Кто этот коренастый богатырского сложения человек с поседевшей бородой

Опубликовано: 17.09.2024

Виды предложений по цели высказывания

Упражнение 201 (207). Вид предложения зависит от цели высказывания.

Если целью высказывания является сообщение о чем-либо, то это повествовательное предложение и его пунктограммой являет- ся I ].

Если целью высказывания является желание спросить что- либо, то это вопросительное предложение и его пунктограммой является [ ]?

Если целью высказывания является желание побудить к че­му-либо, то это побудительное предложение и его пунктограм­мой является [ ].

Упражнение 202 (208). Какие книги есть в твоей домашней библиотеке? (Спросить о чём-либо. Это вопросительное пред­ложение, поэтому в конце ставится вопросительный знак.) 2. Кто помогает тебе выбирать книги для чтения? (Спросить о ком-либо. Это вопросительное предложение, поэтому в конце ставится вопросительный знак.) 3. О чём ты любишь читать больше всего? (Спросить о чём-либо. Это вопросительное пред­ложение, поэтому в конце ставится вопросительный знак.) 4. Стихотворения каких поэтов ты знаешь наизусть? (Спросить о ком-либо. Это вопросительное предложение потому в конце ставится вопросительный знак.)
П о м о га′ет - п о м о гать. I спр., по - приставка.
Лю′б и шь - люб и′ ть, II спр., ед.ч., 2-е л.

Упражнение 203 (209). В моей домашней библиотеке есть сказки, книги о животных, путешествиях и об известных лю­дях. Книги для чтения мне помогает выбирать мама. Больше всего я люблю читать книги о животных. Наизусть я знаю стихотворения А.С. Пушкина, С.А. Есенина и М.Ю. Лермон­това.

Все предложения повествовательные, так как сообщают о чем-либо или о ком-либо.

Упражнение 204 (210). 1. Эти предложения дают совет, как правильно подготовиться к выполнению задания, поэтому они являются побудительными. В конце ставится точка.
2. Внимательно прочитайте текст. Продумайте его содержа­ние. Выясните значение непонятных слов и выражений.

Особенность этих предложений в том, что в них отсутствует подлежащее.
Упражнение 205 (211). 1. По цели высказывания различаются повествовательные, вопросительные, побудительные предложения. 2. В побуди­тельном предложении содержатся совет, наставление, приказ, просьба. 3. Знаки препинания в конце предложения ставятся в зависимости от вида по цели высказывания.

(Почем у?) цел и - существительное, начальная форма - (что?) цель ; нарицательное, неодушевленное; ж.р., 3-е скл.; употреблено в форме предл. пад., ед.ч.: в предложении вы­полняет роль дополнения.

Разл и ча′ ю тся - разл и ч а′ть. I спр., наст.вр., мн.ч., 3-е л. (что дела ют ?)

Соде′рж ат ся - содерж а′ть. I спр., наст.вр., мн.ч., 3-е л. (что дела ют ?)
Ста′в ят ся - ст а′ в ить, II спр., наст.вр., мн.ч., 3-е л. (ч т о д е л а ют ?)
Упражнение 206 (212). 1. Правильно ли вы написали частицу в этом предложе­нии? 2. Расскажите о правописании местоимений кто-то, что-нибудь, что-либо, кое - кто. 3. Для чего же нужно уметь бы­стро и правильно определять склонёние существительных?

В первом и третьем предложениях есть вопрос, поэтому эти предложения являются вопросительными. Во втором предложе­нии есть просьба, поэтому оно побудительное.

При ответе на вопросы и при выполнении просьбы мы пользуемся повествовательными предложениями.

Упражнение 207 (213). И.И. Шишкин

Кто этот коренастый, богатырск о го (какого?) сложения чело­век с поседевш е й (как о й?) бородой? Что делает он в чаш е (ж. р., 1-е скл., пр.п.) леса? Почему так внимательно оглядывает деревья и кусты? Это, похоже, старый лесник. Он так сроднился с могу­чим лесом, стар ы ми (как и ми?) пнями и седым мхом, что и сам ка­жется хозяином дремуч е й (как о й?) чащ и (ж. р., 1-е скл., род. п.).

Да лесник ли это? Вот он обходит какое-то дерево со всех сторон, достаёт блокнот и делает поразительно меткую, мастер­скую зарисовку, своего рода «портрет дерева». Нет, это не лес­ник. Это художник, Иван Иванович Шишкин, певец и подлин­ный знаток русского леса.
Вопросительные местоимения - кто, что. Частица - ли.
(Что делает?) обходит - глагол; начальная форма - (что делать?) обходить , II спр., употреблен в форме наст, вр., 3-е л., ед.ч.; в предложении выполняет роль сказуемого.
Упражнение 208 (214). 1. Миндальные пирожные он запихивал в рот целиком и гло­тал не жуя. - Повествовательное предложение.

- Вытащите из-под себя ногу и опустите её под стол. - Побу­дительное предложение.
2. Не ешьте рукам. Не суйте пальцы в вазу с вареньем. Не бе­рите пальцы в рот. Пейте какао из чашки.
Упражнение 210 (216). Тема - знание.

Сочетание пословиц не является текстом, так как каждая следующая пословица не связана с предыдущей.
1. Мир осв е щае тс я сол н цем, а человек знанием. 2. Если зна­ния не приб а вляю тс я ежедневно, они уб а вляю тс я. 3.Учит ь ся никогда не поз д но. 4. Учись смолоду, приг о ди тс я в старости.

Смолоду (когда?) - наречие, неизменяемое слово, в предло­жении выполняет функцию обстоятельства.

(В чем?) в старости - существительное, начальная форма - (что?) старость ; нарицательное, неодушевленное; ж.р., 3-е скл.; употреблено в форме предл. п., ед.ч.; в предложении вы­полняет роль обстоятельства.
Упражнение 211 (217).

По цели высказывания первые три пословицы являются пове­ствовательными предложениями, а четвертая побудительным. При проверке работы мы воспользовались вопросительными и повествовательными предложениями.
Упражнение 212 (218).

Соблюдай прав и ла уличн о го движения. Перех о ди улицу , по которой движется транспорт , в полож е нном месте. Подойдя к переходу, дождись зеленого с и гнала светофора.

Орфограммы, которые вызвали сомнения, нужно проверить по орфографическому словарю.

Пунктограммы во втором предложении можно объяснить так: Переходи улицу, по которой движется транспорт, в положенном месте. (Это сложное предложение.)

В третьем предложении объяснить пунктограммы не можем, так как этого еще не проходили.


Невосклицательные и восклицательные предложения

Упражнение 213 (219). а) Так вот, слушай.
б) Зачем мне рукопись.
Виде л - вид еть II спр., 7 гл. на -еть.

Упражнение 215 (221). 1. Погляди-ка и разгадай нашу лесную загадку. (Разгадай - загадку)
2. Схемы вопросительных предложений:
[_____ ______ и ] ?! вопросительное, восклицательное.
[_____ , ______ _____]? вопросительное, невосклицательное.

Послушай (приставка по-), услыш и т (слыш ать, II спр., 4 гл на -ать), выйдеш ь (вы йти. I спр., 2-е л. ед.ч.), засверка е т (сверк ать, I спр.), по гл я ди-ка (приставка по-, взгл я д), разг а дай ( разг а дка), прил е тел (прил е т), приветству е т (приветствов ать, I спр.), нач а лась (нач а ло).
Вокру г - кру ги .

белизна

Упражнение 216 (222). 1. Да что же прекрасней, чем солнечный свет?! 2. Имена собственные присвоены неодушевленным предме­там и животным, поскольку ребенок с ними разговаривает и они ему отвечают. 3. Диктант: спр о си′л, ск а жи′, кр а си′вей, д е ре′вья, ск а за′ли, н о ч­на′я, т е мноты′, кр о ты′, л е са′, отв е ча′ли, л и са′, свыс о ка′, проц е ди′л, н е б е са′, пок а за′лось.
Упражнение 217 (223). План
1. О каких действиях белки узнал М. Пришвин по следам?
2. Почему белка находила свой тайник под слоем льда и снега?
3. Чем определяется глазомер белки?

Предложение из второго абзаца передает удивление, а по­следнее предложение — восторг и зависть автора.

Для разбора выделены именно эти слова, так как они наибо­лее сложны и при написании в них можно сделать ошибки.
Скво з ь - скво зи ть.
Не (позавидовать) - частица не с глаголами пишется раздельно.

Смекалке - сущ.; начальная форма (что?) - смекалка ; нари­цательное, неодушевленное; ж. р., 1-е скл.; употреблено в форме предл. п . , ед . ч.; в предложении выполняет роль дополнения.

отбежала

Упражнение 218 (224).

I. Языком не спеши, а делом не смеши . 2. Языком не торо­пись. а делом не ленись . 3. Языком не мели, а то будешь на ме­ли. 4. Языком гору свернёт, на работе места не найдет . 5. Язычком-то берёт, а к делу не льнёт .

Эти пословицы объединяет мысль, что нужно больше и луч­ше делать, а не говорить о делах.

Мы применили правила написания безударных гласных в корне, написание частицы не,
1. Эти предложения по цели высказывания являются побуди­тельными и повествовательными.
2. В пословицах часто используются побудительные предло­жения, потому что пословицы дают совет, рекомендацию, настав­ления.

Члены предложения

Упражнение 219 (225). Ответ см. в конце учебника.
Упражнение 220 (226). 1. Утром из дома вышел с портфелем семилетний мальчик . 2. Он пошел по тропинке в школу. 3. Около школы была большая лужа .
Предложение не может состоять только из второстепенных членов, обязательно должны присутствовать либо сказуемое, ли­бо подлежащее.

Упражнение 221 (227).

Упражнения-221

Постановка вопросов помогает найти главные и второстепен­ные члены предложения. Потому что вопрос ставится только к самостоятельным частям речи, а к служебным нет.

Выявить, заявление, объявление, появиться, явный, явь, объ­явленный, заявленный, объявлять , заявка. Эта работа полезна для проверки безударных гласных в корне, непроизносимых соглас­ных, а также для пополнения словарного запаса.
Упражнение 222(228).

Упражнения-222



Упражнение 223 (229).

Упражнения-223

Третий и четвертый пункты связаны с умением находить главные и второстепенные члены предложения.
Упражнение 224 (230).
Упражнения-224

По цели высказывания это предложение вопросительное, по эмоциональной окраске невосклицательное, по числу граммати­ческих основ оно простое, а по наличию второстепенных членов это предложение является распространенным.
В конце предложения ставится знак вопроса, так как предложение вопросительное. Предложение простое и одно­родных членов в этом предложении нет.
Упражнение 225 (231). Тема - чтение.
1 . Отец объявил в о йну ( в о йны) Генкиному «книгоглотатель­ству». 2. Ты опять пропускаешь (I спр.) оп и сания (оп и сывать) природы? 3. Теперь мы будем читать вм есте!
4. Книги ты будешь брать по моему совету, а потом будем устраивать дискуссии .
5. - Экзамены кончились , зато стали возникать спо­ры о книгах. 6. А потом Генк е (1-е скл., дат.п.) и самому понрави­лось читать по-новому.
1. Конечно же, «книгоглотательство» не полезно, ведь, чи­тая книги таким образом, пропускаешь много интересного.
В конце некоторых предложений ставится точка, так как предложения повествовательные, невосклицательные, а в не­которых ставятся вопросительный и восклицательный знаки, потому что эти предложения по цели высказывания являются вопросительным, восклицательным и побудительным.

Главные члены предложения

Упражнение 226 (232). 1. Пошёл старик к синему морю. 2. Отвечает золотая рыбка . 3. Насмешишь ты целое царство.
1. Подлежащее обозначает либо лицо, которое совершает действие, либо предмет, с которым совершают действие. Подле­жащее можно найти в предложении с помощью вопросов кто? или что? Обычно подлежащее бывает выражено существи­тельным или местоимением в форме именительного паде­жа. ( Старик, рыбка, ты - подлежащие.)
2. Сказуемое обозначает действие йли состояние пред­метов и лиц, которые выражены подлежащим. Сказуемое в предложении можно найти с помощью вопросов; что делает предмет (или лицо)?, что с ним происходит?, что он такое?, каков он?, кто он такой? Сказуемое чаще всего выражается глаголом, согласованным с подлежащим и может быть в форме любого времени. (Пошел, отвечает, насмешишь - сказуемые.)
(К) син е му - (к как о му?)
(Что сделаешь?) насмешишь - глагол, начальная форма - (что сделать?) насмешить; II спр.; употреблен в форме буд.вр., ед.ч., 2-е л.; в предложении выполняет роль сказуемого.
Упражнение 227 (233). 1. Всё люблю без памяти в деревенском стане я , будораж а т сердце мне в сумерках полей крики перепёлок, дальних звёзд мерцание , ржание стреноженных молодых коней.
2. Сладко пахло шуршащее сено, притворившись зелёной травой.
[ ______ ], [ ______ ,_______ ,________ ].
В первом предложении 2 грамматические основы.
Определение количества грамматических основ позволит правильно расставить знаки препинания между простыми предложениями и однородными членами.
Упражнение 228 (234). Площадь у кинотеатра пересекает трамвайная линия .
Найти подлежащее, в данном случае лучше третьим спосо­бом, поскольку в предложении - три существительных, два из которых отвечают на вопрос что?, только вопрос, поставленный от сказуемого, позволяет определить существительное в имени­тельном падеже.
Упражнение 229 (235). Луг и сад покрывает первый снег . Давно улетели скворцы. и скворечники заняли воробьи . Около ваших домов есть скво­речники ?
Только в третьем предложении подлежащее находилось с помощью первых двух пунктов опорного материала. В пер­вом и втором предложениях все существительные отвечают на вопрос кто? или что?, поэтому пришлось воспользо­ваться третьим пунктом опорного материала и поставить во­прос от сказуемого.
Покрыва е т - покрыв ать. I спр., по- приставка.
Упражнение 230 (236).
Этот день запомнился надолго. Наш лагерь посетил извест­ный спортсмен . Сначала устроили состязания между отрядами, а гость был судьей . Потом все слушали его рассказ об интересных спортивных встречах.
1. По цели высказывания предложение повествователь­ное, по эмоционОтец альной окраске невосклицательное. По числу грамматических основ простое, по наличию второстепенных членов предложения распространенное.
2. Спортсмен , гость. Употребление различных слов, обо­значaющих одно и то же лицо, позволяет сделать текст более разнообразным и избежать повторения одинаковых слов в. двух предложениях, следующих одно за другим.
(Что?) лагерь - сущ. в начальной форме; нарицательное, не­одушевленное; м.р., 2-е скл.; употреблено в форме ед. ч., им.п.; в предложении выполняет роль дополнения.
Извес т ный - извес ти е.
В конце предложения ставится точка, так как предложение повествовательное, невосклицательное. В предложении стоит запятая перед союзом а, поскольку он соединяет простые предложения в составе сложного.
Перед союзом а всегда ставится запятая.

Виды предложений по цели высказывания Презентация для 5 класса

Описание презентации по отдельным слайдам:

Виды предложений по цели высказывания Презентация для 5 класса

. Приём «Верю - не верю -Верите ли вы, что фонетика- это раздел науки о языке, изучающий правила построения словосочетаний и предложений? -Словосочетание состоит из подлежащего и сказуемого? - В предложении всегда есть грамматическая основа? - Это предложение? Ночь. - Главные члены предложения не являются словосочетанием? - Сочетание слов ПРИШЛИ ГОСТИ является словосочетанием? - В предложении ВОЗЬМЕМСЯ ЗА РУКИ, ДРУЗЬЯ! грамматическая основа состоит только из сказуемого ВОЗЬМЕМСЯ?

Повторяем 1) Вставить нужные орфограммы: Ч…совой стоит на п…сту. 2) Ч…совой - имя существительное, потому что: а) …….;б)……….;в)…….

Повторяем 1) Вставить нужные орфограммы: Ч…совой механизм восст…новить было уд…вительно ле…ко. Ч…совой - имя прилагательное, потому что: а) ……..;б)………; в)…….

Непонятный текст… Упражнение № 207. Помогите разобраться. -Что мешает вам прочитать и понять текст? А какие знаки препинания вы поставите в конце предложений? Знаете ли вы почему в конце одних предложений ставится ! или ? ) А какие знаки препинания вы ставите в конце предложения? Знаете ли вы почему в конце одних предложений ставится ! или ? или . ) А какие знаки препинания вы ставите в конце предложения? Знаете ли вы почему в конце одних предложений ставится ! или ? или .

Проверим Кто этот коренастый, богатырского сложения человек с посе девшей бородой? Что делает он в чаще леса? Почему так вни- мательно оглядывает деревья и кусты ? Это, похоже, старый лесник. Он так сроднился с могучим лесом, старыми пнями и седым мхом, что и сам кажется хозяином дремучей чащи. Да лесник ли это? Вот он обходит какое-то дерево со всех сторон, достает блокнот и делает поразительно меткую, мастерскую зарисовку, своего рода «портрет дерева». Нет, это не лесник! Это художник Иван Иванович Шишкин, певец и подлинный знаток русского леса. ( В. Осокин)

Что нужно знать и уметь, чтобы правильно расставить знаки препинания в конце предложения ? Какие бывают предложения по цели высказывания? Какие знаки препинания ставятся в конце предложения и почему? Чтение параграфа 15

Виды предложений по цели высказывания повествовательные вопросительные побудительные

Закрепление Упр. 205

Домашнее задание Слабые учащиеся упр. 208 Сильные учащиеся: Подобрать из художественного текста (не менее 6 предложений) разные виды предложений по цели высказывания. Вы можете использовать произведение А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Рефлексия 1.Всё понял, могу этот материал объяснить другому. (5 баллов) 2.Я сам всё понял, но объяснить другому не берусь.(4 балла) 3.Для полного понимания мне нужно повторить тему.(3 балла) 4.Я ничего не понял. (2 балла)

Интернет - ресурсы На момент создания шаблона все ссылки на использованные ресурсы являются активными. Осенний уголок: http://www.playcast.ru/uploads/2014/09/28/10006720.jpg Листья: http://img-fotki.yandex.ru/get/6613/139440740.2c/0_7be2b_4440b203_orig Фон: http://i080.radikal.ru/1109/b2/bd0e6241a14a.jpg Рамочка сделана при помощи автофигур.




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Гаврилова Татьяна ВладимировнаНаписать 2583 05.11.2015

Номер материала: ДВ-127220

  • Русский язык
  • 5 класс
  • Презентации
  • Свидетельство каждому участнику
  • Скидка на курсы для всех участников
    05.11.2015 1321
    05.11.2015 3257
    05.11.2015 8280
    05.11.2015 3063
    05.11.2015 3273
    05.11.2015 788
    05.11.2015 3056

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Барсукова Людмила Сергеевна

Оценить ★
★
★


553 0

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Специальная школа – интернат № 66»

Подготовила

учитель русского языка и чтения

Барсукова Л.С.

Новокузнецк – 2017

Тема: Секреты пунктуации

Задачи: в игровой форме научить обучающихся использовать знания по пунктуации, доказать важность правильного использования знаков пунктуации; развивать умение переносить опыт, воспроизводить знания в новых условиях; воспитывать стремление добиваться результата, доводить начатое дело до конца.

Форма: конкурс знатоков правил пунктуации.

Оборудование: эпиграф « Учитесь с улыбкой,

И радостных глаз.

Учитесь без скуки!»,

карточки с заданиями, названия команд: «Знатоки», «Эрудиты».

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались для того, чтобы поговорить о знаках препинания, их роли в речи, выяснить, как ребята умеют пользоваться имеющимися знаниями по пунктуации. Участниками конкурса знатоков, который мы назвали «Секреты пунктуации» будут ребята 9а и 9 б классов. Команды «Знатоки» и «Эрудиты».

(Команды получают таблички с названиями).

Желаем всем успехов и победы.

Понятие о синтаксисе и пунктуации. Вступительное слово учителя и обучающихся.

Представьте, ребята, что мы смотрим мультфильм. Сначала на экран выбежали поодиночке слова с, ты, учиться, если, работать, жизнь, полезный, охотно, для, правильно, умело, и, сделать, увлечении, же, она, интересный, строить. (Слова прикрепляются на доске).

Вам, ребята, понятно, что происходит?

Видят слова, что никто не понимает, зачем они выбежали на экран. Попробовали распределиться по частям речи. Каким?

Но зачем они появились на экране, так и осталось непонятным.

Но кто-то невидимый начал их передвигать, соединять, друг с другом, изменяя, если нужно, их форму и располагая в определённом порядке. И вот что получилось на экране:

Если ты учишься с увлечением работаешь охотно отдыхаешь умело жизнь строишь правильно сделай же её интересной и полезной!

(Учитель на доске оформляет запись)

Но всё равно что-то затрудняет чтение текста! Чего же не достаёт? Да-да, вы правы, нужнызнаки препинания.

Может кто – нибудь попробует расставить знаки препинания.

(Ученик пытается расставить знаки препинания)

Теперь мы можем прочитать текст быстрее, осмысленнее и выразительнее:

Если ты учишься с увлечением, работаешь охотно, отдыхаешь умело, – жизнь строишь правильно. Сделай же её интересной и полезной!

Что же произошло? А произошло то, что в определённый момент начали действовать синтаксис и пунктуация. Синтаксис означает порядок, пунктуация – точка.

Но разве только точка является знаком препинания?

(Ответы ребят)

III. Обучающиеся рассказывают стихотворения о знаках препинания.

Восклицательный знак

Когда слова гремели и блистали,

Я в моде был, я был на пьедестале!

Однако время новое настало –

Оно меня свергает с пьедестала.

Вопросительный знак

Что о себе сказать могу?

Согнула жизнь меня в дугу.

За свой характер я плачу –

За то, что много знать хочу!

Что запятая – закорючка?

Ничто, малюсенькая штучка.

А если вспомнить, если взвесить:

«Помиловать нельзя повесить».

Со мною связано явление,

Весьма далёкое от строчки:

Меняет время точку зрения.

Известно миру с давних пор,

Что знак и я немаловажный.

И не окончен разговор…

И начинает думать каждый.

Между знаками препинания иногда бывают разногласия.

Знаки препинания

У последней точки на последней строчке

Собралась компания знаков препинания.

Прибежал чудак – восклицательный знак.

Никогда он не молчит, оглушительно кричит:

Ура! Долой! Караул! Разбой!

Притащился кривоносый вопросительный знак.

Задаёт он всем вопросы: кто? Кого? Откуда? Как?

Явились запятые, девицы завитые.

Живут они в диктовке на каждой остановке.

Прискакало двоеточие, прикатило многоточие

И прочие, и прочие, и прочие…

Заявили запятые: мы особы занятые.

Не обходится без нас ни диктовка, ни рассказ.

Если нет над вами точки, запятая – знак пустой! –

Отозвалась с той же строчки тётя точка с запятой.

Двоеточие, мигая, закричало – Нет, постой!

Я важней, чем запятая или точка с запятой,

Потому что я в два раза больше точки одноглазой.

В оба глаза я гляжу: за порядком я слежу.

Нет… - сказало многоточие, еле глазками ворочая, -

Если вам угодно знать, я важней, чем прочие.

Там, где нечего сказать, ставят многоточие…

Вопросительный знак удивился: - То есть как?

Восклицательный знак возмутился: - То есть как!

Так, - сказала точка, точка-одиночка. –

Мной кончается рассказ. Значит, я важнее вас!

Ребята, так какие же знаки важнее?

Конечно, нужны все, потому что ими мы пользуемся в разных речевых ситуациях.

Конкурс знатоков знаков пунктуации.

Команды получают карточки с текстом, в котором нет знаков препинания. Им важно найти границы предложений и поставить нужный знак.

Кто этот коренастый, богатырского сложения человек с поседевшей бородой что делает он в чаще леса почему так внимательно оглядывает деревья и кусты это, похоже, старый лесник он так сроднился с могучим лесом, что и сам кажется хозяином дремучей чащи.

За быстроту команда получает дополнительный жетон, за каждый правильный знак – жетон.

А теперь поработайте с запятыми, которые себя считают важнее всех. Расставьте нужные запятые в предложениях.

Почему у сороки такое прозвище? По бокам пёрышки у неё совсем белые а голова и хвост чёрные, как у вороны. Очень красив у сороки хвост. Перья в нём не просто чёрные а с красивым зеленоватым отливом. Сорока ловкая подвижная суетливая птица. К зиме сороки вороны галки разлетаются по деревням и ищут себе еду.

Коллективная работа с текстом телеграммы:

Встречайте пятого выезжаю поездом 21 вагон 3 Маша

Что остаётся неясным в тексте телеграммы? Устраните неясность, изменяя порядок слов или используя знаки препинания. Какой способ более удобен в телеграмме?

Работа со стихотворением, смысл которого искажён из-за того, что в нём нет запятых.

В реке там рыба на бугре

Мычит корова в конуре

Собака лает на заборе

Поёт синичка в коридоре

Играют дети на стене

Висит картина на окне

Узоры инея в печурке

Горят дрова в руках девчурки

Нарядная там кукла в клетке

Ручной щегол поёт салфетки

Там на столе лежат коньки

К зиме готовят там очки

Лежат для бабушки тетрадки

Всегда содержатся в порядке.

Вторая команда получает другое стихотворение.

Кисель там варят из резины

Там шины делают из глины

Кирпич там жгут из молока

Творог готовят из песка

Стекло там плавят из бетона

Плотины строят из картона

Обложки там из чугуна

Там варят сталь из полотна

Кроят рубахи из пластмассы

Посуду делают из мяса

Котлеты стряпают из сажи

Там ваксу делают из пряжи

Прядут там нитки из сукна

Костюмы шьют.

Жетоны команды получают за правильно поставленные запятые.

Работа команд с текстом Л.Н.Толстого «После бала». Найти быстрее предложение, в котором больше всего знаков препинания - страница 130 – 131 учебника чтения 8 класса. За быстроту – жетон.

Подведение итогов конкурса.

Какой же вывод мы сделаем из всей проделанной сегодня работы. Нужно ли использовать знаки препинания.

Выводы ребят.

Учитель подводит собственный итог.

Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.

Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.

Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы, никакие события не вызывали его любопытства, где бы они не

происходили – в космосе, на Земле или даже в собственной квартире.

Ещё через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки.

К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он всё время кого – нибудь цитировал – так он совсем разучился мыслить и дошёл до точки.

Так давайте же не уподобимся этому человеку, а будем пользоваться всеми знаками пунктуации!

Награждение победителей и участников конкурса.

ЯЗЫК

МОРФОЛОГИЯ

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

§ 28. ПРАВОПИСАНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ. НЕ С ИМЕНАМИ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ. БЕЗУДАРНЫЕ ЛИЧНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

МАТЕРИАЛ ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ

Прочитайте слова, данные в двух столбиках. Определите, какими частями речи они являются. Сопоставьте их написание. Сделайте вывод. Сверьте правильность своего суждения с правилом, данным ниже.

не правда, а ложь

вовсе не высокий

совсем не грустный

не правдивый ,а лживый

- Не с прилагательными пишется по тем же правилам, что и с существительными.

Не пишется слитно:

а) если имена прилагательные не употребляются без не (небрежный, неуклюжий);

б) если не является префиксом и образует новые слова, которые можно заменить синонимом без не (небольшой — маленький);

в) если прилагательное стоит в сочетании со словами чрезвычайно, крайне (чрезвычайно неосторожный, крайне невыгодный).

Не пишется раздельно:

а) если есть противопоставление (не глубокий, а мелкий; не дорогой, а дешёвый);

б) если перед прилагательными стоят слова вовсе, совсем (вовсе не грустный, совсем не высокий);

в) если противопоставление подразумевается и отрицание усиливается отрицательными местоимениями и наречиями (нисколько не радостный, отнюдь не верный).

164. I. Подготовьтесь к словарному зрительному диктанту: внимательно прочитайте данные словосочетания, объясните правописание прилагательных. При затруднении обращайтесь к правилу. Запишите прилагательные и запомните их написание.

Неодушевлённые существительные; непостоянные признаки; не слитное, а раздельное написание; вовсе не хороший почерк; ненастный день; невесёлое настроение; неуклюжий медвежонок; совсем не удачный поход; приспособление не сложное, а простое; за небольшим дело стало; нелёгкая несёт; задача вовсе не сложная.

II. Составьте и запишите два-три предложения с прилагательными (по выбору). Подчеркните их как члены предложения.

IІІ. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте правильность выполнения задания.

165. I. Спишите текст, вставляя пропущенные окончания прилагательных. Поставьте ударение в склоняемых прилагательных.

Кто этот коренастый, богатырск.. сложения человек с поседевшей бородой? Что делает он в чаще леса? Почему внимательно оглядывает деревья и кусты? Это, похоже, лесник. Он так сроднился с могуч..м лесом, старыми пнями и седым мохом, что и сам кажется хозяином дремуч.. чащи.


И. Крамской. Портрет И. Шишкина

Да лесник ли это? Вот он обходит какое-то дерево со всех сторон. Достаёт блокнот и делает поразительно меткую, мастерскую зарисовку, своего рода «портрет дерева». Нет, это нелесник. Это художник Иван Иванович Шишкин, певец и подлинный знаток русского леса. «Лесовик», «лесной богатырь», «лесной царь» называли его при жизни. Даже наружность живописца — крупные черты лица, густые спутанные волосы, взлохмаченная борода, кряжистая, несокрушимо сбитая фигура — удивительно цельно сопрягалась с его созданиями, тотчас вызывала в памяти едва ли не у всех, кто встречался с ним, всё те же образы освещённых солнцем корабельных сосен, могучих дубов. «Как зелёный могучий лес, он заражал всех своим здоровым весельем и правдивой русской речью», — читаем у И. Е. Репина.

II. Прочитайте текст вслух, соблюдая орфоэпические нормы. Помните: в окончаниях -ого, -его родительного падежа прилагательных м. и ср. р. на месте буквы г произносится звук [в]: добро[в]о, сине[в]о.

Передайте голосом интонацию вопросительных предложений.

III. Почему И. Шишкина называют певцом русского леса? Назовите известные вам картины художника.

166. I. Составьте и запишите три-четыре предложения с данными полными и краткими прилагательными. Определите синтаксическую роль прилагательных.

1. Великодушный, добрый, сердитый, злой, непослушный, задиристый. 2. Величествен, отзывчив, медлителен, прелестна, величава, зол, сердит.

II. Какие из этих прилагательных можно использовать для положительной, а какие — для отрицательной характеристики человека?

III. Опишите с помощью данных прилагательных характер своего друга.

Выиграет тот, кто быстрее прочитает и отгадает загадки.

1. Чёрные, кривые.

От рождения немые.

А как только станут в ряд —

Сразу вдруг заговорят.

2. Яркий, сладкий, налитой,

Весь в обложке золотой.

Не с конфетной фабрики —

Из далёкой Африки.

Назовите слова, которые помогли вам отгадать.

ЗАГЛЯНЕМ В СЛОВАРЬ

Лувр — один из крупнейших музеев мира. Расположен во Франции.

Мерей — франц. merci — спасибо.

167. I. Прочитайте мысленно текст. Объясните себе написание слов с пропущенными буквами.

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.

Как-то вечером я прочла такой рассказ. В Париж, в Лувр*, по утрам приходили бездомные и нищие, становились к отоплению, отогревались. Стояла так маленькая старушка. Рядом художница работала над копией. Вдруг художница встала, прин..сла стул и поставила его старушке. Та низко-низко поклонилась и села.

Эту сцену наблюдала женщина с мальчиком. Мать что-то ш..пнула сынишке. Он подош..л к художнице и сказал: «Мерси*, мадам», и со счастливым лицом вернулся к матери.

Меня увлекло в этом рассказе всё: и поведение женщины, и умное воспитание матери, и счастье мальчика от своего участия в красивом человеческом внимании, счастье от своей общности с хорошими людьми. Приходить на помощь человеку — это велик..душие, это подлинное благородство.

(По С. Гиацинтовой)

II. Выпишите качественные прилагательные. Поставьте их в родительном падеже. Прочитайте их, соблюдая орфоэпические нормы. Сопоставьте их произношение и написание.

III. Образуйте от выписанных прилагательных слова с противоположным значением, дописав частицу не, слова вовсе, не совсем, и запишите парами. Объясните написание не с прилагательными.

168. I. Распространите и запишите предложения, выбирая подходящие по смыслу прилагательные и согласуя их с существительными. Аргументируйте свой выбор.

1. (Весенний, осенний) лес наполнен (птичий, петушиный) пением. 2. С (огромный, поднебесный) высоты тайга кажется (большой, необъятный) морем. 3. (Большой, дружный) стая уток поднялась из (камышовый, дальний) зарослей.

II. Подчеркните прилагательные как члены предложения и укажите их синтаксическую роль.

III. Сделайте морфологический разбор двух-трёх прилагательных (по выбору). Обратитесь к приложению (с. 253).

Класс: 5

Учащиеся смогут на уроке:

  • определить цель высказывания в предложении;
  • объяснить постановку знаков препинания в конце предложения;
  • самостоятельно строить предложения, разные по цели высказывания;
  • формулировать вопросы;
  • принимать коллективное решение.

Оборудование урока:

  • листы бумаги;
  • маркеры.

1. Мотивация.

Ребята, вы стали большими, перешли в среднюю школу. А вот к вашей первой учительнице пришли первоклашки. Она попросила нас помочь ей: рассказать первоклассникам о школе, составить правила, по которым им будет легче ориентироваться в школьной жизни и узнать, как им-то живется в школе, составив опросник. Давайте поможем ей. Для этого поработаем в группах.

(Класс разделен на 5 групп: две группы рассказывают о школе, две группы составляют вопросы для анкеты и одна группа разрабатывает правила жизни в школе). Работаем семь минут.

Результат работы всех групп на листках вывешивается на доску.

Вот, ребята, посмотрите на тексты, которые у нас получились.

Скажите, зачем мы составили каждый документ? (Первые два текста рассказывают о школе, второй и третий задают вопросы детям, а пятый предлагает правила для первоклашек)

Молодцы! Какая же единица языка помогла нам составить эти тексты? (Предложение).

А одинаковые ли эти предложения по своему виду? (Нет).

Чем же они отличаются друг от друга в каждом тексте? (У них разная цель).

Подчеркнутые слова выносятся на доску.

Ребята, так как же будет звучать тема урока? (Виды предложений по цели высказывания).

Записываем дату урока и тему в тетрадях.

2. Исследование.

Итак, можем ли мы сказать, сколько видов предложений перед нами? (Да. Три).

Что несет в себе каждый вид? (Сообщение, вопрос и пожелание, просьбу).

Это цели: цель сообщить информацию, цель задать вопрос и цель выразить просьбу.

Помещаем на доску эту информацию.

Давайте вместе предположим, какие виды предложений в соответствии с целью мы можем обозначить. (Повествовательное, вопросительное и (дети назвали) просительное).

Помещаем и эту информацию на доску.

Давайте сверим с учебником, все ли правильно.

(Выясняется, что предложения, которые несут в себе просьбу, называются побудительные, так как могут выражать еще и приказ).

Исправляем информацию на доске.

Скажите, а какие знаки препинания стоят в конце каждого вида предложения? (Точка, вопросительный знак и точка).

На доске в итоге получилась схема:

Какие же предложения называются повествовательными, вопросительными и побудительными?

Физкультминутка. Работа с табличкой для отдыха глаз.

3. Применение.

На доске записаны предложения:

Мы помогаем Бэле Владимировне.

Первоклассники пришли в школу.

Они будут стараться.

Какие предложения записаны? (Повествовательные).

Переделайте предложения так, чтобы они стали побудительными и вопросительными.

В тетрадь записываются переделанные предложения.

(Например: Сможем ли мы помочь Бэле Владимировне. Помогите Бэле Владимировне).

Как у нас получились вопросительные предложения? (Мы добавили вопросительное слово, поставили знак вопроса и изменили интонацию).

Как получились побудительные предложения? (Мы изменили форму глагола).

Чем эти предложения отличаются от повествовательных? (В них выражена просьба, приказ).

Вам предлагается цифровой диктант.

Я буду читать вам предложения, а вы, не записывая их, будете ставить только их номер, определенный мной:

  • повествовательные
  • вопросительные
  • побудительные (на доске)

Кто сделал уроки?

Сегодня шел дождь.

Катя, сходи за журналом.

Сколько вам, дорогой друг, лет?

Семеро одного не ждут.

Ирина, принеси воды.

(В тетрадях: 213213).

А теперь поработаем с текстом. Озаглавьте текст. Запишите, вставляя недостающие буквы и знаки препинания. Определите, какие предложения здесь использованы. (Тексты разложены на партах).

Кто этот коренастый, богатырского сложения человек с поседевш.. бородой Что делает он в чащ.. леса Почему так внимательно оглядывает деревья и кусты Это, похоже, старый лесник Он так сроднился с могуч.м лесом, стар..ми пнями и седым мхом, что и сам кажется хозяином дремуч..й чащ.. .

Да лесник ли это? Вот он обходит какое-то дерево со всех сторон, достает блокнот и делает поразительно меткую, мастерскую зарисовку, своегорода “портрет дерева” Нет, это не лесник Подумайте, кто это Это художник Иван Иванович Шишкин, певец и подлинный знаток русского леса.

Какова роль вопросительных предложений? (Вопросительные предложения помогают автору создать образ художника. Мы сразу видим, с чего начинал И.И.Шишкин писать свои картины).

4. Рефлексия.

- Какие бывают предложения по цели высказывания?

- Для какой цели используется каждый из видов?

- Какие знаки препинания ставятся в конце предложений каждого вида?

5. Домашнее задание.

Напишите, пожалуйста, дома сочинение на тему: “Наша школа” или “Мой класс”, используя все виды предложений.

Читайте также: