Волосы у нее ни темные ни светлые отливали золотом кто это

Опубликовано: 17.09.2024

Настя - девочка, которая осталась сиротой вместе со своим братом.Она была старше брата всего на два года, а Митраше было всего 10 лет. В процессе действий, разворачивающихся на глазах читателя, сложно назвать Настю маленькой девочкой. Она скорее напоминает действительно хозяйку, которая не только заботится о доме, готовит еду, но и воспитывает брата.

С Митрашей они не по годам развиты. Вспомнить только, как собирались они в погод за клювой. Как ловко догадались взять полотенце, чтобы оно не натирало плечи, как позаботилась девочка о еде, которую необходимо было взять с собой. Настя многое успевала. За это ее прозвали соседи Золотой Курочкой.

Сама же она была высокая, с рыжими темными волосами. Всё ее лицо было разукрашено множеством веснушек. Только носик оставался чистеньким и аккуратненьким.

Странно, что имя "Митраша" звучит еще по-детски, а вот девочку автор не называет Настенькой, как в старых добрых сказках. А показывает, что она уже совсем взрослая.

В селе все любили сироток и пытались помочь по мере возможностей. Сами же дети старались со всем справляться и, если успевали, всегда присоединялись к общественным работам.

Проявления ее характера мы видим, когда с Митрашей идут они за клюквой. Мы видим благоразумие Насти, когда она решает пойти через болото по проверенной тропке в отличие от Митраши. И, тем не менее, радость от большого количества клюквы заставляет девочку на время забыть о брате, который выбрал опасную тропинку.

Как видно, в конце повествования Настя ругает себя за жадность к ягоде, поэтому всю свою корзину она отдает детям из Ленинграда. И снова можно увидеть взрослый поступок. Более того, рядом с прекрасной сестрой и мальчик растет настоящим мужчиной, который одолевает волка.

Нам не говорится о том, какими были родители Насти и Митраши, но в воспоминаниях детей ясно видна настоящая любовь, хозяйственность и умения, которыми удачно овладели и дети.

Настя воплощение того, какой должна быть девочка: разумной, чистоплотной, заботливой, с чистым, добрым сердцем. У читателя возникает одна единственная мысль после прочтения произведения - эти дети вырастут достойными гражданами общества. Это видно даже по отношению Михаила Михайловича Пришвина по отношению к детям, которых он подвергает тем испытаниям, непосильных даже некоторым взрослым. И тем не менее, произведение учит читателя мудрости, самостоятельности и тому, как нужно ценить свою семью.

Вариант 2

Настя – это сестра Митраши. Они являются главными героями рассказа Михаила Пришвина «Кладовая солнца»

Настя была старше своего брата на два года, ей было двенадцать лет. Знакомые прозвали ее «золотой курочкой». Она красивая и добрая девочка. Волосы у нее были ни темные, ни светлые. Они были будто золотые. По всему лицу Насти было много-много веснушек. Они были большие, как монетки, располагались довольно тесно. Лишь один нос был чистенький.

Настя с братом сироты. Отца забрала Великая Отечественная война, а мама умерла из-за болезни. Теперь они с братом живут одни. Сами распоряжаются хозяйством. У них есть петух Петя, овцы, коза Дереза, корова Зорька, куры и поросенок Хрен. По началу им было очень трудно самим содержать хозяйство. Вскоре соседи их всему обучили. Теперь они трудятся каждый день. Живут они в деревне возле Блудова болота в Переславле-Залесской области.

Настя очень умная девочка. Настя трудолюбивая девочка. Ее вместе с братом можно было увидеть на колхозных полях, лугах. Если позволяла возможность они присоединялись к общественным работам. Настя много работает дома. Она, как и ее мама, рано встает до восхода солнца, готовит еду, убирает дом, занимается живностью. Из-за того, что у нее много работы, она поздно ложится. Она ласковая девочка, заботится о брате. Когда тот начинает спорить, злиться и хорохориться, она его успокаивает, гладит по затылку и тот сразу остывает. Она очень осторожная, ведь она выбрала безопасную тропу во время сбора клюквы. Настя обладает силой воли. Подтверждение этому то, что она смогла отказаться от такого большого количества клюквы. Еще она благоразумная. Настя и Митраша живут очень дружно. Они любили посидеть у костра. Не было в той деревне такой дружной семьи как у них. Бывало Настя работает, работает и вдруг хочется с братом взглядом перекинуться, а он ушел куда-то.

Автор описывая ее употребляет уменьшительно-ласкательные суффиксы. Это значит, что Настя положительный персонаж. Он не осуждает ее за жадность, которая проявилась во время того, как Настя собирала клюкву.

В конце произведения Настя корила себя за жадность, поэтому отдала всю свою клюкву детям из Ленинграда.

Сочинение на тему Настя в рассказе Кладовая солнца

Настя является одним из главных героев художественного произведения «Кладовая солнца».

Она живёт со своим младшим братом Митрашей в деревне, которую, как и все остальные, война не обошла стороной. Будучи, в таком юном возрасте они уже лишились родителей и всё хозяйство легло на хрупкие плечи осиротевших детей. Настя была на два года старше своего брата и соответственно хоть и осталось детям большое хозяйство от родителей, забот у ни прибавилось в равной степени. Настя вставала рано утром и выгоняла своё стадо, затем топила печку, чистила картошку, стряпала обед и так проходил в суете каждый её день. По началу детям в хозяйстве помогали ближние родственники или местные жители деревни, но так как детишки были умные и весьма смышленые, в скором времени они уже ни в чём не нуждались и делали всё самостоятельно. Жили они в дружбе, однако иногда Насте приходилось усмирять отцовский пыл своего строптивого младшего брата, огладив его подзатыльником.

Настю в деревне называли «Золотая курочка» на высоких ножках. Вероятно из – за цвета её волос, которые были и не светлые и не тёмные, а отливали золотом. Лицо у неё было всё в веснушках и лишь её аккуратный носик был чистенький, который всё время глядел куда-то вверх.

Девочка она была осторожная и благоразумная, это можно увидеть в эпизоде, в котором дети выбирают какой тропой идти к желанной ими полистинке. Настя говорит брату о том, что надёжней выбрать тропу, которой ходят большинство жителей деревни, а пойдя другой тропой их ждёт погибель. Но разойдясь по разным тропам, Настя находит очень много клюквы и даже начинает забывать о брате, который пошёл другой тропой и мог попасть в большую беду. Так и случается, Митраша погряз в болоте и с трудом выбрался, благодаря собаке Травке, которая узнала в маленьком бесстрашном мужичке своего любимого хозяина Антипыча. Спустя несколько лет, Настя пытается искупить свою вину за жадность, из-за которой она забыла про брата и отдаёт всю свою клюкву другим детям-сиротам.

В целом можно описать Настю, как милую, умну, трудолюбивую, ласковую и любящую брата девочку. Этот персонаж оставил у меня неоднозначное впечатление, но в большей степени положительное. Жестокая и кровопролитная война не смогла сломить сильный дух, казалось бы ещё неокрепших и не готовых к самостоятельной жизни детей, но их несгибаемость духа показывает читателю, что в жизни нам по силам любые трудности и преодолимы любые невзгоды.

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика и образ Насти из рассказа Кладовая солнца

Популярные сегодня темы

Принося в литературу свой жизненный опыт, Шолохов обогатил традиции своих предшественников выявлением в «Тихом Доне» психологии трудящегося народа, участия и роста народных масс.

Произведение «Капитанская дочь» носит исторический, реальный и бытовой характер. Жизнь героев книги тесно связана с крестьянской битвой под предводительством Емельяна Пугачева.

В этом мире ценности делятся на материальные и не материальные. К первым относятся различное имущество, финансы и подобное, а ко вторым: личные качества, социальное положение и другие различные феномены

Из яичка вылупился маленький стрижонок, его прозвали Скрипом. Он жил в норе с мамой, братьями и сестрами. Папы у них не было, стрижиха одна выкармливала и воспитывала своих птенцов

Русские поэты находят неисчерпаемый источник вдохновения в двух основных формах существования человека — жизни и смерти. Поэты благодарят жизнь, любуются ею, но в то же время ощущают ее конечность


Перед прочтением краткого содержания рассказа «Кладовая солнца» многим наверняка интересно будет узнать, что Михаил Пришвин написал это произведение в 1945 году. Автор, известный своей любовью ко всему живому миру, и в этом рассказе использовал природу как отдельное действующее лицо, оживляя ее перед читателем. Через описание леса, болот, ветра, ручья он передает состояние людей, и читатель видит смену настроений в книге.

Основные персонажи

В кратком содержании «Кладовой солнца», помимо главных героев, представлены несколько второстепенных персонажей. Главными героями рассказа «Кладовая солнца» Пришвин сделал двух малолетних детей-сирот.

  • Настя – девочка двенадцати лет, не по годам умная и очень хозяйственная. На ее плечах лежит вся работа по дому, в том числе и уход за скотиной.
  • Митраша – младший брат Настасьи. Он, словно маленький мужчина, уже многое делает по хозяйству и помогает сестре.

Из второстепенных героев Пришвина стоит отметить:

  • Старика Антипыча – мудрого лесника;
  • его собаку Травку – умную и преданную;
  • волка Серый Помещик, который досаждал всей деревне;
  • рассказчиков – от их имени ведется повествование.



Старик Антипыч и рассказчики

Пожилой лесник, многое повидавший за свою жизнь. Он отличается умом и мудростью, при этом хочет передавать окружающим свой жизненный опыт. Люди уважают Антипыча, всегда вникая в его полезные советы.


Вместе со стариком в его сторожке жила собака по кличке Травка. К леснику нередко наведывались охотники, которые с огромным интересом слушали его интересные жизненные истории. Антипыч прожил свыше 80 лет.

История повествуется исследователями местных болот. Рабочие лично знают каждого местного жителя, поэтому им совсем небезразлична судьба главных героев.

Они первыми заметили, что детей нет дома, поэтому начали бить тревогу. Он Насти им удалось узнать, как на самом деле развивались события этой истории.



Пересказ тезисно

Краткое содержание произведения Пришвина «Кладовая солнца» знакомит читателя с маленькими детьми, Настей и Митрашей, которые рано остались без родителей. Им приходится самостоятельно хозяйничать в деревенском доме. Как-то они собрались в лес за клюквой. На пути была развилка, и им было трудно договориться, в какую же сторону следует идти. Брат с сестрой поссорились и разошлись разными дорогами.

Митраша решает добраться до места раньше сестры. Выбрав ненадежную тропку, он попадает в болотную трясину, которая начинает засасывать его. Он зовет сестру, но девочка не слышит – она уже увлечена сбором ягоды.

Ее отвлекает собака лесника, и Настя вспоминает о Митраше. Брат не отзывается. Девочка пугается и плачет. Собака Травка протяжно воет, а затем бросается к болоту, почуяв зайца.

Внезапно пес видит в топи брата и двигается к нему, желая спасти. Митраша хватает его и выбирается. Как раз в это время появляется волк. Мальчик реагирует мгновенно – точным выстрелом он сражает зверя. На звук выстрела приходит Настя. Детям пришлось заночевать в лесу, а утром они вернулись домой.

Там Митрашу встретили, словно героя, узнав, что он подстрелил волка. Девочка же долго мучилась от угрызений совести, что забыла о брате, когда увлеклась ягодой. Поэтому она клюквой угостила эвакуированных детей.

Цитаты

Автор с нежностью и любовью описывает героев произведения. Дети, на чью участь выпали тяжелые годы лишений, вынуждены жить одни, без родительской любви и совета. Они самостоятельны, но детство, которого заслуживает каждый, было утрачено из-за сложных обстоятельств, в которых оказалась семья.

Нежность и сострадание чувствуются в каждом слове, написанном Пришвиным:

«Настя была как Золотая Курочка на высоких ножках. Волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны».

«Если только возможно было, они присоединялись к общественной работе. Их носики можно было видеть на колхозных полях, на лугах, на скотном дворе, на собраниях, в противотанковых рвах».

Случай на болотной топи стал уроком для Насти. Она поняла, что случившееся оказалось возможным из-за ее жадности. Девочка страшно мучилась от осознания этого, поэтому при первой же возможности постаралась снять с души тяжкую ношу, поделившись ягодой с ленинградскими детьми.

Краткое содержание

Краткое содержание разделено по главам, как и само произведение.

Глава 1 В одном из сел двое детей рано остались без родителей. Отец у Насти и Митраши погиб на фронте, а мама – от тяжелой болезни. От них им досталось хозяйство и дом. Первое время детям часто помогали добрые соседи, но затем они стали справляться самостоятельно.

Краткое содержание М. Пришвин «Кладовая солнца»


Настя выполняла всю домашнюю работу в доме, брат ей помогал

Жили они довольно дружно и во всем помогали друг другу, управляясь по хозяйству с раннего утра до глубокой ночи. Настя выполняла женские обязанности по дому и ходила за скотиной, а Митраша изготавливал плошки из дерева, которые продавал.

Глава 2 По весне все сельчане искали в лесу клюкву, которая зимовала под снегом. Она считалась лучше осенней. Собравшись за клюквой, дети двинулись в путь с самого утра. Настя несла корзину с провизией, а ее брат – старое ружье и компас. Он помнил слова отца о том, что по компасу при необходимости легко найти дорогу домой. Дети хотели добраться до той полянки, где ягоды было особенно много.

Глава 3 Митраша шел по компасу к той самой поляне, по дороге рассказывая Насте про старого матерого волка, который давно живет в этих местах. В это время они услыхали вдалеке его вой.

Глава 4 Судя по компасу, детям следовало пойти по маленькой тропочке, но Настя настаивала, что нужно пойти по хорошо протоптанной дорожке, которая и приведет к полянке. Дети поссорились и разошлись каждый сам по себе.

Глава 5 Около дома лесника, который находился недалеко от той поляны, давно жила одинокая собака, после смерти хозяина ставшая беспризорной. Старик умер около двух лет назад, а собака все еще тоскливо выла, забираясь на холм.

Глава 6 Когда-то в этом лесу охотники истребили всех волков. Уцелел только самый матерый, осторожный зверь по кличке Старый Помещик. Летом он промышлял в селе, убивая собак и домашнюю скотину. Поймать его пока не удалось никому из сельских мужиков.

Глава 7 Болото огибало русло небольшой речки. Учуяв Травку на другом берегу, волк пустился в погоню. Но собака побежала за зайцем, а затем пошла за девочкой, почувствовав запах из ее корзины.

Глава 8 Местные болота из-за большого запаса нефти называли «кладовой солнца». Туда и пришел Митраша. Место было страшным – людей там утопло множество. Земля с каждым шагом становились все ненадежнее. Боясь ступать на эту тропу, мальчик сокращает путь, шагает в сторону поляны. Но внезапно он увяз. Отчаянно дернувшись, ушел по грудь. Чтобы не утонуть с головой, Митраша крепко держался за ружье.

Глава 9 Настя в это время набрела на полянку с ягодой, совершенно забыв о брате, и увлеклась сбором клюквы. Очнулась она, когда увидела Травку. Девочка покормила ее и попробовала позвать брата, но ветер относил ее крики в другую сторону. Настя отчаялась и заплакала.

Глава 10 Следом завыла и Травка. На этот звук бросился волк. Тем временем, собака, почуяв, что где-то лиса гонит зайца, побежала вдогонку. Так она обнаружила мальчика.

Глава 11 Митраша сразу увидел собаку лесника и позвал поближе. Едва она приблизилась, мальчик крепко схватил ее, Травка дернулась и вытащила его. Собака, признав в нем нового хозяина, громко радовалась.

Глава 12 Травка принялась снова преследовать зайца, мальчик же в это время решил поохотиться на зверька, чтобы подкрепиться. Он ждал его, притаившись в зарослях, и собака погнала добычу прямо на него. На их беду, прибежал и волк, но Митраша не растерялся, а сразу выстрелил в зверя.

На звуки выстрела из леса вышла Настя. Дети разожгли огонь и приготовили еду из пойманного зайца. В село они пришли по утру, сразу сообщив односельчанам об убитом волке. Всю ягоду, которую насобирала Настя, дети отдали эвакуированным малышам.

Мнения о героях

При подготовке школьного урока по рассматриваемому произведению поможет отзыв. «Кладовая солнца» по праву считается одним из лучших произведений Пришвина. Именно в данной повести в полной мере проявился его талант как писателя-художника, воспевшего красоту русской природы. Читатели в один голос утверждают, что главные персонажи сказки, брат Митраша и его сестра Настя, получились на редкость удачно.

Смелый, отважный мальчик, стремящийся быть самостоятельным, и рассудительная, умная девочка сразу завоевали симпатии поклонников, любителей творчества писателя. По их наблюдению, автор умело построил повествование на контрасте их характеров. Отзыв («Кладовая солнца», таким образом, стала не только сказкой-былью о приключении на природе, но интересной историей о взаимодействии двух так не похожих друг на друга людей) о книге показывает сохранение интереса у современных читателей к этой простой и несколько наивной повести. Все они отмечают увлекательный сюжет, подробную психологическую характеристику действующих лиц и красочное описание пейзажа.

Живая природа

При поверхностном прочтении сказки природа воспринимается всего лишь как фон, который подчеркивает душевное состояние детей. Действие произведения происходит в селе Переяславле-Залесском близ Блудова болота.

Благодаря художественным приемам читатель может почувствовать красоту природы этих мест, а также ощутить вязкость болота, в которое попадает главный герой Миша.

Но на самом деле автор задумал свою сказку так, что природа в ней выступает в роли одного из персонажей. Она делится на составляющие:

  • веточки;
  • травинки;
  • деревья.

Природа живет своей жизнью, но очень тесно связана с человеком и его состоянием души. Природные явления могут как помогать главным героям, так и мешать им.

У любого образа в тексте есть своя роль, которая показывает, что все здесь живое. Так, ель и сосна, словно люди, борются за свое существование в строго определенном месте. Волновались ели-старушки, которые во время сильного ветра начинали стонать и выть.

Когда дети входят в чащу, все в ней старается донести до них информацию об опасности. Весь лес наполняется звуками, при помощи которых животные и птицы начинают общаться с детьми.

Смысл названия сказки

Слова «кладовая солнца» в этом рассказе олицетворяют те природные богатства, которые веками копились в болоте, создавая торф и горючее.

Солнце дает жизнь каждой травинке. Оно лелеет их, дает им свое тепло, и они, разлагаясь, питают этим даром другие растения, приходящие им на смену. Но в болотах эти растительные блага сохраняются.

Тысячи лет солнышко откладывает здесь сокровища, как в кладовую, для того чтобы потом мудрый человек научился этим разумно пользоваться.

Сцена на болоте

Настя нашла полянку с клюквой и так увлеклась ее сбором, что позабыла о ссоре с братом. А последний между тем углубился в самую чащу леса, пока, наконец, не набрел на болото. Читатели справедливо указывают, что писатель не зря так подробно описал весь путь, который прошел мальчик в поисках ягоды: по их словам, образ мрачной глуши, темных деревьев, пустой местности создает ощущение опасности и надвигающегося несчастья. Как никто другой из советских писателей, умел создавать атмосферу таинственности в природе М. Пришвин. «Кладовая солнца» — яркий тому пример. Развернутое повествование о путешествии Митраши по болоту, по мнению читателей, – один из самых интригующих моментов во всей книге. Сцена, созданная автором, и завораживает, и пугает одновременно, поэтому последовавшее за тем происшествие производит двойной эффект.

«Кладовая солнца»: краткое содержание

«Кладовая солнца» — уникальный пример сказки-были, жанр которой разработал Михаил Михайлович Пришвин. В произведении тесно переплелись человеческие судьбы и природа, которая всеми силами помогает маленьким героям. По сути, деревья, болото и солнце — это полноценные герои, которые имеют живой и интересный облик.

Произведение «Кладовая солнца», краткое содержание которого представлено читателю, — это история о силе гармоничной связи человека и природы. История о том, что можно победить любые невзгоды, поступая по совести и слушая свое сердце. История о том, что человек — вершина эволюции, но только тогда, когда он живет в гармонии со всем, что его окружает.

Эту мысль обосновывает в повести Михаил Михайлович Пришвин. «Кладовая солнца», краткое содержание которой излагаем по основным этапам сюжета, описывает такие события:

Экспозиция

Красочное и яркое вступление начинается не как классическая сказка. Вместо стандартных «жили-были» перед читателем разворачивается история двух сироток:

  • Их мать умерла, не оправившись от болезни, а отец пал смертью храбрых на полях Второй мировой войны.
  • Настя и Митраша сначала жили под присмотром соседей, а после научились вести быт сами.

Завязка

Краткий пересказ «Кладовая солнца» следует начать с момента похода детей в лес. Ежегодно по окончании февральской стужи люди шли в лес за клюквой. Пролежав под теплым покрывалом снега, она становилась намного слаще и полезнее. Настя и Митраша также решили пойти на палестинку, о которой им рассказывал отец:

  • девочка не забыла прихватить хлеба, немного молока и картошки для перекуса;
  • Митраша как настоящий мужчина взял с собой лукошко и компас, чтобы найти верный путь.

Образ Митраши в иллюстрации Е. Ращина: YouTube / MyBook
По дороге мальчик рассказывал сестре о Блудовом болоте — страшном месте, о котором ходила дурная слава. Дойдя до развилки с камнем, дети разделились и пошли по разным путям. Настя по общей дороге, а Митраша — по неизведанной тропе на север.

Кульминация

Итак, «Кладовая солнца» кратко. Если описывать самые важные события, то нужно упомянуть о кульминационном моменте сказки. Автор помогает читателю наблюдать за двумя персонажами:

  • вслед за Настей отправляется собака Травка. Ранее пес служил местному лесничему, но после его смерти остался жить в лесу, изредка выл, тоскуя по хозяину. Унюхав еду в лукошке девочки, Травка отправилась за ней. На вой Травки прибежал Серый помещик — дикий волк, обитающий на холме;
  • Митраша плутал по дорогам, пока не дошел до болотных топей. К слову, именно здесь читатель находит ответ на вопрос, что такое кладовая солнца. В народе это место называли «кладовая солнца», потому что там годами хранился торф. Решив сократить путь, мальчик пошел прямо через топкую поляну и вскоре попал в трясину.

В этот момент напряжение читателя возрастает, а тревога за детей и расфокусировка внимания лишь усиливает накал.

Развязка

Настя продолжала собирать клюкву и даже не догадывалась, в какую беду попал брат. Окликнув его пару раз и услышав в ответ лишь тишину, девочка заподозрила неладное и очень расстроилась.

В это время Травка взяла след зайца и погналась за ним, а Митраша отправился за ней. Он понимал, что на лес уже спускались сумерки и им с сестрой нужно заночевать прямо тут. Идя за собакой, мальчик выходит на след Серого помещика и убивает опасного хищника. На звук выстрела прибегает Настя, ребята ужинают, а поутру вместе возвращаются в деревню.

Сказка «Кладовая солнца» в сокращении читается быстро. Сюжет произведения удерживает внимание читателя, заставляя его перелистывать страницу за страницей, чтобы быстрее узнать финал произведения «Кладовая солнца». Пришвин не раз говорил, что считает это творение не просто сказкой, а одой силе духа человека, одой выдержке, дружбе, смелости и взаимопомощи.

Рассказ Кладовая солнца Глава 1 Пришвин читать

В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переславль-Залесского, осиротели двое детей. Их мать умерла от болезни, отец погиб на Отечественной войне.

Мы жили в этом селе всего только через один дом от детей. И, конечно, мы тоже вместе с другими соседями старались помочь им, чем только могли. Они были очень милые. Настя была как золотая курочка на высоких ногах. Волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх попугайчиком.

Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный.

«Мужичок в мешочке», улыбаясь, называли его между собой учителя в школе.

Мужичок в мешочке, как и Настя, был весь в золотых веснушках, а носик его чистенький тоже, как у сестры, глядел вверх попугайчиком.

После родителей все их крестьянское хозяйство досталось детям: изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, безыменные овцы, куры, золотой петух Петя и поросенок Хрен.

Вместе с этим богатством досталась, однако, детишкам бедным и большая забота о всех этих живых существах. Но с такой ли бедой справлялись наши дети в тяжкие годы Отечественной войны! Вначале, как мы уже говорили, детям приходили помогать их дальние родственники и все мы, соседи. Но очень что-то скоро умненькие дружные ребята сами всему научились и стали жить хорошо.

И какие это были умные детишки! Если только возможно было, они присоединялись к общественной работе. Их носики можно было видеть на колхозных полях, на лугах, на скотном дворе, на собраниях, в противотанковых рвах: носики такие задорные.

В этом селе мы, хотя и приезжие люди, знали хорошо жизнь каждого дома. И теперь можем сказать: не было ни одного дома, где бы жили и работали так дружно, как жили наши любимцы.

Точно так же, как и покойная мать, Настя вставала далеко до солнца, в предрассветный час, по трубе пастуха. С хворостиной в руке выгоняла она свое любимое стадо и катилась обратно в избу. Не ложась уже больше спать, она растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед и так хлопотала по хозяйству до ночи.

Митраша выучился у отца делать деревянную посуду, бочонки, шайки, лоханки. У него есть фуганок, ладило длиной больше чем в два его роста. И этим ладилом он подгоняет дощечки одну к одной, складывает и обдерживает железными или деревянными обручами.

При корове двум детям не было такой уж нужды, чтобы продавать на рынке деревянную посуду, но добрые люди просят, кому — шайку на умывальник, кому нужен под капели бочонок, кому — кадушечку солить огурцы или грибы, или даже простую посудинку с зубчиками — домашний цветок посадить.

Сделает, и потом ему тоже отплатят добром. Но, кроме бондарства, на нем лежит и все мужское хозяйство и общественное дело. Он бывает на всех собраниях, старается понять общественные заботы и, наверное, что-то смекает.

Очень хорошо, что Настя постарше брата на два года, а то бы он непременно зазнался и в дружбе у них не было бы, как теперь, прекрасного равенства. Бывает, и теперь Митраша вспомнит, как отец наставлял его мать, и вздумает, подражая отцу, тоже учить свою сестру Настю. Но сестренка мало слушается, стоит и улыбается… Тогда Мужичок в мешочке начинает злиться и хорохориться и всегда говорит, задрав нос:

— Да чего ты хорохоришься? — возражает сестра.

— Вот еще! — сердится брат. — Ты, Настя, сама хорохоришься.

Так, помучив строптивого брата, Настя оглаживает его по затылку, и, как только маленькая ручка сестры коснется широкого затылка брата, отцовский задор покидает хозяина.

— Давай-ка вместе полоть! — скажет сестра.

И брат тоже начинает полоть огурцы, или свеклу мотыжить, или картошку сажать.

Да, очень, очень трудно было всем во время Отечественной войны, так трудно, что, наверно, и на всем свете так никогда не бывало. Вот и детям пришлось хлебнуть много всяких забот, неудач, огорчений. Но их дружба перемогла все, они жили хорошо. И мы опять можем твердо сказать: во всем селе ни у кого не было такой дружбы, как жили между собой Митраша и Настя Веселкины. И думаем, наверное, это горе о родителях так тесно соединило сирот.

«Кладовая солнца»: анализ произведения

Сказка-быль «Кладовая солнца» — классика детской литературы. Произведение изучают в средних классах школы. Детям нравятся яркие и близкие им образы главных героев, красочные описания лесных пейзажей. Это включает образное мышление и заставляет посмотреть на мир совершенно под другим углом.

Глубже понять произведение поможет аналитическая справка:

История создания

Книга «Кладовая солнца» написана Пришвиным спонтанно и быстро, всего за один месяц. Хотя идея подобного сочинения зрела у писателя давно. С 1941 по 1945 годы автор был в эвакуирован в небольшую деревушку Усолье, что в Ярославской области.

Пейзажи тайги: Pxhere

Жизнь там протекала тихо и размеренно, а люди были добродушными и открытыми. Там-то Пришвин и познакомился с детьми-сиротами — Соней и Борей, которые стали прообразами литературных героев. Ребята, как и большинство детей в поселке, потеряли родителей в котле войны и самостоятельно справлялись с навалившимися на них взрослыми обязанностями.

Когда в июне 1945 года государство объявило конкурс на лучшее литературное произведение для детей, то автор вспомнил Блудово болото, Усолье и Соню с Борей. Дальнейшая история родилась за месяц, еще через месяц произведение выиграло конкурс и было напечатано в журнале «Октябрь».

Тема и конфликт

Пришвина считают маэстро детализированных описаний. Порой само повествование отходит на второй план, уступая место красочным картинам лесных пейзажей. Сказка «Кладовая солнца» не стала исключением. Критики считают, что в произведении автор поднимает такие актуальные темы, как:

  • единство человека с природой, гармоничная взаимосвязь между ними;
  • верховенство человека, но только тогда, когда он с уважением относится к дарам матушки-природы;
  • прославление дружбы, взаимовыручки и коллективизма, что было актуально для того времени.

В то же время извечный конфликт противостояния человека и природы показан с помощью метафорических образов болота, деревьев и солнца, которые стали полноценными персонажами сказки.

Особенности композиции и жанр

Произведение «Кладовая солнца», жанр которого удачно определил сам автор как сказку-быль, имеет такие художественные особенности:

  • Пришвин был уверен, что его сочинение искусно превращает сказку в быль и наоборот;
  • главные герои «Кладовая солнца» — дети с реальной, невымышленной судьбой;
  • в этой истории нет фантастических героев, но есть очеловеченные образы животных и природных явлений. Яркий тому пример — волк Серый помещик, Солнце и собака Травка;
  • вечные ценности, которые воспеваются в сказках, также отображены в сказке-были Пришвина.

Само произведение состоит из 12 разделенных по смыслу глав. Повествование логическое, линейное, присутствует нарастающая к кульминации динамика и счастливый финал.

Конспект урока по сказке-были К.Паустовского « Кладовая солнца»

Конспект урока по сказке-были К.Паустовского « Кладовая солнца»

I. Организационный момент.

II. Мотивация учебной деятельности, объявление темы, цели урока.

III. Работа над содержанием произведения.

1. Литературный диктант.

1. В каком году была написана сказка-быль? (В 1945 году) 2. Кто такой Антипыч? (Лесник) 3. Как в произведении называли волка? (Серый помещик) 4. По-народному какое-нибудь отменно приятное местечко в лесу. (Палестинка) 5. Топкое место в болоте ,всё равно,что прорубь на льду. (Елань) 6. Название болота, возле которого жили дети. (Блудово) 7. Имена главных героев. (Настя, Митраша) 8. Кто спас от смерти мальчика на болоте? ( Собака Травка) 9. От чьего имени ведётся повествование «Кладовой солнца»? (Разведчики болотных богатств) 10. Автор произведения. (Михаил Пришвин)

2. Проверка домашнего задания (Читают составленный дома план)

3. Фронтальная беседа с элементами выборочного чтения текста и пересказом.

  • С самого начала произведения мы знакомимся с главными героями Настей и Митрашей. Рассказчик рисует нам портреты детей. Что называется портретом в литературном произведении? (Описание внешности героя: его лица, фигуры, одежды

  • Найдите в тексте портрет Насти.
  • Прочитайте портрет Митраши.
  • Зная некоторые способы выражения авторского отношения, нужно прежде всего остановиться на тех эпитетах и сравнениях, с помощью которых характеризуются дети. Что такое эпитет? (Художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет, почувсвовать отношение автора к нему

    Заметьте, автор Настю называет не «курицей», а «курочкой», этим выражает свою нежность к девочке. Помогает понять отношение автора к своим героям именно большое количество уменьшительно-ласкательных суффиксов. Веснушки сравнивает с золотыми монетками, волосы отливают золотом, не нос, а носик, вся она улыбчивая, похожая на весёлое солнышко. Не меньшей симпатией пользуется и брат. Что в его внешности больше всего подчёркивает писатель? (Силу, упорство, настойчивость

  • Нельзя не заметить «прямые» оценки рассказчика, в которых он высказывает своё сочувствие к детям, гордится ими, радуется их успехам.
  • «Они были очень милые…» «…досталось, однако, детишкам бедным и большая забота…» «Но очень что-то скоро умненькие и дружные ребята сами всему научились…» «И какие это были умненькие детишки!» «Не было ни одного дома, где бы жили и работали так дружно, как наши любимцы»

    _ Докажите словами из текста, что Настя и Митраша отличаются трудолюбием, деловитостью, хозяйственностью. Они любят и помнят своих родителей.

    «Точно так же, как и покойная мать…» «Митраша выучился у отца…» «Он (Митраша)хорошо, по-отцовски обернул вокруг ног портянки…» «- Зачем тебе полотенце?- спросил Митраша.

    -А как же?- ответила Настя. — Ты разве не помнишь, как мама за грибами ходила?»

    «- Ты это помнишь, — сказал Митраша сестре, как отец нам говорил о клюкве…»

    — Прочитайте начало отрывка «Ель и сосна»…

    — Писатель наделяет явления природы в этом произведении признаками живых существ.

    — Как называется такое изображение в литературе? (Олицетворение).

    — Как именно злые силы природы мешают детям, стараются запугать, уйти из леса?

    (Деревья зарычали, завыли, застонали).

    — И наоборот, как добрая природа успокаивает детей, помогает им:

    (Трава белоус показывала направление обхода елани)

    — Как же дети ведут себя в лесу?

    « Было совсем тихо в природе и дети, озябшие, до того были тихи…» « Затаив дыхание, дети сидели на холодном камне, дожидаясь, когда к ним придут первые лучи солнца». «Неподвижные сидели на камне».

    — Остановимся на эпизоде «Спор детей о дороге», выясним, как себя ведёт каждый из них. — Как ведут себя брат и сестра, оставшись наедине с природой? — Почему Митраша становится пленником болота? — Давайте прочитаем «загадочные» слова мудрого лесника Антипыча.

    «…Ходите вы, ребята, одетые и обутые…»

    — Что не договаривал лесник?

    « Не знавши броду не лезьте в воду».

    — Как понимаете эти слова? — Митраша прямо полез в Слепую елань, проигнорировав двумя вещами. Какими?

    (Предупреждение Насти и трава белоус).

    — Увидев Травку и почувствовав надежду на спасение, Митраша уже не повторял ошибки, а действовал осторожно, обдуманно. Докажите это словами из текста.

    «…И маленький человек остановил в себе большое сердце. Он замер в точном расчёте движения…»

    Вернёмся на дорогу, по которой шла Настя. Она выбрала правильную дорогу: не случайно именно она нашла клюквенную палестинку. Над чем заставляет нас задуматься Пришвин, изображая путь Насти? Найдите отрывок «Лесные ягоды», и нам станет понятно, что Пришвин подбирает «ласковые слова», чтобы передать ласковое отношение к при роде.

    — Как же ведёт себя Настя среди такого богатства?

    (Её охватывает жадность)

    — Такая жадность не нравится писателю, он показывает великана-лося и говорит, что ему, такой громадине хватает осиновой корочки и лепестков болотного трилистника.

    «Откуда же у человека при его могуществе берётся жадность даже к кислой ягоде клюкве?» — с упрёком спрашивает Пришвин.

    — Что же заставило девочку осознать свой поступок? (Встреча со змеёй

    — Что же Насте представилось?

    будто это она там, на пне…

    — Девочка глубоко переживает случившееся и дальнейшими действиями…(больным детям отдала всю целебную ягоду

    Пути открывателей и осваивателей нужны и полезны людям, но сила и красота проявляется в полной мере только тогда, когда на выбранном пути он следует высшему долгу — быть полезным другим. Отступление от этого делают несчастным прежде всего самого человека.

    — Настя кричала, Митраша слышал её крик и ответил ей, но почему же девочка ничего не услышала? (Порыв ветра унёс крик в другую сторону

    — Расскажите, что же случилось, когда Митраша выбрался из Слепой елани. (Убил волка

    — Как же вели себя соседи, когдау3слышали рёв голодной скотины?

    — Чему удивились все?

    — Как теперь стали называть «мужичка в мешочке»? (Героем

    — Теперь осталось сказать, кто же такие рассказчики. Прочитайте.

    — Так что же такое кладовая солнца? (Это не только Блудово болото со своими запасами горючего торфа, это вся природа и человек — «мудрый хозяин».)

    Соединяя жизнь людей и природы, Пришвин выражает свою главную мысль: Человек должен быть разумным в своих отношениях с природой, понимать её, любить и охранять.

    (
    Это эпиграф к уроку, его записываем в тетрадь
    ).

    V. Домашнее задание:

    1. Подумайте, почему «Кладовая солнца» называется сказкой-былью? 2. Пересказать близко к тексту одно из описаний природы. 3. Нарисовать иллюстрации «У лежачего камня», «Ель и сосна на Блудовом болоте».

    Произведение по жанровой направленности является сказкой-былью и повествует о детях, оставшихся сиротами в военные годы, преодолевающих жизненные трудности.

    Главными персонажами рассказа являются брат и сестра Настя и Митраша, вынужденные выживать самостоятельно, поскольку рано лишаются родителей.

    Писатель дает подробное описание главных героев, представляя девочку Настю, старшую в семье, в образе ответственной и трудолюбивой малышки, отличающейся веснушчатым лицом, светлыми локонами, хрупкостью и острым умом. Девочка всегда помогает братишке и даже уступает ему в его капризах. Автор именует Настю золотой курочкой, имеющей высокие ножки, поскольку девочка встает до рассвета, выгоняет на пастбище коров и целый день хлопочет по хозяйству.

    Митраша представляется как маленький мужичок в мешочке, поскольку имеет от отца некоторые ремесленные навыки и занимается мужской работой в доме, иногда продавая свои изделия либо обменивая на продукты.

    Писатель подчеркивает разделение домашних обязанностей между детьми, демонстрируя сплоченность и дружбу родных людей.

    Сюжетная линия рассказа развивается путем произошедшего с детьми события в момент их похода в лес за клюквой. Настя увлекается сбором ягод и не замечает отсутствие брата, который попадает в болото и не может самостоятельно выбраться из трясины. Помощь оказывает собака Травка, которая приводит сестру к брату. До этого момента Митраша не очень любит собаку, но после спасения становится для нее полноценным хозяином.

    Однако приключения детей на этом не заканчиваются, поскольку впереди у них еще встреча с голодным волком. В этой ситуации Митраша проявляет себя как настоящий мужчина, не растерявшись выстрелив в зверя.

    Отличительной особенностью рассказа является авторское описание окружающей природы, которая представляется в произведении самостоятельным персонажем, настроенным на жизнь детей.

    В момент расставания Насти и Митраши на небе появляется серая туча, закрывая солнечные лучи, в сопровождении резкого ветра, завывающего и стонущего. Таким образом, природа предупреждает героев о предстоящем испытании.

    Смысл произведения заключается в проявлении истинных человеческих чувств даже маленькими детьми, в душе которых много тепла, любви, чувства собственного достоинства, понимания природы и родственных отношений.

    Анализ 2

    Пришвин отличается великолепным описанием природы и нередко в своих рассказах делает упор на гармонию с природой и возможность человека существовать в ладу с другими живыми существами. В рассказе Кладовая солнца идея гармонии рассматривается довольно подробно и такое детальное описание позволяет о многом поразмыслить читателям.

    Речь в рассказе идет о сиротах брате и сестре, которые будучи совсем маленькими остаются одни с довольно крупным хозяйством. Тем не менее, благодаря дружбе и гармонии между ними они н только отлично ладят, но и ведут хозяйство. Девочка по имени Настя занимается работами по дому, а мальчик Митраша делает различные изделия, которые продает или обменивает и выполняет мужскую работу по дому.

    Касательно гармонии Пришвин рассматривает ситуацию разлада, он иллюстрирует этот разлад довольно прямо. Когда дети отправляются в лес, мальчик хочет идти, как указывает компас, а девочка по известно тропинке, в итоге они ссорятся и расходятся. Тут автор использует устойчивое выражение «их тропинки разошлись», которое говорит о расхождении во взглядах и мнении.

    В итоге каждый герой оказывается в трудной ситуации. Настя совсем забывает о младше брате, о котором ей нужно заботиться и чрезмерно увлекается сбором клюквы, даже частично впадает в алчность. Митраш в свою очередь выбирает неверный путь и вязнет в болоте, только чудом он не тонет и его спасает собачка Травка, которая увидела мальчика.

    После воссоединения дети понимают как неверно себя вели, ведь им нужно было хранить не только собственное мнение, но и то ценное, созданное между ними. Ребятам нужно было сохранять гармонию, дружбу и взаимопомощь. Тогда они бы не оказались в такой трудной ситуации.

    Тем не менее, данное событие стало для них полезным уроком, который каждый усваивает с пользой для себя. Митраш становится более самостоятельным и застреливает дикого волка, который живет в лесу, девочка понимает как нужно заботится о брате и всегда помнить о нем. Поэтому в какой-то степени иногда нужно оказаться в трудной ситуации и принять не совсем правильное решение, для того чтобы точнее увидеть какое поведение является правильным.



    «Анализ сказки-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»»

    М. М. Пришвин вошел в литературу не только как талантли­вый писатель, но и как этнограф, географ, космограф. Однако его произведения не были востребованы в советском обществе. Иде­альными для литературы того времени были произведения, пол­ные высокого гражданского и революционного пафоса, насыщен­ные социалистическими лозунгами тех лет. Творчество Пришви­на считали попыткой уйти от реальной жизни, от решения на­сущных проблем о строительстве светлого будущего. Открытие Пришвина как талантливого художника слова состоялось только в последние десятилетия. На сегодняшний день он является од­ним из самых неразгаданных писателей. Огромное влияние на все его творчество оказала природа его родного края. Родился будущий писатель в имении Хрущево. Имен­но здесь он приучился слушать и слышать звуки природы, ее порой тихую, а иногда громогласную речь. Пришвин был очень одарен слухом «к свисту птиц, дыханию трав и мурму зверей». Он изо всех сил старался передать голос природы, перевести ее на язык человека. Мы поражаемся этой его способности, читая рас­сказ «Кладовая солнца».

    Фабула этого произведения довольно проста. Это повествова­ние о жизни и приключении двух маленьких ребятишек, остав­шихся сиротами в тяжелые послевоенные годы. Но Пришвин оку­тывает своих героев такой поэтичной оболочкой, что все проис­ходящее становится похожим на сказку. Именно такой жанр вы­бирает для своего произведения Пришвин — сказка-быль. Поня­тие «сказка» станет центральным в творчестве Пришвина в 20-50-е гг. Для писателя это понятие было той формой худо­жественного повествования, в которой он мог свободно вопло­тить свои идеалы, изобразить незыблемые законы природы. В «Кладовой солнца» он создает образ идеальной деревни, где все живут мирно, дружно, ладно. А небольшая семья — братец Митраша и сестренка Настя — это всеобщие любимцы, это два ма­леньких солнышка.

    «Настя была как Золотая Курочка на высоких ножках. Волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки… Только носик один был чистенький и глядел вверх. Митраша был моложе сестры на два года. Это был мальчик упрямый и сильный. «Мужичок в мешочке», — улыбаясь, называли его между собой учителя в школе. «Мужичок в мешочке», как и Настя, был весь в золотых веснушках, а носик его, чистенький тоже, как у сест­ры, глядел вверх». Автор любовно описывает своих героев и наде­ляет их милыми именами. И это тоже отчасти напоминает сказку.И вот наши маленькие герои собрались в далекое путешествие к палестинке, о которой они знают по рассказам отца. Это напо­минает присказку: «пойди туда, не знаю куда». Дети попадают в огромную сказочную страну, где каждый кустик, каждая пти­ца обладает способностью говорить и мыслить. Автор помещает нас в чудесный мир природы, при этом он изо всех сил старается показать родство человека с этим природным миром: «бедные птички и зверушки, как мучились все они, стараясь выговорить какое-то общее всем, единое прекрасное слово! И даже дети, такие простые, как Настя и Митраша, понимали их усилие. Им всем хотелось сказать одно только какое-то слово прекрасное. Видно, как птица поет на сучке, и каждое перышко дрожит у нее от усилия. Но все-таки слова, как мы, они сказать не могут, и им приходится выпевать, выкрикивать, выстукивать.

    — Тэк-тэк! — чуть слышно постукивает огромная птица глу­харь в темном лесу.

    — Шварк-шварк! — дикий селезень в воздухе пролетел над речкой.

    — Кряк-кряк! — дикая утка кряква на озере.

    — Гу-гу-гу… — красивая птичка снегирь на березе».

    Автор предстает здесь как человек с тонким слухом, способ­ный услышать и понять чудесный язык птиц, растений и живот­ных. Пришвин использует самые разнообразные средства худо­жественной выразительности. Но самый главный прием, с помо­щью которого оживают на страницах произведения герои мира природы, — это олицетворение. Способностью размышлять обла­дают в сказке-были не только животные, но и птицы, и даже деревья. Это и переговаривающиеся ворон и ворона, и журавли, возвещающие о приходе солнца и о его закате, и стон сросшихся сосны и ели.

    Природа не бездействует, она активно приходит на помощь человеку. Предупреждают Митрашу о беде и старушки-ели, тщет­но пытаются они заслонить ему дорогу к губительной елани. И черный ворон пугает его своим криком. Что и говорить об ум­ной, сообразительной и преданной человеку собаке Травке!

    Таким образом, главная тема в были — тема единения чело­века с природой. В своих произведениях Пришвин «сгущает доб­ро», он воплощает свои идеалы и тем самым призывает к добру читателей.

    Дружная жизнь Насти и Митраши в деревне. Дети собираются за клюквой. Ребята повздорили и пошли разными тропами. Настя находит палестинку, всю усыпанную клюквой, а Митраша по своей оплошности попадает в болото. Собака лесника Антипыча Травка выручает Митрашу из беды. Маленький охотник убивает старого разбойника-волка Се­рого Помещика, и дети возвращаются домой.

    Образы друга и врага человека

    М. М. Пришвин в сказке «Кладовая Солнца» поднимает важный вопрос взаимоотношений человека и природы. Когда Митраша попадает в опасность, природа хмурится, когда он освобождается из болота, окружающий мир радуется вместе с героем. Слепая Елань – настоящий враг не только для Митраши, но и для других людей, которые не смогли спастись.

    В произведении есть два цельных образа животного мира: собака Травка и волк Серый помещик. Травка является олицетворением дружбы природы с человеком. Волк же несколько раз в повествовании называется врагом человека.

    Собака, преданная хозяину Антипычу, не может смириться с его смертью. Во всех людях она ищет своего любимого хозяина. Это спасает Митрашу от гибели. Именно благодаря Травке герою удалось выбраться из болота.

    Волк же описан как хитрое животное, которое никто не может поймать. Среди волков в тех краях остался лишь Серый помещик. Для жителей села он был настоящим врагом, потому что «за одно лето порезал коров и овец не меньше, чем резала их раньше целая стая». Рассказчик несколько раз называет волка врагом человека.

    Образы собаки и волка резко противопоставлены друг другу. Они находятся в разных взаимоотношениях с человеком.

    Значение и художественные особенности[ | ]

    Как писал сам Пришвин в «характеристике писателя» для издания повести в «Библиотеке „Огонька“», «в этой сказке жизнь болота с его зверями и птицами описана с точностью естествоиспытателя и в то же время в совершенно сказочном преображении» (4 февраля 1946 года)[14]. По словам писателя, в «Кладовой солнца» «изображение природы, отталкиваясь от символизма Киплинга („Джунгли“), сходится со смелым реализмом Диснея. Мне остаётся только теперь более сознательно работать в эту сторону»[15]. Позже Пришвин о от «Кладовой солнца» заключалась для него «в том, что этой сказкой, наконец-то, открылся мой выход от маленьких вещей к большому сказочному роману» (4 октября 1947 года) [16].

    Пришвин придавал большое значению обозначению жанра произведения как сказки. При публикации в журнале «Октябрь» «Кладовая солнца» была обозначена как «рассказ». В письме в редакцию журнала Пришвин специально о, упомянув, что получает письма от читатетей с вопросом, почему его произведение названо рассказом, а не сказкой. Он также обосновал выбор сказочного жанра[17]:

    Меня увлекало при создании этой вещи создание правдивой сказки, народной в существе своем, но без традиционного народного мифа, и как фольклор, интересной для всех возрастов, стариков и молодых. Создавая эту сказку, я был даже несколько под влиянием идеи социального заказа, и в моем понимании сказка была как связь между поколениями. В молодости на севере на меня огромное влияние оказали сказки, которые я записывал там. И в старости, пописав более 40 лет, мне самому захотелось рискнуть попробовать выступить на конкурсе сказителем.

    Работая над сценарием для фильма по повести, Пришвин в письме директору 1-й студии «Мосфильма» Д. И. Ерёмину подчёркивал её поэтический характер: «„Кладовая солнца“ потому так и принята дружно всеми, что эта вещь является пионером огромного дела поэтического изображения края. Огромное достоинство этой вещи и в том, что она, почти как произведение фольклора, доступна всем возрастам и людям всякого образования» (22 марта 1947 года)[18]. Перечитав сказку после рецензии Льва Кассиля в «Литературной газете», Пришвин отмечает в дневнике (19 ноября 1945 года): «Под влиянием приятного чтения впервые со времени написания перечитал свою сказку. В ней хорошо сдержанная сила и тоже хорошо, что на немногих местах дано так много, и еще, что вещь советская, но без подхалимства»[19].

    По мнению Я. З. Гришиной, «Кладовая солнца» не волшебная сказка, но «в ней имеется ряд реликтовых признаков этого жанра: росстань, развилка — выбор пути, один из которых ведет к погибели; поиск места, „где никто не бывал“, путь к которому неизвестен; силы добра в образах растений (болотные ёлочки, трава белоус), наставляющих героя на путь истинный; силы зла в образах птиц (ворон, сороки), предрекающих и ожидающих смерти героя, его спасение и победа». Также «важную роль в сказке-были играют мифологемы солнца, ветра и воды, выполняющие структурообразующую функцию»[20].

    Комментируя слова Пришвина о сочетании символизма Киплинга со «смелым реализмом» Диснея, Я. З. Гришина говорит о том, что единство художественного мира «Кладовой солнца» создается взаимодействием этих двух систем, реализма и символизма: «внутри „были“ прорастает „сказка“ и у писателя появляется произведение нового для него жанра — „сказка-быль“, которая воспроизводит ту же и одновременно иную реальность, „символическую реальность“, каждое мгновение которой полно смысла»[21].

    Название[ | ]

    Понятие «кладовая солнца» поясняется автором в одной из глав повести. Рассказчик говорит о том, что «всё Блудово болото, со всеми своими огромными запасами горючего, торфа, есть кладовая солнца»[6]:

    (…) горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало своё тепло, и они, умирая, разлагаясь, в удобрении передавали его, как наследство, другим растениям, кустикам, ягодкам, цветам и травинкам. Но в болотах вода не даёт родителям-растениям передать все своё добро детям. Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца как торф достаётся человеку от солнца в наследство.

    Далее рассказчик о[6], и в конце повести снова упоминает «кладовую солнца», говоря о готовящейся добыче торфа из этого болота.

    Как писал сам Пришвин в предисловии к сборнику «Весна света» (1953), выражение «кладовая солнца» он встретил за много лет до написания повести в одной научной работе, автор которой использовал этот образ для описания торфяных болот, хранящих в себе огонь и тепло[1].

    История создания

    Портрет Михаила Пришвина


    Портрет Михаила Пришвина
    «Кладовая солнца» – наиболее популярное произведение Пришвина. Оно издано в 1945 году и описывает послевоенное время. По первому замыслу писателя, главным героем рассказа должна была стать собака по кличке Травка. Пришвин хотел назвать произведение «Друг человека». Но название «Кладовая солнца» оказалось более поэтичным. Автор внес свойственные его творчеству описания природы, рассказывая о специфике торфяных болот и их богатствах. На работу с текстом ушло не более месяца.

    Сразу за этим сочинением автор издал повесть «Корабельная чаща». Обе книги пропагандируют внимание и трепетное отношение к окружающему миру и всему живому. Писатель уверяет, что осознание природной ценности помогает человеку в нужное время получить необходимую помощь. Главные действующие лица рассказа – дети-сироты Настя и Митраша, заблудившиеся в лесу. «Кладовой солнца» Пришвин именует Блудово болото, которое хранит тепло благодаря залежам торфа. Это место богато уникальными растениями и животными. На фоне природного богатства Пришвин описывает богатство человеческой души



    Иллюстрация к рассказу «Кладовая солнца»

    Двенадцатилетняя милая девочка Настя, оставшись без родителей, погибших в военные годы, воспитывает брата Митрашу. Аккуратная девчушка с веснушчатым лицом описана нежными ласковыми словами, чтобы читатель понимал, насколько приятны ее внешность и характер.

    Рассудительная девочка оказывается в сложной ситуации, в которой судьба брата зависит только от нее. Дети выживают благодаря поддержке родственников и соседей. Их хозяйство не пришло в упадок, ведь Настя выгоняет стадо пастись, топит печь и готовит еду.

    Настоящая хозяйка, она старается заменить брату мать, но тот в силу возраста не понимает сложности сложившихся обстоятельств. Десятилетний Митраша часто капризничает и отвергает ласку сестры. Но детские ссоры всегда заканчиваются примирением.

    Происхождение и значение имени Анастасия

    Анастасия — имя, которое звучит легко, красиво и достаточно гармонично, передавая простоту и нежность. Но что оно в себе таит? Расскажем подробнее, что обозначает имя:

    Анастасия: происхождение имени

    Откуда произошло это красивое имя? История имени Анастасия начинается в Древней Греции. В то время оно не относилось исключительно к женскому роду — оно могло быть и мужским, и женским.

    Имя Анастасия изначально имело другую форму — Анастасий, что больше подходило мужчинам. Оно было весьма популярным. О востребованности говорит тот факт, что его носили не только обычные люди, но и правители Древней Греции.

    Происхождение имени Анастасия пошло именно от древнегреческого мужского варианта. На территории обитания славянского человека последнее не прижилось, зато производное в женском роде широко распространилось. Но особо популярным имя стало только в последние несколько десятилетий.

    «Кладовая солнца»

    Настя и Митраша


    Настя и Митраша
    В рассказе переплетаются явь и романтическая сказка, поэтому жанрово его определяют, как сказку-быль. В начале произведения автор описывает волшебный мир болот и леса, используя характеристики возвышенного слога. А биография детей, живущих в городке Переславль-Залесский, – это суровая реальность послевоенных лет. Пришвин ласково зовет сирот «Золотая Курочка на высоких ножках» и «Мужичок в мешочке», подчеркивая их самостоятельность и не по годам большие способности. Согласие с миром живой природы достигнуто детьми даже на уровне собственного хозяйства, где жили коровы, коза, овцы, поросенок и куры с петухом.

    Однажды дети отправились в лес за клюквой. Их путь лежал через опасную местность – Слепую Елань. Благоразумная Настя была осторожна. Выбирая тропу, она хотела идти по безопасной дороге, а брат, ослушавшись, пошел в другую сторону. Увидев много ягодных кустов, Настя принялась набирать добычу в корзинку, запамятовав о Митраше. Мальчик потерялся на болоте, и сестре пришлось пережить несколько часов ужаса и страданий.

    Настя собирает клюкву в лесу


    Настя собирает клюкву в лесу

    В этом эпизоде важно описание природы, где все направляло Настю на верный путь. Собака Травка, некогда потерявшаяся в этом лесу, случайно вышла навстречу девочке, слыша треск деревьев. Она помогала Митраше выбраться из болота. Встреча с волком стала новым препятствием, которое детям пришлось преодолеть. Мальчик выстрелил в зверя, а Настя, услышав страшный звук, побежала ему навстречу.

    У «Кладовой солнца» счастливый конец, поэтому она считается сказкой. В Митраше просматривался теперь будущий герой, а Настя стала внимательнее к близким и окружающим. Когда в село пришли с просьбой о помощи эвакуированным детям, она отдала собранную клюкву. Тем самым девочка искупила свою ошибку в лесу и подарила целебную ягоду тем, кто в ней нуждался. Испытание, выпавшее на долю детей, научило их любить и ценить то, что имеют. Они стали внимательнее друг к другу, и перемены в их характерах не заставили себя ждать.



    Настя из повести «Кладовая солнца»

    Сказочная составляющая произведения учит видеть прекрасное в человеческих душах и, ориентироваться на окружающий мир, даря ему заботу и понимание. В творчестве Пришвина подчеркивается крепкая связь между человеком и природой.

    Цитаты

    Автор с нежностью и любовью описывает героев произведения. Дети, на чью участь выпали тяжелые годы лишений, вынуждены жить одни, без родительской любви и совета. Они самостоятельны, но детство, которого заслуживает каждый, было утрачено из-за сложных обстоятельств, в которых оказалась семья.

    Нежность и сострадание чувствуются в каждом слове, написанном Пришвиным:

    «Настя была как Золотая Курочка на высоких ножках. Волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны».

    «Если только возможно было, они присоединялись к общественной работе. Их носики можно было видеть на колхозных полях, на лугах, на скотном дворе, на собраниях, в противотанковых рвах».

    Случай на болотной топи стал уроком для Насти. Она поняла, что случившееся оказалось возможным из-за ее жадности. Девочка страшно мучилась от осознания этого, поэтому при первой же возможности постаралась снять с души тяжкую ношу, поделившись ягодой с ленинградскими детьми.

    Несколько интересных сочинений

    • Характеристика и образ Ивана в сказке Конек-горбунок сочинение
      Главным героем сказки «Конек-Горбунок» П. Ершова является молодой смекалистый парнишка Иван. Которого по традиции большинства русских сказок зовут Иван-дурак. Но он далеко не является дураком.

    Как нетерпеливо мы ждём первого снега, как волнуемся при виде гигантских падающих снежных хлопьев в окне. А как приятно проснуться поутру и вдруг обнаружить, что земля, которая накануне ещё чернела, теперь безукоризненно белая.

  • Роль художественной детали в рассказах Чехова
    Наверное, нет такого человека в нашей стране, которые не читал рассказы Чехова. Его рассказы короткие взяты из жизни, но в них он описывает художественные детали, которые трудно не заметить.
  • Анализ рассказа Пастух Шолохова
    В произведении Шолохова «Пастух» главным героем является молодой и очень красивый парень по имени Гриша. У него на руках осталась маленькая девочка Дуня. Несколько лет назад их родители погибли, и брат сказал о том, что никуда не отдаст свою сестру
  • Стиль и язык романа Капитанская дочка Пушкина художественные особенности
    «Капитанская дочка» — по утверждению Гоголя – решительно лучшее русское произведение в повествовательном роде».
  • Ответ оставил Гость

    Возраст Насти — 12 лет: «…Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком…» «…Настя постарше брата на два года…»

    О внешности Насти: «…Настя была как Золотая Курочка на высоких ножках. Волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх…» «…носики такие задорные…» «…девочке, похожей на Золотую Курочку на высоких ножках…» «…прежняя Золотая Курочка на высоких ножках…»

    Настя и ее брат Митраша — сироты: «…осиротели двое детей. Их мать умерла от болезни, отец погиб на Отечественной войне…» «…деревенские сироты знали хорошо, что такое осенняя клюква…» Настя и ее брат Митраша живут в селе: «…В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переславля-Залесского…» (Ярославская область)

    Настя и ее брат Митраша сами ведут хозяйство: «…После родителей все их крестьянское хозяйство досталось детям: изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, безыменные овцы, куры, золотой петух Петя и поросенок Хрен…» «…Давай-ка вместе полоть, — скажет сестра. И брат тоже начинает полоть огурцы, или свеклу мотыжить, или картошку полоть…»

    Настя и ее брат Митраша — простые дети: «…И даже дети, такие простые, как Настя и Митраша, понимали их усилие…» Настя — милая девочка: «…Они были очень милые…»

    Настя — умная девочка: «…очень что-то скоро умненькие и дружные ребята сами всему научились и стали жить хорошо…» «…И какие это были умные детишки. »

    Настя — трудолюбивая девочка: «…Если только возможно было, они присоединялись к общественной работе. Их носики можно было видеть на колхозных полях, на лугах, на скотном дворе, на собраниях, в противотанковых рвах…»

    Настя и ее брат Митраша живут дружно: «…И теперь можем сказать: не было ни одного дома, где бы жили и работали так дружно, как жили наши любимцы…» «…друзья пошли по тропе, указанной стрелкой…» «…Бывало, раньше дома часу не поработает Настенька, чтобы не вспомнился брат, чтобы не захотелось с ним перекликнуться. А вот теперь он ушел один неизвестно куда, а она и не помнит…» «…друзья стали греться у костра, готовить себе еду и ночлег…»

    Настя рано встает и поздно ложится, потому что много работает: «…Еще до свету Настя задала корм всем своим животным…» «…Точно так же, как и покойная мать, Настя вставала далеко до солнца, в предрассветный час, по трубе пастуха. С хворостиной в руке выгоняла она свое любимое стадо и катилась обратно в избу. Не ложась уже больше спать, она растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед и так хлопотала по хозяйству до ночи…»

    Настя — ласковая девочка: «…Так, помучив строптивого брата, Настя оглаживает его по затылку…» «…Настя, заметив, что брат начинает сердиться, вдруг улыбнулась и погладила его по затылку. Митраша сразу успокоился…»

    Настя — осторожная девочка: «…Нет, — ответила Настя, — мы пойдем вот по этой большой тропе, куда все люди идут. Отец нам рассказывал, помнишь, какое это страшное место…»

    Настя — благоразумная девочка: «…И благоразумная Настя предупреждала его…» «…все одобряли, и что она благоразумно звала брата на торную тропу, и что так много набрала клюквы…»

    Материалом для книги Пришвина «Кладовая солнца» послужили события Великой Отечественной войны. Несмотря на то, что основные события произведения разворачивались в лесу на протяжении дня, все же воспоминания автора о мужественном и геройском прошлом, о родном для его души крае воздвигли его для написания этой сказки-были.

    Почему он выбрал именно сказку в качестве жанра для своего столь символичного произведения? Ответ на данный вопрос прост, как все гениальное. Именно народная сказка просто и доступно объясняет истину, именно в ней таится корень поиска правды и смысла существования. И именно сказки всегда поражают стремлением к мечте о доскональности человеческого существа. Это и послужило причиной для писателя последовать тому примеру, который и стал в основе жанра его произведения.

    Его идеал заключался в полете мечты к высокому предназначению человеческой сущности, к его обязанностям перед всем, что является живым на планете.

    Пришвин отображает в своей сказке позитивный настрой на способность реализации данной мечты, если стремительно начать поиск ее осуществления в повседневном существовании, где живут обычные люди.

    В книге «Кладовая солнца» мы знакомимся с двумя героями – Митрашей и Настей. Каждый из них обладает рядом положительных и отрицательных качеств.

    Митраша невысок, плотен, у него широкий лоб и затылок. Он силен и упрям, несмотря на юные года – он моложе, чем его сестра на два года. Все его лицо покрыто золотистыми веснушками, а носик вздернут кверху. Упрямство мальчика будто бы подчеркивает его целеустремленность и трудолюбие. В школе учителя его прозвали «Мужичок в мешочке», поскольку уже в свои десять лет он был способен выполнять все мужские обязанности по дому. Родители погибли: мама — от болезни, отец – на войне. Митраша по характеру очень походил на своего отца, обладая всеми качествами настоящего мужчины. Отец его обучил столярству. Мальчик имел все необходимые инструменты для этого дела. Он вырезал разнообразную посуду из дерева, припоминая папины советы, которые ему не раз помогали.

    Митраша посещал все собрания в стремлении понимания мнения общественности. Он обожал природу и старался пользоваться ее дарами, однако, оказавшись в лесу, где было все общее, у него проявилась жадность, которая и завела его в беду.

    Митраша очень любил свою сестру. Стараясь походить на папу, он учил Настю и наставлял. Однако когда она не слушалась, мальчик начинал злиться и хорохориться. Он является чудесным человеком, настоящим мужчиной, невзирая на юные годы, и прекрасным примером для подражания.

    Насколько Митраша походил на отца, настолько же Настя была похожа на мать. Пришвин в шутку прозвал ее золотой курочкой. И не зря: она будто бы светилась золотом – веснушки золотые, волосы такого же оттенка, и только носик не блестел, а был чистенький, вздернут к небу.

    Эти дети очень работящие и умные. Они выполняли общественные работы: в колхозе, на скотных дворах, помогая танкистам. Несмотря на то, что у них было много домашних животных, они прекрасно со всем справлялись.

    Настя и Митраша похожи, однако характеры их обладают определенными различиями. Поступки Насти благоразумны: она старалась убедить Митрашу не ходить заболоченной дорогой. Однако есть и другая сторона медали. Вот мы видим, как она ведет себя эгоистично, поссорившись с Митрашей и уйдя с корзинкой.

    «Мужичок в мешочке» упрям, из-за чего и попал в неприятности. Но он и находчив, поэтому смог спастись. Благодаря своей смекалке, он подозвал собаку Травку, которая и спасла его. Митраша смел, недаром буквально вся деревня была поражена: ведь он застрелил волка. Не каждый взрослый смог бы так поступить, а десятилетний мальчик все же подстрелил серого помещика.

    Настя же тоже благодаря своей жадности чуть не угодила в неприятности. Если бы вовремя не опомнилась, она была бы укушена змеей. Автор будто бы на примере «золотой курочки» упрекает всех, кто теряет человечность. Девочка сталкивается со злом, и ей приходится осознать свою ошибку, ведь сначала она поддалась чувству обиды, а потом уже жадности и азарту в сборе ягод. Настя испугалась за брата, ее охватили отчаяние и тревога. Именно благодаря тому, как она восприняла природу, ей удалось понять, как плохо поступила.

    Я считаю, что данное произведение является поучительным, его интересно читать и детям, и взрослым. В нем четко просматривается мораль. Автор будто разъясняет, что хорошо, а что плохо. И то, что поступая плохо, придется в итоге расплачиваться. Герои этого произведения – замечательные. У них есть характер, сила духа, доброта. И даже если они иногда ошибаются, то в конце концов осознают свои ошибки.

    Славится детальными описаниями российской природы, любовью к родным местам, флоре и фауне любых регионов и местностей нашей страны. Сказка-быль «Кладовая солнца» – сочинение с глубоким смыслом, проповедующее любовь ко всему живому, доброту человеческого сердца и взаимовыручку, которыми славились жители Советского Союза, а теперь и России.

    Читайте также: