Можно ли в церковь с распущенными волосами

Опубликовано: 17.09.2024

+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

+7 960 346 31 04

Как помочь пожилым близким? Как должна выглядеть православная женщина. На вопросы посетителей портала «Православие и современность» отвечает Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин.


У моих двоюродных дедушки и бабушки остается так много неразрешенных вопросов, которые они задают мне и всем знакомым, которые ходят в церковь. Хотя их нельзя назвать неверующими (мои родные понимают, верят, что Господь есть, что Он создал этот мир), они совсем не хотят признавать Его благодатную помощь, попросту в нее не верят. Они очень образованные — находясь на пенсии, раз за разом, год за годом прочитывают много книг, в основном художественную литературу, но большинство «проклятых» вопросов (особенно частый из них: «Почему умирают молодые?») остаются для них неразрешенными. Как им можно помочь, не имея большого жизненного опыта за плечами?

К сожалению, если люди не верят в благодатную помощь Божию, назвать их верующими нельзя. Это скорее некий стихийный теизм, который, чтобы не мучиться вопросами бытия, предполагает, что «что-то там такое есть», но это «что-то» никакого отношения к нашей жизни не имеет.

Как можно помочь родным, не имея жизненного опыта за плечами? Попробуйте читать книги о Промысле Божием в мире. Сейчас ведь издается множество сборников и книг, в которых есть ответы на вопросы подобного рода. Можно найти их и в церковных лавках, и в любой приходской библиотеке. Наверное, стоит попытаться объяснить родственникам, что эти вопросы не пришли впервые именно в их головы, а задавались многими и многими поколениями людей на протяжении тысячелетий. Ответы на них существуют, и надо как-то эти ответы помочь найти вашим близким. Но надо понимать, что вопросы, которые обычно называют «проклятыми вопросами бытия» (здесь можно вспомнить Достоевского с его слезинкой ребенка или тот же вопрос, почему люди умирают молодыми), действительно невозможно разрешить в рамках атеистического мировоззрения, если не верить в бытие Божие и в то, что без воли Божией ничто не совершается на земле. Художественная литература — хорошее дело, но она не заменит человеку слово Божие.

Уважаемый Владыка! Я всегда готовлюсь к исповеди и Причащению как положено. Анализирую «отчетный период», размышляю о своих грехах, читаю последование ко Святому Причащению. Но почему-то не чувствую главного — благоговения перед Таинством, перед Святыми Тайнами, перед Телом и Кровью Христовыми. Подхожу к Чаше, а душа холодна, спокойна. Вышла из храма — и начались повседневные заботы, проблемы, тревоги. И вот меня уже посещает раздражение, обида, зависть, злость… А к вечеру я уже и не помню, что утром причащалась, только усилием воли могу себе напомнить об этом. Теоретически я достаточно об этом Таинстве знаю; читала книги Феофана Затворника, митрополита Антония и др. Но знание мое только в голове — душа на него не отзывается. И вот недавно мне подумалось, что этот душевный холод, эта косность на самом деле есть неверие. Я просто не верю, что причащаюсь Тела и Крови Христовых, что Он во мне, а я в Нем. Я только хочу в это верить, почему и веду себя внешне как верящая. И может быть, это относится не только к Таинству Причащения, но и к молитве и к пребыванию в храме… Как мне быть? Как жить дальше? Евгения

Уважаемая Евгения! То, что Вы описываете, у святых отцов называется окамененным нечувствием. Это состояние время от времени посещает каждого человека. Но я не могу себе представить, что Вы всегда пребываете в нем и никогда не испытывали других чувств, даже в начале своей церковной жизни. Все-таки мне кажется, что у любого человека, который ходит в храм, молится, исповедуется, причащается, есть опыт, который такой сухостью и холодностью не исчерпывается.

С окамененным нечувствием надо бороться, и бороться с ним можно по-разному. У святых отцов есть один очень хороший совет: ухаживать за неизлечимо больными людьми. Для того чтобы избавиться от этого состояния, нужно размягчить свое сердце, а ничто так не умягчает человеческое сердце, как помощь другим людям в их страданиях. У нас в Саратове существует Общество милосердия. Попробуйте прийти в него, поучаствуйте в его работе, насколько позволяют Ваши возможности,? и даже не для того, чтобы получить для себя какую-то пользу, а попробуйте просто отдать себя другим людям. Мне кажется, это самое сильное средство, и оно поможет.

Как должна выглядеть православная женщина в храме и вне храма? Не является ли ношение платка и юбки нарочитым маскарадом? А еще часто дамы, выходя за порог церкви, срывают с себя платок, иногда заменяющий им и юбку… Снова получается какая-то неискренность.

Я согласен с Вами: действительно, есть в этом некоторая неискренность. Мне самому не нравится, когда женщина, приходя в храм, накидывает на голову платок или тем более использует его вместо юбки, а выходя из церкви, сразу же его снимает. До некоторой степени это очень показательный образ нашей сегодняшней церковности. Но с другой стороны, мы помним слова апостола о том, что женщина должна молиться с покрытой головой (см.: 1 Кор. 11, 5–16). И я считаю, что все-таки лучше соблюдать те традиции, которые у нас есть. Скажем, в Греции или в арабских странах женщины-христианки как раз принципиально ходят без головных уборов ? не потому, что они не знают слов апостола Павла, а просто затем, чтобы в исламском окружении отличаться от мусульманок. Так что в зависимости от места и времени и традиции могут существенно отличаться. Но поскольку у нас (в частности, в России, на Украине, в некоторых других странах) сохранилась традиция для женщин покрывать голову в храме платком и ходить в церковь в одежде, присущей женскому полу, мне кажется, лучше ее соблюдать. И если человек будет это делать с уважением и пониманием этой традиции, здесь не будет никакой нарочитости и тем более «маскарада».

Мои покойные родители назвали меня Робертом. Несколько лет назад я пришел к Православию и решил креститься. Но священник сказал мне, что Роберт не православное имя, и посоветовал стать в крещении Романом. Я согласился. А недавно одна наша очень благочестивая прихожанка стала мне доказывать, что я должен теперь называться исключительно «крещеным именем», а то, что я позволяю хотя бы моей собственной жене или родному брату называть себя Робертом или Робиком — большой грех: «Вы же с себя крещение снимаете!». А еще одна моя знакомая, тоже очень благочестивая, считает, что даже уменьшительные имена не должны использоваться, и собственного трехлетнего внука называет исключительно Александром и ссорится с его родителями из-за того, что они называют его Сашей. Правы ли эти благочестивые женщины? Роберт Васильевич

Уважаемый Роберт Васильевич! У апостола Павла есть замечательные слова: Негодных же и бабьих басен отвращайся (1 Тим. 4, 7). Желаю Вам следовать им во всей Вашей жизни.

Глубокоуважаемый Владыка! Когда я читаю в Евангелии слова Спасителя: если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником (Лк. 14, 26), у меня невольно возникает вопрос: в каком смысле употреблено тут слово «возненавидит» по отношению к ближним? Ведь Сам Господь повелевает любить ближних, почитать отца и мать. Может быть, это просто неточность русского перевода, а в греческом подлиннике был глагол с какими-то другими оттенками смысла? Ведь по-русски слово «ненависть» означает крайнюю степень неприязни, исключающую любые положительные чувства. Заранее спасибо. Маргарита.

Уважаемая Маргарита! Перевод правилен, но здесь присутствует некая гипербола, преувеличение для того, чтобы подчеркнуть, как важно возлюбить Господа всем сердцем. Чтобы подчеркнуть необычность, уникальность того чувства, которое человек должен иметь к Богу, здесь говорится о ненависти к тем, кого человек любит по естественной привязанности.

Ваше Высокопреосвященство! Простите меня, пожалуйста, за то, что обращаюсь к Вам по такому суетному вопросу, но он волнует многих православных христианок. Из Посланий святых апостолов Петра и Павла явствует, что христианка не должна украшать себя плетением волос (см.: 1 Пет. 3, 3; 1 Тим. 2, 9). Но и о возможности для женщины остричься апостол Павел говорит как о чем-то несомненно постыдном (см.: 1 Кор. 11, 6). Что же тогда следует делать с волосами? Позволительно ли ходить с распущенными? (Некоторые батюшки считают это признаком «распущенного нрава».) Или, наоборот, волосы надо полностью прятать под головной убор? Можно ли их красить, делать какие-то прически, подстригать хотя бы минимально? И последний вопрос. Если действительно любые манипуляции с женскими волосами порицаются нашей Святой Церковью, то профессия дамского парикмахера греховна по определению и для православных людей неприемлема. Так ли это? С благодарностью, Наталья.

Уважаемая Наталья! Апостол Петр вовсе не говорит о том, что «христианка не должна украшать себя плетением волос». Он говорит другое: что настоящим украшением человека является не плетение волос, но сокровенный сердца человек в нетленной [красоте] кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом (1 Пет. 3, 4). И во времена апостола Петра женщины заплетали свои волосы, чем-то их украшали. А поскольку слова апостола адресованы христианкам, значит и христианки это делали. Всегда женщины следили за своей внешностью, даже будучи верующими людьми. Поэтому делать столь далеко идущие выводы, особенно по поводу профессии парикмахера, ни в коем случае не следует.

Ваше Высокопреосвященство!

Не согласились бы Вы подробнее объяснить слова святого апостола Павла об обязанности жены молиться с покрытою головою (см.: 1 Кор. 11, 5–16)?

1. Относится ли повеление апостола только к замужним женщинам (как можно заключить из контекста) или также и к девицам? Если и к девицам, то начиная с какого возраста? (В храме часто можно видеть даже девочек-младенцев в платочках.) 2. Относится ли оно к разведенным женщинам и вдовам? 3. Должна ли женщина покрывать голову только в храме, или также во время всякой домашней молитвы (в том числе самой краткой — перед началом и по окончании трапезы, всякого дела и т.п.), или вообще всегда ходить в каких-либо головных уборах — дома, на работе, на улице?

Простите, меня, пожалуйста, Владыка, за такое обилие мелочных вопросов, но беда в том, что разные священники дают на них взаимоисключающие ответы, а очень хотелось бы знать не мнение отдельного батюшки, но требования Церкви, обязательные для всех ее чад. С благодарностью, Наталья.

Да, уважаемая Наталья, совершенно верно: исторически традиция покрывать голову относится к замужним женщинам. И поэтому когда мы в храме видим маленьких девочек в платочках — это лишь результат того, что все наши традиции были насильственным образом разрушены. Люди, которые пришли в церковь в последние десятилетия, будучи неофитами, пытаются воссоздать эти в общем-то добрые традиции церковного благочестия в силу своего понимания. Но раньше на маленьких девочек платочков не надевали.

В то же время я думаю, что здесь не надо стараться установить какие-то «тонкие градации», уделять этому вопросу избыточное внимание. Основываясь на словах апостола, можно рекомендовать женщинам молиться с покрытой головой в храме и дома, во время исполнения молитвенного правила.

Глубокоуважаемый Владыка! При чтении молитв и канонов нужно ли женщине там, где употреблены существительные, прилагательные, причастия мужского рода, заменять их по смыслу соответствующими формами женского рода? К примеру, читая канон покаянный ко Господу Иисусу Христу, молящийся произносит: «О горе мне грешному!». Следует ли женщине в таком и других подобных случаях произносить: «О горе мне грешной!» или же в молитвах, составленных святыми отцами, нельзя менять ни слова? Я слышала разные точки зрения, хотелось бы узнать Ваше мнение. Спасибо. Нина.

Уважаемая Нина! Можно, конечно. Молитва ? это разговор, общение человека с Богом. И было бы даже странно, если бы в этом разговоре Вы говорили о себе в мужском роде.

Ваше Высокопреосвященство!

Скажите, пожалуйста, каковы, согласно церковным правилам, границы суток — от полуночи до полуночи или от вечера до вечера, как в богослужебной практике? В последнем случае — с какого конкретно часа начинаются новые сутки? Существует ли какой-то объективный критерий для определения начала нового дня? Каковы, например, границы постных дней и дней праздничных? Когда следует отмечать дни рождения или смерти людей, родившихся или умерших поздним вечером? В государственных документах всякое событие, произошедшее до полуночи, записывается «уходящим» числом, но, может быть, с церковной точки зрения это неправильно? С благодарностью, Наталья.

Уважаемая Наталья! Да, в Церкви в богослужебном плане новые сутки начинаются с вечера предыдущего дня, согласно традиции, идущей еще от Ветхого Завета. Скажем, в субботу вечером мы совершаем Всенощное бдение, посвященное уже Воскресению Христову. Но сегодня церковное времяисчисление отличается от того, которым мы пользуемся в миру. По особому времени, которое называют византийским, по сей день живет только монашеская республика ? Святая Гора Афон. Там, как и в древности, начало нового дня и начало богослужения совпадают. С заходом солнца на часах выставляется 12 часов ночи и начинается служба. Но продолжительность этого «византийского дня» меняется ежедневно, и время на Афоне может иметь расхождение с астрономическим временем, которое принято в миру, до 6–8 часов.

Поскольку мы сегодня живем все-таки по времени астрономическому, то дни рождения и смерти нужно отмечать по общепринятому календарю. То же самое относится и к границам постных и праздничных дней. Скажем, если у нас сегодня среда, то, хотя вечером в храме начинается богослужение четверга (вечерня и утреня), закончить пост в это время мы еще не разрешаем: не ужинаем скоромной пищей, а продолжаем поститься до 24 часов, до временной границы суток.


Это древний обычай. Считалось, что распущенные волосы - признак женской распущенности и бесстыдства. Поэтому нельзя было показываться перед Богом в таком виде. Отсюда и выражение "опростоволоситься". Нахождение женщины в храме без платка бесчестит ее женское предназначение.


Смысл того, что женщина должна быть в Храме с покрытой головой и обязательно в юбке в том, что женщина олицетворяет собой энергию Земли и подпитывается от неё. В отличие от мужчины, который получает энергию от Неба, из космоса.

Поэтому она не должна быть в брюках, чтобы не мешать току энергии, а мужчина не должен покрывать свою голову.

Только смысл этого уже многие люди не помнят, не знают, а считают это просто обычной данью традиции.

А вообще, если человек приходит в какой - то дом, в котором существуют свои правила, то в принципе он должен эти правила исполнять, если уважает хозяев. Или в его воле туда вообще не заходить.

Поэтому правила, установленные церковью надо выполнять.


В церкви существуют свои правила, которые установились ни день или два назад. А уже давным-давно. Потихоньку, мы забыли о смысле правила и стали понимать это только, как традицию - покрывать голову и женщинам и даже маленьким девочкам; даже батюшки обращают на это внимание: чтобы даже у маленькой девочки была покрыта голова.

А так эта традиция идет с апостольских времен. Апостол Павел в своем Первом Послании к Коринфянам писал следующее:


Если совсем кратко, то покрытая голова означает смирение женщины и не просто смирение, а смирение перед Богом. Более того, платок на голове делает женщину более скромной и менее вызывающей.


По традиции непокрытая голова (показ волоса) была не прилична и опасна. По волосу можно было навести проклятье и порчу, сглазить, а так же распущенный или открытый волос носили либо совсем юные, либо гулящие женщины - волос должен быть покрыт. Закрытая голова - знак покорности и смирения перед Богом.

У замужней женщины волосы должны быть закрыты - головным убором, и платком - у незамужней девушки. В доме господа Бога положено смирять грехи и гордыню, а покрытая голова у женщины - знак смирения.

Открытый ("простой" волос), а уж тем более распущенный - знак вольного нрава и любви к гульбищам, а так же с распущенными волосами ходили ведьмы и колдуньи, далекие от слова Господа.


Таковы правила посещения храма. Апостол Павел в послании указывает, что непокрытая женщина подобна побритой наголо, таково ее бесстыдство. Так же покров на голове указывает что женщина замужем, девочкам можно голову непокрывать.

"Итак, муж не должен покрывать голову, потому, что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа" (1Кор.7-9).


Согласно многим религиозным верованиям распущенные волосы являются признаком нескромности и греховности. Считается, что красивые распущенные волосы привлекают мужчин, а в храм ходят для молитв, а не для того, чтобы отвлекаться на посторонние темы.

Платок, когда идут в храм, принято обязательно повязывать на голову как у христианок,


так и тем женщинам, кто мусульманской веры.



Это принято для смирения женщины. А по сути, чтобы в этом месте всех уравнять: красивых и не очень, молодых и старых, богатых и бедных, здесь все равны. Я же считала, что там встречаются разные потоки мыслей, не всегда позитивные - люди приходят переложить свои заботы на бога, можно принять в себя чью-то боль или болезнь. Поэтому лучше защититься покрывалом. И юбка, это естественная одежда для женщины. Пока она носит ниже талии купол из одежды, она может беременеть. Запад стал бесплодным потому, что началась эмансипация, женщины надели брюки и перестали рожать. Им завозят из Африки и Ближнего Востока семьи, после смешения браков, восстановится деторождение, численность населения.

Причины, по которым женщинам необходимо покрывать голову в церкви

Женщины с покрытой головой в церкви


Фото: Flickr.com
Во времена апостолов добропорядочная женщина, имевшая мужа, была обязана покрывать голову, каждый раз выходя из дома. Обязательным условием было так называемое головное покрывало. Его можно увидеть на изображениях Богоматери. Это было свидетельство того, что у женщины есть супруг, поэтому она не свободна. Если кто-то осмеливался сорвать головной убор, это было унижение, так могли поступать в качестве наказания.

В те времена всегда с непокрытой головой ходили порочные женщины и блудницы.

Правило, по которому женщина была обязана выходить на улицу обязательно с покрытой головой, было настолько строгим, что муж даже имел право развестись, не возвращая приданого, если его супруга появлялась простоволосой. Для мужчины это было личным оскорблением. Семейные женщины снимали покрывало, только когда оказывались дома, где их не мог увидеть никто из посторонних.

Ислам

Принципы мусульманской религии более радикальны. В Исламе аурат (сокрытие наготы) соблюдается строго. Согласно Корану мусульманка должна свято чтить Божьи советы и быть чистой. В Исламе для женщины предписано сокрытие всего тела, включая стопы и кисти рук, при этом часть лица может оставаться открытой. Конкретно пункта о покрытии головы в священном писании нет, но пункт «сокрытие всего тела» подразумевает и голову. Существует традиция, которая в мусульманстве пошла от пророка Мухаммеда. Все его дети были девочками. И он просил их вместе с женами одевать платки, чтобы все вокруг знали, что эти женщины из его семьи. В современном Исламе эту традицию свято чтут.

Каких правил следует придерживаться мужчинам?

Мужчины в церкви


Фото: Flickr.com
Для мужчины было необязательным носить на улице какой-либо головной убор. Если они это и делали, то по собственному желанию, а не из-за существования каких-то традиций.

Также вели себя иудеи, не покрывавшие голову во время богослужений. Правда, у них существовали исключения из правил: головной убор в обязательном порядке полагался мужчине по время траура или при соблюдении поста. Обязанность носить головной убор была также у прокаженных и людей, отлученных от церкви.

Тактичность к прихожанам

Для забывчивых во многих приходах предусмотрели специальную бесплатную услугу – у входа можно взять косынку и покрыться. Да и замечаний на этот счет в последнее время стало в наших храмах гораздо меньше. Настоятели, как правило, требуют от своих сотрудников максимальной доброжелательности и тактичности к тем, кто приходят в храмы и, может быть, еще не знают всех правил.

Подумайте об этом от ранней Церкви, которая учила, что «Бог рад благословить и ответить на ходатайства женщин, которые занимают ее место в Его божественном порядке». Это не может быть однозначно подтверждено, но преобладание доказательств указывает на главенствующий главенство, охватывающее женщин как универсальный обычай в первом столетии как в еврейской культуре, так и в греко-римской культуре. Голова, покрывающая себя, кажется, была частью внешняя одежда, нарисованная над головой женщины, как капюшон, может быть также платок, покрывающий только волосы, а в некоторых местах — фактическую лицевую завесу.

Но как все-таки выглядит эта проблема с богословской стороны? Грех это или не грех?

Известный богослов митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) отвечает на такой вопрос вполне определенно:

Отсутствие платка на голове грехом не является. Но традиция эта очень давняя. Она восходит еще к апостолу Павлу, который говорил о том, что женщина в храме должна покрывать голову. Не обязательно носить именно платок. Можно надевать элегантную женскую шляпку. Но такая традициясуществует, она соблюдается. И я думаю, что если вы придете в храм без платка, то вы сами будете себя чувствовать некомфортно, может быть, почувствуете на себе чьи-то косые взгляды. Господь же смотрит на сердце человека, а не на то, во что человек одет. Не на платок на его голове. Однако существующие традиции следует уважать.

Очевидно, однако, некоторые женщины в коринфской церкви стали избегать ношения обычное головное укрытие не только публично, но и на церковных собраниях. По-видимому, происходило то, что некоторые женщины, выражая свое освобождение, даже христианскую свободу, отвергали подчинение, а вместе с ним и видимый символ этого подчинения, головное покрытие.

П. Которые не носили такого покрытия. Волосы женщин были основным объектом мужской похоти в древнем средиземноморском мире. В обществах, которые использовали головные укрытия, таким образом, были обнаружены замужние женщины как изменники своим мужьям, то есть поиск другого человека. «Мусульманка, родившаяся в Канаде, взяла на себя традиционный хиджабский шарф, и это заставляет людей видеть ее как террориста или символа угнетенной женщины, но она находит освобождение опыта».

Ситуация в храмах Вселенского патриархата

В соборе Святого Георгия – главном храме Вселенского патриархата в Стамбуле – есть не только сидячие места, но и бесплатные свечи. Верующие там тоже не обременены правилами относительно внешнего вида.

Собор Святого Георгія у Стамбулі

Собор Святого Георгия в Стамбуле

Епифаний стремится, чтобы такой современной была и украинская церковь. Однако на это нужно время. Эксперты же отмечают, что украинская церковь должна стать более современной, чтобы выиграть конкуренцию с московской и завладеть благосклонностью верующих.

Поверья, связанные с расчесыванием волос

Одним из самых священных действий на Руси считалось расчесывание волос гребнем из натурального дерева. Этому ритуалу придавалось особое значение, ведь именно в эти моменты женщина могла в полную силу ощутить мистическую связь энергий неба и земли. Пока девочка не вышла замуж, ее волосы могли расчесывать только родители или близкие родственники. После замужества эту процедуру доверяли супругу. Считалось, что если муж будет расчесывать деревянным гребнем волосы своей жены, то в такой семье навсегда прибудет любовь и верность, и никакие невзгоды не будут ей страшны.

Девушки, расчесывая свои длинные локоны и заплетая их в косы, часто напевали простые песенки, похожие на заговоры:

Свою косу заплету, свою русу заплету,

Я плету, плету, плету – приговариваю:

Ты расти моя коса, расти девичья краса,

Заглядится молодец, возьмет сразу под венец.

Волосы расчесывались дважды в день – утром и вечером. Вечерний ритуал помогал женщинам избавиться от дневных забот и хлопот, очистить разум и сердце от всего плохого, тогда как утреннее расчесывание настраивало на позитивные мысли. Если муж помогал жене расчесывать волосы с утра, то это действо наполняло его энергией на свершения новых дел и защищало от сглаза и болезней.

Магическое действо имело силу, только при условии, что расческа была изготовлена из натурального дерева. Часто мужчины сами вырезали гребни своими руками. Выбирались деревья, которые произрастали поблизости. Самыми добротными считались гребни из бука, можжевельника, дуба или березы.

Проводить по волосам нужно было не менее 40 раз. Гребешок, которым постоянно пользовалась женщина, становился настоящим оберегом для семьи. Раньше никому и в голову не приходило воспользоваться чужой расческой, так как она хранит в себе энергетику своей хозяйки. Для любовных приворотов и гаданий часто использовались гребни из натурального дерева.

Плохой приметой было расчесываться перед восходом солнца и уже после заката. Чтобы гребешок наполнялся женской энергией, его клали по ночам на подоконник, где есть доступ лунного света. Делалось это на растущую Луну, а после полнолуния расческу от окна убирали.

Дополнение

В поддержку длинноволосия священнослужителей ссылаются на некоторые образцы иконописи, где, по словам наших оппонентов, святые священнослужители и монахи изображены с длинными волосами, и заявляют:

«Св. Иона, митрополит Киевский и всея Руси чудотворец (1464 год): почему длинные волосы? Святой Никита, епископ Новгородский, чудотворец (1108 г.): почему длинные волосы? Святой Арсений, епископ Тверский (1409 г.): почему длинные волосы? Святой священномученик Феопемпт, епископ Никомидийский (303 г.): почему длинные волосы? Святой священномученик Ипполит, святитель Римской церкви (269 г.): почему длинные волосы? Святой Лаврентий, епископ Туровский (1182 г.): почему длинные волосы? Святой священномученик Ириней, епископ Сирмийский (285–305 г.): почему длинные волосы?» (Письмо, стр. 17)

На этот «аргумент» ответим, что, во-первых, надо прояснить, кто списатель иконы и когда она написана, ибо часто бывает, что разные иконописные школы в разных веках по-разному писали одних и тех же святых, и это касается не только волос. Возьмем, например, «Иверскую» («Портаитиссу», «Вратарницу») икону Пресвятой Богородицы. На оригинале (оригинал с превеликой точностью списан еще в XVII веке соловецкими монахами, которые специально были посланы на Афон для этой цели) у Богомладенца пальцы сложены двуперстно и направлены к Богородице, однако если посмотреть все списки «Иверской», то обнаружим великую разницу между ними в этой детали. Ясно, что в разные века разные иконописцы вносили свои «коррективы» в сложении пальцев Христа, в цветах и в других элементах иконы.

Поэтому безапелляционно ссылаться на какую-нибудь икону мы не можем. Так и здесь, например, образ св. Ионы по известному иконописному руководству «Подлинник иконописный» должен изображаться так:

«Сед, брада покороче Власиевы, на конец мало подвоилась, на главе шапка, сакос» (ИРЛИ (ПД). Перетц. № 524. Л. 141 об., под 30 марта); «сед, аки Власий брадою, риза святительска, оба во амфорах» (описан вместе со св. Фотием, митр. Киевским и всея Руси; Там же. Л. 165 об., под 27 мая); «надсед, брада доле Петра митрополита, на концы поуже, в саку» (ИРЛИ. ОП. Оп. 23. № 294. Л. 116, под 30 марта); «сед, брада Сергиева, власы с ушей, в шапке и во амфоре и сакосе, в руке Евангелие. Сак бакан, испод лазорь» (БАН. Строг. № 66. Л. 93, под 30 марта); Тот же текст с добавлением «ризы крестечныя, сакос празелень» (РНБ. Погод. № 1931. Л. 132, под 30 марта).

В руководстве В. Д. Фартусова св. Иов представлен как «глубокий старец русского типа… лицом худ, бледен, борода седая, немного более средней величины, на конце немного раздвоенная, волосы короткие; в саккосе, омофоре и палице, на голове митра вроде шапки. Можно ему писать и хартию с изречением: Чадо, не усомневайся ни в чем, яко яже невозможна суть от человек, возможна суть от Бога. Или: да свяжется лукавый твой язык, и да заградятся хульная твоя уста» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 233, под 31 марта; также И. упом. под 27 мая и 15 июня с отсылкой к 31 марта — Там же. С. 295, 318).

Св. Никита Новгородский на иконе XVI века изображается не с длинными, а с короткими волосами. Св. Арсений Тверский также изображается с короткими волосами. С короткими волосами изображены и свв. Лаврентий и Феопемпт Никомидийский.

Так что мы не знаем, какими источниками пользуются наши оппоненты в своих утверждениях, но на иконах, которые мы отыскали в интернете, указанные святые изображены с короткими, а не с длинными волосами.

А во-вторых, давайте и мы поставим вопрос нашим оппонентам:

Немного истории

Все помнят, что в Ветхом Завете говорилось о так называемых «назореях». Это – особый тип людей, посвятивших свою жизнь служению Богу. Они были обязаны никогда не стричь свои волосы. Вспомним также ветхозаветного судию Самсона, у которого вся сила была – в его волосах. Когда ему их обрезали, он не смог защититься и попал в плен к врагам.

Возможно, от этих древних героев и пошел обычай – не стричь волосы в знак посвящения себя Богу. У монахов Востока была такая традиция, западные же монахи стригли волосы и бороды скорее в гигиенических целях. Они считали окунаться в водоемы – это опасно для здоровья, а в волосах и бороде обычно размножались вредные организмы. Поэтому волосы стригли, но на востоке омовение и купание в водоемах было обычным делом. И стричь волосы и бороды им было незачем.

Позднее в России был распространен обычай среди священнослужителей – выстригать макушку, оставляя только кольцо из волос по бокам. Это
символизировало терновый венец Христа. По этому признаку и узнавали священников на Руси. На оголенную макушку надевали скуфейку. Такой обычай существовал вплоть до девятнадцатого века.
Если священник по каким-то прегрешениям был запрещен к служению, он согласно апостольскому правилу начинал снова отращивать волосы. Однако, если вспомнить послание святого апостола Павла, там говорится, что если мужчина отращивает волосы, это – позор для него. Стало быть, апостол запрещает мужчинам растить волосы, в отличие от прекрасного пола. Он же говорит, что длинные волосы для женщин служат покрывалом. У мужчин же должны быть короткие волосы.

Мода отращивать длинные волосы мужчинам была у язычников. Таким образом, они привлекали милость своих богов. Также это считалось символом распутности, привлечения женского пола. Апостольское правило запрещает верующим мужчинам носить длинные волосы, золотые перстни на пальцах, роскошные сандалии и т.д. Значит, православный мужчина всегда должен быть подстрижен аккуратно.

Всем ли женщинам нужно закрывать волосы?

До середины пятнадцатого столетия существовал обычай, согласно которому при входе в храм голову покрывали только замужние женщины, девушки и подростки, дети, волос не прятали. Однако, свод правил и норм жизненного уклада «Домостроя» предписывал закрывать головы всем женщинам, без каких-либо исключений. В связи с этим возникла традиция надевать на девочек белые платочки. А девушки на выданье стали носить красивые, расшитые узорами большие платки, которые при выходе из храма можно было сбросить на плечи.

Однако требование «Домостроя» прижилось не везде. В южных частях страны сохранился обычай, по которому девицы и дети волос не прятали. Однако они заплетали тугие косы, входить в храм с распущенными волосами считалось неприемлемым.

Православный храм

В Малороссии же то, почему женщина должна покрывать голову в церкви, в народе напрямую связывали с бесовщиной и колдовством. Поэтому там платками девушки начинали пользоваться с началом становления менструаций. Это было весьма удобно и практично, поскольку по наличию платка можно было понять, есть ли смысл засылать сватов в конкретную семью. То есть платок являлся своеобразным знаком, сообщающим о том, что девушка готова к замужеству.

Можно ли в церковь с распущенными волосами. Почему женщина должна входить в христианский храм с покрытой головой и должна ли она это делать

Причины, по которым женщинам необходимо покрывать голову в церкви

Фото: Flickr.com
Во времена апостолов добропорядочная женщина, имевшая мужа, была обязана покрывать голову, каждый раз выходя из дома. Обязательным условием было так называемое головное покрывало. Его можно увидеть на изображениях Богоматери. Это было свидетельство того, что у женщины есть супруг, поэтому она не свободна. Если кто-то осмеливался сорвать головной убор, это было унижение, так могли поступать в качестве наказания.

В те времена всегда с непокрытой головой ходили порочные женщины и блудницы.

Правило, по которому женщина была обязана выходить на улицу обязательно с покрытой головой, было настолько строгим, что муж даже имел право развестись, не возвращая приданого, если его супруга появлялась простоволосой. Для мужчины это было личным оскорблением. Семейные женщины снимали покрывало, только когда оказывались дома, где их не мог увидеть никто из посторонних.

Ислам

Принципы мусульманской религии более радикальны. В Исламе аурат (сокрытие наготы) соблюдается строго. Согласно Корану мусульманка должна свято чтить Божьи советы и быть чистой. В Исламе для женщины предписано сокрытие всего тела, включая стопы и кисти рук, при этом часть лица может оставаться открытой. Конкретно пункта о покрытии головы в священном писании нет, но пункт «сокрытие всего тела» подразумевает и голову. Существует традиция, которая в мусульманстве пошла от пророка Мухаммеда. Все его дети были девочками. И он просил их вместе с женами одевать платки, чтобы все вокруг знали, что эти женщины из его семьи. В современном Исламе эту традицию свято чтут.

Каких правил следует придерживаться мужчинам?

Фото: Flickr.com
Для мужчины было необязательным носить на улице какой-либо головной убор. Если они это и делали, то по собственному желанию, а не из-за существования каких-то традиций.

Также вели себя иудеи, не покрывавшие голову во время богослужений. Правда, у них существовали исключения из правил: головной убор в обязательном порядке полагался мужчине по время траура или при соблюдении поста. Обязанность носить головной убор была также у прокаженных и людей, отлученных от церкви.

Тактичность к прихожанам

Для забывчивых во многих приходах предусмотрели специальную бесплатную услугу – у входа можно взять косынку и покрыться. Да и замечаний на этот счет в последнее время стало в наших храмах гораздо меньше. Настоятели, как правило, требуют от своих сотрудников максимальной доброжелательности и тактичности к тем, кто приходят в храмы и, может быть, еще не знают всех правил.

Подумайте об этом от ранней Церкви, которая учила, что «Бог рад благословить и ответить на ходатайства женщин, которые занимают ее место в Его божественном порядке». Это не может быть однозначно подтверждено, но преобладание доказательств указывает на главенствующий главенство, охватывающее женщин как универсальный обычай в первом столетии как в еврейской культуре, так и в греко-римской культуре. Голова, покрывающая себя, кажется, была частью внешняя одежда, нарисованная над головой женщины, как капюшон, может быть также платок, покрывающий только волосы, а в некоторых местах — фактическую лицевую завесу.

Но как все-таки выглядит эта проблема с богословской стороны? Грех это или не грех?

Известный богослов митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) отвечает на такой вопрос вполне определенно:

Отсутствие платка на голове грехом не является. Но традиция эта очень давняя. Она восходит еще к апостолу Павлу, который говорил о том, что женщина в храме должна покрывать голову. Не обязательно носить именно платок. Можно надевать элегантную женскую шляпку. Но такая традициясуществует, она соблюдается. И я думаю, что если вы придете в храм без платка, то вы сами будете себя чувствовать некомфортно, может быть, почувствуете на себе чьи-то косые взгляды. Господь же смотрит на сердце человека, а не на то, во что человек одет. Не на платок на его голове. Однако существующие традиции следует уважать.

Очевидно, однако, некоторые женщины в коринфской церкви стали избегать ношения обычное головное укрытие не только публично, но и на церковных собраниях. По-видимому, происходило то, что некоторые женщины, выражая свое освобождение, даже христианскую свободу, отвергали подчинение, а вместе с ним и видимый символ этого подчинения, головное покрытие.

П. Которые не носили такого покрытия. Волосы женщин были основным объектом мужской похоти в древнем средиземноморском мире. В обществах, которые использовали головные укрытия, таким образом, были обнаружены замужние женщины как изменники своим мужьям, то есть поиск другого человека. «Мусульманка, родившаяся в Канаде, взяла на себя традиционный хиджабский шарф, и это заставляет людей видеть ее как террориста или символа угнетенной женщины, но она находит освобождение опыта».

Ситуация в храмах Вселенского патриархата

В соборе Святого Георгия – главном храме Вселенского патриархата в Стамбуле – есть не только сидячие места, но и бесплатные свечи. Верующие там тоже не обременены правилами относительно внешнего вида.

Собор Святого Георгия в Стамбуле

Епифаний стремится, чтобы такой современной была и украинская церковь. Однако на это нужно время. Эксперты же отмечают, что украинская церковь должна стать более современной, чтобы выиграть конкуренцию с московской и завладеть благосклонностью верующих.

Поверья, связанные с расчесыванием волос

Одним из самых священных действий на Руси считалось расчесывание волос гребнем из натурального дерева. Этому ритуалу придавалось особое значение, ведь именно в эти моменты женщина могла в полную силу ощутить мистическую связь энергий неба и земли. Пока девочка не вышла замуж, ее волосы могли расчесывать только родители или близкие родственники. После замужества эту процедуру доверяли супругу. Считалось, что если муж будет расчесывать деревянным гребнем волосы своей жены, то в такой семье навсегда прибудет любовь и верность, и никакие невзгоды не будут ей страшны.

Девушки, расчесывая свои длинные локоны и заплетая их в косы, часто напевали простые песенки, похожие на заговоры:

Свою косу заплету, свою русу заплету,

Я плету, плету, плету – приговариваю:

Ты расти моя коса, расти девичья краса,

Заглядится молодец, возьмет сразу под венец.

Волосы расчесывались дважды в день – утром и вечером. Вечерний ритуал помогал женщинам избавиться от дневных забот и хлопот, очистить разум и сердце от всего плохого, тогда как утреннее расчесывание настраивало на позитивные мысли. Если муж помогал жене расчесывать волосы с утра, то это действо наполняло его энергией на свершения новых дел и защищало от сглаза и болезней.

Магическое действо имело силу, только при условии, что расческа была изготовлена из натурального дерева. Часто мужчины сами вырезали гребни своими руками. Выбирались деревья, которые произрастали поблизости. Самыми добротными считались гребни из бука, можжевельника, дуба или березы.

Проводить по волосам нужно было не менее 40 раз. Гребешок, которым постоянно пользовалась женщина, становился настоящим оберегом для семьи. Раньше никому и в голову не приходило воспользоваться чужой расческой, так как она хранит в себе энергетику своей хозяйки. Для любовных приворотов и гаданий часто использовались гребни из натурального дерева.

Плохой приметой было расчесываться перед восходом солнца и уже после заката. Чтобы гребешок наполнялся женской энергией, его клали по ночам на подоконник, где есть доступ лунного света. Делалось это на растущую Луну, а после полнолуния расческу от окна убирали.

Дополнение

В поддержку длинноволосия священнослужителей ссылаются на некоторые образцы иконописи, где, по словам наших оппонентов, святые священнослужители и монахи изображены с длинными волосами, и заявляют:

«Св. Иона, митрополит Киевский и всея Руси чудотворец (1464 год): почему длинные волосы? Святой Никита, епископ Новгородский, чудотворец (1108 г.): почему длинные волосы? Святой Арсений, епископ Тверский (1409 г.): почему длинные волосы? Святой священномученик Феопемпт, епископ Никомидийский (303 г.): почему длинные волосы? Святой священномученик Ипполит, святитель Римской церкви (269 г.): почему длинные волосы? Святой Лаврентий, епископ Туровский (1182 г.): почему длинные волосы? Святой священномученик Ириней, епископ Сирмийский (285–305 г.): почему длинные волосы?» (Письмо, стр. 17)

На этот «аргумент» ответим, что, во-первых, надо прояснить, кто списатель иконы и когда она написана, ибо часто бывает, что разные иконописные школы в разных веках по-разному писали одних и тех же святых, и это касается не только волос. Возьмем, например, «Иверскую» («Портаитиссу», «Вратарницу») икону Пресвятой Богородицы. На оригинале (оригинал с превеликой точностью списан еще в XVII веке соловецкими монахами, которые специально были посланы на Афон для этой цели) у Богомладенца пальцы сложены двуперстно и направлены к Богородице, однако если посмотреть все списки «Иверской», то обнаружим великую разницу между ними в этой детали. Ясно, что в разные века разные иконописцы вносили свои «коррективы» в сложении пальцев Христа, в цветах и в других элементах иконы.

Поэтому безапелляционно ссылаться на какую-нибудь икону мы не можем. Так и здесь, например, образ св. Ионы по известному иконописному руководству «Подлинник иконописный» должен изображаться так:

«Сед, брада покороче Власиевы, на конец мало подвоилась, на главе шапка, сакос» (ИРЛИ (ПД). Перетц. № 524. Л. 141 об., под 30 марта); «сед, аки Власий брадою, риза святительска, оба во амфорах» (описан вместе со св. Фотием, митр. Киевским и всея Руси; Там же. Л. 165 об., под 27 мая); «надсед, брада доле Петра митрополита, на концы поуже, в саку» (ИРЛИ. ОП. Оп. 23. № 294. Л. 116, под 30 марта); «сед, брада Сергиева, власы с ушей, в шапке и во амфоре и сакосе, в руке Евангелие. Сак бакан, испод лазорь» (БАН. Строг. № 66. Л. 93, под 30 марта); Тот же текст с добавлением «ризы крестечныя, сакос празелень» (РНБ. Погод. № 1931. Л. 132, под 30 марта).

В руководстве В. Д. Фартусова св. Иов представлен как «глубокий старец русского типа… лицом худ, бледен, борода седая, немного более средней величины, на конце немного раздвоенная, волосы короткие; в саккосе, омофоре и палице, на голове митра вроде шапки. Можно ему писать и хартию с изречением: Чадо, не усомневайся ни в чем, яко яже невозможна суть от человек, возможна суть от Бога. Или: да свяжется лукавый твой язык, и да заградятся хульная твоя уста» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 233, под 31 марта; также И. упом. под 27 мая и 15 июня с отсылкой к 31 марта — Там же. С. 295, 318).

Св. Никита Новгородский на иконе XVI века изображается не с длинными, а с короткими волосами. Св. Арсений Тверский также изображается с короткими волосами. С короткими волосами изображены и свв. Лаврентий и Феопемпт Никомидийский.

Так что мы не знаем, какими источниками пользуются наши оппоненты в своих утверждениях, но на иконах, которые мы отыскали в интернете, указанные святые изображены с короткими, а не с длинными волосами.

А во-вторых, давайте и мы поставим вопрос нашим оппонентам:

Немного истории

Все помнят, что в Ветхом Завете говорилось о так называемых «назореях». Это – особый тип людей, посвятивших свою жизнь служению Богу. Они были обязаны никогда не стричь свои волосы. Вспомним также ветхозаветного судию Самсона, у которого вся сила была – в его волосах. Когда ему их обрезали, он не смог защититься и попал в плен к врагам.

Возможно, от этих древних героев и пошел обычай – не стричь волосы в знак посвящения себя Богу. У монахов Востока была такая традиция, западные же монахи стригли волосы и бороды скорее в гигиенических целях. Они считали окунаться в водоемы – это опасно для здоровья, а в волосах и бороде обычно размножались вредные организмы. Поэтому волосы стригли, но на востоке омовение и купание в водоемах было обычным делом. И стричь волосы и бороды им было незачем.

Позднее в России был распространен обычай среди священнослужителей – выстригать макушку, оставляя только кольцо из волос по бокам. Это
символизировало терновый венец Христа. По этому признаку и узнавали священников на Руси. На оголенную макушку надевали скуфейку. Такой обычай существовал вплоть до девятнадцатого века.
Если священник по каким-то прегрешениям был запрещен к служению, он согласно апостольскому правилу начинал снова отращивать волосы. Однако, если вспомнить послание святого апостола Павла, там говорится, что если мужчина отращивает волосы, это – позор для него. Стало быть, апостол запрещает мужчинам растить волосы, в отличие от прекрасного пола. Он же говорит, что длинные волосы для женщин служат покрывалом. У мужчин же должны быть короткие волосы.

Мода отращивать длинные волосы мужчинам была у язычников. Таким образом, они привлекали милость своих богов. Также это считалось символом распутности, привлечения женского пола. Апостольское правило запрещает верующим мужчинам носить длинные волосы, золотые перстни на пальцах, роскошные сандалии и т.д. Значит, православный мужчина всегда должен быть подстрижен аккуратно.

Всем ли женщинам нужно закрывать волосы?

До середины пятнадцатого столетия существовал обычай, согласно которому при входе в храм голову покрывали только замужние женщины, девушки и подростки, дети, волос не прятали. Однако, свод правил и норм жизненного уклада «Домостроя» предписывал закрывать головы всем женщинам, без каких-либо исключений. В связи с этим возникла традиция надевать на девочек белые платочки. А девушки на выданье стали носить красивые, расшитые узорами большие платки, которые при выходе из храма можно было сбросить на плечи.

Однако требование «Домостроя» прижилось не везде. В южных частях страны сохранился обычай, по которому девицы и дети волос не прятали. Однако они заплетали тугие косы, входить в храм с распущенными волосами считалось неприемлемым.

В Малороссии же то, почему женщина должна покрывать голову в церкви, в народе напрямую связывали с бесовщиной и колдовством. Поэтому там платками девушки начинали пользоваться с началом становления менструаций. Это было весьма удобно и практично, поскольку по наличию платка можно было понять, есть ли смысл засылать сватов в конкретную семью. То есть платок являлся своеобразным знаком, сообщающим о том, что девушка готова к замужеству.

Грешно ли женщине войти в храм с непокрытой головой?

Ситуация, в которой оказалась наша читательница, случается нередко. Ей сделали в храме замечание за то, что она была без платка на голове. Это якобы большой грех. «Так ли это, — спрашивает она. – И как быть, если в теплую погоду вышла из дома без платка, а потом решила зайти в церковь, неужели это будет греховным поступком?»

Из ранней церковной истории мы знаем, что головная боль женщины стала нормой в Антиохии, Риме и Африке. Апостол Томас занялся практикой ношения головных уборов в Индию, и с тех пор христианские женщины носили завесу. продолжает появляться со многими христианами из Китая, Азии, Африки и Восточной Европы. Женщины там носят сегодня, просто изучая Писание, без каких-либо объяснений обратного.

В настоящее время жена Ричарда Вурмбранда носит один, как и многие другие. Почему невесты носят свадебную вуаль? Разве это не рудиментарный остаток от более ранней практики? Откуда приходит шапка медсестры? И, конечно, черная вуаль монахини? Чарльз Финни сказал о любой набожной христианской практике: «Вы окажетесь эксцентричными, ваше послушание бросит вызов другим».

Многие священники отвечают на этот вопрос одинаково: лучше зайти в храм с непокрытой головой, чем не зайти вовсе.

Христианство

Согласно библейским законам, покрывая голову, женщина признает главенство мужчины. Апостол Павел говорил, что подчиненность мужчине установлена Богом. И каждая христианка должна благодарно принимать мужское начало. Покрытая голова у женщины символизирует смирение и считается важным принципом христианской веры. В священном писании говорится о том, что каждая женщина должна растить свои волосы и покрывать платком. Сейчас на улице редко встретишь женщину, обвязанную платком. В основном современные женщины христианства надевают платок только в церкви, чего не скажешь о мусульманских женщинах, которые свято соблюдают законы Корана.



Женщины с покрытой головой в церкви

Может ли стричься священник

Насчет этого специального запрещения Церкви не существует. Но еще сравнительно недавно, после обращения в 90-х годах массы народа в православие, при хиротонии священника он должен был подписать клятву, где запрещалось ему стричь волосы и бороду. Однако, со временем такая клятва была упразднена.

Просто уже сложился некий стереотип, что духовное лицо, будь то монах или священник, должен выглядеть «не как все». Это значит, иметь длинную бороду и волосы. Но насчет этого рекомендаций Церковного устава нет. Но зато есть повеление всем священнослужителям: «иметь аккуратный, опрятный внешний вид». Это значит, не ходить как чучело, со спутанными грязными сосульками на голове вместо волос, забранными в лохматый хвост резинкой непонятного цвета.

Священник должен привлекать людей, а не отталкивать своим внешним видом. А при виде неопрятной прически появляется мысль о присутствии живности на голове и в бороде у батюшки. Многие ли станут духовными чадами таких священнослужителей?

Конечно, священник не должен иметь стильную укладку, стрижку по последней моде, иметь вид только что покинувшего салон красоты. Но следить за своим внешним видом он обязан, дабы не отпугивать верующих. В идеале – опрятные, не совсем коротко подстриженные волосы, чистые, тщательно расчесанные. К такому же виду должна стремиться и борода. Как писал архимандрит Киприан: «ухоженный внешний вид священника не может уменьшить его духовности и подать повод к упреку в служении капризной моде».

Ислам

Принципы мусульманской религии более радикальны. В Исламе аурат (сокрытие наготы) соблюдается строго. Согласно Корану мусульманка должна свято чтить Божьи советы и быть чистой. В Исламе для женщины предписано сокрытие всего тела, включая стопы и кисти рук, при этом часть лица может оставаться открытой. Конкретно пункта о покрытии головы в священном писании нет, но пункт «сокрытие всего тела» подразумевает и голову. Существует традиция, которая в мусульманстве пошла от пророка Мухаммеда. Все его дети были девочками. И он просил их вместе с женами одевать платки, чтобы все вокруг знали, что эти женщины из его семьи. В современном Исламе эту традицию свято чтут.

Лучше зайти в храм с непокрытой головой, чем не зайти вовсе

Отец Олег (Олег Мельничук) – лицо духовное, протоиерей, представитель УПЦ при уполномоченном Президента Украины по правам ребенка. На своей странице в Facebook в графе «. В его устах это слово не звучит пафосно, как, впрочем, и другие из ряда высоких – доверие и любовь.


Мой несколько воинствующий настрой начал смягчаться, как только я вошла в маленькую деревянную церковь на Старонаводницкой, в непосредственной близости от многоэтажных домов. По периметру церкви стояли… детские диванчики и столики с игрушками, а навстречу мне вышел голубоглазый улыбчивый человек в красивой, даже изысканной по покрою и ткани, рясе.
– Отец Олег, проблемы Православной церкви, гордящейся своей ортодоксальностью, известны. Не мешают ли они осуществлению вашей миссии?

– Они никак не сказываются на моем служении и вовсе не мешают мне. В первые минуты знакомства мой собеседник остается в плену стереотипов, которые вы имеете в виду, но дальше начинается разговор сердца и доверия. Я привык сам судить себя, осуждать себя и воспитывать в себе любовь и способность дарить. И своих помощников я учу работать в наших проектах на основе главного критерия – любви. А любовь помогает разрушать все негативное, в том числе и стереотипы. Когда я впервые пришел как проповедник в роддом, медсестры и роженицы спрашивали, не баптист ли я или католик. Наши проекты призваны не только помочь людям именем Господа, но и избавить их от стереотипов относительно нашей Церкви.

– Проекты – современное понятие, немного странно звучит в устах священника.

– И вновь стереотип (улыбается). А если серьезно, проектов у нас не так много: детский клуб «Воскресная школа», ветеранский клуб «Связь поколений», молодежное социальное служение. Особое место среди всех социальных инициатив занимает служение в роддоме. В 2002 году впервые в Украине создали храм в честь иконы Богородицы «Помощница в родах» в стенах роддома. Он стал местом духовно-психологической помощи беременным женщинам, роженицам и персоналу. Сначала это было мое ежедневное священническое служение, а потом была создана Всеукраинская благотворительная организация «Мама и немовля». Ее цель – предотвращение раннего социального сиротства, создание центров матери и ребенка. Этот проект преобразовался в одно из направлений государственной гуманитарной политики, и сегодня в Украине действуют уже 16 таких центров. Ведь интернатные заведения – пережиток прошлого, рассадник субъектов криминального права. Наш скромный журнал «Купол» – тоже проект, но уже просветительский, миссионерский, в котором мы говорим о Боге как об источнике любви. Девиз нашего пастырского, социального служения – «Берегите жизнь для Счастья». Эксклюзивно для «ПЛ» скажу: «Бог» и «Счастье» – синонимы, поэтому слово «Счастье» я всегда пишу с прописной буквы.

– Чувствуется, что у вас есть светское, в частности юридическое, образование.

– Да, помимо Киевской духовной академии я окончил Киевский Национальный университет им. Т. Шевченко по специальности «правоведение». Я вообще очень люблю учиться. А сегодня явный дефицит учеников в обществе, все хотят быть учителями (улыбается). Но, в сущности, дело не в образовании, а в том, насколько человек может слышать Творца и транслировать то, что Господь диктует. Ведь как бы осел, везший Христа в Иерусалим, ни был красив, не ослу оказывали почести, а Господу, именно Ему дети кричали: «Осанна!» Мои скромные знания наук – это открытие Господа в любых отраслях, на основе системы ценностей, изложенной в Евангелиях. Хотя я считаю очень важным сотрудничество государства и церкви как субъектов права в социальной сфере. Церковь отделена от государства, но, будучи социальным институтом, не может быть отвлеченной от государственных институций.


– Однако взаимодействие церкви и государства обоснованно должно рассматриваться в контексте «моральное – аморальное». Ведь любая, в том числе Православная, церковь всегда сотрудничала с государством. И этот негативный стереотип в общественном сознании вполне объясним. – Буквально вчера я был в Министерстве внутренних дел на круглом столе, где обсуждали положение о детских приемниках-распределителях. Я предложил внести ряд изменений в это положение: изменить само название, поскольку оно ассоциируется с принуждением, насилием, и организовать в таких приемниках комнаты духовно-психологической помощи. Мое предложение поддержали единогласно, и теперь я готовлю проект организации этих комнат. Вот вам пример целиком морального взаимодействия.
– Исповедуете теорию малых дел?– У этого «малого дела» глубокое концептуальное обоснование: объединение самых разных социальных институтов вокруг проблемы. Если объединяться вокруг проблемы, а не вокруг конфессиональных убеждений, общество можно изменить к лучшему. Я говорил об этом не раз, в том числе на официальном уровне.

– Тем не менее люди не доверяют никому: государство сотрудничает с церковью для усиления контроля и получения информации, священники нарушают тайну исповеди, сотрудничая с административным аппаратом власти.

– Все социологические исследования говорят об обратном – о доверии к церкви. В сегодняшних условиях государство обязано взаимодействовать с религиозными организациями в деле социального служения. Никакие нормативные акты не способны изменить внутренние убеждения человека. Мы можем регламентировать кодексами отношения в социальной, политической, общественной сферах, но не в духовно-интимной жизни. Разумеется, государство не должно использовать церковь в корыстных целях, сознательная, ответственная власть должна просить церковь помочь ей.

– Все это правильно, даже аксиоматично. Но готова ли УПЦ МП стать ближе к людям, отойти от жестких ортодоксальных канонов?

– Конечно. На одном из телевизионных ток-шоу меня спросили, как отнесется церковь к женщине, которая была изнасилована, стала нечистой, и я ответил: если она придет ко мне, я ее обниму, поцелую и скажу, что ждал ее.

– Было бы странно, если бы священник оттолкнул жертву, ведь такая женщина – жертва насилия. Но как быть с воинствующей нетерпимостью УПЦ МП по отношению к верующим других конфеcсий, категорическими запретами на брюки в храме, отказом в поминании в молитвах иноверцев, самоубийц, прихожан Киевского патриархата и даже – перекрещивании?!

Вот я сегодня забыла взять платок, чтобы покрыть голову, но вы же позволили мне зайти в храм.

– Лучше зайти в храм с непокрытой головой, чем не зайти вовсе! В нашем храме человек должен почувствовать дух любви, а не закона. По закону намного легче жить, чем по любви, ведь любовь – это всепрощение, доброе отношение к тому, кто причинил тебе зло. Это сострадание греховному состоянию другого, молитва за него. Но самая высшая степень любви – не сострадательная, а сорадовательная. Я радуюсь успеху вашего журнала, но молюсь за то, чтобы вы выдержали весь тот груз ответственности, который стоит за успехом. Быть публичным перед людьми намного проще, чем перед Богом.

Иудаизм

В Иудаизме покрывать голову должна каждая замужняя женщина. Современные иудейки могут носить любой головной убор, включая платки, шляпы и даже парики. Для незамужней девушки это правило соблюдать необязательно. Священный Талмуд строго выделяет женскую роль и учит, что женщина свои достоинства может показывать только супругу: до замужества она должна быть в полном подчинении отцу, после заключения брака главой в семье становится мужчина. В принципе, эти устои прослеживаются в каждой из обсуждаемых религий – главой всегда выступает мужчина.

Что касается выполнения этих канонов, то их строгое соблюдение сейчас мы видим только в мусульманском вероисповедании. В иудаизме эти предписания приняли более современный вид. А в христианстве большинство женщин считают обычай устаревшим, женщину с покрытой головой в обычной жизни встретишь нечасто, если, конечно, не рассматривать погодные условия.

Как влияет на жизнь стрижка волос?

В старину верили, что обрезать волосы, значит изменить свою судьбу. Стриглись только в тех случаях, когда случалась беда. Состричь локоны считалось обрядом, который помогал облегчить страдание и боль. Люди верили, что обрезанные волосы заберут с собой скорбь и печаль.

Беременным женщинам также не полагалось стричься, чтобы ни коим образом не состричь невидимую связь с ребенком и не навредить ему. Родившихся младенцев постригали только после того, как он самостоятельно начинал ходить. Первый локон у ребенка отрезали в возрасте семи месяцев и бережно хранили на тот случай, если он тяжело заболеет. Тогда этот локон помещали в ладанку и вешали на шею больному и читали молитвы.

Состригать кончики волос девушкам могли только близкие родственники. Ни в коем случае нельзя было это делать самостоятельно, чтобы «не остричь ум». Чтобы волосы росли быстрее, кончили стригли на растущую Луну.

В настоящее время тоже существуют приметы о стрижке волос. Например, считается, что если перед сдачей экзаменов постричься, то их можно провалить или сдать хуже, чем рассчитывал. Эзотерики советуют также тщательно подбирать для себя парикмахера. Этот человек должен быть жизнерадостным и импонировать вам по складу характера. Если же вам не достает житейской мудрости, найдите себе мастера с опытом и интересной жизнью. Это поможет найти ответы на некоторые вопросы.

Если не хотите ссор и разногласий в своей семье, не стригите собственного мужа или жену. Это плохая примета. Состриженные волосы лучше сразу выкидывать в унитаз, чтобы их унесла вода. Существует поверье, если волоски унесет ветром и их подберет птица, чтобы свить гнездо, человек будет мучиться головными болями, пока птаха не выведет потомство.

Даже по сонникам – видеть во сне волосы предвещает перемены в жизни, особенно если в грезах ваши пряди поменяли цвет.

На нашем сайте вы сможете купить деревянный гребень для волос из натуральной древесины бука, кедра, можжевельника и других пород.

Читайте также: