Что означают кудри на париках

Опубликовано: 17.09.2024

С 1727 г. в лейб-гвардии Преображенском
полку полагалось иметь по 3 БУКЛИ, а в
лейб-гвардии Семеновском полку по 2.
Энц. словарь российской жизни
и истории: XVIII-XIX вв.

Моду на парики в России ввел Петр I, обязательный элемент внешнего облика придворного вельможи и военнослужащего, высший офицерский состав носил парики с завитыми локонами, фасоны заимствовали в Европе; офицерские парики пудрили, солдатские, сделанные из пакли, покрывали мукой, смоченной квасом; парики отменили для солдат в 1806, для офицеров — в 1807 году.

Парики применяли в Древнем Египте, он выполнял несколько функций: защита от солнца, атрибут власти и общественного положения, украшение; БУКЛИ - завитые волосы, торжественная прическа, где волосы укладываются кольцами, как украшение использовались в париках. Ношение париков возродилось в конце XVI века, во Франции и Англии, затейливые женские прически были дорогими и сложными в изготовлении, их невозможно было долго сохранять, поэтому благородное сословие ввело моду на ношение париков; с 1624 года парики начали носить и мужчины.

Во время Французской революции 1789 г. парики были объявлены вне закона – олицетворяли королевскую власть, однако роялисты продолжали носить белые парики с БУКЛЯМИ, а аристократки — с высокими прическами, демонстрируя недовольство революционным порядком. «Мода на короткие и гладкие волосы называлась революционной, так как, подобно платьям, и прически тоже были или патриотические или антиреволюционные. На аристократические балы и собрания кавалеры должны были еще являться причесанными "антиреволюционно", т. е. в мелко завитых, крепированных волосах, заканчивающихся двумя полукруглыми БУКЛЯМИ, причем волосы спускались на лоб и разделялись прямым пробором, начинающимся от маковки» (Огюстен Кабанес, Леонард Насс. Революционный невроз. М., 1998 (Библиотека Якова Кротова).


1) Существующая этимология
а) Викисловарь
Букля
Корень – неизвестен.
Значение
устар., парикмах. завитые кольцами волосы; локоны
Этимология
Происходит от франц. bouclee «вьющаяся, завитая» из франц. boucler «завивать (волосы) в локоны» от франц. boucle «кольцо, локон», далее из лат. buccula «щёчка, ротик» из лат. bucca «полная, надутая щека».

б) Викисловарь (франц.)
Bouclee
Значение - вьющийся; завитой; кудрявый, курчавый (также в др. словарях имеет значение - петля, виток).
Корень – нет; этимология – нет.

в) Этимологический словарь русского языка. Г. А. Крылов. СПб., 2005.

«Букля. Заимствование из французского, где boucle «локон» восходит к итальянскому buccula, уменьшительно-ласкательному от bucca (щека); напомним, что букли в современном русском языке означают «локоны»».

Подведем итог
Этимология франц. boucle «кольцо, локон», выводимая от лат. buccula «щёчка, ротик», далее лат. bucca «полная, надутая щека», явно противоречива. Локон (завитой волос), букля (укладка волос кругом) и щёчка, ротик (двойной подбородок) разные предметы действительности - ни по форме, ни по содержанию не имеют между собой чего-либо общего - эту этимологию надо признать неудовлетворительной.

Вывод
Вероятно, смысл СПЕЦИАЛЬНОГО термина « БУКЛИ» надо искать в ФОРМЕ, она откроет СОДЕРЖАНИЕ: букли – волосы, уложенные кольцами (петлей), получаются путем переплетения (укрепляются шпильками); локоны - путем накручивания волос на бигуди; во всех случаях происходит изгиб волоса.
Так как ношение париков впервые отмечено в Древнем Египте, необходимо проследить связь термина BOUCLE с семитской терминологией.

2) Этимология иврита
а) BO+U+CLE = БО совершаться, происходить + У связка + КАЛА сплетать, плести, плетенка; КЛИА плетение, вязание, плетенка;
б) BO+UCLE = БО + УКАЛ был искривлен; ЕКЭЛ изгиб; ИКУЛ извилина, изгиб.

Таким образом, очевидно, что термин BO+U+CLE – составное слово из двух корней иврита, термины иврита ОБЪЯСНЯЮТ ПРЕДМЕТ, букля - переплетение волос (вязание из волос круглой укладки), их изгиб.

В Древнем Египте носили парики голубого цвета, в Средние века за ношение искусственных волос могли отрубить голову, а сегодня они на пике популярности. За всю историю существования парики были на модном олимпе, падали с него и опять реабилитировались. В нашей статье мы расскажем о том, где изобрели парики, как и для чего их использовали и почему любовь к этим изделиям жива до сих пор. Только самое интересное и никаких скучных цифр.

С чего все начиналось

Про то, что парики изобрели в Древнем Египте, знает каждый, но не все в курсе, что первые «накладные волосы» носили еще первобытные мужчины, которые хотели внешне быть похожими на животных. Они украшали свою шевелюру перьями и звериной шерстью, поэтому если говорить о начале начал, то история парика стартует еще на заре человечества.

парик египет.jpg

Парик является ровесником цивилизации. Мы узнаем об этом изобретении из документов Ассирии, Вавилона, Древнего Египта, Шумерского царства. Для чего был нужен парик в те далекие времена и почему он так полюбился древним людям? Есть два вполне логичных объяснения.

  • Во-первых, религия. Когда девушки и юноши достигали совершеннолетия, они приносили свои волосы в жертву богам: голову брили наголо и надевали парик. Его носили люди всех сословий – от фараонов и жрецов до простолюдинов.
  • Во-вторых, жаркий климат. Вопрос гигиены в столь беспощадном климате, как в долине Нила, стоял очень остро. Поэтому бритье головы становилось весьма удобным решением. С закатом солнца отсутствие волос давало приятную прохладу, а днем от солнечных лучей голову защищал парик.

Из чего раньше делали парики

Изделия из натуральных человеческих волос могли себе позволить только фараоны и знать. Это были сложнейшие конструкции, изготовление которых занимало много времени и требовало особого мастерства. Классикой был черный цвет, но позже появились разноцветные парики – голубые и желтые.

Простые люди довольствовались париками из конского волоса, шерсти овец, яков, буйволов, на худой конец мастерили парики из пакли. Приходилось выкручиваться, потому что появиться в египетском обществе без парика могли себе позволить только приезжие иноземцы.

Как парики покорили мир

Мода на накладные волосы начала активно распространяться к середине первого тысячелетия до нашей эры. Парики завоевали Ближний Восток и страны Средиземного моря. Вдохновленные фараонами цари Персии носили великолепные модели со сложными укладками и драгоценностями в волосах.

парики древний рим.jpg

Но дальше всех в своей любви к парикам пошел античный Рим. Модницы Римской империи скупали парики со всех уголков света – роскошные черные из экзотической Индии, рыжие и русые из немецких волос. Однако самыми дорогими стали белокурые скандинавские локоны.

Кстати, светлые парики в Риме носили в основном куртизанки, поскольку этот цвет ассоциировался с распущенностью. А вот темные волосы были признаком высокой нравственности.

Золотые времена париков

Они начались в XVI–XVII веках. И все благодаря английской королеве Елизавете I. После перенесенной оспы королева-девственница практически полностью потеряла свои красивые рыжие волосы. И единственным правильным решением в этой ситуации было надеть парик, что и было сделано. А придворным ничего другого не оставалось, как последовать примеру Ее Величества. Кстати, в королевском гардеробе насчитывалось более 80 париков различного цвета.

О модном триумфе королевы Англии быстро узнали во Франции, где правил Людовик XIV. Король-солнце имел внушительную лысину на голове, поэтому парик оказался как нельзя кстати. Но Людовик не ограничился только своей персоной – он обязал все знатное мужское сословие носить этот аксессуар. А в скором времени моду на искусственные прически «аллонж» с завитыми локонами переняли и французские дамы.

парики-в-средневековье.jpg

Длинные волосы были символом высокого статуса. Великосветские дамы сооружали на голове целые миниатюры с кораблями, цветами, фруктами, перьями, сотнями булавок и драгоценных камней. Иногда модницам приходилось ехать на бал в карете, сидя на полу, чтобы не испортить прическу.

Людовик XIV увеличил армию парикмахеров до 5 000 человек, чтобы обеспечить искусственными волосами всю знать. Кстати, именно тогда появилась профессия «парикмахер», что в переводе с немецкого означает «создавать парики».

Почему в Европе раньше ходили в париках

Потому что они такие красивые, стильные, удобные, практичные? Нет. Это можно сказать о современных изделиях из канекалона и термоволокна, но никак не о тех громоздких конструкциях, которые водружали на голову аристократы.

Так все-таки, зачем раньше носили парики? Оказывается, многие надевали их для того, чтобы скрыть смертельную венерическую болезнь, которая косила Европу не одну сотню лет. Сифилис стал проклятием европейских аристократов и простолюдинов, он не щадил королей и императоров. Выпадение волос было одним из ярко выраженных симптомов этого заболевания, поэтому ношение парика могло спасти от позора. А в скором времени парик вообще стал модной тенденцией.

парики в средневек.jpg

Облысение становилось черным пятном на репутации, и людям приходилось идти на многое, чтобы скрыть потерю волос. Но парики были настолько привлекательны, что мода на них быстро распространилась. Длинные накладные волосы стали символом аристократии, поэтому каждый уважаемый гражданин имел минимум 3 парика:

  • черный надевают утром;
  • коричневый носят днем;
  • белый – для торжественного вечера.

Если в гардеробе не было светлого головного убора, парик темного цвета обильно пудрили или присыпали обычной мукой. А вот простолюдинам приходилось сооружать себе парики из любых доступных материалов: хвосты собак и лошадей, шерсть овец и коз, сушеная трава, конопля.

Натуральные волосы очень ценились. Их даже срезали с головы казненных преступников, а обладатели густой шевелюры завещали свои локоны близким после смерти.

Вопрос гигиены

Если вернуться в прошлое и проанализировать, зачем раньше носили парики мужчины и женщины, можно найти еще одну вескую причину любви к этим аксессуарам. Вши были серьезной проблемой человечества до ХIХ века, поэтому люди избавлялись от собственных волос и тем самым решали вопрос гигиены. И хотя эти мелкие паразиты заводились даже в искусственных шевелюрах, избавиться от них было намного проще – достаточно было прокипятить парик.

История париков в Российской империи

Все знают, что моду на парики привез Петр I, который и сам носил простую короткую модель стоимостью 5 рублей (очень бюджетный вариант по тем временам). Русским женщинам европейские новинки сразу пришлись по душе, чиновники нехотя смирились с необходимостью носить искусственную шевелюру, духовенство восприняло нововведение в штыки. Но то, что парику в России быть, уже ни у кого не вызывало сомнений.

Петр решил организовать собственные парикмахерские мастерские, чтобы не зависеть от импорта. Производством париков занимались крепостные мастера, которые стали называться тупейными художниками.

парики в российской империи.jpg

В 1730-е годы Бирон вводит в России немецкую моду на более простые парики. На смену пышным конструкциям приходит «прусская коса». А уже при Екатерине II мужчины начинают носить «крысиный хвостик», обмотанный черной лентой.

Парик был также частью армейского обмундирования, но он требовал ухода, что в условиях военных походов было невозможным. Фаворит Екатерины, Григорий Потемкин предложил упразднить правило ношения париков в российской армии, и от этого аксессуара отказались. Но мода на парики продержалась вплоть до конца XVIII века.

Наши дни

После 200-летнего перерыва парики вновь реабилитировались и вернули свою популярность. Благодаря синтетическому буму в XX веке искусственные волосы стали не только доступным, но и весьма удобным решением для женщин и мужчин.

В 1957 году японским ученым удалось создать легчайшие волокна из водорослей, которые окрестили «новой шерстью» и дали название – канекалон. С этого момента началась новая история триумфа париков. В 70-х парики из канекалона вышли на мировой рынок и стали бестселлерами, а в 90-х американские супер-звезды использовали их для того, чтобы вдохновлять женщин всего мира на смелые эксперименты с внешностью.

новый коллаж.jpg

Сегодня люди покупают и носят парики по самым разным причинам – скрыть отсутствие собственных волос, замаскировать последствия химиотерапии, кардинально изменить внешность, подчеркнуть свою индивидуальность. Не важно, как далеко заходят технологии, человек всегда будет стремиться к прекрасному. А значит парики вряд ли потеряют свою актуальность.

В прошлой своей статье я писала о женских прическах 18 века, которые в первую очередь удивляли своими размерами и массой. В этой статье я расскажу о других известных прическах 18 века — менее объёмных, но также имеющих свои интересные особенности.

Один из символов парадного века Людовика XIV — потешно-величественный белый парик с театральными локонами.

Часть 2. Удивительные подробности причесок 18 века, фото № 1

Настоящие белые волосы были большой редкостью и парикмахеры умудрялись с помощью белой пудры выбеливать темные волосы. Был и другой выход — делали парики из белых шелковистых ниток и вплетали ленты и кружева. Из-за дороговизны белые парики включали в завещание, осужденные на казнь преступники-блондины просили передать свои отросшие волосы женам, а королевская полиция нравов поставляла придворным парикмахерам волосы для париков, срезая их с провинившихся в виде штрафов.

С 1725 года в моде маленькая головка, посыпанная белой пудрой, почти одинаковая для мужчин и женщин. Разве что у женщин были два змеевидных локона на висках, спускавшиеся на декольтированную грудь.

Часть 2. Удивительные подробности причесок 18 века, фото № 2

Часть 2. Удивительные подробности причесок 18 века, фото № 3

В галантную эпоху именно на прическу дамы следовало смотреть кавалерам, чтобы получить информацию к размышлению о своих шансах на успех.

Часть 2. Удивительные подробности причесок 18 века, фото № 4

Часть 2. Удивительные подробности причесок 18 века, фото № 5

«Локон, падающий на висок и благодаря этому нарушающий правильность овала лица, имеет слишком возбуждающий вид для того, что бы быть пристойным, что очень хорошо известно женщинам легкого поведения. Но если локоны чопорно спускаются попарно и на равном расстоянии, они теряют желаемый эффект и не заслуживают, чтобы их любили» (У. Хогарт. Анализ красоты).

Прекрасные локоны, которыми восхищались все мужчины получались весьма прозаично, c помощью папильоток. Каждая дама перед сном оборачивала тесьму бумагой — вот вам и папильотка.

Часть 2. Удивительные подробности причесок 18 века, фото № 6

Супруге композитора Иозефа Гайдна история не может простить, что она самым легкомысленным образом пускала нотные рукописи своего гениального мужа на папильотки. А с другой стороны, что ей было делать? Женские прически 18-го века требовали еще и не таких жертв.

А сейчас небольшое лирико-техническое отступление о пудре. Припорошенной как снегом белой пудрой видится нам толпа модниц и щеголей галантного столетия. Трудно даже представить, что миллионы мужчин и женщин Европы начинали свой день с довольно «дурацкого» ритуала — запудривания самим себе мозгов.

Часть 2. Удивительные подробности причесок 18 века, фото № 7

Часть 2. Удивительные подробности причесок 18 века, фото № 8

Только самое бедное население Европы было избавлено от такой привилегии, как пудренные волосы. Их носили те, у кого имелся хотя бы один слуга, который и ведал запасами пудры. В обязанности слуги или личного парикмахера входила эксплуатация и содержание в порядке специального прибора для припудривания волос.

Пудромет имел вид усеченного конуса из гафрированной кожи с деревянным дном, которое отвинчивалось для насыпания пудры. Отверстие вверху было обернуто марлей или газом — при распылении пудры они служили фильтром.

Часть 2. Удивительные подробности причесок 18 века, фото № 9

Чтобы не задохнуться и защитить глаза от пудры, человек держал перед лицом специальную картонную маску в виде рупора с отверстиями для воздуха, в крайнем случае — просто картонку.

Часть 2. Удивительные подробности причесок 18 века, фото № 10

Часть 2. Удивительные подробности причесок 18 века, фото № 11

В богатых домах были особенные комнаты — пудрельни, маленькие помещения, где мог поместиться только один человек. Он высовывал голову из отверстия в двери, и стоявший на расстоянии слуга пудрил ее. Перед этим процессом клиенты хорошо смазывали волосы маслом, чтобы пудра ложилась равномерно.

Часть 2. Удивительные подробности причесок 18 века, фото № 12

Теперь о самой пудре. Для ее изготовления применялся только высококачественный крахмал. Из муки пудру запрещалось делать, так как неимущее население частенько оставалось без хлеба. В пудру добавляли парфюмерную отдушку, чтобы заглушить запах немытых тел и бараньего сала, которым смазывали ежедневно локоны.

Премьер-министр Англии Питт в 1795 году в разгар борьбы с Французской революцией, решил покончить с вражеской модой и ввел налог на пудру в размере одной гинеи за одну посыпанную голову. Ничто не могло уже расшевелить утихнувшую метель из пудры — она сгинула под лучами новой моды.

Первые известные науке изображения париков относятся к концу III династии Древнего Египта (примерно 2600 г. до н.э.). Однако, как полагают археологи, парики появились гораздо раньше.

Парики прочно вошли в моду древнего высшего общества. Из-за жаркого климата египтянам приходилось очень серьезно относиться к гигиене. Чтобы не мучиться с волосами, они брились.
Все — и знатные и простолюдины, и мужчины и женщины. И все носили парики, так как парик, одетый на голову создавал воздушную прослойку и предохранял ее от солнечного удара. Некоторые вельможи даже надевали несколько париков сразу.

Знать и фараоны носили парики из настоящих волос, а те, кто победнее - из пакли, овечьей шерсти, волос лошади, яков и буйволов, перьев птиц. Своими волосами щеголяли только чужеземцы. У фараонов были даже чиновники, надзиравшие за изготовлением париков. С течением времени парики становились все пышнее и сложнее.

Парики играли важную роль в торжествах и официальных церемониях.

Найденный при раскопках парик верховного жреца Менкхеперра (около 1000 г. до н.э.) состоит из множества завитых локонов с длинными узкими косами сзади. Внешняя часть парика изготовлена из каштановых человеческих волос, а в среднюю часть вплетено красновато-коричневое волокно, снятое с ветвей финиковой пальмы.

Мужские парики древних египтян были пышнее и наряднее женских. Для их завивки использовали пчелиный воск.

К середине I тысячелетия до н. э. мода на парики из Египта распространилась на страны Ближнего Востока и Средиземноморья. Персидские цари носили парики, великолепием не уступавшие парикам фараонов.

Из Персии парики проникли в Древнюю Грецию. Однако эллины использовали их чаще как театральный реквизит. Светлые волосы носили на сцене положительные герои, черные - злодеи, рыжие - комики.

Также во времена античности в Греции и Риме парики носили, чтобы скрыть плешивость, а затем - как головные уборы.

Большой популярностью пользовались парики у женщин Римской империи. В Древнем Риме темные волосы считались признаком порядочности и домовитости, поэтому куртизанки носили парики разных цветов. Отправляясь в публичный дом за девочками, жена императора Клавдия, нимфоманка Мессалина надевала светлый парик, чтобы быть неузнанной. Фаустина, жена императора Марка Аврелия (161-180 гг. н.э.), имела несколько сотен париков.

В Рим привозили парики со всех концов света. Славились черные парики из далекой Индии. Однако самыми ценными считались немецкие волосы соломенного и рыжего цветов. Белокурые волосы шли на вес золота. Парики носили лысые императоры Оттон и Домициан, сумасброд Калигула, жестокий Каракалла, помешанный Элагабал. А Юлий Цезарь вместо парика носил лавровый венок: он был умнее тех, вместе взятых.

Христианская церковь с первых лет своего существования к парикам заняла негативную позицию. Церковь находила парики посягательством на целомудрие у женщин, так как они предназначались для того, чтобы прекрасная половина человечества выглядела еще привлекательнее.

Климент Александрийский, один из отцов церкви, примерно в 200 г. н.э. писал, что тот, кто носит парик, не может получить сан священника, ибо благословение Божие не может пройти сквозь искусственные волосы. Его современник Тертуллиан высказывался еще безапелляционное: "Все парики являются личинами и измышлениями дьявола. Если вы не отвергнете чужой волос как богопротивный, я вызываю ненависть к нему у вас, напоминая, что он может происходить с головы проклятого или нечистого человека".

Враждебное отношение к парикам привело к тому, что на Константинопольском соборе в 692 году ряд христиан за ношение их был отлучен от церкви.

В средние века в Европе парики не носили, даже на длинноволосых мужчин смотрели с неодобрением. Введению их в обиход и моду способствовали монархи. Не из эстетических соображений, а из житейских.

В XVI веке английская королева Елизавета париками прикрывала свои седеющие волосы. В ее гардеробе, говорят, было около 80 париков различного цвета.

В Древней Японии, Китае, Корее парики носили знатные особы.

Каждая эпоха вносила что-то свое в развитие парикмахерского искусства, в ХIV-ХVIII вв. мода на парики распространилась в Западной Европе при королевских дворах. Парики стали предметом торговли и обмена, так как дорого стоили. Во Франции, сыгравшей особую роль в истории парика, был издан специальный Королевский Указ, который запрещал носить парики из светлых женских волос всем, кроме лиц королевской крови. В связи с тем, что придворный должен был иметь несколько париков, их стали делать из лент, кружевных полосок, шелковых нитей, сушеной травы, луба (коры дерева), волокон кукурузы и конопли. Плетением париков занимались специальные ремесленники, которые принадлежали к корпорации "цирюльников, банщиков, парильщиков", она была основана в 1292 г. в Западной Европе.

Французский король Людовик XIII лишился волос из-за венерической болезни. Он тоже стал носить парик. Немедленно ему стали подражать придворные. (В истории Франции есть и обратный пример. Живший в IX веке король Карл II был лысым. Из солидарности или желания угодить монарху придворные мужчины и некоторые женщины брили головы до единого волоска.)

В ХVII в. при дворе Людовика XIV, который унаследовал от отца не только престол, но и редкие волосы, работали 5000 парикмахеров. Они придумали знаменитый "алонжевый" парик (фр. - удлиненный), который нередко можно видеть на старинных портретах. У него были длинные, до плеч и даже до пояса, волосы, завитые в локоны, который придавал помпезный вид своему владельцу. Иногда аллонжевый парик имел пробор посередине головы. В просторечии такой вариант назывался "рогатым". Это был парадный, представительский парик. Увлечение париками высмеял Ж. Б. Мольер в своих произведениях.

Людовик XIV носил парик с таким шиком, что в Европе начался бум париков, продолжавшийся более века. Парики стали символом эпохи абсолютизма и театральности, перекочевавшей в романы, фильмы, спектакли. При "короле-солнце" существовало до 45 видов различных париков.

Уважающий себя человек имел их как минимум три: черный для утра, каштановый для дня, светлый для вечера. Если нельзя было добыть парик белого цвета, то парик из волос шатена посыпали пудрой или мукой. Народ попроще мастерил парики из овечьей шерсти, собачьих и конских хвостов, водорослей, волокон конопли и кукурузы. В дело шли даже волосы казненных преступников. Обладатели пышных шевелюр, приговоренные к высшей мере наказания, завещали свои локоны близким, ибо они стоили немалых денег.

В ХVII в. появились маленькие пудреные парички, с буклями на висках и "хвостом" или косичкой сзади. Белый паричок уровнял все возрасты, так как его носили как молодые, так и старые придворные.

Женщины надевали куафюры - каркасные парики.

Моду на пудреный парик ввел в Западной Европе прусский король Фридрих I, которому в эпоху рококо стали подражать другие короли. После революции во Франции в 1789 г. Парик как символ королевской власти был запрещен, его ношение могло стоить жизни его владельцу.

В России парики ввел в моду Петр I.

Женщинам мода понравилась, служивые восприняли ее как обязанность, духовенство от нее наотрез отказалось. Но у Петра в отношении париков комплекса не было. Сам он носил короткий парик за 5 рублей, что и тогда считалось дешево. Из-под парика выбивались длинные волосы. Во время персидского похода, в 1722 году, Петр остриг их, но не выбросил, а велел сделать из обрезков новый парик. Этот парик можно увидеть на восковой фигуре, находящейся в Санкт-Петербурге.

В 60-х годах XX века стали популярны парики из нейлона, винила и акрила. Но прогресс не стоит на месте, и в последнее время предпочтение отдается парикам из натурального волоса.

Появившись снова в начале 80-х годов ХХ века парики, произвели эффект разорвавшейся бомбы.
После двухсотлетнего перерыва, они вновь вошли в моду.

Мода 80-х была овеяна романтикой космоса. Новый образ требовал принципиально иного подхода не только в одежде, но и в прическах: синтетические парики отливали серебром и золотом. А их обладательницы чувствовали себя ни много, ни мало космическими дивами. Парики использовали как дополнение к общему костюму, как аксессуар. Наряду с перчатками и бижутерией, парик мог гармонировать с цветом платья, туфель, сумочки. Их носили все, желавшие изменить свой внешний вид, форму прически, цвет волос - как женщины, так и мужчины.

Потребность в париках была так велика, что были изобретены специальные машины для их изготовления. В разных странах мира ученые, парикмахеры-модельеры, химики, дизайнеры работали над производством сырья, заменившего натуральный волос. Так появилось искусственное волокно, оно было получено в 80-х годах XX в.

В 1938 г. после долгих экспериментов химики разработали и получили новое синтетическое волокно нейлон, при этом использовали не природный волокнистый материал, а синтезированный полимер с волокнообразующими свойствами. Волокна, заменившие натуральные волосы, можно разделить на три группы: акриловые, виниловые, полиамидные. Были созданы специальные мастерские с самым современным оборудованием.

Подобные пастижерные мастерские работали в Италии, Франции, Германии, Корее, США, Японии. В России также были организованы пастижерные мастерские, которые работали на сырье, закупаемом за границей.

При работе использовали искусственные волокна лафин и канекалон.

Волокно канекалон очень напоминает по цвету естественные волосы. Канекалон в самом начале выпускался разных цветов (насчитывали до 42-х), при их смешивании получали новые дополнительные оттенки.

Волокно лафин - 25 цветов. Волокна были прочными, эластичными, не ломались при расчесывании. Благодаря специальной термообработке в печах, волокно длительное время сохраняло завивку. Парики делали модных фасонов, как из длинных, так и из коротких волос, с боковым и прямым пробором, иногда пробор отсутствовал.

В 60-х годах в Японии изобрели материал, который использовали для проборов, так как они напоминали кожу человека. В париках этот материал (специальная резина) пришивали на мантюр-основу парика, и при разделении пробора можно было видеть не тюль, а искусственную кожу.

Форма прически влияла на рисунок мантюра, шапочку, которую делали из тюля, тесьмы. Позднее мантюры стали более удобными: это была не плотно прилегающая основа из тюля, а конструкция из бархатных лент и кружевных резинок, на которую нашивали трес. С годами модели мантюров совершенствовались, как и технологии и материалы для изготовления париков.

Современные технологии и материалы делают парик практичным, легким и абсолютно естественным.

Позже на пробор стали также ставить плотную прозрачную сетку, которая также имитирует кожу головы, но при этом пропускает воздух, т.е. кожа головы дышит, что особенно хорошо людям, которые лечат волосы и ожидают их рост. Также сетка более мягкая, чем резина, что позволяет парику максимально прилегать к голове и не менять форму головы.

Индивидуально подобранный парик невозможно отличить от собственной шевелюры, что успешно используют люди, желающие кардинально изменить свой внешний облик либо скрыть проблемы с собственными волосами, не меняя свой прежний стиль.

Теперь окружающие могут вообще не догадаться о существовании парика, если, конечно, вы сами того не пожелаете. Как, например, это сделала Ирина Аллегрова, которая потрясла публику, превратившись из роковой блондинки в жгучую брюнетку, тем самым сделав факт ношения парика достоянием общественности. Всегда следящая за модой Ирина Понаровская также не скрывает, что иногда носит парики, которые придают ей шарм и обаяние. Певица считает, что парик - лучший выход из положения для тех, кто не успел с утра привести голову в порядок. А зимой она запросто может надеть парик вместо шапки - тепло гарантировано. И если в давние времена надеть парик без посторонней помощи было невозможно и обязательным требованием было украшение его цветами, лентами, перьями, чучелами животных, маленькими ветряными мельницами и даже небольшими моделями фрегатов, то теперь все гораздо проще, удобнее и легче: надел парик, и готово. Но если вы захотите чего-нибудь этакого, то все возможно. В этом и состоит другое несомненное преимущество парика из натуральных волос - можно менять имидж по вашему желанию и настроению.

Статья подготовлена по материалам
журналов "Красота онлайн" и "Красота и здоровье"

Мода на парики то вспыхивает очень ярко, давая толчок к бурному развитию постижерного искусства и бизнеса, то временно угасает, но никогда не исчезает совершенно. Ведь парик для многих – жизненная необходимость. Кто-то лишился волос вследствие болезни или травмы, кому-то необходимо быстро и кардинально менять облик из профессиональных соображений. Да и кому из нас не хотелось бы, хоть изредка, полностью изменить свою внешность, пройтись неузнанной по знакомым улицам, примерить на себя другую модель поведения и даже… другую жизнь?

«От Ромула до наших дней…»

На протяжении многих веков люди надевали парики с различными целями: изменить облик, скрыть облысение, спастись от холода и от солнца, подчеркнуть статус. Например, в Древнем Египте и у мужчин, и у женщин было принято стричься коротко (наверное, из соображений гигиены), а парики носили в качестве головного убора, выполнявшего социальную функцию и, кроме того, защищавшего голову от жаркого солнца. Притом, величина парика и его вид зависели от общественного статуса человека, и у мужчин парики были более пышными, чем у женщин. Фараону, кроме парика, полагалось иметь и искусственную бороду, для женщин тоже не делалось исключений. Если высокопоставленная персона – женщина, то она тоже должна была быть бородата (до наших дней дошло изображение царицы Хатшепсут с накладной бородой).

Многие исследователи полагают, что именно из Древнего Египта мода на парики распространилась в другие страны. Так, великолепные парики носили персидские цари, лысые римские императоры, их безнравственные жёны, патриции, куртизанки и прочие сословия. Фаустина, жена императора Марка Аврелия (161-180 гг. н.э.), имела несколько сотен париков. Ценились в Риме черные парики из экзотичной Индии и волосы соломенного и рыжего цветов из германских земель, а белокурые волосы вообще шли на вес золота.

А вот христианство (особенно ранее) наряду с косметикой, осуждало и парики, за их ношение даже отлучали от церкви. В Средние века париками пользовались в основном артисты, но постепенно мода на парики возродилась. Уже в XVI веке английская королева Елизавета I имела коллекцию из 80 париков и скрывала под ними свои седеющие волосы.

Существует мнение, что причиной широкому распространению париков послужило поголовное облысение населения из-за сифилиса, которым болели как простонародье, так и знать. Лечение этой болезни препаратами ртути не способствовало красоте собственных волос, и их стали заменять искусственными. Из чего только не делали эти парики – из лент, кружева, шелковых нитей, сушеной травы, коры дерева, волокон кукурузы и конопли. Плетением париков стали заниматься ремесленники, само слово «парикмахер» – значит «изготовитель париков», а вовсе не «человек, подстригающий волосы», как может быть, кто-то думает. В ХVII в. при дворе Людовика XIV, который унаследовал от отца, Людовика XIII, не только престол, но и редкие волосы, работали 5000 парикмахеров. После Французской революции 1789 г. парик как символ королевской власти был запрещен, и его ношение могло стоить жизни. Мода на парики постепенно сошла на нет во всём мире, и период почти полного забвения длился около двух веков.

В XX веке первый бум париков пришелся на 10-20-е годы. Затем в 60-е парики вновь оказались на пике моды, новое оживление интереса пришлось на 80-е. Развитие новых технологий позволило создавать различные синтетические волокна – нейлон, акрил, канекалон, парики обрели новую жизнь и новое качество

Парик – это модно?!

Как известно, мода – вещь непостоянная, и в отношении париков также. Но даже тогда, когда о них, кажется, никто не вспоминает, многие продолжают ими пользоваться, руководствуясь не модой, а чисто практическими соображениями. В настоящее время популярность париков стремительно растет, и специалисты прогнозируют дальнейшее увеличение спроса на парики.


Носить ли вам парик? Почему бы и нет. Ведь это так удобно! Например, не успели голову помыть (с кем не бывает), или некогда заняться укладкой – надели паричок и, пожалуйста, головка как на картинке! Или захотелось на один вечер из русоволосой скромницы превратиться в рыжую бестию или женщину-вамп с гладкой иссиня-черной причёской. Не стоит ради этого красить свои волосы, ведь можно надеть искусственные. Для парика можно найти много применений – использовать вместо головного убора, карнавального наряда и для маскировки.

Парики делятся на искусственные и натуральные, а ещё, как и косметика, бывают плохие и хорошие, качественные.

Хороший по качеству парик не должен отличаться от естественных волос. Поэтому парики изготавливают либо из натуральных волос, подвергая их термической обработке при температуре 120-130 градусов, либо из искусственных волокон, которые имеют структуру, сходную со структурой натуральных волос. Основа современных париков делается из легких эластичных материалов. Это позволяет чувствовать себя естественно. Полоски, на которые крепятся волокна, расположены таким образом, что при желании можно, не задумываясь, почесать голову.

И у париков из искусственных волос, и у париков из натуральных волос есть свои плюсы и минусы.

Шик, блеск, красота!

Синтетические парики не требуют особого ухода, стоят дешевле, чем парики из натуральных волос и могут быть весьма качественными. Синтетические волосы долговечны, не изменяют химического состава под действием кислорода, не воспламеняются (но плавятся), не выцветают


Современные качественные синтетические парики изготавливаются из экологически чистого волокна модакрилика, или канекалона, японского производства, в состав этого волокна входят морские водоросли, что делает его похожим на настоящие волосы.

Несмотря на то, что уход за искусственным париком несложен, существуют специальные шампуни, бальзамы и кондиционеры для таких изделий. Сушить их следует на специальной болванке, холодным феном, расчёсывать осторожно. Не стоит подстригать или красить парики. Разве что в зеленый цвет, чтоб потом выбросить. Искусственные парики нельзя подвергать высокотемпературной укладке, так как волосы могут расплавиться.

Парики из натуральных волос во многих случаях – не прихоть, а скорее, необходимость. Качественный парик из натурального волоса решает множество проблем, связанных с состоянием собственных волос, и должен выглядеть максимально естественно. Стоят такие парики недёшево, но имеют ряд существенных преимуществ.


Качественный парик абсолютно надежен: его можно взъерошить, причесать по своему вкусу, в нем можно танцевать, вести активный образ жизни, спать, носить зимой вместо шапки и вообще пользоваться им так, как нравится. Можно подобрать как парик, полностью повторяющий вашу обычную прическу, так и наоборот, - выбрать такой цвет, длину и вид волос, о которых вы могли только мечтать. В отличие от искусственных, натуральные волосы дают неограниченный простор для свободного полета фантазии. Такой парик можно стричь, перекрашивать, использовать различные приемы укладки и даже химическую завивку, что совершенно не изменяет его качеств.

Правда, как и с собственными волосами, нужно обращаться с париком аккуратно, а ещё лучше доверить уход специалистам. Существуют специализированные салоны, где можно подобрать и приобрести качественный парик, воспользовавшись советами стилистов и специальной компьютерной программой. В эти салоны можно принести парик на покраску, если вам захочется перемен. В домашних условиях довольно сложно перекрасить парик, не выкрасив заодно и основу (монтюр). В случае должного ухода парик из натуральных волос прослужит вам 5 лет, и даже дольше.

Конечно, здорово иметь свои собственные – красивые, здоровые волосы! Но, увы, часто условия климата не позволяют волосам быть в норме. Зимой портят причёску головные уборы, летом плохо влияет на состояние волос палящее солнце, а ещё сухой воздух в помещениях (отопление, обогреватели, кондиционеры), недостаток витаминов в продуктах питания, загрязнённый воздух и многое другое. Даже при должном уходе за волосами, не всегда удаётся добиться блестящего результата, а ведь часто бывает так, что внешний вид очень важен именно сейчас. Тогда есть простой выход – можно надеть парик!

Читайте также: