Выстригали волосы на темени что это

Опубликовано: 17.09.2024

Лютер с тонзурой
Лютер с тонзурой
Тонзура (лат. tonsura, слав. гумёнце, оброснение) — ocтpижeннoe место на макушке у духовных лиц, символ отречения их от мирских интересов (отменена в 1973)

С давних пор существовал обычай, по которому кающиеся остригали себе голову наголо; затем этот обычай переняли монахи, а в VI в. и все христианские духовные лица; это было узаконено четвертым толедским собором 633 г.

Этот обычай существовал повсеместно по меньшей мере с VII века. Считается, что, при наличии некоторых свидетельств более раннего периода [1], именно 21-е правило Трулльского собора (692 г.) дает основание полагать, что обычай клира стричь волосы особым образом был к этому времени общеизвестным и общепринятым. Это правило предписывало низложенным, но раскаявшимся священнослужителям: «…да стригутся по образу клира». Как именно состоящие в клире стригли себе волосы, правило не уточняет, однако авторитетные толкователи склонны видеть здесь указание на так называемое гуменцо, или папалитру – выстриженное место на темени (Правила 1994, 1: 496). Подобным же образом комментирует это правило и славянская Кормчая книга XIII века: «…презвитер или диакон, аще будет от сана извержен, честь же да имать и седалище, якоже и прочии сущии в причте, главу да постригают, рекше сущее на главе гуменце» [2].

Прическа клириков предполагала выстрижение волос сверху, на темени, и подстрижение их снизу «в круг». В писаниях святого Софрония, патриарха Иерусалимского, скончавшегося незадолго до открытия собора, можно найти следующее толкование подобного обращения с волосами: «Кругловидное острижение волос на главе священника означает терновый венец, а двойной венец, образуемый волосами, изображает честную главу верховного Апостола, которую в насмешку остригли ему неуверовавшие и которую благословил Христос» [3].

Тонзуры бывали двух видов:

  1. Тонзура апостола Павла, когда наголо остригалась передняя часть головы. Этот вид тонзур был обычен в греческой церкви, а в несколько измененной форме (Тонзура апостола Иакова) — также у британцев и ирландцев.
  2. Тонзура апостола Петра, делавшаяся на макушке в форме кружка. Второй вид тонзур общепринят в западной церкви у монахов и священников.

Католическая традиция

В начале XIX века тонзура у католиков обыкновенно производится одновременно с посвящением в низший духовный сан, причем она бывает величиною с небольшую монету; у священников она величиною с гостию, у епископов — еще больше, а у папы оставляется лишь узкая полоса волос надо лбом.

Тонзура была отменена папой Павлом VI с 1 января 1973 г.

Русский обычай

На Руси выстриженная маковка клириков получила название гумёнцо (ст.-слав. гоумьньце) или, как еще говорили, оброснение. Слово «гуменцо» образовано от слова «гумно» [4], которое означает вычищенную и выровненную часть земли, предназначавшуюся чаще всего для молотьбы хлеба. В просторечии священническое гуменцо именовалось поповой плешью. В официальной письменной речи допетровской эпохи слово плешь могло выступать как замена (синекдоха) названия самого духовного лица. Другое название священнослужителей, также связанное с гуменцом и образованное, вероятно, как калька с латинского tonsurātus, – стрижники [5].

Оброснение головы происходило во время посвящения в низшую степень клира и являлось важнейшей частью «чина поставления чтеца». После того как епископ совершал крестообразное пострижение волос (собственно постриг), кто-нибудь из клириков выстригал гуменцо. В ставленной грамоте чтеца XVI века значилось: «…да имать власть на клиросе петь и на амвоне прокимены глаголати и чести чтенья и паремьи и Апостол, имея верх пострижен, нося краткий фелонь» [6]. Как внешний признак лиц духовного звания, гуменцо следовало поддерживать в течение всей жизни (или до момента лишения сана). Известны случаи, когда «попы-самоставы» выстригали себе маковку, чтобы внешне ничем не отличаться от истинных иереев [7].

Сверху «плешь» прикрывалась специального покроя шапочкой, скуфьей, в просторечье – плешегрейкой [8], или наплешником [9], которая являлась знаком священства, не менее важным, чем само гуменцо. Вот что сообщал о скуфье Адам Олеарий, немецкий ученый, путешествовавший по России в 30-е гг. XVII в.:

Функции собственно головного убора, необходимого для защиты от непогоды, выполняла шляпа или шапка, которую священники надевали поверх скуфьи. Если архиерей снимал с головы священника скуфью, это означало лишение сана.

Как долго практиковалось выстрижение гуменца, с точностью сказать невозможно. И «Скрижаль», изданная при Никоне (1656 год), и постановления Московского собора, бывшего при следующем патриархе Иоакиме (1674 год), свидетельствуют, что гуменцо как и раньше продолжало наделяться особым символическим смыслом и трактоваться как «венец Христов». Между тем, исследователь чинов хиротесий и хиротоний А. Неселовский утверждает, что требование выстригать ставленнику «клирическую тонсуру» исчезает из чина поставления чтеца во второй половине XVII века, после того как при патриархе Иоакиме были сделаны исправления архиерейского чиновника. «Форма клира», по его словам, «состояла уже в ношении длинных волос» [11]. Между тем это с трудом согласуется с постановлением Московского собора, бывшего при том же патриархе:

По мнению Е.Е. Голубинского, «острижение же или выстрижение верха головы (гуменцо) оставалось никак не менее, как до начала XVIII в.» [13]. По другим сведениям, гуменцо продолжали выстригать и во второй половине XVIII века, то есть спустя по меньшей мере сто лет. Об этом свидетельствуют, во-первых, ставленнические дела Московской духовной консистории, из которых видно, что пострижение гуменца сохранялось и по-прежнему сопровождалось взиманием так называемых «простригальных» денег (по гривне «с плеши»), и, во-вторых, воспоминания митрополита Филарета, лично встречавшего попов «с плешью» [14]. Таким образом, вопрос о том, когда практика выстригать гуменцо была совершенно оставлена, по-прежнему остается открытым.

Использованные материалы

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
  • Облик русского священника: к истории длинных волос. Вероника Макарова / Журнал "Теория моды. Одежда. Тело. Культура", №4, 2007
    • http://deacon.ru/library/raznoe/68-makarova.html

[1] Руднев 1870: 113; Правила 1994, 1: 496

[2] Руднев 1870: 115

[3] Руднев 1870: 114

[4] Фасмер 1996, 1: 474

[5] Фасмер 1996, 3: 778; Срезневский 2003, 3: 547; Голубинский 1997, 1: 579, сноска 2 со с. 578

Что такое «попово гуменце», ныне знают не многие; но неда­леко еще то время (не более ста лет), когда все наши пра­во­слав­ные рус­ские свя­щен­ники были с гумен­цами. Да поз­во­лено будет дать, сколько воз­можно, полное поня­тие о попов­ских гумен­цах.

«Гуменце» — слово умень­ши­тель­ное от гумна, а «гумно» — это вычи­щен­ная и выгла­жен­ная часть земли. «Гуменце на голове» — выстри­жен­ная на темени часть головы, а «гуменце попово» — это выстри­жен­ное темя головы свя­щен­ника; назы­ва­ется еще иногда гуменце попово «гумен­цем Апо­стола Петра», это потому, что глава св. Апо­стола была в насмешку обрита неве­ро­вав­шими его слову языч­ни­ками; в древ­но­сти на Руси назы­ва­лось оно еще «оброс­не­нием», что значит «голое место на голове1»; это послед­нее назва­ние удер­жано и в Скри­жали пат­ри­арха Никона (1656 г.).

Обычай стричь волосы на голове — один из древ­ней­ших; он суще­ство­вал у всех наро­дов древ­но­сти и у каж­дого народа с своим особым зна­че­нием. «Еллины, — гово­рит св. Афа­на­сий Ал. в ответе на вопрос 28, — имеют обык­но­ве­ние стричь верх­нюю часть головы у отро­ков, остав­ляя малые волосы; потом они обре­зают их и посвя­щают демо­нам»2. Рим­ляне побеж­ден­ным наро­дам стригли волосы, в знак победы над ними Евреи стригли волосы по окон­ча­нии обета Богу, как пред­пи­сано в законе Мои­се­е­вом: «И да обриет обеща́вый пред две́рьми ски́нии сви­де­ния главу́ обета своего́, и да возложи́т власы́ на о́гнь» ( Числ. 6:18 ), и в знак глу­бо­кой печали, как гово­рит пророк Михей: «Обросни́ся и остризи́ся по ча́дех свои́х млады́х: раз­шири́ обросне́ние твое́ я́ко оре́л, поне́же плене́ни бы́ша от тебе́» ( Мих. 1:16 ). У cлавян-языч­ни­ков обряд пер­вого обре­за­ния волос или постриг сопро­вож­дался особым тор­же­ством3. Хри­сти­ане с самых первых веков хри­сти­ан­ства стригли себе волосы то в зна­ме­ние чистоты, то ради посвя­ще­ния и все­це­лого пожерт­во­ва­ния сами себя на слу­же­ние Богу4.

Пас­тыри хри­сти­ан­ской церкви, более других рев­но­вав­шие о чистоте жизни, из любви к Спа­си­телю, в память тер­но­вого венца, покры­вав­шего главу Его, волосы на главах своих сверху выстри­гали, а снизу под­стри­гали, делая таким обра­зом из них нечто похо­жее на венец.

Такой обычай суще­ство­вал во всей все­лен­ской церкви как на Востоке, так и на Западе. Начи­ная c IV века мы имеем о нем непре­рыв­ный ряд сви­де­тель­ства. Блаж. Авгу­стин и Иеро­ним, писа­тели IV века сви­де­тель­ствуют, что свя­щен­но­слу­жи­тели волосы на голове под­стри­гают в круг, а на темени несколько выстри­гают по древ­нему обычаю5. Св. Васи­лий Вели­кий, по сви­де­тель­ству древ­него исто­рика Ульния Рим­ля­нина, «имел волосы на голове несколько обстри­жен­ные6. В VI веке импе­ра­то­ром Юсти­ни­а­ном построен в Кон­стан­ти­но­поле зна­ме­ни­тый Софий­ский храм; моза­и­че­ские изоб­ра­же­ния в сем храме сохра­ни­лись до нашего вре­мени. Там св. Гри­го­рий Бого­слов и Дио­ни­сий Аре­о­па­гит изоб­ра­жены обстри­жен­ными7. А на моза­ике VI же века в церкви Космы и Дами­ана в Риме запад­ные епи­скопы изоб­ра­жены и обстри­жен­ными и с гумен­цами8. В VII веке обычай клира стричь волосы был обще­из­вест­ным и обще­при­ня­тым. 21‑е пра­вило 6‑го Все­лен­ского собора гово­рит: «Ока­зав­ши­еся винов­ными в пре­ступ­ле­ниях про­тив­ных пра­ви­лам и за cиe под­верг­ну­тые совер­шен­ному и все­гдаш­нему извер­же­нию из своего чина, и в состо­я­ние мирян изгнан­ные, аще, при­ходя доб­ро­вольно в рас­ка­я­ние, отвер­гают грех, за кото­рый лиши­лися бла­го­дати, и от него совер­шенно устра­няют себя, — да стри­гутся по образу клира».

«Аще же про­из­вольно не поже­лают того, да растят, власы подобно миря­нам, яко пред­по­чет­шие обра­ще­ние в мире жизни небес­ной». Выра­же­ние: «да стри­гутся по образу клира» дает разу­меть, что в то время все состо­я­щие в клире стригли себе волосы, и только лишен­ные сана, если не испра­вятся, должны были рас­тить их подобно миря­нам. Как именно состо­я­щие в клире стригли себе волосы, из пра­вила собора не видно; объ­яс­не­ние на это мы нахо­дим в писа­ниях св. Софро­ния, пат­ри­арха Иеру­са­лим­ского, кото­рый скон­чался не задолго до откры­тия 6‑го Все­лен­ского собора († 614 г.). В слове о боже­ствен­ном свя­щен­но­дей­cтвии он гово­рит: «Круг­ло­вид­ное остри­же­ние волос на главе свя­щен­ника озна­чает тер­но­вый венец, а двой­ной венец, обра­зу­е­мый воло­сами, изоб­ра­жает чест­ную главу вер­хов­ного Апо­стола, кото­рую в насмешку остригли ему неуве­ро­вавше и кото­рую бла­го­сло­вил Хри­стос».9 «Круг­ло­вид­ное остри­же­ние», «двой­ной венец», обра­зу­е­мый воло­сами — слова эти пока­зы­вают, что свя­щен­ники того вре­мени на темени волосы выстри­гали, а снизу под­стри­гали. Волосы, остри­жен­ные так, дей­стви­тельно пред­став­ляли нечто похо­жее на венец, почему у Греков такое стри­же­ние и назы­ва­лось «δτεφάνη» (венок, голов­ное укра­ше­ние). В VIII веке св. Герман, пат­ри­арх Кон­стан­ти­но­поль­ский, объ­яс­нял этот повсе­мест­ный обычай так же, как объ­яс­нял его и св. Софро­ний. «Стри­же­ние головы иepeя, — гово­рит он, — и круг­ло­вид­ное остри­же­ние волос посре­дине ея дела­ется но образу тер­но­вого венца, кото­рый носил Хри­стос. Зна­ме­ну­е­мый воло­сами двой­ной, лежа­щий на главе иepeя, венец изоб­ра­жает чест­ную главу апо­стола Петра»10. В IX , X и XI веках свя­ти­те­лей изоб­ра­жали под­стри­жен­ными и на иконах, и в руко­пис­ных сочи­не­ниях. Так в руко­писи Гри­го­рия Нази­ан­зина (Гри­го­рий Бого­слов) ( IX – X в.), писан­ной для визан­тий­ского импе­ра­тора Васи­лия Маке­до­ня­нина, изоб­ра­жены свя­ти­тели Васи­лий Вели­кий, Гри­го­рий Нис­ский и Гри­го­рий Бого­слов остри­жен­ными; а пророк Иезе­ки­иль как назо­рей11, изоб­ра­жен с длин­ными воло­сами12. В гре­че­ской Четьи-минеи ( X в.) ни один из святых не изоб­ра­жен с длин­ными воло­сами, на многих видны гуменца13. Об изоб­ра­же­ниях в руко­пи­сях нужно заме­тить, что они не под­вер­га­лись ника­ким изме­не­ниям и исправ­ле­ниям, между тем как иконы, под­вер­жен­ные боль­шей порче, часто изме­ня­лись и исправ­ля­лись; а самые древ­ней­шие из них почти все уни­что­жены в век ико­но­бор­ства; поэтому неуди­ви­тельно, если в насто­я­щее время те же свя­ти­тели, о кото­рых мы упо­ми­нали, изоб­ра­жа­ются не с под­стри­жен­ными, а с длин­ными воло­сами.

Из древ­ней церкви гре­че­ской обычай стричь волосы на голове пере­шел и в цер­ковь рус­скую. На фрес­ках Киево-Софий­ского собора ( XI в.) свя­ти­тели изоб­ра­жены

с под­стри­жен­ными воло­сами, на неко­то­рых видны гуменца14. В Хара­тей­ной Корм­чей Книге XIII века, на 21 прав. 6‑го Все­лен­ского собора нахо­дится такое тол­ко­ва­ние: «пре­з­ви­тер или диакон, аще будет от сана извер­жен, честь же да имать и седа­лище, якоже и прочии сущии в причте, главу да постри­гают, рекше сущее на главе гуменце. Аще на обра­ще­ние зрит, якоже при­чет­ницы главу да постри­гает. Аще же своею волею не отсту­пит, но тво­рити хощет грех, якоже мир­стии чело­вецы власы да растит, понеже воз­лю­бил мир­ское пре­бы­ва­ние, паче небес­ныя жизни»15. Досто­верно, что обычай стричь волосы на голове был принят и соблю­дался в Церкви Рус­ской в самом начале её суще­ство­ва­ния. А начи­ная с XVI века мы имеем непре­рыв­ный ряд сви­де­тельств о нем, как ино­стран­цев бывав­ших в России так и самих рус­ских. В 1517 и 1526 г. был послом в Москве от импе­ра­тора австрий­ского барон Гер­бер­штейн. В своих запис­ках о России он, между прочим, пишет: «Рус­ские свя­щен­ники одежду имеют почти такую же, как миряне, наде­вая на голову кроме малень­кой и круг­лой шапочки, кото­рою они при­кры­вают выстри­жен­ное место, еще широ­кую шляпу от жара и дождей, или носят также высо­кия и боб­ро­выя шапки сераго цвета. Все они ходят опи­ра­ясь на палки, назы­ва­е­мый посо­хами»16. Олеaрий, Гол­ш­тин­ский ученый, бывший в России в XVII в. (1634 г.), гово­рит о свя­щен­ни­ках: «Ново­по­став­лен­ный обле­ка­ется в свя­щен­ни­че­ское верх­нее платье, кото­рое немно­гим отли­ча­ется от мир­скjго. На макушке головы остри­га­ются волосы и пола­га­ется на нее сукон­ная шапочка, назы­ва­е­мая ску­фьею, точно как наша ермолка, плотно обни­ма­ю­щая голову; прочее на голове волосы длин­ные, как у женщин, отпус­ка­ются вниз до самых плеч. Эту шапочку днем они нико­гда не могут снять, разве нужно будет только им остричь голову»17. Из слов Оле­фа­рия видно, что в XVII в. у свя­щен­ни­ков волосы только на макушке выстри­га­лись, прочие же остав­ля­лись длин­ными. Тоже гово­рят и другие путе­ше­ствен­ники18. Всегда ли так было в России или только в XVII веке — неиз­вестно. При патр. Никоне обычай носить гуменце был еще во всей силе, что видно из напе­ча­тан­ной при нем «Скри­жали», где и объ­яс­нен он согласно со свв. Софро­нием и Гер­ма­ном19. После Никона при пат­ри­архе Иоанне на мос­ков­ском соборе 1674 г. состо­я­лось такое опре­де­ле­ние о гумен­цах: «Про­то­пре­сви­тери и про­то­ди­а­кони, иepee же мир­стии и диа­кони дол­жен­ствуют ходити во ску­фьях, в зна­ме­ние свя­щен­ного духов­ного их чина и руко­по­ло­же­ния архи­ерей­скaгo, на главах же имети про­стри­жено, зовемо гуменце, немало: власы же остав­ляти по круг­ло­сти главы, еже являет тер­но­вый в венец, егоже носи Хри­стос20». Это собор­ное опре­де­ле­ние соблю­да­лось и в про­шед­шем сто­ле­тии. В архиве Мос­ков­ской Духов­ной Кон­си­сто­рии сохра­ни­лось довольно дел став­лен­ни­че­ских21 XVIII века, из кото­рых видно, что при постав­ле­нии в иepeя про­стри­га­лось став­ле­нику на голове «гуменце не мало»; дей­ствие это совер­ша­лось не даром — став­ле­ники обя­заны были вно­сить деньги «про­стри­галь­ныя по гривне с плеши»22. Место, выстри­жен­ное на голове при посвя­ще­нии, когда покры­ва­лось воло­сами, снова было выстри­га­емо и таким обра­зом оста­ва­лось на всю жизнь наруж­ным знаком свя­щен­ства, так что без гуменца тогда нельзя было назвать себя и свя­щен­ни­ком, что, посему, делали и лже­е­реи, чтобы выдать себя за истин­ных иереев. В про­то­коле 1731 г. апр. 19 ска­зано: «При­слан был в Дика­сте­рию поп само­став, кото­рый допро­сом пока­зал, что его посвя­тил и гуменцо постриг поп…»

Когда именно остав­лен обычай носить гуменцо — неиз­вестно; но нет сомне­ния, что он суще­ство­вал и во 2‑й поло­вине про­шед­шего сто­ле­тия. Покой­ный мит­ро­по­лит

Фила­рет, родив­шийся в 1782 г., рас­ска­зы­вал, чго в моло­до­сти своей он видал свя­щен­ни­ков в Коло­мен­ской епар­хии с гумен­цами. Равно и в гре­че­ской церкви этот обычай не сохра­нился.

Могут спро­сить: хорошо ли посту­пили, что оста­вили такой древ­ний хри­сти­ан­ский обычай? Отве­чаем: обычай, не то, что закон или пра­вило. Правда, на Мос­ков­ском соборе при пат­ри­архе Иоакиме 1674 года, обычай этот как мы видели, уза­ко­нен как зна­ме­ние, наруж­ный знак свя­щен­ного духов­ного чина; но это — уза­ко­не­ние мест­ной, а не Все­лен­ской Церкви, притом выра­жен­ное не стро­гом виде. 6‑й Все­лен­ский собор в 21 пра­виле сказав, что свя­щен­но­слу­жи­тели, ока­зав­ши­еся винов­ными в пре­ступ­ле­ниях, лишен­ные сана и потом рас­ка­яв­ши­еся, «да стри­гутся по образу клира», — не уза­ко­няет этот обычай, а только упо­ми­нает о нем, как о суще­ству­ю­щем в церкви, и смотря на него, как на внеш­нюю при­над­леж­ность духов­ных лиц, каково, напри­мер, ноше­ние одежды, доз­во­ляет удер­жать его и лишен­ным сана. Наша Пра­во­слав­ная рус­ская Цер­ковь долго дер­жа­лась его, но, нако­нец, не видя твер­дых кано­ни­че­ских правил, оста­вила его, — и оста­вила не без осно­ва­ния. «По Боже­ствен­ному уста­нов­ле­нию, — гово­рит недавно почив­ший рус­ский свя­ти­тель Фила­рет, — Назо­рей растил власы в про­дол­же­нии обет­ного вре­мени ( Числ. 6:5 ). Еврей­ский Назо­рей был про­об­ра­зо­ва­нием Христа ( Мф. 2:23 ). И Хри­стос Спа­си­тель, соот­вет­ствуя про­об­ра­зо­ва­нию, и объ­яс­няя оное самым видом Своего лица, по чину назо­рей­скому, не стриг власов. Cие пока­зы­вают издревле иконы Его, начи­ная от неру­ко­тво­рен­наго образа. Очень есте­ственно, что после­до­ва­те­лям Христа Спа­си­теля, и наи­паче слу­жи­те­лям веры по осо­бен­ному при­зва­нию, вожде­ленно было под­ра­жать Ему не только в духов­ном, но и во внеш­нем». Над при­ем­ле­мыми в клир, постри­же­ние на высоте головы совер­ша­ется и ныне. «Это — цер­ков­ное бла­го­сло­ве­ние и символ, — про­дол­жает свя­ти­тель. — Что такое волосы? Све­то­выя луче­об­раз­ныя исте­че­ния из головы, обле­чен­ныя в соот­вет­ствен­ную им внеш­нюю форму тон­каго, без­ко­лен­наго, гиб­каго трост­ника.

Посему волосы суть близ­кий образ или символ чело­ве­че­ских мыслей. Постри­же­нием на при­ем­ле­мом в клир иди в мона­ше­ство пола­га­ется зна­ме­ние, что он должен отсечь плот­ския и мир­ския мысли. За сим, полу­чив­шая бла­го­сло­ве­ние глава пусть обильно рас­тить власы новые — помыш­ле­ния духов­ныя, чистыя и святыя»23.

Заклю­чаем нашу статью таким суж­де­нием: хорошо делали преж­ние пра­во­слав­ные свя­щен­ники, когда выстри­гали на голо­вах своих гуменца по образу тер­но­вого венца Христа Спа­си­теля; хорошо делают и нынеш­ние, совер­шенно нестри­гу­щие своих волос, по при­меру древ­них назо­реев, в под­ра­жа­ние Гос­поду Иисусу. «Свя́т бу́дет растя́й власы́ главы́ своея́» ( Числ. 6:5 ).

При­ме­ча­ния:

1. «Сло­варь цер­ковно-сла­вян­ского и рус­ского языка», состав­лен­ный Вторым Отде­ле­нием Импе­ра­тор­ской Ака­де­мии наук, Спб, 1847 г., см. слово «оброс­не­ние»)
2. «Новая Скри­жаль», Спб., 1870 г., стр. 430.
3. «Рус­ские про­сто­на­род­ные празд­ники и суе­вер­ные обряды», Сне­ги­рев И.М., М., 1837 г., часть 1, стр. 210.
4. «Дио­ни­сий Аре­о­па­гит», книга о цер­ков­ной иерар­хии, в кн.: «Писа­ния свв. отцов и учи­те­лей Церкви, отно­ся­щи­еся к истол­ко­ва­нию пра­во­слав­ного бого­слу­же­ния», СПб., 1855, т. 1, стр. 197.
5. См. в книге: «Опыт курса цер­ков­ного зако­но­ве­де­ния». Спб, 1851 г. вып. II , стр. 382.
6. «Ука­за­тель для обо­зре­ния Мос­ков­ской Пат­ри­ар­шей риз­ницы и биб­лио­теки», М., 1858 г., стр. 285.
7. «Хри­сти­ан­ские древ­но­сти и архео­ло­гия». Еже­ме­сяч­ный журн. изд. И. Про­хо­ров, 1862 г., т. 2., ср. 7, см. рисун.
8. Там же.
9. «Писа­ния святых отцов и учи­те­лей Церкви, отно­ся­щи­еся к истол­ко­ва­нию пра­во­слав­ного бого­слу­же­ния», Спб, 1855 г., том I , стр. 271.
10. Там же, стр. 365.
11. Назо­рей (от евр. «незир» — отде­лен­ный, посвя­щен­ный) чело­век, посвя­щён­ный во вре­мена Вет­хого Завета на особое слу­же­ние Богу посред­ством при­ня­тия ряда обетов ( Числ.6 ). Назо­реем был судия Самсон ( Суд.13:5 ); 2) одно из имен Гос­пода Иисуса Христа. В про­дол­же­нии всего срока обета, назо­реям запре­ща­лось стричь волосы ( Чис.6:5 ).
12. «Хри­сти­ан­ские древ­но­сти и архео­ло­гия», Спб, 1862 г., кн. 2, рисун. к стр. 8. Еще кн. 3.
13. Там же.
14. Там же, кн. 3.
15. «Сла­вян­ские руко­писи», Мос­ков­ская сино­даль­ная биб­лио­тека, № 132, л. 201.
16. «Записки о Moc­ко­вии барона Гер­бер­штейна», пер. с латин­ского Ив. Ано­ни­мов. Спб., 1866, стр. 47.
17. «Душе­по­лез­ное Чтение», 1867 г. кн. 3, стр. 282.
18. «Мос­ков­ские губерн­ские ведо­мо­сти», 1847 г., стр. 117. Здесь ска­зано о свя­щен­ни­ках: «волосы отра­щи­вают до плеч».
19. Печат. в Москв., 1656 г., смотр. л. 129, гл. 40.
20. «Деяния Все­лен­ских Собо­ров», хра­нится в Синод. биб­лиот. № I . л. 187, обр.
21. Дела при­сяги свя­щен­ника (став­ле­ни­че­ская гра­мота, при­сяж­ный лист).
22. Исто­рия Мос­ков­ского епар­хи­аль­ного управ­ле­ния со вре­мени учре­жде­ния Св. Синода (1721–1821), М.: В тип. «Рус­ских ведо­мо­стей», 1870; См. в «Чтения в Обще­стве люби­те­лей духов­ного про­све­ще­ния”, кн. 7, стр. 198, 199.
23. «Нечто о раще­нии волоc», свя­ти­тель Фила­рет Мос­ков­ский (Дроз­дов).

«Душе­по­лез­ные чтения» 1870 года из декабрь­ской книжки. Москва, 18 декабря 1870.


Жизненная сила, отращивание прядей и пейсы

Уже в древности вопрос о том, как должна выглядеть шевелюра, был подчинен старинным нормам и обычаям, у разных народов были свои поверья и традиции. В Древнем Египте, остригая детям волосы, оставляли отдельные пряди волос на висках или на темени. Считалось, что в волосах заключена жизненная сила.

Это верование позже нашло отражение в библейском повествовании о Самсоне, что был посвящен в назореи и принял обет не укорачивать волосы. Славяне не стригли ребенку волосы до достижения определенного возраста – этот обычай нередко соблюдается и в современном мире.

Иудеи оставляют неостриженными пряди на висках

Следуя предписаниям Торы, иудеи носили бороду, головной убор и не сбривали волосы на висках – они получили название пеот или пейсы. Необязательно, чтобы длина этих прядей превышала длину остальных волос на голове, но для того, чтобы подчеркнуть свою принадлежность к иудаизму, свое религиозное рвение, часто пеот не стригли вовсе.
Сейчас заметные пейсы носят скорее ортодоксальные евреи, длина прядей при этом зависит от традиций общины и от местности – как и одежда верующих. Порой пейсы завивают – так делают, например, хасиды.

По длине пейсов и по одежде иудеи узнают членов своей общины

Характерные особенности внешнего облика иудеев демонстрировали верность библейским заветам вместе с готовностью следовать им при любых обстоятельствах. Еще в первой половине XIX века пейсы подвергались гонениям: император Николай I издал указ, запрещавший евреям носить подобные прически. Но санкции не уничтожили традицию, евреи подвергались наказаниям, но продолжали сохранять верность традиции. Позже, столкнувшись с нацистским режимом, им пришлось отстаивать свои убеждения уже в несравнимо более опасных условиях.

Тонзура и гуменцо

Выстрижение волос при проведении христианского обряда символизирует приобщение к церкви. Когда возник этот обычай – стричь волосы при посвящении в ту или иную степень духовного служения, точно не известно. Во всяком случае, так делали уже в первые столетия новой эры. Поначалу волосы выстригали надо лбом. А с 683 года, когда состоялся IV Толедский собор, официально было закреплено правило о тонзуре - пострижении кругообразно, на макушке, оставляя волосы «в круг».

Г. Мемлинг. Святой Бенедикт

Таков был знак перехода в статус монаха или священнослужителя. Остригая большую часть волос, христианин провозглашал тем самым свою принадлежность церкви; в те времена полностью выбритая голова могла быть лишь у рабов.
«Ободок» невыстриженных волос символически напоминал терновый венец Христа. Требование носить тонзуру для католических монахов сохранялось вплоть до 1973 года, до того момента, когда оно было признано необязательным по решению папы Павла VI.

Тонзура практиковалась до 1973 г.

Православная церковь долгое время сохраняла ту же традицию – выбривать или выстригать волосы на темени, оставляя их по краям. На Руси такая стрижка получила название «гуменцо» - от слова «гумно», то есть выровненная, вычищенная часть земли. На голове носили шапочку-скуфью, которая еще носила название «плешегрейка» или «наплешник».
Традиция выстригать гуменцо пришла на Русь из Византии и благополучно просуществовала вплоть до реформ патриарха Никона в середине XVII века. По новому правилу следовало оставить в прошлом обычай носить «венец Христов», а волосы отпускать.

Гуменцо - русский вариант тонзуры - было перенято от византийцев

На практике гуменцо сохранялось и после официальных нововведений. Лишь к середине XIX века священники и монахи в России обрели привычный для настоящего времени вид. Когда именно перестали выстригать гуменцо – вопрос остается открытым. Кстати, что касается православных греков, то женатым священнослужителям полагается носить короткую стрижку, в отличие от холостых, монашествующих – те отпускают волосы.

Бритая голова буддиста и пучок на голове Будды

Буддисты полностью сбривают волосы на голове. Таким образом они освобождаются от разного «мусора» - тщеславия, зависти, всего суетного и мешающего двигаться на пути к просветлению. Волосы, по философии буддизма, хранят информацию о личности человека, его мыслях и поступках – все это надлежит оставить в прошлом.

Будда обычно изображается с волосами и с ушнишей - особым «пучком» на макушке

А вот сам Будда, как правило, изображается с волосами, уложенными в пучок. В кругах, где вращался Сиддхартха, предполагалась такая прическа – это было необходимо для ношения тюрбана. На макушке изображают ушнишу – выпуклое образование на макушке, символ достигнутого просветления.
До того, как Будда достиг просветления, он носил длинные волосы, а став аскетом, остриг их, отказавшись от своего происхождения.

Монахи в буддизме обривают волосы в знак отказа от прошлой жизни

Кстати, по легенде, традиционное изображение Будды – сидящего в позе лотоса, правой рукой касающегося земли, а в левой держащего чашу для подаяний – возникло благодаря чуду. Когда один из правителей Индии пожелал иметь при себе портрет Будды, он пригласил лучших мастеров-художников, но ни один не смог добиться точного отображения внешности принца. Тогда кисти и краски сами создали этот портрет – первый, по преданию, портрет Будды.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

gumenco01

gumenco07

В Русской Православной Церкви власоращению предшествовал другой обычай: выстригать волосы на темени, или делать гуменцо. На Русь эта традиция пришла из Византии, где, как и повсеместно, существовала с VII века. Появление же длинных волос у духовенства связано с реформой Патриарха Никона и ориентацией на греческие образцы, и не только в богослужении. Однако еще постановления Московского собора (1675 г.) свидетельствуют, что гуменцо, как и прежде, продолжало наделяться особым символическим смыслом и трактоваться как «венец Христов».

Как уже отмечалось, в Византийской империи священники тоже выбривали гуменцо. После падения в XV веке Константинополя уцелевшее православное духовенство стало выполнять функции чиновников, отвечавших за греческое население Порты. В знак несения государственных полномочий священнослужители стали отращивать волосы, как полагалось османским чиновникам. Ведь длинные волосы, а также головной убор, напоминавший современную греческую камилавку, и одежда с широкими рукавами были отличительной особенностью служивших по гражданскому ведомству подданных турецкого султана.

Требование выстригать ставленнику «клирическую тонсуру» исчезает из чина поставления чтеца только во второй половине XVII века, после того как при Патриархе Иоакиме были сделаны исправления архиерейского Чиновника. Правда, на практике гуменцо продолжали выстригать и сто лет спустя. Об этом свидетельствуют воспоминания святителя Московского Филарета, лично встречавшего старых священников «с плешью». К середине XIX века окончательно складывается известный и поныне тип православного священнослужителя – одетого в рясу с широкими рукавами, носящего бороду и длинные волосы. В Греции же после освобождения от турецкого ига в начале XIX века по длине волос стали различаться женатые и монашествующие священнослужители (первые стригутся коротко, вторые по-прежнему носят длинные волосы).

Снова волосы священников оказываются в центре общественного внимания в России в начале XX века, в период бурного обсуждения дальнейшей судьбы Церкви. Среди духовенства, особенно молодых и склонных к движению обновленцев, появляются сторонники светских коротких стрижек и даже бритья бород. Длинные волосы и бороды священнослужителей становятся символом приверженности «консервативной» Церкви и Патриарху Тихону.

Комментарий:

sdobrolubov01

Протоиерей Сергий Правдолюбов: Бритье бороды и острижение волос стало символом отречения от сана или перехода к обновленцам

Современный образ нашего духовенства уже совершенно оторван от греческого прообраза времен османского ига. Трагическая судьба десятков тысяч священнослужителей, пострадавших за Христа в первой половине XX века, во время репрессий, освятила в истории именно такой внешний облик пастыря Церкви. Бритье бороды и острижение волос стало символом отречения от сана или перехода в «Живую Церковь» к обновленцам.

Примечательно, что уважительное отношение к волосам священнослужителей не чуждо было даже некоторым сотрудникам НКВД в страшные 1930-е годы. Когда моего отца, постриженного в чтецы юношу, арестовали в 1935 году, подчиненные спросили у начальника местного отделения милиции, обривать ли его перед отправкой в Москву. На что тот ответил: «Оставьте так, там разберутся, он же из попов, ему не полагается».

Досье

Гуменцо (гоумьньце), или оброснение

gumenco02

Слово «гуменцо» образовано от слова «гумно», которое означает вычищенную и выровненную часть земли, предназначавшуюся чаще всего для молотьбы хлеба. Другое название – «тонзура» – калька с латинского tonsuratus, «стрижники». Сверху «плешь» прикрывалась специального покроя шапочкой, скуфьей (в просторечии – плешегрейкой или наплешником), которая являлась знаком священства не менее важным, чем само гуменцо.


CC BY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Караоол Чинчи Александровна

В данной статье автор рассматривает обряды первой стрижки волос в традиционной культуре тывинцев.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Караоол Чинчи Александровна

Текст научной работы на тему «Обряд первой стрижки волос в традиционной культуре тывинцев»

УДК 392.16 (= 512.156)

Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор Д.А. Николаева

ОБРЯД ПЕРВОЙ СТРИЖКИ ВОЛОС В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ ТЫВИНЦЕВ

В данной статье автор рассматривает обряды первой стрижки волос в традиционной культуре тывинцев. Обряды стрижки волос, сакрально значимые моменты.

In this article, the author considers the ceremonies of first hair cutting in traditional culture of Tuvinians. Ceremonies of hair cutting, sacral significant of moments.

Изучения обряда первой стрижки волос тывинцев является актуальной проблемой в современной гуманитарной науке, а использование современных методологий позволяют выявить новые аспекты культу-рогенеза и этнической картины мира.

Целью данной работы является анализ семантически значимых моментов обряда стрижки внутриутробных волос в традиционной культуре тывинцев, способствующих переводу ребенка из одной категории (младенец тол) в другую (человек кижи). Следует отметить, что в научной литературе крайне редко встречаются сведения о проведении данного обряда. К самым ранним работам можно отнести записки путешественников конца XIX - начала ХХ вв., посещавшие территорию Тывы, называемую Урянхайским краем, или Сойотией. Так, с конца 1890-х гг. были организованы специальные этнографические экспедиции: в 1897 г. под руководством П.Е. Островских и в 1902 - 1903 гг. под руководством Ф.Я. Кона. Эти события стали важным сдвигом в исследовании традиционной культуры тывинцев. При этом к концу XIX - началу XX вв. изучение Тывы все больше и больше приобретает целенаправленный характер, особенно после установления протектората Российской империи над Тывой в 1914 г. На этом этапе был собран большой объем этнографического материала, характеризующий развитие традиционного тывинского общества, быт, обычаи тывинцев, шаманизм и т.д. (Г.Е. Грумм-Гржимайло, Д. Карутерс и др.). Но упоминаний о проведении обряда первой стрижки волос не имеется. Первые сведения о нем встречаются в трудах С.И. Вайншейна и Л.П. Потапова - представителей советской этнографии. Таким образом, в данной работе, мы, наряду с использованием материалов указанных исследователей, опирались на труды тывинских ученых советского и постсоветского периодов (М.Б. Кенин-Лопсана, К.Б. Солчак, А.К. Кужугет, Г.Н. Курбатского), занимавшихся проблемами традиционной культуры тывин-цев, собственные полевые материалы (ПМА), а в ка-

честве сравнительно-сопоставительного материала -работы Кустовой Ю.Г. (по хакасам) и Батоевой Д.Б. (по бурятам).

Первая стрижка волос «баш кыргыырынын дою» в современном Эрзинском районе (юго-восток Тывы) называлась «таах авах» [8, с. 272]. В других районах Тывы - «башты хылбыктаары». Обряд проводили, когда ребенку исполнялось 3 года (уш хар). В назначенный день, который согласовывался с шаманом или ламой, в начале лета, родители приезжали с ребенком к бабушке, дедушке (со стороны отца и матери). Если старики жили близко, то их звали к себе. Обязательно приглашали бабку-повитуху, а также родственников и соседей [5, с. 145].

Перед процедурой родители подносили повитухе белый платок кадак, чай шай, материю, угощали ее и говорили: «Мы хотим, чтобы вы обрезали волосы нашему ребенку, потому что вы достойный уважаемый человек». Затем подавали ей ножницы (или нож) с привязанным к ручке белым кадаком (такое привязывание называлось хачы актаар) и подводили ребенка [5, с. 145]. В начале этого торжественного момента повитуха гладила его по головке, три раза слева направо (по солнцу), обводила вокруг нее ножницами (хачы), задевая ими и концом кадака волосы, стригала пучок волос со словами:

«Мен ышкаш узун назынныг

Удаа чыргалдыг болзун!

Будь, как я, долголетним.

Пусть твоя жизнь будет счастливой!»

После обрезания волос она благословляла ребенка, обещала корову. Л. П. Потапов сообщает, что человек, который первым постриг волосы ребенка, дарил ему четыре вида скота (барана или ягненка, козу или козленка, теленка или жеребенка). Остальные кто сколько мог. После этого она вручала ножницы дедушке. Он повторял процедуру, но без кадака,

проговаривая следующее благословение йврээл:

Бажын хылбыктап! Йорээвишаан халбыктадым! Узун назынны, чедиишкиннерни, Уруум сенээ кузедим! Аас-кежиктиг, оорушкулуг болзун! Эки амыдыралдыг болзун! Эш-оору ковей болзун! Когергиже чедир чурттаарын, Ковей ажы-толдуг болурун, Аван ышкаш чазык бол, Аван ышкаш шевер бол, Йорээвишаан хылбыктадым! Ортектиг чажын орнуннга, Белек кылдыр анай болзун!

Обрезая волосы! Благословляя, обрезаю! Долголетию, успехов, Доченьке тебе желаю! Будь счастлива, радостней! Пусть будет хорошая жизнь! Пусть будет много друзей! Живи до седин волос, Желаю много детей, Будь как мама ласковая, Будь как мама мастерицей, Благословляя, обрезал! Места твоих ценных волос, Дарю тебе козленка!

Рассматривая благословение, которое проговаривал дедушка (Кызыльский район), мы видим, что он моделировал на вербальном уровне не только благополучную жизнь, согласно традиционным представлениям, но и личные качества ребенка. После этого старик передавал ножницы бабушке, которая после всех действий и йврээла отдавала ножницы почтенному соседу, повторявшему весь церемониал. Заканчивали стрижку уже родители ребенка.

Обрезание первых волос шло в определенной последовательности. Сначала состригали волосы с левого виска, потом спереди до темени и затем переходили на правый висок. Таким образом, снятие волос шло по ходу солнца слева направо. Следует сказать, что мальчиков и девочек стригли по-разному. Девочкам символически стригли только боковые волосы, заплетали одну косичку (чааш), завязывали ее концы украшением из нитей и бус (боошкун). Считается, что эти накосные украшения боошкун были оберегом. Мальчикам стригли волосы по внешнему кругу, а оставленные на темени заплетали в одну косичку (кежеге) и завязывали ее шнуром или тесьмой. Последние могли быть синего или черного цвета, так как считались благополучными для представителей мужского рода. У тывинцев Овюрского кожууна и у тоджинцев эта прическа сохранялась только три дня, после чего и у мальчика и у девочки волосы обрезали окончательно [4, с. 102]. Следует сказать, что остальные присутствующие гости могли только дотрагиваться до волос ребенка руками.

Подаренный на обряде скот становился собствен-

ностью ребенка, и с него начиналось формирование его ончу-хоренки, т.е. стада, которое выделяли родители взрослым детям [8, с. 23]. По тывинскому обычаю после стрижки волос ребенок становится обладателем собственного имущества - ончу. Если собственность ребенка (скот) решили использовать в качестве чиш - запаса на зиму, то обязательно брали разрешение у него с последующим восстановлением копыт животных, т.е. взамен давали другой скот [3, с. 51]. С.И. Вайнштейн пишет, что приглашенный гость мог дарить ребенку ткань и украшение [2, с. 189]. Состриженные волосы убирались в узелок или специальный мешочек и припрятывались матерью в специальный сундук или же в подушку, на которой спали родители.

Затем начинался пир дой, где родители оказывали особое уважение всем благословляющим, которые сидели около сундука аптара, на почетном месте дор [5, с. 214].

Таким образом, согласно традиционным воззрениям тувинцев, волосы были значимым атрибутом человека. Г.Н. Курбатский пишет, что первые волосы считались дорогостоящими и грешными. К ним нельзя было прикасаться острым предметом. Чтобы они не лезли в глаза, их заплетали в косы. Кроме того, в традиционной культуре волосы ассоциировались с нитью, а также с ее аналогом - пуповиной, которая связывает человека с миром природы. Поэтому вычесанные или выстриженные волосы тщательно сохранялись [5, с. 214]. Как отмечает О.В. Хухлаева, вновь выросшие волосы, как и зубы, в архаическом сознании связывались с представлениями о жизненной силе. Считалось, что густые пышные волосы свидетельствовали о счастливой судьбе человека, а качество волос отражало сущность человека, некоторые черты его характера. Например, жесткие волосы - сварливый человек, редкие волосы -недобрый [10, с. 106].

Согласно мифо-ритуальным воззрениям, любые манипуляции с ними, в сочетании с заговорами, приводят к изменению состояния человека. Церемонии с волосами входили во многие возрастные обряды (например, свадьба). Поэтому они были важной частью цикла обрядов социализации ребенка, призванного верифицировать изменение статуса (неживой / живой) и включение его в группу «женщины и дети». Сходный мотив встречается в традиционной культуре бурят. Так, по материалам Д.Б. Батоевой, следующий этап социализации - переход ребенка из младенческого статуса в статус «детство» - относится с трехлетним возрастом. Завершение периода «младенчества» отмечалось стрижкой утробных волос [1, с. 16].

На данном этапе детства общество существенно влияло на семью и ребенка. Он был строго ритуализированным, где основное внимание придавалось «точкам» качественного изменения состояния посвящаемого. Считалось, что если трудные периоды будут пройдены, то в дальнейшем развитие ребенка будет осуществляться нормально [10, с. 106].

Кроме того, мы выделяем возраст неофита - 3 го-

да. К.Б. Салчак отмечает: «тывинцы, возможно, предполагали, что к трем годам развитие ума ребенка, его физических и нравственных сил достигает такого уровня, что ему можно внушать мысль о необходимости самостоятельности действий, ознакомить с требованиями общества и особенностями жизни. В этом возрасте закладываются основы понятий чести и долга, добра и зла, товарищества и дружбы [8, с. 17]. По нашему мнению, именно к этому возрасту ребенок приобретал все признаки «человека»: уже умеет ходить, говорить, кушать, выполнять посильную работу и т. д. Единственным свидетельством принадлежности его к иному миру было наличие внутриутробных волос. Таким образом, «избавляясь от первых, младенческих волос, ребенок отделялся от потустороннего мира и ставился в один ряд с людьми. Только живой человек может заплести косу» [5, с. 57].

вербально через благословения, и то, что локусом для проведения обряда могло быть не только жилище родителей, но соседа, бабушки и дедушки. Следует обратить внимание на то, что именно на этом обряде у детей появляются различные для мальчика и девочки прически и украшения. Таким образом, здесь наблюдаются детали, маркирующие пол ребенка и его социальный статус. Традиционную прическу кежеге носили члены богатых, уважаемых семей, а беднякам предписывалось стричь только чубы чур-бээш.

Таким образом, в традиционной культуре тывин-цев обряд стрижки утробных волос ребенка был связан с важнейшими функциями, призванными окончательно отделить его из мира природы, определить его поло-социальный статус, наделить свойствами и предметами человека этого мира и интегрировать в семейно-родственный коллектив.

Источники и литература

1. Батоева, Д.Б. Семантика родильной обрядности у бурят: автореф. дис. . канд. ист. наук / Д.Б. Батоева. -Улан-Удэ, 2000.

2. Вайнштейн, С.И. Загадочная Тува / С.И. Вайн-штейн. - М., 2009.

3. Кенин-Лопсан, М.Б. Традиционная этика тывинцев / М.Б. Кенин-Лопсан. - Кызыл, 1994.

4. Кужугет, А.К. Духовная культура тывинцев: структура и трансформация / А.К. Кужугет. - Кемерово, 2006.

5. Курбатовский, Г.Н. Тывинцы в своем фольклоре: историко-этнографические аспекты тывинского фольклора / Г.Н. Курбатовский. - Кызыл, 2001.

6. Кустова, Ю.Г. Ребенок и детство в традиционной культуре хакасов / Ю.Г. Кустова. - СПб., 2000.

7. ПМА. 2011. Биче-оол Биче-Уруг Байкараевна, 1929 г/р, Кызыльский район поселок Бяан-Кол.

8. Потапов, Л.П. Очерки народного быта тывинцев / Л.П. Потапов. - М., 1969.

9. Салчак, К.Б. Преемственность тывинских народных традиций воспитания и современной педагогической культуры Тывы: автореф. дис. . канд. пед. наук / К.Б. Салчак. - Чебоксары ; Кызыл, 1974.

10. Хухлаева, О.В. Этнопедагогика: социализация детей и подростков в традиционной культуре / О. В. Хухлаева. -Новосибирск, 2008.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕРВЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ШАГИ «СОЮЗА 17 ОКТЯБРЯ» В ОСВЕЩЕНИИ АНГЛО-АМЕРИКАНСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта проведения научных исследований («Русский либерализм конца XIX - начала ХХ века в зеркале англо-американской историографии»), проект № 12-01-00074а

В статье анализируется освещение в англо-американской историографии проблем формирования, организационной структуры, идеологии и тактики российской либерально-консервативной партии «Союз 17 октября» (1905 - 1907 гг.)

Читайте также: