Нашла коса на камень кто играет

Опубликовано: 17.09.2024


12+

Комедия в двух действиях
по мотивам произведений А.Н. Островского

Среди праздной московской публики, озабоченной лишь тем, как весело провести время и как найти себе выгодную партию, появляется странный человек – Савва Васильков. Нелепый, наивный провинциал, по виду – с достатком, но деньгами не сорит, не приемлет жульничества. Да вдобавок ко всему без памяти влюблен в первую красавицу Москвы, Лидиньку Чебоксарову, внимания которой добиваются многие. Кто он, Савва Васильков, откуда, богат ли, завидный ли жених? Но кем бы он ни был, слишком смешон и странен он в своих взглядах и слишком велик соблазн воспользоваться его искренностью в своих интересах…

Можно ли остаться честным и прямодушным в мире, где правят выгода и корысть? Можно ли быть успешным в делах и при этом не воровать? Есть ли место настоящей любви в мире, где все продается и покупается? Об этих вечно актуальных вопросах предлагают задуматься создатели спектакля.

podv7

Премьера: 22 декабря 2013 года

Продолжительность спектакля: 3 часа 30 минут
Спектакль идет с одним антрактом

25 Декабрь 2017

22.12.17 спектакль режиссера С.В.Безрукова «Нашла коса на камень» по мотивам произведений А.Н.Островского «Бешеные деньги» и «Бесприданница». новая встреча с Московским Губернским театром )) И это снова праздник! Он начинается еще до спектакля. В фойе нас встречает оркестр. Звуки музыки погружают в ту эпоху. Ощущения: будто сошел с «Ласточки» на пристань губернского городка. Зрителям-современникам не хватает для антуража тростей, цилиндров, зонтиков и соответствующих времени костюмов. И тут уж нельзя не сказать о костюмах и декорациях. Богатство красок, фасонов, материалов: от кружевных платьев барыни Чебоксаровой (Г.Бокашевская) и модных платьев барышни-невесты Лидии Юрьевны (К.Андоленко) до финального фрака и долгополого пальто и шапки, отделанных натуральным дорогим мехом, самого миллионщика-выгодной партии, провинциального помещика, делового человека Саввы Василькова (Д.Дюжев). А декорации? Денежные купюры, кредитные билеты, ценные бумаги государственных займов везде – и занавес, и стены помещений. Ни на минуту не забываешь – основа пьесы «бешеные» легкие деньги, все продается и покупается, а главный порок это бедность. А как сыграли спектакль! Шла посмотреть впервые на сцене Д.Дюжева и К.Андоленко, но увидела яркое «соцветие» артистов, которые из множества мелочей создали образы своих героев от дворника до высшего света. Даже не упоминаю кого-то конкретно. Молодцы все, выложились на 100%! Не могу не упомянуть о музыкальном оформлении! Оркестр воспринимается как участник спектакля и не раз менял костюмы. А цыгане с их песнями и танцами! А как поют артисты труппы!! Про вокал Дюжева знала и раньше, но поражена голосами С.Вершинина, Э.Айткулова, Е.Кирковой. К.Андоленко прекрасно играет на пианино… Спектакль 3.5 часа, но не скучно и не затянуто, смешно и грустно, заставляет задуматься. И современно, впрочем как всегда у Островского! Написала много, но далеко не обо всем. Впечатлений масса! Думаю, еще долго буду смаковать свои ощущения! И, конечно, выбирать следующий спектакль!

Случайно попала на спектакль "Нашла коса на камень" и была просто в восторге. Бы ла со своей дочерью, ей 20 лет. Весь спектакль были во вниманиии, что происходило на сцене! Дюжев, открылся для нас, как прекрасный театральный актёр! Да и остальные актёры на сцене были не хуже! Была атмосфера, была харизма! Очень понравился спектакль! Единственное, мне показалось, лишнее отрывки из "Бесприданницы", но это моё субъективное мнение! Всм знакомым рассказала об этом спектакле, ждём нового сезона! Спасибо всем и каждому кто принимал в создании этог спектакля! Сценография современная, музыка соответствует времени и концепции произведений Островского! Актёры все от эпизодических до главных ролей играли с полной отдачей. Спасибо за прекрасный вечер!

Создатели спектакля:

Художник-постановщик – Эдуард Гизатуллин

Художник по костюмам – Ирэна Белоусова

Художник по свету – Марк Ставцев, Лора Максимова

Заведующий музыкальной частью – Светлана Медведева

Педагог по речи – Марина Перелешина

Педагог по вокалу – Юлия Пилипович

Заведующий постановочной частью – Дмитрий Сластин

Художник по гриму – Ольга Сомова

Помощник режиссера – Мила Москаленко

Васильков Савва Геннадич: Дмитрий Дюжев

Лидия Юрьевна Чебоксарова : Карина Андоленко

Кнуров Мокий Парменыч : Григорий Фирсов

Василий, помощник Василькова : Алексей Шадхин

Телятев Иван Петрович : Сергей Вершинин

Глумов Егор Дмитрич : Антон Хабаров

Вожеватов Василий Данилыч : Михаил Шилов

Надежда Антоновна Чебоксарова : Галина Бокашевская

Слуги в доме Чебоксаровых :

Мари: Ирина Кондакова

Кучумов Григорий Борисович : Виктор Шутов

Огудалова Харита Игнатьевна : Людмила Менчинская

Карандышев Юлий Капитоныч : Александр Амелин

Ямщик, чистильщик обуви, монах : Василий Шмаков

Рабочие, кредиторы : рабочие сцены Московского Губернского театра

Гастроли Московского Губернского театра.

Комедия в 2-х действиях по мотивам произведений А.Н.Островского.
Среди праздной московской публики, озабоченной лишь тем, как весело провести время и найти себе выгодную партию, появляется странный человек – Савва Васильков. Нелепый, наивный провинциал, по виду – с достатком, но деньгами не сорит, не приемлет жульничества. Да вдобавок ко всему – без памяти влюблен в первую красавицу Москвы, Лидиньку Чебоксарову, внимания которой добиваются многие. Уж слишком смешон и странен он в своих взглядах, и слишком велик соблазн воспользоваться его искренностью в своих интересах…
Можно ли оставаться честным и прямодушным, если вокруг правят выгода и корысть? Можно ли быть успешным в делах - и не воровать? Есть ли место настоящей любви в мире, где все продается и покупается? Об этих вечно актуальных вопросах предлагают задуматься создатели спектакля.

Сергей Безруков, режиссер-постановщик: «Когда обращаешься к драматургии А.Н.Островского, то есть искушение поставить полное собрание его сочинений, возникает непреодолимое желание вывести на сцену всех его персонажей и попробовать поставить спектакль о нашей жизни, о России-матушке, такой родной и чужой, богатой и бедной, нищей и щедрой. Вот они, родные типажи - хитрые и простодушные, расчетливые и бесшабашные, корыстные и страстные!
Зачастую герои А.Н.Островского испытываются деньгами. Можно ли оставаться честным и прямодушным, если вокруг правят выгода и корысть? Можно ли быть успешным в делах и при этом не воровать? Есть ли место настоящей любви в мире, где все продается и покупается?
Главные герои спектакля пытаются найти ответы на эти вопросы, которые по-прежнему актуальны и в нынешнее время».

Говоря о важных вещах, театр, тем не менее, должен дарить ощущение праздника, - так считает режиссер спектакля Сергей Безруков, и старается следовать этим принципам. Уже до начала спектакля зрители попадают в особый мир Островского: в фойе публику встречает театрализованная ярмарка, где представлены изделия русских народных промыслов; играет Губернаторский оркестр. А купеческую щедрость героев Островского смогут ощутить на себе и зрители партера, которых персонажи спектакля будут угощать "Губернским шампанским".

Режиссер-постановщик, автор инсценировки – Сергей Безруков. Ассистент режиссера – Анна Горушкина. Художник постановщик – Эдуард Гизатуллин. Художник по костюмам – Ирэна Белоусова (лауреат премии «Золотая маска). Художник по свету – Марк Ставцев (лауреат премии «Золотая маска), Лора Максимова.

Спектакль идет с одним антрактом.

О спектакле:

«Это мир, где правят деньги. Герои помещены в декорации, составленные из векселей, купюр и облигаций. Они появляются из ниоткуда и исчезают в никуда. В этом круговороте от роскоши до нищеты — один шаг. Как решится судьба бесприданницы, и победят ли бешеные деньги любовь? В погоне за счастьем герои движутся по бесконечному кругу, и порой не замечают, что это просто бег на месте». (Екатерина Василенко, Первый канал, 23.12.2013)

«Интригу держат в напряжении колоритные характеры: прохвост Телятев, жадный врун Кучумов и озлобившийся карьерист Глумов. На редкость органичные актеры, тонко чувствующие Островского». (Анна Чужкова, Культура, 30.01.2014)

«"Нашла коса на камень" - почти четырехчасовой праздник с хождениями в зал, бесплатным шампанским для первых рядов, выстрелами и живой музыкой. Спектакль подобно монументальному полотну насыщен мелкими деталями и словно собран из лоскутков с большой любовью и страстью». (Юлия Чечикова, TeatrAll, 21.02.2014)

«Скука зрителю не грозит: спектакль полон и прекрасной музыки, и остроумных реприз. Но для вступившего на режиссерскую стезю актера Сергея Безрукова театр по-прежнему остается, прежде всего, той самой кафедрой, с которой многое можно сказать людям». (Виктория Пешкова, Труд, 29.01.2014)

Режиссерский дебют Сергея Безрукова и первый его спектакль в должности худрука Московского Губернского театра состоялся в 2013 году и был приурочен к 190-летию со дня рождения Островского. Название «Нашла коса на камень» постановка получила не случайно: это один из авторских первоначальных вариантов названия пьесы «Бешеные деньги», лишь немного видоизмененный режиссером. Спектакль «Нашла коса на камень» прошел «на ура» сначала в Москве, а затем получил не менее восторженный прием в других городах России. Посмотреть спектакль «Нашла коса на камень» в Петербурге можно в ДК «Выборгский», а купить билеты на спектакль Безрукова с Дмитрием Дюжевым в главной роли можно, по традиции в театральных кассах города.

Сюжет пьесы знаком даже тем, кто мало знаком с творчеством великого драматурга: многие смотрели прекрасный советский фильм «Бешеные деньги» с Александром Михайловым в главной роли. Надо сказать, что в исполнении Дмитрия Дюжева провинциал Савва Васильков получился ничуть не менее наивным и милым, чем герой фильма – с тем же окающим говорком, с теми же кристально чистыми моральными устоями, и с той же бесконечной, искренней любовью к Лидии Чебоксаровой. Роль последней в спектакле досталась молодой талантливой актрисе Карине Андоленко – ее актерскую игру можно оценить в фильмах «Рябиновый вальс», «Арифметика подлости» и других. Не меньшего восторга заслуживает и работа Антона Хабарова, воплощающего образ искусителя Глумова, а также искрометность и реалистичность роли Телятева, которого играет Сергей Вершинин. Одним словом, спектакль «Нашла коса на камень» - это настоящая феерия звезд, созданная звездой, ведь Сергей Безруков – невероятно талантливый человек, которому прекрасно удается как играть на сцене и в кино, так и выступать в роли режиссера.

Немало в спектакле сценографических находок: художникам удается с первых минут спектакля погрузить зрителя в реалии Москвы конца 19го века: здесь и метущий улицу дворник, и чириканье птиц по утрам, и полностью аутентичные костюмы тех времен. Кстати, знатоков и поклонников Островского ждет в спектакле еще один прекрасный подарок – в линию отношений Лидии и Саввы режиссер умело вплетает линию сюжета из «Бесприданницы». Обе эти пьесы пронизывает мысль о том, что все на светет продается и покупается – так ли это? Узнаю те, кому повезет купить билет на спектакль Безрукова «Нашла коса на камень». Заказать билеты в ДК «Выборгский» можно по телефону 380-80-50, а жители других регионов могут воспользоваться бесплатной телефонной линией 8 800-333-80-51.

Театральный хронограф

Нашла коса на камень отзыв

Премьера "Нашла коса на камень" и сюрпризы Московского Губернского театра
Субъективное мнение московского обывателя

Вчера 22 декабря с большим наслаждением посмотрела премьеру "Нашла коса на камень" в Московском Губернском театре. Художественный руководитель обещал много сюрпризов и свое слово он сдержал.

К премьере спектакля огромное фойе МГТ, которое худрук сравнил с храмом искусств, было украшено живописными полотнами авторства русского художника Георгия Георгиевича Шишкина, правда, проживающего в настоящее время в княжестве Монако. На картинах под общим названием "Русские сны" изображены Пушкин и другие сказочные персонажи, но центральное место занимает портрет самого Худрука, на фоне которого очень любят фотографироваться поклонники Сергея Витальевича.

фойе

В фойе присутствовал лично и сам художник, который скромно предлагал купить настенный календарь с репродукциями своих картин за какие-то 2000 руб. Но для справедливости нужно отметить, что Шишкин ссылался на некую театральную администрацию, которая установила такую цену.

Худрук обещал ярмарку с продукцией народных промыслов и выполнил свое обещание. Зритель перед спектаклем мог купить лаковые шкатулки и другие расписные предметы из Палеха, фарфор из Гжели, павлопосадские платки, новогодние игрушки и другие полезные предметы домашнего обихода. Для создания благоприятной обстановки в фойе играл оркестр, как назвал его один героев спектакля, "медных" музыкальных инструментов. Для исторической достоверности оркестр нарядили в белые мундиры, а музыкантам мужского рода приклеели пышные бакенбарды в стиле "а-ля Пушкин" из одноименного спектакля из репертуара театра Сергея Безрукова.

К слову этот оркестр можно определенно считать в качестве одного из главных действующих лиц спектакля, так как многие сцены пьесы происходили с его непосредственным участием.

оркестр 2

Заядлые театралы знают, что лучшее восприятие спектакля обеспечивается бокалом шампанского или рюмкой коньяка.

Руководители театра обещали новую кейтеринговую компанию, которая должна была кардинальным способом поменять представление о театральном буфете у театрального же зрителя. На практике оказалось, что в меню присутствуют традиционные бутерброды и 2 вида пирожных. Все новинки свелись к профитролям с креветками, которые до вчерашнего вечера я никогда не пробовала. Почти все цены в буфете для облегчения подсчетов кратны 200 руб., а 50 г дагестанского коньяка стоит 250 руб. Дорого это или дешево, каждый определяет для себя сам в соответствии со своми представлениями о "бешеных деньгах".

буфет

Наконец в 19-28 свет в зрительском зале погас и по проходу в центре зала промчался живописный персонаж, изображающий, видимо, дворника того времени. Дворник добежал до сцены, повернулся к публике и начал свою речь на непонятном языке, в котором прозвучало слово телефон, сопровождающуюся выразительным жестом метлой, сметающей мусор с мостовой. Хорошо, что на сцене в этот момент появился молодой актер по фамилии Айткулов и перевел нам, зрителям, на русский о крайней нежелательности пользоваться мобильными телефонами во время спектакля. Может быть во времена Островского и были дворники-татары, не говорящие по-русски, но режиссер-постановщик очень актуально провел параллели с нашем временем, когда среди менеджеров метлы и лопаты в московских дворах встретить говорящего по-русски уже большая удача. А уж жители района Кузьминки, где расположен МГТ, давно привыкли, что русскую речь от окружающих можно услышать все реже и реже.
Тем временем дворник продолжил яростно сметать листья со сцены, что должно бы символизировать такое время года, как осень. Правда на дворе уже декабрь, и чтобы зрители не забывали о зиме была включена вентиляция, понизившую температуру в зале до среднезимних московских значений.

дворник

Теперь о сюрпризе, котрый приготовил зрителям худрук в конце с пектакля. Итак, на сцене на дальнем плане остались все персонажи из "Бешеных денег", довольные тем, что Лидия Чебоксарова исправилась, пообещала вести хорошо и исполнять свой супружеский долг в качестве экономки.
А теперь перед зрителями Карандышев с дуэльным пистолетом в руках обращается к своей жене с определенными претензиями по поводу недостойного поведения. Перед нами разворачивается душещипательный диалог, в конце которого Карандышев со словами, которые уже знает почти каждый школьник, - Не доставайся ты ж никому - стреляет из дуэльного пистолета и убивает бедную Ларису Дмитриевну. Как сейчас модно говорить - зритель в шоке. Вдруг зажигается свет над, так скажем, зрителями этой сцены с другой стороны и кто-то из персонажей "Бешеных денег" громогласно заявляет - позвольте представить провинциальную актрису Александру Николавну Негину. Лариса чудесным образом оживает и наступает кульминация спектакля. Вот Вам и третья пьеса Островского - "Таланты и поклонники".
В конце спектакля также неожиданно для зрителя персонаж пьсы "Бешеные деньги" Лидия Чебоксарова получила неожиданное и недостойное предложение от персонажа "Бесприданницы" Мокия Парменыча о достойном содержании, поскольку для "него невозможного мало".

По моему скромному мнению игра артистов заслуживает самой высокой оценки.
Каждый актер сам или под чутким руководством режиссера нашел изюминку в своем персонаже и с блеском продемонстрировал ее зрителю и это не считая самой блистательной актерской игры.

Савва Васильков в исполнении Дмитрия Дюжева убедителен во всем. Следует характеристикам этого персонажа, употребляет поговорки, принадлежащие жителям городов среднего течения Волги: «когда же нет» — вместо «да»; «ни Боже мой» — вместо отрицания, «шабер» — вместо «сосед». Время от времени артист все таки вспоминает, что его персонаж с Поволжья и начинает нарочито "окать".
Режиссер спектакля дал возможность продемонстрировать Дмитрию Дюжеву и свои прекрасные вокальные данные и спеть несколько замечательных романсов.
Правда мне было непонятно назначение маленького микрофона у правого уха Дмитрия. То ли он помогал петь или наоборот из него для артиста раздавались слова суфлера.
Но настоящий фурор Дмитрий Дюжев вызвал, когда его герой по ходу действия облагородился и появился в смокинге, как "денди лондонский одет".

Дюжев

Герой Сергея Вершинина - Жорж Телятев - любитель красивой жизни за чужой счет, но добрый в душе человек, познакомил Василькова с Лидией, а конце продемонстрировал себя во всей красе, в том числе и физической. В этом ему помогли элементы, так скажем, эксбиционизма.
После просмотра пьесы можно сделать однозначный вывод о гуманности нравов и законов того времени. За долги Телятева обещают посадить в долговую яму на три месяца, а платить за его содержание должен сам дающий в долг. Телятев с пафосом заявляет Лидии, что через три месяца он надеется вернуться к своей праздной жизни за чужой счет. В наше суровое время герой Вершинина вряд ли может рассчитывать на такой гуманизм.

Вершинин

Достоен сострадания персонаж Антона Хабарова - Егор Дмитрич Глумов - который по ходу действия выпил пол-литра хлебного вина, а после этого вынужден был принять ухаживания престарелой невесты в надежде заполучить ее капиталы.

Глумов

Огромное впечатление произвела игра театральных корифеев - Галины Бокашевской и Виктора Шутова. Реплики, фразы, жесты - все настолько гармонично и естественно, что сам Станиславский не скажет - "Не верю!".

Бокашевская и Шутов

Хочется пожалеть атрису Карину Андоленко, персонажу которой пришлось обливаться горючими слезами почти все действие спектакля. Но молодая актриса с достоинством справилась со своей ролью. Но время от времени возникало такое чувство, что у актрисы заморозили немного нижнюю челюсть.

Карина и Дюжев

Декорации и костюмы

Для меня лично, вне зависимости от уровня самого спектакля, большое удовольствие наблюдать так называемые поклоны в конце представления.
"Поклоны" после "Нашла коса на камень" разрушил все мои стереотипы. Этот был спектакль после спектакля. Аплодисменты, браво, корзины и просто огромное количество цветов от поклонников и простых зрителей. Но апофеозом этого мини- представления было появление худрука Сергея Безрукова в безукоризненном черном костюме и кипенно-белой рубашке.

Худрук

Зал взорвался шквалом аплодисментов, как раньше говорили, переходящих в овацию. А потом благодарные актеры бросились качать худрука и, представьте себе, ни разу его не уронили.

Поброс

Для меня, жителя района Кузьминки, большая радость, что к нам в МОДИ руководителем пришел Сергей Безруков. Очень надеемся, что наша культурная жизнь приобретет долгожданное разнообразие высокого профессионального уровня.

Смерть – еще не самое страшное здесь

Антон Миронович возвращается домой с фронта после гибели младшего брата Андрея. Прибыв домой, он обнаруживает, что война давно вышла за пределы фронта и теперь гуляет по улицам родного Иваново. Но не она самое страшное, что может случиться с человеком здесь. Люди и так уже мертвы морально, проживая остаток своей жизни на автомате, не понимая, почему они все еще есть.

Кадр из фильма фильм «Нашла коса на камень»

Дебютант, участник программы «Новое кино» от «Каро.Арт», победитель пятого кинофестиваля «Движение» «Нашла коса на камень» - довольно тяжелое кино про 2000 годы, когда только-только закончилась война в Чечне, коснувшаяся почти каждой семьи, фабрики закрыты, люди пытаются спастись в религии, а на улицах процветает бандитизм. Вавилон уже пал – и с самых первых минут становится понятно, что счастливого финала в каноничном его понимании не будет: зло не окажется наказанным просто потому, что «зла» здесь и нет как такового. Каждый персонаж пытается выжить – от бандита Беса до ставшей жертвой насилия Вики. В итоге получилось, что, пока любое другое подобное произведение вызвало бы на месте «Косы» естественную ностальгию по тем временам, фильм Анны Крайс оставляет зрителя шокированным, опустошенным, тоскующим тоже – но больше по произведениям Балабанова, тонкие аллюзии к которым намеренно проступают в повествовании и речи актеров. В частности, довольно многие критики сравнивают произведение с «Грузом 200», который вполне мог выступать в качестве ориентира для Крайс. Как и, к примеру, «Начало» Крыжовникова, или произведения Сигарева, Быкова, Звягинцева…

Кадр из фильма фильм «Нашла коса на камень»

Что не является чем-то плохим: русская действительность того времени изображена полно и остро, в сочетании с аккуратно прописанными и сплетенными сюжетными линиями, без очевидных проседаний доведенных до самого конца, к, насколько это возможно, оптимистичной сцене поездке на мотоцикле Вики и Антона. Неохотно, больше для проформы зацензуренная обсценная лексика оказывается всегда к месту. В произведении совершенно не ощущается ни «студенчества» выпускницы кельнского университета, ни требований к снисходительности очередного дебюта. Если кто-то хотел увидеть, каким может быть качественное произведение отечественной киноиндустрии, то «Нашла коса на камень» - вот оно.

Кадр из фильма фильм «Нашла коса на камень»

Происходящее на экране апеллирует к национальному коду, столь любимому Андреасяном, представленном полно и объемно, благодаря чему ощущается практически тактильно. Безликость российской провинции оставляет понимание того, что подобное могло твориться где угодно – в Москве, в Петербурге, в Екатеринбурге, в любом другом российском городе. При отсутствии драматического надрыва, «чернухи», но с учетом некоторой автобиографичности и сочувствия к персонажам, становится неудивительно, почему большая часть гостей фестиваля отдало предпочтение именно «Косе». Ни одна мелочь здесь не оказывается лишней – от звучащих строчек «Некроманта» Короля и Шута до ружья, которое выстреливает целых два раза.

Кадр из фильма фильм «Нашла коса на камень»

Гаражи, лужи, серое небо: для кого-то Россия была, есть и будет именно такой, местом, где «русский» произносится больше с остервенением, чем с гордостью, перспектива уехать в Германию - спасение, а милиция (которая в фильме именно «милиция» а не обновленная «полиция») почему-то не защищает, а, напротив, угнетает. Ковер на стене, старая мебель, девушки в одежде леопардовой расцветки, белая скатерть и диван, придвинутый к столу – все это так знакомо, что, в сочетании с безысходностью разрушает любые попытки сказать «раньше было лучше». Вместе с тем, после просмотра фильма зрителю остается неожиданный оптимизм – если такое пережили тогда, то и трудности сейчас тоже преодолеем.

Фильм в российском прокате с 26 октября 2017 года

Расписание и покупка билетов на фильм «Нашла коса на камень»



Вадим Рутковский
29 апреля 2017

5 национальный фестиваль дебютов «Движение» в Омске завершился победой ретро-гиньоля Ани Крайс «Нашла коса на камень»

Главные призы во всех трех конкурсах «Движения» – игровом, документальном и короткометражном – получили фильмы, к которым подходит определение «всё это рок-н-ролл». Даже если в одном из них играет и поет Татьяна Буланова.

Маленькие партизаны

Я зануда, потому начну с, по сути, курьезной, но и серьезной темы. Меня она, во всяком случае, задевает. Я уже касался её в первом репортаже с «Движения»-2017, теперь вот снова вынужден про мат на экране, который у нас с 2014-го года официально запрещен – при формальном отсутствии цензуры. Фильмы, где он звучит, не получают прокатных удостоверений и не могут быть показаны в оригинальной, авторской версии даже на фестивалях (что, конечно, прямая цензура и есть). В итоге фильмы, где «нецензурная» лексика всё-таки присутствует, демонстрируются с браком по звуку – никак иначе вторгающееся в фонограмму «пиканье» (или неожиданные моменты тишины посреди монолога) не назвать.

Тем более, на фестивалях, где зрителями оказываются и сановные персоны, в том числе те, что принимали такой закон. Понятно, что до свободы самовыражения художников им дела нет, но ведь их собственная свобода смотреть фильм в оригинале, без купюр, тоже страдает.

Им настолько всё равно, в каком виде их работа дойдет до условного получателя? Вот если бы режиссером был я, как бы поступил? Отказался от показа «запиканной» версии вовсе – пусть ждет новой перестройки на «полке». Или подбивал коллег к коллективным действиям – если бы все авторы разом отказались цензурировать свои картины, искать другой выход пришлось бы фестивалям: только из благонравного кино программу национального киносмотра не составить. Или, видя бесперспективность борьбы с узаконенным абсурдом и не желая своей картине «полочной» судьбы, просто не стал бы использовать мат; в конце концов, русский язык велик и могуч (что продемонстрировал великий Марк Захаров, наполнивший спектакль «День опричника» бранными неологизмами). Ладно, бывают случаи, когда запрещенные слова особого значения не имеют, можно ими пожертвовать. Но вот, например, логику Леры Сурковой, режиссера конкурсных «Язычников», я понять не могу.



Это экранизация пьесы Анны Яблонской, украинского драматурга, погибшего во время теракта в Домодедово в 2011-м году (жюри игрового конкурса посмертно присудило ей приз за сценарий). Матные слова звучат в доброй трети диалогов – в иные моменты цензурированая фонограмма превращается в один сплошной «пик». Причем режиссер устраняет и ту часть бранной лексики, что законом не запрещена. И это не единственный компромисс.

«Язычники» затрагивают сложные, а то и опасные вопросы – отношения общества и религии, возможности чуда в дольнем мире, веры мнимой и истинной. В не самую благополучную (но вполне типичную) семью – родители давно тихо ненавидят друг друга, муж безработный, денег в обрез, дочь бросает институт и вообще катится по наклонной – вторгается карикатурная мать героя, лицемерная святоша-паломница, чьё «насильственное православие» приводит не к спасению, а ровно наоборот – к почти фатальным последствиям. По мне, текст (и его экранизация) говорят о тонких вещах схематично, с грубым, по-большевистски антиклерикальным пафосом.

Вот набожная мать устраивает сына на работу – на склад при церкви, «товар принимать», восемьсот долларов на полной ставке. Что за товар – «свечи, ладан, духовная литература?» Фильм на этот счет, оставляет в тревожном недоумении, тогда как в пьесе ясность полная: «открыл коробочку. одну. а там. сигареты. блоки сигарет. сто штук. в одной коробке. без акциза. странно, думаю, зачем отцу Владимиру сигареты – да еще в таком количестве. триста коробок. открыл другую коробку. из другой партии. – а там бухло. контрабанда. но вы не переживайте. я ничего не трогал. мне религия не позволяет. великий пост. я не пью. ». Вот такой пример опасливой самоцензуры в действии.

Впрочем, я не оспариваю решения жюри, отметившего, кроме Яблонской, и актерский состав «Язычников»: и Татьяна Владимирова в роли святоши, и Валентин Самохин в роли её сына, и Елена Нестерова в роли его жены относительно успешно избавляют персонажей от плакатности.



Николай Сидоров-Французов, автор небесспорной, но яркой и странной короткометражки «Ёф» (это такая транскрипция слова youth) каким-то хитрым способом протащил версию с оригинальной фонограммой – за что ему отдельное спасибо, ибо лично я почерпнул из фильма одно совершенно замечательное словосочетание. Пересказать этот 30-минутный «гимн юности» (по определению самого режиссера), разыгранный Полиной Виторган, легендарной певицей Татьяной Булановой и тремя артистами «Гоголь-центра» – Игорем Бычковым, Георгием Кудренко и Ольгой Добриной – весьма затруднительно, что, конечно, плюс.

Интересно, что Сидоров-Французов сделает дальше.



А в победителе основного конкурса – фильме «Нашла коса на камень» Ани Крайс, выпускницы Кельнской академии медиаискусств, сделавшей дебют на немецкий грант, – положенные цензурные «пики» звучат, но с таким опозданием (или, наоборот, опережением) в несколько секнуд, что все «нехорошие» слова легко считываются. И все, кстати, остроумны и уместны. На этом про мат всё, а к «Косе» я еще вернусь.

Маленький шедевр

Мой личный лучший фильм 5-го «Движения» – «Маленький поезд» Тамары Дондурей, получивший особое упоминание жюри короткометражного конкурса с продюсером Сабиной Еремеевой во главе. «Маленький поезд» – как «Ёф» – довольно сложно пересказать, хотя и по другой причине: «Ёф» интригует броской чувственной невнятицей, этаким порывистым сумбуром, «Маленький поезд» отличает строгость формы, выверенность каждой детали и ясность высказывания. Но вербализации не поддается магия, разлитая в кадрах и между ними, простые и загадочные движения – камеры и героев, сложная эмоциональная партитура.



Мать-француженка (Сесиль Плеже) приводит на прием к франкоговорящему московскому психологу своего пятилетнего сына: мальчику скоро в школу, но он до сих пор не говорит. Мать считает эту речевую дисфункцию обычным для ребенка из двуязычной семьи и легко устранимым изъяном, врач, напротив, подозревает серьезные психические отклонения. Эта неопределенность – один из поводов для создания полноценного саспенса.

Одновременное существование нескольких миров: внешнего, реального и спрятанного внутри каждого из нас, независимо от того, кто этот условный «каждый» – знающий все про норму врач или замкнувшийся в уникальных фантазиях аутист. Возможность коммуникации – ускользающая, но всё же реальная.

Причем, повторюсь, в фильме нет никакой нарочитой недосказанности, никаких обманок по сюжету.

В 2014-м Тамара Дондурей сделала изумительный документальный фильм «21 день» (он доступен на youtube ) – парадоксально светлый рассказ об обитателях хосписа. Совсем не похожий на него «Маленький поезд» доказывает, что если кто-то сегодня и способен на действительно новое, необычное кино (и подлинно живое и острое чувство) – то это Дондурей. И, конечно, я был бы рад лишний раз пересмотреть «Маленький поезд» вместо того, чтобы изобретать слова: в конце концов, герой фильма долгое время обходился без них.

Большие награды

Возвращаясь к призовому раскладу основного конкурса: вот образец ладной судейской работы. Лучшая женская роль – «гупешка» Нелли Попова, чья упомянутая мной в предыдущем репортаже беззащитная улыбка Кабирии не может не расстрогать.



Две награды – за лучшую мужскую роль (и масштаб личности) Алексею Устинову и лучшую режиссуру Дмитрию Давыдову – у якутской драмы «Костер на ветру», простодушном (в самом хорошем смысле), живописном и искреннем повествовании о том, как стар и млад из заснеженной деревни получают от суровой жизни уроки краткосрочной гармонии.



Актер Алексей Филимонов, сыгравший в драме Анура Аббасова «Амун», отмечен особо за самоотверженность: его герой стирает ноги в кровь на палестинских территориях, в поисках отшельника-чудотворца. Любовь Морозова, снимавшая «Амуна», получила операторский приз; впрочем, я бы предпочел широкоформатным красивостям данс-пируэты камеры Сергея Мачильского в «Отличнице».



Ну а главный приз достался самому хулиганскому участнику – фильму Ани Крайс «Нашла коса на камень».

Балабанов реконструировал поздний СССР в стадии распада, юная Крайс выбирает свою переломную эпоху – конец 1990-х, последние дни ельцинского президентства. Маленький город, очевидно списанный с родного Иванова, цепочка историй, происшедших в течение суток с его скромными обитателями: бандит Бес отжимает гараж у старшего из братьев Мироновичей, не попавшего на срочную службу из-за эпилепсии, в то время как Антон, средний Миронович, возвращается из Чечни в день поминок по погибшему там младшему брату. Девушка бойца, студентка Вика, уже собирающая чемодан для стажировки в Германии, торопливо расстается с девственностью и совсем некстати сталкивается с чеченцами – в то время, как ее подавшаяся в свидетельницы Иеговы мать (непредсказуемая роль Ксении Кутеповой) приводит в дом безработного бомжа Виталика.



Каждый из микроэпизодов иллюстрирует вынесенную в заглавие пословицу, каждый кренится в сторону социальной драмы, но оборачивается хохмаческим гиньолем – много крови, много смеха.

Главное, чтобы коса не затупилась.


В конкурсе документального кино победил единственный блокбастер; обычный упрек новым документалистам – «включили камеру и всё» – к нему точно не применим. «Про рок» Евгения Григорьева – размашистое, снятое в течение пяти лет, со спецэффектами, сложной драматургической и визуальной структурой посвящение уральскому року. Но и с доверительной интонацией у фильма тоже порядок: «Это длинная история, – сообщает автор в первом титре. – Мне было 9, когда я в первый раз сел за барабанную установку и решил стать рок-звездой. Прошло 23 года, я стал кинорежиссером и подумал, что было бы если бы я выбрал другой путь».



Похожими словами я начинал этот текст. Но закончить его нужно всё же еще одной главой, представляющей объективную киноманскую пользу.

Большие премьеры

У людей, которые кино любят, но на фестивали не ездят, есть право на резонный вопрос:

Я рад, что в данном случае у меня есть ответ – и возможность обратить внимание на новый онлайн-ресурс «Пилигрим». На нем в свободном доступе размещается прогрессивное отечественное кино, авторские достижения в коротком и полном метре. И среди них уже есть немало участников «Движения» разных лет. Вот короткометражка Владимира Бека «Первый день», а вот его же эротическая драма «Без кожи», победившая на «Движении» в 2014 году. Вот еще четыре отличных короткометражки: «Проверка» Галы Сухановой, «Рождество» Руслана Федотова и Александры Кулак, «Поступить» Анны Сарухановой и «Семья» Аксиньи Гог. А вот две полнометражные картины – «Параллельные прямые пересекаются в бесконечности» Лики Алексеевой и участник Берлинского фестиваля, ироничный мистический эпос «Эликсир» Даниила Зинченко.

Читайте также: