Как называют евреев с бородой

Опубликовано: 17.09.2024

Происхождение

В Торе есть специальное писание-запрет: «Углы волос головных не должны быть закруглены». Рабби Шломо Ицхаки объясняет такой запрет: «Состригать виски важно к одному уровню с кончиками волос за линией ушей и лба, так, чтобы край волос во всех кругах создал круг. Просто за уровнем ушей корни расположились в разы выше, чем на висках».

Другими словами, височную область им брить запрещено.

В результате этого в общинах есть обычай, который пользуется авторитетом с древности. Только так удается выделить особенный «заповеданный» статус. В некоторых старинных культурах вообще запрещено трогать локоны, что растут на висках.

На иврите слово «пейсы» значит «края».

Отращивать пейсы стало обязательной частью уникальной еврейской культуры. По ним они могли идентифицировать себя среди других представителей разных культур. Вот зачем все евреи носят пейсы.

Моше бен Маймон считал, что культ образования длинных локонов на височной доле — результат безграмотного чтения божественной литературы. По его мнению, правильная трактовка Торы запрещает только брить волосы, а состригать их можно, даже на висках.

Обратим внимание на йеменских евреев (они отличаются характерными косичками в виде антенн, что нередко называют симаним –— «отличительные особенности»).

Существует знамение, по которому длинные неподстриженные пряди волос начали отращиваться в начале 17 века.

Первоначально — по нормативам правящей элиты — евреев пейсы должны были унижать. Но самая богатая нация мира превратила персональные «особенности» в элемент восхищения и тщательного ухода.

Назначение

Сегодня евреи гордятся своими длинными неподстриженными прядями волос.

Эта прядь символизирует классическую причёску ортодоксальной и ультраортодоксальной общины. Согласно мировым традициям, мужчины должны носить неподстриженные пряди. Также не стоит пренебрегать бородой и головными уборами.

Какая длина локонов допустима? Первоначально это не имеет значения, оптимальным считается даже минимум волос. Но в некоторых общинах из уважения к данному предписанию и желания существенно отличиться от других наций было принято решение отращивать длинные локоны в височной доле.

Длина локона зависит от традиции общины и местности, поскольку заповеди Торы распространяются на всех евреев, и только они решают каким следовать. Чаще всего это случается традиционно: каким заповедям и нормам следует община, таким следует и сам верующий.

В писании указано не состригать даже край волос на голове: «Не уничтожайте краев своей бороды». Потом старцы объяснили что имеется в виду локоны на височной доле, сбривать их запрещено. Правда никто не сказал, что их нужно сильно отпускать. Но, чтобы отдать дать канонам, традициям, местные взяли на себя право реализации данного обычая.

С годами локоны, что растут на висках, стали характерным символом нации. Любопытно, что ношение пейсов во многих странах было запрещено, наряду с Еврейской символикой или одеждой.

Например, в России до XIX веке было запрещено носить еврейскую одежду, тем более коренным жителям. Вся она обязательно уничтожалась, а идентификации не проводилась вообще.

Строго запрещалось употребления символики слов и языка, говорить на иврите разрешали только во время богослужения в синагоге. Также это распространялось на законы польского королевства, евреям было запрещено носить шелковые одежды, лапсердак, удлиненный капот и пояса, шапки из меха, короткие панталоны и башмачки. Евреям было запрещено ходить с удлиненными локонами у висков. Но, как мы можем увидеть, евреи верны своим обычаям.

Согласно канонам Торы, иудеям запрещается бриться опасной, острой бритвой, но допускается использование электрических приборов и современных ножниц. Однако борода тоже может укоротиться ножницами или электрической бритвой, но никак не сбиваться.

Как их делают

Многие современные жители Израиля с уважением относятся к этой норме. Для создания пейсов молодые люди часто записываются в парикмахерскую, чтобы был идеально ровный срез. В домашних условиях сделать такой не всегда получается. Носить нужный атрибут в виде пейсов готов практически каждый еврей.

Длинные локоны нередко накручивают или заплетают в косички.

Шляпа с пейсами

Это большая еврейская шляпа с пейсами, которая покрывает верхнюю часть головы евреем. Нередко искусственные волосы прикалываются к шляпе заколками.

Черная шляпа — своего рода символ еврейской религии, но этот обычай он не закреплен на законодательном уровне. Нигде в Таре или Талмуде не написано надевать ее голову.

В западных странах человек демонстрирует дань уважения снимая шляпу, еврей наоборот выказывают его, надевая ее. По всем еврейским канонам, покрытая голова — символ того, что у человека есть могущественная сила. Евреи всегда носят шляпу, консерваторы только в синагоге, во время трапезы или вечерней прогулки.

В центре города можно все чаще встретить молодых и старых мужчин в шляпах с локонами. Большие меховые изделия покупают исключительно хасиды, надевая головной убор только в дни праздника. Это их своеобразная мода. Ношение шляпы — это не закон, а скорее рекомендация.

Тора строго запрещает священникам проводить богослужения с непокрытой головой, а весь народ должен быть подобен священникам. В Талмуде сказано, что сын рабы никогда не будет ходить на расстоянии 4 рук с лысой головой. Объясняется это тем, что над волосами еврея пребывает Всевышний.

В Талмуде также рассказывается еще одна история о женщине. Ей рассказали, что ее сын начнет воровать, если сейчас не покроет голову. Женщина попросила сына надеть шляпу, потому что на него обрушится страх небес. И вот однажды, сидя под пальмой, которая принадлежала другому хозяину, мальчик читал книгу. Внезапно накидка, которая покрыла его волосы, соскользнула, и мальчик увидел спелые плоды. Они лежали и висели перед ним и соблазняли отведать чужое. Голод выиграл, парень вылез на пальму и начал перекусывать финиками.

Тора прямо не указывает, что важно покрывать волосы, такой нормы нет. Известный польский старейшина говорит, что читать важную заповедь Торы или текста ШМА может человек с непокрытой головой. Но некоторые мудрецы наоборот утверждают, что при чтении Торы голова должна быть покрыта.

Современные дизайнеры придумали уникальную шляпу с пейсами, которая позволяет не отращивать специально длинные локоны модным евреям, если они не хотят этого делать. Единственное главное правило для них остается неизменным: они не могут брить висок.

Шляпа это не принципиальный элемент, но религиозные евреи часто носят кипу и шляпу, главные отличительные головные уборы. Кипа в свою очередь символизирует о принадлежности к еврейству и определённой касте общества.

Многие называют шляпу с пейсами символом еврейского народа, без которого Бог не слышит молитву. Некоторые благочестивые даже во время ночного сна не снимают кипу. Детям покрывают волосы, чтобы приучить их к национальным традициям. Пейсы у евреев —символ самой нации.


Распознать еврея в толпе несложно. Они, как и представители любой другой национальности, имеют ряд отличительных характерных признаков, присущих только им. Это касается не только внешности, но и манеры одеваться, разговаривать и вести себя в обществе. Давайте узнаем, как отличить народ семитского происхождения от остальных этнических групп.

Голова


Форма черепа у евреев овальная. Он немного вытянут вверх и слегка приплющен по бокам. Если посмотреть на лицо человека, то можно увидеть существенное расширение в области лба. В отличие от представителей многих других национальностей, у евреев нет выраженной линии, разделяющей лоб и верхнюю часть головы. Плавный переход от передней части к затылочной также отсутствует.

У подавляющего большинства евреев есть две симметричные залысины, занимающие практически всю область ото лба и до затылка. Волосяной покров, как правило, хотя бы частично отсутствует. Вообще, облысение является очень распространенной проблемой среди евреев.

Глаза


Именно по ним и можно сразу сказать, еврей перед вами или нет. У большинства иудеев выпуклые и близко поставленные глаза. Если они закрыты, то через них четко просматриваются полушария глазных яблок. Сбоку можно заметить, что верхнее веко слегка выступает над нижним. Эти признаки наблюдаются независимо от того, углублен зрительный орган или нет.

Одной из характерных черт нечистокровных евреев является врожденное косоглазие. Но встретить их довольно сложно, поскольку истинные иудеи предпочитают не вступать в браки и не иметь интимной связи с представителями других национальностей.


Орган обоняния у евреев крючковатый, с опущенным вниз концом. Он находится ниже крыльев, которые соединяются со щеками. Спереди нос напоминает приплюснутый треугольник. Нижняя часть спинки выпуклая, но выраженной горбинки нет. Она присуща жителям Кавказа и Малой Азии, а не иудеям.

Из-за дугообразной кромки носа частично просматривается перегородка. Особенно она заметна, если смотреть на еврея сбоку. Ее нижняя часть значительно расширена по сравнению с верхней. За эту особенность в некоторых странах СНГ евреев прозвали жидами.

Еще один признак, присущий иудеям, — это двигающийся кончик во время разговора. Это довольно смешное зрелище, поскольку перегородка сильно изгибается, из-за чего она кажется искривленной. Возможно, именно поэтому многим людям евреи кажутся неприятными и озлобленными. На самом же деле никаких негативных черт характера у них нет.

Во время разговора они очень подвижны. При выговаривании некоторых сложных слов губы словно выпячиваются вперед, изгибаясь полудугами. В некоторых случаях может наблюдаться их несимметричность.

Верхняя губа отличается от нашей. Она не вертикальна, а тянется вверх под наклоном. При мимике и разговоре она поднимается настолько высоко, что собеседнику становится видна десна. Нижняя, как правило, оттопырена, из-за чего видна ее внутренняя часть. Встречаются и выпуклые губы, немного оттопыренные от зубов. Иногда создается ощущение наличия у говорящего жевательной резинки во рту.


Они расположены параллельно относительно друг друга и прижаты к голове. Причина подобной генетической особенности, как и в случае с пучеглазостью, ученым остается неизвестной. Мочек ушей нет, причем степень их отсутствия может отличаться. Нижние кромки могут вырастать до самой шеи.

Что касается внешних контуров, то они в большинстве случаев несимметричны. Нижняя половина напоминает треугольник, обращенный вершиной вниз. Мочку можно рассмотреть, но она словно вывернута наизнанку. Такое можно увидеть только у евреев. Если смотреть на человека спереди, то они скрыты чрезмерно широким черепом.

Волосяной покров


Растительность может иметь темный или рыжий цвет с легким красноватым или медным оттенком. Евреи носят преимущественно прямые волосы, но изредка по бокам могут быть бакенбарды. Здесь нет строгих правил, поэтому каждый человек волен сам выбирать свой стиль. Также редко встречаются и бороды. Но растительность на лице проглядывается, даже если мужчина начисто выбрился.

Волосы на голове вьющиеся, часто собранные в крупные пряди. Бывает так, что в области ушей завиваются отдельные локоны. В области лба прическа имеет волнистую линию, которая в некоторых местах может прерываться. Эта тенденция наблюдается у представителей иудеев обоих полов.

Еще одним внешним признаком, характерным преимущественно для евреев, является ранняя седина и облысение. Чтобы скрыть залысины, более зрелые мужчины отращивают пейсы, а также отпускают длинную бороду и усы. Неподстриженные пряди волос в области ушей можно увидеть и у женщин, но это больше редкость, чем закономерность моды.

Большая проблема, с которой приходится бороться иудеям, — это перхоть. Данное заболевание очень заразно, поэтому среди евреев оно встречается повсеместно. При этом возрастная категория особого значения не имеет.


Очень распространенным признаком евреев, проживающих на территории нашей страны, являются веснушки. Интересным фактом является то, что у истинных чистокровных иудеев их нет. Они появляются только при смешивании крови.

Лицо абсолютно у всех евреев пухлое, а в некоторых зонах даже наблюдаются жировые отложения. Это связано с тем, что они склонны к патологическому перееданию, поэтому проблемы с лишним весом начинаются уже в детстве. Особенно целлюлит заметен в области щек.

Если вы хотите распознать еврея, то обратите внимание на его кожу. У представителей этой национальности повышенное салоотделение, поэтому спустя относительно небольшой промежуток времени кожа снова становится блестящей. Также о многом может сказать и выражение лица. Иудеи считают себя высшей расой, поэтому всегда наглы в общении с другими людьми, самоуверенны и брезгливы.

Фигура


Генетически сложилось так, что у чистокровных иудеев очень широкие бедра. Это проглядывается не только у женщин, но и у мужчин. И, конечно же, не стоит забывать о проблеме избыточного веса. Она присуща уже в подростковом возрасте, поэтому даже у молодых людей наблюдается развалистая походка, как у толстяков. Не помогают и занятия спортом. Через какое-то время у евреев снова появляются толстые ляжки.

Обрезание

Несмотря на то что его визуально определить невозможно, тем не менее знать об этом признаке необходимо. Во время обрезания удаляется только верхняя часть крайней плоти. В результате половой член наполовину окружен кожей. Эта процедура вызывает усиление похоти. Но это нравится женщинам, поскольку они получают большее удовольствие от полового акта.

Манера речи


Голос у иудеев довольно своеобразный. Он не музыкальный, как у славян, а резкий и скрипучий. В разговоре доминирует предлагающая тональность. Поэтому некоторые люди путают евреев с одесситами. Тембр голоса как у женщин, так и у мужчин очень низкий. Но встречаются и евреи с двумя различными по высоте тональностями.

Заключение

Вот, собственно, и все характерные признаки иудеев. Запомните их, и вы никогда не спутаете их с представителями других этнических групп. А вообще, не стоит зацикливаться на этом. Ведь как среди нас, так и среди евреев встречаются и хорошие и приятные люди и, мягко говоря, не очень.

Напоследок хотелось отметить, что у каждой национальности есть свои особенности во внешности, к которым нужно относиться уважительно и без всяких насмешек.

Выделиться из толпы, привлечь внимание с легкостью удается истинным евреям. У представителей этого народа особое отношение к моде. Многие мужчины и женщины строго соблюдают обычаи, противоречащие современным модным тенденциям. Некоторые элементы облика считаются смешными и странными. Например, пейсы у евреев удивляют многих. Характерные черты национальных причесок, способы выполнения укладок, принципы формирования моды по-еврейски рассмотрим далее.

Мода и стиль: исторические моменты

С древних времен у евреев сложился стереотип на использование добротной, удобной, скромной одежды. Женщины использовали длинные платья и туники из натуральных материалов неброских расцветок. Мужчины носили просторные рубахи, штаны, кафтаны. Присутствие аксессуаров — редкое явление.


Ситуация резко изменилась во времена правления царя Соломона. Появилось много заимствованных элементов в одежде. Наряды стали дорогими, яркими. Стало распространенным использование украшений.

По мере дробления еврейского государства, переселения народа по миру менялся создаваемый облик мужчин и женщин. Евреи старались сохранить обычаи, но внешне слиться с окружением.

Одежда евреев подчиняется следующим принципам:

  • индивидуальность. Евреи всегда стремились отличаться от других народов. Это отражалось в наряде, прическе, манере поведения;
  • стоимость. Внешне одежда евреев проста, старомодна. Все элементы костюма шьют из натуральных, «отборных» тканей. Каждый элемент гардероба выглядит добротно;
  • удобство. Каждый элемент одежды продуман до мелочей. Наряды скроены по фигуре, облегчая движения;
  • соответствие обычаям. Внешний вид, функциональность элементов гардероба подчинены вере, традициям.

Типичным облачением чтущего традиции еврея считается старомодный костюм образца границы XIX–XX веков. Характерными элементами выступают длинный сюртук или фрак, ермолка, высокая шляпа с полями. В женском гардеробе присутствует закрытое платье темных оттенков, расширяющееся от талии. Используется длина по щиколотку, крупные зауженные манжеты, воротничок-стойка.


Характерные черты причесок

Состригать волосы в соответствии с древними обычаями евреям не принято. Большинство верующих мужчин и женщин носят длинную шевелюру. Как минимум, оставляют нетронутыми пряди на висках, называемые пейсы. Этот элемент причисляют к самым узнаваемым особенностям верующего иудея.


Современные мужчины не всегда придерживаются обычаев. Многие носят короткие стрижки, отказываются от бороды. Для особых случаев всегда можно использовать накладные пейсы, часто закрепляемые на поля традиционной шляпы с полями.

Женщины редко делают короткие стрижки. Подавляющее большинство дам обладает длинными, пышными шевелюрами. Волосы носят распущенными, собирают в разные прически. Укладку часто дополняют маленькой шляпкой или платком. Популярно высвобождение из собранной прически прядей по бокам, по аналогии с мужскими пейсами.


Обоснование традиций

Отказ от состригания пеота, прядей на висках, не считается строгим запретом, предписанным представителям еврейского народа. Сохранение длины локонов относится к традициям, которые евреи склонны бережно сохранять. Многим европейцам интересно, зачем нужны эти нелепые локоны. Вариант направлен на достижение внешнего отличия иудея в многонациональной толпе.

Пейсы оставляют или имитируют с помощью накладных прядей многие верующие евреи. Длинные локоны обычно завивают. Пейсы сочетают с длинной или короткой шевелюрой. Элемент символизирует принадлежность к вере, почитание требований Торы.

Пряди по бокам могут иметь разную длину. Некоторым достаточно оставить локоны до подбородка. Иные отращивают пряди, спускающиеся до пояса. За пейсами трепетно ухаживают, считая элемент отличительной особенностью и достоянием еврея.


Образ иудея считается неполным без характерной шляпы. Небольшая ермолка, едва прикрывающая макушку, более крупный вариант в черном цвете с полями или штраймл в меховом исполнении. По характерному головному убору получится точно сказать о принадлежности к иудаизму.

Кому подходит

Верующие евреи предпочитают придерживаться традиций. Мужчины, невзирая на современные модные тенденции, в повседневной жизни носят сюртуки, пейсы и шляпы. Традиции прививают детям, с 3-х лет не состригая мальчикам волосы на висках.

Ношение пейсов, характерных элементов одежды не зависит от внешних данных. Вариант является данью традициям, решение о необходимости соблюдения которых принимается индивидуально. Важную роль играет принадлежность к определенной общине. Многие современные мужчины ограничиваются ермолкой, используемой только во время посещения синагоги.


Характерные атрибуты ортодоксального еврея выделяют представителя нации на общем разношерстном фоне. Традиционные элементы можно использовать ситуационно или носить ежедневно. Многим удается составить органичный образ в сочетании с современной одеждой.

Общие рекомендации

Еврейскую прическу с пейсами реально выполнить без посторонней помощи. Достаточно отрастить в области висков пряди желаемого формата. Удлиненные волосы принято завивать в локоны. Для этого используют плойку, закручивают влажную прядь на кусок материи или плотной бумаги.

Пейсы недостаточной длины рекомендуется подкрутить минимально. Длинные пряди завивают различным образом. Встречаются тугие локоны, сильно завитые прядки, разделенные на несколько частей. Как красиво завить длинные волосы, читайте на нашем сайте.


Внимание! Обладателям плохого роста волос, лысины, короткой стрижки не надо отчаиваться создать подобающий образ для особого случая. Для этого используют накладные пряди, которые часто закрепляют к шляпе.

Популярные вариации

Пейсы реально сочетать с короткой и длинной стрижкой. Вариация в коротком исполнении основной массы шевелюры для европейцев кажется нелепой. Длинные пряди со стрижкой минимальной длины удачно выглядят только в присутствии традиционной шляпы.

Верующие евреи предпочитают не стричь волосы. Длинная шевелюра с пейсами в соседстве с густой бородой выглядят органично. Вариант часто встречается в Израиле, но в европейских странах такой образ — редкость.

Максимальной нелепостью для европейца выглядит присутствие пейсов на фоне бритой головы. Такой вариант встречается не очень часто. Оголенный череп удачно компенсирует присутствие традиционной шляпы, полностью закрывающей голову.


Женщины не носят пейсы. Традициями предписывается отказываться от стрижки волос. Хотя некоторые глубоко верующие замужние дамы, наоборот, наголо бреют голову, нося парик или платок.

Звездные примеры

Многие звезды с мировой известностью имеют еврейские корни. В числе таковых: Хариссон Форд, Дэвид Бэкхэм, Ричард Гир, Майкл Дуглас. Большинство из них гордится своим происхождением, уважительно относятся к традициям, но не придерживаются рекомендаций Торы. Изредка удается увидеть на звездных мужчинах ермолку.


Пейсы у евреев — дань традициям. Мужчины с таким элементом прически выглядят индивидуально и броско, становясь заметными на «безликом» фоне в европейской массовке. Вариант применим иудеями, не встречается среди представителей других народов мира.

Ускорить рост волос помогут народные средства:

Полезные видео

Зачем евреям пейсы.

Можно ли быть религиозным евреем без шляпы и пейсов?

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Оглавление

О мистическом значении бороды [↑]

Так же, как одежда, кроме своей главной функции, является чем-то вроде «оболочки» для человека, «защитного слоя», так же и волосы, и особенно — борода. Без нее человек оголен и уязвим. Объясняет рав Шимшон-Рефаэль Гирш (Ваикра 14:8), что мэцора — человек, пораженный язвой цараат — злословил и сплетничал, разжигая вражду, за что был поражен язвой, изгнан за пределы лагеря и отлучен от общества. Это значит, что он неправильно построил отношения с обществом, слишком замкнулся в себе. Поэтому ему следует омыть свою одежду и обрить все волосы — снять оболочки, явно ставшие слишком плотными, стать в большей мере частью общества и заново выстроить с ним отношения.

По той же причине обривались, начиная службу, левиты (Бемидбар 8:7). Они ничего плохого не сделали, но, начиная служить Б-гу и народу, они должны были в особой мере отдать себя обществу и пожертвовать частной жизнью, снять все оболочки.

Кроме того, как одежда служит «визитной карточкой» человека, его «фасадом» и «лицом», так же и волосы выполняют подобную функцию — особенно, борода, которую Талмуд называет адрат паним — «великолепием лица» (Шабат 152а).

Поэтому царь Моава, захотев унизить послов царя Давида, обрезал каждому половину одежды и половину бороды. После чего Давид велел им оставаться в Йерихо (Иерихоне), пока вновь не отрастет борода (Шмуэль II 10:4-5). Комментаторы отмечают: обрить оставшуюся половину бороды и так восстановить симметрию — не помогло бы. Потому что, как объясняет Мальбим (там же), борода и длинная одежда были в те времена «великолепием лица». И появление на людях без бороды было подобно появлению без одежды: даже если формально никакой запрет не нарушался, на практике это был невыносимый позор.

Для женщины отсутствие бороды, разумеется, не позор, а естественное состояние. Но ведь для мужчины появление на публике в женской одежде — практически такой же позор, как и вовсе без одежды. Действительно, одна из функций бороды, согласно мнению мудрецов, — отличать мужчину от женщины. И сбривание бороды в определенных случаях является нарушением запрета «да не надевает мужчина одежды женской» — (Дварим 22:5).

Известно, что, раби Йоханан был необычайно красив (Бава Мециа 84а), но тем не менее, его имя не появляется в списке людей, чья красота была подобна красоте созданного Самим Б-гом Адама, поскольку у него не было бороды — «великолепия лица». Красота была, но не хватало определенной доли «великолепия», и это был уже не совсем идеальный образ.

Волосы бороды, как сообщают мудрецы, символизируют тринадцать «тикунэй дикна» — «атрибутов бороды». Что это значит? Борода удлиняет лицо. Слово «апаим» (или арамейское «анпин»), которым в этом контексте мудрецы называют лицо, может также означать «ноздри». А слова «короткое» и «длинное» в этом случае обозначают дыхание. Короткое, учащенное дыхание — признак возбуждения и нетерпения. Медленное дыхание, глубокие вдохи и выдохи — признак терпения и успокоения.

То есть борода символизирует терпение Б-га и, в целом, — переход от строгого суда, на котором с подсудимым «короткий разговор», к милосердию и жалости. Поэтому тринадцать «атрибутов бороды» соответствуют тринадцати «мидот рахамим» — атрибутам милосердия Б-га, один из которых «эрех апаим» — Долготерпеливый, Готовый ждать, пока человек раскается и исправит свои дела. А поскольку этот мир ограничен и неспособен вместить безграничное терпение и милосердие Б-га, оно ограничено здесь тем, что представлено бородой — не частью тела, а тонкими волосами.

Таким образом, борода является одним из неотъемлемых атрибутов образа человека, который уподобляет его Б-гу, она символизирует милосердие и терпение. А отсутствие бороды — неполнота этого образа, слишком «короткий разговор».

Брить или не брить? [↑]

В Торе сказано: «…не уничтожайте края бород ваших» (Ваикра 19:27). Рав Нафтали Цви Йеуда Берлин (Нацив из Воложина) в «Эмек а-Давар», комментируя этот пасук, пишет, что в прежние времена важные люди носили бороды. Безбородыми были только рабы, которых хозяин обривал сразу после приобретения, чтобы они выглядели молодо. Всевышний пожелал, чтобы избранный Им народ выглядел достойно и поэтому запретил сбривать им бороды.

Рав Шимшон Рафаэль Гирш (Ваикра,19:27) объясняет, что верхняя часть лица более духовна, чем нижняя, которой человек, в основном, пользуется для пережевывания пищи. Более материальная часть лица прикрыта бородой и усами. Сынам Израиля не следует обнажать места с меньшим духовным наполнением, поэтому им запрещено удалять волосы с нижней части лица. Женщинам — более совершенным в духовном отношении созданиям — нет надобности прикрывать нижнюю часть лица, поэтому у них нет бороды.

Как же евреи начали срезать бороду, что же случилось с запретом уподобляться неевреям? Хатам Софер объясняет, что началось это в средние века, когда европейских евреев начали регулярно преследовать: то Крестовые походы, то эпидемии чумы, то кровавые наветы, каждый раз — новая «причина» для погромов и изгнаний. В те времена иметь еврейскую внешность часто было просто опасно, как позже во время Холокоста. Поэтому во многих случаях евреям приходилось сбривать бороду не ради подражания неевреям, а просто ради маскировки.

Многие евреи тогда стали бриться, чтобы не смущались тех, кто был вынужден маскироваться, и так в целом ряде общин это стало нормой. А в Америке середины 20-го века, куда попала масса евреев после войны, борода была неслыханным делом, и евреи тоже ее сбривали, опасаясь, что иначе не смогут найти работу и выжить финансово.

Сегодня в тех странах, где проживают евреи, за бороду уже никто не убьет и не уволит, поэтому никто не мешает желающим возвратиться к изначальному образу и подобию Б-га и «великолепию лица». Но там, где бритье стало нормой, многие продолжают бриться, не желая отличаться от большинства. Ибо, как сказано, строго по закону это можно сделать без нарушения заповеди Торы.

Обычай и закон [↑]

Во многих еврейских общинах и отдельных семьях принято, что мужчины отпускают бороду, а те, кто руководствуются Каббалой, бороду даже не подравнивают. Рав Хаим Виталь в книге «Шаар а-Мицвот» пишет, что его великий учитель Аризаль не брил бороду и считал, что запрещено вырвать из нее даже один волос. Он говорил, что, если бы царь одарил своего подданного знаком отличия с золотыми нитями, тот наверняка берег бы этот орден, чтобы с него не упала ни одна нить.

Согласно букве закона, нет обязанности отпускать бороду. Запрет удалять волосы с лица относится к бритью. Если бороду и усы подстригают ножницами, то это разрешено («Макот», 21а; «Шулхан Арух», «Йорэ Дэа», 181:10). Однако речь здесь идет не об инструменте, которым пользуются для устранения волос, а о том, насколько тщательно проводится стрижка. Бритва срезает волос под корень, а с помощью ножниц удаляют только верхнюю часть волоса, поскольку волос попадает между двух «ножей», и тот «нож», который находится ближе к лицу, является своего рода «ограничителем» между кожей лица и срезаемым волосом, так что нижняя часть волоса размером в толщину ножа остается нетронутой. Понятно, что пользоваться ножницами для удаления волос с лица разрешено, только если ими именно стригут, но не бреют, как лезвием, широко раскрыв или разобрав их на отдельные части («Шэвет а-Леви», ч.5, п.101).


Вырывание волос [↑]

Вырывать волосы рукой или выщипывать пинцетом разрешено.

Бритье усов [↑]

Запрет удаления волос лица включает в себя также бритье усов.

  • история
  • израильская литература
  • повседневность
  • ретро
  • израиль
  • литература
  • раввины
  • традиции
  • талмуд
  • символы

1. Согласно Галахе, «у того, кто называет ближнего своего прозвищем, нет доли в грядущем мире». Речь, разумеется, идет в первую очередь об оскорбительных или обидных прозвищах. Но еврейская традиция вообще рекомендует относиться к именам и кличкам с большой осторожностью: наименования неразрывно связаны с сутью их обладателя, так что, называя друга даже безобидной кличкой, вы, возможно, в какой-то мере влияете на его судьбу.


Рамбам (Моше бен Маймон)
Хафец-Хаим (р. Исраэль Меир ха-Кохен)

4. Не менее известны и прозвища другого еврейского мудреца, основателя хасидизма раввина Исраэля бен Элиэзера. Его принято называть Баал-Шем-Тов, или сокращенно Бешт. Предположительно, титула Баал-Шем еще в Средние века удостаивались те, кто обладал тайным знанием имен Всевышнего и умел использовать это знание. Однако самый известный обладатель такого прозвища — вдохновитель хасидского движения, прославившийся не только мудростью и скромностью, но и многочисленными чудесами.

5. Живший тысячу лет назад мудрец Гершом бен Йехуда вошел в еврейскую историю под почетным прозвищем Меор ха-Гола, то есть «Светоч изгнания». Рабейну Гершом Меор ха-Гола стоял во главе майнцской ешивы и наиболее известен запретом многоженства и упоминания прошлого тех анусим, которые вернулись к иудаизму.

6. Тысячи еврейских мудрецов, живших и творивших в 600-летний период после разрушения Храма, удостоились и коллективного наименования — Хазаль, то есть «Наши мудрецы, благословенна их память». Примерно 2 400 из них известны нам под своими именами, остальные скрылись под именем Хазаль навеки.

7. В последующие века в различных еврейских общинах употребляли разные почетные титулы. К примеру, тысячу лет назад главных авторитетов еврейского мира, возглавлявших две основные ешивы Вавилона, в городах Сура и Помбедита, называли «гаоны». Гематрия слова «гаон» составляет 60, что в свою очередь символизирует блестящее владение «гаона» премудростями всех шестидесяти трактатов Мишны.


Ахад ха-Ам (Ашер Хирш Гинцберг)

9. Особняком стоит литературный псевдоним израильского писателя Йехиэля Динура, который пережил Катастрофу и посвятил ей все свои книги. Произведения Динура подписаны мрачным именем К. Цетник. Именно так, от зловещей аббревиатуры KZ (Konzentrationslager), на идише называли заключенных немецких концлагерей.

10. Псевдонимом по крайней мере один раз воспользовался и Давид Бен-Гурион. В 1956 году он опубликовал в газете «Давар» публицистическую статью за подписью С. Ш. Ярив, чтобы не давить на читателей авторитетом. Псевдоним расшифровывался просто — «дедушка Ярива» (внука первого израильского премьера действительно звали Яривом, так что Бен-Гурион не сильно нафантазировал).

11. А вот некоторые другие личности, выбирая псевдоним, фантазируют вовсю, благо иврит и еврейская традиция предоставляют бесконечный простор для вариаций. Взять хотя бы жившего сто лет назад писателя и журналиста Йосефа Бриля, который стал именоваться Бен-Цройя ха-Микнами. Как это произошло? — спросите вы. Да очень просто. Берем первые буквы ивритских слов «Ани Йосеф Бриль» (то есть, «я Йосеф Бриль»), переставляем их и получаем слово Йоав. В Танахе Йоав был полководцем Давида, а мать его звали Цройя — отсюда Бен-Цройя, сын Цройи. Не забудем также, что наш герой жил в Минске. Если вы владеете ивритом, путем перестановки ивритских букв практически без труда получите из слова «Минский» слово «ха-Микнами». Вуаля!

12. Прозвище «фрум» почти не в ходу в Израиле, зато повсеместно встречается во многих общинах диаспоры. Словечко это через идиш пришло из немецкого и переводится как «набожный» или «богобоязненный» — им обозначают религиозных евреев, соблюдающих все заповеди. Как это часто бывает, со временем пришлось ввести градацию среди «фрумов» — в зависимости от степени богобоязненности. В результате появилось прозвище «фруммер» — это особо набожный еврей.


Mercedes 35 HP, 1901

14. Еврейская семья Шнайдеров, владельцев франкфуртской обувной фабрики, принадлежала к числу первых энтузиастов футбола в Германии и в 1920-х была основным спонсором местного клуба «Айнтрахт». Фирма «Шнайдер» выпускала главным образом домашнюю обувь, в связи с чем игроков «Айнтрахт» стали называть «Schlappe» — «Тапочки». Болельщики со стажем изредка используют это прозвище и сегодня, хотя про его еврейскую историю почти все уже позабыли.


Мерседес (Адриана Мануэла Рамона Еллинек)

16. В английской футбольной лиге имидж «еврейской команды» прочно закрепился за лондонским «Тотенхэмом». В результате сторонников этого клуба — как евреев, так и неевреев — называют «Yids». Соперники используют это прозвище с целью оскорбить, но болельщики «Тотенхэма» наоборот видят в нем повод для гордости и вставляют его чуть ли не в каждую речевку о любимой команде.

17. Прозвище «ид» применительно к евреям использовалось и в США, но гораздо интереснее история другого названия евреев, распространенного там в конце XIX века, — «kike». Прибывавшие в Северную Америку эмигранты должны были ставить подписи на различных бланках. Те, кто не умел писать, ставили крестики. Евреи, разумеется, крест рисовать не хотели. Вместо него они чертили кружок, который напоминал американским служащим пирожок, «cake», быстро превратившийся в «кайк».


Семейство поселенцев Лёффлер (Иденбридж, Саскачеван)

19. Еврейского прозвища удостоился и Амстердам. Город, прославившийся своей религиозной терпимостью, был родным домом для многих евреев и получил от них название «Мокум». Это слово пришло из идиша и в переводе означает «место». Старожилы и сегодня любят называть так главный город Нидерландов, имея в виду примерно «старый добрый Амстердам».

20. Еврейские названия с гордостью носят и некоторые кулинарные блюда. И я, заметьте, не о «еврейской колбасе», к евреям никакого отношения не имеющей. Лучше попробуйте Carciofi alla giudia, артишок по-еврейски, который готовят только в Риме. Пальчики оближете, честное слово.

Читайте также: