Почему ребенок дергает себя за волосы

Опубликовано: 16.05.2024

Комментарии, отклики, вопросы
февраль 2004

Спрашивает Ольга
Мой сын (1 год и 4 месяца) постоянно тянет себя за волосы. Просыпается утром - и рука уже тянется к голове. Засыпает – тоже. И так целый день. Не важно, что он в этот момент делает – или играется чем-либо, или ходит по квартире или смотрит в окно. Почти всегда одна или две руки в волосах. При этом дергает себя довольно сильно, иногда даже вскрикивает "ай". Отвлечь не выходит. Руку отводишь – он вторую подносит. Книгу ему читаешь или во что-то играешься с ним – все равно. Началось это примерно с года. Сначала он пытался дергать за волосы всех окружающих, ему долго поясняли, что нельзя и отучили (хоть и не совсем). Потом он перешел на себя. И отучить совершенно невозможно. До года все никаких особых проблем с ним не было. Ребенок очень активный, подвижный. Рано начал ползать, ходить. На грудном вскармливании был до 1 года и 1 месяца. Кроме мамы с ним все время бабушка и дедушка. Вечерами и по выходным с ним играет папа. Ребенок веселый, общительный. Сейчас активно пытается говорить. Что можно сделать с этой проблемой?

Ответ
Ольга! Обращались ли Вы к невропатологу? Возможно, у малыша была какая-то родовая травма, которая сейчас дает о себе знать повышенной активностью, эмоциональностью, возбудимостью. Либо у малыша складывается темперамент холерика (наверняка об этом говорить еще рановато). Может, у ребенка был сильный стресс, испуг, на который Вы не обратили должного внимания? Попытайтесь вспомнить. Попробуйте провести курс расслабляющих массажей (в детской поликлинике, например). Старайтесь не перевозбуждать малыша, строго соблюдайте режим (дневной сон, раннее укладывание на ночь, соблюдение ритуалов отхода ко сну), больше гуляйте на свежем воздухе, перед сном не играйте в шумные игры, не показывайте боевики, новости. Старайтесь, чтобы жизнь малыша была спокойной и размеренной, без резких изменений, переизбытка эмоций.

Спрашивает Елена
Моей дочери 2 г. 6 мес., последнее время начала во всем винить себя. Я ругаюсь с мужем, она плачет: "Я виновата, что мамочка папу ругает. ", раньше, когда муж приходил с работы, она рассказывала, что мы делали, а сейчас (даже если я днем ее ругала), она начинает выдумывать: "Мамочка меня целый день целовала, обнимала, мы много играли, гуляли. ". Я стараюсь ее меньше ругать, часто обнимаю, но все замечают, что она стала молчаливой, постоянно лезет ко мне на руки. Я собираюсь выходить на работу, может быть, она чувствует, что будет видеть меня реже? Играет только со мной и спит с нами. Вспомнила бутылочку и просит ночью каши, днем ест мало, а ночью выпивает бутылку манной каши. Мне жалуется, что ее обижают (мальчишки на горке, бабушка. ). Я сомневаюсь, стоит ли мне выходить на работу, но предложение очень хорошее и я понимаю, что эти деньги нашей семье нужны. НЕ ЗНАЮ, ЧТО ДЕЛАТЬ.

Ответ
Елена! Возраст примерно от 2,5 до 3,5 лет характеризуется повышенной привязанностью к родителям. Ребенок как бы разрывается между любовью к маме и привязанностью к отцу, девочки часто говорят, что папа будет их мужем, ревнуют его к маме, у мальчиков все наоборот. Также в этом возрасте дети становятся «прилипчивыми», они всегда хотят быть рядом с мамой, потому что начинают отделять себя от нее (предвестник кризиса 3-х лет), со временем это проходит. Вы правильно делаете, что уделяете дочке больше внимания и ласки, сейчас ей это необходимо. Действительно, дети склонны винить себя в ссорах родителей, даже в их разводе (поэтому для них развод – тяжелая психологическая травма). Старайтесь не ссориться в присутствии ребенка, уходите в другую комнату, если уж «накипело»; объясняйте малышке, что она не виновата и что папа с мамой любят ее. В изменении поведения может быть «виновата» и работа, ведь Вы обсуждаете дома подробности будущей жизни (с кем будет оставаться малышка, какой режим работы и т.д.). Если уж выходить на работу сейчас необходимо, заранее подготавливайте малышку к будущим переменам. Рассказывайте, чем она будет заниматься в Ваше отсутствие (пойдет в садик, останется с бабушкой или другие варианты), как Вы будете приносить ей маленькие подарки (конфетки, безделушки), как будете играть вечерами. Рассказ должен быть оптимистичным, предельно подробным. Все необходимые перемены в жизни ребенка (начало посещения детского сада, приход в семью няни и т.д.) нужно произвести перед выходом на работу, заранее, чтобы малышка немного освоилась с новой жизнью.

Спрашивает Анастасия
Моей дочке 1,5 года. Три месяца назад она начала ходить в детский сад. Там ей сразу понравилось. Но вот уже вторую неделю она начала всех детей обижать. Отнимает у всех игрушки, даже если не хочет играть в них сама, толкается, дерется. Но есть особенность: бьет тех, кто больше всех плачет, психует, не может дать никакого отпора. Дома она ведет себя достаточно хорошо, никаких негативных эмоций не проявляет. Я ее никогда не наказываю, потому что она во всем поддается убеждению просто со слов. Беременность протекала очень хорошо, не было токсикоза. У меня нет никаких хронических заболеваний, стараюсь вести здоровый образ жизни. Семья у нас полная и благополучная.

Ответ
Анастасия! Ваша малышка адаптируется к общественной жизни, самоутверждается за счет более слабых, это вполне нормальное поведение! Поговорите с воспитателями, возможно, вместе Вы придете к решению проблемы некоторой агрессивности девочки. Ругать бесполезно, лучше предложить интересную игру, вовремя отвлечь, просто развести в разные стороны. Помните, что в таком «нежном» возрасте детишки только начинают постигать азы общения со сверстниками, им необходима помощь взрослых, а не наказания и упреки.

Спрашивает Елена Швидлер
Уважаемая Ольга Викторовна, спасибо Вам большое за Вашу работу! С огромным интересом читаю информацию на этом сайте и Ваши ответы на вопросы родителей. Впервые встречаю такого искренне заинтересованного и квалифицированного специалиста. У меня сын 2,9 лет. Беременность и роды без осложнений, развитие в норме. Правда, все врачи (да и я сама) считают, что мальчик у меня нюансированный, более глубокий и сложный, чем многие дети. Ни к одному из описанных Вами типов детей не подходит - смешиваются различные черты каждого из типов. Не смогла даже провести тест, предлагаемый Вами - у многих вопросов нет подходящего варианта ответа. Тем не менее, явных проблем и причин для тревоги у нас нет. Конечно, 3-летний кризис нас не миновал, слова "нет" и "не надо" - самые часто употребляемые, конечно мы упрямы и (иногда) зловредны, но мне кажется, что удается с этим справляться относительно атравматично для нас обоих. Иногда даже (без ложной гордости) проявляю черты педагогической гениальности. С его отцом мы давно разошлись, но отношения - дружеские, хорошие. Отец и сын друг друга любят и очень радуются встречам. Хотелось бы, чтобы встречи эти были почаще, но мужчина любит, как умеет. Конечно, мой Кирюша ревнует меня к моему новому другу, но думаю, что и это со временем устаканится, т.к. Андрей умеет вести себя с детьми и, на мой взгляд, делает все правильно. Смогут они подружиться, я уверена - надо просто еще чуть-чуть времени. Однако, беспокойство мое не проходит и чисто интуитивно (на уровне ощущений) чувствую, что есть какие-то проблемы. Скрытые, но есть. Иногда мне кажется, будто дите мне знак подает; понять не могу и тревожусь. Например - палец всю жизнь сосали и сосем (хочет спать, есть, недоволен, устал). Любимый цвет до недавнего времени - красный; писаем в горшок, а какаем - только в ванну. Страхов нет - не боится ни темноты, ни животных. А если чего-то пугается, походит и говорит, например, "дядя не страшный?!". Общителен со взрослыми, а с детьми - очень и очень выборочно. А самое главное мое сомнение следующее - очень много интереса и фантазий к "голым". Если видит, что я иду переодеваться (а с недавнего времени я стараюсь не делать это при нем), бежит за мной с криками "мама голя спинка" и старается прижаться к местам, не прикрытым одеждой. И кажется мне, что при этом у него эрекция. Что-то здесь не так. Как Вы думаете? Мне есть много еще чего рассказать, но думаю, что здесь места нет. Может, возможно Вашу очную консультацию получить. Спасибо заранее, Елена.

Ответ
Елена! В каком городе Вы живете? Я живу в Сочи, очная консультация была бы возможна, если бы мы жили в одном городе. Спасибо за оценку моей работы, стараюсь быть предельно полезной, отвечать на вопросы подробно и понятно. Теперь по поводу Вашего малыша. Вы перечислили несколько тревожных сигналов, но это лишь предвестники проблем. Сосание пальца – один из признаков ранимой, чувствительной психики (об этом говорит и «смазанный» темперамент). Странности с хождением на горшок встречаются у многих детей и, как правило, со временем проходят. Давайте больше физической нагрузки, чтобы тренировались мышцы живота («велосипед», поджимать и опускать ножки), возможно, в теплой воде мышцы расслабляются и ребенку становится легче опорожнить кишечник. Попробуйте провести тест "Рисунок семьи", пусть малыш нарисует не совсем человечков, но он все равно обозначит их как «мама», «Я», «папа». Посмотрите, как расположены фигуры на листе, какой цвет выбран (см. статью). Есть возрастные страхи, а есть приобретенные, если ребенок не боится темноты и животных, это хорошо, т.к. эти страхи чаще всего бывают приобретенными. Именно в возрасте около 3-х лет дети начинают интересоваться строением тела, сравнивают свое и мамино. Это вполне нормально, нужно поговорить с малышом, объяснить, что у мамы есть грудь, чтобы кормить лялю (он тоже сосал «сисю»), у мальчиков и у мужчин другая фигура (хорошо бы, чтобы папа тоже принял участие в объяснении). Т.е. объясните доступно, но без лишних анатомических подробностей. Недостаток информации порождает фантазии, а если ребенок увидит, что все это вполне естественно, что мама спокойно объясняет, не ругает, он успокоится. Конечно, старайтесь не показываться обнаженной перед ребенком, но и делать большую тайну из своего тела не стоит.


Материал подготовлен специально
для детского портала "Солнышко"
и опубликован 19 февраля 2004 г.

Fact-checked

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

  • Эпидемиология
  • Причины
  • Факторы риска
  • Патогенез
  • Симптомы
  • Формы
  • Осложнения и последствия
  • Диагностика
  • Дифференциальная диагностика
  • Лечение
  • К кому обратиться?
  • Профилактика
  • Прогноз


В педиатрической психоневрологии – при наличии непроизвольных движений, которые периодически возникают у ребенка вне зависимости от его желания, а прекратить их приступы усилием воли невозможно – может диагностироваться синдром навязчивых движений у детей.

Такие повторяющиеся стереотипные движения является либо частью общего невротического навязчивого состояния, либо бывают проявлением пароксизмального психоневрологического расстройства, либо рассматриваются как признак экстрапирамидных моторных нарушений.

Эпидемиология

По данным зарубежных экспертов, более чем у 65% гиперактивных детей, родители которых обращались к невропатологам, были проблемы при рождении или в ранний младенческий период. Но в 12-15% случаев выяснить истинную причину синдрома навязчивых движений у ребенка не удается из-за отсутствия полной информации.

Недавние исследования School of Medicine Washington University и University of Rochester показывают, что распространенность тиков составляет приблизительно 20% населения, а частота хронических тиковых расстройств среди детей составляет около 3% (с соотношение мальчиков и девочек 3:1).

Императивная мышечная моторика в виде тиков редко проявляется ранее двух лет, и средний возраст их начала – около шести-семи лет. У 96% тики присутствуют до 11 лет. При этом при легкой степени выраженности синдрома у половины пациентов к 17-18-летнему возрасту он становится практически не заметным.

Среди педиатрических пациентов с тяжелой или глубокой задержкой интеллектуального развития статистика синдрома навязчивых движений составляет 60%, и в 15% случаев такими движениями дети наносят себе повреждения.

Кстати, несмотря на свою связь с психическими расстройствами, есть дети и взрослые с нормальным интеллектом и адекватным уходом, которые имеют данный синдром.

trusted-source

[1], [2], [3], [4], [5], [6]

Причины синдрома навязчивых движений у детей

В преобладающем количестве клинических случаев специалисты связывают причины синдрома навязчивых движений у ребенка с неврозами стрессовой этиологии, нередко определяя данное нарушение как невроз навязчивых движений.

Данный синдром может наблюдаться при состоянии повышенной тревожности ребенка, синдроме раннего детского аутизма, а также синдроме Аспергера у детей.

В препубертатный период навязчивые движения у подростков могут быть симптомом развивающегося обсессивно-компульсивного расстройства.

Двигательные нарушения – синдром навязчивых движений у взрослых – подробно рассматриваются в публикации Нервный тик и статье Синдром Туретта. Кроме того, с возрастом усиливается фактор нарушений микроциркуляции в церебральных сосудах и угрозы ишемии головного мозга – в связи с атеросклерозом.

В детстве появление императивных стереотипных движений – в качестве признака нейродеструктивных расстройств – возможно при нарушениях работы ЦНС вследствие перинатального поражения структур головного мозга из-за гипоксии и церебральной ишемии, а также травм во время родов, приводящих к различным энцефалопатиям.

Данный комплекс симптомов считают коморбидным гиперкинетическому синдрому, свойственному для нарушений экстрапирамидной системы: поражении моторных нейронов боковых рогов спинного мозга; ствола и коры головного мозга; базальных ганглиев подкорки головного мозга; ретикулярной формации среднего мозга; мозжечка, таламуса и субталамического ядра. В результате возникают хорея, атетоз и гемибаллизм. Подробнее см. материал – Гиперкинезы у детей.

Отмечается целый ряд нейродегенеративных заболеваний, патогенез которых обусловлен мутациями генов и унаследованными неврологическими нарушениями, ассоциируемыми с появлением синдрома навязчивых движений у детей в достаточно раннем возрасте. Среди них отмечают:

  • генетические дефекты содержащихся в плазме клеток митохондрий (синтезирующих АТФ) – митохондриальные заболевания, нарушающие энергообмен в тканях;
  • врожденные поражения миелиновых оболочек нервных волокон при метахроматической лейкодистрофии;
  • мутацию гена PRRT2 (кодирующего один из трансмембранных белков тканей головного и спинного мозга), вызывающую пароксизмальные навязчивые движения в виде кинезогенного хореоатетоза;
  • патологическое накопление железа в базальных ядрах головного мозга (нейроферритинопатию), вызываемое мутацией в гене FTL.

Определенное место в патогенезе рассматриваемого пароксизмального моторного расстройства занимают патологии эндокринного характера, в частности, гипертиреоз и аутоиммунный тиреоидит у ребенка. А происхождение наследственной доброкачественной хореи, как показали исследования, заключается в мутациях гена тиреоидного транскрипционного маркера (TITF1).

Среди аутоиммунных заболеваний отношение к развитию непроизвольных движений также имеет системная красная волчанка, на определенной стадии развития приводящая к целому ряду патологий ЦНС.

Специалисты не исключают связи причины синдрома навязчивых движений у ребенка с состоянием кататонического возбуждения, индуцируемого некоторыми формами шизоаффектных состояний и шизофрении; черепно-мозговыми травмами; интракраниальными опухолевыми образованиями; церебральными поражениями органического характера с развитием глиозных изменений отдельных структур мозга; инфекциями – вирусным энцефалитом, Neisseria meningitidis или вызывающим ревматическую лихорадку Streptococcus pyogenes.

trusted-source

[7], [8], [9], [10]

Факторы риска

Ключевые факторы риска развития любой группы симптомов психоневрологического характера, в том числе, синдрома навязчивых движений у ребенка, подростка или взрослого – наличие патологий, приводящих к расстройствам движения.

Как показывает клиническая практика, данный синдром может затронуть любого в любом возрасте, однако мальчиков это касается в значительно большей мере, нежели девочек. Особенно часто навязчивые движения наблюдаются у детей, родившихся с умственной неполноценностью из-за генетических аномалий, при негативном воздействии на плод в период внутриутробного развития или вследствие развития постнатальных патологий.

trusted-source

[11], [12], [13]

Патогенез

Патогенез части гиперкинетических расстройств может заключаться в отсутствии баланса нейромедиаторов ЦНС: отвечающего за мышечные сокращения и расслабление ацетилхолина, управляющего движениями мышечных волокон дофамина, а также возбуждающих все биохимические процессы норадреналина и адреналина. Из-за дисбаланса указанных веществ передача нервных импульсов искажается. Кроме того, усиливает стимуляцию нейронов головного мозга высокий уровень натриевой соли глутаминовой кислоты – глутамата. При этом ингибирующая это возбуждение гамма-аминомасляная кислота (ГАМК) может быть в дефиците, что также вносит помехи в работу моторных зон мозга.

trusted-source

[14], [15], [16], [17], [18], [19], [20]

Симптомы синдрома навязчивых движений у детей

Наиболее часто проявляющиеся симптомы этого нарушения могут включать такие нефункциональные (бесцельные) движения (повторяющиеся и часто ритмичные) с участием мышц языка, лица, шеи и туловища, дистальных отделов конечностей:

  • учащенное моргание;
  • покашливание (имитирующее «прочистку горла»);
  • встряхивание рук, размахивание или скручивание;
  • похлопывание по лицу;
  • битье головой (о что-либо);
  • нанесение себе ударов (кулаком или ладонями);
  • бруксизм (скрежетание зубами);
  • сосание пальцев (особенно часто – большого);
  • кусание пальцев (ногтей), языка, губ;
  • дерганье за волосы;
  • собрание кожи в складку;
  • гримасы (лицевые тики);
  • однообразное колебание всего тела, сгибание туловища;
  • подобные хорее подергивания конечностей и головы (отрывистое кивание головой вперед, в стороны);
  • изгибание пальцев (во многих случаях – перед лицом).

Формы

Виды повторяющихся движений варьируются в широких пределах, и каждый ребенок может иметь свое собственное – индивидуальное проявление. Оно может увеличиваться со скукой, стрессом, волнением и усталостью. Некоторые дети, когда на них направлено внимание или они отвлекаются, могут свои движения резко прекратить, в то время как другие на это неспособны.

В дополнение к названным, у детей с синдромом навязчивых движений возможны признаки дефицита внимания, нарушения сна, расстройства настроения. А наличие приступов ярости и взрывных вспышек свидетельствует о синдроме Аспергера или обсессивно-компульсивном расстройстве.

trusted-source

[21], [22], [23]

Осложнения и последствия

Некоторые бесцельные движения могут вызывать самоповреждение. Кроме того, синдром может вызывать дистресс у ребенка, что приводит к некоторому снижению качества жизни, затрудняет общение и социализацию в детском коллективе; определенным образом влияет на способность к самообслуживанию и ограничивает сферу совместной деятельности вне домашней обстановки.

trusted-source

[24], [25], [26]

Диагностика синдрома навязчивых движений у детей

В первую очередь, диагностика синдрома навязчивых движений у ребенка требует качественной оценки типа движения и обстоятельств его возникновения, которые зачастую трудно определить. Тем белее что моторные стереотипы часто диагностируются у пациентов с умственными недостатками и неврологическими состояниями, но также могут встречаться у психически здоровых детей. К примеру, навязчивые движения у подростков, вызывающие подозрение на дегенеративное расстройство (миоклонус), могут быть совершенно нормальными у младенцев.

Необходим полный анамнез и физический осмотр ребенка – с оценкой имеющихся симптомов (которые должны присутствовать в течение как минимум четырех недель или дольше). Это будет подтверждать диагноз данного синдрома.

Чтобы выяснить его причину могут назначаться анализы:

  • общий анализ крови (в том числе определение гематокрита, массы циркулирующих эритроцитов, СОЭ);
  • анализ крови на уровень аминокислот, тиреоидные гормоны, антитиреодные антитела, волчаночный антикоагулянт, антистрептолизин и др.;
  • анализ мочи на белковые компоненты;
  • анализ спинномозговой жидкости или генетический анализ родителей (при необходимости).

Может использоваться инструментальная диагностика: электроэнцефалография; КТ, МРТ и УЗ-ангиография головного мозга, электромиография.

trusted-source

[27], [28], [29]

Дифференциальная диагностика

Обязательна дифференциальная диагностика, поскольку трудность определения данного состояния заключается в необходимость отличить его от других пароксизмальных неврологических проблем, связанных с хореей, миоклонусом, спастичностью, дистониями, судорогами.

Кроме того, необходимо дифференцировать проявления синдрома навязчивых движений и симптоматику височной эпилепсии – в виде приступов стереотипной моторики.

trusted-source

[30], [31], [32], [33]

К кому обратиться?

Лечение синдрома навязчивых движений у детей

Не меньшие проблемы вызывает и лечение синдрома навязчивых движений у ребенка, поскольку стабильно эффективных лекарственных средств при данной патологии не существует, и нет никаких доказательств эффективности терапии (особенно, когда движения не мешают повседневной жизни).

Чем лечиться, что пить при навязчивых непроизвольных движениях у детей? Если ребенок не имеет существенных отклонений в уровне интеллектуального развития, могут быть полезными занятия с детским психологом и упражнения, направленные на коррекцию привычки и поведенческие изменения. Но когда моторные расстройства могут травмировать ребенка, могут потребоваться определенные физические ограничения (например, если ребенок часто стучит головой, то он должен носить шлем).

Есть лекарства, которые с некоторым успехом используются при выраженных формах данного синдрома. Так как стресс является общим триггером для начала приступа, применяются антидепрессанты, такие как Тиоридазин или Сонапакс (только с трехлетнего возраста), Кломипрамин или Анафранил (только после пяти лет). Больше информации о противопоказаниях и побочных эффектах, которые могут перевесить преимущества данных препаратов, в материале – Таблетки от стресса, а также в публикации – Успокоительные средства для детей разных возрастных групп.

Медикаментозное лечение может включать церебропротекторные средства – ноотропы, чаще всего это Пирацетам (детям старше одного года), а также препараты на основе гопантеновой кислоты (Пантокальцин, Пантогам).

Рекомендуется давать детям витамины: С, Е, В1, В6, В12, Р.

Может дать положительные результаты физиотерапевтическое лечение: электропроцедуры, массаж, бальнеология, ЛФК.

Народное лечение не рассчитано на оказание помощи при пароксизмальных психоневрологических расстройствах, однако совет ходить босиком по траве, песку или гальке может воспринят положительно, учитывая пользу активизации рефлекторных зон на стопах.

В некоторых случаях положительный эффект дает лечение травами, для которого лучше всего использовать такие растения, как валериана (корни и корневища), пустырник (траву), перечную мяту и мелиссу (листья), лаванду и др. Детально в публикации – Успокаивающий сбор.

Как пресечь привычку ребенка тянуть за волосы?

Почему ребенок тянет волосы?

Дерганье за волосы, также как и толкание, кусание, облизывание или щипание — один из способов того, как ваш ребенок выражает себя и пытается получить контроль над его ближайшим окружением.

Есть несколько причин такого поведения, и наиболее вероятным объяснением является самое простое: ваш ребенок понял, как вызвать реакцию и хочет вызвать ее снова.

Ребенок так делает, потому что это просто весело, когда визжит старшая сестра, например, или нависает над ним в кроватке или забирает его игрушки, он так делает, чтобы это действие прекратилось.

Еще одна причина такого поведения вашего ребенка может быть в том, что у ребенка развивается когнитивное мышление, и он учится строить связи и выводы. Он тянет за волосы, чтобы попытаться контролировать развитие той или иной ситуации.

Скажем, его старшая сестра берет последнее печенье, и он тянет ее за волосы, чтобы она начала визжать. Вы можете вмешаться и попросить дочь поделиться печеньем. А в следующий раз она дважды подумает перед тем, как хвататься за последнее лакомство в вазочке.
И, наконец, если ребенок дергает за волосы самого себя, это может свидетельствовать о расстройстве или тревожности. Это также может указывать на определенный тип расстройства импульсивного контроля. Если вы обеспокоены тем, что ваш ребенок дергает себя за волосы или вырывает их, поговорите об этом с врачом.

Как предотвратить дерганье за волосы

Покажите ребенку, что это не метод управления

Один из ключей к подавлению агрессии вашего ребенка, это демонстрация того, что агрессией ничего не добьешься.
Если вы игнорирует то, что ребенок дергает за волосы, то такая его «тактика будет иметь плоды (потому что любой, кому дергают или рвут волосы, сделает все, чтобы удовлетворить ребенка и прекратить неприятные ощущения). Со временем, это только ухудшится, поскольку ребенок начнет понимать, что дерганье дает результат.

Ребенку невдомек все сложные модели и взаимосвязи между действиями, он понимает только то, что если дерганье за волосы заставляет маму взять его на руки и дать ему все, что он хочет — это хорошо.

Вместо этого, продемонстрируйте ребенку то, насколько напрасным является дерганье и вырывание волос. Например, если ваш ребенок потянул за волосы своего маленького друга, чтобы забрать игрушку, верните игрушку обратно в руки второму малышу, объясняя своему, что так делать нельзя. Ваши действия должны быть быстрыми и последовательными, потому что маленькие дети живут настоящим моментом и не запоминают значения давних действий.

Прервите такое поведение. Если вы словили ребенка за тем, что он схватил за клок волос, мягко уберите его руку и держите ее в своей, повторяя «Нельзя тянуть за волосы. Это больно»
Также можно использовать технику . Оставайтесь рядом с ребенком, но ничего не говорите ему и не позволяйте ничего делать на несколько минут.

Проговаривайте. Когда закончился, проговорите ситуацию с ребенком. Это важно, даже если у ребенка еще не развиты вербальные навыки для полноценного общения. Так вы показываете, что словами, а не хватанием за волосы, решаются проблемы.
Спросите ребенка, что он сделал неправильно, затем «почему это неправильно?».

Ребенок может сказать, что ему так нужно было, чтоб привлечь внимание или передохнуть от игры, но вы должны объяснить, что этот способ действия неправильный, и так можно навредить или сделать больно.

Не нужно ожидать, что произойдет чудо, и ребенок сразу перестанет делать «плохо». Маленькие дети учатся медленно, в процессе постоянного повторения, пока не поймут, что им это просто так с рук не сойдет. Попытайтесь не отчаиваться и продолжайте стоять на своем.

Когда ребенок будет лучше говорить, поясните ему, что вербальное выражение просьбы или требования решает проблему лучше, чем дерганье за волосы. Вместо того, чтобы схватить старшую сестру за косичку, нужно научиться говорить ей «нет», если она делает не так.

Не нужно тянуть ребенка за волосы в ответ. Никогда не пытайтесь научить ребенка тому, что «тянуть за волосы плохо» ответным действием, чтобы он почувствовал, как это неприятно. Он это делает, потому что пытается сказать или изменить — чтобы сестра перестала забирать игрушки, например. Если потянете его за волосы, чтобы он перестал тягать за волосы ее, вы внушите ребенку, что именно так можно изменить и подстроит поведение другого человека под свои нужды.


сохранение волос

Почему ребенок ест волосы?

У маленьких детей нередко проявляется странное поведение, которое взрослые не могут объяснить логическими догадками. К числу подобных странностей относятся ситуации, когда ребенок дергает себя за волосы, или пытается вырывать локоны волос у мамы.

Порой действия малышей становятся настолько интенсивными, что провоцируют облысение целых участков головы, или приносят боль маме. Рассказываем, что заставляет ребенка рвать волосы на голове и как отучить карапуза от странного поведения.

Причины возникновения трихотилломании

Важно понять, что трихотилломания относится к неврозам навязчивых состояний. Заболевание это в равной мере проявляется как у детей, так и у взрослых, как у мальчиков, так и у девочек. Трихотилломания характеризуется автоматическим, неосознанным рвением волос. В процессе этого трихотолломаны получают удовлетворение. При этом люди с таким неврозом сами не могут объяснить, почему они это делают, и почему получают от этого удовлетворение.

Сегодня детские психологи выделяют несколько причин, из-за которых ребенок вырывает волосы на голове. Среди них:

1. Стресс или потрясение эмоционального характера. Может проявиться в случае перенесения психической травмы.

2. Низкая самооценка ребенка. Такая причина характерна для детей, которые не получают от родителей необходимое им внимание. Как следствие, ребенок начинает рвать на себе волосы, чтобы обратить на себя внимание родителей, показать свои внутренние переживания.

3. Действие компенсаторного механизма. В таком случае дети вырывают себе волосы, если ожидают какое-то несчастье, выдуманное или реальное.

4. Существует также возможность того, что вырывание волос вызвано поведением родителя женского пола. Такой вариант применим к девочкам. Они могут видеть, как их мама, к примеру, выщипывает брови, и попросту повторять за ней. Но со временем у них может развиться зависимость, с которой они не смогут совладать. Но такое случается довольно редко.

Симптомы трихотилломании могут быть вызваны и чисто физиологическими причинами:

— болью в области головы или зудом;

— повышением внутричерепного давления;

— недостатком в организме таких элементов как медь или железо;

— в крайнем случае – наличием в головном мозге новообразования.

Что делать, когда ребенок дергает себя за волосы?

малыш дергает себя за волосы

Независимо от причины описанного поведения, не оставляй его без внимания и контроля.

Покажи, что агрессия не эффективна.

Главный ключ подавления агрессии младенца – убедительная демонстрация того, что подобные действия не приносят результата.

Если ты будешь игнорировать его дергание за волосы, поведение продолжит «работать» (потому что тот, кого дернули за волосы, скорее всего, сделает то, что требует малыш), и ситуация ухудшится. Карапуз усвоит, что подергивание волос приносит желаемые результаты.

Если же будешь слишком проникаться ситуацией, то тоже сыграешь малышу на руку. Например, родители часто забирают младенца на руки и пытаются отвлечь его прочтением сказки или каким-то другим увлекательным занятием, если он дергает за волосы или мешает старшим братьям и сестрам. Младенец не осознает сложности социального взаимодействия. Однако он поймет, что рвать волосы на голове у брата или сестры – действие, позволяющее оказаться на маминых руках.

Чтобы не следовать уловкам малыша, продемонстрируй бесполезность дергания за волосы. Например, малыш потянул за волосы товарища, чтобы отобрать игрушку? Отдай игрушку мальчику, и параллельно объясни собственному ребенку: «Мы не тянем волосы». Необходимо действовать быстро, чтобы метод работал, поскольку маленькие дети живут в настоящим моментом..

Останови негативные действия.

Когда поймаешь малыша с пригоршней волос в руке, аккуратно распутай волосы, затем возьми за руку и держи, пока говоришь наставление: «Мы не дергаем за волосы. Вытягивание волос причиняет боль».

Воспитание дисциплины можно продолжить методом, который Робертс называет «тайм-аутом». Оставайся с ребенком, но не разговаривай с ним и не вовлекай во взаимодействие, пока длится тайм-аут. Продолжительность подобного отстранения не должна превышать 1-2 минут.

Когда тайм-аут закончится, обсуди ситуацию с ребенком, который дергает себя за волосы или направляет агрессию на окружающих. Это важно сделать, даже если карапуз не обладает навыками для ведения подробного разговора. Обсуждение показывает, что разговор (а не выдергивание волос) является способом решения проблем.

Спроси малыша: «Что ты сделал неправильно?» и продолжи словами «Почему твои действия неправильны?». Не волнуйся, если он ответит: «Потому что ты не разговаривала со мной».

«Это нормальное проявление в детском развития», – утверждает Робертс. «Следуй намеченному направлению, сказав: «Да, я не стану разговаривать, если ты продолжишь тянуть за волосы. Но есть еще кое-что, о чем нам необходимо подумать. Нельзя тянуть за волосы других людей, потому что ты можешь причинить им боль».

Не ожидай моментальных чудес. Маленькие дети учатся трудным путем – им приходится многократно повторять одно действие, чтобы запомнить, что оно не сойдет с рук. Сохраняй последовательность в воспитании и старайся избегать разочарования, если ребенок продолжает рвать волосы на голове.

Когда малыш научится общаться словами и жестами, научи его решать сложности альтернативными вариантами: «Вместо того, чтобы дергать за волосы, что можно сделать, когда сестра забирает игрушку?». Помоги малышу научиться говорить «нет» сестре и выражать желания словами.

Не отступай.

Никогда не тяни младенца за волосы, чтобы продемонстрировать чувства жертвы. Ребенок рвет на себе волосы, потому что пытается что-то изменить – не позволить сестре взять игрушки. Если ты дергаешь малыша за волосы, чтобы он не дергал сестру, ты учишь, что подобный способ агрессии – это возможность изменить поведение человека.

Смоделируй желаемое поведение, которому должен подражать карапуз. Используй слова, чтобы выражать собственные потребности и не причиняй вреда другим, даже если сильно расстроилась.

Заключение

За привычкой ребенка дергать себя за волосы или рвать волосы на голове у других людей, обычно скрываются психологические причины. Это лишь метод малыша найти контакт с окружающими и заявить о своих потребностях. Старайся делать так, чтобы малыш не получал «плюшки», когда рвет волосы на голове сестры или заставляет лысеть собственную голову.

Постарайся показать, что когда карапуз дергает волосы, это приносит дополнительные неприятности. Также демонстрируй альтернативные варианты получить желаемое. Например, чтобы оказаться на руках у мамы, достаточно протянуть к ней руки, а, чтобы получить последнее печенье, можно выразить недовольство голосом.

Как решить проблему?

Некоторые родители, столкнувшиеся с тем, что их ребенок вырывает волосы на голове, пробуют решить эту проблему самостоятельно. Вместе с тем, от этого нужно отказаться. Трихотилломания – это невроз, избавиться от которого без помощи специалистов невозможно. Более того, если не обратится к ним вовремя, заболевание, по понятным причинам, может привести к облысению малыша.

Поэтому при выявлении проблемы, необходимо сразу же обратится к таким специалистам как детский невролог, психолог или психиатр. Лучший вариант действий – обратится сразу ко всем докторам, то есть провести консилиум. Если этого не сделать сразу, невроз может закрепиться и избавиться от него будет сложнее.

Таким образом, ребенок может рвать волосы на голове по нескольким причинам. Иногда появление навязчивого состояния вызвано прямыми действиями родителей. Но вне зависимости от того, что послужило причиной такого поведения, медлить в борьбе с ним нельзя. После выявления этой проблемы, необходимо сразу же проконсультироваться с врачом.

Укрепление и рост волос



Красный перец для роста волос:

Настойка из красного перца отлично помогает при выпадении волос, стимулирует их рост и избавляет от перхоти (на эту тему читайте также статью «Как избавиться от перхоти»). Половину стручка красного перца залить 250 гр. водки и настоять в темном месте в течение двух недель. Втирать настойку в кожу головы надо через день в течение месяца. При необходимости можно сделать перерыв 2-3 недели и опять повторить курс.

Аир от выпадения волос и облысения:

Приготовьте отвар из трех столовых ложек нарезанного корневища аира, проваренного в 0,5 литре уксуса (6-9%) в течении 15 минут. Втирать в кожу головы в течении недели.

Отвары для укрепления и роста волос:

1. 15 грамм шишек хмеля и 20 грамм лепестков и корней календулы заварить двумя стаканами кипятка. Втирать в корни волос ежедневно.

2. Смешать поровну подорожник, шалфей, ромашку, крапиву и душицу. Одну столовую ложку смеси заварить стаканом кипятка. Дать настояться в течении часа, а затем добавить туда мякиш черного хлеба до кашицы. Смесь ( в теплом виде) втереть в корни волос и завязать голову платком или полотенцем. Держать два часа, затем смыть теплой водой без применения шампуня.

3. Смешать поровну кору ивы и корневища и листья лопуха. 4 столовые ложки смеси залить литром горячей воды. Втирать в кожу головы три раза в неделю.

Трихотилломания диагностика

При диагностировании трихотилломании необходимо исключить такие недуги, как грибковые поражения и сифилис, при которых наблюдается полное облысение. Диагностика трихотилломании основана на осмотре больного и опросе пациента, членов его семьи. Врач должен собрать следующую информацию:

— что беспокоит пациента;

— какими болезнями болел в последнее время;

— есть ли наследственные заболевания у членов семьи пациента;

— какие препараты применял в последнее время;

— какой режим дня, питания, наличие физических нагрузок.

После опроса, врач делает осмотр пациента:

— врач оценивает жирность головы;

— исследует волосы на ломкость, отсутствие блеска, сечение кончиков волос;

— осматривает кожу головы на наличие дерматологических проблем (воспаление, шелушение и т.д.);

— определяет наличие, локализацию, степень поредения волос;

— выясняет вид выпадения волос (рубцовое, нерубцовое).

Почва для развития заболевания

Трихотилломанию провоцируют различные причины:

  1. Ученые проводят исследования для подтверждения генетической природы заболевания. Было установлено, что у ряда больных поврежден одинаковый ген – SLITKR1.
  2. Трихотилломания становится проявлением ряда других психических расстройств – шизофрении, депрессии, невроза, деменции. Выступает симптомом биполярного аффективного расстройства. В большинстве случаев патологическое выдергивание волос является навязчивым действием в рамках ОКР – обсессивно-компульсивного расстройства.
  3. Заболевание провоцирует органическое поражение головного мозга.
  4. Недостаток серотонина становится провокатором расстройства.
  5. Гормональные всплески по праву способны претендовать на роль в возникновении трихотилломании. Теория подтверждается фактом расцвета болезни в подростковом возрасте.
  6. Расстройство чаще формируется у людей с особым складом личности – мнительных, скрупулёзных, чувствительных.
  7. Трихотилломанию способны запустить сильные или длительные хронические стрессовые воздействия. Сильнейшее эмоциональное напряжение, возникающее во время стресса, требует выхода и находит его в такой извращенной форме.

Трихотилломания профилактика и прогноз

Бывает, что трихотилломания проходит сама по себе без внешнего вмешательства. Если патологическое выпадение волос является неизлечимым, в таком случае прогноз неутешительный в отношении выздоровления. В целом прогноз зачастую благоприятен. Необходимо обязательное проведение курса психотерапии, а устранение травмирующего фактора — цель профилактики трихотилломании. Отнестись к этой болезни нужно ответственно, поскольку пациенту нужно квалифицированное лечение трихотилломании и консультация психотерапевта.

Профилактические методы включают физическую активность (занятие спортом), любые маски для волос (чтоб волосы были недоступны), наращивание ногтей женщинам, отсутствие свободного времени, общение с друзьями, развлечения, прогулки, общение на форумах.

Возможно, будет полезно почитать:

  • Открытка-рубашка: мастер-класс ;
  • Как делать плетёный коврик из бумаги ;
  • Занятия по развитию речи в ДОУ ;
  • Конспект занятия по развитию речи в средней группе ;
  • Как сделать искусственные грибы ;
  • Конспект НОД по аппликации в первой младшей группе: Пирамидка Звезда аппликация в первой младшей группе ;
  • Сценарий игровой программы к дню знаний «веселые экзамены» Телепрограмма на 1 сентября ;
  • Проектная деятельность по изо в детском саду ;

Как проявляется

Заболевание проявляет себя внезапно. Больной начинает выдергивать волосы на любой волосяной части тела:

  • чаще – на голове;
  • брови;
  • ресницы;
  • лобок;
  • подмышки;
  • живот;
  • грудь.

Как замечают сами больные, желание выдернуть волосы настолько сильное, что импульс невозможно заглушить. После совершения действия появляется чувство приятного расслабления.

Для трихотилломана выдергивание волос – целый ритуал. Прядь особым образом накручивается на палец. Если волос короткий, он зажимается определенным способом.

Мальчик фиксировал волосяной пучок между указательным и средним пальцем. Большой прижимал к указательному, затем прокручивающим методом выдергивал волос за волосом. По словам матери, так был удален весь волосяной покров головы. После малыш переключился на брови и ресницы.

После проведенного ритуала человек должен убедиться, что волос удален. Больной проводит прядь между зубами, откусывает луковицу.

Типичным является трихофагия – поедание вырванных прядей. Случается, что больной съедает даже чужие волосы. Явление было замечено еще в 18 веке: французский врач обнаружил у мальчика 16 лет волосяной ком в ЖКТ.

Кроме трихофагии, трихотилломанию сопровождают обгрызание ногтей, травмирование кожи. Больные вырывают шерсть у животных, вытягивают нити из тканевого полотна.

Еще одна разновидность расстройства – трихотемномания: человек «прорежает» седые волосы, полагая, что таким образом снимает зуд.

Выдергивание волосяных прядей может быть тотальным, до полного облысения, или зональным. Облысевшая кожа имеет обычный вид с четко обрисованными фолликулярными устьями.

Трихотилломан совершает ритуал осознанно и неосознанно. Бессознательно процесс происходит в состоянии скуки, одиночества, при выполнении обыденных действий – разговор по телефону, просмотр телевизора, чтение книги. Неосознанные импульсы рождаются как в спокойном состоянии, так и в период пикового нарастания напряжения. После совершенной аутодепиляции человек впадает в недоумение, когда присутствующие рассказывают ему о содеянном, так как не помнит, как совершал ритуал.

Проводя процедуру осознанно, больной тщательно подготавливается к ней. Готовит инструменты, старается уединиться.

Люди с трихотилломанией тщательно скрывают места вынужденного облысения. Для этого они используют подручные способы. Надевают головные уборы, шарфы, парики. Делают татуаж бровей, наращивают ресницы.

Замечая, что ребенок постоянно грызет ногти, ковыряет в носу, сосет палец, грызет губы до крови, кусает подушку, родители стремятся поскорее искоренить эти привычки, так как они считаются непристойными или, по крайней мере, не эстетичными. Зачастую родители подходят к вопросу достаточно жестко: стремятся убрать нежелательные навыки ребенка, применяя насильственные методы воспитания (ругань, запреты, наказания). Это не приводит к желаемому результату, а иногда, наоборот, закрепляет привычку еще больше, потому что эти действия связаны у ребенка чаще всего с преодолением возникшего страха или стресса.

В этом случае гораздо важнее выяснить, почему это действие возникло и закрепилось. Нужно внимательно понаблюдать за ребенком, его окружением и эмоциональным состоянием и постараться определить причины.
Причины возникновения привычек

Большинство негативных привычек детей возникают не сразу, а поэтапно. Сначала они являются нормальным поведением раннего возраста, когда еще не до конца сформированы те или иные структуры нервной системы. Эти действия, по сути, пока не являются привычками в полном смысле слова и могут постепенно пройти сами, если развитие ребенка идет гармонично. Например, сосание пальца или других предметов обусловлено сосательным рефлексом, который в норме формируется еще до рождения и пропадает после четырех лет.

Также существуют объективные факторы окружающей среды. Так, ковыряние в носу может быть вызвано сухостью слизистой оболочки носа из-за постоянной низкой влажности воздуха в помещении.

Еще один фактор – подражание поведению родителей: то, как ведут себя родители, является для детей нормой. Поэтому, хотят этого родители или нет, если у них самих есть какие-либо вредные привычки, ребенок, скорее всего, будет их повторять.

Если какое-то действие начинает ассоциироваться у ребенка с положительным эмоциональным состоянием или уменьшением отрицательных эмоций, то оно начнет повторяться и постепенно станет привычкой. Когда положительные эмоции ассоциируются у ребенка только с этим действием и ничто другое не ослабевает тревожности и не доставляет ему радости, привычка становится невротической. То есть ребенок начинает совершать эти действия подсознательно, автоматически, чтобы испытать положительные эмоции или войти в комфортное состояние.

Тогда возможными причинами закрепления привычек могут быть следующие:

Сильный стресс. Он может быть вызван жизненными событиями, серьезными переменами. Примерами таких событий могут быть поступление в детский сад, школу, смена учебного заведения, переезд, рождение младших братьев и сестер, смерть кого-либо из членов семьи.

Несоответствующая возрасту учебная или умственная нагрузка.

Неблагополучная эмоциональная обстановка в семье: ссоры родителей, особенно при детях.

Авторитарные, жесткие методы воспитания или, наоборот, игнорирование ребенка.

Недостаточное внимание к ребенку, неудовлетворение его потребностей, отсутствие проявлений любви к нему, эмоциональная холодность родителей.

Пережитое ребенком насилие.

Лучше, конечно, сразу предотвращать закрепление привычки. Когда вы впервые замечаете, что ребенок начал, например, регулярно класть палец в рот, необходимо мягко, но четко останавливать его. А после необходимо предложить малышу какую-то замену этого действия. Вы можете отвлекать его какими-то интересными заданиями, совместными делами, играми. Понаблюдайте, в какие моменты он совершает это повторяющееся действие, а когда нет. Используйте эти наблюдения, чтобы в следующий раз переключать его внимание с этого действия.

Пока привычка еще не сформировалась, объясняйте ребенку, почему вы просите его так не делать. Главное – не реагировать на это поведение чересчур эмоционально, не стоит ругать или наказывать за него. Старайтесь не акцентировать на этом внимание, а также не обсуждать поведение ребенка как проблему с другими людьми, особенно при сыне или дочери. Ваше отношение к этой привычке сильно влияет на ребенка, ведь он перенимает ваши эмоции, чувствуя еще большую тревогу и напряженность

По возможности ограждайте ребенка от стрессовых ситуаций и лишнего напряжения. Понятно, что невозможно исключить из жизни все негативные события и избежать волнений. Однако постарайтесь какое-то время, пока отучаете ребенка от привычки, никуда не ездить, соблюдать стабильный режим дня, следить за его учебной нагрузкой, нечасто встречаться с новыми людьми, чтобы у него было минимум дополнительного стресса в этот период.

Если выяснилось, что ребенок чего-то боится, разберитесь с его страхами. Это можно сделать как на консультации у психолога, так и дома с помощью методов арт-терапии.

Важно принимать чувства ребенка, чтобы он впоследствии научился осознавать собственные эмоции, выражать их словами, а не накапливать внутри. Вы можете показывать пример конструктивного поведения, проговаривая чувства, которые возникают у вас и у самого ребенка во время конфликтных ситуаций. При этом важно спокойно выдерживать и его негативные чувства, показывая, что он имеет на них право. Таким образом будет происходить развитие эмоционального интеллекта, который является важной составляющей здоровья и успеха ребенка в будущем.

Читайте также: