Длинные волосы и говорит вполголоса кто это

Опубликовано: 17.09.2024

"Гоголь и другие русские писатели любили представлять себе Россию как воплощение тишины и сна; но этот сон кончается; тишина сменяется отдаленным и возрастающим гулом, непохожим на смешанный городской гул. Тот же Гоголь представлял себе Россию летящей тройкой. Тот гул, который возрастает так быстро. и есть "чудный звон" колокольчика тройки. Бросаясь к народу , мы бросаемся прямо под ноги бешеной тройке на верную гибель."
А.Блок " Народ и интеллигенция"

Черный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер –
На всем божьем свете!

Завивает ветер
Белый снежок.
Под снежком – ледок.
Скользко, тяжко,
Всякий ходок
Скользит – ах, бедняжка!

От здания к зданию
Протянут канат.
На канате – плакат:
"Вся власть Учредительному Собранию!"[2]
Старушка убивается – плачет,
Никак не поймет, что значит,
На что такой плакат,
Такой огромный лоскут?
Сколько бы вышло портянок для ребят,
А всякий – раздет, разут.

Старушка, как курица,
Кой-как перемотнулась через сугроб.
– Ох, Матушка-Заступница!
– Ох, большевики загонят в гроб!

Ветер хлесткий!
Не отстает и мороз!
И буржуй на перекрестке
В воротник упрятал нос.

А это кто? – Длинные волосы
И говорит вполголоса:
– Предатели!
– Погибла Россия! –
Должно быть, писатель –
Вития. [3]

А вон и долгополый –
Сторонкой – за сугроб.
Что нынче невеселый,
Товарищ поп?

Помнишь, как бывало
Брюхом шел вперед,
И крестом сияло
Брюхо на народ. [4]

Вон барыня в каракуле
К другой подвернулась:
– Уж мы плакали, плакали.
Поскользнулась
И – бац – растянулась!

Ай, ай!
Тяни, подымай!

Ветер веселый
И зол и рад.
Крутит подолы,
Прохожих косит,
Рвет, мнет и носит
Большой плакат:
"Вся власть Учредительному Собранию".
И слова доносит:

. И у нас было собрание.
. Вот в этом здании.
. Обсудили –
Постановили:
На время – десять, на ночь – двадцать пять.
. И меньше – ни с кого не брать.
. Пойдем спать.

Поздний вечер.
Пустеет улица.
Один бродяга
Сутулится,
Да свищет ветер.

Эй, бедняга!
Подходи –
Поцелуемся.

Хлеба!
Что впереди?
Проходи!

Черное, черное небо.

Злоба, грустная злоба
Кипит в груди.
Черная злоба, святая злоба.

Товарищ! Гляди
В оба!

Гуляет ветер, порхает снег.
Идут двенадцать человек. [5]

Винтовок черные ремни,
Кругом – огни, огни, огни.

В зубах – цыгарка, примят картуз,
На спину б надо бубновый туз![6]

Свобода, свобода,
Эх, эх, без креста!

Холодно, товарищ, холодно!

– А Ванька с Катькой – в кабаке.
– У ей керенки[7] есть в чулке!

– Ванюшка сам теперь богат.
– Был Ванька наш, а стал солдат![8]

– Ну, Ванька, сукин сын, буржуй,
Мою, попробуй, поцелуй!

Свобода, свобода,
Эх, эх, без креста!
Катька с Ванькой занята –
Чем, чем занята.

Кругом – огни, огни, огни.
Оплечь – ружейные ремни.

Революционный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!

Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнем-ка пулей в Святую Русь –

В кондовую,
В избяную,
В толстозадую!

Эх, эх, без креста!

Как пошли наши ребята
В красной гвардии служить –
В красной гвардии служить –
Буйну голову сложить!

Эх ты, горе-горькое,
Сладкое житье!
Рваное пальтишко,
Австрийское ружье! [9]

Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем,
Мировой пожар в крови –
Господи, благослови!

Снег крутит, лихач кричит,
Ванька с Катькою летит –
Елекстрический фонарик
На оглобельках.
Ах, ах, пади.

Он в шинелишке солдатской
С физиономией дурацкой
Крутит, крутит черный ус,
Да покручивает,
Да пошучивает.

Вот так Ванька – он плечист!
Вот так Ванька – он речист!
Катьку-дуру обнимает,
Заговаривает.

Запрокинулась лицом,
Зубки блещут жемчугом.
Ах ты, Катя, моя Катя,
Толстоморденькая.

У тебя на шее, Катя,
Шрам не зажил от ножа.
У тебя под грудью, Катя,
Та царапина свежа!

Эх, эх, попляши!
Больно ножки хороши!

В кружевном белье ходила –
Походи-ка, походи!
С офицерами блудила –
Поблуди-ка, поблуди!

Эх, эх, поблуди!
Сердце ёкнуло в груди!

Помнишь, Катя, офицера –
Не ушел он от ножа.
Аль не вспомнила, холера?
Али память не свежа?

Эх, эх, освежи,
Спать с собою положи!

Гетры серые носила,
Шоколад Миньон жрала,
С юнкерьем гулять ходила –
С солдатьем теперь пошла?

Эх, эх, согреши!
Будет легче для души!

. Опять навстречу несется вскачь,
Летит, вопит, орет лихач.

Стой, стой! Андрюха, помогай!
Петруха, сзаду забегай.

Трах-тарарах-тах-тах-тах-тах!
Вскрутился к небу снежный прах.

Лихач – и с Ванькой – наутек.
Еще разок! Взводи курок.

Трах-тарарах! Ты будешь знать,
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Как с девочкой чужой гулять.

Утек, подлец! Ужо, постой,
Расправлюсь завтра я с тобой!

А Катька где? – Мертва, мертва!
Простреленная голова!

Что, Катька, рада? – Ни гу-гу.
Лежи ты, падаль, на снегу.

Революционный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!

И опять идут двенадцать,
За плечами – ружьеца.
Лишь у бедного убийцы
Не видать совсем лица.

– Что, товарищ, ты не весел?
– Что, дружок, оторопел?
– Что, Петруха, нос повесил,
Или Катьку пожалел?

– Ох, товарищ, родные,
Эту девку я любил.
Ночки черные, хмельные
С этой девкой проводил.

– Из-за удали бедовой
В огневых ее очах,
Из-за родники пунцовой
Возле правого плеча,
Загубил я, бестолковый,
Загубил я сгоряча. ах!

– Ишь, стервец, завел шарманку,
Что ты, Петька, баба, что ль?
– Верно, душу наизнанку
Вздумал вывернуть? Изволь!
– Поддержи свою осанку!
– Над собой держи контроль!

– Не такое нынче время,
Чтобы нянчиться с тобой!
Потяжеле будет бремя
Нам, товарищ дорогой!

– И Петруха замедляет
Торопливые шаги.

Он головку вскидавает,
Он опять повеселел.

Эх, эх!
Позабавиться не грех!

Запирайте етажи,
Нынче будут грабежи!

Отмыкайте погреба –
Гуляет нынче голытьба!

Ох ты, горе-горькое!
Скука скучная,
Смертная!

Уж я времячко
Проведу, проведу.

Уж я темячко
Почешу, почешу. [10]

Уж я семячки
Полущу, полущу.

Уж я ножичком
Полосну, полосну.

Ты лети, буржуй, воробышком!
Выпью кровушку
За зазнобушку,
Чернобровушку.

Упокой, господи, душу рабы твоея.

Не слышно шуму городского,[11]
Над невской башней тишина,
И больше нет городового –
Гуляй, ребята, без вина!

Стоит буржуй на перекрестке
И в воротник упрятал нос.
А рядом жмется шерстью жесткой
Поджавший хвост паршивый пес.

Стоит буржуй, как пес голодный,
Стоит безмолвный, как вопрос.
И старый мир, как пес безродный,
Стоит за ним, поджавши хвост.

Разыгралась чтой-то вьюга,
Ой, вьюга, ой, вьюга!
Не видать совсем друг друга
За четыре за шага!

Снег воронкой завился,
Снег столбушкой поднялся.

– Ох, пурга какая, спасе!
– Петька! Эй, не завирайся!
От чего тебя упас
Золотой иконостас?
Бессознательный ты, право,
Рассуди, подумай здраво –
Али руки не в крови
Из-за Катькиной любви?
– Шаг держи революционный!
Близок враг неугомонный!

Вперед, вперед, вперед,
Рабочий народ!

. И идут без имени святого
Все двенадцать – вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль.

Их винтовочки стальные
На незримого врага.
В переулочки глухие,
Где одна пылит пурга.
Да в сугробы пуховые –
Не утянешь сапога.

В очи бьется
Красный флаг.

Раздается
Мерный шаг.

Вот – проснется
Лютый враг.

И вьюга пылит им в очи
Дни и ночи
Напролет.

Вперед, вперед,
Рабочий народ! [12]

. Вдаль идут державным шагом.
– Кто еще там? Выходи!
Это – ветер с красным флагом
Разыгрался впереди.

Впереди – сугроб холодный,
– Кто в сугробе – выходи.
Только нищий пес голодный
Ковыляет позади.

– Отвяжись ты, шелудивый,
Я штыком пощекочу!
Старый мир, как пес паршивый,
Провались – поколочу!

. Скалит зубы – волк голодный –
Хвост поджал – не отстает –
Пес холодный – пес безродный.
– Эй, откликнись, кто идет?

– Кто там машет красным флагом?
– Приглядись-ка, эка тьма!
– Кто там ходит беглым шагом,
Хоронясь за все дома?

– Все равно, тебя добуду,
Лучше сдайся мне живьем!
– Эй, товарищ, будет худо,
Выходи, стрелять начнем!

Трах-тах-тах! – И только эхо
Откликается в домах.
Только вьюга долгим смехом
Заливается в снегах.

. Так идут державным шагом,
Позади – голодный пес,
Впереди – с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз –
Впереди – Исус Христос.






Ходасевич В.Ф. Ни сны, ни явь (Памяти Блока)
"Еще в промежуток между 1907 и 1913 годами Блок написал цикл статей: "Религиозные искания и народ", "Народ и интеллигенция", "Стихия и культура", "Ирония", "Дитя Гоголя", "Пламень", "Интеллигенция и революция". Они замечательны тем, что в них Блок не просто предсказывает будущую революцию, но говорит о ней как о событии уже происходящем, звук которого ему уже внятен: "Гоголь и другие русские писатели любили представлять себе Россию как воплощение тишины и сна; но этот сон кончается; тишина сменяется отдаленным и возрастающим гулом, непохожим на смешанный городской гул. Тот же Гоголь представлял себе Россию летящей тройкой. Тот гул, который возрастает так быстро. и есть чудный звон колокольчика тройки. Бросаясь к народу, мы бросаемся прямо под ноги бешеной тройке на верную гибель."
"Отдаленный гул", о котором здесь говорится, должно, разумеется, отнести к категории снов, постепенно становящихся явью. Но Блок последователен: эту явь он, в свою очередь, как нечто уже являющееся сном по отношению к тому, чему предстоит совершиться в более отдаленном будущем, может "уже представить себе, как бывает в страшных снах и кошмарах, что тьма происходит оттого, что над нами повисла косматая грудь коренника и готовы опуститься тяжелые копыта". Таким образом, прошлое для Блока есть сон о настоящем, но само настоящее – сон о будущем. Явь каждой предшествующей минуты – есть сон о последующей. Живем во сне и в действительности одновременно."

1. Поэма «Двенадцать» не входила в последнее прижизненное издание собрания стихотворений Блока. Но поэма неоднократно издавалась в Советской России и была хорошо известна в Европе и США по переводам. Существует много гипотез истолкования поэмы. Споры о ней не утихают до сих пор. Если в первых откликах на поэму критики решали, «большевистская» ли она или «контрреволюционная», то в дальнейшем обостренный идеологический подход уступил место более глубокому анализу образной системы и поэтики. Лирико-метафизический образ Христа в поэме побуждает искать в ней вселенский этический план. (вернуться)

2. Вся власть Учредительному Собранию! – Учредительное собрание играло роль парламента. Заседание открылось 5 января 1918 г. в Таврическом дворце Петрограда. На следующий день Учредительное собрание было распущено декретом ВЦИК. (вернуться)

3. А это кто? – Длинные волосы. . Вития. – Блоку были чужды рассуждения о гибели России и культуры. (вернуться)

4. А вон и долгополый. . Брюхо на народ. – На I Всероссийском поместном соборе Русской православной церкви (август 1917 – сентябрь 1918) революция была объявлена нашествием Антихриста. (вернуться)

5. Идут двенадцать человек. – Патрули из 10–12 человек – обычное явление революционного периода. В контексте поэмы число 12 вызывает ассоциации с апостолами Христа. Кроме того, имеется отдаленная связь со стихотворением Н. А. Некрасова «Жило двенадцать разбойников. » («Кому на Руси жить хорошо»). (вернуться)

6. На спину б надо бубновый туз! – Красный или желтый ромб на спине каторжника. (вернуться)

7. Керенки – бумажные обесцененные деньги, выпускаемые Временным правительством. (вернуться)

8. Был Ванька наш, а стал солдат! – т. е. красногвардеец перешел в солдаты к Керенскому. (вернуться)

9. . Австрийское ружье! – трофейное оружие, доставшееся от пленных австрийцев. (вернуться)

10. Уж я темячко / Почешу, почешу. – «Почесать» на воровском жаргоне значит «убить». (вернуться)

11. Не слышно шуму городского. и т. д. – неточная цитата из романса на слова Ф. Н. Глинки «Песнь узника» (1931). (вернуться)

12. Вперед, вперед, вперед, // Рабочий народ! – строки взяты из революционной песни «Варшавянка». (вернуться)

Меню статьи:

Текст стихотворения

История написания поэмы

Свою неоднозначную поэму Блок написал в 1918 году. Прошел год после свержения царя. Пролетарии захватили власть в стране, наводя новые порядки. Однажды поэт ходил по Петрограду и, как он выразился, «слушал музыку революции».

Он написал поэму не как философское произведение, а только лишь общее впечатление, описание того, что видел и слышал. Именно поэтому одни считали, что его поэма – сатира и реквием по стране, которую растоптали сапоги тех самых людей с ружьями за спиной. Другие, напротив, полагали, что поэт воспевал революцию и новый порядок.

Сам поэт оставил свое отношение в тайне. Некоторые считают, что он хотел сохранить интригу вокруг поэмы, другие полагают, что тем самым поэт сохранил себе жизнь. Ведь новая власть не терпела даже тени критики в свой адрес и, как описал поэт «тра-та-та…» – ружейные выстрелы были самой частой музыкой улиц городов.

А. Блок написал поэму всего за несколько дней, а редакция заняла не больше месяца. Это был необыкновенный творческий подъем. Из-под его пера вышла неожиданная, неоднозначная талантливая поэма.

Блок свидетельствовал, что несколько месяцев после написания произведения он улавливал шум «от крушения старого мира» Потрескивание костров посреди улиц, звон разбитого стекла и короткие «щелчки» ружейных выстрелов – эта черная «музыка» потрясла автора до глубины души.

Поэма «Двенадцать» была напечатана в газете «Знамя труда» 18 февраля 1918 года. В мае того же года она была издана книгой.

Позже Блок разочаруется в новой власти и уедет из страны.

Тема стиха

Поэт назвал свою поэму «Двенадцать» по размеру и названию отряда, который производил революционный суд и выносил постановления на месте. Сотни людей были убиты на основании решения только двенадцати, которые часто оказывались бывшими каторжниками. Их освободили, выдали свободное оружие и дали волю действовать.

Двенадцать поэма

В черновиках поэта есть упоминание о двенадцати разбойниках и их атамане Кудеяре. Месть разбойников тем, кто их унижал сродни тому, как поступали те отряды красноармейцев, которым новое правительство дало неограниченную власть.

Поэт описывает ветер, как образ перемен. Образ старой России он передает белым снегом, а новая власть обозначена черным цветом и красным, как кровь. Россия «умылась кровью» во время октябрьской революции.

Тема стихотворения Александра Блока “Ночь, улица, фонарь, аптека” – мрачная бессмысленность жизни и даже смерти, или реинкарнации. Предлагаем читателям ознакомиться с описанием этого произведения

Наряду с наведением порядка, красноармейцы легко сводят счеты с теми, кто, как им показалось, их обидел. Красноармеец Петруха видит, что его бывшая любовница проводит время с другим, пытается убить обоих, но мужчина ускользает, умирает женщина.

Товарищи ободряют его, уговаривают не грустить по этому поводу, и солдат живет дальше, идет и легче убивает, оправдываясь революцией и тем что «время такое». Человек теряет сердце, становясь холодным и безнаказанным убийцей.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - Poema-dvenadcat-Blok.jpg

Отвергая Бога и крест, люди скатываются. Женщина становится продажной, мужчины хоронят доблесть и честь. Они легко от имени власти грабят и убивают своих соотечественников.

Россию поэт называет «толстозадой» и говорит, что революционеры стреляют в нее.

«Пальнём-ка пулей в Святую Русь —
В кондовую,
В избяную,
В толстозадую!
Эх, эх, без креста!»

Не раз автор приговаривает: «Эх, эх, без креста!» Не напрасно в древности тому, кто потерял совесть и честь, говорили: «Креста на тебе нет». Новая власть гордится тем, что на ней нет креста.

Революционеры мечтают раздуть пожар во всем мире, утопить его в крови. И все же, отвергая крест и Бога, по привычке, красноармеец, собираясь что-либо делать, приговаривает: «Господи, благослови»

«Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем,
Мировой пожар в крови —
Господи благослови!»

Смешав все и перевернув понятия добра и зла, революция, под красным флагом сметает все на своем пути.

И непонятно почему в конце поэт ставит во главе головорезов Христа? Того, кто пострадал за людей, поэт изображает предводителем хладнокровных убийц. Этого поэт при жизни не объяснил, поэтому приходится только высказывать свои предположения.

Композиция

Поэма имеет двенадцать глав. В каждой главе отдельный фрагмент мозаики, составляющей картину революции.

  • Экспозиция воплощена в первой главе. После вводной части убийство уже не удивляет читателя. Прежний режим умирает, бросая упреки, проклятия и пророчество погибели большевикам. Но здесь же мы видим патруль, который держит в страхе всех, кто встречается по дороге. Новая власть держится на страхе, выстрелах ружей, грабежах и поджогах.
  • Завязка, в которой появляется Ванька, бывший друг, и Катька – бывшая любовница одного из двенадцати патрульных, которая его бросила. Красноармейцы вспоминают неблаговидные поступки этой пары, вспоминая об их связи. Новая власть дала им право отомстить старым знакомым.
  • Развитие события. Читателю рассказывают историю тех, кто жаждет мщения и этим заранее оправдывает все их поступки. Эти люди уверены, что имеют полное право мстить своим обидчикам и жаждут мщения.
  • Кульминацию мы наблюдаем в шестой главе, когда отряд наткнулся на Ваньку и Катьку и открывают настоящую охоту на них. Ваньке удается скрыться, но Катька погибает.
  • Развязку читатель видит в последующих главах, когда у бывшего ухажера просыпается совесть, и он сожалеет о том, что сделал, но товарищи убеждают его «не расклеиваться».

– …Что ты, Петька, баба, что ль?
— Верно душу наизнанку
Вздумал вывернуть? Изволь!
— Поддержи свою осанку!
— Над собой держи контроль!

Его убеждают, что он действовал в интересах революции и парень поднимает голову, отбрасывая и забывая угрызения совести.

«Он головку вскидавает,
Он опять повеселел…
Эх, эх!
Позабавиться не грех!
Запирайти етажи,
Нынче будут грабежи!
Отмыкайте погреба —
Гуляет нынче голытьба!»

  • Образ буржуя на перекрестке и за ним голодного пса. Разбои и гульба бывших босяков, а в перерывах им просто скучно… Караульные идут, ко всему готовые и им ничего не жаль. Они выжгли не только город, но и собственные души.
  • Эпилог читатель видит в 12 главе. Караульные идут мерным шагом по всей стране, выслеживая и убивая всех, кого пожелают, за ними голодный и больной пес, как образ старого мира. Но во главу убийц, невидимым для глаз автор ставит Иисуса Христа – странное и противоречивое решение, если знать, что исторически Христа всегда ставят во главу страдающего человечества. История свидетельствует, что Христос пострадал за людей. Но в поэме он вдруг превращается в главаря убийц – революция все поставила с ног на голову, все смешала и исказила.

Главные герои

В поэме несколько героев. Но все они не просто люди. Это образы эпохи.

  • Двенадцать – отряд красноармейцев, скорее всего бывших каторжников, которых выпустили из заключения, снабдили оружием и властью. Они полностью обезличены в поэме, лишены индивидуальности. Это, скорее, слепая ярость и сила, чем разум или личности. Возможно у них трудная жизнь в прошлом, но в поэме ничего об этом не говорится. Только о результате. Они обозлены, мечтают о мести и легко, без сожаления убивают.
  • Петруха (автор называет парня именем ученика Иисуса – Петра). Парень, потерявший любовь и отомстивший за это. Совесть в нем еще не до конца умерла, но товарищи помогают ему заглушить остатки ее угрызений. Здесь Блок показывает, как легко подмять человека, у которого отняли Бога и веру. Как просто заставить его оправдать даже убийство любимой – достаточно высмеять и сказать, что он отрывается от коллектива.
  • Ванька – переметнувшийся ради денег красноармеец, ставший жандармом. Блок показывает образ Иуды, который в поэме избежал наказания, бросив Катьку на растерзание.
  • Катька – девушка легкого поведения. Раньше она была возлюбленной одного из двенадцати патрульных. Она «пошла по рукам» ради красивой жизни. Сейчас она встречается с жандармом. Блок и здесь дает аллюзию на Библейскую историю, в которой Христос не осудил блудницу и дал ей новую жизнь в праведности и чистоте. Но в революционном будущем пощады не жди. Ее убивают, и товарищи Петьки делают все, чтобы он не сожалел о ней.

Второстепенные герои

  • Старуха – появляется в первой главе. Она видит большой лоскут ткани на котором написаны слова, не до конца понятные ей: «вся власть учредительному собранию». Но старухе знакома реальность, что «всякий раздет и разут». Она сетует на то, что вместо транспарантов можно было согреть много парней, сделав из этой ткани портянки.
  • Буржуй – Человек на перекрестке, прячущийся в воротник своего пальто, за которым увязался голодный пес. Образ старого времени, которое находится на перекрестке, не зная, куда податься и что будет дальше? Имение богатея разграблено, он одинок и всеми покинут.
  • Бродячий пес – как образ прошлого. Потерянный мир, не знающий, что делать. Он тоже на перекрестке, растерянный и не знает, куда идти.
  • Иисус Христос – появляется в самых последних строках произведения. Его образ нередко воспринимают как революционера, изменившего старый режим, пренебрегая Его словами, о том, что Его Царство не от мира сего. В учении Христа дается возможность внутренних перемен и советуется не менять ничего во внешнем мире, пока нет изменений внутри. Но многие создают ложный образ Христа, такой, какой им был бы выгоден. Поэт в данном произведении делает это.

Главная идея поэмы

В поэме прослеживается несколько тем.

  • Первая из них – тема революции. Революция раскрывается образом морозного ветра, безудержной стихии, от которого невозможно спрятаться. Люди старой эпохи разбросаны не только по городам, но и по всему миру. Они нищие. Все их имение разграблено. Они одиноки и как безродный пес плетутся сначала за буржуем. В конце поэмы тот же образ безродного пса мы встречаем, плетущегося за двенадцатью. Им некуда податься и поэтому люди старой эпохи вынуждены идти за новой властью.
  • Вторая тема – отказ от Бога и церкви. Рефреном через все произведение слова «Эх, эх, без креста». Несмотря на то, что новая власть отказывается от Бога и церкви, время от времени, делая что-то, даже то, что грубо нарушает Заповеди, по привычке произносят: «Господи, благослови». И в конце автор показывает, что, несмотря на все отрицание, невидимым впереди идет Иисус Христос. Отвергнув попа, церковь и Заповеди, новая власть не смогла избавиться от веры.
  • Третья тема – невежество, просматривается сквозь всю поэму, вобравшую в себя не только части народного фольклора, а также блатные выражения, вульгарные слова, уличные песни и жаргон.
  • Четвертая тема – смена нравственных ориентиров. Словно призыв звучат слова: «Эх, эх, согреши! Будет легче для души!» Убийство становится нормой, блуд – закономерным. Люди не хотят меняться под библейские стандарты. Они создают новые и ждут счастья.
  • Пятая тема – месть. Новая власть, вооружив бывших каторжан, дает им право творить суд. Они мстят за обиду, убивают девушку и уверены, что имеют на это право. Двенадцать – образ новой власти. Они уверены, что могут мстить за личные обиды, грабить и убивать – и останутся правыми.

В Петрограде, изуродованном войной, безнаказанным грабежом и бессмысленными убийствами под красным знаменем цвета крови, черные люди с «бубновым тузом на спине» проливают кровь, творят «свое красное правосудие»

Блок определил свое произведение как поэму. Направление в произведении символизм, а также заметны реалистические черты.
И все же в поэме есть признаки других жанров, что помогает яснее увидеть хаотичность, стихийность и противоречивость происходящих событий. В поэме просматриваются жанры маршей, песен, частушек, лозунгов, романсов и даже молитв.

Средства выразительности

Поэму «Двенадцать» невозможно анализировать без понимания символизма как литературного направления. А. А. Блок использовал в своем произведении массу символов. Метель, вьюга, ураган, ветер – образы революции. Новый мир он показал символами красноармейцев, плакатами, лозунгами. Старый мир – образ буржуя, паршивого голодного пса.

Поэма Двенадцать

Образ старухи – практичной женщины, не понимающей новые лозунги, но видящей реальность голода и холода окружающих ее людей. Образ упавшей барыни в каракуле – изнеженная барыня прошлого мира беспомощна в новой реальности.
Также в поэме прослеживаются и черты реализма, потому что автор описывает реально происходящие события.

Автор использует принцип контраста. Буржуй, раньше руководивший страной и поп, который «брюхом шел вперед», теперь прячутся, отступают перед красногвардейцами, как ветер или вьюга бросающимися от одного дома к другому.

Проститутки, которые раньше были вне закона, теперь имеют право провести собственное собрание и установить общие расценки.

Злобу, которая испокон веков считалась разрушительной и недостойной настоящего человека, теперь называют «святая злоба».
Также в поэме употребляется оксюморон: «Ветер веселый И зол, и рад», «святая злоба», «Эх ты, горе-горькое, Сладкое житье!»

Особенности поэмы

Поэма состоит из 12 глав, каждая из которых является звеном неразрывной цепи событий и образов. Только вместе эти звенья показывают полную картину революционной реальности России.

Поэт превращает героев в образы, обезличивает их, чтобы показать, что по отдельности человек слаб. Но вместе, в едином порыве люди – сила. Они как стихия, которую невозможно остановить.

Прежняя Россия руководилась буржуем. Сейчас, после разрушения устоев общества, отвержения Бога, морали и прав человека, он один и одинок. Поп также одинок и вынужден прятаться. Беспомощная барыня плачет о прошлом и падает.

В стихотворении Александра Блока «Незнакомка» мечта сталкивается с грубой реальностью. Для многих людей, живущих в мечтах, подобное столкновение становится крахом. Чтобы узнать о сюжете произведения подробнее, предлагаем ознакомиться с его описанием

Новая власть является в образе двенадцати. Это принцип бездумной толпы. Они стирают и меняют все, даже мораль и понятия важности человеческой жизни. Один человек, совершив убийство, еще может остановиться, но товарищи, «помогают» ему избавиться от угрызений совести и убеждают идти до конца, превратившись в бездушную машину убийств.

Эти двенадцать «подначивают» друг друга, подбивают на грабежи и убийства и некому их остановить, потому что пришло их время. Им выдали оружие и наделили властью. Их поступки оправдывают высшей целью. Но эта цель туманна и маячит где-то впереди. Они сами пытаются убить того, кто видится им впереди. Но казус ситуации оказывается в том, что впереди тот, кого «двенадцать» так агрессивно отвергают – Иисус Христос.

Ни один критик не смог дать однозначного ответа, почему Блок употребил именно этот противоречивый образ как предводителя революции? Сам автор оставил этот вопрос без ответа.
Сочетание народных, революционных и религиозных жанров позволяет сказать о том, что своеобразие поэмы – в применении оксюморона.

Критики

Поэма «Двенадцать» вызвала много разногласий и споров в обществе. Из-за своего произведения Блок потерял многих друзей. Ее не поняли и отвергли как интеллигенция, не принимающая новую власть, так и приверженцы нового порядка. Интеллигенты называли его лицемером и предателем Приверженцы нового порядка были убеждены, что Блок извратил истинный дух революции.
Сам Блок некоторое время был захвачен и увлечен революцией.

«Ураган, неизменный спутник переворотов». И снова, и всегда — Музыка. «Музыка» с большой буквы. «Те, кто исполнен музыкой, услышат вздох всеобщей души, если не сегодня, то завтра»…

А. Блок 1909 год

Поэт не был уверен, что никогда не раскается в том, что написал данное произведение. Так и случилось. В эмиграции он получал сведения о терроре, гражданской войне и тысячах смертей и пожалел о том, что в начале поддерживал советскую власть, хотя видел ее жестокость и грубую правду. Перед смертью он попросил жену сжечь все варианты написания поэмы.

Его друзья из интеллигенции не поддержали поэта. Гумилев утверждал, что Блок, написав «Двенадцать», «вторично распял Христа и ещё раз расстрелял государя».

Блок перешел к большевикам, стал личным секретарем Луначарского, после чего написал брошюру «Интеллигенция и Революция», стал требовать: «Слушайте, слушайте музыку революции!» и сочинил «Двенадцать», написав в своем дневнике для потомства очень жалкую выдумку: будто он сочинял «Двенадцать» как бы в трансе, «все время слыша какие-то шумы — шумы падения старого мира».

Бунин
С другой стороны, оставшиеся в России его старые друзья Анна Ахматова, Ольга Судейкина, Артур Лурье также не поддержали его. Ахматова и Сологуб отказались от участия в мероприятии, где была упомянута поэма «Двенадцать».

Но не все осуждали поэта. Андрей Белый написал строки:

Читаю с трепетом Тебя. «Скифы» (стихи) — огромны и эпохальны, как Куликово поле»… По-моему, Ты слишком неосторожно берёшь иные ноты. Помни — Тебе не «простят» «никогда»… Кое-чему из Твоих фельетонов в «Знамени труда» и не сочувствую: но поражаюсь отвагой и мужеством Твоим… Будь мудр: соединяй с отвагой и осторожность.

Название объясняется содержанием поэмы: 12 глав,
12 красногвардейцев, которые составляют пикет по охране порядка
в революционном Петрограде.
Это реальная канва поэмы, но есть в ней и символичная основа, связанная
с библейским учением, утверждающим, что учениками Иисуса Христа были
12 апостолов.
Но "новые апостол"» без креста и имени Христа, которые
"ко всему готовы, ничего не жаль"
Поэма содержит 12 глав, которые связаны между собой образами этих красногвардейцев и темой революции.
Ещё одна особенность композиции поэмы – использование контрастов.
Контрастность образов составляет композиционную основу поэмы,
которая представляет собой панораму из образов,
встречающихся на пути красногвардейцев.
Они движутся по улице, и тут же стоят другие действующие
лица поэмы.
Кто же, кроме двенадцати красногвардейцев, герои поэмы?
Герои обрисованы лаконично и выразительно.
1 глава
Старушка, как курица,
Кой-как перемотнулась через сугроб.

…длинные волосы
И говорит вполголоса:
– Предатели!
– Погибла Россия!
Должно быть, писатель –
Вития.
(Вития – оратор, красноречивый человек)

… долгополый
Сторонкой за сугроб…
Что нынче невесёлый
Товарищ поп?
2 глава
Двенадцать героев составляют один отряд:

В зубах – цигарка, примят картуз.
На спину б надо бубновый туз!
Коротко и ясно: ромб
нашивали на одежду каторжникам.

Среди них – Петька, “бедный убийца”

Подробнее нарисована Катька:
Запрокинулась лицом, ( гл. 4)
Зубы блещут жемчугом…
Ах ты, Катя, моя. Катя,
Толстоморденькая…
Её образ жизни:
… у ней керенки в чулке, ( гл. 2)
… с офицерами блудила, (гл. 5)
… в кружевном белье ходила.
Притягательное обаяние: (гл. 7)
…удали бедовой
В огненных её очах,
Из-за родинки пунцовой
Возле правого плеча

Ванька (гл. 4)
Он в шинелишке солдатской,
С физьономией дурацкой
Крутит, крутит чёрный ус…

Особенности сюжета поэмы “Двенадцать”.
Сюжет можно определить как двухслойный – внешний,
житейский: зарисовки с петроградских улиц,
и внутренний: побуждение, обоснование поступков “двенадцати”.
Один из центров поэмы – конец 6 – й главы:
мотив мести, убийства сливается с мотивом лозунгов революции:

Что, Катька, рада? – Ни гу-гу!
Лежи ты, падаль на снегу!
Революционный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!

Мотив ненависти наблюдается в семи главах поэмы.
Ненависть проявляется и как святое чувство:

(гл. 1) Злоба, грустная злоба
Кипит в груди…
Чёрная злоба, святая злоба…
И как святотатство звучит в строках: (гл. 2)
Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнём-ка пулей в Святую Русь –
В кондовую
В избяную,
В толстозадую!
Эх, эх, без креста!

Второй кульминационный центр поэмы – 11 глава:
…Идут без имени святого
Все двенадцать вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль…
И дальше отряд идёт “державным шагом”, интонация
повествования меняется, становится торжественной.

Блок Двенадцать
Почему поэма получила такое название? (поэма получила своё название от числа 12 апостолов Христа, 12 главных героев-красногвардейцев, герои "нового мира", 12 глав произведения).
В первой главе поэмы видим:

1 герой Старушка никак не поймёт, что Учредительное собрание – не царь. “Старушка, как курица”, – пишет Блок о ней, символизирующей обывательское начало.
2. “Буржуй на перекрёстке… ”
3. “…Писатель – вития”
4. “Товарищ поп” – “нынче невесёлый”
5. “Барыня в каракуле”
6. “Проститутки” (их пять)
…И у нас было собрание…
Постановили:
На время – десять, на ночь – двадцать пять…
…И меньше ни с кого не брать…
7. Бродяга – “Эх, бедняга! ”
Если к этим героям добавить появляющегося в конце поэмы “пса безродного”, то получится символическое, многозначащее число: двенадцать “старый мир”:
"Промежуточный мир" - Ванька, Катька
И над всем - Иисус Христос
“ Промежуточный мир” тянется к “новому миру”, но у него ещё много от “старого мира”. И, может, закономерно получилось, что и над “старым”, и над “новым” мирами царит Иисус Христос. Почему? Наверное, потому, что это традиционный образ добра и справедливости, который не утрачивает значения как в “старом” мире, так и в “новом”. Добро и справедливость – вечные спутники человечества.

Блок сознавал, что время смуты
Не на минуту, не на час.
Поэма сделана как будто
В поддержку пролетарских масс.

Но скепсиса не удержу я:
Для быдла сочинил поэт
И про портянки и буржуя -
В том у меня сомнений нет.

Он думал, что поймут потомки
Примитивизм реальный строк,
Поймут, что автор "Незнакомки"
Всерьёз сей "перл" создать не мог.

И путь убийцы в снежном вихре
Возглавил не Иисус Христос.
В его обличье шёл Антихрист
И злобу чёрную он нёс.

НАСТРОЙКИ.

Необходима регистрация

Необходима регистрация



СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ


  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • » .
  • 8

Михаил Александрович Шолохов


Евгении Григорьевне Левицкой,

члену КПСС с 1903 года


Первая послевоенная весна была на Верхнем Дону на редкость дружная и напористая. В конце марта из Приазовья подули теплые ветры, и уже через двое суток начисто оголились пески левобережья Дона, в степи вспухли набитые снегом лога и балки, взломав лед, бешено взыграли степные речки, и дороги стали почти совсем непроездны.

В эту недобрую пору бездорожья мне пришлось ехать в станицу Букановскую. И расстояние небольшое — всего лишь около шестидесяти километров, — но одолеть их оказалось не так-то просто. Мы с товарищем выехали до восхода солнца. Пара сытых лошадей, в струну натягивая постромки, еле тащила тяжелую бричку. Колеса по самую ступицу проваливались в отсыревший, перемешанный со снегом и льдом песок, и через час на лошадиных боках и стегнах, под тонкими ремнями шлеек, уже показались белые пышные хлопья мыла, а в утреннем свежем воздухе остро и пьяняще запахло лошадиным потом и согретым деготьком щедро смазанной конской сбруи.

Там, где было особенно трудно лошадям, мы слезали с брички, шли пешком. Под сапогами хлюпал размокший снег, идти было тяжело, но по обочинам дороги все еще держался хрустально поблескивавший на солнце ледок, и там пробираться было еще труднее. Только часов через шесть покрыли расстояние в тридцать километров, подъехали к переправе через речку Еланку.

Небольшая, местами пересыхающая летом речушка против хутора Моховского в заболоченной, поросшей ольхами пойме разлилась на целый километр. Переправляться надо было на утлой плоскодонке, поднимавшей не больше трех человек. Мы отпустили лошадей. На той стороне в колхозном сарае нас ожидал старенький, видавший виды «виллис», оставленный там еще зимою. Вдвоем с шофером мы не без опасения сели в ветхую лодчонку. Товарищ с вещами остался на берегу. Едва отчалили, как из прогнившего днища в разных местах фонтанчиками забила вода. Подручными средствами конопатили ненадежную посудину и вычерпывали из нее воду, пока не доехали. Через час мы были на той стороне Еланки. Шофер пригнал из хутора машину, подошел к лодке и сказал, берясь за весло:

— Если это проклятое корыто не развалится на воде, — часа через два приедем, раньше не ждите.

Хутор раскинулся далеко в стороне, и возле причала стояла такая тишина, какая бывает в безлюдных местах только глухою осенью и в самом начале весны. От воды тянуло сыростью, терпкой горечью гниющей ольхи, а с дальних прихоперских степей, тонувших в сиреневой дымке тумана, легкий ветерок нес извечно юный, еле уловимый аромат недавно освободившейся из-под снега земли.

Неподалеку, на прибрежном песке, лежал поваленный плетень. Я присел на него, хотел закурить, но сунув руку в правый карман ватной стеганки, к великому огорчению, обнаружил, что пачка «Беломора» совершенно размокла. Во время переправы волна хлестнула через борт низко сидевшей лодки, по пояс окатила меня мутной водой. Тогда мне некогда было думать о папиросах, надо было, бросив весло, побыстрее вычерпывать воду, чтобы лодка не затонула, а теперь, горько досадуя на свою оплошность, я бережно извлек из кармана раскисшую пачку, присел на корточки и стал по одной раскладывать на плетне влажные, побуревшие папиросы.

Был полдень. Солнце светило горячо, как в мае. Я надеялся, что папиросы скоро высохнут. Солнце светило так горячо, что я уже пожалел о том, что надел в дорогу солдатские ватные штаны и стеганку. Это был первый после зимы по-настоящему теплый день. Хорошо было сидеть на плетне вот так, одному, целиком покорясь тишине и одиночеству, и, сняв с головы старую солдатскую ушанку, сушить на ветерке мокрые после тяжелой гребли волосы, бездумно следить за проплывающими в блеклой синеве белыми грудастыми облаками.

Вскоре я увидел, как из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина. Он вел за руку маленького мальчика, судя по росту — лет пяти-шести, не больше. Они устало брели по направлению к переправе, но, поравнявшись с машиной, повернули ко мне. Высокий, сутуловатый мужчина, подойдя вплотную, сказал приглушенным баском:

— Здравствуй. — Я пожал протянутую мне большую, черствую руку.

Мужчина наклонился к мальчику, сказал:

— Поздоровайся с дядей, сынок. Он, видать, такой же шофер, как и твой папанька. Только мы с тобой на грузовой ездили, а он вот эту маленькую машину гоняет.

Глядя мне прямо в глаза светлыми, как небушко, глазами, чуть-чуть улыбаясь, мальчик смело протянул мне розовую холодную ручонку. Я легонько потряс ее, спросил:

— Что же это у тебя, старик, рука такая холодная? На дворе теплынь, а ты замерзаешь?

С трогательной детской доверчивостью малыш прижался к моим коленям, удивленно приподнял белесые бровки.

— Какой же я старик, дядя? Я вовсе мальчик, и я вовсе не замерзаю, а руки холодные — снежки катал потому что.

Сняв со спины тощий вещевой мешок, устало присаживаясь рядом со мною, отец сказал:

— Беда мне с этим пассажиром. Через него и я подбился. Широко шагнешь он уже на рысь переходит, вот и изволь к такому пехотинцу приноравливаться. Там, где мне надо раз шагнуть, — я три раза шагаю, так и идем с ним враздробь, как конь с черепахой. А тут ведь за ним глаз да глаз нужен. Чуть отвернешься, а он уже по лужине бредет или леденику отломит и сосет вместо конфеты. Нет, не мужчинское это дело с такими пассажирами путешествовать, да еще походным порядком. — Он помолчал немного, потом спросил: — А ты что же, браток, свое начальство ждешь?


Мне было неудобно разуверять его в том, что я не шофер, и я ответил:

— С той стороны подъедут?

— Не знаешь, скоро ли подойдет лодка?

— Порядком. Ну что ж, пока отдохнем, спешить мне некуда. А я иду мимо, гляжу: свой брат-шофер загорает. Дай, думаю, зайду, перекурим вместе. Одному-то и курить, и помирать тошно. А ты богато живешь, папироски куришь. Подмочил их, стало быть? Ну, брат, табак моченый, что конь леченый, никуда не годится. Давай-ка лучше моего крепачка закурим.

Он достал из кармана защитных летних штанов свернутый в трубку малиновый шелковый потертый кисет, развернул его, и я успел прочитать вышитую на уголке надпись: «Дорогому бойцу от ученицы 6-го

ELLE Girl узнал у Вероники все-все секреты, которые помогли ей отрастить красивые длинные волосы. Скорее читай!

Текст: Виктория Волкова · 27 апреля 2021

Когда смотришь на Веронику ( @zolotova._ ), ее волосы — пожалуй, первое, что бросается в глаза. Длинные, густые, ухоженные, да еще и блонд! Специально для ELLE Girl она рассказала, как она за ними ухаживает, были ли в ее жизни сумасшедшие эксперименты с прической и какие средства ей нравятся больше всего.

Фото №1 - Вероника Золотова рассказала, как отрастить длинные волосы и ухаживать за блондом

Кстати, Вероника представлена в номинации «TikTok года» юбилейной премии «Девичник Teens Awards 2021», которая пройдет 29 апреля в концертном зале Vegas City Hall. Премия учреждена Академией Игоря Крутого. Проголосовать за Юлю можно на официальном сайте премии , а купить билеты на премию, чтобы увидеть церемонию вживую — тут .

Расскажи, как ты ухаживаешь за волосами?

Мою волосы беcсульфатным шампунем, после этого наношу бальзам или кондиционер. А после того, как они высохнут, мажу кончики маслом.

Как часто стрижешься? Веришь, что волосы нужно стричь на растущую луну?

Я стригу волосы примерно раз в полгода и всегда на растущую луну.

Что посоветуешь тем, кто хочет отрастить волосы?

Только ждать, просто ждать и спрятать ножницы. Других способов я не знаю. Ну и, конечно же, ухаживать за волосами, чтобы предотвратить сечение и выпадение: делать маски и стараться реже использовать горячие инструменты.

Тяжело ли поддерживать блонд? Какие советы дашь тем, кто решил осветлиться?

Да, блонд — это тяжело. Раз в неделю я мою волосы фиолетовым тонирующим шампунем, чтобы оттенок был более холодный и не уходил в желтый. Раз в месяц тонирую в салоне для поддержания цвета и раз в два месяца крашу корни. Так что советую всем, кто решил осветлиться, несколько раз подумать. Неухоженный блонд выглядит плохо, а для ухоженного нужно очень много сил, времени и денег. Плюс, кто бы что ни говорил, любое осветление портит волосы.

Были ли в твоей жизни какие-то сумасшедшие эксперименты с волосами? Красилась в яркие цвета? Отрезала челку?

У меня был только один эксперимент с волосами в жизни. Точнее это был несчастный случай, когда я запутала в волосах расческу, так что их пришлось отрезать на уровне лба. Так у меня появилась челка, которая мне не шла.

Расскажи про свои любимые средства для волос

Лучшие средства для волос у DekoHair. Я пользуюсь регулярно лосьоном против выпадения волос и крем-спреем.

Обычно укладываешь волосы или оставляешь их в естественном виде?

Нет, я всегда укладываю волосы, если куда-то иду. Варианта укладки всего два, правда: либо выпрямить, либо накрутить.

Материалы по теме

  • Хочешь отрастить волосы? Я расскажу, как! Личный опыт бьюти-редактора
  • Как стильно уложить волосы, если лень мыть голову: 7 простых beauty-хаков
  • Укрощение строптивых: 8 бьюти-хаков для кудрявых волос
  • Королева бала: 20 стильных причесок на выпускной для длинных волос
  • Трендовые окрашивания волос, которые ты захочешь повторить этим летом
  • волосы
  • интервью

Интерактивная версия журнала Elle Girl

Журнал Elle Girl

Твой любимый журнал в удобном формате

  • О проекте
  • Реклама
  • Архив номеров
  • Пользовательское соглашение
  • Условия проведения конкурсов

Журнал для девочек ElleGirl.ru – твой проводник в мир моды, красоты и драйва. Если тебя интересует актуальный гардероб, модный макияж, новости кино, шоу-бизнеса, жизнь звезд, личные отношения и их перспективы – твой виртуальный журнал для девочек всегда под рукой. Один клик и ты узнаешь, как будут развиваться отношения героев сериала, как выглядят в реальной жизни любимые актеры, где их можно увидеть в ближайшее время, какие молодежные мероприятия ждут тебя, как к ним подготовиться и многое другое. Чтобы быть в курсе модных событий достаточно читать самый модный журнал для девочек - ElleGirl.ru.

© 2021 ELLEGirl, Hearst Shkulev Publishing / OOO «Хёрст Шкулёв Паблишинг». Все права защищены.

Читайте также: