Кто это набелена была по уши фальшивые локоны гораздо светлее собственных

Опубликовано: 17.09.2024

В "Барышне-крестьянке" героиня в таком виде предстала перед приехавшими в дом Муромского Берестовыми: "Лиза, его смуглая Лиза, набелена была по уши, насурьмлена пуще самой мисс Жаксон; фальшивые локоны, гораздо светлее собственных ее волос, взбиты были, как парик Людовика XIV; рукава ; l'imb;cile торчали как фижмы у Madame de Pompadour; талия была перетянута, как буква икс, . ".

Здесь несколько странностей. Во-первых, Лиза предстала похожей на персон XVIII столетия и даже XVII столетий. Во-вторых, так перетянуть талию - это надо умудриться! Зачем Пушкину этот "икс". В-третьих, - в-третьих, здесь фактическая ошибка: мадам де Помпадур не носила фижм. Она их как раз упразднила.*


Значит, речь здесь идёт вовсе и не о мадам де Помпадур?

Да здесь же - "дурацкая закладочка", - как и в "Борисе Годунове"! Как это мы сразу не догадались? "Торчали ; l'imb;cile", - торчали "по-дурацки". Так же, как уши (а ушами назывались и книжные закладки), которые Пушкин никак не мог упрятать под колпак дурака! Для того здесь и уши упомянуты - "набелена была по самые уши". И вот в этих фижмах эта "дурацкая закладка" и проявилась. Не носила мадам де Помпадур фижм! А кто носил? Кто этот "Икс"?

А носила фижмы русская царица Елизавета Петровна! Екатерина Первая так писала об этом, описывая свою первую встречу с Елизаветой: "на императрице в этот день были огромные фижмы, какие она любила носить, когда одевалась, что бывало с ней, впрочем, лишь в том случае, если она появлялась публично".


Получается, рукава платья Лизы Муромской торчали – как фижмы у Елизаветы Петровны. "Ухо" указывает именно на неё, на царицу. Таким образом Пушкин раскрывает здесь прототип барышни-крестьянки, - царь-девицу Елизавету.


Царевну Лизу её великий отец очень хотел посватать за Людовика XV, фавориткой которого была знаменитая мадам. Но при чём здесь Людовик XIV, король-Солнце.

Не иначе, как Пушкин хотел облечь свою Лизу в Солнце. Тогда про это мы погодим. Про это потом.


Повести "Барышня -". и "Метель" были рассказаны Белкину девицей К.И.Т.. А что, если предположить, что эта девица Кит (потому что это, - слово, - которое только маскируется под инициалы), - и есть наш "Икс", - т.е., - сама царица Елизавета Петровна.

Пусть она уходила в "крестьянки" только по рассказам хлыстов, - но ведь она по самой своей родословной действительно была и барышней и крестьянкой! И должна была сочетать в себе и ту, и другую. И сочетала, - как свидетельствуют источники!

А "Метель", - повесть про тайный брак, который невозможно открыть перед людьми, - разве не таково было и венчание царицы с Алексеем Разумовским.

"Барышня-крестьянка" - сказка "о Царь-девице", "Метель" - сказка "о Царе". Такие сказки и должна рассказывать царица. Самодержица. Которая носила фижмы. То есть, была подобна киту, - поскольку фижма - это "китовый ус".

Даму в фижмах уподобил киту Д.И. Фонвизин в своей басне "Леонорины фижмы". Басня эта коротенькая. В ней рассказывается про Леонору - женщину, которая носила всегда "превеликие фижмы". Когда она родила сына, то спросила мужа, как его назвать? И муж ответил: "Иона, - для того, что произошел он из чрева китова".

Таким образом, фижмы Лизы указывают на царицу Елизавету Петровну и как на один из прообразов (либо основной прообраз)"барышни" и как на рассказчицу этой повести, девицу Кит.

КИТ- это Левиафан (по Гоббсу), это – государство. И царь, и царица – главы государства, - так же – КИТЫ… Поскольку они его д е р ж а т. А в «Коньке-Горбунке» ведь говорится -«Кит державный!».

Так что, сказки «О Царе» и «О Царь-девице» и могла рассказать только Девица КИТ!


(Уф! Вот теперь только мы начинаем понимать, отчего мог ржать Баратынский. )!

*"Помпадур ввела и новые платья. Приказала отпороть громоздкие, неуклюжие фижмы, убрать неимоверное количество тяжелых складок и оборок и начала шить платья из легкого материла". https://subscribe.ru/group/mir-tvorcheskih-lyudej/1684417/


Иллюстрация: портрет Елизаветы Петровны художника Ивана Вишнякова. 1743. Взята из Интернета. Посмотрите, как императрица кокетливо выставила ножку, - точно так же её выставит Лиза у Пушкина!

Смирнова Наталья Борисовна

Тест "Барышня-крестьянка" 6 класс

ВложениеРазмер
test_baryshnya-krestyanka.docx 16.26 КБ

Предварительный просмотр:

Тест по литературе «Пушкин А. С. «Барышня-крестьянка»» для 6 класса

1. В какой цикл вошло произведение «Барышня-крестьянка»?

1) «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»
2) «Повести Пушкина»
3) «Проза Пушкина»
4) ни в какой цикл не вошло

2. Укажите, кто «в молодости своей служил он в гвардии, вышел в отставку в начале 1797 года, уехал в свою деревню и с тех пор он оттуда не выезжал».

1) Иван Петрович Берестов
2) Григорий Иванович Муромский
3) Владимир Берестов
4) Трофим

3. Укажите, кто «был настоящий русский барин. Промотав в Москве большую часть имения своего и на ту пору овдовев, уехал он в последнюю свою деревню, где продолжал проказничать, но уже в новом роде».

1) Иван Петрович Берестов
2) Григорий Иванович Муромский
3) Алексей Берестов
4) Трофим

4. Как звали дочь Григория Ивановича Муромского?

1) Лиза
2) Акулина
3) Настя
4) Маша

5. Как называл свою дочь Григорий Иванович Муромский?

1) Елизавета
2) Лизонька
3) Бетси
4) Лиза

6. Сколько лет было дочери Муромского?

1) 16
2) 17
3) 18
4) 19

7. О ком идёт речь?

«Сорокалетняя чопорная девица, которая белилась и сурьмила себе брови, два раза в год перечитывала «Памелу», получала за то две тысячи рублей и умирала со скуки в этой варварской России».

1) Лиза
2) Настя
3) мисс Жаксон
4) Акулина

8. Как называлось имение Муромских?

1) Прилучино
2) Тугилово
3) Отрадное
4) Лысые Горы

9. Как называлось имение Берестовых?

1) Прилучино
2) Тугилово
3) Отрадное
4) Лысые Горы

10. Укажите правильное толкование слова «горелки» в следующем предложении:

«Вот вышли мы из-за стола и пошли в сад играть в горелки, а молодой барин тут и явился».

1) приборы для сжигания газообразных и жидких горючих материалов
2) подвижная игра, в которой стоящий впереди ловит по сигналу других участников, убегающих от него поочерёдно парами
3) прятки
4) прыжки через горящий костёр

11. Укажите, о ком идёт речь в предложении:

«Стройный, высокий, румянец во всю щеку. »

1) Иван Петрович Берестов
2) Григорий Иванович Муромский
3) Алексей Берестов
4) кузнец Василий

12. Что было изображено на кольце, которое носил Алексей Берестов?

1) красная роза
2) жёлтый тюльпан
3) мёртвая голова
4) щит и меч

13. Кто сшил Лизе лапти?

1) Трофим
2) Алексей Берестов
3) кузнец Василий
4) Настя

14. Какого цвета был сарафан у Лизы?

1) синий
2) коричневый
3) красный
4) жёлтый

15. Где первый раз встретились Лиза и Алексей?

1) в доме Берестова
2) в доме Муромского
3) в поле
4) в роще

16. Кем представился Берестов Лизе во время первой встречи?

1) камердинером
2) кучером
3) барином
4) пастухом

17. Как звали собаку Берестова?

1) Сбогар
2) Барон
3) Рэкс
4) Чопер

18. Укажите, о ком идёт речь:

«набелена была по уши, . фальшивые локоны, гораздо светлее собственных её волос, взбиты были, как парик Людовика XIV, . талия была перетянута, как буква икс, и все бриллианты её матери, ещё не заложенные в ломбарде, сияли на её пальцах, шее и ушах».

1) мисс Жаксон
2) Лиза
3) Настя
4) Акулина

19. Где была «учреждена почтовая контора» для переписки Берестова с Лизой?

1) в дупле старого дуба
2) в старой кузнице
3) под большим камнем у дороги
4) под упавшим деревом в роще

20. Как Алексей Берестов поступил после приказа отца жениться на Лизавете Григорьевне?

1) Дал согласие на брак с нелюбимой.
2) Написал письмо Акулине и предложил ей свою руку.
3) Попросил дочь Муромского отказаться от брака с ним.
4) Уехал в город, чтобы не жениться на Лизавете Григорьевне.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект разработан для проведения урока математики в классе- комплекте, где сидят учащиеся 5 и 6 классов.

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс).

Данные методические разработки можно использовать во время проведения предметной недели географии в 6-11 классах. Разработка урока систематизирует знания учащихся по теме "Африка" в 11 классе.

Урок-игра-одна из современных образовательных технологий.На таких уроках у учащихся расширяется кругозор, развивается познавательная активность, формируются определенные умения и навыки, необходимые в.

Рабочие программы составлены согласно рекомендациям ЦРО г.Братска.


Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области.


Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа.

В тесте всего 20 вопросов по произведению Александра Сергеевича Пушкина «Барышня-крестьянка»

1. В какой цикл вошло произведение «Барышня-крестьянка»?

1) «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»
2) «Повести Пушкина»
3) «Проза Пушкина»
4) ни в какой цикл не вошло

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина» — цикл повестей Александра Сергеевича Пушкина, состоящий из 5 повестей и выпущенный им без указания имени настоящего автора, то есть самого Пушкина. Книга состоит из предисловия издателя и пяти повестей: «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка»

Правильный ответ: «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»

2. Укажите, кто «в молодости своей служил он в гвардии, вышел в отставку в начале 1797 года, уехал в свою деревню и с тех пор он оттуда не выезжал».

1) Иван Петрович Берестов
2) Григорий Иванович Муромский
3) Владимир Берестов
4) Трофим

В одной из отдаленных наших губерний находилось имение Ивана Петровича Берестова. В молодости своей служил…

Правильный ответ: Иван Петрович Берестов

3. Укажите, кто «был настоящий русский барин. Промотав в Москве большую часть имения своего и на ту пору овдовев, уехал он в последнюю свою деревню, где продолжал проказничать, но уже в новом роде».

1) Иван Петрович Берестов
2) Григорий Иванович Муромский
3) Алексей Берестов
4) Трофим

Вообще его любили, хотя и почитали гордым. Не ладил с ним один Григорий Иванович Муромский, ближайший его сосед. Этот был настоящий…

Правильный ответ: Григорий Иванович Муромский

4. Как звали дочь Григория Ивановича Муромского?

1) Лиза
2) Акулина
3) Настя
4) Маша

Но всех более занята была им дочь англомана моего, Лиза (или Бетси, как звал ее обыкновенно Григорий Иванович). Отцы друг ко другу не ездили, она Алексея еще не видала

Правильный ответ: Лиза

5. Как называл свою дочь Григорий Иванович Муромский?

1) Елизавета
2) Лизонька
3) Бетси
4) Лиза

Но всех более занята была им дочь англомана моего, Лиза (или Бетси, как звал ее обыкновенно Григорий Иванович). Отцы друг ко другу не ездили, она Алексея еще не видала

Правильный ответ: Бетси

6. Сколько лет было дочери Муромского?

1) 16
2) 17
3) 18
4) 19

Ей было семнадцать лет. Черные глаза оживляли ее смуглое и очень приятное лицо. Она была единственное и следственно балованное дитя…

Правильный ответ:17

7. О ком идёт речь?

«Сорокалетняя чопорная девица, которая белилась и сурьмила себе брови, два раза в год перечитывала «Памелу», получала за то две тысячи рублей и умирала со скуки в этой варварской России».

1) Лиза
2) Настя
3) мисс Жаксон
4) Акулина

Она была единственное и следственно балованное дитя, Ее резвость и поминутные проказы восхищали отца и приводили в отчаяние ее мадам мисс Жаксон, сорокалетнюю чопорную девицу, которая белилась и сурьмила себе брови, два раза в год перечитывала «Памелу», получала за то две тысячи рублей и умирала со скуки в этой варварской России

Правильный ответ: мисс Жаксон

8. Как называлось имение Муромских?

1) Прилучино
2) Тугилово
3) Отрадное
4) Лысые Горы

— «Из Прилучина; я дочь Василья кузнеца, иду по грибы» (Лиза несла кузовок на веревочке). «А ты, барин? Тугиловский, что ли?»

Правильный ответ: Прилучино

9. Как называлось имение Берестовых?

1) Прилучино
2) Тугилово
3) Отрадное
4) Лысые Горы

«А ты, барин? Тугиловский, что ли?» — «Так точно, — отвечал Алексей, — я камердинер молодого барина».

Правильный ответ: Тугилово

10. Укажите правильное толкование слова «горелки» в следующем предложении:

«Вот вышли мы из-за стола и пошли в сад играть в горелки, а молодой барин тут и явился».

1) приборы для сжигания газообразных и жидких горючих материалов
2) подвижная игра, в которой стоящий впереди ловит по сигналу других участников, убегающих от него поочерёдно парами
3) прятки
4) прыжки через горящий костёр

Вот вышли мы из-за стола и пошли в сад играть в горелки, а молодой барин тут и явился… — Что вы? Да этакого бешеного я и сроду не видывала. Вздумал он с нами в горелки бегать. — С вами в горелки бегать! Невозможно!…

Правильный ответ: подвижная игра, в которой стоящий впереди ловит по сигналу других участников, убегающих от него поочерёдно парами

11. Укажите, о ком идёт речь в предложении:

«Стройный, высокий, румянец во всю щеку…»

1) Иван Петрович Берестов
2) Григорий Иванович Муромский
3) Алексей Берестов
4) кузнец Василий

— Ну! а Берестов? — Погодите-с. Вот мы сели за стол, приказчица на первом месте, я подле нее… а дочери и надулись, да мне наплевать на них… — Ах, Настя, как ты скучна с вечными своими подробностями! — Да как же вы нетерпеливы! Ну вот вышли мы из-за стола… а сидели мы часа три, и обед был славный; пирожное блан-манже синее, красное и полосатое… Вот вышли мы из-за стола и пошли в сад играть в горелки, а молодой барин тут и явился. — Ну что ж? правда ли, что он так хорош собой? — Удивительно хорош, красавец, можно сказать. Стройный, высокий, румянец во всю щеку…

Правильный ответ: Алексей Берестов

12. Что было изображено на кольце, которое носил Алексей Берестов?

1) красная роза
2) жёлтый тюльпан
3) мёртвая голова
4) щит и меч

Он первый перед ними явился мрачным и разочарованным, первый говорил им об утраченных радостях и об увядшей своей юности; сверх того носил он черное кольцо с изображением мертвой головы.

Правильный ответ: мёртвая голова

13. Кто сшил Лизе лапти?

1) Трофим
2) Алексей Берестов
3) кузнец Василий
4) Настя

Настя и тут ей помогла: она сняла мерку с Лизиной ноги, сбегала в поле к Трофиму пастуху и заказала ему пару лаптей по той мерке.

Правильный ответ: Трофим

14. Какого цвета был сарафан у Лизы?

1) синий
2) коричневый
3) красный
4) жёлтый

Около получаса прошло в несносном для него ожидании; наконец он увидел меж кустарника мелькнувший синий сарафан и бросился навстречу милой Акулины.

Правильный ответ: синий

15. Где первый раз встретились Лиза и Алексей?

1) в доме Берестова
2) в доме Муромского
3) в поле
4) в роще

Она думала… но можно ли с точностию определить, о чем думает семнадцатилетняя барышня, одна, в роще, в шестом часу весеннего утра?

Правильный ответ: в роще

16. Кем представился Берестов Лизе во время первой встречи?

1) камердинером
2) кучером
3) барином
4) пастухом

«Так точно, — отвечал Алексей, — я камердинер молодого барина».

Правильный ответ: камердинером

17. Как звали собаку Берестова?

1) Сбогар
2) Барон
3) Рэкс
4) Чопер

…как вдруг прекрасная легавая собака залаяла на нее. Лиза испугалась и закричала. В то же время раздался голос: «Tout beau, Sbogar ici…» и молодой охотник показался из-за кустарника.

Тубо, Сбогар, сюда… (франц.)

Правильный ответ: Сбогар

18. Укажите, о ком идёт речь:

«набелена была по уши, … фальшивые локоны, гораздо светлее собственных её волос, взбиты были, как парик Людовика XIV, … талия была перетянута, как буква икс, и все бриллианты её матери, ещё не заложенные в ломбарде, сияли на её пальцах, шее и ушах».

1) мисс Жаксон
2) Лиза
3) Настя
4) Акулина

Лиза, его смуглая Лиза, набелена была по уши, насурьмлена пуще самой мисс Жаксон; фальшивые локоны, гораздо светлее собственных ее волос, взбиты были, как парик Людовика XIV…

Правильный ответ: Лиза

19. Где была «учреждена почтовая контора» для переписки Берестова с Лизой?

1) в дупле старого дуба
2) в старой кузнице
3) под большим камнем у дороги
4) под упавшим деревом в роще

Прошла неделя, и между ними завелась переписка. Почтовая контора учреждена была в дупле старого дуба.

Правильный ответ: в дупле старого дуба

20. Как Алексей Берестов поступил после приказа отца жениться на Лизавете Григорьевне?

1) Дал согласие на брак с нелюбимой.
2) Написал письмо Акулине и предложил ей свою руку.
3) Попросил дочь Муромского отказаться от брака с ним.
4) Уехал в город, чтобы не жениться на Лизавете Григорьевне.

Он написал Акулине письмо самым четким почерком и самым бешеным слогом, объявлял ей о грозящей им погибели, и тут же предлагал ей свою руку.

Правильный ответ: Написал письмо Акулине и предложил ей свою руку.

1. В какой строке правильно написан автор и название повестей?

А) И.П. Белкин. «Повести о Самсоне Вырине»

Б) А.С.Пушкин. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»

В) М.Ю.Лермонтов. «Повести Ивана Петровича Белкина»

Г) повести «Максима Ивановича Белкина»

2. Какая повесть начинается с этого эпиграфа: « Во всех ты, душенька, нарядах хороша»?

А) «Метель» Б) «Станционный смотритель» В) « Барышня – крестьянка»

3. В какой строке неправильно перечислены герои одной из повестей?

А) Лиза, Настя, Владимир, Берестов Б) Сильвио, граф

В) Дуня, Минский, Вырин Г) Бурмин, Марья Гавриловна, Настя

4. Какое слово пропущено в этой фразе из повести «Выстрел»: «У него водились книги, большей частью ……, да романы»?

А) старинные Б) военные В) исторические Г) с неразрезанными страницами

5. Кто о ком говорит? Соотнесите имя говорящего (буквы) с его словами (цифры)

I . «Он выучил меня дудочки вырезывать. Бывало, идёт из кабака, а мы-то за ним: «Дедушка, дедушка, орешков!» - а он нас орешками и наделяет».

II . «Будем, однако, справедливы, постараемся войти в их положение и, может быть, станем судить о них гораздо снисходительнее»

III . «Что за девка-то была! Бывало, кто ни проедет, всякий похвалит, никто не осудит»

IV . Она «была воспитана на французских романах и, следственно, была влюблена»

V . «…он стал искать моего дружества; но я принял его холодно, и он безо всякого сожаления от меня удалился»

А) автор о Марье Гавриловне; б) Сильвио о графе; в) мальчик о Вырине; г) Самсон Вырин о Дуне; д) автор о смотрителях; е) автор о Дуне

6. Чей это портрет? (Соотнесите портрет (цифры) с героем (буквы):

I . «Мрачная бледность, сверкающие глаза и густой дым, выходящий изо рта, придавали ему вид настоящего дьявола»

II . «…девочка лет 14», «большие голубые глаза», «маленькая кокетка»

III . «…человек лет пятидесяти, свежий, бодрый…»

IV . «…проезжий в черкесской шапке, в военной шинели, окутанный шалью»

V . «Ей было 17 лет. Чёрные глаза оживляли её смуглое и очень приятное лицо»

VI . «…набелена была по самые уши; фальшивые локоны,гораздо светлее собственных её волос, взбиты были, как парик Людовика 14-го…все бриллианты её матери сияли на её пальцах, шее и ушах»

А) Лиза б) Минский в) Марья Гавриловна

г) Дуня д) Сильвио е) Самсон Вырин

7. Кому принадлежат эти вещи?

I . Чёрное кольцо с изображением мёртвой головы

II . Длинный зелёный сюртук с тремя медалями

III .Фуражка со спелой черешней

IV . Богатое собрание пистолетов

А) Сильвио б) Алексей Берестов в) граф г) Г.И. Муромский д) Самсон Вырин

8. Сколько раз посещал рассказчик почтовую станцию в повести «Станционный смотритель»?

А) 2 б) 3 в) 1 г) 4

9. Выберите те ответы, в которых художественные детали относятся к героям повести «Станционный смотритель»:

А) «стал ходить по комнате, как тигр по своей клетке» Б) «стал пошептом читать…»

В) «спал под тулупом» Г) «она была воспитана на французских романах»

Д) «картинки, изображающие историю блудного сына»

10. Какие повести входят в произведение?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Из какого произведения эти строки?

Пели петухи и было уже светло, как достигли они Жадрина. Церковь была заперта. Владимир заплатил проводнику и поехал во двор к священнику.

12. Перед вами записаны цитаты из текста. Расположите их в том порядке, в каком они идут в повести. 1. “Однажды человек десять наших офицеров обедали у Сильвио”. 2. “Я не имею права подвергать себя смерти”. 3. “Сильвио встал, побледнев от злости, и с сверкающими глазами сказал: “Милостивый государь, извольте выйти, и благодарите Бога, что это случилось у меня в доме” 4. “Он довольствовался очень лёгким объяснением и примирился”. 5. “Сильвио. был убит в сражении под Скулянами”. 6. “Он стоял под пистолетом, выбирая из фуражки спелые черешни”. 7. “Ныне час мой настал”. 8. “Я доволен; я видел твоё смятение, твою робость. Предаю тебя твоей совести”. 9. “Картина была прострелена двумя пулями, всаженными одна в другую”. 10. “Выстрел за мною, я приехал разрядить свой пистолет, готов ли ты”.

1 3 . “Узнай героя” 1) “Какая-то таинственность окружала его судьбу; он казался русским, а носил иностранное имя. Некогда он служил в гусарах, и даже счастливо; никто не знал причины, побудившей его выйти в отставку и поселиться в бедном местечке. ” 2) Она “была воспитана на французских романах и, следственно, была влюблена. Предмет, избранный ею, был бедный армейский прапорщик, находившийся в отпуску в своей деревне”.

14.В какой из ”Повестей Белкина” рассказывается о селе Прилучино, и кто живет там?

1 5 . “Узнай героя” . 1) “. я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину — и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика”. 2) “Ей было семнадцать лет. Чёрные глаза оживляли её смуглое и очень приятное лицо. Она была единственное и, следственно, балованное дитя. Её резвость и поминутные проказы восхищали отца и приводили в отчаяние её мадам мисс Жаксон”.

16. Анна Ахматова писала: “Пушкин считал смерть только тогда страшной, когда есть счастье”. Дождался ли Сильвио подходящего момента для отмщения графу?

17. Вспомните, что за история представлена на “картинках, украшавших смиренную, но опрятную обитель” Самсона Вырина и его дочери? С какой целью, по-вашему, автор так подробно останавливается на них в самом начале повести “Станционный смотритель”?

Правила игры

Игра состоит из трёх агонов (агон в переводе с греческого означает “соревнование”), в ходе которых из девяти агонистов в финал выйдут трое. За каждый правильный ответ агонисту и ученикам из “теоретиков” вручается орден Шёлкового Умника. В игре 3 дорожки: зелёная — 4 квадрата (на этой дорожке можно ошибиться два раза), жёлтая — 3 квадрата (на ней можно ошибиться только один раз), красная — 2 квадрата (на этой дорожке ошибаться нельзя).

Судит соревнование Высокий ареопаг. В роли теоретиков выступают болельщики.

Перед тем как агонисты начнут соревноваться, ведущий производит розыгрыш. Агонисты читают любимые стихи А.Пушкина. Высокий ареопаг оценивает выразительность чтения.

Первый агон (на материале повести “Барышня-крестьянка”)

Зелёная дорожка

1. “Вижу, что ты сам барин”, — сказала Лиза Берестову при встрече. — “Почему же ты так думаешь?”

Что ответила Лиза? (“И одет-то не так, и баишь иначе, и собаку-то кличешь не по-нашему”.)

2. “Как тебя зовут, душа моя?” — спросил Алексей. (Акулина.)

3. “На другой же день приступила она к исполнению своего плана, послала купить на базаре толстого полотна, синей китайки и медных пуговок, с помощью Насти скроила себе рубашку и сарафан, засадила за шитьё всю девичью, и к вечеру всё было готово. Лиза примерила обнову и призналась перед зеркалом, что никогда ещё так мила самой себе не казалась. Она повторила свою роль, на ходу низко кланялась и несколько раз потом качала головой, наподобие глиняных котов, говорила на крестьянском наречии, смеялась, закрываясь рукавом, и заслужила полное одобрение Насти. Одно затрудняло её. ”

Что именно? (“. Она попробовала было пройти по двору босая, но дёрн колол её нежные ноги, а песок и камушки показались ей нестерпимы”.)

4. “Итак, она шла, задумавшись, по дороге, осенённой с обеих сторон высокими деревьями, как вдруг прекрасная легавая собака залаяла на неё”.

Покажите реакцию Лизы. (“Лиза испугалась и закричала”.)

Жёлтая дорожка

1. “. На третьем уроке Акулина разбирала уже по складам. ”

Какую книгу Алексей дал Акулине? (“Наталья, боярская дочь”.)

2. “Алексей был, в самом деле, молодец. Смотря, как он на охоте скакал всегда первый, не разбирая дороги, соседи говорили. ”

Вспомните, что же говорили соседи? (“. Что из него никогда не выйдет путного столоначальника”.)

3. “. На другой день утром Лиза не замедлила явиться в рощу свиданий: “Ты был, барин, вечор у наших господ? — сказала она тотчас Алексею. — Какова показалась тебе барышня? Правда ли говорят, будто бы я на барышню похожа?””

Что ответил Алексей? (“Какой вздор! Она перед тобой урод уродом”.)

Красная дорожка

1. “. Отец начал было представление гостей, но вдруг остановился и поспешно закусил себе губы. Лиза, его смуглая Лиза, набелена была по уши, насурьмлена пуще самой мисс Жаксон; фальшивые локоны, гораздо светлее собственных её волос, взбиты были, как парик Людовика XIV; рукава по-дурацки торчали как фижмы у Madame de Pompadour, а талия была перетянута, как буквы икс, и все бриллианты её матери, ещё не заложенные в ломбарде, сияли на её пальцах, шее и ушах”.

Какие действия последовали со стороны отца? (“Григорий Иванович вспомнил своё обещание и старался не показать и виду удивления”.)

2. “Лошадь Муромского, не бывавшая никогда на охоте, испугалась и понесла. Муромский, провозгласивший себя отличным наездником, дал ей волю. ”

Что же случилось с Муромским? (“. Муромский не усидел. Упав довольно тяжело на мёрзлую землю, лежал он, проклиная свою куцую кобылу. ”)

Вопросы теоретикам

1. Какой эпиграф взял А.Пушкин к “Барышне-крестьянке”? (“Во всех ты, Душенька, нарядах хороша”. Богданович.)

2. Без чего, по мнению Жан-Поля, не существует человеческого величия? (Особенность характера, самобытность.)

3. “— Ну, Лизавета Григорьевна, — сказала она [Настя], входя в комнату, — видела молодого Берестова; нагляделась довольно; целый день были вместе.

— Как это? Расскажи, расскажи по порядку.

— Извольте-с: пошли мы — я, Анисья Егоровна, Ненила, Дунька.

— Хорошо, знаю. Ну потом?

— Позвольте-с, расскажу всё по порядку. Вот мы сели за стол, приказчица на первом месте, я подле неё. а дочери и надулись, да мне наплевать на них.

— Ах, Настя, как ты скучна с вечными своими подробностями.

— Да как же вы нетерпеливы! Ну вот вышли мы из-за стола. а сидели мы часа три, и обед был славный: пирожное бланманже синее, красное и полосатое. Вот вышли мы из-за стола и пошли в сад играть в. ”

Во что? (В горелки.)

Второй агон (на материале повести “Метель”)

Зелёная дорожка

1. Расскажите, чем Марья Гавриловна была занята накануне побега? (“. Увязывала бельё и платье, написала длинное письмо к одной чувствительной барышне, её подруге, другое к своим родителям”.)

2. После выздоровления Марья Гавриловна “никогда не упоминала о Владимире. Несколько месяцев уже спустя, нашед имя его в числе отличившихся и тяжело раненных под Бородином, она упала в обморок, и боялись, чтоб горячка её не возвратилась. Однако, слава Богу, обморок не имел последствия. Другая печаль её посетила. ” (“. Гаврила Николаевич скончался, оставя её наследницей всего имения”.)

3. “Я Вас люблю, — сказал Бурмин, — я Вас люблю страстно. ”

Какой был ответ Марьи Гавриловны? (“Марья Гавриловна покраснела и наклонила голову ещё ниже”.)

4. Марья Гавриловна отличала Бурмина. “При нём обыкновенная задумчивость её оживлялась. Нельзя было сказать, чтоб она с ним кокетничала; но поэт, заметя её поведение, сказал бы. ”

Что сказал бы поэт? (“Если это не любовь, так что же. ”)

Жёлтая дорожка

1. Вспомните то время, когда закончилась война 1812 года и Бурмин возвратился домой. Кто его встречал и как? (“Женщины, русские женщины были тогда бесподобны. Обыкновенная холодность их исчезла. Восторг их был истинно упоителен, когда, встречая победителей, кричали они: ура! И в воздух чепчики бросали”.)

2. Как вы думаете, что “более его нежности, более приятного разговора, более интересной бледности, более перевязанной руки, привлекало Марью Гавриловну в Бурмине? (“. Молчание молодого гусара более всего подстрекало её любопытство и воображение”.)

3. “Боже мой, Боже мой! — сказала Марья Гавриловна, схватив его руку, — так это были вы! И вы не узнаёте меня?”

Покажите, что сделал Бурмин. (“Бурмин побледнел. и бросился к её ногам. ”)

Красная дорожка

1. Вспомните, Владимир “один без кучера отправился в Жадрино, куда часа через два должна была приехать и Марья Гавриловна. Дорога была ему знакома, а езды всего двадцать минут”. Что же помешало ему доехать до церкви? (“Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел”.)

2. В каком звании вернулся Бурмин с войны? (Гусарский полковник.)

Вопросы теоретикам

1. Как называется деревня, в которой Владимир и Марья Гавриловна должны были обвенчаться? (Жадрино.)

2. Какие пословицы и поговорки встречаются в повести? (Бедность не порок; Жить не с богатством, а с человеком; Суженого конём не объедешь.)

3. “. [Бурмин] казался нрава тихого и скромного, но молва уверяла, что. ”

В чём же она уверяла? (“. Некогда был он ужасным повесою. ”)

Повеса — молодой человек, проводящий время в легкомысленных затеях, в проказах, бездельник.

4. Чем был награждён Бурмин во время войны? (Георгий в петлице.)

Третий агон (на материале повести “Выстрел”)

Зелёная дорожка

1. Я [Сильвио] спокойно (или беспокойно) наслаждался моею славою, как определился к нам молодой человек богатой и знатной фамилии (не хочу называть его). Я его возненавидел стал искать с ним ссоры Наконец однажды на бале у польского помещика, видя его предметом внимания всех дам, и особенно самой хозяйки. я сказал ему на ухо какую-то плоскую грубость”.

Какова была реакция молодого человека? (Он вспыхнул и дал Сильвио пощечину.)

2. И вот дуэль. Покажите, что делал молодой человек на дуэли. (“Он стоял под пистолетом, выбирая из фуражки спелые черешни и выплёвывая косточки, которые долетали” до Сильвио.)

3. Расскажите о действиях графа в последней дуэли. (Граф вытащил первый номер из фуражки. “Не понимаю, что со мною было и каким образом мог он меня к тому принудить. но — я выстрелил и попал вот в эту картину”.)

4. Вспомните слова Сильвио, когда он увидел смятение своего соперника. (“. Я доволен: я видел твоё смятение, твою робость. Предаю тебя твоей совести”.)

Жёлтая дорожка

1. “Жизнь армейского офицера известна. Утром ученье, манеж. ”

Что же отличало Сильвио от офицеров? (“Один только человек принадлежал нашему обществу, не будучи военным”.)

2. “Никто не знал ни его состояния, ни его доходов, и никто не осмеливался о том его спрашивать. У него водились книги, большею частью военные, да романы. Он охотно давал их читать, никогда не требуя их назад, зато никогда не возвращал хозяину книги, им занятой”.

Какая же единственная роскошь была заметна в бедной мазанке, в которой жил Сильвио? (“Богатое собрание пистолетов было единственной роскошью. ”)

3. Расскажите о меткости Сильвио. (“Бывало, увидит муху и кричит: Кузька, пистолет! Кузька и несёт ему заряженный пистолет. Он хлоп, и вдавит муху в стену!”)

Красная дорожка

1. Однажды Сильвио поссорился с поручиком из-за того, что тот нечестно играл в карты, “в рассеянности загнул лишний угол”. “Офицер. схватив со стола медный шандал, пустил его в Сильвио, который едва успел отклониться от удара”. На следующий день офицеры пошли к нему и нашли его на дворе. Что делал Сильвио? (“Мы пошли к Сильвио и нашли его на дворе, сажающего пулю на пулю в туза, приклеенного к воротам”.)

2. Какую характеристику даёт сам себе Сильвио? (“. Я привык первенствовать. В наше время буйство было в моде: я был первым буяном по армии. Мы хвастались пьянством: я перепил славного Бурцова, воспетого Денисом Давыдовым. Дуэли в нашем полку случались поминутно. я на всех бывал или свидетелем, или действующим лицом”.)

Вопросы теоретикам

1. Какие строки берёт Пушкин для эпиграфа к повести “Выстрел”? (“Стрелялись мы”. Баратынский. “Я поклялся застрелить его по праву дуэли (за ним остался ещё мой выстрел)”. Вечер на бивуаке.)

2. Чем занимался Белкин в бедной деревеньке Н**, когда вышел в отставку? (“Занимаясь хозяйством, я не переставал тихонько воздыхать о прежней моей шумной и беззаботной жизни Малое число книг, найденных мною под шкафами и в кладовой, были вытвержены мною наизусть. Все сказки, которые только могла запомнить ключница Кирилловна, были мне пересказаны; песни баб наводили на меня тоску. Принялся было за неподслащённую наливку, но от неё болела. голова. ”)

3. Какое событие из жизни А.С. Пушкина послужило основой для сюжета повести “Выстрел”? (Его дуэль в 1922 году в Кишинёве с Зубовым.)

4. Лакей ввёл Белкина в графский кабинет. “Между тем я стал ходить взад и вперёд, осматривая книги и картины. В картинах я не знаток, но одна привлекла моё внимание. Она изображала какой-то вид из Швейцарии, но поразила меня в ней не живопись, а то. ”

Что же поразило Белкина? (“. Картина была прострелена двумя пулями, всаженными одна на другую”.)

Игра закончена.

Высокий ареопаг подводит итоги.

Читайте также: