Нахмуренные брови что означают

Опубликовано: 17.09.2024

Мимика благоговения (0,01) характеризуется обращением лица вверх, глаза чаще закрыты, сопровождается поднятыми вверх руками. Несколько отличается мимика моления, при которой лицо обращено к объекту, вытянуто, сопровождается протянутыми вперед руками, глаза открыты.
Мимика внимания (0,20), наблюдавшаяся чаще всего, характеризуется взглядом, обращенным на объект, нахмуренными в большей или меньшей степени бровями, закрытым ртом.

Мимика задумчивости (0,12) — остановившийся взгляд фиксирован не на собеседнике, брови нахмурены, но в меньшей степени, чем при мимике внимания, рот закрыт.
Мимика решимости (мимика борца) (0,12)—брови нахмурены, углы рта опущены вниз, возможен оскал; взгляд напряженный и направлен в сторону объекта действия, голова опущена с демонстрацией теменной части.

Мимика удивления (0,0) — глаза широко раскрыты, нижнее веко расслаблено, брови подняты, поперечные морщины на лбу, рот открыт, нижняя челюсть опущена. При удивлении глаза более широко раскрыты, чем при страхе, в связи с расслаблением нижнего века.

Мимика радости (градации — восхищение, удовольствие, приподнятое настроение) (0,15)—брови подняты вверх, поперечные морщины на лбу, блеск глаз, взгляд в лицо, губы в улыбке, часто рот при восхищении открыт. Восхищение от удивления отличается характером взгляда, состоянием глазных яблок, углов рта. При удивлении взгляд менее пристальный, чем при восхищении.
Мимика гордости (0,01) отличается положением головы, которая приподнята, и мимическим комплексом радости.

Мимика хитрости (0,08)—лицо ориентировано к объекту боком, глаза прищурены и отведены, брови опущены, рот в иронической улыбке. Мимика отражает старания скрыть свои намерения.
Мимика беспомощности (0,0) —углы рта опущены, рот открыт, брови приподняты или нахмурены, взгляд по сторонам, могут быть приподняты плечи.

мимика человека

Мимика безразличия (0,01)—взгляд устремлен вниз, углы рта опущены, рот приоткрыт, глаза тусклые, на лбу вертикальные морщины, плечи опущены.
Мимика страха (градации — ужас, изумление, тревога, ожидание, настороженность) (0,08) — брови почти прямые или несколько приподняты, внутренние углы бровей рдвинуты, горизонтальные морщины занимают 2/3 или 3/4 лба. Если только приподняты брови и отсутствуют морщины, то это — предчувствие страха или контролируемый страх. Нижнее веко напряжено. Рот открыт, дыхание учащено, углы рта опущены. В градациях страха могут присутствовать отдельные компоненты страха или в целом мимическое выражение менее выражено. При изумлении брови приподняты в большей мере и характерно отстранение. При ожидании и настороженности проявления экспрессии минимальны.

Мимика гнева (0,0) — брови нахмурены, лобная мышца сокращена, ноздри расширены, крылья носа приподняты, губы раздвинуты и оттянуты назад, прямоугольной формы, зубы обнажены, лицо часто краснеет, взгляд направлен на объект гнева.

Мимика отвращения (градации — презрение, пренебрежение) (0,01)—лицо отвернуто от объекта, а взгляд направлен на него. Кинематика носа при презрении и пренебрежении менее выражена, при отвращении ноздри расширены. Губы оттянуты вверх и назад, нередко асимметричны.

Мимика стыда (0,0) (градации — вина, застенчивость) (0,0) — взгляд отведен, не фиксирован, лицо повернуто в сторону, голова опущена, брови вниз, веки приподняты, иногда закрыты, лицо покрасневшее, иногда прикрыто руками, плечи приподняты. С. Е. Izard (1982) считает, что стыд, робость и вина являются акцентами одной эмоции. Для мимики застенчивости характерно уменьшение движения глаз после инициального контакта.

Мимика страдания (0,09) (градации — депрессия, страдание, боль, горе) — внутренний край бровей приподнят, горизонтальные морщины, складки Верагута на верхнем веке, углы рта опущены, обозначены носогубные складки, глаза тусклые и печальные.

Мимика плача (0,0). Возможны амимичный плач, плач с жестовой экспрессией — с закрытым руками лицом, тереблением или разрыванием одежды, вырыванием волос, заламыванием рук, плач со смехом, плач при мимике смеха.
Мимика тупости (0,0) —сложное мимическое выражение, включающее элементы напряженности, безразличия и гипомимии.

Мимика непонимания (0,0) — сложное мимическое выражение, включающее элементы удивления, безразличия, внимания, т. е. внешне противоположные мимические выражения.
Мимика кокетства — вначале продолжительный взгляд, потом он отводится, лицо удлиняется, голова опускается, возможно надувание губ (инфантильный признак) как прообраз хоботка. Экспрессия направлена на побуждение симпатии.


Выразительность русского языка часто оказывается довольно сложной для понимания не только иностранцами, но даже и соотечественниками. Огромное количество образных выражений, фразеологизмов, разговорных вариантов, двойных и тройных смыслов превращает речь в запутанный лабиринт. Например, очень простое словосочетание «нахмурить брови» на самом деле оказывается очень интересным для лингвистического исследования. Как пользоваться этим выражением правильно? В каких случаях лучше подобрать синоним?

нахмурить брови

Выразительная мимика

В первую очередь это, конечно, описание мимического выражения, означающего сразу несколько различных эмоций. Каким образом и зачем можно нахмурить брови? Если свести брови к переносице по направлению вниз, то получится сердитое выражение лица, именно это в большинстве случаев и имеют в виду при использовании рассматриваемого нами словосочетания.

Можно нахмурить брови не только в сердитом расположении духа. Многие люди таким образом выражают свою сосредоточенность, серьёзность, задумчивость. Мимические проявления неоднозначны, человеку свойственно подменять эмоции или сочетать их самым причудливым образом. В литературе часто встречается - как сильный художественный приём - фраза «смех сквозь слёзы», когда кто-то смеётся не потому, что ему весело, а от горя или от боли. Вероятно, у каждого человека в памяти отыщется ситуация, когда лицо выражало не то, что творится на душе, а совсем другие чувства, как защитная маска.

нахмурить брови значение фразеологизма

Использование описаний мимики во фразеологических оборотах

Стоит отметить, что само по себе выражение «нахмурить брови» является избыточным, потому что больше ничего нахмурить не получится. Нельзя нахмурить щёки, уши или губы - это делается исключительно бровями. При этом глаза, улыбка или просто вид могут быть хмурыми, то есть соответствовать эмоции, при которой человек как раз делает характерную гримасу, выражающую его настроение.

В каких случаях описывающие мимику выражения используются в литературе или просто в быту? Когда просто не обойтись без словосочетания «нахмурить брови»? Значение фразеологизма напрямую связано с базовой эмоцией, которой сопровождается гримаса. Поэтому часто можно услышать совет не хмурить брови даже по отношению к невидимому собеседнику, по телефону или в виртуальном общении. Фраза «А теперь он брови хмурит» используется в смысле «а теперь он злится» (или обижается, или тоскует).

нахмурить брови фразеологизм

Разные способы хмурить брови

Чтобы подчеркнуть оттенки эмоции, нередко используется уточняющее прилагательное. Нахмурить брови можно грозно, сердито, сурово, печально, грустно, весело, сосредоточенно, решительно. При желании можно изобрести свой собственный способ и повод для указанного выражения лица, и ни один из них не окажется странным, ведь человеческие эмоции нельзя считать однозначными.

Уместность использования выражения

Если в поэзии и художественной литературе можно использовать фразеологизмы для образности и выпуклости повествования, то в ряде случаев рекомендуется несколько изменить текст, чтобы не выглядеть смешно. В официальном обращении вообще не рекомендуется художественность образов - она считается избыточной и неуместной, поэтому вряд ли адвокат может кому-то посоветовать «нахмурить брови». Синонимы лучше подбирать такие, чтобы исключить двойственность прочтения, позволительную в развлекательных текстах или в высокой поэзии.

Стоит помнить о том, что это эмоциональный фразеологизм, особенно если речь идёт о письменном обращении. Читающий сам добавит эмоцию, которая будет проситься в подтекст, и если решит, что над ним издеваются, это будет только вина составителя текста. Поэтому вместо «не хмурь брови» лучше искренне попросить не обижаться, извиниться и прийти к соглашению.

Избежать разночтений помогают слова, указывающие на эмоцию, которые были перечислены выше в форме прилагательных. Не «сердито хмурил брови», а «сердился». В большинстве случаев этого достаточно.

нахмурить брови синонимы

Образное выражение

Для создания художественных образов фразеологизмы являются наиболее благодатным инструментом. Именно они позволяют наметить эмоции буквально парой штрихов, благодаря этому создаваемые писателем или поэтом картины становятся живыми, начинают дышать, наполняются красками. «Нахмурить брови» — фразеологизм с тёмным и строгим эмоциональным окрасом, поэтому если у поэта сумрачному вечеру приписывается именно такое выражение лица, то у читателей не возникает недоумения, напротив, появляется глубокое понимание. Несмотря на то что у вечера нет лица, бровей, ему нечего хмурить.

Хмурить брови в образном смысле может что угодно — сосновый лес, небо, вечер, ветер. Когда поэт описывает хмурый день, то он имеет в виду исключительно эмоции, которые возникают у наблюдателя. При создании литературного произведения автор может несколько увлечься образными выражениями, и тогда становится тяжело разобраться в нагромождениях метафор, за которыми теряется смысл. При умеренном использовании текст, напротив, приобретает необходимые для воздействия на читателя качества и приносит радость.

Симпатия или обман? Иногда эти знаки бывает легко перепутать.

925k5OHcumv1xYNwYnDdXiVPMTf

По словам доктора Альберта Мейерабиана, автора нескольких книг по невербальному общению, всего 7% любого сообщения передается через слова, 38% — через интонацию и колоссальные 55% — через невербальные элементы, такие как поза, выражение лица и жесты.

Из этого следует, что те, кто понимает язык тела, обладают невероятным преимуществом над теми, кто нет. Это навык, который позволяет людям отправлять и получать информацию на совершенно другом и более тонком уровне, особенно удобен при знакомстве с новыми девушками.

Ниже — несколько самых распространенных сообщений на языке тела, которые называют специалисты в этой области. Но сразу предупреждаем: расшифровку значений нельзя назвать точной на 100% — скорее, одним из признаков, на которые стоит обратить внимание.

1. Поднятие бровей + улыбка — человеку нравится то, что он видит

По словам эксперта по языку тела Патти Вуд, существует довольно много различных видов поднятия бровей, и каждый тип несет в себе разное сообщение. Один из самых интересных, по ее мнению, — поднятие бровей, которое сопровождается улыбкой.

«Как правило, мы используем этот жест, когда видим людей, которых любим. Очень короткое поднятие бровей может означать: «Мне нравится то, что я вижу», — рассказывает Вуд.

2 Наклон в сторону собеседника — желание и интерес

«Люди обычно привыкли неосознанно склоняться к тому, чего они хотят, и отклоняться от того, что их не интересует», — говорит Рейман, добавляя, что наклон будет указывать на то, что один человек хочет приблизиться к другому в самых разных смыслах.

Однако она также подчеркивает, что этот, а также любой другой сигнал, может не нести никакого подтекста и быть простой реакцией на изменения в обстановке или даже быть способом манипуляции, к которому люди прибегают по разным причинам. Поэтому будь начеку.

3 Зрительный контакт (но не слишком долгий) — положительный знак

Если твоя собеседница поддерживает зрительный контакт и иногда опускает взгляд, чтобы посмотреть на твой рот, прежде чем снова посмотреть в твои глаза, это может быть очень позитивным знаком, уверена Джуди Джеймс, автор «Библии языка тела».

«Это явный признак того, что кто-то считает вас привлекательным и, вероятно, даже думает о поцелуе с вами», — пишет Джеймс.

Тем не менее, положительный эффект зрительного контакта может быть преувеличен. В исследовании, представленном в мае 2015 года на конференции Vision Sciences Society, психолог Алан Джонстон и его коллеги из Университетского колледжа Лондона представили исследование, которое показало, что в среднем непрерывный зрительный контакт с незнакомцами, который длился более 3,2 секунды, люди назвали «нежелательным».

4 Человек повторяет твои движения — симпатия или ложь

По словам Патти Вуд, зеркальные движения — это естественная часть каждого человеческого взаимодействия. Чаще всего люди склонны копировать движения собеседника, когда чувствуют себя комфортно и испытывают симпатию к тому, с кем разговаривают.

Однако это же самое поведение может быть и менее приятным признаком.

«Зеркальные движения также могут означать, что человек чувствует себя некомфортно, или что он что-то скрывает, потому что когнитивная нагрузка, необходимая для лжи, высока», — утверждает Вуд.

Так что прежде, чем делать выводы, обрати внимание и на другие сигналы, а также на интонацию своей собеседницы.

5 Облизывание губ — предвкушение (или обман)

Тоня Рейман, автор книги «Сила языка тела», говорит, что облизывание губ — это признак предвкушения: «Мы облизываем губы, когда видим то, что хотим. Данный знак может означать, что она хочет вас. Это связано с тем, что когда нас привлекает кто-то, рот производит дополнительную слюну, и в ответ человек может быстро облизать свои губы или сжать их вместе».

Однако не спеши радоваться: Рейман также говорит о том, что облизывание губ может означать, что то, что человек только что сказал, — неправда, и он (или она) машинально облизывает губы, пытаясь «стереть» ложь со своего рта. Или у твоего собеседника просто-напросто сухие губы.

6. Отворачивание — отсутствие интереса

Рейман считает, что если человек хочет прекратить разговор, он, как правило, располагает свои ноги так, что носки его туфель указывают в другом направлении от человека, с которым он разговаривает.

«Человек также может начать наклонять верхнюю часть туловища в сторону от собеседника и скрестить руки на груди, чтобы бессознательно продемонстрировать отсутствие интереса», — говорит она.

7. Покрасневшее лицо — романтический интерес (а также стыд, гнев и застенчивость)

Человек краснеет по мере того, как его симпатическая нервная система расширяет мелкие сосуды на лице и теле. Что интересно — женщины, как правило, краснеют в пять-шесть раз чаще, чем мужчины.

«Румянец — это явный показатель потенциального сексуального интереса», — утверждает Джеймс. А еще то, что твоя собеседница краснеет, может являться сигналом ее застенчивости, стыда или же гнева, поэтому лучше убедиться наверняка, что причиной изменения цвета ее лица стало твое обаяние, а не какая-то скабрезная шутка, которую ты перед этим отпустил.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Бизнес-психология

Под действием испытываемых человеком чувств рождаются скоординированные сокращения и расслабления различных лицевых структур. Они определяют выражение лица, прекрасно отражающее переживаемые эмоции. Поскольку состоянием лицевых мышц несложно научиться управлять, отображение эмоций на лице нередко пробуют маскировать, а то и имитировать. Знать выражения лица при различных эмоциях полезно не только для того, чтобы понимать других, но и для тщательнейшей отработки своих рабочих имитаций.

Об искренности человеческих эмоций обычно говорит симметрия в отображении чувства на лице, тогда как, чем сильнее фальшь, тем более разнятся мимикой его правая и левая половины.

Даже легко распознаваемая мимика иной раз очень кратковременна (доли секунды) и зачастую остается незамеченной; чтобы суметь перехватить ее, нужна порядочная практика или специальная тренировка. При этом положительные эмоции (радость, удовольствие) узнаются легче, чем отрицательные (печаль, стыд, отвращение). Особой эмоциональной выразительностью отличаются губы человека, читать которые совсем несложно: например, усиленная мимика рта или закусывание губ, к примеру, свидетельствуют о беспокойстве, а скривленный в одну сторону рот — о скепсисе или насмешке.

Улыбка на лице, как правило, выказывает дружелюбие или потребность в одобрении. Улыбка для мужчины — это хорошая возможность показать, что он во всякой ситуации владеет собой. Улыбка женщины значительно правдивее и чаще соответствует ее фактическому настроению. Так как улыбки сплошь и рядом отображают разные мотивы, желательно не слишком полагаться на их стандартное истолкование:

  • чрезмерная улыбчивость — потребность в одобрении;
  • кривая улыбка — знак контролируемой нервозности;
  • улыбка при приподнятых бровях — готовность подчиниться;
  • улыбка при опущенных бровях — выказывание превосходства;
  • улыбка без подъема нижних век — неискренность;
  • улыбка с постоянным расширением глаз без их закрывания — угроза.
Типичные выражения лица, сообщающие об испытываемых эмоциях, таковы:

  • радость: губы искривлены и их уголки оттянуты назад, вокруг глаз образовались мелкие морщинки;
  • интерес: брови немного приподняты или опущены, тогда как веки слегка расширены или сужены;
  • счастье: внешние уголки губ приподняты и обычно отведены назад, глаза спокойные;
  • удивление: поднятые брови образуют морщины на лбу, глаза при этом расширены, а приоткрытый рот имеет округленную форму;
  • отвращение: брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой, глаза как бы косят; человек словно подавился или сплевывает;
  • презрение: бровь приподнята, лицо вытянуто, голова поднята словно человек смотрит на кого-то сверху вниз; он как бы отстраняется от собеседника;
  • страх: брови немного подняты, но имеют прямую форму, их внутренние углы сдвинуты и через лоб проходят горизонтальные морщины, глаза расширены, причем нижнее веко напряжено, а верхнее слегка приподнято, рот может быть открыт, а уголки его оттянуты назад, натягивая и распрямляя губы над зубами (последнее как раз и говорит об интенсивности эмоции…); когда в наличии лишь упомянутое положение бровей, то это — контролируемый страх;
  • гнев: мышцы лба сдвинуты вовнутрь и вниз, организуя угрожающее или нахмуренное выражение глаз, ноздри расширены и крылья носа приподняты, губы либо плотно сжаты, либо оттянуты назад, принимая прямоугольную форму и обнажая стиснутые зубы, лицо часто краснеет;
  • стыд: голова опущена, лицо отвернуто, взгляд отведен, глаза устремлены вниз или «бегают» из стороны в сторону, веки прикрыты, а иногда и сомкнуты; лицо довольно покрасневшее, пульс учащенный, дыхание с перебоями;
  • скорбь: брови сведены, глаза тусклы, а внешние углы губ иной раз несколько опущены.
Знать выражения лица при различных эмоциях полезно не только для того, чтобы понимать других, но и для тщательнейшей отработки (обычно перед зеркалом) своих рабочих имитаций.

Взгляд и глаза

Людей обычно выдают:

  • какие-либо изменения в обычном выражении глаз — возникновение некой эмоции, сигнал реагирования на стимул;
  • непроизвольные движения глаз, заметно «бегающие глаза» — тревога, стыд, обман, страх, неврастения;
  • блестящий взгляд — горячка, возбуждение;
  • остекленелый взгляд — чрезвычайная слабость;
  • увеличение зрачков — ощущение интереса и получение удовольствия от информации, общения, фотографии, партнера, пищи, музыки и прочих внешних факторов, принятие чего-либо, но также и сильное страдание;
  • сужение зрачков — накатывание раздражения, злобы, ненависти, исходных отрицательных эмоций, неприятие чего-либо;
  • сумбурные движения зрачков — знак опьянения (чем больше таковых движений, тем человек пьянее);
  • усиленное моргание — возбуждение, обман.
Люди всегда предпочитают смотреть на тех, кем они явно восхищаются, или на тех, с кем у них близкие взаимоотношения, с близкого расстояния; женщины при этом проявляют больший визуальный интерес, чем мужчины.

В ходе общения чаще всего смотрят партнеру в глаза, когда слушают, а не когда говорят, хотя, осуществляя внушение, иной раз применяют прямой взгляд в глаза в момент произнесения диалога.

Человек, который смотрит вам в глаза заметно меньше одной трети всего периода общения, либо нечестен, либо пытается скрыть что-то; тот же, кто нескрываемо упорно вглядывается в глаза, испытывает к вам повышенный интерес (зрачки расширены), выказывает откровенную враждебность (зрачки сужены) или стремится доминировать.

Модификации контактов глаз имеют следующую расшифровку:

  • отсутствующий взгляд — сосредоточенное размышление;
  • переведение взгляда на окружающие предметы и в потолок — падение интереса к беседе, излишне длинный монолог партнера;
  • настойчивый и пристальный взгляд в глаза (зрачки сужены) — признак враждебности и явного желания доминировать;
  • настойчивый и пристальный взгляд в глаза (зрачки расширены) — знак сексуальной заинтересованности;
  • отвод и опускание взгляда — стыд, обман;
  • взгляд сбоку — недоверие;
  • взгляд то отводится, то возвращается назад — отсутствие согласия, недоверие.

Поза и ее детали

Поскольку в перепадах чувств люди обычно лучше контролируют свое лицо, чем тело, нередко вовсе не мимика, а поза способна рассказать об истинных переживаниях индивида.

Возможные привязки положений тела к психическому состоянию человека таковы:

  • руки заложены за спину, голова высоко поднята, подбородок выставлен — чувство уверенности в себе и превосходства над другими;
  • корпус подан вперед, руки (подбоченясь) на бедрах — уверенность в своих силах и готовность к активным действиям, агрессивность, взвинченность при разговоре, стремление отстаивать свою позицию до конца;
  • стояние, опираясь руками о стол или стул, — ощущение неполноты контакта с партнером;
  • руки с расставленными локтями заведены за голову — осознание превосходства над другими;
  • закладывание больших пальцев рук за пояс или в прорези карманов — знак агрессивности и демонстрируемой уверенности в себе;
  • высовывание больших пальцев рук из карманов — знак превосходства;
  • скрещенные конечности — скептическая защитная установка;
  • не скрещенные конечности и расстегнутый пиджак — установка доверия;
  • наклон головы в сторону — пробуждение интереса;
  • наклон головы вниз — отрицательное отношение;
  • легкий отклон головы назад — знак агрессивности;
  • сидение на кончике стула — готовность вскочить в любой момент, чтобы либо уйти, либо действовать в создавшейся ситуации, либо унять скопившееся возбуждение, либо привлечь к себе внимание и подключиться к разговору;
  • закидывание ноги на ногу со скрещиванием рук на груди — знак «отключения» от разговора;
  • забрасывание ноги на подлокотник кресла (сидя на нем) — пренебрежение к окружающим, потеря интереса к разговору;
  • скрещенные лодыжки у сидящего — сдерживание неодобрительного отношения, страх или взволнованность, попытка самоконтроля, негативное защитное состояние;
  • положение (сидя или стоя) с ногами, ориентированными на выход, — явное желание прекратить разговор и уйти;
  • частая перемена поз, ерзанье на стуле, суетливость — внутреннее беспокойство, напряженность;
  • вставание — сигнал о том, что некое решение принято, беседа надоела, что-то удивило или шокировало;
  • сцепленность пальцев рук — разочарование и желание скрыть отрицательное отношение (чем выше расположены при этом руки, тем сильнее негатив);
  • кисти рук соединены кончиками пальцев, но ладони не , соприкасаются — знак превосходства и уверенности в себе и в своих словах;
  • руки опираются локтями о стол, а их кисти расположены перед ртом — скрывание своих истинных намерений, игра с партнером в кошки-мышки;
  • поддерживание головы ладонью — скука;
  • пальцы, сжатые в кулак, расположены под щекой, но не служат для опоры головы — признак заинтересованности;
  • подпирание большим пальцем подбородка — знак некоей критической оценки;
  • обхватывание своего бокала двумя руками — замаскированная нервозность;
  • выпускание дыма от сигареты вверх — положительный настрой, уверенность в себе;
  • выпускание дыма от сигареты вниз — негативный настрой, со скрытыми или подозрительными мыслями.

Жесты и телодвижения

  • активная жестикуляция — частый компонент положительных эмоций, понимаемый другими как выказывание дружелюбия и заинтересованности;
  • чрезмерная жестикуляция — признак беспокойства или неуверенности.
При определении мыслей и эмоций индивида следует отмечать лишь непроизвольную жестикуляцию:

Как распознать настоящие чувства и мотивы собеседника: советы от бывшего агента ФБР

Отрывок из книги «Словарь языка тела» о секретах человеческого поведения.


Нахмуренный лоб

Появление складок на лбу в ответ на некий стимул можно считать надёжным индикатором того, что есть какие-то вопросы или проблемы либо что человек чувствует себя неуверенно.

Нахмуренный лоб обычно ассоциируется с сомнениями, напряжённостью, тревогой, озабоченностью. Имейте в виду, что сейчас многие используют ботокс в косметических целях, а он препятствует появлению морщин на лбу и тем самым может маскировать истинные чувства человека.

Пульсация вен на висках

В стрессовой обстановке поверхностные височные вены (расположенные наиболее близко к коже на височных участках головы чуть дальше глаз) могут заметно пульсировать. Это очень точный индикатор возбуждения вегетативной нервной системы, вызванного тревогой, озабоченностью, страхом, гневом или, в некоторых случаях, радостным волнением.

Таким образом мозг автоматически переключается в режим выживания в предвкушении интенсивной физической нагрузки, такой как бегство или борьба, и заставляет сердце и лёгкие работать быстрее.

Потирание лба

Мы начинаем массировать лоб при головной боли, когда обрабатываем информацию или когда нас что-то беспокоит, вызывает сомнения.

Это форма успокаивающего поведения, помогающего снять напряжение и тревожность.

Брови


Приветствие бровями

Мы поднимаем брови при виде знакомого человека, если в данный момент не можем с ним поздороваться или чтобы показать кому-то, что заметили его присутствие. В зависимости от обстоятельств, поднятые брови могут сочетаться с улыбкой.

Это знак внимания, и его отсутствие сразу бросается в глаза, например когда мы заходим в магазин и служащий не утруждает себя ни малейшей попыткой установить зрительный контакт.

Достаточно одного движения бровями, чтобы показать человеку: вы цените его присутствие, даже если в данный момент заняты.

Асимметричность бровей

Этот мимический жест используют, когда есть сомнения или неуверенность. Одна бровь ползёт вверх, а другая остаётся на месте или опускается ниже обычного положения.

Асимметрия сигнализирует о недоверии человека к тому, что ему говорят. Джек Николсон часто так делает в кино и в жизни, выражая своё несогласие с собеседником.

Сдвинутые брови

Часть лица между глазами и сразу над носом называется надпереносьем, и, если оно сужается или морщинится, наиболее вероятной причиной может быть недовольство или озабоченность.

Это выражение появляется за считанные секунды, и его не всегда удаётся заметить, но оно точно передаёт эмоции. Бывает, что, слушая что-то неприятное или пытаясь осмыслить услышанное, человек так сильно хмурит брови, что они сходятся в одну линию.

Глаза


Расширенные зрачки

Когда нам комфортно или нравится находящийся перед нами человек либо предмет, наши зрачки расширяются. Эту реакцию невозможно контролировать. У влюблённых, наслаждающихся обществом друг друга, тоже расширяются зрачки, поскольку глаза стараются поглотить как можно больше света.

Вот почему рестораны с приглушённым светом — хороший выбор для свидания: от такого освещения взгляд естественным образом смягчается, а зрачки становятся больше, и этот эффект помогает нам ещё больше расслабиться рядом с другим человеком.

Суженные зрачки

Зрачки сужаются, если нам не нравится увиденное или мы испытываем отрицательные эмоции. В глазах светлых оттенков суженные зрачки видны лучше, чем в тёмных. Если зрачки человека внезапно уменьшились до размера булавочного острия, значит, только что произошло какое-то очень неприятное событие.

Любопытно, что в стрессовых ситуациях мозг таким образом старается максимально сфокусировать зрение — ведь чем меньше апертура, тем чётче изображение. Вот почему мы щуримся, когда хотим что-то получше рассмотреть.

Расслабленные мышцы глаз

Спокойный, расслабленный взгляд указывает на состояние комфорта и уверенности. Когда нас ничего не беспокоит, мышцы вокруг глаз, в зоне лба и щёк расслабляются, но при появлении малейшего повода для раздражения или беспокойства они моментально напрягаются.

Особенно заметна эта метаморфоза у детей: малыш вдруг морщит всё личико и начинает громко плакать.

При интерпретации языка тела всегда сопоставляйте свои выводы с информацией, выражаемой глазами наблюдаемого. Если окологлазничная область выглядит расслабленной, то, скорее всего, всё хорошо.

Если мышцы вокруг глаз вдруг напрягаются или человек прищуривается, значит, он сосредоточился или испытывает стресс. Глазные мышцы и прилегающие ткани гораздо быстрее, чем остальные мышцы лица, реагируют на стрессовые факторы, моментально отражая внутреннее состояние человека.


Прикрывание носа обеими руками

Когда человек внезапно прикрывает нос и рот обеими руками, это указывает на шок, удивление, неуверенность, страх, сомнение или ожидание чего-то плохого. Такой жест можно увидеть у участников либо свидетелей ДТП или стихийных бедствий, а также у получивших ужасное известие.

По мнению психологов, данная невербальная реакция могла сформироваться в процессе эволюции, и её первоначальным предназначением было утаивание дыхания от хищников, таких как львы и гиены. Она встречается повсеместно.

Постукивание по носу

Во многих культурах неприкрытое постукивание по носу указательным пальцем может означать: «Это дело дурно пахнет», «Я тебе не доверяю», «Это спорное утверждение» или «Я внимательно за тобой наблюдаю».

Также может иметь следующее значение: «Я тебя вижу», «Ты очень умён», «Я осознаю твоё присутствие» (Пол Ньюман и Роберт Редфорд делали друг другу такие знаки в фильме «Афера»).

Раздувание ноздрей

Обычно мы раздуваем ноздри (крылья носа), готовясь к какой-либо физической деятельности. Если человек чем-то расстроен, испытывает желание вскочить и убежать или собирается совершить какое-то агрессивное действие, он раздувает ноздри, чтобы насытить организм кислородом.

Для полицейских это знак готовности к бегству. В ситуации межличностного общения такой мимический жест может указывать на то, что человеку нужно дать время успокоиться и взять себя в руки.


Полные губы

Губы меняют форму и размер в зависимости от эмоционального состояния. Они сжимаются, когда мы напряжены; расслабляются и становятся полнее, когда нам комфортно.

Полные мягкие губы указывают на расслабленность и удовлетворённость. В состоянии стресса кровь отливает от губ и устремляется в другие части тела, где она нужнее.

Полнота губ может служить барометром эмоционального состояния человека.

Облизывание губ

Трение языка о губы успокаивает нас так же, как и их покусывание. Обычно такое поведение ассоциируется с тревожностью, беспокойством или отрицательными эмоциями; однако проблема может быть только в сухости губ, поэтому не делайте поспешных выводов.

В некоторых случаях данный мимический жест является верным признаком стрессового состояния. Будучи преподавателем, я часто вижу его на экзаменах у плохо подготовившихся студентов.

Сжатые губы

В течение дня, когда нас одолевают мелкие или крупные неприятности, досадные мысли и тревоги, губы сужаются и сжимаются в унисон с нашими внутренними переживаниями. Иногда едва заметно, иногда настолько сильно, что становятся белыми из-за перекрытого доступа крови.

Даже если это движение мимолётное (занимает двадцатую долю секунды), оно всё равно очень точно передаёт внезапно возникшую негативную эмоцию.

Подбородок


Высоко поднятый подбородок

Поднятый и выдвинутый вперёд подбородок — признак уверенности. В некоторых европейских странах (в частности, в Германии, Франции, России и Италии) поднятым выше обычного подбородком выражают гордость, а в некоторых случаях — надменность.

Опущенный подбородок

Если в ответ на заданный вопрос человек внезапно опускает подбородок, ему, скорее всего, не хватает уверенности в себе или он чувствует угрозу.

Такой мимический жест бывает весьма выразительным и однозначным: у некоторых людей подбородок буквально падает вниз, когда они слышат дурное известие или думают о чём-то болезненном или плохом.

Спрятанный подбородок

Обычно такой невербальный сигнал используют дети, чтобы скрыть смущение, продемонстрировать недовольство или огорчение. Они прижимают подбородок к шее и отказываются поднимать голову, иногда ещё скрещивая руки на груди.

Так делают и взрослые мужчины, когда стоят разъярённые лицом к лицу с оппонентом, а иногда ещё и кричат друг на друга. В данном случае подбородок призван защитить шею в случае физического противостояния.


Прикрывание яремной ямки

Прикосновение к яремной ямке (углублению в месте схождения ключиц, под кадыком, сразу над грудиной) или желание прикрыть её рукой выдают беспокойство, недовольство, тревогу, неуверенность или страх.

Мужчинам свойственно хвататься за горло или закрывать яремную впадину всей ладонью, поправляя узел галстука или воротник рубашки.

Женщины совершают такое движение чаще, но изящнее, чем мужчины, — только кончиками пальцев.

Потребность прикрыть самое уязвимое место на теле — знак того, что что-то не в порядке. Вероятнее всего, данный элемент невербального поведения сформировался в процессе эволюции как следствие многочисленных столкновений наших предков с хищниками, метящими именно в шею.

Теребление воротника рубашки

Человек поправляет или теребит воротник рубашки в области горла, чтобы успокоиться или снять стресс. Успокаивающий эффект создаётся сочетанием трёх факторов: защищается уязвимое место, повторяется тактильный стимул, «проветривается» кожа под рубашкой.

Массирование блуждающего нерва

Блуждающий нерв соединяет головной мозг с важнейшими внутренними органами, в том числе с сердцем. Под воздействием стресса люди массируют боковую поверхность шеи, рядом с тем местом, где мы обычно проверяем пульс.

На то есть причина: стимулирование блуждающего нерва ведёт к выделению ацетилхолина — нейромедиатора, который посылает сигнал сердцу, в частности атриовентрикулярному узлу, за счёт чего снижается частота сердечных сокращений.

Плечи


Пожимание одним плечом

Если человек, отвечая на вопрос, поднимает к уху одно плечо, скорее всего, он сомневается или чувствует опасность. В сочетании с другими невербальными сигналами (колеблется с ответом, плотнее прижимает руки к телу) это признак недостаточной уверенности в своих словах.

Когда на переговорах звучит вопрос вроде «Какую цену вы готовы предложить?» и представитель отвечающей стороны пожимает одним плечом, значит, можно поторговаться.

Поднятое плечо при ответе подразумевает некоторые сомнения в собственных словах.

Кокетливое плечо

Если человек медленно поднимает одно плечо, при этом наклоняет к нему голову и смотрит прямо в глаза собеседнику, значит, он демонстрирует личный интерес.

Чаще всего такой жест можно наблюдать на свиданиях, и свойствен он, как правило, женщинам.

Короткое пожимание плечами

Когда человек слышит вопрос и не знает ответа, он быстрым и выразительным движением поднимает вверх оба плеча. Краткое направленное вверх движение — это одна из форм поведения, противоречащих закону всемирного тяготения, а они обычно ассоциируются с положительными эмоциями: в данном случае человек не скрывает своего незнания и ничуть его не стесняется.

Этот жест более искренний, чем медленное пожимание плечами (в сочетании с ответом «Я не знаю») или неуверенное пожимание только одним плечом.


Энергичная жестикуляция

Она отражает наши эмоции и привлекает к нам внимание. Широкие жесты усиливают воздействие наших слов и делают общение более динамичным.

Во многих культурах принято расставлять акценты с помощью преувеличенной жестикуляции. Стороннему наблюдателю может показаться, что энергично размахивающий руками человек собирается ринуться в драку, тогда как на самом деле он лишь пытается общаться более выразительно.

Руки за спиной

Королевская поза — руки за спиной. Королева Елизавета, принц Чарльз и другие члены британской королевской семьи стоят и ходят именно так, когда хотят сохранить дистанцию между собой и другими людьми. Все остальные — простые смертные — таким же образом подсознательно дают понять, что им нужно больше личного пространства.

Это не лучший способ сблизиться с человеком, поскольку обычно с данным жестом ассоциируется отстранённость. Что любопытно, маленькие дети не любят, когда родители прячут руки за спиной.

Замирание рук

Реакцией на испуг или сильное впечатление от произошедшего может стать внезапное замирание рук. Они неподвижно свисают вдоль туловища, отчего человек становится похожим на робота.

Застывшие руки — яркий признак того, что человек только что пережил негативное событие.

Торс и живот


Растирание ключицы

В состоянии стресса человек начинает потирать ключицу противоположной рукой (например, кладёт правую руку на левую ключицу). Рука, пересекающая грудь наискосок, даёт ощущение защищённости, а повторяющиеся прикосновения к ключице оказывают успокаивающее действие.

Этот участок тела очень чувствителен к прикосновениям — одна из причин, по которым он считается эрогенной зоной.

Манипуляции с молнией

Если человек играет молнией на свитере или куртке, возможно, он напряжён и таким образом пытается себя успокоить. Студенты делают так перед экзаменом, если тот вызывает у них беспокойство, а игроки в покер используют это движение, когда переживают за утекающие сквозь пальцы деньги.

Отклонение корпуса

Отклоняясь корпусом от собеседника, человек символически и физически дистанцируется. Мы отклоняемся, если не согласны с тем, что было сказано. Такое поведение часто можно увидеть на ток-шоу.

Мы даже сами не всегда замечаем, до какой степени отстраняемся от неприятных нам людей.


Территориальное вторжение

Во время горячего спора человек может ненамеренно вторгнуться в ваше личное пространство, остановившись всего в десятке сантиметров от вашего лица, выпячивая грудь колесом и гневно сверкая глазами. Нарушение чужих территориальных границ служит методом запугивания и может быть предвестником физического нападения.

Смещение угла

Большинство людей предпочитает разговаривать с собеседником, несколько сместившись в сторону, а не прямо лицом к лицу. Дети, знакомясь друг с другом, обычно подходят сбоку, и не зря: так их лучше принимают. Я заметил, что, когда бизнесмены стоят лицом к лицу и с небольшим смещением, их общение длится дольше.

Обратите внимание, что при наличии признаков раздражённости лучше встать перед собеседником под углом: это поможет ослабить накал страстей.

Ритмоводитель

Кто задаёт темп движения в группе из нескольких человек, обычно тот среди них и главный. Мы ускоряем или замедляем темп, чтобы соответствовать самому старшему участнику группы или её лидеру.

Так поступают даже подростки: подстраиваются под темп ходьбы наиболее социально активного члена компании. Он может идти как первым, так и последним; во втором случае вся группа, подчиняясь ему, старается замедлять шаг. Анализируя поведение группы, помните, что главный не тот, кто впереди, а, скорее, тот, кто задаёт темп.

«Словарь языка тела» — первый в своём роде справочник по невербальным средствам общения. Его автор Джо Наварро 25 лет проработал специальным агентом ФБР и провёл множество допросов.

Читайте также: