Что значит в драке волос не жалеют

Опубликовано: 17.09.2024


CC BY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ермакова О. Л.

В статье на основе анализа текстов различных фольклорных жанров: анекдотов, загадок, заговоров, песен, поговорок, пословиц, поверий, потешек, приговоров, примет, объединенных в тематические группы, показана символика волос. Особое внимание уделяется вопросам самосознания носителей русской фольклорной традиции.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Ермакова О. Л.

Текст научной работы на тему «Тема бороды в русском фольклоре»

Омский государственный университет им.Ф. М. Достоевского ТЕМА БОРОДЫ В РУССКОМ ФОЛЬКЛОРЕ

В статье на основе анализа текстов различных фольклорных жанров: анекдотов, загадок, заговоров, песен, поговорок, пословиц, поверий, потешек, приговоров, примет, - объединенных в тематические группы, показана символика волос. Особое внимание уделяется вопросам самосознания носителей русской фольклорной традиции.

Ключевые слова: русский фольклор, русские, русый, русеть, Русь, фольклорные жанры, тема волос, лексемы «волосы», «коса», «усы», «борода», символика.

Наука о волосах - трихология - нашла отражение во множестве русских фольклорных жанров: заговорах, загадках, колыбельных, пословицах и поговорках, песнях, частушках, анекдотах. Внешность у русских традиционно принято противопоставлять внутреннему содержанию с приоритетом последнего.

Чрезвычайно значительной деталью внешнего облика, конечно, являются волосы, что, на наш взгляд, отражается в выразительной перекличке самоназвания народа «русь, русские» и наименования наиболее часто встречающегося у представителей этого народа цвета волос - русый. Неслучайно, что в Толковом словаре живого великорусского языка В. И. Даля глагол «русеть» имеет два значения: «становиться русским, обживаться, принимать русский быт или дух» и «становиться светлобурым, темнеть» [3; с. 115].

Тема волос в фольклоре представлена весьма широко, что понятно, ведь общепризнано, что волосы черпают жизнь и силу из человека, у которого растут, а, кроме того, относятся к числу наименее поддающихся распаду частей человеческого организма.

Большое внимание уделяется волосам в круге русских примет: скажем, нельзя было расчесываться непосредственно на землю; нельзя самому себя подстригать - жизнь укорачивается; нельзя выпавшие или остриженные волосы оставлять где попало, всего правильнее сжечь их; хорошо смочить волосы первым весенним дождем - будут лучше расти; первый седой волосок не надо вырывать - это к счастью; накручивать свои волосы на палец - к головной боли; если у девушки на шее растет много волос - она выйдет замуж в большую семью; при родах следует расплести косу - рожать станет легче; ребенка до года не надо стричь, иначе вырастет бедным; если, причесываясь, оставишь ненароком прядь невплетенной - это предвещает дорогу; если волосы мягкие и тонкие -человек ретив на работу и добр, если волосы жесткие - ленив и сердит; нельзя на людях заплетать или переплетать косы - свататься не придут.

Важно, что в русской магии волосы (как и ногти, пот, слюна и др.) воспринимались как заместитель (двойник) человека. «Нередко отрезанные волосы хранили, а затем клали в гроб, чтобы на том свете дать отчет за каждый волос» [1, с. 359]. Это вполне объясняет странную деталь семейного быта москвичей рубежа ХХ-Х1Х вв., приведенную в современном документальном эссе: «Последний раз я была у Грищенковых за неделю до Пасхи. В зале появился красный угол. Вернее, красный уголок. Помимо икон, на тумбочке стоят фотографии умершей мамы Сергея Владимировича, пучок вербы, стакан воды с серебряной ложкой. За иконами положена подкова и спрятаны коробочки, куда складываются волосы

всех членов семьи. Волосы Татьяна Владимировна выбрасывать запрещает категорически» [4, с. 163-164].

Волосы, как и шерсть, символизируют множество, богатство, изобилие и счастье. Русские первое яйцо, снесенное молодой курицей, катали на голове старшего ребенка, приговаривая: «Курочка, курочка, снеси столько яичек, сколько у ребенка волосков!» [1, с. 360.]

Среди заговоров нашлись специфические - на хороший рост волос, произносились ежедневно матерью при причесывании девочки:

Ты расти, расти, коса, до шелкова пояса;

как ты вырастешь, коса, будешь городу краса!

Расти, коса, до пояса, не вырони ни волоса!

Расти, косынька, до пят - все волосыньки в ряд.

Расти, коса, не путайся, дочка, маму слушайся!

Нами отобрано среди тематической группы загадок о человеке относительно небольшое количество единиц, имеющих отгадкой «волос» или «волосы»: Тонок, долог, в траве не видать. Ношу их много лет, а счету им не знаю. Растет, а не цветок; висит, а не фрукт. Похож на нитки, но живой. Один выпадает, а другой вырастает.

Отметим и загадки из других тематических групп с упоминанием слов «волосы», «коса»: Стоит Федосья, растрепаны волосья (сноп). Сидит девица в темнице, а коса на улице (морковь).

Кратки, но весьма емки по содержанию и порою очень выразительны пословицы и поговорки, связанные с волосами:

Брито или стрижено, а все голо. Бритый стриженого голее. Было стрижено, а теперь брито. В драке волос не жалеют. В рай за волосы не тянут. В хорошем житье кудри вьются. Видать сову по полету, а добра молодца по кудрям! Висит на волоске. Волос долог, а язык длинней! Волос-то у него на полторы драки осталось. Волос долог, да ум короток. Волос глуп - везде растет. Волосом сед, а совести нет. Волосом не трону. Волосом-то бел, а душой черен! Волосы дыбом. Волосы имеем - косы плетем, добрый характер - слезы льем. Голова хорошо, а с волосами лучше. Голову сняли, стриги волосы. Голову любит, а волосы дерет. Горе косицы белит. Дай хватить за один волос, а он и за всю голову. Дай черту волос, а он и за всю голову. Девичья коса - на всю Москву краса. Девичья коса до возрасту, молодичья - довеку. Если бы в длинных волосах была сила, то козел стал бы пророком. Жесткий волос сварлив живет. За волоса да под небеса. И волоса на нем не тронул. И не книжен, да хорошо острижен. Как ни заплетай косу, девка, а не миновать расплетать! Коса до пояса, язык до колен. Красуйся, краса, пока вдоль спины коса, под повойник попадет - краса пропадет. Кудри завивай, да про дело не забывай! Кудрявые волосы - кудрявые мысли. Любовь не волос, скоро не вырвешь. Наши дерутся -так волосы в руках остаются. Не время волос белит, а кручина. Не гребень голову чешет, а время. Не родись богатым, а родись кудрявым. Не успеет стриженая девка косы заплести. Ни голосу, ни волосу не верь! От радости кудри вьются, а в печали секутся. Пирует до седых волос, а все наг и бос. Подавайся по рукам - легче будет волосам. Подруги косу плетут на часок, а сваха довеку. Поневоле волос вянет, когда батька за него тянет. Расти, коса, до пят - женихи торопят. Рвать на себе волосы. Русы волосы - сто рублей, смелая голова - тысяча, а всему молодцу и цены нет. Свидетеля за волосы тянут. Снявши голову, по волосам не плачут. Такие чудеса, что дыбом волоса. У нашей Федосьи из глаз растут волосьи. У него и волос-то на одну трепку. У него стыда, что волос на камне. У него семь волос, и все густые. У случая на затылке нет волосов. У тетушки Василисы дыбом волосы

свилися. Хороши были волосы, да отрубили голову. Хочет стать господином, но не хочет потерять ни одного волоска. Честь на волоске висит, а потеряешь, так и канатом не привяжешь.

Интересно, на наш взгляд, изложение такого поверья: «Слишком много волос иногда считают признаком недостатка ума, потому, может быть, что они, как полагали, вытягивают силу из головы, или просто исходя из того несколько пугающего выражения, какое придает лицу торчащий во все стороны и неприбранный куст волос» [6, с. 62].

Сопоставим с таким мнением русские пословицы и поговорки об отсутствии волос: До лысины дожил, а ума не нажил. Избави, Боже, от лыса, коса, рыжа, кривоноса! Колосьев что на плешивой голове волосьев. Лысины не замажешь. Лысый да рябой -народ самый дорогой. Лыс да умен, два угодья в нем. На мерине лысина не порок, на детине плешь не укор. Не беда, что на черепе пусто, было бы под черепом густо. Не бывать плешивому кудрявым. Плешивый - человек фальшивый. Позавидовал плешивый лысому. С черным в лес не ходи, рыжему пальца в рот не клади, лысому не верь, а с курчавым не вяжись! У плешивого голова не чешется. У плешивого все волосы на учете.

Волосы у русских традиционно считались символом и вместилищем жизненной силы, энергии, силы мысли и мужественности. «Волосы на голове символизируют высшие силы и вдохновение, тогда как волосы на теле олицетворяют низшие силы. Обряд пострига - символическое отдание своей жизненной силы в обмен на силу другого рода: в монашеском постриге это сила Божественного промысла, во время ухода в армию это сила оружия. Сбривание волос - волевой акт отдания себя в чье-то - Божественное, учительское или командное - полное распоряжение. Распущенные волосы означают свободу и брачный возраст, связанные волосы - брак и подчинение» [7, с. 530-531].

Борода не просто, как пишет В. И. Даль, «волосы на щеках и подбородке», но это «возрастной и статусный символ мужчины. Символ силы и мужества, верховной власти» [3, с. 532].

В странах западной культуры наличие бороды означает зрелость (см. в балладе Р. Бернса «Вересковый мед»: « Правду сказал я, шотландцы: От сына я ждал беды, Не верил я в стойкость юных, Не бреющих бороды. »).

В странах Востока борода означает необходимый и достаточный признак уважаемой старости («аксакал» в переводе - белая борода).

Правоверные иудеи неукоснительно соблюдали и соблюдают ритуал отращивания бороды, ее допустимо подстригать, но сбрить полностью немыслимо. Особо благоговейное отношение к волосам отражено и в библейской истории о Самсоне и Далиле, и в известном изречении: «Без Божьего повеления ни волоска не упадет ни с чьей головы».

Сакральное значение придавалось этому элементу внешности и у русских, неслучайно протопоп Аввакум называл своего противника Никона выразительным словом «брадобритец», считая такую краткую характеристику убийственно позорной и исчерпывающей. Именно бороды, непочтительно именуемые «мочалками», чуть не топором рубил подданным Петр I, а они причитали: «Режь наши головы, не тронь наши бороды». «Борода - образ и подобие Божие», «Борода дороже головы», - говорили, по свидетельству В. И. Даля, раскольники.

В России считалось: Богатая растительность растет на навозной почве. Добрая борода или волосатая грудь у мужчины - признак мужской, да и просто физической силы, а волосатые руки предсказывают грядущее богатство» [7, с. 62].

Из корпуса русских пословиц и поговорок о внешности выделим те, где упоминается борода: Аль ты бородою оброс, не слышишь? Без рубля бороды не отрастишь (времена Петра I). Благодаря Христа борода не пуста: хоть три волоска, да растопорщась! Борода делу не помеха. Борода - трава, скосить можно. Борода выросла, а ума не вынесла. Борода

Минина, а совесть глиняна. Борода с ворота, а ума и с прикалиток нету. Борода уму не замена. Борода глазам замена: иной плюнул бы в глаза, ин плюнет в бороду. Борода в честь, а усы и у кошки есть. Борода - лишняя тягота. Бородой в люди не выйдешь. Была бы голова, будет и борода. Велики усы, а все бороды не выкроишь. Дом вести не бородой трясти. И по бороде знать, что лопатой звать. Кормил до уса, корми и до бороды. Мудрость в голове, а не в бороде. Мужик бородой оброс, оттого и не слышит. Мужичок с ноготок, борода с локоток. На аршин борода, а ума ни на пядь. Не тряси головой, не быть с бородой. Не постой за волосок, и бороды не станет. Не хватай за бороду: сорвешься -убьешься. Нет бороды, так нечего и скоблить. Ни бороды, ни усов, ни на голове волосов. Ни уса, ни бороды, ни сохи, ни бороны. Нос крючком, борода клочком. Носи бороду на плече (оглядывайся). По бороде Авраам, а по делам Хам. По волоску и всю бороду выщиплешь. По бороде давно бы ему быть в воде. Принес свою бороду на посмешище городу. Про то ведают большие, у кого бороды пошире. Сам с ноготь, а борода с локоть. Сам свою бороду оплевал. Седина в бороду, бес в ребро. Старичок с кувшин, а борода с аршин. То не беда, что редка борода, был бы ус кольцом! Трясет козел бородой, да за рога тащат. Ты с бородой, да я и сам с усам. У кого борода клином, у кого заступом. Ум бороды не ждет. Ум не в бороде, а в голове. Ус в честь, а борода и у козла есть. Ус молодит, борода старит. Ухватить Бога за бороду. Ходи с бородой на плече.

Известная каждому русскому детская потешка гласит: Петушок-петушок, золотой гребешок, Масляна головушка, шелкова бородушка, Что ты рано встаешь, голосисто поешь, Ване спать не даешь?

Среди осеннего цикла русского обрядового фольклора есть «завивание бороды» - то есть оставление на поле небольшой горсти срезанных колосьев, перевязанных лентой. При этом положено было приговаривать: «Дай Бог, чтоб на другое лето был хороший урожай!» [8, с. 375].

Упоминается борода и в лирической необрядовой песне:

Уж ты Порушка-Параня,

Ты за что любишь Ивана?

Я за то люблю Ивана,

Что головушка кудрява,

Что головушка кудрява,

А бородушка кучерява.

Ты, Кондращ, ты, Кондраш,

Не ходи коло саду,

Дороженьки не томи,

Худой славы не клади [5, с. 304].

В русских суевериях и приметах борода занимает вполне достойное место: «С трудом брить бороду и недочиста значит трудное и неудобоисполнимое дело и предприятие тщетное; вырывать бороду другому знаменует великую печаль и оскудение тому, у кого ее вырывают.

Иметь во сне длинную и густую бороду - добрый знак и предвещает печаль и слезы; рыжая борода - обман и ухищрения; бороду брить или вырывать - потеря достояния, лишение почестей или смерть родных и друзей.

Девице во сне видеть у себя бороду предвещает скорое и выгодное замужество; замужней женщине видеть себя с бородой предзнаменует гибель мужа; беременной женщине этот сон предвещает, что она родит сына.

Бороду стричь ножницами другому значит для видевшего сон убыток и печаль, а тому, кого он стриг, - прибыль и радость; бороду мыть во сне - великое огорчение и несчастие, которое, однако ж, скоро минуется; бороду чесать во сне знаменует окончание всякого рода ссор и распрей; бороду седую видеть - знак великой чести.

Бородою обрасти предзнаменует важную выгоду и успех в предприятии.» [ 2, с. 352].

Есть и современные анекдоты, включающие в себя лексему «борода» как художественную деталь: Студент спрашивает: «Профессор, а Вы, когда спать ложитесь, бороду под одеяло укладываете или поверх?» Тот задумывается надолго, да так и не отвечает ничего. Но, встретив через неделю того же студента, бросается на него с криком: « Неделю уже заснуть не могу! Под одеяло спрячу бороду - мешает, на одеяло разложу -неудобно! Зачем только ты спросил. »

Знакомство с темой бороды в русском фольклоре, по нашему убеждению, пусть на йоту приближает к народным истокам; пользуясь словечком Льва Толстого, учит «полюблять» родной язык и с еще большим пиететом относиться к его прошлому.

1. Берегова, О. Символы славян / О. Берегова. - М. ; СПб. : Диля, 2008.

2. Грушко, Е. Словарь русских суеверий, заклинаний, примет и поверий / Е. Грушко, Ю. Медведев. - Нижний Новгород : Русский купец ; Братья славяне,1995.

3. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка / В. И. Даль. - В 4 т. -М. : Русский язык, 1980. - Т. 4.

4. Пищикова, Е. Пятиэтажная Россия / Е. Пищикова. - М. : Ключ-С, 2009.

5. Русский фольклор в Латвии. - Рига : Лиесма, 1972.

6. Хоул, К. Энциклопедия примет и суеверий / К. Хоул. - М. : КРОН-ПРЕСС, 1998.

7. Черный кот с пустым ведром. - М. : Центрполиграф, 2007.

8. Энциклопедия русских примет. - М. : ЭКСМО-Пресс, 2000.

© Ермакова О. Л., 2010

Автор статьи - Ольга Львовна Ермакова, кандидат филологических наук, доцент кафедры кино-, фото-, видеотворчества ОмГУ им. Ф. М. Достоевского.

Рецензент - Н. Л. Шестакова, кандидат филологических наук, доцент кафедры специальной языковой подготовки НОУ ВПО ОмГАУ.


CC BY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ермакова О. Л.

В статье на основе анализа текстов различных фольклорных жанров: анекдотов, загадок, заговоров, песен, поговорок, пословиц, поверий, потешек, приговоров, примет, объединенных в тематические группы, показана символика волос. Особое внимание уделяется вопросам самосознания носителей русской фольклорной традиции.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Ермакова О. Л.

Текст научной работы на тему «Тема бороды в русском фольклоре»

Омский государственный университет им.Ф. М. Достоевского ТЕМА БОРОДЫ В РУССКОМ ФОЛЬКЛОРЕ

В статье на основе анализа текстов различных фольклорных жанров: анекдотов, загадок, заговоров, песен, поговорок, пословиц, поверий, потешек, приговоров, примет, - объединенных в тематические группы, показана символика волос. Особое внимание уделяется вопросам самосознания носителей русской фольклорной традиции.

Ключевые слова: русский фольклор, русские, русый, русеть, Русь, фольклорные жанры, тема волос, лексемы «волосы», «коса», «усы», «борода», символика.

Наука о волосах - трихология - нашла отражение во множестве русских фольклорных жанров: заговорах, загадках, колыбельных, пословицах и поговорках, песнях, частушках, анекдотах. Внешность у русских традиционно принято противопоставлять внутреннему содержанию с приоритетом последнего.

Чрезвычайно значительной деталью внешнего облика, конечно, являются волосы, что, на наш взгляд, отражается в выразительной перекличке самоназвания народа «русь, русские» и наименования наиболее часто встречающегося у представителей этого народа цвета волос - русый. Неслучайно, что в Толковом словаре живого великорусского языка В. И. Даля глагол «русеть» имеет два значения: «становиться русским, обживаться, принимать русский быт или дух» и «становиться светлобурым, темнеть» [3; с. 115].

Тема волос в фольклоре представлена весьма широко, что понятно, ведь общепризнано, что волосы черпают жизнь и силу из человека, у которого растут, а, кроме того, относятся к числу наименее поддающихся распаду частей человеческого организма.

Большое внимание уделяется волосам в круге русских примет: скажем, нельзя было расчесываться непосредственно на землю; нельзя самому себя подстригать - жизнь укорачивается; нельзя выпавшие или остриженные волосы оставлять где попало, всего правильнее сжечь их; хорошо смочить волосы первым весенним дождем - будут лучше расти; первый седой волосок не надо вырывать - это к счастью; накручивать свои волосы на палец - к головной боли; если у девушки на шее растет много волос - она выйдет замуж в большую семью; при родах следует расплести косу - рожать станет легче; ребенка до года не надо стричь, иначе вырастет бедным; если, причесываясь, оставишь ненароком прядь невплетенной - это предвещает дорогу; если волосы мягкие и тонкие -человек ретив на работу и добр, если волосы жесткие - ленив и сердит; нельзя на людях заплетать или переплетать косы - свататься не придут.

Важно, что в русской магии волосы (как и ногти, пот, слюна и др.) воспринимались как заместитель (двойник) человека. «Нередко отрезанные волосы хранили, а затем клали в гроб, чтобы на том свете дать отчет за каждый волос» [1, с. 359]. Это вполне объясняет странную деталь семейного быта москвичей рубежа ХХ-Х1Х вв., приведенную в современном документальном эссе: «Последний раз я была у Грищенковых за неделю до Пасхи. В зале появился красный угол. Вернее, красный уголок. Помимо икон, на тумбочке стоят фотографии умершей мамы Сергея Владимировича, пучок вербы, стакан воды с серебряной ложкой. За иконами положена подкова и спрятаны коробочки, куда складываются волосы

всех членов семьи. Волосы Татьяна Владимировна выбрасывать запрещает категорически» [4, с. 163-164].

Волосы, как и шерсть, символизируют множество, богатство, изобилие и счастье. Русские первое яйцо, снесенное молодой курицей, катали на голове старшего ребенка, приговаривая: «Курочка, курочка, снеси столько яичек, сколько у ребенка волосков!» [1, с. 360.]

Среди заговоров нашлись специфические - на хороший рост волос, произносились ежедневно матерью при причесывании девочки:

Ты расти, расти, коса, до шелкова пояса;

как ты вырастешь, коса, будешь городу краса!

Расти, коса, до пояса, не вырони ни волоса!

Расти, косынька, до пят - все волосыньки в ряд.

Расти, коса, не путайся, дочка, маму слушайся!

Нами отобрано среди тематической группы загадок о человеке относительно небольшое количество единиц, имеющих отгадкой «волос» или «волосы»: Тонок, долог, в траве не видать. Ношу их много лет, а счету им не знаю. Растет, а не цветок; висит, а не фрукт. Похож на нитки, но живой. Один выпадает, а другой вырастает.

Отметим и загадки из других тематических групп с упоминанием слов «волосы», «коса»: Стоит Федосья, растрепаны волосья (сноп). Сидит девица в темнице, а коса на улице (морковь).

Кратки, но весьма емки по содержанию и порою очень выразительны пословицы и поговорки, связанные с волосами:

Брито или стрижено, а все голо. Бритый стриженого голее. Было стрижено, а теперь брито. В драке волос не жалеют. В рай за волосы не тянут. В хорошем житье кудри вьются. Видать сову по полету, а добра молодца по кудрям! Висит на волоске. Волос долог, а язык длинней! Волос-то у него на полторы драки осталось. Волос долог, да ум короток. Волос глуп - везде растет. Волосом сед, а совести нет. Волосом не трону. Волосом-то бел, а душой черен! Волосы дыбом. Волосы имеем - косы плетем, добрый характер - слезы льем. Голова хорошо, а с волосами лучше. Голову сняли, стриги волосы. Голову любит, а волосы дерет. Горе косицы белит. Дай хватить за один волос, а он и за всю голову. Дай черту волос, а он и за всю голову. Девичья коса - на всю Москву краса. Девичья коса до возрасту, молодичья - довеку. Если бы в длинных волосах была сила, то козел стал бы пророком. Жесткий волос сварлив живет. За волоса да под небеса. И волоса на нем не тронул. И не книжен, да хорошо острижен. Как ни заплетай косу, девка, а не миновать расплетать! Коса до пояса, язык до колен. Красуйся, краса, пока вдоль спины коса, под повойник попадет - краса пропадет. Кудри завивай, да про дело не забывай! Кудрявые волосы - кудрявые мысли. Любовь не волос, скоро не вырвешь. Наши дерутся -так волосы в руках остаются. Не время волос белит, а кручина. Не гребень голову чешет, а время. Не родись богатым, а родись кудрявым. Не успеет стриженая девка косы заплести. Ни голосу, ни волосу не верь! От радости кудри вьются, а в печали секутся. Пирует до седых волос, а все наг и бос. Подавайся по рукам - легче будет волосам. Подруги косу плетут на часок, а сваха довеку. Поневоле волос вянет, когда батька за него тянет. Расти, коса, до пят - женихи торопят. Рвать на себе волосы. Русы волосы - сто рублей, смелая голова - тысяча, а всему молодцу и цены нет. Свидетеля за волосы тянут. Снявши голову, по волосам не плачут. Такие чудеса, что дыбом волоса. У нашей Федосьи из глаз растут волосьи. У него и волос-то на одну трепку. У него стыда, что волос на камне. У него семь волос, и все густые. У случая на затылке нет волосов. У тетушки Василисы дыбом волосы

свилися. Хороши были волосы, да отрубили голову. Хочет стать господином, но не хочет потерять ни одного волоска. Честь на волоске висит, а потеряешь, так и канатом не привяжешь.

Интересно, на наш взгляд, изложение такого поверья: «Слишком много волос иногда считают признаком недостатка ума, потому, может быть, что они, как полагали, вытягивают силу из головы, или просто исходя из того несколько пугающего выражения, какое придает лицу торчащий во все стороны и неприбранный куст волос» [6, с. 62].

Сопоставим с таким мнением русские пословицы и поговорки об отсутствии волос: До лысины дожил, а ума не нажил. Избави, Боже, от лыса, коса, рыжа, кривоноса! Колосьев что на плешивой голове волосьев. Лысины не замажешь. Лысый да рябой -народ самый дорогой. Лыс да умен, два угодья в нем. На мерине лысина не порок, на детине плешь не укор. Не беда, что на черепе пусто, было бы под черепом густо. Не бывать плешивому кудрявым. Плешивый - человек фальшивый. Позавидовал плешивый лысому. С черным в лес не ходи, рыжему пальца в рот не клади, лысому не верь, а с курчавым не вяжись! У плешивого голова не чешется. У плешивого все волосы на учете.

Волосы у русских традиционно считались символом и вместилищем жизненной силы, энергии, силы мысли и мужественности. «Волосы на голове символизируют высшие силы и вдохновение, тогда как волосы на теле олицетворяют низшие силы. Обряд пострига - символическое отдание своей жизненной силы в обмен на силу другого рода: в монашеском постриге это сила Божественного промысла, во время ухода в армию это сила оружия. Сбривание волос - волевой акт отдания себя в чье-то - Божественное, учительское или командное - полное распоряжение. Распущенные волосы означают свободу и брачный возраст, связанные волосы - брак и подчинение» [7, с. 530-531].

Борода не просто, как пишет В. И. Даль, «волосы на щеках и подбородке», но это «возрастной и статусный символ мужчины. Символ силы и мужества, верховной власти» [3, с. 532].

В странах западной культуры наличие бороды означает зрелость (см. в балладе Р. Бернса «Вересковый мед»: « Правду сказал я, шотландцы: От сына я ждал беды, Не верил я в стойкость юных, Не бреющих бороды. »).

В странах Востока борода означает необходимый и достаточный признак уважаемой старости («аксакал» в переводе - белая борода).

Правоверные иудеи неукоснительно соблюдали и соблюдают ритуал отращивания бороды, ее допустимо подстригать, но сбрить полностью немыслимо. Особо благоговейное отношение к волосам отражено и в библейской истории о Самсоне и Далиле, и в известном изречении: «Без Божьего повеления ни волоска не упадет ни с чьей головы».

Сакральное значение придавалось этому элементу внешности и у русских, неслучайно протопоп Аввакум называл своего противника Никона выразительным словом «брадобритец», считая такую краткую характеристику убийственно позорной и исчерпывающей. Именно бороды, непочтительно именуемые «мочалками», чуть не топором рубил подданным Петр I, а они причитали: «Режь наши головы, не тронь наши бороды». «Борода - образ и подобие Божие», «Борода дороже головы», - говорили, по свидетельству В. И. Даля, раскольники.

В России считалось: Богатая растительность растет на навозной почве. Добрая борода или волосатая грудь у мужчины - признак мужской, да и просто физической силы, а волосатые руки предсказывают грядущее богатство» [7, с. 62].

Из корпуса русских пословиц и поговорок о внешности выделим те, где упоминается борода: Аль ты бородою оброс, не слышишь? Без рубля бороды не отрастишь (времена Петра I). Благодаря Христа борода не пуста: хоть три волоска, да растопорщась! Борода делу не помеха. Борода - трава, скосить можно. Борода выросла, а ума не вынесла. Борода

Минина, а совесть глиняна. Борода с ворота, а ума и с прикалиток нету. Борода уму не замена. Борода глазам замена: иной плюнул бы в глаза, ин плюнет в бороду. Борода в честь, а усы и у кошки есть. Борода - лишняя тягота. Бородой в люди не выйдешь. Была бы голова, будет и борода. Велики усы, а все бороды не выкроишь. Дом вести не бородой трясти. И по бороде знать, что лопатой звать. Кормил до уса, корми и до бороды. Мудрость в голове, а не в бороде. Мужик бородой оброс, оттого и не слышит. Мужичок с ноготок, борода с локоток. На аршин борода, а ума ни на пядь. Не тряси головой, не быть с бородой. Не постой за волосок, и бороды не станет. Не хватай за бороду: сорвешься -убьешься. Нет бороды, так нечего и скоблить. Ни бороды, ни усов, ни на голове волосов. Ни уса, ни бороды, ни сохи, ни бороны. Нос крючком, борода клочком. Носи бороду на плече (оглядывайся). По бороде Авраам, а по делам Хам. По волоску и всю бороду выщиплешь. По бороде давно бы ему быть в воде. Принес свою бороду на посмешище городу. Про то ведают большие, у кого бороды пошире. Сам с ноготь, а борода с локоть. Сам свою бороду оплевал. Седина в бороду, бес в ребро. Старичок с кувшин, а борода с аршин. То не беда, что редка борода, был бы ус кольцом! Трясет козел бородой, да за рога тащат. Ты с бородой, да я и сам с усам. У кого борода клином, у кого заступом. Ум бороды не ждет. Ум не в бороде, а в голове. Ус в честь, а борода и у козла есть. Ус молодит, борода старит. Ухватить Бога за бороду. Ходи с бородой на плече.

Известная каждому русскому детская потешка гласит: Петушок-петушок, золотой гребешок, Масляна головушка, шелкова бородушка, Что ты рано встаешь, голосисто поешь, Ване спать не даешь?

Среди осеннего цикла русского обрядового фольклора есть «завивание бороды» - то есть оставление на поле небольшой горсти срезанных колосьев, перевязанных лентой. При этом положено было приговаривать: «Дай Бог, чтоб на другое лето был хороший урожай!» [8, с. 375].

Упоминается борода и в лирической необрядовой песне:

Уж ты Порушка-Параня,

Ты за что любишь Ивана?

Я за то люблю Ивана,

Что головушка кудрява,

Что головушка кудрява,

А бородушка кучерява.

Ты, Кондращ, ты, Кондраш,

Не ходи коло саду,

Дороженьки не томи,

Худой славы не клади [5, с. 304].

В русских суевериях и приметах борода занимает вполне достойное место: «С трудом брить бороду и недочиста значит трудное и неудобоисполнимое дело и предприятие тщетное; вырывать бороду другому знаменует великую печаль и оскудение тому, у кого ее вырывают.

Иметь во сне длинную и густую бороду - добрый знак и предвещает печаль и слезы; рыжая борода - обман и ухищрения; бороду брить или вырывать - потеря достояния, лишение почестей или смерть родных и друзей.

Девице во сне видеть у себя бороду предвещает скорое и выгодное замужество; замужней женщине видеть себя с бородой предзнаменует гибель мужа; беременной женщине этот сон предвещает, что она родит сына.

Бороду стричь ножницами другому значит для видевшего сон убыток и печаль, а тому, кого он стриг, - прибыль и радость; бороду мыть во сне - великое огорчение и несчастие, которое, однако ж, скоро минуется; бороду чесать во сне знаменует окончание всякого рода ссор и распрей; бороду седую видеть - знак великой чести.

Бородою обрасти предзнаменует важную выгоду и успех в предприятии.» [ 2, с. 352].

Есть и современные анекдоты, включающие в себя лексему «борода» как художественную деталь: Студент спрашивает: «Профессор, а Вы, когда спать ложитесь, бороду под одеяло укладываете или поверх?» Тот задумывается надолго, да так и не отвечает ничего. Но, встретив через неделю того же студента, бросается на него с криком: « Неделю уже заснуть не могу! Под одеяло спрячу бороду - мешает, на одеяло разложу -неудобно! Зачем только ты спросил. »

Знакомство с темой бороды в русском фольклоре, по нашему убеждению, пусть на йоту приближает к народным истокам; пользуясь словечком Льва Толстого, учит «полюблять» родной язык и с еще большим пиететом относиться к его прошлому.

1. Берегова, О. Символы славян / О. Берегова. - М. ; СПб. : Диля, 2008.

2. Грушко, Е. Словарь русских суеверий, заклинаний, примет и поверий / Е. Грушко, Ю. Медведев. - Нижний Новгород : Русский купец ; Братья славяне,1995.

3. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка / В. И. Даль. - В 4 т. -М. : Русский язык, 1980. - Т. 4.

4. Пищикова, Е. Пятиэтажная Россия / Е. Пищикова. - М. : Ключ-С, 2009.

5. Русский фольклор в Латвии. - Рига : Лиесма, 1972.

6. Хоул, К. Энциклопедия примет и суеверий / К. Хоул. - М. : КРОН-ПРЕСС, 1998.

7. Черный кот с пустым ведром. - М. : Центрполиграф, 2007.

8. Энциклопедия русских примет. - М. : ЭКСМО-Пресс, 2000.

© Ермакова О. Л., 2010

Автор статьи - Ольга Львовна Ермакова, кандидат филологических наук, доцент кафедры кино-, фото-, видеотворчества ОмГУ им. Ф. М. Достоевского.

Рецензент - Н. Л. Шестакова, кандидат филологических наук, доцент кафедры специальной языковой подготовки НОУ ВПО ОмГАУ.

Драка взрослых людей ассоциируется с недалекостью, вспыльчивостью и даже маргинальностью ее участников. К чему снится драка с мужчиной или женщиной, узнаем в сонниках.

Дракою прав не будешь

Драка олицетворяет выброс эмоциональной и физической разгрузки. Она отражает метания, сомнения, противостояния души и ума. Символ внутренней борьбы, терзание идеями и планами, для реализации которых вы пытаетесь найти силы, энергию. Здесь не идет речь о физическом состоянии тела, это касается именно эмоциональной, духовной стороны существования сновидца.

Одержать победу в драке значит добиться результата, о котором стоит заявить и рассказать людям. Человеку, страдающему тяжелым недугом, это знак победы над болезнью и быстрое выздоровление.

Увидеть себя в числе проигравших предвещает разочарование, неудовлетворенность собой, опустошение и депрессию от постигшей неудачи.

Женщины в драке волос и ногтей не жалеют

Женщине сон, где она пытается всех побить, принесет повышение собственной производительности. Хорошее время показать себя в реализации добрых и полезных дел. Ваша борьба за справедливость и стремление к созидательности позволит заработать хорошую репутацию и доверие людей.

Драка женщин

Вышли с ринга, держа в руках кубок, — преодолеть трудности, которые не под стать большинству мужчин. Ваша воля к победе направляет вас к процветанию, успеху и богатству. Но в этой дороге можете потерять дорогого вашему сердцу мужчину, так как у него нет возможности и желания держать такой темп.

Наблюдать за толпой дерущихся и не участвовать — избежать финансовых потерь и невыгодных вложений. Склад ума успешного финансиста не подведет вас в ситуации экономического кризиса.

Для молодой спортсменки увидеть себя в драке — отличный повод прибавить себе уверенности перед важными соревнованиями. Вы полны сил и скрытых возможностей для будущей победы. Есть все шансы занять первые места, обрести медаль и почет.

Мужчина — рукам воли не давай

Участвовать в вооруженном конфликте и одержать победу — испытать успех от полной реализации задуманного. Для делового человека отличный период решения финансовых вопросов, вы сможете убедить партнеров в выгодности вашего будущего проекта, и интуиция вас не подведет.

Драка мужиков

Благодаря своему опыту, настойчивости и властному характеру удастся привлечь на свою сторону много полезных, талантливых и авторитетных личностей, став их предводителем и направляющим.

Молодому человеку драться с женщиной — испытываете пылкие чувства к женщине, но боитесь ей в этом признаться. В другой интерпретации — к эмоциональному и яркому перемирию после затяжных противоречий и выяснения отношений.

Женщины кусают и царапают друг друга — в вас тайно кто-то влюблен, но не подает виду и держит дистанцию. Вы сразу определите эту персону по взгляду и вздохам в вашу сторону.

Не ума набраться — с дураком подраться. Авторские сонники

Зигмунд Фрейд

Драка во сне женщины показывает ее желание интимной близости с партнером намного моложе ее. Для мужчины такое видение говорит о периоде его сексуальной жизни, когда он с трудом получает удовлетворение от обычного ванильного секса, ему захотелось чего-то нового, необычного, возможно, с элементами садизма.

Наблюдать со стороны, как кто-то машет кулаками, — ограничивать всплеск своей сексуальной энергии подглядыванием и подсматриванием. Вы испытываете трудности в общении с противоположным полом, боитесь открыто признать свои желания интимной близости.

Мужчина терпит поражение в боевой схватке — наяву остерегается проявить себя в постели, испытывает постоянную неуверенность и страх рассказать о своих эротических фантазиях и чувствах.

Ванга

Бить кого-то во сне значит отстоять свою точку зрения в реальной жизни. Не сломиться под влиянием более сильного, склонить на свою сторону и убедить в правильности своих решений.

Удар

Молодой особе привиделась склока двух ее поклонников — наяву оба сделают ей предложение руки и сердца.

Приснилась потасовка с супругом — яркое перемирие и прочные, стабильные взаимоотношения после бурного выяснения отношений, ссор и претензий.

Мужчине снится, как дерется с женщиной, — примет удар по репутации и авторитету. Какая-то необдуманная с вашей стороны ситуация спровоцирует сплетни и публичный скандал.

Разнимать людей, которые друг друга бьют, — ввязаться в неприятности, которые повлекут ложное обвинение и ударят по вашему кошельку.

Густов Миллер

Прогнозирует негативное предсказание сна, где человек выясняет отношения с помощью побоев оппонента. Это означает затяжной конфликт с тем, кого обижаете. Семейные неурядицы или недоброжелательная обстановка на работе обеспечена в этот период.

Благоприятный исход событий ждет того, кто применял оружие и увидел собственную победу на врагом.

Пытаться усмирить противоборствующие стороны — наяву побывать в роли третейского судьи и принять непростое решение в пользу одного из друзей.

Поэт Эзоп

К вам задирается маленький невзрачный мужчина, которого вы намного превосходите по физическим данным, — испытывать неудовлетворенность от работы. Вы занимаетесь чем-то мелким, недостойным вашего призвания. Ожидая сложных заданий, получаете от руководства ежедневную рутину поручений, попусту растрачивая профессиональные навыки.

Увидеть, как недовольную толпу, порывающуюся вступить в конфликт, сдерживают представители власти, — получить неожиданную помощь и поддержку от авторитетного и влиятельного человека, который поможет вам продвинуться вверх по социальной лестнице, избегая жизненных неприятностей и финансовых сложностей.

Юрий Лонго

Драка — символ активности и всплеска жизненной энергии. Принимаете в ней непосредственное участие — значит, не ждете, что вам кто-то должен обеспечить комфортные условия и подкидывать способы, как заработать деньги. Вы стараетесь брать все в свои руки, действовать быстро и ловко. Тем самым насыщая свое пространство приятными событиями, целями и устремлениями.

Влезть в чью-то разборку и изрядно получить за это — сон намекает на то, что вы часто вмешиваетесь не в свое дело, стараясь разобраться и помочь. Но от этого только страдаете сами и вредите окружающим. Остаться в стороне и тихонько наблюдать — это лучшее для вашего душевного спокойствия.

Евгений Цветков

Положительное толкование обещает сон, где вы машете руками, пытаясь задеть недруга и причинить ему увечья. Наяву добьетесь позиции, в которой вас будут уважать, прислушиваться и считаться с вашим мнением.

Артур Хайруллин

«Рейнджерс» — «Вашингтон» — 3:6. Том Уилсон подрался с Артемием Панариным. Фото USA Today Sports

  • Хоккей
  • НХЛ
  • ХК Вашингтон Кэпиталз
  • ХК Нью-Йорк Рейнджерс
  • Артемий Панарин
  • Павел Бучневич
  • Том Уилсон

Матч «Нью-Йорк Рейнджерс» и «Вашингтона» не нес большой турнирной интриги: первые почти потеряли шанс на плей-офф, вторые уже забронировали себе место в четверке. Но игроки сделали все, чтобы в большой игровой день говорили только об их матче. Сначала начудили Евгений Кузнецов и Илья Самсонов, которые опоздали на командное собрание и были исключены из состава на матч. Но и этот эпизод не заслужил большого внимания после игры — все говорят только об ужасном поступке форварда «Вашингтона» Тома Уилсона.

Что сделал Уилсон?

Во втором периоде форвард «Рейнджерс» Павел Бучневич активно играл на пятаке и несколько раз попал клюшкой по щитку вратаря «Кэпиталз» Витека Ванечека. Уилсону это не понравилось: пока Бучневича сбивали его партнеры, он нанес сопернику удар кулаком в затылок.

Затем Уилсон ударил и лежащего Райана Строума, который поехал защищать Бучневича. Не стерпел такого поведения в отношении партнеров Артемий Панарин, который прыгнул на спину Уилсону и повис. Вряд ли Панарин хотел нападать сзади, просто пытаясь оградить Уилсона от остальных. Но Том схватил его за волосы и ударил об лед, после чего нанес несколько ударов.

Что с Панариным?

После инцидента Артемий больше не выходил на лед. «К счастью, с Панариным все в порядке. Что касается поступка Уилсона, то нельзя пересекать некоторую грань. Я воспринимаю подобные вещи как полное отсутствие уважения к игре. Один из самых звездных хоккеистов лиги мог серьезно пострадать в этом инциденте», — сказал главный тренер «Рейнджерс» Дэвид Куинн.

Впрочем, в «Рейнджерс» наверняка поберегут свою главную звезду — уже появилась информация, что Панарин пропустит три оставшихся матча регулярного чемпионата. А это значит, что сезон для него завершен: форвард уже объявил о том, что не поедет на чемпионат мира.

Что говорят об эпизоде за океаном?

Жестче всех выразился американский спортивный и политический обозреватель Кит Олберманн: «Том Уилсон — психопат! Это должно быть в последний раз. Забаньте его до конца жизни, арестуйте его!»

«Посмотрите, как близко НХЛ была к смерти на льду! Дисквалифицируйте этого парня на концовку регулярного чемпионата и на весь плей-офф. И заставьте его повторно извиняться в следующем году», — заявил журналист New York Post Ларри Брукс.

«Уилсон просто пересек черту. Панарин отбыл двухминутный штраф за грубость и не вернулся в игру из-за травмы нижней части тела. А Уилсон получил двойной малый штраф и 10-минутное удаление, что позволило ему закончить матч. Кроме этого, он забил свой 13-й гол в сезоне, а «Вашингтон» одержал победу. Уилсон — это громоотвод для споров и проклятий, потому что история его взаимоотношений с департаментом безопасности очень длинная. В марте Уилсон был дисквалифицирован на семь матчей, так как после его удара получил травму защитник «Бостона» Брэндон Карло», — отметил обозреватель ESPN Грег Вышински.

Какое наказание может ждать Уилсона?

Это далеко не первый подобный эпизод в карьере нападающего «Вашингтона». Только в этом сезоне он получил семиматчевую дисквалификацию за удар защитника «Бостона» Брэндона Карло.

Поддержал партнера тогда капитан «Вашингтона» Александр Овечкин: « Том — важная часть нашей команды. Смешно, что он пропустит семь матчей. Тем более это происходит в коротком сезоне из 56 матчей ». Что скажет Ови сейчас? Тогда на наказание Уилсона оказала влияние его история дисквалификаций и штрафов. На этот раз он должен быть наказан как минимум не менее серьезно.

Книга "Пословицы русского народа" (1853 г.) — уникальный сборник русских пословиц, созданный знаменитым исследователем русского языка Владимиром Ивановичем Далем (1801 – 1872).

Чем ругаться, лучше собраться да подраться.

Полно браниться, пора подраться.

Что за шум, а драки нет?

Бабы бранятся, так платки с голов валятся.

Горлом не возьмешь, бранью не выпросишь.

Не все горлом, ино и руками (т. е. дракой).

В схватке счастье – великое дело.

Не силой борются (берут), уменьем.

Хочешь дерись, да за тычком не гонись.

Давай разверстаемся: бери мою голову, да подай свою!

Идти в драку – не жалеть волос.

Идет воевать, а не хочет сабли вынимать.

Напролом идут – голов не жалеют.

Чужую бороду драть – свою подставлять.

По чужую голову идти – свою нести.

Головой кончаться – смертью венчаться.

Смерть в бою – дело божье.

Борись – не дерись; станешь драться, будешь запираться.

Не сам пришел – черт принес.

Возьми черт дьявола: оба не надобны.

Брань не запас, а без нее ни на час.

Не выругавшись, дела не сделаешь.

Не обругавшись, и замка в клети не отопрешь.

Браниться бранись, а на мир слово покидай!

Кстати бранись, кстати мирись.

Сходись – бранись, расходись – мирись.

Первая брань лучше последней.

Жить было с другом, да помешал недруг.

Бог дал родню, а черт вражду.

Не лягается надолба, да и не везет.

И смирен пень, да что в нем?

Смирен, не речист, да на руку нечист.

В болоте тихо, да жить там лихо.

Глас шестый, подымай шесты на игумена, на безумена (семинарск.).

Постой, лях, это не твое.

Брешешь, ляше, по Збруч наше.

И нищие дерутся.

Две бараньи головы в один котел не лезут.

Мужичок не кочеток, а драться хочет (а подраться любит).

Брат не брат, так отдай мой крест (т. е. коим побратались).

Мне с ним не детей крестить (т. е. мне его щадить нечего, дружбы его не ищу).

Сколько ни мучиться, а без ссоры не прожить.

Как ни колотись, а без брани не житье.

Не помутясь, и море не уставится.

Без шуму и брага не закиснет.

Брань (битва) славна лучше мира студна.

Бей своих – чужие будут бояться.

Вечный мир – до первой драки.

Мир стоит до рати, а рать до мира.

На брань слово купится.

Не любить встречного, не любить и поперечного (т. е. того, кто перечит).

Хотя себе досадить, а недруга победить.

Попался, который кусался.

Друг друга губят, что камень долбят (что дрова рубят).

Хоть рубль платить, а за бок хватить.

Хотя криво поеду, а к злому не заеду.

Хотя сам наг пойду, а тебя как бубна пущу.

Сам без рубахи пойду, а с тебя порты стяну.

Хоть разорваться, да не поддаться.

Не дорога лодыга, дорога обида.

Хоть София пуста, да не Крутицким верста (стар., т. е. хотя Новгородская епархия без владыки, но не московскому управлять ею).

Дать сдачи (оплеуху за оплеуху).

Ты ему слово, а он тебе десять.

С ним натощак не сговоришь.

Зуб за зуб браниться. Зев за зев грызться (как собаки, став на дыбы).

В пух разбранил (разругал, разбил).

Сделали славу, поколотили Савву.

Не говоря худого слова, да в рожу.

По шапке хлестнуть, огреть, ударить. Дать нахлобучку.

За волоса да под небеса.

За виски да в тиски.

Кто кого заглазно бранит, тот того боится.

Заглазная брань, по указу государеву, тебе же на ворот виснет (Екат. II).

За глаза и про царя говорят.

За очи и баба князя перетяжет.

Собака лает, ветер носит.

Вольно собаке и на владыку лаять.

Собаке и на свой хвост вольно брехать.

Собака лает, а бары едут.

Напившись, мужик и за рекою бранится, да ради его не утопиться (не в воду кинуться).

С бранчивой кумой не напрощаешься.

За ветром в поле не угоняешься, а с бранчивой кумою не напрощаешься.

Дают – бери, бранят – беги.

Зачем лаять, коли нечего дать (коли не хочешь дать)?

Наши родители за тем не гонители.

Брань в боку не болит.

Брань не киснет, ветер носит.

Брань не дым – глаза не ест. Брань очей не выест.

Брань на вороту не виснет. Бранят – не в мешок валят.

Кто ругается, у того лошадь спотыкается.

Брань на вороту не виснет, а кулак в боку не киснет.

Не за всяким тычком гонись.

Словом и комара не убьешь. От слова не сбудется.

Хотя тесно, да лучше вместе.

Они живут – ни вон, ни в избу (ни то, ни се).

Живут, как собака с кошкой.

Лады, что у кошки с собакой.

Один рычит да лает, другая мурлычет да фыркает.

Сидят вместе, а глядят врознь.

Метут в два веника ссоре супругов).

Стоят вместе, а бегут врознь.

Враг выскочил в поле, всем наделал горя.

Высоко сокол загоняет серу утицу.

Свое сердце тешишь, а мое гневишь (ссорою).

Свое сердце тешишь, мое веселишь (то же, говор. назло).

И вас бранят, а про нас и слышать не хотят.

Кукушки кстили (т. е. покумились), да языка не прикусили (поссорились).

У Фили пили, да Филю ж побили.

Дмитрий да Борис за свой город подрались (Константиновичи XIV века?).

Прохор да Борис за носы подрались (от лубочной картины).

Ссора до добра не доводит.

В ссорах да во вздорах пути не бывает.

Ни вздоров, ни перекоров, ни пустых разговоров.

Плуг кормит, а лук (оружие) портит (стар. о мужике и солдате).

Не будет добра, коли меж своими вражда.

За все драться, так и кулаков не распускать.

Спорить спорь, а браниться грех.

Полно браниться, не пора ль помириться (подраться)?

Читайте также: