Почему у армянок густые волосы

Опубликовано: 17.09.2024

"Челка не так смотрится", "цвет волос получился неестественным", "хочу укладку, как у Бейонсе на этом фото"… Это история о том, какие чувства вызывают капризы и пожелания посетителей у работников салонов красоты.

Сфера услуг — одна из самых специфичных. Здесь действуют жесткие правила, нарушив которые, можно лишиться доходов. Работники этого сектора должны уметь улыбаться вопреки плохому настроению и сохранять самообладание в любой ситуации. Sputnik Армения в цикле статей расскажет, что же скрывается за приветливостью официантов, парикмахеров, санитаров и других тружеников сферы обслуживания…

Генерал Шарль де Голль с супругой Ивонной прибывают в Елисейский дворец (21 декабря 1965). Париж

Парикмахер с десятилетним стажем, проработавшая четыре года в Москве и шесть лет в Гюмри, рассказала в анонимном интервью Sputnik Армения о странностях клиентов и издержках профессии.

"Почти десять часов на ногах в плохо проветриваемом помещении, под постоянным воздействием разных химических веществ, — в этом в первую очередь заключается наша работа", - начинает свой рассказ девушка.

Действительно, список заболеваний, распространенных среди представителей этой профессии, довольно большой. В их числе — радикулит и остеохондроз, ведь приходится часто наклоняться и нехарактерно изгибаться, либо долго не менять статичного положения. Кроме того, парикмахеры часто страдают от варикоза, а также различных аллергических и кожных заболеваний, возникающих вследствие частого использования в работе красок, окислителей, смесей для химической завивки, лаков, аэрозолей, спреев и прочего.

Помимо этого профессия парикмахера, по словам нашей собеседницы, требует также огромной психологической выносливости. Ведь клиенты бывают разные…

По ее словам, сложнее всего работать с посетителями среднего достатка, именно они чаще всего ожидают нереального обслуживания. "Такие клиентки считают, что раз заплатили какую-то сумму, то мы должны сделать из них сказочных фей, на меньшее они не согласны", - говорит девушка.

Идеальный клиент, по ее мнению, должен излагать свои желания ясно, с пониманием относиться к тому, что какие-то детали прически в силу объективных причин могут отличаться от задуманного, и никогда не торговаться.

В салоне красоты — как на рынке?

Оказывается, есть такая категория клиентов, которая не соглашается с установленным прайс-листом и предлагает собственные расценки. Многие женщины, к примеру, выбирают самые дорогие средства и начинают торговаться. Однако мастерам абсолютно невыгодно делать скидку, поскольку цена на материалы остается неизменной, снижается лишь стоимость их многочасового труда.

Скупые клиенты – это плохо, но хуже, когда они еще и наглые…

"Как-то в канун Нового года в наш гюмрийский салон (один из самых престижных в городе. – ред.) позвонила девушка и настойчиво просила записать ее в очередь, хотя у нас был аврал. Сказала, что волосы у нее до плеч, и в итоге мы пошли ей навстречу, назвав при этом минимальную стоимость укладки. А она просто обманула. Волосы у нее были до пояса и невиданной густоты. Я за гроши потратила на нее битый час", - рассказала наша собеседница.

Парикмахер

Но история с недобросовестной клиенткой на этом не закончилась.: в следующий раз она закатила скандал из-за стоимости укладки. Это единственный случай, когда посетителя в этот салон больше не записывают.

"Самое интересное, что она, как мы позже узнали, ИТ-специалист и неплохо зарабатывает… До сих пор прихожу в ужас, когда встречаю ее в городе", - говорит она.

Самые нелюбимые клиенты

Проблемы мастерам в салонах красоты создают не только скупые, но и вечно недовольные или сверхпедантичные клиенты. "Есть такой тип людей, который за все время твоей работы не отрывает глаз от зеркала, пристально наблюдая за каждым движением. И даже когда очевидно, что стрижка или укладка пришлась им по душе, они обязательно уйдут с недовольным выражением лица", - посетовала наша собеседница.

Впрочем, сложнее всего с метросексуалами — это такие представители сильного пола, которые придают большое значение своей внешности, стиляги, говоря более понятным сленгом. Среди брутальных мужчин северной столицы Армении они встречаются нечасто, но один такой парень среди клиентов нашей собеседницы есть. По ее словам, молодой человек не довольствуется большим зеркалом салона и держит в руке еще одно, чтобы лучше контролировать взмах ножниц. Даже волосы феном сушит себе сам.

Еще одна проблематичная категория – безответственные клиенты. "Сколько раз мы просим записаться заранее, но некоторые неисправимы. Они приходят без звонка с уверенностью, что будут обслуживаться сей же час, и уходят обиженными, если этого не удается сделать", - рассказывает девушка.

Нанесение маникюра в салоне красоты

Она призналась, что они с коллегами, как это нередко бывает во всех салонах красоты, в шутку дают прозвища клиентам — "вампир", "бабник", "обуза", "вечно опаздывающая" и т.д.

Самые любимые клиенты

"Есть у меня одна клиентка, работает менеджером. Такая она яркая, классная, обладает невероятной энергетикой и харизмой. Работая с ней, заряжаешься позитивом на весь день, готов творить и креативить. Делаю ей самые невероятные, стильные прически", - делится с нами парикмахер.

По ее словам, очень приятно, когда клиент не напрягает, а просто сидит расслабившись, рассказывает о чем-нибудь или копается в телефоне, словом, дает мастеру спокойно поработать, а потом уходит радостный и довольный.

Культура чаевых или отличие московских клиентов от гюмрийских

"Никакая зарплата так не радует, как оставленные клиентом чаевые. Это благодарность за труд, твой личный заработок, которым не надо делиться с администрацией салона", - говорит наша героиня.

По ее словам, в Гюмри чаевые, как правило, оставляют мужчины: "У меня есть один клиент, бизнесмен, который оставляет 15-20 тысяч драмов (35-40 долларов) вместо требуемых двух тысяч (4-5 долларов) за стрижку".

Кто самый молодой парикмахер Армении?

В Москве же, напротив, мужчины оставляют на чай крайне редко. А вот женщины весьма щедры в этом плане. Кроме того, московские дамы любят побаловать своих парикмахеров и визажистов, покупая разные подарки во время командировок и отпусков.

Еще одним безусловным "плюсом" москвичек девушка считает не такие густые, как у большинства армянок, волосы: работать поэтому с ними намного проще.

А что происходит в армянских селах?

Если в городах практически на каждом шагу можно видеть вывески салонов красоты, то в селах они, как правило, отсутствуют. Кое-где сохранились старомодные парикмахерские, преимущественно мужские.

"Чтобы содержать салон, нужно платить налоги, а в сельской местности столько не заработать", - сказала в беседе с корреспондентом Sputnik Армения жительница села Ахурик.

По ее словам, сельские парикмахеры чаще всего работают по принципу бартерного обмена.

"Стригут просто по знакомству, а клиенты в качестве благодарности отправляют им яйца, молоко, сыр или другие сельхозпродукты", - говорит женщина.

К слову следует добавить, что модники и модницы из сельской местности, как правило, едут стричься и делать прически в ближайшие города.

Волосы армян

Волосы армян для многих из них являются гордостью. Черные, как смоль блестящие, густые и упругие — армянские девушки имеют одни из самых красивых волос в мире. Все это нередко дополняется густыми черными ресницами и бровями — армянские женщины зачастую сражают наповал своей красотой. Но нередко волосы армян на лице и теле доставляют им и неудобства — это касается и мужчин и женщин, особенно тех, которые посещают салоны красоты. Сегодня мы поговорим о том, какие волосы у армян, какой цвет волос у армян. Читайте следующую статью на страницах volosyinform.ru.

Армяне

Первым, кто ответил на вопрос о том, как выглядят жители Армянского нагорья, был Мовсес Хоренаци. Затем мы получаем представление о внешнем виде армян по сохранившимся монетам Арташесидов, на которых внешние черты изображённых царей практически не отличаются от черт жителей современной Армении. Антропологию армян изучали многие антропологи, поскольку армяне были единственными в регионе со своими уникальными характеристиками.

Различные учёные и антропологи утверждают, что армяне, принадлежащие к арменоидной расе, пришли из древних и средних веков, когда появился человек разумный. В Армянском нагорье он сформировался как южная ветвь европеоидной расы и остался неизменным на территории своего происхождения. Арменоидный тип сохранился с момента своего образования, и сегодня его отличительные черты обнаруживаются преимущественно среди армян. Арменоидный антропологический тип сформировался и развивался именно на территории Армянского нагорья.

Волосы армян

Армяне, по сравнению с кавказскими народами, имеют три отличительных признака. Это длинный профиль носа, густой третичный волосяной покров и плоский затылок. Ещё одна особенность связана с глазами. Глаза армян окружены густыми волосами: густыми бровями и ресницами. Еще одна особенность — низкое положение уголков глаз, что придает грустное выражение глаз армянам. Однако это очень распространённая переднеазиатская черта.

Волосы армян

Армяне, по сравнению с кавказскими народами, имеют три отличительных признака. Это длинный профиль носа, густой третичный волосяной покров и плоский затылок

Цвет волос у армян

Типичной армянской внешностью обычно считаются карие глаза и черные волосы. Однако иногда от некоторых исследователей можно услышать, что в древние времена среди армян, в особенности в горных районах Западной Армении, чаще встречались голубоглазые блондины.

В большинстве своём тёмно-каштановые волосы встречаются у 58% армян, а чёрный и средне-каштановый в общей сложности – у 38%. У остальных 6% волосы красно-каштанового цвета. У мужчин, имеющих чёрные и тёмно-каштановые волосы, бороды того же цвета; у обладателей каштановых волос – красного или красно-каштанового цветов, из чего можно сделать вывод, что только 75% армян имеют волосяное покрытие чёрного цвета. Каштановые и красно-каштановые волосы чаще всего встречаются у армян-выходцев из окрестностей озера Ван, а волосы чёрного цвета – на юге и на западе – у переселенцев с близких к Сирии территорий.

Сейчас светлые черты лица и волосы в большинстве своем сохранили армяне Амшена (современная Турция). Также нередко армян-блондинов можно встретить в самой Армении и Арцахе. Армяне с «отличающейся» внешностью нередко встречаются и среди известных личностей.

Волосы армян на лице и теле

Бороды и волосяные покрытия кожи у армян достаточно густые и обильные. Брови узкие, а лбы, в отличие от представителей динарской расы, арабов и турков, довольно покатые. Самые густые брови встречаются у армян, проживающих на востоке.

Брахицефалическое строение черепа и обильный третичный волосяной покров, наличествующие у армян, принадлежащих к арменоидной расе, присущи только представителям этой нации.

Волосы армян на лице

Бороды и волосяные покрытия кожи у армян достаточно густые и обильные

Например, антрополог Алексеев в 1974 году отметил, что арменоиды по волосяному покрову своих тел и лиц (у мужчин) не уступают народам, характеризующимся наибольшей густотой волосяного покрова, — у народа айны (Япония) и аборигенов Австралии, также имея отличительные от них черты.

Какие волосы у армян и особенности внешности

Армяне – одна из древнейших наций Ближнего Востока, принадлежащая к арменоидному (переднеазиатскому) типу евразийской (европеоидной) расы. Этот тип характеризуется коротким и округлым черепом, прямым, широким и средней высоты лбом, лицом умеренной величины, длинным и выгнутым носом, густыми бровями, широкими и тёмными (изредка – лазурными, и ещё реже – голубыми) глазами, длинными ресницами, густыми и тёмными (гораздо реже – русыми) волосами, светлой (реже – смуглой) кожей. Развит третичный волосяной покров. Рост выше среднего.

Рост армян, принадлежащих к арменоидной расе, зависит от географической среды обитания – так, армяне Вана, Багеша (Битлиса), Карина и Еревана выше соплеменников, проживающих на западе – в Кесарии, Мараше и Себастии, в то время, как рост армян, населяющих окрестности от Харберда до Тигранакерта, считался на общем фоне средним. Самые высокорослые – ванцы, средний рост которых – 169 см, а у армян Кесарии и Себастии – 164 см. Армяне для своего роста достаточно тяжеловесны: средняя масса тела – 72.5 кг.

Чистокровный армянин цвет волос

Современные нам писатели и художники, представляя древних армян, изображают их, как правило, черноволосыми. Надо полагать, что среди древних армян действительно преобладал черный цвет волос во всех его оттенках.

Светлые же волосы, благодаря своей редкости, в народе были в очень большом почете. Видимо поэтому в эпических песнях армян герои зачастую бывают красавцами с роскошными русыми волосами.

«Огонь волосы и борода у него из пламени».

Для более полного представления облика древних армян необходимо отметить и обычай ношения специальной повязки для удержания волос в порядке, называемой «Варсекал».

Такой обычай существовал у армян с древнейших времен. По величине и украшениям этих повязок отличались чины, власти, сословия древней Армении.

Они были большего или меньшего размера, с жемчугом, золотом или драгоценными камнями. Надо отметить, что не только вельможи, но и простонародье армянское тоже щеголяло своими волосами, о чем есть свидетельство в истории Фавстоса Бюзанда.

Но, наверное, самым лучшим свидетельством особой заботы армян о волосах служит обилие слов, созданных народом для выражения понятий тех или иных волос и причесок. Слов этих более 140.

волосы у армянок

Типичной армянской внешностью обычно считаются карие глаза и черные волосы

Если быть последовательным в рассмотрении вопроса о ношении волос у древних армян, то надо отметить и то, что с принятием христианства в эти обычаи были внесены некоторые ограничения.

Если длинные и распущенные волосы язычников считались символом мужества и величия, то в противоположность этому отцами церкви было введено пострижение как символ смирения.

Говоря об обычаях ношения волос мужчинами, нельзя обойти и представительниц прекрасного пола. Но как это ни странно, говорить о женщинах значительно труднее, хотя, несомненно, они заняты волосами гораздо более мужчин.

Возможно, потому что история не оставила нам никаких свидетельств, а может быть, и потому, что обычаи эти были подвержены изменчивой моде. Так оно или иначе, но все-таки сохранилось немало интересных фактов, рассказывающих о ношении, сохранении и заботе за своими волосами среди армянских женщин разных возрастов.

По понятию армянской девушки, обладательницы богатых волос, счастье длится так долго, как долго она сохранит свои волосы. А богатством надо дорожить, хранить его от недобрых глаз. Никому не дозволено прикоснуться к нему. А кроме того, необходимо принять специальные меры для его охраны.

И тут на выручку приходят разного рода чародейства и волшебные талисманы. В роскошных прическах девушки тайно хранят ожерелья, желательно, из камней синего цвета. Они предохранят от дурного глаза.

Интересно отметить и тот факт, что определенные прически соответствовали определенному возрасту, например:

Девушка со сплетенными в косу волосами считается уже невестой. Чем больше у девушки волос, тем больше у нее кос. Их должно быть всегда четное число — 2, 4, 6…

Старухи и женщины в возрасте более двух кос не отпускали. Отличие возрастов определялось еще и формой сплетения кос. У девушек коса плелась из нескольких пучков волос. у старух — только из двух. Кроме того, конец косы у девушки не завязан, а кончается расчесанным пучком волос. У старухи же коса сплетена до конца. Но бывали в жизни армянки случаи, когда, невзирая на возраст, она оставляла свои волосы в полном пренебрежении.


Испокон веков все народы придавали особое значение волосам. Это природное украшение одновременно указывало на принадлежность его обладателя к той или иной возрастной, гендерной, религиозной группе, социальную принадлежность.

ОДНИМ ИЗ ПРИЗНАКОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ УРОВЕНЬ КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ этноса, служил обычай ношения бороды и регламентация длины и количества волос на голове. Почти все народы Ближнего Востока и Северной Африки, европейцы, за исключением греков и римлян, предпочитали носить длинные волосы. У галлов длинные распущенные кудри считались символом мужества, благородства и свободы, короткие - признаком рабства и унижения.

Персы и парфяне также были поклонниками длинных волос и сложных причесок, сооружаемых часто с использованием накладных прядей и париков. Иллюстрациями и документами эпохи могут служить изображения рельефов Бехистунского и Персепольского архитектурных комплексов. Подход к укладке волос, равно как и к средствам гигиены и косметики этих древних народов, перешел к римлянам при первых императорах.

Уважение и трепетное отношение к бороде доносят до нас памятники раннего периода в развитии народов Передней Азии. Борода была символом мудрости, мужской зрелости и благоразумия, о чем свидетельствуют изображения правителей, жрецов, воинов.

Позднее обычай брить бороду впервые ввели ассирийцы в период, когда идеал красоты виделся в женственности. Затем это нововведение распространилось в быту египтян, римлян и греков. В иконографию богов и героев эти новшества не проникли - их продолжали изображать в старых традициях.

Армяне в древности испытали ассиро-вавилонское, а затем и греко-римское влияние в восприятии волос. Необходимым дополнением к облику армянина было ношение длинных густых черных волос и бороды. Летописец Мар Аббас Кати при описании прародителя армян, Айка, представляет его "быстрооким исполином с густыми кудрями". Другой герой Тигран I Ервандян, по его же словам, белокурый, с завитыми волосами и т.д.

Способ завивки волос, заимствованный у парфян, выражен у Мовсеса Хоренаци словом "агебек". Его примерами полны композиции пластики Хорсабада и Нимруда, равно как и нумизматические факты.

В ХIХ в. при описании армянского типа было обыкновение представлять армянина черноволосым. Предположительно у древних армян преобладавшим цветом волос был черный. Однако в эпических песнях прослеживаются симпатии к светлым волосам. Армяне своих народных героев-красавцев часто описывали блондинами. Один из примеров - Вахагн, который по эпической легенде также белокур: "У него (Вахагна) были огонь-волосы и борода из пламени".

В ПОСЛЕДНЮЮ ЭПОХУ ЯЗЫЧЕСТВА АРМЯН ЭТИ ПРЕДПОЧТЕНИЯ ПОРОДИЛИ практику окрашивания волос, заимствованную у западного мира. Однако ближе к V в. и далее эта практика все чаще встречала осуждение армянского духовенства.

Сопутствующим аксессуаром, используемым армянами для фиксации причесанных и завитых волос, была головная повязка. Легенды, исторические источники и артефакты доносят до нас сведения, связанные с этим атрибутом. Помимо своей функциональной принадлежности повязка, называемая по-армянски "варсакал", т.е. "удерживающая волосы", являлась также украшением, имеющим код. Ее размеры и стоимость отделки указывали на принадлежность носителя к той или иной социальной группе.

Около половины III в. до н. э. могущественный и мудрый еврей Шамбу Багарат был осыпан почестями армянским царем Вагаршаком I . Помимо права быть наследственным тагадиром, т.е. возлагать короны на Аршакидов, по словам упомянутого летописца Мар Абасса Катины, среди прочего ему было позволено носить меньшего размера повязку с жемчугом в три ряда, без золота и драгоценных каменьев.

Западные путешественники, описывающие армян, отмечают их как народ с густыми и благоухающими волосами. Последнее говорит о многом. Тщательная гигиена волос и использование благовоний были обязательными.

Рукописи сохранили упоминания о растении, используемом для приготовления армянами благовоний и масел для ухода за волосами. Это растение - нардос, широко известное во многих странах Востока.

Убедительным подтверждением особой заботы о волосах у древних армян является большой словарь терминов (более 140 слов), связанных с волосами. К сожалению, многие сведения безвозвратно утрачены, потеряно точное значение многих слов, связанных с феноменом волос в армянской культуре, многие слова и понятия этой группы изменили значение вплоть до противоположного.

В ХРИСТИАНСКОЙ АРМЕНИИ ДРЕВНИЕ КУЛЬТЫ БЫЛИ ЗАБЫТЫ. Смирение, в противоположность языческой гордости и надменности, стало добродетелью. Регламентация длины и количества волос утратила прежний смысл. Длинные распущенные волосы подлежали постригу как знак христианского смирения. Св. Иаков Мцбинский (IV в.), современник Григория Просветителя, отмечал: "и обреченный пусть отклонит от себя насмешливые речи, пусть не любит он украшения и наряды; не подобает ему завивать свои кудри и волосы и душить их благовонным маслом". Обреченными считались все христиане, отшельники, а также выбравшие путь служителя церкви.

Армянская церковь постановила для вступающих в церковнослужители сбривать волосы посреди головы и носить коротко стриженными, ссылаясь на тексты Священного Писания и конкретно на первое послание к коринфянам: "Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестие для него; но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала".

Вплоть до Х в. армянские историки ничего не говорят об обычае ношения волос. Но уже в середине Х в. в Верхней Армении епископ Иаков Сюникский и епископ Хосров сделали попытку ввести новое учение.

В согласии с учением епископа Хосрова, все, не принадлежащие к духовному сословию, с малолетства должны были отращивать волосы до перехода из отроческого в юношеский возраст. Их волосы длиной до плеч должны были ниспадать прядями и обрамлять лицо. Отсюда и происходит, по мнению Хосрова, слово "патани" - отрок, оцепленный волосами. При переходе из отроческого возраста в юношеский следовало стричь юношам волосы и называть их "ктрич" - стриженый, в переносном смысле - молодец. Это нововведение было воспринято духовенством как попытка возобновления языческих практик.

Рельефы армянских храмов Х-ХI вв. в Ахпате и Санаине сохранили изображения армянских правителей, священников, воинов и представителей простого народа. Налицо упрощение причесок: средне-стриженые волосы, прикрытые широкополой шляпой. Борода пострижена округло и довольно коротко, без следов завивки и укладки.

Дальнейший хронологический отрезок скудно освещен летописцами с позиций ношения волос и бороды у армян, а материальные памятники того времени не достаточно изучены. Жители Верхней Армении в средневековье находились под перманентным гнетом арабов и монголов, затем сменивших их турок и персов, что определенно повлияло на формирование новых обычаев ношения волос и бороды.

Далее в тенденциях и предпочтениях в прическах у армян наблюдается эклектика, замешанная на европейских и русских струях в лоне устоявшихся, исторически сложившихся норм.

У армян всегда ценились пышные, здоровые, длинные волосы, которые рассматривались как богатство их обладателей. Уход и процедуры, поддерживающие здоровье и внешний вид волос, не всем были по карману и зачастую вызывали злобу, провоцировали на коварные поступки с применением колдовства и магии со стороны завистников и недоброжелателей.

БЛАГОГОВЕЙНОЕ ОТНОШЕНИЕ К УХОДУ ЗА ВОЛОСАМИ И СОХРАНЕНИЕ ИХ ОТ СГЛАЗА было связано с широко бытовавшими в народе поверьями. Особенно нуждающимися в охране и судьбоносными по своей сути считались волосы девушек на выданье, молодых невесток и матерей. В ходу были всевозможные заговоры, действа, ритуалы, амулеты, талисманы и обереги.

Неблагоприятные условия иногда провоцировали болезни волос и паразитирующую фауну в густых волосах. Существовало множество средств для избавления от этих напастей - от частого мытья головы до лекарств. Популярным было использование минеральных и растительных веществ для окрашивания волос, предпочтительной была хна, воспринятая у арабов и персов. Женские прически формировались в тесной связи с формой головного убора. Прическа в своей основе состояла из 4 прядей или кос - двух передних и двух задних. Передние формировали раму для лица, а задние отбрасывались на спину и иногда доходили до пят.

Армяне диаспоры приноравливались к господствующим тенденциям местного субстрата, не в ущерб, однако, принятым в их среде правилам. У армян Грузии была установлена прическа, составленная из персидских и грузинских элементов. В Турции армянки были вынуждены покрывать голову тонким платком в соответствии с местными обычаями: волосы (пряди или косы) завертывались на голове, формируя прическу, затем покрывались платком. В Персии армянки имели свою характерную прическу с использованием местных традиций. Прическа несла информацию о ее владелице: подчеркивала возрастной, социальный статус и др.

Главную роль исполняли две передние пряди в виде локонов. Из рассказов тифлисских старожилов известно о наиболее популярной как у аристократов, так и в среде простонародья прическа под названием "кави-локон". Армянки отдали дань и прическе, изобретенной супругой царя Ираклия II, царицей Дарьей, - зилфик. С начала XIX в. эта прическа была забыта: ей на смену пришла накти.

Ритуалы, связанные с различными жизненными перипетиями в армянской среде, напрямую имели рефлексию на прическу. Бракосочетание, рождение ребенка, траур регламентировали свои правила. Особенно жесткими были требования к соблюдению траура. Многое в ритуалах, связанных с волосами, имеет у армян свои корни и рудименты еще с языческих времен.

И сегодня у армян сохраняется представление о волосах как о символе жизненной энергии, молодости, красоты. Стиль причесок разнообразен, но важность здоровья волос остается неизменной.


Фото: Григор Ханджян. «В горах», 1972 г.

Многие гости нашей страны, бывают приятно удивлены красотой армянских девушек. Действительно, Армения славится не только красотой своих женщин, но и их приверженностью семейным ценностям и традиционным нормам поведения, принятым в армянском обществе на протяжении нескольких тысячелетий. Настоящий армянин почитает мать до самого своего последнего часа, в тоже время оберегает жену и сохраняет честь дочери – ведь именно на их хрупкие плечи ложиться задача сохранения нации в том виде, в котором мы хотим ее видеть в будущем. Известный факт – женщина в Армении почитается как мать и хранительница очага. Именно она сохраняет род, его традиции, именно она первая придет на помощь своему супругу в трудный час. Можно ли раскрыть секрет привлекательности армянок и следовать ему или же это невозможно? Давайте разберемся.

Семья – это еще не все

Интересны армянских женщин не ограничиваются только домом и семьей. Характер армянских женщин – это характер воина света, и каждая из армянок сама выбирает на каком поприще ей сражаться. Многие из них является прекрасными профессионалами своего дела. Яркие свидетельства историков и эпиграфические надписи на стенах архитектурных памятников свидетельствуют о том, что армянские женщины средневековья внесли свой весомый вклад в их строительство. Монастыри и церкви, воздвигнутые ими, стали крупными очагами науки и культуры. Ряд имён армянских княгинь и цариц навечно вошли в историю страны, как имена армянских цариц-строительниц. На сегодняшний день армянки реализуют себя в самых разных сферах общества. Например, Рубина Пирумян – американский литературовед, профессор Калифорнийского университета, специализируется на армянском языке и литературе, автор работ по истории Армянского вопроса и Геноцида армян.

Хрустальные голоса армянок

Армянки известны как ведущие оперные дивы мировой сцены (Аракс Мансурян, Асмик Папян). Армянские певицы славятся не только красотой своего голоса, но и внешней привлекательностью. К ним смело можно отнести: Люсинэ Закарян, Изабель Байракдарян, Лусин Армаганян, Сирануш Гаспарян и уже упомянутые выше Аракс Мансурян и Асмик Папян. Уникальным остается и тот факт, что многие этнические армянки добиваются истинного признания в тех странах, в которых живут. Не будет далеко ходить за примером – несравненная Шер, богиня современной поп-музыки. Шер — певица с мировым именем. Ее песни знают в каждом уголке мира. Она лауреат и призер массы популярных и престижных наград. Ее фильмография впечатляет, а песни входят в первую десятку Billboard Hot 100 на протяжении многих лет.

«Свет мой зеркальце скажи. »

Красота как внешняя, так и внутренняя занимает огромное место в жизни армянок, а внешность армянок – предмет зависти многих. Все потому, что армянские женщины следят за собой на протяжении всей жизни и имея совершенно разные финансовые возможности для этого. Цены в армянский салонах красоты настолько демократичны, что вы с легкостью можете всегда иметь отличный маникюр и укладку без ущерба для семейного бюджета. Армянские девушки на первое место ставят чистоту и аккуратность, отсутствие дорогих украшений не умолит красоты в глазах армян, а вот неопрятность и запачканные вещи как на вас, так и на ваших детях и муже – запросто. За фигурой армянские девушки и женщины тщательно следят, стройность – это очень важная составляющая внешней привлекательности для армянок.

Витой локон цвета каштана

Армянки славятся своими прекрасными волосами, предметом зависти многих других женщин. Длинные, красивые волосы для армянской женщины – это прежде всего, уход и здоровый образ жизни. Такими волосами в древности славилась царица Саакануш. Молва о ее природной красоте и густых длинных черных волосах стала причиной появления многочисленных поклонников. Формула красоты, которую использовала наша царица, была очень проста: смесь из высушенного базилика, лепестков фиалки и оливкового масла настаивалась 40 дней, а затем втиралась в волосы от корней до кончиков. Этот старинный рецепт красоты всегда был в центре внимания химиков и парфюмеров, а сейчас хранится в Матенадаране – Институте древних рукописей.

Отсутствие вредных привычек и правильное питание (Армения славится своими прекрасными овощам и фруктами, чистой водой и горным воздухом) – основа красоты волос и кожи. Вместе с тем большое внимание армянки уделяют декоративной косметике, любят пользоваться ею, учатся как правильно это делать. Не случайно, одни из самых известных армянок мира Ким и Кайли Кардашьян каждая имеют свой косметический бренд, пользующийся бешенной популярностью. Красивые армянки живут не только в Армении, многие из них покорили своей красотой и умом другие страны и достойно проявили себя в области медицины, культуры, моды и искусства. Золотую плеяду самых завидных армянских невест возглавляет Диана Шнорхокян, французская пианистка, телеведущая, актриса, модель. Девушка родилась в 1984 году в Париже и являет собой прекрасный пример всестороннее развитой личности.

Вот далеко не полный перечень составляющих тайну привлекательности армянских женщин. И все же самым прекрасным для нас остается тепло рук матери, которое заключает в себе вечную любовь, возможно именно любовь к своей семье, народу и традициям – основа красоты армянских женщин.

"Челка не так смотрится", "цвет волос получился неестественным", "хочу укладку, как у Бейонсе на этом фото"… Это история о том, какие чувства вызывают капризы и пожелания посетителей у работников салонов красоты.

Сфера услуг — одна из самых специфичных. Здесь действуют жесткие правила, нарушив которые, можно лишиться доходов. Работники этого сектора должны уметь улыбаться вопреки плохому настроению и сохранять самообладание в любой ситуации. Sputnik Армения в цикле статей расскажет, что же скрывается за приветливостью официантов, парикмахеров, санитаров и других тружеников сферы обслуживания…

Генерал Шарль де Голль с супругой Ивонной прибывают в Елисейский дворец (21 декабря 1965). Париж

Парикмахер с десятилетним стажем, проработавшая четыре года в Москве и шесть лет в Гюмри, рассказала в анонимном интервью Sputnik Армения о странностях клиентов и издержках профессии.

"Почти десять часов на ногах в плохо проветриваемом помещении, под постоянным воздействием разных химических веществ, — в этом в первую очередь заключается наша работа", - начинает свой рассказ девушка.

Действительно, список заболеваний, распространенных среди представителей этой профессии, довольно большой. В их числе — радикулит и остеохондроз, ведь приходится часто наклоняться и нехарактерно изгибаться, либо долго не менять статичного положения. Кроме того, парикмахеры часто страдают от варикоза, а также различных аллергических и кожных заболеваний, возникающих вследствие частого использования в работе красок, окислителей, смесей для химической завивки, лаков, аэрозолей, спреев и прочего.

Помимо этого профессия парикмахера, по словам нашей собеседницы, требует также огромной психологической выносливости. Ведь клиенты бывают разные…

По ее словам, сложнее всего работать с посетителями среднего достатка, именно они чаще всего ожидают нереального обслуживания. "Такие клиентки считают, что раз заплатили какую-то сумму, то мы должны сделать из них сказочных фей, на меньшее они не согласны", - говорит девушка.

Идеальный клиент, по ее мнению, должен излагать свои желания ясно, с пониманием относиться к тому, что какие-то детали прически в силу объективных причин могут отличаться от задуманного, и никогда не торговаться.

В салоне красоты — как на рынке?

Оказывается, есть такая категория клиентов, которая не соглашается с установленным прайс-листом и предлагает собственные расценки. Многие женщины, к примеру, выбирают самые дорогие средства и начинают торговаться. Однако мастерам абсолютно невыгодно делать скидку, поскольку цена на материалы остается неизменной, снижается лишь стоимость их многочасового труда.

Скупые клиенты – это плохо, но хуже, когда они еще и наглые…

"Как-то в канун Нового года в наш гюмрийский салон (один из самых престижных в городе. – ред.) позвонила девушка и настойчиво просила записать ее в очередь, хотя у нас был аврал. Сказала, что волосы у нее до плеч, и в итоге мы пошли ей навстречу, назвав при этом минимальную стоимость укладки. А она просто обманула. Волосы у нее были до пояса и невиданной густоты. Я за гроши потратила на нее битый час", - рассказала наша собеседница.

Парикмахер

Но история с недобросовестной клиенткой на этом не закончилась.: в следующий раз она закатила скандал из-за стоимости укладки. Это единственный случай, когда посетителя в этот салон больше не записывают.

"Самое интересное, что она, как мы позже узнали, ИТ-специалист и неплохо зарабатывает… До сих пор прихожу в ужас, когда встречаю ее в городе", - говорит она.

Самые нелюбимые клиенты

Проблемы мастерам в салонах красоты создают не только скупые, но и вечно недовольные или сверхпедантичные клиенты. "Есть такой тип людей, который за все время твоей работы не отрывает глаз от зеркала, пристально наблюдая за каждым движением. И даже когда очевидно, что стрижка или укладка пришлась им по душе, они обязательно уйдут с недовольным выражением лица", - посетовала наша собеседница.

Впрочем, сложнее всего с метросексуалами — это такие представители сильного пола, которые придают большое значение своей внешности, стиляги, говоря более понятным сленгом. Среди брутальных мужчин северной столицы Армении они встречаются нечасто, но один такой парень среди клиентов нашей собеседницы есть. По ее словам, молодой человек не довольствуется большим зеркалом салона и держит в руке еще одно, чтобы лучше контролировать взмах ножниц. Даже волосы феном сушит себе сам.

Еще одна проблематичная категория – безответственные клиенты. "Сколько раз мы просим записаться заранее, но некоторые неисправимы. Они приходят без звонка с уверенностью, что будут обслуживаться сей же час, и уходят обиженными, если этого не удается сделать", - рассказывает девушка.

Нанесение маникюра в салоне красоты

Она призналась, что они с коллегами, как это нередко бывает во всех салонах красоты, в шутку дают прозвища клиентам — "вампир", "бабник", "обуза", "вечно опаздывающая" и т.д.

Самые любимые клиенты

"Есть у меня одна клиентка, работает менеджером. Такая она яркая, классная, обладает невероятной энергетикой и харизмой. Работая с ней, заряжаешься позитивом на весь день, готов творить и креативить. Делаю ей самые невероятные, стильные прически", - делится с нами парикмахер.

По ее словам, очень приятно, когда клиент не напрягает, а просто сидит расслабившись, рассказывает о чем-нибудь или копается в телефоне, словом, дает мастеру спокойно поработать, а потом уходит радостный и довольный.

Культура чаевых или отличие московских клиентов от гюмрийских

"Никакая зарплата так не радует, как оставленные клиентом чаевые. Это благодарность за труд, твой личный заработок, которым не надо делиться с администрацией салона", - говорит наша героиня.

По ее словам, в Гюмри чаевые, как правило, оставляют мужчины: "У меня есть один клиент, бизнесмен, который оставляет 15-20 тысяч драмов (35-40 долларов) вместо требуемых двух тысяч (4-5 долларов) за стрижку".

Кто самый молодой парикмахер Армении?

В Москве же, напротив, мужчины оставляют на чай крайне редко. А вот женщины весьма щедры в этом плане. Кроме того, московские дамы любят побаловать своих парикмахеров и визажистов, покупая разные подарки во время командировок и отпусков.

Еще одним безусловным "плюсом" москвичек девушка считает не такие густые, как у большинства армянок, волосы: работать поэтому с ними намного проще.

А что происходит в армянских селах?

Если в городах практически на каждом шагу можно видеть вывески салонов красоты, то в селах они, как правило, отсутствуют. Кое-где сохранились старомодные парикмахерские, преимущественно мужские.

"Чтобы содержать салон, нужно платить налоги, а в сельской местности столько не заработать", - сказала в беседе с корреспондентом Sputnik Армения жительница села Ахурик.

По ее словам, сельские парикмахеры чаще всего работают по принципу бартерного обмена.

"Стригут просто по знакомству, а клиенты в качестве благодарности отправляют им яйца, молоко, сыр или другие сельхозпродукты", - говорит женщина.

К слову следует добавить, что модники и модницы из сельской местности, как правило, едут стричься и делать прически в ближайшие города.

Читайте также: