Носят ли армяне бороду

Опубликовано: 17.09.2024

1

В русской традиции принято отращивать бороду с усами. А вот мусульмане иногда усы сбривают, оставляя только бороду. Разберемся, с чем это связано.

Священные волосы

Согласно мусульманским преданиям, Пророк призывал последователей сбривать усы, но отращивать бороду, чтобы правоверные не походили «на огнепоклонников». Сам Пророк придерживался именно такого правила – носил бороду без усов. В сборнике канонических хадисов имама аль Бухари рассказано предание, когда в последних паломничествах в Мекку Пророк раздавал людям состриженные с головы и лица волосы. В исламском мире они считаются одной из почитаемых и ценнейших реликвий.

Обязательно или нет?

В многочисленных течениях ислама и у мусульманских богословов не сложилось единого мнения о том, обязательно ли оставлять бороду и сбривать усы. Так, захиристкий теолог Ибн Хазм писал о строгом запрете на сбривание бороды. Такой же позиции придерживались сторонники суннитского, ханбалитского мазхаба и ханафиты.

Отдельные представители шафиитского мазхаба (арРафии, анНавави, Закария-аль-Ансари, аль-Хатиб-аш-Шарбини) говорили, что сбривать бороду нежелательно, но оставляли человеку право выбора.

Главное условие отращивания бороды

Сегодня большинство теологов склоняется к мнению, что строгий запрет на сбривание бороды – проявление неграмотности и неверного толкования традиций ислама. Так, известный исламский проповедник-богослов Шамиль Аляутдинов в книге «Ношение бороды» подмечает, что наряду с рекомендацией стричь усы и отращивать бороду, Пророк рекомендовал своим последователям тщательно следить за внешность и соблюдать правила гигиены: чистить зубы палочкой, промывать нос, стричь ногти, выщипывать волосы под мышками и соблюдать другие ритуалы.

Автор ссылается на пояснения имама ат Табари, который пояснял: не нужно бездумно следовать упомянутым в хадисах рекомендациям. Если борода будет неряшливой, грязной, то не сделает мусульманину чести. Доктор богословия Али-Ахмад-Мари также напоминал, что важно при отпускании бороды помнить об аккуратности и опрятности внешнего вида. Если борода становится причиной насмешек и олицетворением неряшливости, то следование традиции утрачивает смысл, ведь мусульманин обязан следовать правилам гигиены, быть опрятным, аккуратным и солидным.

Шамиль Аляутдинов напоминает, что уход за отпущенной бородой – часть кропотливой работы над собственной личностью. Борода – это маркер, через который окружающие оценивают ее хозяина. А ее ношение – сунна, то есть путь и пример подражания Пророку и праведникам. А потому все бородачи обязаны помнить об ответственности, которую накладывает на них буйная растительность.

Окрашивание бороды

Помня заветы Пророка, многие мусульмане продолжают сбривать усы и отращивать бороды, чтобы не походить на многобожников. Однако традиция ношения бороды характерна и для других религий: и православные, и иудеи носят бороды. Чтобы отличаться от них не только сбритыми усами, мусульмане издавна красили бороды натуральными природными красителями. По преданиям сам Пророк носил желтую шевелюру и бороду. Он говорил, что лучшее средство для закрашивания седины – басма или хна.

В России подобная традиция встречается редко, а вот в Бангладеш, например, туристы не могут удержаться от селфи со стариками-мусульманами, образ которых украшают длинные бороды всевозможных расцветок – огненно-красные, оранжевые, синие, изумрудные. Именно такой непредсказуемый эффект дает окрашивание седины натуральной хной и басмой. А вот в черный бороду красить запрещено. Исключение – придание устрашающего облика во время джихада.

Большинство богословов считают, что бороду можно постричь, но в том случае, если она перерастает длину сжатого кулака. При такой оптимальной длине бороды и ухаживать за ней проще, и смотрится она аккуратно и солидно. Бороды подстригали ближайшие сподвижники Пророка – Ибн-Умар и Абу-Хурайра. О разрешении подстригать бороду говорится в трудах многих богословов – исламского аскета Хасан аль Басри, правоведа маликитской школы Ибн-Абд аль Барра, арабо-мусульманского теолога Ибн-Таймии и пр.

О правилах сбривания усов у исламских богословов единого мнения нет. Так, сторонники шафиита считают, что сбривать усы полностью не нужно. Достаточно подрезать то, что отросло ниже губы. Ханафиты убеждены, что усы нужно «искоренять» полностью. Заметим, что часть сподвижников Пророка сбривали усы целиком (Абу-Раида, Инб-Умар и пр.). Другие – лишь подстригали (Абдуллах-ибн-Бишр, Микдам-ибн-Мадикариб и др.).

О запретах и наказаниях

В современном сознании любой темноволосый мужчина с бородой (как и женщина в хиджабе, кстати) ассоциируется с террористом, поэтому во многих странах буйная растительность на лице становится причиной повышенного интереса к человеку со стороны правоохранительных органов. Например, в Узбекистане нет официального запрета на ношение бороды, но многие мужчины расстаются с ней, чтобы не вызывать подозрения и не оказаться в «списке бородатых» Службы безопасности. Узбеку-бородачу для получения паспорта требуется специальная справка, доказывающая его непринадлежность к экстремизму, получить которую практически невозможно. Дагестанские бородачи рискуют постановкой на «профилактический учет».

В истории зафиксированы случаи, когда нарушение правил относительно бороды приводило к трагическим последствиям. Так, талибы в Афганистане обязывали мужчин отращивать бороды и проводили проверки. Тех, кто по каким-то причинам не смог вырастить бороду длиннее сжатого кулака, жестоко избивали. В Пакистане талибы запрещали парикмахерам брить бороды, а заведения отказавшихся или нарушивших запрет подрывали.

Сегодня большинство мусульманских стран всё же относятся к бородачам лояльно. Так, обязательное ношение бороды в Карачаево-Черкессии предписано только имамам. В Татарстане считают, что борода – атрибут, который следует заслужить, поэтому небольшую поросль можно отпустить в 30-35 лет после женитьбы, и только разменяв седьмой десяток, разрешается отращивать длинную бороду.
источник

мусульмане сбривают усы


Почему мусульмане сбривают усы? Традиция ношения обильного волосяного покрова на поверхности мужского лица идет со времен пророка Мухаммеда. Так ходили предки мусульман, такого порядка старается придерживаться молодежь. Не все представители сильного пола оставляют щетину и усы, некоторые предпочитают их удалять. С чем связано почитание щетины, как мусульмане относятся к бороде, что она символизирует для них, попробуем разобраться ниже.

  1. Почему мусульмане сбривают усы, а бороду нет?
  2. Чистоплотность важнейший закон жизни
  3. Как мусульмане должны ухаживать за усами
  4. Почему некоторые мусульмане сбривают усы?
  5. Борода в исламе: значение. Почему мусульмане носят бороду?
  6. Ислам традиционное отношение к бороде
  7. Хадисы – что это такое?
  8. Хадисы о бороде
  9. Культура ношения бороды в исламе
  10. Борода в исламе – что значит?
  11. Окрашивание бороды
  12. Борода в исламе сунна или фарз
  13. Нормы шариата борода как символ истинной веры
  14. Мусульманские страны, где терпимо относятся к бритью бороды
  15. Борода отличительная черта террориста
  16. Молодые мусульмане и отращивание бороды
  17. Отращивать или брить извечная дилемма
  18. Почему представители радикального ислама сбривают усы, но носят бороду?
  19. Не все и не всегда, но безусых бородачей в их кругах можно заметить часто
  20. Это что-то символизирует

Почему мусульмане сбривают усы, а бороду нет?

мусульмане сбривают усы

Каждый правоверный имеет собственное мнение по поводу того, как будет выглядеть его лицо, одни считают бритье усов обязательной процедурой, другие старательно отращивают и подстригают их, придавая желаемую форму.

Ислам уделяет много внимания нормам поведения правоверных, особенностям их внешнего вида, соблюдения гигиенических норм. Все они содержатся в Коране – основной духовной книге ислама, хадисах (изречениях) пророка Мухаммеда.

Чистоплотность важнейший закон жизни

Мир истинных мусульман придает много значения духовному воспитанию людей, но не оставляет без своего внимания и практический жизненный уклад. Правила гигиены занимают очень важное место, по мнению правоверных, несоблюдение чистоты собственного тела – это оскорбление пророка.

Некоторые хадисы утверждают, что верующий отличается от неверующего именно собственной чистоплотностью, внешним видом, соблюдением гигиенических правил.

Как мусульмане должны ухаживать за усами

Что касается усов, среди наставлений Пророка можно найти те, что касаются непосредственно их:

  • усы разрешается, как оставлять, так и удалять полностью;
  • борода стрижке подвергаться не должна;
  • по отношению к растительности должны соблюдаться строгие меры гигиены;
  • усы требуется аккуратно стричь, чтобы, во время еды, она их не запачкала;
  • идеальной считается стрижка, при которой между растительностью и кромкой верхней губы оставалась полоска чистой кожи;
  • весь волосяной покров, находящийся на лице, необходимо регулярно мыть, расчесывать, по праздничным дням умасливать специальными средствами.

Почему некоторые мусульмане сбривают усы?

мусульмане сбривают усы

Ношение усов отнюдь не относится к нарушению заповедей Аллаха, равно как и их полное удаление. Главное, чтобы мужчина в полной мере соблюдал собственную гигиену, не допуская загрязнения растительности, приобретения ею неряшливого внешнего вида.

Нарушением заповедей пророка считается неухоженность собственной внешности, взлохмаченный вид шевелюры.

Ислам имеет множество религиозных течений:

  • сунниты;
  • хариджиты
  • мурджииты;
  • шииты;
  • мутазиллиты.

Любое течение имеет собственные правила, которых его члены тщательно придерживаются. Для некоторых удаление растительности над верхней губой –процедура, что нельзя не исполнить, для других – желательна к исполнению, для третьих – запретна, четвертые – могут поступать по собственному усмотрению.

Специалисты отмечают, что удаление растительности над губой – это явный признак повышенного служения Аллаху.

Борода в исламе: значение. Почему мусульмане носят бороду?

борода у мусульман

Еще с древних времен волосяной покров, обрамляющий поверхность подбородка считался символом мужественности. Чисто выбритая поверхность лица, в некоторых случаях, считалась даже позором, вызывала всеобщее отвращение.

Течение времени привело к смене общественного отношения к этому непременному атрибуту мужского лица. Каждый из людей получил собственное право выбора, затрагивающего его внешний вид. Однако некоторые религии по прежнему придерживаются строгих норм, касающихся щетины. Особенно много тонкостей имеет ислам, попробуем прояснить основные из них.

Ислам традиционное отношение к бороде

Многие религиозные деятели многократно подчеркивали важность ношения обильной растительности у мужчин. Сам пророк Мухаммед носил и повелевал отращивать бороды своим сподвижникам. Эта рекомендация сегодня рассматривается правилом, потому является обязательной для правоверных.

Особенности отношения исламистов к этому вопросу:

  • необходимость обладания ухоженной растительностью;
  • недопустимость попустительского отношения к собственной внешности;
  • запрет ношения неопрятных, грязных волос;
  • отращивание – как символ взросления, становления мужественности, приобретения опыта, получения возможности обзаведения семьей;
  • символ веры в Аллаха.

Хадисы – что это такое?

Специально для того, чтобы люди могли понять отношение ислама к той или иной жизненной ситуации, создавались хадисы. Под ними понималось мнение пророка, которому было необходимо строго следовать. Слова Мухаммеда относились к множеству сфер жизни правоверного человека, они устанавливались один раз и не подлежали изменению, повторному толкованию.

Специального для изучения хадис, было создано течение, получившее название хадисоведение.

Хадисы о бороде

Хадисы о бороде

В хасидах есть четкие поучения, содержащие нормы поведения мусульман:

  • важность личной гигиены;
  • необходимость поддержания телесной чистоты, для примера другим людям;
  • обязанность бритья усов с одновременным отращиванием щетины, обрамляющей подбородок;
  • наличие растительности – основное отличие правоверных от многобожников, язычников, огнепоклонников;
  • обязательность ухода за полостью рта, очищения усов (при их наличии) после каждого приема пищи, их подстригание до определенной длины.

Культура ношения бороды в исламе

Несмотря на то, что многие правоверные считают необходимостью отращивание густой растительности, это мнение нельзя считать правильным.

Подстригание волосяного покрова – это процесс, отличающийся строгой регламентированностью, он не может производиться произвольным образом.

Хадисы отмечают регулярное подстригание волос Мухаммедом в длину, ширину, для поддержания их опрятного вида. Все правоверные должны уподобляться его примеру, со вниманием относясь к собственной щетине.

Борода без усов вполне допустима, впрочем, решение этого вопроса большинство течений отдает на усмотрение мужчины. Главное, чтобы растительность всегда была чистой, ухоженной, выглядела опрятно. Приемлемой длиной растительности принято считать размер сжатого кулака.

Борода в исламе – что значит?

борода у мусульман

Главное назначение растительности, покрывающей лицо правоверного мусульманина, трудно переоценить. Это особый символ, позволяющий отличать человека верующего от того индивидуума, для которого вера имеет небольшое значение. Подобный внешний вид приближает каждого смертного к пророку, передает людям его волю.

Окрашивание бороды

Окрашивание щетины для мусульман не просто разрешено, оно рекомендовано самим Мухаммедом. Пророк советовал своим приверженцам проводить окрашивающие процедуры, выбирая для этой цели оттенки красного, желтого. Это было необходимо для разительного отличия исламистов от иудеев, христиан.

Использование черного оттенка является строго запрещенным (здесь мнение богословов единодушно), его применяют только воины джихада, что является свидетельством его будущих намерений.

Борода в исламе сунна или фарз

Важность растительности для мусульман доказана. Но вопрос необходимости ее ношения, возможность сбривания, подстригания активно обсуждается современными правоверными.

Здесь нужно отметить, что все хадисы, объединяясь, составляют сунны. Эти рекомендации являются желательными, при этом, не являются обязательными к исполнению.Когда исламист выполняет сунны, он получает одобрение от Пророка, если же он отходит от этих правил, то греха здесь не возникает.

Другое дело, когда речь касается фард. Это те рекомендации, которые обязательны к исполнению, если следовать данному правилу, происходит совершение греха, требующего обязательного искупления, раскаяния.

Мнения богословов различны:

  1. Запрет сбривания растительности, если на то нет явной причины.
  2. Необходимость поддержания волос подстриженными, опрятными.
  3. Возможность сбривания волос по причине заболевания.
  4. Запрет ощущать себя испорченным, неправильным, когда щетина (по каким-либо причинам) не растет.

Вера – прежде всего, результат работы сердца, души, она не измеряется длиной волос на лице.

Существуют и крайне радикальные мнения, для которых борода обязательный атрибут правоверного мужчины. Ее отсутствие – всегда нарушение, вне зависимости от причин, послуживших тому. Это нарушение законов Аллаха, потому здесь требуется обязательное наказание. Такому мнению придерживаются радикальные исламисты.

Нормы шариата борода как символ истинной веры

борода у мусульман

Многочисленные споры среди верующих могут разрешить нормы шариата:

  • осмотр мужчин на предмет наличия щетины;
  • размер волос, равный сжатому кулаку;
  • истинная правоверность подтверждалась у людей, прошедших такой осмотр;
  • не прошедшие осмотр люди, подвергались всевозможным гонениям, публичным избиениям;
  • страны, где власть контролируется талибами, за отсутствие растительности полагалась смертная казнь.

Мусульманские страны, где терпимо относятся к бритью бороды

В каждой из стран, где распространен ислам, свои правила, касающиеся отращивания шевелюры, обрамляющей подбородок. Некоторые страны лояльно относятся к мужчинам, чьи лица всегда остаются гладко выбритыми.

  1. Турция: здесь щетина является сунной для уже взрослых, зрелых мужчин. Но государственным служащим необходимо иметь гладкий подбородок во время нахождения на государственной службе.
  2. Ливан: здесь данный атрибут не обязателен для верующего человека, более того, его наличие может стать причиной явного внимания со стороны полиции.
  3. Казахстан, Узбекистан: здесь равное отношение к людям с щетиной и без нее. Густая растительность вполне может вызывать ненужные подозрения, поэтому молодежь от нее отказывается, бороды носят лишь пожилые люди.

Борода отличительная черта террориста

Современный мир полностью поменял отношение к людям, исповедующим ислам, предпочитающим носить бороды. Это связано с тем, что сегодня прочно распространены ассоциации щетины с экстремистскими настроениями, терроризмом.

Большинство радикалов, что совершают кровавые террористические акты, обязательно имеют густую растительность. Они вызывают страх, потому и такой атрибут на лицах правоверных мусульман, не может не вызывать подозрений.

По этим причинам многие лидеры мусульманских государств положительно рассматривают приверженность современных мужчин к бритью бород.

Многие страны, где исповедуется ислам, вводят неофициальные запреты ношения густой щетины.

Молодые мусульмане и отращивание бороды

триммер

Избавление от усов – это мода, чрезвычайно популярная среди молодежи. Данное отношение не вызывает одобрения у богословов, что вызвано такими мнениями молодых людей:

  • соблюдение заветов Мухаммеда только в области ношения щетины;
  • отсутствие подтвержденных фактов добропорядочности.

Некоторые муфтии полагают, что современная молодежь, прежде чем отращивать щетину, должна заслужить право ее ношения. К обязательным условиям относят:

  • исполнение 30 лет;
  • обретение семьи;
  • моральная зрелость.

Эти условия подходят только для отращивания небольшой по длине бородки, позволить себе густую растительность могут только умудренные жизненным опытом, старцы. Для них это своеобразный показатель опыта, зрелости, ума, которыми они готовы делиться с молодыми людьми.

Отращивать или брить извечная дилемма

Сложно дать однозначный ответ на вопрос о возможности или необходимости бритья для правоверного человека. Эта проблема отличается многогранностью. Не все люди стремятся полностью соблюдать заветы пророка, другие просто не могут сопротивляться давлению современного общества.

В качестве альтернативы, которая устроит всех, разрешено ношение аккуратно подстриженной растительности, имеющей опрятный внешний вид.

Почему представители радикального ислама сбривают усы, но носят бороду?

Радикальные исламисты, несмотря на ношение щетины, не относят ее к обязательному признаку религиозности. Для них это просто ритуал, возможно, особый долг, либо способ искусной маскировки собственного лица.

Не все и не всегда, но безусых бородачей в их кругах можно заметить часто

Не все радикалы носят длинные волосы, среди них можно увидеть тех, кто бреется наголо, здесь нет каких-то особенных причин, мотивов, скорее, это особенности того или иного радикального течения.

Это что-то символизирует

Борода – это всегда символ, который может показать величину погруженности человека в религию. Равно как и показать его радикальные настроения.

Каждый правоверный должен соблюдать правила гигиены, постоянно поддерживая собственную чистоту, опрятность, не только внутреннюю, но и внешнюю.

Важные правила гигиены:

  • ежедневное расчесывание волос, периодическое их подстригание, когда они доходят до уровня плеч;
  • возможность окрашивания волос на голове и щетины, особенно, когда она начинает седеть (это помогает внешне отличаться от христиан, которые не прибегают к выполнению подобной процедуры);
  • возможность подведения глаз с помощью сурьмы (сегодня практически не исполняется);
  • обязательное ополаскивание полости рта после употребления чеснока, лука.

Сила веры истинного мусульманина лежит гораздо глубже внешнего вида, особенностей отращивания волос. Тем не менее, этот фактор имеет немалое значение, поэтому внимание к нему должен уделять каждый мужчина.


Нормы морали и приличия, качества, ценившиеся в Армении веками

Уважение к старшим
Каждому человеку старшего возраста необходимо было оказывать знаки внимания: вставать при его появлении и не садиться без его позволения, уступить ему место, не говорить, а только почтительно отвечать на вопросы, выполнять его просьбы, прислуживать во время трапезы за столом и т.д. Каждая услуга, оказанная седине, ставился молодому человеку в честь.

Уважение к женщине
Это положение означало прежде всего уважение к матери, а также уважение к женскому полу вообще. Каждый мужчина считал за честь выполнить просьбу девушки или женщины.
Большим позором считалось обнажить в присутствии женщины оружие или же, наоборот, не вложить его тотчас в ножны при ее появлении.
Если мужчина в присутствии женщины позволил себе нечаянно неприличное слово, то, по обычаю, он должен был загладить свою вину преподнесением ей какого-либо ценного подарка.
Большим позором считалось для мужчины, в том числе и для мужа, поднять руку на женщину.
Покушение на честь матери, жены или сестры в понятии армян были самым сильным оскорблением, которое можно нанести мужчине. Если дела об убийствах можно было путем выплаты цены крови уладить, то подобные посягательства на честь женщины обычно заканчивались кровопролитием.

Слово мужчины
У горцев чрезвычайно высока была цена слову. Слово истинного мужчины было и остается тверже всего. Нормы обычного права народа вырабатывали честность и верность данному слову. Слово соблюдалось очень строго. Если мужчина давал слово, можно было совершенно не сомневаться в том, что он сдержит его до конца. Армянин за выраженное ему доверие всегда отвечал доверием. Он очень высоко ценил доверие человека и, напротив, считал для себя тяжелым оскорблением, если выражали ему недоверие. Ложь и предательство, особенно по отношению к близким, наказывались очень строго.

Достоинство мужчины
В условиях патриархального общества, любые мало-мальски значимые решения всегда принимались мужчинами. Слово отца и его решение были законом для всех членов семьи и не подлежало обсуждению, точно так же младший брат беспрекословно слушался старшего. Мужчина был главой семьи и женщина никогда не смела перечить ему, особенно на людях. Ведь этим самым она унижала его, а значит и себя и всю семью. Умная женщина всегда старалась возвысить своего мужа в глазах окружающих, а спорные вопросы решались дома. К сожалению, сегодня, в условиях агрессивно-воинствующей эмансипации западного покроя, многие забывают об этой традиции.

Положение женщины
Женщина всегда должна была четко осознать свою роль и свое положение в обществе. Предназначение женщины прежде всего - быть женой и матерью, хозяйкой дома.
Раньше женщина не вмешивалась в разговор мужчин, не присутствовала на застольях с мужчинами, не имела права ходить во многие святилища. Но наряду с этим, женщина, как хранительница очага, пользовалась большим уважением и почетом. Она занимала своё, особое место в структуре общества. С этим уважением связано много старых традиций. Красива и благородна, например, древняя традиция немедленно прекращать поединок если женщина бросает свой платок между дерущимися.
Интересен и неоднозначен обычай, когда невеста не имела право разговаривать в присутствии старших членов семьи: свекра, свекрови и братьев мужа. Этот обычай держал невесту на достаточном расстоянии от старших и не давал ей перейти грань дозволенности и приличия. В некоторых районах Армении этот обычай сохранился до наших дней. Но сегодняшние старшие не хотят казаться чересчур архаичными, и вскоре после свадьбы спешат официально отменить его (соблюдая, конечно, все традиционные формальности), чтобы разрешить невесте разговаривать в их присутствии. Причем, многие вскоре начинают горько жалеть об этом.
В больших семьях женщины (свекровь, дочери и невесты - строго по старшинству и положению) распоряжались чисто женскими делами: приготовлением пищи, уходом за детьми и т.п. Большим позором мог покрыть себя мужчина, «совавший нос» в эти дела. Поэтому, мужчина никогда не готовил пищу в семье, не шил, не ткал, не стирал, не ласкал детей и не брал их на руки в присутствии посторонних или старших.

Кодекс мужской чести
Уделом мужчин были тяжелый физический труд, обеспечение семьи всем необходимым, ответственность за семью и род, а также их защита. Словом мужчина должен был быть безусловным добытчиком, распорядителем и воином. Обязательное бесстрашие и мужество в бою, как основное качество воина, сопровождалось также и бескомпромиссностью в конфликтной ситуации («Раз вытащил кинжал – бей!»). Самым страшным как для мужчин, так и для женщин был позор. Проявивший трусость, малодушие, в бою, например, покрывал позором не только себя но и весь род.
Помимо храбрости, также важными качествами являлись твердость характера, хладнокровие и выносливость. Это подразумевало, что мужчина в любой ситуации должен был сохранять самообладание, быть невозмутимым, никогда не поддаваться панике и страху. Истинный горец должен был быть сильнее своих естественных человеческих слабостей. Считались позором и подвергались осуждению жалобы на усталость, недомогание, холод, жару, голод и даже всякое упоминание о вкусной пище.
Мужчина должен был встречать любую ситуацию с достоинством и честью. Для горца честь и имя всегда были дороже самой жизни. Старая поговорка наглядно показывает особое отношение горца к понятию чести: «Если оказался перед выбором; жизнь или честь, то без раздумий выбери второе.» Даже такие естественные чувства, как любовь или ненависть, должны были отступить на задний план перед необходимостью соблюдения закона чести в том виде, как его понимали армянские горцы. Кодекс мужчины-горца требовал независимо от складывающейся ситуации выполнять свой долг перед семьей и родом, например, исполнить требование кровной мести, несмотря на все препятствия, невзирая на численность или силу противостоящего врага, решительно и бесповоротно вступать в схватку, пусть неравную и заранее обреченную.
Болтливость также считалась неприличной. О военных подвигах своих горец никогда не говорил, никогда не прославлял их, считая такой поступок неприличным. Самые смелые отличались необыкновенной скромностью: не хвалились своими подвигами, готовы были каждому уступить место и замолчать в споре; зато на действительное оскорбление отвечали оружием с быстротою молнии, но без угрозы, без крика и брани. Особенно неприличным считалось хвалиться своими подвигами в присутствии женщин. Мужчина не должен был распространяется о своих деяниях в обществе женщин.

Скромность и честь девушки
Девочек же, в отличии от парней, воспитывали скромными, сдержанными, целомудренными и женственными. Любая вольность, дерзость или проявление качеств, присущих мужчинам, могли покрыть имя девушки, таким позором, что потом ни один достойный юноша не стал бы свататься к ней.
Проявление повышенного внимания к мужчинам также всегда считалось большим позором. Молодые не бегали на свидания и не встречались прилюдно. Даже, когда парень и девушка любили друг друга, они могли встречаться изредка, вдали от взоров окружающих. Но если об этом узнавали отец или братья девушки, её избраннику могло несдобровать. В случае же, когда парень случайно или умышленно хоть пальцем дотрагивался до девушки, он рисковал остаться без головы, потому что считался посягнувшим на честь рода. Единственным местом, где молодёжь встречалась и общалась были места проведения праздников и свадеб.

Взаимоотношения мужчин и женщин
Во взаимоотношениях мужчин и женщин, их поведении на людях, всегда главными элементами были скромность и сдержанность. Считалось неприличным говорить о своей жене или, тем более, хвалить её. Обмен какими-то любезностями между мужем и женой в присутствии посторонних считался бы весьма неприличным и нескромным поведением. За столом гости могли хвалить хозяйку дома, произнести благодарственный тост за неё, но сам хозяин дома никогда этого не делал и старался сдерживать других от чрезмерной хвальбы. К тому же, если в доме были дедушка и бабушка, принято было сперва выказать знаки уважения им. Невестка при этом «оставалась в тени».
Весьма непристойными считались прилюдные громкие ссоры между мужем и женой, или ругань детей. Уважающий себя мужчина никогда не поднимал руку на женщину, даже на свою жену. Но при этом, мужчина всегда был беспрекословным хозяином и главой дома, любое слово которого для домочадцев было законом, не подлежащим обсуждению.
Армянин никогда не обнажался на людях или в общественных местах, даже во время сильной жары или тяжёлой работы. Это считалось бы постыдным и недостойным мужчины поведением. Мужчины и в собственный двор выходили полностью одетыми. Этой нормы приличия придерживались и придерживаются многие из тех, кого мы относим к старшему и среднему поколению. Но жизнь не стоит на месте, и времена меняются. В моду вошли всякие мини-юбки, шорты и т.п.
И всё-же взрослый мужчина, разгуливающий по улице или двору многоэтажного дома по пояс голый, со свисающим через ремень животом, или молодая девушка в мини-юбочке, не могут быть нормами приличия для нашего народа ни в какие времена. Если завтра где-то на Западе войдёт в моду ходить по улицам в купальных костюмах, для нас армян, если мы хотим оставаться таковыми, эта норма должна быть неприемлема.
Никто не будет утверждать, что всем мужчинам надо ходить застёгнутыми на все пуговицы до подбородка, а девушки обязаны носить платья до щиколоток. Но, должны быть определённые рамки для всего, также как и подходящее место и окружающие условия. Если на пляжах и в других местах отдыха шорты – весьма удобная одежда, то приходить на традиционные армянские празднования в шортах – проявление неуважения к окружающим и культуре народа к которому себя относишь.
И в этой связи очень неприглядно выглядят полуобнажённые фотографии наших парней и девушек, в большом количестве выкладываемых на известных сайтах одноклассников, «в контакте» и других. Видимо большинство из этих любителей показать своё тело на весь мир забывают, или же не знают, что тем самым нарушают одно из самых основополагающих норм поведения своего народа.

Честь семьи и кровная месть
Отстаивание чести своего рода, семьи, всегда стояло на первом месте. Случаи преднамеренных убийств или нанесения оскорбления членам семьи, рода неминуемо вели к кровной мести. Никакое оскорбление не могло остаться ненаказанным. Считалось, что такие преступления могут быть смыты только кровью провинившихся и его ближайших родных - мужчин. За убийства семья жертвы наказывала семью преступника, кто покушался на жизнь и честь членов его семьи, чтобы тем самым восстановить «семейную честь». Тот, кто не смог отомстить, покрывал себя и всю свою семью несмываемым позором и становился изгоем общества. Вражда родов могла продолжаться веками, унося десятки жизней молодых мужчин. При этом, даже в самые жестокие времена непримиримой вражды, кровники никогда не трогали детей, женщин и стариков. Такие действия рассматривались обществом, как низость, недостойная мужчины.
Существование или сам факт наличия кровной мести является огромнейшим, прежде всего, сдерживающим фактором перед лицом каких бы то ни было посягательств. А когда всё это сидит в самом нутре человека - он сто раз подумает, прежде чем совершить что либо, за что потом неминуемо будет жестоко наказан или он сам или кто-то из его близких родственников.

Этикет, манера поведения, их нарушение и наказание
В присутствии старших и женщин или же за столом, например, не может быть никаких вольностей, хамства, сквернословия. Сдержанно и скромно принято себя вести также возле храмов, святых мест, кладбищ. Словом, горцы придерживались многих «табу» - неписанных запретов того, что считалось недостойным и унизительным. И хоть каждый и был волен поступать в любой ситуации по-своему, ответственность за поступки перед обществом была очень высока. Потому что общество всегда реагировало адекватно. И если человек шел наперекор правилам и нормам поведения он навлекал на себя позор и презрение окружающих. И не только на себя, но и на всю семью, род, село. В тех условиях, это было хуже физической смерти. В самых крайних случаях на сельском сходе человеку (чаще всей семье) могли объявить всеобщее презрение и отчуждение. Такой человек оказывался в общественном вакууме, как неодушевленный предмет. Никто не имел права общаться с таким или оказывать ему какую-либо помощь. А нарушивший сам рисковал оказаться в том же положении.
Унаследованные от предков традиции держали каждого члена общества в рамках строгого приличия; они же вершили суд и расправы сильнее и быстрее, чем секира королевского палача. Правовые нормы такого неписаного житейского кодекса позволяли предать любого нарушителя всеобщему нравственному осуждению и отвержению…
Несколько десятилетий назад на французской эстрадной сцене блистал шансонье армянского происхождения. Бесспорно талантливый певец, он пользовался в Армении огромной любовью и популярностью, гораздо более большей, чем во Франции. В каждом армянском доме были пластинки с записями его песен, каждый житель страны знал его песни. Затем этот певец влюбился в турчанку и женился на ней, предварительно приняв ислам (таково было условие невесты). Как же отреагировали армяне? Они просто предали имя этого певца полному забвению. Он перестал существовать для армянского народа. И дело тут было не в браке с иноплеменницей. Это армяне еще могли простить. Отказ от духовной веры предков, от национальных ценностей и устоев - вот проступок, не поддающийся прощению народом. В этом случае наступает время самого страшного для армян наказания - бойкота общенационального масштаба. Как представляется, это старый способ наказания, успешно испытанный еще в языческую эпоху.


Армяне – одна из древнейших наций Ближнего Востока, принадлежащая к арменоидному (переднеазиатскому) типу евразийской (европеоидной) расы. Начало процесса формирования физического типа армян уходит в глубокую древность. Oно тесно связано с процессом формирования переднеазиатской или арменоидной расы. Этот антропологический тип имеет весьма большое распространение по всей Передней Азии, на плоскогорьях Анатолии, Сирии и Ирана. Формирование арменоидного антропологического типа относится к гораздо более раннему времени, чем эпоха, с которой связывают начало этногенеза армянского народа.

Антропологический тип армян занимает своеобразное положение в ряду других типов средиземноморской ветви большой европеоидной расы особым сочетанием морфологических признаков, характеризующих этот тип. В нем сочетаются: умеренно-волнистая форма волос головы, сильное развитие волосяного покрова, смуглый оттенок кожи, брахикефальная форма головы, с очень характерным контуром, и почти лептопрозопным лицом, с весьма специфической формой наружного носа. Первые три признака указывают на близость арменоидного типа к населению южного Средиземноморья, а сильная брахикефалия — с народами Балкан. Комплекс признаков, который ранее считался специфическим для армянского народа, выражен также в восточной и южной Грузии в результате сдвига к северу границы переднеазиатского антропологического типа.


Строение головы. В среднем армянам характерны резко выраженная брахикефалия (высокое узкое лицо, плоский затылок, лоб со слабо выраженным надбровьем), прямой, широкий лоб средней высоты. Среди армян разлучаются группы с разными антропологическими особенностями: у некоторых выражена малая ширина лица, горизонтальное или чуть опущенное положение кончика носа, прямой, со сглаженным надбровьем лоб и толстые губы. В Закавказье группируются варианты с прямым лбом.

Цефалический индекс для армян – 85.4; в частности, для жителей Вана и Еревана – 86; Себастии – 86; и Карина – 87. Средняя высота черепа – 185 мм; на востоке этот показатель достигает 188 мм, а на западе – 183 мм.

У армян в основном выпуклый длинный нос средней ширины. Длина носа в среднем в 60 мм, а ширина колеблится от 37.4 мм в Ване до 38.4 мм в Кесарии. Выступание носа у армянских групп максимальное для Кавказа.

Волосяной покров. У армян сильно развит третичный волосяной покров. Армяне достигают максимума, во всяком случае, в масштабах Кавказа, по росту волос на теле и лице. Им свойственны густые брови, длинные ресницы. Самые густые брови встречаются у армян, проживающих на востоке. Арменоиды по волосяному покрову своих тел и лиц (у мужчин) не уступают народам, характеризующимся наибольшей густотой волосяного покрова, — у народа айны (Япония) и аборигенов Австралии, также имея отличительные от них черты.


Пигментация кожи и глаз. У армян тёмные (гораздо реже – русые) волосы, светлая (реже – смуглая) кожа. Цвет волос и глаз становится более темным в напревлении с северо-запада на юго-восток. Максимум пигментации фиксируется в Армении и Восточном Закавказье (Азербайджан). Азербайджанцы заметно темнее армян. Варианты цветовой окраски кожи у армян, согласно антропологической терминологии, – розово-белая, смугло-белая и светло-оливковая.Тёмно-белый цвет встречается у 85% армян. Розово-белая кожа, встречающаяся у 8%, особенно распространена у армян-переселенцев из Вана, а светло-оливковая – у армян Кесарии.

armenian

В большинстве своём тёмно-каштановые волосы встречаются у 58% армян, а чёрный и средне-каштановый в общей сложности – у 38%. У остальных 6% волосы красно-каштанового цвета. У мужчин, имеющих чёрные и тёмно-каштановые волосы, бороды того же цвета; у обладателей каштановых волос – красного или красно-каштанового цветов, из чего можно сделать вывод, что только 75% армян имеют волосяное покрытие чёрного цвета. Каштановые и красно-каштановые волосы чаще всего встречаются у армян-выходцев из окрестностей озера Ван, а волосы чёрного цвета – на юге и на западе – у переселенцев с близких к Сирии территорий. Самые густые брови встречаются у армян, проживающих на востоке.

У 73% армян глаза карие. Тёмно-карие глаза больше всего встречаются на западе, где составляют до 36% от общей численности, и гораздо реже у армян из окрестностей озера Ван, где представлены 13%. Глаза светлые или смешанных оттенков встречаются у 34% ванцев, и у 11% от общей численности у армян Кесарии.


Биометрические данные. Среднестатистический рост армянина — выше среднего. Он зависит от географической среды обитания. Так, армяне Вана, Багеша (Битлиса), Карина и Еревана выше соплеменников, проживающих на западе – в Кесарии, Мараше и Себастии, в то время, как рост армян, населяющих окрестности от Харберда до Тигранакерта, считался на общем фоне средним. Самые высокорослые – жители Вана, средний рост которых – 169 см, а у армян Кесарии и Себастии – 164 см. Армяне для своего роста достаточно тяжеловесны: средняя масса тела – 72.5 кг.

Средняя длина полового органа армянских мужчин — 13,5 см, максимальная — 21,5 см. По своим показателям орган занимает третье место на территории бывшего Советского Союза и считается среднестатистическом общемировым меркам.

Ереванская болезнь. Будучи одной из древнейших наций, армяне характеризуются генетическим наличием периодической болезни, или средиземноморской семейной лихорадкой, называемой также иногда «ереванской болезнью». Это наследственное заболевание преимущественно, но не исключительно, встречается у представителей наций, предки которых проживали в бассейне Средиземного моря, особенно у армян, евреев-сефардов (намного меньше – у евреев-ашкенази), турок и арабов Северной Африки.


Борода с точки зрения религий Востока и иудаизма

Изображение царицы Хатшепсут с бородой

В Древнем Египте мужчинам полагалось бриться. Фараоны, правда, бороду носили, но она была искусственной – из шерсти или волос, переплетенная золотыми нитями. Это украшение представляло собой символ верховной власти, его подвязывали к подбородку, причем не только мужчины. Даже царица-фараон Хатшепсут, чтобы подчеркнуть свой высокий статус, носила такую бороду.
Брахма, один из трех верховных богов в индуизме, часто изображается с длинной белой бородой, символизирующей мудрость и вечность бытия.

Изображение Брахмы в индийском храме XII века

А вот буддизм вместе с отречением от чувственных удовольствий предписывает последователям и отказ от волос на голове. В подражание Будде приверженцы этой религии бреют также и бороду. Так пропадает необходимость ухаживать за волосами, а значит, больше времени и внимания можно уделять внутреннему самосовершенствованию. К тому же, таким способом буддисты становятся еще на шаг ближе к отказу от собственной личности.

Буддийский монах

Ветхий Завет относительно бороды непреклонен: избавляться от нее не разрешает, связывает бритье с трауром или унижением. Долгое время сбривание бороды было равносильно потере чести, обрезать кому-либо бороду считалось жестоким оскорблением.

Представитель общины хасидов

Сбривающий бороду отдаляется от творца, от близости его образу и подобию. У хасидов – приверженцев одного из течений в иудаизме - бритье бороды влечет за собой разрыв с общиной.

Однако в современном мире еврею дозволяется решать вопрос с бритьем самостоятельно, и если человек не считает свой духовный, религиозный уровень достаточно высоким, он может и избавляться от волос на лице, только, разумеется, не в шаббат. А вот традицию не бриться в течение месяца в знак траура по близкому человеку соблюдают все.

Так или иначе, уход за бородой и ее поддержание в аккуратном состоянии приветствуется, но вот вопрос о том, можно ли подравнивать бороду, теоретиками иудаизма рассматривается по-разному.

Борода в католичестве и православии

Взгляды католиков и православных христиан на ношение бороды различались еще до официального разделения христианской церкви в 1054 году. Во многом это было обусловлено традицией – римляне считали бороду чертой варваров. Долгое время вопрос «бриться или не бриться» церковью не регламентировался, но традиция все же предписывала «латинянам» ходить без бороды. С XII века католическим священнослужителям не дозволялось отпускать бороду, это определил Тулузский собор 1119 года, но спустя четыре столетия папы римские уже позволяли себе отказываться от бритья.

Вошли в моду и считались делом вполне богоугодным усы и эспаньолка, такого имиджа придерживались многие правители Ватикана. Что касается католических монахов, то им предписывалось не только избавляться от бороды, но и брить волосы на макушке.

Папа римский Климент VII

Гладкие подбородки латинян воспринимались православными христианами с осуждением. Брадоношение признавалось обязательным для верующих, поскольку таков замысел творца – мужчинам иметь бороду, а женщинам – нет.

Брадобритие, бритье бороды, запрещалось церковными книгами и постановлениями соборов, в частности, Стоглавого Собора 1551 года. Посягнувшим на бороду грозили серьезные наказания: по ним не служили панихиду и сорокоуста, не ставили свечи в храме.

Православные священнослужители

А потому то, что сделал на рубеже XVII и XVIII веков Петр I, представляется делом поистине грандиозным – ему удалось перевернуть с ног на голову многовековые установки и традиции относительно того, что приличествует порядочному христианину. Была установлена пошлина, которая взималась с тех, кто предпочитал ношение бороды новым правилам – налог довольно существенный: например, царедворцы, чиновники, купцы и посадские люди платили по шестьдесят рублей в год, слуги, ямщики – по тридцать.

Указом Петра была предусмотрена пошлина на бороду

Разумеется, на первых порах роптали, бунтовали, хранили сбритую бороду дома в сундуке, чтобы быть с ней похороненными – в царствие небесное без бороды путь закрыт. Но обычай бриться прижился довольно быстро, правда, от этой обязанности были освобождены попы, дьяконы и архиереи, всем остальным за нарушение царского указа полагалось уплатить штраф.
Вот только раскольники этих изменений не признали. По правилам старообрядцев, бритому человеку запрещается входить в церковь, а если он умирает, не покаявшись в этом грехе, то будет похоронен без обряда.

Старообрядцы предпочитали платить пошлину, но бороду не сбривать

Даже теперь, в то время как обычным семинаристам полагается бриться – чтобы отличаться от тех, кто уже получил сан, ученикам, что придерживаются старообрядчества, разрешено отпускать бороду.

Борода в исламе

Мусульманин

Согласно исламу, если борода растет, значит, таков замысел Аллаха, и ее нужно носить. Борода отличает правоверного мусульманина от язычников, а еще от женщин. Бритье бороды считается большим грехом, или, по крайней мере, порицается – многое зависит от течения в исламе. Им же определяются разные варианты взглядов и правил по вопросу обращения с бородой. Разрешено укорачивать бороду – если длина превышает размер сжатого кулака. Допускается и даже приветствуется окрашивание бороды.

Бороду обычно красят хной

И все же мусульманам, как и представителям других вероисповеданий, приходится порой идти навстречу требованиям общества. В ряде стран госслужащим запрещено носить бороду, и последователям ислама при выборе профессии приходится учитывать это. Согласно разъяснениям российских имамов, ношение бороды не является обязательным. Примечательно, что и некоторые монархи исламских государств предпочитают бритье ношению бороды, как, например, король Марокко Мухаммед VI.

Король Марокко Мухаммед VI

На женскую внешность во все времена мода влияла куда сильнее, чем на мужскую, и в отношении волос тоже. А потому религиозные традиции быстрее уступали место прическам, которые подарили миру знаменитые дамы прошлого.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Читайте также: