Красивый стройный юноша со светлыми вьющимися волосами с большими мечтательными глазами кто это

Опубликовано: 17.09.2024

А. И. Менделеева

Менделеев в жизни

Предисловие

Автор печатаемых воспоминаний -- вдова Дмитрия Ивановича Менделеева.

Отец ее, донской казак Иван Евстафьевич Попов (1827--1883), по окончании средней школы в Воронеже, намеревался поступить на медицинский факультет Московского университета, но мечтам его не суждено было сбыться, и он принужден был поступить на военную службу, которую и провел в течение девяти лет на Кавказе, где в 1855 г. женился на Анне Логгиновне рожд. Ефремовой (1830--1898), дочери русского инженера и шведки с Аландских островов, и где у них в 1858 г. родилась дочь Мария, а 27 февраля 1860 г.-- Анна.

Выйдя в отставку, Иван Евстафьевич поселился с женой и дочерьми в Урюпинской станице Хоперского округа.

Скромная, безмятежная жизнь в родной семье, летом поездки по степи в другие станицы к родственникам -- таковы воспоминания раннего детства Анны Ивановны. Отец, типичный провинциальный культуртрегер, сам только мечтавший о высшем образовании, решил определить дочерей в столичное учебное заведение, для чего вся семья весной 1868 г. переезжает в Москву. Осенью этого года Анна Ивановна вместе с сестрой поступила в 7-й (т.-е. самый младший) класс первой женской гимназии, где и пробыла до 1873 г., когда перешла во второй класс третьей гимназии, начальницей которой была родственница Л. Толстого кж. Елена Сергеевна Горчакова, оставившая по себе у Анны Ивановны самые лучшие воспоминания. Отец, устроив семью в Москве, продолжал жить в станице, лишь наезжая к своим на короткое время. Последний 1874--1875 учебный год Анна Ивановна с сестрой прожили и без матери, уехавшей к мужу, в пансионе Бауер.

К этому времени относятся первые занятия Анны Ивановны рисованием. Поступив в воскресные классы рисования при Строгановском училище, она взяла здесь 8--10 уроков, и, хотя немного получила от них, любовь к этому искусству была заложена на всю жизнь.

Лето 1875 года, как и все предшествующие, было проведено в родной станице, а осенью Иван Евстафьевич повез младшую дочь в Петербург. Решено было, что Анна Ивановна, выказывавшая музыкальные способности, поступит в консерваторию. Так и случилось. Выдержав приемный экзамен, Анна Ивановна была принята в консерваторию по классу фортепьяно. Поселилась она вместе с Александрой Владимировной Синегуб, с которой познакомилась на консерваторском экзамене и с которой впоследствии была очень дружна, у генерала в отставке инженера А. К. Эрдберга, бывшего главой петербургских последователей Ирвинга, и даже присутствовала на их богослужениях. В консерватории Анна Ивановна пробыла недолго и после Рождества оставила ее. Успешнее шли занятия рисованием. Анна Ивановна поступила в школу рисования на Васильевском острове и, кроме этого, ходила рисовать в скульптурный музей Академии Художеств, где познакомилась с Надеждой Яковлевной Капустиной, а затем и с ее матерью Екатериной Ивановной, рожденной Менделеевой, сестрой знаменитого уже в то время ученого. Знакомству этому суждено было сыграть решающую роль в жизни Анны Ивановны.

Ранней весной 1876 г. по настоянию Н. Я. Капустиной Анна Ивановна держит экзамен в Академию Художеств, по сдаче которого уезжает на лето к родителям. С семьей Капустиных Анна Ивановна к этому времени уже вполне сблизилась, и было решено, что осенью, по возвращении в Петербург, она поселится у них.

Прогостив две недели в Новочеркасске, у сестры, вышедшей замуж за Семена Васильевича Сафонова, Анна Ивановна остальную часть лета прожила у родителей. Здесь получила она от врача, проживавшего в Новочеркасске, Владимира Платоновича Рубашкина письменное предложение вступить в брак. На это совершенно для нее неожиданное предложение Анна Ивановна ответила полуотказом, смысл которого был тот, что, пока не кончит Академии Художеств, она не может выйти замуж. На это последовало весьма смутившее девушку согласие ждать этого окончания.

С приезда осенью 1876 года в Петербург к Капустиным и начинается печатаемая часть воспоминаний А. И. Менделеевой.

Рассказ о том, как она стала спутницей жизни великого ученого, как прожила с ним более двадцати лет, и составляет содержание этой книги. В центре ее полная своеобразия величественная фигура гениального натуралиста, гордости и славы русской науки, Дмитрия Ивановича Менделеева, духовный облик которого живо передан Анной Ивановной. Ей же принадлежат и прилагаемые в тексте рисунки.

Глава XII, посвященная воспоминаниям об А. А. Блоке, впервые была напечатана в журнале "Всемирная иллюстрация" за 1923 г. No 11.

Ближайшее участие в составлении примечаний принимала Т. Г. Тепина.

М. Цявловский.

Москва. 12 декабря 1927 г.

А. И. Менделеева

Менделеев в жизни

В семье Капустиных

В Петербурге Екатерина Ивановна ожидала меня. В августе 1876 г. я приехала к ней на ее новую квартиру, на улицу Глинки, близ Поцелуева Моста. Вся семья встретила меня дружески; очень трогательно было, что комнатка моя была совсем готова, все стояло на месте. Екатерина Ивановна приветливо выразила удовольствие, что я приехала, радовалась за меня и за Надежду Яковлевну, которая, как она говорила, ждала меня с нетерпением.

Интеллигентность семьи Капустиных, уклад их жизни, мне очень нравились. Скромность в обстановке, в образе жизни и в то же время солидность. Все скромно, но завтра будет то же, что сегодня, и никаких неожиданных провалов ждать нельзя. Во главе семьи была Екатерина Ивановна. Кроме тех детей, которые жили с нею, у нее в Петербурге было еще два сына. Один женатый, только что окончивший курс в Медицинской Академии, Михаил Яковлевич Капустин, впоследствии член Государственной Думы, жена его Анастасия Михайловна, тоже женщина-врач, и маленькая дочка Соня; жили они самостоятельно. Другой, Петр Яковлевич, студент Института Путей Сообщения, жил у кого-то репетитором. Был у Екатерины Ивановны еще пасынок, Семен Яковлевич Капустин, совсем пожилой человек, и падчерица, Екатерина Яковлевна Гутковская, вдова, с немолодыми уже детьми: два сына находились на службе и дочь, Екатерина Карловна, занималась в химической лаборатории в Университете. Семен Яковлевич жил в семье Федора Александровича Юрковского, по сцене Федорова; в то время он был режиссером Александрийского театра, а жена его, Лелева, водевильной артисткой. У них было пятеро детей; старшую дочь звали Маней, впоследствии жена Горького, Мария Феодоровна, по сцене Андреева. Семен Яковлевич был как бы членом их семьи и принимал участие в воспитании детей и во всех семейных делах.

Все дети Екатерины Ивановны, родные и пасынки, относились к ней с глубоким почтением и навещали ее. Не бывал у нее только брат, Дмитрий Иванович Менделеев, который был слишком занят. Екатерина Ивановна ездила к нему сама. А Надежда Яковлевна ходила довольно часто и получала от него субсидии, на кисти, краски и прочее.

О нем мало говорили, из глубокого к нему уважения, не желая упоминать его имя "всуе". Меня познакомили со всеми родственниками, кроме Дмитрия Ивановича; вместе с Надеждой Яковлевной я стала бывать у них. Екатерина Яковлевна Гутковская занимала большую квартиру на Шпалерной и по воскресеньям принимала родственников и знакомых.

Юрковские жили на Фонтанке, близ Пантелеймоновской. Они по-родственному относились ко всей семье Капустиных и всегда приглашали на свои семейные праздники и на елку. Я тоже бывала приглашена и от души веселилась с их детьми, особенно со старшей, Маней, которая чувствовала ко мне особенную симпатию, о чем говорила, когда встретилась со мной много позднее. На всех этих вечерах меня заставляли танцовать русскую и другие танцы. Помню, как я была довольна, когда опытный артист Федор Александрович Федоров, видевший так много всяких исполнительниц русской, сказал не мне лично, а за глаза, что не видал лучшего исполнения русской. Недаром же я мечтала о балете когда-то! Русскую я исполняла по-своему. Усвоив pas и движения, общепринятые для русской, я с помощью их изображала целую поэму. Вот Россия задумчиво-вопросительно идет к своей судьбе, трагедия -- татарское иго. Торжество. Успокоение. Конечно, я никому не говорила содержание моего танца, да и меняла его по вдохновению, но успех был всегда большой.

Содержимое публикации

Литература. Контрольная работа. 11 класс

ОСОБЕННОСТИ ПОЭЗИИ НАЧАЛА ХХ ВЕКА

1.1. В каком журнале вышли декларации акмеистов?

А) «Аполлон» Б) «Современник» В) «Время»

1.2. Назовите стихотворение Есенина, которое является его своеобразным завещанием:

А) «Цветы мне говоря: прощай..»

Б) «Русь советская»;

В) «До свиданья, друг мой, до свиданья»;

Г) «Отговорила роща золотая…»

2.1. Поэтами–футуристами были

А) С. Есенин Г) И. Анненский

Б) Н. Клюев Д) Д. Бурлюк

В) И.Северянин В) А. Кручёных

2.2. Маяковский — автор стихотворений

А) «Послушайте!» Г) «Мужество»

Б) «А вы могли бы?» Д) «Клятва»

В) «Зимняя ночь» Е) «Прозаседавшиеся»

3.Напишите трактовку определения

4. Соотнесите особенности выразительной системы и имена поэтов.

1. Народность поэзии, метафоричность образов.

2. Стихотворная строка разбивается «лесенкой», чтобы точнее донести до читателя все оттенки поэтической речи.

3. Символичность образов.

В) Маяковский В.В.

5. Соотнесите ключевые образы и имена поэтов.

1. Таинственный образ Вечной Женственности.

2. Главные составляющие художественного мира – образы земли и неба. В центре природно-поэтического мира – «деревянная избенка».

3. «Бабочка поэтиного сердца».

В) Маяковский В.В.

6. Соотнесите портреты и имена поэтов.

1. «Красивый, стройный юноша, со светлыми вьющимися волосами, с большими мечтательными глазами и печатью благородства во всех движениях» (А.И Менделеева).

2. «Златокудрый молодец в расшитой рубашке и сафьяновых сапожках».

3. «…Высокого роста темноглазый юноша… Одет не по сезону в черную морскую пелерину с львиной застежкой на груди. В широкополой черной шляпе, надвинутой на самые брови, он казался членом сицилийской мафии. Размашистые, аффектированно резкие движения, традиционный для всех оперных злодеев басовый регистр…» (Б.Лифшиц).

В) Маяковский В.В.

7.8.Составьте таблицу

9.10. Развёрнутый ответ на вопрос (один на выбор)

1.В чём своеобразие взгляда В.В. Маяковского на сущность поэзии и назначение поэта?

2.В чем особенность новокрестьянской поэзии?

Литература. Контрольная работа. 11 класс

ОСОБЕННОСТИ ПОЭЗИИ НАЧАЛА ХХ ВЕКА

1.1.Представителем какого литературного течения является В.Маяковский?

А) акмеизм Б) символизм В) футуризм Г) имаженизм

1.2. Назовите автора стихотворения «Озеро Чад»:

2.1.С.А. Есенин является автором стихотворений:

А) «Собаке Качалова»

В) «Еще не раз вы вспомните меня»

Г) «Письмо матери»

Д) «Не жалею, не зову, не плачу. »

2.2.Кому посвящён поэтический цикл А.А.Блока «Стихи о Прекрасной Даме»:

Г) другой женщине.

3. Напишите трактовку определения

Лирический цикл (стихотворений) –

4. Соотнесите характеристики-афоризмы и имена поэтов.

1. «Трагический тенор эпохи».

2. «Агитатор, горлан, главарь».

3. Поэт «бревенчатой избы»

В) Маяковский В.В.

5. Соотнесите ключевые образы Родины и имена поэтов.

1. «Край ты мой заброшенный, край ты мой пустырь…»

2. «Отечество славлю, которое есть, но трижды, которое будет…»

3. «Россия, нищая Россия, мне избы серые твои, твои мне песни ветровые, как слезы первыя любви…»

В) Маяковский В.В.

6. Соотнесите факты биографии и имена поэтов.

1. Сын лесничего.

2. Дед – «отец русской ботаники», тесть – ученый-химик.

3. Крестьянская семья.

В) Маяковский В.В.

7.8.Составьте таблицу

9.10. Развёрнутый ответ на вопрос ( один на выбор)

1.В чём своеобразие взгляда В.В. Маяковского на сущность поэзии и назначение поэта?

2.В чем особенность новокрестьянской поэзии?

Международный творческий конкурс, посвященный Дню водных ресурсов «В КАЖДОЙ КАПЛЕ – ЖИЗНЬ»

Международный творческий конкурс, посвященный Дню водных ресурсов «В КАЖДОЙ КАПЛЕ – ЖИЗНЬ »

Всероссийский конкурс детско-юношеского творчества «ПАСХАЛЬНАЯ РАДОСТЬ»

Всероссийский конкурс детско-юношеского творчества «ПАСХАЛЬНАЯ РАДОСТЬ »

Всероссийский конкурс педагогического мастерства «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

Всероссийский конкурс педагогического мастерства «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ »

Если вам понравилась статья, лучший способ сказать cпасибо — это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях :)

Соотнесите годы жизни и имена поэтов.

в. Маяковский В.В.

Соотнесите факты биографии и имена поэтов.

1. Сын лесничего.

2. Дед – «отец русской ботаники», тесть – ученый-химик.

3. Крестьянская семья.

в. Маяковский В.В.

Соотнесите характеристики-афоризмы и имена поэтов.

1. «Трагический тенор эпохи».

2. «Агитатор, горлан, главарь».

3. Поэт «бревенчатой избы»

в. Маяковский В.В.

Соотнесите особенности выразительной системы и имена поэтов.

1. Народность поэзии, метафоричность образов.

2. Стихотворная строка разбивается «лесенкой», чтобы точнее донести до читателя все оттенки поэтической речи.

3. Символичность образов.

в. Маяковский В.В.

Соотнесите отношение к революции и имена поэтов.

1. Революцию принял с «крестьянским уклоном».

2. Новая эпоха, пришедшая после революции, - трагическое время потерь и разрушений».

3. Голос поэта воспевает «коммуну во весь голос». «Моя революция».

в. Маяковский В.В.

Соотнесите литературное течение и имена поэтов.

в. Маяковский В.В.

Соотнесите средства художественной выразительности:

1. ораторская интонация, акцентный стих

2. метафоричность и цветовые эпитеты

3. зашифрованность при помощи образов – символов

в. Маяковский В.В.

8. Определите художественные средства выразительности, с помощью которых С.Есенин создает образ природы:

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
А) эпитеты;

Г) метафористическое сравнение


9. Назовите автора этих строк:

Я вернусь, когда раскинет ветви
По - весеннему наш белый сад,
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как много лет назад.
А) А.А. Фет;

10. Кто из друзей Маяковского открыл в нём поэтический дар, назвав «гениальным поэтом»?

11. По характерным признакам определите модернистские направления в литературе:

1) Направление, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом.

2) Направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства; объединяющим началом такого единства виделось искусство. Характерны «тайнопись неизреченного», недосказанность, замена образа.

3) Направление, провозгласившее «самоценность» явлений жизни, культ искусства как мастерства; отказ от мистической туманности; создание зримого, конкретного образа.

12. Какой из поэтов не принадлежит к Серебряному веку?

13. К какому литературному течению были близки следующие поэты: Ахматова, Гумилев, Городецкий, Мандельштам?

14. Модернистское течение, утверждающее индивидуализм, субъективизм. Основными принципами эстетики является «искусство для искусства», недосказанность, замена образа:

15. К какому направлению принадлежали поэты:

1) Д. Бурлюк, В. Каменский, В. Хлебников, В. Маяковский.

2) Н. Гумилёв, А. Ахматова, О. Мандельштам.

3)В. Брюсов, Д. Мережковский, А. Блок, К. Бальмонт, А. Белый.

16. Исправьте ошибку: символизм – символ, акмеизм – красота, футуризм - будущее

1. Соотнесите факты биографии и имена поэтов.

1. Страна детства – Рязанская земля.

2. «Шахматовские просторы и стали колыбелью любви поэта к Родине»

3. Место рождения – Грузия.

в. Маяковский В.В.

2. Соотнесите портреты и имена поэтов.

1. «Красивый, стройный юноша, со светлыми вьющимися волосами, с большими мечтательными глазами и печатью благородства во всех движениях» (А.И Менделеева).

2. «Златокудрый молодец в расшитой рубашке и сафьяновых сапожках».

3. «…Высокого роста темноглазый юноша… Одет не по сезону в черную морскую пелерину с львиной застежкой на груди. В широкополой черной шляпе, надвинутой на самые брови, он казался членом сицилийской мафии. Размашистые, аффектированно резкие движения, традиционный для всех оперных злодеев басовый регистр…» (Б.Лифшиц).

в. Маяковский В.В.

Соотнесите ключевые образы и имена поэтов.

1. Таинственный образ Вечной Женственности.

2. Главные составляющие художественного мира – образы земли и неба. В центре природно-поэтического мира – «деревянная избенка».

3. «Бабочка поэтиного сердца».

в. Маяковский В.В.

Соотнесите ключевые образы Родины и имена поэтов.

1. «Край ты мой заброшенный, край ты мой пустырь…»

2. «Отечество славлю, которое есть, но трижды, которое будет…»

3. «Россия, нищая Россия, мне избы серые твои, твои мне песни ветровые, как слезы первыя любви…»

в. Маяковский В.В.

Соотнесите произведения и имена.

а. Л.Д. Менделеевой

2. «Стихи о Прекрасной Даме»

б. Августе Миклашевской

2. «Любовь хулигана»

Соотнесите литературное течение начала XX века с «ключевыми» словами:

3. Высшая степень чего-либо, цветущая сила

7. С. Есенин использовал художественный приём – антитеза - в своём обращении к теме Родина. Антитеза – это:

А) художественный приём, заключающийся в использовании прозрачного намека на какой-нибудь хорошо известный бытовой, литературный или исторический факт вместо упоминания самого факта;
Б) художественное противопоставление характера, обстоятельств, понятий, образов и т.п., создающих эффект резкого контраста;
В) приём звукописи, заключающийся в повторах одинаковых или близких по звучанию согласных звуков.

8. О какой из своих поэм В.В. Маяковский сказал: « Четыре крика четырех частей ».

А) « Облако в штанах »;

9. Назовите стихотворение Есенина, которое является его своеобразным завещанием:

А) «Цветы мне говорят :прощай..»

Б) «Русь советская»;

В) «До свиданья, друг мой, до свиданья»;

Г) «Отговорила роща золотая…»


10. Назовите автора этих строк:

О, весна без конца и без краю-

Без конца и без краю мечта!

Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!

И приветствую звоном щита!
А) А.А. Фет;

11. По характерным признакам определите модернистские направления в литературе:

1) Направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства; объединяющим началом такого единства виделось искусство. Характерны «тайнопись неизреченного», недосказанность, замена образа.

2) Направление, провозгласившее «самоценность» явлений жизни, культ искусства как мастерства; отказ от мистической туманности; создание зримого, конкретного образа.

3) Направление, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом.

12. Какое из модернистских течений в России появилось первым?

13. Кто из поэтов не принадлежит к Серебряному веку русской поэзии?

14. К какому литературному течению были близки следующие поэты: Мережковский, Гиппиус, Бальмонт, Брюсов, Блок, Белый?

15. К какому направлению принадлежали поэты:

1) В. Брюсов, Д. Мережковский, А. Блок, К. Бальмонт, А. Белый.

2) Д. Бурлюк, В. Каменский, В. Хлебников, В. Маяковский.

3) Н. Гумилёв, А. Ахматова, О. Мандельштам.

16. Исправьте ошибку: символизм – символ, акмеизм – будущее, футуризм – расцвет

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Контрольная работа по биографии и творчеству поэтов

А.А. Блока, А.А. Ахматовой, С.А. Есенина, В.В. Маяковского

Соотнесите годы жизни и имена поэтов.

Г. Маяковский В.В.

Соотнесите факты биографии и имена поэтов.

1. Страна детства – Рязанская земля.

2. Учеба и Царскосельской и Киевской гимназиях.

3. «Шахматовские просторы и стали колыбелью любви поэта к Родине» (М.А. Бекетова).

4. Место рождения – Грузия.

Г. Маяковский В.В.

Соотнесите факты биографии и имена поэтов.

1. Сын лесничего.

2. Прабабушка – татарская княжна.

3. Дед – «отец русской ботаники», тесть – ученый-химик.

4. Крестьянская семья.

Г. Маяковский В.В.

Соотнесите портреты и имена поэтов.

1. «Красивый, стройный юноша, со светлыми вьющимися волосами, с большими мечтательными глазами и печатью благородства во всех движениях» (А.И Менделеева).

2. «Женщина – очень тонкая, высокая и бледная. Ключицы резко выделяются. Черная, точно лакированная челка закрывает лоб до бровей. Смугло-белые щеки… … (Г.В. Иванов).

3. «Златокудрый молодец в расшитой рубашке и сафьяновых сапожках».

4. «…Высокого роста темноглазый юноша… Одет не по сезону в черную морскую пелерину с львиной застежкой на груди. В широкополой черной шляпе, надвинутой на самые брови, он казался членом сицилийской мафии. Размашистые, аффектированно резкие движения, традиционный для всех оперных злодеев басовый регистр…» (Б.Лифшиц).

Г. Маяковский В.В.

Соотнесите характеристики-афоризмы и имена поэтов.

1. «Трагический тенор эпохи».

2. «Агитатор, горлан, главарь».

3. «Императрица русской поэзии».

4. Поэт «бревенчатой избы»

Г. Маяковский В.В.

Соотнесите особенности восприятия мира и имена поэтов.

1. Неприятие циничности и пошлого мира, искреннее соучастие ко всему, сила и ярость отстаивания своих взглядов, сокрушительная сила любви.

2. Столкновение героя, носителя светлых идеалов, со страшным миром действительности, в котором не дано торжествовать добру, свету и гуманизму».

3. «Души высокая свобода … давала … возможность не гнуться под любыми ветрами клевет и предательств, обид и несправедливостей».

4. Чувство общности со всем живым на земле.

Г. Маяковский В.В.

Соотнесите размышления о назначении поэзии и имена поэтов.

1. «Поэзия здесь больше не нужна».

2. Желание отдать стране «всю звонкую силу поэта»

3. Если у поэта отнимают «творческую волю, тайную свободу», то «поэт умирает, потому что дышать ему уже нечем; жизнь потеряла смысл».

4. «Но в мире нет власти грозней и страшней, Чем вещее слово поэта».

Г. Маяковский В.В.

Соотнесите ключевые образы и имена поэтов.

1. Таинственный образ Вечной Женственности.

2. «О, Муза плача, прекраснейшая из муз…» (М. Цветаева).

3. Главные составляющие художественного мира – образы земли и неба. В центре природно-поэтического мира – «деревянная избенка».

4. «Бабочка поэтиного сердца».

Г. Маяковский В.В.

Соотнесите особенности выразительной системы и имена поэтов.

1. Глубина психологизма достигается с помощью единичных бытовых деталей, извлеченных из памяти.

2. Народность поэзии, метафоричность образов.

3. Стихотворная строка разбивается «лесенкой», чтобы точнее донести до читателя все оттенки поэтической речи.

4. Символичность образов.

Г. Маяковский В.В.

Соотнесите особенности композиции отдельных стихотворений и имена поэтов.

1. Лирический герой принадлежит двум мирам: миру мечты, поэзии, где все окутано дымкой тайны, а поэт - хранитель этой тайны.

2. В первой строфе дан не конкретный, тщательно выписанный, а как бы обобщенный пейзаж русской осени: облетевшая роща, журавли.

3. Стихотворение-крик души поэта. Оно начинается просьбой, обращенной к людям: "Послушайте!" Весь строй речи в стихотворении именно такой, какой бывает, когда, ведется острая дискуссия, полемика, когда тебя не понимают, а ты лихорадочно ищешь аргументы, убедительные доводы и надеешься: поймут, поймут. Последнее предложение вопросительное. Но, в сущности, оно утвердительно. Ведь это риторический вопрос – ответ не требуется.

4. В стихотворении выделяются три раздела, что подчеркнуто и графически. Первые восемь строк построены, как цепь параллельных отрицательных конструкций. Концы фраз совпадают с концами строк, что создает мерную «настойчивую» информацию, которая подчеркнута ритмикой пятистопного ямба. После этого следует четверостишие, написанное трехстопным анапестом.

Г. Маяковский В.В.

Соотнесите отношение к Родине и имена поэтов.

1. «Моя лирика жива одной большой любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве».

2. «Я хочу быть понят моей страной, а не буду понят – ну что ж…»

3. Родина - всё: «жизнь и смерть, счастье или погибель».

4. Предназначение – до конца разделить судьбу родины и отказаться от эмиграции.

Г. Маяковский В.В.

Соотнесите ключевые образы Родины и имена поэтов.

1. «Уж не село, а вся земля им мать».

4. Россия – женщина-красавица то ли из сказки, то ли из жизни. «О, Русь моя! Жена моя!»

Г. Маяковский В.В.

Соотнесите отрывки произведений о Родине и имена поэтов.

1. "Не с теми я, кто бросил землю На растерзание врагам. Их грубой лести я не внемлю, Им песен я своих не дам".

2. Поэт горд за свою могучую Родину: "Читайте, завидуйте, я - гражданин Советского Союза!"

3. "Русь опоясана реками И дебрями окружена С болотами и журавлями И смутным взором колдуна. "

4. "Ой ты, Русь, моя родина кроткая, /Лишь к тебе я любовь берегу".

Г. Маяковский В.В.

Соотнесите отношение к революции и имена поэтов.

1. Революция – сжигающая стихия.

2. Революцию принял с «крестьянским уклоном».

3. Новая эпоха, пришедшая после революции, - трагическое время потерь и разрушений».

4. Голос поэта воспевает «коммуну во весь голос». «Моя революция».

1. ораторская интонация, акцентный стих а. Блок А. А.
2. метафоричность и цветовые эпитеты б. Есенин С. А.
3. зашифрованность при образов – символов в. Маяковский В. В.
7. Определите художественные средства выразительности, с которых С. Есенин создает образ природы:
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
А) эпитеты; Б) метафора; В) сравнение; Г) метафористическое сравнение
8. Назовите автора этих строк:
Я вернусь, когда раскинет ветви
По - весеннему наш белый сад,
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как много лет назад.
А) А. А. Фет; Б) А. С. Пушкин; В) С. А. Есенин; Г) А. А. Блок.
9. В чём художественное новаторство лирики Маяковского?
10. Кем был дед Блока по материнской линии?
11 Чей это портрет: «Лицо удивляло девичьей красотой, но волосы не были ни цвета «золотого льна», ни цвета «спелой ржи»?

Тест по литературе Вариант 2
Выполняют следующие 12 человек (начиная с Котова И.).
1. Соотнесите факты биографии и имена поэтов.
1. Страна детства – Рязанская земля. а. Блок А. А.
2. «Шахматовские и стали колыбелью любви поэта к Родине» б. Есенин С. А.
3. Место рождения – Грузия. в. Маяковский В. В.
2. Соотнесите портреты и имена поэтов.
1. «Красивый, стройный юноша, со светлыми вьющимися волосами, с большими мечтательными глазами и печатью благородства во всех движениях» (А. И Менделеева). а.. Есенин С. А.
2. «Златокудрый молодец в расшитой рубашке и сафьяновых сапожках». б. Маяковский В. В.
3. «…Высокого роста темноглазый юноша… Одет не по сезону в черную морскую пелерину с львиной застежкой на груди. В широкополой черной шляпе, надвинутой на самые брови, он казался членом сицилийской мафии. Размашистые, аффектированно резкие движения, традиционный для всех оперных злодеев басовый регистр…» (Б. Лифшиц). в. Блок А. А.
3. Соотнесите ключевые образы и имена поэтов.
1. Таинственный образ Вечной Женственности. а. Маяковский В. В
2. Главные составляющие художественного мира – образы земли и неба. В центре природно-поэтического мира – «деревянная избенка». б. Блок А. А.
3. «Бабочка поэтиного сердца». в. Есенин С. А..
4. Соотнесите ключевые образы Родины и имена поэтов.
1. «Край ты мой заброшенный, край ты мой пустырь…» а. Блок А. А.
2. «Отечество славлю, которое есть, но трижды, которое будет…» б. Есенин С. А.
3. «Россия, нищая Россия, мне избы серые твои, твои мне песни ветровые, как слезы первыя любви…» в. Маяковский В. В.
5. Соотнесите произведения и имена.
1. «Люблю» а. Л. Д. Менделеевой
2. «Стихи о Прекрасной Даме» б. Августе Миклашевской
2. «Любовь хулигана» в. Лиле Брик
6. С. Есенин использовал художественный приём – антитеза - в своём обращении к теме Родина. Антитеза – это:
А) художественный приём, заключающийся в использовании прозрачного намека на какой-нибудь хорошо известный бытовой, литературный или исторический факт вместо упоминания самого факта;
Б) художественное противопоставление характера, обстоятельств, понятий, образов и т. п., создающих эффект резкого контраста;
В) приём звукописи, заключающийся в повторах одинаковых или близких по звучанию согласных звуков.
7. Назовите стихотворение Есенина, которое является его своеобразным завещанием:
А) «Цветы мне говорят :прощай..»
Б) «Русь советская»;
В) «До свиданья, друг мой, до свиданья»;
Г) «Отговорила роща золотая…»
8. Назовите автора этих строк:
О, весна без конца и без краю-
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!
А) А. А. Фет; Б) А. С. Пушкин; В) С. А. Есенин; Г) А. А. Блок.
9. Кто автор стихотворения «Незнакомка»?
10. К каким литературным течениям принадлежали Блок и Маяковский?
11. Какую профессию получил Есенин, закончив с отличием Клепиковскую школу?

Читайте также: