Узкая длинная коса походила на огромную башню упавшую с берега в море из какого произведения

Опубликовано: 17.09.2024

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 272 273
  • КНИГИ 638 082
  • СЕРИИ 24 167
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 600 263

Под легким дуновением знойного ветра оно вздрагивало и, покрываясь мелкой рябью, ослепительно ярко отражавшей солнце, улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок. В глубоком пространстве между морем и небом носился веселый плеск волн, взбегавших одна за другою на пологий берег песчаной косы. Этот звук и блеск солнца, тысячекратно отраженного рябью моря, гармонично сливались в непрерывное движение, полное живой радости. Солнце было счастливо тем, что светило; море - тем, что отражало его ликующий свет.

Ветер ласково гладил атласную грудь моря; солнце грело ее своими горячими лучами, и море, дремотно вздыхая под нежной силой этих ласк, насыщало жаркий воздух соленым ароматом испарений. Зеленоватые волны, взбегая на желтый песок, сбрасывали на него белую пену, она с тихим звуком таяла на горячем песке, увлажняя его.

Узкая, длинная коса походила на огромную башню, упавшую с берега в море. Вонзаясь острым шпилем в безграничную пустыню играющей солнцем воды, она теряла свое основание вдали, где знойная мгла скрывала землю. Оттуда, с ветром, пролетал тяжелый запах, непонятный и оскорбительный здесь, среди чистого моря, под голубым, ясным кровом неба.

В песок косы, усеянной рыбьей чешуей, были воткнуты деревянные колья, на них висели невода, бросая от себя паутину теней. Несколько больших лодок и одна маленькая стояли в ряд на песке, волны, взбегая на берег, точно манили их к себе. Багры, весла, корзины и бочки беспорядочно валялись на косе, среди них возвышался шалаш, собранный из прутьев ивы, лубков и рогож. Перед входом в него на суковатой палке торчали, подошвами в небо, валяные сапоги. И над всем этим хаосом возвышался длинный шест с красной тряпкой на конце, трепетавшей от ветра.

В тени одной из лодок лежал Василий Легостев, караульщик на косе, передовом посте рыбных промыслов Гребенщикова. Лежал он на груди и, поддерживая голову ладонями рук, пристально смотрел в даль моря, к едва видной полоске берега. Там, на воде, мелькала маленькая черная точка, и Василию было приятно видеть, как она все увеличивается, приближась к нему.

Прищуривая глаза от яркой игры солнечных лучей на волнах, он довольно улыбался: это едет Мальва. Она приедет, захохочет, грудь ее станет соблазнительно колыхаться, обнимет его мягкими руками, расцелует и звонко, вспугивая чаек, заговорит о новостях там, на берегу. Они с ней сварят хорошую уху, выпьют водки, поваляются на песке, разговаривая и любовно балуясь, потом, когда стемнеет, вскипятят чайник чая, напьются со вкусными баранками и лягут спать. Так бывает каждое воскресенье, каждый праздник на неделе. Рано утром он повезет ее на берег по сонному еще морю, в предрассветном свежем сумраке. Она, дремля, будет сидеть на корме, а он грести и смотреть на нее. Смешная она бывает в то время, смешная и милая, как сытая кошка. Может быть, она соскользнет с лавочки на дно лодки и уснет там, свернувшись в клубок. Она часто делает так.

В этот день даже чайки истомлены зноем. Они сидят рядами на песке, раскрыв клювы и опустив крылья, или же лениво качаются на волнах без криков, без обычного хищного оживления.

- Эй! - нетерпеливо крикнул Василий.

Чайки на песке дрогнули и насторожились.

- Эй-эй. - донесся с лодки звонкий голос Мальвы.

В ответ донесся смех.

- Чертовка! - негромко выругался Василий и сплюнул. Ему очень хотелось знать, кто это едет там; свертывая папиросу, он упорно смотрел в затылок и спину гребца. Звучный плеск воды под ударами весел раздается в воздухе, песок скрипит под босыми ногами караульщика.

- Это кто с тобой? - крикнул он, когда различил знакомую ему улыбку на красивом лице Мальвы.

- А вот погоди, узнаешь! - со смехом отозвалась она.

Гребец обернулся лицом к берегу и, тоже смеясь, взглянул на Василия.

Караульщик нахмурил брови, вспоминая, - кто этот как будто знакомый ему парень?

- Ударь сильней! - скомандовала Мальва.

Лодка с размаху почти до половины всползла на песок вместе с волной и, покачнувшись набок, стала, а волна скатилась назад, в море. Гребец выскочил на берег и сказал:

- Яков! - подавленно воскликнул Василий, более изумленный, чем обрадованный.

Они обнялись и поцеловались по три раза в губы и щеки; на лице Василия удивление смешалось с радостью и смущением.

- То-то я смотрю. и что-то тово оно, - сердце зудит. Ах, ты, - как это ты? На-ко! А я смотрю - Сережка? Нет, вижу, не Сережка! Ан - это ты!

Василий одной рукой гладил бороду, а другой махал в воздухе. Ему хотелось взглянуть на Мальву, но в его лицо уставились улыбавшиеся глаза сына, и ему было неловко от их блеска. Чувство довольства собой за то, что у него такой здоровый, красивый сын, боролось в нем с чувством смущения от присутствия любовницы. Он переступал с ноги на ногу, стоя перед Яковом, и один за другим кидал ему вопросы, не дожидаясь ответа на них. В голове у него все как-то спуталось, и особенно нехорошо стало ему, когда раздались насмешливые слова Мальвы:

- Да ты не юли уж. с радости-то! Веди его в шалаш да угощай.

Он обернулся к ней. На губах ее играла усмешка, незнакомая ему, и вся она - круглая, мягкая и свежая, как всегда, в то же время была какая-то новая, чужая. Она переводила свои зеленоватые глаза с отца на сына и грызла арбузные семечки белыми, мелкими зубами. Яков тоже с улыбкой рассматривал их, и несколько неприятных Василию секунд все трое молчали.

- Я сейчас! - вдруг заторопился Василий, двигась к шалашу. - Вы уходите от солнца-то, а я наберу воды, пойду. уху будем варить! Я тебя, Яков, та-акой ухой накормлю! Вы тут тово. располагайтесь, я сию минуту.

Он схватил с земли у шалаша котелок, быстро пошел куда-то в невода и скрылся в серой массе их складок.

Мальва и его сын тоже пошли к шалашу.

- Ну вот, молодец хороший, я доставила тебя к отцу, - говорила Мальва, искоса оглядывая коренастую фигуру Якова.

Он повернул к ней свое лицо в кудрявой темно-русой бороде и, блеснув глазами, сказал:

- Да, приехали. А хорошо тут, - море-то какое!

- Широкое море. Ну, что же, - сильно постарел отец?

- Нет, ничего. Я думал - он седее, а у него еще мало седины-то. И крепкий.

- Сколько, говоришь, время вы не видались?

- Годов пять, чай. Как уходил он из деревни - мне в ту пору семнадцатый шел.

Они вошли в шалаш, где было душно, а от рогож пахло соленой рыбой, и сели там: Яков - на толстый обрубок дерева, Мальва - на кучу кулей. Между ними стояла перерезанная поперек бочка, дно ее служило столом. Усевшись, они молча, пристально посмотрели друг на друга.

- Стало быть, здесь работать хочешь? - спросила Мальва.

- Да вот. не знаю. Коли найдется что - буду.

- У нас найдется! - уверенно пообещала Мальва, ощупывая его своими зелеными, загадочно прищуренными глазами.

Он не смотрел на нее, вытирая рукавом рубахи потное лицо.

Вдруг она засмеялась.

- Мать-то, чай, отцу наказы да поклоны с тобой прислала?

Яков взглянул на нее, нахмурился и кратко сказал:

Смех ее не нравился Якову, - он точно поддразнивал его. Парень отвернулся от этой женщины и вспомнил наказы матери.

Проводив его за околицу деревни, она оперлась на плетень и быстро говорила, часто моргая сухими глазами:

- Скажи ты ему, Яша. Христа ради, скажи ты ему - отец, мол. Мать-то одна, мол, там. пять годов прошло, а она все одна! Стареет, мол. скажи ты ему, Яковушка, ради господа. Скоро старухой мать-то будет. одна все, одна! В работе все. Христа ради, скажи ты ему.

1. Я должен вас сперва познакомить с Ермолаем. Вообразите себе человека лет сорока пяти, высокого, худого, с длинным и тонким носом, узким лбом, серыми глазками, взъерошенными волосами и широкими, насмешливыми губами. Этот человек ходил и зиму и лето в желтоватом нанковом кафтане немецкого покроя, но подпоясывался кушаком; носил синие шаровары и шапку со смушками, подаренную ему в веселый час разорившимся помещиком. 2. Ружье у него было одноствольное, с кремнем, одаренное притом скверной привычкой жестоко «отдавать». 3. Была у него и легавая собака, по прозванию Валетка, преудивительное создание. Ермолай никогда ее не кормил. 4. Несмотря на свое бедственное положение, Валетка ни разу не пропадал и не изъявлял желанья покинуть своего хозяина. 5. Ермолай принадлежал одному из моих соседей, помещику старинного покроя. 6. Ермолай был человек престранного рода: беззаботен, как птица, довольно говорлив, рассеян и неловок с виду. (129 слов.)

Я невольно взглянул на вершину утеса, стоявшего на нашей стороне, у поворота Лены. До сих пор это место казалось каким-то темным жерлом, откуда все еще продолжали выползать туманы. Теперь над ними, в вышине, на остроконечной вершине каменного утеса, внезапно как будто вспыхнула и засветилась верхушка сосны и несколько уже обнаженных лиственниц. Прорвавшись откуда-то из-за горы противоположного берега, первый луч еще не взошедшего для нас солнца уже коснулся этого каменного выступа и группы деревьев, выросших в его расселинах. Над холодными синими тенями нашей щели они стояли, как будто в облаках, и тихо сияли, радуясь первой ласке утра. Все мы молча смотрели на эту вершину, как будто боясь спугнуть торжественно-тихую радость одинокого камня и кучки лиственниц. Мальчик стоял неподвижно, держась за рукав деда. Его глаза были расширены, бледное лицо оживилось и засветилось восторгом. (131 слово.)

Море огромное, лениво вздыхающее у берега, уснуло и неподвижно в дали, облитой голубым сиянием луны. Мягкое и серебристое, оно слилось там с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков. (…) Кажется, что небо все ниже наклоняется над морем, желая понять то, о чем шепчут неугомонные волны, сонно всползая на берег.

Горы, поросшие деревьями, уродливо изогнутыми норд-остом , резкими взмахами подняли свои вершины в синюю пустыню над ними. (…)

Мы с ним (Рагимом) лежим на песке у громадного камня, оторвавшегося от родной горы. (…) Мы варим уху из только что наловленной рыбы, и оба находимся в том настроении, когда все кажется призрачным, одухотворенным, позволяющим проникать в себя, когда на сердце так чисто, легко и нет иных желаний, кроме желания думать.

А море ластится к берегу, и волны звучат так ласково, точно просят пустить их погреться к костру. (138 слов.)

Молчит опаловая даль моря, певуче плещут волны на песок, и я молчу, глядя в даль моря. На воде все больше серебряных пятен от лунных лучей… Наш котелок тихо закипает.

Одна из волн игриво вскатывается на берег и, вызывающе шумя, ползет к голове Рагима. (…)

Море так внушительно спокойно, и чувствуется, что в свежем дыхании его на горы, еще не остывшие от дневного зноя, скрыто много мощной, сдержанной силы. По темно-синему небу золотым узором звезд написано нечто торжественное, чарующее душу, смущающее ум сладким ожиданием какого-то откровения.

Все дремлет, но дремлет напряженно чутко, и кажется, что вот в следующую секунду все встрепенется и зазвучит в стройной гармонии неизъяснимо сладких звуков. (106 слов.)

1. Вечерело. Вдали над морем родился мрак и плыл над ним, покрывая голубоватой мутью мелкую зыбь. На краю моря поднялась гряда лиловых облаков, окаймленных розовым золотом, и, еще более сгущая мрак, плыла на степь. А в степи, там, далеко на краю ее, раскинулся громадный пурпуровый веер лучей заката и красил землю и небо так мягко и нежно… Закат почти угас, и только маленькая розовая лента, с каждой секундой все более бледнея, чуть окрашивала край пухового облака, неподвижно застывшего в потемневшем небе. 2. Он, вор, любил море. Его кипучая нервная натура, жадная на впечатления, никогда не пресыщалась созерцанием этой темной широты, бескрайной, свободной и мощной. Сидя на корме, он резал рулем воду и смотрел вперед спокойно, полный желания ехать долго и далеко по этой бархатной глади. (144 слова.)

Под легким дуновением знойного ветра оно вздрагивало и, покрываясь мелкой рябью, ослепительно ярко отражавшей солнце, улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок. В глубоком пространстве между морем и небом носился веселый плеск волн, взбегавших одна за другою на пологий берег песчаной косы. Этот звук и блеск солнца, тысячекратно отраженного рябью моря, гармонично сливались в непрерывное движение, полное живой радости. Солнце было счастливо тем, что светило; море — тем, что отражало его ликующий свет.

Ветер ласково гладил атласную грудь моря; солнце грело ее своими горячими лучами, и море, дремотно вздыхая под нежной силой этих ласк, насыщало жаркий воздух соленым ароматом испарений. Зеленоватое волны, взбегая на желтый песок, сбрасывали на него белую пену, она с тихим звуком таяла на горячем песке, увлажняя его. (…)

В этот день даже чайки истомлены зноем. Они сидят рядами на песке, раскрыв клювы и опустив крылья, или же лениво качаются на волнах без криков, без обычного хищного оживления., (150, слов.)

Узкая, длинная коса походила на огромную башню, упавшую с берега в море. Вонзаясь острым шпилем в безграничную пустыню играющей солнцем воды, она теряла свое основание вдали, где знойная мгла скрывала землю. Оттуда, с ветром, прилетал тяжелый запах, непонятный и оскорбительный здесь, среди чистого моря, под голубым, ясным кровом неба.

В песок косы, усеянной рыбьей чешуей, были воткнуты деревянные колья, на них висели невода, бросая от себя паутину теней. Несколько больших лодок и одна маленькая стояли в ряд на песке, волны, взбегая на берег, точно манили их к себе. Багры, весла, корзины и бочки беспорядочно валялись на косе, среди них возвышался шалаш, собранный из прутьев ивы, лубков и рогож. Перед входом в него на суковатой палке торчали, подошвами в небо, валяные сапоги. И над всем этим хаосом возвышался длинный шест с красной тряпкой на конце, трепетавшей от ветра.

В тени одной из лодок лежал Василий Легостев, караульщик на косе, передовом посте рыбных промыслов. (153 слова.)

1. Мы плыли вдоль берега и иногда, опустив весла в воду, отдыхали, любуясь чудной горной панорамой. Вот скалистая сопка, похожая на голову великана, украшенную мохнатой шапкой. 2. Вдруг резкий, пронзительный и отрывистый писк, похожим на звонкое щелканье ножницами, раздался сзади. Я обернулся и увидел бурундука. Эта пестренькая земляная белка, бойкая и игривая, проворно бегала по колоднику, влезала на деревья, спускалась вниз и снова пряталась в траве. Окраска бурундука пестрая, желтая, по спине и по бокам туловища тянутся пять черных полос. 3. Я долго стоял на месте, не решаясь пошевельнуться, наконец не выдержал и осторожно двинулся влево. 4. С заходом солнца крупная мошка исчезла, и вместо нее появился мокрец. Эти мельчайшие, почти невидимые для глаза насекомые очень жестоко кусаются. 5. Над всем нашим биваком кружились несметные тучи мошки. Несчастные лошади, уткнув морды в самые дымокуры, обмахивались хвостами, трясли головами. 6. Отдав приказ вьючить коней, я подошел к дереву, чтобы взять свое ружье, и не узнал. Оно было покрыто густым серопепельным налетом — это были мошки, прилипшие к маслу. , (161 слово.)

1. На другой день первое, что мне бросилось в глаза, это серое небо, покрытое слоистыми тучами. (…)

Опасаясь пурги, мы решили идти домой. Наскоро напившись чаю с сухарями, мы сняли палатки и пошли в направлении на юго-восток. (…)

Усилившийся ветер, шум в горах, снег и короткие вихри — все говорило за то, что собирается сильная пурга. (…)

Ветер, дувший теперь с острова Сахалина, то ослабевал на мгновенье, то вдруг, словно зверь, сорвавшийся с цепи, бросался на людей. (…) 2. Все туземцы, живущие на реке Фудзине, получают от него (от ростовщика) в кредит опиум, спирт, продовольствие и материал для одежды. (…) 3. Возвращаясь от них (туземцев), я сбился с дороги и попал к Фудзину. Здесь, на реке я видел двух китайцев, занимающихся добыванием жемчуга. Часов в десять вечера я закрыл тетрадь и, завернувшись в бурку, лег к огню. 5. От жара, подымавшегося вместе с дымом, качались ветви старой ели. 6. Стволы деревьев казались длинной колоннадой, уходившей в глубь леса и незаметно сливавшейся там с ночным мраком. (151 слово.)

1. Движение сторонников мира, возникшее после второй мировой войны — самое массовое движение современности. 2. Это движение является беспартийным демократическим движением, имеющим своей целью поднять народные массы па борьбу за сохранение мира. 3. Советский народ неустанно укрепляет могущество своей родины, видя в этом верный залог и решающую гарантию упрочения мира. 4. Борясь за дело мира, Советский Союз защищает интересы всех народов земного шара. 5. Советская молодежь все свои силы и энергию отдает укреплению могущества Советского государства — нерушимого оплота мира и безопасности народов. 6. Юные защитники мира, объединенные в демократические организации, используют всевозможные средства и методы в борьбе за сохранение мира. 7. Прогрессивная молодежь всех стран высоко ценит заслуги советской молодежи и ее авангарда — комсомола — в укреплении международного юношеского движения. 8. Все трудящиеся и молодежь стран народной демократии питают безграничную любовь к Советскому Союзу, избавившему их от угрозы фашистского рабства, оказывающему им братскую помощь и поддержку. (136 слов.)

1. В один из жарких дней Павка, придя от Климки, послонявшись по комнате и не найдя себе работы, решил забраться на любимое местечко — на крышу сторожки, стоявшей в углу сада, за домом. Он прошел через двор, вошел в садик и дойдя до дощатого сарая, по выступам забрался на крышу. Пробравшись сквозь густые ветви вишен, склонившихся над сараем, он забрался на середину крыши и прилег на солнышке. 2. Павка высунул голову над выступом и увидел часть двора со стоявшей там коляской. Видно было, как денщик немецкого лейтенанта, поместившегося у Лещинских на квартире, чистил щеткой вещи своего начальника. 3. Сейчас лейтенант сидел за столом и что-то писал, потом взял написанное и вышел. Передав письмо денщику, он пошел по дорожке сада к калитке, выходящей на улицу. (…) Из беседки вышла Нелли Лещинская. Взяв ее под руку, лейтенант пошел с ней к калитке, и оба вышли на улицу. (140 слов.) По Н. Островскому.

За хребтом угрюмой горы, поросшей вековым лесом, гулко раскатываются взрывы. Пока мы по крутому склону добираемся к месту грозного сражения, канонада стихает. Сверху нам видно поле недавней битвы. Взрывы разворотили землю на пологом склоне горы, раздробили таившийся в ее недрах пласт руды, и теперь там величаво поворачиваются мощные экскаваторы. Они зачерпывают руду ковшами и, далеко пронеся ковш по воздуху, высыпают свой тяжелый груз в открытые вагоны. Один ковш — и в вагоне десятки тонн груза. Двадцать ковшей — и тепловоз, дав громкий сигнал, уводит длинную цепочку вагонов, груженных рудой. Перед нами лежит обломок руды, выброшенный взрывом, размером он с обычное ведро, но не пытайтесь его поднять: обломок весит больше пятидесяти килограммов. Эта синевато-черная руда в три-четыре раза тяжелее воды. В ней около шестидесяти процентов железа, прочно соединенного с кислородом. (129 слов.)

ПО ДОРОГЕ НА РЫБАЛКУ

Ветер был встречный, очень сильный, как говорят, знойкий. При гололедице шагать против него было особенно тяжело.

Федя, порядочно отставший от Паши, не услышал, как сзади , на широких розвальнях подкрался к нему древний дед Макарий. Дед возил на замшелой, не менее древней кобылке Заире дрока для колхозной бани. Закутавшись в овчинный тулуп, он сидел спиной к ветру, не предполагая по дороге большого движения и целиком доверив знакомый путь опыту Заиры. А та, чуть прихрамывая, догнала Федю и легонько ткнула его в затылок заиндевевшей отвислой губой. Но и этого оказалось достаточным. Ноги рыбака разъехались, и он шлепнулся на бок, звонко загремев жестяным ведром. Заира изумленно остановилась, дед, кряхтя, вылез из саней. Поднялся и Федя. Оказалось, что при падении он обломил кончик своей любимой удочки. (…) Макарий взгромоздился обратно на сани, огрел кнутом Заиру и укатил, оставив удрученного Федю подбирать из обледеневшего кювета небогатые рыбацкие припасы. (142 слова.)

2) Му-му,отроду не бывавшая в таких покоях,очень испугалась.
Обозначить причастный оборот (причастный оборот,зависимое слово)

1)башню(какую?), lупавшую с берега моряl
2)Му-му(какая?), lотроду не бывавшая в таких покояхl

Упавшую с берега в море. Упавшую (куда?) с берега в море. Причастие - упавшую.

Отроду не бывавшая в таких покоях. Не бывавшая (где?) в таких покоях. Не бывавшая (когда?) отроду. Причастие - не бывавшая.

Другие вопросы из категории

они обычно подъёмом гирь от 100 до 200 килограммов. Циферблаты часов выходят на 4 башни. Высота цифр 72 сантиметра. Длина часовой стрелки 3 метра 28 сантиметров.
2 запишите возможные словосочетания собирательных числительных с существительными: Двое(певицы,котята джинсы ребята)
Обе(девочки,мальчики,руки,стены)
Обоими(уши,глаза,стены,дома)
3 Поставьте числительные вместе с существительными в формы:1ст Родительного падежа 2ст Творительного падежа

2578 рублей, полтора литра,три книги, трое друзей, 50 метров, сорок пятый год, две восьмых.
4. Составьте расписку от своего имени в получении 845 книг из школьной библиотеки для 25 учащихся вашего класса.
5. Спишите предложения разберите их по членам,числительные разберите по составу:Сегодня ночью выпал первый снег,Семеро ребят отправились в поход.Три на пять пятнадцать

6. Восстановите обе части пословиц по числительным Семь-один два-пара сто-сто двое-семеро

3)на городской башне

Какого словосочитания нет в составе предложения "Зимовщики строят временные дома из блоков спресованного снега"?

3)из блоков снега

4)страят из снега

предложения, в которых есть тире между подлежащим и сказуемым, затем остальные.

1) Пят_ю пять двадцать пять. 2) Наш двор как сад. 3) Путеше_ствовать по родному краю большое удовольствие. 3) Тайга огромный мас_ив прост_рающийся до берегов Охо_кого моря. 4) Обращат_ся с языком (кое)как значит и мыслить (кое)как. 5) Задача космонавтов по возвр_щени_ из полета обр_ботать и обобщить результаты и_ледований. 6) Равнодушие это п_р_лич души преждеврем_ая смерть. (А. Чехов) 7) Молодое поколение есть полный наследник того богатства которое создано пред_дущим поколением. (Н. Чернышевский) 8) Родное место мать родная а чужбина мачеха. 9) Грушницкий юнкер. (М. Лермонтов) 10) Производить эф_ект их насл_ждение. (М. Лермонтов) 11) Его цель сделат_ся героем романа. (М. Лермонтов) 12) Приезд его на Кавказ так(же) следствие его р_мантического ф_н_тизма. (М. Лермонтов) 13) Солотча извилистая (не)глубокая река. (К. Паустовский) 14) Путь в лесах это километры тишины безветрия. (К. Паустовский) 15) Мой рабочий день (десять) двена_цать часов в сутки. (Н. Островский) 16) Основной мотив моей жизни не прожить даром жизнь продвинуть человечество хоть (не) много вперед. (К. Циолковский) 17) «Вейка» (по) фински значит «брат» «братишка». (Д. Лихачев)18) Радость есть особая мудрость. (Н. Рерих) 19) Какая важная задача сост_влять словари языка русских писателей от др_внейш_й поры! (Д. Лихачев) 20) Знаки препинания это как нотные знаки. (К. Паустовский)

мечтательного томления звуки фортепьяно рвались из комнаты. 4. Утомленный ходьбой по болоту забрёл я в сарай и заснул глубоко. 5. Мать думала о бесчисленных деревнях привалившихся к земле и людях тайно ожидавших прихода правды. 6. Вдруг вся степь всколыхнулась и охваченная ослепительно голубым светом расширилась. 7. Гонимы вешними лучами с окрестных гор уже снега сбежали мутными ручьями на потопленные луга. 8. Полный тревожными мыслями он вошёл в комендантский дом. 9. Выросший в нищете и голоде Павел враждебно относился к тем кто был в его понимании богатым. 10. Рассеянный и неспособный он постоянно подвергался наказаниям. 11. Вспомнившиеся ему тут же собственные его стихи показались почему-то неприятными. 12. В числе прочего было потрясающее по своей художественной силе описание похищения пельменей уложенных непосредственно в карман пиджака. 13. Возобновилась тишина морозная и светлая. 14. Лесной край загадочный и огромный простирался вокруг в сумраке ночи. 15.Я погрузился в размышления большею частью печальные. 16. Ваня покусывал губы сизые после купания. 17. летний дождь обильный теплый напоил влагой землю. 18. Овеянные первой оттепелью вишневые сады хорошо пахнут. 19. Вьюжная и морозная расстилалась перед нами Сибирь. 20. Юный лес в зеленый дым одетый теплых гроз нетерпеливо ждет. 21. Спят леса лиственные промерзшие заиндевевшие в пуховых валенках, хвойные снежные шубы накинули. 22. Не переставая лил дождь косой и мелкий. 23. День давно погас и вечер сперва весь огнистый потом ясный и алый потом бледный и смуглый тихо таял и переливался в ночь. 24. Но ты взыграл неумолимый и стая тонет кораблей. 25. Усталый я лег отдохнуть под большим кедром. 26. Русый с кудрявой головой без шапки и с расстегнутой на груди рубахой Дымов казался красивым и необычайно сильным. 27. Почти все газели и африканские и азиатские не признают тесноты лесов. 28. С моря дует свежестью в его высокий лоб весь в мелких морщинках. 29. Вконец обиженный мальчик побрел домой. 30. К концу января овеянные первой оттепелью хорошо пахнут вишневые сады. 31. Мама в расшитой кофте с корзиной ягод в руке вышла на террасу. 32. В валенках с длинной белой бородой он походил на рождественского деда. 33. Грозой оторванный листок я вырос в сумрачных стенах душой дитя судьбой монах. 34. Это был стройный человек лет тридцати пяти с длинными черными кудрями. 35. Раненный осколком в плечо капитан Сабуров не покинул поля. 36. Небо с единственным облаком похожим на кисть винограда отражалось в воде. 38. Земля напитанная водой казалась зеркалом. 39. И вдруг с черного хода появился Кондратий в пыли хмурый. 40. На окне серебристом от инея за ночь хризантемы расцвели. 41. Они умыты краснощекие бежали в форменных костюмчиках. 42. Манера разговора свойственная брату многих насторожила. 43. Изможденный рассеянный он стал припоминать все какие только знал молитвы. 44. Звезды мерцающие вдали манят нас своим загадочным светом. 45. Довольный ею он принялся уже писать работа завлекла его. 46. Обманувший доверенность вельможа был наказан и отставлен от места. 47. В узеньких коридорчиках тесных и неопрятных у театральной залы зрителей встречали девушки продававшие программки. 48. Город был где-то там с кривыми улицами грязными бульварами и чадящими автомобилями. 49. Измученная многодневной засухой земля жадно утоляла жажду. 50. Солнце великолепное и яркое поднималось над морем. 51. Мне жалко ее виноватую. 52. Один из присутствующих постарше других вдруг придвинулся вперед. 53. И замыкаю я в клетку холодную легкую добрую птицу свободную птицу хотевшую смерть унести птицу летевшую душу спасти. 54. Ты хитроумный ты упрямый дворцы из золота воздвиг. 55. Я полуднем объятый, точно крепким вином, пахну солнцем и мятой и звериным руном. Руководствуясь таблицей обособления определений, расставь знаки препинания, графически обозначь определения, определяемое слово

народные песни.Трава была скошена косой.3.Месяц еще не вставал, и только две звездочки ,как два спасательных маяка,сверкали на темно-синем своде.4.В мире жить-с миром дружить.

I
На крыльцо вышел мальчик лет шести. Не сводя зачарованных глаз с Дика [собака], он резво сбежал с крыльца и очутился возле отпрянувшего назад огромного пса. Худая ручонка мальчика зарылась в густую бурую шерсть, стала ее ворошить, и лесник предостерегающе окликнул пса, приказывая ему сесть. Но Дик и сам от изумления и обиды потерялся. Лишь верхняя губа его приподнялась, сморщившись и обнажая крепкие клыки. Радостно и звонко засмеявшись, мальчик двумя руками крепко обхватил шею собаки. Ошалело мотнув головой, освобождаясь от непрошеной ласки, Дик с задавленным ворчанием отбежал в сторону. Сел, высунув язык, и, конфузясь, потряс головой, освобождаясь от незнакомого запаха, вызывающего желание чихнуть. Спасаясь от непрошеного гостя, вновь бросившегося к нему, Дик в два прыжка достиг изгороди, перемахнул через нее и пропал в кустах. (122 слова)
(По П. Проскурину)

II
В стае в ту зиму ходила молодая волчица, не позабывшая ребячьих своих забав. Днем волки, свернувшись в клубки, дремали, а она вскакивала, кружилась, утаптывая снег, и будила стариков. Волки нехотя поднимались, тыкались в нее холодными носами, а она шутливо огрызалась, кусая их за ноги. Старые волчихи, свернувшись и не поднимая голов, поглядывали на молодую проказницу.
Однажды ночью волчица поднялась и побежала в поле, а за ней, высунув языки, затряслись старики. Волчихи оставались лежать, потом и они побежали за стаей.
Волки бежали по дороге, а за ними скользили, ломаясь на снегу, тени. Снег в лучах луны блестел алмазами. От деревни послышался звон бубенцов. Казалось, что зазвенели, покатившись по дороге, звезды, упавшие с неба. Волки, завязая по брюхо, отошли в поле и легли, повернувшись мордами к деревне. (125 слов)
(По И. Соколову-Микитову)

III
Под легким дуновением знойного ветра оно [море] вздрагивало и, покрываясь мелкой рябью, ослепительно ярко отражавшей солнце, улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок. В глубоком пространстве между морем и небом носился веселый плеск волн, взбегавших одна за другой на пологий берег песчаной косы. Этот звук и блеск солнца, тысячекратно отраженного рябью моря, гармонично сливались в непрерывном движении, полном живой радости. Ветер ласково гладил атласную гладь моря, солнце грело ее своими лучами, и море, дремотно вздыхая под нежной силой этих ласк, насыщало жаркий воздух соленым ароматом испарений. Зеленоватые волны, взбегая на желтый песок, сбрасывали на него белую пену, и она с тихим звуком таяла на горячем песке, увлажняя его. Узкая, длинная коса походила на огромную башню, упавшую в море. (115 слов)
(М. Горький)

Чудесная ночь
В эту ночь чудеса приходят без приглашения. Поздним вечером, устроившись у окна, ты ясно ощущаешь, что кто-то пробирается к дому. Распахнув окно, прикасаешься к падающим с неба голубовато-серебряным снежинкам и говоришь: «Здравствуй, Новый год!»
Шепот, шорохи, таинственный перезвон — признаки приближающейся прелестной сказки.
Загорается на небе луна, с крыш слетает снежок, и метель, кружащая под окном, словно окутывает тебя с головы до ног. Забыв о времени, о празднике, прикрываешь глаза и погружаешься в сладкий сон. Тебе снится, что ты, оторвавшись от земли, летишь над сонным городом, заснеженным лесом, небольшой речонкой, покрытой ледяным панцирем. Долетев до звездного неба и сняв яркую звездочку, прикрепляешь ее к себе на грудь.
Утром, проснувшись с легким сердцем и радостной улыбкой, вспоминаешь необыкновенную встречу с чудом. (121 слово)
(По А. Иллюминаторской)

V
Электричка отъехала, набирая скорость, и я, слившись с толпой, двинулся к заливу. Пришлось идти по дороге, пересеченной корнями сосен, выпиравшими из земли.
Мы пересекли шоссе, оставляя следы на раскаленном асфальте. Дальше начинался пляж.
Расположившись на песчаном берегу и немного отдохнув, я направился к воде. Сделав несколько шагов по усеянному камнями дну, окунулся и вскоре доплыл до буйка. Слегка покачиваясь над водой, он подставлял солнцу свой алый бок. Я поплыл дальше, ориентируясь на четкие силуэты кораблей, стоящих на якорях.
На воде, мелькая, подрагивали колеблющиеся тени от набегавших туч. С криком проносились чайки. Я заплывал все дальше, с радостью преодолевая усталость. На душе было спокойно.
Неожиданно ощутив под собой бесконечную толщу воды, я поплыл обратно.
На берег я вышел с приятным чувством усталости. (121 слово)

1) Мой сосед броется электрической бритвой. (бреется)

2) Сосед жгёт костёр уже второй день. (жжёт)

3) Ты не берегёшь себя. (бережёшь)

4) Мы стригёмся в парикмахерской. (стрижёмся)

5) Мой знакомый ложит свою сумку куда попало. (кладёт)

6) Они давно не плотят за свет и газ. (платят)

7) Вы хочете спать? Так ляжьте! (хотите, лягте)

- В каком наклонении стоит последний глагол?

Количество баллов – 2 балла.

Подведение итогов.

Обучающиеся отвечают на вопросы:

1. Что было сделано на занятии: что наиболее удачно, что нужно изменить в будущем?

2. Достигнуты ли поставленные цели? Если нет, что помешало это сделать?

3. Как можно применить полученные на занятии сведения в будущем?

Практическое занятие № 16

Тема: Личные окончания глаголов. -тся/-ться на конце глаголов.

Цель: систематизация имеющихся знаний по морфологии русского языка; тренировка применения полученных знаний и умений; выполнение морфологического разбора глагола.

Вопросы для обсуждения:

1.Глагол как часть речи. Категории и грамматические формы глагола.

2.Правописание личных окончаний глагола;

Методические рекомендации для подготовки к семинару:

При подготовкик первому вопросу следует обратить внимание на такие проблемы:

- глагол как часть речи (формы глагола, вид, время, спряжение глаголов);

При подготовке ко второму вопросу следует обратить внимание на:

Ход занятия

Задание 1. Перепишите данные словосочетания. Поставьте заключённые в скобки слова в нужном падеже. Сделайте морфологический разбор 5 глаголов с личными окончаниями. (35 минут)

Количество баллов – 5 баллов.

Подведение итогов.

Обучающиеся отвечают на вопросы:

1. Что было сделано на занятии: что наиболее удачно, что нужно изменить в будущем?

2. Достигнуты ли поставленные цели? Если нет, что помешало это сделать?

3. Как можно применить полученные на занятии сведения в будущем?

Практическое занятие № 17

Тема: Формы глаголов. Правописание форм глаголов.

Цель: систематизация имеющихся знаний по морфологии русского языка; тренировка применения полученных знаний и умений; выполнение морфологического разбора глагола.

Вопросы для обсуждения:

1.Правописание личных окончаний глагола;

2.Формы глагола( причастие и деепричастие)

Методические рекомендации для подготовки:

При подготовке к первому вопросу следует обратить внимание на:

При подготовке ковторому вопросу обратить внимание на:

- полные и краткие формы причастий;

Ход занятия

Задание 1. Перепишите, согласуя причастия с определяемыми существитель­ными. ( 10 -15 минут)

I. 1) Кружа над головой (мерцающий, взвизгивающий) шашку, Прокофий сбежал с крыльца. 2) Суженными гла­зами он глядел на воду, (вогнутый, пенящийся) доро­гой (выбегавший) из-под парохода. 3) В наступившей тишине явственно раздавалось завывание (бушующий) ветра. 4) Мать (трясущийся) руками долго не могла зажечь коптилку. 5) Много раз обманывались мы, стараясь разгля­деть на (приближавшийся) берегу признаки человеческой жиз­ни. 6) Наконец самый зоркий из нас увидел (терявший­ся) на фоне каменного берега тоненькую стрелочку радиомачты. 7) Расцвеченный по-праздничному пёстрыми флагами, (надувавшийся) на ходу, ледокол входил в бухту.

II. 1) Узкая, длинная коса походила на огромную башню, (упавший) с берега в море. 2) Тучи покрыли его ровным тяжё­лым пологом, (опустившийся) над водой. 3) Пустынное море смеялось, играя (отражённый) солнцем. 4) Маленькие игривые волны, (рождаемый) ласковым дыханием ветра, тихо бились о борт. 5) Тишина в степи содрогается от глухого грохота поезда, (идущий) к одинокой станции, (окружённый) тьмой. 6) В шоро­хе, (окружавший) нас, я услышал голос с берега.(Из произведений М. Горького.)

Количество баллов – 2 балла.

Задание 2. Перепишите, вставьте пропущенные буквы. Сделайте морфологический разбор причастия и деепричастия. (15 -20 минут)

1) Море взволнова..о. 2) Охотник взволнова..о рассказывал о встрече с медведем. 3) Дитя испуга..о неожиданным выстре­лом. 4) Ребёнок испуга..о вскрикнул. 5) Всё в этом деле взвеше..о и обдума..о. 6) Докладчик отвечал на вопросы не спеша, обдума..о. 7) Выступление было организова..о драматическим кружком школы. 8) Выступление прошло очень организова..о, по строгому плану. 9) Мой товарищ — всесторо..е развитой чело­век. 10) На запасных путях, у разброса..ых вагонов, где време..о жили железнодорожники, копаются в песке дети. 11) Я очень ветре..о, быть может, поступила.

Количество баллов – 3 балла.

Практическое занятие № 18

Тема: Морфологический разбор наречий.

Цель: систематизация имеющихся знаний по морфологии русского языка; тренировка применения полученных знаний и умений; выполнение морфологического разбора наречия.

Вопросы для обсуждения:

1. Наречий как часть речи.

2. Грамматически признаки наречий и правописание их.

Методические рекомендации для подготовки:

При подготовкик практическому занятиюобратить внимание на:

- главный грамматический признак наречия – неизменяемость.

Ход занятия

Задание 1. Выполните тестовые задания. (15 минут)

1. Отметьте номера слов, где пишется буква «а»




2. Отметьте номера слов, где пишется буква «ь»

3) познаком _ тесь

4) это пригодит _ ся

5) надо поохотит _ ся

3.Отметьте номера слов, где пишется -нн-

4. Отметьте номера слов, где написание дефисное

2) пол _ Америки

5. Отметьте номера слов, где пишутся непроизносимые согласные

1) захолус _ ный

6. Отметьте номер(а) предложения(й), где слова пишутсяслитно

1) Дом рассохся от старости, а может быть, и от _ того, что он стоял на поляне.

2) И _ так, все кончено.

3) Что _ бы пройти от двери к роялю, надо было переступить через пять шатких половиц.

4) Я так _ же поступлю в университет.

5) Во что _ бы то ни стало приходи.

7. Отметьте номера слов, где пишется буква «е»

5) эксп _ римент

8. Отметьте номера слов, где пишетсяудвоенная согласная

4) ко _ ментарий

9.Отметьте номера слов, где написание дефисное

2) говорить по _ итальянски

3) справа _ налево

4) делать по _ своему

5) крест _ накрест

10. Отметьте номер(а) предложения(й), где выделен­ные слова обособляются

1)ОРодина святая, какое сердце не дрожит тебя благословляя.

1. И шумя и кружаськолебала река отражен­ные в ней облака.

2. В домах несмотря на ранний час горели лам­пы.

3. Не смолкаябушует метель за окном.

4. Чьи-то глаза смотрели не мигая.

11. Отметьте номер(а) предложения(й), где на месте пропуска ставится запятая

1) Наконец медведь утомился, сел на землю по-человечески _ и, разинув пасть, стал смот­реть на дерево.

2) Затем вдруг он поднялся, быстро подбежал к липе _ и стал карабкаться по стволу.

3) Крыльцо и терраса дома, в котором я жил летом, были засыпаны снегом _ и я с трудом открыл дверь.

4) В кармане было у меня печенье _ и я рас­крошил одну лепешечку на перилах для воро­бья.

5) Но мне хотелось подумать обо всем случив­шемся _ и я ушел в сад.

12. Отметьте номер(а) предложения(й), где на месте пропуска ставится двоеточие

1) Хроменькому воробышку ничего не доста­лось _ более проворные и сильные опередили его.

2) Я пытался спасти раненого лебедя _ это было невозможно.

3) Ветер как будто изменяется _ то дует навстречу и лепит глаза снегом, то сбоку заки­дывает воротник шубы на голову, то сзади гу­дит в какую-то скважину.

4) Посмотришь вниз _ тот же сыпучий снег разрывают полозья.

5) И кусты, и деревья, даже камыши и высо­кие травы _ всё покрылось инеем.

13. Отметьте номер(а) предложения(й), где на месте пропуска ставится тире

1) Ветка закачалась _ с нее посыпался снег.

2) А глянет солнце _ свет во сто крат умножа­ется.

3) Снег _ как саван.

4) Тайга глухо шумит, словно вторит своему собрату _ полночному океану.

5) Однообразная трескотня убаюкивает, как ко­лыбельная песня _ едешь и чувствуешь, что засыпаешь.

14. Отметьте номер(а) предложения(й) с грамматическими и / или речевыми ошибками

1)Посмотри, этот подарок красивше.

2) Через каменные ворота мы въезжаем в ста­ринный парк.

3) Листопадом заканчивается карнавальное ше­ствие золотой осени.

4) У меня сегодня совсем нет время.

5) Эта книга более интереснее.

15. Отметьте номер(а) предложения(й) с грамматическими и/ или речевыми ошибками

1) Гроза не страшна дома, а в поле или в лесу во время грозы оказаться не очень-то при­ятно.

2) Широкое поле не созревшей еще ржи бесновалось от сильного ветра.

3) Пшеница была словно привязана к земле.

4) Большая темная туча растет за рекою.

5) Братовья были умные, дружные.

16. Буква «у» пишется в причастии …

1) грохоч..щий прибой;

2) ссор..щиеся дети;

3) завис..щий от условий;

4) стро..щийся объект.

17. Буква «е» пишется в причастии …

1) задерж..нный диверсант;

2) замеш..нное тесто;

3) прослуш..нные записи;

4) растер..нный взгляд.

18. Буква «н» пишется в причастии …

1. закопче..ые стены;

3. трава подстриже..а;

4. слыша..ая мною история.

19. Буква «н» пишется в причастии …

1) свежезамороже..ые овощи;

2) перевяза..ая рука;

3) швы отстроче..ы;

4) вяза..ые бабушкой носки.

20. Предложение, в котором нужно поставить одну запятую при однородных членах, — это предложение № … (Знаки препинания не расставлены)

1. Разделяете вы точку зрения автора или не согласны с ним?

2. Раскольников старается контролировать свои мысли и чувства и не даёт возможности своей совести «выбраться» наружу.

3. Я видел и созвездие Дельфина и туманные огни и огненную черту Персея.

4. От верхушки до основания пень как бы тлел то ярко сияющими то тускло-серебристыми пятнами.

21. Предложение, в котором нужно поставить одну запятую при однородных членах, — это предложение № … (Знаки препинания не расставлены)

1. Использование в тексте одного из синонимов обусловлено либо стремлением автора создать образное словесное целое либо стремлением к созданию индивидуального образа.

2. Степь да степь кругом.

3. У византийских мастеров учились архитекторы и художники европейских и азиатских стран.

4. В Средневековье в руках учёных появились термометр и барометр телескоп и микроскоп первая печатная книга и газета.

22. Вариант ответа, в котором правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые при вводных конструкциях, — это …

Удивительно приятным занятием (1) помнится (2) было для меня лежать на спине в лесу и глядеть вверх. Тогда (3) казалось (4) небо бездонным морем, расстилавшимся перед глазами.

1) 1, 2, 3, 4; 2) 1, 2; 3) 3, 4; 4) 1, 3

23. Вариант ответа, в котором правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые при вводных конструкциях, — это …

Вдоль леса росли красивые молодые ели и берёзки, вы­бежавшие на край (1) как будто (2) покрасоваться. Эта лесная молодёжь (3) казалось (4) лукаво шепталась между собой, счастливая тем, что даёт только полная сил молодость.

1) 1, 2, 3, 4; 2) 1, 2; 3) 3, 4; 4) 1, 3

24. Вариант ответа, в котором правильно указаны и объяснены все запятые при обособленныхчленах предложения, — это …

Товары (1) выходя из стен мануфактуры (2) вытесняли с рынка (3) продукцию ремесленников.

1. 1, 2 — выделяется деепричастный оборот;

2. 1, 2 — выделяется причастный оборот;

3. 1, 3 — выделяется причастный оборот;

Количество баллов – 2 балла.

Упражнение 2. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания. Найдите в тексте наречия, определите их разряд. Сделайте морфологический разбор наречия плавно. (20 минут)

Он запел. (Хрустально)чистый звучный и необыкновенно сильный тенор зазв_нел в комн_те. В самом тембре этого яркого, метал_ического голоса было что(то) др_матическое страс_ное.

Плавно и нежно л_лись один за другим грудные, г_рячие, тр_пещущие звуки. Они л_лись св_бодно с бл_городной сдержанностью, звучали просто и скромно, словно он не хотел обнаружить глубины чу_ства а оно, как пламя, само прорывалось и било из груди певца переполненной горячими, страс_ными звуками. Он пел о тоске любви. Негой огнем и сл_зами дышали эти звуки.

Количество баллов – 3 балла.

Подведение итогов.

Обучающиеся отвечают на вопросы:

1. Что было сделано на занятии: что наиболее удачно, что нужно изменить в будущем?

2. Достигнуты ли поставленные цели? Если нет, что помешало это сделать?

3. Как можно применить полученные на занятии сведения в будущем?

Практическое занятие № 19

Тема:Служебные части речи.

Цель: систематизация имеющихся знаний по морфологии русского языка; тренировка применения полученных знаний и умений;

Вопросы для обсуждения:

1.Правописание предлогов.

2.Правописание союзов.

3.Правописание частиц.

Методические рекомендации для подготовки:

При подготовки к первому вопросу следует обратить внимание на:

- разряды предлогов( простые и сложные)

При подготовке ко второму вопросу следует обратить внимание на:

- разряды союзов( подчинительной связи и сочинительной связи)

При подготовки к третьему вопросуследует обратить внимание на:

Читайте также: