Старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что то на песке

Опубликовано: 17.09.2024

В. Осеева

Волшебное слово. В. Осеева


Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.

— Подвиньтесь, - сказал ему Павлик и присел на край.

Старик подвинулся и, взглянув на красное, сердитое лицо мальчика, сказал:

— С тобой что-то случилось?

— Ну и ладно! А вам-то что? — покосился на него Павлик.

— Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то.

— Ещё бы! — сердито буркнул мальчик. — Я скоро совсем убегу из дому.

— Убегу! Из-за одной Ленки убегу. — Павлик сжал кулаки. — Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не даёт! А у самой сколько!

— Не даёт? Ну, из-за этого убегать не стоит.

— Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала. прямо тряпкой, тряпкой.

Павлик засопел от обиды.

— Пустяки! — сказал старик. — Один поругает, другой пожалеет.

— Никто меня не жалеет! — крикнул Павлик. — Брат на лодке едет кататься, а меня не берёт. Я ему говорю: “Возьми лучше, всё равно я от тебя не отстану, вёсла утащу, сам в лодку залезу!”

Павлик стукнул кулаком по скамейке. И вдруг замолчал.

— Что же, не берёт тебя брат?

— А почему вы всё спрашиваете?

Старик разгладил длинную бороду:

— Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово.

Павлик раскрыл рот.

— Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни — тихим голосом, глядя прямо в глаза.

Старик наклонился к самому уху мальчика. Мягкая борода его коснулась Павликовой щеки. Он прошептал что-то и громко добавил:

— Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его.

— Я попробую, — усмехнулся Павлик, — я сейчас же попробую. — Он вскочил и побежал домой.

Лена сидела за столом и рисовала. Краски — зелёные, синие, красные — лежали перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучу и накрыла рукой.

“Обманул старик! — с досадой подумал мальчик. — Разве такая поймёт волшебное слово. ”

Павлик боком подошёл к сестре и потянул её за рукав. Сестра оглянулась. Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал:

— Лена, дай мне одну краску. пожалуйста.

Лена широко раскрыла глаза. Пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смущённо пробормотала:

— Мне синюю, - робко сказал Павлик. Он взял краску, подержал её в руках, походил с нею по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном слове.

“Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?”

Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки.

Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:

— Дай мне кусочек пирожка. пожалуйста.

Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.

— Горяченького. горяченького захотел, голубчик мой! — приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.

Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал её в обе щеки.

“Волшебник! Волшебник!” — повторял он про себя, вспоминая старика.

За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата. Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихо попросил:

— Возьми меня, пожалуйста. За столом сразу все замолчали. Брат поднял брови и усмехнулся.

— Возьми его, - вдруг сказала сестра. — Что тебе стоит!

— Ну, отчего же не взять? — улыбнулась бабушка. — Конечно, возьми.

— Пожалуйста, — повторил Павлик. Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы:

— Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся!

“Помогло! Опять помогло!”

Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. Но в сквере уже не было старика. Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки.

Опубликовать в Одноклассниках
Сохранить в Pinterest


Стихи, о детях от 7 до 10 лет

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.

9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания немецкого языковеда Г. фон Габеленца: «Языком человек не только выражает что-либо, он им выражает также и самого себя»

Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г. фон Габеленца.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, что помог старичок понять Павлику?

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.3 Как Вы понимаете значение слова СИЛЬНЫЙ (человек)?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему:

«Какого человека можно считать сильным», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

(1)Старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.

— (2)Подвиньтесь, — сказал ему Павлик и присел на край.

(3)Старик подвинулся и, взглянув на красное сердитое лицо мальчика, сказал:

— (4)С тобой что-то случилось?

— (5)Ну и ладно! (6)А вам-то что? — покосился на него Павлик.

— (7)Мне ничего. (8)А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то…

— (9)Ещё бы! — сердито буркнул мальчик. — (10)Я скоро совсем убегу из дома. (11)Из-за одной Ленки убегу. — (12)Павлик сжал кулаки. — (13)Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! (14)Ни одной краски не даёт! (15)А у самой сколько!

— (16)Не даёт? (17)Ну, из-за этого убегать не стоит.

— (18)Не только из-за этого. (19)Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала.

(20)Павлик засопел от обиды.

— (21)Пустяки! — сказал старик. — (22)Один поругает, другой пожалеет.

— (23)Никто меня не жалеет! — крикнул Павлик. — (24)Брат на лодке едет кататься, а сам меня брать не хочет. (25)Я ему говорю: (26)«Возьми лучше, всё равно я от тебя не отстану, вёсла утащу, в лодку залезу!»

(27)Павлик стукнул кулаком по скамейке и вдруг замолчал.

— (28)А почему вы всё спрашиваете?

(29)Старик разгладил длинную бороду.

— (30)Я хочу тебе помочь. (31)Есть такое волшебное слово… (32)Я скажу тебе это слово. (33)Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза… (34)Помни — тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь …

— (35)А какое слово?

(36)Старик наклонился к самому уху мальчика и прошептал что-то.

— (37)Я попробую, — усмехнулся Павлик, — я сейчас же попробую. — (38)Он вскочил и побежал домой.

(39)Лена сидела за столом и рисовала, но, увидев, что к ней приближается брат, она сейчас же сгребла краски в кучу и накрыла рукой. (40)«Разве такая поймёт волшебное слово!» — с досадой подумал мальчик, но всё же подошёл к сестре, потянул её за рукав и, глядя ей в глаза, тихим голосом сказал:

— (41)Лена, дай мне одну краску… пожалуйста…

(42)Лена широко раскрыла глаза, пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смущённо пробормотала:

— (44)Мне синюю, — робко сказал Павлик.

(45)Он взял краску, подержал её в руках, походил с ней по комнате и отдал сестре. (46)Ему не нужна была краска. (47)Он думал теперь только о волшебном слове.

(48)«Пойду к бабушке. (49)Она как раз готовит обед. (50)Прогонит или нет?» (51)Павлик отворил дверь в кухню. (52)Старушка снимала с противня горячие пирожки.

(53)Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе её лицо, заглянул в глаза и прошептал:

— (54)Дай мне кусочек пирожка… пожалуйста.

(55)Бабушка выпрямилась. (56)Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.

— (57)Горяченького захотел, голубчик мой! — приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.

(58)Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал её в обе щеки.

(59)«Волшебник! Волшебник!» — повторял он про себя, вспоминая старика. (60)За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата. (61)Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихонько попросил:

— (62)Возьми меня, пожалуйста.

(63)За столом все замолчали, а брат поднял брови и усмехнулся.

— (64)Возьми его, — вдруг сказала сестра. — (65)Что тебе стоит!

— (66)Ну, отчего же не взять? — улыбнулась бабушка. — (67)Конечно, возьми.

— (68)Пожалуйста, — повторил Павлик.

(69)Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы:

— (70)Эх ты, путешественник! (71)Ну ладно, собирайся!

(72)«Помогло! (73)Опять помогло!» (74)Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. (75)Ни на скамейке, ни во всём пустынном сквере старика не было. (76)И только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки.

* Осеева-Хмелёва Валентина Александровна (1902—1969) — детская писательница. Шестнадцать лет проработала с безнадзорными и трудными детьми, для которых и начала писать сказки, стихи и рассказы. Самыми известными её произведениями стали повести «Динка», «Динка прощается с детством».

Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «сгребла» (предложение 39).

Слово СГРЕБЛА употреблено в значении СОБРАТЬ В ОДНО МЕСТО.

Правильный ответ указан под номером 1.

Замените просторечное слово «поддал» из предложения 13 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.

Слово ПОДДАЛ можно заменить синонимом УДАРИЛ. Возможно «стукнул», но в книге автора такое слово не приводится.

Ответ: ударил стукнул

15.1 От того, как человек говорит, зависит его восприятие окружающими: какое впечатление он произведет, как будут восприниматься его слова, добьется ли он преследуемых целей. Наша речь – это показатель нашей культуры или бескультурья, нашей духовности или бездуховности, нашего внутреннего богатства или нищеты. Именно об этом и говорит высказывание Г. Фон Габеленца: «Языком человек не только выражает что-либо, он им выражает также и самого себя».

Попробуем подтвердить наше предположение примерами из текста В. Осеевой. Так, например, в предложениях 5 и 6 (Ну и ладно! А вам-то что?) представленная речь мальчика не отличается богатством и выразительностью, звучит отрывисто, грубо и поэтому не лучшим образом характеризует героя.

В предложении 54 (Дай мне кусочек пирожка… пожалуйста.) речь того же Павлика выглядит иначе. Мальчик научился говорить «волшебное слово – пожалуйста» — всего одно слово в речи героя позволяет проникнуться к нему с симпатией.

Таким образом, нам удалось доказать, что речь человека – показатель его ума, души, его сути. Следовательно, прав был Г. Фон Габеленц, утверждая, что наша речь многое может сказать о человеке.

15.2 Старичок помог понять Павлику, что доброе отношение к людям приносит им радость и рождает доброе отношение к тебе самому. Приведу убедительные доводы.

В начале рассказа Павлик ослеплён своей обидой, он не замечает никого вокруг, готов выместить раздражение на первом встречном. Добрый совет старичка заставляет мальчика впервые обратить внимание на собеседника, услышать не только самого себя. Разговаривая с родными, Павлик старается следовать полученному совету: он вежлив, внимателен (предложения 40, 43, 52, 53, 60, 61).

И происходит неожиданное для мальчика: вместе с ним меняется поведение его родных (предложения 41, 56, 68, 69).

Таким образом, волшебное слово, подсказанное старичком, изменило героя, научило его по-доброму относиться к другим людям.

Герой текста В.А. Осеевой Павлик ослеплён своей обидой, он не замечает никого вокруг, готов выместить раздражение на первом встречном. Добрый совет старичка заставляет мальчика впервые обратить внимание на собеседника, услышать не только самого себя. Для этого ему потребовалось сделать над собой усилие: искать изъяны в себе самом куда как труднее, чем в окружающих.

Когда мне было лет семь, я случайно разбила любимую мамину чашку. Она была ей очень дорога, потому что чашку подарила маме её мама, моя бабушка. Мне очень хотелось, чтобы виноватым в этой истории оказался кто-нибудь другой: брат, кошка… Всё же я решилась рассказать маме правду. К моему удивлению, мама не стала меня ругать, а предложила склеить чашку и сохранить как память о бабушке и о моей смелости. Так я справилась с собственной слабостью.

Умение признавать свои ошибки – великое достоинство и большое искусство. Фактически, признавая свою ошибку, человек берет на себя ответственность и признается в том, что он чего-то не умеет, не знает. Да, это так, но ведь, с другой стороны, признавая свою ошибку, человек готовится её исправлять. Не признаёт – значит, и исправлять нечего. Признать свою неправоту может сильный и смелый человек, а упорствовать будет трус.

Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.

— Подвиньтесь, — сказал ему Павлик и присел на край.

Старик подвинулся и, взглянув на красное, сердитое лицо мальчика, сказал:

— С тобой что-то случилось?

— Ну и ладно! А вам-то что? — покосился на него Павлик.

Старик и мальчик на лавочке

— Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то…

— Ещё бы! — сердито буркнул мальчик.— Я скоро совсем убегу из дому. — Убежишь?

— Убегу! Из-за одной Ленки убегу.— Павлик сжал кулаки. — Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не даёт! А у самой сколько!

— Не даёт? Ну, из-за этого убегать не стоит.

— Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала… прямо тряпкой, тряпкой…

Павлик засопел от обиды.

— Пустяки! — сказал старик. — Один поругает, другой пожалеет.

— Никто меня не жалеет! — крикнул Павлик. — Брат на лодке едет кататься, а меня не берёт. Я ему говорю: «Возьми лучше, всё равно я от тебя не отстану, вёсла утащу, сам в лодку залезу!»

Павлик стукнул кулаком по скамейке. И вдруг замолчал.

— Что же, не берёт тебя брат?

— А почему вы всё спрашиваете? Старик разгладил длинную бороду:

— Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово… Павлик раскрыл рот.

— Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни— тихим голосом, глядя прямо в глаза…

Старик наклонился к самому уху мальчика. Мягкая борода его коснулась павликовой щеки. Он прошептал что-то и громко добавил:

— Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его.

— Я попробую, — усмехнулся Павлик,— я сейчас же попробую. — Он вскочил и побежал домой.

Лена сидела за столом и рисовала. Краски — зелёные, синие, красные — лежали перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучу и накрыла рукой. «Обманул старик! — с досадой подумал мальчик. — Разве такая поймёт волшебное слово. »

Павлик и сестра

Павлик боком подошёл к сестре и потянул её за рукав. Сестра оглянулась. Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал:

— Лена, дай мне одну краску… пожалуйста…

Лена широко раскрыла глаза. Пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смущённо пробормотала:

— Мне синюю, — робко сказал Павлик. Он взял краску, подержал её в руках, походил с нею по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном слове.

«Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?» Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки. Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:

— Дай мне кусочек пирожка… пожалуйста.

Павлик и бабушка

Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.

— Горяченького… горяченького захотел, голубчик мой! — приговаривала она,

выбирая самый лучший, румяный пирожок.

Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал её в обе щеки. «Волшебник! Волшебник!» — повторял он про себя, вспоминая старика. За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата. Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихо попросил:

— Возьми меня, пожалуйста. За столом сразу все замолчали. Брат поднял брови и усмехнулся.

— Возьми его, — вдруг сказала сестра. — Что тебе стоит!

— Ну, отчего же не взять? — улыбнулась бабушка. — Конечно, возьми.

— Пожалуйста, — повторил Павлик. Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы:

— Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся! «Помогло! Опять помогло!»

Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. Но в сквере уже не было старика. Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки.

Тест в формате ОГЭ по русскому языку

Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.

— (2)Подвиньтесь, — сказал ему Павлик и присел на край.

(3)Старик подвинулся и, взглянув на красное сердитое лицо мальчика, сказал:

— (4)С тобой что-то случилось?

— (5)Ну и ладно! (6)А вам-то что? — покосился на него Павлик.

— (7)Мне ничего. (8)А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то…

— (9)Ещё бы! — сердито буркнул мальчик. — (10)Я скоро совсем убегу из дома. (11)Из-за одной Ленки убегу. — (12)Павлик сжал кулаки. — (13)Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! (14)Ни одной краски не даёт! (15)А у самой сколько!

— (16)Не даёт? (17)Ну, из-за этого убегать не стоит.

— (18)Не только из-за этого. (19)Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала.

(20)Павлик засопел от обиды.

— (21)Пустяки! — сказал старик. — (22)Один поругает, другой пожалеет.

— (23)Никто меня не жалеет! — крикнул Павлик. — (24)Брат на лодке едет кататься, а сам меня брать не хочет. (25)Я ему говорю: (26)«Возьми лучше, всё равно я от тебя не отстану, вёсла утащу, в лодку залезу!»

(27)Павлик стукнул кулаком по скамейке и вдруг замолчал.

— (28)А почему вы всё спрашиваете?

(29)Старик разгладил длинную бороду.

— (30)Я хочу тебе помочь. (31)Есть такое волшебное слово… (32)Я скажу тебе это слово. (33)Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза… (34)Помни — тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь …

— (35)А какое слово?

(36)Старик наклонился к самому уху мальчика и прошептал что-то.

— (37)Я попробую, — усмехнулся Павлик, — я сейчас же попробую. — (38)Он вскочил и побежал домой.

(39)Лена сидела за столом и рисовала, но, увидев, что к ней приближается брат, она сейчас же сгребла краски в кучу и накрыла рукой. (40)«Разве такая поймёт волшебное слово!» — с досадой подумал мальчик, но всё же подошёл к сестре, потянул её за рукав и, глядя ей в глаза, тихим голосом сказал:

— (41)Лена, дай мне одну краску… пожалуйста…

(42)Лена широко раскрыла глаза, пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смущённо пробормотала:

— (44)Мне синюю, — робко сказал Павлик.

(45)Он взял краску, подержал её в руках, походил с ней по комнате и отдал сестре. (46)Ему не нужна была краска. (47)Он думал теперь только о волшебном слове.

(48)«Пойду к бабушке. (49)Она как раз готовит обед. (50)Прогонит или нет?» (51)Павлик отворил дверь в кухню. (52)Старушка снимала с противня горячие пирожки.

(53)Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе её лицо, заглянул в глаза и прошептал:

— (54)Дай мне кусочек пирожка… пожалуйста.

(55)Бабушка выпрямилась. (56)Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.

— (57)Горяченького захотел, голубчик мой! — приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.

(58)Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал её в обе щеки.

(59)«Волшебник! Волшебник!» — повторял он про себя, вспоминая старика. (60)За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата. (61)Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихонько попросил:

— (62)Возьми меня, пожалуйста.

(63)За столом все замолчали, а брат поднял брови и усмехнулся.

— (64)Возьми его, — вдруг сказала сестра. — (65)Что тебе стоит!

— (66)Ну, отчего же не взять? — улыбнулась бабушка. — (67)Конечно, возьми.

— (68)Пожалуйста, — повторил Павлик.

(69)Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы:

— (70)Эх ты, путешественник! (71)Ну ладно, собирайся!

(72)«Помогло! (73)Опять помогло!» (74)Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. (75)Ни на скамейке, ни во всём пустынном сквере старика не было. (76)И только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки.

* Осеева-Хмелёва Валентина Александровна (1902—1969) — детская писательница. Шестнадцать лет проработала с безнадзорными и трудными детьми, для которых и начала писать сказки, стихи и рассказы. Самыми известными её произведениями стали повести «Динка», «Динка прощается с детством».

1. Какой вариант ответа является продолжением утверждения: Мальчик не получал от родственников того, что хотел, потому что . ?

1) сестра и брат были жадными

2) он не умел вежливо разговаривать

3) никто его не жалел

4) он был злым и драчливым

2. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) (1) Старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.

2) (42) Лена широко раскрыла глаза, пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смущённо пробормотала: — (43) Какую тебе?

3) (56) Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.

4) (57) Горяченького захотел, голубчик мой! — приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.

3. Из предложений 3—12 выпишите слово, в котором правописание приставки не зависит от последующего согласного звука.

4. Из предложений 69—76 выпишите слово, правописание суффикса в котором определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».

5. Замените просторечное слово «поддал» из предложения 13 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.

6. Замените словосочетание «дверь в кухню» (предложение 51), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

7. Замените словосочетание «смущённо пробормотала» (предложение 42), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 46.

9 . Выпишите грамматическую основу предложения 31.

10 . Среди предложений 56—61 найдите предложения с обособленным обстоятельством.

Напишите номера этих предложений.

11 . В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводном слове.

— Возьми его,(1) — вдруг сказала сестра. — Что тебе стоит!

— Ну,(2) отчего же не взять? — улыбнулась бабушка. — Конечно,(3) возьми.

Брат громко засмеялся,(4)потрепал мальчика по плечу,(5)взъерошил ему волосы:

— Эх ты,(6)путешественник! Ну ладно,(7)собирайся!

12 . Укажите количество грамматических основ в предложении 39. Ответ запишите цифрой.

13 . Укажите количество грамматических основ в предложении 40. Ответ запишите цифрой

14 . В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Брат на лодке едет кататься, (1) а сам меня брать не хочет. Я ему говорю: «Возьми лучше,(2) всё равно я от тебя не отстану,(3) вёсла утащу,(4) в лодку залезу!»

15 . В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Он вскочил и побежал домой. Лена сидела за столом и рисовала,(1) но,(2) увидев, (3)что к ней приближается брат, (4)она сейчас же сгребла краски в кучу и накрыла рукой. «Разве такая поймёт волшебное слово!» — с досадой подумал мальчик, (5) но всё же подошёл к сестре, (6)потянул её за рукав и,(7) глядя ей в глаза, (8) тихим голосом сказал: «Лена, (9) дай мне одну краску… пожалуйста…»

Малень­кий ста­ри­чок с длин­ной седой боро­дой сидел на ска­мейке и зон­ти­ком чер­тил что-то на песке.

— Подвинь­тесь, — ска­зал ему Пав­лик и при­сел на край.

Ста­рик подви­нулся и, взгля­нув на крас­ное, сер­ди­тое лицо маль­чика, сказал:

— С тобой что-то случилось?

— Ну и ладно! А вам-то что? — поко­сился на него Павлик.

— Мне ничего. А вот ты сей­час кри­чал, пла­кал, ссо­рился с кем-то…

— Ещё бы! — сер­дито бурк­нул маль­чик.— Я скоро совсем убегу из дому. — Убежишь?

— Убегу! Из-за одной Ленки убегу.— Пав­лик сжал кулаки. — Я ей сей­час чуть не под­дал хоро­шенько! Ни одной краски не даёт! А у самой сколько!

— Не даёт? Ну, из-за этого убе­гать не стоит.

— Не только из-за этого. Бабушка за одну мор­ковку из кухни меня про­гнала… прямо тряп­кой, тряпкой…

Пав­лик засо­пел от обиды.

— Пустяки! — ска­зал ста­рик. — Один пору­гает, дру­гой пожалеет.

— Никто меня не жалеет! — крик­нул Пав­лик. — Брат на лодке едет кататься, а меня не берёт. Я ему говорю: «Возьми лучше, всё равно я от тебя не отстану, вёсла утащу, сам в лодку залезу!»

Пав­лик стук­нул кула­ком по ска­мейке. И вдруг замолчал.

— Что же, не берёт тебя брат?

— А почему вы всё спра­ши­ва­ете? Ста­рик раз­гла­дил длин­ную бороду:

— Я хочу тебе помочь. Есть такое вол­шеб­ное слово… Пав­лик рас­крыл рот.

— Я скажу тебе это слово. Но помни: гово­рить его надо тихим голо­сом, глядя прямо в глаза тому, с кем гово­ришь. Помни— тихим голо­сом, глядя прямо в глаза…

Ста­рик накло­нился к самому уху маль­чика. Мяг­кая борода его кос­ну­лась пав­ли­ко­вой щеки. Он про­шеп­тал что-то и громко добавил:

— Это вол­шеб­ное слово. Но не забудь, как нужно гово­рить его.

— Я попро­бую, — усмех­нулся Пав­лик,— я сей­час же попро­бую. — Он вско­чил и побе­жал домой.

Лена сидела за сто­лом и рисо­вала. Краски — зелё­ные, синие, крас­ные — лежали перед ней. Уви­дев Пав­лика, она сей­час же сгребла их в кучу и накрыла рукой. «Обма­нул ста­рик! — с доса­дой поду­мал маль­чик. — Разве такая пой­мёт вол­шеб­ное слово. »

Пав­лик боком подо­шёл к сестре и потя­нул её за рукав. Сестра огля­ну­лась. Тогда, глядя ей в глаза, тихим голо­сом маль­чик сказал:

— Лена, дай мне одну краску… пожалуйста…

Лена широко рас­крыла глаза. Пальцы её раз­жа­лись, и, сни­мая руку со стола, она сму­щённо пробормотала:

— Мне синюю, — робко ска­зал Пав­лик. Он взял краску, подер­жал её в руках, похо­дил с нею по ком­нате и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о вол­шеб­ном слове.

«Пойду к бабушке. Она как раз стря­пает. Про­го­нит или нет?» Пав­лик отво­рил дверь в кухню. Ста­рушка сни­мала с про­тивня горя­чие пирожки. Внук под­бе­жал к ней, обе­ими руками повер­нул к себе крас­ное мор­щи­ни­стое лицо, загля­нул в глаза и прошептал:

— Дай мне кусо­чек пирожка… пожалуйста.

Вол­шеб­ное слово так и заси­яло в каж­дой мор­щинке, в гла­зах, в улыбке.

— Горя­чень­кого… горя­чень­кого захо­тел, голуб­чик мой! — при­го­ва­ри­вала она, выби­рая самый луч­ший, румя­ный пирожок.

Пав­лик под­прыг­нул от радо­сти и рас­це­ло­вал её в обе щеки. «Вол­шеб­ник! Вол­шеб­ник!» — повто­рял он про себя, вспо­ми­ная ста­рика. За обе­дом Пав­лик сидел при­тих­ший и при­слу­ши­вался к каж­дому слову брата. Когда брат ска­зал, что поедет кататься на лодке, Пав­лик поло­жил руку на его плечо и тихо попросил:

— Возьми меня, пожа­луй­ста. За сто­лом сразу все замол­чали. Брат под­нял брови и усмехнулся.

— Возьми его, — вдруг ска­зала сестра. — Что тебе стоит!

— Ну, отчего же не взять? — улыб­ну­лась бабушка. — Конечно, возьми.

— Пожа­луй­ста, — повто­рил Пав­лик. Брат громко засме­ялся, потре­пал маль­чика по плечу, взъеро­шил ему волосы:

— Эх ты, путе­ше­ствен­ник! Ну ладно, соби­райся! «Помогло! Опять помогло!»

Пав­лик выско­чил из-за стола и побе­жал на улицу. Но в сквере уже не было ста­рика. Ска­мейка была пуста, и только на песке оста­лись начер­чен­ные зон­ти­ком непо­нят­ные знаки.

Читайте также: