Почему в древнем китае мужчины ходили с длинными волосами

Опубликовано: 17.09.2024

Длинные волосы у мужчин в Китае

Длинные волосы у мужчин в Китае можно заметить на всех фотографиях, сделанных в давние времена. Традиционно длинная коса, а также выбритая часть спереди — кто и зачем придумал такие прически и насколько они нравились китайцам, сказать сложно. И все же носить длинные волосы в Китае это была дань всех мужчин. Сегодня мы поговорим о том, какие волосы у мужчин были в Китае 200 лет назад, и какие прически сегодня носят китайские мужчины. Читайте следующий материал на страницах журнала о волосах volosyinform.ru.

Длинные волосы в Китае

Косичка была первоначально деталью прически чжурчжэньской или Маньчжурской династии, которая когда-то располагалась на северо-востоке современного Китая, но не была китайской территорией. В 1644 году армия захватчиков разгромила ханьских китайцев и завоевала страну. В стране установилась новая власть новой династии, взявшей себе имя – Цин.

Непременной принадлежностью китайца во времена маньчжурского господства считалась коса. В 1645 г. (2-й год правления императора Шуньчжи 顺治) был издан указ, предписывавший всем мужчинам в десятидневный срок обрить голову. В нем говорилось: «Кто выполнит указ — останется подданным нашего государства, кто замешкает с исполнением — будет наказан как сопротивляющийся властям разбойник».

Длинные волосы в Китае

Косичка была первоначально деталью прически чжурчжэньской или Маньчжурской династии

И далее ещё более выразительно: «Хочешь сохранить голову — должен лишиться волос, сохранишь волосы — лишишься головы». Цирюльникам вменяли в обязанность ходить по городу и насильно брить головы всем и каждому. При малейшем сопротивлении «разбойника» обезглавливали, а его небритую голову выставляли напоказ толпе. Всей этой процедуре придавался вполне определённый политический смысл: бритьё головы было показателем духовного подчинения китайцев маньчжурским завоевателям.

Длинные волосы у мужчин в Китае

Вскоре после этого было введено обязательное правило ношения кос для мужчин. Длинная коса считалась признаком верности маньчжурскому императору. Каждый китаец, сбрив волосы в передней части головы, оставлял нетронутыми волосы на темени, где и отпускалась коса. Если собственная коса оказывалась короткой, в неё вплетали искусственную — чем длиннее коса, тем солиднее выглядел мужчина. За отказ носить косу китайцу без всякого разбирательства отрубали голову. Если коса по какой-либо причине не могла вырасти, прибегали к искусственной косе: её можно было приобрести в магазине.

Исключение сделали лишь для монахов и священников, которые могли полностью сбривать волосы или отрастить их по своему усмотрению. Для всех остальных жителей действовало новое правило.

Дети кос не носили. До трёх месяцев у новорождённого вообще не стригли волосы. После этого торжественно совершалась первая стрижка и мальчиков, и девочек. Выстригалась вся голова, кроме «островков», волосы на которых собирались в пучки и перевязывались красной ленточкой. У мальчика эти пучки волос оставляли на обоих висках или на одном левом, а у девочки такой пучок оставляли на темени.

Длинные волосы у мужчин в Китае и мнение народа

Разумеется, нововведение вызвало широкое сопротивление по всему Китаю. У маньчжуров разговор был короткий — они установили политику «потеряй волосы или потеряй голову»; за нежелание изменить прическу полагалась смертная казнь.

маньчжур волосы

Мужчинам приходилось подбривать головы раз в 10 дней, чтобы косичка смотрелась ярко и выделялась

Однако и тут были свои подводные камни. Мужчинам приходилось подбривать головы раз в 10 дней, чтобы косичка смотрелась ярко и выделялась.

Вот как описывали современники эту прическу — «Первоначально это был знак покорности, которого требовал первый маньчжурский император только через год после захвата трона в 1645 году.

Китайцы брили переднюю часть головы, а волосы на затылке заплетали в косы. Они использовали не только собственные натуральные волосы, но и конский волос или черный шелк».

Интересно, что маньчжуры не издавали никаких эквивалентных правил о женских прическах- то есть в подавляющем большинстве случаев косичка предназначалась только для мужчин. Даже китайцы, проживавшие за границей, старались сохранять свои традиционные прически с косичкой, ведь их жизнь на чужбине была не навсегда, они планировали вернуться домой. И нужно было стараться не вызвать гнев властей.

В начале 20-го века повстанцы (в том числе молодой Мао Цзэдун) отрезали свои косы в качестве демонстрации неповиновения властям.

Постепенно Китай отходил от этого пережитка прошлого и императорского наследия. Косичка была отменена в Китае в 1911 году, когда маньчжурская династия была свергнута в пользу Республики. То есть символ эпохи ушел вместе с ней. В 1922 году последний император Пу И самолично отрезал свою косичку, чтобы показать, что Китай отныне шагает по новому пути.

Волосы у мужчин в Китае сейчас

На сегодняшний день прически у мужчин в Китае претерпели существенные изменения, хотя некоторая тенденция к удлиненным волосам просматривается. Китайские мужчины ухаживают за собой и всегда стараются соответствовать последним тенденциям моды. Мы составили подборку того, какие волосы у мужчин в Китае на сегодняшний день.

Мода Древнего Китая

Chi 002.jpg

История Китая насчитывает не одно тысячелетие, однако природный консерватизм его жителей привел к тому, что многие формы быта очень долгое время оставались неизменными.

В области моды, сложилась похожая ситуация и с течением веков, прически и стиль одежды хотя и постоянно изменялся, но всё же сохранил в общих чертах древнюю форму.

Прически

Мужчины носили прически из длинных волос, которые укладывались в тугие пучки на темени. Надо лбом, на висках и затылке волосы тщательно приглаживались, узел закреплялся шпилькой.
Монахи брили голову, детям также выбривали голову, оставляя небольшие пучки, которые завязывали шнурами.

Во времена маньчжурского господства в Китае был введен обычай, по которому все мужчины должны были брить переднюю часть головы, волосы на затылке заплетать в косу. Для того чтобы коса была длиннее, в концы волос вплетали шелковые шнуры.
Эта прическа стала символом угнетения китайского народа. Поэтому, когда начинались выступления против угнетателей, мужчины первым делом срезали косу.

В основе женских причесок лежал узел, пучок. Девушки носили волосы распущенными, перевязывали их лентами. Заплетали одну боковую, две височные косы. Иногда делали пучки над ушами, волосы на затылке распускались свободно. Женские прически были сложнее.

Часто прическа имела несколько проборов, симметричных валиков, петель. Для того чтобы волосяные петли были более устойчивыми, их наматывали на бархатные валики, промазывали клейкими составами.
Пучки в прическах в разное время кренились то на темени, то на затылке. Пучки были похожи на высокие петли, в каждой прическе — два-три пучка. Волосы с висков приподнимались вверх, легкая челка из мелких колечек или почти прямых волосяных прядей обрамляла лоб.

Челки были очень редкие, короткие, доходили до середины лба. Много вариантов женских причесок было без челок. На щеки выпускали пейсы, с висков спускали длинные прямые пряди, которые декорировались специальными парными украшениями.

Несмотря на сложность, прически производили впечатление легкости, изящества. По бокам прикрепляли цветы, веточки с мелкими почками, листьями. Украшения помогали крепить пучки, петли волос.

Chi 003.jpg

Все женские прически делались из прямых волос. Знатные дамы носили парики, которые были причесаны и украшены так же, как и естественные волосы.

Парики делали из шерсти животных, морской травы, шелковых шнуров, нитей, лент. Часто волосы прически посыпали сверху цветной пудрой, которая придавала желаемый оттенок. Волосы пропитывали маслами, эссенциями, лаками, смазывали воском.

Перед свадьбой волосы невесты скручивали в жгут или заплетали в тугую косу, укрепляя двумя длинными шпильками на темени, крест-накрест.
Для украшения в височные пряди вплетали цветные шелковые шнуры, гирлянды мелких цветов, нити жемчуга. Во время обряда венчания волосы невесты срезали под углом на висках, на лбу выстригали по прямой линии.

Головные уборы

Головные уборы по форме были разнообразны. Носили шляпы из тростника, стеблей растений, рисовой соломки, камыша, коры.
Большинство шляп имело коническую форму. Шили из прозрачного шелка, газа небольшие шапочки — основой служил проволочный каркас, картон, слой сильно проклеенного полотна. В торжественных случаях надевали головные уборы, напоминающие крыши пагод. Носили тюрбаны, головные повязки, войлочные колпаки.

Головной убор считали частью костюма, его не снимали даже в торжественных случаях. По украшениям на головном уборе можно было определить социальное положение обладателя.

Chi 001.jpg

Были распространены шапочки черного цвета, полусферической формы, которые сшивались из шести клиньев, околыша, завершением была пуговица, пришитая на макушке.

Украшения располагались не на костюме — они дополняли прически и головные уборы.

На гравюрах, вышивках можно видеть ленты, спускающиеся чуть не до земли, шнуры, нити бус. Из драгоценностей больше всего любили жемчуг и нефрит. Шарики из этого трудного в обработке камня использовали для четок, шпилек, лобных украшений. Прически и головные уборы украшали также цветами, листьями.

Косметика

Женщины сильно белились, румянили лицо, золотили зубы, придавали бровям зеленоватый отлив, наклеивали мушки разного цвета. В мушки вправляли дорогие камни. Любили пахучие масла, эссенции, для которых изготовляли пузырьки тончайшего фарфора.

Косметические средства стоили очень дорого, поэтому простое население применяло естественные красители — сок трав, листьев, цветные глины и мелки. Рабам применять косметику запрещали, на их лица ставили обезображивающее клеймо.

Большое внимание уделяли очкам, веерам, зонтикам. Зонт — аксессуар сословия, его украшали вышивкой. Вышитыми были также пояса, туфли, веера, детали одежды.
Китайская символика живых образов отводила большое место изображению пиона, волны, облака, персика, дракона, воды и огня, земли и неба.

Одежда и прическа

Нам ничего не известно об одежде яншаосцев; очень мало— о том, как одевались иньцы. Однако есть основания утверждать, что на протяжении I тысячелетия до н. э. одежда древних китайцев претерпела весьма существенные изменения. Речь идет прежде всего о составе древнекитайского костюма.

Подчеркивая отражение социальных различий чжоуского общества в одежде, один из государственных деятелей VIII в. до н. э. говорил: «Халат, шапка, передник, яшмовая табличка, которую держат в руках при аудиенции, пояс, плахта, обмотки и туфли… все указывает на соблюдение установлений, соответствующих рангу» [Legge, т. VII, 38]. В основном те же элементы костюма постоянно упоминаются и в более ранних чжоуских надписях на бронзе: «дарю тебе… головной убор, халат, передник и туфли» [Го Мо-жо, 1958. т. 6, 34]; «дарю тебе пурпурный халат… и красный передник» [там же, 72] и т. д. Таким образом, основными компонентами традиционного чжоуского мужского костюма были: головной убор, халат, пояс, передник, туфли.

Древние китайцы не стригли волос и в этом отношении противопоставляли себя юэсцам, носившим короткие прически. Единственно приемлемой с точки зрения общепринятых норм прической древние китайцы считали волосы, свернутые в пучок, закрученные на затылке и скрепленные шпилькой. Эта прическа сохранялась у китайцев вплоть до маньчжурского завоевания в XVII в., когда повсеместное распространение получили косы; восходит она к глубокой древности. В культурном слое яншаоских поселений нередко встречаются головные шпильки [Мяо- дигоу…, 62]; они чрезвычайно характерны и для иньского времени, когда для их изготовления использовалась слоновая кость [Сэкай, 131]. Об исключительном значении головных шпилек в иньское время свидетельствует иероглиф «фу»

(«мужчина») — изображение человека анфас со шпилькой в волосах. Этимология этого иероглифа проясняется в свете несколько более поздних письменных свйдетельств. По достижении совершеннолетия юноши проходили в чжоуском Китае своеобразную инициацию. Им укладывали волосы пучком и закалывали их шпилькой — с этого момента прошедший инициацию становился полноправным мужчиной [подробнее см.: Ли Ань-чжай, 49–51].

В отличие от женщин взрослые мужчины всегда носили головной убор — необходимый атрибут мужского костюма. «Без меня вы то же, что одежда без головного убора или река без источника», — говорится в «Цзочжуане» [Legge, т. VIII, 625]. В отличие от Европы в Китае не сформировался обычай снимать головной убор, входя в помещение и тем более приступая к трапезе: в средневековом Китае обедать или заниматься каллиграфией с непокрытой головой считалось для мужчины совершенно неприличным [Цзацзуань, 34]. Эти представления восходят по крайней мере к чжоускому времени. Когда циский правитель Хуань-гун опьянел на пиру и снял при всех свой головной убор, это было сочтено проявлением крайней разнузданности; три дня после этого Хуань-гун стыдился показываться на глаза придворным [Шан Бин-хэ, т. 4, 2]. Добавим попутно, что прическе и уходу за волосами чжоусцы придавали особое значение. Считалось необходимым мыть голову раз в три дня [Чэнь Хао, 154]. Для мытья головы использовали пшенный отвар [Шан Бин-хэ, т. 4, 10]. Правила хорошего тона предписывали детям вставать утром с петухами, мыть руки, полоскать рот и причесываться [Чэнь Хао, 152]. Находки гребней (преимущественно костяных) в стоянках эпохи неолита свидетельствуют, что уже яншаосцы и луншаньцы ходили причесанными. Традиция не прерывалась и в дальнейшем. Известны иньские гребни из слоновой кости, украшенные великолепным орнаментом [Сэкай, 131]. В чжоуское время считалось, что жена должна ухаживать за мужем «с полотенцем и гребнем» [Legge, т. VIII, 461]. Гребни были деревянные или из слоновой кости [Шан Бин-хэ, т. 4, И]. Образ гребня нередко используется в поэтических сравнениях, например:

В плотные, плотные груды ссыпают зерно;

в груды высокие, как крепостная стена,

гребню густому как будто подобна она

Одним из важных компонёнтов чжоуского костюма был, как отмечалось, халат.

В письменных источниках сохранились некоторые указания, позволяющие в общих чертах восстановить особенности покроя чжоуского халата. Он должен быть «не настолько коротким, чтобы было видно тело, и не настолько длинным, чтобы волочиться по земле» [Чэнь Хао, 315]. Халат кроился из 12 кусков ткани [там же], ширина которых составляла 2 чи 2 цуня (около 55 см) и зависела от конструкции ткацкого станка. Примерно такую же ширину имели ткани и в ханьское время; однако реальная величина единиц длины постепенно уменьшалась, и поэтому во II–I вв. до н. э. 2 чи 2 цуня составляли уже от 48,5 до 45,5 см [Лубо-Лесниченко, 18–19].

Рукава халата должны были иметь ширину 1 чи 2 цуня (около 30 см) [Чэнь Хао, 169], ширина халата на поясе — в три раза больше, а нижняя ширина — вдвое больше, чем на поясе [там же], т. е. около 1,8 м. Рукава были длинными настолько, чтобы, будучи завернуты, они достигали локтя [там же, 315]. Халат имел дополнительную полу в виде клина [там же, 169]. В квадратный вырез вшивался воротник высотой 2 цуня (около 5 см) [там же].

Легкие халаты шились без подкладки [там же]. Если же они имели подкладку, последняя обычно была другого цвета, чем сам халат:

Одежда на вас зеленого цвета,

вы желтый мой шелк для подкладки избрали

Зимние халаты подбивались шелковой ватой в «Цзочжуане» помещены слова некоего У Чэня, советовавшего правителю лично проинспектировать свою армию: тогда даже в холод солдатам будет казаться, что на них халаты на ватной подкладке [Шан Бин-хэ, т. 4, 16].

Халат непременно следовало подпоясывать: «не настолько низко, чтобы пояс давил на бедра, и не настолько высоко, чтобы он давил на ребра» [Чэнь Хао, 315]. Пояс делался из куска шелковой ткани; он закреплялся застежкой, причем свободные концы свешивались вниз:

Отрок на пояс привесил наперстье стрелка…

Пусть он на пояс привесил наперстье стрелка,

разве с моею сравнится искусством рука?

С поясом мужа он беззаботен и рад — кисти у пояса,

вниз опускаясь, висят [Шицзин, 78].

Поясные пряжки в позднечжоуское время делались из бронзы и нередко украшались инкрустацией [Го Бао-цзюнь, 51; Ань Чжи-минь, 1953, 100 и далее]. Наиболее крупные экземпляры из числа найденных в археологических раскопках достигают значительных размеров — более 20 см в длину [Го Баоцзюнь, 49].

Неотъемлемой частью чжоуского костюма был также передник — далекий аналог набедренной повязки или пояса стыдливости. Передник этот изготовлялся из кожи и имел ширину 2 чи (около 50 см) внизу и 1 чи наверху при длине 3 чи [Чэнь Хао, 171]. Он завязывался на поясе и спускался до колен. Этим, очевидно, объясняется ошибка Дж. Легга, употреблявшего в переводе слово Knee-covers; русский эквивалент этого выражения («наколенники») использован А. А. Штукиным в его переводе «Шицзина» (например, «в алых стоят наколенниках триста вельмож» [Шицзин, 179]; «наколенники ярким багрянцем сверкают» [там же, 226]; «заблестит наконец их наколенников яркий багрец» [там же, 242] и т. д.). Однако В. Эберхард еще в 1946 г. отмечал, что так называемые Knee-covers в действительности представляют собой Schurz («передник», «фартук») [Eberhard, 36–37].

Эберхард высказал также предположение, что древнекитайский передник южного происхождения. Это мнение было поддержано П. Серройсом, обратившим внимание на то, что в словаре «Шовэнь», составленном в I в. н. э., слово «передник» поясняется как «одежда южных варваров» [Serruys, 1969, 257]. К тому времени у самих древних китайцев этот компонент костюма уже вышел из потребления.

Туфли в чжоуское время были двух типов: на твердой (деревянной) и мягкой подошве. В надписях на бронзовых сосудах упоминается первый тип, в «Шицзине» — и тот и другой:

1. Преславный потомок, велик и прекрасен был князь,

спокоен и важен, — багряные туфли на нем [Шицзин, 193].

В золоте туфель сафьян [там же, 227].

Алые туфли и черный халат [там же, 399].

2. Туфель пеньковых пять пар подобрала она [там же, 122].

Легкие туфли свои из пеньки

он и в морозец согласен носить [там же, 129].

И в легких туфлях, свитых из пеньки, т

ам ходят по земле, покрытой льдом [там же, 275].

Древние китайцы надевали туфли на босу ногу. Когда однажды правитель царства Вэй устроил пир, то некто Шэн-цзы занял свое место, не сняв туфель. Правитель был разгневан. Но Шэн-цзы извинился и объяснил: «У меня на ногах чирьи, и, если Вы увидите их, Вам будет неприятно. Вот почему я не осмелился снять туфли» [там же, т. 8, 856].

Надевали обувь сидя, сначала на одну, затем на другую ногу, укрывая их халатом [Чэнь Хао, 7].

Читатель, конечно, обратил внимание на то, что при перечислении компонентов чжоуского костюма не были упомянуты штаны. Как и многим другим древним народам, чжоусцам и иньцам этот немаловажный с современной точки зрения предмет одежды не был известен. Поэтому когда в IV в. до н. э. правитель царства Чжао, Улин-ван, ввел в своей армии ношение штанов, заимствованных от северных соседей — кочевников, это означало поистине революционные изменения в традиционном костюме. Вскоре штаны вошли, во всеобщее употребление.

Несмотря на то что состав древнекитайской одежды претерпел на протяжении I тысячелетия до н. э. важные изменения за счет заимствования первоначально чуждых древним китайцам элементов, некоторые особенности ее покроя и манеры ношения оказались чрезвычайно стойкими. Речь идет, например, о манере запахивать верхнюю одежду.

Здесь приходится отметить одно недоразумение, вошедшее в русскую китаеведческую литературу е легкой руки такого крупного авторитета, как Н. Я. Бичурин (Иакинф). Во время своего длительного пребывания в Китае в начале XIX в. монах Иакинф постоянно носил китайскую одежду и должен был хорошо знать ее особенности. Однако в переводе династийной хроники «Чжоу-шу» он допустил труднообъяснимую ошибку. В тексте говорится о древних тюрках, и Иакинф переводит: «Обычаи тукюэсцев; распускают волосы, левую полу наверху носят» [Бичурин, т. 1, 229]. Это повлекло за собой целую цепь досадных ошибок [подробнее см.: Вайнштейн, Крюков, 182–186].

Между тем по крайней мере с иньского времени предки древних китайцев всегда запахивали верхнюю одежду только направо, так что левая пола оказывалась наверху. Правда, судить об этом по знаку «халат», встречающемуся в иньских надписях, трудно: как любой иньский знак, он мог иметь прямой и зеркальный вариант. Но на статуэтке, найденной в иньском погребении близ Аньяна, мы видим халат, запахнутый направо [Ли Я-нун, табл. 30]. То же самое прослеживается на всех без исключения известных в настоящее время древнекитайских изображениях чжоуского времени (рис. 33). Вполне закономерно, что на керамической форме, предназначенной для отливки детали бронзового сосуда и представляющей собой зеркальное изображение человека, халат на нем запахнут налево [Синь чжунго… табл. 51].

Манера запахивать одежду направо сохраняется у китайцев до сих пор — это одна из наиболее устойчивых черт китайской материальной культуры. Именно этой черте китайцы всегда придавали исключительное значение, рассматривая ее как показатель этнической принадлежности. Достаточно вспомнить высказывание Конфуция, в котором он оценивает заслуги Гуань Чжуна в борьбе с кочевниками: «Если бы не Гуань Чжун, мы все ходили бы непричесанными и запахивали бы одежду налево» (т. е. приняли бы обычаи «варваров») [Legge, т. I, 282].

Глава 1 Прическа как признак принадлежности

Глава 1 Прическа как признак принадлежности В Средневековье, равно как и в древности и вообще в традиционном обществе, вопрос внешности, в частности прически, менее всего был делом моды и личного выбора. Как правило, внешность человека определялась его принадлежностью –

5.16. «Рабская» одежда Антония и «варварская» одежда Андроника

5.16. «Рабская» одежда Антония и «варварская» одежда Андроника В рассказах Плутарха и Хониата об Антонии и Андронике есть яркая деталь, повторяющаяся у обоих. Хониат несколько раз пишет о привязанности Андроника к варварской одежде. Например, в Царь-Граде Андроник повелел

Прическа

Прическа В одном старинном сборнике обычаев говорится, что монахи обязаны мыть голову перед Вербным воскресеньем. При этом не уточняется, мыли ли они голову при других обстоятельствах (последнее вполне вероятно).Бенедиктинцы, бернардинцы, картезианцы, которые не стригли

Глава 1. Прическа как признак принадлежности

Глава 1. Прическа как признак принадлежности В Средневековье, равно как и в древности и вообще в традиционном обществе, вопрос внешности, в частности прически, менее всего был делом моды и личного выбора. Как правило, внешность человека определялась его принадлежностью —

5.16. «Рабская» одежда Антония и «варварская» одежда Андроника

5.16. «Рабская» одежда Антония и «варварская» одежда Андроника В рассказах Плутарха и Хониата об Антонии и Андронике есть яркая деталь, повторяющаяся у обоих. Хониат несколько раз пишет о привязанности Андроника к варварской одежде. Например, в Царь-Граде Андроник повелел

Одежда

Одежда Считалось, что партизаны должны обеспечивать себя одеждой в районах проведения своих операций. Поставка одежды по воздуху осуществлялась в отдельные районы, такие как, например, Крым, или была ограничена отдельными предметами одежды, которые партизанам было

§ 2. Одежда

§ 2. Одежда Легко предвидеть, что многим данная книга покажется очередной попыткой усложнить восприятие исторической действительности привнесением в нее не только понятия ментальности, действительно несколько расплывчатого и многообразного, но к тому же и рассуждений

IX Одежда

IX Одежда Старинная русская одежда представляет с первого вида большую сложность и разнообразие; но, присмотревшись к частностям ее, легко узнать во множестве наименований больше сходства между собою, чем отличий, которые преимущественно основывались на особенностях

Одежда

Одежда За два с половиной тысячелетия – с 3000 до 500 г. до н. э. мода сильно изменилась. Текстиль определенно был известен уже в 3-м тысячелетии до н. э., а до него использовались шкуры и овечья шерсть. Одежда шумеров, судя по изображениям на памятниках, вероятно, была сделана из

Одежда

Одежда Скифы также очень любили нарядные украшения на одежде. Они могли выполнить аппликацию с такой точностью и мастерством, что она походила на самую изысканную вышивку. Они делали для себя великолепную, но чрезвычайно практичную одежду, часто используя мех и кожу.

ХЛЕБ, МЯСО И ИМПЕРСКАЯ ПРИЧЕСКА

ХЛЕБ, МЯСО И ИМПЕРСКАЯ ПРИЧЕСКА Западные институты были усвоены японцами в определенной мере благодаря влиянию просвещенного императора. Муцухито превратился из недоступного первосвященника в монарха европейского типа, присутствовал на военных маневрах и

Манера одеваться, макияж, прическа

Манера одеваться, макияж, прическа Все это немаловажно и многое может рассказать о человеке, особенно о женщине. Женщина – актриса по природе и часто переодевается, вместе с одеждой меняя поведение и роль.Однако было бы ошибкой считать, что лишь женщины придают одежде так

Одежда

Одежда Но прежде чем окунуться в водоворот светской жизни, необходимо было запастись достаточным количеством костюмов, для того чтобы соблюдать светский «дресс-код». Лексиконы хороших манер напоминали, что «мужчины являются на завтрак в сюртуках. Жакет допускается

Одежда

Одежда Древние могилы и бабушкины сундуки Откуда мы знаем, как наряжались тысячу лет назад наши далёкие предки, что надевали они зимою и летом, в будни, в праздничные и печальные дни? Конечно, на многие вопросы отвечает в первую очередь археология. Особенно полезными для

Причёска

Причёска Мужчины издавна подстригали волосы ровно над глазами, подстригали и подбривали над ушами и на затылке; иногда оставляли падающими на плечи. Позже представители зажиточных слоев населения (дворяне, казацкая старшина, мещане) оставляли волосы на макушке. У воинов


Известный немецкий географ XIX века Фридрих Ратцель в своем труде «Народоведение» отмечал, что «китайская коса» у мужчинъ доходитъ до самой Индiи». И действительно подобная прическа стала своеобразной визитной карточкой жителей Китая. Однако на самом деле своей косой китайцы обязаны маньчжурской династии.

Завоевание государства Мин

В древности Маньчжурия представляла собой множество разрозненных владений. Эти владения порой объединялись в единое целое, но всякий раз снова распадались. И только в конце XVI века благодаря хану Нурхаци, основателю династии Цин, государство все-таки было образовано. Как утверждает автор издания «История мира», Роман Зарапин, в 1618 году Нурхаци отвоевал часть земель у Китая: некоторые территории Южной Маньчжурии и Ляодунского полуострова. Но это оказалось только началом. В 1643 году, уже после смерти сына Нурцахи, Абахая, провозгласившего себя императором, маньчжурские полководцы взяли Пекин.

Тогда же Пекин был провозглашен и маньчжурской столицей. Поэтому именно сюда завоеватели перевезли нового, но еще малолетнего императора. В сущности, так называемая Маньчжурская война продолжалась до 1683 года, пока все земли, некогда принадлежавшие государству Мин, не перешли во владение новых хозяев. Для того, чтобы упрочить свое положение маньчжуры не стали менять ни сложившуюся в Китае систему управления, ни народные традиции. Однако эта политика не коснулась внешнего вида жителей Поднебесной. Китайцев в буквальном смысле заставляли носить маньчжурскую одежду и прически.

Волосы или смерть?

Знаком подчинения новой власти стала и знаменитая «китайская косичка». Впрочем, поначалу, как пишет Елена Грицак в своей книге «Пекин и Великая Китайская стена», завоеватели приказали китайцам мужского пола вообще избавляться от волос на голове. Всем непокорным грозила смертная казнь, после которой отрубленная и уже обритая голова ослушавшегося китайца выставлялась на всеобщее обозрение на главной площади Пекина. Однако даже под страхом высшей меры наказания жители Поднебесной продолжали отращивать волосы. Иначе следующий указ, предписывавший ношение «китайской косы», вряд ли появился бы на свет.

По-видимому, тех, кто был не согласен с маньчжурскими порядками, было слишком много. Именно поэтому, по словам Грицак, представители династии Цин и разрешили китайцам брить головы так, чтобы на макушке оставался небольшой «островок» волос. Эти волосы следовало заплетать в косу. Впрочем, наказание за неисполнение указа осталось прежним. Тяжелее всего приходилось пожилым мужчинам, которые начинали лысеть. Для того, чтобы в буквальном смысле спасти свою жизнь, стареющие китайцы приобретали косы в лавках.

Отрезание косы как знак протеста

Так длинная «маньчжурская» коса стала своеобразной визитной карточкой китайцев. Но в связи с тем, что такая прическа являлась все-таки не исконно китайским атрибутом, а символом покорности империи Цин, многие жители Поднебесной ее попросту ненавидели. В качестве доказательства данного утверждения можно привести события, имевшие место во время Синьхайской революции 1911-1912 годов. Именно к этому моменту влияние династии Цин заметно снизилось. Причинами ослабления позиций стали и русская оккупация Маньчжурии, и условия Портсмутского мира после русско-японской войны, и тот факт, что в 1910 году страна Восходящего солнца сделала Корею своей колонией. Китайцы опасались, что аналогичная участь ждет и их.

Вышеперечисленные обстоятельства привели к Уханьскому восстанию, которое и положило начало революции в Китае, приведшей в свою очередь к свержению династии Цин. Как утверждает Виктор Усов, автор книги «Последний император Китая. Пу И (1906-1967)», в знак освобождения от маньчжурского ига, длившегося не один век, участники революционных выступлений срезали ненавистные косы, напоминавшие своим владельцам об их унизительном подчинении завоевателям.

Почему китайские мужчины носили косы?

Когда мы говорим про Китай и китайскую моду, сразу всплывает в памяти необычная мужская прическа – выбритая голова с «островком» волос на макушке и длинной косой.

Казалось бы, это вообще не должна быть прическа бравых мужчин, но тем не менее, почти 265 лет местные жители подчинялись закону и носили косичку. Это стало своеобразным символом Китая. И тем более удивительно, что прическа эта пришла из другой страны – Маньчжурии.

Косичка была первоначально деталью прически чжурчжэньской или Маньчжурской династии, которая когда-то располагалась на северо-востоке современного Китая, но не была китайской территорией. В 1644 году армия захватчиков разгромила ханьских китайцев и завоевала страну. В стране установилась новая власть новой династии, взявшей себе имя – Цин.

Почему китайские мужчины носили косы?

Новый император Китая, взявший тронное имя — Шунци, приказал всем китайцам сделать на голове косичку в знак подчинения власти.

Исключение сделали лишь для монахов и священников, которые могли полностью сбривать волосы или отрастить их по своему усмотрению. Для всех остальных жителей действовало новое правило.

Разумеется, нововведение вызвало широкое сопротивление по всему Китаю. У маньчжуров разговор был короткий — они установили политику «потеряй волосы или потеряй голову»; за нежелание изменить прическу полагалась смертная казнь.

Однако и тут были свои подводные камни. Мужчинам приходилось подбривать головы раз в 10 дней, чтобы косичка смотрелась ярко и выделялась.

Вот как описывали современники эту прическу — «Первоначально это был знак покорности, которого требовал первый маньчжурский император только через год после захвата трона в 1645 году.

Китайцы брили переднюю часть головы, а волосы на затылке заплетали в косы. Они использовали не только собственные натуральные волосы, но и конский волос или черный шелк».

Интересно, что маньчжуры не издавали никаких эквивалентных правил о женских прическах- то есть в подавляющем большинстве случаев косичка предназначалась только для мужчин.

Даже китайцы, проживавшие за границей, старались сохранять свои традиционные прически с косичкой, ведь их жизнь на чужбине была не навсегда, они планировали вернуться домой. И нужно было стараться не вызвать гнев властей.

В начале 20-го века повстанцы (в том числе молодой Мао Цзэдун) отрезали свои косы в качестве демонстрации неповиновения властям.

Постепенно Китай отходил от этого пережитка прошлого и императорского наследия. Косичка была отменена в Китае в 1911 году, когда маньчжурская династия была свергнута в пользу Республики. То есть символ эпохи ушел вместе с ней. В 1922 году последний император Пу И самолично отрезал свою косичку, чтобы показать, что Китай отныне шагает по новому пути.

Пользуясь безграничным влиянием маньчжуры насадили свой стиль не только в прическе. Было навязано носить маньчжурскую одежду не только ханьцам, а также и монголам и бурятам. Хотя маньчжурская прическа не совсем маньчжурская, она сохранилась со времен античности. Ее принято было носить и в империи хунну.

  • Популярное
  • Комментарии

28 декабря, 2018

27 октября, 2018

11 октября, 2018

NARA, Т 311, R 244, f. 280 № 698/39, секретно Командование Группы Армий "Юг" Командующий 18.09.1939 (идет война с Польшей) Из донесения начальника гражданской администрации следует, что солдаты в больших количествах перевозят грузовиками пакеты с награбленным через границу рейха и сдают их в немецких почтовых отделениях. Список с конфискованными посылками, а также донесение криминальной полиции г. Бреслау прилагаются. В тех случаях, когда отправитель неизвестен, Группа Армий "Юг" проведёт расследование и сообщит армиям их результат. Я прошу обращаться с преступниками со всей строгостью и результат доложить мне. Против командира 3-й роты 538-го дорожно-строительного батальона завести уголовное дело. Верховному командующему Люфтваффе направлена просьба разобраться с личным составом 8-й строительной роты 13-го корпуса люфтваффе. Чтобы предотвратить в будущем подобные действия, которые сильнейшим образом угрожают дисциплине и чести вермахта, я приказываю: 1. В армиях предпринять все необходимые меры для поддержания военной дисциплины и порядка и предотвратить мародёрство в любых формах. В особенности дать указания всем тыловым структурам жёсткими методами контроля и энергичными действиями немедленно вмешиваться в случаях нарушениях дисциплины. Каждого мародёрствующего солдата немедленно задерживать и как можно быстрее передать полевому суду. Армии издают необходимые постановления, дабы избежать затяжки таких дел из-за "ведомственной принадлежности". Всем судьям дать указание наказывать за мародёрство самым строгим образом. На непосредственного начальника (Disziplinarvorgesetzte) преступника заводить дело по § 147 свода военных законов. Против старших ответственных начальников действовать по § 142. 2.) Позаботится о том, чтобы как можно быстрее все солдаты были проинструктированы о поведении на территории противника. В особенности указать всем командирам тыловых структур на их ответственность за дисциплину подчинённых. 3.) Дать распоряжение, чтобы с настоящего момента во всех одиночных машинах, въезжающих из оккупированных территорий в рейх, проводился контроль ввозимого. Всё подозрительное подлежит конфискации. Группа Армий отдаст распоряжение о наблюдении за пунктами приёма посылок в больших населённых пунктах в силезском районе операции.

. "машина крино» — германской уголовной полиции"? . Не "крино", а "крипо".

ХОТЕЛОСЬ БЫ ПРОЧЕСТЬ О СПЕЦ ОПЕРАЦИИ ПО УСТРАНЕНИЮ УБИЙЦ ТЕРРОРИСТОВ ОЛИМПИЙСКОЙ КОМАНДЫ ИЗРАИЛЯ В ГЕРМАНИИ. БЛЕСТЯЩАЯ ОПЕРАЦИЯ ,КОТОРАЯ ВОШЛА ВО ВСЕ УЧЕБНИКИ ВОЙСК СПЕЦ НАЗНАЧЕНИЯ

Читайте также: