Что расположено между линией бровей и линией основания носа

Опубликовано: 17.09.2024

Для того чтобы не сделать ошибок при рисовании головы человека, полезно изучить систему ее пропорций.

В изобразительном искусстве поиски пропорциональных соотношений головы ведутся с древности.

Художники античного мира разработали систему пропорций, которая являлась каноном красоты. Так, по этим канонам лицевая часть головы делится на три равные части: от ли-( нии роста волос до надбровных дуг, от надбровных дуг до основания (корня) носа и от основания носа до основания подбородка. Отрезок от надбровных дуг до основания носа в свою очередь делится на три равные части. По середине второй части проходит линия глаз. Отрезок между основанием носа и основанием подбородка тоже делится на три равные части. Линия, разделяющая первую и вторую части, определяет линию разреза губ. Расстояние между глазами равно длине глаза, а высота уха равна длине носа.

В эпоху классицизма античные каноны превратились в правила академического рисунка. Современная школа опирается на классические традиции, и знакомство с ними помогает начинающим правильно видеть натуру.

По своему строению и пропорциям у каждого человека голова всегда индивидуальна. Подчеркнуть эту индивидуальность поможет знакомство с осредненной схемой пропорций человеческой головы.

Необходимо заметить, что условное деление головы на части определяется строением черепа (рис. 3.7).

Линия начала волосяного покрова проходит через небольшое возвышение на лобной кости (а).

Линия бровей проходит по выступу надбровий на черепе (б).

Линия разреза глаз проходит через переносицу и швы височных и скуловых костей (в).

Линия основания носа проходит под ноздрями и в нижней части скуловых костей (г).

Линия основания подбородка проходит на уровне подбородочных бугров (д).

Все вышеназванные линии параллельны между собой.

На рис. 3.8 приведена схема пропорций головы человека. Знание этой схемы поможет правильно нарисовать голову. Из рисунка видно, что ось глаз делит высоту головы на две равные части. Если всю высоту головы принять за единицу, то расстояние от линии роста волос до темени займет 1/7 этой величины. Расстояния от линии роста волос до бровей (лоб), от бровей до основания носа и от основания носа до нижней точки подбородка будут равны и составят 2/7 высоты головы. Таким образом, лицо по высоте делится на три равные части. Если нижнюю треть лица разделить на три равные части, то линия разреза рта пройдет через верхнюю треть.

Величина, равная 1/7 высоты головы, является модулем для определения ее ширины. Она укладывается по ширине 5 раз. Расстояние между глазами, как и между крайними точками крыльев носа, длина глаза, расстояние от крайних точек глаз до крайних точек висков, равны 1/7 высоты головы.

Высота уха равна высоте носа, т.е. уши расположены между линией бровей и линией основания носа. Если из середины длины глаз опустить перпендикуляры на линию рта, то мы определим его ширину. По канонам классической эстетики нижняя губа шире верхней.

Все приведенные измерения являются примерными, схематичными. Однако эта схема будет хорошим ориентиром при рисовании головы и передаче ее индивидуальных особенностей.


Рис. 3.7. Конструктивные линии головы и их связь со строением черепа


Рис. 3.8. Схема пропорций головы человека

Примерная схема рисования головы в профиль дана на рис. 3.9. Из рисунка видно, что голова в профильном положении вписывается в квадрат со стороной, равной высоте головы. Середина квадрата по вертикали проходит через мочку уха и угол нижней челюсти. Ширина лицевой части равна 1/4 высоты головы. Точка пересечения середины квадрата по горизонтали и линии, делящей лицевую часть пополам, определит расположение глаза и начало основания волос. Далее рисование лица идет в соответствии с вышеуказанными пропорциями. Следует заметить, что формы глаза и рта в профиль приближены к треугольной форме.

Построение головы в трехчетвертном повороте происходит также на основе деления квадрата со стороной, равной высоте головы (рис. 3.10). Сначала делим квадрат пополам по высоте, затем на четыре части по ширине.

Далее делим левую половину на три части и обрисовываем овал головы. Намечаем серединную линию, которая определяет поворот головы. Затем, опираясь на уже знакомое пропорциональное деление головы по вертикали, намечаем линии волос, бровей, основания носа и рта.

При дальнейшем прорисовывании головы в трехчетвертном повороте следует учитывать перспективное сокращение частей лица.


Рис. 3.9. Примерная схема рисования головы в профиль


Рис. 3.10. Примерная схема рисования головы в трехчетвертном повороте


Рис. 3.2. Мышцы головы человека

Височная мышца имеет веерообразную форму и тянет венечный отросток нижней челюсти, усиливая жевательное движение. Собственно жевательная мышца помимо жевательной функции играет мимическую роль (позволяет сжимать челюсть, стискивать зубы).

Лобная мышца, широкая и плоская, позволяет поднимать и опускать брови. У нее есть еще и второе название — мышца внимания, удивления.

Мышца гордецов располагается на переносице, в промежутке между бровями. Сокращаясь, эта мышца тянет кожу межбровного промежутка вниз, образуя на переносье поперечные складки, придавая лицу выражение недовольства, гордости, презрения.


Рис. 3.11. Изображение головы в прямом положении в разных ракурсах


Рис. 3.12. Изображение головы в трехчетвертном повороте в разных ракурсах

Описанные выше схемы рисования головы используют в прикладном рисовании. В этом случае достаточно только наметить форму головы, прическу и черты лица, но наметить правильно, чтобы все соответствовало натуре. Поэтому в учебных целях необходимо выполнение рисунков гипсовой головы и головы живой модели.

Мы рассмотрели схемы рисования головы, расположенной на уровне глаз рисующего. В этом случае все горизонтальные конструктивные линии прямолинейны (рис. 3.11, а).

При изображении головы в другом ракурсе (в перспективном сокращении) следует учитывать изменение характера конструктивных линий и перспективное сокращение частей лица (рис. 3.11, б, в).

При прямом положении головы, при виде снизу, конструктивные линии надбровных дуг, глаз, основания носа, подбородка должны быть округлыми и вершинами обращены вверх. При этом видны нижние площадки надбровья, носа и подбородка. Линия уха опустится ниже основания носа. При этом серединная линия остается прямой.

При изображении головы в ракурсе при трехчетвертном повороте серединная линия приобретает форму дуги, вершина которой обращена в сторону поворота (рис. 3.12, а).

При трехчетвертном повороте головы выше уровня глаз лицевой угол, обращенный к зрителю (край лобного бугра, височной кости, скуловой и т.д.), всегда будет выше отдаленного. Выше отдаленного глаза будет располагаться ближний к нам глаз, а дуги конструктивных линий будут опускаться вниз (рис. 3.12, б).

При том же повороте головы и ее расположении ниже уровня глаз рисующего дальние части лица будут располагаться выше ближних. Видимая часть лица головы значительно сократится, а верхняя часть черепной коробки увеличится (рис. 3.12, в).

Хорошо усвоив пропорции головы, схемы ее изображения в различных положениях и поворотах, можно уверенно переходить к более сложной задаче — рисованию гипсовой головы.

Конспект урока

«Изобразительное искусство»

Номер урока: 11

Название темы: Изображение головы человека в пространстве.

Основные пропорции. Портрет в скульптуре.

Перечень рассматриваемых вопросов:

  • Понятие закономерности в конструкции головы человека;
  • Сопоставление пропорции лица;
  • Нанесение средней линии, симметрия лица;
  • Изображение головы человека с различно соотнесенными деталями;
  • Портретные изображения, созданными великими мастерами.

Профиль – это вид сбоку какого-либо предмета.

Анфас - положение лица человека, сложной фигуры или объекта, при котором «лицевая» часть обращена прямо к наблюдателю.

Скульптура – это искусство создания объёмных художественных произведений путём резьбы, лепки или отливки.

Портрет - изображение какого-либо человека на картине или фотографии.

Пропорция - определённое соотношение частей между собой, соразмерность.

Монументальная скульптура - вид пластических пространственных изобразительных искусств; включает произведения большого формата, создаваемые в согласовании с архитектурной или естественной природной средой, композиционным единением и взаимодействием, с которыми они сами приобретают идейно-образную завершённость, и сообщают такую же окружению.

Монументально-декоративная скульптура – вид скульптуры, занимающийся оформлением фасадов и интерьеров зданий, мостов, триумфальных арок, фонтанов, малых архитектурных форм, включается в естественную среду садов и парков.

Станковая скульптура - скульптурный портрет - изображение человека или группы людей, дающее представление о внешности, внутреннем мире портретируемого.

Бюст – это скульптурное изображение головы и верхней части тела человека (по грудь или по пояс).

Торс - Туловище человека, а также скульптурное изображение без головы и конечностей.

Список литературы

1. Неменская Л. А. Изобразительное искусство: искусство в жизни человека, 6 класс: учеб. для общеобразоват. Учреждений / Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение,2019. – 176 с.

2. Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 6 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Под. ред. Б.М. Неменского. – 6-е изд. перераб. – М.: Просвещение, 2019.

Открытые электронные ресурсы:

  1. Издательство «Просвещение» www.prosv.ru (раздел «Перспектива» http://old.prosv.ru/umk/perspektiva)
  2. Российский общеобразовательный Портал www.school.edu.ru

Материал для самостоятельного изучения темы

Портрет — самостоятельный жанр изобразительного искусства, целью которого является отображение визуальных характеристик модели.

Он изображает внешний облик, а через него и внутренний мир человека. Портрет сочетает в себе повторение в пластических формах, линиях и красках живого лица и вместе с тем личную интерпретацию художника.

Существует определенная схема изображения лица.

Голова имеет овальную форму, которая делится линией глаз на две примерно одинаковые части так, что линия глаз находится примерно на середине лица.

Лицо можно разделить на три части: от начала волос до линии бровей, от линии бровей к концу носа и от конца носа к подбородку.

Расстояние между глазами равно ширине глаз. Уши располагаются от линии бровей до линии основания носа. Ширина носа равняется длине глаз, а рот всегда немного шире носа.

Пропорция – это соотношение величин частей, составляющих одно целое. Слово «пропорция» в переводе с латыни обозначает «соотношение», «соразмерность». Чем лучше художник умеет видеть пропорциональные особенности лица человека, тем большим получится сходство.

Форма головы бывает разных типов: овальная, круглая, прямоугольная, квадратная, треугольная. Рисование головы начинают с построения её яйцевидной формы, при этом нужно помнить, что форму головы нужно наметить так, чтобы её середина по горизонтали проходила чуть выше середины листа, и чтобы голова не была очень сдвинута вправо или влево. Только после этого намечают части лица. К основным частям лица относятся глаза, нос, губы и уши. Конечно же, у каждого человека они неповторимые.

Голову человека рисуют в анфас. Также рисуют и в профиль. Помимо этого, существует вариант изображения головы «три четверти». Это изображение головы в положении среднем между профилем и афасом. Мастера строят и членят форму, чтобы придать ей характер объёмности, а также активно используют светотень, которая также передает объем изображения.

Для выразительного изображения человека необходимо научиться изображать голову человека в движении. Глаза играют очень важную роль в изображении человека.

Начинайте рисовать глаз с формы — шара, вставленного в горизонтально расположенный овал (глазную впадину). Необходимо наметить глазные впадины, которые не должны быть расположены очень близко к носу. После этого намечаем зрачок смело приступаем к прорисовке век, а затем и ресниц.

Спинка и крылья носа являются плоскими поверхностями, которые очерчиваются лишь в конце. Нижняя плоская часть нашего клина в виде усеченного треугольника соединяется с крыльями и кончиком носа. Крылья сворачиваются внутрь к перегородке, образовывая ноздри.

Приступая к прорисовке губ, необходимо наметить среднюю линию рта (это линия, где верхняя губа соединяется с нижней), затем на этой линии определить длину и толщину губ. Старайтесь передать характерную форму губ (тонкие, толстые, средние, ровные по контуру или с изгибом на верхней губе).

Уши обычно расположены на уровне от бровей до основания носа. Для того чтобы правильно наметить уши, нужно вычертить воображаемую ось уха, которая проходит параллельно линии носа, а уже потом прорисовывать детали.

Скульптура (лат. sculpo - вырезать, высекать) – это вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную и выполняются из твердых или пластических материалов.

Художественно выразительными средствами скульптуры являются:

построение объёмной формы;

пластическое построение модели;

  • монументальная скульптура (представлена памятниками в честь великих людей);
  • монументально-декоративная скульптура (она занимается оформлением фасадов и интерьеров зданий, мостов, триумфальных арок, фонтанов, включается в естественную среду садов и парков);
  • станковая скульптура (скульптурный портрет - изображение человека или группы людей, дающее представление о внешности, внутреннем мире портретируемого).

Основным жанром станковой скульптуры является бюст.

Для создания скульптуры, художники используют различные материалы, такие как мрамор, камень, известняк, гипс, бронза, дерево и глина.

Первые образцы портрета в скульптуре встречаются в Древнем Египте. Примером тому служит Скульптурный портрет Нефертити, жены Эхнатона, в высоком головном уборе (кварцит, мастерская Тутмоса в Тель-эль Амарна.1360 г. до н.э.)

Римский скульптурный портрет был очень популярен. Площади городов и провинций Древнего Рима украшали портреты прославленных личностей: полководцев и императоров, выдающихся политических деятелей.

В эпоху Возрождения человек вышел на первый план в искусстве. Большое количество скульптурных портретов принадлежит именно этому историческому отрезку времени. Россия богата своими скульпторами-портретистами. Среди них, такие как: Анна Семёновна Голубкина и Екатерина Фёдоровна Белашова. Их скульптурные произведения находятся в крупнейших музейных собраниях.

Тренировочные задания

1. Установление соответствий между элементами двух множеств

Сопоставьте правильно понятия и определения

1. скульптурное изображение без головы и конечностей.

2. погрудное скульптурное изображение человека.

Стратегия выполнения задания:

1. Прочитайте сначала слова слева, где приводятся элементы задающего множества, содержащего постановку проблемы.

2. Затем посмотрите на элементы справа, подлежащие выбору.

3. Помните, что соответствие между элементами двух столбцов может быть взаимно однозначным, когда каждому элементу слева соответствует только один элемент справа. Если число элементов в двух столбцах одинаковое, то для последнего элемента задающего множества выбора не произойдет.

4. Встречаются случаи, когда для одного элемента левого столбца выбираются несколько элементов справа.

5. Задания на установление соответствия по алгоритму выполнения близки к заданиям с выбором ответа, поскольку вы выбираете правильный ответ из числа предложенных.

2. погрудное скульптурное изображение человека.

1. скульптурное изображение без головы и конечностей.

2. Подстановка элементов в пропуски в тексте

Слово «пропорция» в переводе с латыни обозначает ___________.

Стратегии выполнения задания

1. Просмотрите сначала текст, чтобы понять его общее содержание.

2. Затем внимательно прочитайте предложенные слова/словосочетания.

3. Проанализируйте, какой частью предложения или каким членом предложения является каждое слово/словосочетание. Подумайте, что может ему предшествовать в тексте или идти после него.

4. Прочитайте текст до первого предложения, где нужно восстановить пропущенный фрагмент. Обращайте особое внимание на слова, которые стоят непосредственно перед пропуском и после него.

5. Найдите нужное слово/словосочетание в списке. Проверьте, подходит ли этот фрагмент в данное предложение и его ближайшее окружение по смыслу.

6. Проработайте таким образом весь текст. Возможно, у вас будут варианты для каких-то предложений. Выбирая окончательный ответ, помните, что восстановленный фрагмент должен соответствовать предложению по структуре и предложению и его ближайшему окружению по смыслу.

7. Обращайте также внимание на союзы, союзные слова и другие элементы, служащие для связи слов в предложении и организации текста, придающие ему логическую завершенность.

Правильные ответы:

Слово «пропорция» в переводе с латыни обозначает соразмерность.

Конечно же, точечный массаж или акупунктура точно не помогут тогда, когда нужно вмешательство при серьезных диагнозах. Да и вообще, полноценный сеанс массажа под силу только профессионалу, точно знающему куда и как следует надавить. Но практикуя самомассаж дома, работая со своим телом самостоятельно, можно без таблеток и лекарств снять головную боль, боль в мышцах и мышечные судороги, приступы невралгии, простудные состояния и заложенность носа. Работа с энергетическими точками поможет распрощаться с бессонницей, или же наоборот, побороть сонливость.

Что такое акупунктура и точечный массаж

Массажи, акупунктура или рефлексотерапия, (часто в народе иглоукалывание) - явление весьма древнее. Заключается оно в том, чтобы стимулировать на поверхности кожи определенные центры и каналы, по которым движется жизненная энергия, связаны с внутренними органами. Такая стимуляция оказывает благотворный эффект, избавляет от недугов, заряжает энергией и придает сил. По выводам и находкам учёных, этим знаниям тысячи лет и родиной точечного массажа считаются древний Тибет, Непал и Индия, где по тем меркам наука и медицина были развиты. Уже современные учёные действительно подтвердили в ходе исследований наличие у человека определенных зон на коже - биологически активных точек с отличительными признаками:

  • имеют электрическое сопротивление и излучают больше энергии
  • поверхность кожи, где расположены эти места "силы" имеет чуть большую температуру, чем обычные участки
  • обладают высоким болевым порогом и повышенной чувствительностью
  • активнее питаются кислородом и запускают обменные процессы
  • Миссия всяческого массажа, иглоукалывания или акупунктуры - активизировать эти биологические зоны на теле с помощью массажа для оздоровления организма и избавления от причин некоторых сбоев в теле.


Какие виды “жизненных центров” бывают

Глобально все точки можно поделить на пять основных видов. И отличаются они друг от друга местом локации и назначением. Всего известно около 700, но основных, с которыми современные специалисты взаимодействуют не более 200. Простому же человеку доступно максимум 10-15 основных зон, знания о которых будут первой помощью при пошатнувшемся здоровье и самочувствии. Назначением “жизненных точек” может быть либо стимуляция, либо расслабление.

Лайфхак: 13 важных зон на вашем лице

Отыскать "те самые" энергетические места простому обывателю сложно. Сотни микро центров на теле, иногда слишком малое расстояние между ними, точные замеры “под линейку” и сложная геометрия отпугивают. Это требует годы обучения и практики. Так что прежде, чем вы отправитесь на сеанс точечного или акупунктурного массажа к мастеру, убедитесь в его квалификации. А если вы решите постигать азы точечного массажа при домашнем использовании, дадим несколько советов где отыскать простейшие полезные зоны и как правильно с ними работать.

1-ая Точка - Невротические состояния, проблемы со сном, вегето-сосудистые расстройства.
Локация: центр макушки головы, сверху на темени. Это место - аккумулятор "ста болезней", как утверждали ещё в древнем Китае. Эффективно расправляется с бессонницей. Теплая струя воды перед сном в эту область и на спину - залог крепкого и полноценного сна. А, как известно, от качества сна зависит самочувствие, настроение и жизненный тонус.
2-ая и 4-ая Точки или “ясный свет”- название уже указывает на глаза и всё, что с ними связано, показана при головных болях разного происхождения.
Локация: Примерно в 3-х миллиметрах уголка глаза в сторону переносицы. Снимет напряжение в глазах, уберет слезоточивость, снизит давление в глазном дне, а при регулярной практике точечный массаж этой области способен и вовсе избавить от глазных болезней.
3-я Точка - Головокружение, сосудистые головные боли, особенно в лобной части, мочеполовая система
Локация: Межбровное пространство над переносицей, у основания брови. Если точечный массаж приносит неприятные и болезненные ощущения в этой зоне, стоит уделить этому явлению более пристальное внимание - это говорит либо о начинающемся заболевании мочеполовой системы, либо об уже имеющемся. Необходимо регулярно прорабатывать межбровную зону, постепенно болезнь отступит, либо затихнет на начальной стадии.
5-ая Точка - Судороги, напряжение, бессонница
Локация: посредине переносицы. Хорошо работает, когда у детей случаются судороги. Осторожность и легкость точечного массажа сделает так, что ребенок успокоится. А если вас настигла бессонница, беспокоит головная боль или пониженное давление с головокружениями, массаж переносицы быстро поставит на ноги.
6-ая точка - Мигрень
Массаж точки 6 быстро снимет приступ нестерпимой головной боли.
Локация: приблизительно пол сантиметра от внешнего края глаза.
7-ая Точка "солнца"- Эмоциональный дисбаланс, пульсирующая боль в висках и голове, повышенное давление
Локация: височная впадина, в центре между краем бровной дуги и верхушкой ушной раковины
8-ая Точка - лор-заболевания, сбой в работе желудка, головокружения и низкое давление
Локация: на расстоянии в сантиметр ниже глаза и нижнего века на уровне зрачка. Боль при массаже этой зоны подскажет о неполадках в желудке или лор-заболеваниях таких, как гайморит или фронтит. Стимуляция этой зоны поможет устранить эти неприятности.
9-ая Точка, «земная кладовая» - Синдром навязчивых движений или нервные тики, нервное перенапряжение
Локация: на расстоянии 1 см ближе к краю от угла рта.
10-ая Точка - Проблемы с щитовидной железой, проблемы с мышцами и нервные защемления на шее.
Локация: угол нижней челюсти кверху. При ощупывании этой зоны обнаруживается “ямка”. Воздействие на это место поможет, когда “заклинило” шею и возникают трудности с вращением головы. Помогает расслаблять шейные мышцы.
11-я и 12-я Точки - Отеки, нервные тики и перевозбуждение, настройка работы внутренних органов и головного мозга
Локация: под кончиком носа, чуть выше верхней линии губы. Считается, что это место "делит" человека ровно пополам.
13-я Точка - Страх, стресс, негативные эмоции.
Между подбородком и нижней губой расположена зона “анти стресс”. При любом негативе, страхе, выбросе эмоций и стрессовом состоянии помассируйте это место и вы быстро почувствуете расслабление.


Точечные массажные техники


Во время точечного массажа используется лишь один обязательный инструмент - пальцы. А вот способы их применения разнообразны. Всё зависит от цели, которую вы преследуете и от ожидаемого эффекта:

1. Надавливание. Производится большим или указательным пальцами. Во время этой техники совершаются вращательные движения. Суть её сводится к тому, чтобы постепенно наращивать силу давления. Иногда воздействие происходит сразу двумя пальцами (если центры симметричны). Начинается массаж с легких прикосновений и медленных вращений, затем сила нажатия увеличивается до тех пор, пока вы, или тот, кому вы делаете массаж не почувствует силу нажатия. После этого давление пальца ослабляют.
2. Тонизирующий точечный массаж подразумевает интенсивное, но не длительное воздействие на область Одновременно с этим важно глубоко и быстро растереть зону, всё также выдерживая кратковременный темп воздействия. Так следует повторить несколько раз. Иногда, не отрывая палец от тела проводят вибрацию, то есть быстрые вращения вверх-вниз, вправо-влево. Тонизировать центры особенно полезен по утрам, он обеспечит прилив бодрости, снимет сонливость и подпитает жизненный тонус.
3. Колющий массаж. Проводятся резкие и быстрые “уколы” указательным пальцем в место расположения центра. Здесь важна максимальная точность попадания.
4. Щипковая техника: складывают пальцы так, как будто пытаются взять щепотку чего-либо. Этой “щепоткой” захватывают кожу, где расположена энергетически активная зона и всячески её мнут, сдавливают и вращают до тех пор, пока место захвата не онемеет.
5. Поглаживание. Чаще подходит для проработки лица и головы. Поглаживания подразумевают средний темп вращения пальца, без надавливания.
6. Вибрация. Палец должен быть плотно прижат к коже и совершать колебания неотрывно. Вибрация и связанные с ней движения производятся быстро. Такая техника поможет либо расслабиться, либо взбодриться.
7. Успокаивающий массаж. суть заключается в глубоком, медленном и непрерывном давлении на зону. Все движения совершаются равномерно, вращательно. Главное - не смещать кожу. Сила давления должна постоянно увеличиваться. Периодически делаем паузы, и снова запускаем вибрацию.
8. Тормозной вариант. его применяют в детском массаже, при сбоях в кровообращении, а также для снятия тонуса мышц. Смысл этих манипуляций - затормозить возбуждение, снять любые напряжения, запустить восстановление организма. Давить на это место следует не более 1,5 минут.
9. Растирание. Проводят подушечкой пальца по часовой стрелке в местах массажа. В основном растирание проводят как завершающий этап сеанса, после других манипуляций.



  • высокая температура
  • любые заболевания в стадии обострения
  • злокачественные образования любой локации
  • пожилой возраст
  • беременность
  • истощение
  • анорексия острые психические состояния


Разделы: МХК и ИЗО

Форма: урок-соревнование.

Цели:

  • Формирование у учащихся навыков изображения лица человека в соответствии с пропорцией.
  • Развитие у учащихся умения анализировать, сравнивать, обобщать.
  • Воспитание у учащихся чувства ответственности перед товарищами по команде.

Материалы: альбом, простой карандаш, трафареты овалов лица.

Оборудование: магнитофон, магнитная доска, магниты с прикрепленными на них изображениями глаз, носа, ушей, цветные карточки за верные ответы.

Зрительный ряд:

  1. Репродукции портретов художников.
  2. Плакат: “Пропорции лица”.
  3. Рисунки в файлах “Пропорции лица” на каждую парту.
  4. Карточки с вопросами для игры “Получи 5”.
  5. Плакат-ребус “Чем рисовать”.
  6. Рисунки лиц с ошибками для игры “Самый внимательный”.

Музыкальный ряд: записи инструментальных мелодий.

I. Сообщение темы и цели урока

– Ребята, на прошлом уроке вы познакомились с разновидностями портретов. Сегодня вы познакомитесь с пропорциями лица человека и научитесь изображать лицо человека в соответствии с пропорцией.
Проведем урок-соревнование между рядами. За каждый верный ответ команда будет получать карточку. За каждую хорошо выполненную работу тоже получите карточку.
Все члены команды, которая наберет наибольшее количество карточек и станет победителем – получат за урок по две пятерки.

II. Повторение

– А сейчас, ребята, повторим материал, с которым вы познакомились на предыдущих уроках.

  1. Назовите жанры изобразительного искусства, к которым относятся эти картины. (Пейзаж, натюрморт, анималистический жанр, портрет.)
  2. Как называют художника, который пишет пейзажи? Море? Животных, птиц? Портреты?
  3. Что называется портретом? (Портрет – это жанр изобразительного искусства, в котором художник изображает людей.)
  4. Что такое автопортрет? (Изображение художником самого себя.)
  5. Назовите виды портретов, изображенных на репродукциях.
    1. Парадный – во весь рост, посвящен общественному деятелю, использовано величие позы и жестов, богатство одежды и интерьера, показаны заслуги человека–ордена, медали.
    2. Камерный – противоположен парадному в нем использовано поплечное, погрудное, попоясное изображения.
    3. Психологический – показаны черты характера человека, думающего, размышляющего и т.п.
    4. Социальный – портреты простых людей и знати, рассказывающие о судьбе людей.
  6. Назовите, какое изображение человека использовано в данных портретах? (Поплечное, погрудное, попоясное, лицо, 3/4, в полный рост.)
  7. Как называются эти портреты по количеству изображаемых людей? (Индивидуальный, двойной, групповой.)

III. Объяснение нового материала

– Чем же вы сегодня будете рисовать? Об этом вы узнаете отгадав ребус. (Карандаш)

Все внимательно слушают объяснение, глядя на доску, а затем рисуют в альбомах.

– У вас в альбомах уже нарисованы овалы для лица, которые разделены вертикальной штрих-линией на две половины, так как лицо симметрично, то есть левая и правая его части похожи, одинаковы. Вертикальную линию разделим на три равные части и проведем две горизонтальные линии. Проведем еще две горизонтальные линии снизу и сверху овала. Подпишем названия этих линий. (Линия подбородка, линия основания носа, линия бровей, линия роста волос.)

– Что вы можете сказать о расстояниях от линии подбородка до линии основания носа, от линии основания носа до линии бровей, от линии бровей до линии роста волос? (Они равны.)

– Проведем дополнительную штрих- линию– линию головы. Она расположена на расстоянии равном половине одной части лица. Брови расположены на линии бровей. Расстояние между глазами равно ширине одного глаза, которая в свою очередь равна ширине носа. (Отдельно рассмотрим рисунок глаза.)

– Основание носа расположено где? (На линии основания носа.)

– Ширина рта равна расстоянию от одного зрачка до другого? Нижняя губа расположена на линии делящей пополам расстояние от линии основания носа до линии подбородка?

– Где расположено ухо? (Между линией бровей и линией основания носа.)

IV. Закрепление изученного

– Проведем игру “Получи 5” с последующей взаимопроверкой.
Ребята, вы попали на экзамен к художнику Тюбику. Художник приготовил для каждого из вас карточки с вопросами. Всего 5 вопросов. Запишите в альбоме ответы.
Теперь обменяйтесь альбомами с соседом по парте. Проведем взаимопроверку. За каждый верный ответ поставьте 1 балл.
Сложите полученные баллы и запишите получившееся число в альбом– это и будет ваша оценка.
Поднимите руку, кто получил “5”, “4”, “3”. (За каждую “5” команда получает карточку.)

Карточка

  1. На сколько равных частей делится расстояние от линии подбородка до линии роста волос? (3.)
  2. Чему равно расстояние между глазами? (Ширине одного глаза.)
  3. Что равно расстоянию одного зрачка до другого? (Ширина губ.)
  4. Что расположено между линией бровей и линией основания носа? (Уши.)
  5. Что расположено на линии, делящей пополам расстояние от подбородка до основания носа? (Нижняя губа.)

V. Самостоятельная практическая работа

– Ребята, сейчас вам предстоит самостоятельно нарисовать лицо человека.
В помощь вы получите карточки- образцы с изображением лица человека. Внимательно рассмотрите пропорции лица и постарайтесь нарисовать лицо, не допуская ошибок. Все линии теперь намечайте едва заметно. (Еле-еле касаясь карандашом бумаги, это даст возможность в дальнейшем как можно меньше применять ластик, внося изменения и уточнения).

VI. Итог урока

Игра на внимательность “Найди и объясни ошибки”.

За каждый верный ответ команда получает одну карточку.

Учитель показывает рисунки с ошибками.

На магнитной доске нарисован овал лица, разделённый на 3 части. Глаза, нос, уши на магнитах учитель прикрепляет поочерёдно, допуская ошибки, ученики исправляют их.

VII. Подведение итогов игры-соревнования

VIII. Домашнее задание

– Подобрать портреты из журналов, газет, книг.

Литература

  1. Н.Н. Ростовцев “Учебный рисунок”. Москва Просвещение 1985.
  2. Н.М. Сокольникова “Краткий курс художественных терминов”5–8 класс Обнинск Издательство “Титул” 1998 стр. 62–63.
  3. Н.М. Сокольникова “Основы рисунка” 5–8 класс Издательство “Титул” 1998 стр. 34–35.
  4. Уильям Ф. Пауэлл “Рисунок. Шаг за шагом” Москва АСТ-Астрель 2004 стр.22–23.

Тесовая работа по ИЗО в 6 классе за III четверть.

Портрет - это:

изображение облика какого-либо человека, его индивидуальности;

изображение одного человека или группы людей;

образ определённого реального человека;

все варианты верны.

В каких видах изобразительного искусства создаются портреты?

____________, ____________, ____________, ____________, ____________.

При создании портрета, главной задачей художника является:

правдивое изображение модели;

банальное копирование внешности портретируемого - одежда, прическа, украшения;

передача его внутреннего мира, характера.

По назначению, на какие группы было принято делить портреты:

Парадный портрет имел целью показать:

индивидуальные особенности (используется поясное, погрудное, оплечное изображение, фигура зачастую даётся на нейтральном фоне);

общественное положение (как правило, в полный рост, фигура обычно даётся на архитектурном или пейзажном фоне).

Разворот головы персонажа в «профиль» - это:

вид пол оборота.

Положение персонажа в картине А.А.Дайнеки «Девочка у окна» уч. 6 кл. с.35:

Как переводится слово конструкция?

взаимное расположение частей предмета, их соотношение;

геометрические фигуры разной величины.

Пропорции- это:

равенство двух отношений;

несоответствие с чем-либо в количественном отношении;

соотношение величин частей, составляющих одно целое.

Какие основные правила построения портрета вы знаете?

На сколько равных частей делится расстояние от линии подбородка до линии роста волос?

Если смотреть на голову спереди, то горизонтальная линия – ось глаз – проходит точно…..

Разделив нижнюю часть овала пополам – получим….

Чему равно расстояние между глазами?

Что равно расстоянию от одного зрачка до другого?

Что расположено между линией бровей и линией основания носа?

Что расположено на линии, делящей пополам расстояние от подбородка до основания носа?

Светотень - это:

отражение света от поверхности одного предмета в затенённой части другого;

тень, уходящая в глубину;

способ передачи объёма предмета с помощью теней и света.

Скульптура – это:

вид изобразительного искусства;

жанр изобразительного искусства.

По назначению, на какие группы принято делить скульптуры:

Бюст - это скульптурный портрет, у которого:

одна голова с шеей (герма);

целая фигура, с головы до ног (статуя);

голова и верхняя часть туловища, примерно по грудь.

При изображении сатирических образов человека необходимо чувство:

Роль цвета в портрете:

помогает выявить конструкцию, подчеркнуть или скрыть форму, зрительно уменьшить или увеличить, сузить или растянуть форму;

уничтожает монотонность, меняет зрительное восприятие;

живописный, графический, скульптурный, фотографический, ювелирный.

а) 3, б) посредине головы; в) высоту носа; г) ширине одного глаза; д) ширина губ; е) уши; ж) нижняя губа.




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Гетманская Елена РомановнаНаписать 2311 19.06.2017

Номер материала: ДБ-564955

  • ИЗО, МХК
  • 6 класс
  • Тесты
  • Свидетельство каждому участнику
  • Скидка на курсы для всех участников
    19.06.2017 517
    19.06.2017 329
    18.06.2017 445
    18.06.2017 129
    18.06.2017 118
    18.06.2017 98

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: