Что общего косы тузы бокс еж хвост собаки

Опубликовано: 17.09.2024

Тест «Классификация», составленный немецким психологом Рудольфом Амтхауэром, поможет проверить способность мозга к классификации и обобщениям, оценить вашу способность выносить суждения и то, как быстро вы умеете решать задачи.

Joy-pup.com предлагает вам проверить свои способности и узнать насколько богат ваш запас знаний из разных областей. Готовы проверить себя? Тогда приступим!

Правильные ответы ждут вас в конце.

Правила теста

Два слова объединены общим смыслом, принадлежностью к одному классу понятий. Его-то и нужно постараться передать одним, в крайнем случае двумя словами.

Пример : пшеница, овес – ?
Ответ : зерновые.
Или : хлеб, масло – ?
Ответ : пища.

Вопрос № 1

Тест на логику и мышление

а) Плоды.
б) Десерт.
в) Натюрморт.

Вопрос № 2

Тест на логику и мышление

а) Отдых.
б) Стимуляторы.
в) Вред здоровью.

Вопрос № 3

Тест на логику и мышление

а) Инструменты.
б) Устройства.
в) Приборы.

Вопрос № 4

Тест на логику и мышление

а) Органы чувств.
б) Части лица.
в) Сенсорная система.

Вопрос № 5

Тест на логику и мышление

а) Повторение.
б) Воспроизведение.
в) Отражение.

Вопрос № 6

Тест на логику и мышление

а) Творчество.
б) Произведение искусства.
в) Занятие творчеством.

Вопрос № 7

Тест на логику и мышление

Вопрос № 8

Тест на логику и мышление

а) Зародыши.
б) Ботаника.
в) Зарождение организма.

Вопрос № 9

Тест на логику и мышление

а) Атрибуты.
б) Признак.
в) Символы.

Вопрос № 10

Тест на логику и мышление

а) Рыбы.
б) Водные животные.
в) Рыбалка.

Вопрос № 11

Тест на логику и мышление

а) Органические потребности.
б) Желание.
в) Чувства.

Вопрос № 12

Тест на логику и мышление

а) Живые организмы.
б) Природа.
в) Экология.

Вопрос № 13

Тест на логику и мышление

а) Инструменты.
б) Металлические изделия.
в) Предметы.

Вопрос № 14

Тест на логику и мышление

а) Расположение.
б) Положение в пространстве.
в) Указатели.

Вопрос № 15

Тест на логику и мышление

а) Пожелания (санкции).
б) Религиозные действия.
в) Требования.

Вопрос № 16

Тест на логику и мышление

а) Обучение.
б) Педагогика.
в) Меры воспитания.

Правильные ответы

  • а) Яблоко, земляника – это плоды.
  • б) Сигарета, кофе – это стимуляторы.
  • в) Часы, термометр – это приборы.
  • а) Нос, глаза – это органы чувств.
  • в) Эхо, зеркало – это отражение.
  • б) Картина, басня – это произведение искусства.
  • а) Громко, тихо – сила.
  • а) Семя, яйцо – это зародыши.
  • в) Герб, флаг – это символы.
  • б) Кит, щука – это водные животные
  • а) Голод, жажда – это органические потребности.
  • а) Муравей, осина – это живые организмы.
  • б) Нож, проволока – это металлические изделия.
  • б) Наверху, внизу – это положение в пространстве.
  • а) Благословение, проклятие – это пожелания (санкции).
  • в) Похвала, наказание – это меры воспитания.

Подсчитайте правильные ответы и перейдем к результатам теста

1 – 5 из 16
Тренируйте мозг
В сложных ситуациях вы можете завязнуть в мелочах, не увидев главного. Вам не хватает системной тренировки ума и умения воспарить над несущественными деталями. Возможно, вы просто слишком творческая личность, у которой с каждым предметом связаны свои ассоциации, не укладывающиеся в общий ряд.

6 – 11 из 16
Ваш мозг в хорошей форме
Вы способны быстро оценивать ситуацию, но не всегда видите ее во всей полноте. Чем меньше попаданий, тем сильнее у вас склонность к спешке или неумение отбрасывать ненужные подробности. Если вы нашли у предметов общее, но это какие-то иные качества, значит, творческая жилка у вас пересиливает аналитическую. Дайте себе больше времени на решение важных для вас проблем.

11 – 16 из 16
Поздравляем, у вас блестящие способности к классификации!
Кроме прочего, вы способны мгновенно проанализировать самую сложную ситуацию, и именно вы – мозговой центр при ее решении.

Акиняева Ольга Ивановна

Комплексная итоговая работа 1 класс"Школа России"

ВложениеРазмер
kompleksnaya_rabota_1_klass.docx 436.41 КБ

Предварительный просмотр:

Промежуточная комплексная работа

6 У нас под крыльцом живут ежи.

11 По вечерам вся семья выходит

15 гулять . Взрослые ежи роют

19 землю маленькими лапами. Они

23 достают корешки и едят.

28 Маленькие ежата в это время

32 играют, резвятся. Однажды к

37 старому ежу подбежала собака. Ёж 42 свернулся в клубок и замер.

47 Собака осторожно покатила ежа к 53 пруду. Ёж плюхнулся в воду и

57 поплыл. Я прогнал собаку.

62 На следующую весну остался под

66 крыльцом один старый ёжик.

70 Куда девались остальные? Они

74 переселились в другое место.

81 Старый ёж не захотел покинуть мой дом. (81 слов)

Вопросы и задания по тексту.

I. Читательская компетенция.

Чтение и понимание прочитанного.

1. Начни читать текст. По сигналу учителя поставь палочку после того слова, до которого дочитал. Дочитай текст до конца.

2. Ответь на вопросы письменно:

Что достают взрослые ежи из – под земли?

__________________________________________________________________ Кто покатил ежа к пруду?

Сколько ежей осталось под крыльцом следующей весной?

__________________________________________________________________ Куда девались остальные ежи?

3. Продолжи предложение:

Взрослые ежи роют_________________________________________________

4. Какая картинка не соответствует содержанию текста? Отметь галочкой.



5. К какому жанру относится этот текст? Отметь галочкой или обведи в овал верный вариант.

Задания по русскому языку

1.Спиши из текста два первых предложения. Проверь. Если надо, исправь.

2.1) Найди и спиши выделенные в тексте жирным шрифтом слова.

__________________ звуков букв

__________________ звуков букв

__________________ звуков букв

2) Подчеркни в записанных словах буквы мягких согласных звуков.

3) Раздели эти слова вертикальной чертой на слоги.

4) Определи и запиши цифрой в прямоугольнике рядом со словами

количество звуков и количество букв.

3. Прочитай слова. Подумай, на какое они правило. Допиши 3 слова на это правило.

Ёжик, живут ______________________________________________________

Задания по математике.

Папа – ёж и мама – ежиха принесли из леса яблоки. Мама – ежиха принесла 3 яблока, а папа – ёж на 5 яблок больше.

Выбери вопрос к задаче, чтобы она решалась так: 3+5

Правильный ответ отметь галочкой.

Сколько яблок принёс

папа – ёж? Ответ: ______ яблок.

Сколько всего яблок

принесли мама – ежиха

и папа – ёж? Ответ: ______ яблок.

На сколько яблок больше

принёс папа – ёж, чем

мама – ежиха? Ответ: ______ яблок.

2. Ёжику загадали число: пять увеличили на 4, а затем результат

уменьшили на 6. Какое число загадали ёжику? Запиши выражение.

3. Сколько слов во 2 предложении? Сколько слов в 11 предложении? В каком из них меньше слов? Запиши ответ цифрами и сравни >,

Ответ: ______ ….. ______

Задания по окружающему миру

1. Вспомни, название какого времени года встречается в тексте? Найди соответствующую картинку и отметь галочкой.

Картотека игр
для развития
лексико-грамматического
строя речи

Учитель-логопед: Куницкая И.А.

Существительные

Игра «Скажи нужное слово»

Задача: закрепить у детей обобщающие понятия, Расширить их словарный запас.

Описание. Взрослый предлагает ребенку, перебрасывая мяч, называть слова определенной группы, например: цветы, животные, имена, города. Проигравшим считается тот, кто не сможет придумать слово, когда у него окажется мяч. Называемые игроками слова не должны повторяться.

Игра «Он - Она - Оно»

Задача: закрепить у детей понятие о роде предметов.

Оборудование: набор картинок, знакомых ребенку, с предметами мужского, женского и среднего рода.

Описание. Взрослый раскладывает на столе картинки и начинает формировать из них кучки, объясняя детям, что в первую кладутся предметы, которые можно назвать словом «он», во вторую - «она» и в третью - «оно». Затем ребенок продолжает раскладывать картинки самостоятельно. Взрослый при необходимости помогает ему, задавая наводящие вопросы: Стол - он или она? Яблоко - она или оно?

Игра «Подбери родственные слова»

Задача: дать детям представление о родственных словах, т. е. словах, образованных от одного исходного слова.

Описание. Взрослый объясняет ребенку, что некоторые слова похожи друг на друга какой-то частью, как родственники, родные люди, поэтому их называют родственными. Затем он приводит примеры таких слов и показывает соответствующие картинки, выделяя похожую во всех этих словах часть.

Например, главное слово - СНЕГ: снежный, снежинка, снегопад, снежок, снеговик, снегирь, Снегурочка. Или главное слово - ДОМ: домик, домишко, домище, домашний, домовой, домохозяйка. Далее взрослый предлагает ребенку подобрать или придумать родственные слова к нескольким заданным, используя картинки-подсказки. Например, можно предложить слова: ЗАЯЦ - зайка, зайчиха, зайчонок, заячий; ЗИМА - зимний, зимовать, зимушка, зимовка, зимующие; СОЛНЦЕ -солнышко, солнечный, подсолнух; РОД - родной, родина, родник, родители и т. п.

Игра «Один предмет - много предметов»

Задача: совершенствовать грамматический строй речи, научить детей правильно употреблять в речи существительные в единственном и множественном числе.

Оборудование: пары предметных картинок с одним и множеством предметов, мяч.

Описание. Взрослый раскладывает перед ребенком пары картинок, он называет предмет по картинке в единственном числе, а ребенок - во множественном. При необходимости взрослый исправляет ошибки ребенка в окончаниях слов во множественном числе. По мере тренировки игру можно проводить без картинок, перебрасывая мяч.

Игра «Назови ласково»

Задача: научить детей образовывать и употреблять в речи существительные с уменьшительно-ласкательным значением.

Оборудовани е: предметные картинки с изображением больших и маленьких предметов , мяч.

Описание. Взрослый показывает предметную картинку и называет по ней большой и маленький предмет.

Затем начинает называть большой предмет, а ребенок должен образовать слово для маленького предмета с уменьшительно-ласкательным значением.

Например, стол - столик, стул - стульчик, кольцо - колечко, шапка - шапочка и т. д. По мере тренировки игру можно проводить без картинок, пере брасывая мяч.

Игра «У кого кто?»

Задача: закрепить в активной речи детей названия детенышей животных н птиц.

Оборудование: картины с изображением животных и птиц, вырезанные картинки с изображением их детенышей, мяч.

Описание. Взрослый предлагает ребенку подобрать животным и птицам подходящих детенышей, накладывая вырезанные картинки на большие картины.

Когда все маленькие картинки подобраны, ребенок должен правильно назвать и сосчитать детенышей, отвечая полным ответом на вопрос: «У кого кто?»

Например. У собаки три щенка. У кошки пять котят. У курицы девять цыплят и т. д. По мере тренировки игру можно проводить без картинок, перебрасывая мяч.

Игра «Один - Одна - Одно»

Задача: научить детей различать предметы по родам и правильно употреблять их с числительными один, два.

Оборудование: картинки с изображением предметов мужского, женского, среднего рода.

Описание. Взрослый вперемешку раскладывает на столе картинки, а затем начинает формировать три кучки в зависимости от рода существительного и соответствующего ему числительного. Например: Это карандаш. Он один. Это книга. Она одна. Это яблоко. Оно одно. Затем ребенок раскладывает остальные картинки самостоятельно, согласуя существительное с числительным в роде.

Игра «Что кому нужно?»

Задача: научить детей правильно употреблять в речи существительные в дательном падеже.

Оборудование: предметные картинки с изображением знакомых ребенку людей разных профессий и необходимых им предметов и инструментов.

Описание. Взрослый показывает картинку с изображением человека какой-либо профессии, а ребенок выбирает из разложенных на столе картинок нужные для нее предметы и инструменты. Например, врач - фонендоскоп, шприц, лекарство, градусник; учитель - указка, доска, мел, ручка; парикмахер - ножницы, зеркало, расческа и т. д. Ребенку в этом возрасте можно предложить картинки с изображением шофера, милиционера, швеи, продавца, строителя, повара, художника.

Прилагательные

Игра «Замени слово»

Задача: закрепить у детей понятие о противоположных по значению словах.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки с изображением антонимов, мяч.

Описание. Взрослый показывает ребенку пары картинок и называет одно слово, а ребенок должен произнести слово, противоположное по смыслу.

На начальном этапе лучше называть слова - глаголы-действня (открыть - закрыть, встать - сесть), а затем перейти к существительным, прилагательным и наречиям (высокий - низкий, день - ночь, веселый - грустный, горячо - холодно и т. д.)

По мере тренировки игру можно проводить в виде перебрасывания мяча, называя при этом слова, противоположные по значению.

Игра «Чей - Чья - Чье - Чьи»

Задача: тренировать детей в образовании притяжательных прилагательных от названий животных и птиц.

Оборудование: предметные картинки с изображением животных и отдельных их частей.

Описание. Взрослый показывает картинку с животным, называет его, затем задает вопрос о какой" либо части тела этого животного. Например: голова чья? - коровья; хвост чей? - коровий, следы чьи? ' коровьи и т. д.

Игра «Доскажи слово»

Задача: совершенствовать у детей навыки словообразования, тренировать их в запоминании и повторении новых слов - глаголов, образованных путем изменения приставки.

Описание. Взрослый произносит начало слова - приставку, а ребенок договаривает недостающую, заранее условленную часть слова - корень - и повторяет слово целиком. Для игры предлагаются глаголы, образующие множество новых слов с помощью приставки: нести, идти, ехать, летать, плыть, носить, ходить и т. д.

Например, принести, унести, внести, занести, вынести, перенести; ехать, уехать, приехать, выехать, въехать, заехать, объехать, отъехать, выехать, переехать, доехать и т. д.

Игра «Плавает, бегает, летает»

Задача: тренировать детей в придумывании предметов, подходящих к заданному действию. Оборудование: мяч.

Описание. Играющие стоят по кругу. Взрослый (а по мере тренировки выбранный из детей водящий) бросает мяч кому-либо из детей, называя действие. Поймавший мяч возвращает его обратно, добавляя подходящий предмет.

Например, летает - птица, самолет, ракета, лебедь, бабочка, вертолет.

Игра «Придумай действие»

Задача: научить детей правильно соотносить действия с определенным предметом и называть их соответствующим глаголом.

Описание. Играть можно как с одним ребенком, так и с группой детей. Играющие стоят в кругу. Взрослый (а по мере тренировки выбранный из детей водящий) бросает кому-то из них мяч, называя при этом какой-либо предмет (животное, человека какой-то определенной профессии, имя мальчика или девочки). Поймавший мяч должен вернуть его водящему, называя подходящее для этого предмета действие. Например, корова - мычит; кошка - мяукает, мурлычет, царапается; врач - лечит; пожарник - тушит; Ваня - прыгает; Оля - играет; Катя - танцует; Дима - рисует и т. д.

Числительные, наречия, местоимения

Игра «Сосчитай предметы»

Задача: тренировать детей в количественном счете предметов, правильно употребляя окончания в словах.

Оборудование: числа от 1 до 5, предметные картинки с изображением одного, двух, трех, четырех, пяти предметов; мяч.

Описание. Взрослый называет число и показывает картинку с соответствующим количеством предметов, а ребенок должен правильно назвать этот предмет в сочетании с этим числом. Например, один огурец - два огурца - три огурца - пять огурцов; одно яблоко - два яблока - пять яблок и т. д.

По мере тренировки игру можно проводить на слух, перебрасывая мяч и называя количество предметов. Например: один (арбуз ) - пять (арбузов).

Игра «Еще»

Задача: тренировать детей в образовании сравнительной степени прилагательных. Оборудование: мяч.

Описание. Взрослый объясняет ребенку, что некоторые признаки предметов можно сравнить между собой и выразить это сравнение в слове. Он бросает ребенку мяч и называет признак и сравнительное слово «еще», а ребенок должен вернуть мяч и правильно образовать сравнительную степень. Например, громкий - еще громче, длинный - еще длиннее, высокий - еще выше, легко - еще легче и т. д. Если встретилось слово, сравнительная степень которого образуется другим словом, взрослый должен объяснить ребенку, как следует правильно произнести такое слово: хорошо - еще лучше, плохо - еще хуже, много - еще больше, мало - еще меньше.

Игра «Мой - Моя - Мое»

Задача: научить детей различать предметы по родам и правильно употреблять их с притяжательными местоимениями.

Оборудование: личные вещи (игрушки, одежда, обувь) детей, мешочек.

Описание. Игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой детей. Взрослый незаметно складывает несколько предметов от каждого ребенка в мешочек. Затем, доставая их из мешка по одному, спрашивает: «Чья футболка (кукла, машинка)? Чей ботинок (шарф, мишка)? Чье платье?» и т. д.

Связная речь

Игра «Профессии»

Задача: научить детей составлять предложения о людях знакомых ребенку профессий.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением людей определенных профессий: продавец, повар, учитель, шофер, милиционер, строитель, парикмахер, художник, пожарник, врач.

Описание. Ребенок должен составить предложение по картине об обязанностях человека данной профессии. Например, «Шофер водит машину»; «Строитель строит дом»; «Учитель учит детей в школе».

Игра «Закончи предложение»

Задача: научить детей составлению простых предложений по картинкам.

Оборудование: предметные картинки.

Описание. Взрослый расставляет перед ребенком картинки и начинает произносить предложение, а ребенок должен его закончить подходящим словом, опираясь на картинки.

Например, «Кошка ловит (мышку)»; «Девочка бросает (мяч)»; «Собака грызет (кость)»; «Мама испекла (торт)».

Игра «Почини предложение»

Задача: тренировать детей в преобразовании деформированной фразы, развить языковое чутье.

Оборудование: заранее заготовленные взрослым деформированные фразы, в которых слова - существительные в именительном падеже, глаголы - в начальной форме.

Описание. Взрослый читает слова, а ребенок должен так их переставить и изменить, чтобы получилось нормальное предложение.

Например, «Мама, ваза, конфеты, класть» в «Мама кладет конфеты в вазу»; «Муха, на, стекло, сидеть» - «Муха сидит на стекле»; «Я, книга, читать, интересная» - «Я читаю интересную книгу».

Игра «Моя семья»

Задача : научить детей составлять предложения о членах семьи по картинкам.

Оборудование : сюжетные картинки с изображением членов семьи в различных ситуациях.

Описание. Взрослый показывает картинку и спрашивает ребенка: «Кто это? Что делает?» Ребенок должен ответить полным предложением.

Например, «Мама стирает белье (готовит еду, шьет юбку, гладит рубашку и т. д.). Папа чистит ковер (чинит кран, играет в шахматы, смотрит телевизор, читает газету и т. д.)».

Игра «Где спрятана игрушка»

Задача : развить у детей навыки ориентации в пространстве, научить понимать словесную инструкцию и значение наречий места.

Описание. Взрослый прячет игрушку где-либо на площадке или в комнате и дает ребенку словесную инструкцию, как ее найти. Например: встань лицом к шкафу, сделай три шага влево, поищи куклу на полке, между мишкой и матрешкой. Или: дойди прямо до дерева, обойди его и за нищ под Кустом найдешь машинку. Ребенок должен выполнить заданные действия, найти спрятанный предмет и ответить полным предложением, где находилась игрушка: «Кукла была на полке между мишкой и матрешкой. Машинка лежала под кустом».

Игра «Маленькое нужное слово»

Задача: познакомить детей со значением в речи простых предлогов.

Оборудование : окружающие ребенка предметы (игрушки, посуда, мебель), сюжетные картинки.

Описание. Взрослый дает ребенку небольшие поручения, намеренно пропуская предлоги. Он должен по смыслу догадаться, какого маленького слова здесь не хватает. Например: «Положи куклу (в) коляску. Книга лежит (в) ящике. Кошка спряталась (под) кровать». По мере тренировки можно предложить ребенку составить предложения с маленьким словом по картинке.

Игра «Составь рассказ »

Задача: развить связную речь детей.

Оборудование : серия картинок, связанных единым сюжетом.

Описание. Взрослый предлагает рассмотреть сюжетные картинки, разложить их по порядку и придумать по ним рассказ. На начальном этапе взрослый может задавать ребенку наводящие вопросы - начинать предложение, а ребенок будет его заканчивать. Также взрослый помогает ребенку с использованием начальных, вводных и заключительных оборотов, придумыванием названия к составленному рассказу. По мере тренировки ребенок может быть более самостоятельным: работать без наводящих вопросов, проявить фантазию, объясняя причины того или иного поступка героев.

Картотека игр
для развития
лексико-грамматического
строя речи

Учитель-логопед: Куницкая И.А.

Существительные

Игра «Скажи нужное слово»

Задача: закрепить у детей обобщающие понятия, Расширить их словарный запас.

Описание. Взрослый предлагает ребенку, перебрасывая мяч, называть слова определенной группы, например: цветы, животные, имена, города. Проигравшим считается тот, кто не сможет придумать слово, когда у него окажется мяч. Называемые игроками слова не должны повторяться.

Игра «Он - Она - Оно»

Задача: закрепить у детей понятие о роде предметов.

Оборудование: набор картинок, знакомых ребенку, с предметами мужского, женского и среднего рода.

Описание. Взрослый раскладывает на столе картинки и начинает формировать из них кучки, объясняя детям, что в первую кладутся предметы, которые можно назвать словом «он», во вторую - «она» и в третью - «оно». Затем ребенок продолжает раскладывать картинки самостоятельно. Взрослый при необходимости помогает ему, задавая наводящие вопросы: Стол - он или она? Яблоко - она или оно?

Игра «Подбери родственные слова»

Задача: дать детям представление о родственных словах, т. е. словах, образованных от одного исходного слова.

Описание. Взрослый объясняет ребенку, что некоторые слова похожи друг на друга какой-то частью, как родственники, родные люди, поэтому их называют родственными. Затем он приводит примеры таких слов и показывает соответствующие картинки, выделяя похожую во всех этих словах часть.

Например, главное слово - СНЕГ: снежный, снежинка, снегопад, снежок, снеговик, снегирь, Снегурочка. Или главное слово - ДОМ: домик, домишко, домище, домашний, домовой, домохозяйка. Далее взрослый предлагает ребенку подобрать или придумать родственные слова к нескольким заданным, используя картинки-подсказки. Например, можно предложить слова: ЗАЯЦ - зайка, зайчиха, зайчонок, заячий; ЗИМА - зимний, зимовать, зимушка, зимовка, зимующие; СОЛНЦЕ -солнышко, солнечный, подсолнух; РОД - родной, родина, родник, родители и т. п.

Игра «Один предмет - много предметов»

Задача: совершенствовать грамматический строй речи, научить детей правильно употреблять в речи существительные в единственном и множественном числе.

Оборудование: пары предметных картинок с одним и множеством предметов, мяч.

Описание. Взрослый раскладывает перед ребенком пары картинок, он называет предмет по картинке в единственном числе, а ребенок - во множественном. При необходимости взрослый исправляет ошибки ребенка в окончаниях слов во множественном числе. По мере тренировки игру можно проводить без картинок, перебрасывая мяч.

Игра «Назови ласково»

Задача: научить детей образовывать и употреблять в речи существительные с уменьшительно-ласкательным значением.

Оборудовани е: предметные картинки с изображением больших и маленьких предметов , мяч.

Описание. Взрослый показывает предметную картинку и называет по ней большой и маленький предмет.

Затем начинает называть большой предмет, а ребенок должен образовать слово для маленького предмета с уменьшительно-ласкательным значением.

Например, стол - столик, стул - стульчик, кольцо - колечко, шапка - шапочка и т. д. По мере тренировки игру можно проводить без картинок, пере брасывая мяч.

Игра «У кого кто?»

Задача: закрепить в активной речи детей названия детенышей животных н птиц.

Оборудование: картины с изображением животных и птиц, вырезанные картинки с изображением их детенышей, мяч.

Описание. Взрослый предлагает ребенку подобрать животным и птицам подходящих детенышей, накладывая вырезанные картинки на большие картины.

Когда все маленькие картинки подобраны, ребенок должен правильно назвать и сосчитать детенышей, отвечая полным ответом на вопрос: «У кого кто?»

Например. У собаки три щенка. У кошки пять котят. У курицы девять цыплят и т. д. По мере тренировки игру можно проводить без картинок, перебрасывая мяч.

Игра «Один - Одна - Одно»

Задача: научить детей различать предметы по родам и правильно употреблять их с числительными один, два.

Оборудование: картинки с изображением предметов мужского, женского, среднего рода.

Описание. Взрослый вперемешку раскладывает на столе картинки, а затем начинает формировать три кучки в зависимости от рода существительного и соответствующего ему числительного. Например: Это карандаш. Он один. Это книга. Она одна. Это яблоко. Оно одно. Затем ребенок раскладывает остальные картинки самостоятельно, согласуя существительное с числительным в роде.

Игра «Что кому нужно?»

Задача: научить детей правильно употреблять в речи существительные в дательном падеже.

Оборудование: предметные картинки с изображением знакомых ребенку людей разных профессий и необходимых им предметов и инструментов.

Описание. Взрослый показывает картинку с изображением человека какой-либо профессии, а ребенок выбирает из разложенных на столе картинок нужные для нее предметы и инструменты. Например, врач - фонендоскоп, шприц, лекарство, градусник; учитель - указка, доска, мел, ручка; парикмахер - ножницы, зеркало, расческа и т. д. Ребенку в этом возрасте можно предложить картинки с изображением шофера, милиционера, швеи, продавца, строителя, повара, художника.

Прилагательные

Игра «Замени слово»

Задача: закрепить у детей понятие о противоположных по значению словах.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки с изображением антонимов, мяч.

Описание. Взрослый показывает ребенку пары картинок и называет одно слово, а ребенок должен произнести слово, противоположное по смыслу.

На начальном этапе лучше называть слова - глаголы-действня (открыть - закрыть, встать - сесть), а затем перейти к существительным, прилагательным и наречиям (высокий - низкий, день - ночь, веселый - грустный, горячо - холодно и т. д.)

По мере тренировки игру можно проводить в виде перебрасывания мяча, называя при этом слова, противоположные по значению.

Игра «Чей - Чья - Чье - Чьи»

Задача: тренировать детей в образовании притяжательных прилагательных от названий животных и птиц.

Оборудование: предметные картинки с изображением животных и отдельных их частей.

Описание. Взрослый показывает картинку с животным, называет его, затем задает вопрос о какой" либо части тела этого животного. Например: голова чья? - коровья; хвост чей? - коровий, следы чьи? ' коровьи и т. д.

Игра «Доскажи слово»

Задача: совершенствовать у детей навыки словообразования, тренировать их в запоминании и повторении новых слов - глаголов, образованных путем изменения приставки.

Описание. Взрослый произносит начало слова - приставку, а ребенок договаривает недостающую, заранее условленную часть слова - корень - и повторяет слово целиком. Для игры предлагаются глаголы, образующие множество новых слов с помощью приставки: нести, идти, ехать, летать, плыть, носить, ходить и т. д.

Например, принести, унести, внести, занести, вынести, перенести; ехать, уехать, приехать, выехать, въехать, заехать, объехать, отъехать, выехать, переехать, доехать и т. д.

Игра «Плавает, бегает, летает»

Задача: тренировать детей в придумывании предметов, подходящих к заданному действию. Оборудование: мяч.

Описание. Играющие стоят по кругу. Взрослый (а по мере тренировки выбранный из детей водящий) бросает мяч кому-либо из детей, называя действие. Поймавший мяч возвращает его обратно, добавляя подходящий предмет.

Например, летает - птица, самолет, ракета, лебедь, бабочка, вертолет.

Игра «Придумай действие»

Задача: научить детей правильно соотносить действия с определенным предметом и называть их соответствующим глаголом.

Описание. Играть можно как с одним ребенком, так и с группой детей. Играющие стоят в кругу. Взрослый (а по мере тренировки выбранный из детей водящий) бросает кому-то из них мяч, называя при этом какой-либо предмет (животное, человека какой-то определенной профессии, имя мальчика или девочки). Поймавший мяч должен вернуть его водящему, называя подходящее для этого предмета действие. Например, корова - мычит; кошка - мяукает, мурлычет, царапается; врач - лечит; пожарник - тушит; Ваня - прыгает; Оля - играет; Катя - танцует; Дима - рисует и т. д.

Числительные, наречия, местоимения

Игра «Сосчитай предметы»

Задача: тренировать детей в количественном счете предметов, правильно употребляя окончания в словах.

Оборудование: числа от 1 до 5, предметные картинки с изображением одного, двух, трех, четырех, пяти предметов; мяч.

Описание. Взрослый называет число и показывает картинку с соответствующим количеством предметов, а ребенок должен правильно назвать этот предмет в сочетании с этим числом. Например, один огурец - два огурца - три огурца - пять огурцов; одно яблоко - два яблока - пять яблок и т. д.

По мере тренировки игру можно проводить на слух, перебрасывая мяч и называя количество предметов. Например: один (арбуз ) - пять (арбузов).

Игра «Еще»

Задача: тренировать детей в образовании сравнительной степени прилагательных. Оборудование: мяч.

Описание. Взрослый объясняет ребенку, что некоторые признаки предметов можно сравнить между собой и выразить это сравнение в слове. Он бросает ребенку мяч и называет признак и сравнительное слово «еще», а ребенок должен вернуть мяч и правильно образовать сравнительную степень. Например, громкий - еще громче, длинный - еще длиннее, высокий - еще выше, легко - еще легче и т. д. Если встретилось слово, сравнительная степень которого образуется другим словом, взрослый должен объяснить ребенку, как следует правильно произнести такое слово: хорошо - еще лучше, плохо - еще хуже, много - еще больше, мало - еще меньше.

Игра «Мой - Моя - Мое»

Задача: научить детей различать предметы по родам и правильно употреблять их с притяжательными местоимениями.

Оборудование: личные вещи (игрушки, одежда, обувь) детей, мешочек.

Описание. Игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой детей. Взрослый незаметно складывает несколько предметов от каждого ребенка в мешочек. Затем, доставая их из мешка по одному, спрашивает: «Чья футболка (кукла, машинка)? Чей ботинок (шарф, мишка)? Чье платье?» и т. д.

Связная речь

Игра «Профессии»

Задача: научить детей составлять предложения о людях знакомых ребенку профессий.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением людей определенных профессий: продавец, повар, учитель, шофер, милиционер, строитель, парикмахер, художник, пожарник, врач.

Описание. Ребенок должен составить предложение по картине об обязанностях человека данной профессии. Например, «Шофер водит машину»; «Строитель строит дом»; «Учитель учит детей в школе».

Игра «Закончи предложение»

Задача: научить детей составлению простых предложений по картинкам.

Оборудование: предметные картинки.

Описание. Взрослый расставляет перед ребенком картинки и начинает произносить предложение, а ребенок должен его закончить подходящим словом, опираясь на картинки.

Например, «Кошка ловит (мышку)»; «Девочка бросает (мяч)»; «Собака грызет (кость)»; «Мама испекла (торт)».

Игра «Почини предложение»

Задача: тренировать детей в преобразовании деформированной фразы, развить языковое чутье.

Оборудование: заранее заготовленные взрослым деформированные фразы, в которых слова - существительные в именительном падеже, глаголы - в начальной форме.

Описание. Взрослый читает слова, а ребенок должен так их переставить и изменить, чтобы получилось нормальное предложение.

Например, «Мама, ваза, конфеты, класть» в «Мама кладет конфеты в вазу»; «Муха, на, стекло, сидеть» - «Муха сидит на стекле»; «Я, книга, читать, интересная» - «Я читаю интересную книгу».

Игра «Моя семья»

Задача : научить детей составлять предложения о членах семьи по картинкам.

Оборудование : сюжетные картинки с изображением членов семьи в различных ситуациях.

Описание. Взрослый показывает картинку и спрашивает ребенка: «Кто это? Что делает?» Ребенок должен ответить полным предложением.

Например, «Мама стирает белье (готовит еду, шьет юбку, гладит рубашку и т. д.). Папа чистит ковер (чинит кран, играет в шахматы, смотрит телевизор, читает газету и т. д.)».

Игра «Где спрятана игрушка»

Задача : развить у детей навыки ориентации в пространстве, научить понимать словесную инструкцию и значение наречий места.

Описание. Взрослый прячет игрушку где-либо на площадке или в комнате и дает ребенку словесную инструкцию, как ее найти. Например: встань лицом к шкафу, сделай три шага влево, поищи куклу на полке, между мишкой и матрешкой. Или: дойди прямо до дерева, обойди его и за нищ под Кустом найдешь машинку. Ребенок должен выполнить заданные действия, найти спрятанный предмет и ответить полным предложением, где находилась игрушка: «Кукла была на полке между мишкой и матрешкой. Машинка лежала под кустом».

Игра «Маленькое нужное слово»

Задача: познакомить детей со значением в речи простых предлогов.

Оборудование : окружающие ребенка предметы (игрушки, посуда, мебель), сюжетные картинки.

Описание. Взрослый дает ребенку небольшие поручения, намеренно пропуская предлоги. Он должен по смыслу догадаться, какого маленького слова здесь не хватает. Например: «Положи куклу (в) коляску. Книга лежит (в) ящике. Кошка спряталась (под) кровать». По мере тренировки можно предложить ребенку составить предложения с маленьким словом по картинке.

Игра «Составь рассказ »

Задача: развить связную речь детей.

Оборудование : серия картинок, связанных единым сюжетом.

Описание. Взрослый предлагает рассмотреть сюжетные картинки, разложить их по порядку и придумать по ним рассказ. На начальном этапе взрослый может задавать ребенку наводящие вопросы - начинать предложение, а ребенок будет его заканчивать. Также взрослый помогает ребенку с использованием начальных, вводных и заключительных оборотов, придумыванием названия к составленному рассказу. По мере тренировки ребенок может быть более самостоятельным: работать без наводящих вопросов, проявить фантазию, объясняя причины того или иного поступка героев.

Анна Сенич
Речевые игры по словообразованию

В мире животных. (Животные наших лесов, подготовка к зиме.)

1.«Назови детеныша животного». (Словообразование существительных с чередованием звуков в корне слова и без изменения звуковой структуры корня слова).

(Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. Санкт-Петербург, «Союз», 2001, с. 140)

Волк – волчонок еж – ежонок лось – лосенок лиса – лисенок медведь – медвежонок белка – бельчонок заяц – зайчонок олень – олененок бобер –бобренок рысь - рысенок

2. «Один – много» (Морфемное словообразование существительных. Суффиксальный способ).

Один волчонок – много волчат, один ежонок – много ежат, один лосенок – много лосят, один лисенок – много лисят, один медвежонок– много медвежат, один бельчонок – много бельчат, один зайчонок – много зайчат, один бобренок – много бобрят, один олененок – много оленят, один рысенок – много рысят.

3. «Эхо». (Образование причастий).

Пасется – пасущийся, лежит – лежащий, прячется – прячущийся, жует – жующий, бежит – бегущий, спускается – спускающийся, поднимается – поднимающийся, спасается – спасающийся, сбрасывает – сбрасывающий, растет – растущий, пьет – пьющий, плывет – плывущий, защищается – защищающийся, кричит – кричащий, пугается – пугающийся.

4. «Подбери слова-родственники». (Образование однокоренных слов)

Олень – олений, олененок, по – оленьи, олениха, оленина.

Заяц – зайчиха, зайчата, зайчонок, заячий, по – заячьи, зайчатина. Рысь – рысиха, рысенок, рысий, по-рысьи. Медведь – медведица, медвежата, медвежонок, медвежьи, медвежатина. Лиса – лисица, лисенок, лисята, лисий, лис, лисичка, лисонька. Белка – бельчонок, бельчата, беличий, белочка.

Ёж – ежонок, ежата, ежиная, ежиха, ежик, съёжиться. Лось – лосенок, лосята, лосиха, лосятина, лосиный. Бобр – бобрята, бобренок, бобер, бобриха, бобровый.

5. Игра «Назови ласково». (Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов). Медведь – мишка, мишенька, лапа – лапка, морда – мордочка, шкура – шкурка, ухо – ушко, след – следок, хвост – хвостик, зуб – зубик, язык – язычок, голова – головка, головушка.

6. «Назови – чей, чья, чье». (Образование притяжательных прилагательных).

Хвост волка – волчий хвост

голова ежа – ежиная голова

рога лося – лосиные рога

нос лисы – лисий нос

шерсть медведя– медвежья шерсть

хвост белки – беличий хвост

детеныш зайца – заячий детеныш копыта оленя – оленьи копыта

7. «Продолжи предложение». (Образование сравнительной степени прилагательных)

Этот медведь сильный, а другой медведь еще …сильнее. Этот лиса красивая, а другая еще …красивее.

Этот лось крупный, а другой еще …крупнее.

Этот олень умный, а другой еще … умнее.

Эта рысь осторожная, а другая еще … осторожнее.

Этот волк страшный, а другой еще …страшнее. Этот медвежонок забавный, а другой еще … забавнее.

8. «Закончи предложение. Повтори всё предложение.» (Образование возвратных глаголов). Ежиха играет с ежатами, а ежата что делают….играются.

Лисица кормит лисят, а лисята что делают….кормятся.

Волчица прячет волчат, а волчата что делают? …прячутся.

Белка балует бельчат, а бельчата что делают? …балуются. Лиса устраивает нору, а лисята что делают? …устраиваются. Медведица воспитывает медвежат, а медвежата что делают? …воспитываются. Зайчиха спасает зайчат, а зайчата что делают? … спасаются. Мама зайчиха учит зайчонка, а малыш что делает? …учится. Мама зайчиха чешет малыша, а зайчонок что делает…чешется. Мама волчица облизывает малыша, а волчонок что делает…облизывается.

9. «Эхо» (Образование существительных от прилагательных).

Беличья – белка, меховой – мех, лисий - лиса, кожаный – кожа, шерстяной – шерсть, жировой – жир, волчья – волк, ежиная – еж, олений – олень, медвежий – медведь, заячий – заяц,, холодный – холод, теплый – тепло, семейный – семья.

10. «Добавь словечко». (Образование притяжательных прилагательных).

Зимой (чей… наряд выглядит серым (беличий). Мягкие (чьи… рога принуждают оленей жить в редком лесу, чтобы не задевать рогами за сучья (оленьи). (Чей… вой слышен зимой далеко в лесу (волчий). (Чья… шубка спасает ежей от врагов (ежиная). (Чья… хитрость хорошо всем известна из русских народных сказок (лисья). Отличительным признаком зайцев служат (чьи… уши, благодаря которым у него отличный слух (заячьи). (Чья… шерсть очень густая и плотная, чтобы зимой в берлоге медведю было тепло (медвежья).

11. «Закончи предложение» (Образование глаголов совершенного вида).

Этот заяц бежал, а другой уже прибежал.

Этот еж ел, а другой уже съел.

Этот лось прятался, а другой уже спрятался.

Этот олень жевал траву, а другой уже прожевал.

Эта белка отдыхала, а другая уже отдохнула.

Этот лосенок вырастал, а другой уже вырос.

Этот бобер плыл, а другой уже приплыл.

Эта лиса защищалась, а другая уже защитилась.

Этот медведь кричал, а другой уже прокричал.

Этот олень сбрасывал рога, а другой уже сбросил.

12. «Назови действия». (Образование глаголов с помощью приставок).

Олень бежит – прибежит, забежит, убежит, выбежит, перебежит, отбежит, добежит. Рысь поедает (добычу, выедает, съедает, объедает (у добычи только лакомые кусочки, редко питается падалью, недоедает. Когда хлеб начинает наливаться, медведь появляется на полях, садится на землю и в таком положении ползает туда и сюда, чтобы с большим удобством подносить ко рту колосья. Ползать, уползать, приползать, отползать, переползать, выползать, заползать, сползать. Лось (ходит быстро и подолгу) ходит – уходит, переходит, выходит, заходит, сходит, проходит, отходит. Бобр строит (плотину) – отстроит, построит, перестроит, выстроит, достроит, надстроит, застроит, простроит.

13. «Большой и самый большой» (Образование существительных с помощью суффиксов).

заяц – зайчище лапа – лапища ухо – ушище хвост – хвостище нос – носище глаз – глазище сила – силища

Дидактическая игра на формирование навыка звукового анализа «Веселая карусель»
Дидактическая игра на формирование навыка звукового анализа «Веселая карусель» Цель: Развивать фонематическое восприятие; учить подбирать слова к звуковым схемам. Ход игры: Логопед демонстрирует детям карусель.

Перспективный план коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи I. Формирование психологической базы речи. Цель. Развивать у ребенка целенаправленное восприятие, память, мышление. II Развитие импрессивной.

Читайте также: