Османо-Мамлюкская война (1484-1491)

Черкесы не смогли противостоять Крымскому Ханству и Османской Империи на Восточном Приазовье

ВЕЛЬЯМИНОВСКОЕ УКРЕПЛЕНИЕ В УСТЬЕ ТУАПСЕ


Жизненная сила, отращивание прядей и пейсы

Уже в древности вопрос о том, как должна выглядеть шевелюра, был подчинен старинным нормам и обычаям, у разных народов были свои поверья и традиции. В Древнем Египте, остригая детям волосы, оставляли отдельные пряди волос на висках или на темени. Считалось, что в волосах заключена жизненная сила.

Это верование позже нашло отражение в библейском повествовании о Самсоне, что был посвящен в назореи и принял обет не укорачивать волосы. Славяне не стригли ребенку волосы до достижения определенного возраста – этот обычай нередко соблюдается и в современном мире.

Иудеи оставляют неостриженными пряди на висках

Следуя предписаниям Торы, иудеи носили бороду, головной убор и не сбривали волосы на висках – они получили название пеот или пейсы. Необязательно, чтобы длина этих прядей превышала длину остальных волос на голове, но для того, чтобы подчеркнуть свою принадлежность к иудаизму, свое религиозное рвение, часто пеот не стригли вовсе.
Сейчас заметные пейсы носят скорее ортодоксальные евреи, длина прядей при этом зависит от традиций общины и от местности – как и одежда верующих. Порой пейсы завивают – так делают, например, хасиды.

По длине пейсов и по одежде иудеи узнают членов своей общины

Характерные особенности внешнего облика иудеев демонстрировали верность библейским заветам вместе с готовностью следовать им при любых обстоятельствах. Еще в первой половине XIX века пейсы подвергались гонениям: император Николай I издал указ, запрещавший евреям носить подобные прически. Но санкции не уничтожили традицию, евреи подвергались наказаниям, но продолжали сохранять верность традиции. Позже, столкнувшись с нацистским режимом, им пришлось отстаивать свои убеждения уже в несравнимо более опасных условиях.

Тонзура и гуменцо

Выстрижение волос при проведении христианского обряда символизирует приобщение к церкви. Когда возник этот обычай – стричь волосы при посвящении в ту или иную степень духовного служения, точно не известно. Во всяком случае, так делали уже в первые столетия новой эры. Поначалу волосы выстригали надо лбом. А с 683 года, когда состоялся IV Толедский собор, официально было закреплено правило о тонзуре - пострижении кругообразно, на макушке, оставляя волосы «в круг».

Г. Мемлинг. Святой Бенедикт

Таков был знак перехода в статус монаха или священнослужителя. Остригая большую часть волос, христианин провозглашал тем самым свою принадлежность церкви; в те времена полностью выбритая голова могла быть лишь у рабов.
«Ободок» невыстриженных волос символически напоминал терновый венец Христа. Требование носить тонзуру для католических монахов сохранялось вплоть до 1973 года, до того момента, когда оно было признано необязательным по решению папы Павла VI.

Тонзура практиковалась до 1973 г.

Православная церковь долгое время сохраняла ту же традицию – выбривать или выстригать волосы на темени, оставляя их по краям. На Руси такая стрижка получила название «гуменцо» - от слова «гумно», то есть выровненная, вычищенная часть земли. На голове носили шапочку-скуфью, которая еще носила название «плешегрейка» или «наплешник».
Традиция выстригать гуменцо пришла на Русь из Византии и благополучно просуществовала вплоть до реформ патриарха Никона в середине XVII века. По новому правилу следовало оставить в прошлом обычай носить «венец Христов», а волосы отпускать.

Гуменцо - русский вариант тонзуры - было перенято от византийцев

На практике гуменцо сохранялось и после официальных нововведений. Лишь к середине XIX века священники и монахи в России обрели привычный для настоящего времени вид. Когда именно перестали выстригать гуменцо – вопрос остается открытым. Кстати, что касается православных греков, то женатым священнослужителям полагается носить короткую стрижку, в отличие от холостых, монашествующих – те отпускают волосы.

Бритая голова буддиста и пучок на голове Будды

Буддисты полностью сбривают волосы на голове. Таким образом они освобождаются от разного «мусора» - тщеславия, зависти, всего суетного и мешающего двигаться на пути к просветлению. Волосы, по философии буддизма, хранят информацию о личности человека, его мыслях и поступках – все это надлежит оставить в прошлом.

Будда обычно изображается с волосами и с ушнишей - особым «пучком» на макушке

А вот сам Будда, как правило, изображается с волосами, уложенными в пучок. В кругах, где вращался Сиддхартха, предполагалась такая прическа – это было необходимо для ношения тюрбана. На макушке изображают ушнишу – выпуклое образование на макушке, символ достигнутого просветления.
До того, как Будда достиг просветления, он носил длинные волосы, а став аскетом, остриг их, отказавшись от своего происхождения.

Монахи в буддизме обривают волосы в знак отказа от прошлой жизни

Кстати, по легенде, традиционное изображение Будды – сидящего в позе лотоса, правой рукой касающегося земли, а в левой держащего чашу для подаяний – возникло благодаря чуду. Когда один из правителей Индии пожелал иметь при себе портрет Будды, он пригласил лучших мастеров-художников, но ни один не смог добиться точного отображения внешности принца. Тогда кисти и краски сами создали этот портрет – первый, по преданию, портрет Будды.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Рис. 4

Рис. 4

Индейцами называют коренное население Америки. Это название возникло еще XV веке из-за ошибки первооткрывателя Американского континента европейского мореплавателя Христофора Колумба. Приплыв к берегам Америки, он был уверен, что это Индия. Есть предположение, что предки современных индейцев переселились на земли Американского материка из Северо-Восточной Азии через Берингов пролив и Аляску. Много веков трудолюбивое индейское население осваивало Северную и Южную Америку. Раскопки археологов показали, что еще до колонизации в XVI веке существовали многочисленные племена индейцев, которые находились на разных ступенях развития. Это привело к возникновению нескольких культурно-исторических областей с характерными особенностями. Население одних занималось рыбной ловлей, охотой. Другие обрабатывали землю, разводили подсолнечник, хлопок, бобы, маис, табак. В Андах выращивали картофель, разводили скот. В основном индейцы-кочевники-скотоводы, охотники. К ним относятся племена ворон, арапахо, методакота. Некоторые племена постепенно переходили от родового общества к классово-рабовладельческому. Индейцы Центральной Америки - ацтеки, инки, майя - создали первые классовые государства, достигшие своего расцвета в VIII-III веках до нашей эры. По своему общественному устройству эти города-государства напоминали Древний Египет, Вавилон, Шумер. Во главе каждого государства стоял правитель, который считался олицетворением бога на земле. Его окружали представители родовой знати и служители культа. Господствующий класс беспощадно угнетал земледельцев и рабов, живших в небольших селениях вокруг главного города. Труд населения был очень тяжел, так как применялись только каменные и деревянные орудия. Общинники и рабы надрывались на постройке храмов и дворцов, строили дороги, сады и водоемы, обеспечивая праздную жизнь жречеству и родовой знати.

Рис. 5

Рис. 5

Для своего времени индейцы были образованными людьми. Сохранившиеся памятники материальной культуры свидетельствуют о высоком развитии у древних таких наук, как астрономия, ботаника, география, история, медицина, математика. Жрецы племени майя знали периоды обращения пяти планет, умели предсказать наступление лунных затмений; вычислили точную продолжительность года, составили календарь. Европа в средние века не знала таких открытий. Племена индейцев относятся к одной расовой группе, несмотря на свою многочисленность. С монголоидной расой их сближает цвет кожи, который колеблется от светло-желтого до красновато-коричневого. Для индейцев характерны правильные черты лица. Они стройны, сухощавы. Волосы прямые, жесткие, черные, длинные. Красивыми считались высокие, стройные мужчины. Они должны были быть смелыми воинами. В своих романах Ф. Купер часто дает описание внешности индейских мужчин и женщин.

Рис. 6

Рис. 6

Основные виды и формы причесок

Прически индейцев очень просты. Существовало два типа причесок - заплетенные косы (рис. 4) и распущенные волосы. Мужчины носили волосы до плеч, подстригая на лбу челку. Иногда височные пряди скручивались в жгуты или заплетались в косы. Женские прически состояли из пучков и кос. Рассмотрим прически некоторых индейских племен, которые имели свои индивидуальные особенности.

Мужчины племени кучинов носили распущенные волосы до плеч, смазанные маслом и красной охрой. Некоторые зачесывали волосы назад и собирали их в пучок на макушке, распускали "скальповую прядь" (рис. 5). Женщины заплетали волосы в косы.

Мужчины-ирокезы чисто выбривали голову, оставляя лишь часть волос в виде гребня, который шел от лба до шеи (рис. 6). "Гребень" подрезали так, чтобы волосы торчали вверх. Для густоты и устойчивости их смешивали с пучками оленьей шерсти или перьев. Женские прически - узлы и пучки, спускавшиеся низко на шею. Волосы обильно смазывали маслом, жиром, глинами или смолой, украшали цветами.

Мужчины-виргинцы сбривали волосы на голове только с одной стороны. Оставшиеся волосы заплетали в жгут, который свешивался на плечо и украшался цветами, лентами или ремешком. Женщины разделяли волосы пробором, свертывали наподобие баранок и закрепляли над ушами. Для крепости волосы наматывали на валики.

Мужские прически майя состояли из зачесанных волос, уложенных в пучки на макушке. Было принято знатным детям в детстве деформировать голову, закладывая ее между двумя дощечками. В период инициации лица мальчиков обкладывали горячими тряпками, для того чтобы не росла борода. Волосы на голове сбривали полностью. Женщины носили пучки, косы, жгутами обвивавшие голову наподобие тюрбана. Прически были изящны и скромны. Часто к естественным волосам добавляли шерсть животных. Окрашивали волосы растительными красителями - соками трав, листьев и плодов. Украшали цветами, перьями, лентами.

Прически многих индейских племен служили не только украшением. Часто они обозначали то или иное событие в жизни людей: рождение ребенка, наступление зрелости, посвящение в воины, вступление в брак. Фактически они были однотипны, но могли рассказать о занятиях члена племени, его культуре, быте, достатке. Так же как и у народов Африки, прически индейцев отражали положение в общине. Так как каждое племя индейцев поклонялось какому-нибудь животному, то и в прическах, особенно мужских, были элементы внешнего вида этого животного. Так, мальчики рода буйвола носили на голове два завитых локона, которые торчали с двух сторон наподобие рогов - в честь тотема.

Индейцы, почитавшие черепаху, носили шесть локонов, которые должны были напоминать ее плечи, голову, хвост, ноги. Прически племен, поклонявшихся ворону, орлу, лошади, горностаю, напоминали силуэты этих птиц и животных; их украшали рогами, хвостами, перьями, клыками.

Головные уборы, украшения, косметика

Одежда индейцев состояла из курток и штанов из замши, у женщин - юбок. Головные уборы индейских племен отличались большим разнообразием. Самым распространенным украшением были перья орла. Форма, положение и количество перьев говорили о военных заслугах. Индейцы племени кри, отправляясь в поход, надевали головные уборы, украшенные медвежьими или волчьими когтями. Надевали небольшие круглые шапочки, утыканные торчащими перьями, символизирующими воинскую доблесть. Ирокезы во время торжеств надевали кожаные колпачки, украшенные короткими перышками, среди которых торчали одно или два орлиных пера. Головным убором старейшин племени была повязка, выделанная из кожи оленя, в которую были воткнуты перья, спускающиеся до земли или расположенные вокруг головы. На концах перьев были прикреплены кисточки из красных ниток. Шапки делали из оленьих шкур, пучков конского волоса, окрашенных красной краской, имитировавших вражеские скальпы. Вожди носили головные уборы, украшенные шкурками горностая, норки, а также зубами, рогами, костями животных, чучелами змей, перьями. Отличившиеся воины имели право на уборы из перьев ворона, могли носить на голове чучело ястреба с распростертыми крыльями, капоры из перьев. Некоторые уборы из перьев имели в длину около двух метров и спускались с головы до пяток. Перья подбирались по тонам, головные уборы делались в течение многих месяцев. Основой, на которую крепились перья, служила кора фикусового дерева, волокна кукурузы, мех и шкурки животных Особенно ценились головные уборы из перьев птицы кацаль, символизирующей свободу и независимость, а также колибри, попугая. Перья подбирали строго по размеру и цвету. Часто они переливались всеми цветами радуги и издали казались живой птицей. Форма и цвет головных уборов были разнообразны. Цилиндрические уборы, надетые один на другой, означали высокий ранг. Жрецы, шаманы носили громоздкие головные уборы, которые весили несколько килограммов, маски животных и птиц. Члены племени - повязки из замши, кожи, расшитые бисером, блестками, инкрустированные металлическими пластинками или ракушками. Кроме повязок надевали шнуры, венцы, короны, последние - в особо торжественных случаях. Для украшения головных уборов использовали как драгоценные металлы, так и шлифованные камни, застывшие смолы, обработанные корни и плоды.

Женские головные уборы, так же как и прически, были значительно проще мужских. Самый типичный - головная повязка, расшитая бисером или инкрустированная кусочками окрашенного меха. Женщины зрелого возраста покрывали голову матерчатыми платками или замшевыми шапочками, скрывавшими волосы. На торжества надевали кожаные шапочки круглой формы с длинными подвесками на висках из сушеных плодов, мелких камешков. Девушки носили венки, сплетенные из трав или цветов. Головные уборы отражали вкус своих владельцев, мастера изготовляли их долго и особенно тщательно.

Украшения были необходимым дополнением и повседневного и торжественного костюма. Как мужчины, так и женщины носили украшения на шее, руках, ногах. Все изделия, будь они из дорогих, или из простейших материалов, были изящно обработаны. Особенно много украшений надевали на праздники, которые длились неделями. По характеру украшений можно было отличить племенную знать -общины, установить занятия ее членов.

Племена апачей носили браслеты из рога и костей животных, на запястья надевали полоски из замши. Из нее же делались нарукавники, вышитые пояса (вышивали иглами дикобраза). Носили и ожерелья из шлифованных оленьих рогов, когтей медведя гризли, раковин денталей. Сушеные стручки гороха, ярко окрашенные орехи прикреплялись снизками над ушами, у висков. Меховые полоски, ярко раскрашенные, служили своеобразными украшениями шеи.

Индейцы-ирокезы ценили медные украшения. Вожди и знать носили бляшки и броши из серебра и жемчужин. В мочки ушей вдевали украшения из когтей ястреба или ворона. Женщины носили браслеты, кольца.

Индейцы североамериканских степей изготовляли разнообразные украшения из костей животных и раковин. Мужчины добавляли к ним украшения из перьев птиц. Во время танцев надевали ножные браслеты из сушеного гороха или бобов, полоски, сплетенные из стеблей или сухих трав. К украшениям приделывали металлические пластинки разных форм, которые должны были позванивать при передвижении.

Южные индейцы носили украшения из бисера и перламутра. В уши вдевали орнаментированные трубчатые птичьи косточки. В волосяные пучки втыкали длинные гибкие шпильки из ивовых прутиков, кости или рога. На концах шпильки украшались бусинками.

Ацтеки в изготовлении украшений достигли особого мастерства. Они делали ожерелья из золотых звеньев, усыпанные драгоценными камнями; золотые браслеты, серьги в виде крохотных фигурок животных, насекомых. Фигурки скрепляли в колье, ожерелья.

Индейцы племени борро украшали себя изделиями из тростника,, семян, раковин, зубов животных.

Индейцы инки-кечуа украшений носили мало. Вождь запрещал повседневное ношение украшений. Зато можно было украшать зубы пластинками из золота, нефрита, опала, обсидиана. Зубы подпиливались. Нефритовые украшения считались самыми дорогими, дороже золота. Носить украшения из нефрита имела право только знать - вожди, жрецы.

В 1931 году мексиканский археолог Альфонсо Касо, производивший раскопки в Монте Альбане около Оахаки, нашел клад, который наглядно доказал, что древние индейцы изготовляли свои украшения с необыкновенной тонкостью и изяществом. Индейцы умели обрабатывать горный хрусталь, твердые драгоценные камни. Среди находок ученого были ожерелья, состоявшие из восьмисот одинаковых звеньев; брошь с изображением бога смерти; ажурные наперстки для сохранения и украшения ногтей; застежки из зубов ягуара, из бирюзы, жемчуга; золотая маска, табакерка из позолоченных тыквенных листьев; опахала, веера из перьев птицы кацаля; кольца. Найденные в захоронении украшения рассказали о том, как одевались индейцы, что они считали необходимым положить с собой умершему.

Косметика индейских племен была красочна и разнообразна. Каждое племя раскрашивало себя по-разному, употребляя душистые смолы, древесный уголь, растительные краски. Индейцы Бразилии деформировали отдельные части лица - нос, губы, мочки ушей. У племен майя косые глаза были эталоном красоты.

Индейцы-кри украшали части лица - нос, уши. В носовую перегородку вставляли гусиное перо, деревянную или костяную палочку, расписанную орнаментом; в ушах были огромные кольца, сушеные плоды.

Лицо раскрашивали охрой, свинцом, сажей. Многие племена прибегали к татуировке. Рисунки ее наносились с детства. Процедура была болезненной, рисунок проявлялся с заживлением кожи. Цвета были яркие - преобладали синяя, красная краски.

Вспомним строки американского поэта Генри Лонгфелло из его произведения "Песнь о Гайавате": ". краской желтою и красной, краской алою и синей все лицо его сияло; в косы, смазанные маслом, и с пробором как у женщин вплетены гирлянды были из пахучих трав и листьев".

Вопросы и задания

1. Расскажите о прическах африканского населения. Зарисуйте их.

2. Расскажите о прическах индейцев. Зарисуйте мужскую и женскую прически.

3. Какие украшения носили африканцы и индейцы?

Дополнительная литература

Африка. Энцикл. справочник. М., "Сов. энциклопедия", т. 1.

Искусство Африки. М., "Наука", 1967.

Искусство народов Африки. Очерки о худож. культуре с древности до настоящего времени. М., "Искусство", 1971.

Кулик С. Сафари. М., "Мысль", 1975.

Народы Африки. Этногр. очерки. М., Изд-во АН СССР, 1954.

Аверкиева Ю. П. Индейцы Северной Америки. От родового общества к классовому. М., "Наука", 1974.

Чуляев В. И. Америка и Старый свет в доколумбову эпоху. М., "Наука", 1968.

Зубрицкий Ю. А. Инки-кечуа. Основные этапы истории народа. М., "Наука", .1975.

Культура и быт народов Америки. Л., "Наука", 1967.

Народы Америки. Ч. 1. Изд-во АН СССР, 1959.

Мато Н. Мой народ Сиу. М., "Мол. гвардия", 1964.

Карр А. Наветренная дорога. Приключения натуралиста на дальних берегах Карибского моря. М., Географиздат, 1961.

Колумб Х. Путешествия Христофора Колумба. Письма, дневники, документы. М., Географиздат, 1956.

Читайте также: