Что означает пословица дом вести не бородой трясти

Опубликовано: 17.09.2024

«Домострой» — один из замечательнейших, важнейших литературных памятников средневековой Руси. В нем есть все, из чего слагалась жизнь наших предков, и весь он буквально пропитан житейской мудростью, пускающей корни в душах людей гораздо глубже, «нежели самое положительное законодательство» (А. Герцен).

Жить по совести, правде, жить честно, по-русски — вот основная направленность домостроевских поучений, которую почему-то не видят противники древних народных обычаев и традиций. Но отними у современного человека все эти условности, и он утратит народный дух, и. «растеряется, и будет принужден все начинать сызнова» (В. Ключевский).

«Почему автор «Домостроя» имеет более меня прав на выражение народного духа?» — вопрошал один философ-народник. «Потому, — ответим ему, — что он автор не какой-то там отвлеченной философской схемы, пусть даже в чем-то «народной», а автор «Домостроя», «одна идея которого уже есть великая!» (В. Розанов).

Благословляю и наставляю жить с чистой совестью и в правде, с верой творя волю Божию и соблюдая заповеди Его, и себя утверждая в праведном житии, и жену поучая, также и домочадцев, чтобы были успокоены, сыты и одеты, и в теплом дому, и всегда в порядке. И отдаю вам писание это на память и на вразумление.

Кто родителей почитает,вовек не погибает

Царя бойся и служи ему с верою, и, тем паче, не лги ему, и во всем повинуйся; если земному царю с правдою служишь и боишься его, научишься и Небесного Царя бояться. Также и князьям покоряйтесь, ибо князь послан Богом карать злодеев. Не помыслите на них зла. Говорит же апостол Павел: «Вся власть от Бога».

Славы земной ни в чем не желай, всякую скорбь с благодарностью претерпи, если обидят — не мсти, если хулят — молись, не воздавай злом на зло, согрешающих не осуждай, отвергни советы злых, равняйся на живущих по правде. Тем, кто старше тебя, честь воздавай и кланяйся, средних как братьев почитай, немощных утешь любовью, а младших как детей возлюби — никакому созданию Божию не будь лиходеем.

Дети, любите отца и мать свою, и слушайте их, и повинуйтесь им, и старость их чтите, и немощь их на себе понесите, и простятся грехи ваши. Если же кто оскорбляет родителей или клянет их, то перед Богом грешен; того, кто бьет отца и мать, пусть отлучат от Церкви и пусть умрет он, ибо написано: «Отцовское проклятие иссушит, а материнское искоренит». Если же оскудеют разумом в старости отец и мать, не бесчестите их, не укоряйте, и тогда почтут вас и ваши дети; не забывайте труда отца и матери, которые о вас заботились и печалились о вас, покойте их старость.

Честь же воздающим отцу и матери и повинующимся им.

Жена мужу — пластырь, муж жене — пастырь

Если дарует Бог жену добрую, получше то камня драгоценного; такая всегда хорошую жизнь устроит мужу. Как корабль торговый: издалека вбирает в себя богатства и возникает из ночи; и даст она пищу дому, увеличит достояние намного; и не угаснет светильник ее всю ночь; руки свои протягивает к прялке, а персты ее берутся за веретено, милость обращает на убогого — не беспокоится о доме муж ее; самые разные одежды расшитые сделает мужу своему, и себе, и детям. Жена добрая, и трудолюбивая, и молчаливая — венец мужу.

Хозяйка бы никогда, разве что занедужит, без дела не находилась. Муж ли придет, простая ли гостья — всегда б над рукодельем сидела. Хорошая жена похвальным к труду стремлением холстов и тканей наготовит на все, что нужно; а если больше потребного наделает — то и продаст, а что нужно, купит, и потому у мужа денег не просит.

Жены мужей своих вопрошают о том, как душу спасти и во всем покоряться мужу. В гости ходить и к себе звать, и пересылаться с кем разрешит муж, а коли гостья зайдет или сама где будет — лучшее платье одеть и беречься хмельного питья: пьяный муж дурно, а жена пьяная в миру непригожа; а с гостьями беседовать о рукоделии и о домашнем устройстве; а чего не знает, то у добрых жен спрашивать; дурных и блудливых речей не слушать, и мужчин никаких тут ни рано, ни поздно ни в коем случае не было бы. Если же спросят о чем про кого, иногда с пристрастием, то отвечать: «Не ведаю я ничего такого, и не слыхала, и сама о ненужном не сплетничаю».

Как муку сеять, как квашню замесить, хлебы испечь, а также и пироги, еду мясную и рыбную, и всякие блины, и каши, и кисели, и всякие блюда печь и варить — все бы хозяйка умела.

У доброго батьки добры и дитятки

Заботиться о чадах своих и воспитать в добром поучении; учить вежливости и всякому порядку; а затем учить их рукоделию — мать дочерей и мастерству — отец сыновей; любить их и беречь, но и страхом спасать, наказывая и поучая. Наказывай детей в юности — успокоят тебя в старости. Если прутом посечешь, здоровее будет, ибо ты душу его избавляешь от смерти. Если дочери у тебя, направь и на них строгость, тем сохранишь их от бед телесных. Ибо если отдашь дочь беспорочной, великое дело совершишь. Любя же сына своего, увеличивай ему раны, и потом не нахвалишься им. Воспитай дитя в запретах и найдешь в нем покой. И беречь чистоту телесную отцам чад своих как зеницу ока. Если дети, лишенные поучений, в чем согрешат, то отцам и матерям от Бога грех, а от людей укоризна, дому же убыток. Если же дети воспитаны в добром наставлении — такие дети с родителями будут Богом помилованы.

Продай хоть ржи, а долга не держи

Пошлины, и всякий оброк, и разные государственные подати не задерживать, не собирать в одно время сразу, а платить раньше срока: тогда ты и независим, и за просрочку денег не платишь, и взяток не носишь. А кто в срок не платит — в судах и в долгах обнищают; кто же расплачивается и управляется в срок, тот человек свободно живет и в жизни ловко, и после смерти детям оставит: двор с припасом или лавку с товаром, и никаких кабал, ни порук.

А случится кому денег занять — тогда оплатить в срок, и впредь люди поверят; кто же в срок не платит, тому наступит выплата с позором. Если придется у кого в долг взять или свое дать — все то пересчитать и записать — и кто берет, и кто дает — обоим то было бы ведомо. И всякой ссуде определили бы цену: какой непорядок случится, так ни хлопот, ни раздоров нет, ибо цена известна.

Всякому человеку все рассчитать и разметить исходя из ремесла и из доходов, а также и по имуществу; приказному же человеку все рассчитать, учтя государево жалованье и по доходу, и по поместью; по тому же расчету и людей держать, и все хозяйство — и есть, и пить, и одежду носить, и с людьми сходиться с нужными.

Если же кто начнет жить не по средствам, занимая или беря незаконным путем, то честь его обернется великим бесчестьем и в лихое время никто ему не поможет; надобно каждому человеку избегать тщеславия, и гордыни, и греховных встреч, жить на прибыль от законных средств. Если же людей держат у себя не по прибыли, а потому не могут удовлетворить их едою, и питьем, и одеждой, приходится им поневоле, горюя, и лгать, и красть, и блудить, а мужикам и грабить — так тем неразумным господину и госпоже от Бога грех.

Кто непорядком живет в дому — горе тому

А сама хозяйка всегда была бы готова ко всякому делу, и к ней бы никогда не приходили ни торговки, ни бездельные женки, ни волхвы. А постели и полотенца, рубашки и простыни по полкам — все было бы и чистенько, и беленько, и не перемято. Стол, и блюда, и поставцы, и ложки с утра перемыть и высушить, и после обеда также, и вечером; а в какой посуде что лежит из еды, так то покрыто было бы.

Избу, и стены, и лавки, и пол, и окна — все вымыть и выскрести, и всегда было бы чисто. За всем тем жена бы следила сама, да учила бы детей; а увидит муж, что у жены непорядок, умел бы свою жену наставлять; если понимает — тогда и любить ее, и хвалить, но если науке такой не следует, должен муж жену наказывать, а наказав, простить, но при этом всегда жить в любви и согласии.

А для всякого рукоделия всякое бы орудие в порядке было: и плотницкое, и портновское, и кузнечное, и сапожное, а у жены бы порядок был свой, и держалось бы все то бережно; и что себе не сделал — в чужой двор не идешь.

Что дома скоплю, за тем в люди не пойду

А у хорошего хозяина все припасено вовремя; так, рыбу свежую купив, иную солит, иную вялит, иную проваривает, иную сушит; а еще на столе редька, хрен, капуста, и разные овощи, и икра, и ветчина, и солонина, и сухари, и мука, и пшено, и горох, и масло, и соль, и мыло, и всякий запас, который можно впрок запасать, а еще и в рассоле — и всякой снеди, всякой еды много. И все то Бог послал, ничего такого на рынке не купишь. А брусничная вода, и вишни в патоке, и малиновый морс, и всякие сладости, и яблоки, и груши в квасу и в патоке, и пастилы — и для себя, и для гостя, и больному всегда есть, если вовремя припасены.

А которой рыбы нет в запасе, а бочки одному не одолеть купить, возьми товарища — бочку осетрины или белужины купить вместе, или икры какой: тогда с рубля пяти алтын недодашь. Если в каком году не уродилось что или дорого, тогда тем запасом хозяин проживет как даром, да еще и несчастному ссудит. А чего в дешевую пору припасено, при дороговизне можно и продать — и сам ел даром, и деньги опять дома.

На рынке всегда присматривать всякий припас: зерно, и мясное, и рыбное, и свежее, и малосольное, или товары какие привезут; когда навезут всего — в те поры и закупить про запас, все с рубля четвертак недодашь, а у перекупщика вдвое заплатить, да и не всякое купишь.

Тяжел крест, да надо несть

Самому тебе и жене, детям — не красть, не блудить, не лгать, не клеветать, не завидовать, не обижать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать, не помнить зла, ни на кого не гневаться.

А кто чинит всякую неправду и насилие и долгов не платит, томит волокитой, а незнатного человека изобидит, и кто по-соседски не добр, или, сидя при власти, накладывает тяжкие дани и незаконные налоги, или чужую ниву распахал, или лес посек, или переловил рыбу в чужом садке, или покрадет, или уничтожит, или кого в чем ложно обвинит, или кого в чем подведет, или обманет, или кого-то предаст, или нечестно судит, или ложно свидетельствует, или к раскаявшимся немилостив, или имущество силою отнимет, или сутяжничеством оттягает, или кормчей прибылью, или процентами — обязательно будут в аду, а на земле прокляты. То все прибыли от бесов. Милостыня от таковых не желанна Богу. Если хочешь от вечной муки избавиться, отдай неправдой захваченное.

Всякую же обиду с благодарностью претерпеть: если поделом поносят, с любовью принимать. Если же ни в чем не повинен, за это от Бога награду получить. Все по делам своим примут.

Книга "Домострой" есть в нашем интернет-магазине

Домострой

Домострой
В бесценной сокровищнице русской литературы есть немало замечательных произведений и «Домострой», без сомнения, принадлежит к их числу.
700 руб.


Дом вести - не бородой трясти. Это означает, что ведение домашнего хозяйства - очень трудное и ответственное дело в противоположность безделью (бородой трясти - вести пустые разговоры). Пословица указывает, прежде всего, на мужское начало в "ведении дома". Действительно, нужно много знаний, умений, опыта для того, чтобы эффективно распоряжаться финансами, ухаживать за скотом, вести приусадебное хозяйство и для многого другого.


Дом вести - не бородой трясти. Видимо, эту русскую пословицу, нужно относить ко временам, когда большинство мужчин не брились. Во время разговора, при открытии рта борода тряслась. Поэтому суть этой пословицы, заключается в том, что вести домашнее хозяйство сложнее, чем заниматься болтовнёй.


Самое популярное слово у политиков и власти - надо (сделать, решить, рассмотреть, принять. )Это слово я слышу уже наверное лет 15 так точно. Когда слышу - начинаю смеяться. В большинстве случаев это "надо" заканчивается либо ничем, либо крупным воровством..).


Данное выражение подразумевает, что то чего вы ожидаете возможно никогда не осуществится. То есть имеется в виду бесполезно ждать чего -то от данного предприятия или от данного человека, - это пустая трата времени и никогда не будет исполнено. Потому что как два несовместимых понятия не могут прийти к логическому заключению, так и бессмертный черт никогда умереть, и тем более болеть, не может, то и выражение обозначает - что -то неосуществимое и то, что никогда не сможет наступить или исполниться.

Так например, если вам рассказывают и каждый день обещают, что вот вот скоро исполнят ваше обещание которое не исполняют уже долгое время ( и по всей вероятности и не собираются никогда исполнять ), тогда и говорят - жди, когда черт умрет, а он и хворать не думал. То есть жди чего -то несбыточного, да и к тому же того, чего никто даже еще делать не собирался и не собирается в ближайшем будущем.

В русском языке есть еще одно подобное этому выражение и звучит оно так - долго ждать когда черт умрет, у него еще даже и голова не болела. Можно сказать, что это тоже самое выражение, только выраженное другими словами. Смысл же обоих выражений одинаков и не меняется - не стоит ждать, а если все таки намерен ждать, то это будет бесконечное ожидание.


Это настолько объемный вид нашего мира, который видит, возможно, только Всевышний.

Если говорить о людях, то пожалуй, космонавты, которые из иллюминатора своего космического корабля, могут видеть нашу землю с различного расстояния. У них точно есть какая-то картина нашей земли, нашей вселенной.

Все они говорят, что наша планета прекрасна.

Еще наверно те люди, которые много путешествуют, знают многие места на планете и у них есть представление о том, как выглядит мир и природный, и человеческий в различных точках земли. Настоящее разнообразие всего, что есть в нашем мире, из которого они могут сложить общую картину.

К сожалению большинство людей не могут ни представить, ни увидеть мир, в котором живут.

А хотелось бы каждому, хоть разок.


Тут всё просто, примеры прямо перед глазами. Сейчас очень много богатых семей, а вот дети в них часто бывают именно беспутными: не могут ни учиться, ни работать, ни совершенствовать бизнес родителей и приумножать их богатство.

Более того, такие разгульные и ни к чему не способные дети часто растрачивают родительские финансы: проигрывают, пропивают, пускают на разгулы и наркотики, прогорают в бизнесе.


Сей манускрипт к математике отношения не имеет, как в прочем как и другим точным наукам. Это толстый фолиант, считающейся зашифрованными алхимическими формулами, составленный в средние века. Язык его не поддается расшифровке, так же как и большое количество рисунков, имеющихся в книге.

Происхождение книги и её авторство не известны. Фамилия Войнич условна, по одному из владельцев, после которого она получила известность.

Там, где тонко, нитка рвётся.

Если вдруг беда коснётся,
Как в народе повелось,
Там, где тонко, нитка рвётся,
Там. надежда на авось.

И делу время, и потехе час.

Чтобы жизни пыл не гас,
Посади ты в землю семя,
Всходов жди… И делу время,
И потехе будет час!

Комар лошадь не повалит, пока медведь не подсобит.

Комар лошадь не повалит,
Коль медведь не подсобит.
Так и в жизни, брат, бывает:
Дружба силу укрепит!

Молодые бранятся — тешатся, а старики бранятся — бесятся.

Молодые как бранятся,
Так вокруг все тешатся.
Старики же коль бранятся,
Как собаки бесятся!

На чужой каравай рот не разевай, пораньше вставай да свой затевай.

Коль пораньше баба встанет,
Так затеет каравай!
А коль нежась. на лежанке, -
Свой роток не разевай!

Не все коту масленица, будет и пост.

Жизнь – она проказница!
Смысл пословиц очень прост:
Не всегда ж коту и Масленица,
А бывает, хотя реже…
Для кота Великий Пост!

Палка о двух концах, туда и сюда бьет.

Палка, знать, о двух концах.
Если ляпнешь что в сердцах,
Палкой бьют туда-сюда…
Будет горе и беда.

Повторенье — мать ученья, утешенье дураков.

На ученье дураков
Не заманишь пятаком.
Повторенье – мать ученья! -
От терпенья – до прозренья.

Пьяному море по колено, а лужа — по уши.

Пьяным море по колено,
В луже он найдёт свинью!
И по уши в луже пенной
Лижет пьяный колею…

Пыль столбом, дым коромыслом, а изба не топлена, не метена.

Пыль столбом, дым коромыслом…
Горе над семьёй нависло:
Пьют… Изба не топлена.
Сор в углу – не метена…

В семье не без урода, а из-за урода все не в угоду.

Коль в семье не без урода,
Как пословица гласит.
От урода все невзгоды…
Пусть вас, грешных, бог простит.

Всяк правду ищет, да не всяк её творит.

Правду всякий в жизни ищет,
Да не всяк её творит.
Во спасенье перед ложью
Вряд ли кто-то устоит.

Ни рыба, ни мясо, ни кафтан, ни ряса.

У Ивана-лоботряса
(Он не рыба и ни мясо)
Вся семья в грехе погрязла:
Хоть в кафтане он, хоть – в рясе…

Новая метла по-новому метёт, а как сломается - под лавкой валяется.

По-новому метла метёт,
Хотя она не новая…
А коли дело не идёт,
Под лавку, бестолковая…

Бедность – не порок, а несчастье.

Бедность, братцы, - не порок,
Если ты умён и строг!
Говорят, одно несчастье
Не приходит в одночасье.

В здоровом теле здоровый дух – редкая удача.

Ох, и редкая удача -
Физкультурная задача:
Чтоб в здоровом теле дух,
Нам лениться недосуг!

От работы кони дохнут, а люди - крепнут.

От работы кони дохнут,
Люди крепнут от труда.
От безделья мышцы сохнут
И пустая голова.

Один в поле не воин, а путник.

В ратном поле он не воин,
Если рядом предал друг.
Оглянулся он (безвольный
Путник) - ни души вокруг.

Дуракам закон не писан, если писан, то не читан,
если читан, то не понят, если понят, то не так.

Век живи и век учись!
Дураком закончишь жизнь.
У кого ума палата,
Жизнь не будет скучновата.

И слепая лошадь везёт, если зрячий на возу сидит.

Довезёт слепая лошадь,
Коли кормчий на возу.
И не в тягость эта ноша,
Если важный груз везут.

Здоровье всего дороже. Здоровье не купишь, его разум дарит.
Береги платье снову, а здоровье смолоду.

Как гласит народ везде:
Голову - да в холоде,
Ноги содержи в тепле,
А желудок - в голоде.

От овса кони не рыщут, а от добра добра не ищут.

От добра добра не ищут,
Кони от овса не рыщут.
Шило не меняй на мыло,
Что Бог дал, то будет мило.

Кто старое помянет – тому глаз вон, а кто забудет – тому оба.

Тем, кто старое помянет,
Глаз тому с обидой – вон!
А кто старое забудет, -
Оба глаза – точно в бровь!

Гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить.

Гладко было на бумаге,
Да забыли про овраги,
А по нам – ходить.. – не плыть…
Показухой скрыта прыть.

Дураку хоть кол теши, он своих два ставит.

Дураку хоть кол теши,
Два своих вернёт по праву!
Соглашаться не спешит…
До того упрям он нравом!

Девичий стыд — до порога, переступила и забыла.

Стыд девичий – до порога –
Недалече до порока…
Преступила за порог
И забыла про зарок!

Голод не тётка, пирожка не поднесёт.

Говорят, голод не тётка,
Пирожок не поднесёт…
Что потопал, то полопал,
Но под ложечкой сосёт.

Два сапога пара, да оба левые.

Говорят, что муж с женою
Сапога два левые.
Разберутся меж собою -
Оба будут правые!

Баба надвое сказала.

Баба Маня нагадала,
Будто надвое сказала:
То ли дождик, то ли снег.
То ли будет, то ли нет.

Лиха беда начало. есть дыра, будет и прореха.

Ох, лиха беда начало:
Где начало, там - конец.
Мал почин. и так бывало.
А кто начал - молодец!

Ложка дорога к обеду, а там хоть под лавку.

В нужном месте, в нужный час
Ложка дорога к обеду!
А под лавкой глаз да глаз,
Чтобы поддержать беседу.

За битого двух небитых дают, да не больно-то берут.

Если нужно, двух небитых
За избитого дадут,
Коли битый сильно крут!
Да не больно-то берут.

Там, где тонко, нитка рвётся.

Если вдруг беда коснётся,
Как в народе повелось,
Там, где тонко, нитка рвётся,
Там. надежда на авось.

Закономерность возрастания личностной ценности субъекта после получения травматического опыта.
За одного битого двух небитых дают.

Дом вести — не бородой трясти
А ведь тяжёлое это дело, строить домашний уют и следить за порядком. Ещё близка к этому выражению пословица: «дом вести — не лапти плести».

Дома — не в гостях: посидев, не уйдешь
Очень меткая фраза. За домом уход нужен. Да и постоянно какие-то дела появляются, просто так не посидишь. Как говорится, «дом невелик, да лежать не велит» :)

Дом домить
Вот так интересно высказывались наши предки, когда имели ввиду: «строить хозяйство» или просто «хозяйничать».

Дом не ворог: подожжешь, так сгорит
А эта пословица призывает к осторожности. Свой дом нужно беречь и всех, кто в нём находится :)

Дома все споро, а вчуже житье хуже
Родное — милее. Не зря говорят: «дома и солома съедома» или «в гостях хорошо, а дома лучше».

Дом — яма: никогда не наполнишь
Так и есть. В доме всегда что-то ремонтируешь, обустраиваешь, переставляешь. Радует, что делаешь это все для себя и близких.

Дом господский, а обиход сиротский
Как вы думаете, что означает эта пословица? Пишите свои варианты в комментариях.

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+


CC BY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ермакова О. Л.

В статье на основе анализа текстов различных фольклорных жанров: анекдотов, загадок, заговоров, песен, поговорок, пословиц, поверий, потешек, приговоров, примет, объединенных в тематические группы, показана символика волос. Особое внимание уделяется вопросам самосознания носителей русской фольклорной традиции.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Ермакова О. Л.

Текст научной работы на тему «Тема бороды в русском фольклоре»

Омский государственный университет им.Ф. М. Достоевского ТЕМА БОРОДЫ В РУССКОМ ФОЛЬКЛОРЕ

В статье на основе анализа текстов различных фольклорных жанров: анекдотов, загадок, заговоров, песен, поговорок, пословиц, поверий, потешек, приговоров, примет, - объединенных в тематические группы, показана символика волос. Особое внимание уделяется вопросам самосознания носителей русской фольклорной традиции.

Ключевые слова: русский фольклор, русские, русый, русеть, Русь, фольклорные жанры, тема волос, лексемы «волосы», «коса», «усы», «борода», символика.

Наука о волосах - трихология - нашла отражение во множестве русских фольклорных жанров: заговорах, загадках, колыбельных, пословицах и поговорках, песнях, частушках, анекдотах. Внешность у русских традиционно принято противопоставлять внутреннему содержанию с приоритетом последнего.

Чрезвычайно значительной деталью внешнего облика, конечно, являются волосы, что, на наш взгляд, отражается в выразительной перекличке самоназвания народа «русь, русские» и наименования наиболее часто встречающегося у представителей этого народа цвета волос - русый. Неслучайно, что в Толковом словаре живого великорусского языка В. И. Даля глагол «русеть» имеет два значения: «становиться русским, обживаться, принимать русский быт или дух» и «становиться светлобурым, темнеть» [3; с. 115].

Тема волос в фольклоре представлена весьма широко, что понятно, ведь общепризнано, что волосы черпают жизнь и силу из человека, у которого растут, а, кроме того, относятся к числу наименее поддающихся распаду частей человеческого организма.

Большое внимание уделяется волосам в круге русских примет: скажем, нельзя было расчесываться непосредственно на землю; нельзя самому себя подстригать - жизнь укорачивается; нельзя выпавшие или остриженные волосы оставлять где попало, всего правильнее сжечь их; хорошо смочить волосы первым весенним дождем - будут лучше расти; первый седой волосок не надо вырывать - это к счастью; накручивать свои волосы на палец - к головной боли; если у девушки на шее растет много волос - она выйдет замуж в большую семью; при родах следует расплести косу - рожать станет легче; ребенка до года не надо стричь, иначе вырастет бедным; если, причесываясь, оставишь ненароком прядь невплетенной - это предвещает дорогу; если волосы мягкие и тонкие -человек ретив на работу и добр, если волосы жесткие - ленив и сердит; нельзя на людях заплетать или переплетать косы - свататься не придут.

Важно, что в русской магии волосы (как и ногти, пот, слюна и др.) воспринимались как заместитель (двойник) человека. «Нередко отрезанные волосы хранили, а затем клали в гроб, чтобы на том свете дать отчет за каждый волос» [1, с. 359]. Это вполне объясняет странную деталь семейного быта москвичей рубежа ХХ-Х1Х вв., приведенную в современном документальном эссе: «Последний раз я была у Грищенковых за неделю до Пасхи. В зале появился красный угол. Вернее, красный уголок. Помимо икон, на тумбочке стоят фотографии умершей мамы Сергея Владимировича, пучок вербы, стакан воды с серебряной ложкой. За иконами положена подкова и спрятаны коробочки, куда складываются волосы

всех членов семьи. Волосы Татьяна Владимировна выбрасывать запрещает категорически» [4, с. 163-164].

Волосы, как и шерсть, символизируют множество, богатство, изобилие и счастье. Русские первое яйцо, снесенное молодой курицей, катали на голове старшего ребенка, приговаривая: «Курочка, курочка, снеси столько яичек, сколько у ребенка волосков!» [1, с. 360.]

Среди заговоров нашлись специфические - на хороший рост волос, произносились ежедневно матерью при причесывании девочки:

Ты расти, расти, коса, до шелкова пояса;

как ты вырастешь, коса, будешь городу краса!

Расти, коса, до пояса, не вырони ни волоса!

Расти, косынька, до пят - все волосыньки в ряд.

Расти, коса, не путайся, дочка, маму слушайся!

Нами отобрано среди тематической группы загадок о человеке относительно небольшое количество единиц, имеющих отгадкой «волос» или «волосы»: Тонок, долог, в траве не видать. Ношу их много лет, а счету им не знаю. Растет, а не цветок; висит, а не фрукт. Похож на нитки, но живой. Один выпадает, а другой вырастает.

Отметим и загадки из других тематических групп с упоминанием слов «волосы», «коса»: Стоит Федосья, растрепаны волосья (сноп). Сидит девица в темнице, а коса на улице (морковь).

Кратки, но весьма емки по содержанию и порою очень выразительны пословицы и поговорки, связанные с волосами:

Брито или стрижено, а все голо. Бритый стриженого голее. Было стрижено, а теперь брито. В драке волос не жалеют. В рай за волосы не тянут. В хорошем житье кудри вьются. Видать сову по полету, а добра молодца по кудрям! Висит на волоске. Волос долог, а язык длинней! Волос-то у него на полторы драки осталось. Волос долог, да ум короток. Волос глуп - везде растет. Волосом сед, а совести нет. Волосом не трону. Волосом-то бел, а душой черен! Волосы дыбом. Волосы имеем - косы плетем, добрый характер - слезы льем. Голова хорошо, а с волосами лучше. Голову сняли, стриги волосы. Голову любит, а волосы дерет. Горе косицы белит. Дай хватить за один волос, а он и за всю голову. Дай черту волос, а он и за всю голову. Девичья коса - на всю Москву краса. Девичья коса до возрасту, молодичья - довеку. Если бы в длинных волосах была сила, то козел стал бы пророком. Жесткий волос сварлив живет. За волоса да под небеса. И волоса на нем не тронул. И не книжен, да хорошо острижен. Как ни заплетай косу, девка, а не миновать расплетать! Коса до пояса, язык до колен. Красуйся, краса, пока вдоль спины коса, под повойник попадет - краса пропадет. Кудри завивай, да про дело не забывай! Кудрявые волосы - кудрявые мысли. Любовь не волос, скоро не вырвешь. Наши дерутся -так волосы в руках остаются. Не время волос белит, а кручина. Не гребень голову чешет, а время. Не родись богатым, а родись кудрявым. Не успеет стриженая девка косы заплести. Ни голосу, ни волосу не верь! От радости кудри вьются, а в печали секутся. Пирует до седых волос, а все наг и бос. Подавайся по рукам - легче будет волосам. Подруги косу плетут на часок, а сваха довеку. Поневоле волос вянет, когда батька за него тянет. Расти, коса, до пят - женихи торопят. Рвать на себе волосы. Русы волосы - сто рублей, смелая голова - тысяча, а всему молодцу и цены нет. Свидетеля за волосы тянут. Снявши голову, по волосам не плачут. Такие чудеса, что дыбом волоса. У нашей Федосьи из глаз растут волосьи. У него и волос-то на одну трепку. У него стыда, что волос на камне. У него семь волос, и все густые. У случая на затылке нет волосов. У тетушки Василисы дыбом волосы

свилися. Хороши были волосы, да отрубили голову. Хочет стать господином, но не хочет потерять ни одного волоска. Честь на волоске висит, а потеряешь, так и канатом не привяжешь.

Интересно, на наш взгляд, изложение такого поверья: «Слишком много волос иногда считают признаком недостатка ума, потому, может быть, что они, как полагали, вытягивают силу из головы, или просто исходя из того несколько пугающего выражения, какое придает лицу торчащий во все стороны и неприбранный куст волос» [6, с. 62].

Сопоставим с таким мнением русские пословицы и поговорки об отсутствии волос: До лысины дожил, а ума не нажил. Избави, Боже, от лыса, коса, рыжа, кривоноса! Колосьев что на плешивой голове волосьев. Лысины не замажешь. Лысый да рябой -народ самый дорогой. Лыс да умен, два угодья в нем. На мерине лысина не порок, на детине плешь не укор. Не беда, что на черепе пусто, было бы под черепом густо. Не бывать плешивому кудрявым. Плешивый - человек фальшивый. Позавидовал плешивый лысому. С черным в лес не ходи, рыжему пальца в рот не клади, лысому не верь, а с курчавым не вяжись! У плешивого голова не чешется. У плешивого все волосы на учете.

Волосы у русских традиционно считались символом и вместилищем жизненной силы, энергии, силы мысли и мужественности. «Волосы на голове символизируют высшие силы и вдохновение, тогда как волосы на теле олицетворяют низшие силы. Обряд пострига - символическое отдание своей жизненной силы в обмен на силу другого рода: в монашеском постриге это сила Божественного промысла, во время ухода в армию это сила оружия. Сбривание волос - волевой акт отдания себя в чье-то - Божественное, учительское или командное - полное распоряжение. Распущенные волосы означают свободу и брачный возраст, связанные волосы - брак и подчинение» [7, с. 530-531].

Борода не просто, как пишет В. И. Даль, «волосы на щеках и подбородке», но это «возрастной и статусный символ мужчины. Символ силы и мужества, верховной власти» [3, с. 532].

В странах западной культуры наличие бороды означает зрелость (см. в балладе Р. Бернса «Вересковый мед»: « Правду сказал я, шотландцы: От сына я ждал беды, Не верил я в стойкость юных, Не бреющих бороды. »).

В странах Востока борода означает необходимый и достаточный признак уважаемой старости («аксакал» в переводе - белая борода).

Правоверные иудеи неукоснительно соблюдали и соблюдают ритуал отращивания бороды, ее допустимо подстригать, но сбрить полностью немыслимо. Особо благоговейное отношение к волосам отражено и в библейской истории о Самсоне и Далиле, и в известном изречении: «Без Божьего повеления ни волоска не упадет ни с чьей головы».

Сакральное значение придавалось этому элементу внешности и у русских, неслучайно протопоп Аввакум называл своего противника Никона выразительным словом «брадобритец», считая такую краткую характеристику убийственно позорной и исчерпывающей. Именно бороды, непочтительно именуемые «мочалками», чуть не топором рубил подданным Петр I, а они причитали: «Режь наши головы, не тронь наши бороды». «Борода - образ и подобие Божие», «Борода дороже головы», - говорили, по свидетельству В. И. Даля, раскольники.

В России считалось: Богатая растительность растет на навозной почве. Добрая борода или волосатая грудь у мужчины - признак мужской, да и просто физической силы, а волосатые руки предсказывают грядущее богатство» [7, с. 62].

Из корпуса русских пословиц и поговорок о внешности выделим те, где упоминается борода: Аль ты бородою оброс, не слышишь? Без рубля бороды не отрастишь (времена Петра I). Благодаря Христа борода не пуста: хоть три волоска, да растопорщась! Борода делу не помеха. Борода - трава, скосить можно. Борода выросла, а ума не вынесла. Борода

Минина, а совесть глиняна. Борода с ворота, а ума и с прикалиток нету. Борода уму не замена. Борода глазам замена: иной плюнул бы в глаза, ин плюнет в бороду. Борода в честь, а усы и у кошки есть. Борода - лишняя тягота. Бородой в люди не выйдешь. Была бы голова, будет и борода. Велики усы, а все бороды не выкроишь. Дом вести не бородой трясти. И по бороде знать, что лопатой звать. Кормил до уса, корми и до бороды. Мудрость в голове, а не в бороде. Мужик бородой оброс, оттого и не слышит. Мужичок с ноготок, борода с локоток. На аршин борода, а ума ни на пядь. Не тряси головой, не быть с бородой. Не постой за волосок, и бороды не станет. Не хватай за бороду: сорвешься -убьешься. Нет бороды, так нечего и скоблить. Ни бороды, ни усов, ни на голове волосов. Ни уса, ни бороды, ни сохи, ни бороны. Нос крючком, борода клочком. Носи бороду на плече (оглядывайся). По бороде Авраам, а по делам Хам. По волоску и всю бороду выщиплешь. По бороде давно бы ему быть в воде. Принес свою бороду на посмешище городу. Про то ведают большие, у кого бороды пошире. Сам с ноготь, а борода с локоть. Сам свою бороду оплевал. Седина в бороду, бес в ребро. Старичок с кувшин, а борода с аршин. То не беда, что редка борода, был бы ус кольцом! Трясет козел бородой, да за рога тащат. Ты с бородой, да я и сам с усам. У кого борода клином, у кого заступом. Ум бороды не ждет. Ум не в бороде, а в голове. Ус в честь, а борода и у козла есть. Ус молодит, борода старит. Ухватить Бога за бороду. Ходи с бородой на плече.

Известная каждому русскому детская потешка гласит: Петушок-петушок, золотой гребешок, Масляна головушка, шелкова бородушка, Что ты рано встаешь, голосисто поешь, Ване спать не даешь?

Среди осеннего цикла русского обрядового фольклора есть «завивание бороды» - то есть оставление на поле небольшой горсти срезанных колосьев, перевязанных лентой. При этом положено было приговаривать: «Дай Бог, чтоб на другое лето был хороший урожай!» [8, с. 375].

Упоминается борода и в лирической необрядовой песне:

Уж ты Порушка-Параня,

Ты за что любишь Ивана?

Я за то люблю Ивана,

Что головушка кудрява,

Что головушка кудрява,

А бородушка кучерява.

Ты, Кондращ, ты, Кондраш,

Не ходи коло саду,

Дороженьки не томи,

Худой славы не клади [5, с. 304].

В русских суевериях и приметах борода занимает вполне достойное место: «С трудом брить бороду и недочиста значит трудное и неудобоисполнимое дело и предприятие тщетное; вырывать бороду другому знаменует великую печаль и оскудение тому, у кого ее вырывают.

Иметь во сне длинную и густую бороду - добрый знак и предвещает печаль и слезы; рыжая борода - обман и ухищрения; бороду брить или вырывать - потеря достояния, лишение почестей или смерть родных и друзей.

Девице во сне видеть у себя бороду предвещает скорое и выгодное замужество; замужней женщине видеть себя с бородой предзнаменует гибель мужа; беременной женщине этот сон предвещает, что она родит сына.

Бороду стричь ножницами другому значит для видевшего сон убыток и печаль, а тому, кого он стриг, - прибыль и радость; бороду мыть во сне - великое огорчение и несчастие, которое, однако ж, скоро минуется; бороду чесать во сне знаменует окончание всякого рода ссор и распрей; бороду седую видеть - знак великой чести.

Бородою обрасти предзнаменует важную выгоду и успех в предприятии.» [ 2, с. 352].

Есть и современные анекдоты, включающие в себя лексему «борода» как художественную деталь: Студент спрашивает: «Профессор, а Вы, когда спать ложитесь, бороду под одеяло укладываете или поверх?» Тот задумывается надолго, да так и не отвечает ничего. Но, встретив через неделю того же студента, бросается на него с криком: « Неделю уже заснуть не могу! Под одеяло спрячу бороду - мешает, на одеяло разложу -неудобно! Зачем только ты спросил. »

Знакомство с темой бороды в русском фольклоре, по нашему убеждению, пусть на йоту приближает к народным истокам; пользуясь словечком Льва Толстого, учит «полюблять» родной язык и с еще большим пиететом относиться к его прошлому.

1. Берегова, О. Символы славян / О. Берегова. - М. ; СПб. : Диля, 2008.

2. Грушко, Е. Словарь русских суеверий, заклинаний, примет и поверий / Е. Грушко, Ю. Медведев. - Нижний Новгород : Русский купец ; Братья славяне,1995.

3. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка / В. И. Даль. - В 4 т. -М. : Русский язык, 1980. - Т. 4.

4. Пищикова, Е. Пятиэтажная Россия / Е. Пищикова. - М. : Ключ-С, 2009.

5. Русский фольклор в Латвии. - Рига : Лиесма, 1972.

6. Хоул, К. Энциклопедия примет и суеверий / К. Хоул. - М. : КРОН-ПРЕСС, 1998.

7. Черный кот с пустым ведром. - М. : Центрполиграф, 2007.

8. Энциклопедия русских примет. - М. : ЭКСМО-Пресс, 2000.

© Ермакова О. Л., 2010

Автор статьи - Ольга Львовна Ермакова, кандидат филологических наук, доцент кафедры кино-, фото-, видеотворчества ОмГУ им. Ф. М. Достоевского.

Рецензент - Н. Л. Шестакова, кандидат филологических наук, доцент кафедры специальной языковой подготовки НОУ ВПО ОмГАУ.

В данной статье мы разберем поучительные и интересные пословицы о доме для детей. Надеемся, что взрослым они также будут интересны.

Родной дом, это то место, которое является важным для каждого человека. Ведь именно в этом доме проходит наше детство, юность, в этом доме живут наши самые близкие люди. Исходя из этого, именно дом является одной из наибольших ценностей в жизни каждого человека. Используя народные высказывания и пословицы, можно очень просто объяснить детям и напомнить подросткам о том, чем является для каждого человека родительский дом.

Популярные русские народные пословицы и поговорки о доме: сборник с объяснением смысла

Дом и домашний очаг – это то, что встречается в русском народном творчестве достаточно часто. Дом и семья, а так же хозяйственные люди описываются во многих произведениях и однозначно только с положительной стороны. Пословицы и поговорки так же не составляют исключения.

  • Моя хата с краю, я ничего не знаю. В прямом смысле слова хата с краю означает, что дом находится далеко от других домов и, следовательно, все новости обходят его стороной. Пословицу используют в том случае, когда хотят сказать, что не имеют отношения к какому-то событию. На сегодняшний день изречение чаще всего используется в негативном значении. Поговорку применяют к людям, которые сознательно закрывают глаза на какое-то событие, происшествие попросту не желая брать на себя никакой ответственности.
  • В доме повешенного о веревке не говорят. Смысл пословицы нужно понимать не буквально. В каждом доме есть свои правила и устоявшиеся нормы, поэтому не принято в чужом доме лезть не в свое дело и затрагивать запрещенные темы.
  • В доме такие уборы, что везде стоят подпоры. Так говорят о неухоженном доме, который буквально разваливается. Также пословица как бы немного стыдит хозяина, который довел свои владения до такого состояния.
  • Дом без призора – яма. Дом, это не просто постройка, которую можно возвести единожды и больше не уделять ей никакого внимания. Дом – это постоянная работа, хлопоты и уборка. Дом, за которым не ухаживают, в данном высказывании сравнивается с ямой, то есть, он даже домом в принципе считаться не может.
  • Дом вести – не рукавом трясти. Трясти рукавом, как все мы понимаем, достаточно легко. Если говорить простыми словами, то трясти рукавом, это значит, ничего не делать, бездействовать. Вести домашнее хозяйство очень сложно, поскольку каждый день есть много дел, которые нельзя отложить или не сделать вовсе.
  • Дом дело найдет. Смысл пословицы заключается в том, что дома всегда есть работа. Не бывает такого, что дома нечего делать, ведь всегда есть то, чем можно занять руки.

Детишкам


Детишкам

  • Дом невелик, да лежать не велит. Поговорка говорит нам о том, что любой, даже самый маленький дом, нуждается в постоянном уходе и присмотре. Многие ошибочно думают, что содержать маленький дом, это просто и легко. Конечно же, по сравнению с большим участком это так, однако, если говорить в общем, то любому дому нужен хозяин. «Лежать не велит» значит, что дом не дает возможности отдохнуть и ничего не делать.
  • Дом построить – мне шапку на голову надеть. Данное изречение употребляется людьми тогда, когда они хотят сказать, что построить дом для них не составит никакого труда. Как мы понимаем, надеть шапку на голову достаточно просто и быстро, вот так можно и дом построить в понимании некоторых людей.
  • Дом с детьми – базар, без детей – могила. На базаре всегда много людей, поэтому там шум и гам, веселье и даже развлечения. Могила символизирует тишину и скорбь. Пословица говорит нам о том, что в том доме, где есть дети, живет счастье и радость, а там, где детей нет, нет ничего кроме грусти и пустоты.
  • Дома – как хочу, а в людях – как велят. Суть изречения заключается в том, что у себя дома каждый человек сам себе хозяин, более того, у себя дома человек может устанавливать свои правила поведения. А вот в гостях, например, человек не должен вести себя так, как он это делает дома, ведь в том доме тоже есть свои правила, и будучи гостем, их нужно придерживаться.
  • Дома постоишь, в гостях посидишь. Пословица учит нас тому, что отдыхать мы должны в гостях, а у себя дома нам нужно трудиться, чтобы обеспечить себя, свою семью. Также высказывание учит нас относиться уважительно к гостям в своем доме. Когда в дом приходят люди, нужно добродушно принять их и посадить, то есть, дать возможность отдохнуть.
  • Дома сидеть – ничего не высидеть. Поговорка учит нас тому, что если человек не будет работать у себя дома, то и иметь он ничего не будет. Чтобы что-то иметь, нужно для начала хорошенько потрудиться. «Ничего не высидеть» значит, остаться без урожая, достатка и т.д.
  • Дома солома едома, а в гостях и овес не едят. Высказывание говорит нам о том, что в своем доме все всегда и лучше, и вкуснее, а вот в гостях люди начинаю перебирать.

Популярные сочинения

  • Сочинение Гагин в повести Ася (образ и характеристика)
    Гагин является одним из немногих персонажей произведения и представляется в образе молодого человека двадцати четырехлетнего возраста
  • Художественный рассказ о жизни княжны Марьи из романа Война и мир
    В романе Толстого Л.Н. «Война и мир» все героини имеют свой характер. Марья Болконская одна из таких девушек на примере которых писатель показывает какие тогда могли быть девушки.
  • Сочинение Женские образы в пьесе Бесприданница
    Пьесу Островского А.Н. «Бесприданница» смело можно назвать самым известным его творением. Долгие 4 года автор работал над ней, но популярность пьеса приобрела лишь после его смерти.

Самые интересные пословицы и поговорки о доме для детей: сборник с объяснением смысла

Существует множество различных пословиц и поговорок о доме, однако, не все они известны нам и далеко не все они актуальны на сегодняшний день. Несмотря на это, есть те высказывания, которые не теряют свою популярность и употребляются даже сегодня.

  • Дома-то и не голод, да подарок-то дорог. Смысл пословицы заключается в том, что любому человеку приятно получать подарки, особенно от людей, которые приходят в дом, в гости.
  • Домашний теленок лучше заморской коровы. Суть изречения в том, что все свое, домашнее гораздо лучше и милее чужого и привозного, не смотря на то, что заморские вещи отличаются разнообразием.
  • Домок не велик, да садиться не велит. Пословица говорит нам о том, что ухода требует даже самый маленький дом. Без труда и хозяйственности владельцев дом превратится в развалины.
  • Домок-то вести – не вожжами трясти, а надо концы с концами свести. Поговорка учит нас тому, что содержать дом в чистоте и порядке достаточно трудно. Это только на первый взгляд кажется, что работа по дому является простым занятием, на самом же деле это тяжкий труд.
  • Домом жить – не разиня рот ходить. Ходить разиня рот, значит ходить и ничего не делать, тратить время впустую. Домом жить, значит ухаживать и облагораживать свой участок, свои владения. Пословица объясняет нам, что для того чтобы содержать свой дом нужно постоянно работать и трудиться.
  • Плохо тому, у кого непорядки в дому. Поговорка учит нас тому, что человек, который не может привести в порядок свой дом, не сможет привести в порядок и свою жизнь. Такой человек не сможет жить в гармонии и уюте, если не изменит свое отношение к дому.
  • Дом – полная чаша. Так говорят в том случае, если дома есть все необходимое и если сам дом находится в хорошем состоянии. Дом — полная чаша, значит, что в доме есть все, что нужно для комфортной жизни, например, еда, вещи, мебель.
  • Дом – яма: никогда не наполнишь. Смысл пословицы заключается в том, что свой дом постоянно нужно совершенствовать, то есть, ремонтировать, обставлять новой мебелью и т.д.
  • Дом вести – не бородой трясти. Подобных поговорок сегодня мы встречали достаточно много и все они подчеркивают то, что труд по дому это важное и тяжелое занятие.
  • Домой и кони веселей бегут. Суть изречения в том, что дорога домой всегда кажется быстрее и легче, потому, что человек находится в предвкушении встречи со своей семьей и родными стенами.

Поучительные пословицы


Поучительные пословицы

  • Домом жить – обо всем тужить. Тужить в данном случае означает не тосковать и горевать, а думать и заботиться. Смысл высказывания в том, что человек, который является настоящим хозяином, всегда поддерживает свой дом в порядке и чистоте, он всегда думает о том, что нужно подремонтировать, доделать или купить в дом.
  • Дом красится хозяином. Поговорка объясняет нам, что от того, насколько хозяйственный владелец у дома, зависит внешний вид дома и достаток в нем.
  • В большом дому, чего не хватишься, того нет. Большой дом предполагает наличие большой семьи, а на большую семью, как известно, нужно всего много. Пословица говорит нам о том, что в семье, где есть много людей, всегда чего-то да не хватает
  • В поле серпом да вилой, так и дома ножом да вилкой. Суть изречения заключается в том, что человек, который хорошо трудится в поле, на земле, потом будет иметь богатый урожай и, соответственно, не будет нуждаться в еде и деньгах. В поле серпом да вилой значит, что человек работает не покладая рук. Дома ножом и вилкой значит, что человек будет кушать, потому, что будет что.
  • В чужом доме не осуждай! Смысл высказывания очень прост и понятен. Каждый дом имеет свои правила, люди живут в своем доме по своим устоям и чужой человек не должен позволять себе проявлять недовольство тем или иным образом жизни других людей.
  • Где работно, там и густо, а в ленивом дому пусто. Суть поговорки в том, что люди, которые трудятся, имеют все, что им нужно и живут в достатке, то есть, дома у них густо, а те, кто ленится, да отдыхает только, не имеют ничего, поэтому в таком доме пусто.
  • Добрая жена дом сбережет, а худая рукавом растрясет. Женщины испокон веков считались хранительницами домашнего очага и уюта, поэтому принято считать, что хозяйственная жена сможет привести дом в порядок и сохранить его, а плохая запустит дом еще больше.
  • Добрая женитьба к дому приучает, худая от дому отлучает. Смысл пословицы в том, что если люди, которые поженились, любят друг друга и живут в мире и согласии, то и дома у них все хорошо. В такой дом хочется возвращаться, а уходить из него не хочется. А вот если жизни ладной нет, то из дома хочется бежать.

Вариант 2

Вообще-то, я убедилась в правдивости этой фразы… Мне многие люди говорили, мол, дома лучше. Но мне всегда ка-то не очень верилось. Как так может быть? Идёшь в гости, там тебя встречают, вкусно кормят, развлекают… А дома – только дела-дела. То это надо сделать, то другое. Ни минуты свободной! Дома – рутина, всё повторяется, всё надоедает. А вот в гостях и место новое, и еда, и просто всё.

Но как-то мы были в гостях неделю. И вкусно кушали, и гуляли. Времени полно было. Дома бы ты вечером убирал бы, а тут можно просто телевизор посмотреть, почитать. И было всё очень здорово. Но уже на седьмой день скучать начала по дому. И думаю, а что я сижу тут, когда дома бы уже столько полезного сделала. И уже еда не такая вкусная, уже развлечения и прогулки не те. Хочется в свой двор, родной парк. И как я рада была вернуться домой! Всем привычным мелочам была очень рада. Ведь мы сами создаём свой дом – у каждой вещи история, которую, возможно, только ты и знаешь. И не просто знаешь (это могут тебе и в гостях рассказать), но ты её прочувствовал. И нельзя сказать, что в гостях мне было плохо – совсем наоборот, но дома намного лучше!

Понятно, что рутина надоедает, что надо от неё отвлекаться, но совсем бросать свой дом нельзя. Кстати, нужно сбивать немного рутину иногда. Каждое воскресенье уборка – надоедает. Ну, как-нибудь не сделать, то есть перенести её на другой день. И ещё сбивать рутину можно как раз походом в гости, чтобы своё больше ценить. И у себя гостей полезно принимать! Даже пусть они скажут, что у вас хорошо, а у них дома всё же лучше. Так и должно быть, иначе они останутся у вас жить. Я думаю, что это в ваши планы не входит.

Я понимаю, что часто кажется, будто у соседа дом или что угодно лучше. Но своё, даже если оно не самое-самое по общему мнению, для тебя родным должно быть. А если в гостях что-то очень понравилось, то дома можно такое сделать тоже – обмен опытом!

Часто эту фразу говорят гости, когда уходят. Они как бы извиняются, мол, очень хорошо тут, спасибо и всё такое, но дома-то у нас родней – лучше.

И в итоге, это очень позитивная фраза, ведь и там хорошо, и тут – ещё лучше. Здорово – позитивное мышление! И никому ещё и не обидно, вот почему я теперь часто её употребляю.

Другие сочинения: ← Безделье мать всех пороков↑ По пословицамГнев твой враг твой →

Небольшие, короткие пословицы и поговорки для детей о доме: сборник с объяснением смысла

Небольшие пословицы несут в себе не меньший смысл, нежели несут большие. Кроме того, маленьким крохам куда более интересно слушать много, но разных пословиц, нежели обсуждать несколько больших. Именно поэтому, выбирая изречения для занятий с малышами, лучше всего отдавать предпочтение коротким поговоркам.

  • Каково на дому, таково и самому. Смысл высказывания в том, что у каждого дома есть своя атмосфера, а создают ее люди, которые живут в нем. Если дома плохо и атмосфера неприятная, то на душе у его жильцов так же будет нехорошо.
  • Коли изба крива – хозяйка плоха. Суть изречения в том, что по состоянию дома можно судить о хозяйственности и опрятности его владелицы. Если дома грязно, не убрано, это говорит о том, что в нем живет плохая и ленивая хозяйка.
  • Хлеб-соль кушай, а хозяина слушай! Как уже ранее мы говорили, хлебом и солью принято встречать всех гостей и даже недоброжелателей. Пословица говорит нам о том, что можно гостить у кого-то, однако, при этом нельзя забывать, что ты в гостях. Нельзя в чужом доме диктовать свои правила.
  • А домик-то хоть гнилой, а свой. Смысл изречения в том, что даже гнилой, но свой дом, куда лучше чужих роскошных дворцов. В своем доме и дышать легче и проблемы кажутся не такими серьезными.
  • Весь дом вверх дном. Так говорят в том случае, если дома происходит что попало, и если в доме нет порядка и лада. Вверх дном значит, что все наоборот, не так, как должно быть на самом деле.
  • Дом дому не указ. В каждом доме есть свои правила и этих правил придерживаются все члены семьи, которые в нем проживают. Смысл пословицы в том, что нельзя свои правила и устои навязывать другим людям, которые не желают жить, придерживаясь их.

С пользой для детей


С пользой для детей

  • Чего в дом не внесешь, того из него не вынесешь. Суть изречения заключается в том, что дом всегда богат и наполнен тем, что принесли туда его хозяева. Если хозяева трудятся и работают, то дом полная чаша. Если же люди, живущие в доме, ленивы и не любят работать, абсолютно ничего не приносят в дом, то и иметь они ничего не будут. То есть достаток в доме напрямую зависит от того, насколько работящими являются его владельцы.
  • Один населенный дом лучше ста пустых. Смысл высказывания заключается в том, что ценен не сам дом, как постройка, а те люди и их отношения, которые живут в нем. Нет никакой ценности у того дома, который не наполнен уютом, теплом и счастьем.
  • В своем доме – ты король. Поговорка говорит нам о том, что в своем доме мы имеем право устанавливать свои правила и жить можем в нем так, как сами того хотим.
  • Дом построить – не шапку надеть. Конечно же, понятно, что надеть шапку, это очень просто и легко. Так вот пословица объясняет нам на примере этой шапки, что построить дом совершенно нелегко, что этот процесс является крайне сложным.
  • Порядок в доме есть – хозяину честь. Суть изречения в том, что человек, который умеет вести свое хозяйство и поддерживать свои владения в хорошем состоянии, заслуживает уважения, поскольку подобная работа, это кропотливый и тяжкий труд.
  • В чужом доме не указывай. Пословица учит нас тому, чтобы мы не совали нос в чужие дела и не позволяли себе в чужом доме устанавливать свои правила. Аналогичной по смыслу является пословица: «В чужой монастырь со своим уставом не ходят».

Важность дома и семьи невероятно большая, именно поэтому тема дома затрагивается в творчестве нашего народа достаточно часто. Рассказывая детям подобные пословицы и поговорки, мы учим их тому, что дом – это семейное гнездо, которое надо облагораживать и оберегать.

Читайте также: