Что делать если на смычке порвался волос

Опубликовано: 17.09.2024

Рано или поздно с необходимостью замены волоса в смычке сталкивается каждый струнник. Нужно ли часто менять волос в смычке? Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Качество работы по замене волоса и качество самого волоса бывают очень разными. Так же на изношенность волоса влияют интенсивность эксплуатации и индивидуальная манера игры исполнителя.

remont-smychka

Немного истории.

Смычок — приспособление для извлечения звука из струнных смычковых инструментов. Смычок равноправный участник инструментальной пары — скрипка, альт, виолончель, контрабас. Появился смычок как и скрипка в весьма несовершенном виде. Совершенствовался смычок на протяжении десяти веков с VIII по XVIII вв.

Каждому смычковому инструменту предполагается свой тип смычка: скрипичный, альтовый, виолончельный, контрабасовый. Контрабасовые смычки бывают с высокой (немецкой) и низкой (французской) колодкой. Для каждого размера инструмента предусмотрен свой размер смычка, для скрипки ¾ соответствует смычок ¾.

Смычок состоит из:

Смычки

  • Трости (древка) для изготовления которой используется фернамбук или бразильское дерево, змеиное дерево, красное дерево, карбон. В советское время на «мебельных» фабриках изготавливали смычки из березы.
  • Навивки (обмотки) проволоки (канители) на трость смычка. Необходима для удобства держания смычка в руке. Выполняется из серебренной либо посеребренной проволоки.
  • Колодки обычно выполняются из твердых пород дерева с вставками из перламутра. Используется в основном черное дерево. Встречаются так же из змеиного дерева, как правило на барочных смычках. Реже из красного дерева. На советских предприятиях изготавливали пластиковые.
  • Гайки и винта. С внутренней стороны в колодку вкручена бронзовая гайка с резьбой. В которую через отверстие в задней части смычка вкручивается шестигранный винт с бочонком. Вкручивая и выкручивая винт натягивается и расслабляется волос на смычке.
  • Волоса из конского хвоста – бывают разных цветов. В основном белый (для эстетики), черный, рыжий. В настоящее время «умельцы из Азии» могут покрасить волос в любой цвет. Так же существует искусственный волос.
Смычки сверху вниз: Контрабасовый с высокой колодкой, Контрабасовый с низкой колодкой, Виолончельный, Альтовый, Скрипичный.

Какой волос лучше?

Бытует мнение что монгольский волос самый хороший. Я не согласен с этим. Самое главное — волос должен быть эластичным и цепким. Не страна важна и не порода, – главное питание лошади. Лучше если волос будет с жеребца (мерина) не кобылы т. к. он толще. Чем толще волос — тем лучше! Такой волос не рвется и разыгрывается за два дня. Хотя…

Замена волоса.

Основная причина для замены волоса в смычке это его изношенность. Даже если волос хорошо вставлен, и еще почти полная лента — не может быть поводом для замены волоса раз в несколько лет. Конский волос имеет большие чешуйки, между которыми и задерживается канифоль. Естественно старый стертый волос содержит меньше чешуек, соответственно не держит канифоль.

Не полная лента это явный фактор указывающий на замену волоса в смычке. Даже от незначительно вырванного количества волосков игровой зоны трость может «повести» в сторону. Ремонт искривления трости процедура дорогостоящая и рискованная.

Так же показанием к срочной замене волоса может быть стянувшийся волос. Такое может случиться если смычком долго не играли и при излишней сухости воздуха. Это можно заметить при полностью расслабленном натяжном винте. Обычно волос высыхает при включении отопления в зимнее время. Растянутый волос так же требует срочного вмешательства, его можно укоротить. Волос растягивается по многим причинам, основная повышенная влажность.

Замена волоса в смычке

Замена волоса в смычке

По поводу замены волоса в смычке можно вывести важные замечания, особенно для начинающих исполнителей:

  • Сэкономить на вставке нового волоса — привести смычок в неработоспособное состояние. Потеря волоса — искривление трости, в итоге придется сосредотачиваться над контролем за смычком, а не исполнять музыкальное произведение.
  • Множество музыкантов ошибочно считают «Чем больше волоса, тем лучше!». Большим количеством волоса колебания струны попросту гасятся. Это провоцирует исполнителя к излишнему давлению на струну, что приводит к еще большему подавлению звука

Вывод:

Замену волоса в смычке следует производить хотя бы два раза в год. На зимний и летний периоды соответственно. При графике работы (занятий) более 6 — 8 часов в день менять волос не менее четырех раз в год!

Много хороших смычков выходит из строя из-за отсутствия обмотки (навивки). Очень часто обмотка разбивается и многие музыканты попросту убирают её. Если долго играть смычком без обмотки — на том месте где большой палец держит трость образуется впадина. Трость в этом месте слабеет и даже может сломаться.

УХОД ЗА ИНСТРУМЕНТОМ ОТ А ДО Я

ГРЯЗНЫЙ ВОЛОС НА СМЫЧКЕ. Гораздо безопаснее поменять волос на смычке, чем пытаться его отмыть самостоятельно. Вода может пройти по волосу и проникнуть в места крепления к трости или колодке, что может привести к их повреждению или ослаблению крепления волоса к смычку.

ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ ИСКРИВЛЕНИЯ ТРОСТИ СМЫЧКА. Неквалифицированная замена волоса ( неправильное распределение силы натяжения волоса на смычок).

Потеря части волоса на одной стороне, что привело к неравномерному распределению нагрузки на трость.

Трость отреагировала на изменение температуры или влажности.

Следует помнить, что выправлением трости должен заниматься только высококвалифицированный мастер.

НЕВОЗМОЖНО НАТЯНУТЬ ВОЛОС. Стерлась резьба на механизме натяжения - необходима замена стершихся частей.

Если волос вытянулся, при попытке его натянуть колодка будет упираться в край колодца, что сделает невозможным его натяжение. Возможно необходима замена волоса.

ВИНТ ПОВОРАЧИВАЕТСЯ С ТРУДОМ. Возможно что гайка слишком плотно прижимает колодку к трости. Чтобы ослабить давление, необходимо снять колодку. Если вы делаете это в первый раз, полностью открутите винт и, крепко держа колодку, вытащите винт из смычка. Стараясь не перекрутить волос, снимите колодку и положите ее на плоскую и чистую поверхность.

Самый безопасный инструмент для поворота гайки это небольшие плоскогубцы. Никогда не используйте винт для поворота гайки, так как это может привести к повреждению металлической пластинки, предохраняющей колодку. Для ослабления давления колодки на смычок поверните гайку ровно на 180 градусов против часовой стрелки, поставьте колодку на место и осторожно закрутите винт.

ПОДСТАВКА ИСКРИВЛЕНА. Обратитесь к мастеру за помощью. В дальнейшем попытайтесь следить за ее правильным положением. Если подставку невозможно удержать в правильном положении, возможно, что необходимо заказать мастеру новую.

ПОСТОРОННИЕ ПРИЗВУКИ. Помимо внешних источников призвуков, таких как пуговица рубашки, прижатая к инструменту или чайная чашка, отвечающая на определенную частоту звучания, практически любая часть инструмента может послужить причиной этих призвуков. Ниже приведены основные источники и причины их возникновения.

ПРИЗВУКИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ИГРЕ ТОЛЬКО НА ОДНОЙ СТРУНЕ. Обмотка струны повреждена - необходима ее замена. Если призвук продолжается после остановки струны - слишком глубокая канавка на подставке, если призвук моментально исчезает - глубокая канавка на порожке.

ПРИЗВУКИ ВОЗНИКАЮТ ТОЛЬКО ПРИ ИГРЕ ОПРЕДЕЛЕННЫХ НОТ. Возможно, что на грифе есть неровности, которые струна задевает в определенном положении. В этом случае необходимо обратиться к мастеру, чтобы выровнять гриф.

ПРИЗВУКИ ПОЯВЛЯЮТСЯ И ИСЧЕЗАЮТ. Расшатанный ус или слегка отклеившаяся дека могут послужить причиной возникновения призвуков. При изменении влажности воздуха клей размягчается и затвердевает, что может послужить причиной появления и исчезновения призвуков.

ДРУГИЕ ВЕРОЯТНЫЕ ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ ПРИЗВУКОВ. Тросик, держащий подгрифник задевает его незакрепленным концом.

Гриф начинает отклеиваться.

Незакрепленная часть машинки - необходимо проверить и закрепить расшатанную часть.

Незакрепленные части подбородника или шпиля.

Незакрепленный кончик струны задевает колок.

Отклеилась часть украшения колка.

Открытая (новая или расклеившаяся) трещина.

Плохой контакт между подставкой и декой.

Вибрация тросика в слишком большом отверстии в подгрифке.

ТРЕЩИНЫ. Постарайтесь преодолеть желание потрогать свежую трещину. Это может привести к ее загрязнению, а также к повреждению лака на краю слома. Постарайтесь отдать инструмент в ремонт как можно скорее. Со временем состояние трещины может значительно ухудшиться. Если трещина находится близко к душке или подставке, немедленно ослабьте натяжение струн. Нагрузка на деки может привести к их дальнейшему повреждению.

При значительном повреждении инструмента всегда старайтесь подобрать все, даже самые мелкие частички дерева или лака. Это поможет добиться максимально высокого качества реставрации и может значительно снизить стоимость ремонта.

ПРОБЛЕМЫ С ИНТОНАЦИЕЙ НА ОПРЕДЕЛЕННЫХ УЧАСТКАХ ГРИФА. От длительного и интенсивного использования гриф может стираться, что может привести к появлению канавок и задержке струны на выступающих участках.

ПОТЕРЯ СИЛЫ ЗВУКА. Одна из дек отклеилась от обечайки.

Подставка накренилась или сместилась.

Старый волос на смычке.

Произошло смещение душки.

КОЛКИ ПРОКРУЧИВАЮТСЯ В ОПРЕДЕЛЕННЫХ ПОЗИЦИЯХ. Колки имеют овальную форму по срезу. Подгонка имеющихся колков под колковые отверстия требует очень кропотливой и длительной работы. В некоторых случаях наиболее целесообразно заменить существующий набор колков на новые, хорошо выдержанные колки. В случае значительного стирания колковых отверстий необходима их тщательная реставрация.

ПРОБЛЕМЫ С ИНТОНАЦИЕЙ ПРИ ИГРЕ КВИНТАМИ (С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛЕВОЙ РУКИ).К этому могут привести неровности на грифе. Необходимо его выравнивание. Другая возможная причина - на инструмент поставлены струны разных фирм, значительно отличающиеся по эластичности.

ЧРЕЗМЕРНАЯ ВЫСОТА СТРУН В НЕКОТОРЫХ ПОЗИЦИЯХ.Неправильно выбранная высота струн у порожка или подставки. Также возможно, что необходимо поменять форму грифа, изменив его кривизну.

СТРУНЫ РВУТСЯ ЧЕРЕСЧУР ЧАСТО. Возможно, что канавки на порожке или подставке чересчур узки, глубоки или неровны. Также поверхность грифа может быть слишком неровной. Все это может привести к повреждению обмотки струны и преждевременному выходу ее из строя.

ВОЛЧКИ. Опытный мастер может оказать помощь с изменением положения подгрифника или порекомендовать подходящую замену. Часто используются так называемые "волкодавы", которые в подавляющем дают разнообразные побочные эффекты. Еще один способ борьбы с волчками - использование струн, требующих меньшее натяжение. Это может отразиться на характере звучания инструмента, что может послужить препятствием для многих музыкантов

Выбрать подходящий именно вам смычок – не так просто, как может показаться на первый взгляд. Порой над поиском правильного решения приходится изрядно помучиться даже опытному музыканту, уж не говоря о новичках, делающих свои первые шаги на музыкальном поприще. Поверьте, лучше отбросить в сторону ложную самонадеянность и испытать удовольствие расширения своих первоначальных знаний о смычке для скрипки. Как бы патетично это ни прозвучало, но многие знаменитые солисты тратят на поиск «своего смычка» время творческого пути длиною в жизнь! В итоге, в коллекции профессионального музыканта могут быть собраны десятки разных вариаций, и все же зачастую он не оставляет идею найти единственный в своем роде, универсальный смычок, в равной мере удобный для игры любых произведений, начиная с гениальной классики и заканчивая талантливыми творениями современности.

Сегодня мы сталкиваемся с огромным спектром различий по цене и качеству смычков. Стоит ли всерьез сравнивать дешевый китайский вариант и дело рук именитого мастера? К примеру, раритет XIX-го века, изготовленный Франсуа Туртом, на котором долгое время исполнял музыку знаменитый американец Иегуди Менухин, ушел с молотка на аукционе за 42 тыс. фунтов стерлингов. Цена лота впечатляет, не правда ли?

Важно выявить и в дальнейшем придерживаться самых основных правил по выбору смычка. Если вы подбираете ученический вариант для ребенка, начать следует с размера. Для взрослых музыкантов размер определен – 4/4. В редких случаях он может не подойти лишь из-за индивидуальных особенностей строения рук. Линейка стандартов современных смычков выглядит следующим образом: 1/32, 1/16, 1/10, 1/8, 1/4, 2/4, 3/4, 7/8 и 4/4.

Начните с консультации непосредственно с тем педагогом, который станет обучать вашего ребенка. Его мнение на данном этапе – превалирующее. Впрочем, существуют и общие критерии подбора смычка, которые вы можете проверить самостоятельно. Предполагается, что в позиции постановки смычка на струну у конца, локоть ученика окажется разогнутым, однако без видимого напряжения. Не разгибающаяся целиком правая рука свидетельствует о том, что смычок оказался короче, чем следует. Если же она заводится за спину, не совершая доведение смычка до конца – это слишком длинный вариант, который тоже не подойдет. Иными словами, результатом неверного выбора смычка станет одна из двух крайностей, способная впоследствии привести к укоренившимся ошибкам постановки рук и в целом пагубно отразиться на здоровье ребенка. Еще один важный момент – скрипач не должен испытывать неудобств от излишней тяжести смычка. Когда все эти условия будут соблюдены, настанет время перейти к вопросу качества. Как известно, бесплатный сыр бывает только в мышеловке, так что рассудите сами: стоит ли ждать от самого дешевого изделия гарантий надежности и каких-то особых игровых качеств? Если свою задачу вы видите в выборе качественной вещи, а не «халтуры» – не бойтесь заплатить дороже.

Начинайте с внимательного визуального осмотра с целью выявления любых, самых незначительных на первый взгляд дефектов. Если мы имеем дело с дешевыми смычками, они наверняка будут покрыты непрозрачным лаком, способным скрыть под своим слоем имеющиеся трещины – а вот именно их нам и следует остерегаться больше всего, ведь в процессе игры смычок испытывает определенные нагрузки, несовместимые с наличием трещин, сосредотачивающих у своего контура опасное напряжение, рано или поздно приводящее к поломке.

Приобретая бывшее в употреблении изделие, нельзя исключить вероятность, что вам продадут смычок, над которым уже проводилась реставрация – например, склейка или врезка нового элемента трости. Обнаружение на смычке темных пятен в первую очередь должно навести вас на мысль, что прежним пользователем предпринимались попытки вмешательства в пружину смычка, сопровождавшиеся процедурой неравномерного прогревания. Чтобы подтвердить или опровергнуть ваши опасения – попросите экспертной оценки у специалиста. Возможно, вам посоветуют отказаться от сомнительной сделки, особенно если цена объявлена недешевая.

Слава наилучшего материала для производства смычков закрепилась за деревом Pernambuco (фернамбук), произрастающим в бразильских тропиках. Особенно ценной считается древесина из северных районов страны. Набору ее качеств, напрямую связанных с изготовлением смычков, в настоящее время нет равных. В связи с этим важно уметь отличить настоящий фернамбук от прочих типов древесины. Это не всегда просто, поскольку у некоторых сортов отличительная «сеточка» выражена не столь ярко, и ее можно принять за похожую «сеточку» других древесных пород, не имеющих абсолютно никакого родства с фернамбуком. Совет прежний: не хотите ошибиться – обратитесь за помощью к специалисту.

Достаточно популярными, но все же уступающими по уровню качества, являются смычки, изготовленные из бразильского дерева (Brazilwood). Они обладают вполне приемлемыми свойствами упругости и плотности. Что касается дешевых изделий – в ход идут самые разнообразные породы: каучуковое дерево, бакаут, эвкалипт и др.

Процессу выпиливания заготовок для производства смычков всегда сопутствует безотлагательная проверка на качество. Каждая полученная заготовка обязательно осматривается на предмет расположения слоев в дереве и испытывается на упругость. Как и во всем – здесь важна «золотая середина». Излишняя упругость заготовки приведет к «дубовости» будущего смычка, а чрезмерная чувствительность – к рыхлости и слабости. Отклонение волокон от продольной оси трости впоследствии может привести к искривлению. Все это – очень распространенные недостатки и недоработки дешевых изделий. Фернамбуковой заготовке надлежит быть исключительно радиального распила. Производство смычков для скрипки представляет собой совокупность довольно сложных операций, требующих квалифицированного ручного труда.

Поговорим о параметрах скрипичного смычка. Его вес варьируется в пределах 55 - 65 г. Предпочтительные весовые значения для смычков различных музыкальных инструментов выглядят так: скрипка – 59 - 62 г; альт – 68 - 74 г; виолончель – 78 - 88 г; контрабас – 130 - 170 г. Путем долгих наблюдений и экспериментов были определены следующие оптимальные параметры смычка: длина – 74 – 75 см; вес – 60 г; центр тяжести – 18 - 19 см от колодки. Поскольку вес в 60 г удовлетворяет запросам наибольшего числа современных скрипачей – с некоторой долей условности его можно назвать идеальным. Если начать смещать центр тяжести в ту или другую сторону от указанного положения – смычок будет казаться слишком тяжелым или почти утратившим вес, который необходимо чувствовать руке скрипача. Это наводит на мысль, что скрипичный смычок сегодня на пике своего совершенства и вряд ли будет как-либо видоизменяться в дальнейшем.

При натяжении волоса качественный смычок должен полностью выпрямляться, не оставляя прогнутостей. Является фактом и то, что старинные смычки (даже у великих мастеров) порой отличались обратной выгнутостью.

Обеспечив натяжку волоса для игрового состояния, удерживайте смычок (его конец при этом «глядит» вверх) указательным и большим пальцами за колодку и трость. Подвергните трость легкому удару безымянным пальцем – и та в ответ завибрирует в темпе рикошета или сотийе. Медленная вибрация будет несколько предпочтительнее по сравнению с излишне быстрой и мелкой. Если вы вовсе не добились вибрации – ваше приспособление не даст звучания и штрихов.

Расположите смычок на струне и, стараясь не вызвать звучания, тихонько покачайте тростью в обе стороны. Ей полагается гнуться не обнаруживая видимых провалов и скачков.

Еще один важный момент: чем больше волоса и чем он длиннее – тем слабее трость. То же самое верно и в обратной ситуации. Поэтому не следует вставлять слишком много волоса. В подтверждение этого тезиса достаточно вспомнить, что множество старых французских смычков изготовлялось именно под малое количество волоса, однако качество таких раритетов способно говорить само за себя. И имейте в виду: смычки требуют должного ухода. Пролежав сутки с натянутым волосом, изделие начнет деформироваться.

Правильный подбор смычка украсит ваш творческий процесс и подарит гамму положительных эмоций вашим слушателям!

В непростом деле обучения детей искусству скрипичной игры не последнее место занимают сугубо технические вопросы обеспечения ученика должным инструментарием, поддержанием этого инструментария в исправном состоянии, уходом за ним.

Скрипка и так очень сложный инструмент с точки зрения звукоизвлечения и поэтому важно не создавать дополнительные проблемы со стороны инструментария. Не зря известный педагог Галина Степановна Турчанинова говорит, что каждый педагог должен знать все технические нюансы строения скрипки не хуже скрипичного мастера.

Данная методическая разработка не претендует на всеохватывающее освещение данного вопроса, в ней отражен лишь личный опыт автора, на протяжении многих лет интересовавшегося этой областью скрипичного искусства.

Смычок и уход за ним

Длина и вес

Стандартный 4/4 смычок имеет длину около 72 см и вес в пределах 55-65 г. Субъективное ощущение веса смычка зависит во многом от расположения его центра тяжести: чем дальше он от колодки, тем смычок кажется тяжелее. При недостаточной массе смычка возможно её увеличение путем более толстой длинной обмотки, а также утяжеления колодки.

Длина детских смычков соответствует размеру скрипки (1/8, 1/4, 1/2, 3/4). При игре правая рука в положении смычка у конца должна быть немного согнута в локтевом суставе. При недостаточной длине рук учащегося рекомендуется не доводить смычок до конца или использовать смычок меньшего размера.

После каждой игры необходимо смахивать канифоль с трости мягкой ворсовой тряпочкой, чтобы избежать её налипания. При загрязнении смычка, слои налипшей канифоли можно удалить ваткой с раствором уайт-спирита или ацетона. Это вполне безопасно, так как большинство смычков не покрывается лаком, а если лак и присутствует, то он не взаимодействует с вышеперечисленными растворителями.

Трость нужно беречь от прямых солнечных лучей, высокой влажности и жары, так как это может привести к её искривлению. Не менее важно следить за количеством волоса: если с одной стороны его меньше, чем с другой, трость может повести в сторону. Почти любые искривления поддаются исправлению у смычкового мастера.

Износ трости может осуществляться в трех местах: под мизинцем, под большим и указательным пальцами. Следует время от времени проверять, нет ли протертостей в этих местах, следить за состоянием обмотки и кожицы, играть только с хорошо постриженными ногтями.

Существует огромное количество сортов конского волоса, использующихся для вставки в смычок. Они отличаются по толщине, цвету, эластичности, поверхностной структуре. Хороший по игровым качествам волос должен быть крепкий, эластичный, при этом достаточно тонкий, легко канифолиться, благодаря большому количеству чешуек на своей поверхности. При игре он не должен давать никаких призвуков с первой минуты использования.

Довольно распространен взгляд, что чем больше волоса вставлено в смычок, тем лучше. Однако, большое количество волоса забирает звук у струны, глушит её – ведь игра происходит только самым нижним слоем, а остальной волос висит мертвым грузом. Также вставка большого пучка вредит колодочке, которая рассчитана на определенное количество волоса. Зачастую мастеру приходится её подтачивать, утонщать.

Качественная вставка волоса характеризуется следующими критериями:

1. Хорошо рассчитанная длина ленты - есть запас и на спуск, и на натяжение.

2. Равномерность, гладкость ленты, без просветов, висящих волосков.

3. Оптимальное выбранное количество волоса, в зависимости от упругости трости, колодочки, толщины самого волоса;

4. Параллельность волос друг другу по всей длине смычка.

Из проблем с волосом чаще всего встречаются такие:

1. Загрязнение волоса;

2. Вылетание верхнего деревянного клина на конце смычка;

3. Вытягивание клинышка из металлического кольца колодочки;

4. Растяжение волоса и, как следствие, невозможность его нормального натяжения, или же наоборот слишком короткий пучок, не дающий возможности полноценного снятия напряжения с трости.

5. Недостаточное количество волоса или его неравномерное распределение;

6. Перекручивание волосяной ленты;

7. Присутствие не до конца вырванных порвавшихся волосков.

Загрязненный жирный волос, который уже не держит канифоль можно очистить несколькими способами. Например, хозяйственным мылом. Еще легче сделать это любым растворителем: этиловым спиртом, ацетоном, уайт-спиритом и т.п. При использовании мыла, после мытья необходимо расчесать волосяную ленту и оставить смычок на несколько часов для просушки. После этого еще раз расчесать, чтобы волоски шли параллельно друг другу, и наканифолить. При чистке растворителем нужно учесть, что под его воздействием канифоль размягчается и волоски на смычке слипаются в сплошную ленту. Поэтому важно дождаться испарения растворителя (10-15 минут), после чего тщательно расчесать волос.

Продлить нормальную работу смычка при растяжении волоса можно, добавив под ленту одну или несколько спичек, сломанных по ширине ленты. Это временная мера, для полного решения проблемы следует обратиться к мастеру.

Случаи перекрутившейся волосяной ленты бывают разного порядка. Самый простой вариант, когда после выкручивания винта и отсоединения колодочки, последняя была поставлена с оборотом по часовой или против часовой стрелки. Другие случаи связаны с закручиванием колодочки внутрь волоса и исправляются намного сложнее.

Удаление порвавшегося волоска лучше осуществлять острым канцелярским ножом или же выдернуть его резким движением по направлению вдоль трости смычка.

Винт и гайка

Из наиболее часто встречающихся проблем здесь стоит отметить износ резьбы гайки, разбалтывание гайки в колодке и вытягивание винтового стержня из бочоночка.

В первом случае достаточно просто закрутить новую гайку, которые стандартные для всех смычков и продаются в музыкальных магазинах.

Во втором случае, при расширении отверстия в колодочке и, в следствии чего, некрепком закреплении гайки, лучше обратиться к мастеру.

Третья проблема чаще всего возникает при попытке натянуть волос, который растянулся в следствии увеличения влажности или просто от времени. Поэтому обычно необходимо укорачивание или замена всей волосяной ленты. Если же волос нормальной длины, то соединить винтовой стержень с бочоночком можно так: капнуть немного секундного клея в дырочку на бочоночке, вставить стержень, облокотить его на твердую поверхность и сильно, до упора надавить на бочоночек.

Зачастую скрипачи относятся к кожице на смычке исключительно как к средству удобства. Однако на самом деле первостепенная роль кожицы – защитить трость от протирания большим пальцем. Поэтому своевременная её замена является необходимым условием сохранения смычка.

Иногда бывает, что при растяжении волоса в следствие повышения влажности (например, при весеннем отключении отопления) требуется закрутить винт сильнее, из-за чего длины кожицы не хватает, и большой палец упирается в трость. В этом случае нужно срочно заменить кожицу или укоротить волос. При правильно установленной кожице, край колодочки упирается в нее при спущенном волосе и не сильно отходит от нее при натянутом.

Основное назначение обмотки – сохранять трость от протирания, особенно под указательным пальцем, который во время игры оказывает довольно сильное давление. Обмотка должна быть достаточной длины - лучше, если она навита и под кожицей вплоть до колодки. Благодаря этому, при истонщении кожицы большой палец опирается не на трость, а на нее.

Иногда при нежной коже рук или плохо навитой обмотке появляются болевые ощущения на указательном пальце в районе его касания обмотки. В этом случае можно рекомендовать обмотку из более тонкой проволоки (0.2 - 0.15 мм) или из неметаллических материалов.

При недостаточно прочно лежащей обмотке или её разматывании можно воспользоваться секундным клеем или скотчем.

Эта часть смычка нужна для защиты эсика смычка от слома, а также для более равномерного распределения нагрузки, создаваемой натянутой волосяной лентой. Используется как натуральная кость мамонта, так и пластик различных оттенков. Выбор пластиковой косточки во многом предпочтительнее: она не трескается от удара, стоит дешевле, а на вид почти не отличима от натуральной. К тому же изделия из слоновой кости запрещены для перевозки через границу.

При откалывании или отклеивании косточки можно самостоятельно приклеить её секундным клеем.

Украшения смычка

К числу чисто декоративных смычковых элементов относятся:

1. различные необычные виды колодочек (из кости, рога, змеиного дерева), применение в них серебра и золота, переливающийся перламутр на задвижке.

2. варианты обмотки из драгоценных металлов, а также так называемая «французская обмотка» - переплетение проволоки с цветной шелковой нитью;

3. кожица, изготовленная из кожи различных рептилий;

4. резные орнаменты на косточке, кольце;

5. различные инкрустации бочоночка винта.

В заключении перечислим работы со смычком, которые вполне могут самостоятельно сделать педагог или родители ученика, не обращаясь к смычковому мастеру:

1. замена гайки в колодочке;

2. чистка трости и волоса;

3. временное обеспечение нормальной натяжки растянувшегося волоса;

4. подклейка отклеивающейся косточки;

5. устранение люфтов между колодочкой и тростью путем закручивания/выкручивания гайки;

6. вправка винтового стержня в бочоночек;

7. вправка деревянного клинышка при его вылезании из металлического кольца колодочки;

8. устранение перекрученности волосяной ленты.

Скрипка и уход за ней

При подборе размера скрипки руководствуются следующим правилом: в игровом положении ученик должен свободно обхватывать головку инструмента левой рукой.

Мензура — это длина колеблющейся части струны. Обычно она пропорциональна длине корпуса инструмента, но встречаются скрипки с неправильной мензурой.

Существует такой способ проверки правильности мензуры. Если на струне Ми в третьей позиции до-диез находится точно над обечайкой — мензура правильная. Если до-диез берется до корпуса скрипки — шейка длиннее нужной. Если до-диез берется уже над усом или даже глубже — шейка короче нужной.

Подставка и порожек

Очень большое значение для удобства игры имеет правильно подобранное расстояние между струнами на порожке и подставке, их высота над грифом. Скрипачам с узкими пальцами необходимо уменьшать расстояние между струнами, чтобы можно было свободно брать квинту одним пальцем на двух струнах. Высота струн не должна вызывать необходимость лишнего усилия при падении пальцев. Это очень актуально в начальный период обучения скрипача, когда пальцы еще не окрепли и чрезмерное усилие для продавливания струны негативно сказывается на общей свободе левой руки.

Со стороны подгрифника подставка должна быть перпендикулярна корпусу инструмента. При настройке часто происходит изменение этого угла наклона, что чревато деформированием подставки, повреждением деки, наконец — ухудшением звучания.

Профиль подставки должен быть такой формы, чтобы, с одной стороны, было удобно играть трех-четырех звучные аккорды, а с другой - не задевались соседние струны при игре на одной струне.

Каемки под струны должны быть строго полукруглой формы, не слишком глубокие – струна должна утопать в них наполовину. Часто наблюдаемое прорезание каемок струной внутрь подставки и её более глубокое погружение приводит к приглушению струны, появлению призвуков в звучании. В этом случае, для поднятия струны на нормальную высоту можно подложить под нее кусочек плотной кожи.

Колки и колковая коробка

Правильно установленные, хорошие колки характеризуются следующими качествами:

1) устойчивое держание натяжения струны и при этом легкая его корректировка;

2) отсутствие потрескивания при кручении;

3) точная передача вращательного движения от ушка на стержень, без перекручивания древесины.

4) не слишком сильно выступающий конец колка, особенно у струны Соль, так как он может создавать неудобство для деятельности левой руки в полупозиции.

5) удобно выбранный поворот ушка колка для настройки в игровом положении левой рукой.

При плохом сцеплении, прокручивании не следует стараться сильно вдавить колок в колковую коробку. Это может привести к расширению отверстий или появлению трещин. Рекомендуется натереть поверхность колка мелом или использовать специализированные пасты.

Подгрифник и машинки

Эти части скрипки играют не последнюю роль в процессе звукообразования. Подгрифник обычно лучше максимально оттянуть к пуговке, сделать жилку короче. Для формирования навыков самостоятельной настройки ученику необходимо иметь все четыре машинки, поэтому целесообразно устанавливать подгрифник со встроенными машинками. Это уменьшит вес скрипки, избавит от призвуков при игре. Профессиональные скрипачи чаще всего устанавливают одну или две машинки, настраивая колками остальные струны. Это делается для того, чтобы максимально облегчить инструмент, избавить его от лишней звукопоглощающей массы.

При закручивании машинки иногда возникает ситуация, когда нижняя её часть касается деки скрипки и начинает продавливать её. Для предупреждения таких случаев нужно время от времени проверять состояние машинок, вовремя раскручивать их.

При плохом кручении машинки можно рекомендовать смазать резьбу сухим мылом или специальными твердыми смазками.

Чистка скрипки

После каждой игры необходимо смахивать канифоль с верхней деки, со струн и грифа мягкой ворсовой тряпочкой. Застарелую налипшую канифоль и грязь на грифе можно протереть любыми спиртовыми растворами, растворителями, предварительно подложив под гриф тряпочку во избежание случайного попадания этих растворов на деку скрипки. Теми же растворами нужно иногда протирать струны от слоев налипшей канифоли, которая дает призвуки при игре.

Для очистки корпуса можно применять специализированные чистящие средства. Однако, при сильном загрязнении они, чаще всего, не дают положительных результатов. В этом случае можно воспользоваться раствором уайт-спирита или скипидара с небольшим количеством вазелинового или льняного масла. Лак абсолютного большинства инструментов не реагирует с этими веществами, которые прекрасно растворяют канифоль и грязь. На всякий случай, перед началом чистки можно попробовать нанести небольшое количество раствора на ватку и слегка потереть корпус в самом незаметном месте. Если ватка не прилипает и на ней не остается желтых или красноватых следов лака, то всё в порядке – можно смело чистить весь инструмент.

Изнутри в корпусе скрипки также постепенно накапливается пыль, шерсть и прочая грязь, которая негативно сказывается на звуке инструмента. Для того чтобы избавиться от неё рекомендуют следующий способ. В скрипку через эфы засыпается некоторое количество рисовой крупы, затем скрипку нужно хорошенько потрясти по всех направлениях, после чего наклонить эфами вниз и высыпать крупу.

На данный момент существует три основных вида струн, различающихся по материалу сердечника: металлические, синтетические и жильные.

Металлические струны (Thomastik Superflexible, Spirocore, Pirastro Chromcor и др.) наиболее долговечны, стабильно строят между собой, легко закручиваются под смычком. Однако, их звучание достаточно резкое, порой придавленное, не объемное.

Преимущества синтетических струн (Pirastro Obligato, Evah Pirazzi, Toniсa, Thomastik Dominant, Vision Solo и др.) в гораздо более приятном звучании, дающем больше обертонов, объема. Под пальцами синтетические струны ощущаются мягче за счет их большей толщины. К сожалению, срок службы этого вида струн существенно ниже, при интенсивных занятиях они начинают расстраиваться уже через несколько месяцев.

Жильные струны (Pirasto Oliv, Passione, Eudoxa и др.) отличаются наиболее благозвучным звучанием, но недолгий срок службы, вместе с дорогой ценой делает их скорее прерогативой солистов.

Чтобы проверить, строят ли струны между собой можно попробовать брать разные квинты одним пальцем на соседних струнах. Они должны браться легко, без выкручиваний пальца. Если квинта грязная, то это означает, что пора менять комплект струн.

Новые струны нужно устанавливать по одной, снимая старую и натягивая новую, чтобы избежать возможного падения душки при уменьшении давления на подставку. Перед установкой необходимо жирно смазать каемки на подставке и порожке грифельным карандашом на всю их глубину. Это значительно продлит жизнь новых струн, не давая обмотке зацепляться и растягиваться.

Струны поддаются частичному ремонту. При отрыве шарика можно рекомендовать сделать одинарный узелок на конце струны, что вполне возвращает струне её функциональность. Порвавшуюся обмотку починить уже не удастся, можно только затормозить процесс её дальнейшего раскручивания. Для этого можно воспользоваться суперклеем или небольшим кусочком скотча.

Проблемы призвуков

Всякий скрипач сталкивался с тем, что периодически в его инструменте появляются различные призвуки: дребезжания, хрипы, звоны и т. п. Их природа совершенно различна. Некоторые из них через какое-то время пропадают сами, а с другими необходимо бороться - искать причину и устранить её.

Перечислим некоторые причины появления призвуков:

1. изменение климатических условий (температура, влажность);

2. отклейка верхней или нижней деки от обечаек;

3. микротрещины на корпусе инструмента;

4. загрязнение инструмента - как внешнее, так и внутреннее;

5. неплотное прилегание душки к декам или же её дефекты;

6. обрыв обмотки струны;

7. касание подбородником подгрифника или его креплением выступающих частей дек;

8. касание машинками деки или же их неплотное прилегание к подгрифнику;

9. неплотное касание лапок мостика обечаек;

10. наличие дефектов на подбороднике, мостике.

11. касание инструмента пуговицами одежды, нашейными цепочками.

Хранение и транспортировка

Оптимальной для инструмента является комнатная температура, а влажность в пределах 40-60%. Нежелательно оставлять инструмент в автомобиле на продолжительное время, поскольку чрезвычайно низкая или высокая температура в зимний или летний период могут повредить ваш инструмент. Для локальной коррекции влажности в футляре используют специальные увлажнители и осушители. Необходимо избегать попадания на инструмент прямых солнечных лучей.

При транспортировке на дальние расстояния нужно тщательно и надежно упаковать инструмент. В футляре не должно быть пустот, скрипка должна плотно прилегать к футляру со всех сторон.

Перечислим работы со скрипкой, которые могут осуществлять педагог или родители ученика, не обращаясь к скрипичному мастеру:

2. возвращение подставки в перпендикулярное корпусу инструмента положение;

3. поднятие струн на подставке путем подкладки прокладки из кожи;

4. смазка колков, машинок;

5. чистка скрипки;

6. шлифовка шейки;

7. временный ремонт струн;

8. поиск и устранение причин и призвуков.

Автор: Акуратнов А.В.


     

3 марта

Выпадение волос при Sars-Covid 19

Многие пациенты, переболевшие коронавирусом, отмечают, что через несколько месяцев после болезни у них стали обильно выпадать волосы. И чаще такой симптом возникает у женщин.

Ученые из Японии инициировали исследование с привлечением людей, переболевших новой инфекцией. Они поставили задачу – выяснить, выпадают ли волосы после коронавируса. В ходе эксперимента установили, что 24,1% опрошенных жаловались на алопецию. Проблема возникала спустя 55 дней после проникновения возбудителя в организм и сохранялась на протяжении 76 суток.

Выпадение волос после коронавируса связано с целым комплексом факторов. Коронавирус – болезнь, поражающая дыхательные пути и влияющая на состав крови. Это неизбежно влечет гипоксию – недостаток кислорода. Нарушение газообмена в периферических тканях может стать причиной временной алопеции.

Возможные причины у женщин:

►стресс из-за болезни;
►нехватка ресурсов организма, особенно на фоне потери веса;
►длительная гипертермии (установлено, что чем выше и длительнее лихорадка, тем больше гибнет волосяных фолликулов и интенсивнее выпадение волос);
►дефицит витаминов;
►нарушение кровообращения в коже головы;
►воздействие токсинов, вырабатываемых вирусом;
►токсическое воздействие медикаментов (антибиотиков, противовирусных препаратов, интерферонов), которые сокращают срок жизни волоса и приводят к массовому выпадению).

Другая характерная женская проблема – эндокринные нарушения. На фоне коронавирусной инфекции может нарушаться нормальное функционирование щитовидной железы, даже если ранее подобных патологий не наблюдалось. При гипофункции и избыточной секреции гормонов возможно выпадение волос.

Мужчины меньше подвержены стрессу. Их волосы чаще обновляются, поэтому не так сильно страдают от дефицита минералов и витаминов, однако алопеция после коронавируса не исключена и у мужчин. Причина патологии чаще всего связана с интоксикацией. Из-за продуктов жизнедеятельности возбудителя основание волоса ослабевает. Они не обламываются, а выпадают вместе с корнем.

В японском Национальном центре глобального здравоохранения подтвердили, что патологические изменения носили лишь временный характер. В большинстве случаев пациентам удается остановить процесс выпадения волос после коронавируса. Через 3-4 месяца спящие фолликулы активизируются. На месте утраченных волос растут новые – здоровые и крепкие.

КАК ОСТАНОВИТЬ ВЫПАДЕНИЕ ВОЛОС?

Самый простой способ остановить алопецию – устранить дефицит полезных веществ с помощью правильно составленного рациона питания. В самых тяжелых случаях требуется прием медикаментов, эффект от которых дополняют безопасные народные средства.

НАРОДНЫЕ МЕТОДЫ

Маска пробуждает спящие фолликулы, укрепляет корневую зону и улучшает структуру волос, делая их блестящими, мягкими, гладкими. Большинство рецептов легко осуществить в домашних условиях.

Рецепт очень эффективной маски:

Нам понадобится:

• 5 видов сухих трав – хвощ, лопух, мята, крапива, аир;
• Димексид;
• Альфа-токоферола ацетат (витамин Е жидкий);
• Эфирное масло размарина;
• Оливковое масло extra virgin в таре из темного стекла;
• Чистая сухая предварительно простерилизованная (!) стеклянная банка емкостью 0,5 л;
• Одноразовый шприц на 20 мл.

Способ приготовления

Высыпать в сухую банку треть пачки лопуха, треть пачки крапивы (примерно по 15 грамм) и по четверти пачки аира, хвоща, мяты. Всё залить оливковым маслом максимально до краев банки, добавив 6-8 капель витамина Е.

Банку хорошо потрясти и убрать в темное место, каждый день встряхивать. Настаивать 10-14 дней.

Затем полученную массу необходимо хорошо процедить через марлю, отделив масло от травы.

Отмерить 40 мл масла шприцом и вылить в чашечку.

Разбавить димексид кипяченой водой 1:6 (1 чайная ложка димексида на 6 чайных ложек воды), хорошо перемешать. Из этого раствора 1 чайную ложку добавить в масло, перемешать. Добавить 6-8 капель масла розмарина, перемешать.

Способ применения

Наносить на кожу головы (оптимально это делать также шприцем). Разовая порция 40 мл.

Убрать волосы под шапочку для душа, сверху обмотать полотенцем или надеть шапку.

Использовать такую маску 2-3 раза в неделю минимум 3 месяца.

Противопоказаний у маски нет, кроме индивидуальной непереносимости компонентов. Рекомендовано димексид в растворе 1:6 сначала опробовать на небольшом участке кожи.

ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ

COVID-19 провоцирует дефицит минералов. Для лечения волос после коронавируса нужно восстановить нехватку. Основной микроэлемент, отвечающий за красоту и силу волос, – цинк. В рацион вводят:

• говядину;
• твердые сорта сыра;
• тыквенные семечки;
• яйца;
• фасоль;
• гречу;
• геркулес.

лаеннек-терапия при выпадении волос

ЛАЕННЕК-ТЕРАПИЯ

Лаеннек - это лекарственный препарат на основе гидролизата плаценты человека. В плаценте было обнаружено присутствие более 4000 различных белков, включая факторы роста, цитокины, факторы фибринолиза и ферменты энергетического обмена, а также простагландины, энкефалины и другие нейропептиды и ряд микроэлементов.

Состав препарата Лаеннек

►Макроэлементы: N, P, C, S, Ci, Na, Mg, Ca, K;

►Микроэлементы: Zn, Br, Si, Fe, Mn, c, Se, Cr, V, Cu, Li, B, Co;

►Интерлейкины: iL -1, 2, 3, 4, 5, 6,8,10,12;

►Низкомолекулярные регуляторные пептиды: HGF фактор роста гепатоцитов, NGF фактор роста нервов, EGF эпидермальный фактор роста, FGF фактор роста фибробластов, CSF колонийстимулирующий фактор роста, IGF инсулиноподобный фактор роста, TGF трансформирующий фактор роста, VEGF фактор роста эндотелия сосудов;

►Витамины: В1, 2, 3, 5, 6, 9,12; С, D, РР, А, Е, К;

►Аминокислоты, в том числе незаменимые: треонин, серин, пролин, глицин, аланин, метионин, лецин, изолейцин, валин,фенилаланин, гистидин, лизин, аргинин, таурин, аспарагиновая кислота, глутаминовая кислота,цистин.

Именно благодаря своему богатому составу препарат помогает эффективно бороться c последствиями COVID-19, в том числе помочь решить проблемы выпадения волос.

ЧТО НЕ СЛЕДУЕТ ДЕЛАТЬ?

Восстановление густоты волос предполагает ряд запретов. При алопеции на фоне коронавирусной инфекции нельзя:

► самостоятельно назначать себе лекарственные средства;
► отказываться от расчесывания прядей;
► редко мыть голову;
► осветлять, окрашивать локоны.

Однако нельзя забывать, что аллопецию могут вызывать также и другие причины. Диагностировать истинную причину выпадения волос поможет трихоскопия – инструментальное исследование кожи головы для оценки структуры фолликулов, состояния капилляров, жизненной фазы волос. Поэтому необходимо обратиться к врачу-трихологу, который также назначит дополнительное исследование крови и подберет необходимый лекарственный препарат и метод лечения.

Узнать подробности можно по телефону +7 (351) 240-03-03

Читайте также: