Есть ли у птиц брови

Опубликовано: 17.09.2024

Птицы поражают своими особенностями строения и морфологией, связанной с приспособленностью к определенному образу жизни. Уникальное строение пера, костей, скелета, внутренних органов, — все в процессе эволюции позволило им стать одной из доминирующих групп живых организмов. То же касается и органов чувств. Широко известна феноменальная острота зрения дневных хищников и невероятные способности слуховых органов совообразных. Птицы каким-то чудесным, но не до конца понятным образом ориентируются в пространстве во время длительных миграций. Но мало кто ассоциирует пернатых с хорошим развитием такого чувства как обоняние.

Действительно, казалось бы, при образе жизни активных летунов, зрение куда важнее, ведь запахи быстро рассеиваются в воздухе, не давая надежную картину окружающего ландшафта. Мы не привыкли думать, что птицы «узнают» друг друга по запаху или ищут пищу, «принюхиваясь». К тому же, изучение обонятельных луковиц у птиц долгое время не приводило ученых к обратному выводу — этот отдел мозга есть у всех позвоночных, но у большинства птиц он значительно уступает по размерам обонятельным луковицам млекопитающих. Однако на самом деле, мнение о плохо развитом обонянии у птиц последние лет 50 находилось бок о бок с большим интересом ученых к этому вопросу. Еще в 60-80-х годах прошлого века такие ученые как Б. Венцель, С. Кобб и Б. Бэнг показали, что по крайней мере некоторые птицы обладают развитым обонянием. Так, грифы, кулики, киви обладают усложненной носовой полостью и более развитым обонятельным нервом. Поведение перечисленных видов и особенности их биологии подтверждают необходимость в хорошем обонянии.

Киви — нелетающая птица из Новой Зеландии. Фото — flickr.com

Носовая полость птиц была изучена давно, и всегда отмечалось, что обонятельный эпителий у них занимает незначительную ее часть. Однако средняя камера полости имеет сложную закрученную форму, покрытую реснитчатым эпителием. Дендритный отросток рецепторной клетки выводит на поверхность эпителия образование с множеством микроворсинок. Таким образом «рабочая» поверхность увеличивается во много раз. Получается, что обонятельный «аппарат» птиц устроен вроде бы по более упрощенной схеме по сравнению с млекопитающими, но функционально он очень эффективен. Такие примеры — не редкость для птиц, их морфология — во многом результат приспособленности к полету.

Среди птиц размер обонятельной луковицы может варьировать в широких пределах. Так, у буревестников и альбатросов ее относительный размер примерно в три раза больше, чем у певчих. У снежного буревестника длина луковицы превышает 35% от длины мозгового полушария, в то время как у ворон этот показатель составляет около 5%. Естественно, такие данные не могли не заинтересовать ученых, и начиная с 60-х годов, многие эксперименты показали ту или иную степень развития обоняния у разных видов птиц. Например, стервятники и грифы способны чувствовать падаль на очень значительном расстоянии, используя «ароматные» потоки ветра. Упоминавшаяся уже нелетающая птица киви из Новой Зеландии, ведущая ночной образ жизни, ищет беспозвоночных по запаху. Похожим образом добывают себе пищу кулики. Буревестники, гнездящиеся плотными колониями, ориентируются с помощью обоняния, когда ищут путь к собственному гнезду. Чайки моёвки выбирают партнера по запаху — «родственники» пахнут сходным образом, и такой способ позволяет избежать близкородственного скрещивания. Лазоревки чувствуют запах ласки или другого хищника, и никогда не залезут в дупло, если там притаился хищник. Эти и другие наблюдения значительно расширили наши представления о роли запахов в жизни птиц.

Моевки. Фото — flickr.com

Если говорить о конкретных исследованиях, то в последние годы активно изучается роль обоняния в ориентировании и навигации птиц. Например, ученые из Пизанского университета изучали поведение атлантического пестрого буревестника. Эти птицы бороздят просторы над океаном в значительном отдалении от своего гнезда, но с поразительной точностью находят путь обратно. Ученые поймали на гнездах на Азорских островах пару десятков птиц и посадили на грузовое судно, идущее в Лиссабон. Буревестников разделили на три группы: к первым присоединили магниты, чтобы нарушить их геомагнитную чувствительность, другим закапали в ноздри сульфат цинка, что временно лишило птиц обоняния, и третья группа была контрольной. Птиц выпустили на расстоянии нескольких сотен километров от гнездовий. Первая и третья группы вернулись на родные гнезда, лишенные же обоняния буревестники оказались дезориентированы. Ранее подобные исследования проводились с голубями, которые известны своими навигационными способностями. Птицы с перерезанными обонятельными нервами оказались неспособны найти родную голубятню. Несмотря на то, что гипотеза о значительной роли запахов в навигации птиц оспаривается многими учеными (запахи летучи и вряд ли могут создать устойчивую «карту»), исследования продолжаются, и роль обоняния может оказаться не последней. Например, запахи могут играть роль на небольших участках местности или использоваться птицами как ассоциативные ориентиры.

Атлантический пестрый буревестник. Фото — flickr.com

Отдельно хочется разобрать один вопрос, который часто задают в соцсетях под фотографиями орнитологов с птенцами. «Не бросают ли птицы гнезда из-за человеческого запаха?». Во-первых, трогать птенцов (и кладки) без особой нужны не нужно никому — это беспокойство и стресс для птиц-родителей. Некоторые птицы действительно бросают гнездо (особенно на этапе насиживания яиц), потому что выводить птенцов в обнаруженном гнезде небезопасно — «хищник» может вернуться. Однако многие птицы терпимо относятся к осмотру гнезда и птенцов — побеспокоившись, они возвращаются к ним (не все и не всегда! существует риск переохлаждения яиц, если птица долго отсутствует на кладке в холодную погоду). Во-вторых, не факт, что «запах человека», которым озабочены сердобольные граждане, останется в необходимой концентрации для того, чтобы птица почувствовала его (помним, что обоняние у пернатых разное), и в-третьих, непонятно, почему этот «запах» должен быть сигналом для птицы к «бросанию» гнезда. Визуальная сигнализация в этом случае, безусловно, на первом месте. Но все это, конечно, не значит, что можно бесцеремонно и подолгу разглядывать и трогать руками гнезда птиц, их яйца и птенцов. Беспокойство птиц при их изучении и наблюдении должно быть, по-возможности, минимальным.

Автор статьи с птенцом бородатой неясыти во время кольцевания.

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал!

1. Полевой тетерев

2. Отряд - Курообразные

3. Семейство - Фазановые

4. Род/Вид - ( лат. Lyrurus tetrix ), полевой тетерев или тетерев-коса ч.

5. Ареал обитания

Распространён в лесной, лесостепной и части степной зонах Европы и Азии — от Альпийских гор и Британских островов на западе до Уссурийского края и Корейского полуострова на востоке. На территории России северная граница ареала проходит через Кольский полуостров, Архангельскую область Республику Коми, Тюменскую область (реки Полуй и Пельвож). К востоку от Оби точная граница не определена — известно, что на Лене птицы поднимаются вплоть до 64° с. ш., встречаются на северной границе Байкала, в долине рек Аргунь и Горин и далее на юг до реки Уссури и озера Ханка. Южная граница пролегает через север Курской, Воронежской и Волгоградской областей, южному краю Жигулёвской возвышенности, долинам рек Самара и Урал, где уходит в Восточный Казахстан. Далее российская граница ареала возвращается в верховьях Оби, пролегает по предгорьям Алтая и уходит в Китай.

В лесах Сибири местами его обитания являются березовые леса, гари, моховые болота, хвойные леса.

6. Характерные особенности. Морфологические характеристики

Ø Размеры. Самцы выглядят заметно крупнее самок — их длина составляет 49—58 см, вес 1,0—1,4 кг, тогда как аналогичные показатели самок 40—45 см и 0,7—1,0 кг соответственно.

Ø Оперение: Самцы имеют черное блестящее оперенье с зеленоватым или фиолетовым отливом на голове и шее. Над глазами широкие красные полоски, лапы темные, а клюв черный. Оперенье на подхвостье и под крыльями белое. Брюхо птица имеет коричневого цвета. Рулевые перья черные, маховые имеют темно-бурый оттенок. На маховых перьях имеются белые пятна, так называемые «зеркала». Крайние из рулевых перьев красиво изогнуты в стороны и вследствие этого, хвост птицы напоминает старинный музыкальный инструмент лиру.

Самец имеет блестяще-чёрное оперение с фиолетовым или зелёным отливом на голове, шее, зобу и пояснице, и ярко-красным бровям. Брюхо в задней части бурое, со светлыми вершинами перьев; подхвостье контрастно-белое. Рулевые перья хвоста чёрные с фиолетовым отливом на вершинах; крайние рулевые сильно загнуты в стороны, из-за чего хвост приобретает лирообразную форму.

Ø Самка пёстрая, рыжевато-коричневая с поперечными серыми, тёмно-жёлтыми и чёрно-бурыми полосами. Самка внешне похожа на самку глухаря, однако от неё отличается белыми «зеркалами» на крыльях и небольшой выемкой на хвосте. Подхвостье белое. Клюв : короткий.

Ø Взрослая птица : Относительно крупная птица с небольшой головой и коротким клювом.

Ø Молодая птица : как самцы, так и самки, обладают пёстрым оперением, состоящим из чёрно-бурых, жёлто-коричневых и белых полос и пятен.

Ø Кладка: состоит из 5—13 (обычно 7—9) яиц светло-охристого цвета с коричневым или бурым краплением .

8. Размножение

o Период гнездования: с середины мая, а первые птенцы появляются в середине — конце июня .

o Количество яиц: 5—13 (обычно 7—9) яиц светло-охристого цвета с коричневым или бурым краплением .

o Высиживание: 24—25 дней.

Самка устраивает гнездо недалеко от токовища. Само гнездо представляет собой небольшое углубление в земле, скудно выстланное прошлогодней травой, листьями, веточками и перьями. Откладывание яиц, как правило, происходит в середине мая, а первые птенцы появляются в середине — конце июня. Кладка состоит из 5—13 (обычно 7—9) яиц светло-охристого цвета с коричневым или бурым краплением. Насиживание длится 24—25 дней. Птенцы выводкого типа — вылупившись, они покрыты густым пухом и уже через несколько часов покидают гнездо, следуя за самкой. Первые 10 дней — самый опасный период для тетеревят. В это время самка неотлучно находится возле потомства, постоянно прислушиваясь к посторонним звукам — в случае приближения хищника она пытается отвести его в сторону, притворяясь «раненой» — бежит, распустив крылья, перепрыгивает и громко кудахчет. Услышав тревожный крик матери, птенцы разбегаются в разные стороны и тихо сидят в траве, пока опасность не миновала. В возрасте 10 дней тетеревята начинают перепархивать, а летать начинают через месяц.

Самцы не участвуют ни в обустройстве гнезда, ни в насиживании яиц, ни в дальнейшем воспитании потомства.

9 . Питание

Рацион почти полностью состоит из разнообразных растительных кормов. Весной, когда самкам для воспроизводства требуется богатая белками пища, собирают соцветия пушицы (Eriophorum), почки берёзы, лиственницы, ольхи; различные части вересковых кустарников и трав, таких как калужницы болотной (Caltha palustris) или лютиков. Летом и осенью употребляет в пищу ягоды (чернику, бруснику, голубику, клюкву), различные части травянистых растений (листья клевера, осины, манжетки, черники; соцветия ястребинки (Hieracium); плоды черёмухи и т. д.). В районах выращивания зерновых культур кормятся на полях, в частности зёрнами пшеницы или проса. Зимой основу питания составляют побеги, почки и серёжки берёзы, а там где её мало, то части других древесных растений — в зависимости от региона это могут быть хвоя ели Шренка, хвоя и ягоды можжевельника, побеги лиственницы, молодые шишечки сосны, почки ивы и ольхи и т. д. Птенцы, в отличие от взрослых птиц, в первое время кормятся преимущественно животной пищей — насекомыми и другими беспозвоночными животными, однако с ростом их доля постепенно сокращается.

10. Образ жизни

Обычно наземная птица, но в холодное время года держится на деревьях, где добывает себе корм. По земле быстро бегает и взлетает почти вертикально. След похож на куриный, но немного меньше размером, и более короткий шаг. Уверенно держится и на деревьях, свободно передвигаясь даже по тонким веткам. Полёт быстрый и энергичный — тетерев за раз может пролететь до нескольких десятков километров без остановки. Обладает хорошим зрением и слухом — в случае опасности быстро взлетает и удаляется на дальнее расстояние. Обычно активен рано утром и вечером, перед закатом солнца. В сильные морозы кормится один раз в сутки, ненадолго выбираясь из-под снега.

Общественная птица — вне сезона размножения, особенно в зимние холода, держится стаями. Размер стаи может варьировать в больших пределах — известны отдельные случаи до 200—300 особей в одной группе. Группы обычно смешанные, реже состоящие из одних самцов, совсем редко из одних самок. Зимой стаи, как правило, держатся на деревьях — обычно берёзах, где они питаются почками. После наступления сумерек они прячутся под снегом, образуя там туннель с камерой на конце. В морозные дни при температуре ниже −20 °C птицы способны проводить там до 23 часов в сутки, выбираясь наружу лишь для кормёжки. Вот как описывает известный русский орнитолог и писатель Сергей Бутурлин ныряние косачей в снег:

Мороз крепчает к вечеру, и ещё до заката солнца тетерева стараются найти себе теплое и укромное место для ночлега. Вот один из косачей начинает присматриваться, вытягивает шею и наклоняет голову, некоторое время перебирает ногами по суку, а затем сразу бросается вниз и исчезает в рыхлом снегу. Его примеру следуют и остальные птицы стаи.

Обладая прекрасным слухом, при скрипе снега под лапами лисицы или под лыжами, птицы быстро проламывают снежный покров и шумно взлетают. По характеру помёта в оставшейся после ночёвки лунки охотники определяют, была ли птица потревожена либо нет — в случае спокойного покидания убежища последний помёт всегда жидкий.

11. Интересные факты, сведения.

  • Несмотря на свою массивность, тетерев в поисках изысканных лакомств, способен, ухвативших за ветку, долгое время висеть вниз головой, дотягиваясь до приглянувшейся ягоды или молодой почки.
  • Зимой практически у всех птиц этого вида вырастают роговые бахромки по бокам пальцев, которые увеличивают площадь лап и обеспечивают легкое передвижение по снегу.
  • Тетерев — это единственная птица, которая в качестве убежища в холодное время года использует снежные камеры. В вырытых неглубоких ямках они прячутся от мороза и непогоды, а выходят из них только для приема пищи.

12. Продолжительность жизни: до 18 лет.

Наши друзья

Помощь сайту

Наша кнопка

Полезная птичья красота

Ю. Линник
Химия и Жизнь №9, 1987 , с.46-50

Нетрудно заметить такую связь: чем ближе к экватору родина птицы, тем ярче она окрашена. Хотя это правило действует не всегда, в целом оно верно. Впрочем, и среди среднерусских птиц есть живые самоцветы: золотистая шурка, сизоворонка, зимородок. Разве не напоминают они нам о роскоши тропических окрасок? Пусть другие наши птицы не так цветасты. Но в окраске щегла, варакушки, свиристеля, дятлов и синиц мы находим и тонкую гармонию, и смелые контрастные сочетания.

Эстетические полюса в мире птиц как бы перевернуты по сравнению с нашим миром. Если у человека прекрасный пол - женский, то у птиц мы видим обратное. Скромно и буднично рядом с неотразимым павлином выглядит его верная пава. Поначалу даже подумаешь: это птицы разных видов. Вот румяным яблоком полыхает среди инея снегирь, а рядом тускло окрашенная снегириха. Такое же соотношение окрасок у зябликов. Мы легко узнаем самца коноплянки по красной шапочке и нагруднику, а его серенькую подругу не сразу отличишь от птиц-родственниц.

В каждом правиле есть исключения. Эти исключения обычно помогают глубже понять сущность самого правила. У куликов-плавунчиков самочки ярче и привлекательнее самцов. И вот что замечательно: именно самцы плавунчиков строят гнезда, насиживают кладку, водят птенцов. Они как бы поменялись ролями со своими подругами. Это привело и к внешним переменам.

Окраска птиц - не просто прихоть природы. Тут явно действует великое начало целесообразности. Самка насиживает кладку - она ответственна за будущее рода. Ей нужно стушеваться, стать незаметной. Естественный отбор работает как тонкий колорист. Цвет жухлых трав и земли, пожалуй, первенствует в его палитре. Что ж, это понятно: чаще всего именно так окрашен фон, на котором располагаются гнезда. Именно поэтому у самок многих птиц очень и очень схожая покровительственная окраска. А если самочка все же окрашена ярко, то можно утверждать без сомнения: или она насиживает яйца в глубоком дупле, или в закрытом гнезде.

Вот садится на воду рябая уточка-широконоска. Заплывает в сухие тростники и как бы растворяется среди них. Каждый штрих в ее окраске говорит о желании быть незаметной.

Иное дело селезень широконоски. Все краски у него яркие, звонкие. Изумрудно-зеленое, чисто-белое, рыжевато-коричневое. Птица явно стремится быть заметной. Селезень хочет непременно выделиться из окружения. Но для чего ему рискованная игра красками?

Яркий декор самцов Дарвин связывал с эстетическим чувством. Великий эволюционист писал: "Вообще птицы являются самыми эстетическими из всех животных, исключая, конечно, человека, и вкус к прекрасному у них почти одинаков с нашим". Дарвин увлеченно говорил о роли чувства прекрасного в брачном поведении птиц. Это спорные мысли. Но считать их лишь данью антропоморфизму нельзя. По существу, Дарвин поставил вопрос о роли информационных процессов в природе.

Информация диктует красоту цветка орхидеи и выводит узоры на крыльях бабочек. Окраска указывает на видовую принадлежность. Информационные задачи решаются природой по-разному. Звук, цвет, пластика, запах, вибрация, жест - это все каналы, по которым движется информация. В мире птиц такое движение идет с особой интенсивностью.

Синее ожерелье варакушки; красные брови тетерева; пестрый воротник турухтана. Это все знаки, меты, позывные вида. Потоки информации прямо-таки бурлят в брачный период. И это понятно. Есть жизненная необходимость в том, чтобы птицы встретились друг с другом. И вот дятел начинает отбивать свою морзянку, глухарь веером распускает хвост, каменка взлетает вверх свечой: "Это я, я!" - хотят сказать птицы. Одно сообщение передается тысячью способов.

Самец не только хочет быть узнанным. По Дарвину, он желает еще и понравиться самке. Ведь у будущей супруги часто есть возможность выбора. Быть отвергнутым? Нет, ни за что. И вот самцы начинают соревнование на выразительность. Создать эффект, щегольнуть красотой и силой - все это делают птицы. В основе Дарвин был глубоко прав: победит самый выразительный самец.

А что же несет в себе импозантная выразительность? Не внешний ли это флер, мишура? Нет. Останавливая свой выбор на самом красивом и голосистом, самка выбирает самого здорового и деловитого. В мире птиц эти свойства тесно взаимосвязаны. Пустой красоты здесь не встретишь.

Альфред Уоллес полемизировал с тезисами Дарвина о значении эстетического чувства у птиц. Яркая окраска самцов рассматривалась им лишь как показатель физической мощи и здоровья. Ученый даже пытался выявить связь между напряжением мышц у птицы и развитием окрасок над ними. Чем больше упражняются мышцы, тем ярче полыхают окраски! Попытка найти столь прямую зависимость кажется сегодня наивной. Однако и во взглядах Уоллеса есть зерно истины. Эти взгляды развил и уточнил русский ученый Н. Г. Ледединский, выдвинувший так называемый "принцип манометра". Окраску птицы он уподобил своеобразной приборной шкале: чем ярче окраска, тем сильнее и реактивнее самец. Так что самке остается лишь снимать показания с этих манометров.

Еще один подход к проблеме - гипотеза жертвенной окраски. Чем является в глазах хищника ярко раскрашенный самец? Конечно же, цветовой приманкой, своего рода мишенью. Принимая на себя смертельный удар, самец отводит беду от самки и потомства. Ибо их жизнь для популяции более ценна.

Красивая гипотеза! Рыцарские регалии самца соответствуют его рыцарскому духу. Пожертвовать собой во имя рода - это находит отклик и в нашем сознании. Однако чем жертвенность отличается от фаталистической обреченности? Неужели самцам заведомо уготована мученическая смерть? Но ведь это не так. Часто их численность ничуть не уступает числу самок. Да, поведение самцов включает в себя отвлекающее маневрирование - хищник бросается на яркую цель, а цель уходит в лабиринт зарослей, где гибель самца - вовсе не обязательный финал.

Противоречит реальности и гипотеза угрожающего значения яркой птичьей окраски. Согласно этой гипотезе, все элементы брачного ритуала: и щегольство оперением, и токовые позы, и громкое пение - самцы адресуют только друг к другу, чтобы напугать, пристрастить соперника. А самки тут якобы вовсе ни при чем. Ведь они часто даже не присутствуют на турнирах.

Но может ли напугать признак, хорошо знакомый птицам? Конкуренты-то примелькались друг другу. Почему красные брови одного тетерева должны леденить кровь другого тетерева? Или что страшного в черном пятне на горле самцов воробья? Однако его иногда называют "пятном угрозы". Признак устрашения должен быть необычным.

Одна проблема порождает множество гипотез. Это естественно для науки. С разных сторон зоологи подходят к загадке птичьих окрасок. Но в одном они все же сходятся: это признание информационного значения окраски. Разногласия начинаются при обсуждении вопроса, кому и для чего передается информация. Говоря иначе, кто же адресат птичьих посланий?

Видовые знаки и меты помогают птицам узнавать друг друга. Они в равной степени важны и для самок, и для самцов. Но внутри общей системы коммуникаций имеется особая служба связи. Работает она только весной, когда рождаются птичьи семьи. И соединяет только самца и самку! Самая интимная, самая важная линия связи в птичьем мире.

На берегах Кольского полуострова весной идет бой турухтанов. Как великолепны их раздутые воротники! А на заднем плане я вижу пару уток - селезень кряквы плывет за своей избранницей. До чего же он сейчас элегантен!

Пройдет совсем немного времени, и турухтаны примут серенький будничный вид. Где былая роскошь? От нее и следа не осталось. Теперь самцы неотличимы от своих тишайших подруг. Будто разжаловала их природа. Такие же метаморфозы и у селезня кряквы. С него словно смыты праздничные краски.

Почему же подчас так эфемерны щегольские украшения и пестрые краски? Потому, что они нужны лишь на время - когда он и она встречают друг друга. Мимолетная это пора. Но зато какая насыщенная, какая яркая! Меты, знаки. Дабы они выполняли свою функцию, их нужно расположить на самом видном месте. Природа принимает это в расчет - ее кисть касается прежде всего птичьей головы и шеи, чтобы опознавательная мета сразу бросалась в глаза. Лысуха и камышница нередко живут в одних и тех же местах. Но у лысухи на голове белая бляшка, а у камышницы - красная: перепутать двух птиц невозможно. У глухаря есть характерная бородка; алую фуражечку желны замечаешь издали; по белым нарисованным усам легко опознать камышовую овсянку. Видите плывущего вдалеке лебедя? У основания его клюва имеется своеобразный нарост. Значит, это лебедь шипун. А кликунов мы сразу узнаем по черно-желтому клюву. Высоко и грациозно поднимают лебеди свои головы. Чем выше, тем заметнее! Этот принцип мы перенимаем у природы. Высокие маяки, огни и флаги на мачтах - это служба оповещения на ином уровне. Но аналогия с природными решениями тут очевидна.

В любом конкретном случае топография опознавательных отметин птиц находит логичное объяснение. Вот хищные птицы, например. Меты и знаки у них на нижней стороне крыльев. Совсем как у самолетов. Но в авиации это понятно: опознать самолет должен наблюдатель, находящийся на земле. А кому передают информацию канюки, сапсаны, беркуты?

Вот брачные игры пернатых хищников. Птица то круто пикирует вниз, то стремительно взмывает в поднебесье. Потом долго кружится над одним местом - словно ниткой привязана к незримой оси. Во время этих токовых полетов низ крыльев хорошо заметен. Информацию легко считывать! Будущие спутницы хищников это и делают, не покидая своих излюбленных позиций - телеграфных столбов и верхушек деревьев.

А как объяснить необычное расположение отметин у серой куропатки? Смотрите: белое брюшко самца украшено коричневой подковой. Казалось бы, весьма неудобное место для опознавательного знака. Однако наблюдение за поведением птицы снова дает ключ к решению загадки. Вот в лесу встречаются две птицы. Начинается что-то похожее на ритуал приветствия. Птицы выпрямляются, принимая неожиданную для нас позу. Подковообразный знак сразу становится заметным. Визитная карточка предъявлена - любые недоразумения исключены. Но при сигнале опасности куропатки прижимаются к земле. Броская отметина прячется от постороннего взгляда. Куропатки слились с вереском, ягелем; пропали среди сухого опада.

Во многих отрядах птиц знаки несет подхвостье. Обычно оно прикрыто перьями, окрашенными в покровительственные тона. Но во время тока птица поднимает крылья и распускает хвост. Чтобы замаскированные знаки стали еще более заметными, птица стремится занять наилучшую позу для их демонстрации.

У дятлов возле подхвостья есть "сигнальные огни". Зачем нужно столь оригинальное расположение отметин? Дело в том, что дятлы часто трудятся в разных ярусах дерева, один над другим, и огнистые меты на подхвостьях помогают им быстро узнать соплеменника. Высокий ствол - как дятлова улица. И вот флажками регулировщика вспыхивают на ней видовые отметины!

Движение жизни направляется к одной цели - умножению и процветанию рода. Для этого зажигаются и своеобразные маячки на подхвостье пастушковых птиц. Живут они в непролазной осоковой гуще. Тут не трудно и заблудиться, особенно птенцам-несмышленышам. Не для них ли в первую очередь и предназначены отметины? Видя перед собой путеводный знак, выводок следует за ним: птица-родительница впереди, а малютки пуховички, как на прицепе.

Видовые отметины могут играть двоякую роль: служить и для опознания, и для маркировки одновременно. Вот лишь один пример. На груди и шее оляпки есть крупное белое пятно. Очень заметная видовая афиша! Но в одной ситуации она выделяет оляпку, а в другой растворяет ее среди природного окружения. Попробуйте отыскать птицу среди светлых и темных камушков, выступающих из ручья,- оляпка неотличима от них. Произошло маленькое, но все равно чудесное превращение: окраска опознавательная стала окраской разбивающей, -маскирующей.

Каждое перышко - малая отдельность: своя иннервация, свое кровоснабжение. Но рисунок на птице целостен! Он словно кистью наложен. Перед нами подобие живописи, а не мозаика - мы вовсе не замечаем, что тысячи перышек так состыкованы, что получается единая и полная картина. Как обеспечивается эта согласованность в окраске перьев? Тайна целостности. Мы еще очень далеки от ее решения.

И вот что еще надо подчеркнуть: расположение рисунка может не совпадать с расположением перьев! Это две независимые системы! Рисунок словно существует отдельно от перьев. Все говорит об автономности тех факторов, которые ответственны за образование рисунка. Но что это за факторы? Открытие их будет шагом вперед в понимании природной красоты и гармонии.

Еще одна важная черта опознавательной окраски - симметрия. Левое и правое тут всегда зеркально равны друг другу. И это не случайно: симметрия организует сигнал, делает его передачу наиболее эффективной. Информация как бы дублируется, передается дважды - с левой и правой стороны одновременно. Появись в ней хоть малая асимметрия, и срыв передачи произойдет немедленно. Сообщение не будет понято, оно лишь озадачит адресата.

Почему же тогда асимметрична окраска некоторых животных? Да потому, что она выполняет совсем другую функцию: не распознавания, а устрашения, предупреждения. Вспомним свободный разброс пятен на теле нашего земноводного - жерлянки. Это тоже своеобразный знак, но в коде природы он несет негативный смысл: указывает на несъедобность лягушки.

Асимметричная окраска свойственна и домашним животным. Условия их жизни резко отличны от природных, задача распознавания сородичей тут фактически снята. А у вольных птиц с их перелетами и кочевками она всегда актуальна. Вот почему симметрия господствует в птичьей окраске.

Чем гуще, плотнее живет птичий народ, тем больше красок на его палитре. Разнообразие видового состава усложняет задачи связи. Поэтому в дело идут все колера, их сочетания становятся все более фантастическими. Надо, обязательно надо как-то выделить себя из окружения! Это диктует жизненная необходимость - иначе опустеют птичьи гнезда.

Однако картина резко. меняется - становится бледной, тусклой - при однообразном птичьем населении. Такое бывает на некоторых удаленных островах. Биоценозы здесь бедны, и это упрощает задачи коммуникации. Видовые меты на островах словно выцветают, а то и вовсе исчезают. .Возникает явление куроперости: самцы как две капли воды становятся похожими на самок. Например, на Марианских островах живут куроперые кряквы. А на Азорских островах можно встретить куроперых снегирей.

Где природа берет краски для расцвечивания мира пернатых? Посмотрим на ее палитру с точки зрения химика. Вначале "графика": серые, черные тона. Так окрашены, например, наши вороны. За эту скромную, но весьма выразительную часть птичьего спектра ответственны меланины. Велико разнообразие этих пигментов. Так, эумеланин обеспечивает всю сложнейшую градацию серых и сизо-черных оттенков: варьирование достигается разной степенью окисления пигмента. А вот феомеланины дают бурые, рыжеватые, охристые гаммы. В большом почете у птиц эти краски. Как подходят они под цвет жухлой листвы и сухих трав!

Теперь перейдем к ярким, броским краскам. Огнистое подхвостье дятла; звучно-желтые перья иволги. Для того чтобы положить эти мазки, природа прибегает к каротиноидам и порфиринам. Самое яркое, самое интенсивное полыхание красок пернатых обитателей планеты обусловлено этими пигментами.

А для синих и фиолетовых тонов у птиц нет специального красителя. Тона эти образуются при тонко рассчитанном взаимодействии химических и оптических факторов. Посмотрите в микроскоп: перед вами слой так называемых призматических клеток, очень напоминающих крохотные призмы. Под ними черный слой эумеланинов. Прозрачные призмы - на черном фоне. Угол преломления света таков, что в результате получается синий цвет. А если под клетками-призмами есть подкладка из феомеланина, то будет чудесный фиолетовый перелив. Не заинтересуются ли художники этой замечательной техникой?

Чем выше мы поднимаемся по широте, тем скупее краски птичьего мира. Цветастые радуги - в тропиках, и простая графичность, белизна - на севере. Закономерность, известная под названием "правила Глогера". Правило это было выведено чисто эмпирически: в нем обобщены конкретные наблюдения. Для теоретического обоснования правила зоологи породили серию гипотез. Упомяну лишь одну: скромная бело-черная окраска северных птиц может уменьшать теплоотдачу в условиях холодного климата. Светлоокрашенные тела излучают тепло менее интенсивно.

У белых птиц пигментация отсутствует, в их перьях много воздушных пузырьков. Благодаря этому лучи отражаются равномерно, а не избирательно. Правда, и в белых перьях можно заметить радужные переливы, вызванные интерференцией. Но причина ее - чисто физическая.

Ошеломляет разнообразие земной жизни. Непохожесть берет верх над шаблоном. И в мире птиц, это устремление природы реализуется со всем блеском.

Птицы – сложные создания для художников. Они имеют крылья (которые являются сущим адом для начинающих рисовальщиков), а ещё все эти перья, которые отличаются у тех или иных видов пернатых. В этом уроке моей целью будет убедить вас в том, что рисовать птиц на самом деле не так сложно, если познакомиться с ними поближе. Итак, если вы ещё заинтересованы – читайте дальше!


1. Базовая анатомия птицы

Шаг 1

Однако, изучать анатомию животного совсем необязательно, но это необходимо, чтобы понять его. Если вы хотите нарисовать птицу в любой позе или ситуации, то сперва нужно знать, как она построена.

Начнём со скелета. На картинке ниже нет никаких пометок или сложных названий костей, потому что на самом деле вам это не нужно. Как художнику, вам даже не нужны и сами кости, нужно только понять и увидеть, какую конструкцию они создают в целом. Теперь осмотрите скелет. Видите ли вы, насколько он отличается от человеческого?

Важно увидеть, что хотя у птиц тоже есть и грудная клетка, и бёдра, но в их случае всё это работает как единая часть тела, из-за сплошного позвоночника. Они устроены таким образом, чтобы поднять всё тело в воздух. Поэтому драконы с 6-ю конечностями, грифоны и пегасы никогда не будут реальностью. Однако виверна (4-х конечный дракон, у которого двумя конечностям являются крылья, с лапами на концах и непосредственно задние лапы) единственный дракон, который смог бы поднять себя в небо!


Шаг 2

Итак, представив скелет птицы в голове, мы можем создать более запоминающуюся и простую его структуру. Вы можете прорисовать грудку и бёдра птицы, а можете и вовсе слить их воедино – это ваше решение, т.к. в этой части позвоночника будет проходить минимум движения.


Шаг 3

С помощью упрощённой версии скелета на предыдущей картинке, мы легко можем зарисовать любую позу. Чтобы создать более реалистичную позу, представьте, что вы летите. Как бы вы держали ноги? Как бы вы держали свои руки, чтобы поймать как можно больше воздуха? Имейте ввиду, что колени здесь большой роли не играют – они всегда будут находиться рядом с телом.

При создании позы для лап птицы, используйте руки чтобы представить их – рассматривайте свои локти как лодыжки, а плечи как колени.


Шаг 4

У всех видов птиц сохраняется одна и та же структура скелета, изменяется только длина и размер отдельных элементов. Прежде чем начинать рисовать какой-либо вид, уделите время картинке ниже. Не старайтесь детализировать с самого начала, сперва проверьте длину шеи и ног, и какой процент на теле занимают перья.


Шаг 5

Усвоив всю информацию выше, можете начинать делать эскиз вашей птицы. Я собираюсь нарисовать двух маленьких птичек (зерноядных, но без определённого вида).


Шаг 6

Теперь время обратить внимание на мышцы. Я не буду показывать вам всю мускулатуру птицы, так как в этом нет необходимости. Вам бы конечно, это понадобилось, если бы вы хотели узнать больше о физике полёта или сколько сохранилось динозавра в нашей птице 21 века. Однако наша цель – рисунок, поэтому нам нужна упрощённая модель, такая, как показана ниже.


Шаг 7

Ещё один момент, который нужно отметить – это форму тела. Как правило, её определяют перья. Все птицы, начиная от грациозного лебедя и заканчивая гордым орлом – без своего оперения всего лишь общипанные курицы. Мы обсудим строение перьевых слоёв позже, но всё равно имейте это ввиду, пока будете создавать позу и добавлять мышцы.


Шаг 8

Теперь обрисуйте тельце для своей птицы.


2. Как рисовать лапки

Каждый вид птицы имеет разные лапы, зависимо от её образа жизни. Когда вы будете знать, что делает тот или иной вид ради выживания, то сразу поймёте, какие у неё лапки, без поиска образцов!

Шаг 1

Начнём с хищных птиц:

  • Лапы хищника (когтистая лапа) сильные, толстые, с крючковатыми когтями;
  • Передний средний палец и единственный задний, могут соприкасаться друг с другом, как челюсти, чтобы сделать сильный захват.



Шаг 2

Мелкие птицы, такие как воробей или сойка, имеют лапки, приспособленные к опоре, удобной посадке:

  • Пальчики длинные и тонкие;
  • Коготки острые и тонкие;
  • При посадке, лапки создают идеальную форму, чтобы захватить ветку


Шаг 3

Водные птицы, как правило, имеют перепончатые лапы:

  • Пальчики длинные, очень тонкие и гладкие;
  • Когти короткие и не сильно острые;
  • Имеют дополнительный маленький коготок в задней части лапки;
  • Перепонка (плёнка) соединяет все передние пальчики снизу.


Шаг 4

Птицы-бегуны, такие как страус или эму, имеют лапы, отлично приспособленные для бега:

  • Пальцы толстые и очень сильные;
  • Когти больше походят на ногти, толстые и имеют округлую форму;
  • Рисуя страуса, рисуйте без одного заднего пальца, как показано ниже.


Шаг 5

Курицы и индейки имеют лапы, способные царапать, скрести:

  • Пальчики толстые и сильные, на большем расстоянии друг от друга, нежели у других птиц – для лучшей опоры;
  • Когти острые, толстые и твёрдые.


Шаг 6

У дятла, лапки приспособлены исключительно для лазания:

  • Передние и задние пальцы симметричны;
  • Пальчики очень длинные и тонкие;
  • Когти сильные, острые с прочным захватом.


Шаг 7

Птицы, которые сохранили что-то общее от потомков динозавра, это чешуйчатые лапы. Общепринято считать, что чем больше птица, тем больше будут выделяться чешуйки. Нарисуйте ряд крупных, прямоугольных чешуек на каждом пальце, а затем попробуйте нанести ещё несколько полосок маленьких, более круглых.


Шаг 8

Вот как какие получились у меня:


3. Клюв — виды и формы

Шаг 1

Сперва нам нужно изучить анатомию клюва. Если вы приглядитесь получше, то заметите, что клюв не крепится прямо к передней части черепа – его структура гораздо сложнее.


Шаг 2

Так же как и с лапками, у каждого вида птицы свой специализированный клюв. Клюв должен быть лёгким и практичным одновременно.

Вы можете рисовать любой клюв с помощью нескольких лёгких советов ниже:

  • Начните рисуя круг, который будет примерно размером с голову. Теперь добавьте к этому кругу линию, конец которой будет кончиком клюва;
  • Нарисуйте вторую линию, которая будет делить клюв на 2/3. Используйте эту линию, чтобы нарисовать приблизительную форму клюва. Изучите картинку с образцами ниже, прежде чем начинать;
  • Теперь прорисуйте форму клюва, одновременно детализируя и голову.


Шаг 3

Время добавить клюв вашей птице. Правило выше применяется к любой позиции клюва – вам нужно рисовать только две стороны и добавлять нужную ширину между.


4. Рисуем глаз птицы

Шаг 1

Рисовать глаз птицы, наверное, легче чем любой другой. Их строение очень простое (глаз не может двигаться сам по себе), поэтому здесь мы затратим минимум времени на изучение. Начните с круга, затем выделите его контуром, добавьте кольцо вокруг и закончите всё, дорисовывая зрачок.


Шаг 2

Прежде чем рисовать какой-то конкретный вид птицы, вы должны внимательно рассмотреть следующие рисунки. Хищные птицы имеют отличительную бровь, которая придаёт им умный, смышлёный взгляд. У ночных птиц большие жёлтые или оранжевые глаза с широким зрачком. У маленьких птиц – простой и круглый глаз, обычно с тёмной радужной оболочкой (обычно такие глаза выглядят как маленькие чёрные бусинки). Но есть ещё многое, что следует узнать!


Шаг 3

Видите? По две чёрные бусинки!


5. Группировка перьев

Шаг 1

Как мы подметили ранее, форму птичьему тельцу придают перья. Они размещаются не равномерно – они растут на слоях разного размера и формы. Контуры перьевых слоёв равнозначны контурам мышц – поэтому старайтесь рисовать оперение по контуру мышц, чтобы выглядело более реалистично.

Так же, каждый слой имеет свой характер и окрас. Поэтому используйте их, при создании того или иного характера, для правдоподобного 3D вида.


Шаг 2

Другой вопрос – размер и распределение перьев внутри слоя. Конечно, следовало бы поискать образец конкретного вида птицы, но следующий рисунок тоже сможет вам вполне помочь:


Шаг 3

Теперь добавьте перья вашей птице.




Шаг 4

Хвост птицы работает по принципу веера. Как вы видели на схеме упрощённого скелета, то хвост сам по себе у птицы очень короткий, всё остальное – перья.


Шаг 5

Формы хвоста происходят от различной длины перьев. При создании своей птицы, не стесняйтесь выбирать любую форму, которую только захотите, но придерживайтесь единственного требования – хвост должен быть симметричен.


Шаг 6

Теперь дорисуйте вашей птице хвост. Сотрите лишние линии, добавьте вам нужный узор, цвет и так далее.

Наши друзья

Помощь сайту

Наша кнопка

Полезная птичья красота

Ю. Линник
Химия и Жизнь №9, 1987 , с.46-50

Нетрудно заметить такую связь: чем ближе к экватору родина птицы, тем ярче она окрашена. Хотя это правило действует не всегда, в целом оно верно. Впрочем, и среди среднерусских птиц есть живые самоцветы: золотистая шурка, сизоворонка, зимородок. Разве не напоминают они нам о роскоши тропических окрасок? Пусть другие наши птицы не так цветасты. Но в окраске щегла, варакушки, свиристеля, дятлов и синиц мы находим и тонкую гармонию, и смелые контрастные сочетания.

Эстетические полюса в мире птиц как бы перевернуты по сравнению с нашим миром. Если у человека прекрасный пол - женский, то у птиц мы видим обратное. Скромно и буднично рядом с неотразимым павлином выглядит его верная пава. Поначалу даже подумаешь: это птицы разных видов. Вот румяным яблоком полыхает среди инея снегирь, а рядом тускло окрашенная снегириха. Такое же соотношение окрасок у зябликов. Мы легко узнаем самца коноплянки по красной шапочке и нагруднику, а его серенькую подругу не сразу отличишь от птиц-родственниц.

В каждом правиле есть исключения. Эти исключения обычно помогают глубже понять сущность самого правила. У куликов-плавунчиков самочки ярче и привлекательнее самцов. И вот что замечательно: именно самцы плавунчиков строят гнезда, насиживают кладку, водят птенцов. Они как бы поменялись ролями со своими подругами. Это привело и к внешним переменам.

Окраска птиц - не просто прихоть природы. Тут явно действует великое начало целесообразности. Самка насиживает кладку - она ответственна за будущее рода. Ей нужно стушеваться, стать незаметной. Естественный отбор работает как тонкий колорист. Цвет жухлых трав и земли, пожалуй, первенствует в его палитре. Что ж, это понятно: чаще всего именно так окрашен фон, на котором располагаются гнезда. Именно поэтому у самок многих птиц очень и очень схожая покровительственная окраска. А если самочка все же окрашена ярко, то можно утверждать без сомнения: или она насиживает яйца в глубоком дупле, или в закрытом гнезде.

Вот садится на воду рябая уточка-широконоска. Заплывает в сухие тростники и как бы растворяется среди них. Каждый штрих в ее окраске говорит о желании быть незаметной.

Иное дело селезень широконоски. Все краски у него яркие, звонкие. Изумрудно-зеленое, чисто-белое, рыжевато-коричневое. Птица явно стремится быть заметной. Селезень хочет непременно выделиться из окружения. Но для чего ему рискованная игра красками?

Яркий декор самцов Дарвин связывал с эстетическим чувством. Великий эволюционист писал: "Вообще птицы являются самыми эстетическими из всех животных, исключая, конечно, человека, и вкус к прекрасному у них почти одинаков с нашим". Дарвин увлеченно говорил о роли чувства прекрасного в брачном поведении птиц. Это спорные мысли. Но считать их лишь данью антропоморфизму нельзя. По существу, Дарвин поставил вопрос о роли информационных процессов в природе.

Информация диктует красоту цветка орхидеи и выводит узоры на крыльях бабочек. Окраска указывает на видовую принадлежность. Информационные задачи решаются природой по-разному. Звук, цвет, пластика, запах, вибрация, жест - это все каналы, по которым движется информация. В мире птиц такое движение идет с особой интенсивностью.

Синее ожерелье варакушки; красные брови тетерева; пестрый воротник турухтана. Это все знаки, меты, позывные вида. Потоки информации прямо-таки бурлят в брачный период. И это понятно. Есть жизненная необходимость в том, чтобы птицы встретились друг с другом. И вот дятел начинает отбивать свою морзянку, глухарь веером распускает хвост, каменка взлетает вверх свечой: "Это я, я!" - хотят сказать птицы. Одно сообщение передается тысячью способов.

Самец не только хочет быть узнанным. По Дарвину, он желает еще и понравиться самке. Ведь у будущей супруги часто есть возможность выбора. Быть отвергнутым? Нет, ни за что. И вот самцы начинают соревнование на выразительность. Создать эффект, щегольнуть красотой и силой - все это делают птицы. В основе Дарвин был глубоко прав: победит самый выразительный самец.

А что же несет в себе импозантная выразительность? Не внешний ли это флер, мишура? Нет. Останавливая свой выбор на самом красивом и голосистом, самка выбирает самого здорового и деловитого. В мире птиц эти свойства тесно взаимосвязаны. Пустой красоты здесь не встретишь.

Альфред Уоллес полемизировал с тезисами Дарвина о значении эстетического чувства у птиц. Яркая окраска самцов рассматривалась им лишь как показатель физической мощи и здоровья. Ученый даже пытался выявить связь между напряжением мышц у птицы и развитием окрасок над ними. Чем больше упражняются мышцы, тем ярче полыхают окраски! Попытка найти столь прямую зависимость кажется сегодня наивной. Однако и во взглядах Уоллеса есть зерно истины. Эти взгляды развил и уточнил русский ученый Н. Г. Ледединский, выдвинувший так называемый "принцип манометра". Окраску птицы он уподобил своеобразной приборной шкале: чем ярче окраска, тем сильнее и реактивнее самец. Так что самке остается лишь снимать показания с этих манометров.

Еще один подход к проблеме - гипотеза жертвенной окраски. Чем является в глазах хищника ярко раскрашенный самец? Конечно же, цветовой приманкой, своего рода мишенью. Принимая на себя смертельный удар, самец отводит беду от самки и потомства. Ибо их жизнь для популяции более ценна.

Красивая гипотеза! Рыцарские регалии самца соответствуют его рыцарскому духу. Пожертвовать собой во имя рода - это находит отклик и в нашем сознании. Однако чем жертвенность отличается от фаталистической обреченности? Неужели самцам заведомо уготована мученическая смерть? Но ведь это не так. Часто их численность ничуть не уступает числу самок. Да, поведение самцов включает в себя отвлекающее маневрирование - хищник бросается на яркую цель, а цель уходит в лабиринт зарослей, где гибель самца - вовсе не обязательный финал.

Противоречит реальности и гипотеза угрожающего значения яркой птичьей окраски. Согласно этой гипотезе, все элементы брачного ритуала: и щегольство оперением, и токовые позы, и громкое пение - самцы адресуют только друг к другу, чтобы напугать, пристрастить соперника. А самки тут якобы вовсе ни при чем. Ведь они часто даже не присутствуют на турнирах.

Но может ли напугать признак, хорошо знакомый птицам? Конкуренты-то примелькались друг другу. Почему красные брови одного тетерева должны леденить кровь другого тетерева? Или что страшного в черном пятне на горле самцов воробья? Однако его иногда называют "пятном угрозы". Признак устрашения должен быть необычным.

Одна проблема порождает множество гипотез. Это естественно для науки. С разных сторон зоологи подходят к загадке птичьих окрасок. Но в одном они все же сходятся: это признание информационного значения окраски. Разногласия начинаются при обсуждении вопроса, кому и для чего передается информация. Говоря иначе, кто же адресат птичьих посланий?

Видовые знаки и меты помогают птицам узнавать друг друга. Они в равной степени важны и для самок, и для самцов. Но внутри общей системы коммуникаций имеется особая служба связи. Работает она только весной, когда рождаются птичьи семьи. И соединяет только самца и самку! Самая интимная, самая важная линия связи в птичьем мире.

На берегах Кольского полуострова весной идет бой турухтанов. Как великолепны их раздутые воротники! А на заднем плане я вижу пару уток - селезень кряквы плывет за своей избранницей. До чего же он сейчас элегантен!

Пройдет совсем немного времени, и турухтаны примут серенький будничный вид. Где былая роскошь? От нее и следа не осталось. Теперь самцы неотличимы от своих тишайших подруг. Будто разжаловала их природа. Такие же метаморфозы и у селезня кряквы. С него словно смыты праздничные краски.

Почему же подчас так эфемерны щегольские украшения и пестрые краски? Потому, что они нужны лишь на время - когда он и она встречают друг друга. Мимолетная это пора. Но зато какая насыщенная, какая яркая! Меты, знаки. Дабы они выполняли свою функцию, их нужно расположить на самом видном месте. Природа принимает это в расчет - ее кисть касается прежде всего птичьей головы и шеи, чтобы опознавательная мета сразу бросалась в глаза. Лысуха и камышница нередко живут в одних и тех же местах. Но у лысухи на голове белая бляшка, а у камышницы - красная: перепутать двух птиц невозможно. У глухаря есть характерная бородка; алую фуражечку желны замечаешь издали; по белым нарисованным усам легко опознать камышовую овсянку. Видите плывущего вдалеке лебедя? У основания его клюва имеется своеобразный нарост. Значит, это лебедь шипун. А кликунов мы сразу узнаем по черно-желтому клюву. Высоко и грациозно поднимают лебеди свои головы. Чем выше, тем заметнее! Этот принцип мы перенимаем у природы. Высокие маяки, огни и флаги на мачтах - это служба оповещения на ином уровне. Но аналогия с природными решениями тут очевидна.

В любом конкретном случае топография опознавательных отметин птиц находит логичное объяснение. Вот хищные птицы, например. Меты и знаки у них на нижней стороне крыльев. Совсем как у самолетов. Но в авиации это понятно: опознать самолет должен наблюдатель, находящийся на земле. А кому передают информацию канюки, сапсаны, беркуты?

Вот брачные игры пернатых хищников. Птица то круто пикирует вниз, то стремительно взмывает в поднебесье. Потом долго кружится над одним местом - словно ниткой привязана к незримой оси. Во время этих токовых полетов низ крыльев хорошо заметен. Информацию легко считывать! Будущие спутницы хищников это и делают, не покидая своих излюбленных позиций - телеграфных столбов и верхушек деревьев.

А как объяснить необычное расположение отметин у серой куропатки? Смотрите: белое брюшко самца украшено коричневой подковой. Казалось бы, весьма неудобное место для опознавательного знака. Однако наблюдение за поведением птицы снова дает ключ к решению загадки. Вот в лесу встречаются две птицы. Начинается что-то похожее на ритуал приветствия. Птицы выпрямляются, принимая неожиданную для нас позу. Подковообразный знак сразу становится заметным. Визитная карточка предъявлена - любые недоразумения исключены. Но при сигнале опасности куропатки прижимаются к земле. Броская отметина прячется от постороннего взгляда. Куропатки слились с вереском, ягелем; пропали среди сухого опада.

Во многих отрядах птиц знаки несет подхвостье. Обычно оно прикрыто перьями, окрашенными в покровительственные тона. Но во время тока птица поднимает крылья и распускает хвост. Чтобы замаскированные знаки стали еще более заметными, птица стремится занять наилучшую позу для их демонстрации.

У дятлов возле подхвостья есть "сигнальные огни". Зачем нужно столь оригинальное расположение отметин? Дело в том, что дятлы часто трудятся в разных ярусах дерева, один над другим, и огнистые меты на подхвостьях помогают им быстро узнать соплеменника. Высокий ствол - как дятлова улица. И вот флажками регулировщика вспыхивают на ней видовые отметины!

Движение жизни направляется к одной цели - умножению и процветанию рода. Для этого зажигаются и своеобразные маячки на подхвостье пастушковых птиц. Живут они в непролазной осоковой гуще. Тут не трудно и заблудиться, особенно птенцам-несмышленышам. Не для них ли в первую очередь и предназначены отметины? Видя перед собой путеводный знак, выводок следует за ним: птица-родительница впереди, а малютки пуховички, как на прицепе.

Видовые отметины могут играть двоякую роль: служить и для опознания, и для маркировки одновременно. Вот лишь один пример. На груди и шее оляпки есть крупное белое пятно. Очень заметная видовая афиша! Но в одной ситуации она выделяет оляпку, а в другой растворяет ее среди природного окружения. Попробуйте отыскать птицу среди светлых и темных камушков, выступающих из ручья,- оляпка неотличима от них. Произошло маленькое, но все равно чудесное превращение: окраска опознавательная стала окраской разбивающей, -маскирующей.

Каждое перышко - малая отдельность: своя иннервация, свое кровоснабжение. Но рисунок на птице целостен! Он словно кистью наложен. Перед нами подобие живописи, а не мозаика - мы вовсе не замечаем, что тысячи перышек так состыкованы, что получается единая и полная картина. Как обеспечивается эта согласованность в окраске перьев? Тайна целостности. Мы еще очень далеки от ее решения.

И вот что еще надо подчеркнуть: расположение рисунка может не совпадать с расположением перьев! Это две независимые системы! Рисунок словно существует отдельно от перьев. Все говорит об автономности тех факторов, которые ответственны за образование рисунка. Но что это за факторы? Открытие их будет шагом вперед в понимании природной красоты и гармонии.

Еще одна важная черта опознавательной окраски - симметрия. Левое и правое тут всегда зеркально равны друг другу. И это не случайно: симметрия организует сигнал, делает его передачу наиболее эффективной. Информация как бы дублируется, передается дважды - с левой и правой стороны одновременно. Появись в ней хоть малая асимметрия, и срыв передачи произойдет немедленно. Сообщение не будет понято, оно лишь озадачит адресата.

Почему же тогда асимметрична окраска некоторых животных? Да потому, что она выполняет совсем другую функцию: не распознавания, а устрашения, предупреждения. Вспомним свободный разброс пятен на теле нашего земноводного - жерлянки. Это тоже своеобразный знак, но в коде природы он несет негативный смысл: указывает на несъедобность лягушки.

Асимметричная окраска свойственна и домашним животным. Условия их жизни резко отличны от природных, задача распознавания сородичей тут фактически снята. А у вольных птиц с их перелетами и кочевками она всегда актуальна. Вот почему симметрия господствует в птичьей окраске.

Чем гуще, плотнее живет птичий народ, тем больше красок на его палитре. Разнообразие видового состава усложняет задачи связи. Поэтому в дело идут все колера, их сочетания становятся все более фантастическими. Надо, обязательно надо как-то выделить себя из окружения! Это диктует жизненная необходимость - иначе опустеют птичьи гнезда.

Однако картина резко. меняется - становится бледной, тусклой - при однообразном птичьем населении. Такое бывает на некоторых удаленных островах. Биоценозы здесь бедны, и это упрощает задачи коммуникации. Видовые меты на островах словно выцветают, а то и вовсе исчезают. .Возникает явление куроперости: самцы как две капли воды становятся похожими на самок. Например, на Марианских островах живут куроперые кряквы. А на Азорских островах можно встретить куроперых снегирей.

Где природа берет краски для расцвечивания мира пернатых? Посмотрим на ее палитру с точки зрения химика. Вначале "графика": серые, черные тона. Так окрашены, например, наши вороны. За эту скромную, но весьма выразительную часть птичьего спектра ответственны меланины. Велико разнообразие этих пигментов. Так, эумеланин обеспечивает всю сложнейшую градацию серых и сизо-черных оттенков: варьирование достигается разной степенью окисления пигмента. А вот феомеланины дают бурые, рыжеватые, охристые гаммы. В большом почете у птиц эти краски. Как подходят они под цвет жухлой листвы и сухих трав!

Теперь перейдем к ярким, броским краскам. Огнистое подхвостье дятла; звучно-желтые перья иволги. Для того чтобы положить эти мазки, природа прибегает к каротиноидам и порфиринам. Самое яркое, самое интенсивное полыхание красок пернатых обитателей планеты обусловлено этими пигментами.

А для синих и фиолетовых тонов у птиц нет специального красителя. Тона эти образуются при тонко рассчитанном взаимодействии химических и оптических факторов. Посмотрите в микроскоп: перед вами слой так называемых призматических клеток, очень напоминающих крохотные призмы. Под ними черный слой эумеланинов. Прозрачные призмы - на черном фоне. Угол преломления света таков, что в результате получается синий цвет. А если под клетками-призмами есть подкладка из феомеланина, то будет чудесный фиолетовый перелив. Не заинтересуются ли художники этой замечательной техникой?

Чем выше мы поднимаемся по широте, тем скупее краски птичьего мира. Цветастые радуги - в тропиках, и простая графичность, белизна - на севере. Закономерность, известная под названием "правила Глогера". Правило это было выведено чисто эмпирически: в нем обобщены конкретные наблюдения. Для теоретического обоснования правила зоологи породили серию гипотез. Упомяну лишь одну: скромная бело-черная окраска северных птиц может уменьшать теплоотдачу в условиях холодного климата. Светлоокрашенные тела излучают тепло менее интенсивно.

У белых птиц пигментация отсутствует, в их перьях много воздушных пузырьков. Благодаря этому лучи отражаются равномерно, а не избирательно. Правда, и в белых перьях можно заметить радужные переливы, вызванные интерференцией. Но причина ее - чисто физическая.

Ошеломляет разнообразие земной жизни. Непохожесть берет верх над шаблоном. И в мире птиц, это устремление природы реализуется со всем блеском.

Читайте также: