То ли шелест колоса трепет ветерка то ли гладит волосы теплая рука

Опубликовано: 17.09.2024

2. Далёкие снега без границ казались то скучно-зеленоватыми, то вяло-желтоватыми, а в глазах плавали чёрные точки.

3. Кончился лес, и, распахнувшись до дальнего синего неба, ударила в глаза росистая яркость лугов.

4. В этом случае для записей легко находятся точные слова и нужные краски, да и оценка событиям даётся более беспристрастная.

5. Ни она никого не тронет, ни её никто не тронет.

6. Месяц стоял за деревьями уже низко, но всё вокруг было ещё ясно видно.

7. Буратино то пропадал в тени, то белый колпак его мелькал в лунном свете.

8. Канонада стала слабее, однако трескотня ружей сзади и справа слышалась всё чаще и чаще.

9. То ли шелест колоса, трепет ветерка, то ли гладит волосы тёплая рука.

10. Лишь изредка олень пугливый через пустыню пробежит, или коней табун игривый молчанье дола возмутит.

11. К лицедейству я не привык, шаркать ножкой тоже не обучили.

12. Лесок быстро исчез, и ветер как-то был с разных сторон.

1. \u041e\u0442\u0442\u0430\u044f\u0432\u0448\u0430\u044f \u043f\u043e\u0434 \u043b\u0443\u0447\u0430\u043c\u0438 \u0441\u043e\u043b\u043d\u0446\u0430 \u0437\u0435\u043c\u043b\u044f \u043f\u043e\u0447\u0442\u0438 \u043d\u0435 \u043f\u0430\u0445\u043d\u0435\u0442, \u0430 \u0432\u0435\u044e\u0449\u0438\u0439 \u0432 \u043b\u0438\u0446\u043e \u0432\u0435\u0442\u0435\u0440 \u043e\u0431\u044b\u0447\u043d\u043e \u043d\u0435 \u043d\u0430\u043d\u043e\u0441\u0438\u0442 \u0437\u043d\u0430\u043a\u043e\u043c\u044b\u0445, \u0442\u0440\u0435\u0432\u043e\u0436\u0430\u0449\u0438\u0445 \u043d\u0430\u0441 \u0437\u0430\u043f\u0430\u0445\u043e\u0432 \u0432\u0435\u0441\u043d\u044b.

[- \u00a0=], \u0430 [- =, (\u043f.\u043e.)]

2. \u0414\u0430\u043b\u0451\u043a\u0438\u0435 \u0441\u043d\u0435\u0433\u0430 \u0431\u0435\u0437 \u0433\u0440\u0430\u043d\u0438\u0446 \u043a\u0430\u0437\u0430\u043b\u0438\u0441\u044c \u0442\u043e \u0441\u043a\u0443\u0447\u043d\u043e-\u0437\u0435\u043b\u0435\u043d\u043e\u0432\u0430\u0442\u044b\u043c\u0438, \u0442\u043e \u0432\u044f\u043b\u043e-\u0436\u0435\u043b\u0442\u043e\u0432\u0430\u0442\u044b\u043c\u0438, \u0430 \u0432 \u0433\u043b\u0430\u0437\u0430\u0445 \u043f\u043b\u0430\u0432\u0430\u043b\u0438 \u0447\u0451\u0440\u043d\u044b\u0435 \u0442\u043e\u0447\u043a\u0438.

[- \u00a0= \u0442\u043e \u2248\u2248\u2248, \u0442\u043e \u2248\u2248\u2248], \u0430 [- =]

3. \u041a\u043e\u043d\u0447\u0438\u043b\u0441\u044f \u043b\u0435\u0441, \u0438, \u0440\u0430\u0441\u043f\u0430\u0445\u043d\u0443\u0432\u0448\u0438\u0441\u044c \u0434\u043e \u0434\u0430\u043b\u044c\u043d\u0435\u0433\u043e \u0441\u0438\u043d\u0435\u0433\u043e \u043d\u0435\u0431\u0430, \u0443\u0434\u0430\u0440\u0438\u043b\u0430 \u0432 \u0433\u043b\u0430\u0437\u0430 \u0440\u043e\u0441\u0438\u0441\u0442\u0430\u044f \u044f\u0440\u043a\u043e\u0441\u0442\u044c \u043b\u0443\u0433\u043e\u0432.

[ = \u00a0- ], \u0438, [ (\u043f.\u043e.), = - ]

4. \u0412 \u044d\u0442\u043e\u043c \u0441\u043b\u0443\u0447\u0430\u0435 \u0434\u043b\u044f \u0437\u0430\u043f\u0438\u0441\u0435\u0439 \u043b\u0435\u0433\u043a\u043e \u043d\u0430\u0445\u043e\u0434\u044f\u0442\u0441\u044f \u0442\u043e\u0447\u043d\u044b\u0435 \u0441\u043b\u043e\u0432\u0430 \u0438 \u043d\u0443\u0436\u043d\u044b\u0435 \u043a\u0440\u0430\u0441\u043a\u0438, \u0434\u0430 \u0438 \u043e\u0446\u0435\u043d\u043a\u0430 \u0441\u043e\u0431\u044b\u0442\u0438\u044f\u043c \u0434\u0430\u0451\u0442\u0441\u044f \u0431\u043e\u043b\u0435\u0435 \u0431\u0435\u0441\u043f\u0440\u0438\u0441\u0442\u0440\u0430\u0441\u0442\u043d\u0430\u044f.

5. \u041d\u0438 \u043e\u043d\u0430 \u043d\u0438\u043a\u043e\u0433\u043e \u043d\u0435 \u0442\u0440\u043e\u043d\u0435\u0442, \u043d\u0438 \u0435\u0451 \u043d\u0438\u043a\u0442\u043e \u043d\u0435 \u0442\u0440\u043e\u043d\u0435\u0442.

\u043d\u0438 [- \u00a0=] \u043d\u0438 \u00a0[- =]

6. \u041c\u0435\u0441\u044f\u0446 \u0441\u0442\u043e\u044f\u043b \u0437\u0430 \u0434\u0435\u0440\u0435\u0432\u044c\u044f\u043c\u0438 \u0443\u0436\u0435 \u043d\u0438\u0437\u043a\u043e, \u043d\u043e \u0432\u0441\u0451 \u0432\u043e\u043a\u0440\u0443\u0433 \u0431\u044b\u043b\u043e \u0435\u0449\u0451 \u044f\u0441\u043d\u043e \u0432\u0438\u0434\u043d\u043e.

7. \u0411\u0443\u0440\u0430\u0442\u0438\u043d\u043e \u0442\u043e \u043f\u0440\u043e\u043f\u0430\u0434\u0430\u043b \u0432 \u0442\u0435\u043d\u0438, \u0442\u043e \u0431\u0435\u043b\u044b\u0439 \u043a\u043e\u043b\u043f\u0430\u043a \u0435\u0433\u043e \u043c\u0435\u043b\u044c\u043a\u0430\u043b \u0432 \u043b\u0443\u043d\u043d\u043e\u043c \u0441\u0432\u0435\u0442\u0435. \u00a0

8. \u041a\u0430\u043d\u043e\u043d\u0430\u0434\u0430 \u0441\u0442\u0430\u043b\u0430 \u0441\u043b\u0430\u0431\u0435\u0435, \u043e\u0434\u043d\u0430\u043a\u043e \u0442\u0440\u0435\u0441\u043a\u043e\u0442\u043d\u044f \u0440\u0443\u0436\u0435\u0439 \u0441\u0437\u0430\u0434\u0438 \u0438 \u0441\u043f\u0440\u0430\u0432\u0430 \u0441\u043b\u044b\u0448\u0430\u043b\u0430\u0441\u044c \u0432\u0441\u0451 \u0447\u0430\u0449\u0435 \u0438 \u0447\u0430\u0449\u0435.

9. \u0422\u043e \u043b\u0438 \u0448\u0435\u043b\u0435\u0441\u0442 \u043a\u043e\u043b\u043e\u0441\u0430, \u0442\u0440\u0435\u043f\u0435\u0442 \u0432\u0435\u0442\u0435\u0440\u043a\u0430, \u0442\u043e \u043b\u0438 \u0433\u043b\u0430\u0434\u0438\u0442 \u0432\u043e\u043b\u043e\u0441\u044b \u0442\u0451\u043f\u043b\u0430\u044f \u0440\u0443\u043a\u0430.

[\u0442\u043e \u043b\u0438 -, -, \u0442\u043e \u043b\u0438 = - \u00a0=],

10. \u041b\u0438\u0448\u044c \u0438\u0437\u0440\u0435\u0434\u043a\u0430 \u043e\u043b\u0435\u043d\u044c \u043f\u0443\u0433\u043b\u0438\u0432\u044b\u0439 \u0447\u0435\u0440\u0435\u0437 \u043f\u0443\u0441\u0442\u044b\u043d\u044e \u043f\u0440\u043e\u0431\u0435\u0436\u0438\u0442, \u0438\u043b\u0438 \u043a\u043e\u043d\u0435\u0439 \u0442\u0430\u0431\u0443\u043d \u0438\u0433\u0440\u0438\u0432\u044b\u0439 \u043c\u043e\u043b\u0447\u0430\u043d\u044c\u0435 \u0434\u043e\u043b\u0430 \u0432\u043e\u0437\u043c\u0443\u0442\u0438\u0442.

11. \u041a \u043b\u0438\u0446\u0435\u0434\u0435\u0439\u0441\u0442\u0432\u0443 \u044f \u043d\u0435 \u043f\u0440\u0438\u0432\u044b\u043a, \u0448\u0430\u0440\u043a\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0436\u043a\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0436\u0435 \u043d\u0435 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0438\u043b\u0438.

12. \u041b\u0435\u0441\u043e\u043a \u0431\u044b\u0441\u0442\u0440\u043e \u0438\u0441\u0447\u0435\u0437, \u0438 \u0432\u0435\u0442\u0435\u0440 \u043a\u0430\u043a-\u0442\u043e \u0431\u044b\u043b \u0441 \u0440\u0430\u0437\u043d\u044b\u0445 \u0441\u0442\u043e\u0440\u043e\u043d.

1. Лексическая сочетаемость намеренно нарушена в выражении
а) первая премьера
б) преобладающее большинство
в) очевидное – невероятное
г) ночная серенада

2. Речевая ошибка допущена в предложении
а) То ли шелест колоска, то ли трепет ветерка, то ли гладит волосы тёплая рука.
б) Замёрзший пруд блестел, как зеркало.
в) Его язык остолбенел от страха.
г) Что-то с нами происходит в период увядания природы и долгих проливных дождей.

3. В предложении «Теория в книге была изложена так, чтобы восполнить проблемы школьного обучения» лексическая ошибка классифицируется как
а) плеоназм
б) смысловая неточность
в) тавтология
г) употребление слова в несвойственном ему значении

4. Определите, в каком предложении нет ошибки в употреблении деепричастного оборота?
а) Получив письмо, у мня не было времени написать ответ.
б) Знакомясь с городом, мы восхищались его архитектурой.
в) Находясь в Германии, у нас состоялась встреча с берлинскими коллега-ми.
г) Открыв дверь, моим глазам предстала странная картина.

5. В каком предложении нет речевой ошибки?
а) Железнодорожный состав был отправлен согласно расписанию.
б) Новый законодательный процесс взволновал и обсуждался всеми депутатами Государственной Думы.
в) Из-за эффективного лечения боль-ной быстро поправился.
г) Конфликты не всегда можно избежать.

6. В каких предложениях нет грамматической ошибки?

Укажите не менее двух вариантов
а) Благодаря поддержке родных и друзей мне удалось преодолеть трудности.
б) Отечественный производитель еще не учитывает и ослаблен инфляцией в условиях свободного рынка.
в) Перед нами новая интересная игрушка для детей из пластмассы.
г) Газета назвала этот указ горькой пилюлей для сторонников «шоковой терапии».

7. . Норма сочетаемости слов нарушена в предложениях …

1. Лексическая сочетаемость намеренно нарушена в выражении
в) очевидное – невероятное - здесь применен прием оксюморон - "сочетание несочетаемого", а в остальных фразах - банальная ошибка - плеоназм : а) премьера - это и так первый показ, б) большинство - это и так преобладающая масса людей, г) серенада - это и так ночная песня под окном

2. Речевая ошибка допущена в предложении
Его язык остолбенел от страха. (надо - онемел)

3. В предложении «Теория в книге была изложена так, чтобы восполнить проблемы школьного обучения» лексическая ошибка классифицируется как
г) употребление слова в несвойственном ему значении - надо "восполнить пробелы"

4. Определите, в каком предложении нет ошибки в употреблении деепричастного оборота?
б) Знакомясь с городом, мы восхищались его архитектурой.
Действие деепричастия должно совершается подлежащим, а в вариантах а) , в) , г) єто правило нарушено. Правильные варианты такие: а) Получив письмо, я не имел времени написать ответ. в) Находясь в Германии, мы встретились с берлинскими коллега-ми. г) Открыв дверь, я увидел страннаую картину.

5. В каком предложении нет речевой ошибки?
а) Железнодорожный состав был отправлен согласно расписанию.
Исправленные другие варианты: б) Новый законодательный процесс взволновал всех депутатов Государственной Думы и обсуждался ими. в) Благодаря эффективному лечению больной быстро поправился. г) Конфликтов не всегда можно избежать.

6. В каких предложениях нет грамматической ошибки?
а) Благодаря поддержке родных и друзей мне удалось преодолеть трудности.
г) Газета назвала этот указ горькой пилюлей для сторонников «шоковой терапии» .
Исправленные другие варианты: б) Отечественный производитель еще не учитывает инфляции в условиях свободного рынка, и ослаблен ею. в) Перед нами новая интересная игрушка из пластмассы для детей.

7. . Норма сочетаемости слов нарушена в предложениях
а) Преступник понесет достойное наказание. (определение "достойное" несет положительную эмоц. окраску, а "наказание" - отрицательную, надо употребить "ЗАСЛУЖЕННОЕ", не имеющее эмоц. окраски)
г) Данные функции возлагаются на классного руководителя (функции могут выполняться, а вот возлагаются - обязанности)

1. Запятыми разделяются предикативные части сложносочиненного предложения (простые предложения), между которыми стоят союзы:

1) соединительные союзы [ и, да (в значении и), ни…ни ]:

Песок блестит на солнце тёплым, жёлтым блеском, и на его бархате прозрачные здания подобны тонким вышивкам из белого шёлка (М. Г.); Получив известие о болезни Наташи, графиня, ещё не совсем здоровая и слабая, с Петей и со всем домом приехала в Москву, и всё семейство Ростовых перебралось от Марьи Дмитриевны в свой дом (Л. Т.); Оглянитесь вокруг, и увидите столько нового и интересного (Газ.) — сложносочиненное предложение (глагольные формы разных наклонений не выступают в роли однородных членов простого предложения); Наташа говорила шёпотом, да и дед и лесничий тоже говорили вполголоса (Пауст.);

Примечание. Перед союзом и запятая ставится также в тех случаях, когда он присоединяет предложение, в котором подлежащее выражено личным местоимением, относящимся к подлежащему первой части сложносочиненного предложения или повторяющим его: Вдали по-прежнему машет крыльями мельница, и всё ещё она похожа на маленького человечка, размахивающего руками (Ч.); Ты всегда был строг ко мне, и ты был справедлив (Т.).

Но: Автор прочитал корректуру и сам внёс нужные исправления — предложение простое, а слово сам не является подлежащим.

2) противительные союзы [ а, но, да (в значении но ) , однако, же, зато, а то, не то, а не то ]: Красный цвет рубахи манил и ласкал его, а бричка и спавшие под ней люди возбуждали его любопытство (Ч.); У Ивана Ильича от усталости гудело всё тело, но сидеть на мягком и прихлёбывать из кружки было так приятно (А. Т.); Надо бы, наконец, возбудить дело о разводе, да другие дела мешают взяться (Фед.); Ломоносов так же вот с рыбарями ехал, однако из него вышел человек на всю Европу (Ч.); Товарищи относились к нему неприязненно, солдаты же любили воистину (Купр.); Брак не в его принципах, зато чувство равенства будет в нём польщено (Т.); Ты сегодня же должен поговорить с отцом, а то он будет беспокоиться о твоём отъезде (Пис); Отвечай же мне, а не то буду беспокоиться (П.);

3) разделительные союзы ( или, либо, ли…или, ли…ли, то…то, то ли…то ли, не то…не то ): Только иногда, вглядываясь пристально в неё, он вздрогнет страстно, или она взглянет на него мимоходом и улыбнётся (Гонч.); Уймись, или худо будет (П.); Он должен уехать, или я погибла! (Т.); Судьба ли нас свела опять на Кавказе, или она нарочно сюда приехала… (Л.); То он собирался поступить в Зоологический сад учиться на укротителя львов, то его тянуло к пожарному делу (Кав.); То ли шелест колоса, трепет ветерка, то ли гладит волосы тёплая рука (Сурк.); …В скользящей стеклянной зыби плавала не то утка, не то грачонок еле держался на распластанных крыльях, — нахлебался воды (А. Т.);

Примечания: 1. В сложносочиненном предложении сочетание ли…или рассматривается как повторяющийся союз (в отличие от простого предложения с однородными членами, в котором ли…или не образуют повторяющегося союза, вследствие чего запятая перед или не ставится): Во сне ль всё это снится мне, или гляжу я в самом деле, на что при этой же луне с тобой живые мы глядели? (Тютч.); Серьёзно ли в ней гнездилось это намерение, или она только шутки шутила (С.‑Щ.); Жалобный ли тон Авдотьи подействовал на Буянова, или сведения о количестве поросят произвели на него впечатление, но через минуту он дал свет (Ник.). [См. § 13, п. 12.]

2. В названиях литературных произведений, состоящих из двух наименований, перед союзом или ставится запятая (причем второе название тоже пишется с прописной буквы): «Похождения Чичикова, или Мёртвые души» (Н. В. Гоголь); «Воевода, или Сон на Волге» (А. Н. Островский); «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (А. Н. Толстой); «Двенадцатая ночь, или Как вам угодно» У. Шекспир).

4) присоединительные союзы ( да, да и, и притом, тоже, также): Решение Лизы сняло с его сердца камень, да и весь дом сразу ожил (Фед.); Вода была тепла, но не испорчена, и притом её было много (Гарш.); Она мне нравилась всё больше и больше, я тоже, по-видимому, был симпатичен ей (Ч.); Странный старичок заговорил очень протяжно, звук его голоса также изумил меня (Т.);

5) пояснительные союзы ( а именно, то есть): Мужская комнатная прислуга была доведена у нас до минимума, а именно… для всего дома полагалось достаточным не больше двух лакеев (С.‑Щ.); Время стояло самое благоприятное, то есть было темно, слегка морозно и совершенно тихо (Акс.).

2. Перед союзами и, да (в значении и ) , или, либо запятая не ставится, если части сложносочиненного предложения объединены каким-либо общим элементом.

1) Общим может быть второстепенный член предложения: Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь (П.); У Ивана Ивановича большие выразительные глаза табачного цвета и рот несколько похож на букву ижицу (Г.); Глаза у всех устремились и носы вытянулись по направлению к письму (Гонч.); У Евсеича сорвалась какая-то большая рыба и вдобавок щука оторвала удочку (Акс.); Губы Кати не улыбались и тёмные глаза выражали недоумение (Т.); В сенях пахло свежими яблоками и висели волчьи и лисьи шкуры (Л. Т.); Тут так же, как и в зале, окна были раскрыты настежь и пахло тополем (Ч.); В селе не переводилась лихорадка и была топкая грязь (Ч.); Крылья у гуся были растопырены и клюв раскрыт (Ч.); У Гаврилы смешно надулись щёки, оттопырились губы и суженные глаза как-то чересчур часто и смешно помаргивали (М. Г.); У него осунулось лицо и отяжелели веки (М. Г.); В гавани огни фонарей столпились в разноцветную группу и видны были стволы мачт (М. Г.); От долгого сидения у него затекли ноги и заболела спина (Купр.); По утрам кумысный домик привлекал людей со слабыми лёгкими и пятна солнца… освещали около недопитых стаканов неподвижно лежащие бледные длиннопалые руки (Фед.); В лесу ещё снег лежит нетронутый и деревья стоят в снежном плену (Пришв.); В это время тягуче скрипнула дверь сеновала и наружу просунулась голова деда Щукаря (Ш.).

Правило действует и в тех случаях, когда общим является обособленный второстепенный член предложения, сравнительный оборот и т. п.: Согласно общепризнанным нормам международного права, открытое море свободно для всех наций и все государства обязаны воздерживаться от всяких актов, способных причинить ущерб его использованию другими государствами (Газ.); Дальнейшие встречи были так же приятны и беседы так же полезны, как в первый раз.

Примечания: 1. При наличии общего второстепенного члена предложения запятая перед союзом и ставится, если союз повторяется: В такую погоду и волк не рыщет, и медведь не вылезает из берлоги.

2. Противительный союз, после которого или перед которым находятся два соединенных союзом и простых предложения, общим элементом не является, поэтому запятая перед и ставится: Ибрагим был бы очень рад избавиться, но ассамблея была дело должностное, и государь строго требовал присутствия своих приближённых (П.); Он подавил вздох и не спеша стал сворачивать папироску, но почему-то дрогнули руки, и он рассыпал на колени табак (Ш.); Гроза прошла, и тучи рассеялись, но духота ещё сохранялась.

2) Общей может быть придаточная часть сложноподчиненного предложения: Уже совсем рассвело и народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату (Л. Т.); Когда Аню провожали домой, то уже светало и кухарки шли на рынок (Ч.); Когда он вернулся в залу, сердце его билось и руки дрожали так заметно… (Ч.); Но Лёля спала так спокойно и в её ресницах, казалось, роились такие хорошие сны, что Наталья Петровна не решилась разбудить дочь (Пауст.); Много веков сушили эту землю ветры-суховеи и палило солнце, пока она не стала такой крепкой (Перв.); Пока я умывался , печь была затоплена и на сковородке кипело масло.

Но: Когда Каштанка проснулась, было уже светло, и с улицы доносился шум, какой бывает только днём (Ч.) — придаточная часть относится только к первому простому предложению, а связь его со вторым слабее, на что указывает различный вид глаголов-сказуемых этих предложений (ср.: Когда Каштанка проснулась… с улицы доносился шум…; Когда Каштанка проснулась… с улицы донёсся шум — во втором случае придаточную часть следовало бы отнести и ко второй части сложносочиненного предложения); Как только сапёры перетащили машину на другую сторону и поставили на шоссе, Зубенко дал газ, и грузовик преспокойно поехал дальше (Медв.) — последнее предложение указывает на общее следствие.

3) Общей может быть поясняемая двумя частями сложносочиненного предложениия третья часть, предшествующая им и связанная с ними бессоюзной связью: Берегов не видать: их скрыла ночь и оттолкнули куда-то широкие волны разлива (М. Г.); Он чувствовал себя нехорошо: тело было слабо и в глазах ощущалась тупая боль (Купр.); Одно было ясно: ссора оказалась окончательной и назад он не вернётся; Это похоже на то , что мы наблюдаем в кожных покровах: при каждом нашем движении одежда стирает мёртвые клетки поверхностного слоя и их заменяют нижележащие клетки.

Но: Через час явилась возможность ехать: метель утихла, небо прояснилось, и мы отправились (П.) — последняя часть не входит в разъяснение.

4) Общим может быть вводное слово, словосочетание или предложение: По словам охотников, зверь в этих лесах вывелся и птица исчезла — источник сообщения один и тот же для всего высказывания; Как это часто бывает, вспоминается плохое и забывается хорошее; Короче говоря, экзамены кончились и начались каникулы; К счастью, пожар был замечен вовремя и налицо оказались нужные средства для его тушения — отношение говорящего к высказыванию, выражаемое посредством вводного слова, распространяется на обе его части.

Но: Действительно, в наших краях знают толк в пении, и недаром село Сергиевское… славится во всей России своим особенно приятным и согласным напевом (Т.) — вводное слово отнесено только к первой части сложносочиненного предложения; …Вероятно, около самой чёрной тучи летали перекати-поле, и как, должно быть , им было страшно! (Ч.) — каждая часть сложносочиненного предложения имеет свое вводное слово.

5) В некоторых случаях общим элементом может быть частица (ограничительная, усилительная, выделительная): В воздухе тишина; только поскрипывает на берегу кузнечик да где-то робко мурлыкает орличка (Ч.).

3. Запятая перед соединительным и разделительным союзами в сложносочиненном предложении не ставится, если в его состав в качестве частей входят:

1) вопросительные предложения: Это кто такие и что им надобно? (П.) — объединяет вопросительная интонация; Который теперь час и сколько времени осталось до отхода поезда?; Когда состоится конференция и какова повестка дня?; Вы придёте ко мне или мне прийти к вам?;

2) побудительные предложения: Подпустить врага и огонь дать по команде! (Фурм.) — объединяет побудительная интонация; Пусть кончится холод и наступит тепло! — объединяет побудительная частица; Да будет свято имя героя и память о нём сохранится в веках! — объединяет побудительная частица;

3) восклицательные предложения: Как он смешон и как глупы его выходки! — объединяет восклицательная интонация; Как часто мы собирались вместе и какие вели интересные беседы!; Сколько скрытого смысла в этих словах и какой отклик вызывают они у слушателей!;

4) односоставные неопределенно-личные предложения (если мыслится один и тот же производитель действия): Стали искать черкесов во всех углах и, разумеется, ничего не нашли (Л.); Подсудимых тоже куда-то выводили и только что ввели назад (Л. Т.); Из церкви возвращались домой, ели пироги и снова ложились спать до вечера (М. Г.);

5) односоставные безличные предложения, имеющие синонимичные слова: Необходимо рассмотреть авторские заявки и надо срочно составить по ним заключения.

Но при отсутствии синонимичных слов запятая между двумя безличными предложениями перед союзом и ставится: Нету чудес, и мечтать о них нечего (М.); Между тем совсем рассвело, и надо было опять выходить в море (Кат.);

6) односоставные номинативные (или назывные) предложения: Мороз и солнце… (П.); Хриплый стон и скрежет ярый (П.); Смрад и копоть (Н.); Хохот и шум (Пом.); Зловещий блеск и пестрота дерев… (Тютч.); Ночь, лес и снег (Бл.).

Но при повторении союза запятые между безличными частями сложносочиненного предложения ставятся: Деревья, и солнце, и тени, и мёртвый, могильный покой (Н.); Осинник зябкий, да речушка узкая, да синий бор, да жёлтые поля (Сурк.).

Забытые тетради. Стихи о матери. Часть 1.

Ты жива ещё, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.

И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно т то ж:
Будто кто – то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.

Ничего родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб тебя не видеть, умереть.

Я по – прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.

Я вернусь, когда раскинет ветви
По – весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечталось,
Не волнуй того, что не сбылось, -
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.

И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.

Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не ходи так часто на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
1924 год.

На могиле матери.

Сквозь гул Москвы, кипенье городское
К тебе, чей век нуждой был так тяжёл,
Я в заповедник вечного покоя –
На Пятницкое кладбище пришёл.

Глядит неброско надписи короткость.
Как бы в твоём характере простом
Взяла могила эту скромность, кротость,
Задумавшись, притихнув под крестом.

Кладу я розы пышного наряда.
И словно слышу, мама, голос твой:
« Ну что так тратишься, сынок? Я рада
Была бы и ромашке полевой».

Но я молчу. Когда бы мог, родная,
И сердце положил бы сверху роз.
Твоих забот все слёзы вспоминая,
Сам удержаться не могу от слёз.

Гнетёт и горе, и недоуменье
Гвоздём засело в существо моё:
Стою – твоё живое продолженье,
Начало потерявшее своё.
1954 год

Песня о солдатской матери.

За пустой околицей,
За Донец – рекой
Вздрогнет и расколется
Полевой покой.

Неоглядно поле то
За седой межой,
Жаркой кровью полито
Нашей и чужой.

Далеко от поля - то
До Буран – села,
А над кровью пролитой
Чёрный дым и мгла.

В дали затуманенной
Как узнать о том,
Что лежу я раненный,
В поле под кустом?

Что меня жестокая
Тянет боль во тьму.
Милая! Далёкая!
Жутко одному.

Под бинтом тряпицею
Голова в огне.
Обернись ты птицею,
Прилети ко мне.

Наклонись, прилежная,
Веки мне смежи,
Спой мне песню прежнюю,
Сказку расскажи;

Про цветочек аленький,
Про разрыв траву.
Будто вновь я, маленький,
На земле живу…

Толи шелест колоса,
Трепет ветерка,
Толи гладит волосы
Тёплая рука.

И не чую жара я.
И не ранен я.
Седенькая, старая,
Милая моя!
1943 год.

Мама, мамушка!
Не разбить, не свалить,
Не согнать с тебя камушка
И огнём не спалить.

Нет огней, чтоб расплавили
Камень лютый такой,
Где тебя мы оставили,
Где холодный покой.

Помню слёзы горючие…
Провожая в твой путь,
Работящие рученьки
Положили на грудь,
Что не хвастали силою,
Знали труд испокон –
Благородные, милые,
Золотые, как сон.
1958 год

Всё я делаю для мамы:
Для неё играю гаммы,
Для неё хожу к врачу,
Математику учу.

Все мальчишки в речку лезли, -
Я один сидел на пляже;
Для неё, после болезни
Не купался в речке даже.

Для неё я мою руки,
Ем какие-то морковки…
Только мы теперь в разлуке,
Мама в городе Прилук,
Пятый день в командировке.

Ну, сначала я без мамы
Отложил в сторону гаммы,
Нагляделся в телевизор
На вечерние программы.

Я сидел не слишком близко,
Но в глазах пошли полоски.
Там у них одна артистка
Ходит в маминой причёске.

И сегодня целый вечер
Что-то мне заняться нечем!

У отца в руках газета,
Только он витает где – то,
Говорит: - Потерпи малость,
Десять дней ещё осталось…

И наверно, по привычке
Или, может быть, со скуки
Я кладу на место спички
И зачем – то мою руки.

И звучат печально гаммы
В нашей комнате. Без мамы.
1975 год.
Степан Щипачёв.

Ни креста, ни камня даже
на могиле этой нет,
и никто мне не укажет
никаких её примет.
Бугорок, с другими смежный,
был на ней, но в долгий срок
много вод умчалось вешних –
и сровнялся бугорок.
Только гнёт травинки ветер,
только… сжало грудь тоской:
словно не было на свете
русской женщины такой;
словно в муках не рожала
шестерых детей она,
не косила, и не жала,
сыновей не провожала,
не тужила у окна.
Мне совсем бы стало горько,
если б край, что нет родней,
каждой тропкой, каждой горкой
память не будил о ней.
На озёрках, на елани,
за логами у леска
кто не видел с самой рани
тёмного её платка!
С ребятишками по – вдовьи
в поле маялась она –
Щипачёва Парасковья, -
на полоске дотемна
ставила, не зная лени,
за суслонами суслон…
Взять упасть бы на колени,
той земле отдать поклон.
Пусть к заброшенной могиле
затерялся в мире след, -
знаю, мать похоронили
в той земле, что легче нет,
в той земле, в родной державе,
где звучит мой скромный стих,
где теперь высок и славен
труд ушедших и живых.

И когда свистят метели,
снова думаю одно:
и над ней они летели,
и в моё стучат окно.
1957 год.

Нет, я тебя такой оставлю в памяти,
Какою ты была давным - давно.
И вижу вновь: встаёт из белой замети
Неярко освещённое окно.

В провинциальном городке метелица,
Перебегает улицы она,
И пышный хвост за нею стелется,
Округа снегом вся заметена.

Пока метель за лунным светом гонится,
К окошку я украдкой подойду.
Как в доме тихо. В невысокой горнице
Лишь стопка книг сегодня на виду.

И ты сидишь, задумчивая, тихая,
С подругою беседуешь… О чём.
Часы стенные ходят, мерно тикая,
И, словно в сказке, дремлет старый дом.

Твоей рукой до строчки переписаны
Все первые стихи мои в тетрадь.
Ты в юности была мне другом истинным,
Зову тебя: «Приди, приди опять!»

Ведь, надобно тебе поведать многое
О том, что было на земных путях…
И ты придёшь, задумчивая, строгая,
С лесным цветком в седеющих кудрях.
1955 год.

Ох, нельзя читать эти стихи без слёз.
Всё в душе переворачивается.
Спасибо Вам огромное за работу и подборку таких замечательных душевных стихов!
С искренним уважением и сердечным теплом

Вы правы Лара. Меня некоторые стихи очень тронули, тоже.Просто, но сильно написано.Спасибо. В. Горбунов

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

НАСТРОЙКИ.

Необходима регистрация

Необходима регистрация



СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ


  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • » .
  • 117

Дитмар Эльяшевич Розенталь

Справочник по правописанию и литературной правке для работников печати

Настоящий справочник, предназначенный для издательских работников, в первую очередь редакторов, а также авторов, содержит основные сведения по нормативному правописанию и литературной правке.

В справочнике имеются следующие три раздела:

1. Орфография. 2. Пунктуация. 3. Литературная правка.

Первые два раздела построены на основе опубликованных в 1956 г. и действующих в настоящее время «Правил русской орфографии и пунктуации», сыгравших большую роль в упорядочении системы нашего правописания и устранении многочисленных случаев разнобоя, существовавших до издания свода правил и создававших значительные трудности в работе издательств. Однако общий свод не ставил своей задачей охватить все разнообразие частных, иногда единичных случаев спорного или двойственного написания, регламентировать которые могут только специальные словари и справочники, конкретизирующие правила свода.

С особыми трудностями сталкиваются издательские работники и авторы в области пунктуации, где пишущему предоставлена широкая возможность выбора знаков препинания. Русская пунктуационная система обладает большой гибкостью: наряду с обязательными правилами она содержит указания, не имеющие строго нормативного характера и допускающие пунктуационные варианты, необходимые для выражения смысловых оттенков и стилистических особенностей письменной речи. Свобода выбора расширяется благодаря «многозначности» большинства пунктуационных знаков, т. е. возможности употреблять отдельные знаки в различных условиях смыслового и синтаксического членения текста и его интонационного оформления. Общих правил, содержащихся в своде, поэтому недостаточно, и на помощь должны прийти справочники^ .включающие разнообразный материал, иллюстрирующий стилистические функции пунктуации.

Материал первых двух разделов справочника охватывает всю систему орфографии и пунктуации, но преимущественное внимание уделяется так называемым трудным случаям. В области орфографии это – правописание сложных слов, наречий, частицы не, одного или двух н в суффиксах прилагательных и причастий, употребление прописных букв. В области пунктуации более детально излагаются правила постановки знаков препинания при однородных и обособленных членах предложения, при вводных словах и словосочетаниях, в конструкциях с союзом как, в бессоюзных сложных предложениях,.при прямой речи.

Требование точности и ясности изложения, предъявляемое к тексту любого стиля речи, может быть выполнено только при соблюдении определенных норм словоупотребления и правил грамматики. Соответствующие указания нормативного характера содержатся в третьем разделе настоящего справочника.

Вместе с тем нельзя не учитывать, что как раз в выборе слова или грамматической формы пишущему предоставлена большая свобода. Огромное богатство русской лексики, разнообразие конструкций грамматического строя русского языка создают самые благоприятные условия для вариантного выбора языковых средств в зависимости от содержания текста, его общей стилистической направленности, жанра и формы высказывания. В этих условиях не приходится говорить о твердых «правилах», сковывающих автора и редактора. На помощь им приходит языковое чутье, понимание тонких смысловых и стилистических оттенков, содержащихся в конкретном тексте, учет некоторых общих тенденций развития русского литературного языка в советскую эпоху. Лучшим критерием нормы является литературная практика образцовых писателей, публицистов, деятелей науки и культуры. Приводимые в справочнике примеры из произведений различных языковых стилей могут послужить основой для объективного выбора, сводящего к минимуму «вкусовой подход» к фактам литературной речи.

Правописание гласных в корне § 1 Проверяемые безударные гласные Безударные гласные корня проверяются ударением, т. е. в неударяемом слоге пишется та же гласная, что и в соответствующем ударяемом слоге однокоренного слова, например: примерять (мерить) костюм, – примирять (мир) соседей; развевается (веять) флаг – развивается (развитие) промышленность.

Ср. различное написание безударных гласных корня в близких по звучанию словах: залезать (в карман) – зализать (раны), отварить (картофель) – отворить (дверь), поласкать (кошку) – полоскать (рот), пристежной (воротник) – пристяжной (коренник), разредить (всходы) – разрядить (ружье), умалять (значение) – умолять (о пощаде) и т. п. •.

Гласные о – а в неударяемых корнях глаголов совершенного вида нельзя проверять формами несовершенного вида на -ывать (-ивать), например: опоздать (поздний, хотя опаздывать), раскроить (кройка, хотя раскраивать>.

В некоторых словах иноязычного происхождения с выделяемым только этимологически суффиксом написание безударной гласной нельзя проверять однокоренным словом, если проверяемая и проверочная гласные входят в состав суффиксов различного происхождения, например: абонемент (-емент восходит. к французскому суффиксу), хотя абонировать (-ировать восходит к немецкому суффиксу); аккомпанемент, хотя аккомпанировать; ангажемент, хотя ангажировать.

Ср. также аналогичное явление в составе иноязычного корня: апперципировать, хотя апперцепция; дезинфицировать, хотя дезинфекция. Сохраняется гласная корня в словах инъекция – инъецировать, проекция – проецировать и нек. др.

Непроверяемые безударные гласные Написание безударных гласных, которые не могут быть проверены ударением, определяется по орфографическому словарю, например: бадминтон, бетон, бечевка, бидон, бодяга, бриолин, валидол, ватрушка, вентиляция, вестибюль, ветчина, винегрет, дизентерия, дрочёна, интеллигенция, каламянка, калач, каморка, каравай, кара- катица, кобура, компоновка, конфорка, кочан, кощей, ладанка, магарыч, мадаполам, наваждение, палисадник, пантопон, паром, периферия, пескарь, пигалица, пластилин, привилегия, ромштекс, ротапринт, снегирь, снеток, стипендия, тормоз, тороватый, эликсир, эстакада и мн. др. (как показывают примеры, сюда относятся слова независимо от их происхождения). §3 Чередующиеся гласные 1. В корне гар- -гор- под ударением пишется а, без ударения – О: загар, угар – загорелый, угореть.

Исключения: выгарки, изгарь, пригарь (специальные и диалектные слова).

2. В корне зар- – зор- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения – а: зарево, здрька – зарница, озарять.

Исключения: зорянка, зоревать.- 3. В корне кос- – кос(н)- пишется о, если дальше следует согласная я, в остальных случаях – а: касаться, касательная – коснуться, прикосновение.

4. В корне клан- – клон- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения – о: кланяться, поклдн – поклониться, поклонение.

5. В безударном корне лаг- – лож- перед г пишется а, перед яс – о: предлагать, прилагательное –

Читайте также: