Кому принадлежит культовая фраза я в прицел видела у него рыжая борода

Опубликовано: 17.09.2024

Император Фридрих I Барбаросса — культовая историческая фигура. Именно его именем был назван план «молниеносной войны» против СССР. Говорят, Барбаросса спит в скале и выйдет оттуда, когда Германская империя возродится.

Кем был Фридрих Гогенштауфен?

Королевство Германия в XII веке было одной из самых могущественных держав Европы и ядром Римской империи. Именно так современники называли союз Итальянского, Германского и Бургундского королевств, прежде чем он стал Священной Римской империей в 1254 году.


Власть в нем прочно держали знатные рода, из которых избирался король. Отцом Фридриха был герцог Швабский Фридрих Одноглазый из рода Штауфенов, а матерью Юдифь Баварская, происходившая из не менее знатного рода Вельфов. Король Германии Конрад III был ему дядей.

Как и все мальчики в знатных семьях того времени, он учился фехтованию, верховой езде, занимался охотой и сопровождал в походах отца. Несмотря на покровительство искусствам, он до конца своей жизни оставался неграмотным и так и не научился читать и писать.

По воспоминаниям современников, юноша обладал от природы крепким здоровьем и телосложением, умел вести беседу, чтил рыцарский кодекс и слыл знатоком в военном деле. В 25 лет он принимает участие во Втором Крестовом походе, окончившемся неудачно. Для Фридриха это была отличная школа, в которой он приобрел и военный, и политический опыт. Предводитель похода король Конрад III заметил его, и когда в 1150 году его собственный сын Генрих погиб, назначил своим преемником. Коронация нового немецкого правителя прошла во Франкфурте 4 марта 1152 года.


Первые шаги и войны императора

Избранный королем немецкой знатью, Фридрих Барбаросса хотел еще больше укрепить свою власть: для этого ему была необходима корона императора, по традиции вручаемая в Риме папой.
Усмирив в Германии непокорных вассалов, молодой король мог собрать довольно значительную по численности и хорошо снаряженную рыцарскую армию, готовую к походу на Рим. Города северной Италии и римские горожане стали главными его противниками в долгих войнах уже после имперской коронации 1155 года.


Всего император совершил шесть Итальянских походов. Не случайно, именно итальянцы, уже после смерти Фридриха, дали ему прозвище Барбаросса (по-итальянски barba – борода, rossa – рыжая). Политика в Италии не всегда была мягкой. Так, в 1162 году он разрушил полностью Милан, а оставшихся жителей расселил по четырем соседним деревням.

Фридрих Барбаросса довел до совершенства тактику рыцарского войска. Ядро его армии составляла тяжеловооруженная рыцарская кавалерия. Именно ей отводилась главная роль в бою – прорвать строй неприятеля, конного или пешего, и разбить его основные силы. Пехота, в основном состоявшая из крестьян, в это время сковывала его фланги и добивала оставшихся.

Однако такая тактика срабатывала не всегда – в 1176 году Фридрих, встретившись с ополчением североитальянских городов при Леньяно, не смог прорвать во главе тяжеловооруженной конницы строй горожан-пикинеров, был выбит из седла и чуть не погиб. Весть о его "смерти" вместе с ударом брешианской конницы во фланг посеяла панику в рядах немецкого войска. Битва была проиграна, что, впрочем, не помешало Барбароссе оставаться одним из лучших полководцев Средневековья.


Третий второй Крестовый

Уже в старости могущественному правителю Фридриху Барбароссе представился еще один шанс проявить качества настоящего христианского рыцаря. В 1187 году султан Салах-ад-Дин разбил войска короля Иерусалимского и захватил Гроб Господень. В Крестовый поход, третий по счету, отправились монархи сильнейших государств Европы – французский король Филипп II, английский – Ричард I, уже при жизни прозванный Львиное Сердце и германский император Фридрих Барбаросса.

Последний был намного старше своих соратников и сбор войска занял у него меньше времени. К тому же германский император обладал властью и деньгами для организации похода, был уверен в себе и не обращал внимания на политические интриги.

11 мая 1189 года войско Фридриха Барбароссы выступило из Регенсбурга. Сам он был единственным европейским правителем, принимавшим участие в Крестовом походе второй раз. Однако при подходе к Константинополю выяснилось, что император Византии Исаак II на деле не расположен помогать крестоносцам.

Преодолевая препятствия, войско переправилось в Малую Азию и разбито сельджуков у Икония, где, по словам хрониста, Фридрих сражался как лев. Но движение войска к Иерусалиму остановила внезапная смерть императора.


Гибель Фридриха Барбароссы покрыта тайной. Традиционно считается, что он утонул при переправе в реке Салеф в Армении (современная Турция). Однако уже современники императора высказывали сомнения в этой версии. Император умел хорошо плавать и рядом с ним были его воины.
Есть и другая версия, что император остановился отдохнуть на берегу реки и решил освежиться в ее водах. Но вода оказалась очень холодной и может судорога, а может и желание искупаться сразу после обеда, стали причиной смерти почти семидесятилетнего Барбароссы.

Как бы то ни было, смерть предводителя заставила многих крестоносцев повернуть назад. А те, кто остались, борясь с болезнями и сельджуками, оказались неспособны отвоевать Иерусалим. Судьба тела императора также неизвестна. Его забальзамировали, чтобы доставить в Германию, однако на родину оно возвращено не было. Это породило в умах почитателей императора много легенд.

Легенды о Барбароссе

Фридриха Барбароссу знали, уважали и боялись современники и их потомки. Но легенда о нем появилась только после правления его внука – Фридриха II, в середине XIII столетия. Во многом из-за того, что последнему удалось все-таки освободить Иерусалим от неверных. Образы Фридрихов в народной памяти смешались (вспомним, как слились фигуры Владимира Святого и Владимира Мономаха в былинном Владимире Красно Солнышко). Уже в конце Средневековья распространилась легенда, что Фридрих Барбаросса не умер, а спит в таинственной горе. Чаще всего называлась гора Кифхойзер в Тюрингии.

По легенде, император сидит за столом, а его длинная рыжая борода обвивает стол. Время от времени Барбаросса просыпается и посылает двух воронов посмотреть, утихли ли ссоры в Германии. Когда это произойдет, а борода обовьется вокруг стола три раза, то император восстанет и своей рукой наведет порядок.

Распространению этой легенды и ее литературной обработке мы обязаны во многом немецким романтикам – ученым и писателям, активно собиравшим памятники старины в XIX веке. В их числе были и знаменитые братья Гримм. Созданный ими идеальный литературный образ заслонил истинное лицо императора – представителя своего времени и своего сословия. Фридрих Барбаросса был рыцарем, грубым с крестьянами и куртуазным среди придворных, безрассудно храбрым в битве и коварным в переговорах, хитрым политиком и умелым, расчетливым полководцем.

Вам понравилась история? Надеемся вам так же будет полезна и реклама наших партнеров:

“Я в прицел видела, что у него рыжая борода”

Как девушки становились снайперами, и что делала с ними война

«Мне 25 лет. На фронте я уже успела уничтожить 309 солдат и офицеров противника. Не кажется ли вам, джентльмены, что вы слишком долго прячетесь за моей спиной?» О том, чему учили девушек в снайперской школе, как тяжело было сделать первый выстрел, почему боялись плена и стеснялись того, что были на фронте – статья Виктории Петраковой.

Не только подвиги полководцев

Тема участия советских женщин в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. сама по себе очень живая, потому что история любой войны, тем более Великой Отечественной – это не только стратегические операции и подвиги великих полководцев, это, в первую очередь, истории человеческих судеб. Это истории молодых людей, юношей и девушек, которые добровольно уходили на фронт и, не задумываясь, отдавали той страшной войне здоровье, юность и свою жизнь.

С другой стороны, эта тема представляет научный интерес, потому что в архивах, в основном, в Центральном архиве Министерства обороны РФ, хранится большое количество документов военного времени, многие из которых до сих пор засекречены. Фонды ЦАМО РФ содержат интереснейшие материалы, например, сведения о женщинах-снайперах включены в фонд «Центральная женская школа снайперской подготовки». Кроме этого, бесценные материалы личного происхождения, письма с фронта, воспоминания, интервью с ветеранами дают возможность взглянуть на фронтовую жизнь изнутри, узнать особенности повседневной военной жизни, понять эмоциональное состояние женщин в тяжелых условиях войны.

Прежде чем говорить об истории женского снайперского движения, необходимо понимать, что до 1941 года мировая военная история не знала такого массового добровольного участия женщин в войне. Именно личные мотивы женщин, основанные на глубоком чувстве патриотизма и осознанном желании отомстить врагу за несправедливо отнятую мирную жизнь, являлись основным фактором, побуждавшим их идти на фронт.

Эта традиция зародилась в нашей стране еще задолго до начала Великой Отечественной войны: на протяжении всего XIX века женщины находились на полях сражений в качестве сестер милосердия, что особенно ярко проявилось во время Крымской и русско-турецкой войн. Наши женщины принимали участие в русско-японской, Первой мировой и гражданской войнах. Согласно Закону «О всеобщей воинской обязанности» от 1 сентября 1939 года, женщины, имевшие медицинскую, ветеринарную и специальную техническую подготовку, объявлялись военнообязанными в первые часы войны.

В октябре 1941 года начали свой боевой путь три легендарных женских авиационных полка, в ноябре 1941 года под Москвой приняли мученическую смерть разведчицы-диверсанты – будущие Герой Советского Союза Зоя Космодемьянская и Герой России Вера Волошина. А дальше был тяжелейший 1942 год, когда женщины представляли не только почти 100% состава военно-медицинской службы, но и были призваны в войска связи и ПВО, автодорожные и бронетанковые войска, Военно-Морской Флот.

Всего во время войны в рядах действующей армии находились от 800 тысяч до 1 млн женщин, которые освоили около 20 воинских специальностей. Возраст? В истории Великой Отечественной войны осталась и 15-летняя разведчица Маша Ускова, которую в 1942-м немцы повесили на Дар-горе в Сталинграде, и снайпер, полный Кавалер ордена Славы Нина Павловна Петрова, которая ушла на фронт в возрасте 48 лет. За годы войны 89 женщин стали Героями Советского Союза, 9 – Героями России, четверо – полными Кавалерами ордена Славы.

Однако незаслуженно в «тени истории» остаются те женщины, которые самоотверженно трудились на фронте, но не сражались непосредственно на передовой – служащие полевых кухонь, банно-прачечных и прачечно-дезинфекционных отрядов, ремонтных мастерских, штабных канцелярий (машинистки, переводчики, топографы), метеорологи. Даже такие, казалось бы, гражданские профессии требовали непрерывного физического и нервного напряжения в опасных для жизни условиях.

«В небе «Ночные ведьмы»[1]

8 октября 1941 года был издан приказ НКО СССР № 0099 о создании трех женских авиационных полков в составе Военно-Воздушных Сил Красной армии. Герой Советского Союза Марина Михайловна Раскова оказала большое содействие тому, чтобы этот день стал отправной точкой героического боевого пути «Ночных ведьм», «Белой лилии Сталинграда» Лидии Литвяк (вошла в историю как самая результативная женщина-истребитель) и многих-многих других летчиц Великой Отечественной.

Во второй половине 1930-х годов профессия военного летчика была достаточно распространена в Советском Союзе. 24-25 сентября 1938 года экипаж советских летчиц на самолете «Родина» (АНТ-37) впервые в истории авиации совершил сверхдальний беспересадочный полет из Москвы на Дальний Восток (5908 км) длительностью чуть более 26 часов. За выполнение этого перелета и проявленные при этом мужество и героизм Валентина Гризодубова, Марина Раскова и Полина Осипенко были удостоены звания Герой Советского Союза.

Именно летчиц 588-го ночного бомбардировочного (ставшего с февраля 1943 года 46-м Гвардейским Краснознаменным Таманским авиационным полком) немецко-фашистские захватчики прозвали «Ночные ведьмы», поскольку легкие бомбардировщики У-2 (По-2), на которых они воевали, были тихоходными, что позволяло внезапно и практически незаметно подлетать к позициям противника. За время существования полка было произведено более 23 тысяч боевых вылетов в ходе освобождения Новороссийска, Крымского полуострова, Севастополя, Белоруссии, Польши.

Как-то один из летчиков французского авиаполка «Нормандия-Неман» сказал: «…Если собрать цветы всего мира и положить их к ногам русских летчиц, то и этим мы не смогли бы выразить своего восхищения ими».

Зоя и Вера – судьбы в разведке

Зоя Космодемьянская – скромная девушка с серыми лучистыми глазами, мечтавшая поступить в Литературный институт, в тяжелейшие дни Московской битвы стала разведчицей-диверсантом части особого назначения разведотдела штаба Западного фронта и навсегда вошла в историю как первая женщина, кому в годы Великой Отечественной войны было присвоено звание Героя Советского Союза. Посмертно.

К сожалению, в настоящее время в информационном пространстве появляются негативные высказывания, которые оскорбляют память об этой девушке, обессмысливают и обесценивают ее подвиг.

Сегодня, через 75 лет, живя под мирным небом, мы не имеем морального права подвергать сомнению очевидное, выискивать опровергающие подвиг детали в погоне за «объективной историей». Ведь то, что 29 ноября 1941 года, когда враг рвался к столице, 18-летняя девочка приняла мученическую смерть, не предав никого – это неоспоримый факт.

Говоря о Зое, всегда нужно помнить и о ее боевой подруге Вере Волошиной, которая была казнена в тот же самый день, в нескольких десятках километров от деревни Петрищево – в совхозе Головково. Мы не знаем о последних часах ее жизни, но по тому, что привезли ее к месту казни измученную, с перебитой рукой, можно лишь догадываться, что пришлось пережить и этой девушке. В последние свои минуты она приподнялась на борту машины и запела «Интернационал», вогнав в немое оцепенение шофера грузовика, который не мог тронуться с места. О ней узнают только в 1957 году благодаря журналисту и исследователю Георгию Фролову, а в 1994-м Вере Волошиной будет присвоено звание Героя России.

«Не кажется ли вам, джентльмены, что вы слишком долго прячетесь за моей спиной?»

Снайпер – одна из наиболее тяжелых военных профессий и в физическом, и в психологическом плане. Иногда спрашивают: «Какими чертами нужно было обладать женщине, чтобы идти на фронт и убивать? Может, это была некая психологическая предрасположенность, обусловленная жестокостью?». Конечно, нет. Как оправдание этой неженской воинской специальности звучат слова начальника политотдела женской снайперской школы майора Екатерины Никифоровой: «Школа была рождена войной, ее суровой необходимостью».

Во время Великой Отечественной войны обучение женщин снайперскому искусству проходило по следующим направлениям: учебно-стрелковые центры организаций Осоавиахима и система Всевобуча (массовая подготовка населения, которая в силу различных обстоятельств не всегда была качественной), школы отличных стрелков снайперской подготовки различных военных округов (ШОССП), занятия непосредственно во фронтовых условиях и профессиональный курс обучения на базе Центральной женской школы снайперской подготовки.

Самой результативной женщиной-снайпером не только Великой Отечественной, но и Второй мировой войны является Людмила Михайловна Павличенко, которая до войны окончила школу Осоавиахима и с июля 1941 года добровольно ушла на фронт. В составе 25-й Чапаевской стрелковой дивизии она участвовала в обороне Одессы и Севастополя. Ее личный боевой счет составляет 309 солдат и офицеров противника (36 из них – снайперы).

После серьезного ранения Людмила Павличенко была отозвана с фронта и в сентябре 1942 года в составе делегации советской молодёжи вместе со снайпером Владимиром Пчелинцевым выехала на Международный студенческий конгресс в США (вероятно, поездка была связана с форсированием открытия союзниками Второго фронта). Перед многотысячной толпой на митинге в Чикаго она произносит ставшие легендарными слова: «Мне 25 лет. На фронте я успела уничтожить 309 солдат и офицеров противника. Не кажется ли вам, джентльмены, что вы слишком долго прячетесь за моей спиной?».

Из 6 женщин-снайперов, Героев Советского Союза, Людмила Павличенко – единственная, кто получил это высокое звание при жизни.

Трагическим образом сложилась судьба снайпера Нины Павловны Петровой. Пройдя еще до войны курс обучения инструктора-снайпера в школе Осоавиахима, в возрасте 48 лет Нина Павловна добровольно ушла на фронт, вступив в ряды народного ополчения. На фронте Н.П. Петрова подготовила более 500 снайперов, а ее собственный личный счет составил более 100 солдат противника. К сожалению, 1 мая 1945 года возле города Штеттин Нина Петрова погибла: грузовик, на котором она ехала с боевыми товарищами, упал в обрыв. Нина Петрова стала одной из четырех женщин – полных кавалеров ордена Славы.

Еще один яркий пример мужества и самопожертвования – Герои Советского Союза Наталья Ковшова и Мария Поливанова. Общий боевой счет их снайперской пары – более 300 солдат и офицеров противника. Они погибли 14 августа 1942 года на новгородской земле, подорвав себя и окружавших их врагов последними двумя гранатами.

Чему учили в снайперской школе

Отправной точкой в системе профессиональной снайперской подготовки стал декабрь 1942 года, когда при Центральной школе инструкторов снайперского дела (мужской) были сформированы трехмесячные женские курсы. 21 мая 1943 года на их базе была создана Центральная женская школа снайперской подготовки – единственная в мировой военной истории.

Первоначально школа располагалась в поселке Вешняки под Москвой, летом 1943 года она была перебазирована в поселок Амерево (Щелковский район, Московская область), а с сентября 1943 года переехала «на зимние квартиры» в поселок Цементного завода (ст. Силикатная, Подольский район, Московская область), где и просуществовала до окончания войны.

Каким образом будущие девушки-курсанты попадали в снайперскую школу? Существовали достаточно жесткие критерии отбора: предпочтение отдавалось крепким, физически выносливым девушкам в возрасте до 25 лет, обладавшим отличным зрением, имевшим образованием не ниже 7-ми классов, годным к службе в армии.

Весь курс обучения составлял 6 месяцев, за это время будущие снайперы изучали теорию и оттачивали мастерство на практике. Обязательными дисциплинами были огневая, строевая, химическая, тактическая, политическая подготовка. Курсанты осваивали военную топографию, инженерно-саперное дело, правила маскировки, ведения огня и рукопашного боя, учились оборудовать ячейки для стрельбы, тренировали зрение, наблюдательность и твердость руки. Большое внимание уделялось военно-химической подготовке.

В чем заключались практические занятия? Самым любимым предметом в школе считалась огневая подготовка. До места, где располагалось стрельбище, девушки шли 7 км и учились стрелять на расстоянии 1000 метров «по станковому пулемету», с 800 м – «по перебежчику», с 500 м – «по грудной мишени», с 250 м – «по стереотрубе».

По окончании курса обучения, наряду с государственными экзаменами, выпускницам школы необходимо было выдержать 70-километровый марш-бросок с полной солдатской выкладкой (скаткой, винтовкой, противогазом, саперной лопаткой).

Конечно, учиться было тяжело, но впоследствии, уже будучи на передовой, снайперы с благодарностью вспоминали своих педагогов, ведь приобретенные навыки зачастую спасали им жизнь. Программа подготовки снайперов постоянно корректировалась в соответствии с рекомендациями и отчетами с фронта: больше внимания уделялось меткости выстрела по всем видам цели (неподвижной и появляющейся), стрельбе в ночное время суток, ориентированию на местности, саперной подготовке, умению оборудовать позицию на дереве («кукушки»).

Тем не менее, за период шестимесячного курса обучения девушки становились профессионально обученными снайперами и очень стремились воевать. На фотографии ниже изображены выпускницы школы, отбывающие на фронт со станции Силикатная.

По прибытии на фронт девушек-снайперов зачастую встречали недоверчиво, и только после контрольных стрельб, которые были определенным «испытанием на прочность», уважение со стороны старших товарищей сразу возрастало.

«Я в прицел видела, что у него рыжая борода»

Что было самым сложным на фронте? Сделать первый выстрел. Ведь в школе будущих снайперов учили стрелять исключительно по мишеням, а на фронте им пришлось столкнуться с живыми людьми. Работая только на переднем крае обороны, снайперы могли «охотиться» из траншей полного профиля и реже за передним краем – на нейтральной полосе, куда зачастую выдвигались, если оборона противника находилась далеко от наших позиций.

Вследствие того, что расстояние могло быть небольшим и оптический прицел приближал цель в 3,5 раза (в основном, в годы войны советские снайперы использовали трехлинейную винтовку системы Мосина обр. 1891/1930 гг. с оптическим прицелом ПУ), зачастую можно было разглядеть обмундирование противника, очертания его лица. Кавалер ордена Славы Лидия Яковлевна Андерман, которой уже, к сожалению, нет в живых, рассказывала, что навсегда запомнила своего первого немца: «Я в прицел видела, что у него рыжая борода, какие-то рыжие волосы». Он еще долго ей снился даже после войны.

Но сразу сделать выстрел получалось не у всех: естественная жалость и качества, свойственные женской природе, конечно, давали о себе знать при выполнении боевого задания. По мере постепенного привыкания к фронтовой повседневности в сознании вчерашних выпускниц снайперской школы происходил неизбежный перелом, никак не обусловленный появлением в их характере крайних форм жестокости.

Это отмечала в своих воспоминаниях снайпер А.П. Медведева-Назаркина: «Мне, обычной девушке, было очень трудно освоиться на фронте и стрелять в людей, хотя и понимала, что стреляю по врагам. Видя людское горе, слезы и кровь родной земли, я поняла, что не может быть жалости к лютому захватчику».

Близость смертельной опасности, гибель боевых товарищей, трагические известия из дома – все это оказывало влияние на женскую психику. И в такой ситуации вопрос о том, надо ли идти и выполнять свое боевое задание не вставал: «…Я должна взять оружие в руки и мстить сама. Я уже знала, что у меня никого из родных не осталось. Моей мамы нет…».

Важно сделать единственно верный выстрел

В основном, на «охоту» (так на языке снайперов называлась их боевая работа) выдвигалась снайперская пара, но была практика, когда задания выполняли одиночные снайперы. Использование снайперской пары, когда наблюдение за противником велось поочередно, значительно облегчало всю работу: «Работая в паре, мы держали на

Учитель истории пришёл на урок с портретом Карла Маркса и начинает вести урок методом эвристической беседы:
- Дети, кто это?
- Наш дворник Карл Маркс
- Он не дворник, а учёный!
- Нет он дворник.
- Да. Это дядя Толя. Его папа Карлом Марксом зовёт.

Беседа зашла в тупик. Полкласса утверждают, что это дворник дядя Толя. Другая половина не знает кому верить. Учителю истории, который Карла Маркса в глаза не видел, или своим одноклассникам, которые его знают и видели.

После уроков учитель пошёл в тот микрорайон, где работал дворником дядя Толя по кличке Карл Маркс. Видит дворника с метлой. Сходство просто поразительное. Сам Карл Маркс машет метлой. У учителя истории от возмущения в зобу дыхание спёрло:
- Товарищ, что Вы себе позволяете?! Поимейте же совесть. Сбрейте бороду. Не вводите детей в заблуждение!

Дворник дядя Толя опирается на метлу и задумчиво отвечает учителю:
- Хорошо, бороду я сбрею, а умище-то куда девать? Куда?

Помните этот анекдот? Давайте поговорим про умище. Мозгов у человека больше килограмма. Куриные мозги значительно меньше. И так понятно. Сравнивать даже, вроде бы, как-то неудобно. Возьмём мозги пчелы. Они в тысячу раз меньше куриных и в миллион раз меньше, чем у человека, то есть около миллиграмма. И что? У пчелы отличная память, пчела сохраняет в своём микрочипе всё до мельчайших подробностей, всё, что когда-то видела или ощущала. Ошибки свои пчёлы не повторяют.
Пчела без электронной системы навигации за считанные секунды способна вычислить кратчайшие маршруты полёта от родного дома до цветущего медоноса. А ведь для этой крохи пять километров, то же самое, что для человека пять тысяч километров. Человек же со своими огромными мозгами и умом необъятным может заблудиться в небольшом лесу.

Но меня не это удивляет. Если во всём улье мозгов меньше, чем у одной курицы, то как они при таких мозгах, в своём пчелином государстве сохраняют порядок, до которого всё человечество всё ещё дожить не может!? Посмотрим, как они живут:

• Гражданских войн не ведут
• Претенденты на правление страной дерутся меж собой сами, лично, и на демонстрации никого не выводят
• Каждый знает своё дело и делает его добросовестно, с безупречным качеством.
• Для потомков готовят надёжное будущее.
• Социальная справедливость на высоком уровне. Из страны выдворяют только трутней, да и то перед зимой, когда ещё не ясно выживет страна или нет.
• Из всех пчёл самая тупая – матка, то есть Правитель пчелиного государства. Это не мешает гражданам сохранять порядок и следовать за своим Правителем.
• На защиту страны выступают все, кому положено её защищать. Каждый боец – это камикадзе. Ужалить может пчела лишь один раз.
• Пчелиное государство может разделиться, новое общество может перекочевать на другое место, но обычаи и нравы, весь порядок останется на протяжение тысячелетий.

Вот и думаю, чего мы тут в политических дискуссиях умничаем, портим друг другу нервы и здоровье. Оказывается, не в уме дело.

Уважаемый Фёдор!С большим интересом прочла Ваши философские размышления о
несовершенстве нашего мыслительного аппарата. У меня одна единственная версия,
объясняющая наш проигрыш пчёлам: вспомните, какими громоздкими были первые
компьютеры? Вот! Просто создатель сотворил нас первыми, а когда очередь дошла
до пчёл технологии были другими! Надеюсь, читая всё это, Вы улыбнулись!
С наилучшими пожеланиями,

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

«Мужчина без бороды – всё равно, что женщина с бородой»

Под редакцией Романа Масленникова

Выражаю огромную благодарность своей семье: моей любимой супруге и детям, которые ежедневно поддерживали меня и питали жизненной энергией, настраивали на позитивные мысли и побуждения. Помогали мне теплыми словами и активно участвовали в работе над созданием книги. Спасибо вам, за то, что вы есть в моей жизни!

Большое спасибо Роману Масленникову и Александру Белановскому за профессиональную работу и поддержку, за терпение и труд, которые они вкладывали в работу по написанию этой книги. Ребята, вы вдохновили меня на свершение настоящего подвига, поверили в мой успех и помогли достичь поставленных целей.

Огромное спасибо видео-блогеру Максиму за его ежедневные консультации и неоценимый вклад своих знаний и опыта в создание книги, за отзывчивость и оперативность, и просто за приятное общение. Спасибо, Макс!

Благодарю Глебова Илью – сооснователя проекта бородатых. нет и организатора первого чемпионата бород в России, за проявленную им отзывчивость и уникальные рассказы про чемпионат.

Не так давно я задумался: «А не отпустить ли мне бороду?» Я вспомнил случай, когда однажды в юности мне сказали: «Тебе в будущем стоит отпустить бороду, она украсит твое лицо». Тогда я не придал этому никакого значения, и в мыслях пронеслась картинка о капитане дальнего плавания, путешествующем по свету с густой седой бородой… Улыбнувшись, я принял эти слова за смешную шутку, и не более того.

Спустя несколько лет, глядя в зеркало, я вспомнил этот случай и подумал, что возможно именно сейчас настало время перемен…. И я просто перестал бриться: день, два, три… неделя… В самом начале это был для меня интересный эксперимент. Я хотел оставить легкую «итальянскую небрежность» и посмотреть, как я буду выглядеть, и изменит ли это каким-то образом мою жизнь?

Честно говоря, чем больше я не брился, тем все больше и больше мне начинала нравиться моя борода, а мысли о бритье даже не посещали мою голову. Постепенно борода становилась частью меня. Вслед за этим у меня возникли другие потребности, мысли и новые желания. Теперь меня волновали другие вопросы: «Какой формы отпустить бороду? Как мне ее подбривать, и какого ухода она требует?».

Начав подробно изучать эти вопросы, я вооружился бритвенным станком, ножницами и стал экспериментировать: изредка подрезал бороду, иногда укорачивал и менял ее форму. С каждым днем я все больше понимал, насколько она мне дорога. Наверное, в этом заключается особый магический смысл, потому как сейчас я могу с уверенностью заявить, что борода – это полноценная часть моего тела!

Возможно, отпустив бороду, я бросил вызов обществу. Может быть, я не только попытался изменить свою внешность, но и тем самым пожелал поменять свое мировоззрение. Иногда совершенно посторонние люди спрашивают у меня: «Почему ты не побреешься? Ты такой небритый, самому нравится?», но у меня моментально возникает встречный вопрос: «А зачем бреетесь Вы? Отпустите себе бороду, это же так здорово!». Они смотрят на меня с недоумением, разворачиваются и уходят. Наверно, это правильная реакция, ведь каждый принимает решения для самого себя и не обязан жить по правилам окружающих, все мы индивидуальны, и поэтому разные.

Среди людей существует мнение, что бороду отпускают лишь лентяи, которые не желают бриться каждый день. Про них говорят, что если они не побриты, то, скорее всего, лентяи не только в жизни, но и на работе. Однако, спешу тебя заверить, что это заблуждение.

Дело в том, что уход за бородой требует гораздо больше усилий и времени, чтобы поддерживать ее в надлежащем виде и эстетичном состоянии. Поверь мне – это совсем не просто. Здесь очень важны навыки и определенные инструменты, которые я со временем для себя приобрел.

Ношение бороды – это целое искусство, особое удовольствие для мужчины и способ самовыражения. С ней ты соприкоснёшься с чем-то историческим и аристократичным.

Президент Российского Клуба Любителей Бороды (РКЛБ),

Глава. 1. Режь наши головы, но не тронь наши бороды

Так что же такое «борода»? Каково значение этого слова?

Если быть точным, борода – это богатство рода! И чем она гуще и длиннее, тем сильнее и крепче род, тем больше потомства и могущественнее связь между поколениями. Борода – символ власти и мужества.

Для одних густая растительность на лице является признаком внутренней силы, для других – символом скрытности, а кто-то, используя бороду, пытается просто скрыть недостатки на своем лице. Причин для ношения бороды, в действительности, очень много.

Предлагаю тебе перенестись со мной на десятки тысяч лет назад, в те времена, когда жили первобытные люди. Я с огромной уверенностью могу сказать, что все мужчины того времени носили бороды. «Почему?» – спросишь ты меня. Наверное, лишь потому, что им просто-напросто нечем было бриться. Однако, последние исследования и археологические находки свидетельствуют о том, что уже в каменном веке существовало что-то в виде бритвы – остро заточенный камень. Только представь себе, насколько болезненной была эта процедура!

История одной бороды - i_001.jpg

Спустя тысячелетия борода приобрела особое значение для мужчин. Она стала эталоном изящества и настоящей мужской красоты, признаком зрелости, силы и мудрости.

История бород в мире

Вспомним некоторые интересные факты из истории ношения бороды в разных странах.

На Востоке было принято давать клятвы, упоминая свою бороду: «Клянусь своей бородой» или «Клянусь бородой пророка».

В то время по форме бороды можно было определить социальное положение владельца. Так, например, у персидских воинов длина бороды соответствовала рангу чиновника. Рядовые воины имели бороду, достигавшую плеч и ключиц, а солдаты высшего ранга носили бороду во всю грудь и ниже. Как правило, к этому времени они уже были главнокомандующими.

Древние индусы красили свои бороды естественными красителями и убирали их на ночь в специальные кожаные футляры – набородники, для сохранения ухоженного внешнего вида и формы.

В Греции мужчины носили конусообразные бороды. И наличие бороды на лице играло огромную роль. Если вдруг встречался гладко выбритый человек, то это означало, что он наказан за какой-то серьезный проступок или даже преступление. Воинам, струсившим на поле боя, обривали пол лица. Смыть такой позор было невозможно.

Сам Александр Македонский накануне кровопролитной битвы издал указ о том, чтобы солдаты сбривали свои бороды, так как он считал, что неприятели могут ухватить солдата за бороду, тем самым обезоружить его и победить.

В Древнем Египте было принято приносить волосы в жертву Богам. Поэтому фараоны брились каждый день, но, вопреки этому, все равно носили бороду: только не настоящую, а накладную. Сама борода имела для древних египтян большую ценность, сближающую их с Богом. Она считалась святыней, и даже неким божественным проявлением. Обычные граждане отпускать бороду не имели права, так как только фараон считался приближенным к Всемогущему.

Ченкина Нина Борисовна

Викторина поможет закрепить читательские умения учащихся, так как внимание восьмиклассников акцентируется на роли портрета , действий и речевой характеристики персонажей. Её можно проводить перед началом изучения повести, чтоб определить уровень подготовки к её усвоению; можно использовать для проверки знаний учащихся по завершении изучения произведения.

ВложениеРазмер
Портрет, речь как средства характеристики персонажей. 17.41 КБ

Предварительный просмотр:

1. «Молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым».

2. « Ему казалось лет за семьдесят. У него не было ни носа, ни ушей. Голова его была выбрита; вместо бороды торчало несколько седых волос; он был малого росту, тощ и сгорблен; но узенькие глаза его сверкали ещё огнём».

3. « Старик бодрый и высокого росту. в колпаке и в китайчатом халате».

4. « Один из них, тщедушный и сгорбленный старичок с седою бородкою, не имел в себе ничего примечательного, кроме голубой ленты, надетой через плечо по серому армяку».

5. «Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо её, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и лёгкая улыбка имели прелесть неизъяснимую».

6 « Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское».

7.«…увидел я высокого барина лет тридцати пяти, с длинными чёрными усами, в халате, с кием в руке и с трубкой в зубах».

8. « Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светлорусыми волосами, гладко зачёсанными за уши, которые у неё так и горели».

9. «Он был ужасно худ и бледен. Волоса его, недавно чёрные как смоль, совершенно поседели; длинная борода была всклокочена»

10. «Он был высокого роста, дороден и широкоплеч, и показался мне лет сорока пяти. Густая рыжая борода, серые сверкающие глаза, нос без ноздрей и красноватые пятна на лбу и щеках придавали его рябому широкому лицу выражение неизъяснимое».

1. «Он осматривал яблони, обнажённые дыханием осени, и с помощью старого садовника бережно их укутывал тёплой соломой»

2. «С омерзением глядел я на дворянина, валяющегося в ногах беглого казака».

3. «Он был добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности»

4. « Только слава, что солдат учишь: ни им служба не даётся, ни ты в ней толку не ведаешь. Сидел бы дома да Богу молился; так было бы лучше»

5. « Так ли исполняешь ты свою должность и господскую волю? Я. тебя, старого пса! пошлю свиней пасти за утайку правды и потворство к к молодому человеку».

6. « Он усмехнулся злобной усмешкою и, приподняв свои цепи, опередил меня и ускорил свои шаги»

7. «Под его надзором на двенадцатом году выучился я русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля»

8. « Я не смею взять на себя столь великую ответственность, когда дело идёт о безопасности вверенных мне провинций её императорским величеством…»

9 « Старичок в глазетовом кафтане поспешно допил третью свою чашку, значительно разбавленную ромом».

10. «Имя Марии Ивановны не было произнесено гнусным злодеем, оттого ли, что самолюбие его страдало при мысли о той, которая отвергла его с презрением; оттого ли, что в сердце его таилась искра того же чувства, которое и меня заставило молчать».

1. «Я офицер и дворянин; вчера ещё дрался противу тебя, а сегодня еду с тобой в одной кибитке…»

2.«Конечно, и я грешен, и эта рука повинна в пролитой христианской крови. Но я губил супротивника, а не гостя; на вольном перепутье да в тёмном лесу, не дома, сидя за печью».

3 «Не казнь страшна: пращур мой умер на лобном месте, отстаивая то, что почитал святынею своей совести; отец мой пострадал вместе с Волынским и Хрущёвым. Но дворянину изменить своей присяге, соединиться с разбойниками, убийцами, с беглыми холопьями. Стыд и срам нашему роду!»

4. «Швабрина сказнить не беда; а не худо и господина офицера допросить порядком: зачем изволил пожаловать»

5.» Я знаю всё, я всё вам расскажу. Он для одной меня подвергался всему, что постигло его».

6. «Не ты первый, не ты последний. Стерпится, слюбится. Швабрин Алексей Иваныч вот уж пятый год как к нам переведён за смертоубийство. Бог знает, какой грех его попутал…»

7. «Извините меня, если я вмешиваюсь в ваши дела; но я бываю при дворе; изъясните мне, в чём состоит ваша просьба, и, может быть, мне удастся вам помочь»

8 «Долг наш защищать крепость до последнего нашего издыхания; об этом и говорить нечего. Но надобно подумать о безопасности женщин»

9. « Без их благословения не будет тебе счастия. Покоримся воле божией. Коли найдёшь себе суженую, коли полюбишь другую – бог с тобою, Пётр Андреевич…»

10. «Злодей –то видно силён; а у нас всего сто тридцать человек, не считая казаков, на которых плоха надежда»…

11. «Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь ты!»

12 « помилуй, сударь, что это ты изволишь говорить? Я причина, что ты был ранен! Бог видит, бежал я заслонить тебя своею грудью от шпаги Алексея Иваныча! Старость проклятая помешала…»

13. «Ну, думал ли ты, ваше благородие, что человек, который вывел тебя к умёту, был сам великий государь? Ты крепко передо мною виноват, но я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу…»

14. « Какой мошенник! Что смеет нам ещё нам предлагать! Выйти к нему навстречу и положить к ногам его знамёна! Ах он собачий сын! Да разве он не знает, что мы уже сорок лет в службе и всего, слава богу, насмотрелись»

15. «И тогда будь я киргизский баран, …если эти воры не выдадут нам своего атамана, скованного по рукам и по ногам».

1 Швабрин. 2.Башкирец. 3.Комендант. 4.Капрал Белобородов. 5. Екатерина II. 6 Емельян Пугачёв. 7.Зурин. 8.Мария Ивановна. 9.Швабрин. 10.Хлопуша.

1. Генерал Оренбургской крепости. 2О Швабрине. 3. Бопре. 4.Об Иване Кузмиче. 5. О Савельиче. 6.О Швабрине. 7. О Савельиче. 8. О генерале, коменданте Оренбургской крепости. 9.Коллежский советник. 10.О Швабрине.

1.Гринёв. 2.Хлопуша. 3.Андрей Петрович Гринёв. 4. Белобородов. 5.Мария Ивановна. 6.Василиса Егоровна. 7.Императрица Екатерина. 8.Гринёв.9.Мария Ивановна. 10.Иван Кузмич. 11.Комендант Иван Кузмич. 12.Савельич. 13.Пугачёв. 14.Василиса Егоровна.15 коллежский советник.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Викторина по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Викторина составлена по главам повести для проверки знания содержания произведения.


Викторина по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Викторина по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Глава 1. «Сержант гвардии»1. Как звали отца главного героя? (Андрей Петрович)2. Под чьим надзо.


урок-викторина по повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Цели: - обобщить и закрепить знания по содержанию повести в игровой форме; - научить внимательно и осознанно читать произведение; - развивать связную речь учащихся, логическое .


Викторина по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Викторина по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".


Викторина по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Викторина по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" позволяет вспомнить как основные события произведения, так и незначительные, но важные детали для понимания авторской позиции и проблематики .


Литературная викторина по повести Пушкина «Капитанская дочка».

Литературная викторинапо повести Пушкина «Капитанская дочка».

Этот материал можно использовать на заключительном уроке по произведения А.С.Пушкина.

Читайте также: