Коса у девушки и коса косить что это

Опубликовано: 17.09.2024


Николай Малышев; Владимир Смирнов/TASS

Увидеть на голове русской женщины короткую стрижку еще какое-то столетие назад было практически невозможно. С распущенными волосами ходить в обществе тоже было не принято - сегодня это можно сравнить с появлением в офисе в ночной рубашке. Женщины всех возрастов носили длинные волосы, заплетенные в косы.

Косы - это статус

Одна из самых простых на первый взгляд причесок - длинная коса - имела сакральное значение для женщин на Руси. Во-первых, так было понятно, свободна ли женщина или в отношениях. Незамужняя девушка носила одну косу, а когда у нее появлялся жених, вплетала в косу яркую ленту.

Вплетая в косы ленту, девушка показывала, что у нее уже есть жених.

Вплетая в косы ленту, девушка показывала, что у нее уже есть жених.

Две ленты означали, что родители девушки уже дали согласие на брак.

А вот две косы могли носить только замужние женщины. На Руси существовал обряд расплетания косы накануне бракосочетания, который символизировал прощание с девичьей жизнью. В некоторых регионах в обряде участвовал брат невесты, в других - сам жених, в третьих - подружки.

Константин Маковский. Под венец. 1890.

Константин Маковский. Под венец. 1890.

Серпуховский историко-художественный музей

Так как семейный статус обязывал женщину всегда покрывать голову, то обе косы укладывались в хитрую прическу под головной убор. И никто кроме семьи не мог видеть ее волос. Если замуж женщина не выходила (такие случаи, разумеется, тоже были), то так до самой старости и носила одну косу.

Коса для женщины - как борода для мужчины

Коса для женщины считалась символом чести, как и борода для мужчины: дернуть за косу считалось большим оскорблением. На Руси насильственное обрезание косы у крестьянки было наказанием за серьезные проступки - прелюбодеяние, например. И наказание определял крестьянский суд.

При этом девушка могла сама обрезать косу в знак скорби, если у нее погибал жених. Так она выражала окружающим свое нежелание выходить замуж. В некоторых регионах существовал обычай дарения косы: девушка дарила ее будущему мужу, как бы отдавая свою жизнь в его руки. Если на деревню нападали враги, муж мог взять на бой косу жены как оберег.

Вся сила в волосах

У славян было довольно много поверий, связанных с волосами. Главным образом, они считали, что в них находится жизненная сила, а потому обращаться с волосами нужно бережно.

Маленьких детей не стригли до определенного возраста (где-то это было 3 года, где-то даже 5) и старались не расчесывать. А обряд первой стрижки был одним из главных событий в жизни молодого славянина.

Филипп Будкин. Девушка перед зеркалом. 1848.

Филипп Будкин. Девушка перед зеркалом. 1848.

Национальный художественный музей Республики Беларусь

Девочки с ранних лет учились ухаживать за своими волосами и доверяли расчесывать себя и заплетать косы только близким людям. Чем толще коса (лучше до пояса и толщиною в руку), тем завиднее была невеста. Девушки старательно расчесывали волосы по вечерам, восстанавливая потраченную за день энергию. Заплетая косу, можно было читать заговоры на любовь или от сглаза.

Если одна коса наполняла жизненной силой только одну девушку, то две косы символизировали жизни как их владелицы, так и ее будущих детей. Еще с древних времен существуют поверья, что беременным женщинам нельзя стричь волосы. Но это не значит, что на Руси волосы не стригли совсем.

Чтобы волосы быстрее росли и были гуще, начиная с 16 лет, девушкам подравнивали кончики волос, причем делать это можно было только на растущую луну. Остриженные волосы нельзя было просто выкинуть, чтобы на человека не навели колдовство - их сжигали. Кстати, до сих пор в России девушки нередко сверяются с лунным календарем, выбирая день для стрижки.

Девушки во время праздника Ивана Купалы.

Девушки во время праздника Ивана Купалы.

Распущенные волосы было носить не только неприлично, но еще и опасно - ведь девушка могла подвергнуться негативному воздействию злых сил. Правда, на языческий праздник Ивана Купалы девушки могли распускать волосы, и именно для “контакта” с миром духов.

Ведьм славяне также представляли с распущенными волосами - от русалок до Бабы Яги.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Вий".

Константин Ершов, Георгий Кропачев/Мосфильм, 1967

В древности по тому, каким образом была сплетена коса, судили о намерениях и нраве племени. На протяжении веков косы носили народы разных стран, чаще других — в Африке, в Египте, но в наши дни они вызывают ассоциацию именно с Древней Русью. У славян коса исконно считалась самой удобной и распространенной прической, но традиционной она стала не только поэтому. В языческие времена косе приписывали защитные функции и она играла роль оберега.


Таинство плетения косы начиналось после того, как руками делили волосы на равномерные прядки. В процессе заплетания приговаривали определенные заговоры на любовь, от порчи или от сглаза: «Волосы заплетаю, путаю, путаю мысли чужие, недобрые, не распутать моих волос, не сглазить меня, не обидеть меня, не лишить меня воли. Гребень в косу втыкаю, тыкаю гребнем врага и обидчика, пусть мысли дурные к нему вернутся, а меня не коснутся. Слово мое крепкое».

Символ девичьей красы. Плетение кос на Руси_3

Символ девичьей красы. Плетение кос на Руси_3

Поверья гласят, что именно в волосах людей сконцентрирована жизненная сила, а в косе заключена мудрость и сила женщины. Чем длиннее волосы, тем большей силой можно наполниться. Для восстановления затраченных за день жизненных сил при расчесывании волос проводили гребнем не менее 40 раз.

Женихи при выборе невесты смотрели не только на ее белоснежное лицо и точеный стан — важным критерием выбора была красота волос и толщина косы красавицы. Люди верили: чем коса длиннее и толще, тем девушка здоровее. Обещая быть верным и любящим суженым, жених выкупал косу у семьи своей избранницы.

В день проведения свадьбы подруги собирались вокруг новобрачной, пели протяжные песни и совершали обряд расплетания косы. Невеста частенько в этот момент причитала и плакала, прощаясь таким образом с девичеством. Подружки заплетали ее волосы в две косы и укладывали их вокруг головы. Новую прическу покрывали повойником (полотняной шапочкой, украшенной галуном); также замужние женщины носили волосник, кичку или сороку. Такие головные уборы полностью закрывали волосы, чтобы посторонние мужчины не могли их увидеть. Находясь в статусе жены, открывать волосы было можно только на женской половине дома или при муже. Снять головной убор на людях означало покрыть позором себя и свою семью. Именно от этого появилось понятие «опростоволоситься».

Символ девичьей красы. Плетение кос на Руси_1

Символ девичьей красы. Плетение кос на Руси_1

Символ девичьей красы. Плетение кос на Руси_2

Символ девичьей красы. Плетение кос на Руси_2

  • Что почитать летом: 10 классических книг
  • Вопросы к нечистой силе: как гадали крестьяне
  • Убийственная красота: что делали с женщинами румяна и кринолины

Незамужние девушки любили вплетать в косы атласные ленты или прикреплять накосник — небольшую берестяную дощечку, украшенную бусинками. Если в косу вплетались две ленты с середины косы, это означало, что у девушки есть жених, на брак с которым благословили ее родители. Юные особы могли выходить из дома с непокрытыми волосами. Они повязывали на голову атласную ленту, надевали кокошник или сплетенный венок. У славян было не принято ходить с распущенными волосами. Девушкам позволялось распускать волосы только в бане или на некоторых языческих праздниках. По поверьям, ходить с распущенными волосами означало подвергать себя воздействию негативных сил.

Символ девичьей красы. Плетение кос на Руси_2

Символ девичьей красы. Плетение кос на Руси_2

Раньше считалось, что через состриженные волосы на человека можно навести любое колдовство. Поэтому их никогда не выкидывали, а обычно сразу сжигали или использовали при создании обрядовых кукол. Лишиться косы считалось настоящим позором. Такой девушке приходилось запираться дома и ждать, когда волосы вновь отрастут, ведь без косы и замуж никто не брал.

Символ девичьей красы. Плетение кос на Руси_4

Символ девичьей красы. Плетение кос на Руси_4

Особое значение на Руси имели и волосы на голове мужчин. Люди, посвятившие себя духовной практике, ходили с бородой и длинными волосами. По поверьям, избавившись от растительности на голове, можно было лишиться не только энергетической силы, но и потерять взаимодействие с духовным миром.

В древности русские воины выбривали голову, оставляя небольшой клок волос, из которого плели косу. Язычники верили, что за эту косу бог Сварог вытаскивает и спасает своих сыновей с поля брани, а в вирий, в мир иной, забирает павших героев.

В отличие от женщин в мирное время мужчины ходили с распущенными волосами, перехваченными бечевкой на лбу.

При упоминании русских красавиц перед взором сразу предстаёт стройная изящная девушка со здоровым румянцем на щеках и длинной толстой косой. На протяжении многих столетий именно таким образом женщины заплетали волосы. Тугая коса была главным украшением и гордостью девушки, её долго отращивали и очень берегли. Причёска и способ плетения могли многое рассказать о красавице.

Коса — главный символ девичества

Символика плетения кос была тесно связана с тогдашними верованиями и традициями. Маленькие девочки плели трехлучевую косу, которая должна была располагаться строго вдоль позвоночника. По мнению древних славян она дарила жизненную силу и здоровье маленькой хозяйке. Косу носили девушки до самого замужества, и это правило оставалось нерушимым даже для старых дев. Такие женщины до самой старости не покрывали голову и носили одну косу.

Количество и способ плетения кос также определял социальный статус женщины того времени. Традиционно молодые незамужние девушки украшали волосы цветами и лентами.

Кадр из кинофильма

Внести какое-то разнообразие в причёску можно было только после свадьбы. Накануне этого важного дня в девич-вечер невеста с подружками собирались в отчем доме и проводили обряд расплетания косы. Девушки с жалобными песнями и слезами провожали подругу во взрослую замужнюю жизнь, меняя ей причёску и заплетая уже две косы. Здесь прослеживается чёткий символизм: одна коса — это жизненные силы женщины, вторая — символ её плодовитости. В день свадьбы волосы невесты укладывали в форме короны и надевали специальный головной убор.

Женщины в браке носили специальную узнаваемую причёску — низкую однорогую кичку, а после рождения первого ребёнка кичка изменялась на высокую.

Женская коса: ритуалы и символизм

Славянские народности очень строго соблюдали все ритуалы, связанные с женскими волосами. В культуре расчёсывания и плетения косы выделяются несколько важных догм.

Строго регламентировалось, кто именно должен ухаживать за волосами. К примеру, пока девочка была маленькая, прикасаться к волосам могли только родители. При вхождении в девичество волосами занималась сама хозяйка, а в косу вплеталась одна лента, что символизировало ожидание сватовства и готовность к семейной жизни. Когда девушка находила суженого и готовилась к свадьбе, лент в волосах становилось больше.

Традиции плетения кос на Руси

Символы на лентах также носили различное значение. Расшитые ленты назывались косники и изготовлялись самостоятельно каждой мастерицей. Они были ярких цветов, расшивались золотом, серебром, жемчугом или бахромой, и часто украшались ещё и объёмными подвесками в виде треугольников, сердечек. Каждый узор имел своё значение, а весь рисунок давал цельный осмысленный рассказ-пожелание.

Во время венчания косу девушки украшала широкая лента, повязка с прикреплённой по нижнему краю сеткой из жемчуга или бисера. Она также создавалась индивидуально невестой и наглядно показывала статус и благосостояние семьи невесты.

Приметы, связанные с волосами

Русская коса - гордость и честь

Некоторые поверья, касающиеся волос, были созданы в глубокой древности и дошли до нас без изменений. К примеру:

  • Женщины не стригутся во время беременности, чтобы не потерять свою красоту и здоровье будущего малыша;
  • Запрещается обрезать волосы ребёнку до годика, а после первой стрижки нужно хранить их всю жизнь;
  • Существует примета, что посещать парикмахера лучше в новолуние — так волосы растут быстрее и будут гуще;
  • Нельзя самостоятельно подстригать себе волосы — это может привести к длительной болезни.

Символ девичьей чести

Коса девушки обладала огромным символизмом во все времена. Прежде всего она олицетворяла женскую честь и непорочность. Считалось недопустимым дёргать девушек и девочек за волосы — это приравнивалось к сильному оскорблению, и наказывалось строгим публичным порицанием или даже поркой. Запрещалось срывать головные уборы с замужних женщин — такой поступок наказывался огромным штрафом.

Русская коса

Женщина, находящаяся в браке, могла снимать головной убор и расплетать косу исключительно в присутствии мужа, так как это служило своеобразным приглашением к интимной близости. Именно отсюда произошло слово «распутница», то есть буквально женщина, предложившая себя другому мужчине. Нельзя было появляться в обществе с непокрытой головой — это был позор как для жены, так и для мужа.

Потеря косы: причины и следствия

Источник: pixabay.com

Коса девушки выступала гарантом честности и женской непорочности. Выйти замуж без неё было практически невозможно. Поэтому потеря волос становилась в большинстве случаев трагедией. На Руси косы не стригли практически никогда, за исключением нескольких возможных жизненных ситуаций:

  • Волосы обрезались после смерти мужа как символ женского горя и тоски;
  • Перед свадьбой в некоторых регионах девушке отрезали косу и дарили супругу как знак верности и невинности. После замужества женщина снова отращивала волосы, но под головным убором, а когда появлялась достаточная длина, заплетала две косы;
  • Обрезать волосы могли насильно как наказание за блуд. Это было страшным позором для женщины. Её запирали в доме, и выходить на улицу запрещалось, пока волосы не отрастут;
  • Если девушка решила принять монашеский постриг.

Волосы и здоровье

Существовало поверье, что причёсывание напрямую связано со здоровьем и жизненной энергией человека. По традиции необходимо было делать от сорока до ста движений гребнем для духовного и телесного восстановления.

Внешний вид волос девушки как в древние времена, так и сейчас был отображением внутреннего состояния и здоровья женщины. Густые, блестящие, длинные волосы — главное украшение, деталь, привлекающая внимание. В древности жених оценивал избранницу по толщине косы: чем она грубее и туже, тем добрее и здоровее будет будущая жена.

Девушки, которым повезло меньше, чтобы сделать волосы краше шли на различные ухищрения. Для придания объёма дополнительно вплетались тонкие косички из конского волоса, тем самым делая косу более толстой и тугой.

Многие века женщины на Руси носили только длинные волосы. И лишь в начале прошлого века, когда повеяло эмансипацией, некоторые из них стали носить короткие стрижки. С чем же это связано? Дело в том, что волосы для русских всегда имели особый, сакральный смысл.

Значение кос

Все русские женщины, независимо от возраста и сословия, носили косы, и по ним можно было определить их статус. Так, девочкам с семи лет заплетали косу из трех прядей, символизировавшую триединство. У славян-язычников это были три мира – Явь, Правь и Навь, а у христиан – Бог-Отец, Бог-Сын и Святой Дух. Заплеталась коса строго по направлению позвоночника, так как наши предки считали, что именно через хребет человека наполняют жизненные силы.

Незамужние девушки носили одну косу, в которую вплетали ленты и другие украшения. Замужние женщины должны были носить две косы, которые иногда укладывали на голове короной. Одна коса символизировала, что женщина вверяет себя Богу, вторая – мужу. Существовала также примета, что если замужняя женщина будет носить одну косу, она может овдоветь.

Замужние должны были закрывать косы кокошником или повойником. Фольклористы считают, что это делалось в защитных целях, чтобы женщина, входя в чужой род, не могла повредить ему своей магической силой, сосредоточенной в волосах. Таким образом в браке она становилась собственностью мужа.

Коса символизировала женскую честь. Даже просто дернуть девушку за косу считалось оскорблением. Оскорбительно для женщины было и сорвать с нее головной убор. А если кто-то отрезал у девушки или женщины волосы, то мог заплатить солидный штраф. Обрезать женщинам волосы разрешалось разве что при монашеском постриге, и то обычно ограничивались одной или несколькими прядями.

Иногда девушка или женщина самостоятельно обрезала себе волосы. Например, она могла сделать это в память о погибшем муже или женихе. Такой поступок указывал на глубокую скорбь и нежелание больше выходить замуж.

В каких случаях волосы девушке или женщине могли обрезать насильственно? Например, если она расставалась с невинностью до брака, если ее обвиняли в чем-то неблаговидном – скажем, в колдовстве. Обрезать косу могла и ревнивая соперница.

В отдельных регионах существовал обычай, когда девушке отрезали косу перед вступлением в брак, после чего она дарила ее суженому в знак того, что отныне вручает ему свою жизнь, а сама начинала отращивать новую. К тому же, девичья коса жены служила, по поверьям, оберегом от сглаза и несчастий. Воины часто брали ее с собой как талисман, отправляясь сражаться с половцами и печенегами. Зато враги, ворвавшись в поселение, нередко отрезали женщинам волосы – в знак их порабощения.

В XV—XVI столетиях новгородское духовенство пыталось бороться с языческим обычаем бритья головы замужними женщинами.

Сила волос

Почему же женским волосам на Руси придавали такое значение? Российский этнограф Нина Ивановна Гаген-Торн полагает, что славяне издавна связывали женские волосы с идеей плодородия и половой силы, и приписывали им магические свойства.

Распускать волосы дозволялось во время языческих празднеств, например, праздника Ивана Купалы, когда необходимо было проявление этой самой силы. При родах женщины снимали головной убор и распускали волосы, считалось что это облегчает роды.

В Орловской губернии роженицы в критических ситуациях держали собственные волосы во рту. В Вятской губернии они глотали волосы, чтобы вышел послед. Хотя современные медики считают, что это действие просто вызывало рвоту, и таким образом удавалось добиться желаемого результата.

Также в Орловской губернии было принято перевязывать пуповину новорожденного прядью волос, срезанной с материнского виска – чтобы привязать ребенка к матери. В Сарапульском уезде Вятской губернии существовал еще и такой обычай: если у ребенка «зацветет» рот, мать должна обтереть его своими волосами.

Ритуал расчесывания

Расчесывание женских волос представляло собой целый ритуал. Считалось, что эта процедура поможет восстановить утраченные жизненные силы. Малышкам имели право расплетать косы и расчесывать волосы только родители.

Взрослые девушки или женщины либо расчесывались сами, либо позволяли это делать матери, сестре или другой близкой родственнице, в крайнем случае – своему мужу или избраннику. Необходимо было провести гребнем по волосам не менее сорока раз. Понятно, что при остриженных волосах ритуал не имел бы смысла.

«Проводники» жизненной энергии

Еще у древних славян существовало поверье, что остричь волосы означает забрать силу человека. Считалось, что такой человек уязвим для злых сил. Он может ослабнуть, заболеть, даже умереть.

Волосы использовались в приворотах, а если птицы вили из них гнездо, то это могло повлиять на состояние бывшего владельца волос. Чтобы избежать неприятностей, стриженые или оставшиеся от расчесывания волосы рекомендовалось сжечь в печи.

Суеверия современности

В наши дни сохранилось довольно много поверий и примет касательно волос. Так, нельзя остригать волосы самостоятельно, бросать состриженные или вычесанные волосы в воду, а также вообще их выбрасывать – нужно хранить их в надежном месте. Не рекомендуется стричь волосы беременным женщинам — в старину считалось, что тогда ребенок родится мертвым. Девушки или женщины должны стричься только по «женским» дням – в среду и пятницу, и делать это можно только на убывающей Луне. Все эти суеверия унаследованы нами от предков.

Словарь Ушакова

1.

кос а 1 , косы, вин. косу, мн. косы, жен. Несколько прядей волос на голове, сплетенных вместе. Девочка носила косу. Растрепать косу. Китаец с косой. Оттаскать за косы. Рвануть за косу.

2.

кос а 2 , косы, вин. косу, мн. косы, жен. Сельскохозяйственное орудие для кошения травы - длинный нож с изогнутым концом, отточенный с одной стороны и прикрепленный к длинной рукоятке. Точить косу. Отбивать косу. Смерть аллегорически изображали в виде скелета с косой.

3.

кос а 3 , косы, вин. косу, мн. косы, жен. (геогр.). Длинная узкая отмель, идущая от берега, или плоский, низкий мыс.

4.

кос а 4 , косы, вин. косу, мн. косы, жен. (обл.). Узкая полоса леса.

Энциклопедия моды и одежды

заплетение волос. Известна как русская национальная прическа. Еще в Киевской Руси, а позже и Московской Руси - девушки носили длинные гладко причесанные волосы, заплетенные низко на затылке в одну К. Ее плели ровно, в три плетешка, украшали косником или лентой. В день свадьбы подружки невесты под пение грустных протяжных песен расплетали девичью К., чтобы заплести ее на две височные К. и уложить короной вокруг головы; замужним женщинам полагалось прятать волосы, чтобы посторонние мужчины и даже родственники мужского пола не могли увидеть волос. В Древней Руси бытовало выражение "опростоволосить женщину", т. е. нанести оскорбление, открыв ее волосы.

К. известны и другим народам. Так, например, начиная с Древнего Египта, африканки разных племен заплетали волосы в многочисленные тонкие косички, располагали их на голове очень живописно, создавали из них прически разной формы. Издавна многочисленные мелкие косички украшали головы узбечек, таджичек и др. женщин Востока.

(Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Фразеологический словарь русского языка

Нашла коса на камень - о столкновении людей, не жалеющих уступить друг другу

Хоть косой коси - слишком много, полное изобилие чего-то

Военно-морской Словарь

низкая и узкая полоса суши, идущая от берега в сторону моря (озера, реки).

Геоморфологический словарь-справочник

низкая намывная полоса суши на берегу моря или озера, причленѐнная к берегу и вдающаяся клином в пределы акватории. Сложена песком, галькой, ракушей. Образуется в результате перемещения наносов волнами и волновыми течениями вдоль берега и их аккумуляции на участке падения энергии волны при огибании выступа берега или за островами.

Уральская Историческая Энциклопедия

с., р-ный ц. коми-перм. авт. окр. Перм. обл. Расположен в 3-х км. от р.Коса (приток р.Камы), в 338 км от Перми.

Первое пос. возникло в 1579. С конца XVI по XIX в. К. было почтовой ст. на Моск.-Сибирском, а затем земском трактах. В конце XIX - нач. XX в. К. стала ц. Косинской вол. Чердынского у. Перм. губ. С 20-х XX в. становится адм.-хоз. и культ. ц. р-на. В К. расположены леспромхоз, ц. усадьба совхоза Косинский, маслоз-д, асфальто-бетонный з-д, ремонтно-техн. предприятие, скотоубойный пункт, малое стр. предприятие. Работают больн., библ., ДК, ср. школа, муз., аэропорт местных линий, автовокзал. Нас. 2,6 тыс. чел. (01.01.1996).

Степанов М.Н., Шумилов Е.Н.

Энциклопедический словарь

  1. (кхоса), язык народа коса. Относится к языкам банту. Письменность на основе латинской графики.
  2. низкая и узкая намывная полоса суши, причлененная одним концом к берегу, а другим выступающая в сторону моря (реки, озера).
  3. (амакоса, юж. зулу, кафры), народ группы банту в ЮАР. 7,39 млн. человек (1992). Язык коса. Верующие - христиане.

Словарь Ожегова

КОСА 1 , ы, вин. косу и косу, мн. косы, кос, косам, ж. Сплетённые в виде жгута несколько длинных прядей волос, а также вообще несколько нитей, прядей, сплетённых таким образом. Заплести, расплести косу. Тугая к.

| уменьш. косичка, и, ж.

КОСА 2 , ы, вин. косу и косу, мн. косы, кос, косам, ж. Сельскохозяйственное орудиеизогнутый нож на длинной рукоятке для срезания травы, злаков. Махать косой. Точить косу. Нашла к. на камень. (посл. об упрямом нежелании уступить друг другу).

КОСА 3 , ы, вин. косу и косу, мн. косы, кос, косам, ж. Идущая от берега низкая и узкая полоса земли. Песчаная к.

Словарь Ефремовой

  1. ж. Несколько прядей волос на голове человека, сплетенные вместе.
  2. ж.
    1. Сельскохозяйственное орудие в виде узкого изогнутого лезвия, насаженного на длинную рукоятку, служащее для срезывания травы, хлебных злаков.
    2. устар. Изображение такого орудия в руках у скелета как образ смерти.
  3. ж. Длинная узкая отмель, идущая от берега; мыс.

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

ж. узкая, косая полоса, клином; сиб. кошка (умал. коска?) длинная песчаная отмель, идущая клином, грядой от берега;

долгий кривой нож, для подрезки трави на сено, для съемки с корня хлеба; умалит. косочка; в полосе этой отличают самое лезвее, и загнутый, для крепости, обух, да пятку и носок. Посредством кольца и клина, коса насаживается пяткою на косье, косовище, твер. пск. косовье, орл. косовину, косьевище сиб. окосье. Косу отбивают особым молотком на бабке, точать лопаткою (дощечка с песком) и бруском. Без косы и сена не накосишь. На острую косу много сенокосу. Бритва бреет, и коса бреет. Попадает (нашла) коса на камень. С косой в руках, погоды не ждать. Коса в пороге охраняет от злых людей, вологд. обычай, вделывать в порог старую косу. Травы поем-зубы притуплю: песку хвачу-опять наострю? коса. Пришел тень в Петров день, сел тень на пень, стал стрекотать, только перышки летят? коса. Летал тень на Петров день, сел тень на пень, стал тень плакать: волосы вянуть, дубрава шумит? коса. Щука ныряет, весь лес валяет, горы подымает? косьба. Щука в море хвостом виляет, горы ставит? косьба. Ходить щучка по заводи, ищет щучка тепла гнезда, где бы щучке трава густа? коса. Щука понура хвостом вернула (вильнула): лесы пали, горы стали? коса. Бедной девке краса смертная коса.

Коса, на бумажной фабрике, резец или сечка, которою крошат тряпье.

Коса, собранные у затылка и особ. заплетенные долгие волосы; умалит. коска, косочка, косичка, косанька. Отрезать девке косу, опозорить. Пукля не пушка, коса не штык, говор. Суворов. Коса девичья краса. Красная краса, русая коса. Девичья коса на всю Москву (или на все село) краса. У девушиа нрав косою закрыт, уши золотом завешены. Подруги косу плетут на часок, а свахи на век. Не расплетайте косы до вечерней росы; суженый придет, сам расплетет. В Благовещенье девка косы не заплетает. Не успеет стриженая девка косы заплести. За косы руками, а в бока и ребра кулаками. Сидит петух на воротах: косы до полу, голос до неба? колокол.

Коса, брюшное перо красной рыбы и тежка около. Мера красной рыбы от конца щипца (носа) до косы.

Вообще, всякая вещь похожая на хвост, на женскую косу; косы у шапки, сиб. долгия уши, для обмоту; косы на пиве, на квасу, струистая пена; косы на пеньковом бунту, концы виц, прутьев, коими бунт связан. Косички платка, кончики; косички у чапуры, перышки, из которых делают казачьи генеральские султаны. Косички, мелкие женские косы, плетушки. Косы у петуха, хвост.

Выдавшаяся острым клином в воду земля, полоска, гряда; говор. о плоской, низменной, особ. песчаной гряде, от которой обычно идет еще подводная коса, отмель; острый мыс, грива, гривка. Забрел за косу, или попал в замахину, волжск. сбился со стрежня, попал в кут.

Коса-трава, растен. Asarum europaeum, копытень. Косица ж. женская коса;

косой край, косик, откос;

висок, боковой заворот лба к уху. Не бей в косицу.

Подзоры, полотенца, резные доски по косому краю крестьянской крыши.

Прядка волос на висках, особ. приглаженная, завитая;

курчавое перо, и пр. у селезня. Гривная косица, отборный волос из конских грив. На теле вышла сыпь: красные лапты с косицами. Горе косицу белит. Пожалел темени, так ударил в косицу! шуточн. Косища, увеличенное коса, во всех знач. Косить траву, говорять в сено, скашивать, подкашивать, срезывать взмахами косы (также косой). В этих лугах мы не кашивали. Кашивал я и косою, и горбушею. Косить на грабки, нагребок, на крюк, лучек. Думал косить, ан дождь косит, бьет накос. Где покос отведут, там и коси, слушайся. -ся, быть скошену. Вкосились в чужое. Выкосить луга. Докашивать остатки. Закашиваться за межу. Коса искосалась, а не много накосила. Надкошенный луг, початой. Обкосить стог, вокруг. Обкашивать друг друга, взапуски. Мы откосились. Покосили по межникам. Подкосили его под корень. Перекосить снова, вторично. Перекашиваться, косить взапуски. Прикосилась коса, притупела. Прокашивай дорожки. Невпопад раскосился, скосил все саженцы. Кошенье длит. Косьба ж. покос, действ. по смыслу глаг. Кошанина, кошевина ж. отава или выкошенное место.

Кошанина южн. кошаница ж.вост. хлеб, скошенный, по плохому урожаю зерна, под корм скоту. Косарь, косец м. косовщик пск. твер. Косариха ж. кто косит траву, работает косою. Косьба и молотьба у нас работы мужская, но местами бабы косят и молотят.

Косарь также большой, тяжелый нож, для щепленья лучины, рубки костей, который нередко делается из обломка косы. Косырь, широкий нож откосом, косой; косарь. Подай касаря, казнить, рубить комара!

Косец смол. разбойник, грабитель по дорогам, портной с вязовою иглою. Косовица, южн. зап. покос, сенокос; луг, пажить;

время, пора косьбы. Косари мн. тул. созвездие, составленное народом, в голове или начале млечного пути. Косарики мн. южн. песня косцов, косарей;

растен. дикая герань, с носатыми семенами, косою. Косарев, косцов, косарихин, им принадлежащий. Косарецкий, косецкий, к ним относящийся.

В тул. вор. Косарецкий, в виде сущ. косарецкий поросенок, начиненный кашею, на Васильев вечер (не кесарийский?). Косарный, к косарю отнсщ. Косарник м. делающий косари. Косарить лес, подкосаривать, подсекать поросль, нижие сучья крупного леса, подготовляя его на вырубку, под лядину или росчисть. Косать, бить, офиск. уптрб. во влад. твер. и др. Косырить, подсекать, резать, рубить, крошить. Косьевый, косовинный, косовищный, к косью, ко древку, рукояти косы относшс. Косоправка, косоточка ж. косоток м. костр. деревянная лопатка, с песком на смоле, для точки косы. Косоточный, к точке косы относящийся. Косоправ, мастер отбивать и точить косу. Кособойная печь, горн для ковки касим. Косчая трава, арх. удобная для косьбы, рослая и густая. Косяной, к головной косе относящийся. Косной, к волосяной и железной косе относящийся. Косные ленты. Косная сталь. Косовый, к речной косе относящийся. Косовая отмель. Косатый, с головною косою, косичками. Косатый селезень. Косастый, у кого длинная коса или косы. Косастая девка. Косатка ж. вилохвостая ласточка, у которой хвостик из двух долгих косичек.

Вид морской свинки или дельфина, Delphinus orca.

Рыба Trigia hirundo.

тамб. расти. Iris furcata. Косатик, косатник, камешек, будто бы находимый в желудке ласточек.

Растение Acorus calamus, ир и аир.

Растение Iris pseudoacorus, сабельник, лепешник, чикан, петушки, и вообще разные виды этого рода, путаемые с аиром.

Косатик м. косатка, -точка, -тушка ж. ласкательный привет: милый, любезный мой, дружок, красавица моя и пр. Косаткин, косатке (ласточке или подруге) принадлежщий. Косаткино гнездышко. Касаткины глазки. Косарка ж. Iris furcata; косички ж. мн. Iris germanica, пролеска, сазаны. Косач м. петух тетерий, полюх, полевой тетерев, которого хвост раздвоен косичками. Косачий, к косачу относящийся. Косачник м. охотник, ловко, удачно стреляющий косачей. Косник м. продавец сенокосных касим.

Брусок для точки кос: он жестче других.

Лента в косу, пук лент, привешиваемый девками, или особый лоскут, или подушечка шитая бисером, на кончик косы, иногда на медной пряжке, нижлук.

пенз. снизанный из бисера сеточкою девичий головной убор;

ниж. бабья исподняя шапочка, под платок; головной убор. Косьенка ж. перм. головной убор девиц и молодиц; наколка (платок) на картузной бумаге, убранная цветами, кружевцами и светлыми булавками. также косой. КосовниАк, растен. Aristida punges. Косоплетка ж. шнурок, тесьма, узенькая лента, вплетенная для закрепы в конец косы: косник, лапта, унизанная подушечка (косоплет, см. косой). Косоплетина, косоплетка, в первом значении. Примите девичью красоту, говор. сваха родителям невесты, подавая на тарелке косоплетку ее. Друженька разлученька, свахонька косоряжка.

Читайте также: