Что значит шелковые косы

Опубликовано: 17.09.2024


Славянские древности. Этнолингвистический словарь

под ред. Н.И.Толстого. Т. 2. М., 1999, с. 616-618


КОСА, косы — вид женской прически, наделяемый брачной символикой; одну косу носили девушки (в том числе и старые девы), две косы — замужние женщины.


Первое заплетение косы девочке означало ее переход в новую возрастную категорию. Пока ей подрезали волосы, она была «дiвчинкою», а как только ей заплели косу, она становилась «дiвкою» (гуцул.), девушкой на выданье. Заплетение первой косы совпадало с переодеванием в «женскую одежду», с надеванием венка на голову по достижении девушкой брачного возраста, т. е. 13—16 лет (чеш., словац.). В Малопольше после рождения девочки плели из соломы косу, вкладывали в нее монету и вешали на дерево перед домом, чтобы девочка счастливо дожила до девичества. После угощения крестные, заплетая косу, пели: «Плетем тебя, милая косичка, Для здоровья и силы крестницы. Чтобы мы были такими ловкими, Чтобы у нее косички были длинными». Девочке в пять лет сплетали волосы «в крест», беря пряди спереди, с затылка, затем с правого и левого уха, связывали их посередине, приговаривая: «как связаны волосы, так бы хлопцы вязались» (укр. — МУРЕ 12:62).


Коса символизирует готовность девушки к браку (о.-слав.), лента в косе была знаком того, что девушка на выданье (рус.). Со дня просватанья лента заплеталась только в полкосы, к ней крепился знак просватанья — длинная широкая лента (Заонежье). Длинная коса — предмет гордости и особой заботы девушки, ее украшение, ср. бел. пословицы: «Каса дзявочая краса»; «Дзеука без касы не мае красы». За волосами тщательно ухаживали, считая, что чем длиннее коса, тем девушка лучше (о.-слав.).


Чтобы косы были длинными и толстыми, в канун Рождества клали под подушку веревку (серб.); в Юрьев день ходили причесываться в поле (югослав.), в Чистый четверг — под яблоню (новгород.); смазанные сырым яйцом волосы заплетали в косу, обрезали концы и закапывали их в винограднике (болг.); в день св. Трифона мазали косу виноградным соком, приговаривая: «Како растит лозница, така да ми растит и косата» [Как растет виноград, так пусть растет и моя коса] (Охрид — Шапк. СБНУ 1:568); бегали под грибным (гомел.), летним (макед.) дождем; мазали волосы змеиным жиром (в.-серб.), жиром специально убитого для этого ужа, чтобы косы были длинными, как уж (хорв.); смазывали косы жиром черной змеи и скручивали ее в клубок наподобие змеи, чтобы коса была прочной (Босния); прикладывали к волосам травы, называемые косица, косатень или мыли в отваре этих трав (болг., макед., укр.); заклинали траву косатень помочь вырастить длинную косу (ю.-зап.-укр., гуцул.); плели косу из «маккавейских» трав и прикладывали ее к своим волосам (укр.). Желая приманить женихов, девушки вплетали в косу обрывок веревки от церковного колокола (рус.). См. Волосы.

В свадебном обряде и песнях коса — символ невесты. Косу из кудели прикрепляли к елочке и прибивали к углу дома невесты (ярослав.). Обрядовая перемена прически невесты (расплетение — заплетение косы, ее обрезание, «продажа» жениху) символизировала заключение брака и изменение статуса девушки (СД 1:247). Расплетение К. означало прощание с девичеством; заплетение двух кос и надевание женского головного убора — переход невесты в группу женщин. В Архангельской обл. говорили: «За стол когда невесту приведут, две косы ей заплетут: была одна — стало две, была девушка — стала женщина» (АА). После венчания в доме молодого (иногда прямо в церкви) волосы новобрачной заплетали в две косы, «по-бабьи» (рус.); их оборачивали вокруг головы и убирали под повойник, чепец, платок, т. е. под женский головной убор (в.-, з.-слав.). В Болгарии расплетение, причесывание и заплетение кос совершалось накануне венчания и сопровождалось песнями; при этом обряде все домашние и подруги невесты плакали. Если отец жениха разводил пчел, то церемония расплетения косы невесты происходила не в ее доме, как обычно, а в доме жениха — чтобы пчелы лучше роились ( укр. — Зел. ВЭ:337). Брат расплетал невесте косу (бел., пол.), заплетал ей две косы (бел.), но это мог делать и жених. Иногда правую косу заплетал жених, левую — сваха (рус.). Косу могли расплетать также дружка, два близких родственника, крестная, подруги, дружки (они расчесывали волосы, смазывали их маслом и медом, после чего заплетали косу и вплетали чеснок для отведения порчи — ю.-рус., укр.). Когда расплетали косу во время девичника, невеста «вопила»: «Не расплетайте мою косу русу, / Не увязывайте моей шелковой косушки» (Ряз.ЭВ 2:192). В вост. Полесье невесте расплетали косу в церкви и закручивали волосы

617
«в куклу», с этой мину ты девушка символически причислялась к женщинам и не могла носить заплетенные косы. В Софийском крае до начала XX в. невесте заплетали множество косичек, украшали их серебряными монетами; косички закрывали ее лицо. Ср. фразеологизм косой трепать

не выйти замуж, остаться в девках (москов.); косник 'старая дева' (архангел.) (СРНГ 15:44,58).


Замужней женщине нельзя было носить одну косу, чтобы не овдоветь. Если у девушки левая коса оказывалась толще правой, ей предстояло выйти замуж за вдовца (гуцул.).


Словом коса в свадебном ритуале называлась 'прощальная вечеринка с подругами невесты в ее доме накануне свадьбы; девичник' (перм., сибир.); пропивать косу означало 'угощать вином накануне свадьбы, на другой день после девичника' (сибир., пензен.), чесать косу — 'расчесывать и заплетать косу невесте накануне венчания' (сибир.); выкупать косу

'дарить подарки родственникам невесты' (том.), косу продавать — 'брать выкуп за невесту' (москов., Краснодар., сибир.) (СРНГ 15:43,44).


Выкуп косы невесты стороной жениха символизировал приобретение полной власти над женщиной. Во время свадьбы брат невесты вынуждал жениха выкупать косу за право сидеть рядом с невестой (ю.-рус., укр., пол. мазов). Того, кто продает косу невесты (брат, родственник невесты или ее младшая сестра), называли косник (ю.-сибир., укр.), падкос н iк, закос н iк (бел.), а сам обряд выкупа невесты или ее косы у брата

косопродаванье, косу продавать. Продавая косу, девушки пели: «Наша коса не рублева, / Наша коса сторублева, / Лентою перевязана, / Лентою голубою, / Девкою молодою» (кубан.). Иногда сама невеста должна была выкупить косу. В Сибири во время заплетения косы брат или сестра, держа невесту за косу, брали ножницы и говорили: «Давай плату за косу, не то отрежу» (СРНГ 15:43).


Полное отрезание косы на свадьбе встречается у славян редко. У русских и украинцев обрезание или подрезание косы невесты заменено обрядовым расчесыванием. У белорусов частичное обрезание сопровождалось продеванием кончика косы в кольцо и (символическим) прижиганием его пламенем свечи (бел., правобереж. Полесье). Отрезали косу невесте в с.-вост. Сербии, в Польше (иногда отрезанную косу свашка бросала в огонь — Боры Тухольские), у гуцулов и в зап. уездах Волын. губ. У гуцулов Покутья (р-н Хотима) жених обрезал косу невесте ножом, когда она сидела у него на коленях, на кожухе, и из отрезанных волос сплетал две косы


В похоронном обряде распущенные косы — символ скорби. Женщины провожали покойника на кладбище с расплетенными в знак траура косами (серб.). Вернувшись домой с похорон, заплетали косы. В Болгарии, когда в доме случалась смерть, женщины расплетали косы и не заплетали их 40 дней. В центр. Украине девушки расплетали косу себе и своей умершей подруге, в то же время в Галиции во время похорон девушки заплетали волосы в косу. (Городенщина). В Черногории матери и сестры умершего отрезали свои косы и клали в могилу вместе с покойником или вешали их на кладбище на крестах и деревьях.


Специально распускали косы в разных обрядовых ситуациях: во время (трудных) родов расплетала косы не только роженица (о.-слав.), но и все женщины и девушки, присутствовавшие в доме (бел.); в обряде опахивания (рус.); при появлении градоносных туч (сербы Драгачева, Лесковацкого Поморавья). Расплетали косы, когда мяли лен, чтобы он был мягок и волокнист (витеб.). Распускали косы при проводах «русалки» (рязан.); некоторые ряженые в период святок и масленицы; считалось, что распускали волосы ведьмы перед полетом на шабаш, перед тем, как доить чужих коров, отбирать «спор» у хлеба в поле (о.-слав.), делать «заломы» в хлебном поле; при сборе трав для ворожбы (банат. геры). Иногда девушка, гадая на святках, распускала косу: перед сном она продевала в косу висячий замок, запирала его и говорила: «Суженый-ряженый! приди ко мне ключ попросить». Накануне Нового года и Богоявления перед сном, чтобы увидеть суженого, «косу замыкали», т. е. заплетали и укладывали на голове (бреет., ПА). Вещий сон могло вызвать вплетение в косу некоторых растений. У чехов и русских считается плохой приметой встретить женщину
с распущенной косой.

618
Насильственное обрезание косы — знак бесчестия и поругания. Обрезать
косу у девушки мог из мести отвергнутый парень (болг.). Женщина старалась отрезать косу разлучнице (словац.). Девушке отрезали косу в наказание за утрату невинности (в.-слав.); она не имела права носить висящую вниз косу, за нарушение этого запрета ей могли остричь косу. (Моравское Словацко). Женщине косы обрезали за прелюбодеяние (волын.). Девушке, которая постригалась в монахини, обрезали косу «как знак раздела с миром и вступления в брак со Спасителем» В укр. песнях мотив пускания косы по реке — символ потери девственности; иногда девушка отрезает себе косу из-за тоски по милому.


Заплетение волос людям и животным — характерное действие мифологических персонажей. В быличках домовой по ночам заплетает косичкой бороды старикам, волосы, женщинам; гриву и хвост лошадям заплетают домовой, ласка, черт (в.-слав.), ласка, хохлик (домовой дух), змора, дьявол, богинки, краснолюдки (карлики) (пол.). У юж. славян — это занятие вил (они плетут косу из 10, 12 прядей), причем, если гриву, заплетенную в косу, расчесать, она вновь сама заплетается (Далмация). Девушка в Иванову ночь спасается от чертей, велев им заплести ей косу по одному волосу, что они и делали, пока не запели петухи (полес.). Чтобы уберечься от нечистой силы, в четверг на Русальной неделе девки вплетали в косу полынь (укр.); от черта, от ходячего покойника вплетали растения-апотропеи: «донник», «тою», «руту» (укр., бел.); от колдуна на свадьбе невесту спасала «богородская трава» в косе. От сглаза девушки вплетали в волосы правую переднюю лапу крота (болг.).

Лит.: Романюк П. Ф. Из опыта картографирования свадебного обряда правобережного Полесья. Карта 7. Действия с косой невесты//ПЭС:20; Аф.ПВ 1:117,238,465; 2:499, 571; 3:40; Аф.ПМ:61-62; Гура СЖ; Сумц.СО: 23,29,89,115,119-122,155; ТОРП:125,149; ПА; РММАЕ 1960/3:259; Треб.ПДСК:226; Вак.ЕБ:479,480; Марин.ИП 2:540,741.

Понятие о метафоре


Целью урока, методическая разработка которого предлагается вниманию учителя-словесника, является обучение шестиклассников углубленному пониманию текста произведения на лингвистическом уровне. Это возможно на стыке двух школьных дисциплин – русского языка и литературы. По нашему мнению, в средних классах необходима серия уроков, решающих эту задачу. Ведь конечная и главная цель литературного образования школьников – воспитание у подростков интереса к художественной литературе в ее лучших образцах и глубокого понимания словесного искусства.

Занятие проводила Ж.И. Жителева.

До начала урока на классной доске записываются слова:

залив, затон, заводь
рядиться, нарядиться, обрядиться
небосклон
плетень
сережка
перламутр

Предварительная работа с лексикой стихотворения

В нашем языке (впрочем, как и во всех языках) постоянно идет процесс исчезновения одних слов и появления других. Это связано главным образом с изменением условий жизни людей.

Сегодня мы прочитаем стихотворение, которое создано не так уж давно, менее ста лет назад. В этом небольшом стихотворении встретим слова, о которых нельзя сказать, что они исчезли из русского языка, но, к сожалению, они уже мало кому известны.

Я сказала «к сожалению», потому что слова, уходя из языка, обедняют нашу речь и уносят с собой частичку души нашего народа, то есть мы с вами лишаемся отчасти того духовного наследия, которое создавалось предшествующими поколениями наших соотечественников.

Вот три слова: залив, затон, заводь. Одно из них – залив – должно быть знакомо вам: на уроках географии слышали его. Что оно означает? («Часть водоема, например, моря, выступающая в сушу»).

Слова затон и заводь близки к нему по своему значению. Почему это так, мы поймем, когда подберем родственные им слова. Назовите глаголы, имеющие общий корень с существительным залив. (Заливать, лить.) Не догадаетесь ли сами, какие глаголы родственны существительному затон. По аналогии с цепочкой однокоренных слов залив – заливать – лить постройте ряд слов, родственных существительному затон. (Затон – затонуть – тонуть.) Затоном называют залив реки.

Нетрудно догадаться, от какого слова происходит существительное заводь . (От существительного вода.) Существительное заводь, как и существительное затон, означает «залив реки».

Глаголы: рядиться, нарядиться и обрядиться обозначают одно и то же, но лишь один из них входит в наш активный словарный запас. Назовите этот глагол. (Нарядиться.) Остальные теперь уже устаревшие слова и употребляются крайне редко.

Слово небосклон кому-нибудь из вас знакомо. Значение этого существительного подсказывают слова, из которых оно состоит. А из каких слов оно состоит? (Из существительных небо и склон.) Слово склон надо объяснять. Что оно означает, например, в выражении склон холма? («Наклонная поверхность холма»). Так как же объяснить себе значение слова небосклон? («Это часть неба вдоль горизонта, которая имеет кажущийся уклон»). Проверим свое толкование по толковому словарю. В Словаре русского языка Ожегова прочтем: «Часть неба над горизонтом».

Слово плетень знакомо вам? Назовите однокоренные слова к этому существительному. (Плести, сплетать.) Плетнем называют изгородь, сплетенную из прутьев и ветвей.

Теперь о слове сережка. Вроде бы и нечего здесь сказать: украшения в ушах видели все. А вот видели ли вы сережки на березах? Выражение сережки березы слышали? Что называют сережками березы? (Соцветия мелких цветов березы.) Здесь мы наблюдаем интересное языковое явление: название одного предмета переносится на другой предмет, потому что людьми подмечено между этими предметами что-то общее, похожее. Удивительным свойством языка – переносить название с одного предмета или явления на другой предмет или явление – часто пользуются поэты.

Нам осталось прояснить еще одно слово – перламутр. Как вы думаете, это исконно русское слово или оно заимствовано из какого-нибудь иностранного языка?

Из словарей мы узнаем, что оно заимствовано из немецкого языка и означает вещество, из которого состоит внутренний слой раковин. Перламутр обладает переливчатой радужной окраской и применяется для изготовления украшений. Из перламутра образуется жемчуг в раковинах.

Чтение стихотворения. Беседа с классом

Теперь внимательно послушайте стихотворение замечательного русского поэта Сергея Александровича Есенина. Оно небольшое, но таит в себе много загадок для малоопытного читателя, поэтому может оказаться для некоторых из вас непонятным, а значит, и неинтересным. Но эти загадки обернутся сверкающими поэтическими гранями.

Учитель читает стихотворение.

Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!».

Откройте учебник* на стр. 317. Перед вами стихотворение Есенина. Как видите, оно без заголовка. Можете ли вы дать название стихотворению? Какая строчка подсказывает нам заглавие стихотворения? (Последняя: С добрым утром! Стихотворение можно назвать «Утро».)
А не скажете ли, какое утро рисует поэт: до восхода солнца или когда солнце уже взошло? Обратите внимание: свет румянит сетку небосклона. Когда солнечный свет может румянить небо? Когда зорька может быть красной, румяной? (До восхода солнца.)
Как вы думаете, утро какого времени года описывается в стихотворении: весны, зимы, лета, осени?
В целом содержание стихотворения ясно. Но давайте перечитаем его еще раз, чтобы глубоко проникнуть в каждую строчку этого небольшого произведения.

Скажите: могут ли звезды задремать? (Не могут.) Тогда какой же смысл заключают в себе слова задремали звезды?
Как вы думаете, в прямом или переносном значении употреблен здесь глагол задремали? (В переносном.) Придумаем предложение, в котором этот глагол будет употреблен в своем прямом значении, например: Ребенок задремал. Представьте себе, что вы видите ребенка, который задремал. Наверное, у каждого из вас возникнет при этом такая мысль: вот ребенок бегал, прыгал, играл, резвился и, наигравшись, успокоился, угомонился, затих, задремал.
А теперь вернемся к выражению задремали звезды. Скажите, одинаково ли светят звезды ночью и утром? (Ночью звезды сверкают ярко, они лучисты, крупнее, интереснее; к утру тускнеют, кажутся спокойными, вроде бы задремали.) Так одним обычным словом, но употребленным в переносном значении, поэт заставляет нас увидеть ночные и утренние звезды и сравнить их между собою, рисует картину окончания ночи и приближения утра.

Разве у затона есть зеркало? Что же названо зеркалом затона? (Поверхность воды затона.) Название одного предмета – зеркало – перенесено на другой предмет – поверхность воды. Какое же свойство водной поверхности выделяет поэт, называя ее зеркалом? (Способность отражать свет, подобно зеркалу.) Автор заставляет читателя увидеть это огромное водное «зеркало».
Еще раз перечитаем эту строчку.
Слова дрожь, дрожание, дрожать мы с вами хорошо знаем. Может ли водная поверхность водоема дрожать? (Не может.) Выходит, и глагол задрожало употреблен не в прямом значении? Как же понимать эту фразу? (На водной поверхности затона появилась рябь, то есть мелкие волны.) А знаете ли вы, из-за чего появляется рябь? Легкий ветерок ранним летним утром – признак теплого, солнечного дня.

Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.

Представляете ли вы в своем воображении сетку небосклона? Как можно на живописном полотне проиллюстрировать слова свет румянит сетку небосклона? (Между легкими облачками, окрашенными в красный и розовый цвета, в разных местах проглядывает голубое небо.)

Брезжит свет на заводи речные.

Надо объяснять глагол брезжит? О раннем утре, когда после ночной тьмы только что начинает светать, говорят: брезжит рассвет, брезжит заря, брезжит свет. Читая стихотворение, мы видим брезжущий рассвет не только на небосклоне, но и в «зеркале» заводей.

Перечитаем целиком и выразительно первую строфу. Поэтической картине постепенного наступления утра будет соответствовать спокойное, размеренное чтение.

Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.

В этом предложении только одно слово употреблено в прямом значении. Какое? (Березки.) Я перечитаю предложение, пропустив в нем слово березки, а вы скажите, о ком или о чем в нем речь.

Улыбнулись сонные, растрепали шелковые косы.

О ком так можно сказать? (Только о девушках, или, выражаясь языком народного поэтического творчества, о красных девицах.)

Девичьи косы, даже растрепанные девичьи косы, каждый из нас без труда представит в своем воображении; а кто скажет, что такое косы березы? (Это тонкие длинные ветви, свисающие с сучьев березы.)

Березы ли растрепали свои ветви-косы? (Ветви берез треплет ветер, тот самый ветерок, от которого задрожало зеркало затона.)

В каком же смысле здесь употреблено прилагательное шелковые? (В смысле «красивые».) Вспомним первую строчку стихотворения: звезды золотые. Прилагательное золотые в этом выражении имеет то же самое значение; какое? (Красивые.)

А как вы понимаете выражение сонные березки? Они «задремали», как и звезды? (Не «задремали», а, напротив, «проснулись», однако не отошли еще полностью от ночного сна.) Проснулись – и с радостной улыбкой встречают наступление нового дня! Совсем как люди! Совсем как девушки!

Прочитаем вторую строфу целиком.

Горят серебряные росы. Как это вы себе представляете? (На березках сверкают капельки росы так ярко, словно бы горят.) В каком смысле употреблено прилагательное серебряные? (Серебристого цвета, красивые.) Капли росы, освещенные солнцем, сверкают всеми цветами радуги, а не освещенные солнцем имеют серебристый цвет.

Прочитаем последнюю строфу.

Крапива обрядилась ярким перламутром. Что бы вы изобразили на картине? (Крапиву в сверкающих каплях росы.)


Размышления о прочитанном. Понятие о метафоре

Теперь, когда стихотворение прочитано, поразмыслим о прочитанном. Поразительный факт: самые обычные слова (задремали, зеркало, сетка) потребовали от нас напряженной работы мысли.
Вот мы с вами нарисовали словесно картину к фразе Крапива /обрядилась ярким перламутром. Как видите, перламутром назван вовсе не перламутр, а роса, то есть название одного предмета – перламутр – перенесено на другой предмет – росу. Слово, переносящее название одного предмета на другой предмет, в языкознании называется метафорой. Греческое слово метафора и означает «перенос».
Отыщем другие существительные-метафоры в стихотворении. Что называет поэт зеркалом? Название одного предмета – зеркало – перенесено на другой предмет – поверхность водоема. Существительное зеркало в данном случае является метафорой.
Смотрим следующие две строчки. Каждый из нас хорошо знает, какая вещь, какое изделие называется словом сетка. А в стихотворении что названо сеткой? (Своеобразный рисунок расположения облаков на небе.) Вот еще одно существительное, употребленное в метафорическом значении.

Какое слово заменено словом косы? (Существительное ветви.)

Метафора ли существительное сережки в сочетании сережки берез? До сих пор мы имели дело с метафорами, созданными самим поэтом: зеркало затона, сетка небосклона, косы березок, перламутром названа роса. Теперь же мы встретили метафору, которая существует в русском языке, так что можно не заметить метафоричность этого слова. Загляните в толковый словарь русского языка, и вы без особых усилий обнаружите немало выражений, в которых существительные употребляются в метафорическом смысле. Например, в словосочетаниях глазное яблоко, дверная ручка, нос корабля, хвост поезда, ножка стола, спинка стула и многих-многих других. Подобные выражения являются настолько обыденными в нашей речи, что мы и не ощущаем заключенной в них метафоры.

В стихотворении есть и метафоры-прилагательные. Прилагательное, употребленное в метафорическом значении, переносит признак, свойственный одному предмету, на другой предмет.
Может ли быть сонным неодушевленный предмет – дерево? В данном случае березкам приписывается свойство живых существ. Ветви берез названы шелковыми. Метафора ли это? А прилагательное серебряные в выражении серебряные росы?
Можно ли считать метафорой прилагательное золотые?

Какой общий смысл заключен во всех трех прилагательных: золотые, шелковые, серебряные? (Красивые.)

Стихотворение заканчивается словами С добрым утром! Как вы думаете, метафора ли прилагательное доброе в выражении доброе утро?

Подобно выражению доброе утро или с добрым утром, в русском языке существует много других устойчивых словосочетаний с прилагательными, употребленными в метафорическом смысле, например: золотая пора, туманный смысл, крылатые выражения, черные дела и другие.

Итак, существительное-метафора переносит название одного предмета на другой; прилагательное-метафора переносит признак, свойственный одному предмету, на другой предмет. В роли метафоры может употребляться и глагол.

Неодушевленному предмету – звездам – приписывается действие, свойственное живому существу, – задремали?

Другие глаголы-метафоры в стихотворении Есенина вы отыщете дома самостоятельно.

Метафора по своему значению близка сравнению: один предмет или явление уподобляется другому предмету или явлению. О метафоре можно сказать, что это неполное, усеченное сравнение. Слово, употребленное в метафорическом смысле, приобретает чрезвычайную выразительность, образность, наглядность, эмоциональность. Поэтому метафора широко используется в произведениях художественной литературы, особенно в поэзии.

Домашнее задание

Найдите в стихотворении глаголы-метафоры.

Подготовьте выразительное чтение стихотворения наизусть.

Проведите конкурс рисунков к стихотворению.

* Литература. Учебная хрестоматия для 6-го класса средней школы. Автор-составитель Полухина В.П. М.: Просвещение, 1992. С. 317.

При упоминании русских красавиц перед взором сразу предстаёт стройная изящная девушка со здоровым румянцем на щеках и длинной толстой косой. На протяжении многих столетий именно таким образом женщины заплетали волосы. Тугая коса была главным украшением и гордостью девушки, её долго отращивали и очень берегли. Причёска и способ плетения могли многое рассказать о красавице.

Коса — главный символ девичества

Символика плетения кос была тесно связана с тогдашними верованиями и традициями. Маленькие девочки плели трехлучевую косу, которая должна была располагаться строго вдоль позвоночника. По мнению древних славян она дарила жизненную силу и здоровье маленькой хозяйке. Косу носили девушки до самого замужества, и это правило оставалось нерушимым даже для старых дев. Такие женщины до самой старости не покрывали голову и носили одну косу.

Количество и способ плетения кос также определял социальный статус женщины того времени. Традиционно молодые незамужние девушки украшали волосы цветами и лентами.

Кадр из кинофильма

Внести какое-то разнообразие в причёску можно было только после свадьбы. Накануне этого важного дня в девич-вечер невеста с подружками собирались в отчем доме и проводили обряд расплетания косы. Девушки с жалобными песнями и слезами провожали подругу во взрослую замужнюю жизнь, меняя ей причёску и заплетая уже две косы. Здесь прослеживается чёткий символизм: одна коса — это жизненные силы женщины, вторая — символ её плодовитости. В день свадьбы волосы невесты укладывали в форме короны и надевали специальный головной убор.

Женщины в браке носили специальную узнаваемую причёску — низкую однорогую кичку, а после рождения первого ребёнка кичка изменялась на высокую.

Женская коса: ритуалы и символизм

Славянские народности очень строго соблюдали все ритуалы, связанные с женскими волосами. В культуре расчёсывания и плетения косы выделяются несколько важных догм.

Строго регламентировалось, кто именно должен ухаживать за волосами. К примеру, пока девочка была маленькая, прикасаться к волосам могли только родители. При вхождении в девичество волосами занималась сама хозяйка, а в косу вплеталась одна лента, что символизировало ожидание сватовства и готовность к семейной жизни. Когда девушка находила суженого и готовилась к свадьбе, лент в волосах становилось больше.

Традиции плетения кос на Руси

Символы на лентах также носили различное значение. Расшитые ленты назывались косники и изготовлялись самостоятельно каждой мастерицей. Они были ярких цветов, расшивались золотом, серебром, жемчугом или бахромой, и часто украшались ещё и объёмными подвесками в виде треугольников, сердечек. Каждый узор имел своё значение, а весь рисунок давал цельный осмысленный рассказ-пожелание.

Во время венчания косу девушки украшала широкая лента, повязка с прикреплённой по нижнему краю сеткой из жемчуга или бисера. Она также создавалась индивидуально невестой и наглядно показывала статус и благосостояние семьи невесты.

Приметы, связанные с волосами

Русская коса - гордость и честь

Некоторые поверья, касающиеся волос, были созданы в глубокой древности и дошли до нас без изменений. К примеру:

  • Женщины не стригутся во время беременности, чтобы не потерять свою красоту и здоровье будущего малыша;
  • Запрещается обрезать волосы ребёнку до годика, а после первой стрижки нужно хранить их всю жизнь;
  • Существует примета, что посещать парикмахера лучше в новолуние — так волосы растут быстрее и будут гуще;
  • Нельзя самостоятельно подстригать себе волосы — это может привести к длительной болезни.

Символ девичьей чести

Коса девушки обладала огромным символизмом во все времена. Прежде всего она олицетворяла женскую честь и непорочность. Считалось недопустимым дёргать девушек и девочек за волосы — это приравнивалось к сильному оскорблению, и наказывалось строгим публичным порицанием или даже поркой. Запрещалось срывать головные уборы с замужних женщин — такой поступок наказывался огромным штрафом.

Русская коса

Женщина, находящаяся в браке, могла снимать головной убор и расплетать косу исключительно в присутствии мужа, так как это служило своеобразным приглашением к интимной близости. Именно отсюда произошло слово «распутница», то есть буквально женщина, предложившая себя другому мужчине. Нельзя было появляться в обществе с непокрытой головой — это был позор как для жены, так и для мужа.

Потеря косы: причины и следствия

Источник: pixabay.com

Коса девушки выступала гарантом честности и женской непорочности. Выйти замуж без неё было практически невозможно. Поэтому потеря волос становилась в большинстве случаев трагедией. На Руси косы не стригли практически никогда, за исключением нескольких возможных жизненных ситуаций:

  • Волосы обрезались после смерти мужа как символ женского горя и тоски;
  • Перед свадьбой в некоторых регионах девушке отрезали косу и дарили супругу как знак верности и невинности. После замужества женщина снова отращивала волосы, но под головным убором, а когда появлялась достаточная длина, заплетала две косы;
  • Обрезать волосы могли насильно как наказание за блуд. Это было страшным позором для женщины. Её запирали в доме, и выходить на улицу запрещалось, пока волосы не отрастут;
  • Если девушка решила принять монашеский постриг.

Волосы и здоровье

Существовало поверье, что причёсывание напрямую связано со здоровьем и жизненной энергией человека. По традиции необходимо было делать от сорока до ста движений гребнем для духовного и телесного восстановления.

Внешний вид волос девушки как в древние времена, так и сейчас был отображением внутреннего состояния и здоровья женщины. Густые, блестящие, длинные волосы — главное украшение, деталь, привлекающая внимание. В древности жених оценивал избранницу по толщине косы: чем она грубее и туже, тем добрее и здоровее будет будущая жена.

Девушки, которым повезло меньше, чтобы сделать волосы краше шли на различные ухищрения. Для придания объёма дополнительно вплетались тонкие косички из конского волоса, тем самым делая косу более толстой и тугой.

В древности по тому, каким образом была сплетена коса, судили о намерениях и нраве племени. На протяжении веков косы носили народы разных стран, чаще других — в Африке, в Египте, но в наши дни они вызывают ассоциацию именно с Древней Русью. У славян коса исконно считалась самой удобной и распространенной прической, но традиционной она стала не только поэтому. В языческие времена косе приписывали защитные функции и она играла роль оберега.


Таинство плетения косы начиналось после того, как руками делили волосы на равномерные прядки. В процессе заплетания приговаривали определенные заговоры на любовь, от порчи или от сглаза: «Волосы заплетаю, путаю, путаю мысли чужие, недобрые, не распутать моих волос, не сглазить меня, не обидеть меня, не лишить меня воли. Гребень в косу втыкаю, тыкаю гребнем врага и обидчика, пусть мысли дурные к нему вернутся, а меня не коснутся. Слово мое крепкое».

Символ девичьей красы. Плетение кос на Руси_3

Символ девичьей красы. Плетение кос на Руси_3

Поверья гласят, что именно в волосах людей сконцентрирована жизненная сила, а в косе заключена мудрость и сила женщины. Чем длиннее волосы, тем большей силой можно наполниться. Для восстановления затраченных за день жизненных сил при расчесывании волос проводили гребнем не менее 40 раз.

Женихи при выборе невесты смотрели не только на ее белоснежное лицо и точеный стан — важным критерием выбора была красота волос и толщина косы красавицы. Люди верили: чем коса длиннее и толще, тем девушка здоровее. Обещая быть верным и любящим суженым, жених выкупал косу у семьи своей избранницы.

В день проведения свадьбы подруги собирались вокруг новобрачной, пели протяжные песни и совершали обряд расплетания косы. Невеста частенько в этот момент причитала и плакала, прощаясь таким образом с девичеством. Подружки заплетали ее волосы в две косы и укладывали их вокруг головы. Новую прическу покрывали повойником (полотняной шапочкой, украшенной галуном); также замужние женщины носили волосник, кичку или сороку. Такие головные уборы полностью закрывали волосы, чтобы посторонние мужчины не могли их увидеть. Находясь в статусе жены, открывать волосы было можно только на женской половине дома или при муже. Снять головной убор на людях означало покрыть позором себя и свою семью. Именно от этого появилось понятие «опростоволоситься».

Символ девичьей красы. Плетение кос на Руси_1

Символ девичьей красы. Плетение кос на Руси_1

Символ девичьей красы. Плетение кос на Руси_2

Символ девичьей красы. Плетение кос на Руси_2

  • Что почитать летом: 10 классических книг
  • Вопросы к нечистой силе: как гадали крестьяне
  • Убийственная красота: что делали с женщинами румяна и кринолины

Незамужние девушки любили вплетать в косы атласные ленты или прикреплять накосник — небольшую берестяную дощечку, украшенную бусинками. Если в косу вплетались две ленты с середины косы, это означало, что у девушки есть жених, на брак с которым благословили ее родители. Юные особы могли выходить из дома с непокрытыми волосами. Они повязывали на голову атласную ленту, надевали кокошник или сплетенный венок. У славян было не принято ходить с распущенными волосами. Девушкам позволялось распускать волосы только в бане или на некоторых языческих праздниках. По поверьям, ходить с распущенными волосами означало подвергать себя воздействию негативных сил.

Символ девичьей красы. Плетение кос на Руси_2

Символ девичьей красы. Плетение кос на Руси_2

Раньше считалось, что через состриженные волосы на человека можно навести любое колдовство. Поэтому их никогда не выкидывали, а обычно сразу сжигали или использовали при создании обрядовых кукол. Лишиться косы считалось настоящим позором. Такой девушке приходилось запираться дома и ждать, когда волосы вновь отрастут, ведь без косы и замуж никто не брал.

Символ девичьей красы. Плетение кос на Руси_4

Символ девичьей красы. Плетение кос на Руси_4

Особое значение на Руси имели и волосы на голове мужчин. Люди, посвятившие себя духовной практике, ходили с бородой и длинными волосами. По поверьям, избавившись от растительности на голове, можно было лишиться не только энергетической силы, но и потерять взаимодействие с духовным миром.

В древности русские воины выбривали голову, оставляя небольшой клок волос, из которого плели косу. Язычники верили, что за эту косу бог Сварог вытаскивает и спасает своих сыновей с поля брани, а в вирий, в мир иной, забирает павших героев.

В отличие от женщин в мирное время мужчины ходили с распущенными волосами, перехваченными бечевкой на лбу.


Шелк получают из коконов шелковой моли. Существует множество разновидностей дикой шелковой моли. Но только одна из них стала прародительницей знаменитой Bombyx mori, слепой, бескрылой моли, из которой и получают лучший шелк. Предполагают, что она произошла от Bombyx mandarina mori, дикой шелковой моли, обитающей в белых тутовых деревьях только в Китае. В процессе селекции одомашненная моль потеряла свою способность к полету и может только есть, спариваться, производить потомство и вырабатывать шелковые волокна. Помимо этого, существует в природе еще один вид моли – Antheraea mylitta, также производящий шелковое волокно, но более грубое. Получаемые из него нити называют тусса.


Самка Bombyx mori, вылупившись из кокона, спаривается с самцом. После этого она в течении 4-6 дней откладывает до 500 и более яиц, и вскоре погибает. Для дальнейшего использования отбираются только здоровые яйца. Они сортируются, тестируются на инфекцию. Больные яйца сжигают. Они очень мелкие и легкие – вес сотни едва ли достигает 1 грамма. Они содержатся при температуре около 18 градусов по Цельсию, постепенно увеличивая ее до 25 градусов Цельсия. Приблизительно на 7 день вылупляются маленькие червячки, размер которых не превышает 2 мм. Именно эта личиночная стадия моли и называется, собственно, шелкопрядом. Дальше на протяжении приблизительно месяца шелкопряды постоянно едят, увеличивая свой вес и размер. Так, в возрасте 4-5 недель их длина достигает 3 см и более, а вес за это время увеличивается в тысячи раз! Питаются они исключительно листьями тутового дерева, которые для них собирают и отбирают вручную, а затем размельчают. Кормление происходит регулярно, день и ночь. В это время тысячи кормящихся червяков содержатся в специальных поддонах, которые ставятся один на другой. В помещении, где они содержатся, поддерживается постоянный температурный режим и влажность. Они должны быть защищены от любых колебаний внешней среды, как: громких звуков, сквозняков, сильных запахов продуктов и даже пота. От тысяч челюстей, перемалывающих листья тутовника, стоит постоянный гул, напоминающий звук сильного дождя, барабанящий по крыше. За это время червяки несколько раз линяют, постепенно меняя свой цвет с серого на бледно-розовый.


Наконец приходит время свивать кокон. Шелкопряд начинает волноваться, трясти головой вперед-назад. Гусениц помещают в отдельные отсеки. С помощью двух специальных желез – фильер, червяки начинают производить студенистую субстанцию, которая затвердевает при контакте с воздухом. Вещество, которое вырабатывают шелкопряды, включает в себя два основных компонента. Первый – фиброин, нерастворимое протеиновое волокно, составляющее 75-90% выработки. Второй – серицин, клейкое вещество, предназначенное для скрепление волокон кокона. Помимо них присутствуют также жиры, соли, воск. За три-четыре дня шелкопряды свивают вокруг себя кокон, помещая себя внутри его. Они становятся похожи на белые пушистые вытянутые клубки. В это время коконы сортируют по цвету, размеру, форме

Затем проходит еще 8-9 дней, и коконы готовы к раскручиванию. Если упустить время, то куколка превратится в моль и прорвет кокон, повредив целостность нити. Поэтому куколку сначала надо умертвить. Для этого ее подвергают тепловому воздействию, после чего кокон опускают в горячую воду, чтобы растворить клейкое вещество серацин, скрепляющее нити. В этот момент удаляется только незначительная его часть, около 1%, но этого достаточно для того, чтобы можно было размотать нить. Находят конец нити, проводят ее через фарфоровый глазок и осторожно начинают раскручивать, наматывая на шпульку. Каждый кокон производит нить длиной, в среднем, от 600 до 900 м, а отдельные особи – до 1000 и более метров! Затем вместе скручивают 5-8 нитей, чтобы получить из них одну нить. Когда какая-то из нитей заканчивается, к ней скручивается новая, и таким образом формируется очень длинная нить. Серацин способствует прилипанию одной нити к другой. Полученный продукт – шелк-сырец, — сматывается в мотки пряжи. В настоящее время этот процесс автоматизирован.

Мотки пряжи шелка-сырца сортируют по цвету, размеру и другим характеристикам. Затем шелковые нити снова крутят для достижения ими однородной структуры и плотности. На этой стадии можно скручивать и разные пряжи, чтобы получить затем разные текстуры ткани. Далее нити пропускают через специальные ролики. После этого пряжа поступает на ткацкую фабрику.

Здесь пряжу снова замачивают в теплой мыльной воде, происходит рафинирование, и вес пряжи уменьшается до 25%. После этого пряжа имеет сливочно-белый цвет и далее может быть окрашена и подвергнута дополнительным процессам обработки. Только после этого можно приступать к изготовлению ткани на таких старинных ткацких станках.

Интересная статистика: на шелк для мужского галстука требуется, в среднем, 111 коконов, а на шелк для пошива женской блузки — 630!

Несмотря на то, что сейчас появилось множество искусственных волокон – полиэстер, нейлон и др., ни одно из них не может сравниться по качеству с настоящим шелком. Шелковые ткани согревают в прохладную погоду и холодят в жару, они приятны на ощупь и приятны глазу. Кроме того, шелковая нить более прочная, чем стальная нить равного диаметра!

Конечная продукция. Шёлковые ткани


Это костюмы Короля и Королевы Китая, выставленные в витрине фабрики


Шелковый коврик за 3 тысячи долларов


А это приспособление для натягивания вручную


Маленький комочек шелка, который помещается в кулаке , растягивают для многослойного шёлкового одеяла. Нам дали попробовать, но ни у кого не получилось, тончайшее полотно рвалось в каком-нибудь месте. Здесь нужно мастерство.


На память можно было взять несколько коконов шелкопряда.

Читайте также: