Почему мусульмане носят бороду

Опубликовано: 17.09.2024

Что значит борода в исламе?

  1. Значение бороды в исламе
  2. Какой она должна быть?
  3. Почему сбривают усы?
  4. Традиция в наши дни

Ношение бороды в исламе – зачастую предмет бурных споров среди приверженцев Корана. Отношение к этому атрибуту внешности даже среди учёных многообразно и крайне противоречиво. Являясь сунной пророка Мухаммада, борода скорее относится к культурному феномену, чем к религиозному. Современность, культурные и социально-политические трансформации в мире усиливают тенденцию к необязательному ношению бороды среди мусульман. Символическое религиозное значение бороды сохраняется, но не остаётся доминирующим, изменяя свою культурно-традиционную значимость.



Значение бороды в исламе

Людское мнение о мужской бороде зачастую бывает полярным: кто-то воспринимает её в качестве модного атрибута, а кто-то расценивает её ношение как дурной вкус. Тем не менее в любой традиционной культуре она является символом мужской идентичности. Юноша с молодой порослью уже воспринимается по-другому, более мужественным. Недаром в древности на Руси сбривание бороды вызывало подозрения о принадлежности к нетрадиционной ориентации.

Мусульманская же борода – это прежде всего дар Всевышнего. Это символ, который в зависимости от культурных особенностей веры и времени содержит в себе те или иные особенности и религиозное наполнение.



Если спросить верующего мусульманина, для чего он носит бороду, то самым простым ответом будет ссылка на пророка Мухаммада. Однако тема не так уж проста даже для самих мусульман. Вопрос об обязательном или необязательном ношении бороды и поныне остаётся дискуссионным. Тема муссируется среди исламских правоведов и богословов, в научных кругах. Эта полемика и по сей день носит довольно острый характер. Одним из главных её аспектов является вопрос, что означает ношение бороды для последователей ислама – фард (обязательное предписание) или сунна (желательная, рекомендуемая традиция), и является ли сбривание бороды харамом (грехом).



Исламская религия включает немало религиозных течений:

  • сунниты;
  • хариджиты;
  • мурджииты;
  • шииты;
  • мутазилиты и прочие.

Каждое течение имеет собственный свод правил и установлений, которые адепты в своём большинстве стараются строго соблюдать. Поэтому для одних мусульман удаление тех же усов – процедура обязательная, для других – желательная к исполнению, для третьих – запрещена, а иные, вообще, поступают по собственному усмотрению. Хотя некоторые религиозные авторитеты полагают, что бритьё усов – акт высокого служения Аллаху.



С древних времен борода считалась символом мужественности, а чисто выбритый подбородок в отдельных религиозных течениях считался явлением позорным, вызывающим отвращение. С течением времени общественное отношение к этому атрибуту мужского лица изменилось в сторону права собственного выбора. Однако в отдельных религиях по-прежнему продолжают придерживаться жёстких правил и норм, которые имеют в исламе множество тонкостей и нюансов.

Многими религиозными деятелями неоднократно подчеркивается актуальность ношения бороды, поскольку сам пророк Мухаммед делал это и велел делать своим последователям. В ряде известных случаев это положение рассматривается правоверными в качестве обязательного правила.


К особенностям такого отношения к этому символу веры в Аллаха относятся:

  • обладание именно ухоженной и аккуратной растительностью;
  • недопустимость небрежного отношения к своей внешности;
  • полный запрет ношения неопрятной, грязной бороды;
  • отношение к отращиванию бороды, как к символу взросления, становления мужественности, приобретения опыта, получения возможности создания семьи.

Чтобы верующие лучше понимали отношение ислама к различным жизненным ситуациям, создавались специальные хадисы – мнения пророка (толкования), к которым надо было прислушиваться или просто следовать им. Хадисы затрагивают множество сфер жизни правоверного человека, а устанавливались они единожды, чтобы не подвергаться изменениям или повторным толкованиям.

Для их изучения специально создано хадисоведение.



Хадисы содержат ясные поучения, составляющие нормы поведения, касающиеся, например:

  • важности соблюдения личной гигиены;
  • обязанности бритья усов и отращивания щетины, обрамляющей подбородок;
  • наличия растительности как основного отличия правоверных от иноверцев;
  • обязательности ухода за зубами, очищения усов (при их наличии) после еды, их стрижки до определенной длины.

Как сообщается в хадисах, Мухаммад призвал адептов к взращиванию бород и их ношению: «Отличайтесь от иноверцев: растите бороды и стригите усы». Иными словами, в древности борода представлялась в качестве особого признака верующих в Аллаха.

Бурные диспуты о бороде достигли такого накала, что ее наличие превратилось чуть ли не в доминирующий признак верующего человека. Как отмечают некоторые авторитетные исламские эксперты (улемы), правоверные так зацикливаются на второстепенных вопросах веры, что упускают тему основных Законов Всевышнего. Столкновения мнений возникают не только о ношении бороды, но и о ее размерах, окраске и формах. Большая часть улемов полагает, что бороду носить надо, но различия в степени обязательности такого ношения присутствуют.



Мнения о дозволенности сбривания бороды придерживается меньшинство, которое то самое большинство называет «неверными», «заблудшими», «тагутчиками» и прочее.

Является ли ношение бороды каноническим, зависит от особенностей 4-х основных школ шариата. Например:

  • в соответствии с ханафитским мазхабом избавляться от бороды нежелательно (близко к запрету);
  • последователям ханбалитского и маликитского мазхаба это запрещено;
  • в соответствии с шафиитским мазхабом – нежелательно (но не запрещено).

Собственно в Коране нет прямых упоминаний о запрете сбривания бороды, усов. Строго говоря, вопрос оставлен на усмотрение верующих. А вот попытки косвенного подтверждения необходимости их ношения имеются.


Авторитетный имам одного из учений (мазхаб) Абу Ханифа представил сунну в двух видах:

  • сунна мандуба (мустахабба, неканонический вид);
  • сунна ваджиба (канонический вид).

По поводу второго сказано: «Пусть поберегутся те, кто не следуют приказам Его, дабы не настигла их смута или не постигло их наказание тяжёлое!» (Коран, 24: 63).

Рекомендованная длина бороды – не больше кулака мужчины, а брить её следует в редких случаях, например, при болезнях, если это поспособствует полному излечению.

Её покраска натуральными веществами допустима.



Таким образом, у правоверных вопрос о бороде ныне носит острый характер, особенно между старшими и молодыми поколениями. Ситуация усугубляется и тем, что такая растительность стала ассоциироваться с радикализмом и экстремизмом, поскольку большинство воюющих на Востоке отращивают длинную растительность. Вполне возможным компромиссом в складывающейся ситуации может стать опрятная бородка средних размеров.

Справедливости ради следует отметить, что сбривать волосяной покров на лице – это значит, изменять облик, дарованный человеку Аллахом в результате рождения. И вполне логично, что этот дарованный облик следует неукоснительно принять как божественный дар, проявляя о нём заботу и уход. Отсюда следует, что ношение ухоженной и опрятной бороды – лучшее доказательство трепетного отношения к дару.



Вообще, аспектам гигиены правоверные придают большое значение. Считается, что стремление к чистоплотности отличает мусульманина от неверующего. В отдельных хадисах чётко прописывается частота умывания в сутки, порядок ухода за волосами. Например: «Десять вещей относим к фитре: стрижка усов, ношение бороды, использование сивака, промывание носа водой, стрижка ногтей, мытьё суставов пальцев, выщипывание волос в подмышках, бритьё в паху и подмывание».

К основным правилам гигиены мусульмане относят:

  • ежедневное расчесывание волос, периодическое их подстригание, когда они вырастают до плеч;
  • возможность окрашивания волос на голове и щетины, особенно, когда она начинает седеть;
  • возможность подведения глаз с помощью сурьмы (сегодня практически не исполняется);
  • обязательное ополаскивание полости рта после употребления чеснока, лука.



Какой она должна быть?

Хадисы подчёркивают необходимость регулярного подстригания волос для поддержания их по длине, ширине и в опрятном состоянии. При этом ношение бороды без усов допустимо – решение этого вопроса в большинстве течений отдается правоверным. Главными аспектами являются чистота, ухоженность и опрятность. Оптимальной длиной бороды считается размер сжатого кулака. Хотя в отдельных исламских учениях бороду отпускают до её естественного роста.

Окрашивать бороду мусульманам разрешено самим Мухаммадом, который рекомендовал приверженцам производить процедуры окрашивания, подбирая оттенки красного и желтого. Вероятно, что такие рекомендации необходимы для создания явного отличия исламистов от иудеев и христиан. Применение при покраске черного оттенка запрещено.

Этот оттенок используют приверженцы джихада.




Примечательно, что есть немало стран, где ислам доминирует, но правоверным разрешено бытовать в социуме без бороды. Так, в Турции ношение бороды трактуется как сунна для зрелых мужчин, а вот госслужащие обязаны быть на работе гладковыбритыми.

Аналогичная картина наблюдается и в Ливане, где ношение бороды необязательно означает принадлежность человека к исламской вере. Скорее, наоборот, это стимулирует к нему определённое внимание со стороны правоохранительных органов.

Нередко споры между верующими разрешаются правилами шариата с помощью осмотра:

  • на предмет наличия щетины;
  • по поводу размера волос;
  • для установления истинной правоверности.



Лица, не прошедшие такой осмотр, подвергались различным гонениям и оскорблениям. В странах, где власть контролируется «Талибаном», за отсутствие бороды полагалась смертная казнь.

Почему сбривают усы?

Усы в этом контексте также играют немаловажную роль, но мнения разделились и здесь. Сторонники ряда учений полагают, что усы надо сбривать полностью. Иные считают, что брить их следует только частично, оставляя в той части, которая не выходит за край верхней губы. Это объясняется тем, что крошки пищи, попадающие на усы, оскверняют процесс, являясь греховным деянием (харам).

А вот имам Малик, сторонник маликитского мазхаба, вообще, полагал, что сбривать усы полностью нельзя – это нововведение, а верующих, которые следуют этому правилу надо «побивать». Доходило до того, что у таких лиц запрещалось брать свидетельские показания – своеобразное поражение в правах.

Ранние ханафиты полагали, что укорачивание усов означает их полное искоренение, однако позднее в учении ханафитов частичное их укорачивание было разрешено.



Традиция в наши дни

В постсоветских регионах ситуация с точки зрения официального религиозного отношения по поводу бороды формировалась по-разному. В Казахстане духовенство являлось сторонником сунны (необязательное ношение). Греховным бритьё считалось у салафитов.

В Узбекистане отсутствуют конкретные законные основания, запрещающие бороды, но бородачи вызывают закономерное чувство настороженности со стороны окружения и сотрудников полиции.

Нередко имамы мечетей просто сбривали растительность, опасаясь попасть в особый «чёрный список» надзорных служб.



Инцидентов неофициального запрещения отращивания бороды, уходящего корнями в правоприменительную практику борьбы с экстремистами, на самом деле немало. В ходе розыска преступных элементов наличие бороды нередко становилось причиной для преследования и ареста. Иногда даже в ходе выдачи паспортов бородачам приходилось оформлять особые справки в управлениях духовенства региона, подтверждающих, что личность не состоит в каком-либо экстремистском группировании. Получить такой документ было непросто.

В нынешних регионах России, где также проживают мусульмане, ситуация различна. Так, в Карачаево-Черкесском регионе Советом улемов издан указ, объявляющий ношение бороды ваджибом (в соответствии с ханафитским мазхабом) – сильный пол обязали растить бороды «минимальные, в рамках видимости (с запрещением выбривания лезвием)».

В Тюмени имам-мухтасиб определил, что для татар борода – это не общетрадиционный символ, а право её ношения надо «заработать»: после свадьбы верующий может отрастить бородку, а вот после 60 лет может выращивать любой длины и густоты.



По мнению имама Мемориальной мечети (Москва), раскрывшего его в своей публикации, фардом (обязанность) бороды «абсолютно не являются», а те, кто полагает, что это именно фард, демонстрируют свою безграмотность. В таком суждении имам опирается на авторитет египетских улемов.

Отдельные инциденты, когда наличие бороды становится основанием для зачисления правоверного в полицейские базы данных, наблюдаются в Дагестане. Речь идёт о «профилактических учётах» куда ставят подозреваемых в экстремистских воззрениях.

Следует все-таки помнить, что хадисы не стоит понимать как некий источник веры. Почти 1500 лет их правили, искажали, неверно трактовали и выдумывали. Сейчас они в большей степени относятся именно к культуре и традициям, религиозный же их аспект скорее относится к источнику – Корану.



Дополнительно о значении бороды в исламе смотрите в следующем видео.

мусульманин


Почему мусульмане носят бороду? Этот атрибут внешнего облика принято считать важным, обязательно присутствующим у верующего человека. Мужчины отпускают её чтобы узнавать подобных себе в толпе других людей. Это дает им право здороваться с иными людьми, придерживающимися их религии, согласно мусульманским канонам.

  1. Значение бороды в исламе
  2. Почему мусульмане сбривают усы, а бороду нет
  3. Чистоплотность важнейший закон жизни
  4. Как мусульмане должны ухаживать за усами
  5. Почему некоторые мусульмане сбривают усы
  6. Что говорится в сунне

Значение бороды в исламе

С давних пор мужчины оставляли свои лица естественными, покрытыми растительностью, что активно отрастала в области подбородка. Этот признак всегда являлся символом мужественности. Иногда культуры высмеивали гладкое, полностью выбритое мужское лицо, считая его чем-то отвратительным. Это был повод для множества насмешек, поэтому мужчины активно отращивали растительность на лице, сильно расстраиваясь, когда волоски не стремились расти с нужной скоростью и густотой.

Прошло много времени, сегодня современный представитель сильной половины человечества, может самостоятельно принимать решение, ходить ли ему выбритым или отращивать на лице растительность. Причем сегодня, это может быть дань моде, погоня за определенным стилем, либо приверженность религии.

Почему мусульмане носят бороду?

Некоторые религиозные течения диктуют своим приверженцам особые правила, определяющие внешний вид представителя конфессии. Наиболее острые споры возникает борода, особенно часто эта тема всплывает среди молодых людей. Они стараются настоять на своем, отказавшись от этого атрибута ислама.

Почему мусульмане отращивают бороду? По мнению представителей ислама, пророк утверждал, что волосы, покрывающие лицо, являются первозданным видом мужчины. Поэтому юноши должны обязательно носить её, тем самым отличаясь от неверующих лиц. Правило стало каноном, его соблюдение является обязательным.

Чтобы понять его, следует вникнуть в суть ношения растительности на лице. Эта религия начала свое развитие много веков назад, когда жил пророкк, почитаемого исламистами, волосы, покрывающие подбородок, считались обязательным атрибутом для любого представителя мужского рода.

Отращивание растительности позволяло ощутить наполнение тела силой, мужественностью. Только таким путем можно было получить разрешение, завести семью, а затем детей, выстроить собственное жилище.

Волосы для мусульманина являлись своеобразным талисманом, подтверждавшим его веру. Этот атрибут обладал и обладает особой важностью, он отличает верующего человека от неверующего.

По мнению мудрецов, борода приближает простого человека к пророку, показывает его послушание, следование преданиям Мухаммеда. Она символизирует передачу воли Аллаха смертным.

Почему мусульмане сбривают усы, а бороду нет

Почему мусульмане носят бороду?

Почему мусульмане бреют усы, отращивая, при этом, растительность в области подбородка? Такой вопрос задают многие.

Тем не менее, не каждый приверженец ислама обязательно удаляет поросль над верхней губой. Некоторые продолжают их ношение, причем этот факт нельзя отнести к нарушениям заповедей, что оставил для людей пророк. Важно, чтобы мужчина, носящий усы, строго следил за их чистотой, соблюдал правила ухода и гигиены за этой частью лица.

Явным нарушением заветов пророка Мухаммеда будет ношение взлохмаченной растительности, пребывание в неухоженном виде.

Некоторые ярые поборники ислама, считают, что носить можно лишь волосы подбородка, усы следует начисто сбривать. Здесь есть различия, наблюдающиеся среди приверженцев разных исламистских течений. Ссуществует много разных направлений: мутазиллиты, мурджииты, хариджиты, сунниты и другие. Каждые представители особой группы создают и придерживаются собственных правил, не обязательных для людей из других групп.

Рекомендации существуют разные, следовать им или нет, дело каждого конкретного человека. Часто сбривание усов – это своеобразная демонстрация особого рвения в следовании учениям Аллаха.

Чистоплотность важнейший закон жизни

Почему мусульмане носят бороду?

Почему мусульмане не бреют бороду? Такое желание связано с тем, что правила религии много внимания уделяют не только духовному, но и практическому воспитанию своих последователей. Особенное место занимают вопросы гигиены, считается, что несоблюдение чистоты телесного вида оскорбляет духовность мусульманина.

Некоторые хадиса дают указание, что главным отличием мусульманина от людей неверующих является степень их чистоплотности и облагороженный внешний облик.

Специальные нормы дают указания на некоторые сферы жизни мусульманина:

  • сколько раз мыть тело за день;
  • как стричь волосы на голове;
  • как ухаживать за растительностью на лице.

Как мусульмане должны ухаживать за усами

Разобравшись с вопросом, можно ли брить бороду в исламе, а также уяснив, почему нельзя брить бороду, поему мусульмане не носят усы, нужно уточнить особенности ухода за растительностью.

Пророк дает такие указания по отношению усов:

  • их можно сбривать или оставлять расти;
  • растительность у подбородка трогать запрещено совсем;
  • при ношении усов, важно соблюдать гигиенические правила, следить, чтобы во время еды жир не пачкал волоски, своевременно очищать их;
  • растительность должны быть сострижена так, чтобы от неё до кромки верхней губы оставалась полоса;
  • регулярно расчесывать растительность, мыть, в праздники умащивать благовониями.

Почему некоторые мусульмане сбривают усы

Почему мусульмане носят бороду?

Одно из проявлений неграмотности – придерживание мнения, что усы брить нельзя, нельзя стричь их, придавать форму бороде, придерживать её ухоженный внешний вид. Атрибутом настоящего мусульманина является борода, усы могут оставаться, могут сбриваться, на его усмотрение.

Если мужчина носит усы, при этом, заботясь о поддержании их чистоты, то назвать нарушением требований Корана такой факт нельзя. Скорее его нарушит небрежность, неухоженный внешний вид.

Некоторые поборники ислама предпочитают оставлять лишь бороду, а усы сбривать. Для одних представителей религии – это обязательное условие, для других – желательное. Словом, это рекомендация, следовать или нет ей, решает каждый человек самостоятельно.

Что говорится в сунне

Почему мусульмане носят бороду?

Должен ли мусульманин носить бороду? Отращивание усов или их бритье, является нарушением заветов Аллаха или это нормальное явление для современного мира? Чтобы разобраться в этих вопросах, нельзя обойтись поверхностным взглядом, нужно рассмотреть вопрос изнутри.

Важность растительности лица трудно переоценить, до настоящего времени ведутся активные обсуждения обязательности или добровольности ношения этого атрибута мужественности.

Существуют некоторые рекомендации, именуемые суннами, что описывают правила по отношению к ношению бороды. Знать и выполнять их желательно, но не обязательно. Считается, что мусульманин, выполняющий рекомендации, приближается к Аллаху, впрочем, при несоблюдении некоторых рекомендаций, его поведение тоже нельзя считать греховным.

  • бритье бороды без причины не рекомендуется;
  • процедура стрижки нужна лишь для придания опрятного облика;
  • борода удаляется, если это требуется для лечения человека;
  • когда растительность растет медленно или неравномерно, это не повод для уныния, потому что вера должна идти из сердца, души, но никак не от внешности.

Мусульманин с бородой

Зачем мусульмане носят бороду и обязательна ли борода в исламе? Этот вопрос достаточно популярен в обществе, поскольку чаще всего можно увидеть мужчину-мусульманина с красивой окладистой бородой. Но однозначного ответа на вопрос, какой именно должна быть борода, среди мусульманских ученых нет, поскольку у каждого из них есть своя точка зрения на этот вопрос и свое к нему отношение. Некоторые из них считают обязательным действием – отращивать и носить бороду (ваджибом) и греховным действием – брить ее (фиском). Но у некоторых других ученых господствует мнение, что отращивание бороды действие необязательное, но желательное, то есть мустахабб, а бритье ее – действие не запрещенное, то есть харам, но порицаемое, то есть макрух.

Едины все мусульманские ученые в том, что борода является сунной пророка Мухаммада ﷺ, который всегда носил бороду, кроме того борода - символ мужественности, она часть фитры человека, то есть его первозданного естества, подаренного человеку Аллахом.

Борода в исламе

Если обратиться к истории жизни и деятельности Пророка Аллаха ﷺ, то можно увидеть, что он отращивал бороду, как и все христиане-монахи и иудеи в то время. Как сообщают хадисы, Посланник Аллаха Мухаммад ﷺ призывал и мусульман не брить, а отращивать бороду и носить ее: «Отличайтесь от многобожников: отпускайте бороды и подстригайте усы», и «Подстригайте усы и отращивайте бороду и не будьте похожи на огнепоклонников». То есть, в его времена борода была отличительным признаком верующих в Единого Бога - Аллаха.

О запрете на бритье бороды встречается упоминание у Ибн Хазма, захиритского правоведа, а также у маликита аль-Хаттаба, ханбалита ас-Саффарини и ханафита Ибн Абидина. Но были и те, кто противоречил мнению о таком запрете, - такого мнения придерживались, к примеру, шафиитские ученые ан-Навави, ар-Рафии, аль-Хатиб аш-Шарбини и Закария аль-Ансари говорили о том, что бритье нежелательно, то есть макрух. Но аз-Заркаши, аль-Азраи, аль-Халими и аль-Каффаль аш-Шаши, представители шафиитского мазхаба, все-таки считали, что это скорее запретное действие.

По мнению салафитских богословов аль-Албани, аль-Усаймина, Ибн База, борода – это отличительный признак мужчин в исламе как от женщин, так и от неверующих, которые ее не носят и не отращивают, поэтому придерживаются того, что бритье бороды следует отнести именно к греховным и запретным действиям. Представители шиизма Мухаммад Ширази и Али Систани придерживаются такого же мнения. Всем известен случай, когда в телеэфире из уст аятоллы Али Хаменеи прозвучало осуждение короткой бороды короля Марокко Мухаммеда VI. У короля, по мнению аятоллы, она скорее напоминает легкую небритость, и он во всеуслышание назвал ее «позором», на что король сказал, что слова аятоллы в эфире иранского национального телевидения – полная чушь.

Ношение бороды в исламских странах сегодня

Бородатый спортсмен мусульманин

Нередки случаи, когда бородатые люди в ряде стран Ближнего Востока могут стать объектами пристального внимания полиции, сталкиваться с тем, что к ним представители силовых структур относятся с подозрением. Это касается таких стран, как Ливан – там подобные случаи нередки даже с теми, кто отращивает бороду не по религиозным причинам.

Из-за военных действий, которые ведутся в последнее время на территории Ирака и Сирии, где боевики ИГИЛ воюют против курдов, наметилась тенденция среди курдов, проживающих в юго-восточной части Турции, к сбриванию бород для того, чтобы не походить на членов ИГИЛ, которые носят длинные бородаты.

Связано это еще и с тем, что бывали случаи, когда состоящие в Рабочей Партии Курдистана курды были казнены только лишь за наличие у них бороды, хотя это и не является исключительно особенностью именно членов группировки «Исламское государство».

Турецкие мусульмане отращивание бороды считают сунной, рекомендованным для мужчин действием, но существует турецкий правовой кодекс, исходя из которого государственный служащий в Турции ее носить не может, однако в последнее время, в законах Турции приняты послабления. На улицах Стамбула можно встретить все чаще бородатых мужчин, часть из которых отращивают бороду, так как следуют сунне пророка ﷺ, другие же как дань исламской мусульманской моде.

В Египте во время правления Хосни Мубарака бороду рассматривали как элемент, характерный для исламистских сил, которые выступали против президента, невзирая на то, что бороды носили не только мусульмане, но и представители других религиозных концессий – к примеру, копты-христиане и сам патриарх Феодор II. Бороды братьев-мусульман отличались тем, что были ухоженными и аккуратными, в то время как у салафитов борода была внушительной, а усы они сбривали. Среди салафитов также наблюдалась тенденция к окрашиванию волос на лице хной поэтому их бороды могли иметь цвет от ярко-оранжевого до темно-бордового. В Египте в то время бороды полагалось сбривать всем государственным служащим, а когда режим Хосни Мубарака пал, мусульмане вновь вернулись к ношению бороды.

Шариатские нормы были введены на территории захваченного талибами Афганистана после того, как он стал одним из Исламских Эмиратов. По этим нормам мужчин обязали отращивать бороды, причем длинные и густые, и их регулярно проверяли, и тех, у кого они оказывались короче сжатого кулака, могли сильно наказать.

В мусульманских странах постсоветского пространства ситуация с официальной религиозной позицией относительно ношения бороды также складывается по-разному. В Казахстане Духовное управление мусульман Республики избрало своей официальной позицией мнение, что отращивание бороды – это сунна, то есть необязательное действие. О том, что бритье греховно, говорят лишь салафиты. В своей позиции религиозная верхушка Казахстана опирается на мнение Мухаммада Абу Захра и Махмуда Шалтута, египетских улемов двадцатого века, а также на постановление Управления по фетвам Египта. Танжарык Турганкулов, заведующий «Центра религиоведения», высказал на сайте мечети им. Гылмани в Астане мнение, что молодые мусульмане Казахстана отращивают сегодня бороды в том числе и с целью внесения смуты в мусульманское общество.

Основное население Узбекистана – мусульмане, и в государстве нет определенных официальных законов, которые бы вводили запрет на ношение бороды, и все равно бородатые люди постоянно испытывают на себе, что окружающие, в том числе и работник полиции, относятся к ним с подозрением. Встречаются случаи, когда имамы мечетей вынуждены были сбривать бороду, поскольку опасались попасть в так называемый «список бородатых» Службы национальной безопасности страны.

Такие случаи неофициального запрета на ношение бороды уходят своими корнями в практику борьбы с экстремистскими движениями, начавшейся в Намангане в 1997г. Тогда Ферганской долине было совершено жестокое показательное убийство одного из высокопоставленных чиновников правоохранительных органов, и во время операции по розыску преступников только лишь наличие бороды могло стать причиной для уголовного преследования и ареста. Даже для получения паспорта бородатому мужчине нужно было предоставить справку, выданную Управлением духовенства области, удостоверяющую, что человек не состоит в экстремистской организации, однако получить эту справку было крайне сложно.

В российских регионах, где традиционно проживает мусульманское население, ситуация складывается по-разному. В Карачаево-Черкессии в 2011 году Совет улемов выпустил постановление, которое объявляло ваджибом ношение бороды согласно ханафитскому мазхабу. В результате всем мужчинам были обязаны отрастить их «минимально в пределах видимости (то есть запретить выбривать лезвием)». А тюменский имам-мухтасиб Ильдар Зиганшин высказал личное мнение, что для татарского народа носить бороду – не есть традиция, и право носить ее надо заслужить: после женитьбы мусульманин может отпустить небольшую бородку, а уже после шестидесяти лет можно отпустить длинную и густую.

По мнению имам-хатиба Мемориальной мечети в Москве Шамиля Аляутдинова, которым он делится в статье на эту тему, обязательным, то есть фардом ношение бороды «категорически не является», и те, кто так считает, по мнению Аляутдинова, просто проявляют свою неграмотность. В своем мнении Шамиль Аляутдинов также опирается на Мухаммада Абу Захру и Махмуда Шалтута, улемов из Египта.

Случаи, когда ношение бороды является основанием для постановки человека на полицейский учет, зафиксированы в Дагестане – здесь бородатых мужчин ставили на «профилактический учёт» по подозрению в «религиозном экстремизме».

Длина и цвет бороды

Часто возникает вопрос о том, какой длины носить бороду, поскольку богословы позволяли в большинстве своем укорачивать бороду до тех пор, пока ее длина не будет превышать длину сжатого кулака.

Мнения, что стричь ее нельзя, придерживались часть шафиитов, к примеру, ан-Навави. Но, если судить по действиям сподвижников Пророка Аллаха ﷺ Абу Хурайры и Ибн Умара, и нескольких еще улемов прошлого (Ибн Таймии, Ибн Абидина, Ибн Абд аль-Барра и Хасан аль-Басри), укорачивание бороды – деяние дозволенное. Пророк Мухаммад ﷺ призывал бороду отращивать, носить, а также окрашивать ее, чтобы было видно отличие от христиан и иудеев. Среди мусульман часто встречаются те, кто окрашивает свою растительность на лице хной (хидаб). Ан-Навави считал, что как мужчинам, так и женщинам лучше окрашивать свою седину в желтый или красный цвет, говоря: «Поистине, лучшее чем вы можете окрасить седину – это хна и катма». Сам Пророк Мухаммада ﷺ, по некоторым сообщениям, волосы и бороду красил в желтый цвет. Некоторые богословы считают, что красить в черный цвет волосы и бороду нельзя, за исключением тех случаев, когда это делают для устрашения врага во время джихада.

Усы в исламе

Что же касается выбривания усов мусульманами, то по поводу этого вопроса у ученых-богословов ислама нет единого мнения, как именно следует укорачивать усы: если имам Малик ибн Анас и шафииты считали, что укорачивать нужно только ту часть усов, которая выходит за край губы, то, по мнению Ахмада ибн Ханбаля, нет ничего в укорачивании усов плохого, точно так же, как нет ничего плохого в их полном сбривании.

Среди ранних ханафитов считалось, что укорачивать усы – это полностью их искоренять (исти’саль), но позднее по ханафитскому мазхабу разрешено было просто укорачивать усы, не искореняя их полностью.

Среди сподвижников Пророка Аллаха ﷺ были и те, кто усы только укорачивали - Абдуллах ибн Бишр, Хаджжадж ибн Амир, Утба ибн Ауф, Микдам ибн Мадикариб и Абу Умам аль-Бахили, а также те, кто полностью сбривал или убирал свои усы - Абу Рафиа, Салама ибн аль-Акуа, Абу Усайд аль-Ансари, Ибн Умар, Джабир ибн Абдуллах и Абу Саид аль-Худри.

Подводя итоги всего вышесказанного, будет справедливым сказать, что брить волосы на лице – это значит вносить изменение в тот свой облик, который был дарован Аллахом человеку при рождении. Этот свой облик он должен принимать беспрекословно как великий дар Аллаха, заботиться о нем и ухаживать. Это значит, что носить ухоженную и аккуратно подстриженную растительность на лице будет лучшим свидетельством бережного отношения мусульманина к своему облику, подаренному Аллахом. Носить бороду является сунной Пророка Мухаммада ﷺ, и этой его практики придерживались как многие другие пророки, так и их последователи. Не лучший ли это ответ на вопрос, почему мусульмане носят бороду и обязательно ли бороду носить мусульманину?

Бороду принято считать одним из основных атрибутов внешнего вида мусульманина. Правоверные братья отпускают её для того, чтобы узнавать друг друга среди незнакомых людей (и затем обмениваться приветствиями, как того требует ислам).

Вопрос о каноническом положении бороды в среде мусульманских богословов остаётся дискуссионным. Ряд консервативных учёных относят её ношение к обязательным (фард) действиям. Они утверждают, что мужчины, которые сбривают волосяной покров на лице, совершают грех уподобления женщинам. Однако это лишь частные мнения, к которым не стоит относиться с полной серьёзностью.

Тем не менее, некоторые видные учёные считали полное сбривание грехом. Например, имам Ибн Хазм утверждал, что удаление волос на подбородке «подобно уродованию своего тела» и недопустимо в среде мусульман.

Бо́льшая часть учёных ислама считают ношение бороды сунной. Ведь Посланник Аллаха (с.г.в.) сам имел обильную растительность на лице и призывал так ходить своих сахабов. В одном из хадисов, который приводят Бухари и Муслим, сказано: «Стригите усы и отпускайте бороду». Смысл этого Пророк (с.г.в.) видел в необходимости отличаться от персидских язычников – чтобы мусульмане могли узнать своих единоверцев. Это положение актуально и в наши дни. Именно по бороде мы имеем возможность визуально определять братьев по вере (хотя 100-процентная точность здесь не гарантирована – прим. Islam.Global). Опираясь на хадисы, большинство богословов считают ношение именно суннатом, то есть желательным.

Некоторая же часть аливов склонна причислять ношение бороды к категории мандуб (одобряемое). Свою позицию они объясняют тем, что данный атрибут внешнего вида относится к бытовой составляющей жизни Милости миров Мухаммада (с.г.в.), не имеющей отношения к религиозным канонам или пророческой миссии. Иными словами, в ношении бороды отсутствует религиозная составляющая. Подтверждением тому и служит мотив отпускания бороды – чтобы отличаться от многобожников.

Кроме того, внешний вид человека во многом зависит от культурных особенностей народа, к которому он принадлежит. Здесь доминирует именно национальный элемент, а не религиозный. Именно по этой причине ношение бороды – это проявление уважения к Пророку ислама (с.г.в.), но без религиозной составляющей.

Некоторые современные представители мусульманского духовенства и вовсе призывают воздерживаться от отращивания бороды по причине того, что бородатый мужчина ассоциируется во многих обществах с радикалами.

Усы: сбривать или стричь?

Если желательность бороды у мужчин особых нареканий среди богословов не вызывает, то усы стали предметом дискуссии.

Представители мазхабов Абу Ханифы (он сам, его ученики Абу Юсуф и Мухаммад Шайбани), а также Ахмада ибн Ханбала считают, что желательно сбривать растительность над губой. Аргументируют они свою позицию высказыванием Заключительного Божьего посланника (с.г.в.): «Удаляйте усы» (хадис приводит Бухари). Однако более поздние богословы-ханафиты, а также учёные шафиитского и маликитского мазхабов утверждали, что полное сбривание усов нежелательно, а лучше их просто укорачивать. Основным их аргументом служит другой хадис: «Естественное состояние человека кроется в 5 составляющих: обрезание, укорачивание усов, устранение волос на лобке, подстригание ногтей и удаление волос подмышками» (Бухари, Муслим).

В довесок приводятся слова сахаба Мугира ибн Шугба (р.а.): «Я носил длинные усы – увидев их, Пророк, саляллаху алейхи уа салям, подстриг их по длине мисвака» (Абу Дауд).

При этом Малик ибн Анас, основоположник маликитского мазхаба, и вовсе называл бритьё усов нововведением (бид`а), которое вредит верующим.

Известный мусульманский учёный имам Навави утверждал, что усы нужно подстригать так, чтобы был виден край верхней губы.

Некоторые алимы, такие как Табари или Ибн Хаджар, и вовсе считали допустимым оба варианта.

Какой длины должна быть борода

В Пречистой сунне не содержится указаний на то, какого размера должна быть борода мусульманина. Но Божий Посланник (с.г.в.) призывал верующих к чистоте и аккуратности, и волосяной покров – не исключение. Верующий должен ухаживать за бородой, используя для этого все необходимые средства. Опрятный внешний вид – то, к чему должен стремиться каждый.

Что касается длины бороды, то такой сахаб, как Ибн Умар (р.а.), брал свою бороду в кулак так, что большой палец его руки касался подбородка, и отрезал то, что выступало за пределы ширины его ладони (Бухари). Опираясь на пример этого сподвижника, мусульмане могут поступать аналогичным образом. А длину волос на щеках затем «подстраивать» по размеру волос на подбородке.

Борода или работа?

В современном обществе бытует множество стереотипов об исламе, главными жертвами которых становятся сами мусульмане. По этой причине густая борода нередко становится барьером при трудоустройстве. Как же быть в такой ситуации?

Одной из важнейших обязанностей мужчин считается содержание семьи. Именно мужчина в Судный день будет ответственен за то, в каком материальном положении была его семья и как он справился с содержанием своей жены и детей. Если же борода становится преградой на пути к устройству на работу, и работодатель требует побриться, то в такой ситуации правоверному следует выбрать «меньшее из двух зол». Содержание семьи выглядит в данном случае более предпочтительным, так как от этого зависит жизнь и достаток не только его самого, но и его родных. То есть если с начальством не удаётся договориться, и оно настаивает на своём, то лучше сбрить бороду и трудоустроиться.

Если борода не растёт

Некоторые молодые люди сталкиваются с тем, что борода начинает расти слишком поздно, либо она растёт, но редкими волосами. Безусловно, густая ухоженная борода выглядит симпатичнее, и молодые мусульмане хотят иметь мужественный вид. Как же быть?

Сегодня существует множество различных средств, стимулирующих рост волос. Кроме того, специалисты в этой области рекомендуют употреблять в пищу побольше фруктов и овощей, содержащих натуральный сахар (яблоки, морковь, гранат). Для увеличения выработки тестостерона, ведущего к росту волос, медики рекомендуют заниматься спортом. Также необходимо включить в рацион продукты, содержащие большое количество витаминов A, B3, B5, B7, C, E.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Споры о бороде в мусульманском мире ведутся настолько бурно, что ее наличие стало чуть ли не самым главным признаком верующего человека. Можно подумать, что в мире нет большей проблемы, чем отсутствие бороды. Мусульмане так часто зацикливаются на второстепенных вопросах веры, а порой и вообще к вере не имеющие никакого отношения, что забывают о главных Законах Всевышнего. Споры ведутся не только о наличии или отсутствии бороды, но также о ее длине, ширине, цвете и форме.

О том, что человеку не разрешается сбривать бороду вообще, большинство мусульманских ученых единодушны, если только в этом нет какой-то необходимости. Например, из-за медицинских показаний. И то это делается с разрешения улемов. О дозволенности сбривания бороды говорят лишь единицы. Но на таких людей то самое большинство, как правило, вешают ярлык «неверный», «заблудший», «тагутчик» и другие страшные слова.

Согласно ханафитскому мазхабу, полностью сбривать бороду является нежелательным, близким к запретному. По ханбалитскому и маликитскому мазхабу это запрещено. По шафиитскому мазхабу – нежелательно, но не запрещено. В общем, является ли сбривание бороды грехом или нет, полностью зависит от четырех основателей школ шариатского права, одной из которых следует мусульманин. Так что решать вам, дорогие мусульмане, следовать за учеными, или думать своей головой.

О длине бороды исламские ученые разошлись во мнениях. Некоторые считают, что бороду можно отпускать до той длины, до которой она вырастает естественным образом. Другие говорят, что рекомендуемая длина бороды должна соответствовать размеру кулака человека.

Помимо бороды, немаловажную роль играют усы. Согласно мнению одних, их нужно сбривать полностью. Согласно других – длина усов должна ограничиться лишь удалением того, что выходит за край губы. Имам Малик, основатель маликиского мазхаба, вообще считал, что полное сбривание усов является нововведением. А тех, кто так делает, следует побивать. Один из его последователей, Ибн Фархун, запретил принимать свидетельские показания у того, кто полностью сбрил усы.

В те времена сбривание бороды считалось уподоблению женщинам. Это основной аргумент сторонников отращивания бороды, что, мол, уподобление женщинам запрещено хадисами и Кораном. Да, это так. Но при чем здесь борода? По этой логике длинные волосы тоже должно приравниваться к уподоблению женщинам. Согласно Писаниям и хадисам, многие пророки ходили с длинными волосами. Даже пророк Мухаммад. Почему же Посланник не укорачивал волосы?

А еще женщины красят голову. Чаще для того, чтобы скрыть седину. Не все это знают, но в хадисах пророк Мухаммад велел мусульманам красить волосы. Особенно седину, о чем есть соответствующий хадис [1]. При этом он запретил краситься в черный цвет. Предпочтение отдается красному цвету. Это касается и мужчин и женщин. Тут сразу же встает вопрос: разве это не уподобление женщинам? И почему именно красный цвет? В других хадисах пророк запрещает мужчинам одежду красного цвета, так как это цвет для женщин[2]. А в мечети красный цвет отвлекает верующих от молитвы. Представьте себе, молитесь вы в мечети, а тут заходит мужчина с красными длинными волосами, и все внимание молящихся приковывается к нему. Явное противоречие. И почему сегодня мусульмане, повторяющие каждый шаг Посланника, не красят свои волосы в красный цвет?

О том, что сам пророк красил волосы в красный цвет, есть хадисы [3].

Красить же волосы надо по той причине, что так не делают иудеи и христиане:

«Иудеи и христиане не красят (т.е. бороды), вы делайте наоборот» [4].

Иудеи и христиане еще много чего не делают. Что же теперь, мусульманам вменяется все, что они не делают? Иудейские раввины и христианские священники тоже носят длинную бороду. Получается, мусульмане им все-таки подражают?

Есть другие хадисы, только в них пророк велит удлинять бороды и отрезать усы, чтобы отличаться от многобожников и язычников [5].

Читаем другой хадис:

«Десять вещей [относятся] к фитре (естеству человека): подстригать усы, отпускать бороду, пользоваться сиваком, промывать нос водой, стричь ногти, промывать суставы пальцев, выщипывать волосы подмышками, брить в паху и подмываться водой»[6].

Прежде чем комментировать этот хадис, надо пояснить, что главным аргументом сторонников отращивания бороды является то, что, сбривая бороду, мужчина пытается изменить облик творения Аллаха и подчиняется воле шайтана, что человек восстает против своей природы. В качестве подтверждения этих слов, приводится аят из Корана:

«Аллах проклял его (Иблиса), и он сказал: “Я непременно заберу назначенную часть Твоих рабов. Я непременно введу их в заблуждение, возбужу в них надежды, прикажу им обрезать уши у скотины и прикажу им изменять творение Аллаха”» (Коран, 4:118-119).

Ни в одном переводе в аяте слова «и прикажу им изменять творения Аллаха» не понимаются как сбривание бороды, или что-то вроде этого. Если на то пошло, если нельзя пытаться изменить облик творения Аллаха, зачем вообще что-либо сбривать? Зачем сбривать усы? Зачем выщипывать волосы подмышками и брить пах? Разве в этом случае человек не пытается изменить Его творение? Разве он не восстает против своей природы? То же самое относится и к обрезанию. Зачем изменять первоначальный облик, созданный Всевышним? Если все лишнее нужно сбривать и отрезать, почему тогда Всевышний не сделал так, чтобы борода и усы росли до определенной длины, как, например, ресницы и брови? Аргумент лишен всякой логики и здравого смысла.

Есть также хадисы, в которых рассказывается, что пророк Мухаммад подстригал и сбривал бороду. Но они считаются недостоверными или вымышленными. Я не могу дать оценку этим хадисам, так как не нашел ни один такой хадис. В интернете существует жесткое подавление инакомыслящих. Сайты и группы в соцсетях с подобным содержанием блокируются или закрываются. И не только в интернете. Литература объявляется экстремистской и изымается из книжных магазинов. Вскоре «недостоверные» и «вымышленные» хадисы вообще канут в лету.

Теперь перейдем к Корану. В Священной Книге мусульман Всевышний нигде не упоминает о запрете сбривания бороды, усов, или о необходимости выщипывания или удаления волос где бы то ни было. Даже в качестве рекомендации. Этот вопрос Всевышний оставил на усмотрение людей. Правда, есть попытки найти подтверждения отпускать бороду в Коране. Читаем:

«(Харун) сказал (Мусе, который схватил его правой рукой за волосы, а левой за бороду): «О сын моей матери! Не хватай меня за бороду и за голову, я боялся, что ты скажешь: «Ты вызвал разделение среди потомков Исраиля и не соблюл моего слова [наставления Мусы о заботе о потомках Исраиля]». (Коран, 20:94).

Это якобы говорит о том, что раз пророк Харун был с бородой, значит борода должна быть обязательно. Убийственная логика.

«Потом пусть они покончат со своей неопрятностью, целиком выполнят свои обеты и обойдут вокруг древнего храма» (Коран, 22:29).

Некоторые алимы утверждают, что под словами «покончат со своей неопрятностью» означает бритье головы, подстригание ногтей, укорачивание усов и бороды (размером с кулак). Но это лишь их собственное мнение, никак не подтверждаемое самим Кораном. Некоторые толкователи считают, что в аяте имеется в виду обрядовое очищение. И я с ними согласен[7].

«Скажи: «Веруйте в него (Коран) или не веруйте! Воистину, когда его читают тем, кому прежде было даровано знание, они падают ниц, касаясь земли своими подбородками». (Коран, 17:107).

Некоторые алимы говорят, что в данном аяте под словами «касаясь земли своими подбородками» имеются в виду бороды, ибо невозможно падать ниц, то есть совершать земной поклон так, чтобы при этом подбородок (в котором нет бороды) касался земли. Лично мне непонятно, почему тогда Всевышний так и не сказал «борода», вместо «подбородка»? Возможно, я что-то не понимаю. Ведь арабский язык был тогда очень сложным, как уверяют алимы. И, тем не менее, это не значит, что борода – обязательный атрибут веры. Допустим, в аяте действительно говорится о бороде. Я уже не раз говорил в своих статьях, что слова Всевышнего в Коране обращены в основном к современникам пророка Мухаммада. Это уже видно по аяту. Всевышний обращается к Посланнику словами: «Скажи…». Ношение бороды в то время было обычным делом. Борода считалась признаком ухоженности и опрятности. Она была неким дресс-кодом. Сегодня же в большинстве светских странах все наоборот. Борода считается признаком неухоженности, а иногда и неопрятности. Тогда были другие обычаи, сейчас – другие. И опять же, ношение бороды (если она все же имеется в виду в аяте) в Коране мусульманам нигде не вменено в обязанность.

Не все исламские ученые согласны с мнением, что борода – обязательна. Известный ученый, шейх Махмуд Шальтут, высказался по этой теме следующим образом: «Положение дел таково, что все, касающееся одежды и внешнего вида, к чему относится и борода, зависит от культуры, традиций и общественных норм приличия, в окружении которых живет индивидум… Повелительное наклонение, употребленное в хадисах о бороде, не говорит об обязательности ношения бороды, а побуждает к тому, что лучше»[ 8].

По мнению известного богослова шейха Мухаммада Абу Захра, следование Пророку, связанные с отпусканием бороды, стрижкой усов, выбором одежды и приема пищи относится к бытовым вопросам, не касающимся выполнения его Божественной миссии и раскрытием для людей религиозных канонов. Это просто проявление уважение к пророку, но несовершение этого никак не влечет за собой Божьего наказания или канонического упрека. Те, кто говорит о необходимости или обязательности данной категории сунны, вносят в религию порицаемое новшество (бид‘а)[9].

Под конец добавлю, что хадисы не должны восприниматься как второй источник веры. За эти полторы тысячи лет хадисы переписывали, искажали, неверно трактовали и выдумывали. Если пророк и запретил брить бороду, то к религии это не имело никакого отношения. Это не является грехом, и за отпускание бороды никакой награды не будет. Возможно, это была традиция тех времен. Многие народы чтят свои традиции. Это помогает сохранить свою историю, свою идентичность. Это важно. Но это была традиция тех времен, традиция арабов. И все мусульмане на земле не обязаны соблюдать эту традицию. Времена меняются, меняются традиции, нравы. А Законы Аллаха не меняются. Они остаются неизменными. Это Законы Корана. Надо соблюдать то, что лучше для мусульман. Длинная борода сегодня ассоциируется с терроризмом, и люди из-за действия каких-то религиозных фанатиков делают выводы обо всех мусульманах. Следовательно, ношение бороды не выгодно мусульманам с точки зрения имиджа Ислама. Поэтому, на мой взгляд, лучше воздержаться от ношения длинной бороды. Возможно и такое, что пророк хотел этим как-то выделить мусульман из общей массы. Это было его личным предпочтением, его личным выбором, который не касался вопроса веры, и за несоблюдение которого человек не получит никаких санкций.

[1] - Ибн Кудама. Аль-Мугни. Т. 1. С. 125, Бухари», том 4, стр. 292.
[2] - Ахмад и Ибн Маджа № 3591.
[3] - Усман ибн Абдиллях (да будет доволен им Аллах) рассказал: «. я видел, что у жены Пророка (мир ему и благословение) в ёмкости с водой (из которого пьют воду) были красные волосы (от бороды)» (Бухари №5896, Муслим 1т/83).
[4] - Бухари, том 4, стр. 292.
[5] - Бухари, 5892, Муслим.
[6] - Муслим, 261.
[7] - «После завершения остальных обрядов они очистятся от грязи, которая покрыла их за то время, что они находились в состоянии ихрам, и исполнят данные ими обеты» (Тафсир ас-Саади). «Потом пусть они завершают обрядовое очищение от пота и дальней дороги после конца ихрама» (Тафсир аль-Мунтахаб).
[8] - ‘Абдул-Латыф М. Аль-ихтиляфат аль-фикхия лядей аль-иттиджяхат аль-исламия аль-му‘асыра. С. 338.
[9] - ‘Абдул-Латыф М. Аль-ихтиляфат аль-фикхия лядей аль-иттиджяхат аль-исламия аль-му‘асыра. С. 338.

Читайте также: