Сжатые губы его не шевелились сдвинутые брови не расходились кто это

Опубликовано: 17.09.2024

Иван Сергеевич Тургенев

Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце — не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное — мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится а лиловый ее туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра… Но вот опять хлынули играющие лучи, — и весело и величава, словно взлетая, поднимается могучее светило. Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями. Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы, они почти не трогаются с места; далее, к небосклону, они сдвигаются, теснятся, синевы между ними уже не видать; но сами они так же лазурны, как небо: они все насквозь проникнуты светом и теплотой. Цвет небосклона, легкий, бледно-лиловый, не изменяется во весь день и кругом одинаков; нигде не темнеет, не густеет гроза; разве кое-где протянутся сверху вниз голубоватые полосы: то сеется едва заметный дождь. К вечеру эти облака исчезают; последние из них, черноватые и неопределенные, как дым, ложатся розовыми клубами напротив заходящего солнца; на месте, где оно закатилось так же спокойно, как спокойно взошло на небо, алое сиянье стоит недолгое время над потемневшей землей, и, тихо мигая, как бережно несомая свечка, затеплится на нем вечерняя звезда. В такие дни краски все смягчены; светлы, но не ярки; на всем лежит печать какой-то трогательной кротости. В такие дни жар бывает иногда весьма силен, иногда даже «парит» по скатам полей; но ветер разгоняет, раздвигает накопившийся зной, и вихри-круговороты — несомненный признак постоянной погоды — высокими белыми столбами гуляют по дорогам через пашню. В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой; даже за час до ночи вы не чувствуете сырости. Подобной погоды желает земледелец для уборки хлеба…

В такой точно день охотился я однажды за тетеревами в Чернском уезде, Тульской губернии. Я нашел и настрелял довольно много дичи; наполненный ягдташ немилосердно резал мне плечо; но уже вечерняя заря погасала, и в воздухе, еще светлом, хотя не озаренном более лучами закатившегося солнца, начинали густеть и разливаться холодные тени, когда я решился наконец вернуться к себе домой. Быстрыми шагами прошел я длинную «площадь» кустов, взобрался на холм и, вместо ожиданной знакомой равнины с дубовым леском направо и низенькой белой церковью в отдалении, увидал совершенно другие, мне не известные места. У ног моих тянулась узкая долина; прямо, напротив, крутой стеной возвышался частый осинник. Я остановился в недоумении, оглянулся… «Эге! — подумал я, — да это я совсем не туда попал: я слишком забрал вправо», — и, сам дивясь своей ошибке, проворно спустился с холма. Меня тотчас охватила неприятная, неподвижная сырость, точно я вошел в погреб; густая высокая трава на дне долины, вся мокрая, белела ровной скатертью; ходить по ней было как-то жутко. Я поскорей выкарабкался на другую сторону и пошел, забирая влево, вдоль осинника. Летучие мыши уже носились над его заснувшими верхушками, таинственно кружась и дрожа на смутно-ясном небе; резво и прямо пролетел в вышине запоздалый ястребок, спеша в свое гнездо. «Вот как только я выйду на тог угол, — думал я про себя, — тут сейчас и будет дорога, а с версту крюку я дал!»

Я добрался наконец до угла леса, но там не было никакой дороги: какие-то некошеные, низкие кусты широко расстилались передо мною, а за ними, далеко-далеко, виднелось пустынное поле. Я опять остановился. «Что за притча. Да где же я?» Я стал припоминать, как и куда ходил в течение дня… «Э! да это Парахинские кусты! — воскликнул я наконец, — точно! вон это, должно быть, Синдеевская роща… Да как же это я сюда зашел? Так далеко. Странно»! Теперь опять нужно вправо взять».

Я пошел вправо, через кусты. Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча; казалось, вместе с вечерними парами отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота. Мне попалась какая-то неторная, заросшая дорожка; я отправился по ней, внимательно поглядывая вперед. Все кругом быстро чернело и утихало, — одни перепела изредка кричали. Небольшая ночная птица, неслышно и низко мчавшаяся на своих мягких крыльях, почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону. Я вышел на опушку кустов и побрел по полю межой. Уже я с трудом различал отдаленные предметы; поле неясно белело вокруг; за ним, с каждым мгновением надвигаясь, громадными клубами вздымался угрюмый мрак. Глухо отдавались мои шаги в застывающем воздухе. Побледневшее небо стало опять синеть — но то уже была синева ночи. Звездочки замелькали, зашевелились на нем.

Что я было принял за рощу, оказалось темным и круглым бугром. «Да где же это я?» — повторил я опять вслух, остановился в третий раз и вопросительно посмотрел на свою английскую желто-пегую собаку Дианку, решительно умнейшую изо всех четвероногих тварей. Но умнейшая из четвероногих тварей только повиляла хвостиком, уныло моргнула усталыми глазками и не подала мне никакого дельного совета. Мне стало совестно перед ней, и я отчаянно устремился вперед, словно вдруг догадался, куда следовало идти, обогнул бугор и очутился в неглубокой, кругом распаханной лощине. Странное чувство тотчас овладело мной. Лощина эта имела вид почти правильного котла с пологими боками; на дне ее торчало стоймя несколько больших, белых камней, — казалось, они сползлись туда для тайного совещания, — и до того в ней было немо и глухо, так плоско, так уныло висело над нею небо, что сердце у меня сжалось. Какой-то зверок слабо и жалобно пискнул между камней. Я поспешил выбраться назад на бугор. До сих пор я все еще не терял надежды сыскать дорогу домой; но тут я окончательно удостоверился в том, что заблудился совершенно, и, уже нисколько не стараясь узнавать окрестные места, почти совсем потонувшие во мгле, пошел себе прямо, по звездам — наудалую… Около получаса шел я так, с трудом переставляя ноги. Казалось, отроду не бывал я в таких пустых местах: нигде не мерцал огонек, не слышалось никакого звука. Один пологий холм сменялся другим, поля бесконечно тянулись за полями, кусты словно вставали вдруг из земли перед самым моим носом. Я все шел и уже собирался было прилечь где-нибудь до утра, как вдруг очутился над страшной бездной.

Iljusha-rasskaz-Bezhin-lug-Turgenev
Ильюша. "Бежин луг".
Иллюстрация А. Ф. Пахомова
Мальчик Ильюша является одним из пяти главных героев рассказа "Бежин луг" Тургенева.

Ниже представлен цитатный образ и характеристика Ильюши в рассказе "Бежин луг": портрет, описание характера и внешности героя.

Смотрите:
- Краткое содержание рассказа
- Все материалы по рассказу "Бежин луг"

Образ и характеристика Ильюши в рассказе "Бежин луг" Тургенева

Ильюша является простым крестьянским мальчиком:
". Это просто были крестьянские ребятишки из соседних деревень, которые стерегли табун. "

Он одевается опрятно:
". веревка. тщательно стягивала его опрятную черную свитку*. " (свитка - верхняя одежда, разновидность кафтана)

Ильюша является хмурым, серьезным мальчиком. Он все время сдвигает брови и щурится:
"Лицо. выражало какую-то тупую, болезненную заботливость; сжатые губы его не шевелились, сдвинутые брови не расходились. "
"Ильюша сидел рядом с Костей и всё так же напряженно щурился."

— Как же, ходим. Мы с братом, с Авдюшкой, в лисовщиках состоим.
— Вишь ты — фабричные. "

". Назаров, надсмотрщик, запретил; говорит: «Что, мол, вам, ребяткам, домой таскаться; завтра работы много, так вы, ребятки, домой не ходите».."

Юный Ильюша хорошо знает все сельские поверья, приметы и т.д.:
". Ильюша, который, сколько я мог заметить, лучше других знал все сельские поверья. "

Ильюша, как и все крестьянские дети, является суеверным мальчиком. Он верит в существование "нечистой силы" (леших, водяных и т.д.). Сидя ночью у костра, он делится множеством "страшных историй". Сначала он рассказывает о домовом на фабрике:
". потом будто кто-то к двери пошел да вдруг как закашляет, как заперхает, словно овца какая, да зычно так. Мы все так ворохом и свалились, друг под дружку полезли. Уж как же мы напужались о ту пору!"

Затем Ильюша рассказывает историю о могиле утопленника и говорящем барашке:
"Смотрит он на него, и барашек ему прямо в глаза так и глядит. Жутко ему стало, Ермилу-то псарю: что, мол, не помню я, чтобы этак бараны кому в глаза смотрели; однако ничего; стал он его этак по шерсти гладить, — говорит: «Бяша, бяша!» А баран-то вдруг как оскалит зубы, да ему тоже: «Бяша, бяша. »"

После этого Ильюша рассказывает о том, что у плотины люди якобы видели призрак покойного барина, а кто-то даже говорил с ним. Сам Ильюша искренне верит в существование призраков:
"— Варнавицы. Еще бы! еще какое нечистое! Там не раз, говорят, старого барина видали — покойного барина. Ходит, говорят, в кафтане долгополом и всё это этак охает, чего-то на земле ищет. Его раз дедушка Трофимыч повстречал: «Что, мол, батюшка, Иван Иваныч, изволишь искать на земле?». "
"Покойников во всяк час видеть можно, — с уверенностью подхватил Ильюша. "

Затем Ильюша рассказывает о том, как местные жители пытаются предсказывать смерть. Согласно поверию, в определенную ночь можно прийти к церкви и на дороге увидеть фигуры тех, кто якобы должны умереть в этом году:
"Но а в родительскую субботу ты можешь и живого увидать, за кем, то есть, в том году очередь помирать. Стоит только ночью сесть на паперть на церковную да всё на дорогу глядеть."
"Вдруг, смотрит: идет по дорожке мальчик в одной рубашонке. Она приглянулась — Ивашка Федосеев идет.
— Тот, что умер весной? — перебил Федя."

— Ну что ж, ведь она еще не умерла?
— Да году-то еще не прошло. А ты посмотри на нее: в чем душа держится." (о бабе Ульяне)

После этого Ильюша рассказывает про лешего, которого якобы видел один крестьянин. Мальчик признается, что сам никогда не видела лешего, но очень его боится, как и другие ребята:
"— Леший не кричит, он немой, — подхватил Ильюша, — он только в ладоши хлопает да трещит.
— А ты его видал, лешего-то, что ли? — насмешливо перебил его Федя.
— Нет, не видал, и сохрани бог его видеть; но а другие видели. Вот на днях он у нас мужичка обошел: водил, водил его по лесу, и всё вокруг одной поляны. Едва-те к свету домой добился.
— Ну, и видел он его?
— Видел. Говорит, такой стоит большой, большой, темный, скутанный, этак словно за деревом, хорошенько не разберешь, словно от месяца прячется, и глядит, глядит глазищами-то, моргает ими, моргает. "

Затем Ильюша рассказывает о водяном, который может схватить за руку и потащить в воду. По словам мальчика, крестьянка Акулина однажды упала в реку и водяной якобы "испортил" ее так, что та сошла с ума:
". он вот нагнется, станет черпать воду, а водяной его за руку схватит да потащит к себе." (Ильюша о водяном)
"— А правда ли, — спросил Костя, — что Акулина-дурочка с тех пор и рехнулась, как в воде побывала?
— С тех пор. Какова теперь! Но а говорят, прежде красавица была. Водяной ее испортил. Знать, не ожидал, что ее скоро вытащут. Вот он ее, там у себя на дне, и испортил." (Ильюша об Акулине)

Ночью один из ребят, Павлуша, идет к реке за водой. Там он как будто слышит голос утонувшего в реке мальчика Васи. Ильюша предупреждает его, что это плохой знак. В том же году юный Павлуша погибает, упав с лошади:
"Я, к сожалению, должен прибавить, что в том же году Павла не стало. Он не утонул: он убился, упав с лошади. Жаль, славный был парень!"

Характеристика главных героев рассказа

Характеристика

«Бежин луг» представлен рассказом в виде описания природы от третьего лица. Повествование ведет охотник, заблудившийся во время своих прогулок. Очутившись на Бежин луге у костра, Иван Петрович встречает там пятерых мальчишек. Все они из ближайшей деревни, собрались в течение ночи пасти коней. Поговорив с ними, охотник выделил интересные особенности характера и мыслей мальчуганов, которые привлекают внимание и как нельзя лучше раскрывают их внутренний мир.

  1. Характеристика главных героев рассказа «Бежин луг»
  2. Федя
  3. Павлуша
  4. Илюша
  5. Герои второго плана

Характеристика главных героев рассказа «Бежин луг»

«Бежин луг» имеет относительно небольшие размеры, однако быстро создает нужное впечатление о каждом действующем герое. Благодаря меткому глазу и умению разбираться в людях, Иван Петрович с интересом слушает рассказы мальчиков, наблюдает за их поведением. Именно мальчиков можно назвать основным героями рассказа, каждый по-своему привлекателен и интересен.

Самым старшим из мальчиков является Фёдор, ему 14 лет. Он сразу выделяется на фоне остальных мальчишек, поскольку выглядит более взрослым, по поведению можно охарактеризовать как самодостаточного и серьезного человека.

Федю можно охарактеризовать следующим образом:

  • привлекательная и ухоженная внешность, для описания которой автор использует цитаты «Это … стройный мальчик, с … тонкими чертами лица, кудрявыми волосами, полурассеянной улыбкой»;
  • одет он аккуратно, хоть и не слишком броско «На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой; небольшой армячок, надетый в накидку, чуть держался на его узеньких плечиках «;
  • по впечатлению автора, «он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье».

Павлуша

Мальчик Павлуша из необеспеченной, скорее бедной семьи, а впечатления о нем автор преподносит читателю следующими фразами:

  • у мальчика бедная одежда, которая свидетельствует, что ребенок из простой, не слишком богатой семьи – «одеждой своей щеголять он не мог»;
  • черты лица некрасивы, голова большая и несуразная, волосы всклочены и имеют неухоженный вид;
  • однако впечатление Павлуша производит скорее приятное, ведь «все-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила».

Илюша

Мальчик 12 лет, Илюша, описывается автором как деревенский парнишка, трудолюбивый и склонный верить в нечисть. Для создания образа Илюши используются такие описательные фразы:

  • о возрасте мальчика говорится: «…и ему и Павлуше на вид было не более двенадцати лет…»;
  • внешность Илюши неказиста, лицо с выражением заботливости и подслеповатыми глазами: «…лицо третьего, Ильюши, было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, оно выражало какую-то болезненную заботливость; сжатые губы его не шевелились, сдвинутые брови не расходились — он словно все щурился от огня», «его желтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки «;
  • одежда аккуратна, мальчик не из самой бедной семьи – «На нем были новые лапти и онучи; толстая веревка, три раза перевитая вокруг стана, тщательно стягивала его опрятную черную свитку…»;
  • голос его слабоват, соответствуя всей внешности – «…отвечал Ильюша сиплым голосом, звук которого … соответствовал выражению лица…».

По мнению автора, Июша не чурается труда: «…Назаров, надсмотрщик, запретил; говорит: «Что, мол, вам, ребяткам, домой таскаться; завтра работы много, так вы, ребятки, домой не ходите»..». Мальчик суеверен и боится услышанных рассказов: «…потом будто кто-то к двери пошел да вдруг как закашляет, как заперхает, словно овца какая, да зычно так». Также он рассказывает призраке барина, который уже умер, также проявляя боязнь и веру тому, что слышит от других.

Герои второго плана

Мальчиков Ваню и Костю следует отнести скорее к второстепенным героям. Им 7 и 10 лет, оба небольшие, из не очень богатых семей. Ваня выделяется умением восхищаться природой, что близко автору. Костя имеет очень выразительные черные глаза, которые как будто хотят что-то высказать на своем языке.

Оба мальчика вместе с более взрослыми ребятами пасут ночью коней и оказываются у костра. Однако их участие в общем разговоре ограничено, и автор уделяет им не слишком много внимания в своем повествовании.

Конспект урока по рассказу И.С. Тургенева "Бежин луг"

ВложениеРазмер
turgenev_bezhin_lug.docx 20.44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе в 6 классе на тему: Образы крестьянских мальчиков в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»

Учебник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 1/В.Я. Коровина. — 18-е издание — М. : Просвещение, 2012 год.

- продолжить изучать творчество И.С. Тургенева, в частности- рассказ «Бежин луг»;

- составить и проанализировать портретные характеристики мальчиков;

- показать богатство духовного мира крестьянских детей, мастерство Тургенева в создании портретных и сравнительных характеристик героев.

- развитие поисковой познавательной деятельности;

- развивать навыки характеристики литературных героев, навыки работы со словом, навыки анализа текста;

- активизировать мыслительную деятельность учащихся в условиях урока.

- воспитывать эмоциональную восприимчивость и отзывчивость;

- формирование интереса и любви к русской литературе.

I. Организационный момент

Самостоятельная постановка целей урока

II. Актуализация знаний

Обратимся к эпиграфу урока, в основе которого слова самого писателя: «“Записки охотника” – по- видимому, самое долговечное из всего, что я написал».

Расскажите о рассказе «Бежин луг». В какой цикл входит этот рассказ? О чем он?

III. Работа по группам

Вы познакомились с рассказом «Бежин луг». Давайте вспомним, кого встречает охотник в лесу? Как зовут мальчиков и что они делают?

( Охотник встречает пять крестьянских мальчиков, вышедших в ночное (Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун лошадей). Мальчиков зовут: Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня )

Каждый из мальчишек интересен рассказчику, каждого он описывает совершенно особенными словами. Предлагаю вам разобраться в описаниях маленьких героев. Для этого разделимся на команды. (групповая работа)

Каждая команда должна:

- заполнить таблицу с описанием персонажа;

- нарисовать на чистом листе своего героя.

Мое мнение о мальчике

Сын богатых крестьян

". На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок. Сапоги его с низкими голенищами были точно его сапоги — не отцовские. "

стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами

". сам же он говорил мало, как бы боясь уронить свое достоинство..

". Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы. "

Мое мнение о мальчике

Мальчик из очень бедной крестьянской семь

". Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из простой замашной рубахи да из заплатанных портов. "

«Глядел очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила»

Его некрасивое лицо горело смелой удалью и твердой решимостью.

Что за славный мальчик.

". Жаль, славный был парень. "

". а все-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила. "

Мое мнение о мальчике

Илюша много работает на фабрике: ". Назаров, надсмотрщик, запретил; говорит: «Что, мол, вам, ребяткам, домой таскаться; завтра работы много, так вы, ребятки, домой не ходите»..

На нем были новые лапти и онучи; толстая веревка, три раза перевитая вокруг стана, тщательно стягивала его опрятную черную свитку. "

". Лицо третьего, Ильюши, было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость; сжатые губы его не шевелились, сдвинутые брови не расходились — он словно все щурился от огня. Его желтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки, которую он обеими руками то и дело надвигал себе на уши. ". все так же напряженно щурился. "

". отвечал Ильюша сиплым и слабым голосом, звук которого как нельзя более соответствовал выражению его лица. "

Он лучше других знал сельские поверья

Мое мнение о мальчике

«Костя… возбуждал любопытство своим задумчивым и печальным взором»

". Все лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва было можно различить; но странное впечатление производили его большие, черные, жидким блеском блестевшие глаза: они, казалось, хотели что-то высказать, для чего на языке, — на его языке по крайней мере, — не было слов. Он был маленького роста, сложения тщедушного и одет довольно бедно. "

". Я и не знал, что Акима в том бучиле утопили: я бы еще не так напужался. "

". А видали их, что ли, волков-то? — спросил трусишка Костя. "

возбуждал мое любопытство своим задумчивым и печальным взором

Мое мнение о мальчике

". изредка выставлял из-под нее свою русую кудрявую голову. "

". Он выставил свое свежее личико из-под рогожи, оперся на кулачок и медленно поднял кверху свои большие тихие глаза. "

Хочет отдать гостинцы сестре

". Ваню, я сперва было и не заметил: он лежал на земле, смирнехонько прикорнув под угловатую рогожу. "

( 10 минут на заполнение таблицы и рисунок. После каждая группа представляет свою работу. Остальные учащиеся могут дополнять выступающих ).

I V. Обобщение информации

В каждом портрете есть загадка. Мы чувствуем, что Тургенев словно бы зовет нас вглядываться и вдумываться, не останавливаясь на первом впечатлении. И хотя он и показывает какие-то недостатки внешности мальчиков, но с симпатией относится к детям. В изображении Тургенева это даровитые, способные дети. Каждый из них отличается своим, особым характером.

Федя исполнен чувства собственного достоинства, которое выражается в том, что старается больше слушать, чем говорить: он боится, как бы не сказать какую-нибудь глупость.

Павлуша деловит и заботлив: он варит картошку, ходит за водой. Он самый смелый и мужественный из мальчиков: один без хворостинки он поскакал на волка, в то время как все остальные мальчики страшно перепугались. От природы он наделён здравым смыслом.

Илюша пытлив, любознателен, но ум и любознательность направлены у него только на страшное и таинственное. Ему кажется, что вся жизнь окружена лишь враждебными человеку духами.

Костя от природы жалостлив: он сочувствует всем людям, пострадавшим, по его мнению, от злых духов.

Ваня, о котором в рассказе не сказано практически ничего, глубоко любит природу. Днём ему нравятся цветы, ночью – звёзды. Это он в искреннем порыве своей детской непосредственности отвлек внимание мальчиков от разговора о страшном к прекрасным звёздам.

- Интересны ли дети охотнику?

Несмотря на разницу в возрасте, образование, воспитание, социальный статус, дети интересны Тургеневу. Он забывает об усталости и внимательно слушает все эти истории. Охотник не уснул у костра, а с нескрываемым любопытством наблюдал за ребятами. В своём рассказе он выразил чувство глубокой искренней симпатии к крестьянским детям.

- Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека?

Портрет в литературе – одно из средств художественной характеристики, состоящей в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает свое идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов, манер.

- Что общего у этих детей? ( мальчики дружны, не избалованы, все умеют хорошо рассказывать, они деревенские дети, почти все они бедны )

- В чем отличие этих мальчиков? ( у них разные характеры )

- Как вы себе представили мир крестьянских детей 19 в.? Чем он наполнен? Как они жили?

(С одной стороны, самостоятельные, с пелёнок впитавшие всё русское: отношение к природе, поверья, приметы, живой ум. С другой стороны, тяжёлый труд, отсутствие возможности учиться.)

V. Подведение итогов урока

Понравился ли вам рассказ? Что особенно вам запомнилось?

Урок по рассказу И.С.Тургенева «Бежин луг» из цикла «Записки охотника»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Урок по рассказу И.С.Тургенева «Бежин луг» из цикла «Записки охотника»

Система образов - персонажей охотник

Герои рассказа Всех мальчиков был пять…

Федя Первому, старшему изо всех, Феде, вы бы дали лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы. На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок. Сапоги его с низкими голенищами были точно его сапоги - не отцовские.

Павлуша У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый, - что и говорить! - а все-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила. Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из простой замашной рубахи да из заплатанных портов.

Ильюша Лицо третьего, Ильюши, было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость; сжатые губы его не шевелились, сдвинутые брови не расходились - он словно все щурился от огня. Его желтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки, которую он обеими руками то и дело надвигал себе на уши. На нем были новые лапти и онучи; толстая веревка, три раза перевитая вокруг стана, тщательно стягивала его опрятную черную свитку.…

Костя Четвертый, Костя, мальчик лет десяти, возбуждал мое любопытство своим задумчивым и печальным взором. Все лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва было можно различить; но странное впечатление производили его большие, черные, жидким блеском блестевшие глаза: они, казалось, хотели что-то высказать, для чего на языке, - на его языке по крайней мере, - не было слов. Он был маленького роста, сложения тщедушного и одет довольно бедно.

Ваня Последнего, Ваню, я сперва было и не заметил: он лежал на земле, смирнехонько прикорнув под угловатую рогожу, и только изредка выставлял из-под нее свою русую кудрявую голову. Этому мальчику было всего лет семь.

Автор - рассказчик Повествование в рассказе «Бежин луг» ведётся от лица автора, который одновременно является персонажем - охотником, сбив­шимся с дороги и заблудившимся в июльскую ночь. Рас­сказчик впитывает в себя детский взгляд на мир, и благо­даря этому с большей непосредственностью им заявляется одна из главных тем рассказа – природа и герой в их гармоничном единстве.

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Ванюкова Ольга ЕвгеньевнаНаписать 2093 12.01.2018

Номер материала: ДБ-1033271

  • Литература
  • 6 класс
  • Презентации
  • Свидетельство каждому участнику
  • Скидка на курсы для всех участников
    06.01.2018 249
    06.01.2018 524
    06.01.2018 954
    06.01.2018 684
    30.12.2017 1441
    28.12.2017 902
    28.12.2017 1651
    28.12.2017 1313

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: