Что такое симметрия в прически

Опубликовано: 13.05.2024

В моделировании причесок симметрия и асимметрия являются важным средством достижения художественной выразительности.

Симметрия помогает создавать уравновешенные композиции. В симметричных прическах достигается единство тождественных элементов, которые располагаются на одинаковом расстоянии по отношению к какой–то определенной точке или оси. Выделяют два основных типа симметрии: зеркальная и осевая. Симметрия всегда создает впечатление уравновешенности прически.

Зеркальное равновесие представляет собой расположение деталей прически относительно плоскости или оси симметрии. Примером зеркальной симметрии могут служить прически, выполненные на основе кос или «конских» хвостов. К прическам этого типа относятся большинство классических и элегантных стрижек и причесок.

Осевое равновесие, которое еще именуют центрическим, является результатом воображаемого вращения формы вокруг оси симметрии. Иными словами, если через центр головы провести воображаемую линию и вокруг нее «повернуть» прическу в ту или иную сторону, это и будет осевое равновесие. Оно применяется в моделировании в том случае, когда необходимо «развернуть», сместить прическу с учетом индивидуальных особенностей лица.

Для создания более оригинальных, динамичных причесок используется асимметрия. Она представляет собой противопоставление неравных частей прически относительно оси равновесия. Как правило, эта ось проходит вертикально или горизонтально через середину лица. Асимметрию можно использовать и в процессе стрижки, и в окрашивании волос, и в моделировании объема прически. Ее роль в моделировании переоценить трудно: она вносит в прическу новизну, делает ее нарядной, позволяет принимать нетрадиционные решения. С помощью асимметрии становится возможной коррекция некоторых недостатков внешности. Примером асимметрии служат: косая челка, смещенный на бок «конский» хвост, асимметричная «лесенка» на висках.

Главным условием при использовании симметрии и асимметрии является гармоничность прически, ее уравновешенность.


Контраст в прическе

Контраст является прекрасным средством для достижения художественной выразительности прически. Он достигается посредством цветового, тонового и объемного противопоставления отдельных ее элементов. Опытные мастера, используя контраст, добиваются активизации одних элементов и смягчения других. Контрастные детали можно сделать подчеркнуто четкими или, наоборот, расплывчатыми.

Контраст применяют для того, чтобы подчеркнуть уникальность каждой стрижки, сделать ее модной, стильной и заметной. Проще всего это сделать при помощи асимметрии – цветовой или объемной. Ярким примером контраста в прическе могут служить пряди, имеющие разную длину или окрашенные в разные оттенки.

Использование контрастного окрашивания и асимметрии помогает создавать прически различной стилевой направленности – от классических до авангардных и даже вычурных. Контрастные стрижки всегда отличаются новизной, стильностью и свежестью.

В процессе моделирования контрастной прически необходимо первым делом определить, где будет располагаться центр ее композиции, то есть ее главная и самая выразительная часть. В композиционном центре соединяются все элементы прически, ее части, акцентирующие детали. Таким центром может служить, например, пробор, челка, декоративная заколка и даже отдельный локон. Правильно построенная композиция обязательно должна быть связана с центром через каждую из своих деталей. Кроме того, все элементы непременно должны быть связаны между собой, являться частями единого целого. Для того чтобы все части прически были соразмерны друг другу, должны строго соблюдаться пропорции.

Елисеева Татьяна Феоктистовна

Профнаправленность на уроке математики. Парикмахерское искусство.

ВложениеРазмер
Творческий проект 484.08 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СПО «Брянский техникум профессиональных

технологий и сферы услуг »

Законы симметрии в профессии парикмахер

Симметрия является той идеей, с помощью которой

человек веками пытается объяснить и создать

порядок, красоту и совершенство.

Симметрия - это тема, о которой можно говорить и высоким слогом поэзии, и лаконичным языком математики, а можно о ней говорить как о средстве художественной выразительности.

С симметрией мы встречаемся везде – в природе, технике, искусстве, науке. Понятие симметрия проходит через всю многовековую историю человеческого творчества. Я будущий парикмахер, поэтому захотела больше узнать о понятии симметрия.

В толковом словаре Даля понятие «прическа» описывается как, форма расположения волос на голове, получаемая путем причесывания, стрижки, завивания. Чтобы создавать оригинальные, динамические причёски, моделировать её форму, корректировать недостатки внешности мне помогут знания о симметрии, роль которой в моделировании переоценить трудно: она вносит в прическу новизну, делает ее нарядной, позволяет принимать нетрадиционные решения.

1. Симметрия с точки зрения геометрии

Рассмотрим понятие симметрии с геометрической точки зрения.

В учебнике по геометрии это понятие вводится следующим образом. Точки А и А1 называются симметричными относительно точки О (центр симметрии), если О – середина отрезка АА1 (рис. 1, а). Точка О считается симметричной самой себе.

Точки А и А1 называются симметричными относительно прямой а (ось симметрии), если прямая а проходит через середину отрезка АА1 и перпендикулярна к этому отрезку (рис. 1, б). Каждая точка прямой а считается симметричной самой себе.

Точки А и А1 называются симметричными относительно плоскости (плоскость симметрии), если плоскость проходит через середину отрезка АА1 и перпендикулярна к этому отрезку (рис.1,в). Каждая точка плоскости считается симметричной самой себе.

Точка (прямая, плоскость) называется центром (осью, плоскостью) симметрии фигуры, если каждая точка фигуры симметрична относительно неё некоторой точке той же фигуры. Если фигура имеет (рис. 1) центр (ось, плоскость симметрии), то говорят, что она обладает центральной (осевой, зеркальной) симметрией.

Выделяя геометрическую симметрию, говорим о положении, форме, структуре. Это та симметрия, которую можно непосредственно видеть.


2. Симметрия в профессии парикмахера

А теперь рассмотрим примеры симметрии с уроков производственного обучения. С тех самых пор, как человек увидел собственное отражение в зеркале, появилась потребность усовершенствовать себя и сделать красивее.

Вспомним себя в детстве. Хорошо знакомые хвостики, косички, бантики…

С возрастом мы так же стремимся к гармонии. И симметрия помогает создавать совершенные композиции. В симметричных прическах достигается единство тождественных элементов, которые располагаются на одинаковом расстоянии по отношению к какой–то определенной точке или оси. Симметрия всегда создает впечатление уравновешенности прически. Зеркальное равновесие представляет собой расположение деталей прически относительно плоскости или оси симметрии. Примером зеркальной симметрии могут служить прически, выполненные на основе кос или «конских» хвостов. К прическам этого типа относятся большинство классических и элегантных стрижек и причесок.

Если через центр головы провести воображаемую линию и вокруг нее «повернуть» прическу в ту или иную сторону, это и будет осевое равновесие. Оно применяется в моделировании в том случае, когда необходимо «развернуть», сместить прическу с учетом индивидуальных особенностей лица.

В творчестве парикмахера часто прибегают к асимметрии, то есть отсутствию или нарушению в симметрии. П ротивопоставление неравных частей прически относительно оси равновесия. Как правило, эта ось проходит вертикально или горизонтально через середину лица. Асимметрию можно использовать и в процессе стрижки, и в окрашивании волос, и в моделировании объема прически. Ее роль в моделировании переоценить трудно: она вносит в прическу новизну, делает ее нарядной, позволяет принимать нетрадиционные решения. С помощью асимметрии становится возможной коррекция некоторых недостатков внешности. Примером асимметрии могут служить: косая челка, смещенный на бок «конский» хвост, асимметричная «лесенка» на висках.

На своём рабочем месте парикмахер постоянно сталкивается с зеркальной симметрией – она его спутница на протяжении всего времени работы с клиентом. Без зеркала мастер как без глаз многого может и не заметить. Отражение настроения клиента, контроль своей работы, недочёты – всё подскажет зеркальная симметрия.

Выполняя стрижки часто приходится работать с симметрией, разделяя на проборы, контролируя пряди и т.п.

А напоследок их ждал сюрприз. Им было предложено определить, к какому типу причесок – симметричных или асимметричных – они отнесли бы собственную прическу. Большинство (70 % опрошенных) были уверены, что их собственная прическа симметрична. Каково же было их удивление, когда им было предложено посмотреть, как бы они выглядели, если бы их прическа была симметрична относительно левой и правой половины лица.

Но красота не всегда связана с симметрией. При рассмотрении симметрии надо принимать во внимание не только саму симметрию, но и отклонение от неё. Симметрия выражает нечто общее, свойственное разным объектам. Тогда как асимметрия выражает индивидуальность.

Результаты работы привели к следующим выводам.

С симметрией мы встречаемся повседневно и в самых различных направлениях. Принципы симметрии являются руководящими принципами в творчестве парикмахера. Сочетание симметрии и асимметрии, способствуют наилучшему зрительному восприятию и появлению ощущения красоты и гармонии, поэтому они интересует многих людей. Я пришла к выводу, что абсолютно симметричных причесок не существует, и некоторые проявления асимметрии делают человека более симпатичным.

Эта тема мне очень интересна, я буду и дальше работать над ней, применять полученные знания в собственной жизни. Прическа может сильно изменить лицо, сделать его красивей или, наоборот, испортить.

К выбору прически нужно подходить крайне осторожно, ведь она может создать настроение на весь день и ли даже «смоделировать» вашу жизнь. На протяжении веков симметрия остается предметом, который очаровывает философов, астрономов, математиков, художников, архитекторов и физиков. Древние греки были совершенно одержимы ею – и даже сегодня мы, как правило, сталкиваемся с симметрией во всем от расположения мебели до стрижки волос.

  1. Симметрия с точки зрения геометрии -------------------------------------- -2
  2. Симметрия в профессии парикмахера-------------------------------------- 3

1. Атанасян Л. С. и др. Геометрия, 7 – 11 кл.: М: «Просвещение», 2010 г.

2. Вейль Г. Симметрия.

3. Гончарова С.Г., Кукин Г.П. Конструктор «В мире симметрии» //Математика в школе. – 1996. - № 3. – С. 60.


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




СИММЕТРИЯ В ПРИЧЕСКЕ

  • Авторы
  • Руководители
  • Файлы работы
  • Наградные документы


Автор работы награжден дипломом победителя III степени

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Волосы являются едва ли не лучшим украшением человека. Уложенные в определенном порядке они могут подчеркнуть красоту лица и фигуры или скрыть их недостатки.

Прическа появилась в первобытном обществе значительно раньше, чем одежда, и изменялась вместе с ходом эволюции. Археологические находки подтверждают, что уже в V – IV вв. до нашей эры уходу за волосами уделялось большое внимание. С развитием классового общества, особенно в период укрепления абсолютизма, прическа стала символом сословной принадлежности. Она отражала не только расовые и национальные черты, но и индивидуальный вкус человека. Каждая эпоха вносила в развитие парикмахерского дела что – то новое. Таким образом, прическа стала совершенно необходимым аксессуаром современного человека.

На сегодняшний день существует большое количество стрижек и причесок, в моделировании которых используется симметрия. Симметрия всегда создает впечатление уравновешенности прически. Для создания более оригинальных, динамичных причесок используется асимметрия. С помощью асимметрии также становится возможной коррекция некоторых недостатков внешности.

Объект исследования симметрия.

Предмет исследования – симметрия в прическе.

Цель работы– изучение возможностей использования симметрии в прическе.

Гипотеза исследования –правильное использование симметрии в прическе позволит современному человеку найти свой образ и стать намного привлекательней для окружающих.

Задачи исследования:

1. Познакомиться с понятием симметрии, видами симметрии.

2. Познакомиться с примерами использования симметрии в прическе.

3. Провести наблюдение с целью определения предпочтений в прическе среди учащихся школы.

4. Провести анкетирование учащихся 10А и 11А класса с целью выявления предпочтений в прическе. Определить тип лица учащихся.

5. Разработать рекомендации по использованию симметрии в прическе.

Методы исследования:

- теоретический анализ и обобщение литературных источников;

- математическая обработка данных.

Практическая значимость работы. Разработанные нами рекомендациипо использованию симметрии в прическе можно применять при создании собственного индивидуального и неповторимого образа.

ГЛАВА I. СИММЕТРИЯ В ПРИЧЕСКЕ

1.1 Понятие симметрии

Термин«симметрия»впервые сформулирован философамиДревней Грециикак пропорциональность, подобие, согласованность частей целостной структуры, гармония. Из греческого языка пришло и слово συμμετρα(symmetria), переводимое как соразмерность. Для древних греков симметрия была неотъемлемым атрибутом совершенства: утративши симметрию, предмет неизбежно лишается своей красоты. Со временем понятие симметрии прибрело универсальный характер. [2]

В школьном учебнике «Геометрии» под «симметрией» понимается такое преобразование пространства (плоскости), при котором каждая точка М переходит в другую точку М1 относительно некоторой плоскости (прямой или точки), причем отрезок ММ1 является перпендикуляром к плоскости (или прямой, или проходит через точку) и делится ею пополам. Плоскость (прямая или точка) называется при этом плоскостью (или осью, или центром симметрии). Точки М и М1 называются симметричными.

Таким образом, симметрия в современной трактовке предполагает неизменность объекта или его свойств при совершении над данным объектом тех или иных преобразований.

Неразрывно с симметрией связано противоположное понятие – асимметрия – отражающее нарушение симметрии, разупорядоченность системы в результате ее движения, развития. Согласно такой трактовке можно сказать, что симметрия есть проявление состояния покоя, а асимметрия – проявление движения. [1]

1.2 Виды симметрии

Выделяют три основных вида симметрии.

Центральная симметрия (или симметрия относительно точки)– это преобразование плоскости (или пространства), при котором единственная точка (точка О – центр симметрии) остаётся на месте, остальные же точки меняют своё положение: вместо точки А получаем точку А1 такую, что точка О середина отрезка АА1. Чтобы построить фигуру Ф1, симметричную фигуре Ф относительно точки О, нужно через каждую точку фигуры Ф провести луч, проходящий через точку О (центр симметрии), и на этом луче отложить точку, симметричную выбранной относительно точки О. Множество построенных таким образом точек даст фигуру Ф1 (рис.1).

Большой интерес вызывают фигуры, имеющие центр симметрии: при симметрии относительно точки О любая точка фигуры Ф преобразуется опять же в некоторую точку фигуры Ф. Таких фигур в геометрии встречается много. Например: отрезок (середина отрезка – центр симметрии), прямая (любая её точка – центр её симметрии), окружность (центр окружности – центр симметрии), прямоугольник (точка пересечения его диагоналей – центр симметрии).

Много центральносимметричных объектов в живой и неживой природе (рис.2).

Осевая симметрия (или симметрия относительно прямой) – это преобразование плоскости (или пространства), при котором только точки прямой р остаются на месте (эта прямая является осью симметрии), остальные же точки меняют своё положение: вместо точки В получаем такую точку В1, что прямая р является серединным перпендикуляром к отрезку ВВ1. Чтобы построить фигуру Ф1, симметричную фигуре Ф, относительно прямой р, нужно для каждой точки фигуры Ф построить точку, симметричную ей относительно прямой р. Множество всех этих построенных точек и дают искомую фигуру Ф1 (рис.3).

Существует много геометрических фигур, имеющих ось симметрии. У прямоугольника их две, у квадрата – четыре, у круга – любая прямая, проходящая через его центр. Если присмотреться к буквам алфавита, то и среди них можно найти, имеющие горизонтальную или вертикальную, а иногда и обе оси симметрии.

Объекты, имеющие оси симметрии достаточно часто встречаются в живой и неживой природе. В своей деятельности человек создаёт много объектов (например, орнаменты), имеющих несколько осей симметрии (рис.4).

Плоскостная (зеркальная) симметрия (или симметрия относительно плоскости)– это преобразование пространства, при котором только точки одной плоскости сохраняют своё местоположение (α-плоскость симметрии), остальные точки пространства меняют своё положение: вместо точки С получается такая точка С1, что плоскость α проходит через середину отрезка СС1, перпендикулярно к нему. Чтобы построить фигуру Ф1,симметричную фигуре Ф относительно плоскости α, нужно для каждой точки фигуры Ф выстроить симметричные относительно α точки, они в своём множестве и образуют фигуру Ф1 (рис.5).

Чаще всего в окружающем нас мире вещей и объектов нам встречаются объёмные тела. И некоторые из этих тел имеют плоскости симметрии, иногда даже несколько.

Можно сделать вывод, симметрия буквально пронизывает все, что нас окружает.[4] Но, в то же время, в формах природы постоянно встречаются отступления: одна клешня краба или рака заметно больше другой, рисунок полос зебры не повторяется на двух половинах ее тела и т.д. (рис.6)

Таким образом, симметрия и асимметрия постоянно взаимодействуют. [5]

1.3 Симметрия в прическе

Важной составляющей в моделировании прически является симметрия.[3] Она помогает создавать уравновешенные композиции. В симметричных прическах достигается единство тождественных элементов, которые располагаются на одинаковом расстоянии по отношению к какой–то определенной точке или оси. Очень часто симметрия применяется в прическах, выполненных на основе кос.

Например, в прическах, представленных на рисунках, можно выделить следующие виды симметрии:

- рис.7 - две осевые (относительно горизонтальной и вертикальной осей) и центральная (относительно точки пересечения осей симметрии)№

- рис.8 - осевая (горизонтальная и вертикальная оси) и центральная (относительно точки пересечения осей);

- рис.9 - осевая симметрия (их две) и центральная симметрии.

Для создания более оригинальных, динамичных причесок используется асимметрия. Она представляет собой противопоставление неравных частей прически относительно оси равновесия. Как правило, эта ось проходит вертикально или горизонтально через середину лица. Асимметрию можно использовать и в процессе стрижки, и в окрашивании волос, и в моделировании объема прически. Ее роль в моделировании переоценить трудно: она вносит в прическу новизну, делает ее неординарной. С помощью асимметрии становится возможной коррекция некоторых недостатков внешности. Примером асимметрии служат: косая челка, смещенный на бок «конский» хвост, асимметричная «лесенка» на висках (рис.10).

Главным условием при использовании симметрии и асимметрии является гармоничность прически, ее уравновешенность.

Изучив литературные источники, мы провели небольшое исследование по выбранной теме, которое включало следующие этапы:

1) Наблюдение за учащимися МБОУ СШ №16 г.Павлово с целью определения предпочтений в прическе.

В ходе наблюдения было выявлено, что большинство учащихся школы придерживаются симметричных причесок (рис.11), асимметрия встречается в основном в виде «косых челок» и смещенных на бок «конских» хвостов (рис.12).

В ходе наблюдения также было определено, что элементы асимметрии в прическе в основном учащимися школы используются с целью подчеркнуть собственную индивидуальность.

2) Анкетирование учащихся 10А и 11А классов:

- Ребятам необходимо было изучить предложенные фотографии симметричных (рис.13) и асимметричных (рис.14) причесок, высказать предпочтения и обосновать свою точку зрения.

- Учащимся было предложено определить, к какому типу причесок – симметричных или асимметричных – они отнесли бы собственную прическу.

- Учащимся необходимо было определить форму своего лица, пользуясь предложенной методикой (Приложение).

- Работа с предложенными фотографиями.

30 человек (60%) из 50 учащихся, принявших участие в анкетировании, отдали предпочтение симметричным прическам, отметив при этом, что они красивее, подходят к любому типу одежды, к любому случаю.

20 человек (40%) выбрали асимметричные прически, выделив их креативность, оригинальность, неповторимость (диаграмма 1).

- Определение собственного типа прически.

38 человек (76 % опрошенных) уверены, что их собственная прическа симметрична; 12 человек (24%) – асимметрична (диаграмма 2).

- Определение формы своего лица с помощью предложенной методики.

15 человек (30%) имеют овальную форму лица; 8 человек (16%) – круглую, 7 человек (14%) – квадратную, 8 человек (16%) – прямоугольную, 6 человек (12%) – ромбовидную, 4 человека (8%) – треугольную и 2 человека (4%) – грушевидную (диаграмма 3).

3) За консультацией по вопросу использования симметрии в прическах мы обратились к мастеру салона «Харизма» г.Павлово Нижегородской области. В ходе беседы мы выяснили, что при выборе прически необходимо не только делать акцент на ее неповторимость и оригинальность, но и обязательно учитывать форму лица, потому что неправильное использование симметрии в прическе может только подчеркнуть различные недостатки внешности. Поэтому нами совместно с мастером были разработаны рекомендации по использованию симметрии в прическе в зависимости от формы лица.

1. Овальная форма лица считается условно идеальной и к ней подходят практически любые стрижки и прически, как симметричные, так и асимметричные.

2. Круглая форма лица характеризуется практически одинаковой длиной и шириной, широкий лоб мягко переходит в широкие скулы и сглаженный подбородок. Поэтому необходимо визуально удлинить и сузить лицо. В этом случае любая асимметрия в прическе выгодно влияет на овал лица: косой пробор; длинная скошенная челка; асимметричное каре с удлинением на лицо и скошенной челкой (рис.15).

3. Для прямоугольной формы лица характерна примерно равная ширина лба и подбородка, высокий лоб, вытянутый подбородок. Нужно визуально укоротить и смягчить контур лица. Поэтому противопоказаны симметричные прически, которые еще больше подчеркнут высоту лица. Зрительно уменьшить такое лицо поможет густая скошенная челка (рис.16).

4. Квадратная форма лица имеет приблизительно равные размеры по ширине и длине, а также характеризуется широким подбородком и широким лбом. Поэтому необходимо смягчить резкие черты и визуально сузить лицо, чтобы приблизить его форму к овалу. В этом случае противопоказаны симметричные прически, которые еще больше подчеркнут ширину лица. Поскольку квадратный тип лица выглядит немного грубовато, лучше всего подобрать асимметричную прическу, которая скрывала бы этот недостаток. Следовательно, здесь подойдут немного асимметричные челки, косой пробор, который должен проходить не сбоку головы, а чуть – чуть в стороне от вертикальной линии, делящей голову пополам (рис.17).

5. Треугольная форма лица характеризуется выразительным лбом и заостренным подбородком. Нужно визуально расширить нижнюю часть лица. В этом случае рекомендовано симметричное каре (рис.18), а также косой пробор и косая челка ниже уровня глаз (рис.19).

6. Грушевидная форма лица определяется расширением в нижней части. Необходимо увеличить объем в верхней боковой части прически, что достигается с помощью густой скошенной челки (рис.20).

7. При ромбовидной форме лица широкие скулы, заостренный подбородок и лоб конической формы. Поэтому необходимо сгладить выступающие скулы. Это достигается за счет густой скошенной челки и асимметричного каре (рис.21).

Разработав рекомендации по использованию симметрии в прическе, мы пришли к выводу, что 35 человекам (70%), принявшим участие в анкетировании, можно порекомендовать использовать в своей прическе различные элементы асимметрии, что поможет скорректировать форму лица, подчеркнув его привлекательные черты. Однако нужно помнить, что форма лица – это важный аспект, влияющий на выбор прически, но далеко не единственный, важно не упускать из вида и ряд других особенностей. Например, социальные факторы, такие как возраст, род деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Симметрия – это не только математическое понятие. Можно сказать, что на симметрии держится весь мир. Когда мы видим проявления симметрии в разных областях жизни, мы невольно испытываем чувство удовлетворения тем всеобщим порядком, который царит в природе. Но симметрия – общее свойство объектов окружающего мира, асимметрия же отражает индивидуальные свойства объектов. Мир существует благодаря единству симметрии и асимметрии.

На основании проведенных исследований нами сделаны следующие выводы:

1. Применение симметрии и асимметрии в прическе является важным средством достижения художественной выразительности.

2. Симметрия помогает создавать уравновешенные композиции. Для создания более оригинальных, динамичных причесок используется асимметрия. С помощью асимметрии становится возможной коррекция некоторых недостатков внешности.

3. У большинства учащихся МБОУ СШ №16 г.Павлово прически симметричные, асимметрия в основном проявляется в виде косых челок и скошенных набок «конских» хвостов. По мнению учащихся, использование элементов асимметрии необходимо для выражения своей индивидуальности.

4. Разработанные совместно с мастером салона «Харизма» рекомендации по использованию симметрии в прическе позволяют скорректировать форму лица, подчеркнув его привлекательные черты.

5. 35 человекам (70%), принявшим участие в анкетировании, можно порекомендовать использовать в своей прическе различные элементы асимметрии, что поможет скорректировать форму лица, подчеркнув его привлекательные черты.

Следовательно, наша гипотеза нашла свое подтверждение и цель нашего исследования – изучение возможностей использования симметрии в прическе - достигнута.

ЛИТЕРАТУРА

1.Вигнер Е. Этюды о симметрии. – М., 1971.

2. Иэн Стюарт. Истина и красота. Всемирная история симметрии. – Астрель, 2010.

3. Моисеев Н.А. Искусство прически. — Ростов на Дону: «Феникс» 2004г.

4.Тарасов Л.В. Этот удивительно симметричный мир. – М.: Просвещение, 1982.

5.Урманцев Ю.АСимметрия природы и природа симметрии: Философские и естественно-научные аспекты. Изд.2.— М.: Мысль, 2006.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Методика определения типа лица

Определиться с формой лица можно, сделав следующие замеры:-замеряем на уровне 1см от края подбородка его ширину (ШП);- замеряем расстояние между скулами в самом широком месте (ширина скул; ШС);- замеряем расстояние посредине лба между краевыми линиями роста волос левого и правого висков (ширина лба; ШЛ);- замеряем высоту лица посредине лица от подбородка до краевой линии роста волос на лбу (ВЛ).Теперь по замерам определяем форму своего лица:- овальное лицо (ШП – около 5,2см, ШС - около 13см, ШЛ – около 12,6см, ВЛ – около 18,5см);- треугольное лицо (необходимы только 3 замера: ШП – около 3,5см, ШС – около 13см, ШЛ – около 12,5см);- ромбовидное лицо (необходимы только 3 замера: ШП – около 4,4см, ШС – около 14см, ШЛ – около 11,2см);- круглое лицо (ВЛ больше ширины менее, чем на 3см);- квадратное лицо (вид формы круглого лица, но с большей широтой нижней челюсти);- прямоугольное лицо (объединяет в себе характеристики круглого и квадратного лица);- грушевидное лицо (вид круглого лица, немного вытянутого по высоте с зауженной шириной лба).

Содержание

Асимметричные прически – вот любимый тренд оригиналок, которые терпеть не могут строгих правил.

Чтобы прическа смотрелась как единое целое и приобрела художественную выразительность, можно использовать одно из самых привычных и часто встречающихся для нас проявлений композиции – симметрию.

Симметрию, так же как и асимметрию, относят к композиционным средствам для моделирования причесок.

Симметричная прическа и композиция в целом

Симметрия — это абсолютная одинаковость одной половины формы другой, соразмерность и правильное взаимное расположение всех входящих в нее деталей и линий относительно оси асимметрии.

Осью симметрии композиции считают воображаемую линию, проходящую посредине лица и затылка.

С помощью симметрии можно сообщить прическе уравновешенность отдельных элементов и деталей. Ось симметрии при этом играет роль линии равновесия.

Сама природа познакомила человека с идеями построения форм на основе симметрии, но она же подсказала возможность отступления от строгих канонов. Ведь в природе постоянно взаимодействуют симметрия и асимметрия, имея разнообразную силу звучания.

В практике моделирования построение композиции может реализовываться с помощью неполной симметрии или асимметрии.

Форма причёски в целом и каждая отдельная её деталь могут считаться красивыми лишь тогда, когда подчёркнуты основные свойства материала причёски. В связи с этим вводится такое понятие как тектоника прически — взаимоотношение формы и конструкции, выраженные в материале.

Асимметрия — средство для создания динамичных моделей причесок. Она привносит в композицию новизну и нетрадиционность решений, помогает филигранно корректировать дефекты в построении головы и лица.

Главный критерий целостности асимметричной прически — ее композиционное равновесие. Сбалансированность формы в большей части подчиняется распределению волос по отношению к лицу человека. Ведь нарушение композиционного равновесия прически при взгляде на нее анфас мгновенно бросается в глаза.

Отчего так происходит?

Дело в том, прическа в анфас воспринимается относительно лица, симметричного и имеющего ось симметрии.

Асимметричная прическа и симметричная форма

Идеально симметричные и уравновешенные формы могут включать в себя асимметричные элементы, при условии их органичной связи с общим объемом прически. Тогда композиция приобретает тонкое своеобразие и оригинальность.

Конкретные проявления асимметричных деталей в симметричной форме разнообразны и порой неожиданны, но общие закономерности определить все-таки можно.

Универсальные принципы асимметрии

Лицу человека присуща вертикальная зеркальная ось симметрии, проходящая через центр переносицы – она участвует в организации композиции, причем с разной степенью активности.

Если асимметричная прическа аморфна, то есть отсутствует ярко выраженная ось симметрии, она не вызывает особых негативных чувств.

Но если ввести в композицию деталь, подчеркивающую симметрию и акцентирующую левую и правую части лица, ощущения резко меняются на отрицательные.

И чем ярче деталь подчеркивает ось симметрии, тем более бросаются в глаза ошибки в построении формы, усиливающие негативные чувства.

Таким образом, чем сильнее давление оси, тем энергичнее работает асимметрия.

Какие детали акцентируют ось симметрии?

  • Расположенный на оси симметрии пробор
  • Элементы прически одинаковой формы, располагающиеся на равном расстоянии от оси

Когда допустима незначительная асимметрия?

  • Если несимметричные детали находятся внутри симметричной формы и не выходят за ее границы.
  • Причем чем меньше акцентируется ось симметрии, тем больше асимметричных деталей внутри формы допускается использовать. Но даже небольшое одностороннее изменение формы, выходящее за общий силуэт, недопустимо.

Примеры применения асимметрии в прическах

Прически, представленные на рисунках 1,2,3, имеют асимметричные детали, но смотрятся вполне гармонично. Это происходит потому, что элементы мало отличаются друг от друга по зрительному впечатлению. Они равновелики по объему и массе, здесь используется одинаковая техника обработки прядей для создания разных по рисунку компонентов, и, с точки зрения тектоники, нет никаких нарушений.

Прическа, изображенная на рисунке 4, при абсолютно симметричной форме с акцентированной осью симметрии не выглядит уравновешенной. Объясняется это следующим: симметричные детали созданы в разной технике и поэтому качество поверхности волос и вес деталей получились неодинаковыми. Левая, кудрявая часть волос воспринимается легче по сравнению с правой гладкой и монолитной. А симметричность контура и ось симметрии еще больше подчеркивают этот дисбаланс. Мы четко ощущаем противоречивость элементов, потому что эмоционально их по-разному воспринимаем.

Но если не акцентировать ось симметрии (убрать центральный пробор), асимметричность лобно-височных волос будет выглядеть гармоничной, и, более того, внесет в композицию определенное своеобразие и художественно-декоративный эффект. А симметричный контур станет играть организующую роль для композиции (рис. 5).

Подведем итоги

Одним из неприятнейших композиционных изъянов причесок считается нарушение предела допустимого отклонения от симметричной основы. В результате получается, что прическа уже не вполне симметрична, но еще не асимметрична. Поэтому, прежде чем начать работать над композицией, для себя решите, на какой основе вы будете моделировать прическу – симметрии или асимметрии.

Стоит посмотреть


Вечерняя прическа в стиле 60-х. Мастер-класс
Коса из семи прядей. Уроки плетения кос многопрядных

Форма прически– это трехмерное представление прически. Форма состоит из высоты, ширины и глубины. Важным является геометрический вид формы прически . При определении формы прически – большая, маленькая – очень часто добавляют уточняющее понятие – вытянутая на макушечной части головы, нижней (затылочной) части, на висках, на теменной зоне, за ушами. Форма прически связана с возрастными и индивидуальными особенностями человека, с направление моды, назначением прически, а также с имиджем человека.

Контур– это двухмерное проявление формы, состоящее из высоты и ширины. В дизайне волос термины «форма» и «контур» часто равнозначны при описании очертания или силуэта прически. Существует три основные категории контуров и форм: прямолинейная – состоит из горизонтальных и вертикальных линий, треугольная – состоит из диагональных линий, криволинейная – из кривых линий.

Текстура– это визуальное проявление или ощущение поверхности, а также элемент дизайна, который придает ему определенный вид. Текстура может быть неактивная (пассивная) – гладкая и активная – шероховатая, неровная, комбинированная - сочетание обеих текстур.

Структура стрижки– это схема распределения длин волос стрижки по всей поверхности головы. Различное распределение длин волос создает силуэт стрижки.

СИММЕТРИЯ И АСИММЕТРИЯ

Важной составляющей в моделировании стрижки и прически являются симметрия и асимметрия. Симметрия помогает создавать уравновешенные композиции. В симметричных прическах достигается единство тождественных элементов, которые располагаются на одинаковом расстоянии по отношению к какой-то определенной точке или оси. Выделяют два основных типа симметрии: зеркальная и осевая.

Зеркальное равновесие представляет собой расположение деталей прически относительно плоскости или оси симметрии. Примером этого типа является большинство классических стрижек и причесок.

Осевое равновесие,его еще именуют центрическим, является результатом воображаемого вращения формы вокруг оси симметрии. Иными словами, если через центр головы провести воображаемую линию и вокруг нее повернуть прическу в ту или иную сторону, это и будет осевое равновесие. Оно применяется в тех случаях, когда требуется сместить прическу с учетом индивидуальных особенностей лица.

Симметрия – это одно из наиболее наглядно проявляющихся ( а потому и наиболее привычных для нас) свойств композиции.

Асимметрияиспользуется для создания более оригинальных, динамичных причесок и стрижек. Она представляет собой противопоставление неравных частей прически относительно оси равновесия. Как правило, эта ось проходит вертикально или горизонтально через середину лица. Асимметрию можно использовать в моделировании стрижки, прически, а также в окраске. Асимметрия вносит в прическу новизну, делает ее неординарной, нетрадиционной. При помощи асимметрии можно скорректировать некоторые недостатки внешности.

ДИНАМИКА И СТАТИКА В ПРИЧЕСКАХ

Важнейшими характеристиками композиции являются динамика и статика.

Динамичнойявляется композиция, в которой обязательно присутствует развитие, изменение, определенная направленность, движение. В динамичной композиции взгляд воспринимает элементы в определенном порядке. Таким образом, с помощью динамики можно привлечь внимание к главному элементу или главной части композиции. В динамичной композиции текстура волос как правило активная, этого можно добиться используя различные методы накрутки, тупирову, начес.

Статика– это качество противоположное динамике, это отсутствие зрительного движения. Статика подчеркивает состояние покоя, устойчивости, неподвижности во всем построении композиции.

Статика и динамика всегда относительны и достаточно часто присутствуют в одной композиции.

ЦВЕТ ПРИЧЕСКИ

Важным элементом композиции прически является цвет. Он оказывает различное действие на органы наших чувств. Цвета в прическах воспринимаются человеком как холодные или теплые, плотные или воздушные, объемные или плоские и т.д. Цвет волос оказывает большое влияние на восприятие визуально величины массы волос. Так светлые волосы зрительно увеличивают и облегчают прическу. Темные уменьшают и делают ее более статичной.

Цвет всегда является отражением модности прически. Вместе с фактурой волос он служит средством выявления достоинств форм и объема прически, подчеркивает выразительность отдельных участков или элементов. Так на темных волосах холодные волны выглядят более рельефно и четко, чем на светлых. А на статичных прическах темные волосы лучше отражают свет и смотрятся более монолитными .

Современная мода отмечена поиском новых нетрадиционных цветовых сочетаний. Окраской можно подчеркнуть контраст в стрижке, скорректировать недостатки внешности.

ЧЕТЫРЕ ПРИНЦИПА ДИЗАЙНА

четыре принципа дизайна: повторение, чередование, прогрессия, контраст.Эти принципы дизайна применяются при моделировании и применяются к форме, текстуре и цвету.

Повторение– все составляющие одинаковы, но имеют разное положение. При моделировании повторение может быть использовано как для всей прически (это создает впечатление единообразия), так и для отдельной зоны.

Повторение формы повторение цвета повторение текстуры

Чередование –является продолжением повторения. При чередовании две и более частей повторяются по определенной схеме. Чередование разбивает монотонность и делают прическу более динамичной.

Чередование формы чередование цвета чередование текстуры

Прогрессия –все части в прическе аналогичны, но пропорционально увеличиваются или уменьшаются, направляя взгляд по прическе к определенной ее части.

Прогрессия формы прогрессия цвета прогрессия текстуры

Контраст –это сочетание противоположностей. При помощи контраста можно создать необычный дизайн прически, сделать ее неординарной.

Силуэты и формы причесок

По объему и силуэту прически можно разделить на три группы: прилегающие, полуприлегающие и декоративные. Прически прилегающего силуэта красивые, стильные и элегантные, однако подходят далеко не всем — они слишком четко обрисовывают контур головы, повторяя ее форму и не скрывая недостатков. Полуприлегающий силуэт является как бы переходным от прилегающего к декоративному. Он наиболее распространен и удобен.




В прическах декоративного силуэта волосы лежат пышно, форма головы практически не прорисовывается, что позволяет скрыть ее недостатки. Форму причесок в наиболее характерном ракурсе принято схематизировать, приближая каждую к определенной геометрической фигуре. По этому принципу выделяют шесть основных форм.Каждая основная форма обычно имеет несколько различных вариантов укладки.



м


Такие варианты называются фасонами. Выполнить их можно, не только используя разные виды укладки, но и добавляя к основной форме различные декоративные детали: локоны, завитки, кудряшки, волны. Однако характер каждой выбранной декоративной детали должен соответствовать фасону и гармонично сочетаться с другими деталями и дополнениями.

Форма или тип лица

Форма лица человека определяется тем, как расположены и насколько выдаются лицевые кости черепа. Для определения формы лица рекомендуется отвести все волосы от лица, собрав их в конский хвост, или замотав полотенцем. Существует семь основных форм лица: овальное, круглое, квадратное, удлинённое, треугольное (грушевидное), в форме перевёрнутого треугольника (сердцевидное) и ромбовидное (в форме алмаза). Чтобы научиться легко распознавать каждую из форм лица и подбирать наиболее подходящую причёску, необходимо познакомиться с характеристиками каждой. Запомните, что, разрабатывая причёску для любой формы лица, вы стараетесь создать иллюзию овального лица.

Практические занятия


Рекомендуется принести в класс фотографии моделей и известных людей и вместе со своими соучениками проанализировать различные формы лица и причёски, которые для таких форм подходят или не подходят. Если бы одна из этих знаменитостей была вашей клиенткой, какую бы причёску вы могли ей посоветовать?
Лицо можно разделить на три основные зоны: первая – ото лба до линии бровей, вторая – от линии бровей до кончика носа и третья – от кончика носа до края подбородка. В процессе дизайна причёсок помните, вы стараетесь создать впечатление, что у любой клиентки идеальная форма лица. Идеальной формой лица принято считать овальную форму.

Овальный тип лица


Контуры и пропорции этого идеального типа лица составляют основу для модификации всех прочих типов лица.
Контуры лица: Длина овального лица примерно в полтора раза превышает его ширину, которая измеряется в области расположения бровей. Лоб слегка шире подбородка. Человеку с овальным типом лица подходит любая причёска, если только не приходится принимать в расчёт какие-то другие факторы, например, очки, длину и форму носа или форму профиля.

Круглый тип лица


Контуры: Круглая лини волос и круглая линия подбородка: широкое лицо.
Задача: Создать иллюзию удлинения, благодаря чему лицо будет выглядеть не таким широким.
Возможности: Создать причёску, в которой верхняя часть была бы более длинной или пышной, а с боков волосы бы облегали щёки.

Квадратный тип лица


Контуры: Лицо, широкое на висках, узкое в средней зоне и квадратное в области челюсти.
Задача: Замаскировать или скруглить квадратные черты.

Читайте также: