Что русалочка отдала морской ведьме волосы язык жизнь

Опубликовано: 17.09.2024

найти описание жилища ведьмы

что чувствовала Русалочка когда была там?

хотелось ли ей вернуться назад?

почему она не сделала этого?

О чём просила Русалочка ведьму?

чем заплатила за это?

что испытывала Русалочка, когда покидала свой родной дом?

1) \u041e\u043d\u0430 \u0445\u043e\u0442\u0435\u043b\u0430 \u0441\u0435\u0431\u0435 \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0435 \u043d\u043e\u0433\u0438.

2) \u0436\u0438\u043b\u0438\u0449\u0443 \u0432\u0435\u0434\u044c\u043c\u044b \u043b\u0435\u0436\u0430\u043b \u0447\u0435\u0440\u0435\u0437 \u043f\u0443\u0437\u044b\u0440\u0438\u0432\u0448\u0438\u0439\u0441\u044f \u0438\u043b; \u044d\u0442\u043e \u043c\u0435\u0441\u0442\u043e \u0432\u0435\u0434\u044c\u043c\u0430 \u043d\u0430\u0437\u044b\u0432\u0430\u043b\u0430 \u0441\u0432\u043e\u0438\u043c \u0442\u043e\u0440\u0444\u044f\u043d\u044b\u043c \u0431\u043e\u043b\u043e\u0442\u043e\u043c. \u0410 \u0442\u0430\u043c \u0443\u0436 \u0431\u044b\u043b\u043e \u0440\u0443\u043a\u043e\u0439 \u043f\u043e\u0434\u0430\u0442\u044c \u0434\u043e \u0435\u0451 \u0436\u0438\u043b\u044c\u044f, \u043e\u043a\u0440\u0443\u0436\u0451\u043d\u043d\u043e\u0433\u043e \u0434\u0438\u043a\u043e\u0432\u0438\u043d\u043d\u044b\u043c \u043b\u0435\u0441\u043e\u043c: \u0432\u043c\u0435\u0441\u0442\u043e \u0434\u0435\u0440\u0435\u0432\u044c\u0435\u0432 \u0438 \u043a\u0443\u0441\u0442\u043e\u0432 \u0432 \u043d\u0451\u043c \u0440\u043e\u0441\u043b\u0438 \u043f\u043e\u043b\u0438\u043f\u044b, \u043f\u043e\u043b\u0443\u0436\u0438\u0432\u043e\u0442\u043d\u044b\u0435-\u043f\u043e\u043b\u0443\u0440\u0430\u0441\u0442\u0435\u043d\u0438\u044f, \u043f\u043e\u0445\u043e\u0436\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0441\u0442\u043e\u0433\u043e\u043b\u043e\u0432\u044b\u0445 \u0437\u043c\u0435\u0439, \u0440\u043e\u0441\u0448\u0438\u0445 \u043f\u0440\u044f\u043c\u043e \u0438\u0437 \u043f\u0435\u0441\u043a\u0430; \u0432\u0435\u0442\u0432\u0438 \u0438\u0445 \u0431\u044b\u043b\u0438 \u043f\u043e\u0434\u043e\u0431\u043d\u044b \u0434\u043b\u0438\u043d\u043d\u044b\u043c \u043e\u0441\u043a\u043b\u0438\u0437\u043b\u044b\u043c \u0440\u0443\u043a\u0430\u043c \u0441 \u043f\u0430\u043b\u044c\u0446\u0430\u043c\u0438, \u0438\u0437\u0432\u0438\u0432\u0430\u044e\u0449\u0438\u043c\u0438\u0441\u044f, \u043a\u0430\u043a \u0447\u0435\u0440\u0432\u0438; \u043f\u043e\u043b\u0438\u043f\u044b \u043d\u0438 \u043d\u0430 \u043c\u0438\u043d\u0443\u0442\u0443 \u043d\u0435 \u043f\u0435\u0440\u0435\u0441\u0442\u0430\u0432\u0430\u043b\u0438 \u0448\u0435\u0432\u0435\u043b\u0438\u0442\u044c \u0432\u0441\u0435\u043c\u0438 \u0441\u0432\u043e\u0438\u043c\u0438 \u0441\u0443\u0441\u0442\u0430\u0432\u0430\u043c\u0438, \u043e\u0442 \u043a\u043e\u0440\u043d\u044f \u0434\u043e \u0441\u0430\u043c\u043e\u0439 \u0432\u0435\u0440\u0445\u0443\u0448\u043a\u0438, \u043e\u043d\u0438 \u0445\u0432\u0430\u0442\u0430\u043b\u0438 \u0433\u0438\u0431\u043a\u0438\u043c\u0438 \u043f\u0430\u043b\u044c\u0446\u0430\u043c\u0438 \u0432\u0441\u0451, \u0447\u0442\u043e \u0442\u043e\u043b\u044c\u043a\u043e \u0438\u043c \u043f\u043e\u043f\u0430\u0434\u0430\u043b\u043e\u0441\u044c, \u0438 \u0443\u0436\u0435 \u043d\u0438\u043a\u043e\u0433\u0434\u0430 \u043d\u0435 \u0432\u044b\u043f\u0443\u0441\u043a\u0430\u043b\u0438.

3) \u041e\u043d\u0430 \u043f\u043e\u0447\u0443\u0432\u0441\u0442\u0432\u043e\u0432\u0430\u043b\u0430 \u0441\u0442\u0440\u0430\u0445, \u0431\u0435\u0441\u043f\u043e\u043a\u043e\u0439\u0441\u0442\u0432\u043e, \u0432\u043e\u043b\u043d\u0435\u043d\u0438\u0435.

4) \u0414\u0430, \u043e\u043d\u0430 \u00a0\u0445\u043e\u0442\u0435\u043b\u0430 \u0432\u043e\u0437\u0432\u0440\u0430\u0449\u0430\u0442\u044c\u0441\u044f \u043e\u0431\u0440\u0430\u0442\u043d\u043e.

5) \u041e\u043d\u0430 \u0445\u043e\u0442\u0435\u043b\u0430 \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0436\u0435\u043b\u0430\u0435\u043c\u043e\u0435.

6) \u0412\u0435\u0434\u044c\u043c\u0430 \u0441\u043f\u0440\u043e\u0441\u0438\u043b\u0430 \u0440\u0443\u0441\u0430\u043b\u043e\u0447\u043a\u0443 \u043e \u0442\u043e\u043c: \u0442\u043e \u0447\u0442\u043e \u043e\u043d\u0430 \u0442\u043e\u0447\u043d\u043e \u0445\u043e\u0447\u0435\u0442 \u0436\u0435\u043b\u0430\u0435\u043c\u043e\u0435.

7) \u041e\u043d\u0430 \u0437\u0430\u043f\u043b\u0430\u0442\u0438\u043b\u0430 \u0441\u0432\u043e\u0438\u043c \u0447\u0443\u0434\u043d\u044b\u043c \u0433\u043e\u043b\u043e\u0441\u043e\u043c.

8) \u0420\u0443\u0441\u0430\u043b\u043e\u0447\u043a\u0430 \u0447\u0443\u0432\u0441\u0442\u0432\u043e\u0432\u0430\u043b\u0430 \u0442\u043e\u0441\u043a\u0443, \u043f\u0435\u0447\u0430\u043b\u044c.

Сюжет сказки

В подводном дворце жила русалочка — одна из дочерей Морского царя. У неё было пятеро сестёр. И она была младшей из них.
Когда морская принцесса достигает возраста пятнадцати лет ей разрешают подняться на поверхность и любоваться тем, что там происходит. Каждая из русалочек в свою пору всплывала на поверхность и рассказывала сёстрам о том, что видела там. И вот наконец младшая принцесса дождалась своей очереди.

На поверхности она увидела корабль и заглянула в окно одной из кают. Там она увидела прекрасного принца, в которого тотчас влюбилась. Но тут началась буря, корабль сильно качало, и юноша оказался в воде. И тогда русалочка спасла его и помогла выбраться на берег. Когда он очнулся она уже спряталась, и он её не видел. Но он увидел одну из девушек, которые нашли его на берегу и решил, что это она его спасла.

У русалочек в отличии от людей нет бессмертной души и, умирая, они превращаются в морскую пену. Юная морская принцесса так полюбила принца, что захотела обрести человеческую бессмертную душу. И тогда бабушка рассказала ей о том, что это возможно, если её полюбит кто-нибудь из людей. Но рыбий хвост не нравиться им, и они считают его безобразным.

Решившись, она отправилась к морской ведьме и попросила её сделать так, чтобы у неё вместо хвоста появились ноги. Та согласилась, но предупредила что, несмотря на то, что двигаться она будет прелестно, ей будет так больно, как будто она ходит по острым ножам. Кроме того, если принц не полюбит её и не женится на ней, то она не получит бессмертную душу. А после его женитьбы на другой её сердце разорвётся, и она станет морской пеной. В уплату за труды она потребовала её чудесный голос.

Русалочка на всё согласилась. Тогда ведьма сварила для неё волшебный напиток, выпив которой морская принцесса смогла ходить по земле. Она отправилась во дворец. Принц нашёл её и приютил, называя своим найдёнышам. Он полюбил её, но не как будущую жену, а как милого ребёнка. А грезил он о той, которая, как ему казалось, спасла его, ту что он увидел первой, очнувшись на берегу.

Однажды он отправился в соседнее королевство, где должен был познакомиться с дочерью короля, на которой его хотели женить. Как оказалось, это была та самая девушка, о которой он мечтал. И они поженились.

Первый луч солнца следующего дня за днём свадьбы должен был убить русалочку. Тогда её сестры отдали ведьме свои прекрасные волосы, и она дала им нож. Если русалочка убьёт принца до рассвета, то она вернётся в море и проживёт свою жизнь, сколько ей отмерено.

Но русалочка не смогла убить принца, потому что очень любила его. С первым лучом она превратилась в пену. Но она не умерла насовсем, а стала дочерью воздуха, которая может заработать бессмертную душу своими добрыми делами.

Название произведения:

Русалочка
Ганс Христиан Андерсен Год написания: 1836 Жанр: сказка Главные герои: младшая дочь царя морского , ее возлюбленный — принц

Знакомство с миром людей

Героиня всплывает рядом с трехмачтовым судном, откуда доносятся громкие звуки музыки и раскатистый смех. По палубе расхаживают люди в красивых нарядах. Гости, собравшиеся в честь дня рождения знатного молодого человека, весело проводят время, запуская в небо фейерверки. Взор русалочки приковывает принц, похожий на мраморного мальчика из ее сада.


С наступлением темноты разыгрался сильный шторм, в результате чего находившийся в открытом море корабль перевернулся и разбился на части. Благодаря русалочке тонущий принц остался в живых. Она вытащила его на берег, оставив возле монастыря, а сама отплыла за высокие камни, чтобы дождаться, пока к юноше придут на помощь.

Русалочка увидела, как очнувшийся принц улыбается девушке, которая его обнаружила.

Когда его увели в большое белое здание, ей стало грустно из-за того, что он даже не подозревал, кто на самом деле его спас. Расстроенная, русалка нырнула в воду и уплыла домой.

Сюжет

Самая младшая Русалочка полюбила принца. Чтобы иметь возможность быть рядом с возлюбленным, она поменяла свой изумительный голос на пару стройных ножек. Принц обнаружил девушку на берегу и привел в свой дворец, но полюбил ее только как друга и сестру. Вскоре в его жизнь вошла любовь – к иноземной принцессе и он женился на ней.
Сестры Русалочки отдали свои прекрасные кудри ведьме, чтобы спасли жизнь глупой малышки, которая после свадьбы своего возлюбленного по предсказанию ведьмы, должна исчезнуть. Сестры приказали Русалочке убить принца, его кровь, попав на ноги, вновь возвратила бы ей рыбий хвост и долгую жизнь в море. Но девушка не стала убивать любимого, она превратилась в дочь воздуха и полетела в небо. Так Высшие силы наградили ее за самоотверженную любовь и преданность.

Вывод (мое мнение)

Настоящая любовь никогда не толкнет человека на подлые поступки, он не сможет причинить зло своему любимому. Русалочка настолько любила принца, что готова была на любые испытания, чтобы только быть рядом. Она готова была умереть сама, но только не убивать возлюбленного. В этом и есть высший смысл настоящей любви – уметь принести все в жертву, но не причинить боли тем, кого любишь.
Сказка великого датского сказочника Ганса Христиана Андерсена «Русалочка» давно стала всемирно известной и популярной, несмотря на ее грустный финал. Ее любят и знают в большинстве стран мира, хотя то, что она написана для детей, вызывает порой большие сомнения, слишком уж сюжет серьезный и непростой.

Краткое содержание сказки «Русалочка» Андерсена

Русалочка — это рыба-девушка, которая живет в пучине морской. Ее отец — -вдовец, у которого, кроме главной героини сказки, есть еще 5 старших дочерей. Наша Русалочка — самая младшая, самая любимая и самая беззащитная дочь своего отца. Всю полноту переживаний девушки не сможет передать краткое содержание. Русалочка очень жаждет посмотреть неведомый ей мир людей. Когда юной девушке исполняется 15 лет, ей разрешают подняться наверх, туда, где живут люди, а не рыбы, и посмотреть на тот мир, который доселе казалася ей неведомым и как будто даже несуществующим.

И вот это дитя поднимается наверх, и по иронии судьбы ей приходится стать очевидцем кораблекрушения, в котором гибнет юный и прекрасный принц. Русалочка не может быть безучастной и равнодушной, она, конечно же, бросается ему на помощь и спасает его. Что же сообщит нам дальше краткое содержание сказки «Русалочка» Андерсена?

Сейчас читают

  • Краткое содержание Бёрнетт История маленького лорда Фаунтлероя
    В книге описывается жизнь норвежской семьи, которая жила в 20 веке. Главным персонажем книги считается Вилфред Саген. Вилфред является маленьким лордом, который растет среди богатых и лицемерных людей
  • Краткое содержание сказки Медведь-половинщик Даля
    Сказка Владимира Даль «Медведь-половинщик» рассказывает о зависти, которую испытывал медведь к мужику. Поработав весной, летом и осенью, мужик обеспечивал себя едой на всю зиму, в отличие от медведя, которому все время приходилось голодать.
  • Краткое содержание Мёрдок Под сетью
    По профессии главный персонаж переводчик художественной литературы. По его мнению, он наделен талантом, но нередко ленится справляться с поставленными задачами. Успех отнюдь не сопутствует ему в работе
  • Краткое содержание Искандер Мальчик и война
    Время, о котором повествуется в рассказе, это Абхазская война. Тогда повествователь рассказа вместе с отцом жил в Гаграх у дяди. В гости к дяде главного героя пришел Валико. Ему было двадцать пять лет
  • Краткое содержание Приключения Гекльберри Финна Твена
    Гекльберри Финн главный герой романа и его друг Том нашли золото, спрятанное в пещере грабителями. Судья Тетчер положил деньги мальчиков в банк под проценты. Гека взяла на воспитание вдова Дуглас вместе с сестрой мисс Уотсон.

Продолжение. Прекрасный принц

То, что принц и в самом деле прекрасный, совсем не доказанный факт, но юное и горячее сердце морской девы именно так его и воспринимает, потому что в один миг загорается любовью к юноше. Исследуем дальше краткое содержание. «Русалочка» гласит о том, что молодому принцу, к сожалению, и неведомо имя его спасительницы, потому что она вынуждена скрыться в пучине морской. Но и там она не находит себе места, горюя от любви к принцу и приходя к пониманию, что не может даже жить без него. Вот тогда-то и приходит в ее маленькую головку мысль о морской ведьме, которая обладает немалой силой и сможет, без сомнения, помочь ее горю.


Русалочка отправляется к морской ведьме, и та — о чудо! — соглашается ей помочь, но с немалыми условиями. А именно: она требует взамен голос Русалочки, который прекрасен, как свежий ручеек. Помимо этого, морская ведьма ставит очень короткие сроки для того, чтобы девушка могла завоевать сердце своего героя, а иначе на закате солнца она погибнет, обратясь в пену морскую.

Русалочка среди людей

И вот морская дева в один миг превратилась из рыбы-человека в самого настоящего человека. К сожалению, описать ее чувства не позволяет краткое содержание. Русалочка была приглашена принцем во дворец. Казалось бы, чего еще могла желать юная девушка, ведь теперь она оказалась рядом со своим возлюбленным! Однако ее любовь не нашла ответного чувства. Юноша не полюбил ее, а отнесся к ней, как к другу. И в довершении всех бед бедной Русалочки он еще женится на принцессе из соседнего королевства.

Любовь и высшее ее проявление — самопожертвование — представлено в сказке «Русалочка». Краткое содержание сказки не может обойти эту главную идею истории о морской девушке. Она отдает себя в жертву во имя любви. Ее любовь не требует ничего для себя, она хочет видеть любимого человека счастливым. Она не эгоистична и не требует ответного чувства от любимого.

Андерсен. Все произведения

  • Бузинная матушка
  • Волшебный холм
  • Гадкий утенок
  • Девочка со спичками
  • Дикие лебеди
  • Дюймовочка
  • Ёлка
  • Золотой мальчик
  • Истинная правда
  • Калоши счастья
  • Новое платье короля
  • Огниво
  • Оле Лукойе
  • Принцесса на горошине
  • Пятеро из одного стручка
  • Ромашка
  • Русалочка
  • Самое невероятное
  • Свинопас
  • Снеговик
  • Снежная королева
  • Соловей
  • Стойкий оловянный солдатик
  • Тень
  • Чайник

>Русалочка. Картинка к рассказу

Завершение сказки

Подходит к концу наше краткое содержание. Русалочка погибнет, если принц не полюбит ее. Однако сестры, безмерно любящие девушку, договариваются с морской ведьмой о том, что спасение их сестры возможно, если она убьет принца. Они уговаривают Русалочку, однако та не соглашается. Ее любовь самоотверженна, она готова отдать все, даже свою жизнь, ради того, чтобы любимый ею принц жил и был счастлив. В итоге так и происходит. Девушка погибает, принц остается жить, даже и не подозревая о том, как он был близок к возможной смерти, а Русалочка дважды спасает его.


Русалочка обращается в пучину морскую, откуда и пришла и куда должна была уйти, прожив 300 лет. Однако ее жизнь обрывается в возрасте всего 15 лет, но за эти годы она показала истинный пример мужества, великодушия и самопожертвования. Краткое содержание книги «Русалочка» всегда приведет читателя к пониманию того, что кроется за этими словами, которые являются идеалом настоящей любви. Поэтому можно сказать, что эта сказка была написана не столько для детей, сколько для взрослых, хотя и детям также будет полезно понимать настоящие чувства.

Русалочка в мультипликации

Всемирно известная мультипликационная в 1989 году сняла свой 28 по счету мультфильм, снятый на этой студии. В качестве автора мультипликаторами был выбран мировой сказочник Ганс Христиан Андерсон. «Русалочка», краткое содержание которой было представлено выше, была взята за основу при создании сюжета. Сказка с трагичным концом вряд ли бы имела большой успех, да и вообще дети не любят несчастливые завершения историй. Поэтому создатели мультфильма видоизменили основной сюжет, поменяв концовку.

В мультфильме прекрасный принц уже не относится к немой девушке, как к другу, напротив, с самого начала она привлекает его мужское внимание, он тянется к ней, но в душе таит воспоминание о своей спасительнице и о ее чудесном голосе, которое он слышал на берегу. Заканчивается мультфильм, как этого и следовало ожидать с самого начала, счастливо, зло побеждается, а добро вознаграждается. Этот мультфильм давно завоевал любовь миллионов мальчишек и девчонок, и до сих пор его с удовольствием смотрят дети и взрослые.

Встреча с принцем

В тот момент, когда русалочка сделала глоток волшебного напитка, она почувствовала резкую боль, пронзающую ее тело, и рухнула без сознания на песок. Придя в себя через некоторое время, она увидела, что перед ней стоит принц. Взяв немую незнакомку за руку, он привел ее в свой дворец. Девушка осталась там жить, став первой красавицей при дворе. Молодому человеку нравилось наблюдать за тем, как виртуозно танцует русалочка, вынужденная мужественно преодолевать боль в ногах.

Юноша часто рассказывал русалочке о своей спасительнице, говорил, что мечтает встретиться с ней, чтобы поблагодарить. Девушка горела желанием признаться в своих чувствах. Ей хотелось сказать, что это она оказалась рядом с принцем, когда тот тонул.

Однажды отец принца заявил, что его сын должен стать женихом дочери соседнего короля. Юноша признался русалочке, что не пойдет на этот шаг, поскольку не любит принцессу. Он готов жениться только на той, что спасла его.

Как выяснилось позже, принцесса оказалась той самой девушкой, которая обнаружила его полумертвым возле монастыря, где она тогда проходила обучение.

Читать краткое содержание Андерсен Русалочка

В самом глубоком месте моря стоял дворец морского царя. Царь давно овдовел, и шесть внучек-принцесс воспитывала старуха-мать. Целыми днями они играли во дворце и саду. В отличие от остальных принцесс самая младшая была тиха и задумчива. Она любила только свою клумбу с ярко-рыжими цветами, напоминавшими ей солнце, и мраморную статую мальчика, упавшую с корабля. Русалочка любила слушать рассказы бабушки о мире людей.

Лишь с пятнадцати лет им дозволялось подниматься наверх, но никому этого не хотелось так, как самой младшей. Год за годом сёстры всплывали и возвращались с восхищёнными рассказами. Наконец и русалочке довелось подняться над водой. Она оказалась рядом с кораблём, с палубы которого доносились пение и музыка. Люди были одеты нарядно, но прекраснее всех ей показался молодой принц. Она долго не могла оторвать от него взгляд.

Начался шторм, корабль бросало по волнам. Волны захлестнули судно и положили его на бок. Стало темно, но когда блеснула молния, русалочка увидела, как принц упал в море. Она спасла его, доставив на берег, где стоял монастырь. Вскоре из здания выбежали девушки, и одна из них нашла принца. Он улыбнулся девушке, и русалочке стало грустно, ведь он даже не подозревал о её существовании. Однажды она рассказала обо всём своей сестре, и вскоре все сёстры уже всё знали. Одна из них привела её к замку принца. Русалочка хотела добиться любви юноши.

Однажды, покинув бал, она отправилась к ведьме. Колдунья была согласна изготовить для неё зелье, которое превратило бы рыбий хвост в пару стройных ног. Её походка была бы грациозна, но каждый шаг доставлял бы невыносимую боль. При этом она никогда не смогла бы вернуться к своим родным, а если принц женился бы на другой, русалочка превратилась в морскую пену. Принцесса согласилась, и в обмен на услугу ведьма отрезала её язык.

Приплыв ночью к дворцу, русалочка выпила зелье и потеряла сознание. Принц нашёл девушку и привёл к себе во дворец. Она танцевала так великолепно, что все восхищались ею и аплодировали. Со временем он всё больше привязывался к ней, но всё же относился к ней как к маленькому милому ребёнку, не собираясь брать её в жены. Он признался, что его сердце занято той, что спасла его давно на берегу. Русалочка переживала, что не могла открыть ему правду.

Родители отправили принца к соседнему королю, чтобы познакомиться с будущей невестой. В ней принц узнал ту самую девушку, которую искал. Они отпраздновали свадьбу и отправились на родину юноши. У Русалочки осталась последняя ночь, чтобы провести её с тем, ради кого она оставила свой дом. Вдруг она заметила своих сестёр с остриженными волосами – они отдали их ведьме в обмен на нож, которым девушка должна была пронзить сердца принца. Его кровь превратила бы её ноги в хвост, и она смогла бы вернуться в море. Но русалочка не нашла в себе сил лишить возлюбленного жизни и кинула кинжал в море. Она бросилась в воду и превратилась в морскую пену. Но девушка не чувствовала смерти – вместо этого перед ней возникли чудные создания, дочери воздуха. Они забрали её с собой туда, где русалочка обрела бы любовь и счастье. Невидимая, девушка коснулась губами лба жены принца, улыбнулась юноше и вознеслась к облакам.

Ганс Христиан Андерсен сказка Русалочка

Жизнь в подводном царстве

В морских глубинах величественно стоит дворец, сооруженный из кораллов и янтаря. Здесь живут давно овдовевший царь, его пожилая мать и шестеро красивых сестер-русалок. Бабушка, справедливая и умудренная опытом женщина, следит за хозяйством и воспитывает внучек, самой прелестной среди которых является младшая. У тихой и задумчивой героини, как и у старших сестер, вместо ног рыбий хвост.

Русалочка много времени проводит в своем саду, где растут ярко-красные цветы и находится мраморная статуя в виде мальчика. Больше всего на свете девушка любит слушать увлекательные истории бабушки о людях, животных, природе. Согласно древней традиции, когда русалке исполняется 15 лет, она может выбраться на водную поверхность, чтобы вживую увидеть мир, отличный от морского царства.

Русалочка с замиранием сердца слушает рассказы старших сестер об удивительной и красочной жизни человеческих существ. Она с нетерпением ждет своего пятнадцатилетия, и вскоре это день наступает.

Каждая девочка выбирает любимую сказочную героиню в соответствии со своими представлениями о жизни, о моделях женского и мужского поведения. На основании этих представлений складывается неосознаваемый план жизни, который в психологии принято называть жизненным сценарием.

Какой сценарий выберет девочка, любимой героиней которой является Русалочка? Сегодня я хочу поразмышлять над этим, вглядываясь в строки сказки Андерсена.

Русалки — героини легенд, преданий, поверий, обрядов. Они живут в воде, а внешне отличаются от человека рыбьим хвостом. Своим пением и красотой русалки завлекают путников в водную глубь, с целью погубить их или сделать возлюбленными в подводном царстве.

В легендах голос русалки наделён мистической разрушающей силой. Русалки поют, а слышащие их моряки впадают в гипнотическое состояние и погибают, прыгая в воду. Человек может выжить, только если заткнёт уши воском.

Сёстры русалочки — главной героини сказки Андерсена, являются именно такими русалками, завлекающими людей в морские глубины…

…когда собиралась буря, грозившая гибелью кораблям, они плыли перед кораблями и пели так сладко о том, как хорошо на морском дне…

А Русалочка, в отличии от своих сестёр, не ценит то, что у неё есть — подводный мир, своих близких, красоту, дивный голос. Она мечтает о том, чего у неё нет — о Невозможном для русалок существовании на земле в человеческом теле.

Что повлияло на формирование русалочки и её желаний? Кто присутствовал в её жизни в детские годы? Кого любила она, и кто любил её?

Место матери героини в сказке занимает бабушка…

…хозяйством заправляла старуха мать.

…души не чаяла в своих маленьких внучках — принцессах…

Бабушка много рассказывала внучкам, в частности о мире людей. Она давала им наставления, наряжала, а когда русалочка всё-таки "стала человеком" и оказалась на земле.

…один раз она увидала вдали даже свою старую бабушку, которая уже много лет не подымалась из воды, и самого царя морского с короной на голове, они простирали к ней руки…

Почему русалочка выросла такой жертвенной? Может быть, потому что отец был холоден и отстранён, и она рано потеряла мать. Об этом в сказке упоминается мимолётно…

…Царь морской давным-давно овдовел…

В сказках часто образ матери как бы разделяется на два образа — хорошую мать и мать плохую. В роли "плохой" матери может быть мачеха или ведьма. В сказке "Русалочка" образ ведьмы противопоставляется образу бабушки. Однако между ними есть и общее. Например, в беседе с бабушкой, русалочка спрашивает:

— Неужели я никак не могу пожить среди людей?

— Можешь, — сказала бабушка, — пусть только кто-нибудь из людей полюбит тебя так, что ты станешь ему дороже отца и матери, пусть отдастся он тебе всем своим сердцем и всеми помыслами, сделает тебя своей женой и поклянётся в вечной верности.

А это слова ведьмы:

…если принц не полюбит тебя так, что забудет ради тебя и отца и мать, не отдастся тебе всем сердцем и не сделает тебя своей женой, ты погибнешь…

И бабушка, и ведьма говорят практически слово в слово, одно и то же.

Но, в отличие от бабушки, которая считает, что сначала человек должен полюбить русалочку, именно в теле русалочки, такой, какая она есть, а потом она может жить на земле. Ведьма даёт возможность русалочке стать человеком и жить на земле, как бы авансом, но, если принц не полюбит её и не сделает своей женой, она погибнет…

…с первой же зарёй после его женитьбы на другой твоё сердце разорвётся на части, и ты станешь пеной морской.

Ведьма даёт русалочке возможность пробудить любовь принца, но это "шанс без шанса", русалочка никогда не видела, как общаются между собой любящие мужчина и женщина, она не знает, как вести себя с принцем. По мнению русалочки, растворение в другом человеке вызывает у него любовь. Она путает любовь и благодарность и думает, что, если бы принц узнал о том, что именно она спасла его, обязательно бы полюбил её:

"Увы! Он не знает, что это я спасла ему жизнь!"

Ведьма назначает русалочке дорогую цену за возможность быть человеком, она лишает её языка, возможности вернуться в привычную среду, ещё и "награждает" её болью. Ведьма предупреждает русалочку, что после употребления снадобья…

…хвост раздвоится и превратится в пару стройных, как сказали бы люди, ножек. Но тебе будет так больно, как будто тебя пронзят острым мечом. Зато все, кто тебя увидит, скажут, что такой прелестной девушки они ещё не встречали! Ты сохранишь свою плавную походку — ни одна танцовщица не сравнится с тобой, но помни: ты будешь ступать как по острым ножам, и твои ноги будут кровоточить…

Лишение голоса — о чём это?

Право голоса — это возможность заявлять о себе, своих желаниях и своих чувствах. Когда человек лишается этого права, он как бы остаётся в состоянии ребёнка, мнение которого не учитывается взрослыми.

"Отрок" — это тот, кого отрекли от речи. Человек становится взрослым, когда он перестаёт быть отроком, может заявлять о себе, произнося речи на собраниях рода и племени.

Уже в архаических ритуалах молчание, отсутствие речи, запрет на слово были знаками причастности к чуждому, нечеловеческому миру, миру смерти (мёртвый всегда молчит и не смеётся).

Правое "немое" полушарие мозга отвечает за движения, и левое, более позднее, за речь. Лишение русалочки речи, как будто лишает её развития, оставляя только контакт с прошлым.

Из сказки мы знаем, что русалочка обладала красивым голосом:

…ни у кого и нигде, ни в море, ни на земле, нет такого чудесного голоса, как у неё…

Но могла ли она, даже имея голос, выразить себя? Я думаю, что нет, у неё никогда не было таких навыков, а главное, понимания, что это можно и нужно делать. Кстати, взамен исключительного голоса она получила исключительную возможность двигаться.

…так не танцевал ещё никто.

Эксклюзивные умения никак не отражаются на самооценке девушки. Представления русалочки о мире, окружающих и о себе — жертвенные.

Русалочка часто испытывает боль, причём, если физическую боль она осознаёт, то душевную — нет.

Русалочка выпила обжигающий напиток, и ей показалось, будто её пронзили обоюдоострым мечом; она потеряла сознание и упала замертво. Когда она очнулась, над морем уже сияло солнце; во всём теле она чувствовала жгучую боль.

Часто она демонстрирует окружающим чувства, которые не соответствуют реальности…

…хотя из её ног сочилась кровь, и все видели это, она смеялась и продолжала следовать за принцем на самые вершины…

Когда принц собрался жениться…

…Русалочка поцеловала ему руку, а сердце её, казалось, вот-вот разорвётся от боли: его свадьба должна ведь убить её, превратить в пену морскую…

Накануне свадьбы принца…

…Русалочка смеялась и танцевала со смертельной мукой на сердце…

В психологии такой феномен называется — алекситимия.

Алекситимия — это психологическая особенность или характеристика личности, при которой человек, регулярно испытывающий спектр разнообразных эмоций, не способен осознать, прочувствовать и выразить их, облечь свои чувства в слова.

Русалочка смеётся, когда чувствует боль, целует руку того мужчины, из-за которого умирает, о чём это? О вытеснении боли, а вместе с болью всех "негативных" чувств? Как будто единственное чувство, которое она разрешает себе — любовь, а всё негативное направляет на разрушение себя.

Вызывает ли такое поведение ответную любовь в другом человеке? Нет, конечно. Потому что другой человек проявляет по отношению к нам те чувства, которые мы испытываем сами по отношению к себе. Это отношение он как бы "считывает" с нас. У русалочки нет любви к себе, и она не может получить то, чего у неё нет, поэтому и встречается с отвержением.

Принц называет русалочку

…своим маленьким найдёнышем.

Такое обращение без пола — "найдёныш", "свой". Так обычно отзываются о кошке, или собачке, или какой-то вещи.

…ей было позволено спать на бархатной подушке перед дверями его комнаты.

…Он велел сшить ей мужской костюм, чтобы она могла сопровождать его верхом.

Но Русалочка не замечает снисходительного отношения принца, она вообще не замечает реальности, живёт в фантазиях. Она уверена, что знает все мысли принца, и что его слова всегда соответствуют реальности. Окружающие говорили, что…

…Принц поедет к соседнему королю как будто для того, чтобы ознакомиться с его страной, а на самом-то деле, чтобы увидеть принцессу; с ним едет большая свита.

…Русалочка на все эти речи только покачивала головой и смеялась — она ведь лучше всех знала мысли принца.

Складывается впечатление, что русалочка так и осталась в том возрасте, в котором произошла травма потери матери.

Посмотрим, как формировалась её любовь к принцу. Первоначально, она любила…

…красивую мраморную статую. Это был прекрасный мальчик, высеченный из чистого белого камня и спустившийся на дно морское после кораблекрушения.

Мальчик, не мужчина, не юноша, а мальчик. Затем она нашла такого "мальчика" в лице принца. Всё поведение русалочки подтверждает, что она воспринимает принца, как мальчика, а себя, вероятно, как девочку. Спасая тонущего принца…

…Русалочка откинула со лба принца волосы, поцеловала его в высокий красивый лоб, и ей показалось, что он похож на мраморного мальчика, который стоит у неё в саду.

В её отношении к принцу есть чувственные переживания, но нет сексуальных.

…он целовал её в розовые губы, играл её длинными волосами и клал свою голову на её грудь, где билось сердце, жаждавшее человеческого счастья и любви…

В конце сказки Русалочка отказалась от предложения сестёр вернуться на дно морское ценой жизни принца. Зная, что погибнет, она…

…бросилась с корабля в море и почувствовала, как тело её расплывается пеной.

…русалкам не дано слёз.

Только в конце сказки, когда Русалочка…

…стала одной из дочерей воздуха, она протянула свои прозрачные руки к солнцу и в первый раз почувствовала у себя на глазах слёзы.

Русалочка полностью отказалась от себя, но у неё была мечта обрести человеческую душу. Обрела ли она её? Сказки Андерсена наполнены религиозной символикой и отказом от земного "грешного". В конце сказки герои Андерсена встречаются с "возвышенными" существами. Так, например, Дюймовочка соединилась с эльфами, русалочка с дочерями воздуха.

"Мы летаем повсюду и всем стараемся приносить радость. Летим с нами в заоблачный мир! Там ты обретёшь любовь и счастье, каких не нашла на земле".

Так говорят дочери воздуха.

Создаётся впечатление, что приобрести счастье в воздухе легче, чем на земле. А возможность обрести душу в мире дочерей воздуха больше похожа на бегство в мир фантазии.

В жизни современной "русалочки" чаще всего присутствует мужчина, который не понимает всей глубины её чувств. А она никогда о них не говорит. Вероятна некая инфантильность в отношении к мужчине. С него снимается ответственность за семью. Чаще всего рядом с русалочкой эгоистичный мужчина — мальчик, ноющий, депрессивный, возможно, артистичный, эмоциональный, который не умеет вести себя по-взрослому.

Она и выбирает для себя мужчину, которому, как ей кажется, необходима её душевная и материальная поддержка. Русалочка трудолюбива, заботлива и добра, часто обладает выдающимися особенностями, но при этом она всё равно недовольна собой. Для русалочки отношения с мужчиной — это безответная любовь, безмолвное страдание. Она часто не понята, сексуально не желанна, не любима как женщина. У неё нет понимания, что такое баланс в отношениях "брать-давать". С мужчиной русалочка ведёт себя по-матерински, даёт очень много. А мужчина принимает и отдаёт очень мало, как маленький, неразумный ребёнок.

Когда отношения русалочки с реальным мужчиной разрушаются, она переходит в царство фантазии и размышлений.


Ольга Милашина.

Основные персонажи

В 1837 году была впервые опубликована сказка «Русалочка», написанная Гансом Христианом Андерсеном. Множество раз ее адаптировали, снимали по ней анимационные и художественные фильмы, ставили спектакли и мюзиклы. При переводе на русский язык было изменено название произведения.

С датского оно означало «Маленькая морская госпожа», никакого отношения к русалкам главная героиня не имела.

Основные герои «Русалочки»:

  • Ариэль — младшая дочь морского царя;
  • принц;
  • сестры Русалочки;
  • бабушка Ариэль;
  • морская ведьма;
  • принцесса;
  • дочери воздуха.

Русалочка герои

Дочь морского царя полюбила красивого молодого принца и решила пожертвовать своим голосом ради обретения ног. Она и есть главный персонаж всего текста. Русалочка спасла молодого человека от гибели, но он полюбил другую. Принц описан как честный и благородный юноша.

У Ариэль есть еще пять сестер, все они проживают в подводном мире. За советами Русалочка обращается к своей мудрой бабушке. Она пытается учить внучку быть доброй и внимательной. Страшная морская ведьма помогла Ариэль обрести ноги, но принудила ее взамен отдать голос. Принцесса — это милая девушка, которую полюбил принц.

Он подумал, что это милое создание спасло его от гибели. В конце книги появляются дочери воздуха — волшебные существа, забравшие душу Ариэль.

Русалочка

Это статья о
героине сказки Г. Х. Андерсена
.
Возможно, вы ищетерусалочку Ариэль
.

– протагонистка одноимённой сказки Г. Х. Андерсена.

Внешность Править

У русалочки длинные светлые волосы, бледная кожа (обусловленное проживанием под водой) и рыбий хвост вместо ног. После магической сделки Русалочка лишается языка и приобретает человеческие ноги.

Личность Править

Младшая дочь Морского Царя, по описанию автора, является задумчивой и мечтательной личностью. У неё отличный от сестёр вкус: например, её цветник сделан в форме солнца. Русалочка хочет попасть в свой пятнадцатый день рождения на поверхность, чтобы лучше исследовать мир людей.

Кроме этого, она храбрая и самоотверженная: ради принца она рискует погибнуть не только под обломками тонущего корабля, но и по истечению срока действия договора с морской колдуньей.

Родственники Править

  • Морской Царь
    : отец шестерых дочерей, вдовец.
  • Пять старших сестёр
  • Бабушка
    : родственница по отцовской линии. Известна своей любовью к роскоши и хозяйственностью.

Дебаты вокруг сказки Править

Некоторые критики считают, что последняя часть произведения с его относительно счастливым концом является неестественным добавлением к сюжету, так как все предшествующие звенья повествования ведут к трагическому концу. В первом издании Андерсен закончил сказку гибелью русалочки, но потом добавил дочерей воздуха, заявив, что это было его изначальным намерением и, в действительности, даже рабочим названием сказки.

Дочери воздуха говорят, что они могут обрести души, совершая в течение трёх столетий добрые дела, но позднее автор изменил это утверждение, указав, что всё зависит от того, являются ли дети хорошими или плохими. Хорошее поведение уменьшает на год время служения дочерей воздуха, а плохое поведение заставляет их плакать. При этом за каждую слезу, что они проливают, добавляется по одному дню. Это попало под критику со стороны рецензентов.

Главная мысль

Любой текст в жанре сказки несет поучительную мысль или мораль. Не стала исключением и книга Андерсена. Она учит читателя не предавать любимых и отдаваться чувствам полностью. Сказка повествует о способностях приносить жертвы ради счастья близких. Хотя сюжет закончился печально, автор дает надежду на лучшее.


И в самых печальных событиях может быть что-то хорошее.

Заключается главная мысль сказки «Русалочка» в возможности самопожертвования ради любви. Даже в аннотации сказано о трагической судьбе Ариэль, которая отдала очень много за возможность быть рядом с принцем.

Для читательского дневника можно составить короткий план произведения:

  1. Русалочка ожидает своего пятнадцатилетия.
  2. Ариэль спасает принца во время шторма.
  3. Влюбленная отдает свой голос взамен ног.
  4. Принц находит Русалочку и называет ее сестрой.
  5. Юноша женится на девушке из соседнего королевства.
  6. Ариэль становится одной из дочерей воздуха.

Сказку легко читать, она написано простым для восприятия языком. Тема любви и самопожертвования в ней полностью раскрыта. Даже при трагической развязке автор сделал так, чтобы у читателя осталась надежда на лучшее.

Могла ли Русалочка жить в браке?

Впрочем, бедная жертва ещё пытается барахтаться и трепыхаться – советуется с сёстрами, с бабушкой. Возможно, мать могла бы дать добрый, мудрый совет и поддержку подрастающей дочери. В сказке о ней – ни слова. Можно предположить, что она умерла, когда Русалочка была совсем крошкой, может быть, в родах – именно поэтому старшие сестры совсем иные, они успели напитаться материнской любовью.

Русалочка росла не только без матери. Ей не хватает и любви со стороны отца.

Отец занят, он принимает материальное благосостояние за проявление любви. Так часто бывает, когда мужчина считает, что раз обеспечил, то уже всё сделал для семьи. Кроме того, рядом с бабушкой не было дедушки. А значит, Русалочка совершенно не представляла себе нормальных повседневных отношений в браке. И это – ещё одна причина, по которой «брачный выбор» был совершен неверно.

Бабушка стара, но адекватно воспринимает реальность. Бабушка предупреждает, что у Русалочки и принца – абсолютно разные жизненные ценности, разные представления о прекрасном и безобразном (на примере рыбьего хвоста). Вряд ли они найдут общий язык. Мудрость старой русалки, увы, пропадает втуне.

Следующий шаг Русалочки – поход к морской ведьме. Она пошла к ней, хоть и боялась. Надежда на несбыточное заставила её преодолеть страх перед ведьмой, но – если бы она использовала этот запал, эти душевные силы на то, чтобы прислушаться к мнению бабушки, преодолеть влечение! Шансы спастись у Русалочки ещё есть, но они тают, тают с каждой секундой.…

С точки зрения психолога это выглядит так: ещё есть силы и энергия, но расходуются они непродуктивно. Да и кто в здравом уме и твёрдой памяти пойдёт к ведьме?

Краткое содержание

Сказка Ганса Христиана Андерсена «Русалочка» начинается с описания семьи главной героини. Дворец морского царя находился в самом глубоком месте под водой. Жена властителя давно умерла, и ему пришлось воспитывать шестерых дочерей только с помощью своей матери. Каждый день юные русалки играли в саду, но младшая отличалась задумчивостью и тихим нравом.


Ариэль много времени проводила на своей клумбе и рядом с упавшей в море статуей мальчика.

А также она любила слушать истории, которые ей рассказывала бабушка.

Подниматься на поверхность русалкам разрешали только с пятнадцатилетнего возраста.

Младшая из сестер ждала своего дня рождения с большим нетерпением. Каждый год она слушала словесные описания внешнего мира.

Наконец и ей удалось подняться на поверхность моря. Она увидела корабль, с которого доносились музыка и пение. Все были нарядно одеты, но внешность принца привлекла Русалочку с первого взгляда. Но вдруг начался шторм, и судно опрокинули сильные волны. Юноша упал в море, Ариэль спасла его и вытащила на берег, оставив около монастыря. Одна из воспитанниц нашла принца.

Анализ сказки русалочка андерсена

Русалочка рассказала о своем приключении сестрам, и те отвели ее к замку возлюбленного. Ариэль захотела добиться его любви. Однажды она сбежала с бала и отправилась к ведьме, которая согласилась превратить ее хвост в стройные длинные ноги. Но колдунья поставила несколько условий. При каждом шаге Ариэль будет ощущать сильную боль, а в обмен за услугу ведьма отрезала ей язык. Если же принц женится на другой, то Русалочка превратится в морскую пену.

Она дала свое согласие и забрала зелье. Ночью перед дворцом принца Ариэль выпила жидкость и потеряла сознание. Юноша забрал ее к себе и восхищался ее грацией. Но он ласково относился к Русалочке, как к сестре или ребенку. Позже он признался, что его сердце принадлежит девушке, которая его спасла во время шторма, как он считал. Рассказать ему правду Ариэль не могла. Принц уехал в соседнее королевство, где познакомился со своей невестой. Она и оказалась той девушкой, что встретила его на берегу.

У Ариэль осталась только одна ночь с принцем. Но к ней явились сестры. Они отдали колдунье свои волосы взамен на нож, который нужно было убить юношу и окропить его кровью ноги Русалочки. Тогда они превратились бы в хвост. Но Ариэль не смогла причинить вред любимому, она выбросила нож в море и бросилась в воду сама. Перед ней появились дочери воздуха, которые забрали ее с собой.

Главные герои сказки Русалочка Андерсена

«В сказке ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» – так гласит одна из пословиц русского народа. Именно сказки дарят нам погружение в волшебный мир, и отвлечься от серых будней. Сказка Андерсена Русалочка есть тот самый отличный пример, который будет актуален читателям из различных возрастных категорий людей. В ней заключена глубокая философская мысль о самопожертвовании ради исполнения своей мечты и горечь поражения от того что не получилось осуществить эту мечту.
Проведем краткую характеристику главных персонажей.

Русалочка.

Маленькая и наивная обитательница морских глубин. Отличается особой любознательностью и умом. Является дочерью морского владыки. И по этой причине ей, как достигшей 15-ти летнего возраста, разрешается всплывать на поверхность воды. Именно в этот период времени она, в очередной раз всплыв на поверхность влюбляется в принца. Когда корабль потерпел крушение, Русалочка спасает юного принца и оставляет его на берегу. Но чувство любви к нему была настолько сильна, что она решается на отчаянный шаг и меняет свой божественный голос на способность ходить по суше и дышать воздухом. Но так как после спасения принц встречает другую женщину он жениться на ней и тем самым разбивает сердце Русалочке.

Принц.

Молодой мужчина, который очень любил путешествовать на своем судне. Но в очередной раз его судно терпит крушение и принц поглощенный водой начинает опускаться в морскую бездну. Но русалочка спасает его и оставляет на песке. Где его обнаруживает совсем другая молодая особа, которую он считает своей спасительницей. После того как Русалочка вышла на берег, молодой принц быстро заметил красивую девушку. Которая обладала золотыми кудрями, и умело хорошо танцевать. Он даже не обращал внимание на то что она немая. И вот однажды вечером он разбивает ей сердце тем, что признался, что отдаст свое сердце той, которая его спасла и это оказалась совсем другая девушка.

Второстепенные герои сказки.

Царь морской.

Многодетный отец и владыка всех морей на земле. Справедлив и смел. Очень любит свою младшую дочь Русалочку. Но так как в раннем возрасте овдовел, его мать взяла бразды правления в свои руки.

Мать Царя.

Мудрая пожилая женщина, которая умело, распоряжалась королевством и очень любила своих внучек. Особенно самую младшую, Русалочку. Они много времени проводят вместе и бабушка рассказывает ей о жизни на суше. Рассказывает что у людей душа бессмертна, а вот тело умирает быстро. Но русалки обречены на, то, что через триста лет они превратятся в пену морскую. После таких разговоров Русалочка все чаще появлялась на поверхности моря и мечтала, что когда-нибудь ступит на сушу своими босыми ногами.

Ведьма.

Очень хитрая и злобная героиня сказки. С помощью обмана она дарит ей эликсир, который подарит ей ноги. Но взамен этого она должна отдать ей свой ангельский голосок. Но ведьма знала, как устроен внешний жестокий мир и не предупредила Русалочку о трудностях, которые ее погубят.

Также читают:

Картинка к сочинению Главные герои сказки Русалочка Андерсена


Популярные сегодня темы

У каждого человека, увлекающегося литературой, есть свой любимый автор, поэт, писатель. И у каждого он разный. Все зависит от стиля, который привлекает читателя. Кому-то нравятся романы, стихи, а кому-то проза, рассказы

Единственные качества, которые невозможно отобрать ни у одного человека живущего в нашем мире это свобода и стремление к свободе, вольнодумию, и невыносимую потребность в справедливости в этой жизни.

Автор остановился во Владыкавказа и ждал оказию в Екатериноград. Оказия – это полроты пехоты с пушками для прикрытия обозов. Пришлось бы все три дня прожить на сухоядении, поскольку бесполезно было заказывать у глупых

Произведение Чернышевского писалось в течение года, написано оно было в Петропавловской крепости.

Невозможно было бы представить рассказ И. Тургенева “Бежин луг” без красочного описания природы. Изображение окружающего мира писателем необычно, так как неразрывно связано с судьбой человека

Варианты окончания

До сих пор ведутся споры по поводу концовки сказки. В оригинале тело Ариэль превратилось в морскую пену после того, как она бросилась в воду. Но вместо смерти она почувствовала тепло солнечных лучей и превратилась в дочь воздуха. Другие волшебные существа объяснили ей, что она не умерла, так как всю жизнь пыталась обрести вечную душу своими благими намерениями. Когда Ариэль совершит достаточно добрых дел, она станет бессмертной.

Русалочка краткое содержание

Но некоторые критики не согласны с такой развязкой. Они считают, что вся сказка вела к трагическому концу, а связь Русалочки с дочерями воздуха можно считать положительным финалом. На самом деле первое издание автора имело другое окончание. Ариэль должна была просто погибнуть в море. Но позже при анализе сказки «Русалочка» Андерсен решил добавить добрых существ, которые ее спасли.

У дочерей воздуха также есть условия для обретения души. Нужно в течение трехсот лет совершать только добрые дела. Писатель добавил и другие требования к Ариэль. Все зависит от того, как она себя будет вести. Каждое хорошее дело сокращает трехсотлетний срок на один год. А плохие поступки заставляют дочерей воздуха плакать. Слезинка продлевает срок службы на один день.

Критики посчитали такие условия более страшными, чем просто смерть главной героини. Они отнесли сказку к циклу викторианских моральных рассказов.

В подобных произведениях всегда были притчи и поучения, заставляющие детей хорошо себя вести и не совершать злых поступков.

Мифологическая подоплека

В основе создания сказки лежит миф о сиренах — морских девах, которые умели звать и привлекать к себе мужчин с помощью красивого мелодичного голоса. Такой же была и Ариэль, маленькая морская госпожа. В русском языке произошло сокращение и адаптация названия произведения.

Русалочка

Если углубиться в мифологию, то станет понятно, что главную героиню нельзя считать русалкой. Она была дочерью морского царя, то есть родилась и выросла под водой. А согласно славянским легендам, русалками становились девушки-утопленницы. После превращения они были недружелюбными, мстительными, заманивали и убивали мужчин. Морские девы или сирены происходят от богов, но у них нет души.

В Западной Европе есть легенда о дочери морского царя, которая решила обрести бессмертие. Для этого она каждый день приходила к монаху в храм и молилась вместе с ним. Русалочка в сказке хотела получить душу с помощью любви к земному мужчине. Только через поцелуй влюбленного она могла захватить частичку его бессмертия.

Автор сделал своего персонажа особенным, отличающимся от остальных. Сестры Ариэль во время кораблекрушений пели морякам о том, как хорошо им живется на дне, уговаривали спуститься вместе с ними. Ариэль же спасла принца вместо того, чтобы убить его.

А позже ей пришлось пожертвовать собой ради его счастья. За это и другие страдания Русалочку наградили бессмертной душой.

Убей последнюю надежду — как этап взросления из русалочьих отношений

Но даже сейчас выход все еще был. И этот выход – убить.

Убить, чтобы жить самой. В лице принца символически убить в себе тягу к нездоровым отношениям, убить бесплодные мечты, убить бесперспективные надежды. Расстаться с иллюзиями. Это трудный выбор. Этап взросления, инициации, душевного кризиса – через боль уже не физическую — душевную, но, возможно, целительную.

Уйти в сторону на ранних стадиях было бы намного легче. И то, что спасительный нож выпадает из руки, ни разу не сделавшей что-то для себя самой – скорее, закономерный итог, чем неожиданность. Уж если быть жертвой – то до конца, — выбирает Русалочка.

Добрый сказочник превратил её в фею воздуха, имеющую шанс самостоятельно – наконец-то самостоятельно, в качестве результата собственных действий, а не в качестве подарка от кого-то – обрести бессмертную душу.

В жизни женщина, вышедшая из таких отношений, даже уцелев физически, умирает для новых отношений, она больше не способна к ним. Самое обидное в этой ситуации, что «русалочьи отношения» — это не отношения вообще. По факту их нет, но женщина думает, что они есть. Точнее, у нее — есть. А у принца нет с ней отношений. Она для него просто удобная игрушка.

Образ Русалочки в сказке Русалочка Х.К.Андерсена

Русалочка - дочь морского короля. Она совсем как человек. Русалочка с детства стремится в мир людей и боготворит мраморную статую мальчика, занесенную во время кораблекрушения на морское дно. Полюбив принца, она мечтает сама стать человеком. Русалочка жертвует своим прекрасным голосом, отдает морской ведьме свой русалочий хвост, чтобы быть рядом с возлюбленным. Она становится первой красавицей при дворе принца.

У Русалочки есть отец - морской король, сестры, старая бабушка. Русалки могут и посплетничать, как люди. Мать короля гордится своей родословной и потому всегда носит дюжину устриц на хвосте, тогда как другие имеют право носить только шесть. При всей знатности бабушка не гнушается работой и заправляет всем дворцовым хозяйством. Ее внучки-русалочки сами сажают цветы на клумбах [3, c. 59].

Маленькая русалочка стремится к чудесам земли, к солнечным лучам, к пению птиц, жизнь морского дна угнетает ее будничным однообразием - ведь это только для нас подводные деревья и раковины кажутся чем-то необыкновенным!

Любовь русалочки к принцу - главная, центральная тема сказки. Это тема не обычной человеческой любви, а любви романтической, обреченной, любви - самопожертвования, любви, которая не сделала героиню сказки счастливой, но которая бесследно для нее не пропала, потому что не сделала ее и окончательно несчастной. В мифологии русалка, потеряв свою бессмертную душу в результате зла, совершенного над нею, как над человеком, может эту душу обрести, если заставит человека полюбить себя. Любовь русалки и человека не обязательно должна быть взаимной. Русалка может не отвечать человеку и погубить его, влюбив в себя. Но любовь человека к ней - это главная ступенька к обретению русалкой бессмертной души. Поэтому она должна спровоцировать человека, вызвать в нем эту любовь любыми путями и средствами.

У Андерсена эта тема и сохраняется, и переосмысливается. Русалочка хочет добиться любви человека, хочет обрести бессмертную душу. «А почему у нас нет бессмертной души? - грустно спросила русалочка, - я бы отдала все свои сотни лет за один день человеческой жизни, чтобы потом тоже подняться на небо… Как я люблю его! Больше, чем отца и мать! Я принадлежу ему всем сердцем, всеми своими помыслами, ему я бы охотно вручила счастье всей моей жизни! На все бы пошла я - только бы мне быть с ним и обрести бессмертную душу. » [2, с. 65]. Бессмертная душа Русалочке необходима, потому что ей дано всего триста лет, это большая жизнь, но это единственная возможность существования, а бессмертная душа дает возможность жить вечно.

В сказку Андерсена входят мотивы христианства. Древнюю языческую мифологию Андерсен переосмысливает с точки зрения мифологии христианской: представлений о душе, о загробном мире, о жизни после смерти.

На соединении двух мотивов и рождается история русалочки и принца. Русалочка спасает принца, она совершает добро для человека, который погибает в волнах. Часто, кстати, по мифологическим представлениям русалками становились женщины, погибшие в воде. Человек не может жить в стихии, не свойственной для его обитания. С одной стороны, русалочка спасает принца, а с другой - она бы хотела, чтоб он оказался во дворце ее отца. «Сначала русалочка очень обрадовалась тому, что он попадет теперь к ним на дно, но потом вспомнила, что люди не могут жить в воде и что он может приплыть во дворец ее отца только мертвым. Нет, нет, он не должен умереть. Он умер бы, не явись к нему на помощь русалочка… Ей показалось, что принц похож на мраморного мальчика, что стоит у нее в саду; она поцеловала его и пожелала, чтобы он остался жив» [2, с. 66]

За спасение принца русалочка, конечно, вправе ожидать благодарности, но дело в том, что принц ее не видит. Он видит девушку, стоящую над ним на берегу, и думает, что это она спасла ему жизнь. Принцу понравилась эта девушка, но она оказывается недосягаемой для него, так как в то время была в монастыре.

Если задача мифологической русалки состоит в том, чтоб заставить человека полюбить себя, то русалочка не может никого заставить; ее желание - быть рядом с принцем, стать его женой. Русалочка хочет понравиться принцу, она любит его и готова пожертвовать ради их счастья всем. Ради своей любви она отказывается от родного дома, от своего прекрасного голоса, она отказывается от своей сущности, от себя самой. Русалочка полностью отдает себя во власть судьбы во имя своей любви.

Но принц видит в ней «милое, доброе дитя, сделать же ее своей женой и королевой ему и в голову не приходило, а между тем ей надо было стать его женой, иначе она не могла ведь обрести бессмертной души и должна была в случае его женитьбы на другой, превратиться в морскую пену» [2, с. 71.]

Мечта русалочки - мечта о счастье, мечта обычная, человеческая, ей хочется любви, тепла, ласки. “И он клал свою голову на ее грудь, где билось сердце, жаждавшее человеческого счастья и бессмертной души”. Любовь для русалочки - это постоянное преодоление физических и нравственных мук. Физических - потому что «каждый шаг причинял ей такую боль, будто она ступала по острым ножам» [2, с. 70], нравственных - потому что она видит, что принц находит свою любовь; но это не ожесточает ее. Любовь не должна затмевать человеку истинное видение вещей и мира. «Русалочка жадно смотрела на нее (невесту принца) и не могла не признать, что лица милее и прекраснее она еще не видала» [2, с. 73]. Русалочка потеряла голос, но приобрела остроту зрения и восприятия мира, ведь любящее сердце видит острее. Она знала, что принц счастлив со своей невестой, она поцеловала ему руку и ей показалось, «что сердце ее вот-вот разорвется от боли: его свадьба должна убить ее, превратить в морскую пену!» [2, с. 73].

Но Андерсен дает русалочке шанс вернуться обратно в свою семью, во дворец морского царя, и прожить триста лет. Русалочка понимает, что все ее жертвы были напрасны, она теряет все, и жизнь в том числе.

Любовь - это жертва, и эта тема проходит у Андерсена через всю сказку. Русалочка жертвует своей жизнью ради счастья принца, ее сестры жертвуют свои прекрасные длинные волосы морской ведьме, чтобы спасти русалочку. «Мы отдали наши волосы ведьме, чтобы она помогла нам избавить тебя от смерти! А она дала нам вот этот нож - видишь, какой он острый? Прежде чем зайдет солнце, ты должна вонзить его в сердце принца, и когда теплая кровь его брызнет тебе на ноги, они опять срастутся в рыбий хвост и ты опять станешь русалкой, спустишься к нам в море и проживешь свои триста лет. Но спеши! Или он, или ты - один из вас должен умереть до восхода солнца!» [2, с. 75] Здесь Андерсен возвращает нас вновь к мифологической теме. Русалка должна погубить человека, принести его в жертву. Тема пролитой крови напоминает о языческих обрядах и жертвоприношениях, но в сказках Андерсена язычество преодолевается христианством, его идеями и нравственными ценностями.

Для Андерсена любовь совершает с человеком необратимые перемены. Любовь совершает всегда добро, она не может быть злой. И поэтому русалочка, держа нож в руке, все-таки жертвует своей жизнью, а не чужой, выбирает свою смерть, даря принцу жизнь и счастье. «Русалочка приподняла пурпуровую занавесь шатра и увидела, что головка прелестной новобрачной покоится на груди принца» [2, с. 75].

Первое, что видит русалочка, это счастье и любовь принца. Казалось бы, что эта картина должна вызвать в ней ревность, а ревность непредсказуема, ревность - сила зла. «Русалочка наклонилась и поцеловала его в прекрасный лоб, посмотрела на небо, где разгоралась утренняя заря, потом посмотрела на острый нож и опять устремила взор на принца, который во сне произнес имя своей жены. Она одна была у него в мыслях!» [2, с. 75] Мир людей для русалочки прекрасен. Он так манил ее под водой, так очаровался в день совершеннолетия; ей жалко этого мира, страшно его терять, но она видит принца, который произносит в это время имя жены. «Нож дрогнул в руках русалочки» [2, c. 75] Любовь не может убить другую любовь - такова мысль Андерсена. «Еще минута - и она (русалочка) бросила его (нож) в волн, которые покраснели, точно окрасились кровью, в том месте, где он упал. Еще раз посмотрела она на принца полуугасшим взором, бросилась с корабля в море и почувствовала, как тело ее расплывается пеной» [2, c. 75] Русалочка отказалась от себя целиком, но у нее была еще одна мечта - обрести человеческую душу. Эта мечта и осуществилась, и нет. Сама по себе любовь уже дает человеку душу. Не случайно русалочка не превращается в морскую пену, любовь дала ей возможность перейти в иное состояние, она становится одной из дочерей воздуха.

Древние мифологические верования, потеряв власть над человеческим сознанием, сохранились в фольклоре и художественных образах писателей разных стран. В своей работе мы обратились только к одному такому образу и увидели, как сложно и индивидуально складываются у писателя отношения с мифологией и мифологическим образом. Интерпретируя образ мифологической русалки, превращая его в русалочку-героиню своей сказки, Андерсен частично сохраняет ее мифологические черты и возможности. Но вместе с тем мифологический образ под пером писателя приобретает человеческую сущность, человеческий характер, человеческую судьбу. Русалочка, с помощью колдовства ведьмы, превращается в человека, она самозабвенно любит принца, эта любовь оказывается неразделенной и даже трагичной, она жертвует ради счастья принца своей жизнью.

Отталкиваясь от языческой мифологии, Андерсен утверждает ценности и идей христианства, утверждает силу человеческой любви как самую великую нравственную силу во всем мире, независимо от того, реален или фантастичен этот мир. И такие метаморфозы в сказках Андерсена происходят не только с одной русалочкой. Любые мифологические персонажи, будь то гномы, снежная королева, ледяная дева, приобретают под пером писателя индивидуальные характеры и судьбы, становятся похожими на людей, наделяются человеческими мечтами и желаниями. Мифологические сказочные образы переосмысляются писателем, используются им для художественного перевоплощения таких важных для него нравственных идей, как идей гуманизма, душевной чистоты и бескорыстной и преданной любви.

Особый акцент сделаем на том пути, который должны были пройти русалки, чтобы получить бессмертную душу: «Пусть только кто-нибудь из людей полюбит тебя так, что ты станешь ему дороже отца и матери, пусть отдастся он тебе всем своим сердцем и всеми помыслами и велит священнику соединить ваши руки. » [2, с. 66]. Почему, кроме любви человека, нужен был ещё и священник? Для Андерсена его присутствие абсолютно закономерно. Любовь человека должна быть освящена. Обязательно должна быть Божья любовь-благословение, которая передаётся через священника.

Когда Русалочка решила уйти к людям? Тогда, когда призналась самой себе: «Как я люблю его! Больше, чем отца и мать. » [2, с. 66]. Но не только к принцу тянулась Русалочка, была у неё на земле и другая цель: «Только бы мне быть с ним и обрести бессмертную душу» [2, с. 67]. То есть любовь к принцу и желание иметь бессмертную душу у Русалочки стоят рядом.

Каким же был путь Русалочки к людям? Сначала она отправилась за советом и, может быть, помощью к морской ведьме. Андерсен описывает путь Русалочки к ведьме, и мы можем благодаря точным эпитетам, сравнениям легко его представить - бурлящие водовороты, торфяные болота, «омерзительные полипы», «похожие на стоголовых змей», «белые скелеты утонувших кораблей», «кости животных» [2, 67]. Зачем писатель так подробно воссоздаёт тот путь к ведьме, что пришлось преодолеть Русалочке? Для того чтобы показать, насколько он был трудным и, главное, страшным - «сердечко её забилось от страха», «это было страшнее всего» [2, с. 67]. И всё-таки Русалочка назад не повернула, хотя такие порывы у неё и были, но тут она «вспомнила о принце, о бессмертной душе и собралась с духом» [2, 67]. Снова подчёркивается, что не только принц тянул Русалочку на землю, но и бессмертие души. Подтверждает это и прозорливая морская ведьма - «хочешь, чтобы молодой принц полюбил тебя, а ты получила бы бессмертную душу!» [68].

Чтобы попасть к людям, Русалочка должна была сменить свой хвост на человеческие ноги - «будет так больно, как будто тебя пронзят острым мечом». Ей придётся отказаться от родной среды, отцовского дома, от сестёр, лишиться возможности когда-нибудь снова стать русалкой. Ещё Русалочка должна была отдать ведьме свой «чудный голос» в качестве платы за помощь. Заметим, «голос» - это то, что определяет образ русалки, её сущность. То есть Русалочка отдавала ведьме часть себя самой.

Каким было состояние Русалочки во время визита к ведьме? Ей было страшно. Она отвечала ведьме на её ужасные предупреждения «дрожащим голосом», «побледнела, как смерть». Даже само это сравнение страшно. Что же заставляло Русалочку переносить все страхи? Только мысли о принце и бессмертной душе.

Жертвы Русалочки огромны, как физические (голос, ноги), так и психологические (отказывается от родной среды и от себя самой). Но истинная любовь всегда сопряжена с жертвами.

Сказать принцу о своей любви Русалочка не могла. Но принц нисколько в её любви не сомневался, потому что «глаза её говорили сердцу больше». «Ты ведь так любишь меня», - утверждал принц [2, с. 71]. Андерсен тоже убеждён в том, что настоящая любовь не нуждается в словах.

А как же всё-таки относился принц к Русалочке? «Да, я люблю тебя,- говорил принц. - У тебя доброе сердце, ты предана мне больше всех. ”, “Ты порадуешься моему счастью. Ты ведь так любишь меня!» [2, с. 71]. Нетрудно заметить, что слова «мне», «меня» здесь доминируют. Принц любил Русалочку прежде всего за любовь к себе. Но была у него по отношению к Русалочке ещё и любовь-благодарность. Ведь говорил же он ей: «Ты похожа на молодую девушку, которую я видел однажды» [2, с. 71]. Он думал, что эта девушка спасла его, когда он тонул.

Любил принц Русалочку ещё и «как милое дитя» [2, с. 72]. Что это значит? То, что принц относился к Русалочке как к забавной игрушке, которая его умиляла и развлекала. Подтверждение этому находим в тексте. Вспомним, как одевали Русалочку во дворце, чем обычно она была занята. «Русалочку разодели в шёлк и муслин», принц «велел ей сшить мужской костюм» для участия в его прогулках, она прекрасно танцевала, её танцами любовались. А спать «ей было позволено. на бархатной подушке перед дверями его комнаты» [2, c. 70]. Если выделим доминирующие глаголы, то увидим, что они всегда выражают волю принца, а не Русалочки. Её любят, но только как прекрасную дорогую игрушку.

Нужна ли была такая любовь Русалочке? Нет, ведь ей, чтобы обрести бессмертную душу, надо было стать только женой принца, а ему «сделать. её своей женой и королевой и в голову не приходило» [2, с. 71]. Принц не любил Русалочку так, как ей было необходимо. Получается, что даже великая любовь - а Русалочка именно такую и несла - не всегда способна вызвать ответное чувство.

Почему же оказалась невозможной взаимная любовь Русалочки и принца? Иногда говорят: «Он же принц, а она - всего лишь девушка-“найдёныш”». При этом забывают, что Русалочка ещё и принцесса, хотя и морская. То есть принц и Русалочка социально равны, а разделяет их другое неравенство. Дело в том, что Русалочка и принц принадлежали к разным мирам. Она - морю, он - земле. И жили они разной жизнью. Она - духовной (вспомним её увлечения, интересы, устремления, особенно в сравнении с сёстрами). А принц жил в прямом и переносном смысле земной жизнью (мы встречаем его на корабле, празднующим день рождения, на прогулках, в заботах о женитьбе и других подобных делах).

Русалочка любила, но была ли она счастлива? Как Андерсен отвечает на этот вопрос? Любовь и счастье, по Андерсену, совсем не синонимы. Более того - они не совместимы. Обратная сторона любви не счастье, а страдание, как это и было у Русалочки. Найдём в тексте тому доказательства: «её ножки резало, как ножами, но она не чувствовала этой боли - сердцу её было ещё больнее»; её «сердце, жаждавшее человеческого счастья и бессмертной любви»; «Русалочка смеялась и танцевала с смертельной мукой в сердце»; «ей показалось, что сердце её вот-вот разорвётся от боли: его свадьба должна ведь убить её» [2, с. 75]. По отношению к Русалочке слова «сердце» и «боль» находятся в неразрывном единстве - «сердечная боль» со словом «счастье» никак не вяжется.

Русалочка, несмотря на силу своей любви, ответной любви от принца не добилась и должна была, по предсказанию ведьмы, умереть. Но почему же этого не случилось? Кто отвернул от неё смертельный приговор? Это сделали её сестры. Чтобы спасти Русалочку, они отдали ведьме свои прекрасные волосы. Заметим, волосы, как и голос, - образотворящие элементы русалок. Без волос русалки как бы неполноценны. Но сёстры пошли на эту жертву ради спасения Русалочки.

«Русалочка» - ещё и сказка о великой силе родственной (сестринской) любви - той, которая не щадит даже самоё себя ради родного человека.

Чтобы спастись, Русалочка должна была вонзить нож в сердце принца. Его смерть - это её жизнь. Почему же она не сделала то, что от неё требовалось? Почему «нож дрогнул в руках Русалочки»? Она услышала, как во сне он произнёс имя своей жены - «она одна была у него в мыслях» [2, с. 75]. Автор не употребляет слово «любовь», но именно любовь принца к жене остановила руку Русалочки. Истинная любовь всегда уважает чувства другого.

Русалочка не смогла убить принца и выбросила нож в волны, «которые покраснели, точно окрасились кровью» [2, с. 75]. Как понимать эту метафору? Вместе с ножом Русалочка выбросила в море свою жизнь. Кровь здесь - символ жизни. Снова Русалочка ради принца жертвует. Есть ли разница между первыми жертвами и последней? Есть, и огромная. В начале своего пути к людям Русалочка шла на неслыханные жертвы - муки, но тогда она всё-таки отдавала только часть своего тела и души и надеялась на удачу. В конце своего земного пути Русалочка пожертвовала всей своей жизнью, и не осталось у неё никакой надежды. Почему Андерсен выстраивает историю любви Русалочки таким образом, что она начинается и заканчивается её жертвами? Изменилась ли Русалочка за земной отрезок своей жизни? Да, она изменилась, так как поняла главное - принц её не полюбил. Значит, Русалочка должна была умереть. «Она думала о своём смертном часе и о том, что она теряла с жизнью» [2, с. 75]. Что же она теряла? Возможность получить через любовь принца к ней бессмертную душу.

Русалочка изменилась в понимании своего положения, но осталась прежней в своей любви к принцу. Композиция сказки как раз и призвана подчеркнуть нерушимость этой любви. Русалочка ни о чём не пожалела - в своей любви она осталась прежней.

Русалочка не добилась любви принца, но возможность обрести бессмертную душу она сохранила. Какая же разница между первым и вторым путём к бессмертию души? Ответ она получила от дочерей воздуха, к которым попала после того, как выбросила нож: “Теперь ты сама можешь добрыми делами заслужить себе бессмертную душу и обрести её через триста лет» [2, с. 76] . Почему надо трудиться так долго - целых триста лет? Случайна ли эта цифра? В тексте Андерсена нет ничего случайного - каждая деталь работает на главную мысль. Триста лет живут русалки, а потом превращаются в пену морскую. Русалочка же через триста лет может получить «в награду бессмертную душу и. изведать вечное блаженство, доступное людям» [2, с. 76].

Читайте также: