Постижер из волос кто это

Опубликовано: 17.09.2024

Ремесло постижёра, изготовителя париков, имеет давнюю историю. Проблема естественной утраты волос, а также потребность в намеренном изменении прически — в угоду моде — существовали еще в Древнем Египте. Потому и люди, владевшие искусством создания "новой" шевелюры из старых чужих волос известны практически со времен начала цивилизации. В разные эпохи и в разных культурах существовали различные способы изготовления париков; менялось и сырье для них. Одно оставалось неизменным: ловкие искусные пальцы постижёров, мастеров, которые со временем стали обслуживать не только частных клиентов, но и театры и киностудии. Об этой профессии и пойдет наш рассказ.


Конечно, древнеегипетские "мастера париков" были не самыми первыми, но именно их произведения лучше всего сохранились с той поры (более 2600 лет до нашей эры!) до наших дней. Исследуя найденные богатые погребения, археологи выяснили, что парики носили фараоны, жрецы, а также воины и простые ремесленники. Конечно, все их парики были разными: богато украшенные, из натуральных волос — у царей и знати; попроще, из шерсти и волокон пальмы — у более скромных сословий.

Очевидно, что в те времена постижеры уже существовали и пользовались они особым уважением — ведь собственные артели, создававшие парики, имелись и при дворе фараона. Однако первоначальное предназначение парика в Египте было отнюдь не декоративным: накладная шевелюра спасала от… теплового удара. А многие воины, кстати, в ходе сражений могли не опасаться, что в схватке противник цепко ухватится за копну на голове — такой парик просто оставался в руках врага.

С течением времени накладные волосы становились все пышнее, парики — сложнее, а постижеры — все искуснее. Найденный при раскопках парик верховного жреца Менкхеперра, который жил за тысячу лет до нашей эры, состоял из множества завитых локонов с длинными узкими косами сзади. "Завивка" волос была сделана воском.

Впоследствии технику изготовления париков у египтян переняли персы и греки. Однако жители античной Эллады использовали "накладные волосы" чаще как театральный реквизит, причем светлые парики на сцене носили положительные герои, темные — злодеи, а рыжие — актеры комического жанра.

Римляне возвели парики в особый культ — сырье для них привозили в столицу империи со всего света. Самыми же ценными считались немецкие волосы варваров: рыжего или соломенного цветов — они шли буквально на вес золота.


Помимо женщин, парики в Риме носили лысые императоры Домициан и Оттон, а также жестокий Каракалла и помешанный Калигула. По некоторым данным, жена императора Марка Аврелия Фаустина имела несколько сотен париков!

Зародившееся христианство к накладным волосам отнеслось негативно: церковь сочла парики посягательством на целомудрие у женщин — ведь они предназначались для того, чтобы дамы выглядели еще привлекательнее. Парики вскоре были провозглашены "измышлением дьявола", а их ношение — богомерзким делом. Ведь неизвестно, от какого человека взяты волосы: вдруг — от язычника или проклятого еретика? Кроме того, считалось, что благословение Божие не может пройти сквозь искусственные волосы…

Перемены в отношении к парикам и постижерскому делу начались в XVI веке — английская королева Елизавета решила скрыть от глаз придворных свои седеющие волосы. Августейшей особе так понравился парик, что она заказала мастерам их сразу восемьдесят, причем разных цветов.

В Европе началась целая мода на парики, а вскоре новое веяние проникло и в заморскиеколонии. В жарких странах губернаторы, дворяне и офицеры снова сделали "открытие" древних египтян — парик опять стал персональной защитой от солнца. Сырье — волосы — стало массово покупаться у аборигенов и направляться в метрополии: Англию, Францию, Голландию…

Европейские же простолюдины за приличные деньги продавали свои густые шевелюры королевским постижерам и городским мастерам. Говорят, что даже приговоренные к казни в обязательном порядке завещали свои космы родственникам — ведь их тоже можно было продать. Именно в это время техника изготовления париков была доведена до совершенства — потом менялось лишь сырье.

Профессия постижера стала чрезвычайно востребованной: говорят, что только при дворе Людовика XIV работали пять тысяч парикмахеров, которые были также и мастерами по парикам. В нашей стране представители этой профессии появились при Петре I.

В чем же состоит искусство постижера? Как делается парик? Прежде всего, собранные волосы мастер тщательно моет и раскладывает в пучки. Когда-то это делалось вручную, методично, теперь же применяются особые станки — тресбанки. Постижер расчесывает получившиеся пряди, после чего начинается самое главное — пришивание волос к основе парика.

Маленьким, тонким, остро заточенным крючком мастер протягивают через почти невидимую ткань по одному волоску, после чего фиксирует его узелком или клеем. На изготовление одного парика уходит около двух недель — это если не отрываться от работы с утра и до вечера. После этого получившийся парик расчесывают, подстригают и моют. Хранят парики не в свернутом виде, а на специальных подставках.


Изделие из натуральных прядей выглядит неотличимо от природных волос клиента (если нужно замаскировать лысину), однако такой парик стоит дорого и требует особого отношения. Его можно аккуратно мыть, бережно расчесывать, а также красить, стричь и завивать — словом, делать все то же, что и с обычными волосами. Однако не стоит забывать, что на парике-то волосы не отрастут…

Для изготовления же полностью искусственного парика используются волокна, полученные химическим путем. Ранее, в 60-х годах прошлого века, это были нейлон, акрил, полиамид и винил, а позднее появились канекалон и лафин. Конечно, опытный глаз вблизи легко отличит настоящие волосы от их имитации — искусственные волокна легко деформируются, электризуются и секутся. Однако такие парики наиболее активно используются там, где важно создать образ, зачастую без мелких деталей — в театре или в цирке. Перечень реквизита практически всех трупп в мире, без сомнения, содержит коллекцию париков — на все случаи жизни. Несколько иное дело — в кинематографе.

Профессия постижера — одна из самых востребованных в окологримерных кругах и в мастерских по созданию спецэффектов. Здесь важна высочайшая степень достоверности, а потому сырье применяется почти всегда натуральное. Искусство создания париков, усов и бород, например, голливудских постижеров считается лучшим в мире.

Иногда профессионалы набирают учеников и проводят мастер-классы. Есть талантливые постижеры и в нашей стране. Мастера париков часто неплохо зарабатывают — ведь их товар уникален и часто делается под конкретного клиента. Модники же поговаривают, что парики могут опять стать актуальным аксессуаром, а значит, спрос на услуги постижеров возрастет. Поживем — увидим.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Думаем, о тонкостях парикмахерского искусства вряд ли кто когда-либо особенно задумывался. И это оправданно, особенно учитывая тот факт, что приводить волосы в порядок многие наведываются в лучшем случае раз в два месяца. Однако зачастую парикмахеры занимаются не только работой с «живыми» волосами: изготовление париков, как бы странно это ни звучало, сейчас бывает более востребовано.

Мастер на все волосы: постижер раскрывает секреты своей профессии

Пример работы постижера.

Удивительно, но постижер – то есть мастер по изготовлению париков – сегодня является весьма популярной профессией, однако во все времена эти люди считались редкими специалистами. Сейчас их работы особенно востребованы не только для людей, страдающими какими-либо заболеваниями: постижеры необходимы в театральном деле, кинематографе и искусстве в целом. В рамках постоянной рубрики «Врать не буду», где мы знакомим читателей с представителями интересных профессий, о том, чем сложно изготовление париков и в чем заключаются особенности этой работы, нам рассказала парикмахер и постижер Елена Черепанова.

– Как давно вы занимаетесь созданием париков?

– Я училась в колледже на специальности Парикмахерское искусство. На последнем курсе я приняла участие в конкурсе парикмахерского искусства в номинации «Фантазийная прическа». Тогда, в 2010 году, я заняла девятое место. Моделью была моя подруга, образ назывался «Кошка Сафари». Работа над образом заняла у меня полгода: сначала создавался каркас – маска кошки из папье-маше, а затем постепенно выкладывались искусственные волосы. Вся эта процедура может занять очень много времени, так как если выложить прическу сразу, то получится грязь. Однако после этой кропотливой работы я поняла, что постижерное дело – это мое.

– Какое образование нужно иметь, чтобы стать постижером?

– Постижерным делом могут заниматься, все, кто имеет образование в индустрии красоты, но, как правило, эта работа кропотливая, поэтому не все парикмахеры и стилисты готовы этим заниматься. А мне нравится создавать полностью образ, так как в наше время нужно быть универсалом, то есть уметь все.

– Какие преимущества дает эта профессия?

– Став именно постижером, вы сможете работать в театрах, зарабатывать на фото- и видеосъемках, если, конечно, в вашем портфолио много работ. Также есть шанс стать особо востребованным, так как сейчас данная сфера не очень развита.

– Сколько в вашем распоряжении постижерных изделий?

– В моем портфолио две крупные работы – это парик афрокос и постижерная работа «Кошка Сафари», а также мелкие работы (заколки, челки и т.п.), которые я продаю в салоне.

– Сколько времени нужно, чтобы создать парик?

– В среднем, на создание одного парика уходит месяц, но так как обычно в задание входит реализация нескольких работ, времени уходит куда больше. На самом деле, постижерам нередко приходится совмещать несколько профессий.

– Сложно ли подобрать материал для создания парика?

– Нет, так как этим занимаются профессиональные магазины, где можно приобрести как моноволокно, так и другие вещи, необходимые для создания парика и прически.

– Если парик из натуральных волос, то есть ли к качеству волос какие-либо требования?

– Да, безусловно, требования есть. За париком нужно ухаживать так же, как вы ухаживаете за своими волосами, но мыть его не так часто. Если при укладке парика вы использовали утюжок или плойку со стайлингом, то для волос на парике нужно сделать маску, вымыть и расчесать. Если парик с добавлением моноволокна, то вместо маски для волос следует использовать кондиционер для белья.

– Насколько сейчас парики востребованы?

– Парики сейчас очень востребованы, потому что многие страдают недостатком волосяных кутикул. Это связано с нарушением обмена веществ в организме, а может быть связано с наследственной формой заболевания или наличием иных болезней.

– Какие существуют нюансы и сложности при создании тех или иных изделий?

– На самом деле, создать парик не так сложно, просто нужно иметь достаточно терпения и быть усидчивым. Технологий создания парика очень много, я расскажу одну очень простую, которую можно применить в домашних условиях.

Для того чтобы сшить парик, понадобятся: натуральный волос или моноволокно; стойка для плетения тресс – это искусственные или натуральные пряди волос длиной от 10 до 75 сантиметров, используемые парикмахерами для увеличения длины и объёма волос клиента (если вы плетете в домашних условиях, вместо стойки может быть любой предмет, содержащий две устойчивые плоскости друг напротив друга); нитки, иголка, ножницы; специальный клей БФ-6; стойка-кукла (вместо модели для создания парика); силиконовая шапочка, которая может понадобиться для некоторых технологий.

После того как вы подготовили натуральный волос или моноволокно, начинаем плести трессы на нитке по какой-либо технологии. Следом обрабатываем волос или волокно клеем БФ-6 и немного ждем, пока клей высохнет. После того как все трессы готовы, их нужно сшить. И вуаля – ваш парик готов.

Продолжаем рассказывает про необычные профессии. Постижёр — мастер, который изготавливает изделия из волос: париков, шиньонов, бород и т. д. Такие специалисты востребованы в театрах и кинематогрофе, где создают настоящие шедевры для актеров. Требуются постижеры и в обычной жизни: для тех, кто борется с последствиями химиотерапии, или стремительно лысеет — хороший парик от настоящего мастера — выход из сложного положения.

Теория изготовления париков изучается на театрально-художественных отделениях колледжей и вузов, например, на специальности «Художник-гример». Работа постижера тесно переплетена с работой гримера, костюмера, художника.

Александр Звонкин, режиссер театра Дома дружбы народов: «В нашем коллективе должность постижера совмещена с гримером; мы, к сожалению, не можем себе позволить оплачивать отдельную ставку. И по той же причине — недостатка финансирования — вынуждены использовать в большинстве случаев готовые парики, уже на их основе наши мастерицы создают нужный реквизит».

Терпение, терпение и еще раз терпение — вот главные качества мастера-постижера. Создание одного парика занимает от трех недель до месяца, и большая часть времени посвящена тщательному вплетанию волосков в основу.

Еще одна немаловажная черта постижера — умение искать и работать с информацией.
Зачем? Чтобы сделать парик для исторического спектакля, нужны знания о моде и стиле соответствующей эпохи. Вот и приходится мастеру-постижеру перед изготовлением парика или шиньона искать сведения, как выглядели современники Ивана Грозного или какие прически были в моде при дворе Людовика XIV.

Каждый парик, шиньон, борода или бакенбарды индивидуальны, каждый предмет делается «под актера» или заказчика, то есть с учетом антропометрических данных человека.

Как делают парик

Создание парика — долгий и кропотливый труд. Волосы, предназначенные для изготовления парика, сначала тщательно моют, сушат и дезинфицируют. Если парик в будущем будет окрашиваться, пряди еще и обесцвечивают. Затем в дело идет карда — инструмент, чем-то похожий на щетку для волос. С помощью карды волосы выравнивают и разделяют на прядки. Готовые пряди собирают в трессы — длинные «гирлянды», которые станут основой парика. Волосы с помощью специального станка, но чаще вручную, вплетаются одним концом в синтетические нити; свободные же концы волос станут локонами парика. На один парик требуется от 12 метров такой «волосяной нити» — тресса. На плетение тресса нужной длины уходит до двух-трен недель.

Кстати, волосы не обязательно должны быть натуральными: многие театральные постановки требуют бутафорских, гротескных париков, которые изготавливаются из синтетических нитей или из шерсти животных. Натуральные волосы как правило намного дороже, но и парики из них получаются не отличимыми от оригинала.

Алина Мамаева, постижер: «С натуральным волосом работать одновременно и сложнее, и проще. Да, синтетические лучше укладываются, но из „натуралки“ парик получается естественным».

Следующий шаг — изготовление шапочки-основы. На профессиональном сленге такая шапочка называется «монтюр». Для начала постижер снимает мерки и изготавливает лекала — выкройки для шапочки, без этого шага невозможно гарантировать безупречность будущего парика. Шьется монтюр из специальной сетчатой ткани, точнее, нетканого полотна. Готовая шапочка надевается на болванку и к ней пришивается тресс — нить из волос. Для бороды или бакенбардов тоже требуется своя выкройка — и делать такие лекала едва ли не сложнее, чем для головы. Подставка-болванка для бороды называется подбородник.

И вот теперь начинается самое сложное — тамбуровка. Каждую волосинку из тресса необходимо специальным крючком продернуть в отверстие монтюра и закрепить крохотным узелочком. Закрепленными таким образом волосы выглядят «живыми», словно растущими из шапочки-основы.


Готов ли парик теперь? Еще нет: волосы необходимо подстричь, причесать и уложить. Умения постижера во многом схожи с навыками парикмахера. Ведь свежеизготовленный парик далек от нужного образа. Лохматый, с неровными торчащими прядями — и не скажешь, что спустя несколько часов из прически чудища лесного получится симпатичная и аккуратная укладка. Плойки, щипцы, бигуди, лаки, пенки, гели — в ход идет практически весь арсенал опытного парикмахера-стилиста. И неудивительно — парик нужно стричь и укладывать как и натуральные волосы.

Уход за париком тоже требует особых навыков. Как и родные волосы, накладную прическу необходимо мыть, сушить и укладывать. Этот труд тоже ложится на плечи театральных постижеров.

При всей своей «нужности» профессия постижера оплачивается довольно низко — от 6 000 до 15 000 руб. Потому большинство мастеров вынуждены совмещать две или даже три специальности — например, костюмера или гримера.

Алина Мамаева, постижер, The Hollywood’s Art School, LA: «В России заработать на изготовлении париков сложно. Я в областном театре получала 8 000 руб., при этом работала за себя и „за того парня“. Работать из любви к искусству, конечно, хорошо, но ведь нужно и детей на что-то кормить. Здесь, в Лос-Анджелесе моя профессия считается очень нужной и неплохо оплачивается. Правда, прежде чем попасть в Art School, мне долгое время пришлось перебиваться случайными заказами: я сотрудничала с салонами красоты и маленькими независимыми студиями».

Однако как в любой творческой профессии, здесь тоже важно найти свою нишу. Татьяна Леднева, владелица небольшой постижерной мастерской, изготавливает парики по индивидуальным заказам.

«У меня уже сложился круг „своих“ клиентов, и работой я обеспечена на пару месяцев вперед. Стоимость одного парика по индивидуальным меркам доходит до 40–60 000 руб. Это не так дорого, если принять во внимание не только стоимость материалов, но и сложность работы».

Клиенты Татьяны — люди, кому парик необходим не только по медицинским показателям, но и любители/любительницы менять прически, подбирая укладку к вечернему платью.

Постижеры — это настоящие волшебники, которые с помощью своих рук и всего нескольких инструментов творят чудеса, создавая новые образы для людей и помогая преодолеть возникшие сложности.

Волосок к волоску

YouTube
Instagram

Постижеров сегодня можно пересчитать по пальцам одной руки. Их клиенты — люди со всей страны. Редко кому приходилось видеть, как по индивидуальным меркам изготавливаются парики, шиньоны, бороды, бакенбарды и другое — постижеры вручную, волосок к волоску, создают все это. Труд тяжелый: на один заказ уходит около трех недель, по 8—10 часов ежедневной скрупулезной работы. Но результат впечатляет: парики из натуральных волос тяжело отличить от настоящей шевелюры. Корреспондент «Р» провела рабочий день с кардой, трессом и чужими волосами.


Карда, тресбанк, монтюр

В прошлом веке в стране работало множество постижерных мастерских — клиенты чуть ли не ночевали под их окнами, чтобы не пропустить свою очередь и стать счастливыми обладателями модного парика. Потом на рынке появились китайские изделия по низким ценам, и парики машинной работы постепенно вытеснили хендмейд — постижерные изделия, сделанные вручную, перешли в разряд эксклюзивных.

Но ценителей качества сейчас немало, а вот квалифицированных постижеров осталось раз-два и обчелся. Чтобы разобраться в тонкостях очень редкой профессии, направляюсь на минскую улицу Котовского. «Любавушка» — с виду обычная парикмахерская, но именно там трудятся женщины, которые посвятили постижерному делу всю свою жизнь. Не хочу отрывать их от дела, поэтому разговариваем прямо за работой.

— И так тружусь уже 40 лет, — Зинаида Литвинович, имея такой огромный стаж, все же признается: что-то новое постигает до сих пор. Учится каждый день.


Труд постижеров требует усидчивости и терпения.

В профессию пришла молоденькой, сразу после окончания школы. С тех пор ежедневно окружена миллионами чужих волосков и приспособлениями с необычными названиями: карда, тресбанк, монтюр… Мастер на моих глазах тщательно и скрупулезно сортирует локоны, параллельно старается максимально просто рассказать про основные этапы работы:

— На один парик в среднем расходуем 200-граммовую копну волос. Обычно это локоны от разных людей. Перемешиваем их, расчесываем, а затем начинается самый длительный процесс — плетение тресса, — Зинаида Андреевна откладывает карду, специальную расческу, и начинает работать на необычном станке — тресбанке. С его помощью нужно получить 12-метровую ленту из волос. Готова такая будет, если работать по 8—10 часов около 8 дней.

Наблюдаю и удивляюсь: не каждый обладает таким терпением и усидчивостью, чтобы справляться с монотонной работой — плести тресс. Собеседница аккуратно складывает в пучок несколько волосинок, вплетает в туго натянутые нити и затягивает узелок. Специально для меня демонстрирует очередной этап работы: для этого берет монтюр.


Изделия ручной работы стоят недешево — к примеру, парик обойдется в сумму от 1000 до 2000 рублей.

Кому это нужно?

Дальше не легче: предстоит одна из наиболее трудоемких операций в постижерном деле. Тамбуровку волос специальным крючком мне показывает Алла Якушева. Ловкими движениями имитирует волосы на макушке парика — это трудоемко и ответственно. С точностью ювелира забивает в монтюр по три, два, а иногда и вовсе по одному волоску. На этом работа постижера фактически заканчивается — к делу приступает специально обученный парикмахер-стилист. Он учитывает запросы клиента: красит, стрижет и укладывает волосы на парике.

— Кому это нужно? Очень многим! — уверяет Алла Евгеньевна.

В этой профессии она уже 20 лет и свое дело знает от и до. Ее талант ценят работники в кругах театра и кино, которым позарез нужны парики, шиньоны, накладные усы, бороды, бакенбарды. Так, мастерицы вручную создали шевелюры для оперных певцов, изготовили уже четыре бороды для Деда Мороза, который живет в Беловежской пуще! Даже трудились над механической головой Сократа, которая сейчас находится в Полоцком госуниверситете – она шевелится и говорит на разных языках.


Изделия ручной работы стоят недешево — к примеру, парик обойдется в сумму от 1000 до 2000 рублей.

— Когда привезли голову, у нас был шок, — вспоминают постижеры. — Она была такая огромная, что не пролезла в дверной проем. Пришлось снимать мерки прямо на улице. Бороду и брови Сократу изготавливали целых две недели! Результат всем понравился.

К слову, работы представителей редкой профессии сегодня нарасхват и у модников, которые заказывают парики под цвет шубы, пряди для наращивания волос «холодным» методом и накладки, которые пользуются бешеной популярностью. Особенно у мужчин.

— Было время, в лихие 1990-е, что нам чуть ли не запрещали выполнять заказы мужчин. Милиция рекомендовала сразу обращаться, когда такие просьбы поступают, — опасались, что нашими клиентами могут быть преступники, которые хотят сменить внешность и избежать правосудия. Но сегодня постижерные изделия доступны всем, — смеется Алла Якушева.


Хочу прическу, как у Пьехи!

Изделия ручной работы стоят недешево — к примеру, парик обойдется в сумму от 1000 до 2000 рублей. Если с ним обращаться правильно и аккуратно, прослужит десяток лет. Но, как правило, инструкцией по уходу клиенты пренебрегают — за новым изделием приходят уже через два-три года. Или попросту теряют парики, такие инциденты тоже нередко случаются.

— В основном это любители на большой скорости прокатиться на мотоцикле без шлема — парик сдувает сильным ветром. Или вот еще случай был: мужчина утопил шевелюру в водоеме. Искали всей деревней, но безуспешно.

Беседуем, но постижеры от работы не отвлекаются — от графика отставать нельзя. Парики нужны не только для красоты — изделия с нетерпением ждут и клиенты, за плечами которых печальные истории.



— Люди, пережившие химиотерапию, снова хотят стать привлекательными. Выйти на работу и чувствовать себя, как прежде, — объясняет Зинаида Литвинович. — Нужно быть немножко психологом, чтобы поговорить, постараться учесть все их пожелания. Но мы справляемся, ведь клиенты у нас постоянные! Знакомимся, а потом дружим годами. Сами судите: у нас есть заказчики, с которыми мы сотрудничаем уже более 20 лет! Ведь качественный парик от настоящего мастера — выход из сложного положения.

Нотку творчества привносят и клиенты — придумывают будущие образы или вовсе просят скопировать их со знаменитых людей. Так, на столе у постижеров замечаю вырезку из журнала — на фото изображена несравненная Эдита Пьеха. Заказ такой: сделать шевелюру, точь-в-точь как у знаменитой эстрадной певицы. И они, я уверена, справятся!

Работа на дом

Постижеры сейчас — большая редкость, поэтому у профи работы очень много. Частенько приходится брать ее на дом. Алла Якушева улыбается и признается: домашние уже привыкли.



— Моя дочь тоже постижерные навыки имеет, иногда помогает мне. А внук еще маленький, только смотрит на нас с любопытством. А иногда злится, спрашивает: «Бабушка, почему ты все время работаешь?»

Коллега Зинаида Литвинович кивает: у нее такой же распорядок дня. И вообще, женщины очень похожи. Немудрено: так много времени проводят вместе! Работают бок о бок, в выходные ходят друг к другу в гости. В общем, за эти годы стали лучшими подругами.

— Есть у нас отдушина — дача, у каждой — своя. Там мы отдыхаем душой и телом. Вырастим цветы, соберем урожай — глаза радуются. Работа на грядках, кстати, и фитнес неплохой!



…За разговорами время летит незаметно. Но пора прощаться: клиенты ждут свои новые прически. Ухожу из постижерной мастерской и с интересом углубляюсь в историю этой редкой профессии. Оказывается, первые известные изображения париков относятся примерно к 2600 году до нашей эры! Но археологи высказывают предположения, что искусственные шевелюры стали носить гораздо раньше. Само же слово «постиж» с французского означает «неестественные волосы», это понятие появилось в ХVII веке. При дворе Людовика XIV работали более 5 тысяч парикмахеров, которые придумали до 45 видов париков. Аристократы меняли их в течение всего дня.

Постижеры во все времена считались единичными специалистами. Профессия и сейчас не пользуется популярностью — в эту сферу молодежь идти не стремится. Знания и навыки передаются в основном от мастера к ученику.

Кто такой постижер, какие существуют парики и как выбрать себе "накладные волосы", рассказывает Ирина Юркова, владелец сети салонов красоты "Кинозвезда".


- Как вы стали постижером и что это за профессия?
- Профессия очень редкая, можно сказать, вымирающая. Постижер - это тот, кто изготавливает парики, шиньоны, косы. А попала я в эту профессию случайно. Мне было лет восемнадцать, когда меня "по блату" устроили в постижерный цех - раньше он существовал на Ленинградской. Таких цехов по России вообще было очень мало - в советские времена париков практически нигде не делали. Цеха были в Москве, Самаре, Ленинграде, Сочи - вот, пожалуй, и все. А потом выяснилось, что на моем месте никто долго не засиживался - работали в цехе несколько женщин в возрасте, которые с иронией поглядывали на меня - когда я сбегу? Дело в том, что работа была трудной и очень тонкой. Это сейчас парик можно сшить на машинке, а раньше делался каркас, и чтобы сшить парик, нужно было сшить 12 метров тресса - нити из волос, которая плелась вручную, поэтому парик делался долго - неделю. У нас даже план был - четыре парика в месяц. В основном нашу продукцию раскупали модницы и те, которым парики были просто необходимы из-за различных заболеваний. Советские модницы, кстати, тогда уже привозили из-за границы искусственные парики, которые считались предметами роскоши и ценились ничуть не меньше, чем золотые украшения. Наши парики были совсем другими - тяжелыми, внутри не было резинок, как сейчас, парики крепились на шпильках. Мыть парики можно было только у нас в цехе, потому что они садились. И делали мы их всего на несколько фасонов. Ведь какие раньше прически были? Каре и "химия". Работа мне понравилась, я так и прижилась

- А как у вас появилось собственное дело?
- Началась перестройка. Раздали ваучеры, наши более умные коллеги сложили свои ваучеры и выкупили парикмахерские. А мы свои отдали в сберкассу. И сократили нас всех. Сейчас в бывшем постижерном цеху водку продают. Что делать? Муж говорит: "Может, в ларек пойдешь торговать?" А я подумала и решила - дело мое людям нужное, поэтому не буду его бросать. Арендовала помещение на Куйбышева, комнату. Окошки, как сейчас помню, на помойку выходили. И за аренду нужно было платить, и волосы покупать, и на рынке выживать, потому что клиентов поначалу почти не было. Я так сильно завидовала тем, кто мог поработать, придти домой и отдыхать. А я приходила домой, натягивала нитки и плела свои 12 метров тресса. Потом стало немного легче, и я поехала в Москву, стала ученицей самого, пожалуй, известного постижера, который работает сейчас с Юдашкиным, создает ему парики, накладные ассиметричные челки - Сергея Егоровича Мещерякова. Он меня научил новым технологиям, работать на машинках, создавать все по-другому, придумывать. Это очень творческий человек, он даже создал музей постижерского искусства в Москве. Так я потихоньку и создала свое предприятие

- Вы и сейчас делаете парики?
- Сейчас все происходит совершенно по-другому. Я сама не изготавливаю парики, а закупаю - у меня появились собственные хорошие поставщики. Но любой купленный парик необходимо привести в порядок - промыть, перестричь, иногда подкрасить. Я вообще очень люблю свою работу - ведь у меня конечный результат сразу виден. Так приятно, когда человек говорит тебе подряд много раз "спасибо", или когда клиент возвращается и говорит: "Все вокруг замечают, как я изменилась, как мне идет парик". Есть же еще и те, которым крайне необходимы парики - бывает облысение с детства, или человек прошел курс химеотерапии. Да и мужчины среди моих клиентов есть, ведь бывают у человека комплексы - были шикарные волосы, а потом вдруг начали выпадать..

- Мода на парики меняется так же часто, как и мода на прически?
- Да, парики всегда идут "в ногу" с парикмахерами. Так, вошло колорирование в моду (окрашивание волос в несколько переливающихся на солнце цветов), и, естественно, сразу парики такие же появились. Или, если, например, входят в моду какие-то новые стрижки - резкие челки или косые челки, то это обязательно тут же будет отражено в париках. Или помните, одно время Алла Пугачева носила два шиньона - делала из них два хвостика? Такие же точно стали носить и многие модницы. И, конечно, все последние новинки у нас в салоне всегда есть - для этого я постоянно переобучаюсь, правда, уже не постижерному искусству, а парикмахерскому. Однако тут есть одна опасность: даже самая модная стрижка может вам не пойти. Поэтому я всегда советую клиентам: парики нужно всегда померить и посмотреть, идет ли тебе новая форма или нет. А порой новинка может быть и опасной. Вот, пять лет тому назад вошло в моду наращивание волос, все это начали делать. Однако непрофессиональным наращиванием можно серьезно испортить собственные волосы. И тут парики, шиньоны и накладные пряди могут стать альтернативой для наращивания. Так, короткую прядь в несколько сантиметров можно просто подколоть: поднимаете свои волосы, делаете начес, подкалываете эту прядь - три секунды, и у вас длинные волосы. Сходили на какое-либо мероприятие, пришли домой, сняли

- Какие вообще существуют сегодня парики?
- Есть искусственные, вполне хорошего качества (кстати, в то, что есть парики из водорослей, не верьте. Это неправда, я лично таких не встречала). Такие парики делают из канекалона - леска, но не такая, как у рыбаков, а тонкая, очень похожая на натуральные волосы. Ей придают форму: делают кудри, подвивают и "запекают" при большой температуре. Такие парики стоят от 5 до 12 тысяч. Дешевый канекалон, который продают на рынке, стоит от 1 тысячи рублей. Но все эти парики недолговечны - если вы проносите такой парик один сезон, то он начинает терять вид, волосы "сваливаются" как войлок, особенно сзади. Парики с дорогим канекалоном вы проносите от силы год. Однако искусственные парики невозможно расчесывать - после этого они и вовсе теряют вид

Следом за искусственными идут азиатские парики (из Китая и Японии). Это парики низшего качества. Дело в том, что на них идут азиатские волосы, темные. Чтобы их обработать, нужно вначале их обесцветить, потом окрасить и закрыть специальным силиконом. Это очень красивые на вид парики, их можно какое-то время нормально носить. Правда, те женщины, которые постоянно носят парик, такой проносят около года. А вот если вы надеваете парик только на концерт или торжественные мероприятия, то проносите такой долго. Но азиатский парик нельзя красить или осветлять

Дальше идет самый дорогой парик - из славянских волос. Вы на каждом столбе можете увидеть объявление - "Покупаю волосы дорого". Занимаются скупкой волос в основном украинцы, они собирают волосы по регионам России, везут в Германию, где волосы сортируют, моют и делают из них парики. Такие парики стоят очень дорого, они в основном идут в США, в ту же Японию, в Европу. Такие парики прослужат дольше, чем любой канекалон. Хороший славянский парик может прослужить всю жизнь

- Кому вы рекомендуете парики?
- Прежде всего тем, кому это необходимо - тем женщинам, которые в силу заболевания или вовсе лишились волос, или изрядно облысели. Ходить в платочке - это не выход. Тем, у кого, например, впереди уже очень редкие волосы, можно подобрать полупарик. И, естественно, нашим модницам. Я считаю, что у каждой женщины должен быть хвост, шиньон и несколько париков

- Как подобрать парик?
- Это довольно сложно и индивидуально. Вообще выбирать парик лучше либо в одиночестве, или, в крайнем случае, с одной подругой. Мужа или толпу "сочувствующих" коллег лучше с собой не брать. Сколько раз я наблюдала такую картину - приходят толпой выбирать, женщине приглянулся какой-то парик, а ее начинают убеждать: "Нет, тебе вон тот, другой, лучше был". Я всегда в таких случаях говорю: "Пусть сама принимает решение, потому что ей носить". Причем порой очень трудно сказать, какой парик подойдет. Бывает, что смуглокожая, со светлыми глазами женщина одевает светлый парик или с рыжиной - и сразу на лице выделяются глаза, становятся голубыми

- А какой парик посоветуете приобрести к празднику - например, к Новому году?
- К Новому году советую всем попробовать что-то новое, неожиданное для себя. Мы парики даем напрокат - не обязательно покупать. Но все равно, если женщина хочет побаловать себя к празднику париком, то нужно озаботиться покупкой пораньше - чтобы парик "довели", доработали. Например, выбрала женщина парик, он ей нравиться, но лоб короткий и челка от парика лезет в глаза, или височки подравнять, или сзади укоротить волосы. Надо отметить, что "довести" парик тоже надо уметь, далеко не каждый парикмахер сможет это сделать. Часто бывает, что к нам приходят клиентки с купленным где-то в Москве париком и просят его "доработать"

Так что, если хотите купить парик, надо перемерить побольше, не бояться меняться, особенно я рекомендую это делать почаще тем женщинам или девушкам, которые никак не могут найти жениха. Я им советую - меняйте цвет волос, стрижку, чаще меняйте прически, и ваша жизнь обязательно изменится!

Читайте также: