Жидкие волосы что это за средство выразительности

Опубликовано: 17.09.2024

Средства речевой выразительности – это один из важнейших факторов, благодаря которому русский язык славится своим богатством и красотой, которая не раз была воспета в стихах и бессмертных произведениях русских классиков-литераторов. По сей день русский язык является одним из наиболее сложных для изучения. Этому способствует огромное количество средств выразительности, которые присутствуют в нашем языке, делают его богатым и многогранным. На сегодняшний день нет чёткой классификации средств выразительности, но всё же можно выделить два условных вида: стилистические фигуры и тропы.

Стилистические фигуры – это речевые обороты, которые использует автор для того, чтобы достигнуть максимальной выразительности, а значит, лучше донести до читателя или слушателя необходимую информацию или смысл, а также придать тексту эмоциональную и художественную окраску. К стилистическим фигурам относятся такие средства выразительности, как антитеза, параллелизм, анафора, градация, инверсия, эпифора и другие.

Тропы – это речевые обороты или слова, которые используются автором в непрямом, иносказательном значении. Эти средства художественной выразительности – неотъемлемая часть любого художественного произведения. К тропам относятся метафоры, гиперболы, литоты, синекдохи, метонимии и пр.

Наиболее часто встречающиеся средства выразительности.

Как мы уже говорили, существует очень большое количество средств лексической выразительности в русском языке, поэтому в данной статье рассмотрим те из них, которые чаще всего можно встретить не только в литературных произведениях, но и в повседневной жизни каждого из нас.

  1. Гипербола (греч. hyperbole – преувеличение) – это вид тропа, основой которого является преувеличение. Благодаря использованию гиперболы усиливается значение и производится нужное впечатление на слушателя, собеседника или читателя. Например: море слез; океан любви.
  2. Метафора (греч. metaphora – перенесение) – одно из важнейших средств речевой выразительности. Этот троп характеризуется переносом характеристик одного предмета, существа или явления на другой. Этот троп похож на сравнение, но слова «словно», «как будто», «как» опускаются, но каждый понимает, что они подразумеваются : подмоченная репутация; светящиеся глаза; бурлящие эмоции.
  3. Эпитет (греч. epitheton – приложение) – это определение, придающее самым обыденным вещам, предметам и явлениям художественный окрас. Примеры эпитетов: лето золотое; струящиеся волосы; волнистый туман.

ВАЖНО. Не каждое прилагательное является эпитетом. Если прилагательное указывает на четкие характеристики существительного и не несет никакой художественной нагрузки, то оно не является эпитетом: зеленая трава; мокрый асфальт; яркое солнце.

  • Антитеза (греч. antithesis – противопоставление, противоречие) – еще одно средство выразительности, которое используется для усиления драматизма и характеризуется резким противопоставлением явлений или понятий. Очень часто антитезу можно встретить в стихах: «Ты богат, я очень беден; ты прозаик, я поэт…» (А.С. Пушкин).
  • Сравнение – стилистическая фигура, название которой говорит само за себя: при сравнении один предмет сопоставляется с другим. Есть несколько способов, которыми может быть представлено сравнение:

    - речевым оборотом, в котором присутствуют союзы «будто», «словно», «как», «подобно» (Кожа ее рук была грубой, как подошва сапога).

    - придаточным предложением (На город опустилась ночь и в считанные секунды все стихло, как будто и не было той оживленности на площадях и улицах всего час назад).

  • Фразеологизмы – средство лексической выразительности речи, которое, в отличие от других, не может быть использовано автором индивидуально, так как это, прежде всего, устойчивое словосочетание или оборот, свойственный только русскому языку (ни рыба, ни мясо; дурака валять; как кот наплакал).
  • Олицетворение – это троп, которому свойственно наделение человеческими свойствами неодушевленных предметов и явлений (И лес ожилзаговорили деревья, запел ветер в верхушках елей).
  • Кроме вышеперечисленных, существуют следующие средства выразительности, которые мы рассмотрим в следующей статье:

    • Аллегория
    • Анафора
    • Градация
    • Инверсия
    • Аллитерация
    • Ассонанс
    • Лексический повтор
    • Ирония
    • Метонимия
    • Оксюморон
    • Многосоюзие
    • Литота
    • Сарказм
    • Эллипсис
    • Эпифора и др.

    Тропы — упо­треб­ле­ние сло­ва в пере­нос­ном значении.

    Глаза гро­мад­ные, как про­жек­то­ры (В.Маяковский)

    Шаровары шири­ною с Чёрное море (Н.Гоголь)

    Откуда, умная , бре­дёшь ты голо­ва? (И. Крылов).

    Граф Хвостов,
    Поэт, люби­мый небесами,
    Уж пел бес­смерт­ны­ми стихами
    Несчастье Невских бере­гов… (А.Пушкин)

    Скрытое срав­не­ние. Вид тро­па, в кото­ром отдель­ные сло­ва или выра­же­ния сбли­жа­ют­ся по сход­ству их зна­че­ний или по кон­трасту. Иногда всё сти­хо­тво­ре­ние пред­став­ля­ет собой раз­вёр­ну­тый поэ­ти­че­ский образ.

    Вид тро­па, в кото­ром сбли­жа­ют­ся сло­ва по смеж­но­сти обо­зна­ча­е­мых ими поня­тий. Явление или пред­мет изоб­ра­жа­ют­ся с помо­щью дру­гих слов или поня­тий. Например, назва­ние про­фес­сии заме­не­но назва­ни­ем ору­дия дея­тель­но­сти, а так­же назва­ние сосу­да — на его содер­жи­мое, чело­ве­ка — на его внеш­ность, насе­лён­но­го пунк­та — на назва­ние жите­лей, орга­ни­за­ции — на сотруд­ни­ков, фами­лии авто­ра — на назва­ние произведения.

    Когда же берег ада Навек меня возь­мёт, Когда навек уснёт Перо, моя отра­да… (А.Пушкин.)

    На сереб­ре, на золо­те едал.

    Ну, ску­шай еще таре­лоч­ку, сынок.

    Все фла­ги в гости будут к нам. (А. Пушкин.)

    Швед, рус­ский колет, рубит, режет.

    Лёд неокреп­ший на реч­ке сту­дё­ной слов­но как таю­щий сахар лежит. (Н. Некрасов.)

    Да, есть сло­ва, что жгут, как пла­мя . (А.Твардовский)

    Фигуры речи

    Фигуры речи — обоб­щён­ное назва­ние сти­ли­сти­че­ских при­ё­мов, в кото­рых сло­во, в отли­чие от тро­пов, не обя­за­тель­но высту­па­ет в пере­нос­ном значении.

    А новое так отри­ца­ет ста­рое . Оно ста­ре­ет на гла­зах! Уже коро­че юбки. Вот уже длин­нее ! Вожди моло­же . Вот уже ста­рее ! Добрее нравы.

    Намеренное повто­ре­ние в тек­сте одно­го и того же слова.

    Куда ты ска­чешь, гор­дый конь, И где опу­стишь ты копы­та? (А. Пушкин.) Какое лето! Что за лето! Да это про­сто кол­дов­ство. (Ф. Тютчев.)

    О Волга! Колыбель моя!
    Любил ли кто тебя, как я? (Н. Некрасов)

    Уметь гово­рить – искус­ство. Уметь слу­шать – куль­ту­ра. (Д. Лихачёв)

    Гляжу на будущ­ность с бояз­нью, Гляжу на про­шлое с тоской…

    Баснь эту мож­но бы и боле пояс­нить – Да чтоб гусей не раз­драз­нить… (И.А. Крылов)

    Поедешь ско­ро ты домой: Смотри ж… Да что? Моей судь­бой, Сказать по прав­де, очень Никто не озабочен.

    Изобразительные возможности лексики

    Контекстные анто­ни­мы — имен­но в кон­тек­сте они явля­ют­ся про­ти­во­по­лож­ны­ми. Вне кон­тек­ста эта про­ти­во­по­лож­ность теряется.

    Контекстные сино­ни­мы — имен­но в кон­тек­сте они явля­ют­ся близ­ки­ми. Вне кон­тек­ста бли­зость теряется.

    Болван, вер­ти­хвост­ка, вихлять

    Экспрессивно-эмоциональная лексика

    РазговорнаяСлова, име­ю­щие несколь­ко сни­жен­ную по срав­не­нию с ней­траль­ной лек­си­кой сти­ли­сти­че­скую окрас­ку, харак­тер­ные для раз­го­вор­но­го язы­ка, эмо­ци­о­наль­но окрашенные.Грязнуля, кри­кун, бородач
    Эмоционально окра­шен­ные словаОценочного харак­те­ра, име­ю­щие как пози­тив­ный, так и нега­тив­ный оттенок.

    Изобразительные возможности морфологии

    Сколько Плюшкиных развелось!

    Прихожу я вче­ра в шко­лу и вижу объ­яв­ле­ние: «Карантин». Ох и обра­до­вал­ся я!

    Со мной про­изо­шла пре­уди­ви­тель­ней­шая история!

    Я полу­чил непри­ят­ное сообщение.

    Я был в гостях у ней . Не мину­ет тебя чаша сия .

    Испо льзо­ва­ние меж­до­ме­тий, зву­ко­под­ра­жа­тель­ных слов.

    Звуковые средства выразительности

    С ви щ ет ветер, с ереб­ря­ный ветер
    В ш ёлко­вом ш еле­сте с не ж ного ш ума… (С. Есенин)

    Ш ипе­нье пени­стых бока­лов И пун ш а пла­мень голубой…

    Изобразительные возможности синтаксиса

    Ну что ж? Правда ли, что он так хорош собой?

    Удивительно хорош, кра­са­вец, мож­но ска­зать. Стройный, высо­кий, румя­нец во всю щеку…

    Право? А я дума­ла, что у него лицо блед­ное. Что же? Каков он тебе пока­зал­ся? Печален, задумчив?

    Что вы? Да тако­го беше­но­го я и сро­ду не виды­ва­ла. Вздумал он с нами в горел­ки бегать.

    С вами в горел­ки бегать! Невозможно! (А. Пушкин.)

    Свобода и брат­ство. Равенства не будет. Никто. Никому. Не равен. Никогда. (А. Володин.)

    Он уви­дел меня и застыл. Оцепенел. Замолчал.

    Швед, рус­ский колет, рубит, режет.

    Люди зна­ли: где-то, очень дале­ко от них, идет война.

    Волков боять­ся – в лес не ходить.

    Перед гла­за­ми ходил оке­ан, и колы­хал­ся, и гре­мел, и свер­кал, и уга­сал, и све­тил­ся, и ухо­дил куда-то в бесконечность.

    Я или зары­даю, или закри­чу, или в обмо­рок упаду.

    Тропы — упо­треб­ле­ние сло­ва в пере­нос­ном значении.

    Глаза гро­мад­ные, как про­жек­то­ры (В.Маяковский)

    Шаровары шири­ною с Чёрное море (Н.Гоголь)

    Откуда, умная , бре­дёшь ты голо­ва? (И. Крылов).

    Граф Хвостов,
    Поэт, люби­мый небесами,
    Уж пел бес­смерт­ны­ми стихами
    Несчастье Невских бере­гов… (А.Пушкин)

    Скрытое срав­не­ние. Вид тро­па, в кото­ром отдель­ные сло­ва или выра­же­ния сбли­жа­ют­ся по сход­ству их зна­че­ний или по кон­трасту. Иногда всё сти­хо­тво­ре­ние пред­став­ля­ет собой раз­вёр­ну­тый поэ­ти­че­ский образ.

    Вид тро­па, в кото­ром сбли­жа­ют­ся сло­ва по смеж­но­сти обо­зна­ча­е­мых ими поня­тий. Явление или пред­мет изоб­ра­жа­ют­ся с помо­щью дру­гих слов или поня­тий. Например, назва­ние про­фес­сии заме­не­но назва­ни­ем ору­дия дея­тель­но­сти, а так­же назва­ние сосу­да — на его содер­жи­мое, чело­ве­ка — на его внеш­ность, насе­лён­но­го пунк­та — на назва­ние жите­лей, орга­ни­за­ции — на сотруд­ни­ков, фами­лии авто­ра — на назва­ние произведения.

    Когда же берег ада Навек меня возь­мёт, Когда навек уснёт Перо, моя отра­да… (А.Пушкин.)

    На сереб­ре, на золо­те едал.

    Ну, ску­шай еще таре­лоч­ку, сынок.

    Все фла­ги в гости будут к нам. (А. Пушкин.)

    Швед, рус­ский колет, рубит, режет.

    Лёд неокреп­ший на реч­ке сту­дё­ной слов­но как таю­щий сахар лежит. (Н. Некрасов.)

    Да, есть сло­ва, что жгут, как пла­мя . (А.Твардовский)

    Фигуры речи

    Фигуры речи — обоб­щён­ное назва­ние сти­ли­сти­че­ских при­ё­мов, в кото­рых сло­во, в отли­чие от тро­пов, не обя­за­тель­но высту­па­ет в пере­нос­ном значении.

    А новое так отри­ца­ет ста­рое . Оно ста­ре­ет на гла­зах! Уже коро­че юбки. Вот уже длин­нее ! Вожди моло­же . Вот уже ста­рее ! Добрее нравы.

    Намеренное повто­ре­ние в тек­сте одно­го и того же слова.

    Куда ты ска­чешь, гор­дый конь, И где опу­стишь ты копы­та? (А. Пушкин.) Какое лето! Что за лето! Да это про­сто кол­дов­ство. (Ф. Тютчев.)

    О Волга! Колыбель моя!
    Любил ли кто тебя, как я? (Н. Некрасов)

    Уметь гово­рить – искус­ство. Уметь слу­шать – куль­ту­ра. (Д. Лихачёв)

    Гляжу на будущ­ность с бояз­нью, Гляжу на про­шлое с тоской…

    Баснь эту мож­но бы и боле пояс­нить – Да чтоб гусей не раз­драз­нить… (И.А. Крылов)

    Поедешь ско­ро ты домой: Смотри ж… Да что? Моей судь­бой, Сказать по прав­де, очень Никто не озабочен.

    Изобразительные возможности лексики

    Контекстные анто­ни­мы — имен­но в кон­тек­сте они явля­ют­ся про­ти­во­по­лож­ны­ми. Вне кон­тек­ста эта про­ти­во­по­лож­ность теряется.

    Контекстные сино­ни­мы — имен­но в кон­тек­сте они явля­ют­ся близ­ки­ми. Вне кон­тек­ста бли­зость теряется.

    Болван, вер­ти­хвост­ка, вихлять

    Экспрессивно-эмоциональная лексика

    РазговорнаяСлова, име­ю­щие несколь­ко сни­жен­ную по срав­не­нию с ней­траль­ной лек­си­кой сти­ли­сти­че­скую окрас­ку, харак­тер­ные для раз­го­вор­но­го язы­ка, эмо­ци­о­наль­но окрашенные.Грязнуля, кри­кун, бородач
    Эмоционально окра­шен­ные словаОценочного харак­те­ра, име­ю­щие как пози­тив­ный, так и нега­тив­ный оттенок.

    Изобразительные возможности морфологии

    Сколько Плюшкиных развелось!

    Прихожу я вче­ра в шко­лу и вижу объ­яв­ле­ние: «Карантин». Ох и обра­до­вал­ся я!

    Со мной про­изо­шла пре­уди­ви­тель­ней­шая история!

    Я полу­чил непри­ят­ное сообщение.

    Я был в гостях у ней . Не мину­ет тебя чаша сия .

    Испо льзо­ва­ние меж­до­ме­тий, зву­ко­под­ра­жа­тель­ных слов.

    Звуковые средства выразительности

    С ви щ ет ветер, с ереб­ря­ный ветер
    В ш ёлко­вом ш еле­сте с не ж ного ш ума… (С. Есенин)

    Ш ипе­нье пени­стых бока­лов И пун ш а пла­мень голубой…

    Изобразительные возможности синтаксиса

    Ну что ж? Правда ли, что он так хорош собой?

    Удивительно хорош, кра­са­вец, мож­но ска­зать. Стройный, высо­кий, румя­нец во всю щеку…

    Право? А я дума­ла, что у него лицо блед­ное. Что же? Каков он тебе пока­зал­ся? Печален, задумчив?

    Что вы? Да тако­го беше­но­го я и сро­ду не виды­ва­ла. Вздумал он с нами в горел­ки бегать.

    С вами в горел­ки бегать! Невозможно! (А. Пушкин.)

    Свобода и брат­ство. Равенства не будет. Никто. Никому. Не равен. Никогда. (А. Володин.)

    Он уви­дел меня и застыл. Оцепенел. Замолчал.

    Швед, рус­ский колет, рубит, режет.

    Люди зна­ли: где-то, очень дале­ко от них, идет война.

    Волков боять­ся – в лес не ходить.

    Перед гла­за­ми ходил оке­ан, и колы­хал­ся, и гре­мел, и свер­кал, и уга­сал, и све­тил­ся, и ухо­дил куда-то в бесконечность.

    Я или зары­даю, или закри­чу, или в обмо­рок упаду.

    Языковые средства выразительности традиционно принято называть риторическими фигурами.

    Риторические фигуры - такие стилистические обороты, цель которых состоит в усилении выразительности речи. Риторические фигуры призваны сделать речь богаче и ярче, а значит, привлечь внимание читателя или слушателя, возбудить в нем эмоции, заставить задуматься. Над изучением средств выразительности речи работали многие филологи, такие как

    Художественная речь не является набором каких-то особых поэтических слов и оборотов. Источником оборотов принято считать язык народа, поэтому для создания "живых картин" и образов писатель прибегает к использованию всевозможных богатств народного языка, к тончайшим оттенкам родного слова.

    Всякое слово кроме основного, прямого значения, обозначающего главный признак какого-либо предмета, явления, действия (буря, быстрая езда, горячий снег), обладает и рядом других значений, то есть оно многозначно. Художественная литература, в частности лирические произведения – это образец использования средств выразительности, важнейший источник выразительности речи

    На уроках русского языка и литературы школьники учатся находить в произведениях образные средства языка – метафоры, эпитеты, сравнения и другие. Они придают наглядность изображению тех или иных предметов и явлений, но именно такие средства вызывают затруднение и в доскональном понимании произведения, и в обучении в целом. Поэтому углубленное изучение средств является неотъемлемой частью учебного процесса.

    Рассмотрим каждый троп подробнее.

    ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЯЗЫКА

    trumb

    1. Антонимы – разные слова, относящиеся к одной части речи, но противоположные по значению

    Противопоставление антонимов в речи является ярким источником речевой экспрессии, устанавливающей эмоциональность речи, служит средством антитезы.: он был слаб телом, но силен духом. Контекстные (или контекстуальные) антонимы – это слова, которые в языке не противопоставлены по значению и являются антонимами только в тексте:

    2. Гипербола – образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, предмет, явление. Употребляется в целях усиления художественного впечатления:

    3. Литота – худ-е преуменьшение :

    Употребляется в целях повышения художественного впечатления. Индивидуально-авторские неологизмы (окказионализмы) -благодаря своей новизне позволяют создавать определенные художественные эффекты, выражать авторский взгляд на тему или проблемы:

    Использование литературных образов помогает автору лучше пояснить какое-либо положение, явление, другой образ:

    4. Синонимы – это слова, относящиеся к одной части речи, выражающие одно и то же понятие, но в то же время различающиеся оттенками значения:

    Употребл. Синонимов позволяет полнее выразить мысль, использ. Для усиления признака. Контекстные (или контекстуальные) синонимы – слова, являющиеся синонимами только в данном тексте:

    5. Метафора – скрытое сравнение, основанное на сходстве между далекими явлениями и предметами. В основе всякой метафоры лежит неназванное сравнение одних предметов с другими, имеющими общий признак. В художественной речи автор употребляет метафоры для усиления выразительности речи, для создания и оценки картины жизни, для передачи внутреннего мира героев и точки зрения рассказчика и самого автора. В метафоре автор создает образ – художественное представление о предметах, явлениях, которые он описывает, а читатель понимает, на каком именно сходстве основана смысловая связь между переносным и прямым значением слова:

    Эпитет, олицетворение, оксюморон, антитеза могут рассматриваться как разновидность метафоры.

    6. Метонимия – перенос значений (переименование) по смежности явлений. Наиболее употребительные случаи переноса: а) с человека на его какие-либо внешние признаки:

    б) с учреждения на его обитателей:

    в) имени автора на его творение (книгу, картину, музыку, скульптуру):

    7. Оксюморон – сочетание контрастных по значению слов, создающих новое понятие или представление. Это соединение логически несовместимых понятий, резко противоречащих по смыслу и взаимно исключающих друг друга. Этот прием настраивает читателя на восприятие противоречивых, сложных явлений, нередко – борьбы противоположностей. Чаще всего оксюморон передает отношение автора к предмету или явлению, либо придает ироническую окраску:

    8. Олицетворение – один из видов метафоры, когда перенос признака осуществляется с живого предмета на неживой. При олицетворении описываемый предмет внешне употребляется человеку:

    9. Оценочная лексика – прямая авторская оценка событий, явлений, предметов:

    10. Перифраз(а) – использование описания вместо собственного имени или названия; описательное выражение, оборот речи, замещающее слово. Используется для украшения речи, замены повтора:

    11. Пословицы и поговорки, используемые автором, делают речь образной, меткой, выразительной.

    12. Сравнение – одно из средств выразительности языка, помогающее автору выражать свою точку зрения, создавать целые художественные картины, давать описание предметов. В сравнении одно явление показывается и оценивается путем сопоставления его с другим явлением. Сравнение обычно присоединяется союзами:

    но служит для образного описания самых различных признаков предметов, качеств, действий. Например, сравнение помогает дать точное описание цвета:

    Часто встречается форма сравнения, выраженного существительным в творительном падеже:

    Есть сравнения, которые включаются в предложение с помощью слов:

    13. Фразеологизмы – это почти всегда яркие выражения. Поэтому они – важное экспрессивное средство языка, используемое писателями как готовые образные определения, сравнения, как эмоционально-изобразительные характеристики героев, окружающей действительности, использ. Для того, чтобы показать отношение автора к событиям, к человеку и т.д.:

    Фразеологизмы сильнее воздействуют на читателя.

    14. Цитаты из других произведений помогают автору доказать какой-либо тезис, положение статьи, показать его пристрастия и интересы, делают речь более эмоциональной, выразительной:

    15. Эпитет – слово, выделяющее в предмете или явление какие-либо его свойства, качества или признаки. Эпитетом называют художественное определение, т.е красочное , образное, которое подчеркивает в определяемом слове какое-нибудь его отличительное свойство. Эпитетом может служить всякое значащее слово, если оно выступает как художественное, образное определение к другому:

    но чаще всего эпитеты выражаются с помощью прилагательных, употребленных в переносном значении:

    16. Градация – стилистическая фигура, заключающая в следовательном нагнетании или, наоборот, ослаблении сравнений, образов, эпитетов, метафор и других выразительных средств художественной речи:

    Градация бывает восходящая (усиление признака) и нисходящая ( ослабление признака).

    17. Антитеза – стилистический прием, который состоит в резком противопоставлении понятий, характеров, образов, создающий эффект резкого контраста. Она помогает лучше передать, изобразить противоречия, противопоставить явления. Служит способом выражения авторского взгляда на описываемые явления, образы и т.д.

    18. Тавтология – повторение (более лучшее, авторские слова – это слова автора) Разговорная лексика придает дополнит. Экспрессивно-эмоц. Окраску(положит, отрицат, уменьшит), может придавать шутливое, ироническое, фамильярное отношение к предмету.

    19. Историзмы-слова, которые вышли из употребления вместе с понятиями, которые они обозначали

    20. Архаизмы- слова, которые в соврем. Рус. Языке заменены другими понятиями.

    В произведениях худож. Лит. Помогают воссоздать колорит эпохи, являются средствами речевой характеристики, либо могут использоваться как средство комического

    21. Заимствования - Слова – для создания юмора, номинативная функция, придают национ. Колорит, приближают читателя к языку той страны, жизнь которой описывается.

    СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

    trumb

    1. Восклицательные частицы – способ выражения эмоционального настроя автора, прием создания эмоционального пафоса текста:

    Восклицательные предложения выражают эмоциональное отношения автора к описываемому (гнев, иронию, сожаление, радость, восхищение):

    Восклицательные предложения выражают также побуждение к действию:

    2. Инверсия – обратный порядок слов в предложении. При прямом порядке подлежащее предшествует сказуемому, согласованное определение стоит перед определяемым словом, несогласованное – после него, дополнение после управляющего слова, обстоятельство образа действия – перед глаголом:

    А при инверсии слова располагаются в ином порядке, чем это установлено грамматическими правилами. Это сильное выразительное средство, употребляемое в эмоциональной, взволнованной речи:

    3. Многосоюзие – риторическая фигура, состоящая в намеренном повторении сочинительных союзов для логического и эмоционального выделения перечисляемых понятий, подчеркивается роль каждого.:

    4. Парцелляция – прием расчленения фразы на части или даже на отдельные слова. Ее цель – придать речи интонационную экспрессию путем ее отрывистого произнесения:

    5. Повтор – сознательное употребление одного и того же слова или сочетания слов с целью усилить значение этого образа, понятия и т.д.:

    6. Риторические вопросы и риторические восклицания – особое средство создания эмоциональности речи, выражения авторской позиции.

    7. Синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений. С его помощью автор стремиться выделить, подчеркнуть высказанную мысль: Мать – это чудо земное. Мать – это слово святое. Сочетание коротких простых и длинных сложных или осложненных разнообразными оборотами предложений помогает передать пафос статьи, эмоциональный настрой автора.

    Односоставные, неполные предложения делают авторскую речь более выразительной, эмоциональной, усиливают эмоциональный пафос текста:

    8. Анафора, или единоначатие – это повторение отдельных слов или оборотов в начале предложения. Используется для усиления высказанной мысли, образа, явления:

    9. Эпифора – одинаковая концовка нескольких предложений, усиливающая значение этого образа, понятия и т.д.:

    10. Водные слова используются для того, чтобы выразить

    11.Обращения- используется для того, чтобы назвать того, к кому обращаются с речью, привлечь внимание собеседника, а также выразить отношение говорящего к собеседнику

    12. Однородные члены предложения – их использование помогает охарактеризовать предмет(по цвету, форме, качеству…), акцентировать внимание на каком-то моменте

    13. Слова-предложения

    14. Обособление – используется для того, чтобы выделить или уточнить часть высказывания:

    • Что такое выразительность речи
      • Какие средства используются для ее увеличения
    • Виды средств, приемы и примеры предложений
      • Лексические средства выразительности
      • Фонетические средства выразительности
      • Синтаксические (стилистические фигуры речи)
    • Преимущества использования средств выразительности

    Что такое выразительность речи

    Выразительность речи — это то самое свойство русского языка, которое известно во всем мире. Благодаря своей красочности, поэтичности и обилию средств выразительности русский язык является одним из самых сложных для изучения, но вместе с тем и очень красивым.

    Какие средства используются для ее увеличения

    Для повышения выразительности речи в русском языке существуют следующие способы:

    • лексические;
    • фонетические;
    • синтаксические.

    Виды средств, приемы и примеры предложений

    Рассмотрим каждый вид более подробно. Эти знания необходимы всем школьникам для анализа литературных произведений.

    Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

    Лексические средства выразительности

    Лексические средства русский человек неосознанно использует наиболее часто. К ним относятся несколько категорий лексики:

    • тропы (специальные лексические приемы, которые изучаются в теории литературы);
    • архаизмы (слова, относящиеся к устаревшей лексике, например: ланиты, десница, велеречивый);
    • историзмы (лексика, имеющая отношение к конкретному периоду в истории государства или мира: забрало, пращ, бояре, вече);
    • фразеологизмы (идиомы, например: души не чаять, рукой подать);
    • диалектизмы (лексика, употребляемая на конкретной теории — часть страны, определенная область и т.п.: курень (дом), цибарка (ведро), кочет (петух);
    • жаргонизмы (лексика, используемая определенной социальной группой людей: кент (модный парень), точить (кушать), облом (неожиданно плохой результат);
    • неологизмы (новые слова, недавно вошедшие в состав русского языка: граффити, блогер, секьюрити).

    Подробнее остановимся на тропах.

    Литературным тропом называется такое выражение, в котором слово или словосочетание употреблено в непрямом (переносном) значении для достижения эффекта выразительности.

    К основным наиболее часто встречающимся литературным тропам относятся:

    1. Аллегория. Абстрактное понятие, которое способствует раскрытию образа: «Ну, ты лиса!».
    2. Гипербола. Применяется для умышленного преувеличения: «Слезы текут ручьем».
    3. Литота. Литоту используют, наоборот, для преуменьшения: «Ты прям дюймовочка в этом платье!».
    4. Сравнение. Прием, который используется для сравнения одного предмета или явления с другим: глаза как звезды, ледяное озеро словно зеркало и т.п.
    5. Метафора. Более сложный прием сравнения, основанный на какой-либо аналогии, без использования сравнительных союзов: подошва горы, небесный купол, шепот волн и т.п.
    6. Метонимия. Данным термином называется умышленное сокращение слов в тексте с целью избежать тавтологии или сократить и так понятное. Например, книги Льва Толстого (книги, написанные Львом Толстым).
    7. Синекдоха. Так называется литературный прием, используемый для названия целого по какой-то одной его части: Потребитель выбирает качество (имеются в виду все потребители).
    8. Перифраз. Образный оборот, который используется вместо какого-либо слова: царь зверей (лев), автор «Героя нашего времени» (Лермонтов).
    9. Ирония. Выражение с противоположным смыслом, которое является скрытой насмешкой. Например, известное выражение Фаины Раевской: «Если больной хочет жить, врачи бессильны».
    10. Эпитет. Эпитетом называют образную характеристику предмета или явления за счет употребления яркого определения: кровавый закат, лазурный небосклон, жемчужный ручей и т.п.
    11. Олицетворение. Перенос свойств живых объектов на неживые: ветер спит, деревья шепчут, лес молчит и др.

    Фонетические средства выразительности

    Фонетические средства выразительности особенно нужны тогда, когда текст предназначен для чтения вслух.

    Основными фонетическими средствами являются:

    1. Аллитерация (повторение одинаковых согласных звуков для усиления выразительности текста: «Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона… (звук [з]).
    2. Ассонанс (повторение одинаковых гласных звуков: «Мело, мело по всей земле, во все пределы, свеча горела на столе, свеча горела» (звук [э]).
    3. Эффект звукозаписи, звукоподражания: «Как свистит могучий ветер! Ветер знает все на свете! Ураган, а может, бриз, бриз, слышен свист его — с-с-с, с-с-с! с-с-с, с-с-с!».

    Синтаксические (стилистические фигуры речи)

    Синтаксические конструкции также могут быть использованы для усиления выразительности речи.

    К основным стилистическим фигурам речи относятся:

    Преимущества использования средств выразительности

    Мы познакомились с основными средствами выразительности русского языка, которые, в основном, используется в художественном тексте. Осталось ответить на самый главный вопрос: для чего же они нужны?

    1. Чтобы сделать текст или речь яркой, красочной и эмоциональной.
    2. Чтобы придать устному или письменному тексту авторское своеобразие, донести читателям самые тонкие образы и мысли автора.
    3. Чтобы передать основную суть, квинтэссенцию текста.
    4. Чтобы показать свое отношение к описываемому предмету или явлению, обрисовать комичность или гротескность ситуации.
    5. Чтобы создать в сознании читателей красочные, детальные образы персонажей и происходящих событий.

    Читайте также: