Как выглядит карл маркс без бороды

Опубликовано: 17.09.2024

К 200-летию основоположника марксизма

Не меня одного – его борода раздражала многих. Герберт Уэллс в своей книге «Россия во мгле» считал, что именно борода выдает в Марксе самодовольного тщеславца и предлагал ее мысленно сбрить – что останется от основоположника марксизма? Карикатурист «Нью-Йорк Таймс» пошел по паллиативному пути и изобразил Маркса наполовину с бородой, наполовину – без. Борода была частью марксова ореола и придавала ему монументальную значительность, с каковой его изобразил Лев Кербель в московском памятнике. Разве мы могли когда-нибудь представить, что эта величественная борода принадлежит малорослому, коротконогому, бочкообразному толстяку, каким был Карл Маркс на самом деле?

К 200-летию основоположника марксизма

Фото: Александр Корнющенко

Не меня одного – его борода раздражала многих. Герберт Уэллс в своей книге «Россия во мгле» считал, что именно борода выдает в Марксе самодовольного тщеславца и предлагал ее мысленно сбрить – что останется от основоположника марксизма? Карикатурист «Нью-Йорк Таймс» пошел по паллиативному пути и изобразил Маркса наполовину с бородой, наполовину – без. Борода была частью марксова ореола и придавала ему монументальную значительность, с каковой его изобразил Лев Кербель в московском памятнике. Разве мы могли когда-нибудь представить, что эта величественная борода принадлежит малорослому, коротконогому, бочкообразному толстяку, каким был Карл Маркс на самом деле?

Что особенно бросалось в глаза по контрасту с его приятелем и ангелом-хранителем – даром что Энгельс: высокий, стройный, нордического типа голубоглазый красавец Фридрих всю жизнь поддерживал Маркса не только духовно, но и материально, выплачивая ему регулярно стипендию. Мало того, взял на себя карлмарксов грех, когда, одновременно с законным (четвертым) ребенком, у Маркса родился ребенок от домоуправительницы. Как утверждают злые языки, вылитый Маркс. Только без бороды. Однако и тут на помощь пришел красавец Фридрих и признал ребенка своим. Это ли не повод обвинять Маркса в лицемерии и ханжестве? Что и делают его насмешники и злоязыки: основоположник революционной теории исповедовал в семейной жизни заскорузлую буржуазную мораль Викторианской эпохи.

Над ним насмешничали даже те, кто писал вовсе не о нем. «Курс по марксизму» – сообщал аршинный заголовок на первой странице «Нью-Йорк Таймс бук ревю», а речь, оказывается, шла о голливудских комиках Марксах. С ними либо с одним из них все чаще сравнивали американские зубоскалы Карла Маркса. В том смысле, что он так же смешон, как они, но они – по свободному выбору, а он – поневоле. Вот и получалось, что Маркс – живая иллюстрация к собственному парадоксу: история проигрывается дважды - сначала как трагедия, потом как фарс. Из культовой фигуры Карл Маркс превратился в объект насмешек.

Широко известный в узких кругах

Маркс прожил почти всю жизнь в нищете и безвестности, про него можно сказать словами Бориса Слуцкого: «широко известный в узких кругах» – партийных сторонников и оппонентов. Добавлю от себя: журналистом он был талантливым. Понятно, «Капитал» я не осилил, зато с дюжину статей прочел, включая предисловие к «Капиталу», написанное с блеском. Кстати, «Капитал», его magnum opus, был опубликован только 15 лет спустя - после бесконечных откладываний. Безнадежно вроде бы устарел и ожидаемого эффекта не произвел. С трудом разошлись первые пятьсот экземпляров, хотя в Америке были проданы 5 тысяч пиратских копий, потому что в рекламе говорилось, что книга объясняет, откуда берется прибыль. Вот американцы и решили, что это на их любимую тему, как стать миллионером.

Маркс шутил, что труд его жизни не окупит даже сигар, которые он выкурил, когда над ним корпел. И тяжело переживал свое творческое фиаско, сравнивал себя с героем бальзаковского «Неведомого шедевра». Надо ли напоминать, в чем там дело? Художник много лет трудится над портретом, внося поправки и совершенствуя полотно, пока от него не остается ничего, кроме хаотичного нагромождения красок и линий.

Однако спустя много лет после смерти Маркса «Капитал» стал экономической основой государства рабочих и крестьян – СССР.

Учение Маркса всесильно потому что верно.

Перестав быть верным, марксизм потерял свою силу.

Время его господства над умами, казалось, позади – с тех пор, как измышленный им коммунизм накрылся на одной шестой, которой идеология теперь не позарез.

Поверженный идол.

Мне было его жалко, особенно когда я узнал, что, отправившись под занавес своей жизни в Алжир, он там сбрил бороду да так и умер безбородым. Беда, однако, в том, что посмертный фарс переносится на трагедию, которую пережил реальный Карл Маркс – как революционер, как писатель, как человек. И во всех этих трех ипостасях его бесконечно жаль. Под конец жизни, потеряв обеих Женни - жену и дочь, исписавшись, с утраченным интересом к жизни и пошатнувшимся здоровьем, Карл Маркс – представьте себе! - спивается. «Смесь мелодрамы с готическим романом ужасов», как определил его жизнь американский писатель Эдмунд Уилсон (сначала друг, а потом враг Набокова).

Так не лучше ли, решил я, вместо того, чтобы кричать «Капут Марксу!» и пинать сброшенную с пьедестала статую, глянуть на него, как завещал нам великий римский историк Тацит без гнева и пристрастия.

В конце концов, разве виноват Маркс в том, что post mortem из него сотворили идола, а потом, разоблачая культ его личности, сделали чучело гороховое, выставили на всеобщее посмешище? Другими словами, превратили в козла отпущения, мстя реальному человеку за собственные заблуждения.

Ответствен ли Карл Маркс за российский эксперимент, проведенный во имя Его? А Иисус Христос - за Торквемаду и Инквизицию? Жан-Жак Руссо - за Робеспьера и гильотину? Или Резерфорд, расщепивший атом, - за атомную бомбу и Хиросиму с Нагасаки? То же с Марксом – несет ли он ответственность за Ленина со Сталиным, за коллективизацию, 37-ой год и дело врачей? Это не риторические вопросы, а вопросы, на которые у меня самого нет четкого ответа. В чем я был уверен: судить о Марксе по русской революции глупо. Это искаженное преломление его идей, которые видоизменились благодаря почве, на которой взросли.

Из двух великих редукционистов нового времени я предпочитаю Маркса Фрейду. Оба воспринимали человека примитивно, ниже пояса: один – от брюха, другой – еще ниже. Однако оба восприятия были сугубо головные. Только один – Фрейд – низведя человека на уровень секса, там его и оставил, неприкаянного и закомплексованного, тогда как Маркс, исходя из его желудка, воспарил к идеальному обществу, которого нет и быть не может.

Если, по словам Фиделя Кастро, Иисус был первым марксистом, то может быть Карл Маркс - Христос нового времени? Кто знает.

Карл Маркс снова на коне!

Не было бы счастья, да несчастье помогло. Когда в 2008 году разразился всемирный экономический кризис и длился несколько лет, началась еще одна посмертная жизнь Карла Маркса. Второй приход Мессии. Его книги сметают с книжных полок магазинов и библиотек. В особенной моде именно «Капитал», который в срочном порядке тиражируется в Англии, Германии, Японии и других странах. В Германии выпущен диск с записью «Капитала» - аудиокнига, которую можно слушать в машине вместо музыки. Александр Клюге, вспомнив о неосуществленном замысле Эйзенштейна, снял 10-часовый фильм по «Капиталу». В Дюссельдорфе поставили спектакль Даниэля Ветцеля и Хельгарда Хауга «Карл Маркс. Капитал. Том первый» - при входе зрителям бесплатно выдавали 23-ий том сочинений Маркса с «Капиталом». Надо ли добавлять, что спектакли шли с аншлагом, билеты рвали с рук. В Японии, помимо «полного «Капитала», вышли еще и комиксы по «Капиталу» для массовой аудитории и лучшего понимания - и сразу же оказались в топе продаж. В шанхайском театре поставили оперу по «Капиталу» в жанре бродвейских мюзиклов, но тексты Маркса там, клянутся авторы, без изменений. Журнал «Ньюйоркер» объявил Карла Марска главным мыслителем Х1Х века, а слушатели Би-Би-Си те и вовсе назвали его самым великим философом всех времен и народов.

Перечисление можно продолжить, но во избежание тавтологии остановимся и переведем дух. Почему Карл Маркс снова стал и продолжает оставаться не просто авторитетом, а гуру, хотя экономический кризис хоть и не сошел на нет, но пошел на спад? Что ищут в «Капитале» профессиональные экономисты и отчаявшиеся граждане стран Америки, Европы и Азии?

Да, Карл Маркс в отношении коммунистического будущего был утопистом, фантастом и мечтателем, но если обманывал других, то только потому, что обманывался сам. Создатель Коммунистического манифеста и вдохновитель мировой революции был кабинетным ученым и страстным книгочеем. Если бы не прусские университетские власти, воспрепятствовавшие его академической карьере, никакого основоположника и не возникло бы. Как и самого марксизма. Причем, пострадал он вовсе не из-за антисемитизма. Отец Карла Маркса, потомок голландских и немецких раввинов, крестился - скорее из карьерных, чем из религиозных соображений, а христианство по тем временам было входным билетом в цивилизованное общество. Привет еще одному выкресту – Генриху Гейне, автору этого афоризма и приятелю Карла Маркса. Так или иначе, наш герой вынужден был переквалифицироваться в журналиста, в писателя, в теоретика.

Его экономические идеи теперь признают такими же незыблемыми, как таблица умножения и изучают в университетах Германии, США, Франции, не говоря уже о Китае. Его теория прибавочной, или как теперь говорят, добавленной стоимости изготовленного продукта, которая в его времена в пропорции 8:1 уходила к капиталистам, в самом деле убедительна. Время откорректировало эту пропорцию – после Первой мировой войны и Октябрьской революции в России, где народу добавочно отдавали 25 процентов прибавочной стоимости в виде социальных гарантий (бесплатное образование, бесплатная медицина, ясли, детские сады, пионерские лагеря, дома отдыха и проч.). В европейских странах с социалистическим уклоном, типа Швеции, также произошло резкое перераспределение прибавочной стоимости между работником и работодателем – в пользу работника. Но так сложилась ситуация, что в большинстве развитых стран увеличилось число белых воротничков - менеджеров, которые в виде зарплат и бонусов забирают себе часть прибавочной стоимости, предназначенной работнику, а это неизбежно ведет к экономическому кризису. Что и предсказывал Карл Маркс в «Капитале». В том числе, крах банковской системы и перемещение финансовой мощи из Атлантики (США и Европа) в сторону Тихого океана (Китай). «Чем дольше я работаю на Уолл-стрит, тем яснее понимаю, насколько прав был Маркс» - признание знаменитого американского банкира. А вот мнение другого спеца: «”Капитал“ изучают сейчас все экономисты мира – это как открытие электрического тока в физике».

Как говорится, смеется тот, кто смеется последним.

Так и представляю, как Карл Маркс сейчас посмеивается в своей лондонской могиле, взяв второй посмертный реванш.

Эта книга стала библией многих поколений революционеров и ниспровергателей частной собственности. А написавший сей эпохальный труд Карл Маркс был в ХХ веке причислен к лику «главных святых» коммунистического учения. Еще недавно половина человечества именовала себя марксистами. И именно потому мифологизированная фигура мыслителя заслонила Маркса-человека, о реальной жизни которого мы знали очень мало. Недавно вышедшая на Западе книга Фрэнсиса Вина «Карл Маркс в жизни» восполняет эти пробелы подчас сенсационными фактами. 1. 17 мая 1883 года, в день, когда человечество стало на голову короче, Карла Маркса хоронили всего 11 человек. «Таймс» напечатала по этому поводу некролог в один абзац с фактологическими ошибками в каждой строке. На его могиле вполне можно было написать: здесь лежит Карл Маркс, человек без паспорта и гражданства. Германия изгнала его и грозила арестом, Франция держала под подозрением, Великобритания отвергла просьбу о гражданстве. 2. Еврей Маркс был антисемитом и русофобом. Гиршель Маркс, отец Карла, стал Генрихом и принял лютеранство, чтобы избежать гонений на евреев в Пруссии. Маркс не скрывал своего происхождения, но и не делал на нем акцента. Но фрагменты переписки с Энгельсом выдают в нем антисемита. Он многократно именует германского социалиста Фердинанда Лассаля «жидом» и даже «еврейским негром». А некоторые пассажи из труда «О еврейском вопросе» прямо перекликаются с «Майн Кампф». Маркс ненавидел царскую Россию. Институт марксизма-ленинизма изъял антирусские пассажи из полного собрания сочинений, чтобы скрыть очевидный факт: идею революции подсказал России русофоб. 3. В юности Маркс был гулякой, драчуном и неважным сыном. Карл стал сопредседателем студенческого клуба таверн Трира, главным достоинством членов которого считалась способность часто и крепко напиваться. Он участвовал в массовых драках, бил уличные фонари и купил себе пистолет. Только слезное письмо Генриха Маркса судье спасло Карла от тюрьмы. Отец упрекал его в мотовстве и непочтении. Маркс едва отвечал на родительские письма. Он отстранился от семьи и, несмотря на просьбы заболевшего отца, отказался навестить дом весной 1838 года. На похоронах умершего через несколько недель Генриха Карла тоже не было: он объяснил, что дорога из Берлина в Трир слишком длинна. 4. Соратники считали его мотом. Работая над «Капиталом», Маркс жаловался, что этот труд не окупит даже сигар, которые он при этом курил. (Так и получилось: первые пятьсот экземпляров расходились с трудом, и только в Америке удалось продать 5 тысяч пиратских копий, поскольку в рекламе говорилось: эта книга объясняет, откуда берется прибыль.) Он жил главным образом благодаря помощи Энгельса, занявшегося текстильным бизнесом, и за всю жизнь лишь несколько раз сумел заработать небольшие суммы, пописывая статьи для американских газет. Друг пролетариата обожал аристократию и гордился своей женитьбой на баронессе Женни фон Вестфален. Он не мог вообразить своего существования без личного секретаря, отдыха на респектабельных курортах, учителей музыки и танцев для детей. Даже если ради этого приходилось в очередной раз нести в ломбард фамильное серебро жены. 5. Известен случай, когда Карл Маркс занял денег даже у пекаря, которому и без того задолжал. Но обычно в крайнем случае он просил помощи у кого-нибудь из состоятельных родственников. Так, он отправил жену просить помощи у своего голландского дяди Филиппа Маркса, разбогатевшего на торговле. Дядя, взглянув на племянницу, выдал 100 талеров (их хватило на пару месяцев). Филипп помогал Карлу и в дальнейшем. Его компания процветает до сих пор, превратившись в компанию «Филипс». 6. Карл Маркс был гениально неприспособлен к службе. За три десятка лет он предпринял две попытки устроиться на работу и получать жалованье. Один из проектов касался поставок в Америку некоего чудодейственного лака, который обещал компаньонам крупные прибыли. Но продукт оказался плутовским трюком. Спустя десять лет Карл Маркс попробовал устроиться клерком на железную дорогу. Ему было отказано из-за плохого почерка. 7. Маркс был плодовитым папой. Пока Женни ездила к дяде Филиппу за деньгами, в доме Марксов произошло одно примечательное событие: забеременела служанка Хелен Демут - Ленхен. В дальнейшем историки назовут это «самым секретным коммунистическим заговором». Только в 1962 году немецкий историк Блюменберг обнаружил документы, подтверждающие старые слухи. Фредерик Демут был внебрачным сыном Маркса. Вскоре после рождения его отдали приемным родителям, он стал токарем и активистом лейбористской партии. 8. 28 апреля 1882 года путешествовавший по Алжиру Маркс написал Энгельсу, что пришел к парикмахеру и попросил обрить себя. Это было символическое прощание с обликом мыслителя-пророка. Он позаботился, чтобы никто не запечатлел его таким. Но перед бритьем Маркс сфотографировался, чтобы именно таким запомниться своим дочерям. 9. На Западе сегодня изумляются тому, что Маркс более века назад предсказал перемещение финансовой мощи из Атлантики в Тихий океан и рождение азиатских драконов, силиконовый бум и появление Билла Гейтса. В 1997 году еженедельник «Нью-Йоркер» назвал Маркса мыслителем века. Журнал процитировал слова одного из банкиров: «Чем дольше я на Уолл-стрит, тем яснее понимаю, что Маркс был прав».

Немецкий экономист и политический деятель Карл Маркс в особом представлении не нуждается. Его эпохальный труд «Капитал» стал главной книгой для многих поколений революционеров. Еще совсем недавно миллионы людей именовали себя марксистами.

До сих пор у нас он ассоциируется с каноничным образом бородатого, серьезного ученого-трудоголика, примерного семьянина. Между тем, основателю теории научного коммунизма ничто человеческое было не чуждо: он спускал одно состояние за другим, увлекался служанками и жил за счет друзей и родственников. А под конец жизни Маркс и вовсе сбрил бороду.

Карл Маркс – кутила и бабник, бравший деньги в долг, не возвращая. Основатель научного коммунизма без бороды и ретуши

Он не особенно обременял себя мыслями о заработках

Карл Маркс – внук раввина и потомок нескольких поколений ученых-талмудистов, был далек от еврейской культуры и традиций. Его крестил отец после того, как сам принял протестантизм для устранения препятствий в юридической деятельности. Генрих Маркс занимал должность адвоката при высшем апелляционном суде Трира и пользовался большим авторитетом. Впрочем, это не отразилось на сыне, который ни во что не ставил собственного отца.

В юности Карл был гулякой, кутилой и драчуном: он участвовал в массовых потасовках, бил уличные фонари. Только проникновенное письмо Генриха Маркса судье спасло его от тюрьмы.

Поступив в Боннский университет осенью 1835 года (через год перевелся в Берлинский, где изучал право, историю, философию и теорию искусства), Карл отстранился от семьи. Несмотря на просьбы заболевшего отца, он отказался навестить его весной 1838 года. Генрих Маркс умер, а сын так и не сподобился приехать на похороны.

В 1843 году Карл женился на подруге детства баронессе Женни фон Вестфален. Он не особенно обременял себя мыслями о заработках, несмотря на то, что у него один за другим рождались дети. Изгнанный из Франции, Брюсселя и Германии, Маркс с семейством осел в Англии. Весной 1850 года их за долги выгнали из помещения, где они остановились. Эпопея с переездами завершилась лишь в декабре, когда семья поселилась в двухкомнатной меблированной квартире без ванны и клозета.

Чтобы оторваться от мрачных будней, Маркс частенько гостил у благополучного Фридриха Энгельса в Манчестере. Между тем, жена писала ему: «…Я здесь сижу без крова и хлеба… Сижу, и почти все глаза выплакала, и не найду помощи… У меня голова не выдерживает. Я восемь дней крепилась, теперь не могу…». На что Карл отвечал: «Раз уж ты, моя бедная чертушка, жалуешься на суровые будни, то справедливо будет заметить, что я, по крайней мере в идеале, мучаюсь. Впрочем, я знаю, что ты наделена бесконечной стойкостью и малейший приятный пустячок вернет тебя к жизни. Надеюсь, на этой неделе или, самое позднее, до понедельника ты получишь еще пять фунтов».

Его не взяли клерком на железную дорогу

Постепенно у Маркса сформировался настоящий талант добывания денег у окружающих. Он «занимал» их у всех подряд, не возвращая. В крайнем случае, он просил помощи у кого-нибудь из состоятельных родственников, например, у богатого голландского дяди Филиппа. Кстати, компания Филиппа Маркса процветает до сих пор – это всемирно известная «Филипс».
Но главным спонсором Карла был, конечно, Энгельс (в каждом третьем письме к Фридриху Маркс просил денег), который управлял в Манчестере фабрикой «Эрмен и Энгельс», и постоянно высылал другу английские фунты. Сам Карл получал лишь гонорары, пописывая статьи для американских и европейских газет (исключение – его должность редактора в «Рейнской газете», в которой он пребывал несколько месяцев, и работа в «Новой Рейнской газете» в течение года).
Даже его попытка устроиться клерком на железную дорогу потерпела фиаско: ему было отказано из-за плохого почерка.
Но вот удача улыбнулась Карлу. В 1856 году в течение года Марксы получили сразу три наследства от скончавшихся родственников. Наконец у семьи появились деньги, но в руках Карла они таяли как снег. Понятно удивление Энгельса, когда он прочел письмо Маркса от 20 января 1857 года: «Я полностью на мели…». Фридрих недоумевал: «Твое письмо для меня, как удар грома среди ясного неба. Я-то думал, что все, наконец, в радужном свете; ты живешь в приличной квартире… а теперь выясняется, что все под вопросом».

В мае 1864 года Марксам завещает крупную сумму их друг Вильгельм Вольф. Однако уже через год Карл просит Энгельса срочно выслать ему денег, утверждая, что ему «легче было бы отрубить большой палец руки, чем писать» письмо о помощи. 5 августа он получает 50 фунтов, а через две недели Карл снова – в просителях. В год Маркс по собственным признаниям тратит 500 фунтов. При этом жене он выдает на хозяйство мизерную часть (например, 5 фунтов стерлингов из 60).

С ноября 1868 года 50-летний Маркс получает постоянное жалование! Ежемесячную «стипендию» в 35 фунтов назначает все тот же щедрый Фридрих Энгельс (эта сумма в конце XIX века соответствует примерно 2250 долларам в 1990 году).
На что тратил деньги Карл Маркс? Все объясняется довольно просто. Идеолог равенства и братства имел замашки эпикурейца. Он не мог вообразить своего существования без личного секретаря, отдыха на респектабельных курортах. К тому же, Маркс регулярно играл на бирже, занимался денежными спекуляциями. Но вот незадача – в большинстве своем оставался в дураках. В отличие от своих преуспевавших родственников, он был плохим предпринимателем. Именно биржевые махинации поглотили большую часть средств, полученных от Вольфа. Между тем, друзья, обвиняя Маркса в расточительности, не переставали ссужать его деньгами – гений нуждался в поддержке. У него такая сложная атмосфера в доме: неустроенность, постоянные недомогания жены и детей – все это мешает ему работать. А он, по признанию многих – идеальный семьянин.

«Безупречный» семьянин - любитель служанок

Однако, как показывают факты, образ идеального семьянина сложился благодаря стараниям самого Карла. Друзья Маркса в один голос называют его жену «благородной женщиной». Нормы морали для нее неприкосновенны. Немецкий революционер Стефан Борн вспоминает, что «в вопросах чести и чистоты эта благородная дама была несговорчива». Да Карл для всех и сам записной моралист. В его письмах следуют одна за другой жалобы, мол, жена болеет, а то он бы с удовольствием уехал из Англии, если бы не проблемы дома и т.п.

Лишь другу Энгельсу Карл доверялся, что «дома всегда все в «осадном положении», и ручьи слез анюируют и бесят» его ночи напролет. Из своих многочисленных поездок он больше всего страшился возвращения в Лондон, где «снова семейный скулеж, конфликты, травля вместо того, чтобы свежим, в непринужденном настроении, взяться за работу».

«Для человека высоких устремлений нет большей дурости, чем жениться», – утверждал он Фридриху. Будущему зятю Полю Лафаргу он также написал довольно откровенные строки: «Если бы я начал жизнь сначала, я никогда не женился бы. Пока это в моих силах, я хотел бы оградить своих дочерей от тех скал, о которые разбилась жизнь их матери».

Между тем, пока в глазах других он предан своей жене, в его доме происходят одна за другой темные истории.
Служанка Маркса Хелен Демут забеременела и родила Карлу сына. Тут же примчался в Лондон Энгельс и взял всю ответственность на себя. Ребенка отдали приемным родителям. А через несколько лет, в 1862 году, неожиданно умирает служанка Марианна, как утверждают многие историки – от неудачного аборта.

Жена при этом «страдает, худеет и кашляет». Тем временем, творческая энергия Маркса иссякает. К 1863 году первый том «Капитала» уже написан, остается лишь его отредактировать. На это уходит четыре года. Второй и третий тома «Капитала», как известно, собраны в основном Энгельсом, получившим в свое распоряжение лишь «сплошные наброски, за исключением примерно двух глав». «Рукопись, которую только я мог прочитать — и то с трудом», – напишет позднее Энгельс Августу Бебелю. Несмотря на это, Карл исправно получает «жалование» и живет в свое удовольствие. Последний год перед смертью он посещает один курорт за другим: Алжир, Аржантей, Веве, Вентнор, Лозанна, Монте-Карло, Энгиен, южный берег Англии. 28 апреля 1882 года, путешествуя по Алжиру, Карл написал Энгельсу, что пришел к парикмахеру и попросил обрить себя.

В январе 1883-го Карл Маркс неожиданно заболел бронхитом, который повлек за собой ряд осложнений. Скончался он 14 марта. На Хайгетском кладбище в Лондоне Карла Маркса хоронили всего 11 человек.

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Previous Entry
  • Next Entry
  • Recent Entries
  • Archive
  • Friends' Entries
  • Profile
  • Memories
·
point_p - (no subject) [+1] ·
winnie_olga - (no subject) [+1]

Длинная, густая, пышная борода и усы – достаточно характерный атрибут облика не только сказочного колдуна и волшебника вроде старика Хоттабыча, Деда Мороза или дядьки Черномора, но и революционера. Борода у героев сказок обычно скрывает в себе магические свойства – способность изменять мир. Как известно, джинн Гасан Абдурахман ибн-Хоттаб из сказки советского писателя Л. Лагина творил волшебство, выдёргивая из своей бороды волосок и разрывая его на части. "Старик тяжело вздохнул, вырвал из своей бороды один волос, другой, третий, затем в сердцах выдернул из неё сразу целый клок и стал с ожесточением рвать их на мелкие части, что-то сосредоточенно приговаривая…" Ясно, что чем борода длиннее и гуще, тем больше её сила и могущество. Ну, а как обстоит дело у революционеров.
Вот красноречивая выдержка из книги Герберта Уэллса "Россия во мгле", широко публиковавшейся в СССР в 1958 и 1970 годах. Английский писатель с нескрываемым раздражением писал о слишком громадной, по его мнению, бороде Карла Маркса: "Куда бы мы ни приходили, повсюду нам бросались в глаза портреты, бюсты и статуи Маркса. Около двух третей лица Маркса покрывает борода, широкая, торжественная, густая, скучная борода, которая, вероятно, причиняла своему хозяину много неудобств в повседневной жизни. Такая борода не вырастает сама собой; её холят, лелеют и патриархально возносят над миром. Своим бессмысленным изобилием она чрезвычайно похожа на "Капитал"; и то человеческое, что остаётся от лица, смотрит поверх неё совиным взглядом, словно желая знать, какое впечатление эта растительность производит на мир. Вездесущее изображение этой бороды раздражало меня всё больше и больше. Мне неудержимо захотелось обрить Карла Маркса. Когда-нибудь, в свободное время, я вооружусь против "Капитала" бритвой и ножницами и напишу "Обритие бороды Карла Маркса"". Что ж, раздражение писателя-реформиста, члена Фабианского общества, убеждённого противника революции и большевизма, вполне понятно.
Для тех, кто не знает или забыл, напомним облик основоположника марксизма:
marks


Можно напомнить также облик русских революционеров старшего поколения (слева направо – Бакунин, Кропоткин, Чернышевский, Лавров):
bakunin-kropotkin-chernichevski-lavrov

Любопытно проследить, как постепенно исчезали эти "сказочные", а точнее, революционные атрибуты (бороды, усы) из облика советских руководителей. Уже Ленин, Троцкий и их соратники "укоротили" завещанную им чересчур обширную бороду Маркса: они оставили себе только скромные испанские бородки клинышком. Хотя были времена, когда В. И. Ульянов носил бороду, больше напоминавшую об облике основоположников марксизма. Большевик Григорий Шкловский вспоминал о 1903 годе: "Ильич. на свою внешность обращал столько же внимания, сколько любой русский студент-"нигилист". Борода его росла тогда во все стороны, и о стрижке её он не заботился и это, между прочим, шло к нему гораздо лучше, чем когда он, по отношению к ней, применял методы европейской цивилизации. "

Ленинский ЦК РСДРП(б)-РКП(б) и Политбюро ЦК были в своём большинстве "бородатыми".
Polburo1918

Вообще же борода и усы Ленина были важнейшей частью его художественного образа в советском искусстве. На живописных полотнах Владимира Ильича обыкновенно изображали бородатым – даже в те моменты, когда в реальности он бороды и усов не носил. Например, на картинах, где Ленин провозглашал Советскую власть, его непременно изображали с бородой и усами. Хотя в действительности в этот день он был чисто выбрит – с целью маскировки.
Картина Владимира Серова "Ленин провозглашает Советскую власть" (один из вариантов):
serov

На более позднем варианте, после развенчания "культа личности", Сталин с картины бесследно исчез, но борода и усы Ленина остались в неизменности:
serov2

Хотя в те дни Владимир Ильич выглядел так:
Lenin_v_grime

Затем, как известно, в 20-е годы, в Кремле разгорелась война между "бородатыми" и "безбородыми". Случайно ли то, что первые хотели мировых перемен, а вторые предлагали ограничиться одной страной? Победили последние, сбрившие революционные бороды и оставившие на своих лицах только аккуратно подстриженные усы.
Вот уже сталинское Политбюро 1934 года. Это, если не считать "всесоюзного старосту" Калинина и Петровского, безбородое Политбюро.

Polburo1934

В 30-е годы борода уже воспринималась как вызов новой эпохе, символ прошлого, знак оппозиции. Лазарь Каганович в беседах с писателем Феликсом Чуевым вспоминал: "Я бороду носил до тридцать третьего года. Сталин говорит:
– Зачем тебе борода?
Я говорю:
– Давно ношу.
Сталин:
– Надя, дай ножницы, я ему сейчас срежу бороду!
Я говорю:
– Хорошо, я бороду сниму сам. "
Лазарь Каганович – с бородой и без неё:
lazar

Но впереди, спустя два десятка лет, безбородых победителей ждала новая война – на этот раз против "безусых". И они потерпели в ней полное поражение. В начале 60-х годов уже усы стали новым символом оппозиционности и "ретроградства". На карикатурах в советской печати 60-х годов "наследников Сталина" неизменно изображали с усиками. В том числе на самой известной из этих карикатур, где "наследник" стоит на коленях перед портретом И. В.:


Полувековой юбилей революции застал всех высших руководителей страны безбородыми и безусыми. Вот брежневское Политбюро. Никто в нём не носил усов, если не считать секретаря ЦК Бориса Пономарёва, который – что характерно – занимался в ЦК тем, что осталось от Коминтерна, от идей мировой революции.


Октябрьский пленум ЦК в этом смысле не был каким-то последним рубежом, он даже на некоторое время оставил во главе Советского государства Анастаса Микояна – одного из "последних могикан" поколения революционеров, носившего усы.
Но, так или иначе, к маю 1966 года среди членов Политбюро не уцелело ни одного обладателя усов, не говоря уж о бороде. Можно сказать, что в этом безусом и безбородом Политбюро брови Леонида Ильича оставались последними клочками из роскошной, сказочной бороды Карла Маркса.
Любопытно, что тогдашний антисоветский фольклор почувствовал это родство и с виртуозной лёгкостью восстанавливал его – брови неожиданно роднили Леонида Ильича с его предшественниками – Сталиным и даже Лениным:
"Что такое брови Брежнева? Это усы Сталина, но на более высоком уровне".
"– Пашутылы, ы хватыт! – сказал Брежнев, переклеивая брови себе под нос".
"– Какая у Брежнева партийная кличка?
– Бровеносец в потёмках".
"– Где то бревно, которое Ленин нёс на субботнике?
– Проросло бровями и правит нами".
А среди молодежи возникла новая мода на бороды и длинные волосы. Они вновь, как и столетием ранее, сделались своеобразным символом вольнодумства, независимого образа мыслей и поведения. Сатирики 50-х годов называли юных бородачей "дикообросами" (нечто вроде дикообразов). Один из юмористических рисунков 1962 года изображал "Молодёжное кафе". Все посетители кафе – молодые люди с большими бородами.
Журналист и зять Хрущёва Алексей Аджубей вспоминал: "Бороды воспринимались как вызов общественному мнению, и если их насильственно не состригали по примеру Петра, то всё же они сильно портили репутацию. Ссылки на внешность Маркса, Энгельса и Ленина объявлялись кощунством".
Карикатура на бородачей из советской печати начала 60-х годов (одновременно она высмеивает увлечение молодёжи повестью Хэмингуэя "Старик и море"):

Отношение к бородам несколько смягчилось в 60-е годы, после победы на Кубе революционеров-"барбудос" (то есть опять-таки "бородачей"). В фильме "Шантаж" (1972 год) из популярного телесериала "Следствие ведут Знатоки" одна из отрицательных героинь говорит: "Три месяца тому назад зачастил один юноша с окладистой бородой в тёмных очках. Такая странная пошла мода среди нынешней молодёжи, простите, вы не находите, – борода? Я говорю: Петра Первого на вас нет, он бы вас живо всех обрил!". Вкладывая такие слова в уста заведомо отрицательного персонажа, авторы фильма тем самым явно "брали под свою защиту" бородатых от необоснованных нападок.
А возвращаясь к бровям Леонида Ильича, которые стали символом "первого лица" страны с октября 1964 года, мы сейчас можем видеть, что брежневская эпоха действительно была последней остановкой революции и Советской страны перед их крушением и переходом к эпохе открытой контрреволюции.
В общем, наверное, есть истина в известном изречении Конфуция о том, что "миром правят знаки и символы, а не слово и закон". Как только "обритие бороды Карла Маркса", о котором так безнадёжно мечтал Уэллс в 1920 году, было полностью завершено, наступила эпоха Реставрации. Мировая реальность с 1917 года до 1991-го неузнаваемо изменилась, но революционная борода Карла Маркса оказалась растрачена его наследниками до последнего волоска.

Итак, в предыдущем посте по данной теме мы выяснили интересный факт: Российскую империю строили гладко выбритые люди, начиная с Петра I, а как только их потомки отрастили себе бороды, то она рухнула. Конечно, рost hoc non ergo propter hoc, но. Ведь внешнее отрицание было вовсе не случайным. За 200 лет "элита" шаг за шагом освободилась от ограничений, наложенных на неё царём-плотником, внешним символом чего и стали вольные бороды, отпущенные последними двумя представителями романовской династии. Не прошло и 40 лет правления бородачей, этих отступников от завета Петра. и государство пало.
А теперь рассмотрим с этой же точки зрения – то есть ношения бород и брадобрития – советскую историю, и посмотрим, к чему это нас приведёт. :)
Как это ни забавно, но примерно одновременно с победой "бородачей" в российском дворянстве борода победила и среди русских революционеров – достаточно взглянуть на портреты деятелей их старшего поколения.
Вообще, длинная, густая, пышная борода и усы – достаточно характерный атрибут облика не только сказочного колдуна и волшебника вроде старика Хоттабыча, Деда Мороза или дядьки Черномора, но и революционера. Борода у героев сказок обычно скрывает в себе магические свойства – способность изменять мир. Как известно, джинн Гасан Абдурахман ибн-Хоттаб из сказки советского писателя Л. Лагина творил волшебство, выдёргивая из своей бороды волосок и разрывая его на части. "Старик тяжело вздохнул, вырвал из своей бороды один волос, другой, третий, затем в сердцах выдернул из неё сразу целый клок и стал с ожесточением рвать их на мелкие части, что-то сосредоточенно приговаривая…" Ясно, что чем борода длиннее и гуще, тем больше её сила и могущество. А разве у революционеров дело обстоит иначе.
Вот красноречивая выдержка из книги Герберта Уэллса "Россия во мгле", широко публиковавшейся в СССР в 1958 и 1970 годах. Английский писатель с нескрываемым раздражением писал о слишком громадной, по его мнению, бороде Карла Маркса: "Куда бы мы ни приходили, повсюду нам бросались в глаза портреты, бюсты и статуи Маркса. Около двух третей лица Маркса покрывает борода, широкая, торжественная, густая, скучная борода, которая, вероятно, причиняла своему хозяину много неудобств в повседневной жизни. Такая борода не вырастает сама собой; её холят, лелеют и патриархально возносят над миром. Своим бессмысленным изобилием она чрезвычайно похожа на "Капитал"; и то человеческое, что остаётся от лица, смотрит поверх неё совиным взглядом, словно желая знать, какое впечатление эта растительность производит на мир. Вездесущее изображение этой бороды раздражало меня всё больше и больше. Мне неудержимо захотелось обрить Карла Маркса. Когда-нибудь, в свободное время, я вооружусь против "Капитала" бритвой и ножницами и напишу "Обритие бороды Карла Маркса"". Что ж, раздражение писателя-реформиста, члена Фабианского общества, убеждённого противника революции и большевизма, вполне понятно.
Для тех, кто не знает или забыл, напомним облик основоположника марксизма:
marks

Любопытно проследить, как постепенно исчезали эти "сказочные", а точнее, революционные атрибуты (бороды, усы) из облика советских руководителей. Уже Ленин, Троцкий и их соратники "укоротили" завещанную им чересчур обширную бороду Маркса: они оставили себе только скромные испанские бородки клинышком. Хотя были времена, когда В. И. Ульянов носил бороду, больше напоминавшую об облике основоположников марксизма. Большевик Григорий Шкловский вспоминал о 1903 годе: "Ильич. на свою внешность обращал столько же внимания, сколько любой русский студент-"нигилист". Борода его росла тогда во все стороны, и о стрижке её он не заботился и это, между прочим, шло к нему гораздо лучше, чем когда он, по отношению к ней, применял методы европейской цивилизации. "

Ленинский ЦК РСДРП(б)-РКП(б) и Политбюро ЦК были в своём большинстве "бородатыми".
Polburo1918

Вообще же борода и усы Ленина были важнейшей частью его художественного образа в советском искусстве. На живописных полотнах Владимира Ильича обыкновенно изображали бородатым – даже в те моменты, когда в реальности он бороды и усов не носил. Например, на картинах, где Ленин провозглашал Советскую власть, его непременно изображали с бородой и усами. Хотя в действительности в этот день он был чисто выбрит – с целью маскировки.
Картина Владимира Серова "Ленин провозглашает Советскую власть" (один из вариантов):
serov

На более позднем варианте, после развенчания "культа личности", Сталин с картины бесследно исчез, но борода и усы Ленина остались в неизменности:
serov2

Хотя на самом деле в те дни Владимир Ильич выглядел так:
Lenin_v_grime

Но обрить его на картине казалось немыслимым.
Затем, как известно, в 20-е годы, в Кремле разгорелась война между "бородатыми" и "безбородыми". Случайно ли то, что первые хотели мировых перемен, а вторые предлагали ограничиться одной страной? Победили последние, сбрившие революционные бороды и оставившие на своих лицах только аккуратно подстриженные усы.
Вот уже сталинское Политбюро 1934 года. Это, если не считать "всесоюзного старосту" Калинина и Петровского, безбородое Политбюро.

Polburo1934

В 30-е годы борода уже воспринималась как вызов новой эпохе, символ прошлого, знак оппозиции. Лазарь Каганович в беседах с писателем Феликсом Чуевым вспоминал поразительный эпизод: "Я бороду носил до тридцать третьего года. Сталин говорит:
– Зачем тебе борода?
Я говорю:
– Давно ношу.
Сталин:
– Надя, дай ножницы, я ему сейчас срежу бороду!
Я говорю:
– Хорошо, я бороду сниму сам. "
Лазарь Каганович – с бородой и без неё:
lazar

Но впереди, спустя два десятка лет, безбородых победителей ждала новая война – на этот раз против "безусых". И они потерпели в ней полное поражение. В начале 60-х годов уже усы стали новым символом оппозиционности и "ретроградства". На карикатурах в советской печати 60-х годов "наследников Сталина" неизменно изображали с усиками. В том числе на самой известной из этих карикатур, где "наследник" стоит на коленях перед портретом И. В.:


Полувековой юбилей революции застал всех высших руководителей страны безбородыми и безусыми. Вот брежневское Политбюро. Никто в нём не носил усов, если не считать секретаря ЦК Бориса Пономарёва, который – что характерно! – занимался в ЦК тем, что осталось от Коминтерна, от идей мировой революции.


К маю 1966 года среди членов Политбюро не уцелело ни одного обладателя усов, не говоря уж о бороде. Можно сказать, что в этом безусом и безбородом Политбюро брови Леонида Ильича оставались последними клочками из роскошной, сказочной бороды Карла Маркса.
Любопытно, что тогдашний антисоветский фольклор почувствовал это родство и с виртуозной лёгкостью восстанавливал его – брови неожиданно роднили Леонида Ильича с его предшественниками – Сталиным и даже Лениным:
"Что такое брови Брежнева? Это усы Сталина, но на более высоком уровне".
"– Пашутылы, ы хватыт! – сказал Брежнев, переклеивая брови себе под нос".
"– Какая у Брежнева партийная кличка?
– Бровеносец в потёмках".
"– Где то бревно, которое Ленин нёс на субботнике?
– Проросло бровями и правит нами".
А среди молодежи возникла новая мода на бороды и длинные волосы. Они вновь, как и столетием ранее, сделались своеобразным символом вольнодумства, независимого образа мыслей и поведения. Сатирики 50-х годов называли юных бородачей "дикообросами" (нечто вроде дикообразов). Один из юмористических рисунков 1962 года изображал "Молодёжное кафе". Все посетители кафе – молодые люди с большими бородами.


Журналист и зять Хрущёва Алексей Аджубей вспоминал: "Бороды воспринимались как вызов общественному мнению, и если их насильственно не состригали по примеру Петра, то всё же они сильно портили репутацию. Ссылки на внешность Маркса, Энгельса и Ленина объявлялись кощунством".
Карикатура на бородачей из советской печати начала 60-х годов (одновременно она высмеивает увлечение молодёжи повестью Хэмингуэя "Старик и море"):

Отношение к бородам несколько смягчилось в 60-е годы, после победы на Кубе революционеров-"барбудос" (то есть опять-таки "бородачей"). В фильме "Шантаж" (1972 год) из популярного телесериала "Следствие ведут Знатоки" одна из отрицательных героинь говорит: "Три месяца тому назад зачастил один юноша с окладистой бородой в тёмных очках. Такая странная пошла мода среди нынешней молодёжи, простите, вы не находите, – борода? Я говорю: Петра Первого на вас нет, он бы вас живо всех обрил!". Вкладывая такие слова в уста заведомо отрицательного персонажа, авторы фильма тем самым явно "брали под свою защиту" бородатых от необоснованных нападок.
А возвращаясь к бровям Леонида Ильича, которые стали символом "первого лица" страны с октября 1964 года, мы сейчас можем видеть, что брежневская эпоха действительно была последней остановкой революции и Советской страны перед их крушением и переходом к эпохе открытой контрреволюции.
В общем, наверное, есть истина в известном изречении Конфуция о том, что "миром правят знаки и символы, а не слово и закон". Как только "обритие бороды Карла Маркса", о котором так безнадёжно мечтал Уэллс в 1920 году, было полностью завершено, наступила эпоха Реставрации. Мировая реальность с 1917 года до 1991-го неузнаваемо изменилась, но революционная борода Карла Маркса оказалась растрачена его наследниками до последнего волоска.
В общем, как это ни поразительно, но СССР в этом смысле зеркально повторил историю Российской империи: его основали бородачи, а когда их наследники полностью избавились от бород и усов, то и Союза не стало.

P. S. Для комментаторов, страдающих звериной серьёзностью, повторяю: этот пост, как и предыдущий, представляют собой шутки юмора. :) Хотя в любой шутке есть только доля шутки.

Читайте также: