Как делали прически в средние века

Опубликовано: 14.05.2024


  • 22 Июня, 2018
  • Прически
  • Екатерина Малышева

Развиваясь вместе с человеческим обществом, поддаваясь веяниям моды, прическа является отражением социального статуса, религиозных и эстетических взглядов человека. Прически не только составляют важную часть образа человека, но и отражают исторический путь развития людей.

Средние века пришли на смену античности, отличающейся пластичностью и конкретикой в искусстве. До сих пор четко не определены хронологические рамки Средневековья. Предположительно эта эпоха продолжалась с XII по XVI век или же с V по XV, начиная с крушения Западной Римской империи. В ту пору в Европе главенствовал романский стиль. Он выражался в суровости, непоколебимости, мрачности. Его сменила готика с ее вниманием к деталям, возвышенностью, ажурностью.

Проявление романского стиля в прическах

Те прически Средневековья, что носили люди высокого статуса, особо не отличались от причесок простолюдинов по своей форме и размерам. Если ранее прическа могла быть опознавательным знаком, выделяющим различных по статусу членов общества, то к IX веку и рабы, и свободное население могли носить, к примеру, удлиненные стрижки, которые чуть прикрывали челюсть. А вот заключенных нередко брили наголо. Отличительным сословным признаком были лишь аксессуары: шляпы, шапки, украшения. В целом прически Средневековья были достаточно однообразными.

мужская прическа средневековья

Идеалом красоты считался высокий лоб, поэтому естественную линию роста волос часто подбривали. Брови и ресницы выщипывали, на месте бровей рисовали черные полукруглые линии. Особенно приветствовалась утонченность в облике женщин, в том числе и в прическах средневековых дам.

распущенные волосы

Особенности мужских причесок романской эпохи

В искусстве усилилось проникновение христианских мотивов. После многократных религиозных походов с целью обращения иноземных народов в христианство мужчины, принадлежащие высшим сословиям, начали носить удлиненные стрижки, подобно Иисусу Христу. Стала популярной «пизанская» высокая прическа: волосы равномерно подстригались под «горшок» так, чтобы длинная густая челка закрывала значительную часть лба. Пряди были завиты в крупные локоны.

В качестве головных уборов мужчины носили шапки, шлемы, капюшоны. Вождей можно было узнать по обручам или коронам на голове.

Идеалом мужской красоты были рыцари. Они обязательно должны были носить бороду. Иногда ее разделяли на несколько прядей, каждую их которых обвязывали дорогостоящей нитью.

Своеобразие мужских причесок Средних веков

Иногда средневековые мужские прически определялись родом деятельности. Отличительной чертой крестоносцев было то, что они не стриглись во время походов, поэтому их прически представляли собой длинные волосы, подобно женским. Служащие католической церкви выстригали в центре головы круг, называемый тонзурой, и носили небольшой округлый головной убор.

мужские прически

Эволюция причесок варварских племен

Племена варваров постоянно перенимали прически завоеванных народов. Они предпочитали прямые или волнистые волосы длиной по плечи. Германские племена вообще не стригли волосы, заплетая по бокам по две косички. Для них это был знак силы и вольной жизни. Некоторые мужчины из племен варваров носили высокую прическу – тугой хвост, затянутый на макушке. В VII веке типичная мужская стрижка представляла собой подбритый затылок и коротко стриженые волосы, а более молодые люди обладали длинными волосами.

В IX веке также получила широкое распространение прическа, при которой на макушке оставляли прядь волос, а остальные волосы сбривали.

Мотивы галльской культуры

Галлы избегали излишеств в аксессуарах, любили оставлять на лице густую растительность. Однако вскоре под влиянием моды Рима бороду, а потом и усы стали сбривать, оставляя только бакенбарды. Большинство населения было рыжеволосым, а те, кого природа этим не наградила, красили волосы раствором извести.

Женские прически Средневековья

С V по VIII век женские прически не отличались замысловатостью. Средневековая женская прическа представляла собой преимущественно длинные завитые волосы. На торжество волосы украшали цветочными обручами, венками, нитями из благородных металлов. Могли и прикрыть голову тканью, предварительно сделав небрежный «римский» пучок.

пучок и платок

Только в VIII-IX веке получили широкое распространение различные косы. Они могли быть как из двух, так и из большего количества прядей.

средневековые прически женские

Мужские головные уборы эпохи Средневековья

Несмотря на то что прически романской эпохи не отличались особым разнообразием, головные украшения были самыми разными. Они были достаточно детализированы и в то же время просты. Для их изготовления использовались практичные ткани: войлок, велюр, фетр. Основой мужских головных уборов был колпак, имевший множество вариаций: он мог быть и высоким с отогнутыми полями, и низкой шляпой, по форме напоминающей тарелку. Распространен был капюшон, объединенный с накидкой на плечи, и чепец, на который надевали шляпы. Люди знатных сословий могли носить и по паре шляп.

Женские головные уборы

По католическим традициям женщины всегда носили головные уборы, чтобы прикрыть голову. Совсем юным девушкам разрешалось носить распущенные волосы, которые символизировали невинность. Зрелые женщины знатного происхождения заплетали волосы в «рыцарские» косы, вплетая широкие ленты, с помощью которых достигался эффект сильного удлинения. Толщина косы объяснялась плетением из нескольких прядей. Косу нередко дополняли лентами из шелка. Женщины часто пользовались тканевыми лентами для украшения прически, повязывали платки из легких тканей и вуали. «Романская» повязка состояла из плотной ткани, обрамляющей голову, и более легкой, ниспадающей на щеки и подбородок и моделирующей овал лица. Дамы высшего сословия надевали поверх такой прически повязки, венец или корону.

косы с лентами

Для невест предназначались эффектные, торжественные венки из листьев и цветов, напоминающие корону. Цветы и листья скреплялись нитями из благородных металлов, украшались драгоценными камнями, блестками, бусами и перьями.

венок и распущенные волосы

Особенности готического стиля в прическах эпохи Средневековья

С приходом готики (XIII век) головные уборы приобрели более вытянутые очертания. В прическах 15 века недлинные волосы нередко обматывались вокруг обруча, надеваемого на голову. Появилось разнообразие вариаций ношения бороды: в форме круга, штопора, состоящие из двух разделенных прядей, крючкообразные. Крестьяне все так же ровно подстригали волосы вокруг всей головы.

В готическую эпоху ношение драгоценностей на головных уборах было в прямой зависимости от статуса. Только более богатые и знатные могли носить украшения в виде камней, перьев и вышивок

Проявления готики в женских прическах

Во время распространения готического стиля женские прически Средневековья отличались причудливостью форм и масштабностью. Альтернативой «рыцарских» кос стали два высоких пучка, сформированных из кос, украшенных камнями и покрытых сеткой. Сетки из тонкого золота придавала волосам различную форму: более острую или округлую. Пожилые женщины открывали шею и полностью скрывали волосы под головными уборами. Женские головные уборы, служащие своеобразным аксессуаром, тоже изменились под влиянием готики, однако все еще замещали прически.

прически средневековья

Женщины начали надевать косынки, поверх которых носили что-то более теплое: шапки или платки. Получили распространение своеобразные косынки, подобные капюшону (омюз), с длинными концами, которые обычно завязывали на шее. В XII-XIV веке женщины стали носить цилиндрообразные шляпы с разрезом сзади.

два пучка

Под влиянием готической архитектуры, имеющей тенденцию к стремлению вверх, возникли массивные колпаки – эннены. Они изготовлялись из проволочной основы и натянутой поверх плотной ткани. То, насколько высок был колпак, зависело от знатности хозяйки. Такого рода колпаки возмущали служащих католической церкви, поскольку походили на готические храмы. Однако их распространение не получалось пресечь: буквально на следующий день после повсеместного сжигания они появлялись на женщинах вновь.

Готические мужские прически и головные уборы

С уходом романского стиля мужские головные уборы усложнились. Они стали носить шляпы поверх первого «слоя»: платка или чепца. Даже знатные молодые мужчины начали все чаще отращивать длинные волосы, завивали их в крупные локоны.

В XIV-XV веке мужские головные уборы разграничили по сословной принадлежности. Монарх указывал, что, например, служащие церкви должны были носить четырехугольные береты и тиары. Бобровые шапки носили только судебные работники.

Нельзя не согласиться, что многие из представленных причесок универсальны и достаточно популярны и в наше время: не зря говорят, что мода циклична. Поэтому ознакомление с культурой и модными тенденциями наших предков может стать не только способом получения знаний, но и источником вдохновения.

Юлия Литвиненко

Исторические эпохи влияли на моду ушедших столетий. Войны, походы, зарождение государственности — основные события формировали искусство, философию, архитектуру. Европа с V по XV века отличалась сочетанием двух крайностей. Мрачные идеи духовности и сказочный расцвет живописи, поэзии, контраст черного и белого, добра и зла, отражался и на сознании людей. Прически Средневековья связаны с крестовыми походами, влиянием духовенства. Время рыцарей и прекрасных принцесс овеяно духом романтики, благородства.

Характеристика эпохи

Охватывает период с V по XV век, делится на 2 этапа. Романский стиль длится с V по XIII век, период готики — с XIII по XV век. Считается промежуточным разрывом между Античностью и Возрождением, восхвалявшие внешнее совершенство, телесную красоту, господство пороков над добродетелями. В период Средневековья основное внимание уделялось духовному наполнению, телесные желания укрощались, возводились в ранг низменных. Власть была в руках духовенства, влияющего на устройство государственности, общественный лад.


Период романского стиля пришелся на междоусобные войны, длительные походы. Именно в это время строили оборонительные крепости, серые, мрачные замки отличались надежностью, простые формы исключали архитектурные изыски. Время галантных рыцарей и прекрасных дам, сказочных турниров, зарождения легенд. Лучшими качествами мужчины считалось сила, смелость, отвага, мужественность. Идеалом красоты среди дам была утонченность, хрупкость, изящество, черты, которые распространялись лишь на благородных девиц. Крестьянки, служанки отличались выносливостью, работоспособностью, плотным телосложением. Галантный кавалер мог подать руку даме, и тут же пнуть служанку, подобные поступки были свойственны всем благородным рыцарям.


Прически были достаточно простыми, не отличались особой затейливостью. Среди простолюдинов была популярна стрижка «Пейзанская». Пряди аккуратно состригали вокруг головы, завивали крупными волнами. Крестоносцы отпускали длинные локоны, в затяжных походах давали обет не стричься. Знатные мужчины, подражая Иисусу Христу, носили распущенные волосы средней длины. Монахи и священнослужители брили голову по центру, оставляя пряди лишь по краям, образующие своеобразный круг.


Кстати. Мужчины носили бороды самой различной формы. Могли ее завивать, разделять пробором. Рыцари перевивали бороды нитями из золота или шнурами.

Во времена готики мужские прически мало изменились. Появились новые головные уборы, отличавшиеся по сословной принадлежности. Знатные люди украшали длинные ниспадающие локоны золотыми обручами. Духовенство носило митры, тиары, судьи — бобровые шапки, врачи использовали шляпы с боковыми наушниками из фалд ткани.


Женщины обязательно должны были носить головные уборы, согласно церковным законам, нельзя было появляться с непокрытой головой. В период романского стиля шляпы имели достаточно простую, аккуратную форму. Также в гардеробе присутствовали платки, чепцы, особой популярностью пользовалась «романская» повязка. Она состояла из 2 частей, полностью закрывала волосы, а также часть щек, шеи, создавая правильную форму овала. Знатные дамы носили покрывала, которые сверху фиксировались венцом или короной.

В основе всех причесок были плетения. Популярными были боковые косы, которые укладывались в области висков улиткой. Длинные толстые плетения, еще назывались «рыцарскими» косами, отличались шириной. Для их создания использовались отрезы ткани, которые вплетались в локоны.


В период готики женские прически также скрывали под головными уборами, которые становятся выше, приобретают более причудливую форму. Могли оставить несколько прядей у лба, заплетенные в косу. «Рыцарские» косы теряют популярность их заменяют «Улитками» — плетениями, уложенных кругом у висков. Для украшения волос использовались золотые сетки, объемные полушария. Носили разнообразные чепцы, косынки, но в отличие от романского стиля, аксессуары выглядят более изысканно за счет дорогих тканей и оригинальных форм.


На формирование моды влияла церковь, предписывающая простоту и аскетизм. Женщины носили длинные, закрытые платья прямого силуэта. Линия талии была завышена с помощью жакета, подол юбки собирался сбоку, драпировался на животе. Благодаря крестовым походам появились новые ткани, фасоны платьев. В период готики силуэт становится приталенным, придавая фигуре изящность, элегантность. Рукава имели форму колокола, значительно расширяясь книзу. Постепенно костюмы становятся настоящим произведением искусства, простота фасона подчеркивается дорогими, изысканными материалами.


Идеалом красоты считалась бледная кожа, высокий лоб, тонкая лебединая шея. Знатные дамы брили часть волос темени для увеличения лба. Выщипывали брови, использовали помаду для губ. От веснушек и родинок всячески избавлялись, считались знаками греховности. Смуглая кожа была признаком простого народа, знатные дамы тщательно оберегали кожу от солнца.


Характерные черты причесок этого времени

Волосы во времена Средневековья женщины старательно прятали за головными уборами. Церковь диктовала простоту, скромность, прически мужчин также не отличались разнообразием. Основное внимание уделялось аксессуарам, украшающим прическу. Использовали венцы, платки, золотые сетки, чепчики. Мужчины на притяжении столетий носили «Пейзанскую» стрижку, отличительными особенностями сословий были лишь головные уборы.


Характерные черты Средневековья:

  • «рыцарские» косы представляли собой длинные плетения шириной в ладонь, для которых использовались отрезы ткани;
  • боковые косы-улитки создавались из двух параллельных колосков, уложенных у висков;
  • мужчины носили короткие стрижки с челкой, обязательным элементом образа была борода;
  • простые прически принимали изысканные формы благодаря различным головным уборам и украшениям.

Актуальность в наши дни

Современные укладки отличаются от моделей Средневековья. Сегодня локоны завивают, собирают в изысканные формы, придают динамику, объем. Головные уборы не прячут красоту волос, актуальные окрашивания подчеркивают блеск и сияние. Прически времен рыцарей и благородных дам остались в прошлом. В парикмахерском искусстве используют лишь отделенные элементы плетений. Сложно сочетать укладки романского и готического стиля с современными направлениями.


Кому подходят:

  • юным, стройным барышням модельной внешности;
  • выполняются прически на средние, длинные локоны, прямой, вьющейся структуры;
  • собранные волосы станут украшением вытянутых, треугольных, правильных овалов, не подходят круглолицым девушкам;
  • современные интерпретации сочетаются с романтичным стилем, а также бохо, гранж;
  • можно использовать при создании торжественных образов, для тематических вечеринок, современный рыцарских турниров, у которых сегодня немало поклонников.

Общие рекомендации по выполнению

Простые прически в средневековом стиле легко сделать самостоятельно. Для выполнения потребуется стандартный набор инструментов, а также подходящие аксессуары. Передать особенности прошлого можно не только с помощью прически, украшений, уделить внимание стоит и наряду. Строгость и аскетизм форм укладок — основные черты причесок времен принцесс и рыцарей.


Инструменты для выполнения:

  • щетка с натуральным ворсом для расчесывания копны;
  • тонкий гребень для создания вертикального пробора;
  • пенка, мусс, воск для придания косам желаемой пышности или гладкости;
  • резинки, шпильки, невидимки для фиксации прически;
  • аксессуары для волос — ободки, обручи, ленты.

Как выполнить прическу:

  1. Локоны рекомендуется вымыть с шампунем и кондиционером.
  2. Обработать кремом, пенкой или воском для плетения кос.
  3. Разделить локоны пробором или зачесать назад.
  4. Заплести одну или две косы, аккуратно уложить, зафиксировав шпильками.
  5. Дополнить подходящими аксессуарами.

Современные варианты стрижек и укладок в средневековом стиле

Укладка с длинной косой не теряет популярности которое столетие. Универсальная прическа подходит различным типажам внешности, станет украшением правильного, продолговатого овала. Сочетается с современными стилистическими направлениями, можно использовать для особых, торжественных случаев. Подчеркивает длинные, роскошные локоны, в современной интерпретации рекомендуется придавать объем с помощью легкого начеса. Мы расскажем вам, как правильно сделать начес.


Прическа с двумя косами перенесет во времена доблестных рыцарей и прекрасных дам. Создать простую, лаконичную модель можно на средних и длинных локонах. Небрежность плетения придаст современные нотки классической укладке. Оригинальные украшения станут изюминкой образа. Подобные варианты рекомендуются юным барышням, сочетаются с романтическим и стилем бохо.


Косички вокруг головы могут быть выполнены в классическом, а также оригинальном варианте. Аккуратно собранные локоны подчеркивают правильные черты лица, подходят продолговатому, правильному овалу. Выполнятся прически могут на разной длине, подобные модели легко скрывают дефицит объема редких прядей. Укладка подходит юным, стройным барышням в качестве ежедневной модели, можно использовать и для вечерних выходов.


Плюсы и минусы

Прически Средневековья редко используются сегодня. На смену строгим, скромным формам пришли более торжественные, оригинальные варианты, подбирающиеся по типажу внешности. Современные укладки включают лишь элементы рыцарских моделей, стоит знать об особенностях выполнения, преимуществах и недостатках.

Плюсы:

  • достаточно простые прически можно выполнить самостоятельно;
  • подходят на каждый день, можно использовать и для особых случаев;
  • выполняются на разной структуре волос — прямых, вьющихся, кудрявых;
  • сочетаются с различными современными стилистическими направлениями.

Минусы:

  • подходит только юным, стройным барышням;
  • выполняются прически на средних и длинных локонах;
  • не подходят для делового стиля;
  • укладки не соответствуют современным парикмахерским тенденциям;
  • средневековые прически не обладают корректирующим, омолаживающим эффектом.

Звездные примеры

Оливия Уайлд периодически появляется на публике со скромными косами, укладки соответствуют средневековому стилю.


Гвен Стефани предпочитает яркие образы, использует элементы причесок эпохи рыцарей.


Джессику Альбу украшают аккуратные косички, уложенные вокруг головы.


Шарлиз Терон выбирает строгие, лаконичные укладки для светских мероприятий.


Полезные видео

Причёска мотивы средневековья.

Века были так себе – средние

Историческая справка
Период Средневековья в истории Европы длился с V в. до XV в. В истории искусства искусство Средневековья делят на два периода – романский стиль (до XIII в.) и готика (с XIII по XV вв.).

Средневековье с одинаковым успехом можно считать как темными веками, так и периодом сказок – о прекрасных принцессах и мужественных принцах. В любом случае, как и любой другой период человеческой истории, Средние века были разными – и не черными, и не белыми. Сам же термин «Средневековье» для данного периода придумали в эпоху Возрождения (XV – XVII вв.).

Прически Средневековья - романский стиль

Франция. Средневековый замок

Художники, философы, писатели эпохи Возрождения считали, что Средневековье – это разрыв, провал между ними и культурой Античности (Древняя Греция, Древний Рим), которой они так стремились подражать. И немудрено, ведь и в Античность, и в период Возрождения прекрасным считалось именно человеческое тело и человек как таковой со всеми его страстями и пороками, телесными желаниями. В период же Средневековья на первое место ставилась душа, а телесные страсти должны были быть укрощены.

Художники Средневековья так и рисовали – тело неважно, и оно рисовалось маленьким и хилым, слабым. В Средневековье не знали перспективы и многие книжные миниатюры того периода очень похожи на детские рисунки. Но при этом очень любили яркие и насыщенные цвета – желтый, красный, зеленый, синий. Эти цвета использовались не только художниками, но и в одежде. Так что данное время зря считают темным и серым, если судить по тому, как были одеты люди, то оно было очень ярким.

Период господства романского стиля в искусстве – это период войн. В это время строятся укрепленные замки и не менее мощные оборонительные стены городов. Даже монастыри и церкви представляют собой настоящие крепости.

Средневековые прически женщин и мужчин

Кадр из фильма «Проклятые короли» 1972
Мужская и женская Средневековые прически

Идеал красоты
Мужчина в тот период должен был быть бесстрашным и мужественным воином, а женщина – хрупкой и нежной. Красивым считался высокий лоб и поэтому женщины очень часто подбривали волосы надо лбом. Также ими выщипывались брови и ресницы. А на месте бровей рисовались черные дугообразные линии. Но стоит помнить и о том, что хрупкими и нежными могли быть лишь знатные женщины, у крестьянок наоборот ценилась выносливость, и красивым среди крестьянок считалось достаточно плотное телосложение.

Мужчины-рыцари должны были оберегать прекрасных дам и относиться к ним с уважением. Но, опять же, почтение к дамам не распространялась на крестьянок. Рыцарь, подающий даме руку, вполне мог пнуть сапогом крестьянку, но от этого он не переставал быть благородным рыцарем.



Наложение шины на сломанную ногу. Миниатюра Манесского Кодекса.
Слева (два юноши) – «пейзанские» стрижки. Справа (доктор) – прическа из полудлинных волос (наподобие прически Иисуса Христа).

Что касается причесок, то мужские прически того периода были достаточно просты. Причем как крестьяне, так и рыцаре могли носить вполне похожие прически.

Самой распространенной прической в тот период была прическа под названием «пейзанская» стрижка – волосы вокруг головы аккуратно подстригались и завивались крупными прядями, на лоб спускалась густая челка.



Игра в рыцарей. Миниатюра из рукописи Геррады Ландсбергской, XII в. Прически юношей

Знатные мужчины очень часто носили волосы средней длины, тем самым подражая изображениям Иисуса Христа.

Крестоносцы носили длинные волосы, так как во время своих походов они давали обет не стричь волосы.


Монахи и священники носили особую прическу, которая называлась тонзура – волосы оставлялись лишь по кругу головы, а в центре выбривались.

монашеская прическа

Тонзура. Изображение более позднее (XVI в.).
Здесь изображен основатель протестантизма Мартин Лютер.

В Средневековье практически все мужчины носили бороды. К слову, еще у варваров во времена Римской империи борода считалась признаком свободы и непокорности.

Борода могла быть самой различной формы. Также могли ее и завивать. У рыцарей борода разделялась на несколько прядей, которые были перевиты золотой нитью или же шнуром. Шнур в свою очередь также был сплетен из тонких золотых нитей.



Миниатюра из Манесского Кодекса. XIV в.
У женщины прическа «рыцарские» косы.

Женщинам в Средневековье в обязательном порядке предписывалось носить головные уборы. Так как согласно правилам христианской религии выходить на улицу с непокрытой головой считалось неприличным. Отсюда и головные уборы Средних веков – самых причудливых форм и невообразимых размеров. Впрочем, в романский период они были еще достаточно скромны. В полной же мере фантазия дам разыграется чуть-чуть позже – в период готики.



Кадр из фильма «проклятые короли». 1972
«Романская» повязка

В романский период женщины носили платки, чепцы. Очень популярным был головной убор, который назывался «романская» повязка. Данный головной убор состоял из двух частей – одна часть плотно облегала голову (она удерживалась широкой лентой или обручем), вторая часть, из более легкой ткани, закрывала часть щек и спускалась на подбородок. Таким образом, лицу придавалась форма правильного овала, которая в то время считалась очень красивой.



Кадр из фильма «Проклятые короли». 1972.
«Романская» повязка и корона

Также голову могли укрывать различными покрывалами, которые придерживались при помощи одетых на них сверху корон или же венцов с зубцами.

Что касается причесок, то женщины носили височные косы, перевитые широкими лентами. Также они могли носить и так называемые «рыцарские» косы – широкие (с ладонь) и очень длинные. Их значительная ширина достигалась за счет многопрядного плетения и полосок ткани, которые вплетались в такие косы.



Кадр из фильма «Проклятые короли» 1972
Покрывало

В V-VIII вв. среди женщин была очень популярна прическа «по-римски» - волосы на затылке собирались в пучок, а сверху одевалось легкое покрывало или же платок. Мода же на косы появляется в VIII-IX вв. и будет сохраняться вплоть до периода Возрождения.

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Recent Entries
  • Archive
  • Friends
  • Profile
  • Избранное

Женские прически Европы. Средневековье.

Вы просили о прическах. Завтра уже суббота - можно начинать. Тем более, что в один пост тут не уложиться. Попытаюсь опубликовать по периодам. Древнюю Грецию и Рим, с Вашего разрешения, пропущу. Начну со средневековой Европы.

Прически Средневековья. Романский перио д

Женщины раннего средневековья во время пиров и турниров на голову повязывали ленты, надевали венки из цветов и листьев, украшали тонкими металлическими обручами и витыми шнурами. Иногда женщины делали из прядей на затылке свободный пучок - "по-римски", при этом покрывали голову покрывалом или платком. В конце 8 - первой половине 9 века , во времена возвышения династии Каролингов, среди девушек и женщин появляется мода на косы. Плетение кос было различно: в три, четыре, пять прядей. Такую косу называли многопрядной. Косы заплетали от висков и макушки. Часто их удлиняли за счет вплетения лент, разноцветных шнуров, образуя своего рода футляр.

Примитивность силуэтов причесок скрадывалась разнообразием головных уборов. Фантазия в изобретении новых уборов не знала предела. Но несмотря на излишество деталей все они были практичны. Делались из велюра. фетра, войлока, плотных тканей.
Женские головные уборы в большинстве своем состояли из легких повязок, платков. Одной из самых рапространенных была так называемая "романская" повязка. Она состояла из двух частей: одна плотно облегала голову, другая, из легкой ткани, спускалась на подбородок, закрывая часть щек. При помощи повязки можно было придать лицу правильный овал.Верхняя часть убора придерживалась обручем или широкой лентой.

Знатные дамы надевали поверх легких покрывал короны, венцы с зубцами.

Модно было носить венки из листьев, цветов. Невесты надевали высокие, нарядные головные уборы, напоминавшие корону.

Основным материалом была серебряная проволока, цветные камни, стеклянные бусы разной формы, золотые блестки. Наиболее богатые и знатные невесты могли украсить свадебную корону павлиньими перьями и драгоценными камнями. Девушки из небогатых семей украшали голову металлическими обручами с цветными бусинами.

Чуть позже красивым стал считаться высокий лоб, который пересекали глубокие морщины. Поэтому волосы надо лбом подбривали. Практически полностью выщипывали брови и ресницы. Брови рисовали заново в виде тонких дугообразных линий. Волосы скрывались под головным убором.
С распущенными волосами в то время изображались только ведьмы и русалки. Дамы должны были казаться хрупкими утонченными, бледными, с маленькими ухоженными руками. Женственность и нежность, изящество и утонченность становятся предметом культа и прославления. Косметику употребляли редко.

Прически Средневековья. Готический период

Слово "готика" происходит от итальянского слова "gottiko" - буквально "готский" , по названию германского племени готов. Как художественный стиль он возник в период позднего средневековья (середина 10 - 15вв.) и стал последним этапом искусства этого времени. Как и романский стиль, готический находился под сильным влиянием католической церкви, отсюда преобладание религиозной тематики.
Женские прически все еще были скрыты разнообразными головными уборами огромных размеров и причудливой формы.

Девушки же могли ходить с распущенными волосами, украшенными лентами, венками.

Дамы убирали волосы под тонкие льняные платки, оставляя на лбу тонкую косичку, уложенную в форме полукруга - петли, по ней можно было определить цвет волос. Прическа "рыцарские косы" почти исчезла, на смену ей с изменением форм головных уборов появляется другая - тоже из кос, но уже закрученных над ушами в виде "улиток", которые покрывались модным в то время украшением в виде выпуклого полушария или щитка. Называлось оно темплет.
Темплеты укреплялись на обруче, охватывавшем голову. Часто "улитки" из жгутов волос покрывались тонкими золотыми сетками - таким образом, каждая "улитка" имела свой золоченый "домик". Волосы в сетках имели вытянутую или округлую форму в зависимости от укладки. Пожилые дамы полностью скрывали волосы под массивными головными уборами. При этом шея была полностью открыта.

В период позднего средневековья однообразие причесок компенсировалось головными уборами.
Женские головные уборы, все ещё полностью заменявшие прически, претерпели некоторые изменения по сравнению с романским периодом. Самым популярным убором была косынка под названием барбет. Поверх нее, особенно зимой, женщины обычно надевали утяжеленные шапки и покрывала. Носили платки омюз, напоминавшие капюшон, с завязанными вокруг шеи длинными концами.
В 13 - 14 веках горожанки и знатные дамы начали носить горж, по форме представляющий собой цилиндр или трубу, достаточно высокую, внизу края убора расширялись, сзади на затылке делался небольшой разрез.
Модными были шляпы типа туре из фетра и войлока. В 15 веке получают распространение высокие колпаки, получившие названия "сахарная голова", "паруса". Уборы увеличивались в высоту, повторяя силуэты готических крыш.

В 1395 году Елизаветой Баварской был введен в моду головной убор Эннен. Считалось, что эннены африканского происхождения. Эннен имел форму усеченного конуса на картонной и проволочной основе. Поверх каркаса натягивали ткань. Дополнением этого своеобразного головного убора служила длинная прозрачная вуаль.
Церковь неоднократно высказывала свои протесты по поводу появления и быстрого распространения этих головных уборов - своеобразных карикатур на готические соборы.

Бургундская мода создает также "рогатый" чепец с боковыми золочеными сетками на ушах и высокие чепцы разной формы , которые зависели от каркаса и расположения тонких прозрачных вуалей. Носили также венцы, разнообразные сетки.
В средневековых городах по одежде, головным уборам, прическам можно было определить сословную принадлежность людей. Суровые законы предписывали строгое разграничение в ношении драгоценностей. Так, головные уборы знати украшались павлиньими перьями, серебряными пряжками, эмалями, подвесками, восточными вышивками.
Поскольку прическа была полностью скрыта, золотые шнуры, венки, обручи изящной работы надевали поверх платков.
На портретах Яна ван Эйка, Лукаса Кранаха Старшего. витражах соборов можно увидеть женские лица с неестественно высокими лбами, выщипанными бровями и ресницами. Дамы пользовались пудрой, помадами, розовой туалетной аводой, маслами, привезенными из восточных стран, духами.
ХІІІ век

Высоченные прически с украшениями. Делались примерно так.

-Музыка

-Поиск по дневнику

-Метки

-Рубрики

  • История (1612)
  • Интересная информация (1211)
  • Известные люди (699)
  • прикол (639)
  • Мистика (628)
  • Фото (604)
  • Британские острова (566)
  • Магия (297)
  • искусство (267)
  • Гарри Поттер (144)
  • Игры (22)

-Статистика


В средние века зарождается культ Прекрасной Дамы, рыцарского служения ей, процветает любовная лирика.
Вспомним, к примеру, роман об удивительной любви Тристана и Изольды, когда Тристан, увидев волос Изольды, принесенный ласточкой, воспылал к ней пламенными чувствами.
Благодаря поэтам, легко представить себе идеал женщины того времени:
Прекрасная Дама была хрупкой и тонкой, почти бесплотной, с белой, как лилия, кожей и большими голубыми глазами. Длинные золотые локоны спадали до бедер. Молодые девушки носили волосы распущенными.

Иллюстр. Эдмунда Лейтона "Моя прекрасная леди"/ My fair Ladу/

Описание красавицы из легенд о короле Артуре:
"…черты лица девушки были правильны и прекрасны, а волосы были ещё более золотисты, чем оперение крыльев иволги. Лоб её был высок, чист и бел, брови же – черны и изогнуты дугой и превосходнейшим образом очерчены; они были столь хороши, что можно было подумать, что какой-то великий мастер нарисовал их от руки. В глазах её светились столь глубокий ум и проницательность , что, вероятно, стрела её взгляда могла бы пронзить не только толщу золотых монет достоинством в пять экю, но и сердце того, кто вздумал бы закрыть от сего оружия свою грудь столь невиданным щитом и таким образом одержать над ним победу.
Уверяю вас, взора столь проницательного стоит опасаться и лучше избегать, ибо никто не смог бы устоять против него, никто не смог бы не воспылать к его обладательнице пылкой любовью….ланиты её были свежее и розовее, чем лепестки дикой розы. Следует добавить, что если она отличалась хорошеньким личиком, приятным для взоров всех людей, то и станом она обладала стройным и гибким, и с ней, пожалуй, не смогла бы соперничать сама Лоретта де Бребрас. У сей юной девицы были прекрасные покатые плечи, красивые и тонкие руки, которые никогда не оставались безвольно лежать на коленях или покорно висеть вдоль тела, когда представлялась возможность подать их для поцелуя"
/Из легенд «О короле Артуре, чаше Грааля и рыцарях Круглого стола»/

Замужние дамы должны были прятать волосы под покрывалом, чтобы только муж - господин и повелитель - мог любоваться их красотой.
Непременным условием красоты были кудри. Локоны завивали с помощью щипцов и специально разогретых палочек.
Хотя блюстители морали считали греховным естественное желание женщины выглядеть лучше, чем она есть. Те, кто делает себе волосы кудрявыми, должны идти в ад, ибо другого пути для них нет, - реплика из средневековой пьесы.


Ходить с непокрытой головой позволялось лишь молоденьким девочкам.
Во времена позднего Средневековья женщины, согласно указанию костелов, должны были укрывать волосы чепцами, косынками, покрывалом, вид непокрытых женских волос считался греховным.
Длинные волосы считались фактором обольщения (Ева, Мария Магдалина и другие библейские соблазнительницы изображались с распущенными волосами).
К тому же некоторые теологи настаивали на том, что женщинам необходимо прикрывать уши, поскольку Святой Дух вошел в деву Марию якобы через ее ухо, после чего она забеременела.
Женские уши некоторое время считались едва ли не срамным местом, а срывание головного убора дамы было равносильно обвинению ее в занятии проституцией.

Самым простым и самым древним головным убором является покрывало - обычный кусок полотна (обычно льняного или шерстяного), прямоугольный или выкроенный “солнцем”.
Им покрывали голову так, чтобы один прямой край закрывал лоб, а остальное полотно ложилось на шею и плечи по бокам и сзади.
Это самый простой способ использования, хотя концы полотна можно было, как угодно драпировать на шее или вокруг плеч.
Покрывало часто удерживалось на голове обручем/венцом/ или лентой.


Венец служит типичным модным украшением головы юной девушки, чьи волосы еще не должны быть покрыты головным убором, согласно общественным нормам.
Правда, нужно исходить из того, что по крайней мере в низших слоях населения и юные девушки в повседневной жизни прикрывали волосы, чтобы защитить их от загрязнения, но легко представить, что в выходные и по праздникам даже девушки из небогатых слоев общества охотно надевали венец из желания носить что-то украшающее.
Из-за этого венец был излюбленным любовным даром (ср. у Вальтера фон дер Фогельвейде: «Примите, дама, этот венец» - „nemt, frouwe, disen kranz“)

Венец/реконструкция/

Вимпл
Вимпл – это западно-европейский средневековый головной убор, традиционно состоящий из 2-х покрывал (верхнее закрывало волосы, т.к. неприлично было выходить на улицу с непокрытой головой, и нижнее – закрывало шею и грудь.

Различные чепчики

Женщины носили длинные волосы с пробором посередине, заплетали их в косы и убирали на затылке, поверх прически надевалось убранство.
Молодые девушки волосы также собирали аккуратно в косы, переплетали лентами и сверху укрывали накидками.

Головной убор филлет
Он состоял из вуали (или сетки для волос) в сочетании с подвязанной под подбородком широкой полосой ткани. Иногда филлет вечала корона или диодема.

С 14 века в широкое употребления входят головные уборы, полностью скрывающие волосы.
Возможно, причиной такой популярности стала эпидемия Чумы (1347-1375гг.), в следствие которой многим женщинам пришлось остричь волосы.
Подтверждением данному предположению служат миниатюры 14-15вв. (в частности «Toggenberg Bible», 15в.), а так же найденные остатки фальшивых кос.
Говорить о статусном понижении чепца так же сложно, поскольку на изображении присутствую женщины разных социальных слоев.

– Фальшивые косы.
Одно из первых изображение фальшивых кос появляется в «Luttrell Psalter», (Англия, 1325 – 1335гг.). В «Textiles & Clothing» приведена лондонская археологическая находка) – остатки фальшивых кос, сплетенных из ниток, и тесьмы, к которой они крепились. Там же сказано о том, что аналогичные косы могли изготавливаться так же из конских волос или из специально приобретавшихся для этого волос умерших.


4 серебряных булавки с головками из жемчуга («Dress Acsessories» (Археология Лондона).Могли как раз и использоваться для крепления этих самых фальшивых косиц.


В X-XI веках мужчины носили подстриженные до мочек ушей, полудлинные волосы. Эта форма прически в течение многих веков с незначительными изменениями сохранилась в среде низших сословий общества.

С XII в. с развитием придворной роскоши, начинает устанавливаться мода на длинные волосы, и в ХШ веке носят волосы, доходящие до плеч.
Рыцарь превращается в придворного кавалера.
Волосы начинают завивать или закручивать, вместо того, чтобы подстригать волосы на лбу, делается пробор и волосы зачесываются назад.
С XII в. до конца XIV в. рыцарство и почтеннейшие горожане брили бороду, ее носили только среди простонародья и евреи, как не подлежащие никакому этикету, и иногда самые высшие и знатные классы в виде отличия.

Детали скульптур 1250-60 гг. Музеи Германии.


Скульптурная композиц.ok.-1250-1270гг. в городе Наумбурге (нем. Naumburg)Германия.

Парикмахерское искусство в это время развития не получило.
Но в период конца позднего Средневековья головы женщин вновь начинают приобретать вид; напоминающий греческие прически.
Общество развивается циклично, и эти циклы повторяются (философ Арнольд Той-би). После долгого средневекового поста начинается всеевропейский пир: Декамерон Бокаччо заменяет Библию; никто не живет без гороскопов, предсказателей - грядет эпоха наслаждения жизнью, эпоха Возрождения.

В эпоху Возрождения(XIV-XVI вв.) все стремились наслаждаться жизнью на земле, а не на небе.
"О! Как молодость прекрасна, но мгновенна!
Пой же, смейся, счастлив будь, кто счастья хочет,
и на завтра не надейся", - писал в своих стихах Лоренцо Медичи, правитель Флоренции.
Совершенно другая эпоха, изменившая все: жизнь, философию и психологию людей, искусство, стиль архитектуры.

Парикмахерское искусство получило новое развитие. Происходит возврат к наследию античности, прически вновь становятся сложными, с применением дорогих украшений, перьев и диадем. Судить об этом мы можем по картинам Боттичелли, ибо модной красавицей была Симонетта Веспуччи, не раз вдохновлявшая Сандро Боттичелли (ее черты можно увидеть в знаменитой боттичеллиевской Венере).
Мужской стиль - это волосы длиной до плеч, уложенные валиком, обрамляющим лицо и шею, борода и усы сбриты.






О цвете волос:
О мистической силе волос говорят многие мифы. Древневосточных и античных богов, евангелистов и апостолов чаще всего изображали с длинными волосами, что указывало на их физическую стойкость и духовную твердость. Считалось, что именно в волосах обитает душа, и если их отрезать, то человек может лишиться психической и физической силы.
Например, очень короткие волосы пользовались недоброй славой.
В Ирландии верили, что люди с такой стрижкой поддерживают связь с потусторонними силами, потому что «ежик» на голове как будто всегда стоял дыбом от ужаса при контактах с нечистью.
Не менее важную роль в мистической оценке волос играет цвет.
Белые и отливающие золотом напоминали о божественном свете и символизировали бессмертие. С такими длинными локонами обычно на византийских иконах рубежа XII и XIII веков изображали ангелов.

Иллюстр. Эдмунда Лейтона A Medieval Beauty

Каштановые указывали на сильную внутреннюю энергию человека.
Медно-рыжие были связаны с богиней Венерой, являющейся для многих верующих олицетворением прелюбодеяния, поэтому этот цвет якобы свидетельствовал о развратном и демоническом характере.
Немудрено, почему венецианские художники куртизанок изображали только рыжеволосыми.
Женщин с красновато-рыжими волосами обвиняли в причастности к сообществу злых духов. Этот цвет был знаком нравственного падения и предательства. С такими волосами изображали Иуду.
Столь же мрачной репутацией были наделены и чёрные волосы. Они как бы несли на себе след адской копоти и отпечаток зла.

Небольшая подборка изображений по теме причёсок и аксессуаров

Luttrell Psalter (British Library ADD. 42130, fol. 63), c. 1325-1335

Тут по всей видимости постриг
St. Francis accepts St. Claire as a novice, c. 1465

Germany, c. 1320

И еще вот несколько приспособлений для закрепления причесок, их можно назвать булавками для волос.

Резная кость, 14 век.

Эти булавки тоже вероятно использовались для волос. Исследователи описывают их как для волос и для платья.
Бернстон, Северный Йоркшир, Англия, 13-14 век.Медный сплав.

1250-1450 гг.

Left: Bone, France, 12th or 13th century
Right: Ivory, southern Italy, 11th or 12th century

•гребень Date: 1450

• гребень Date 15th. Франция.



Несколько рецептов ароматизации волос.
/источник рецептов Plat's Delightes for Ladies, Trotula (12-го века)/

"Когда она расчесывает волосы, дайте ей этот порошок.
Возьмите несколько высушенных роз, гвоздику, мускатный орех, жеруху лекарственную и galangal. Смешайте все измельченные компоненты в розовой воде.
Опрыскивайте ее волосы этой водой и расчесывайте гребенкой, опущенной в эту ту же самую воду.
Её волосы будут пахнуть удивительно."(Trotula)

"Также, дворянки должны носить мускус в их волосах, или гвоздику, или и то и другое, но заботиться о том, чтобы это осталось незамеченным.
Также к платку, покрывающему голову, должна быть прикреплена гвоздика и мускус, мускатный орех и другие душистые вещества." (Trotula)


Для роста и аромата волос:
источник Manual de Mugeres (16-го века) и
по English Housewife, написанная Gervase Markham.

"Если вы желаете иметь длинные и ароматные волосы, вы должны постоянно расчесывать волосы с жиром стервятника на солнце." (de Mugeres)

Читайте также: