Портится ли омовение если тронуть волосы жены

Опубликовано: 17.09.2024

Что портит омовение

Что нарушает омовение (тахарат или абдез или вудуу), об этом можно судить только на основании текстов из Корана или Сунны Пророка Мухаммада ﷺ, в которых есть тому подтверждение. Таким же подтверждением может быть наличие единогласного мнения ученых по этому вопросу. Существует целый ряд вещей или поступков, когда люди считают, что нарушается омовение, но в действительности это не так.

Прикосновение к женщине

  1. Есть несколько мнений относительно того, нарушает ли омовение прикосновение к женщине. Часть ученых считает, что прикосновение к женщине при любых обстоятельствах и в любых ситуациях, омовение нарушает . Такого мнения придерживались сподвижники Пророка Мухаммада ﷺ ибн Мас ‘ уд и ибн Умар, такое же мнение разделял имам аш-Шафии, и Ибн Хазм. В качестве подтверждения своему мнению они приводили аят из суры «Аль-Маида» Священного Корана, в котором сказано, что если человек находится в половом осквернении, то ему следует очиститься. «Если же вы больны или находитесь в путешествии, если кто-либо из вас пришел из уборной или соприкоснулся с женщинами, и вы не нашли воды, то направьтесь к чистой земле и оботрите ею ваши лица и руки» (сура Аль-Маида (Трапеза), 6-й аят). Шафииты считают, что если происходит соприкосновение между женщиной и мужчиной, которые близкими родственниками не являются, то у обоих нарушается состояние ритуальной чистоты. Не нарушает омовения прикосновение к тем женщинам, на которым мужчина мусульманин не может канонически жениться, то есть матери, сестры, дочери, племянницы и тети, а также к жене.
  2. Существует также мнение, что нарушает омовение прикосновение к женщине только в том случае, если мужчина касался со страстью или вожделением. Так считал имам Малик, такого же мнения придерживался и имам Ахмад. И подтверждение этого дано в книгах «аль-Мудаууана» и «аль-Мугъни». Некоторые ханафиты также считают, что если такое прикосновение произошло непреднамеренно, то оно не нарушает ритуальную чистоту если ни мужчина, ни женщина не почувствовали каких-то эротических ощущений или возбуждения.
  3. Третье мнение, заключается в том, что прикосновением женщины омовение не нарушается вообще, прикоснулся ли мусульманин к женщине случайно или намеренно, сделал ли он это со страстью или без вожделения, была ли эта женщина для мусульманина близкой и знакомой или посторонней. Такого мнения придерживались имам Абу Ханифа, ибн Аббас, Хасан аль-Басри, а также аш-Шайбани, Таус и шейхуль-Ислам ибн Таймия. В пользу того, что именно последнее мнение наиболее верное, говорит тот факт, что Аиша упоминает о таком обстоятельстве: «Обычно я спала перед Посланником Аллаха, … протягивая ноги в направлении его Киблы. И когда он совершал земной поклон, он касался меня, и тогда я подбирала ноги, а когда он вставал, снова вытягивала их». Посланник Аллаха ﷺ продолжал совершать молитву после такого прикосновения, из чего можно сделать вывод, что он не считал, что такое прикосновение к женщине нарушает омовение. Со слов Аиши также известно, что Пророк Мухаммад ﷺ «целовал своих жен, и совершал молитву, не возобновляя омовения». Такой же случай приводится и по отношению к Умару, который поцеловал жену, а потом помолился, но омовения не совершал. Имам аш-Шафии не считал, что прикосновение к женщине нарушает малое омовение, приводя хадис, в котором сказано, что Пророк Мухаммад ﷺ перед молитвой целовал своих жен. Шейхуль-Ислам ибн Таймия также указывал, что ничего не передается от Пророка Аллаха ﷺ на тему того, что после прикосновения к женам Пророк Мухаммед ﷺ совершал бы тахарат.

О подобных случаях, которые могут нарушить ритуальную чистоту, сказано в аяте четвертой суры Священного Корана, где написаны слова «…и если вы дотронулись до женщин» (сура Ан-Ниса (Женщины), 43-й аят). По мнению ибн Аббаса, подразумевается под этими словами именно половая близость, а не просто соприкосновение, поскольку в арабском языке слова «ва ин ляямэстум» употребляются именно в этом значении.

Испускание газов

По словам Пророка Мухаммеда ﷺ, если мусульманин чувствует в своем животе какое-то беспокойство и не может точно сказать, сомневаясь, произошло ли выделение газа, которое портит воздух, то он не должен покидать мечеть, если не почувствовал явно запах выделения газов или не услышал характерный звук. Тем самым Пророк Мухаммад ﷺ обозначил одно из важных правил в Исламе: «Сомнение не нарушают убежденность», поэтому если мусульманин действительно уверен в нарушении малого омовения или в том совершил ли он малое омовение или нет - то он не имеет малого омовения, если же он сомневается в том, что он нарушил и склоняется к мнению, что малое омовение у него есть - то малое омовение он не нарушил.

По словам имама аль-Багауи, человек не должен прерывать молитву, если у него есть какие-то сомнения и он не вполне уверен, что омовение его нарушено.

Болезненные выделения

Человек, страдающий хроническими выделениями по причине болезней, таких, как простатит или недержание мочи, или это могут быть выделения крови в результате каких-то хронических кровотечений, не должен переживать относительно того, что такие выделения могут нарушить его ритуальную чистоту. В хадисе от Фатимы бинт Аби Хубайш рассказывается, как она пришла к Посланнику Аллаха ﷺ и задала ему вопрос о том, что у нее истихада (хронические кровотечения), от которых очиститься она не может, и следует ли ей оставить молитву, нарушают ли такие кровотечения ее ритуальную чистоту. Посланник Аллаха ﷺ ответил, что эти кровотечения не являются менструацией, а являются кровотечениями из сосудов.

Женщина должна воздерживаться от молитвы во время менструации, а по ее окончании она должна совершить полное омовение и совершать малое омовение перед каждой молитвой, если у нее имеются хронические выделения, тоже касаемо недержания мочи.

Выделения, которые у молящегося человека происходят во время намаза, вреда ему не принесут, - об этом говорил Шейхуль-Ислам ибн Таймия, отмечая, что такому человеку, у которого возможны болезненные выделения, достаточно совершать перед каждой молитвой малое омовение. Такие люди после омовения совершают одну обязательную молитву и те добровольные молитвы, которые связаны с ней, но к следующему намазу омовение уже становится недействительным, поэтому его следует возобновить.

Прикосновения к чужим половым органам или анальному отверстию

Мнение о том, что прикосновение к чужим половым органам или анальному отверстию нарушает малое омовение, основывается на том, что никаких указаний по этому вопросу нет. Если жена прикасается к анальному отверстию или половым органам мужа, то судить о том, нарушает ли это ритуальную чистоту, можно лишь по хадису, с которым обычно проводят аналогию. В хадисе сказано, что человек, который прикоснулся к своему половому органу , должен совершить омовение, но в хадисе есть прямое указание на то, что речь идет о своем половом органе, поэтому нельзя судить, относится ли это и к половым органам вообще. Считать половым органом дубур или анальное отверстие нельзя, поскольку половым органом анальное отверстие не называют.

Приводятся по этому вопросу слова Всевышнего Аллаха в суре "Муминун" о том, что верующие, которые свои половые органы (фурудж) оберегают от всех посторонних, кроме супругов и невольниц, преуспели. Толкования о том, что анальное отверстие можно причислить к половым органам, нет ни в одном источнике. В половом акте с женщиной анальное отверстие не применяется, в нем участвуют только половые органы. В пользу того, что считать анальное отверстие половым органом нельзя, говорит Имам ибн Хазм, который сказал, что не является правильным называть анальное отверстие половым органом. Об этом написано и в словарях по арабскому языку.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что прикосновение к анальному отверстию или половому органу супруга не будет считаться как нарушение омовения, также как и прикосновение к своему половому органу или прикосновение к половым органам своих детей при их подмывании. Указаний в Коране и сунне на эту тему никаких нет, поэтому нет и иджма, то есть единого на это мнения.

Нарушает ли омовение сопровождение носилок или купание умершего?

Абу Хурайра сообщил, что Посланник Аллаха ﷺ отмечал, что те, кто купал тело умершего, должны и сами искупаться после, как и те, кто нес носилки с телом умершего. Но это не обязательное повеление Пророка Мухаммада ﷺ, а желательное, как это следует из других хадисов, где сказано, что нет на верующих такой обязанности, как совершение омовения поле того, как искупаешь тело мертвого, поскольку нечистыми мертвые не являются, поэтому мусульманину достаточно помыть руки после купания тела умершего или несения носилок.

Верующие могут выбирать для себя приемлемое действие на свое усмотрение: как свидетельствовал ибн Умар, в его время мусульмане после того, как купали мертвых, совершали полное омовение, если кто считал нужным, а кто не желал этого, тот не совершал. По словам имама аль-Хаттаби, он не может назвать ни одного факиха, который был обязывал мусульман совершать полное омовение или гусль, если они несли умершего. Из этого он делал вывод, что в хадисе такое веление относится к разряду желательных.

Прикосновение к нечистотам

Не существует никаких указаний на то, что прикосновение человека к нечистотам нарушает омовение, и в данном случае ученые едины в своем мнении. Но также ученые придерживаются единого мнения в том, что следует удалить наджасу с одежды и тела.

Выход воздуха из половых органов у женщины

Относительно того, является ли нарушением ритуальной чистоты выход воздуха из половых органов человека, мнение также не разнится: такой выход воздуха случается преимущественно у женщин, и это не является нарушением ритуальной чистоты. Того же мнения придерживается Шейх ибн Усаймин, который сказал, что здесь речь не идет о газах, которые выходят из анального отверстия и портят воздух, а значит его не следует считать нарушившим омовение.

Кровопускание или выход крови из-за пореза

Упоминая кровотечения или кровопускания, которые происходят не из половых органов, то необходимо знать, что омовения такие кровотечения также не нарушают. Приводится случай, рассказанный Джабиром ибн Абдуллахом, когда во врем молитвы одного ансара ранили сразу три раза, но молиться он не прекратил, хоть и истекал кровью. Имам аш-Шаукани не сомневается в том, что об этом происшествии был проинформирован Посланник Аллаха ﷺ, и поскольку он ﷺ никак не прокомментировал необходимости совершения малого омовения с кровотечением, то нет ничего сомнительного в этом вопросе: кровотечение не из половых органов ритуальную чистоту не нарушает. Шейх Альбани придерживался такого же мнения. Кровь при таких кровотечениях нечистотой (наджасом) не является.

О кровопусканиях было сказано ибн Умаром, что человек, который совершает кровопускание, омовение совершать не обязан, и ему достаточно только просто омыть то место, где произошло кровопускание.

Разногласия ученых в вопросе выхода крови

Ханафиты считают, что из-за «выхода текущей крови» следует совершить малое омовение: если вдруг из носа во время молитвы потекла кровь, то молящему следует удалиться, совершить тахарат и только потом присоединиться к намазу снова. Но их мнение относится только к текущей крови, поскольку они отмечают, что если речь идет об одной или двух каплях, то омовение совершать не требуется. Нет достоверных хадисов, которые бы обосновывали это мнение, но есть другие хадисы, поэтому в религиозной практике это может применяться.

Шафииты считают, что в случае кровотечения не нарушается ритуальная чистота, и в качестве обоснования своего мнения они указывают хадис, в котором рассказано, как Посланник Аллаха ﷺ делал кровопускание, а затем приступил к молитве, не совершив малого омовения, но места, которые были испачканы кровью, Посланник Аллаха ﷺ промыл.

Мнение ученых единогласно в том, что если кровотечение внутреннее, то оно не нарушает ритуальной чистоты. Также не нарушается омовение, если кровь течет у кого-то другого или у животного, а мусульманин просто испачкался в этой крови, испортил одежду – ему следует смыть со своего тела и одежды следы этой крови, чтобы восстановить каноническую чистоту.

Нарушает ли смех, сплетни и сквернословие омовение и молитву?

Довольно распространено мнение, что смех в молитве нарушает молитву, и оно основано на том, что в хадисе от Абу аль-Алии сказано, что, когда мимо Посланника Аллаха ﷺ проходил слепой человек, а Пророк Мухаммад ﷺ и его сподвижники в это время совершали молитву и проходивший мимо человек упал, то кое-кто из сподвижников Пророка ﷺ засмеялся, но Посланник Аллаха ﷺ повелел тем, кто из сподвижников засмеялся, возобновить молитву и прекратить смех. Эта история приводится в слабом хадисе.

Вопрос о смехе в молитве задавали Джабиру, и он отвечал тогда, что из-за смеха омовение брать повторно не нужно, но молитву следует повторить.

Также приводится хадис, в котором сказано, что намима и гиба, то есть сплетни и сквернословие могут нарушить ритуальную чистоту, но хадис, в котором говорится об этом, недостоверный. Это не отменяет того, что и сквернословие, и сплетни являются греховными деяниями, и поэтому мусульманин не должен их совершать.

Рвота и отрыжка

Существует также мнение, что отрыжка или рвота нарушают ритуальную чистоту, но такая точка зрения должна основываться на доказательствах и обоснованиях, но имам Абу Бакр ас-Сан‘ани и аш-Шаукани говорили о том, что таких доказательств нет.

Существует хадис, в котором рассказано о том, что следует прервать молитву после отрыжки, рвоты, а также после мази, то есть выделения прозрачной жидкости, и что следует после этого совершить омовение: «После рвоты, носового кровотечения, отрыжки или выделения прозрачной жидкости (мази), следует прервать молитву и совершить омовение», то этот хадис не является достоверным.

Достоверным является лишь хадис, переданный от Ма ‘ дана, в котором Абу ад-Дарда сообщает, что Посланник Аллаха ﷺ после того, как у него случилась рвота, совершил омовение. Ма‘дан рассказал об этом Саубану, на что Саубан подтвердил это, поскольку сам поливал Посланнику Аллаха ﷺ воду, когда Пророк ﷺ совершал тахарат. В хадисе ничего не сказано о том, что совершать омовение является обязательным после рвоты, Посланник Аллаха ﷺ этого не повелел, а лишь совершил это сам, то есть такое действие желательно, но не обязательно.

Снятие носков, стрижка ногтей и волос, взгляд на аурат человека

На тему того, является ли нарушением омовения снятие носков или стрижка ногтей и волос, авторитетно то мнение, что те, кто совершили все эти действия, омовение совершать не должны. Это мнение является единогласным, и было подтверждено также словами имама ибн аль-Мунзира. Это касается и того, когда мусульманин берет масх на носки, а затем снимает носки, но при этом оставаясь в состоянии ритуальной чистоты. Такое снятие носков не портит тахарат.

Есть также мнение относительно того, нарушает ли омовение взгляд на аурат человека или нет, и также единогласно считают ученые, что это если мусульманин взглянул на аурат человека, то это его ритуальной чистоты не нарушило. Но мусульманин не должен забывать о том, что взгляд на аурат незнакомца является грехом.

Что нарушает малое омовение
Что нарушает омовение?

Единого мнения придерживаются ученые-факихи в том, что любые выделения из мочеиспускательного канала и прямой кишки нарушают омовение. К таким выделениям могут относиться испускание газов, а также выделение из гениталий мужчины или женщины в момент сексуального возбуждения. К таким выделениям относится также дефекация.

Что еще может нарушить омовение?

  • Потеря сознания;
  • Сон, если человек спит и во время сна опирается на что-то или лежит. Если человек дремлет сидя, то такой сон не нарушает ритуальной чистоты.
  • Многие ученые едины во мнении, что сумасшествие или опьянение нарушают омовение.

Если мусульманин испытывает сомнения относительно того, нарушилось ли омовение или нет, эту дилемму всегда можно разрешить с помощью совершения малого омовения, если мусульманин сам считает, что на то есть веские основания.


Вся хвала Аллаху, Господу миров, благословение Аллаха нашему господину Мухаммаду, его роду и всем его сподвижникам. Поводом для написания этой статьи послужил один из вопросов исламского права: нарушает ли омовение прикосновение к коже человека противоположного пола?

Знай же, что по этому вопросу существуют две основные позиции, переданные от сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) табиинам, а затем благородным имамам мазхабов, дошедших до нас посредством трудов ученых (да будет доволен ими Аллах):

Первое мнение, переданное от Ибн Аббаса, Хасана, Муджахида, Катады, Абу Ханифы и других (да будет доволен ими Аллах) заключается в том, что прикосновение не портит омовения.

Второе мнение передается от Умара ибн аль-Хаттаба, Ибн Масуда, Ибн Умара, Малика, аш-Шафии, Ахмада и большинства (да будет доволен ими Аллах) заключается в том, что прикосновение портит омовение (прим.: мнение мазхаба Малика и Ахмада — что омовение портит прикосновение с вожделением, но имам аш-Шафии не проводил различия между прикосновением с вожделением и без оного).

Любое из этих мнений — законная и обоснованная позиция, и тот, кто последует любому из них, окажется среди преуспевших. Различные мнения подобного рода — не что иное, как милость от Аллаха. Наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не порицал различия такого рода, о чем свидетельствует хадис из «Сахиха» (№946) имама аль-Бухари, да смилуется над ним Аллах.

ابن عمر قال قال النبي صلى الله عليه وسلم لنا لما رجع من الأحزاب لا يصلين أحد العصر إلا في بني قريظة فأدرك بعضهم العصر في الطريق فقال بعضهم لا نصلي حتى نأتيها وقال بعضهم بل نصلي لم يرد منا ذلك فذكر للنبي صلى الله عليه وسلم فلم يعنف واحدا منهم

Сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) вернулся (в Медину) после битвы у рва, он сказал нам: “Пусть каждый совершит послеполуденную молитву только у (жилищ) бану курайза!” Некоторых из них время послеполуденной молитвы застало в пути, и тогда одни сказали: “Мы не будем совершать молитву, пока не придём туда”, другие же сказали так: “Нет, совершим (здесь), ибо не этого он хотел от нас!” А потом об этом рассказали Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и он не высказал порицания никому из них».

Разногласия в фикхе среди сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) известны, и никто не порицал их за это. Cунниты не видят проблем в подобных различиях, цель этой статьи — не опровергнуть иные мнения, а лишь подтвердить одно из них, а именно — о нарушении омовения при контакте с кожей людей противоположного пола из числа не-махрам. Mы попытаемся показать, что мнение шафиитов (а также маликитов и ханбалитов) — это не слепое подражание имамaм, а позиция, основанная на Коране и Сунне.

Основным доказательством в этом вопросе является слово Всевышнего, в аяте 43 суры «Женщины»:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لَا تَقْرَبُوا الصَّلَاةَ وَأَنتُمْ سُكَارَىٰ حَتَّىٰ تَعْلَمُوا مَا تَقُولُونَ وَلَا جُنُبًا إِلَّا عَابِرِي سَبِيلٍ حَتَّىٰ تَغْتَسِلُوا ۚ وَإِن كُنتُم مَّرْضَىٰ أَوْ عَلَىٰ سَفَرٍ أَوْ جَاءَ أَحَدٌ مِّنكُم مِّنَ الْغَائِطِ أَوْ لَامَسْتُمُ النِّسَاءَ فَلَمْ تَجِدُوا مَاءً فَتَيَمَّمُوا صَعِيدًا طَيِّبًا فَامْسَحُوا بِوُجُوهِكُمْ وَأَيْدِيكُمْ ۗ إِنَّ اللَّهَ كَانَ عَفُوًّا غَفُورًا

Всевышний Аллах, перечисляя причины нарушения омовения, говорит:

أو لامستم النساء

«…или же вы прикоснулись к женщинe…».

В этом аяте использовано слово «لامستم» (лямастум), одно из значений которого — «соприкосновение» и на этом основывается мнение тех, кто говорит о нарушении омовения из-за соприкосновения лиц противоположного пола.

A это мнение большинства ученых Ахлю-Сунна, о чем говорит имам ан-Навави в своем толковании на «Сахих» Муслима (да будет доволен Аллах ими обоими):

وقال مالك والشافعي وأحمد – رحمهم الله تعالى – والأكثرون ينقض

«Малик, аш-Шафии, Ахмад и большинство других ученых сказали, что омовение нарушается по причине прикосновения…». (Ан-Навави, «Сахих Муслим би Шарх ан-Навави», 4/203)

Способы прочтения этого слова (лямастум) разные, один из них — от Хамзы и Касаи, да смилуется над ними Аллах: без произнесения алифа после лям (لمستم), а все остальные (кырааты) — с алифом (لامستم).

قرأ حمزة والكسائي: (لمستم) بغير ألف من اللمس، والباقون < لامستم >بالألف من الملامسة

(Ар-Pази, «Тафсир аль-Кабир», аят 4:43)

И первый явно указывает на прикосновение, а нe на интимную близость.

В тафсире «Аль-Джалялейн» об этом говорится так:

وفي قراءة بلا ألف وكلاهما بمعنى اللمس هو الجَسُّ باليد قاله ابن عمر وعليه الشافعى وألحق به الجس بباقي البشرة وعن ابن عباس هو الجماع

«…способ прочтения без алифа даёт значение прикосновения рукой, об этом сказал Ибн Умар, и это мнение аш-Шафии. Ибн Аббас же, да будет доволен ими Аллах, считал, что тут [данное слово используется] в значении интимной близости». (Тафсир аята 4:43)

Также об этом свидетельствуют слова Умара, Ибн Масуда и других (да будет доволен ими Аллах).

1) Аль-Байхаки передал от Ибн Масуда (да будет доволен им Аллах):

أَخْبَرَنَا أَبُو عَبْدِ اللَّهِ الْحَافِظُ وَأَبُو سَعِيدِ بْنُ أَبِى عَمْرٍو قَالاَ حَدَّثَنَا أَبُو الْعَبَّاسِ : مُحَمَّدُ بْنُ يَعْقُوبَ حَدَّثَنَا إِبْرَاهِيمُ بْنُ مَرْزُوقٍ حَدَّثَنَا عُثْمَانُ بْنُ عُمَرَ عَنْ شُعْبَةَ عَنْ مُخَارِقٍ عَنْ طَارِقِ بْنِ شِهَابٍ أَنَّ عَبْدَ اللَّهِ يَعْنِى ابْنَ مَسْعُودٍ قَالَ فِى قَوْلِهِ تَعَالَى (أَوْ لاَمَسْتُمُ النِّسَاءَ) قَوْلاً مَعْنَاهُ مَا دُونَ الْجِمَاعِ

«…В словах Всевышнего “…или же вы прикоснулись к женщинe“ — значение: “все, что кроме интимной близости“». («Сунан аль-Кубрa», 1/198)

2) Ибн Масуд (да будет доволен ими Аллах) разъяснил значение слова «лямс»:

وَأَخْبَرَنَا أَبُو عَبْدِ اللهِ الْحَافِظُ، نا أَبُو بَكْرِ بْنُ بَالَوَيْهِ، ثنا مُحَمَّدُ بْنُ شَاذَانَ الْجَوْهَرِيُّ، نا مُعَلَّى بْنُ مَنْصُورٍ، ثنا هُشَيْمٌ، عَنِ الْأَعْمَشِ، عَنْ إِبْرَاهِيمَ، عَنْ أَبِي عُبَيْدَةَ، عَنْ عَبْدِ اللهِ، قَالَ: ” الْقُبْلَةُ مِنَ اللَّمْسِ وَمِنْهَا الْوُضُوءُ، وَاللَّمْسُ مَا دُونَ الْجِمَاعِ “

«Поцелуй относится к прикосновению (лямс), и по этой причине нужно делать омовение, и «лямс» — это все, кроме интимной близости». («Сунан аль-Кубрa», 1/198)

Передают также от Ибн Масуда (да будет доволен им Аллах), что он сказал:

حَدَّثَنَا ابْنُ وَكِيعٍ قَالَ: ثنا مُحَمَّدُ بْنُ بِشْرٍ , عَنْ سَعِيدٍ , عَنْ أَبِي مَعْشَرٍ , عَنْ إِبْرَاهِيمَ قَالَ: قَالَ عَبْدُ اللَّهِ: الْمُلَامَسَةُ: مَا دُونَ الْجِمَاعِ , ثُمَّ قَرَأَ: (أَوْ لَامَسْتُمُ النِّسَاءَ فَلَمْ تَجِدُوا مَاءً)

«Мулямаса — это все, кроме интимной близости», — и затем прочитал слова Аллаха: «…или же вы прикоснулись [лямастум] к женщинe…». («Тафсир ат-Табари», 4:43)

3) Абдуллах ибн Умар (да будет доволен ими Аллах) сказал:

أَخْبَرَنَا مَالِكٌ عَنْ ابْنِ شِهَابٍ عَنْ سَالِمِ بْنِ عَبْدِ اللَّهِ عَنْ أَبِيهِ قَالَ قُبْلَةُ الرَّجُلِ امْرَأَتَهُ وَجَسُّهَا بِيَدِهِ مِنْ الْمُلَامَسَةِ فَمَنْ قَبَّلَ امْرَأَتَهُ أَوْ جَسَّهَا بِيَدِهِ فَعَلَيْهِ الْوُضُوءُ

«Если мужчина целует свою жену или притрагивается к ней, то это относится к “мулямаса“ (лямс). Таким образом, тот, кто поцеловал свою жену или притронулся к ней, должен совершить малое омовение». (Аш-Шафии, «Аль-Умм», 1/29; Ад-Дарукутни с достоверным иснадом в «Сунан», 1/262)

Имам аль-Байхаки привел другой вариант этого асара со словами Ибн Умара:

فَقَدْ وَجَبَ عَلَيْهِ الْوُضُوءُ

«…И (совершение) омовения для него является обязательным (ваджиб)». («Сунан аль Кубра», 1/199)

4) Ибн Умар (да будет доволен ими Аллах) также сказал:

وَرَوَى ابْنُ أَبِي حَاتِمٍ وَابْنُ جَرِيرٍ أَيْضًا مِنْ طَرِيقِ شُعْبَةَ، عَنْ مُخَارِقٍ، عَنْ طَارِقٍ، عَنْ عَبْدِ اللَّهِ قَالَ: اللَّمْسُ مَا دُونَ الْجِمَاعِ.

«Лямс — это все, кроме интимной близости». («Тафсир Ибн Касир», 4:43)

5) Ибн Умар (да будет доволен ими Аллах) передал слова своего отца, правителя верующих, Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах):

وَأَخْبَرَنَا مُحَمَّدُ بْنُ عَبْدِ اللهِ الْحَافِظُ، أنا إِسْمَاعِيلُ بْنُ مُحَمَّدِ بْنِ الْفَضْلِ بْنِ مُحَمَّدٍ الشَّعْرَانِيُّ، نا جَدِّي، نا إِبْرَاهِيمُ بْنُ حَمْزَةَ، نا عَبْدُ الْعَزِيزِ بْنِ مُحَمَّدٍ، عَنْ مُحَمَّدِ بْنِ عَبْدِ اللهِ يَعْنِي ابْنَ عَمْرِو بْنِ عُثْمَانَ، عَنِ الزُّهْرِيِّ، عَنْ سَالِمٍ، عَنِ ابْنِ عُمَرَ، أَنَّ عُمَرَ بْنَ الْخَطَّابِ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ، قَالَ : إِنَّ الْقُبْلَةَ مِنَ اللَّمْسِ فَتَوَضَّئُوا مِنْهَا

«Поистине, поцелуй относится к прикосновению (лямс), и совершайте омовение после него».

(Аль-Байхаки, «Сунан аль-Кубра», 1/198; Аль-Хаким, «Аль-Мустадрак», 1/229)

Имам ан-Навави также говорит о том, что Умар (да будет доволен им Аллах) считал обязательным омовение (в случае прикосновения) («Аль-Маджму’»).

В «Сунан» хафиза ад-Дарукутни тоже приведены подобные слова от Умара (да будет доволен им Аллах), с достоверным иснадом.

6) Подобных асаров очень много. Ибн Касир (да смилуется на ним Аллах) пишет в своем «Тафсире», со слов Абу Хатима ар-Рази:

ثم قال ابن أبي حاتم : وروي عن ابن عمر ، وعبيدة ، وأبي عثمان النهدي وأبي عبيدة – يعني ابن عبد الله بن مسعود – وعامر الشعبي ، وثابت بن الحجاج ، وإبراهيم النخعي ، وزيد بن أسلم نحو ذلك

«Это передается от Ибн Умара, Убейда, Абу Усмана ан-Нахди, Абу Убайда ибн Абдуллаха ибн Масуда, Амир аш-Ша’би, Сабита ибн аль-Хаджаджа, Ибрахима ан-Нахаи, Зайда ибн Асляма и подобных им». (Ибн Касир, «Тафсир уль-Куран аль-Азым», 4:43)

Напомним, что не передается ни одного хадиса, где Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал бы, что прикосновение не нарушает омовения. Что касается хадисов, указывающих на то, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) целовал и трогал своих жен, а затем молился, не обновляя омовения, то они в большинстве своем либо слабые, либо требуют толкования, о чем пойдет речь ниже, иншаАллах.

К примеру, хадисы о том, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) целовал некоторых своих жен, а затем выходил на намаз, не совершая омовения…

Во-первых, в них не говорится о том, как он целовал, ведь поцелуй мог быть и в волосы, что, как известно, не нарушает омовения.

Во-вторых, возможно, на них распространяется то исключение, о котором сказал хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни, да смилуется над ним Аллах, в «Фатх аль-бари», о чем будет сказано ниже.

В-третьих, эти хадисы слабые. Тот, который передают Абу Дауд и ат-Тирмизи от Аиши, да будет доволен ею Аллах, имеет недостаток в иснаде между Ибн Аби Сабитом и Урвой, о чем сказал имам аль-Бухари, да смилуется над ним Аллах:

وقال الترمذي : سمعت البخاري يضعف هذا الحديث وقال : حبيب بن أبي ثابت لم يسمع من عروة

«Ат-Тирмизи сказал: «Я слышал, как аль-Бухари посчитал слабым этот хадис и сказал: “Хубейб ибн Абу Сабит не слышал (то есть не мог слышать, поскольку они не встречались) Урву“». (Ибн Касир, «Тафсир уль-Куран аль-Азым», 4:43)

А в другой передаче есть разрыв между Ибрахимом aт-Тайми и самой Аишей, о чем сказали ан-Насаи и Абу Дауд:

لم يسمع إبراهيم التيمي من عائشة .

«Ибрахим ат-Тайми не слышал (то есть не мог слышать, поскольку они не встречались) Аишу». (Ибн Касир, «Тафсир уль-Куран аль-Азым», 4:43)

И есть достоверные хадисы о том, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) касался Аиши (да будет доволен ею Аллах) или она касалась его во время молитвы, но опять же нет никаких доказательств, что это прикосновение не происходило через ткань одежды или иную преграду.

О хадисе из «Сахиха» имама Муслима (да смилуется над ним Аллах) от Аиши: «Проснувшись однажды ночью, я не нашла (рядом с собой) Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и стала искать его, и моя рука коснулась подошвы ступней Пророка, который находился в суджуде…» (Муслим, «Сахих», 486)

Шейх уль-Ислам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) сказал:

قولها : ( فوقعت يدي على بطن قدمه وهو في المسجد وهما منصوبتان ) استدل به من يقول لمس المرأة لا ينقض الوضوء ، وهو مذهب أبي حنيفة – رضي الله عنه – وآخرين ، وقال مالك والشافعي وأحمد – رحمهم الله تعالى – والأكثرون : ينقض واختلفوا في تفصيل ذلك ، وأجيب عن هذا الحديث بأن الملموس لا ينتقض على قول الشافعي – رحمه الله تعالى – وغيره ، وعلى قول من قال ينتقض وهو الراجح عند أصحابنا يحمل هذا اللمس على أنه كان فوق حائل فلا يضر

«Этот хадис использовали те, кто говорили, что омовение не нарушается при прикосновении, и это мазхаб Абу Ханифы (да будет доволен им Аллах) и других. Мнение же большинства, включая трех имамов: Малика, аш-Шафии, Ахмада (да смилуется над ними Всевышний Аллах), — заключается в том, что омовение нарушается, но есть расхождения в деталях… Те же, кто придерживается мнения, что у того, к кому прикоснулись, и того, кто прикоснулся, омовение нарушается, (это мнение считается более предпочтительным среди наших ученых-шафиитов) объясняют данный хадис следующим образом: прикосновение Аиши (да будет доволен ею Аллах) произошло через покрывало (ведь она спала), а это не нарушает омовения». (Ан-Навави, «Сахих Муслим би Шарх ан-Навави», 4/203)

Второй хадис от Аиши, да будет доволен ею Аллах: «Обычно я спала перед Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), (вытягивая) ноги в направлении киблы. Совершая земной поклон, он прикасался рукой ко мне, и тогда я подбирала ноги, а когда он вставал, (снова) вытягивала их». (Аиша) сказала: «В то время в домах не было ламп». (Аль-Бухари, 375)

Повелитель правоверных в науке о хадисe Ибн Хаджар аль-Аскаляни (да смилуется над ним Аллах) сказал о нем:

وَقَدِ اسْتُدِلَّ بِقَوْلِهَا غَمَزَنِي عَلَى أَنَّ لَمْسَ الْمَرْأَةِ لَا يَنْقُضُ الْوُضُوءَ وَتُعُقِّبَ بِاحْتِمَالِ الْحَائِلِ أَوْ بِالْخُصُوصِيَّةِ

«…и те, кто говорил, что малое омовение не нарушается от прикосновения, опирались на слово “прикасался рукой” (из этого хадиса), и им был дан ответ, что, вероятно, была некая преграда (между рукой Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), и ногой Аиши (да будет доволен ею Аллах) в виде одежды или покрывала) или это была особенность Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)». (Ибн Хаджар аль-Аскаляни, «Фатх аль-бари», 1/492)

Примечание: под особенностью подразумевается исключение для Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), подобно такому, которое известно от Аиши и других жен (да будет доволен ими Аллах) и передано в двух «Сахихах»:

عَنْ عَائِشَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهَا، قَالَتْ: كَانَ النَّبِيُّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ “يُقَبِّلُ وَيُبَاشِرُ وَهُوَ صَائِمٌ، وَكَانَ أَمْلَكَكُمْ لِإِرْبِهِ

«Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), постясь, целовал и ласкал (своих жен), так как он более владел своей страстью, чем все остальные». (Аль-Бухари, 1927)

Для любого другого это нежелательно, а для Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) было сделано исключение, как видно из хадисов.

Очень часто приводят эти хадисы от аль-Бухари и Муслима, добавляя, что аш-Шафии не знал этих хадисов. Мы показали вам слова тех, кто не просто знал хадисы из этих двух сборников, но и пояснили их нам, отведя сомнения и укрепив позицию своего мазхаба (шафиитского).

Примeчательно, что еще один великий мухаддис, имам аль-Хаким, который так же, как и эти два шейха, не мог не знать хадисы аль-Бухари и Муслима (да смилуется над ними всеми Аллах), поскольку он написал книгу «Дополнение к двум „Сахихам“», упомянув в ней серию асаров с доказательствами нарушения омовения в случае прикосновения, сказал:

وَكُلُّهَا صَحِيحَةٌ دَالَّةُ عَلَى أَنَّ اللَّمْسَ الَّذِي يُوجِبُ الْوُضُوءَ دُونَ الْجِمَاعِ

«Все они (эти риваяты) достоверны, указывают на то, что прикосновение [лямс], которое обязывает сделать омовение, меньше, чем интимная близость». (Аль-Хаким, «Аль-Мустадрак аля-с-Сахихайн», 1/229)

Подытожим: у шафиитов омовение нарушается в результате контакта с кожей совершеннолетнего человека противоположного пола (прикосновение к волосам, зубам, ногтям не портит омовения) из числа не-махрам, а Аллах знает лучше.

Передают со слов ‘Аиши, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, поцеловал одну из своих жен и вышел на намаз, не совершив омовения. Этот хадис передал Ахмад, а аль-Бухари назвал его слабым.

КОММЕНТАРИЙ

Из этого следует, что омовение не становится недействительным в результате простого прикосновения к женщине или поцелуя. Этот хадис также передали Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа. Ат-Тирмизи сообщил, что аль-Бухари назвал хадис слабым. Абу Давуд назвал хадис отосланным, потому что Ибрахим ат-Тейми не слышал хадисов от ‘Аиши. Ан-Насаи сказал, что несмотря на отосланную цепочку рассказчиков этот хадис является самым хорошим сообщением на эту тему. Аль-Бейхаки передал десять версий этого хадиса и назвал их слабыми. Однако эти версии усиливают друг друга, и поэтому Ибн ‘Абд аль-Барр и многие другие знатоки хадисов считал этот хадис достоверным. Этого мнения также придерживался аль-Албани. См. “Сахих аль-Джами‘ ас-Сагир” (4997).

Богословы разошлись во мнениях относительно нарушения ритуальной чистоты после прикосновения к женщине. Ибн Мас‘уд, Ибн ‘Умар, аз-Зухри, аш-Шафи‘и, Зейд ибн Аслам и многие другие богословы считали, что прикосновение к женщине делает омовение недействительным. Они опирались на следующий коранический аят: «Если же вы больны или находитесь в поездке, если кто-либо из вас справил нужду или соприкоснулся с женщиной и при этом не может найти воду, то очищайтесь чистым песком» (сура 5 «Трапеза», аят 6) .

Передают, что Ибн ‘Умар сказал: «Кто поцеловал жену или прикоснулся к ней рукой, тот должен совершить омовение». Это сообщение передали Малик и аш-Шафи‘и. Передают также, что Ибн Мас‘уд сказал: «Поцелуй является соприкосновением с женщиной, и после поцелуя надлежит совершить омовение. Соприкосновением называется все, кроме половой близости». Это сообщение передал аль-Бейхаки.

Однако высказывания и толкования сподвижников не могут противостоять достоверным хадисам самого Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Поэтому ‘Али ибн Абу Талиб, Ибн ‘Аббас, ‘Ата, Тавус, Абу Ханифа, Абу Йусуф и многие другие богословы считали, что прикосновение к женщине не делает омовение недействительным. Известно, что Ибн ‘Аббас считал, что в кораническом аяте под соприкосновением с женщиной подразумевается половая близость. Это толкование является достоверным по нескольким причинам.

Во-первых, подобные обороты приемлемы в арабском языке. В достоверном хадисе сообщается, что некий бедуин пришел к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и сказал: «Моя жена не отвергает руки того, кто прикасается к ней». Тогда он велел ему развестись с ней. Большинство комментаторов считало, что под прикосновением в этом хадисе подразумевается половая близость.

Во-вторых, такое толкование соответствует контексту обсуждаемого нами откровения. Из этого откровения следует, что очищаться песком можно при малом и большом осквернении. Справление нужды является указанием на малое осквернение, и поэтому соприкосновение с женщиной должно быть указанием на половое осквернение. Но если бы под этим подразумевалось только малое осквернение, то из этого откровения не следовало бы, что после полового осквернения разрешается очищаться песком.

В-третьих, такое толкование подтверждается достоверными хадисами Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Передают, что ‘Аиша рассказывала, что однажды Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, совершал намаз, когда она лежала перед ним так, как лежит покойник во время заупокойной молитвы. Когда же он собрался совершить заключительный намаз из нечетного числа рак‘атов, то коснулся ее ногой. Этот хадис передал ан-Насаи, а Ибн Хаджар назвал цепочку его рассказчиков достоверной. Передают также, что ‘Аиша рассказывала: «Я лежала перед Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, Он совершал намаз, и мои ноги находились перед ним. При совершении земного поклона он дотрагивался до меня, и тогда я поджимала ноги. А когда он вставал, я снова вытягивала их. В то время в наших домах не было светильников». Этот хадис передал аль-Бухари.

Эти хадисы однозначно свидетельствуют о том, что прикосновение к женщине не делает омовение недействительным. Ибн Хаджар пытался опровергнуть это утверждение, поскольку Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, мог дотрагиваться до ‘Аиши через покрывало. Он также считал, что сохранение ритуальной чистоты после прикосновения к женщине могло быть особенностью Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Однако эти предположения являются далекими от истины и противоречат очевидному смыслу хадисов. Передают также, что ‘Аиша рассказывала: «Однажды ночью я увидела, что Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, нет в постели. Я нашла его в мечети, когда он совершал намаз, и прикоснулась к стопам его ног. В это время он совершал земной поклон и говорил: “О Аллах! Я прибегаю к Твоему благоволению от Твоего гнева. Я прибегаю к Твоему прощению от Твоего наказания. Я прибегаю к Тебе от Тебя! Мне не сосчитать всех похвал, которых Ты достоин, ибо лишь Ты сам воздал их себе в достаточной мере”». Этот хадис передали Муслим и ат-Тирмизи. Все это свидетельствует о том, что прикосновение к женщине не делает омовение недействительным. См. “Нейл аль-Аутар”, т. 1, стр. 187-189; “Субуль ас-Салам”, т. 1, стр. 97.

Ас-саляму алейкум уа рахматуллах уа баракатух.

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику. Дорогая сестра, благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему осветить наши сердца для истины и даровать нам благословение в этом мире и в Судный День. Аминь.

Ваш вопрос является спорным для мусульманских ученых. Но мнение, которое считается самым весомым, таково, что вожделенное прикасание к женщине нарушает вуду (малое омовение). В своей фатве Имам Ибн Таймия утверждает следующее: Есть три правовых мнения по поводу прикасания к женщине и нарушения вуду. Согласно первому мнению, приписываемому имаму Аш-Шафии, прикасание к женщине нарушает вуду, даже если мужчина [в этот момент] не испытывает желания или вожделения, но если женщина, к которой он притрагивается, может его возбудить. Оно основывается на доказательстве из аята Корана, где сказано:

«А если вы больны или в путешествии, или кто-нибудь из вас пришел из нужника, или вы прикасались к женщинам и не нашли воды, то омывайтесь чистым песком и обтирайте ваши лица и руки. Поистине, Аллах извиняющий, прощающий!» (Коран, 4: 43).

Согласно второму мнению, приписываемому имаму Абу Ханифе, прикасание к женщине, даже с похотливыми мыслями, не нарушает вуду. Третьего мнения придерживаются остальные ученые. Они считают, что если мужчина прикасается к женщине с вожделением, то его вуду нарушается. Но если это прикосновение не сопровождается подобными ощущениями, то вуду не нарушается. Ибн Таймийя считает это мнение самым правильным. Разница во мнениях возникает из-за толкования аята:

«А если вы больны или в путешествии, или кто-нибудь из вас пришел из нужника, или вы прикасались к женщинам и не нашли воды, то омывайтесь чистым песком и обтирайте ваши лица и руки. Поистине, Аллах извиняющий, прощающий!» (Коран, 4: 43).

Имам Аш-Шафии основывает свое мнение о том, что прикосновение к женщине требует совершения вуду, на явном значении слова «лямастум», что буквально означает «дотрагиваться». Другие же правоведы истолковывают это слово как половое сношение. На основании многих аятов Корана и хадисов мы заключили, что последнее мнение является наиболее правильным. Вот, например, один из достоверных хадисов, рассказанный Аишей (да будет доволен ею Аллах):

«Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) долго молился ночью у нас в доме, а я спала перед ним. Комната была очень мала, а потому Пророк, совершая саджда (земной поклон), стукал по моей лодыжке рукой, и я убирала ногу, дабы он смог сделать саджду. А когда он вставал, то возвращал мою ступню на прежнее место» (Аль Бухари).

Другой хадис, переданный Аишей (да будет доволен ею Аллах) и записанный в сборнике «Муснад» имама Ахмада, гласит, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) обычно целовал Аишу (да будет доволен ею Аллах) и шел в мечеть, не совершая повторного омовения. Из этих свидетельств явствует, что прикасание к тем женщинам, с которыми Аллах разрешил вступать в контакт, не нарушает вуду. Что касается слова «лямастум», то Ибн Аббас заявляет, что там, где слово «лямастум» используется Аллахом в Коране применительно к мужчинам и женщинам, оно означает именно половое сношение. Вот примеры аятов Корана, где слово «лямастум» означает половое сношение: В суре Аль-Имран:

«Она сказала: "Господи! Как может быть у меня ребенок, - ведь не касался меня ни один мужчина"» (Коран, Аль-Имран:47);

и в суре Аль-Бакара:

«И не соединяйтесь с женами в те ночи, когда вы пребываете в мечетях» (Коран, 2:187).

Следовательно, «дотрагиваться» в этих аятах означает интимный контакт. Ибн Таймия доказывает [правильность третьего мнения таким образом]: «Известно, что мужчины всегда дотрагиваются до своих жен. Если прикасание к жене нарушает вуду, то Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал бы об этом людям, и это было бы широко известно среди сподвижников Пророка (да будет доволен ими Аллах). Нет сведений о том, что сподвижники Пророка обновляли вуду после прикосновения к женам или другим женщинам, и нет ни одного хадиса Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), который подтверждал бы это».

1. Любые выделения из прямой кишки и мочеиспускательного канала.

Выход газов, дефекация, мочеиспускание; генитальные выделения у мужчин и женщин при сексуальном возбуждении[1] и прочих физиологических процессах.

2. Кровотечение или выделение гноя.

В вопросе нарушения ритуальной чистоты в результате кровотечения исламские богословы имеют два основных суждения[2]. Приведу аргументацию сторон. Придерживающиеся мнения, что омовение нарушается (богословы-ханафиты)[3], обосновывают его следующим[4]:

  • «омовение необходимо из-за выхода текущей крови»;
  • «если кого-то вырвало или у кого-то потекла кровь из носа во время молитвы, то пусть удалится, совершит омовение и присоединится[5] к молящимся, если он не разговаривал»;
  • «одна-две капли не требуют обновления омовения. Причиной нового омовения является только текущая кровь».

Необходимо отметить, что «эти три, а также другие хадисы по данной теме не имеют высокой степени достоверности». Так считали многие ученые. Но все же по причине многочисленности таких хадисов, в соответствии с критериями хадисоведения они приобретают уровень частичной достоверности (хасан ли гайрихи) и применимы в религиозной практике. Придерживающиеся мнения, что омовение не нарушается (богословы-шафииты)[6], приводят хадис о том, что «Пророк сделал кровопускание [одна из форм лечения, врачевания], затем совершил молитву, не обновляя омовения, а лишь промыв места, испачканные кровью»[7]. В качестве другого основного аргумента богословы-шафииты приводят случай (описанный в своде хадисов имама аль-Бухари) о ранении одного из сподвижников Пророка прямо во время молитвы и завершении им молитвы в состоянии, когда он истекал кровью[8]. Аргументация их состоит в том, что «пророк Мухаммад не сказал этому человеку о необходимости повторного совершения молитвы, хотя маловероятно, что он (да благословит его Аллах и приветствует) не был осведомлен о случившемся»[9]. Итак, если вы относитесь к тем, кто в религиозной практике следует действиям Пророка с трактовкой и каноническим акцентом богословов-ханафитов, то вам нужно знать следующее:

  • при внутреннем кровотечении омовение не нарушается;
  • если кровь выходит наружу и ее столько, что она течет, тогда омовение нарушается[10];
  • если человек испачкался кровью другого человека или, к примеру, животного, то омовение не нарушается. Единственное, что нужно сделать для восстановления канонической чистоты тела или одежды, так это по мере возможности смыть кровь.

Продолжая перечислять причины, нарушающие малое омовение:

3. Рвота, заполняющая ротовую полость[11].

4. Потеря сознания.

5. Сон в положении лежа или опершись на что-либо; что касается полусна (дремоты) сидя, то это не нарушает состояния ритуальной чистоты.

6. Громкий смех совершеннолетнего во время выполнения молитвы[12].

7. Соприкосновение мужчины и женщины.

Богословы ханафитского мазхаба считают, что состояние ритуальной чистоты при случайном, непреднамеренном, без особых ощущений прикосновении мужчины к женщине (или наоборот) не нарушается. Согласно шафиитскому мазхабу, при телесном соприкосновении женщины и мужчины, не являющихся близкими родственниками, состояние чистоты нарушается у обоих. Женщинами, близкими по родству, прикасание к которым не нарушает предмолитвенного состояния, являются те, на ком данному мужчине канонически запрещено жениться: мать, тети по отцу и по матери, племянницы, сестры, дочери, теща и т.д. (см. Св. Коран, 4:23). Жена входит в число тех женщин, при прикосновении к которым состояние ритуальной чистоты нарушается[13]. Наиболее рациональным и оптимально отвечающим современным реалиям в этом вопросе является мнение авторитетного правоведа нашего времени, доктора Вахбы аз-Зухайли. «Я считаю, – пишет он, – что случайное прикосновение к женщине (жене и, наоборот, жены к мужу) или прикосновение, не вызывающее плотского желания, не нарушают состояния ритуальной чистоты…» Тактильно-эмоциональная грань взаимоотношений супругов предельно чувственна и важна, поэтому им стоит быть максимально деликатными, проницательными и учтивыми друг к другу, дабы на фоне стремления постоянного сохранения ритуальной чистоты не было охлаждения как в духовной, так и в интимной стороне их совместной жизни. Богословы ханафитского мазхаба считают, что состояние ритуальной чистоты при случайном, непреднамеренном прикосновении к женщине не нарушается, даже если мужчина получает от подобного прикосновения какое-то наслаждение. В 43-м аяте 4-й суры Священного Корана при перечислении случаев, нарушающих ритуальную чистоту, употреблены слова «и если вы дотронулись до женщин». Один из авторитетных комментаторов Корана Ибн ‘Аббас считал: «Под словом «дотронулись» в данном случае подразумевается не просто случайное или обычное прикосновение, а половая близость. Именно в этом значении арабы употребляют выражение «ва ин ляямэстум» («и если прикоснулись вы»)». Существует несколько хадисов на эту тему, переданных женой пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) ‘Аишей: — «Иногда Пророк прямо перед молитвой-намазом целовал одну из своих жен, затем, не обновляя омовения, приступал к молитве»[14]; — «Бывало, что Пророк совершал ночную молитву-намаз, а я лежала неподвижно рядом. Когда он начинал совершать Витр, то [иногда] дотрагивался до меня своей ногой»[15]. Из приведенного хадиса следует, что Пророк дотрагивался до своей жены во время молитвы и продолжал молиться, не обновляя омовения; — «[Однажды] не найдя ночью Пророка в постели, я стала искать его в [потемках] комнаты на ощупь. В какой-то момент мои руки дотронулись до его ступни. Он совершал долгий земной поклон, обращаясь с молитвой: «Господи, я прибегаю к Твоей благосклонности (к Твоему довольству мною), удаляясь от гнева Твоего. И прибегаю к прощению Твоему, удаляясь от наказания Твоего. »[16]. Этот хадис тоже указывает на то, что состояние ритуальной чистоты не нарушается от прикосновения женщины. Шафиитские же ученые утверждают, что состояние ритуальной чистоты нарушается во всех случаях прикосновения мужчины к женщине независимо от того, будет это прикосновение случайным или преднамеренным[17]. Обосновывают они это приведенным выше аятом и считают, что выражение «дотронулись до женщин» необходимо понимать в буквальном смысле, поэтому любое прикосновение к женщине нарушает состояние ритуальной чистоты. Хадис же о поцелуе, приведенный ранее, по мнению богословов шафиитского мазхаба, является недостоверным, поэтому невозможно использование его в качестве аргумента [18].

8. Прикосновение рукой (ладонью) к половым органам.

Это требование лишь шафиитского мазхаба[19]. Во всех случаях нарушения состояния ритуальной чистоты, если верующий желает помолиться, необходимо заново совершить омовение. Хотя для особо трепетных в данном вопросе следует отметить: Сатана выискивает слабые стороны человека и начинает свое наступление. Всегда стоит помнить богословское правило – «убежденность не нарушается сомнениями». К примеру, человек знает, что недавно совершил омовение, однако, сомневаясь в действительности его (нарушил или нет), легко отстраняется от сомнений именно знанием о том, что оно было совершено.

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Здесь подразумеваются выделения у мужчин, предшествующие эякуляции (выходу семени). После семяизвержения потребуется уже полное омовение (гусль).

[2] Такого рода различия могут быть, но они не указывают на то, что пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) где-то и что-то забыл, а также не говорят о том, что какие-то ученые знают больше или меньше. Если оба мнения обоснованны и достоверны, то каждое из них применимо. В таких вопросах человеку легче и правильнее придерживаться мнения какой-то одной группы авторитетных богословов, чтобы не появлялось легкомыслие и пренебрежительное отношение, особенно в вопросах религиозной практики.

[3] Ученые ханбалитского мазхаба также говорили о нарушении ритуальной чистоты вследствие кровотечения, но добавляли: кровотечение должно быть значительным, обильным, что не имеет каких-то рамок, а определяется человеком самостоятельно. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 268.

[4] См., например: Аз-Зайля‘и Д. Насбу ар-рая ли ахадис аль-хидая [Водружение знамени для хадисов (книги) «Аль-хидая»]. В 4 т. Каир: аль-Хадис, [б. г.]. Т. 1. С. 37–43; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 20 т. Египет: Мустафа аль-Баби, 1972. Т. 2. С. 351–353; Ибн Абу Шейба А. Аль-мусаннаф фи аль-ахадис ва аль-асар [Свод хадисов и повествований]. В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1989. Т. 1. С. 162.

[5] Если за время его отсутствия молящиеся уже совершили часть ракяатов и он успел до приветствия, то, не совершая приветствия, отлучившийся восполняет то, что было им пропущено за время обновления омовения. Единственным условием является отсутствие произнесения слов во время отлучки.

[6] Богословы маликитского мазхаба единодушны с богословами-шафиитами в данном вопросе.

[7] Данный хадис является недостоверным (да‘иф). См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 1. С. 207, хадис № 241.

[8] См.: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 82.

[9] Некоторые ученые, например имам аль-Хаттаби, удивлялись такой трактовке данного случая, говоря, что «бесспорным является вопрос нечистотности (наджаса) крови и то, что наличие ее на теле или одежде делает недопустимым совершение молитвы в таком состоянии». То есть уже это однозначно говорит о том, что данному человеку необходимо было совершить молитву заново. См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 2. С. 352.

[10] Подробнее см., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 267, 268; аль-Маргынани Б. Аль-хидая [Руководство]. В 2 т., 4 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. Т. 1. Ч. 1. С. 15; Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1966. Т. 1. С. 135; аш-Шурунбулялий Х. Маракы аль-фалях би имдади аль-фаттах. С. 36.

[11] Согласно шафиитскому мазхабу, случаи, указанные в п. 2 и п. 3, состояние ритуальной чистоты не нарушают. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 270.

[12] Смех во время молитвы, который слышен и смеющемуся, и его соседу, нарушает как саму молитву, так и требует совершения нового омовения. Смех, который слышен только смеющемуся, нарушает молитву. Что касается улыбки, то она не нарушает ни молитву, ни состояние ритуальной чистоты. Данное положение исходит лишь из требований ханафитского мазхаба. См.: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар [Выбор для объяснения избранного]. В 2 т. Каир: аль-Фикр аль-‘араби, [б. г.]. Т. 1. С. 11.

[13] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 274; Аль-Джазири А. Аль-фикх ‘аля аль-мазахиб аль-арба‘а [Исламское право согласно четырем мазхабам]. В 5 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. Т. 1. С. 76.

[14] Хадис от ‘Аиши; св. х. Ахмада, Абу Дауда, ат-Тирмизи и Ибн Маджа. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 438, хадис № 7124, «хасан»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 1. С. 213, 214, хадис № 249 и пояснение к нему; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа) [Пути мира (издание перепроверенное, с уточнением достоверности хадисов)]. В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1998. Т. 1. С. 132, хадис № 4/64 и пояснение к нему; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 33, хадис № 86, «сахих».

[15] Хадис от ‘Аиши; св. х. ан-Насаи. См., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 1. С. 214, хадис № 250 и пояснение к нему.

[16] Хадис от ‘Аиши; св. х. Муслима и ат-Тирмизи. Там же. Хадис № 251 и пояснение к нему.

[17] Это не касается лишь близких родственниц. В число женщин, близких по родству, прикосновение к которым не нарушает ритуальной чистоты, входят те, на ком данному мужчине канонически запрещено жениться: мать, тети по отцу и по матери, племянницы, сестры, дочери, теща и т. д. (см.: Св. Коран, 4:23).

[18] Имам ат-Тирмизи утверждал, что слышал слова имама аль-Бухари о недостоверности этого хадиса. См.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 214. Подробнее о степени достоверности этого хадиса см.: ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа) [Пути мира (издание перепроверенное, с уточнением достоверности хадисов)]. В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1998. Т. 1. С. 132, 133, пояснение к хадису № 4/64 в сноске.

[19] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 278.

Читайте также: