Какие волосы у красной шапочки

Опубликовано: 17.09.2024


Версий так много, что выбрать какую-то одну – чрезвычайно сложно. Встречаются среди них и весьма экзотические.

Например, «антикатолическая», которая относит историю Красной Шапочки к временам альбигойской ереси. Мол, таким вот символическим образом французы зашифровали один из эпизодов войны католичества с катарами, а красная шапочка главной героини – это символ красного колпака, который носят свободные люди.

Есть версия «психоаналитическая», высказанная ещё Фрейдом и позднее «творчески развитая» другими психологами и психоаналитиками. С этой точки зрения красный цвет символизирует сексуальность, поход через лес – взросление девочки, волк – мужчину (а что символизирует лежание с волком в одной постели и диалог девочки с мнимой бабушкой – Вы, наверное, уже догадались).

Полагаю, что лезть в такие дебри – не нужно. Достаточно вспомнить вот о чём.

История о ребёнке (девочке), который отправляется в дорогу (по любой надобности) и нарушает предостережение старших, – довольно распространенный сюжет. Сказки на эту тему можно найти у всех народов.

С одним немаловажным НО. Они, как правило, не упоминают имени ребёнка и ничего не говорят о его характерном головном уборе.

Имя девочки и деталь о шапочке красного цвета появляется едва ли не впервые в литературной сказке – той самой, что вышла из-под пера Шарля Перро. А он писал не зашифрованную историю Франции, не диссертацию по психоанализу, не триллер и не астрологический трактат, а сказку. Обычную сказку, для детей.

Правда, сказку назидательную, т.е. поучительную. История Красной Шапочки – это иллюстрация, пример, так сказать красивое обрамление для итога – морали.


Собственно, в первоначальной версии сказки эта мораль была ещё более выраженной, поскольку она не имела «хеппи-энда»: никакие дровосеки не спасали ни бабушку, ни внучку.

Героиня поучительной сказки была непослушной, избалованной девочкой, с огромной (и необоснованной) самоуверенностью (присущей, в принципе, всем детям) и большими амбициями.

Эту избалованность и самоуверенность и подчёркивала красная (и именно красная) шапочка.

Красный цвет сам по себе в средневековом обществе имел сложную символику, причём как со знаком «плюс» (воскресение, жертвенность), так и со знаком «минус» (грех, страсть). Но в любом варианте (и с хорошей, и с плохой точки зрения) он указывал на величие, царственность, высокое положение. Так что для обычного человека этот цвет был слишком ярок, а его использование в одежде – вызывающе.

Кроме того, Перро пишет не просто о «шапочке», он называет вполне конкретную «модель» – шаперон из бархата. Шаперон – это мужской головной убор. К моменту написания сказки он уже выходил из моды, но то, что модель – именно мужская, – знали все. Даже для нас ношение кем-то одежды явно не своего пола кажется слегка неправильным (представьте себе, например, мужчину в платье и на шпильках), а в Средневековье это было не просто неприлично, а напрямую запретно, богохульно. Человек, надевший вещь из костюма противоположного пола, бросал вызов и обществу, и богу. Например, известно, что одним из обвинений в отношении Жанны д’Арк было колдовство, а одним из неоспоримых доказательств этого – постоянное ношение мужского наряда, в том числе, кстати, и шаперона.

Следует отметить также, что яркие красители (и в первую очередь) красный были очень и очень дороги. Крестьянам (а наша девочка – явно простолюдинка) такое было не по карману. Мало того, французское законодательство прямо запрещало «представителям третьего сословия» (основа которого – именно крестьяне) носить одежду из определённых тканей (в их число входил и бархат) и использовать определённые красители (в первую очередь – красный). До Великой революции крестьяне могли одеваться только в коричневое и синее.

Красная шапочка (да ещё и из бархата) – это дорогой подарок для маленькой крестьянской девочки (нечто вроде дорого айфона или навороченной сумочки для обычной школьницы). Её наличие не просто указывает, что девочка была любимицей, для которой «ничего не жалко», но и подчеркивает амбиции мамы и дочки.

Таким образом, красный цвет шапочки (ставший ещё и именем девочки) для читателей сказки был своеобразной меткой, задававшей тон всему повествованию. Примерно так же, как для нас, например, яркий макияж, колготки в сеточку и короткая юбка на героине детективного фильма – явное указание на «профессию».

Крестьянская девочка, носившая красный бархатный шаперон, бросала вызов приличиям и нарушала закон как человеческий, так и божий. С личностью, которая позволила себе так выделиться и надеть столь несоответствующую её положению вещь просто обязаны были случиться неприятности.

The Grandmothers Tale 14 век

«Красная Шапочка» - одна из лучших и любимых сказок за всю историю. Но немногие знают оригинальную историю, которая была рассказана в одной французской деревне, ещё до того как Шарль Перро написал свою известную версию в 1697 году. Старая версия, которая была названа «Бабушкина сказка», имеет корни в древних азиатских рассказах, но всё-таки, в значительной степени была сформирована сельскими традициями средневековой Франции

Женщина уже закончила выпечку, она попросила свою дочь взять свежую галету и горшочек с кремом, и отнести всё это её Бабушке, которая живёт в лесном домике. Девочка отправилась в путь, и по пути она встретила Bzou (оборотня).

Bzou остановил девочку и спросил:

- Куда ты идёшь? Что ты несёшь?

- Я иду к своей Бабушке, - сказала девочка, - и несу ей немного хлеба и крем.

- Какой путь ты выберешь? - спросил Bzou – Путь Иголок или Булавок?

- Путь Булавок, - ответила девочка.

- Тогда я выбираю Путь Иголок, посмотрим кто доберётся первым.

Девочка отправилась своей дорогой, Bzou отправился своей. И Bzou добрался до домика Бабушки первым. Он быстро убил старую женщину и сожрал её плоть, кровь, и кости, кроме маленького кусочка плоти, который он положил на маленькую тарелку в буфете, и небольшого количества крови, которую он налил в маленькую бутылку. Потом Bzou надел Бабушкин чепчик, шаль и лёг в кровать.

Когда девочка пришла, Bzou сказал ей:

- Потяни за крючок и входи, дитя моё.

- Бабушка, - сказала девочка, - Мама прислала меня, я принесла тебе галету и крем.

- Положи их в буфет, дитя. Ты голодна?

- Тогда приготовь себе мясо, которое найдёшь на полке, в буфете. Ты хочешь пить?

- Тогда попей из винной бутылки, которая стоит на той же полке, дитя.

Пока маленькая девочка готовила мясо, маленький котёнок подбежал и закричал:

- Ты ешь плоть своей Бабушки!

- Брось туфельку в этого шумного кота, - сказал Bzou, и девочка так и сделала.

Когда она пила вино, маленькая птичка закричала:

- Ты пьёшь кровь своей Бабушки!

- Брось вторую свою туфельку в эту шумную птицу, - сказал Bzou, и девочка так и сделала.

Когда девочка закончила, Bzou сказал:

- Ты устала с дороги, дитя? Тогда снимай свою одежду, ложись в постель, и я согрею тебя.

- Куда я могу положить свой фартук, Бабушка?

- Брось его в огонь, дитя, он тебе больше не понадобится.

- Куда я могу положить свой корсаж, Бабушка?

- Брось его в огонь, он тебе больше не понадобится.

Девочка повторила те же вопросы по поводу её юбки, нижнего белья, и чулок. Bzou давал те же ответы, и говорил бросить всё в огонь. Когда девочка легла в постель, она заговорила с ним:

- Бабушка, какие у тебя волосы!

- Это чтобы лучше согреть тебя, моё дитя.

- Бабушка, какие у тебя большие руки!

- Это чтобы крепче обнять тебя, дитя моё.

- Бабушка, какие у тебя большие уши!

- Это чтобы лучше слышать тебя, дитя моё.

- Бабушка, какие у тебя острые зубы!

- Это чтобы съесть тебя, дитя моё! А теперь ложись рядом со мной!

- Делай это в кровати, дитя моё.

- Я не могу. Я должна выйти наружу, - сказала девочка, она поняла, что в кровати лежит Bzou.

- Тогда иди наружу, - согласился Bzou, - Но быстро возвращайся обратно. Я привяжу шерстяную нить к твоей лодыжке и буду знать где ты.

Он привязал к её лодыжке прочную нить, но выйдя наружу, девочка обрезала нить швейными ножницами и привязала её к сливовому дереву. Bzou раздражённо крикнул:

- Ты ещё не закончила, дитя моё? - Ответа не последовало, и он спросил - Ты поливаешь траву или кормишь деревья?

Нет ответа. Он вскочил с кровати, пошёл за нитью, и обнаружил, что девочка пропала.

Bzou погнался за ней, и вскоре девочка уже слышала его позади себя. Она бежала и бежала, пока не наткнулась на реку, которая была очень быстрой и глубокой. Несколько прачек работали у реки.

Они растянули над водой простыни. Она перебралась по тряпичному мосту и вскоре она уже была на другом берегу, в безопасности.

Bzou достиг реки, и попросил женщин помочь ему перебраться. Они растянули простыни над водой. Но как только Bzou преодолел половину пути, прачки отпустили простыни. Bzou упал в воду и утонул.

Дубликаты не найдены

О, спасибо! Пересмотрю, наверное!!

А я помню одного из артистов.

Иллюстрация к комментарию

Сильное заявление придется дрочить проверять.

Французы. те еще извращенцы. С другой стороны, волк был хреновым пикапером

Дак не во французах дело. Прочитал и поразился - все неадаптированные народные сказки - психодел лютый, ЛЮТЕЙШИЙ просто. Грибов можно не есть.
Мне сразу вспомнились сказки "Народов Севера" - такая же психоделия

ты почитай русские народные, вот где треш

это потому что раньше все жрали всякие психоделики и не парились

подумали, натрахалась пора и йобыря валить

Да наткнулась сама на статью,стало интересно,если пост понравится людям,то могу поискать и выложить историю появления мифа о красной шапочки,как все зарождалось,что означал красный капюшон и короткий/длинный путь

Только не его самого, ну пожааалуйста, скажите что вы не про это.

"- Доктор Фрейд не только сам сидел на кокаине, он его пациентам прописывал. А потом делал свои обобщения. Кокаин - это серьёзный сексуальный возбудитель. Поэтому всё, что Фрейд напридумывал - все эти эдипы, сфинксы и сфинкторы - относится исключительно к душевному измерению пациента, мозги которого спеклись от кокаина в яичницу-глазунью. В таком состоянии у человека действительно остаётся одна проблема - что сделать раньше, трахнуть маму или грохнуть папу. (. ) Основывать анализ своего поведения на теориях Фрейда - примерно как опираться на пейотные трипы Карлоса Кастанеды. В Кастанеде хоть сердце есть, поэзия. А у этого Фрейда только пенсне, две дорожки на буфете и дрожь в сфинкторе. Буржуазия любит его именно за мерзость. За способность свести всё на свете к заднице" (с)

«Красная Шапочка» — одна из самых популярных в мире сказок. Но это не просто история о девочке, которая несла бабушке пирожки. Она повествует о противостоянии добра и зла, о пороках и надежде, об ответственности и перерождении. Существует множество интерпретаций этой истории, и разбираться в них не менее интересно, чем читать старую-старую сказку.

Две версии старой сказки

Жила-была маленькая девочка, которой бабушка подарила красную шапочку. Однажды мама сказала ей, что бабушка приболела и нужно отнести ей продукты. Мама дала девочке корзинку с едой и бутылкой красного вина, а в напутствие сказала: «Не сбивайся с пути!» («Don't stray from the path»).

По дороге Красная Шапочка встретила волка, которому рассказала, куда и зачем идет. Волк предложил ей собрать цветы, чтобы порадовать старушку, а сам побежал к ней. Притворившись внучкой, он вошел в дом и съел бабушку, переоделся в ее ночную рубашку, лег в кровать и стал ждать. Придя к бабушке, Красная Шапочка обратила внимание на ее странный внешний вид, и после знаменитого диалога волк ее съел.


Охотник услышал храп, когда шёл мимо домика, увидел в кровати волка и обо всем догадался. Он вскрыл волку живот, и оттуда вышли бабушка и внучка. Все вместе они наполнили живот зверя камнями. Проснувшись, волк попытался убежать, но камни оказались слишком тяжелыми, и он умер. А бабушка, внучка и охотник жили долго и счастливо.

Такой счастливый конец будет ждать нас не в каждой версии сказки. Вариант Шарля Перро можно назвать самым популярным, но жестоким. Далеко не все родители считают ее подходящей для современных детей (и дело не только в жестокости). В его сказке нет охотника, который всех спасает, повествование обрывается на смерти Красной Шапочки. В заключении — мораль: «Дети, не доверяйте незнакомцам!» Но это не единственное отличие, на остальные мы просто часто не обращаем внимания.


Зашифрованные смыслы

1. Капюшон (англ. hood — «капюшон», то есть та часть пальто, которую можно натянуть, чтобы покрыть верхнюю часть головы)

Кепку, шапку или капюшон девушки носят, чтобы покрыть свои волосы. Во многих культурах девушка, достигшая определенного возраста, должна прятать волосы в знак недоступности. Считается, что женские волосы — мощное средство привлечения противоположного пола.

2. Красный

Бабушка, которая дарит внучке шапочку, будто передает ей свои силы. Красный — цвет жизни и крови (здесь даже может увидеть отсылку к передаче женской энергии). Шарль Перро написал сказку в XVII веке, когда приличная женщина не могла себе позволить носить красный капюшон, так как этот цвет считался греховным. Только дамы с очень плохой репутацией носили красные платья.


3. Золотой

Сам сюжет про девочку, обманутую волком, был известен в Италии и во Франции еще со Средних веков. До XVII века в некоторых версиях капюшон был золотого цвета — символа зрелости и ответственности.

4. Лес

Во многих сказках путь главного героя проходит через лес. Кажется, что деревья — главный источник вдохновения в фольклоре. Большинство людей в Средневековье жили рядом с лесами, были тесно связаны с ними. Дремучие чащи часто символизировали неизвестность и серьёзную опасность.


«Мойдодыр» и «Телефон»: те самые иллюстрации Владимира Конашевича из нашего детства

А, например, в психоанализе лес служит символом бессознательного. Леонард Лютвак, исследователь метафор и образов в литературе, идет ещё дальше и называет его неприрученной женской сексуальностью. Почему? Лес — плодородное, но одновременно дикое и непредсказуемое место. Белоснежка, Гензель и Гретель, Златовласка и Красная Шапочка должны заблудиться в лесу, чтобы вернуться к «наставникам» — ответственным «одомашненным» людям. Роль трансформации, которую играет лес, в таком контексте становится очевидной.


5. Корзинка и её содержимое

Шарль Перро выбрал торт и горшочек с маслом, а братья Гримм заменили содержимое на пирожные и бутылку вина. Эрих Фромм (немецкий философ, психолог и психоаналитик, писал работы о человеческой природе, анализировал психологию Фрейда и Карла Маркса. — Прим. ред.) трактовал бутылку в корзине Красной Шапочки как символ девственности. Форма бутылки фаллическая, а сама она очень хрупкая.

Однако при интерпретации скрытых смыслов важно учитывать время создания сказок и сам процесс. Первоначально это были устные рассказы, которые передавались от человека к человеку.

Каждый добавлял новые детали, корректировал смысл в соответствии с собственными убеждениями и нормами в обществе

Бутылка вина в «Красной Шапочке» присутствует только в одной из сотен версий. И нельзя знать наверняка, что под этим подразумевали братья Гримм, так как даже Фрейд писал: «Иногда сигара — это всего лишь сигара».

Ещё несколько неочевидных значений

Отсутствие отца

В сказках братьев Гримм у главных героев часто нет отцов. В «Красной Шапочке» его нет ни в одной из версий, и этому можно дать два объяснения. Первое — роль отца играет охотник. Он побеждает волка, всех спасает, то есть защищает свою семью. Второе объяснение немного сложнее: образ отца разделен между двумя персонажами. Это и добрый охотник, и злой волк. То есть они соединяют в себе две человеческие ипостаси: цивилизованность и зверство. В обоих версиях отец не пропал, он всего лишь замаскирован.

Но в некоторых фольклорных версиях есть и настоящий отец, который убивает волка.

Аллегория воскресенья

Важной частью сказки остаётся финал, где охотник вспарывает волку живот и освобождает бабушку с внучкой. С религиозной точки зрения это может быть воскресеньем, так как братья Гримм (да и Шарль Перро) были христианами. Обе женщины выходят из желудка, то есть символически заново рождаются, а после фактической смерти их спасает высшая сила в лице охотника.

Образ волка

Во многих сказках антагонистом выступает ведьма или людоед, которому проглатывать одновременно двух человек должно быть привычнее. Так почему же именно образ волка? Впервые «Красная Шапочка» была записана в XVII веке, когда в обществе жил страх перед оборотнями. Волк объединяет две опасности: оборотень как хищник из леса и жадный хищник из общества.


Взгляд из XX века

В XX веке появилась новая интерпретация сказки: феминистки видят в ней явный случай изнасилования. Агрессивный мужчина охотится на беззащитную легкодоступную девочку и ее бабушку. Но не нужно забывать, что мы рассматриваем только две версии «Красной Шапочки», написанные в определенное время и в определенном обществе с устоявшимися взглядами о роли полов.


Тест: сможете ли вы отличить сказки от криминальных сводок

Пассивная героиня и бессильная старушка хорошо вписываются в контекст XVII и XIX веков. Так что есть и другие версии истории, где волк побежден не охотником, а изобретательностью, хитростью и даже дробовиками. И тут Красная Шапочка уже не кажется маленькой беззащитной девочкой. Существует даже вариант, где главную роль играет мальчик.

Так что история Красной Шапочки — это сказка, полная символов и их различных интерпретаций. Возможно, в этом и кроется одна из причин ее популярности. Великое произведение с десятками оттенков, про которые важно помнить, что иногда любые символы случайны.

Красная-шапочка.jpg

Красная Шапочка (фр. Le Petit Chaperon rouge, англ. The Little Redhood) – героиня сказки, обработанной Шарлем П

Мать посылает дочь к бабушке с молоком и хлебом. Та встречает волка, оборотня (bzou) или даже огра, рассказывает ему, куда идёт. Волк обгоняет девочку, убивает бабушку, готовит из её тела кушанье, а из крови — напиток, одевается в одежду бабушки и ложится в её кровать. Когда девочка приходит, волк предлагает ей поесть. Бабушкина кошка пытается предупредить девочку о том, что та ест останки бабушки, но волк кидает в кошку деревянными башмаками и убивает её. Потом волк предлагает девочке раздеться и лечь рядом с ним, а одежду бросить в огонь. Та так и делает и, улегшись рядом с волком, спрашивает, почему у него много волос, широкие плечи, длинные ногти, большие зубы. На последний вопрос волк отвечает: «Это чтобы поскорее съесть тебя, дитя моё!» и съедает девочку.

Таким образом кончается большинство записанных вариантов, хотя в некоторых девочка при помощи хитрости убегает от волка.

Содержание

  • 1 Версии сказки
    • 1.1 Версия Шарля Перро
    • 1.2 Версия братьев Гримм
  • 2 Внешность
  • 3 Личность
  • 4 Красная Шапочка в психологии
  • 5 Красная Шапочка в массовой культуре
    • 5.1 Изобразительное искусство
    • 5.2 Музыка
    • 5.3 Кино
    • 5.4 Компьютерные игры
    • 5.5 Переосмысление сказки

Версии сказки

Версия Шарля Перро

Шарль Перро литературно обработал народный сюжет. Он убрал мотив каннибализма, персонаж-кошку и её убийство волком, ввёл вызывающую красную шапочку — чепчик-«компаньонку» (в оригинале — «шаперон» (фр. chaperon), во времена Перро вышедший из моды в городах, но популярный у женщин в сельской местности), которую носила девочка, а главное — нравоучительно осмыслил сказку, введя мотив нарушения девочкой приличий, за которое она поплатилась, и заключил сказку стихотворной моралью, наставляющей девиц опасаться соблазнителей. Тем самым, хотя грубые натуралистические моменты народной сказки были существенно смягчены, обращение к вопросу взаимоотношения полов было подчёркнуто.

Сказка была издана в 1697 году в Париже в книге «Сказки матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времен с поучениями», более известной как «Сказки матушки Гусыни».

Версия братьев Гримм

Тот вариант сказки, который и стал классическим в современной детской литературе, был записан столетие спустя после смерти Перро братьями Гримм, по одной из версий, они услышали ее от Марии Мюллер, работавшей экономкой в доме будущей жены Вильгельма Гримма. По другой версии — от Жанетты Хассенпфлуг, которая по матери происходила от гугенотов, изгнанных из Франции при Людовике XIV. Предполагается, что «Красная Шапочка» в её варианте восходила к тому же Перро.

В сказку был добавлен хороший конец: в этом варианте проходившие мимо дровосеки, услышав шум, убивают волка, разрезают ему живот и спасают бабушку и Красную Шапочку. По одной из версий этот эпизод был заимствован из другой популярной немецкой сказки «Волк и семеро козлят», по другой — из пьесы «Жизнь и смерть Красной Шапочки», написанной в 1800 году немецким писателем-романтиком Людвигом Тиком.

Морализаторство Перро на тему взаимоотношений полов из сказки исчезло, как и все сексуально окрашенные мотивы. В тексте сказки Красная Шапочка нарушает не приличия, а волю матери, которая просит дочь идти к бабушке, не отвлекаясь ни на что. Мораль в конце вводится как предупреждение непослушным детям: «Ну, уж теперь я никогда не стану в лесу убегать в сторону от большой дороги, не ослушаюсь больше матушкиного приказания».

Внешность

Это маленькая девочка, которая носит красный шаперон на голове.

Личность

Её характеру присущи доброта, мягкость и наивность.

Красная Шапочка в психологии

В книге Эрика Берна «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры» сказка о Красной Шапочке разбирается как пример «игр», жизненных сценариев. Практически, из современной обработки сказки Берн вторично извлекает её архаическую подоплёку, но представляет соблазнителем не волка, а саму Красную Шапочку, воплощающую в жизнь один из подростковых сценариев. Иной вариант интерпретации предполагает раскрытие сценарного треугольника «Жертва — Насильник — Спасатель» с ротацией ролей.

Эрих Фромм интерпретирует сказку с точки зрения психоанализа, в которой главный атрибут героини — красная шапочка — является символом менструации. И речь в сказке идёт не о маленькой, беззащитной девочке, а о зрелой женщине, которая столкнулась с проблемой половых отношений. Совет матери «не сворачивай с дорожки в лес» Фромм истолковывает как предостережение о том, что не следует вступать в половую связь, а акт людоедства волка — как половой акт. Однако кроме морали об опасности половых отношений в сказке присутствует идея о конфликте между мужчинами и женщинами. Как пишет Фромм, сказка о Красной Шапочке — «это история торжества женщин, ненавидящих мужчин, история, заканчивающаяся победой женщин».

Описание сюжета

Бабушка очень любила внучку, поэтому сшила ей в подарок шапочку из ткани красного цвета. Обновка так полюбилась девочке, что она носила её постоянно. За такую внешность деревенские жители стали звать её Красной Шапочкой.

Однажды бабушка заболела, и мама отправила дочку проведать старушку. Но так как родственница жила далеко, девочке пришлось идти через лес. Малышка взяла корзинку с гостинцами и отправилась в путь.

По дороге Шапочка повстречала Волка. Он был злым, но девочка об этом не знала. Зверь притворился добрым, посочувствовал малышке и узнал от нее короткую дорогу к дому бабушки, чтобы тоже её проведать. Но на самом деле у хищника были совсем другие планы.

Волк был очень голодным. Как только он добрался к старушке, то сразу проглотил её. Затем лёг в её постель и стал ждать девочку. Ничего не подозревающая малышка пришла в дом к бабушке. Однако ее внешний вид показался девочке странным. Она поинтересовалась, почему у старушки такие большие:

  • уши;
  • глаза;
  • зубы.

Изначально волку удавалось развеивать сомнения, но вскоре ему это надоело. Тогда он проглотил девочку. Шум в доме бабушки услышали проходящие мимо дровосеки. Они схватили волка, распороли ему живот и выпустили оттуда старушку с девочкой, целых и невредимых.

Персонажи сказки

Герои сказки «Красная Шапочка» знакомы читателями с раннего детства. Основных персонажей здесь всего два: маленькая девочка и злой волк. Остальные действующие лица играют эпизодические роли, но их присутствие делает сюжет более ярким и интересным:

  1. Мама девочки — молодая женщина, которая не побоялась отпустить свою маленькую дочь одну через тёмный лес.
  2. Бабушка — больная родственница, которую шла навестить Шапочка.
  3. Дровосеки — отважные мужчины, пришедшие на помощь бабушке с внучкой.

Без этих сказочных героев сюжет истории был бы неполным.

Со второстепенных персонажей начинается произведение (мама отправляет дочь проведать бабушку) и ими же заканчивается (дровосеки убивают волка и спасают главную героиню). Именно поэтому роль каждого из них очень значима.

Характеристика главных героев

Если сделать краткий анализ содержания сказки, то сразу становится понятно, кого из персонажей можно считать главным героем. Как и во многих народных историях, в произведении ярко выражено противопоставление добра и зла на примере Шапочки и Волка.

Красная Шапочка

Образ Красной Шапочки — это яркий пример чистоты и невинности.

Несмотря на юность, в девочке уже присутствуют все качества хорошего человека:

  • доброта — малышка без пререканий отправилась проведать больную бабушку;
  • смелость — Шапочка одна пошла через тёмный лес;
  • воспитанность — девочка уважительно и с почтением разговаривала с Серым Волком.

Но поведение героини может показаться странным для современного читателя. Например, открытость малышки. Шапочка без опасения разговаривает с Волком (незнакомцем), безо всякого опасения рассказывает ему, куда и зачем держит путь, даже показывает короткую дорогу к дому бабушки.

Но здесь стоит принять во внимание тот факт, что сказка была написана очень давно, а в те времена понятие о детской безопасности сильно отличалось от современного. В любом случае юная героиня в этой истории однозначно положительный персонаж. Все её действия направлены на помощь бабушке и маме.

Серый Волк

Отрицательный герой этой истории представлен в образе Серого Волка. Он хищник и дикий зверь, логика которого непонятна. Люди всегда боятся того, что не могут понять, возможно, поэтому волки антигерои почти в любой народной сказке.

Единственным желанием голодного зверя было найти себе пропитание. Именно с этой целью он интересовался бабушкой и девочкой. Однако нужно отдать должное этому сказочному персонажу, ведь своё дело он знал хорошо. Качества Волка:

  1. Ум. Зверь понимал, что, съев одну маленькую девочку, вряд ли насытится, поэтому проявил выдержку и расспросил Шапочку о бабушке.
  2. Хитрость. Притворившись добрым и участливым, серый хищник смог легко выведать короткую дорогу к дому бабушки.
  3. Смекалка. Волк не сразу напал на Шапочку, когда та зашла в жилище бабушки. Он подождал, пока малышка подойдёт к нему поближе, отрезав тем самым ей пути отступления. Зверь даже придумал правдоподобный рассказ о больших ушах и глазах, чтобы притупить бдительность девочки.

Волк в этой истории обладает всеми качествами отрицательного персонажа. Его поступки направлены только на собственную выгоду.

Размышления по теме

Так как сюжет сказки основан на европейском фольклоре, определить точный год написания произведения не представляется возможным. Существуют различные мнения о происхождении этой истории, но до сих пор доподлинно неизвестен её первоисточник. Кроме того, у разных народов отличается описание Красной Шапочки и Серого Волка. В некоторых историях вместо волка мог присутствовать другой персонаж, например, орк или оборотень.

До наших дней дошло только несколько вариантов сказки в обработке. Во всех современных интерпретациях добро всегда побеждает зло.

Произведение предназначено для юных читателей и входит в образовательную программу по литературе в младших классах.

Пересказ и сочинение про Красную Шапочку — распространенные задания для младших школьников. Противостояние добра и зла в этом произведении показано очень наглядно, это становится ясно уже из аннотации. Образы персонажей просты и понятны для восприятия даже маленькими детьми. Возможно, именно поэтому герои сказки «Красная Шапочка» на картинках разных художников выглядят практически одинаково.

По сюжету истории снято множество художественных и мультипликационных фильмов, написано бессчётное количество картин. Сказку в обработке Шарля Перро можно считать одним из самых любимых детских произведений.

Читайте также: