Куст волос золотистый вянет что это

Опубликовано: 16.05.2024

Тест по творчеству С.А. Есенина (11 класс)

Укажите годы жизни С.А. Есенина

2. С.А. Есенин был родом из

б) села Константиново Рязанской губернии

3. Какое прозвище получил С.А. Есенин в писательских кругах?

а) деревенский поэт

б) Рязанский Лель

в) Московский хулиган

г) последний поэт деревни

4. Укажите, как назывался первый сборник стихов С.А. Есенина, вышедший в 1916 году?

б) «Персидские мотивы»

в) «Москва кабацкая»

5. Назовите тему, ставшую основной в творчестве С.А. Есенина

б) тема Родины, России

в) тема красоты и гармонии природы

г) тема революции

6. Определите, каково мироощущение лирического героя ранних стихов С.А. Есенина

а) герой христиански смиренно принимает мир таким, каков он есть, со всеми его недостатками и пороками

б) герой ощущает враждебность окружающего мира

в) герой находится в гармонии с окружающим миром

г) герой протестует, бунтует против сложившегося порядка

7. Укажите, какой символ наступающей на деревню городской цивилизации встречается в стихах С.А. Есенина

а) «железный конь»

б) жеребёнок, бегущий за поездом

в) железный Миргород

г) агитки Бедного Демьяна

8. Определите художественный приём в выделенной строке

По-осеннему кычет сова

Над раздольем дорожной рани.

Облетает моя голова,

Куст волос золотистый вянет.

9. Кто является адресатом стихотворения «Письмо к женщине»?

а) Айседора Дункан

б) Анна Изряднова

г) Галина Бениславская

10. Назовите стихотворение С.А. Есенина, которое является его своеобразным завещанием и было написано накануне самоубийства поэта в гостинице «Англитер»

а) «Цветы мне говорят: прощай…»

б) «Русь советская»

в)»До свиданья, друг мой, до свиданья»

г) «Отговорила роща золотая…»

11. Какая тема является сюжетообразующей в поэме С.А. Есенина «Анна Снегина»?

а) тема революции

б) тема юношеской любви

в) тема преобразований в деревне

г) тема крестьянского быта в послереволюционное время

12. Укажите, какое из перечисленных стихотворений не относится к философской лирике

а) «Русь уходящая»

б) «Не жалею, не зову, не плачу…»

в) «Хороша была Танюша»

г) «По-осеннему кычет сова…»

Ответы: 1. а, 2. б , 3. б, 4. г, 5. б, 6. в, 7. а, 8. в, 9. в. 10. в, 11. б, 12. в.




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Каменская Ольга ДмитриевнаНаписать 78286 10.12.2015

Номер материала: ДВ-247152

  • Русский язык
  • 11 класс
  • Тесты
  • Свидетельство каждому участнику
  • Скидка на курсы для всех участников
    10.12.2015 5964
    10.12.2015 480
    10.12.2015 353
    10.12.2015 345
    10.12.2015 442
    10.12.2015 1624
    10.12.2015 2752

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

НАСТРОЙКИ.

Необходима регистрация

Необходима регистрация



СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ


  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • » .
  • 133

Сергей Александрович Есенин

С. А. Есенин в воспоминаниях современников. Том 1.

С. А. ЕСЕНИН В ВОСПОМИНАНИЯХ СОВРЕМЕННИКОВ

Вступительная статья, составление и комментарии

А. А. КОЗЛОВСКОГО

Рецензент канд. филологич. наук

С. П. КОШЕЧКИH

OCR и вычитка – Александр Продан

С. А. Есенин в воспоминаниях современников.

В 2-х т. Т. l. / Вступ. ст., сост. и коммент. А. Козловского. – М.: Худож. лит., 1986. – 511 с. (Лит. мемуары)

В первый том включены воспоминания близких поэта, друзей, писателей: Е. А. и А. А. Есениных, А. А. Блока, С. М. Городецкого, С. Т. Коненкова и других.

СОДЕРЖАНИЕ

А. Козловский. Быль и легенды жизни Есенина

С. А. ЕСЕНИН В ВОСПОМИНАНИЯХ СОВРЕМЕННИКОВ

Т. Ф. Есенина. О сыне

Е. А. Есенина. В Константинове

А. А. Есенина. Родное и близкое

К. П. Воронцов. О Сергее Есенине

Н. А. Сардановский. 'На заре туманной юности'

С. Н. Соколов. Встречи с Есениным

Е. М. Хитров. Мои воспоминания о Сергее Есенине

В Спас-Клепиковской школе

А. Р. Изряднова. Воспоминания

Г. Д. Деев-Хомяковский. Правда о Есенине

Д. Н. Семеновский. Есенин

H. H. Ливкин. В 'Млечном Пути'

Л. М. Клейнборт. Встречи. Сергей Есенин

A. А. Блок. Из дневников, записных книжек и писем

С. М. Городецкий. О Сергее Есенине

М. П. Мурашев. Сергей Есенин

B. С. Чернявский. Три эпохи встреч (1915-1925)

М. В. Бабенчиков. Сергей Есенин

З . И. Ясинская. Мои встречи с Сергеем Есениным

П. В. Орешин. Мое знакомство с Сергеем Есениным

B. Т. Кириллов. Встречи с Есениным

П. А. Кузько. Есенин, каким я его знал

C. Т. Коненков. Из книги 'Мой век'

Н. Г. Полетаев. Есенин за восемь лет

Н. А. Павлович. Как создавался киносценарий 'Зовущие зори'

Л. В. Никулин. Памяти Есенина

А. Б. Мариенгоф. Воспоминания о Есенине

Рюрик Ивнев. О Сергее Есенине

И. В. Грузинов. Есенин

С. Есенин разговаривает о литературе и искусстве

М. Д. Ройзман. Из книги 'Все, что помню о Есенине'

И. И. Старцев. Мои встречи с Есениным

Н. О. Александрова. Есенин в Ростове

В. И. Вольпин. О Сергее Есенине

И. Н. Розанов. Воспоминания о Сергее Есенине

БЫЛЬ И ЛЕГЕНДЫ ЖИЗНИ ЕСЕНИНА

Дар поэта – ласкать и карябать, Роковая на нем печать. Розу белую с черною жабой Я хотел на земле повенчать.

'Мне осталась одна забава…'

Многие воспоминания о Есенине, особенно из числа появившихся вскоре после смерти поэта, вызывали разноречивые толки, а нередко и осуждение современников, по поводу некоторых из них было сказано немало резких слов. 'Газетные статейки о нем я все собрал, вероятно – все. Это очень плохо',- так отозвался о первых откликах на смерть Есенина А. М. Горький 1 . Всем памятны слова В. В.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • » .
  • 133


Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Недавно исполнилась очередная годовщина со дня рождения Сергея Есенина – поэта, стихи которого по-прежнему трогают сердца и души миллионов людей по всему миру. Малоизвестный факт: в 1916 году Есенин проездом был в Гомеле, находясь в составе военно-санитарного поезда, который следовал через город. А еще здесь жили друзья поэта, которым он посвящал стихи. И враги – тоже были…



Ярость попутчика

Чем больше времени проходит, тем больше жизнь и гибель великого поэта обрастают мифами и легендами. Различные инсинуации возникают и с именами людей, окружавших поэта.

Например, в ряде СМИ и в телесериалах упорно настаивают на том, что убийцей Есенина был Яков Блюмкин – бывший левый эсер, а затем – чекист и советский разведчик-нелегал. Кстати, тоже почти наш земляк – уроженец соседней Черниговщины.

Накануне дня рождения Сергея Есенина я встретился в Москве с профессором МГУ Ярославом Леонтьевым, защитившим докторскую диссертацию по истории партии левых эсеров.

– Версия о том, что Яков Блюмкин имел какое-то отношение к смерти Есенина, не имеет фактических подтверждений, – считает исследователь. – Более того, она совершенно маловероятна.

Тем не менее сегодня существуют самые неожиданные интерпретации. Например, о том, что Есенин якобы хотел разоблачить телеграмму Льва Каменева, посланную им в феврале 1917 года из Туруханской ссылки в поддержку… великого князя Михаила.

Как известно, Николай II после Февральской революции отрекся от престола в пользу своего брата великого князя Михаила. Так вот, в 1925 году, во время очередного съезда РКП и в разгар борьбы между зиновьевско-троцкистской оппозицией и фракцией Сталина, это было бы очень некстати для оппозиционных лидеров. И якобы они и подослали к поэту "троцкистского убийцу" Блюмкина.

Но, согласитесь, разоблачение такого рода заговора банды "троцкистско-фашистских двурушников и социал-предателей" против великого русского национального поэта должно было быть очень выгодно Сталину. Но оно не прозвучало никогда – ни в разгар борьбы с оппозицией, ни во время кампании борьбы с "безродным космополитизмом".

В то же время абсолютно никто из антибольшевистских эмигрантов, равно не любивших что Сталина, что Троцкого, не сомневались в самоубийстве Сергея Есенина. Ни эсеры, ни монархисты даже не рассматривали тогда версию об убийстве. И особенно важно, что об этом не писали эмигранты второй волны: литературный наставник Есенина Иванов-Разумник, провожавший тело поэта на Московском вокзале в Питере, писатель Березов-Акульшин, хоронивший Есенина.

Категорически опровергали версию об убийстве отца и дочь Есенина Татьяна, и дочь Иванова-Разумника Ирина. С маленькой Ириной Есенин любил играть и часто сажал на колени. Так вот, она лично писала мне, что в ее семье никаких разговоров о якобы убийстве Есенина не было. И в прессе бывших однопартийцев Сергея Есенина – левых эсеров, никто не писал об убийстве. Лишь о том, что политизированная травля поэта могла приблизить его роковое решение…

Также ни в следственном деле самого Блюмкина, который впоследствии был арестован ГПУ, ни в следственном деле его бывшей жены Татьяны смерть Есенина даже не упоминается.

Именно в позднее "сталинское время" Есенин, хоть и не без осторожности, но был вознесен на официальную вершину русской советской поэзии.

Что касается Блюмкина, свой путь в революции он начинал как левый эсер и прославился громким убийством немецкого посла Мирбаха в июле 1918 года. Террорист? Безусловно. Но теракт против Мирбаха, кстати, обвиненного в шпионаже, был исполнен громко, публично – с целью сорвать "похабный" Брестский мир. Блюмкин даже подумывал остаться на месте покушения – пожертвовать собой в лучших традициях Боевой организации партии эсеров, чтобы потом выступать на суде с открытым изложением мотивов. Мало похоже на тайную расправу в гостиничном номере…


Ко времени гибели Есенина Блюмкин служил в ИНО ГПУ, то есть во внешней разведке, и к операциям внутри страны в тот период не привлекался. По свидетельству писателя и историка Олега Шишкина, с которым мне также довелось пообщаться в Москве, в момент смерти поэта Блюмкин вообще находился в заграничной командировке – работал под прикрытием в Палестине. И самое главное, что могло помешать его участию в убийстве, сам факт которого тоже еще далеко не доказан: Блюмкин был другом Есенина еще со времен Гражданской войны.

Таким образом, разные конъюнктурные инсинуации на тему гибели поэта еще больше запутывают тайну его смерти. А еще к вопросу об исторической достоверности – Сергей Есенин принял революцию. Он участвовал в уличных боях в Москве в октябре 1917 года в составе боевой дружины левых эсеров. Правда, в то же время критиковал большевиков за их жесткую политику по отношению к крестьянству, "комиссарство" и прочее.

Но это Есенин писал о Ленине, "капитане земли" – "он никого не ставил к стенке, все делал лишь людской закон…". И уж точно Сергей Александрович не мечтал о возвращении российской монархии, как это показано в некоторых сериалах. Про свое отношение к большевикам бывший левоэсеровский дружинник сказал весьма точно и, как обычно, в стихах: "Теперь в советской стороне я самый яростный попутчик…"


Гомельский гонитель

Но вот если бы против Есенина действительно существовал заговор, то одну из ключевых ролей в нем должен был сыграть Г. Лелевич, он же – Лабори Гилелевич Калмансон, гомельский партийный функционер. По совместительству – также поэт, писатель и литературный критик. При этом Лелевич, в отличие от бесшабашного Яши Блюмкина, похож на настоящего, идейного троцкиста. И именно ему бы могла быть отведена в "заговоре" оппозиции роль "литературного киллера"…

Писать он начал уже в 12-летнем возрасте. Неудивительно – его отец был известным российским литератором, опубликовавшим под псевдонимом Перекати-Поле сборник "Песни босяка" и элегии в прозе "Свобода". Он также участвовал в народовольческом движении, а с 1903 года примкнул к партии большевиков.

Сын же, не окончив Московское речное училище, в 1918 году в Могилеве вступает в боевой отряд большевистской партии. Незадолго до этого дебютирует в газете "Молот" как молодой поэт. "Мастер слова", выбросив из отчества букву "и", обретает в псевдониме "Г. Лелевич" сразу и новое имя, и фамилию. В 1919 году Лелевич прибывает в Гомель.

В губернии свирепствуют банды, и Лелевич возглавляет опертройку по борьбе с бандитизмом. Часть бандитов – обычные уголовники, грабившие и убивавшие ради поживы. Другие – жертвы несправедливости уже со стороны новой власти. В 1921 году молодой поэт-оперативник честно признает в своей статье в "Известиях Гомельского губернского комитета РКП": "В нашей губернии волна бандитизма прокатилась еще осенью прошлого года в связи с взиманием разверстки, необыкновенно тяжело отразившейся на крестьянстве… и к тому же сопровождавшейся частыми злоупотреблениями агентов продорганов".

В Гомеле Лелевич работает как на партийном, так и на газетно-литературном поприще. Он является редактором нескольких гомельских газет, заведующим губернским отделом РОСТА, секретарем партийного райкома и заведующим агитационным отделом губкома РКП(б). В начале 20-х годов Лелевич и его отец, старейший в Гомеле ветеран революционного движения, работают в Губпартшколе, что располагалась в здании духовного училища (ныне – корпус медуниверситета на улице Билецкого). Теперь здесь учат новой духовности и готовят работников по просвещению деревни.

Стихи и статьи Лелевича публикуют газета "Путь Советов", "Полесская правда" (ныне – "Гомельская праўда") и главная партийная газета "Правда", а также журнал "Крокодил". В 1921 году Лелевич издает поэму "Голод" и сборник стихов "Набат". В 1922 году идет процесс так называемых правых эсеров. Повсюду клеймят "кулацкую партию, покушавшуюся на Ленина", и Лелевич тоже издает брошюру "Кто такие правые эсеры".

Но одновременно в своей книге "Лидия Езерская – покушение на могилевского губернатора Клингенберга" он отдает должное самоотверженности этой эсерки. В 1906 году социалистка-революционерка Езерская стреляла в могилевского губернатора за подготовку очередного погрома. Уже находясь на операционном столе, известный своей жестокостью хозяин губернии "Клин" отменил заранее широко анонсированную погромную акцию. Полиция, еще недавно агитировавшая по селам идти "бить жидов, студентов и сицилистов", вдруг сама стала разворачивать едущих "на дело" крестьян.

Мужики чесали затылки и от такой непоследовательности власти лишний раз убеждались в правоте лозунга о "прогнившем самодержавии". Как свидетельствуют документы бывшего Гомельского партархива, за книгу про Езерскую Лелевич тоже нажил неприятности.

В 1924 году Лелевич-Калмансон становится одним из руководителей Всероссийской ассоциации пролетарских писателей (ВАПП). После установления сталинского "национал-коммунизма" ВАПП будет обвинена в космополитизме и перегибах. А пока эта "пролетарская" ассоциация с типично интеллигентской ревностью и нетерпимостью успешно громит "кулацких поэтов и писателей". В их числе – и Сергея Есенина.

Левачество? Да. Но назвать это "заговором" против русских поэтов невозможно даже формально. Так, критикуя Есенина как романтика крестьянской Руси, Лелевич одновременно обрушивается и на гомельского раввина Боришанского – как на еврейского мракобеса.

В 1926 году, уже после смерти поэта, в Гомеле была издана книга Г. Лелевича "Сергей Есенин". Укоряя поэта за "классовый дальтонизм" и "протест против городской культуры и техники", Лелевич пишет, что "революция любовно усыновит того Есенина, который благородно, искренне, напряженно пытался понять эпоху, "догнать стальную рать", согласовать свое творчество с революционной современностью и сломился под тяжестью принятой на себя тяжелой и почетной ноши".

Эта же ноша "сломит" и самого Лелевича – в 1928 году его исключат из партии как оппозиционера, а в январе 1935 года он будет арестован и расстрелян.

Друг из Гомеля

Друзей у культового поэта было много. Но не каждому из них Есенин посвящал строки. А вот одному из них написал целое стихотворение, которое так и называлось: "Льву Повицкому". Нас же этот человек интересует еще и потому, что Повицкий имел прямое отношение к Гомелю…

Старинный друг,
Тебя я вижу вновь
Чрез долгую и хладную Разлуку.
Сжимаю я
Мне дорогую руку

Кто же он был, этот друг поэта? Где искать его следы в Гомеле?

В фондах музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля находим потрепанную книгу, изданную в 1930 году: "Биографический справочник членов общества политкаторжан и ссыльнопоселенцев". На странице 434 краткая биография: "Лев Осипович Повицкий родился в 1885 году в Понемане-Пожайске Сувалковской губернии. В 1905 году в Гомеле примкнул к революционному движению, затем работал в Харькове и Ростове-на-Дону. Социал-демократ. В подполье известен под кличками Осип и Лева. Арестован полицией, приговорен к 4 годам каторги".

По другим данным, Лев Осипович (Иосифович) Повицкий родился в Мозыре, в семье одного из лучших специалистов России по пивоварению. (Не от этой ли семьи ведет свою родословную дожившая до наших дней знаменитая мозырская медовуха? У Льва было три брата и две сестры. Медаль за окончание гимназии. А также – баррикадные бои, 5 арестов, 4 года каторги и 3 побега. Из 12 революционных лет он только 2 года пробыл на свободе, остальные – в тюрьме и ссылке. Срок отбывает в новочеркасской и херсонской каторжной тюрьмах.

А еще в тюремной одиночке Повицкий начал писать стихи. 16 декабря 1918 года в оккупированном немцами и украинцами Гомеле собирается рабочая конференция, которую открывает меньшевик… Повицкий. Он призывает всех социалистов к объединению в единый демократический фронт и к поддержке украинской Директории Симона Петлюры.

Большевики и левые эсеры покидают конференцию "соглашателей". В Гомеле формируют свою Директорию, в числе трех "директоров" которой избирают и Повицкого. Однако это явно не наш герой… Родной брат Льва Осиповича? Это предстоит еще выяснить.

"Куст волос золотистый вянет…"

Сам же Лев Повицкий после победы революции не примыкает ни к большевикам, ни к меньшевикам. Отказывается от персональной пенсии, которая полагается ему как политкаторжанину. Он считает, что никакие партии теперь не нужны и что настала эра вольного труда и творчества.

Согласно его воспоминаниям, в 1918 году Лев Повицкий находится в Москве и занимается в студии "Пролеткульта". Тут и произошла его первая встреча с Есениным. Молодой поэт из Рязани показался Повицкому "женственно-хрупким и слабым на вид подростком", говорившим певучим голосом. Повицкий описывает, как Есенин ходил выбивать дефицитную бумагу для издания стихов: переодевшись в поддевку и расчесавшись на мужицкий манер, он являлся в Моссовет и, кланяясь и окая, просил "сделать божескую милость и дать бумагу для крестьянских поэтов". Ему никогда не отказывали.

В дефиците была не только писчая бумага – Москва во вражеском кольце почти голодала. Однажды осенью 1918 года оголодавшие вконец поэты Есенин и его тезка – Сергей Клычков съели кусок масла, что прислал Повицкому его брат из Тулы. Причем – без хлеба…

Повицкий понял, что Есенина надо спасать, и повез его к брату в относительно хлебную Тулу. А надо было – в Гомель. Когда туляки из 68-го и 67-го полков Тульской бригады в феврале 1919 года придут в Гомель, он покажется им продуктовым раем. От возмущения туляки и москвичи поднимут в Гомеле восстание, вошедшее в историю как Стрекопытовский мятеж.

В начале 1919 года Повицкий выступил в знаменитом литературном кафе "Стойло Пегаса" с "революционной критикой" творчества Есенина. После доклада поэт жал Повицкому руку и говорил, что со многим согласен, но вот только от традиционных русских форм своих стихов отступать не намерен – "я очень люблю старую русскую рубашку, мне в ней легко и удобно – зачем же мне ее менять…" Затем Повицкий повез Есенина в Харьков, где проходила его студенческая молодость.

В тот период, по воспоминаниям Льва Осиповича, ни о каких кутежах и вине не было и речи. Когда 16-летняя девушка из семьи, где они остановились, простодушно заметила: "Сергей Александрович, а вы лысеете!", Есенин мягко улыбнулся, а на следующий день ответил стихами:

По-осеннему кычет сова
Над раздольем дорожной рани.
Облетает моя голова,
Куст волос золотистый вянет.

Но уже тогда Есенин допускал отчаянные выходки. Во время Пасхи в Москве литературный бунтарь начал читать стихи в толпе празднующих: "Тело Христово выплевываю изо рта…" Их с Повицким чуть не побили, спасло лишь вмешательство матросов: "Правильно, читай, товарищ…".

Лев Повицкий не одобрял союза Сергея Есенина с Айседорой Дункан. Но из совместного заграничного путешествия с американской балериной Есенин рассказал своему другу такой случай. В берлинском ресторане к нему подошел официант с военной выправкой и, представившись офицером, одобрил его "бегство из большевистского ада". В ответ Есенин предложил ему, дворянину, подать мужицкому поэту ростбиф. Есенина чуть не избили, но в присутствии Дункан не стали этого делать…


В конце 1924 года Есенин приезжает в Батум, где в газете работает фельетонистом Лев Повицкий. Тогда же, в декабре 1924 года, Повицкий напишет про него в своей газете "Трудовой Батум":

"Печь, петух и сельский кров" для него дороже американского небоскреба. Он объездил Европу и Америку и вот вернулся в свою "Рязань", вернулся, ибо здесь он обретает себя, ибо без "Рязани" он мертв. На грани двух эпох, почти у раскрытых дверей "царства будущего", на глазах двух цепко схватившихся друг с другом смертельно вражеских классов, стоит голубоглазый, красивый юноша, который знает только свой мир, свою землю, и, видя, как в мире "радио и стали" никому нет дела до него, "жеребенка в поле", с тоской вопрошает своего крестьянского Бога: "Эйли, Эйли, лима савахвана!" Такова трагическая фигура величайшего крестьянского поэта России Сергея Есенина".

Еще и в Батуме старый друг поэта снова выполняет роль "ангела-хранителя". Уже потерявший душевное равновесие Есенин знакомится с некой "мисс Оль", на вид – "молоденькой гимназистской из "былых времен".

Повицкий предупреждает Сергея: девушка связана с контрабандистами из Турции, а может – "и с худшим делом". Жаль лишь, что доброго друга не было с Есениным в роковой гостинице "Англетер"…

Лев Повицкий переживет Сергея Есенина почти на полстолетия. Он умрет в Москве в 1974 году в возрасте 89 лет и будет похоронен на Новодевичьем кладбище…

По-осеннему кычет сова
Над раздольем дорожной рани.
Облетает моя голова,
Куст волос золотистый вянет.

Полевое, степное «ку-гу»,
Здравствуй, мать голубая осина!
Скоро месяц, купаясь в снегу,
Сядет в редкие кудри сына.

Скоро мне без листвы холодеть,
Звоном звезд насыпая уши.
Без меня будут юноши петь,
Не меня будут старцы слушать.

Новый с поля придет поэт,
В новом лес огласится свисте.
По-осеннему сыплет ветр,
По-осеннему шепчут листья.

Анализ стихотворения Сергей Есенин - По-осеннему кычет сова

Детство формирует мироощущение человека и Есенин признает ,что начал писать стихи под влиянием бабушки- кладезя сказок, песен, частушек. По воспоминаниям поэт гостил у друзей в Харькове они сидели за столом, одна девушка встала у него за спиной и простодушно сболтнула, что Есенин лысеет, поэт ничего не ответил. На следующий день он написал стихотворение «По- осеннему кычет сова». В 1919 он вступил в группу имажинистов, этому течению был свойственно драматическое восприятие окружающего мира. Душевными метаниями, думами о смерти наполнена лирика этого периода. Он болезненно и трагично воспринял первые признаки старения. Хотя Есенину всего лишь двадцать пять,- это только заканчивается юность. Стихотворения получаются тоскливыми, меланхоличными. И это стихотворение об осени,-предвестнике зимы, а зима- символ смерти. Редеющие волосы, поэт воспринял как признак старости, он вгоняет себя в тоску, и как следствие этого много раздумий о смерти. Предвидит ли он свой смертный час? Или как натура впечатлительная своей меланхолией апатией, как самоубийца приближает к себе конец своего существования. «Скоро месяц купаясь в снегу, сядет в редкие кудри сына» -пишет поэт и это для него физическое обоснование наступления старости.

Природа имеет свои циклы, ничто не стоит на месте. Смена времен года повторится и после смерти поэта, вдохновляя новых молодых романтиков на поиски смысла жизни. «Скоро мне без листвы холодеть» - в этих строках видится какая-то обреченность, покорность смерти. Нет сил бороться, нет желания приспосабливаться к новому ритму существования. Только есть сожаление, что не узнает кто придет на смену ему: «Новый с поля придет поэт». Есенин подчеркивает, что поэт придет с поля, то есть такой же как он из деревенской глубинки. Деревенский житель наиболее близок к природе. И новые поэты «от сохи» продолжат, воспевать

«В новом лес огласится свисте.» -здесь свист используется символ той, прошлой залихватской жизни. Нет желания окунутся в пьяные кутежи, развратные похождения, все то что характерно предыдущему периоду творчества Есенина. Он ужасается, считая конец юношеских желаний, устремлений-концом жизни. Молодая энергия, бившая ключом уходит, это является трагедия для молодого человека. Поэт не видит себя другим,-скованным годами человеком.
«По-осеннему шепчут листья» -листья, как мысли в голове нашептывают о самоубийстве, о близком конце.

По-осеннему кычет сова

По-осеннему кычет сова

Я стараюсь помогать маме каждый день. Мама много работает, и я стараюсь сделать ее труд легче. Каждый день я убираю дома: подметаю, протираю пыль и ставлю грязное белье стираться в стиральную машину

Трагикомедия Грибоедова «Горе от ума» играет значимую роль в истории литературы. При уникальном сочетании затухающего классицизма и появлении новых художественных методов, в написании комедии Грибоедов

Южно-Сахалинск находится в Дальневосточном федеральном округе, в южной части острова Сахалин. История города не похожа на истории других городов России. Он возник благодаря чиновникам Министерства внутренних дел царской России.

В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» представлены перед читателем философские вопросы, показано современное ему общество. И, на фоне общественной и религиозной тем, представлена история любви главных героев романа – Мастера и Маргариты.

У меня очень много родственников и друзей. Мы часто ездим с родителями к бабушке и дедушке, к тетям, дядям. Я люблю такие поездки. Ведь могу повидаться со своими братьями и сестрами, поиграть новыми игрушками.

Николай Васильевич Гоголь, за свою жизнь создал множество литературных шедевров, которые имеют бешеную популярность и в наше время, так как каждый раз он поднимал довольно острые вопросы, которые касались нашего общества, государственности,

Все, что было сказано о контексте, имеет значение и для понимания метафоры. «Алфавитная» метафора классицизма понятна из общесловарного контекста — здесь мы на первой ступени нашей лестницы. Но с развитием поэтического искусства приходится подниматься по этой лестнице все выше и выше.

У некоторых поэтов любимая метафора разрастается, становится из единичного ростка-образа большим, разветвленным деревом, и тогда, чтобы понять точный смысл каждой детали стихотворения, нужно держать в голове всю образную систему, выработанную поэтом; пристально разглядывая одну только веточку, мы рискуем не добраться до сути произведения,- нужно отойти на большое расстояние и окинуть взглядом все могучее дерево.

Присмотримся к стихотворению Сергея Есенина (1920):

По-осеннему кычет сова

Над раздольем дорожной рани.

Облетает моя голова,

Куст волос золотистый вянет.

Полевое, степное «ку-гу»,

Здравствуй, мать голубая осина!

Скоро месяц, купаясь в снегу,

Сядет в редкие кудри сына.

Скоро мне без листвы холодеть,

Звоном звезд насыпая уши.

Без меня будут юноши петь,

Не меня будут старцы слушать.

Новый с поля придет поэт,

В новом лес огласится свисте.

По-осеннему сыплет ветр,

По-осеннему шепчут листья.

О чем это стихотворение? Об осени. Но ведь оно написано не прямо от поэта, а как бы от лица дерева, с которым поэт себя отождествил. Можно ли не заметить эту главную метафору в стихотворении, от которой ответвляются прочие: голова облетает — «куст волос золотистый вянет», голубая осина мать, голые ветки дерева — «редкие кудри сына». Во второй половине стихотворения дерево отходит на второй план, и перед нами сам поэт, который исповедуется читателю, говоря о предстоящей ему смерти. Какая же это смерть — физическая или творческая? Здесь вступает в свои права воображение читателя, его поэтический талант. Итак, стих Есенина не только об осени, но и о смерти. Однако, чтобы до конца его понять, надо помнить значение многих образов, которых в этом стихотворении нет, но которые разработаны Есениным во всей его лирике. Например, надо помнить, что поэт видит таинственную связь между осенью и своей судьбой; как ему кажется, в его имени спрятан образ: осень — есень — Есенин. А почему «мать голубая осина»? Чтобы это понять, нужно помнить смысл эпитета «голубой» в лирике Есенина. Обращаясь к Руси, он говорит:

По голубой долине,

Меж телок и коров,

Идет в златой ряднине

Твой Алексей Кольцов.

(«О Русь, взмахни крылами. », 1917)

В другом стихотворении — о будущем родины, когда трактор вытеснит коня, столь милого сердцу поэта:

На тропу голубого поля

Скоро выйдет железный гость.

(«Я последний поэт деревни», 1919)

В обращенном к ветру стихотворении «Хулиган» (1919):

Мне бы в ночь в голубой степи

Где-нибудь с кистенем стоять.

«Голубая долина», «голубая степь», «голубое поле»… Вот, наконец, и обобщение, оно позволит нам все до конца понять:

Я покинул родимый дом,

Голубую оставил Русь.

В три звезды березняк над прудом

Теплит матери старой грусть…

… Я не скоро, не скоро вернусь!

Долго петь и звенеть пурге.

Стережет голубую Русь

Старый клен на одной ноге…

Голубая — это эпитет Руси, матери-родины. Вот, оказывается, почему в нашем стихотворении объединены образы матери и голубой осины — они продолжают развитую во всей лирике Есенина 1918-1920 годов метафору «голубой Руси». А клен Есенина, «старый клен на одной ноге»,- это ведь сам поэт. Последнее из цитированных стихотворений кончается такой строфой:

И я знаю, есть радость в нем

Тем, кто листьев целует дождь,

Оттого что тот старый клен

Головой на меня похож.

Золотая голова клена — постоянный мотив есенинской поэзии. Иногда о его сходстве с поэтом говорится прямо, как в приведенной выше строфе, иногда косвенно, осложнение:

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льется с кленов листьев медь…

Сопоставление с другими стихотворениями проясняет нам образы Есенина, позволяет понять, что они входят в целостную художественную систему его песенной лирики. А если присмотреться внимательнее, мы найдем еще более мелкие веточки метафорического дерева. В стихотворении «Хулиган» почти та же строка, что и в разбираемой нами вещи:

Ах, увял головы мой куст…

И дальше Есенин раскрывает ее смысл:

Засосал меня песенный плен.

Осужден я на каторге чувств

Вертеть жернова поэм.

Вот оно, оказывается, в чем дело! Есенин со страхом думает о том, что он оторвался от земли, из крестьянина стал литератором — в отрыве от почвы, в ремесленно-регулярном писании стихов ему чудится неминуемая творческая гибель; человек, который вертит «жернова поэм» во исполнение профессионального долга, перестает, как ему кажется, быть живым человеком и, становясь стихотворцем, перестает быть поэтом. Впрочем, Есенин еще верит, что он не до конца литератор, что живая связь с природой им не совсем утрачена. «Хулиган» кончается таким обращением к ветру:

Но не бойся, безумный ветр,

Плюй спокойно листвой по лугам.

Не сотрет меня кличка «поэт»,

Я и в песнях, как ты, хулиган.

Теперь вернемся к стихотворению «По-осеннему кычет сова. » и отметим сходство его последней строфы с только что приведенной:

… По-осеннему сыплет ветр,

По-осеннему шепчут листья,

и здесь то же древне-торжественное слово ветр, и та же рифма: ветр поэт. Да и, видимо, смысл стихотворения близок к смыслу «Хулигана»: «осень» поэта, духовная смерть его — это потеря связи с родной почвой, гибельное превращение в профессионального писателя.

Итак, только при помощи «большого контекста» нам удалось расшифровать 16 строк есенинской песни. Конечно, она и так в какой-то степени понятна, без столь подробных истолкований. Но истолкования эти раскрывают цепочку взаимозависящих метафор. Исследователь лирики Есенина Алла Марченко справедливо пишет: «Лирику Есенина объединяет система сквозных лирических образов — клен, черемуха, береза, осень. Это не случайность, а эстетический принцип, который сам Есенин объяснил как „узловую завязь человека с миром природы“, то есть единство мира растительного, животного и человеческого, а, следовательно, и объяснение жизни своих героев через жизнь природы, сопоставление своих отношений, поступков, настроений с процессами, происходящими в природе».*

* А.Марченко. «Золотая словесная груда. ». «Вопросы

литературы», 1959, №1, с.108. См. книгу того же автора: «Художественный

мир Есенина», М., 1972.

Возможен, однако, совсем другой строй поэтических метафор. Молодой Маяковский в 1916 году написал стихотворение «Лунная ночь»:

А вот и полная повисла в воздухе.

Это бог, должно быть,

серебряной ложкой

роется в звезд ухе.

Сопоставляемые ряды у Маяковского куда больше отдалены друг от друга. Еще бы: звездное небо у него приравнивается к ухе, луна к серебряной ложке, идея Маяковского в снижении условно-поэтических образов луны, звезд, неба до прозаических предметов быта. Посмотрите у Маяковского другие стихи этого же — дореволюционного — периода, и вы убедитесь, что пафос развенчания старых кумиров — всяких, поэтических и политических,- лежит в основе не только «Лунной ночи», но и почти всех его метафорических сближений.

«Метафора — мотор формы»

Метафора позволяет поэту с огромной силой концентрации выразить мысли или ощущения, охватывающие разнородные явления мира. Нередко поэтому, как мы уже видели у С.Есенина, метафора приобретает самостоятельность, начинает развиваться по собственным внутренним закономерностям и становится в большей или меньшей степени загадочной. Во многих произведениях современной поэзии степень загадочности возрастает. У Андрея Вознесенского читаем такую художественную декларацию:

Рву кожуру с планеты,

сметаю пыль и тлен,

Как в метрополитен.

Там груши — треугольные,

ищу в них души голые.

Я плод трапециевидный

беру не чтоб глотать

Чтоб стекла сердцевинки

Сияли, как алтарь!

Исследуйте, орудуйте,

не дуйте в ус,

Пусть врут, что изумрудный,

Он красный, ваш арбуз!

(40 лирических отступлений из поэмы «Треугольная груша», 1962)

Этот вихрь диковинных образов останется кучей нелепиц для читателя, который не овладеет сразу особым языком поэтических метафор Вознесенского. В самом деле: что за кожура у планеты? Как можно спуститься «в глубь предмета», и какого такого предмета? Почему там, в какой-то таинственной «глуби», груши- треугольные? Откуда взялся арбуз, и почему он не зеленый, а красный? Ведь арбуз, как известно, зеленый снаружи и красный внутри, значит, оба эти цвета вовсе не исключают друг друга?!

Но если понимать язык метафор, все становится ясным, и такой ясности трудно добиться даже в теоретическом трактате. А.Вознесенский говорит о философской проблеме — о противоположности между сущностью и явлением. Задача поэта, говорит он, в исследовании сути вещей, которую нелегко открыть — нужно преодолеть случайное и добраться до закономерного. Мы говорим: «глубокий анализ», «глубина мысли»; это так называемая «языковая метафора», когда-то она родилась как образное, художественное сопоставление далеких идей, но теперь утратила картинность и стала привычным, стертым выражением, лишенным всякой образности. Поэт возрождает давно умерший образ: «в глубь предмета, как в метрополитен». Треугольник — это геометрическая фигура, являющаяся схемой, сутью «грушевидной» формы; в мире чистых сущностей или, точнее, идеального, абсолютного пространства, которым занимается геометрия, груши — треугольные (или трапециевидные), их нельзя есть, потому что речь идет о геометрической сущности их формы, а не о их вкусовых качествах. Арбуз только снаружи представляется изумрудным,- если углубиться в него, он окажется красным. Арбуз возвращает нас к планете, с которой — «рву кожуру»; арбуз — метафора земного шара. Ведь и земля снаружи зеленая, но если проникнуть вглубь, она огненно-красная: вспомним, что внутри земного шара, под оболочкой, температура достигает трех тысяч градусов! Но вспомним также и о революционной символике красного цвета.

Оказывается, эти строки Вознесенского ставят проблему философскую и социальную, они ведут нас к сущности вещей, а самая сердцевина этой сущности — революционна; в художественно-философской системе Вознесенского суть мира, то есть природы и истории — революция («Он красный, ваш арбуз!»). Строй метафор у Вознесенского, как и у многих современных поэтов, замысловат; их всегда можно расшифровать, но эта операция требует порой немалых умственных усилий. Опытный, умелый читатель проходит извилистый путь расшифровки запутанных метафорических рядов не только быстро, но даже и мгновенно — он должен быть настроен, как говорится, на одну волну с автором. Разумеется, можно по-разному оценивать такие «метафоры-ребусы»; некоторые критики считают самый принцип «ребусности» антихудожественным, другие превозносят его, видя в нем черту интеллектуализма нашего века. Так ли это? Можно ли в ребусах и головоломках искать черты эпохи, мышление которой славно диалектическим методом и теорией относительности? Спор об этом продолжается.

Читайте также: