Какая борода была у ленина

Опубликовано: 17.09.2024


Одежда

Практически на всех картинах и в бронзе Ленин предстает перед нами в очень однотипной одежде: темный костюм с обязательной жилеткой и галстук, чаще всего в горошек. Надо признать, что эта деталь канонического образа верна. Выросший в интеллигентной семье, Володя Ульянов с детства предпочитал деловой стиль одежды. В этом вопросе он был очень консервативен, и действительно чаще всего носил строгий костюм. Двубортные пиджаки были тогда в моде, а непременная жилетка была очень удобна для работы за письменным столом. Благодаря ей можно было защитить рубашку от чернильных пятен и затирания о столешницу. Для Ленина это было актуальным вопросом, так как львиную долю своего времени он проводил за работой. Галстук в горошек, вероятно, тоже достоверная деталь – о ней вспоминали затем многие современники Ильича, некоторые, правда, добавляли, что большинство его галстуков выглядели нелепо, но эти комментарии в каноническую версию не вошли.

На всех портретах и скульптурах Ленин обычно изображался в однотипной одежде

В бывшем Центральном музее Ленина хранятся пять пиджаков и жилеток Владимира Ильича. По ним можно сделать вывод, что вождь предпочитал темно-коричневый цвет и был действительно очень скромен в быту (это, кстати, еще одна деталь общеизвестного образа). Все образцы очень изношены, особенно вытерты рукава – признак многочасовой ежедневной работы за столом. Однако, при нестандартном росте вождя (164 сантиметра), вся одежда на нем сидела хорошо, видимо, костюмы тщательно подгонялись портными.

А вот знаменитая ленинская кепка далеко не сразу стала его любимым головным убором. Известно, что до 1917 года Владимир Ильич чаще носил буржуазный котелок. Откуда взялась в его гардеробе эта пролетарская деталь, не ясно, но она действительно как нельзя лучше подходила вождю мирового пролетариата, так что данный ход неизвестного имиджмейкера был действительно удачным. Со временем этот головной убор начал называться «ленинка» и вошел в гардероб большинства представителей новой советской элиты.

Ленин в Стокгольме, 1917 год

Кепка, которую носил Владимир Ильич – это также достоверная историческая деталь его облика

Внешний вид

Всем известные «приметы» Ленина, ставшие частью его образа, тоже большей частью верны. Большинство современников, описывающих его, вспоминали несколько черт: невысокий, почти лысый, невзрачный. Понятие «харизма» стало модным гораздо позднее, но абсолютно ясно, что народ пошел за этим человеком явно не из-за плакатной внешности.

«Его невысокая фигура в обычном картузике легко могла затеряться, не бросаясь в глаза, в любом фабричном квартале. Приятное смуглое лицо с несколько восточным оттенком — вот почти все, что можно сказать о его внешнем облике. С такой же легкостью, приодевшись в какой-нибудь армячок, Владимир Ильич мог затеряться в любой толпе волжских крестьян.» (Г.Кржижановский)

«Невысокая коренастая фигура с большой лысой и выпуклой, крепко посаженной головой. Маленькие глаза, крупный нос, широкий благородный рот, массивный подбородок, бритый, но с уже проступавшей бородкой… Потертый костюм, несколько не по росту длинные брюки. Ничего, что напоминало бы кумира толпы». (Джон Рид)

«Ленин сидел за огромным письменным столом, заваленным книгами и бумагами. Я сел справа от стола, и маленький человечек (когда он сидит на краю стула, его ноги едва касаются пола), повернулся ко мне, облокотившись на кипу бумаг… Небезукоризненно одетый маленький человек из Кремля обошел Бальфура как мыслями, так и делами.» (Герберт Уэллс)

«Ленин был рыжеватым блондином, — назвать его смуглым никак нельзя. Роста он был среднего, может быть, даже слегка ниже среднего; но что он производил впечатление «маленького человечка» и что он еле достигал ногами пола — это могло показаться только г-ну Уэллсу, который приехал с самочувствием цивилизованного Гулливера в страну северных коммунистических лилипутов.» (Л.Троцкий)

Антибольшевистский плакат

Интересно, правда, что в описании цвета волос можно найти противоречия. Некоторые вспоминают их как огненно-рыжие (или раньше бывшие таковыми), некоторые описывают его как русого блондина. Вот, например, словесный портрет В. Ульянова из архивов дореволюционной полиции:

«Приметы В.И. Ульянова: рост 2 аршина 51/2 вершка, телосложение среднее, наружностью производит впечатление приятное, волосы на голове и бровях русые, прямые, усах и бороде — рыжеватые, глаза — карие, средней величины, лоб высокий, нос обыкновенный, лицо круглое, черты его правильные, рот умеренный, подбородок круглый, уши средней величины.»

А вот каноническая бородка и усы не всегда украшали лицо вождя. Известно, что иногда в молодости он был чисто выбрит (часто в целях конспирации).

А было ли бревно?

«Ленин на субботнике» часто становился темой полотен и плакатов

Подобный эпизод на самом деле имел место 1 мая 1920 года на первом Всероссийском субботнике. Существует фотография, которая доказывает, что бревно Владимир Ильич действительно тащил, однако она прекрасно иллюстрирует то, что реальность порой слишком далека от плакатов. Ленин на фото – это полусогнутая фигура, поддерживающая конец пресловутого бревна.

В. И. Ленин в Кремле на первом Всероссийском субботнике. 1 мая 1920 г.

Что он говорил, а что – нет

Важной частью ленинской иконографии были цитаты вождя, многие из которых стали крылатыми фразами. Однако не все из них действительно являются авторскими.

«Мы пойдём другим путем»
По воспоминаниям старшей сестры Анны Ильиничны, Владимир Ульянов после казни старшего брата Александра в 1887 году сказал подобную фразу, но в другой формулировке: «Нет, мы пойдем не таким путем. Не таким путем надо идти.»

«Каждая кухарка должна научиться управлять государством»
На самом деле Ленин так не говорил. Сама мысль, вероятно, была взята из статьи «Удержат ли большевики государственную власть?»:

«Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством. В этом мы согласны и с кадетами, и с Брешковской, и с Церетели. Но мы отличаемся от этих граждан тем, что требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники.»

«Учиться, учиться и учиться»

Открытка, прославляющая образ вождя мирового пролетариата

А вот эти слова действительно принадлежат Владимиру Ильичу:

«(…) Среди рабочих выделяются настоящие герои, которые — несмотря на безобразную обстановку своей жизни, несмотря на отупляющую каторжную работу на фабрике, — находят в себе столько характера и силы воли, чтобы учиться, учиться и учиться и вырабатывать из себя сознательных социал-демократов, «рабочую интеллигенцию».

Кстати, в этом месте Ленин, вероятно, сам цитировал Чехова, который писал:

«Учиться нам нужно, учиться и учиться, а с глубокими общественными течениями погодим: мы ещё не доросли до них и, по совести, ничего в них не понимаем.» (А.П.Чехов, «Моя жизнь»)

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Не так давно я делал публикацию "13 усачей - без легендарных усов" . Там была подборка фотографий известных усатых личностей (Боярский, Филатов, Панкратов-Чёрный, Николаев и другие) в молодости, с моими комментариями.
Публикация имела большую популярность, а многие друзья поприсылали в комментариях столько фотографий других известных личностей без усов и бород, что хватит на несколько постов. Больше всех старался Станислав , за что ему огромное спасибо. Я ему предлагал делать свои публикации, но он не захотел, написал, что продолжит присылать фото в комментариях. Но, чтобы не искать по комментариям фото, присланные Станиславом и другими друзьями ( Иван Шумкин , Да и Что? , Игнат Форточкин , Эдуард Коробкофф , Анастасия Федосеева - вроде никого не забыл, всем спасибо огромное), а также другие, найденные уже мной, я решил всё-таки объединить это по категориям.

Сегодня будут исторические личности - цари, вожди, революционеры и т.п.

Начнём с царей.
Это - Александр Третий, он же Миротворец (прозванный так за то, что в его правление Россия не участвовала ни в одной войне). Отец последнего царя, Николая Второго.

Это - сам Николай Второй. Его, как и отца, редко когда можно было увидеть без усов и бороды. На этом фото усы только начинают расти.

Николай Второй

А вот и враг предыдущей личности - Владимир Ильич Ленин ! Впрочем, на этом фото он ещё Володя Ульянов.

Володя Ульянов

Думаю, что большинство людей, которые будут читать эти строки, застали советскую школу, поэтому такой облик вождя мирового пролетариата вряд ли удивит. Про детство и юность Ленина мы начинали читать ещё с первого класса, а лик совсем маленького Володи украшал наши октябрятские звёздочки.
А вот следующее фото стало для меня сюрпризом! Такого Ленина лично я не видел. В 1917 году для конспирации Ильич надевал парик и сбривал бороду и усы!

Это - Ильич!

Пойдём дальше по деятелям революции.
Это - Феликс Эдмундович Дзержинский . Здесь он ещё юн, но взгляд будущего Железного Феликса уже присутствует! Усы и бородка лишь дополнили образ!

Железный Феликс

Ещё один революционер, неотделимый от усов и небольшой бородки (вот же мода была сто лет назад) - Яков Свердлов . С Дзержинским они похожи!

Яков Свердлов

На следующей фотографии - вовсе не Елена Малышева, как можно подумать (сходство действительно есть). Это - Лев Троцкий !

Лейба Бронштейн, он же Лев Троцкий

Самый легендарный командир Гражданской войны - Василий Иванович Чапаев ! Вот уж кого точно без усов представить нельзя! Впрочем, обычно мы его больше знаем не по историческим фотографиям, а по фильму братьев Васильевых, так что чаще вспоминаем лицо актёра Бориса Бабочкина, а не реального Чапаева.

Василий Чапаев

А этот молодой кавказец с недобрым взглядом - не кто иной, как Иосиф Виссаринович Джугашвили ! Фамилию, под которой он более известен, вы и без меня знаете!

Джугашвили

Перейдём к вождям зарубежным.
Адольфа Гитлера мы привыкли видеть со странными усами-"каплеуловителем". Есть легенда - подобный дизайн усов продиктован тем, что они не мешают надевать противогаз.
В сети нашлось немало фото Гитлера без усов, но все они - явный "Фотошоп". Лишь это детское фото похоже на подлинное.

Юный Гитлер

Герои русской революции уже были, теперь - герои кубинской!
Фидель Кастро ! Viva la Cuba!

Фидель Кастро

А это - команданте Эрнесто Че Гевара ! Пожалуй, самый популярный революционер второй половины 20 века!

Че Гевара

Легендарный лидер Ирака Саддам Хусейн . Усы носил, как только они начали у него расти. Поэтому здесь - детское фото Саддама. Другие его снимки без усов, попадающиеся иногда в сети - явно поддельные, как и у Гитлера.

Юный Саддам Хусейн

Усама бен Ладен - террорист №1 начала 21 века.
У него - тоже только детское фото.

Усама бен Ладен

Вернёмся к России.
Как Вы думаете, кто этот импозантный молодой человек? Музыкант? Актёр? Нет, это - Джохар Дудаев !

Джохар Дудаев

Дудаева вспомнили, давайте и на нынешнего чеченского лидера без растительности на лице посмотрим. Юный Рамзан Кадыров !

Юный Рамзан Кадыров

А завершить эту публикацию я хочу вот этим молодым спортсменом. Думаю, что его вы узнали - Александр Григорьевич Лукашенко !

Александр Лукашенко

Всем, кто дочитал и досмотрел до конца - спасибо за внимание!

Мы привыкли к классическому облику Ленина, запечатленному в кино советского времени. В воплощении, к примеру, актеров Бориса Щукина и Кирилла Лаврова. Однако на самом деле Ленин в революционные дни выглядел иначе: он был без бороды и в парике. Именно таким запечатлел его 25 октября 1917 года в Смольном художник Марк Шафран. Метаморфозы образа вождя попыталась проследить наша сегодняшняя собеседница - сотрудница государственного историко-мемориального музея «Смольный» Любовь ТЕРЕШЁНОК.

Неузнанный Ильич | Оригинал этого рисунка, сделанного Марком Шафраном 25 октября 1917 года в Смольном, в советское время находился в Москве в Центральном музее Ленина, а ныне - в Историческом музее.

Оригинал этого рисунка, сделанного Марком Шафраном 25 октября 1917 года в Смольном, в советское время находился в Москве в Центральном музее Ленина, а ныне - в Историческом музее.

- Любовь Аркадьевна, известный факт: скрываясь от Временного правительства, Ленин вынужден был изменить внешность.

- Да, именно в таком виде, без бороды и в парике, он запечатлен на документе на имя сестрорецкого рабочего Константина Иванова. Таким он был во время пребывания в Разливе.

Но парик еще несколько раз упоминается в ряде воспоминаний, относящихся к началу октября 1917 года. Спустя почти десять лет, в январе 1927 года, Эйно Рахья, перевозивший Ленина из Выборга в Петроград, на страницах газеты «Ленинградская правда» рассказывал: «Выходя со мной, он надел фетровую шляпу. Под шляпой был густой парик с сединкой. Этот парик был в свое время взят на прокат тов. Шотманом в Петрограде в парикмахерской на Кирочной улице, за 5 рублей. Деньги за прокат и по сей день не заплачены, так как парикмахерская вскоре закрылась. В этом парике и в белой рубахе с черным галстуком, при золотых очках, он очень походил на финского пастора».

Потом верный телохранитель вождя еще возвращался к теме конспирации. В одной из статей он подробно описывал, как они с Владимиром Ильичем шли в Смольный вечером 25 октября с Сердобольской улицы. «Для безопасности решили все-таки замаскироваться. Насколько имелась возможность, переменили на нем одежду, перевязали зубы достаточно грязной повязкой, на голову напялили завалявшуюся кепку».

Кстати, уже когда Ленин жил в Смольном, Крупская вспоминала, что его мало кто из широкой революционной публики знал в лицо. «По вечерам мы часто. прогуливались вокруг Смольного, и никто его не узнавал, так как портреты его тогда отсутствовали», - отмечала Надежда Константиновна.

Писатель Джон Рид, наблюдавший Ильича непосредственно во время революции, в книге «Десять дней, которые потрясли мир» оставил такое его описание: «Невысокая коренастая фигура с большой лысой и выпуклой, крепко посаженной головой. Маленькие глаза, крупный нос, широкий благородный рот, массивный подбородок, бритый, но с уже проступавшей бородкой. Потертый костюм, несколько не по росту длинные брюки. Ничего, что напоминало бы кумира толпы. Необыкновенный народный вождь, вождь исключительно благодаря своему интеллекту. ». Кстати, это единственное письменное упоминание о том, что во время революции вождь был бритым.

- Казалось бы, сюжет о сбритой Лениным бороде никогда не скрывался. Однако из художественного осмысления образа вождя революции эта деталь исчезла.

- И даже на известной работе современника событий художника Аркадия Рылова «Ленин в Разливе» вождь изображен в классическом образе - без парика и с бородой. Хотя исторически это было не так. Да и у самого известного представителя ленинианы Исаака Бродского на всех картинах, запечатлевших Ленина в Смольном, Владимир Ильич изображен с бородкой.

В самом Смольном, по воспоминаниям Рахьи, вскоре после прихода туда Ильича случился такой эпизод: «Во время разговора, из Актовой залы, где происходило заседание Совета, вошли в нашу комнату три человека - сливки меньшевиков, лидеры партии: Дан, Либер и, кажется, Гоц. Один из них (кто именно - не помню) из пальто, висевшего здесь, вынул сверток, приглашая прибывших с ним субъектов закусить, так как у него, по его заявлению, есть булка с маслом и колбаса с сыром. Ведя разговор между собой, они совершенно не обращали на нас внимания. Один из них поднял голову и тут только узнал Владимира Ильича, несмотря на повязку. Они страшно смутились, спешно собрали свою снедь и все трое, как настеганные, вышли в Актовую залу. Этот случай привел Владимира Ильича в веселое настроение, и он от души хохотал».

Упоминает о гриме Владимира Ильича и его соратник Владимир Бонч-Бруевич - в своих «Воспоминаниях о Ленине», изданных в Москве в 1969 году. По его словам, именно благодаря ему вождь в Смольном снял наконец-то парик. Однако этот замечательный сюжет почему-то совершенно не нашел отражения в советском искусстве.

В результате сегодня нам известно только два изображения Ленина без бороды, и оба принадлежат художнику Марку Шафрану.

- Личность не очень знаменитая. Что о нем известно?

- Он был близок к большевикам. Весной 1917 года организовывал большевистские митинги в цирке «Модерн». Встречался с Троцким, был вхож к Луначарскому. Вообще на революцию и первые годы советской власти приходится взлет его карьеры. В 1918 году был одним из организаторов и первым председателем Первого профессионального трудового союза художников Петрограда. В голодном Петрограде помогал бедствовавшим деятелям искусства. В первые годы после революции распределял госзаказы на украшение города к коммунистическим праздникам.

Известно, что он был родом из-под Полтавы, первое художественное образование получил в Киевской рисовальной школе. В 1914-м окончил Академию художеств в Петербурге, в которой числился вольнослушателем с 1904 года. Однако из документов академии так и не понятно, получил он диплом или нет. Личное дело Шафрана состоит в основном из его бесконечных прошений то о деньгах, то об академическом отпуске для заработка, поправки здоровья и помощи пожилым родителям, то о сопроводительных бумагах для выезда на этюды.

Во время Первой мировой он уклонялся от призыва на военную службу, пошел на производство. Потом все-таки был мобилизован, но на фронт не попал, а служил в Трофейной комиссии, которая работала в Петропавловской крепости, собирая экспонаты для музея Великой войны.

Любопытно, что весной 1917 года художник отправил жену на лечение в Финляндию, а когда возвращался от нее, оказался в том же поезде, в котором в Петроград из эмиграции возвращался Ленин. Приятели потом шутили, что, мол, Шафран привез Ильича.

Судьба художника в 1920-х и 1930-х годах остается туманной. Известно, что ради заработка он вел кружок рисования в Доме отдыха кондукторских бригад на железнодорожной станции Сортировочная. Работ его известно очень мало. Имя Марка Шафрана мелькает в каталогах 1930-х годов, упоминаются созданные им портреты рабочих и колхозников.

В отделе эстампов Российской национальной библиотеки есть два плаката, сделанных с его акварелей. На одном изображен передовик Путиловского завода, на другом - Михаил Иванович Калинин на полевых работах. Обе работы - начала 1930-х годов. Оригиналы, скорее всего, вообще не сохранились, поскольку изначально были только рабочим материалом.

Марк Шафран умер от голода во время блокады - в конце 1941 года.

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Previous Entry
  • Next Entry
  • Recent Entries
  • Archive
  • Friends' Entries
  • Profile
  • Memories
·
point_p - (no subject) [+1] ·
winnie_olga - (no subject) [+1]

Длинная, густая, пышная борода и усы – достаточно характерный атрибут облика не только сказочного колдуна и волшебника вроде старика Хоттабыча, Деда Мороза или дядьки Черномора, но и революционера. Борода у героев сказок обычно скрывает в себе магические свойства – способность изменять мир. Как известно, джинн Гасан Абдурахман ибн-Хоттаб из сказки советского писателя Л. Лагина творил волшебство, выдёргивая из своей бороды волосок и разрывая его на части. "Старик тяжело вздохнул, вырвал из своей бороды один волос, другой, третий, затем в сердцах выдернул из неё сразу целый клок и стал с ожесточением рвать их на мелкие части, что-то сосредоточенно приговаривая…" Ясно, что чем борода длиннее и гуще, тем больше её сила и могущество. Ну, а как обстоит дело у революционеров.
Вот красноречивая выдержка из книги Герберта Уэллса "Россия во мгле", широко публиковавшейся в СССР в 1958 и 1970 годах. Английский писатель с нескрываемым раздражением писал о слишком громадной, по его мнению, бороде Карла Маркса: "Куда бы мы ни приходили, повсюду нам бросались в глаза портреты, бюсты и статуи Маркса. Около двух третей лица Маркса покрывает борода, широкая, торжественная, густая, скучная борода, которая, вероятно, причиняла своему хозяину много неудобств в повседневной жизни. Такая борода не вырастает сама собой; её холят, лелеют и патриархально возносят над миром. Своим бессмысленным изобилием она чрезвычайно похожа на "Капитал"; и то человеческое, что остаётся от лица, смотрит поверх неё совиным взглядом, словно желая знать, какое впечатление эта растительность производит на мир. Вездесущее изображение этой бороды раздражало меня всё больше и больше. Мне неудержимо захотелось обрить Карла Маркса. Когда-нибудь, в свободное время, я вооружусь против "Капитала" бритвой и ножницами и напишу "Обритие бороды Карла Маркса"". Что ж, раздражение писателя-реформиста, члена Фабианского общества, убеждённого противника революции и большевизма, вполне понятно.
Для тех, кто не знает или забыл, напомним облик основоположника марксизма:
marks


Можно напомнить также облик русских революционеров старшего поколения (слева направо – Бакунин, Кропоткин, Чернышевский, Лавров):
bakunin-kropotkin-chernichevski-lavrov

Любопытно проследить, как постепенно исчезали эти "сказочные", а точнее, революционные атрибуты (бороды, усы) из облика советских руководителей. Уже Ленин, Троцкий и их соратники "укоротили" завещанную им чересчур обширную бороду Маркса: они оставили себе только скромные испанские бородки клинышком. Хотя были времена, когда В. И. Ульянов носил бороду, больше напоминавшую об облике основоположников марксизма. Большевик Григорий Шкловский вспоминал о 1903 годе: "Ильич. на свою внешность обращал столько же внимания, сколько любой русский студент-"нигилист". Борода его росла тогда во все стороны, и о стрижке её он не заботился и это, между прочим, шло к нему гораздо лучше, чем когда он, по отношению к ней, применял методы европейской цивилизации. "

Ленинский ЦК РСДРП(б)-РКП(б) и Политбюро ЦК были в своём большинстве "бородатыми".
Polburo1918

Вообще же борода и усы Ленина были важнейшей частью его художественного образа в советском искусстве. На живописных полотнах Владимира Ильича обыкновенно изображали бородатым – даже в те моменты, когда в реальности он бороды и усов не носил. Например, на картинах, где Ленин провозглашал Советскую власть, его непременно изображали с бородой и усами. Хотя в действительности в этот день он был чисто выбрит – с целью маскировки.
Картина Владимира Серова "Ленин провозглашает Советскую власть" (один из вариантов):
serov

На более позднем варианте, после развенчания "культа личности", Сталин с картины бесследно исчез, но борода и усы Ленина остались в неизменности:
serov2

Хотя в те дни Владимир Ильич выглядел так:
Lenin_v_grime

Затем, как известно, в 20-е годы, в Кремле разгорелась война между "бородатыми" и "безбородыми". Случайно ли то, что первые хотели мировых перемен, а вторые предлагали ограничиться одной страной? Победили последние, сбрившие революционные бороды и оставившие на своих лицах только аккуратно подстриженные усы.
Вот уже сталинское Политбюро 1934 года. Это, если не считать "всесоюзного старосту" Калинина и Петровского, безбородое Политбюро.

Polburo1934

В 30-е годы борода уже воспринималась как вызов новой эпохе, символ прошлого, знак оппозиции. Лазарь Каганович в беседах с писателем Феликсом Чуевым вспоминал: "Я бороду носил до тридцать третьего года. Сталин говорит:
– Зачем тебе борода?
Я говорю:
– Давно ношу.
Сталин:
– Надя, дай ножницы, я ему сейчас срежу бороду!
Я говорю:
– Хорошо, я бороду сниму сам. "
Лазарь Каганович – с бородой и без неё:
lazar

Но впереди, спустя два десятка лет, безбородых победителей ждала новая война – на этот раз против "безусых". И они потерпели в ней полное поражение. В начале 60-х годов уже усы стали новым символом оппозиционности и "ретроградства". На карикатурах в советской печати 60-х годов "наследников Сталина" неизменно изображали с усиками. В том числе на самой известной из этих карикатур, где "наследник" стоит на коленях перед портретом И. В.:


Полувековой юбилей революции застал всех высших руководителей страны безбородыми и безусыми. Вот брежневское Политбюро. Никто в нём не носил усов, если не считать секретаря ЦК Бориса Пономарёва, который – что характерно – занимался в ЦК тем, что осталось от Коминтерна, от идей мировой революции.


Октябрьский пленум ЦК в этом смысле не был каким-то последним рубежом, он даже на некоторое время оставил во главе Советского государства Анастаса Микояна – одного из "последних могикан" поколения революционеров, носившего усы.
Но, так или иначе, к маю 1966 года среди членов Политбюро не уцелело ни одного обладателя усов, не говоря уж о бороде. Можно сказать, что в этом безусом и безбородом Политбюро брови Леонида Ильича оставались последними клочками из роскошной, сказочной бороды Карла Маркса.
Любопытно, что тогдашний антисоветский фольклор почувствовал это родство и с виртуозной лёгкостью восстанавливал его – брови неожиданно роднили Леонида Ильича с его предшественниками – Сталиным и даже Лениным:
"Что такое брови Брежнева? Это усы Сталина, но на более высоком уровне".
"– Пашутылы, ы хватыт! – сказал Брежнев, переклеивая брови себе под нос".
"– Какая у Брежнева партийная кличка?
– Бровеносец в потёмках".
"– Где то бревно, которое Ленин нёс на субботнике?
– Проросло бровями и правит нами".
А среди молодежи возникла новая мода на бороды и длинные волосы. Они вновь, как и столетием ранее, сделались своеобразным символом вольнодумства, независимого образа мыслей и поведения. Сатирики 50-х годов называли юных бородачей "дикообросами" (нечто вроде дикообразов). Один из юмористических рисунков 1962 года изображал "Молодёжное кафе". Все посетители кафе – молодые люди с большими бородами.
Журналист и зять Хрущёва Алексей Аджубей вспоминал: "Бороды воспринимались как вызов общественному мнению, и если их насильственно не состригали по примеру Петра, то всё же они сильно портили репутацию. Ссылки на внешность Маркса, Энгельса и Ленина объявлялись кощунством".
Карикатура на бородачей из советской печати начала 60-х годов (одновременно она высмеивает увлечение молодёжи повестью Хэмингуэя "Старик и море"):

Отношение к бородам несколько смягчилось в 60-е годы, после победы на Кубе революционеров-"барбудос" (то есть опять-таки "бородачей"). В фильме "Шантаж" (1972 год) из популярного телесериала "Следствие ведут Знатоки" одна из отрицательных героинь говорит: "Три месяца тому назад зачастил один юноша с окладистой бородой в тёмных очках. Такая странная пошла мода среди нынешней молодёжи, простите, вы не находите, – борода? Я говорю: Петра Первого на вас нет, он бы вас живо всех обрил!". Вкладывая такие слова в уста заведомо отрицательного персонажа, авторы фильма тем самым явно "брали под свою защиту" бородатых от необоснованных нападок.
А возвращаясь к бровям Леонида Ильича, которые стали символом "первого лица" страны с октября 1964 года, мы сейчас можем видеть, что брежневская эпоха действительно была последней остановкой революции и Советской страны перед их крушением и переходом к эпохе открытой контрреволюции.
В общем, наверное, есть истина в известном изречении Конфуция о том, что "миром правят знаки и символы, а не слово и закон". Как только "обритие бороды Карла Маркса", о котором так безнадёжно мечтал Уэллс в 1920 году, было полностью завершено, наступила эпоха Реставрации. Мировая реальность с 1917 года до 1991-го неузнаваемо изменилась, но революционная борода Карла Маркса оказалась растрачена его наследниками до последнего волоска.

1

Эта характерная черта лица указывалась в словесных портретах Ленина, составленных полицией, но никогда не фигурировала в категории «Особые приметы». А между тем упоминаемая особенность была видна всем и сразу бросалась в глаза еще в ту пору, когда Владимир Ульянов учился в гимназии.

Разочаровывающая внешность

Многие современники отмечали весьма заурядную, а порой и непривлекательную внешность Ильича. Так, Александр Наумов, одноклассник Ильича и будущий министр, вспоминал, что Володя со сдавленной с боков головой имел неправильные черты лица. Революционер Глеб Кржижановский, описывая уже взрослого Ленина, утверждал, что его фигура «легко могла затеряться, не бросаясь в глаза, в любом фабричном квартале». Что касается лица, то Кржижановский отметил лишь смуглость кожи с «некоторым восточным оттенком». А вот в книге Ю. П. Анненкова «Дневник моих встреч» Владимир Ульянов предстает с «бесцветным лицом». «Типичный облик мелкого мещанина, хотя Ленин и был дворянином» — писал Анненков.

Советский экономист Валериан Оболенский, известный под партийным псевдонимом Н. Осинский, слова которого приведены в сборнике «Ленин. Человек-мыслитель-революционер» (2014 год), писал о том, что Ленин представлялся ему человеком высокого роста, «отлично сложенным», с ясными глазами, то есть мужчиной с «сильной и блестящей внешностью». Несмотря на то, что о внешности вождя Осинский был позже вполне наслышан, увиденное в 1917 году его разочаровало. В аналогичной ситуации оказался и писатель Максим Горький, который рассказывал: «Я ожидал, что Ленин не таков. Мне чего-то не хватало в нем. …весь — как-то слишком прост, не чувствуется в нем ничего от «вождя»».

Словесный портрет разыскиваемого

Ничего примечательного, казалось бы, не наблюдалось и в жандармских документах, где перечислялись приметы Владимира Ульянова. Как утверждают Татьяна Орлова и другие авторы издания «Криминалистическая техника», словесный портрет Ильича, имевшийся в списке лиц, «подлежащих розыску по делам политическим», гласил: «Рост 2 аршина 1/2 вершка, телосложение среднее, наружностью производит впечатление приятное, волосы на голове и бровях русые, прямые, усах и бороде – рыжеватые, глаза – карие, средней величины, лоб высокий, нос обыкновенный, лицо круглое, черты его правильные, рот умеренный, подбородок круглый, уши средней величины».

Для сравнения можно привести словесный портрет Иосифа Сталина, который в свою книгу «Сталин. Жизнь и смерть» включил Эдвард Радзинский: «Лицо в оспенных пятнах, глаза карие, усы черные, нос обыкновенный. Особые приметы: над правой бровью родинка, левая рука в локте не сгибается». Как видно, у Сталина особых примет было по крайней мере две. А вот что касается Ленина, то в документах на него отсутствовал даже такой пункт «Особые приметы». Владимир Ильич, как отметил Кржижановский, и вправду мог легко затеряться в толпе. Однако на самом деле одна примета вождя пролетариата все же должна была оказаться в разряде «особых».

Особые приметы вождя

Речь идет о высоком лбе Владимира Ульянова, который действительно бросался в глаза. Еще Александр Наумов, одноклассник Ленина, называвший черты лица будущего вождя некрасивыми, писал: «Все вышеуказанные неправильности невольно скрашивались его высоким лбом». Вот и русский врач Вячеслав Левицкий, благодаря которому сохранился еще один словесный портрет Ленина, выделил в первую очередь «обнаруживавший силу мысли» высокий большой лоб Ульянова. Только после этого, как утверждает Владлен Логинов, автор книги «В.И. Ленин. Полная биография», Левицкий переключился на «живые, умные, «с хитрецой», немного косые и часто прищуриваемые глаза, загоравшиеся от времени до времени огнем…».

Вообще словосочетание «высокий лоб» встречается всякий раз при описании внешности Владимира Ильича его современниками и даже нынешними авторами. Однако в действительности жандармы в качестве «особых примет» могли бы упомянуть и скулы Ленина, и его «монгольский» разрез глаз. Эти черты, если верить Адаму Уламу, автору книги «Большевики. Причины и последствия переворота 1917 года», Ильич унаследовал от своего отца. К примеру, Александр Куприн в своей миниатюре «Моментальная фотография» отмечал в первую очередь «скуластость» Ленина и «разрез глаз вверх».
источник

Мне кажется, этот "высокий лоб" появился в период советского славословия и идолизации Ульянова-Ленина. На самом деле - там банальная лысина, создающая такой оптический эффект. Вот, кстати, в какой период имел место настоящий "культ личности", а совсем не при Сталине.

Читайте также: